Во сколько лет отдавать ребёнка в школу: особенности в зависимости от пола, темперамента и других факторов, законодательные нормы

Если ваш малыш родился осенью или зимой, вы наверняка уже задумывались, в каком возрасте отдать его в школу — в 6 или почти в 8 лет. Когда и как понять, стоит ли торопиться, или, наоборот, лучше продлить беззаботную жизнь ребенка еще на год — расскажем в этом материале. А также узнаем, что по этому поводу думают эксперты.

 

Согласно букве закона

Закон трактует мучающий многих родителей вопрос однозначно — согласно ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» дети должны идти в школу не раньше 6,5 лет и не позже 8. Т. е.

если к 1 сентября ребенку меньше шести с половиной лет, то, каким бы умным и развитым он ни был, со школой придется повременить.

Если же возраст ребенка укладывается в допустимые законом рамки, то решение о начале учебы принимают сами родители.

«Школьная зрелость»

Во сколько лет отдавать ребёнка в школу: особенности в зависимости от пола, темперамента и других факторов, законодательные нормы

Чтобы не навредить ребенку, сделав неверный выбор, следует правильно оценить степень его «школьной зрелости», которая складывается из нескольких компонентов:

 уровень подготовки — умеет ли малыш читать и писать, аккуратно ли раскрашивает и рисует, насколько развита мелкая моторика (лепка, обращение с ножницами, нанизывание бусин и пр.); самостоятельность — способен ли он без помощи взрослых аккуратно одеться (пригодится после уроков физкультуры), содержать рабочее место в порядке, отпрашиваться и в одиночку ходить в туалет; здоровье — не слишком ли часто ребенок болеет («часто» — это раз в полтора-два месяца), есть ли хронические болезни, в норме ли состояние «трех китов» организма будущего школьника — зрения, позвоночника и желудка, быстро ли устает, нуждается ли в дневном сне; темперамент — непоседлив малыш или усидчив, способен ли сосредоточиться на одном занятии дольше 15 минут, проносится ли вихрем по детской площадке, расталкивая других детей, или предпочитает спокойно играть со сверстниками; мотивация — хочет ли ребенок поскорее сесть за парту, охотно ли отзывается на предложение почитать или решить простой пример, расстраивается ли при мысли о расставании с детсадом.

Пол имеет значение

Во сколько лет отдавать ребёнка в школу: особенности в зависимости от пола, темперамента и других факторов, законодательные нормы

Как правило, девочки-шестилетки быстрее и успешнее адаптируются к школе, чем их ровесники-мальчишки. Кроме того, девочки быстрее развиваются, им становится неинтересно учиться в окружении «малышни», если в классе они самые старшие. Поэтому, если вернуться к «законному» диапазону возраста первоклассника — от 6,5 до 8 лет — то девочек рекомендуется отдавать в школу ближе к его нижней границе, а мальчиков — к верхней. Но, разумеется, все дети разные и решение в каждом случае принимается индивидуально.

Если все же сомневаетесь

Во сколько лет отдавать ребёнка в школу: особенности в зависимости от пола, темперамента и других факторов, законодательные нормы

Если определить готовность ребенка самостоятельно вы затрудняетесь, вам на помощь всегда придут:

 воспитатели в детском саду — более «взрослых» детей они часто определяют еще в средней группе и, как правило, рекомендуют перевестись в группу постарше минимум за год до выпуска; педагоги в «подготовишке» — школа дошкольника — оптимальный вариант, если вы хотите посмотреть, как ваш пяти-шестилетка справляется с обучением. По итогам подготовительных занятий с родителями беседует школьный психолог, который помогает принять правильное решение.

Важно!

Если вы сами замечаете, что ребенок в целом развит, но не «дотягивает» до школы по отдельным параметрам, например, не может долго усидеть на одном месте, теряется в незнакомой обстановке, не может справиться с письмом, чтением или счетом, не стоит уповать, что «в школе со всем разберутся». Лучше не подвергать ребенка стрессу и подождать еще год.

Наталья Волошина

Источник: https://www.bebinka.ru/article/6-ili-pochti-8-vo-skolko-let-otdavat-rebenka-v-shkolu

Особенности адаптации ребенка к дошкольному учреждению в зависимости от его темперамента

Особенности адаптации ребенка к дошкольному учреждению в зависимости от его темперамента. Каждый ребенок с первых дней жизни имеет индивидуальный темперамент, который практически невозможно изменить. Врожденный темперамент человека видно во всем: в скорости его мышления, темпе речи, в мимике, подвижности, манере общения и т.д.

Темперамент обусловливает скорость и силу реакции нервной системы на разные раздражители: на интонацию матери, мокрые пеленки, чувство голода, боль в желудке, собственные желания и т.п. Позже таким раздражителем становится детский коллектив. Чтобы облегчить процесс адаптации в коллективе, нужно учесть темперамент ребенка.

Как известно, существует 4 распространенных типа темперамента: меланхолик, флегматик, холерик и сангвиник.

Рассмотрим каждый из этих типов.

Ребенок-меланхолик. В поведении меланхолика много непонятного, но оно следует из его богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще бывает задумчивым и грустным. Если волнуется, то плачет долго и горько. Достаточно тяжело включается в игры других детей, но, поборов себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добрый, мягкий, открытый и доверчивый. Часто слишком рассудительный, ведет себя и рассуждает, как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчивый в еде, быстро утомляется, тяжело переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в постели любит размышлять и фантазировать. Утром просыпается в плохом настроении. Любит тепло. Боится спорта. Требует много забот и очень нуждается в понимании. Родители и воспитатели должны знать, что наличие множества проблем неприемлемо для ребенка-меланхолика, т.к. он долго фиксируется на этом и переживает. У ребенка должен быть человек (отец, мать, бабушка, дедушка, сестра), в конце концов, домашнее животное, которому он мог бы довериться полностью, чтобы получать от него тепло и внимание. Ребенок-меланхолик замкнут, нерешителен и очень недоверчив. Этот ребенок – прирожденный пессимист и постоянно чем-то недоволен. Часто капризничает, хнычет или кричит в полный голос. Меланхолик постоянно требует внимания к своей персоне и недоволен, если его просят поиграть самостоятельно. Не любит никаких нововведений. Смену режима дня, появление в окружении новых людей и даже введение новой еды он принимает настороженно. Ему нужно время, чтобы привыкнуть к переменам и принять их как должное. Тяжело усваивает новую информацию и быстро утомляется. Меланхолику детский коллектив не нужен. Он комфортно чувствует себя дома в окружении взрослых, которые готовы удовлетворять его капризы. Поэтому, чем позже такой ребенок пойдет в детский сад, тем лучше. Если есть возможность, желательно отдать такого ребенка в детский сад не раньше 5-6 лет. Но вообще избегать детского сада и до школы сидеть дома не стоит. Желательно, чтобы ребенок-меланхолик до школы получил опыт общения со сверстниками и воспитателем (не рассчитывая на маму, которая всегда рядом). С детьми-меланхоликами возможны проблемы. Протестовать против похода в детский сад меланхолик обычно начинает еще с вечера. А когда мама утром в детском саду наконец освобождается от его объятий, он может «мстить» воспитателям и другим детям за то, что мама настояла на своем и все-таки ушла на работу: он будет отказываться засыпать и будет мешать другим детям в тихий час.

На меланхолика нельзя давить и насильно вести в детский сад. Любые категорические обращения и негативные оценки провоцируют снижение его активности, сводят на нет и без того вялые действия с его стороны. С таким малышом нужно обговаривать будущие события, акцентируя внимание на позитивных сторонах. Задача родителей – заинтересовать ребенка будущими переменами.

Нужно рассказывать ребенку, как интересно ходить в детский сад. В крайнем случае родителям можно рекомендовать заключить с меланхоликом мирный договор: «Ты не плачешь утром и идешь в детский сад, а в выходной мы пойдем кататься на карусели» (возможны варианты в зависимости от пожеланий ребенка).

В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, «мягкие», не соревновательные игры.

Ребенок-флегматик. Медлительный молчун, полненький, спокойный. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, не шумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, просыпается поздно, ест много, в еде неразборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в детском саду играет своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где нужно проявлять ловкость, быстроту. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать решения флегматику тяжело, поэтому он спокойно отдает право выбора другому. Знает много песен и стихов, нового не любит, но с удовольствием вспоминает то, что знает. Для других детей он скучный и ленивый, они не приглашают его в свои активные игры, но с удовольствием играют с ним в традиционные ролевые игры (доктор, дочки-матери). Он схватывает и запоминает новые правила и информацию медленно, но надолго, редко ошибается. С таким ребенком родители обычно не знают проблем. Он много спит, редко устраивает истерики и практически не требует к себе внимания. Всегда сдержан и рассудителен, редко проявляет инициативу и заинтересованность. Создается впечатление, что он словно плывет по течению. Флегматик любит спокойные игры и стремится всегда оставаться в тени. Он долго адаптируется к детскому саду, но открыто не выражает своих эмоций. Флегматику все равно, где находиться – дома или в детском саду, но адаптация к детскому саду для него наиболее безболезненна в 2-3 года. В этом возрасте детский коллектив еще не сформировался, и флегматику будет проще вписаться в новый круг общения. Адаптируясь к детскому саду, ребенок-флегматик погружается в себя. Он избегает общения со сверстниками и не идет на контакт с воспитателем. Он может целый день просидеть один в уголке или возле окна. Флегматик редко плачет утром, когда мама уходит, и не проявляет особой радости, когда его забирают домой. Но при этом детский сад долгое время остается для него чужим местом, а не «вторым домом». Ребенок-флегматик может целый день терпеть или «ходить» в штаны, хотя уже давно умеет пользоваться горшком и туалетом. Таким образом он демонстрирует, что детский сад для него – чужая территория. Воспитатели редко жалуются на таких детей. Флегматик не плачет и не капризничает. Но он не меньше, чем другие дети, требует внимания. Ему необходимо присутствие рядом чего-то родного и знакомого. Нужно предложить родителям, если это возможно, купить ребенку красивую пижаму или взять из дома мягкую игрушку. Тогда ему будет проще привыкнуть к новой обстановке.

Родителей беспокоит обесцвечивание эмоционального мира ребенка, некоторое равнодушие и неспособность сопереживать.

В занятиях с флегматиком рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Ребенка нужно закалять, немного поторапливать во время еды, не давать много сладкого.

В игре не нужно оставлять ребенка в одиночестве, необходимо чаще заинтересовывать, побуждать к действию.

Ребенок-холерик. Спокойным этого ребенка никак не назовешь. Он легко возбуждается и долго не может успокоиться. Холерик отдает предпочтение шумным играм, шалостям и постоянно требует зрителей. С раннего детства он умеет работать на публику. Часто провоцирует конфликтные ситуации со сверстниками и воспитателями. Он легко привыкает к новым людям и новой обстановке. Но все непредвиденные ситуации воспринимает очень остро. Быстро схватывает новую информацию и так же быстро забывает. Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, смел. Ему нравится риск, отчаянные истории и приключения. Тяжело идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Он слишком самостоятелен, чтобы добиться своего, агрессивен и горяч. В поведении много зависит от воли: многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и царапины. Спит мало, просыпается рано. В еде неразборчив, любит «хватать куски». В поступках холерика часто отсутствует элемент обдумывания, он импульсивен, склонен к приступам гнева, забияка и крикун, но после может притихнуть и стать «золотым ребенком». Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. В общении с ребенком-холериком нужно быть терпеливым и спокойным. Потребность в детском коллективе у холерика появляется в 3-4 года. Кстати, для него это оптимальный возраст для привыкания к детскому саду. В этом возрасте ребенок уже знаком с определенными нормами поведения, и у него появляется сдерживающий фактор. В 3-4 года холерику будет легче всего научиться отвечать за свои поступки и гармонично вписаться в детский коллектив. Адаптируясь к детскому саду, холерик будет проявлять еще большую активность и задиристость – таким образом он пытается снять нервное возбуждение и привыкнуть к разлуке с мамой. Ребенок-холерик является инициатором всех детских шалостей. Во время занятий с холериками рекомендуются подвижные игры, соревнования, спортивные упражнения, полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку необходимо большое жизненное пространство, поэтому необходимо организовывать с ним выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать ему, что часто, прежде чем что-то сделать, неплохо было бы и подумать. Высказывать ребенку какие-либо замечания лучше после того, как он успокоится, возможно, даже через день, всегда объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае нельзя стыдить ребенка при других детях! Возможно, он и сам бы хотел научиться держать себя в руках, поэтому поймите его и помогите!

Читайте также:  Угощение для кукол: лепка в средней группе, подготовка занятия с конспектом + фото и видео

Не ругайте ребенка за его шалости и баловство. Он и сам понимает, что ведет себя неправильно, но ничего не может с собой сделать. Задача воспитателей и родителей – направлять энергию ребенка, которая бьет через край, в мирное русло.

Ребенок-сангвиник. Такой ребенок подвижен и ловок. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается и переключается с одного занятия на другое. Родителей часто беспокоит его несобранность, невнимательность, несерьезность, неаккуратность. Но, несмотря на это, ребенок приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер. Засыпает легко и быстро, так же легко и рано просыпается. В играх любит лазать, ползать, раскачиваться, бегать. Быть непостоянным – не недостаток, а свойство, черта характера сангвиника. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и не жадны. Ребенок-сангвиник – веселый, жизнерадостный, ловкий и дружелюбный. Игры и повседневная жизнь его должны быть подвижными, требования к покою и равновесию нужно согласовывать с учетом особенностей темперамента. Ребенок-сангвиник может научиться удерживать внимание с помощью взрослого, если взрослый уделяет ему много внимания во время совместных занятий. Это самый «соответствующий» для детского сада темперамент. Ребенок очень любознателен и постоянно требует новых впечатлений. Он проявляет огромный интерес ко всему, что его окружает. Отлично сходится со сверстниками, быстро адаптируется в незнакомом месте и мгновенно усваивает новую информацию. Его живая речь изобилует новыми словами и импульсивными жестами. Ребенок-сангвиник не злопамятен – он быстро прощает и забывает обиду. Сангвиники – прирожденные лидеры и заводилы. Однако, увлекшись каким-либо делом, малыш не может правильно распределить силы, поэтому быстро устает и часто меняет надоевшие занятия. Как только ребенок-сангвиник замечает, что рядом есть дети, — он сразу требует общения с ними. Сангвиники владеют прирожденной готовностью к детскому саду. Поэтому, чем раньше отдать такого ребенка в коллектив, тем будет лучше для всех. Сначала сангвиник с радостью будет ходить в детский сад. Но он быстро устает от однообразия, и, как только ему станет скучно ходить в детский сад, он обязательно продемонстрирует свое недовольство. Лепка, рисование, музыка, танцы, физкультура, развивающие игры пойдут на пользу малышу. Он будет с удовольствием ходить в детский сад только в том случае, если ему будет там интересно.

Таким образом, темперамент – прежде всего то, что дано природой, а природа, как известно, редко ошибается. В каждом типе темперамента есть много положительного, у каждого ребенка есть запас свойств и качеств, которые помогают ему сберечь свою индивидуальность и неповторимость, уникальность, свое собственное «Я».

Воспитателям, которые выбирают для себя тот или иной стиль общения с ребенком, подбирают особенный подход к нему, необходимо помнить, что «чистые» типы темперамента встречаются очень редко, реальный ребенок имеет смешанный тип темперамента, что обусловливает нестандартность его поведения и разные способы реагирования. Но в каждом ребенке преобладают, имеют наибольшее проявление один или два типа темперамента.

Источник: http://charivna-kvitka.ucoz.ru/publ/sovety_psikhologa/osobennosti_adaptacii_rebenka_k_doshkolnomu_uchrezhdeniju_v_zavisimosti_ot_ego_temperamenta/3-1-0-25

Во сколько лет отдавать ребенка в школу — советы психолога: в каком возрасте лучше, можно ли в 6?

Родители детей, рожденных в зимне-весенний период, часто задаются вопросом: «Когда лучше отдать ребенка в школу?».

Если ребенок появился на свет в марте, в начале очередного учебного года его возраст на 6 месяцев «перешагнет» рекомендованную для поступления отметку в 7 лет.

Может, стоило отправить такого ребенка в школу в предыдущем сентябре? Справится ли с положенными учащимся нагрузками малыш, которому всего 6,5?

От того, во сколько лет отдать ребенка в школу, будет зависеть его дальнейшая успеваемость, поэтому этот вопрос необходимо тщательно обдумать

Во сколько лет лучше отдавать ребенка в школу?

Некоторые родители, стремясь реализовать свои амбиции, отправляют чадо учиться как можно раньше. Другие хотят продлить беззаботное детство отпрыска и откладывают поступление ребенка в школу. На самом деле, универсальных рекомендаций на этот счет нет. Решение должно приниматься родителями в индивидуальном порядке после тщательного анализа всех особенностей ребенка.

На какие факторы следует обратить внимание прежде всего? Разумеется, принятое родителями решение об образовании ребенка, не может идти вразрез с действующим законодательством страны. В каком же возрасте можно отправлять малыша учиться в соответствии с нормами, принятыми в РФ?

По законодательству

Впрочем, известны случаи, когда по письменному заявлению опекунов ребенка принимали в школу раньше положенного возраста. Такое возможно, например, в частных учебных заведениях, где специально формируются классы из детей помладше.

Если же речь идет об обычной общеобразовательной школе, то, чтобы записать туда ребенка до 6,5 лет, родителям придется предварительно показать чадо психологу.

Именно на основании заключения специалиста об уровне эмоционального и социального развития крохи и будет принято решение, готов ли малыш к обучению в первом классе.

Существует ли шанс отдать ребенка в школу в 8,5 лет или позже? В норме, если малыш такого возраста еще не посещает учебное заведение, его семьей непременно заинтересуются органы опеки.

Происходящее будет расцениваться госструктурами как нарушение права юного гражданина на получение начального образования. Родители ребенка будут привлечены к административной ответственности.

Не произойдет этого лишь в том случае, если дошкольник будет официально признан не готовым к обучению по состоянию здоровья.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: куда и в какие секции отдать ребенка-мальчика в 4 года?

По состоянию здоровья

При наличии у ребенка хронических заболеваний, вопрос, когда стоит отдавать его учиться, должен решаться при непосредственном участии наблюдающего кроху врача.

Если у ребенка имеются хронические заболевания, вопрос о поступлении в школу должен решатся совместно с лечащим врачом

Для каждого случая рекомендации специалиста будут индивидуальны, но обычно родителям рекомендуют повременить с зачислением малыша в школу, если у последнего есть проблемы:

  • с костно-мышечной системой;
  • с пищеварением;
  • со зрением.

При переходе дошкольника на непривычный для него режим дня с добавлением нагрузок именно перечисленные группы органов страдают сильнее всего. Чтобы не усугублять имеющиеся у ребенка проблемы со здоровьем, врачи могут порекомендовать родителям в первую очередь заняться лечением малыша, а его обучение отложить до более позднего возраста.

Есть у медиков ряд советов и для тех, чьи дети не страдают от хронических заболеваний и имеют крепкий иммунитет. Прежде чем отдавать по всем признакам здорового ребенка в школу, его, в любом случае, следует показать некоторым специалистам:

  • педиатру;
  • иммунологу;
  • отоларингологу;
  • офтальмологу;
  • стоматологу;
  • неврологу;
  • психиатру.

Перед поступлением в школу каждый ребенок в обязательном порядке должен пройти медосмотр

Если хотя бы один из перечисленных врачей решит, что у малыша имеются какие-то проблемы, родителям стоит всерьез задуматься о том, чтобы отложить поступление крохи в учебное заведение до тех пор, пока ему не исполнится 7,5-8 лет. Оставшееся время можно будет использовать для оздоровительных процедур. Замечательно, если в последний год перед школой у родителей получится свозить отпрыска в хороший лечебный санаторий.

Готовность ребенка к школе

Упомянутые выше законодательные нормы опираются, прежде всего, на статистические данные о принципах физиологического развития человека, согласно которым возраст от 6 до 8 лет оптимален для начала обучения. Память малыша к этому моменту уже достаточно развита для усвоения большого количества нового материала, а его тело способно легко привыкнуть к постепенно увеличивающимся нагрузкам.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как определить психологическую готовность к школе?

Интеллектуальное развитие

Под термином «интеллектуальное развитие» специалисты обычно понимают не столько багаж знаний, с которым малыш приходит в первый класс, сколько готовность крохи к усвоению нового учебного материала.

Если ребенок зазубрил таблицу умножения, но при этом не способен строить простые логические цепочки, отдавать его в школу явно равно.

Какими интеллектуальными навыками должен обладать будущий первоклассник? Первостепенны среди них следующие:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как максимально быстро научить ребенка таблице умножения?

  • умение анализировать информацию и выделять главное;
  • способность к логическим выводам и синтезу причинно-следственных связей;
  • свободное ориентирование в понятиях «пространство» и «время»;
  • достаточное развитие речевого аппарата и богатый словарный запас.

Эмоциональный фон и зрелость нервной системы

Во многом именно от степени развития нервной системы зависит, насколько легко человек справляется с нагрузками и усваивает новую для себя информацию. Понять, есть ли у ребенка проблемы в данной сфере, сможет только специалист. Именно поэтому посещение врача-невролога – обязательный шаг перед подготовкой к школе.

Для того чтобы понять, готов ли ребенок к школе, всем будущим первоклашкам рекомендуется пройти тестирование

Проблемы с нервной системой оказывают влияние и на поведение. Из-за ее незрелости некоторые дети заторможены; другие – проявляют гиперактивность. То и другое может негативно сказаться на учебе.

Понять, как лучше поступить конкретно в их ситуации, родители смогут после консультации у детского психолога.

Специалист проанализирует, изменится ли поведение ребенка с течением времени, и расскажет, имеет ли смысл откладывать поступление крохи в первый класс.

ИНТЕРЕСНО: куда лучше поступить после 9 класса: советы

Навыки общения и степень самостоятельности

Если до школы ребенок посещал детский сад, проблем с социализацией и развитием самостоятельности у него, как правило, не возникает. В противном случае родителям придется уделить внимание таким аспектам, как:

  • обучение крохи простейшим навыкам самообслуживания;
  • развитие у малыша внимательности к чувствам окружающих;
  • формирование толерантного отношения к недостаткам других детей.

Когда надо задуматься об оформлении ребенка в школу?

К сожалению, в современных реалиях недостаточно просто решить, когда отдавать ребенка в школу. О зачислении малыша в учебное заведение придется позаботиться заранее. Практика показывает, что минимальное время, требующееся для оформления всех необходимых документов, составляет 6-9 месяцев.

Источник: https://VseProRebenka.ru/razvitie/intellektualnoe/vo-skolko-let-otdavat-rebenka-v-shkolu.html

Во сколько отдавать ребенка в школу: в 6 или 7 лет

Многие родители хотят видеть в своих детях вундеркиндов и стремятся дать им лучшее образование.

Нередко они идеализируют ребенка и полагают, что он слишком умен, чтобы продолжать ходить в детский сад.

Потому нужно решить: во сколько лет отдавать ребенка в школу? Ведь нередко дети умеют выполнять довольно сложные задачи уже в 5-6 лет. Давайте разберемся в нормативах, а также в рекомендациях экспертов.

:

С какого возраста ребенок может посещать школу

При обучении ребенка на территории России обращаемся к ФЗ «Об образовании» и видим следующее: «при достижении возраста 6 лет и 6 месяцев, но не позже 8 лет».

Исключение составляют случаи, когда ребенок не может идти в школу даже при достижении возраста 8 лет, например из-за серьезного заболевания.

Читайте также:  Дидактические игры по математике в подготовительной группе детского сада, в том числе своими руками, картотека математических игровых занятий с целями

Однако в большинстве случаев возрастные рамки необходимо соблюдать – в противном случае к родителям или законным представителям будут применены санкции со стороны контролирующих организаций.

Речь идет именно о том, с какого возраста ребенок может посещать школу по закону – рекомендаций действующее законодательство не дает.

Если у вас есть выбор, рекомендуется руководствоваться особенностями его личности, уровнем психического развития, приобретенными навыками и рядом других факторов, о которых мы поговорим далее.

Но сразу отметим: мнение о важности раннего начала обучения часто ошибочно.

Во сколько лет отдавать ребенка в школу

Универсального ответа на вопрос со скольки лет лучше отдавать ребенка в школу не существует. Важен индивидуальный подход, нужно отойти от идеализации и взглянуть на вещи реально. В том, что некоторые дети развиваются медленнее сверстников, нет никакой катастрофы.

Если ребенок пока не готов начать обучение – не нужно пытаться «надрессировать» его в сжатые сроки. Учтите все факторы, которые отмечают педагоги и психологи.

Интеллектуальное развитие

Это определяющий фактор. Именно развитые навыки, способность к концентрации внимания и соответствие базовым дидактическим требованиям обуславливают готовность ребенка к кардинальным изменениям в его жизни. Интеллектуальное развитие позволяет малышу идти в начальную школу, если он:

  • обладает связной речью и значительным словарным запасом – может подбирать к ним синонимы, составлять сложные предложения, может образовывать однокоренные слова;
  • с легкостью составляет рассказ по изображению с определенным сюжетом;
  • умеет произносить звуки и находить их в определенных словах;
  • обладает скоростью чтения не менее 7-8 слов за одну минуту;
  • умеет писать заглавными буквами;
  • называет главные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник);
  • знает о свойствах конкретных предметов, об их форме, габаритах, нахождении относительно другого объекта;
  • не испытывает сложностей в процессе сборки пазлов, предназначенных для его возраста;
  • различает цвета и знает их названия;
  • запоминает и рассказывает стихи и скороговорки;
  • умеет раскрашивать картинки, не допуская существенных выходов за ее контуры.

Умение читать необязательно, но желательно. Практика показывает, что читающие по слогам дети легче адаптируются к учебному процессу. Также они испытывают меньший стресс при подготовке.

При этом все навыки должны приобретаться постепенно, в процессе регулярных игр и занятий. Если вы возведете перечень требований в культ и решите во что бы то ни стало вбить в голову ребенку необходимые знания – это приведет к негативным последствиям.

Не стоит чрезмерно нагружать малыша, иначе он потеряет интерес к учебе.

Рейтинг ТОП-7 лучших онлайн школ
Перейти на сайт школыОнлайн школа для подготовки к ЕГЭ по 4 предметам: русский, математика, английский, физика. Занятия проходят на современной IT-платформе, включающей видеосвязь, чат, тренажеры и банк задач.
Перейти на сайт школыОбразовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.
Перейти на сайт школы — Бесплатный пробный урокКрупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.
Перейти на сайт школы — Бесплатный пробный урокШкола английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.
Перейти на сайт школы — Бесплатный пробный урокОнлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.
Перейти на сайт школыОнлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.
Перейти на сайт школы — Бесплатная регистрацияИнтерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

Эмоциональная зрелость

Как и в случае со взрослыми эмоциональная зрелость ребенка выражается в умении сначала думать, и только потом говорить и делать; в способности принимать взвешенные решения; в способности к концентрации внимания и собранности.

Дети часто готовы к школе по критерию интеллектуального развития, но эмоциональной зрелости им явно не хватает – потому ребята так часто «выгорают» во время занятий.

На фоне психологической неготовности к серьезным переменам возникают и проблемы психологического характера.

Мотивация

В период поступления в школу полностью перестраивается образ жизни детей – в ней появляется новый режим, иные обязанности, повышается уровень ответственности, выражается необходимость ежедневно работать.

И движущей силой в процессе этой перестройки является мотивация. Чтобы уточнить ее наличие у ребенка достаточно задать ему вопрос: «Хочешь ли ты идти в школу? Почему?».

Если ответ будет конкретным и содержательным, то в присутствии мотивации можно не сомневаться.

Здоровье и физическое развитие

Если ребенок психологически уже готов к поступлению в начальную школу, стоит обратить внимание на состояние его здоровья. Ведь даже задача заниматься в течение урока протяженностью 40 минут может стать попросту невыполнимой. Поэтому стоит прислушаться к мнению педиатров. Врачи полагают, что дети могут идти в первый класс, когда они:

  1. В состоянии отвести руку назад и дотянуться кончиками пальцев до уха.
  2. Пожимая руки, отводят большой палец.
  3. Имеют хорошо сформированные чашечки коленей, суставы и стопы.
  4. Постепенно меняю молочные зубы на коренные.
  5. С легкостью готовы прыгать на одной ноге.
  6. Не испытывают сложностей, когда играют в мяч – легко ловят и бросают его.

Еще один важный фактор – мелкая моторика. Ребенок должен уметь лепить из пластилина, использовать ножницы, зашнуровывать ботинки и застегивать на себе одежду.

Немаловажно и состояние здоровья: врачи советуют по возможности повременить со школой, если дети слишком часто болеют или имеют серьезные хронические заболевания, поражения нервной системы. Даже если видимые «противопоказания» отсутствуют, перед принятием решения стоит прийти на консультацию к педиатру.

Коммуникация

В начальной школе малышу придется проявлять навыки общения – его будут окружать десятки незнакомых людей, которые начнут формировать единый коллектив. Потому важно умение вступать в отношения со сверстниками и иметь корректную самооценку, которая избавит от положения «белой вороны».

Самостоятельность

Еще один важный фактор, без которого первокласснику будет невероятно сложно влиться в школьную жизнь. Ребенок должен уметь самостоятельно одеваться, посещать общий туалет, элементарно заботиться о себе, не теряться в столовой, уметь раскладывать письменные принадлежности и собирать вещи в рюкзак.

Уровень тревоги

Тревожным детям гораздо тяжелее учиться, чем их более уравновешенным сверстникам. Ребенок не должен панически бояться плохих оценок или испорченных отношений с одноклассниками.

Важно, чтобы тревогу в нем не селили сами родители, которые ждут от своего чада одних только «пятерок» и блестящей учебы.

Дети должны понимать, что вы поддержите их в любой ситуации и «двойка» не изменит вашего отношения к ним.

Тип темперамента

Темперамент определяет не только потенциальные успехи в учебе, но и способность к коммуникации. Существенную роль при этом играет и пол ребенка.

Психологи полагают, что девочки-холерики и меланхоличные мальчики сложнее всего переносят необходимость приспосабливаться к условиям школы.

Так мальчики-меланхолики крайне чувствительны, им сложно постоять за себя и найти подход к одноклассникам, потому коллектив нередко отторгает их. Девочки-холерики, напротив, чрезмерно активные. Для них просто сидеть на одном месте в течение урока уже сложная задача. Они не отличаются хорошим поведением, нередко ввязываются в споры и драки со сверстниками.

Легче всего обучение в 1-м классе начальной школы дается детям-сангвиникам. Это любознательные ребята, которые тянутся к знаниям и проявляют неподдельный интерес к урокам.

Они легко находят общий язык с другими детьми, не испытывают проблем в коммуникации ввиду достаточной общительности.

Стресс, связанный с переменой режима дня и появлением новых обязанностей, они переносят гораздо легче меланхоликов и холериков.

Темперамент оказывает существенное влияние на детей, которые идут в первый класс. В этот период их характер во многом является определяющим. Но постепенно значение темперамента снижается.

Потому данный фактор стоит считать важным, но не определяющим.

Так если в начале обучения активность девочки-холерика зашкаливает, а успеваемость страдает, то при правильном подходе со стороны педагогов эффективность обучения со временем придет в норму.

Когда поступление в первый класс лучше отложить

Обычно родители сами решают, в каком возрасте идут в школу их дети. Но есть ряд очевидных «противопоказаний» к раннему началу учебы. Идти в первый класс до достижения ребенком 7-ми лет не стоит в следующих случаях:

  1. Психологические проблемы. У детей отсутствует мотивация, в их жизни наступает тяжелый период (например, родители ссорятся или расстаются), в семье появляется еще один малыш и потенциальный первоклассник начинает получать меньше внимания.
  2. Социальные проблемы. На ребенка оказывается излишнее давление, от него слишком многого требуют в школе, он испытывает трудности из-за отдаленности учебного заведения от дома и необходимости ежедневно добираться до школы на общественном транспорте.
  3. Проблемы со здоровьем. У ребенка есть хронические или психические заболевания, не так давно он перенес серьезную травму, наблюдается сниженный иммунитет.

Если данные проблемы присутствуют – поступление в начальную школу лучше отложить еще на год.

Перед принятием решения обязательно проконсультируйтесь с психологом, педиатром и педагогами школы, в которую вы хотите отдать малыша. Прислушайтесь к мнению специалистов и желанию самого ребенка в корне изменить свою жизнь уже сейчас.

Влияет ли пол на готовность к школе

Да, влияет. Родители ошибочно полагают, что мальчиков стоит отдавать в школу раньше, чем девочек. На деле юные представительницы прекрасной половины человечества созревают гораздо раньше: в более раннем возрасте они обладают лучшим интеллектуальным и эмоциональным развитием, коммуникативными навыками и способностью адаптироваться к новому ритму жизни.

При этом девочки более покладисты, учителя редко испытывают с ними серьезные проблемы. Мальчики же созревают позднее – часто они имеют игровую мотивацию к поступлению в начальную школу.

Они могут воспринимать ее как новую игровую площадку.

В сравнении с девочками они менее ответственные и покладистые, нередко ввязываются в ссоры и драки, имеют проблемы с коммуникацией и установлением адекватных отношений в коллективе.

С какого возраста ребенок может посещать школу в зависимости от пола? Согласно данному критерию девочек можно отправлять в 1-й класс при достижении ими 6 лет и 6 месяцев, а вот мальчикам лучше начинать заниматься после 7 лет. Исключения из правил есть и их достаточно много. Половой фактор рекомендуется учитывать, но не ставить во главу угла. Основными должны оставаться критерии уровня эмоционального, интеллектуального и физического развития.

Распространенные заблуждения родителей

Ребенок готов к школе, если научился читать. Данные навыки описывают уровень интеллектуального развития детей.

Опираясь исключительно на них, вы забываете о важности психологического и эмоционального фактора, о возможном наличии тревоги и отсутствии мотивации.

Умные не по годам ребята могут быть попросту не готовы к поступлению в 1-й класс из-за комплекса причин, никак не связанных с их интеллектуальным развитием.

Любого ребенка можно подготовить к раннему поступлению в школу.

На практике это не так: вы можете вложить в голову определенные знания, но не научите за пару месяцев выстраивать корректные отношения с людьми, не измените его психику.

Желание видеть в своем чаде вундеркинда и успевающими за всеми отличника нередко селит в его подсознании тревогу. Излишний прессинг приведет к снижению самооценки – в результате ребенок только пострадает.

Мальчики должны идти в школу раньше девочек. На самом деле это не так. К каждому случаю необходимо подходить индивидуально. Часто наоборот: девочки обладают достаточно развитым интеллектуальным развитием в возрасте 6 – 6.5 лет, тогда как мальчики догоняют их лишь к 7-ми годам. Это связано с психическими и физиологическими особенностями детей.

Чем раньше ребенок идет в школу, тем выше будет его успеваемость. Действительно, некоторые дети уже при поступлении в первый класс демонстрируют существенные отличия от одноклассников.

Читайте также:  Рисование — городецкая роспись в старшей группе, знакомство, конспект занятия по изо + фото и видео

Они проявляются в развитых навыках чтения и письма, в оригинальности при играх, в хорошем уровне физической подготовки. Многое зависит от темперамента – легче всего учебный процесс дается сангвиникам.

Однако по мере взросления детей их «стартовые возможности» уравниваются.

Дети не хотят идти в школу из-за лени. На самом деле, они не хотят идти туда из-за отсутствия мотивации.

Им не интересно познакомиться с новыми людьми, они не хотят менять существующий распорядок дня на новый. Они часто боятся перемен из-за излишнего прессинга, проблем с коммуникацией или тревоги.

Назвать точную причину может только психолог, поэтому при отсутствии мотивации к обучению обязательно обратитесь к специалисту.

Ребенок не готов начать обучение из-за задержки интеллектуального развития.

Это далеко не всегда так – неготовность к школе можно связывать с интеллектом только после получения соответствующего диагноза от лечащего врача.

Дети развиваются по своему индивидуальному графику, легко догоняют и перегоняют сверстников. Ставить на их умственных способностях крест из-за неготовности обучаться в 6 лет не стоит.

Резюме

В каком возрасте ребенка лучше отдать в школу? Действующее законодательство предусматривает возрастные рамки в диапазоне от 6 лет 6 месяцев до 8 лет. Соответственно большинство детей могут поступить в 1-й класс в один из двух учебных лет. При выборе времени для начала обучения необходимо руководствоваться комплексом факторов.

Ключевые из них – уровень физического, психологического и эмоционального развития. На успеваемость также могут повлиять коммуникативные навыки, темперамент, достигнутая самостоятельность и даже половая принадлежность. Потому перед принятием решения важно получить консультацию у психолога, педиатра и квалифицированного педагога.

Источник: https://info-profi.net/vo-skolko-otdavat-rebenka-v-shkolu/

Во сколько лет отдать ребёнка в школу?

Во сколько лет отдать ребёнка в школу

Вопрос, в каком возрасте стоит отдавать ребёнка в школу, рано или поздно задаёт себе каждая мама. Иногда родителям самим действительно очень сложно оценить готовность ребёнка к школе, понять, какими начальными знаниями должен обладать будущий первоклассник. Попробуем разобраться, когда можно отдать ребёнка в школу, а когда торопиться не стоит.

Что гласит закон

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» чётко объясняет, что в 1 класс берут детей с 6,5 до 8 лет*.

Школа может принять в ряды первоклассников тех, кто выходит за эти возрастные рамки, но только по заявлению родителей, с разрешения администрации школы и после комиссии, которая определит готовность ребёнка к обучению. Словом, вполне возможно, что за одной партой в первом классе окажутся 6-летка и 8-летка.

Для родителей эти 1,5–2 года кажутся целой пропастью, ведь ещё живы воспоминания о том, как они ходили гулять на детскую площадку со своим новорождённым, а его нынешний сосед по парте уже вовсю бегал и катался с горок.

Самый старший, самый младший – это страшно?

«А вдруг мой ребёнок будет в классе самым старшим или самым младшим?» – беспокоятся родители. В этом случае стоит обратить внимание на готовность ребёнка к обучению в школе.

А этот показатель складывается не из возраста или, допустим, пола, а совсем из других параметров: состояния здоровья, адаптационных способностей, умения находить общий язык с новыми друзьями и многих других.

Считается, что именно дети, достигшие возраста 6,5 лет, обладают достаточным для обучения уровнем зрелости. Они готовы к новому жизненному этапу физиологически и интеллектуально, созрели психологически к обучению, обладают нужными начальными знаниями и навыками.

Но каждый ребёнок – уникален: у кого-то школьная зрелость наступает чуть раньше, чем у сверстников, а кто-то задерживается на старте. И всё это – вариант нормы.

Лишь 10 процентов 6-летних первоклассников действительно готовы к учёбе.

С «весенними» и «летними» детьми всё проще: им к моменту поступления в школу больше 7 лет, и именно на этот идеальный возраст ориентируются родители. «Осенние» дети к 1 сентября также близки к возрасту первоклассника.

А вот у мам и пап «зимних» детей есть выбор: отвести малыша в 1 класс в 6,5 лет или подождать ещё годик до 7,5. И то и другое вписывается в законодательные рамки, и подходящий вариант выбрать бывает непросто.

Пораньше или попозже? Придётся смотреть на критерии готовности самого ребёнка к школе.

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

Как понять, что мой ребёнок готов к школе?

Интеллектуальное развитие

Должен ли ребёнок иметь начальные знания, поступая в первый класс? Нет, неумение читать и писать не станет основанием для отказа в приёме. Не нужно нанимать дошколёнку репетиторов. Он может знать алфавит, писать печатными буквами, но это необязательно.

Однако есть ряд навыков, которые он должен продемонстрировать. Например, что он умеет запоминать и анализировать материал. Может прочитать стихотворение по возрасту, пересказать короткий текст.

Знает, в какой стране, в каком городе, по какому адресу он живёт, как зовут маму и папу – полным именем, а не домашним. Важно, чтобы на вопросы он отвечал не односложно, а развёрнуто, предложениями из 3–5 слов, и умел использовать обобщающие понятия.

Описать предмет, рассказать о домашнем животном, назвать автора любимого стихотворения – всё это говорит о том, что ребёнок обладает хорошим «багажом знаний».

+ Лучше раньше: ребёнок развит не по годам и с лёгкостью цитирует любимые произведения – пора в первый класс, вне зависимости от того, исполнилось ему 7 или нет.

Лучше позже: малыш испытывает сложности в общении, из него даже пару слов вытянуть сложно, он «путается в показаниях»? Оставьте его дома или в дошкольном коллективе ещё на годик, позанимайтесь с ним дополнительно. Иначе проблемы в обучении будут накапливаться как снежный ком.

Речевое развитие первоклассника

Развитие речи очень тесно связано с интеллектуальной готовностью к школе. Хорошая речь во многом формирует школьную зрелость ребёнка, его готовность или неготовность к обучению – и позволяет предположить, что читать и писать он научится легко.

+ Лучше раньше: ребёнок не знает, кто такой «логопед», чётко и правильно выговаривает звуки, умеет их различать на слух, находить в словах. У него хороший словарный запас, соответствующий возрасту, он знает значения слов. Речь его связная, выразительная.

Лучше позже: если звуки ребёнку не даются. Словарный запас скудный. Он не умеет подбирать синонимы и антонимы (смелый – храбрый, хороший – плохой), или ему требуется больше времени на ответ, чем другим детям. Испытывать сложности в обучении могут и застенчивые, стеснительные дети.

Психологическая готовность к обучению

Психологическая зрелость ребёнка – фактор во многом индивидуальный: кто-то готов психологически к школе уже в 5,5 лет, а кому-то и в 8 рановато. Конечно, шансов, что у ребёнка старше 7 лет психологическая готовность соответствует норме, гораздо больше.

Школьную зрелость демонстрирует понимание, как себя нужно вести в школе, умение работать по образцу, соблюдать правила и т.п.

Подобное понимание ситуации (так называемая произвольность поведения) формируется у детей как раз к 6,5–7 годам, и даже в 7 лет она ещё несовершенна, поэтому при выборе школы будет уместно обратить внимание на возможность мягкой адаптации (что позволяют современные системы учебников, например «Начальная школа  XXI века» – одна из основных образовательных систем, рекомендованных к использованию). Это позволит детям с разным уровнем психологической готовности чувствовать себя комфортно в первом классе.

+ Лучше раньше: ребёнок усвоил социальные нормы, понимает указания, умеет следовать правилам, понимает причинно-следственные связи.

У него хорошая работоспособность, он усидчив, обладает навыками самоконтроля. Не состоит на диспансерном учёте у невролога и психиатра.

Спокоен, не страдает бессонницей, головокружениями, гипервозбудимостью и т.п. Он активный, общительный, умеет легко знакомиться и дружить.

Лучше позже: у малыша «слабая», истощённая нервная система, есть неврологическое заболевание. Он страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Также если он тревожен, замкнут, у него всё валится из рук (значит, мелкая моторика тоже отстаёт), неразговорчив, конфликтен, неусидчив и выказывает плохие навыки социализации.

Состояние здоровья будущего первоклассника

Все будущие первоклассники обязательно проходят полное медицинское обследование и получают заключение врача о готовности к обучению в общеобразовательной школе.

Да, по сравнению с детским садом учёба в школе – настоящая работа: вместо прогулок и дневного сна – сидение за партой, вместо игр – чтение учебников и необходимость вглядываться в надписи на доске. Школьное питание не каждому ребёнку придётся по вкусу.

Непривычная обстановка, строгие школьные правила заставляют понервничать, а стресс обостряет хронические заболевания.

+ Лучше раньше: если ребёнок полностью здоров, не страдает хроническими заболеваниями, а простудными болеет от силы 4–5 раз в год. Его физическое развитие соответствует возрастным нормам или слегка опережает их. 

Лучше позже: у ребёнка есть какие-либо хронические заболевания (аденоиды, диабет и т.п.), он болеет по 10–12 раз в год, его называют «часто болеющим». Лучше лишний год посвятить закаливанию, повышению иммунитета и общему оздоровлению.

Мотивация учиться и готовность к обучению

Пытаясь ответить на вопрос, когда вести ребёнка в первый класс, мама и папа часто забывают спросить самого ребёнка: а сам-то он хочет учиться? Любознательность очень влияет на то, в каком возрасте отдать ребёнка в школу и будет ли ему там легко.

Ведь если учиться интересно, в школу бежишь, а если нет – обучение равно мучению.

Если к 6–7 годам ребёнок не проявляет интерес к учёбе, родителям и воспитателям стоит объединить свои усилия в этом направлении: поддерживать ребёнка в его желании учиться, беседовать с ним про то, какая школьная жизнь интересная, как много новых друзей у него появится и как увлекательно каждый день узнавать что-то новое. Можно играть – «репетировать» уроки и перемены, ответы у доски, можно сходить на экскурсию в школу и посмотреть на реакцию ребёнка. И помнить, что желание ребёнка, а не амбиции родителей в данном случае в приоритете.

Чем не нужно руководствоваться родителям будущих школьников:

  • мнением окружающих – «А бабушка считает, что уже пора»,
  • своими родительскими амбициями – «Другие в школу пошли, а мой чем хуже?,
  • тем, что класс набирает хороший учитель, – если ученик не готов, даже хороший учитель не будет отвечать родительским ожиданиям,
  • своими представлениями о детской дружбе – «Ой, ну все его друзья же ушли в первый класс, ему будет скучно!»,
  • нежеланием заниматься ребёнком – «В школе всему научат, поскорей бы отдать».

Свою помощь родителям в вопросах готовности ребёнка к школе предлагают детские психологи, дефектологи, логопеды. Специалистами в области детской возрастной психологии на сегодня разработано множество тестов, при помощи которых можно оценить уровень развития ребёнка дошкольного возраста в разные возрастные периоды. Предложите ребёнку пройти онлайн-тест на нашем сайте, и вы узнаете уровень готовности своего ребёнка к школе, получите рекомендации экспертов по дошкольному и начальному общему образованию.

Самый главный вывод

Не стоит отдавать ребёнка в школу, ориентируясь исключительно на мнение подруг, рейтинг школы, разрозненные рекомендации на форумах в Интернете.

Помните, что вы отвечаете перед ребёнком в своём выборе, доверяете его самому лучшему, на ваш взгляд, первому учителю, выбираете «правильную» учебную программу, по которой предстоит учиться первокласснику. Малышу должно быть комфортно и интересно учиться.

Врождённая любознательность ученика, его познавательные интересы нуждаются в постоянной и регулярной поддержке и развитии, и родителям очень важно понимать это, записывая ребёнка в первый класс. Ведь именно в начальной школе закладывается будущее образовательных успехов ребёнка.

*Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», статья 19. Общее образование, пункт 2.

Источник: https://shkolaveka.ru/articles/vo-skolko-let-otdat-rebyenka-v-shkolu/

Ссылка на основную публикацию