Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системы

Раннее развитие ребенка сегодня ставится приоритетным у многих родителей. Естественно, изучаются различные методики раннего развития, которые затем внедряются в воспитание малыша. У каждой из них есть свои плюсы и минусы, но сегодня мы поговорим о наиболее спорной из них – вальдорфской методике раннего развития. В чем ее преимущества и какие недостатки?

Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системы

Вальдорфская методика – педагогика равных возможностей

Основателем этой методики стал Рудольф Штайнер в начале ХХ века, положа в основу концепции постулат: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Основными ее принципами стали:

  • уважение к личности ребенка
  • важность духовного начала
  • развитие творческого начала
  • использование природных материалов
  • каждый человек – уникален

Идея вальдорфской педагогики лежит в раскрытии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, развития в комплексе его духовного, биологического начала. Для этого на первое место во время обучения ставят комфортное психологическое состояние ребенка.

Основой обучения становятся трудовые и эстетические дисциплины. Дети участвуют в театрализованных представлениях, учатся различным ремеслам, изучают иностранные языки.

Все это происходит в естественных условиях, детство ребенка продлевают на максимально возможный срок.

Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системы

Заметьте, ничего не говорится об интеллектуальном развитии. И действительно, согласно вальдорфской методике интеллектуальное обучение откладывают «на потом». По этому учению обучать точным наукам, чтению, письму стоит лет с 12, а то и позже. Многие считают это весьма спорным утверждением. Но о минусах мы поговорим позже.

Вальдорфская школа с самого начала была ориентирована на личность ребенка вне зависимости от его интеллекта, национальности, возраста. Исходя из этого, вальдорфскую методику часто называют «педагогикой равных возможностей».

Вальдорфская методика: как происходит обучение

Обучение по этой методике начинается с раннего возраста. То есть, с детского сада.

Без сомнения, сами дети просто обожают посещать такое заведение – здесь нет никакого принуждения, ребенок сам выбирает, чем он будет заниматься и как он это будет делать. Здесь не исправляют ошибки, а помогают развивать творческий потенциал.

К примеру, если воспитательница собрала вокруг себя детей, чтобы почитать книжку, любой из них может отказаться слушать чтение, выбрав другое занятие.

Кстати, с детьми занимается один учитель. И это накладывает на него определенные обязательства – он сам должен постоянно совершенствоваться и быть хорошо подготовленным, чтобы суметь заинтересовать и чему-то обучить ребенка. С раннего возраста дети изучают сразу два иностранных языка, обучаются ремеслам.

Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системы

Даже обычные уроки в вальдорфском садике отличаются от тех, к которым мы все привыкли. К примеру, уроки рисования – это работа с красками.

Ребенок сам решает, как и что он будет с ними делать, находя свое творческое решение. Ему никогда не укажут, что что-то он делает «не так».

Причем для рисования ему дают всего три основные краски – желтую, красную и синюю. Получать другие цвета, смешивая эти краски, ребенок учится самостоятельно.

Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системы

Здесь также нет привычных музыкальных занятий, их заменяют ритмические игры: под музыку дети свободно двигаются, декламируют стихи, поют. В группе лежат музыкальные инструменты, на которых каждый может попробовать самостоятельно сыграть. Чтение книг также сопровождается игрой воспитательницы на каком-либо музыкальном инструменте.

Дети, как говорилось выше, изучают ремесла. Они учатся гончарному мастерству, плетению из лозы, земледелию. На участке выделяются грядки, где можно посадить своими руками любую культуру, вплоть до пшеницы, которую затем можно собрать, перемолоть и испечь хлеб. В идеале, в хозяйстве должны быть и домашние животные – коза, корова или овечка, чтобы дети знали, откуда берется молоко.

Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системы

В таких садах предусмотрены самые разнообразные праздники. Это могут быть как всем известные «красные даты календаря» – Пасха, Рождество, Новый год, так и свои собственные – Праздник Урожая, Праздник Фонариков, Праздник Весны.

Вальдорфская методика: основные минусы

Казалось бы: вечный праздник, ребенок гармонично развивается, уверен в себе, чего еще желать? Вот тут то и проявляются минусы такого воспитания.

Во-первых, дети абсолютно неприспособлены к современным реалиям. Попадая в обычную школу, они не могут приучиться к дисциплине, так как до этого им было все позволено, они не могут загнать себя в определенные рамки.

Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системы

Во-вторых, к школе они также оказываются не готовы интеллектуально. Дети не умеют читать и писать, не знают счета. Энциклопедических знаний об окружающем мире также нет. Конечно же, это все можно изучать и дома….

Вот только в садике вас на первый раз пожурят, а на второй вообще порекомендуют либо прекратить занятия, либо перестать посещать сад. И не скроешь ведь, так как ребенок все равно проявит полученные знания.

Кстати, посещение спортивных секций, художественных или музыкальных кружков также под запретом.

Выбор игрушек многим тоже может показаться странным. Безусловно, игрушки, сделанные своими руками из природных материалов, могут заинтересовать. С ними здорово ставить кукольные спектакли. Вот только они не сравнятся по степени привлекательности с современными конструкторами или куклами.

Что получается в итоге? Если ребенок после сада пойдет дальше в вальдорфскую школу, для него будут закрыто любое техническое развитие – он продолжит жить в сказке, представляя, что такое автомобиль, но абсолютно не представляя, что заставляет его ехать. Законы физики, механики, химии как-то пройдут мимо него.

Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системы

Воспитываясь в атмосфере дружелюбия и отсутствия каких-либо запретов, такой ребенок просто не сможет адаптироваться в современной реальности, где требуется дисциплина, где есть хулиганы, где не все происходит так, как хочется ребенку. От этого может произойти нервный срыв.

Так что же, вообще отказаться от этой методики? Наверное, не стоит впадать в крайности. В идеале стоит совмещать некоторые идеи вальдорфской школы с другими методиками раннего развития.

Что вам мешает соорудить вместе с малышом ручных кукол и устроить кукольное представление? Или посадить вместе с ним семена, наблюдая, что из них вырастет? Ищите способы развиваться вместе с ребенком – уверены, вам обоим понравится.

Источник: http://megapoisk.com/valdorfskaja-metodika-pljusy-i-minusy

Вальдорфская школа – основные принципы, плюсы и минусы

Доброго времени суток, дорогие читатели! Пишу вдохновленная и одновременно озадаченная. Сегодня мне посчастливилось прочесть один удивительный отзыв о вальдорфской школе. Ранее, кажется, я что-то слышала о ней, но, то, что я узнала сегодня – повергло меня в шок!

Система образования в таком учреждении сильно отличается от привычной программы обучения. Причем оказалось, что есть также и детские сады с одноименным названием. И они также отличаются от обычных детских заведений. Каких же принципов придерживается вальдорфская школа, что это такое? Давайте  разбираться!

1. В чем суть вольдорфской школы

Большая часть родителей придерживается мнения, что школа должна держать ребенка в узде. Ровно также, что школа должна учить. И это вполне нормально, ведь это устоявшееся суждение.

Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системы

Я многое прочла про вальфдорскую школу (методика Штайнера). Спрашивала у людей, которые имели к ней хоть какое-то отношение. В чем разница-то? Оказывается, в данной школе обучение проходит по принципу «желания». Ребенка не заставляют сидеть над учебниками, а дают возможность выбора.

Выходит, что основное отличие вальдорфской школы от общеобразовательной в том, что она направлена на развитие творческой стороны ребенка.

В этой школе вы не увидите телевизоров или компьютеров. Здесь дети не пользуются телефонами. Все игрушки сделаны из натуральных составляющих. Дети мастерят своими руками с первых классов невероятные поделки. Кстати, именно натуральный состав игрушек делает вальдорфскую школу схожей с методикой Монтессори. Но, сейчас не об этом.

Средство для похудения (149 руб.)
Гель для суставов бесплатно

Многие родители отметили, что есть в этой школе что-то эзотерическое. Что-то волшебное, невозможное, удивительное. И это «что-то» так и манит детей каждый день идти в школу. Неожиданно, да?

Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системы

Но ведь не бывает все так прекрасно. Правда? Я решила, что есть всё-таки какие-то подводные камни у данной системы образования. И оказалась права. Давайте рассмотри плюсы и минусы методики Штайнера.

2. Преимущества школы

«Не отнимайте у ребенка детство» — слышали такую фразу? Вальдорфская школа всеми руками «за».

Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системы

Именно поэтому у школы множество своих особенностей, которые так привлекают родителей и детей:

  1. Основной упор в первых классах обучения делается на развитие личности ребенка. Дети в этой школе – центр вселенной. Каждый из них имеет свое мнение и право высказать его. Педагог, в свою очередь, пытается максимально поддержать ребенка и воплотить его мысль/идею/желание. Главное, чтобы это не навредило другим.
  2. В школе обычно изучается два иностранных языка. Причем обучение начинается с первых классов.
  3. В школе уделяется огромное внимание творчеству. Дети не только рисуют и поют (как это принято в обычных школах), но и играют на музыкальных инструментах, познают эвритмию (искусство художественного движения), танцуют, посещают театральные занятия.
  4. Отсутствую домашние задания.
  5. Праздник – святое. Пасха, Рождество, Новый год, масленица и другие праздничные дни отмечаются с размахом! Подготавливаются сценки, дети учат стихи и песни, мастерят своими руками подарки друг другу. Особое внимание – дню рождению. Вместо привычной раздачи конфет в начале урока – здесь целое торжество. Весь класс подготавливает подарки имениннику, читают ему стихи, дарят открытки.
  6. В школе все едины. Отсутствует дух соперничества. Здесь нет места зависти и злому умыслу. Нет лидеров и «изгоев». Благодаря этому класс превращается в один сплоченный коллектив.

Многие родители отмечают, что дети, воспитанные в данной школе – открытые и добродушные люди.

3. Недостатки школы

Есть несколько нюансов у данной школы, которые мне не совсем понятны. Например, детям не ставят оценки за их знания. Вместо этого на каждого ребенка заводится «тетрадь-характеристика». С одной стороны – отлично. Ребенок не находится «в погоне» за пятеркой. Знания, полученные не «по оценке» гораздо дольше остаются в голове. Но с другой стороны, так сложно оценить успеваемость.

Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системы

Есть и другие «недочеты»:

  1. Трудности с переводом в другую школу. Оно и понятно, попробуй, переведи характеристику ученика в пятибалльную систему.
  2. Обучение в школе может длиться 12 лет, в то время как в обычной школе можно уйти после 9 класса в колледж или обучаться в целом 11 лет.
  3. Нет сильного упора на точные науки, поэтому зачастую выпускники такой школы – гуманитарии.
  4. Есть бесплатные вальдорфские школы, однако чаще – частные, а значит, платные.
  5. Сравнение с сектой. Некоторые родители отмечают, что атмосфера, которая царит в школе, слишком идеализированная и отрывает ребенка от реальности.

Чтению детей не обучают до второго класса. Впрочем, многие привычные для средней школы уроки здесь вводятся позднее обычного.

4. «Правила» школы

Есть у данной школы свой «изюм», который и делает её особенной.

Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системы

И это – принципы вальдорфской педагогики:

  1. Здесь не принято говорить ребенку «нет». Ребенок может все! В пределах разумного, конечно. Бить другого ученика, крушить кабинеты и прочее ему не позволят. Но, чаще всего, здесь такого и не случается. Дети очень крепко между собой дружат.
  2. «Нет» преждевременному интеллектуальному развитию. Все должно идти своим чередом. Педагоги данной школы считают, что ребенок в начальных классах ещё не готов изучать трудные науки. На этом и не настаивают. Обычно лишь к четвертому классу начинается действительное обучение. Однако говорят, что именно к четвертому классу развитие детей вальдорфской школы выравнивается и уже ничем не отличается от детей из общеобразовательного учреждения.
  3. Учитель – авторитет. Причем один педагог ведет свой класс от самого начала и до конца. Первые восемь классов именно он будет обучать детей всем дисциплинам и лишь после девятого класса появляются другие педагоги. Детям, кстати, это нравится.
  4. Первый урок – главный урок. Утро детей данной школы начинается с важного предмета: математика, русский язык и так далее. После него обычно делается упор на творческое развитие ребенка.
  5. Отсутствие оценок. И детей это мотивирует. Их никто не пытается оценить. Никто не ставит «два», из-за чего у ребенка не появляется чувства никчемности.
  6. Особая атмосфера. В школе словно живет волшебство. Класс — как одна большая семья. Все праздники могут посещать родители и принимать в них активное участие, наравне с детьми и учителями.
  7. Отсутствие директора. Все школьные вопросы решаются на совете, участники которого: учителя, родители, воспитатели.
Читайте также:  Развивающие занятия для детей 2, 3, 4 лет, конспект, задачи

6. Перспектива в будущем

Если верить отзывам, большая часть детей абсолютно спокойно сдают экзамены, хотя, как я уже писала выше, здесь не делают акцент на интеллектуальном развитии ребенка.

Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системы

Выпускники без труда поступают в высшие учебные заведения. Но чаще это творческая или гуманитарная профессия. Профессии, выбранные учениками – их любимые. Они посещают ВУЗы с удовольствием.

Также замечено, что дети из данных школ – открытые, счастливые, добродушные, креативные и творческие. Они легко находят язык с людьми разных мировоззрений и прекрасно умеют работать в коллективе.

В любом случае, только родитель сможет принять решение о том, подходит ли данная школа его ребенку или нет. Меня, например, очень вдохновляет мысль о том, что в данной школе своя гармония.

Здорово, когда ребенок воспитывается и обучается в волшебном месте. И уж очень привлекает тот факт, что школа превращает любой праздник в сказку, где каждый ученик – очень важный и нужный персонаж.

Впрочем, более подробную информацию можно узнать на сайте вальдорфской школы.

Посмотреть подробное видео о вальдорфской школе можно здесь:

Если вам была полезна данная статья – поделитесь ею со своими друзьями и знакомыми. И подписывайтесь на мои обновления, ведь я прощаюсь с вами ненадолго. Пока-пока!

2016-02-29

Источник: https://maminyzaboty.com/valdorfskaya-shkola-osnovnye-printsipy-plyusy-i-minusy.html

Вальдорфская педагогика: плюсы и минусы методики

Быть спортивными родителями маленького ребёнка не только модно, но и можно! Ведь сегодня некоторые центры идут навстречу своим клиентам, предлагая не только новые программы и бонусные предложения, но и игровые комнаты. Специально для вас мы подготовили обзор спортивных клубов, в которых можно оставить малышей под присмотром во время тренировки.

Page 2

Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системы Жадный ребёнок: как научить малыша делиться?

По статистике, мамы, чьим деткам недавно исполнилось два года, слышат слова «мой», «моя» и «моё» чаще остальных. И зачастую такое обилие местоимений в речи не только не проходит с возрастом, но и сопровождается настоящим собственничеством. Кроха перестаёт делиться игрушками, жадничает и готов с боем защищать личное пространство.

Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системы Методика Глена Домана: карточки для раннего развития

В начале XX века молодой американский нейрохирург и ещё несколько учёных занимались разработкой восстанавливающих методик для детей с поражением нервной системы. Воздействуя на здоровые клетки, они обнаружили, что работа мозга существенно усиливается в целом. Позже систему адаптировали для всех детей с целью активного раннего развития.

Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системы Методика Монтессори: суть системы раннего развития

Думаем, многие мамы мечтают о том, чтобы их малыш стал хотя бы немного самостоятельнее и мог найти себе занятие, подарив родителям свободную минутку. А ведь эти желания были услышаны ещё в прошлом веке итальянским врачом и учёным, разработавшим педагогическую систему, основанную на идее свободного воспитания. Именно о ней и пойдет речь в этой статье.

Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системы Вальдорфская педагогика: плюсы и минусы методики

Воспитание свободных и творчески мыслящих детей в соответствии с человеческой природой – такова цель одной из самых популярных, и в то же время противоречивых методик развития. Чем она отличается от классических моделей воспитания и почему до сих пор рождает споры между её противниками и защитниками? Разберёмся в этом вопросе более подробно вместе с психологами.

Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системы «Мама + малыш» или совместные занятия спортом

Многие родители согласны с тем, что спорт — это наше всё. Но увы, чаще всего кроха становится помехой для регулярных походов в тренажёрный зал. К счастью, современные фитнес-центры предлагают женщинам разнообразные тренировки для восстановления после родов, в которых участвуют как мамы, так и дети. Мы решили поговорить о них более подробно.

Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системы Фитнес-клубы с детской комнатой в Красноярске

Быть спортивными родителями маленького ребёнка не только модно, но и можно! Ведь сегодня некоторые центры идут навстречу своим клиентам, предлагая не только новые программы и бонусные предложения, но и игровые комнаты. Специально для вас мы подготовили обзор спортивных клубов, в которых можно оставить малышей под присмотром во время тренировки.

Источник: http://www.zatylenka.ru/articles/razvitie_rebenka_1_3/post-439/

Вальдорфская школа — что это такое, плюсы и минусы, отзывы. Вальдорфская педагогика :

Вальдорфская (она же штайнеровская) педагогика – альтернативная система обучения детей, основанная на антропософии. Данное религиозно-мистическое учение было выделено из теософии Рудольфом Штайнером. История вальдорфской школы началась в далеком 1919 году.

Главная особенность этой образовательной системы состоит в том, что она развивает индивидуальные особенности каждого ребенка, позволяет ему уверовать в свои силы и «уважает детство». На сегодняшний день в 60 странах мира действует более 1000 таких школ и более 2000 детских садов.

Из данной статьи вы узнаете, что это такое — вальдорфская школа и почему многие родители предпочитают учить своих детей именно по этой системе.

Антропософские основы

В педагогических воззрениях Штайнера антропософия служит не предметом преподавания, а лишь основой образовательной методики и ее главным инструментом.

Философ стремился подчинить педагогику потребностям развития детей, а не требованиям «позднеиндустриального общества достижений».

Эти подробности рассматривались педагогом через призму его антропософских гипотез, главным образом рассказывающих о триединстве, 4 сущностях человека и темпераменте.

Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системы

Триединство

Рудольф Штайнер был уверен, что в человеке объединяются дух, душа и тело.

Им соответствуют: мысль (познавательные и интеллектуальные способности), чувство (творческие и художественные способности) и воля (практические и производственные способности).

Задача педагогики, по его мнению, состоит не только в развитии интеллектуальных способностей ребенка, но и в его эмоциональном взрослении и волевом становлении.

Четыре сущности человека

Помимо физического тела, Штайнер описывает еще три человеческие сущности, которые не могут быть непосредственно восприняты, то есть обнаруживаются лишь по действиям. По его мнению, в каждом человека происходит взаимодействие таких тел:

  1. Физическое.
  2. Эфирное. Отвечает за жизненные силы и рост.
  3. Астральное. Отвечает за движение души.
  4. Некое «Я». Является бессмертной духовной составляющей человека.

Каждая их сущностей имеет определенное время рождения и появляется через семь лет после предыдущей. Школьные годы приходятся как раз на рождение двух сущностей:

  1. Эфирного тела. Оно рождается в период, когда у ребенка начинается смена зубов, то есть примерно в 7 лет. До этого малыш получал знания благодаря «примеру и подражанию». Теперь же основу его обучения составляют «следование и авторитет». В этот период начинают развиваться душевные силы, память и образная фантазия.
  2. Астральное тело. Оно рождается в начале пубертатного периода, то есть примерно в 14 лет. Сопровождается интенсивным эмоциональным взрослением и развитием интеллектуальных способностей (силы убеждения, свободы мысли и абстрактного мышления).

Штайнер рассматривает воспитание как «содействие развитию». Согласно этой логике, в 21 год, когда рождается «Я», начинается процесс саморазвития.

Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системы

Темпераменты

Учение о темпераментах Штайнер развивал с позиции антропософии, соотнося каждую из человеческих сущностей с определенным типом темперамента:

  1. Меланхолик – физическое тело.
  2. Флегматик – эфирное тело.
  3. Сангвиник – астральное тело.
  4. Холерик – «Я».

У каждого человека смешение темпераментов уникально, и этим объясняется его индивидуальность. Также у каждого есть преобладающая сущность, которая и обуславливает преобладающий темперамент.

Использовать эту концепцию в образовательных целях имеет смысл в первые три года обучения.

К примеру, организовав соседство за партой детей с одинаковым темпераментом, можно обеспечить каждому из них «пресыщение собой» и уравновешивание сущностей.

Впоследствии ребенок настолько созревает, что начинает сам контролировать проявление своего темперамента, и учитывать эти аспекты в преподавании уже не имеет смысла.

История вальдорфской школы

Свою первую книгу, посвященную образованию, Рудольф Штайнер написал в 1907 году, назвав ее «Образование ребенка». В 1919 году была открыта первая вальдорфская школа, основанная на принципах, исповедуемых ученым.

Инициатором открытия учебного заведения стал Эмиль Мольт – владелец и директор сигаретной фирмы «Вальдорф-Астория» в немецком городе Штутгарте.

Отсюда и пошло название образовательной системы, которое по сей день используется во всем мире.

Первая штайнеровская школа развивалась довольно стремительно, и вскоре в ней стали открывать параллельные классы. Педагогические принципы нового учебного заведения быстро снискали поклонников в обществе.

В результате за последующие два десятилетия подобные школы были открыты в других уголках Германии, а также в Америке, Великобритании, Голландии, Швейцарии, Норвегии, Венгрии и Австрии. Нацистский режим не обошел стороной образовательную сферу, и большинству европейских вальдорфских школ пришлось закрыться.

Однако после окончания Второй мировой войны пострадавшие учебные заведения, в том числе и первая вальдорфская школа в Германии, вновь начали работать.

В страны СНГ педагогика Штайнера пришла относительно поздно. Так, в Москве вальдорфская школа была открыта лишь в 1992 году. На сегодняшний день по данной методике работают 26 учебных заведений, география распространения которых весьма обширна.

Примечательно, что порядка половины из них бесплатны, поэтому родители могут не переживать о стоимости обучения в вальдорфской школе. Есть и такие учебные заведения, в которых бесплатны только младшие классы.

По этому принципу работает та самая первая вальдорфская школа в Москве.

Несмотря на бурную критику, зарубежная педагогическая система неплохо привилась на русской почве. Это вполне логично, ведь идеи, созвучные с идеями Штайнера, можно встретить во многих исконно русских педагогических концепциях рубежа веков и последующих лет.

Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системы

Особенности метода

Отвечая на вопрос: «Вальдорфская школа -что это такое?», прежде всего стоит отметить, что учебные заведения, исповедующие данную педагогическую систему, работают по принципу «неопережения» естественного развития ребенка. В оборудовании школ предпочтение отдается естественным материалам, а также не до конца готовым игрушкам и пособиям (чтобы у детей развивалась фантазия).

Большое внимание в воспитательной системе вальдорфских школ уделяется духовному развитию, причем не только учеников, но и всех без исключения участников образовательного процесса. Учебный материал разделен на блоки (эпохи). На всех этапах обучения день делиться на три части:

  1. Духовную, с преобладанием активного мышления.
  2. Душевную, предполагающую обучение музыке и эвритмическим танцам.
  3. Креативно-практическую, во время которой дети решают творческие задачи: рисуют, лепят, вырезают поделки из дерева, шьют и так далее.

Педагоги могут подчинять ритм дня тому предмету, блок которого на данный момент находится в изучении. К примеру, при изучении математического блока детям могут предложить увидеть математические закономерности в танцах и рисунках.

Весь учебный материал подается из соображений соответствия развития ребенка развитию исторического общества.

Например, в шестом классе, когда у учеников формируются представление о государственности и справедливости, их знакомят с историей Римской империи, а через год, года начнется половое созревание, – с историей Средневековья, когда были ярко выражены мужественность и женственность (рыцари и дамы соответственно). При этом ученики участвуют в тематических мероприятиях, подчиненных тому или иному историческому периоду, а иногда даже посещают те самые города, о былой славе которых они узнали от учителей.

«Душевная экономия»

Основным методом педагогики Штайнера является так называемая душевная экономия. Она отлично иллюстрирует всю суть вальдорфских школ. Согласно этому методу, в процессе обучения в ребенке развивают ту деятельность, которую он без внутреннего сопротивления способен постигать на данном этапе развития.

Так, в период от смены зубов до начала полового созревания в детях развивают память и образное мышление, апеллируя их к чувству, а не к интеллекту. В младших классах посредством активных игр и рукоделия в учениках тренируют мелкую и общую моторику, а также индивидуальную и групповую координацию, что важно как для интеллектуального, так и для социального развития.

После полового созревания школьника учителя начинают работать с его абстрактным мышлением.

Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системы

Рациональная тренировка памяти

Исходя из того, что формирование понятий начинается естественным образом с 12 лет, до этого возраста вальдорфская школа Штайнера отвергает методы «наглядного обучения». Взамен им предлагается «обучение в сопровождении чувств».

Благодаря подключению чувств, которые становятся опорой для памяти ученика, он легче запоминает информацию. Современные психологи подтверждают, что эмоциональная память является одной из самых долговечных.

Главная задача педагога в этом направлении – справиться с безучастным отношением учеников к изучаемому материалу.

Интерес как средство мобилизации

Ученику интересно то, что созвучно с процессами его внутреннего развития в конкретный момент времени. Так, до 9 лет детям нравятся активные игры, подражание и прослушивание сказок. Простыми словами, они эмоционально еще находятся в дошкольном периоде, где «мир добр».

Читайте также:  Аппликация в подготовительной группе: разные техники и приёмы, конспекты занятий, одежда, грибы, кремль и другие темы + фото и видео

Кроме того, младшие школьники чувствуют потребность в живых образах, творческой фантазии и ритме, которая наиболее остро ощущается в период с 9 до 12 лет. Во время рубикона ребенок начинает отделять себя от окружающего мира и интересоваться вещами, «какие они есть на самом деле».

Это значит, что в обучение пора вводить более реалистические предметы.

«Созерцательные» и «активные» предметы

Избыток умственной деятельности плохо сказывается на здоровье детей. Чтобы решить эту проблему, в вальдорфских школах были введены предметы, на которых дети занимаются физической активностью.

Кроме того, используются «созерцательные» предметы, на которых педагог стремится пробудить воображение ребенка, привести в движение его чувства, а не просто поскорее истолковать тему занятия.

Главная цель – включить интерес детей как положительную эмоцию.

Ритмический распорядок

В вальдорфской школе существует строго определенный ритм дня. В течение учебного дня происходит плавный переход к физической деятельности от умственной. Вместо утренней зарядки ученикам предлагается ритмическая часть продолжительностью порядка 20 минут. За ней идет первый, он же главный урок.

Это может быть математика, география, физика, родной язык и прочие сложные предметы. На втором уроке происходит ритмическое повторение. Вторыми обычно идут такие уроки: музыка, гимнастика, живопись, эвритмия и прочие.

В послеобеденное время ученики занимаются практической деятельностью: ручной труд, садоводство, всяческие ремесла и прочие предметы, которые требуют физической нагрузки.

Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системы

«Эпохи»

Говоря об особенностях вальдорфской школы, важно упомянуть, что изложение материала в ней осуществляется большими периодами, которые здесь называют «эпохами». Каждая из «эпох» длится примерно 3-4 недели.

Такое распределение материала позволяет ребенку вжиться в него. Ученику не нужно постоянно тратить энергию на внедрение в новую тему и выход из нее.

По окончании «эпохи» ребенок чувствует прилив сил благодаря возможности подытожить свои достижения.

Гармонизация

В процесс обучения педагоги стараются достичь равновесия между волей, чувством и мышлением каждого их подопечных. Каждая их этих душевных способностей ребенка проявляется на определенном этапе его развития.

Так, в начальной школе внимание обращают преимущественно на волю, в средней – на чувства, а в старшей – на мышление. Наряду с гармонизацией душевной жизни, в вальдорфской школе действует принцип гармонизации общественной жизни. Здоровая социальная среда имеет большое значение для ученика.

Личность развивается свободно только тогда, когда ее не подавляет окружение.

Индивидуальный подход

Благодаря индивидуальному подходу к каждому из воспитанников последние имеют возможность полностью раскрыться.

Безоценочная система обучения и отсутствие соревновательных моментов позволяют слабым детям чувствовать себя полноценными. В качестве меры достижений используется сравнение текущих успехов ребенка с былыми.

Это позволяет каждому ученику получить «мягкую мотивацию» и почувствовать себя успешным, не возвышаясь при этом над одноклассниками.

Совместная деятельность

Душевному комфорту детей также способствует дружный класс. Объединение учеников осуществляется во время ритмической части дня. Согласованность действий, например, во время танца, достигается лишь за счет взаимного внимания одноклассников.

Приучать детей действовать сообща, уважать друг друга и стремиться к слаженной работе позволяет постановка совместных спектаклей. Важным фактором здесь является авторитет педагога, который служит для ребенка примером для осмысленного подражания и предоставляет ему чувство защищенности.

При этом учитель старается организовывать учебную деятельность таким образом, чтобы дети становились самостоятельными и не боялись переходить на старшую ступень.

Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системы

Критика

Мы с вами уже знаем, что это такое — вальдорфская школа. Теперь познакомимся с мнением ее противников.

Критики вальдорфской школы сетуют на то, что такие учебные заведения предназначались изначально для социальной адаптации детей.

Бытует мнение, что владелец компании «Вальдорф-Астория» финансировал создание первой школы по системе Штайнера, чтобы воспитать для себя квалифицированные кадры.

Критикуя вальдорфскую педагогику, многие обращают внимание на то, что она целиком базируется на принципах Р. Штайнера, многие из которых носят оккультный характер.

Сами же приверженцы антропософского движения отрицают якобы существующий культ личности Штайнера.

Они считают, что текущий период развития человечества (с 1990 года) является эпохой плюрализма и тождественных с ним вопросов идентичности.

Русская Православная Церковь обвиняет вальдорфскую педагогику также в антихристианской направленности и идеологической связи с оккультизмом.

Известные выпускники

Вопреки распространенному мнению о том, что вальдорфская школа – это такое место, в котором создаются «тепличные условия» для учеников и не обеспечивается их социальная адаптация, практика показывает, что выпускники таких учебных заведений успешно получают высшее образование и устраиваются в жизни. При этом многие из них добиваются больших успехов, чем выпускники простых школ.

Назовем несколько известных личностей, окончивших вальдорфскую школу:

  1. Лауреат Нобелевской премии Томас КристианЗюдхоф.
  2. Известный писатель Михаель Энде.
  3. Актрисы Сандра Буллок и Дженнифер Энистон.
  4. Актер Рутгер Хауэр.
  5. Генсек НАТО Йенс Столтенберг.
  6. Автомобильный дизайнер Фердинанд Александр Порше.
  7. Режиссер МатьеСейлер.
  8. Актер, режиссер и продюсер Джон Полсон и многие другие.

Плюсы и минусы

На основе существующих отзывов о вальдорфской школе отметим ее основные достоинства и недостатки.

Достоинства:

  1. В первых класса упор делается главным образом на развитие личности ребенка. В учебных заведениях такого типа детки являются не иначе как центром вселенной. Каждый из учеников имеет право высказывать свое мнение, а педагог старается максимально поддерживать их в реализации любых мыслей/желаний/идей.
  2. Как правило, в вальдорфских школах буквально с первых классов начинается изучение двух иностранных языков.
  3. Огромное внимание уделяется творчеству. Дети не только учатся рисовать и петь, но и познают азы игры на музыкальных инструментах, танцуют, постигают театральное искусство и эвритмию (искусство художественного движения, разработанное тем самым Рудольфом Штайнером).
  4. Как бы это удивительно ни звучало, но в вальдорфской школе нет домашних заданий.

Источник: https://www.syl.ru/article/363180/valdorfskaya-shkola—chto-eto-takoe-plyusyi-i-minusyi-otzyivyi-valdorfskaya-pedagogika

Вальдорфская методика развития ребёнка

Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системы

Развитие ребёнка требует самого пристального внимания, только так можно быть уверенным в том, что малыш своевременно получит все необходимые знания и навыки. Этот принцип пропагандируется в большинстве современных методик воспитания, и вальдорфская школа — не исключение.

Как все начиналось

В 1919 году Эмиль Мольт, владелец крупнейшей табачной фабрики в Германии, решил проявить заботу о своих работниках — он открыл специальную школу для отпрысков сотрудников предприятия. За организацию учебного процесса взялся основоположник учения антропософии Рудольф Штайнер.

Уникальные методики преподавания мгновенно обрели популярность. Вальдорфская школа, названная в честь фабрики, прославилась на всю Германию.

В настоящий момент педагогика, предложенная Штайнером, активно используется во всем мире, её принципы внедрили в 950 вальдорфских школ и более чем в 1400 специализированных детских садах шестидесяти государств.

Принципы вальдорфской методики

Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системы

Штайнер настаивал на необходимости акцентировать внимание на трех направлениях развития ребенка:

  • духовном;
  • творческом;
  • физическом.

И творчеству уделяется особое внимание: в процессе обучения все дети вальдорфских классов обязательно участвуют в различных театрализованных постановках — как кукольных, так и драматических. Для развития творческого потенциала проводятся занятия по лепке, вышивке, работе с камнем и древесиной. Причём, синтетические материалы вальдорфская школа не признает!

По глубокому убеждению последователей этой системы образования, для гармоничного развития ребёнка необходим полный отказ от компьютера и телевизора. Педагоги считают, что эти предметы — источник огромных объемов никому ненужной информации и регулярных стрессов, а значит, ребенка следует оградить от них.

Программа обучения по вальдорфской методике

Вальдорфская методика обучения детей в школе и детском саду — что это такое, плюсы и минусы системыВальдорфская педагогика Штайнера — это мягкий и неторопливый процесс обучения, с очень щадящим графиком занятий. Методика в корне отличается от традиционных способов развития интеллекта у детей от года. Например, учебники не используются вообще, да и тетради для занятий выглядят нестандартно — они крупноформатные и без линовки.

Источник: https://www.gnomik.ru/articles/art-valdorfskaya-metodika-razvitiya-rebyenka/

и немного про Вальдорф: минусы вальдорфской системы

popugaichikКак-то так совпало, что сразу несколько совершенно разных моих знакомых заговорили о Вальдорфской системе образования.Одни мои знакомые водят дочку в вальдорфский садик и пребывают в полном восторге и счастьи от их системы.Еще одна работает в вальдорфской школе и всегда может помочь мне с самыми удивительными пособиями и поделками.Другие мои знакомые подумывали о переводе в подобное заведение своего сына.Катя моя буквально на днях рассказывала мне про особенности системы Вальдорфа.И я как-то случайно как раз наткнулась на несколько статей по вальдорфским садам и школам.И решила «немножко» написать.Мое личное отношение к вальдорфской системе скорее негативное. Она снова стала модной в наши дни именно по той же причине, по которой родители всё чаще выбирают домашнее обучение вместо школьного. И направлена она на воспитание одаренной творческой индивидуальности, которой фактически не будет нужен никто, кроме нее самой.Конечно, изначальные идеи этой системы прекрасны, однако я бы применяла их лишь для уравновешивания традиционной системы образования, а никак не вместо. Потому как фактически получается так, что вальдорфская система является строго противоположной традиционной, ее полным антиподом. А, как я считаю, любая крайность опасна.Еще есть такой момент как культурная традиция, про которую напрочь забывают многие современные родители. Как уже несколько десятилетий стало характерно для нашей страны на полках наших магазинов, а теперь и на страницах интернетов можно найти массу научной и популярной литературы, методик и конспектов по педагогике и психологии, являющихся переводом англоязычных авторов. И часто довольно устаревших. Но ведь не просто так классик написал, что «умом Россию не понять» — у нас своя собственная историческая парадигма и своя собственная культурная ментальность, кардинальным образом отличающаяся от т.н. «западной» ментальности. Хотя бы из-за разной религии, например. И несмотря на все усилия, Россия до сих пор не является европейской страной не из-за необразованности, а именно в силу особенностей менталитета и культурных традиций ее народа. Вальдорфская методика изначально придумана и опробована не в нашей стране, поэтому даже приняв ее, всегда надо помнить про особенности того места, где будет жить ее адепт. (Кстати, сертификаты об обучении в этой школе в Европе не признаются, насколько я знаю)Российское общество в подавляющем большинстве своем не рассчитано на успешное существование индивидуальностей. Поэтому воспитанники вальдорфских учреждений могут столкнуться с серьезными трудностями в общении и построении карьеры.Основных ошибок в вальдорфской системе я вижу три.1. отсутствие запретов

я много раз писала про то, что запреты обязательно должны быть в жизни ребенка (Говорите детям «нет»!)

представьте шок ребенка, которому приходится столкнуться с запретами не в три года, когда психика еще не сформирована и большие стрессы забываются и нивелируются, а после окончания школы, когда ему поневоле придется коммуницировать с реальностью, либо при поступлении в ВУЗ, либо при поиске работы — только сильный характер может помочь не сломаться и не испытать стресс от выхода в реальный мир2. отсутствие оценокоценки это вообще бич наших молодых родителей — все помнят свой ужас от них и не водя ребенка в традиционную школу мечтают избавить его от их собственного стресса, совершенно забывая, что виновником стресса от оценок является не школа, а семья — как в семье относятся к оценкам ребенка либо помогает ему пережить низкие оценки, либо заставляет испытывать стресс даже за четверкиа вот полное отсутствие оценок приводит лишь к одному — человек не научается работать на результатзачем делать что-то хорошо, если фактически всем пофиг, насколько хорошо у тебя получилось (главное улыбаемся и машем)вспомним знаменитую пирамиду Маслоу — потребность в общественном признании там стоит намного ближе к естественным потребностям, в то время, как потребность в самореализации является высшей, почти недостижимой потребностью3. пренебрежение точными науками (их начинают изучать только в старших классах, включая обычный счет)тут вот я не смогу достойно аргументировать, потому как сама не могу сформулировать, почему это меня смущаетмоя Катя на днях привела несколько железобетонных аргументов почему математика и точные науки важны для дошкольников и младших школьников…. но повторить их я не решусь, взяв с нее обещание,что она попробовует это все же записатьединственное, что я могу сказать — и художники, и музыканты должны обладать серьезными познаниями в математике, чтобы создавать качественные работы, это очевидно даже мнеКак мое обобщенное мнение напишу, что вальдорфскую систему считаю подходящей для крайне редких детей с особенностями психики, а также как вспомогательный инструмент для дополнения традиционной системы образования. Считаю, что эта система способствует формированию эгоистичной творческой личности, нацеленной не на результат, а на процесс. И не верю, что она способна воспитать настоящего лидера и, особенно, руководителя.Если уж совсем просто — любой творческий человек сможет организовать собственную мастерскую, но сможет ли он ею управлять не имея навыков общения с разными людьми, особенно не входящими в его круг и не владея навыками ведения учета доходов-расходов??А теперь минусы из интернета:Вальдорфская методика: основные минусыКазалось бы: вечный праздник, ребенок гармонично развивается, уверен в себе, чего еще желать? Вот тут то и проявляются минусы такого воспитания.Во-первых, дети абсолютно неприспособлены к современным реалиям. Попадая в обычную школу, они не могут приучиться к дисциплине, так как до этого им было все позволено, они не могут загнать себя в определенные рамки.Во-вторых, к школе они также оказываются не готовы интеллектуально. Дети не умеют читать и писать, не знают счета. Энциклопедических знаний об окружающем мире также нет. Конечно же, это все можно изучать и дома…. Вот только в садике вас на первый раз пожурят, а на второй вообще порекомендуют либо прекратить занятия, либо перестать посещать сад. И не скроешь ведь, так как ребенок все равно проявит полученные знания. Кстати, посещение спортивных секций, художественных или музыкальных кружков также под запретом.Выбор игрушек многим тоже может показаться странным. Безусловно, игрушки, сделанные своими руками из природных материалов, могут заинтересовать. С ними здорово ставить кукольные спектакли. Вот только они не сравнятся по степени привлекательности с современными конструкторами или куклами.Что получается в итоге? Если ребенок после сада пойдет дальше в вальдорфскую школу, для него будут закрыто любое техническое развитие – он продолжит жить в сказке, представляя, что такое автомобиль, но абсолютно не представляя, что заставляет его ехать. Законы физики, механики, химии как-то пройдут мимо него.Воспитываясь в атмосфере дружелюбия и отсутствия каких-либо запретов, такой ребенок просто не сможет адаптироваться в современной реальности, где требуется дисциплина, где есть хулиганы, где не все происходит так, как хочется ребенку. От этого может произойти нервный срыв.Так что же, вообще отказаться от этой методики? Наверное, не стоит впадать в крайности. В идеале стоит совмещать некоторые идеи вальдорфской школы с другими методиками раннего развития. Что вам мешает соорудить вместе с малышом ручных кукол и устроить кукольное представление? Или посадить вместе с ним семена, наблюдая, что из них вырастет? Ищите способы развиваться вместе с ребенком – уверены, вам обоим понравится.

Читайте также:  Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников: как сделать своими руками с помощью шаблонов

http://megapoisk.com/valdorfskaja-metodika-pljusy-i-minusy

Что может не вызывать симпатию в вальдорфской системе Основатель школы Рудольф Штайнер был приверженцем естественного развития ребенка, поэтому его последователи выступают против раннего интеллектуального развития ребенка. Предпочтение отдается эмоциональному миру ребенка, который, как считают вальдорфцы, формируется к моменту смены молочных зубов на коренные.

Получается, что все остальные методики, направленные на интеллектуальное развитие ребенка, просто остаются «в стороне». И как будет ребенок, отданный в вальдорфской детский сад, чувствовать себя среди других подкованных сверстников – это вопрос. Кстати, родители также должны учесть, что традиционное вальдорфское воспитание имеет жесткую идеологию.

Под запретом многие современные аспекты нашей жизни: телевизор, радио, интернет. Конечно, родители могут разрешать смотреть мультики дома, но тогда получится, что ребенок будет жить во лжи с самого детства. Аналогичная ситуация складывается и с игрушками. Вальдорфцы выступают против любой новинки прогресса, будь то мобильник или радиоуправляемая модель самолета.

И вряд ли ваш ребенок, вышедший во двор с самодельной куклой, будет чувствовать себя комфортно в компании сверстников. Вызывает сомнения и медицина. Последователи Штайнера негативно относятся к современным лекарственным препаратам, отдавая предпочтение гомеопатии. Но как, например, можно вылечить воспаление лёгких гомеопатическими препаратами, непонятно.

Оригинал : http://vkusnyasha.ru/statyi_na_saite/19297-plyusy-i-minusy-valdorfskoy-pedagogiki.html

Минусы Проблемы с переводом вальдорфских учеников в обычную школу. Так как до 8 класса оценки здесь не проставляются, а программа отстает от общеобразовательной, обычно учеников из вальдорфской в государственную переводят на класс меньше. Отрыв от реальности может плохо сказаться в будущем, ведь ребенку придется жить в нашем неидеальном мире.

Как бы не произошел болезненный разрыв шаблона… На уроках часто поют, танцуют странные ритмичные танцы (эвритмия), что, честно говоря, напоминает секту. Стоимость обучения в вальдорфской школе немаленькая — по моим сведениям, в Москве она достигает 234 000 рублей в год. Отсутствие дисциплины для меня все-таки является минусом.

Будучи подростком-бунтарем, я выступала против ограничений и режима, однако став взрослой, поняла, насколько это помогло мне в жизни. Человек — очень ленивое существо, и если его вечно не подгонять, тяжело добиться результата. Мало у кого есть внутренняя мотивация, и большинство с радостью согласятся сидеть и ничего не делать, увы.

Выпускники вальдорфской школы почти поголовно гуманитарии, так как там уделяется очень мало внимания точным наукам (не урезать же пение и танцы!). Слишком большая вовлеченность в процесс родителей. Если вы работаете, службу часто придется пропускать, чтобы порисовать или поиграть с ребенком в школе.

Читать далее на: http://blogomamochka.ru/valdorfskaya-shkola-printsipy-obucheniya-plyusy-i-minusy-otzyvy/

Источник: https://popugaichik.livejournal.com/2290246.html

Вальдорфская школа: плюсы и минусы

Любая образовательная система имеет свои плюсы и минусы. Идеальных нет, и вальдофская школа — не исключение. Основанная на антропософских идеях, вальдорфская школа даёт лишь общее образование. Дети в вальдорфской школе изучают не только внешний мир, но и свой внутренний душевный мир. Конечная и главная цель вальдорфского образования — воспитание свободной, высоконравственной, ответственной личности с хорошим воображением и отличной памятью.

Вальдорфская педагогика — является товарным знаком (в отличие от Монтессори), поэтому не каждая школа имеет право носить это название.

История создания вальдорфской школы

История вальдорфской школы начинается в 1919 году, когда владелец немецкой сигаретной  фабрики «Вальдорф Астория” в Штутгарте попросил Рудольфа Штайнера открыть школу для детей работников завода. И Штайнер приступил к делу…

в скором времени его школа получила популярность, здесь стали учиться дети со всего города. Так и зародилась знаменитая вальдорфская школа. Надеюсь, вы уже догадались, что названа она так в честь одноименной фабрики. На сегодняшний день в мире насчитывается больше 1000 вальдорфских школ.

Многие из них сосредоточены в США. Ну а кто же такой Рудольф Штайнер? Предлагаю заглянуть в Википедию

… Итак, Рудольф Штайнер — философ, педагог, оккультист, мистик, эзотерик и создатель антропософии… А если вы знакомы с косметикой немецкой фирмы Weleda, тогда знайте, что Штайнер был основателем этой компании — в 1921 году он создал фармацевтическую лабораторию, занимающуюся лекарственными растениями. Ну а что такое антропософия?

Антропософия — философия, «наука о духе», как называл ее Рудольф Штайнер, религиозно-мистическое движение… что не удивительно, ведь сам Штайнер был мистиком.

Основная идея антропософии заключается в триединстве человека — Дух (мысли, интеллектуальные и познавательные возможности), Душа (чувства и эмоции) и Тело (физические возможности). Естественно. Поэтому ученики вальдорфской школы учатся познавать свой Дух, Душу и Тело.

Я не буду вдаваться глубоко в антропософию, ведь главная задача этой статьи — ознакомить вас с плюсами и минусами вальдорфской школы, чтобы вы могли определиться нужна ли она вам и вашему ребенку.

Плюсы вальдорфской образовательной системы

  • в вальдорфской школе воспитывают прекрасных и добрых людей: дети учатся взаимовыручке, ответственности, доброжелательности
  • ученики могут учиться в своем темпе, на изучение предмета детям дается столько времени, сколько нужно
  • дети учатся без электронных гаджетов, даже дома родителей просят оградить учеников от телевизора и от компьютера
  • происходит гармоничное развитие личности
  • обучение позволяет выявить скрытые таланты у детей
  • большое внимание уделяется творческому развитию детей

Миролюбивая политика вальдорфской школы помогает объединять людей. Так, например, в вальдорфской школе в Израиле обучаются одновременно и арабы, и евреи.

Минусы вальдорфской образовательной системы

  • если в семье родители не приверженцы антропософских идей, то детям будет сложно адаптироваться к школьным правилам
  • в настоящей вальдорфской школе вы встретите очень много родителей и детей, которые живут принципами антропософии
  • учителя требуют от родителей проводить очень много времени с детьми — в классах и за пределами школы
  • дети всегда должны быть чем-то заняты, из-за этого ученики сильно устают, подвергаются стрессу
  • в вальдорфской школе детей не заставляют учиться писать (так как ученики учатся в своем темпе), поэтому многие дети не умеют писать, когда их ровесники из других школ уже овладели этим навыком
  • в вальдорфской школе детей не учат читать лет до 7-8, либо пока не появятся коренные зубы
  • в начале обучения дети с высоким интеллектуальным развитием и стремлением к академическим знаниям будут нуждаться в большЕй информации, чем могут дать учителя, тем самым, такое стремление может быть сведено на нет
  • так как в вальдорфской школе крепки идеи гуманизма, то ученики здесь воспитываются слишком миролюбивыми. Поэтому родителям, которые хотят видеть своих детей сильной строгой личностью, не подойдет такой метод обучения

Класс в Вальдорфской школе

Вальдорфская школа. Интересные факты

  • в вальдорфских школах нет этапов обучения, то есть нет первого, второго и так далее классов
  • ученики не используют учебные пособия
  • у учеников есть только одна тетрадка, в которую они записывают всю важную для себя информацию. Таким образом дети сами пишут свой учебник
  • предметы преподаются «эпохами», то есть, в течение нескольких недель (обычно 3 — 4 недели) ученику изучают один и тот же предмет

Принципы обучения в вальдорфской школе

  • Рудольф Штайнер разработал 3 основных принципа вальдорфского обучения.
  • Правильное развитие памяти ребенка
  • Рудольф Штайнер как и многие другие педагоги понимал, что в разные этапы детского развития необходимы разные подходы к обучению.
  • ребенок должен быть заинтересован в обучении
  • интеллектуальные упражнения должны быть на первом месте, так как они развивают память
  • все уроки идут строго по расписанию, один урок плавно перетекает в другой. До обеда дети изучают основные дисциплины. После обеда — ученики изучают кулинарию, садоводство, рукоделие, деревообработку и прочее.

Одно сравнительное исследование показало, что дети из вальдорфской школы намного креативнее, чем из обычной

Гармония ума и тела ведет к правильному развитию

Штайнер считал, что развитие ребенка происходит в три стадии, которые должны отражаться в трех этапах образования:

  • раннее образование — акцент ставится на практических занятиях и играх
  • начальное образование — развитие художественных навыков и социализации
  • среднее образование — развитие критического мышления и умения сочувствовать

В период получения раннего образования учеников в вальдорфской школе окружают натуральные материалы, спокойные цвета в интерьере. Учителя проводят много времени с детьми, рисуют, сочиняют, поют, играют и вы не встретите здесь слова «учатся». Даже обеды дети готовят вместе. Никакой учебы, вернее — играя, дети учатся.

Начальные классы в вальдорфской школе

Затем начинается период начального образования, в котором учителя делятся с детьми академическими знаниями в игровой форме. На каждом этапе учителя рассказывают о мифологии и истории. Затем прибавляются научные уроки. Детям объясняют, почему некоторые предметы тонут в воде, а некоторые нет, например.

Почему падает дождь и так далее, и так далее. Ученики все чаще практикуют садоводство, вышивание, игру на скрипке, овладевают навыками актерской игры. Дети проводят исследования, изучают алгебру, иностранные языки. В средних классах настает время настоящего обучения.

Детям дается много практических заданий, глубже изучаются различные предметы.

Окружающая обстановка — залог гармонии

В вальдорфском образовании особый акцент ставится на обстановку, в которой развивается ребенок. Таким образом, дети достигают больших успехов и результатов в нормальной здоровой обстановке, без давления со стороны учителей.

По мнению Штайнера, все дети разные, следовательно усредняя их возможности и ставя всех под одну гребенку — учителя невольно сдерживают развитие. Поэтому вальдорфская школа выступает за индивидуальный подход к каждому ребенку.

Также внимание уделяется и общению учеников между собой, по мнению Штайнера — дружные дети лучше обучаются.

Вальдорфская школа в России

В мире существуют две организации, которые занимаются аккредитацией международных школ — «Международная ассоциация вальдорфского образования» и «Европейское консульство» .

Только этим организациям позволено выдавать лицензию на использование слов «Вальдорфский» и «Школа Штайнера». То есть, в отличие от школ Монтессори, только настоящая вальдорфская школа может носить такое название.

К сожалению, на сайте этих организаций я не нашла российских школ. Поэтому для меня вопрос об официальных вальдорфских школах в России остается открытым.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b1594804bf16118e5cd9a89/5b17cb9677d0e6b3a92acbf3

Ссылка на основную публикацию