Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото

25 апреля в нашем детском саду прошел смотр -конкурс «Лучший психологический уголок в группе». 

Основной целью этого конкурса было создание условий для сохранения психологического здоровья детей. В смотре конкурсе принимали участие все группы.  Причем не только воспитатели, но и родители и дети. В нашей группе была организована отдельная зона для этого. Мы поставили там диванчик. Родители принесли мягкие подушки для создания уюта. Мягкие игрушки. Фонтанчик.

Дети сразу оценили наши старания.

Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото

Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото
Уголок уединения

Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото

Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото

 Им очень понравилась сама идея уединения. Действительно, очень сложно в течении практически 12 часов находится в большом коллективе. У все детей разный характер. некоторым просто необходимо побыть в уединении. Мы приготовили лирическую музыку, звуки природы, шум моря, журчание ручейка. Также подготовили «волшебные костюмы» для застенчивых детей.

Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото
Костюмы волшебников

 Для обучения детей владеть собой в различный ситуациях, приемам саморегуляции подготовили игры с песком, крупами, пуговицами. Мешочки настроений.

Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото
Игры с песком

Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото

Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото
Мешочек хорошего настроения
Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото
Мешочек плохого настроения

«Мешочки настроений»

Цель: обучение детей в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.

Оборудование: два мешочка. Один из светлого материала.Это мешочек радости, хорошего настроения, улыбок, веселья и т.д. Второй мешочек из темного материала — мешочек плохого настроения.

Ход игры:

Выяснив, у кого из детей плохое настроение, педагог предлагает им воспользоваться мешочками. дети развязывают шнурки, «складывают» свое плохое настроение, злость, обиды в мешочек с плохим настроением и тщательно завязывают шнурок.Потом развязывают шнурок на мешочке с хорошим настроением и берут оттуда хорошее настроение, улыбки, смех, радость.

Для обучения детей бесконфликтному общению мы подготовили эмоционально-развивающие игры: «Азбуку настроений», Дидактические игры «Что такое хорошо?Что такое плохо? и т.п Коробочку примирения.

Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото 
Коробочка примирения
  • «Коробочка примирения»
  • Цель: Научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.
  • Оборудование: Яркая коробка с дырками со всех сторон разнообразной формы.
  • Ход игры:
  • Поссорившиеся дети просовывают руки с разных сторон коробочки, внутри находят друг друга, здороваются и мирятся, произнеся разные стихи-мирилки.

Для повышения самооценки неуверенный детей приготовили медали, сонные игрушки. В качестве «сонной» игрушки был представлен Сонный Ангел, которого я сама с удовольствием сшила. Он ароматизирован маслом лаванды, которая обладает успокаивающим действием.

Сонный ангел
Медали

Также сделали подборку самых различных игр: для застенчивых детей, для агрессивных детей  Собрали много вариантов мирилок. Пословицы и поговорки о дружбе. 

В общем старались мы как могли. И подошли к организации уголка со всем старанием, за что и были награждены грамотой. За что огромное спасибо нашему жюри!

Источник: http://raduganad.blogspot.com/2012/05/blog-post_01.html

Детский сад — Уголки психологической разгрузки

Уголки психологической разгрузки.

Современные дошкольники загружены сейчас не меньше взрослых. В процессе роста и развития детям приходится получать и перерабатывать огромное количество информации. Неокрепшая детская психика может не выдержать такой нагрузки – ребенок капризничает. Вот почему важно, что бы у детей в детском саду была возможность уединиться, восстановиться и прийти в себя.

Поэтому в каждой группе просто необходима специально организованная среда, оснащенная предметами, способствующими снятию напряжения, расширению возможности контактов ребёнка с другими детьми и взрослыми.

Уголок психологической разгрузки это пространство, организованное особым образом. Это целый мир, находясь в котором каждый ребенок ощущает себя спокойно, комфортно и безопасно. Пребывание в таком уголке улучшает психофизическое состояние.

В таких уголках используются сухие бассейны, создается уникальная мягкая среда. Ориентирован психологический уголок на зону ближайшего развития каждого ребёнка, направленность его интересов, обеспечение свободы выбора и волеизъявления.

Полезен он и для создания благоприятного психолого-социального микроклимата в группе, комфортной организации режимных моментов.

Благодаря уголкам психологической разгрузки появилась возможность контролировать и регулировать психологические, интеллектуальные и физические нагрузки, самочувствие и настроение детей, своевременно корректировать их.

Так, например, наличие в уголке мягкой мебели даёт возможность расслабиться, снизить уровень переживаний.

Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото

Цель корзинки с клубочками разноцветных ниток — успокоить расшалившихся детей, так же, разматывая клубочки, дети овладевают приемам саморегуляции, развивается мелкая моторика.

Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото

  • Немаловажные атрибуты психологического уголка, целью которых является научить дошкольников разнообразным способам примирения после ссоры – «коробочка мирилка», «подушка примирения»
  • Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фотоУголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото
  • «коврик примирения» «остров примирения»
  • Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фотоУголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото
  •        Помогают снять психофизическое напряжение, агрессию «стаканчики для крика», «подушка             злости», «копилка плохого настроения», «агрессивный коврик» даёт детям представление о том,                какие они колючие, когда злятся.

Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото

«Уголок уединения», призван решать благородную задачу создания ниши покоя.

Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото

«Стул для размышлений» служит для того, чтобы сидя на нем не более 5 минут, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок положит ее на место после того как поиграет и т.д. Самое главное: стул не должен быть наказанием для детей. «Почётный стул» стимулирует повышение самооценки, уверенности в себе, снятие тревожности.

Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото

  1. «Воспоминание о лете» помогают обрести покой, расслабиться, снять мышечное напряжение.
  2. Тепло и заботу маминых рук ощущают малыши, надев свою варежку «Мамины ладошки».
  3. Альбом с семейными фотографиями позволяет детям вновь пережить положительные эмоции, стабилизировать свое внутреннее состояние.

В уголке психологической разгрузки находятся материалы, которые использует в своей работе воспитатель. Это подборка психогимнастических игр, направленных на формирование положительного самопринятия и толерантности.

Система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с использованием материалов уголков психологической разгрузки приводит к положительным результатам: дети меньше ссорятся, материалы психологического уголка помогают раскрываться тревожным и застенчивым детям; они все с большим удовольствием сотрудничают друг с другом, со взрослым, с желанием играют в команде.

Источник: http://mdou-19-ivuschk.my1.ru/index/ugolki_psikhologicheskoj_razgruzki/0-129

Психологический уголок группы — 8 Декабря 2016 — МАДОУ Детский сад №5" г. Горнозаводска

Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен.

Экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников.

Подтверждением тому являются дети с нарушениями психоэмоционального развития, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе, не уважающие своего товарища, его чувств, настроения и эмоций.

Исходя из вышесказанного, особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия.

Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности, — признак душевного здоровья и показатель личностного роста.

Ведь самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми. 

Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. С этой целью  в ноябре в нашем детском саду проходил конкурс «Уголков психологической разгрузки».

Цели и задачи конкурса:

  • создание условий в группах дошкольного учреждения для сохранения психологического здоровья каждого ребенка;
  • активизация деятельности педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию материалов уголка психологической разгрузки для полноценного психофизического развития дошкольников;
  • привлечение родителей к оказанию всесторонней помощи группам в проведении конкурса.

Уголок психологической разгрузки применяется для достижения релаксации и отдыха. Он способствует умственному развитию детей, гармонизирует эмоциональный фон, возбуждает интерес к исследованию.

Умение полноценно и правильно расслабиться – важная составляющая в формировании психологического здоровья. Поэтому материал для уголка подбирался с учётом его основного назначения, а именно:

  • для психологической разгрузки воспитанников;
  • обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;
  • обучение детей бесконфликтному общению;
  • повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
  • обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным 

Так, например, педагоги 2 младшей группы № 7 Стяжкина Л.В., Шашова Т.В. и старшей группы № 9 Цыганова Н.В. и Дмитриенко С.Е. в первую очередь организовали для детей «Полянку настроения”, которая каждое утро встречает их в приёмной.   У каждого ребенка фото на петельке, приходя в группу, дети вешают свою фотографию к соответствующему их настроению.

Если настроение меняется, дети перевешивают свою фотографию. “Полянка настроения” привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности. Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото

Эту же задачу выполняет и зеркало эмоций, маски эмоций. Ребёнок видит себя и рассказывает о себе всё хорошее, с помощью мимики учится понимать состояние товарищей.

Остальные дети подсказывают, учатся говорить друг другу комплименты, создают свой положительный образ.

Читайте также:  Логопедические занятия в детском саду: образец анализа, пример конспекта по фгос и прочее

  Для обучения детей бесконфликтному общению используются дидактические игры “Азбука настроений”, “Что такое хорошо, и что такое плохо” и др. Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото

Наличие в группах мягкой мебели даёт возможность расслабиться, рассмотреть фотоальбом с групповыми и семейными фотографиями, что способствует снятию напряжения, поднятию настроения. Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото

Разнообразные волшебные предметы: шляпа, колпачки, палочка, плащ и т. д. помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с детьми сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности. Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото

Для снятия эмоционального напряжения и умения выразить такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме, используются мягкие подушки, куклы Би-ба-бо. Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото

В уголке размещены корзинка с клубочками разноцветных ниток (подготовительная группа № 5, воспитатели Наймушина Н.В., Коростелева И.В.). Их цель: успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Сматывая яркую пряжу в клубки, ребёнок успокаивается.

Ещё один вариант использования клубков – воспитание чувства принадлежности к группе, безопасности в коллективе. В этом случае в игре участвует и педагог. Наматывая нитку на большой палец правой руки, педагог начинает петь песенку (например, “Колобок”, “Теремок”).

Затем передаёт клубок ребёнку, назвав его по имени, и тот продолжает песенку. К концу песенки все соединены одной ниточкой. Все снимают нитку с пальца и кладут на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе будут также дружить и помогать друг другу.

Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото

Немаловажный атрибут психологического уголка, целью которого является научить детей разнообразным способам примирения после ссоры – кубик «Мирилка”.

Поссорившиеся дети берут с разных сторон руки, произнося разные стихи – мирилки. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства. (подготовительная группа № 6, воспитатели Шавочкина В.А., Фархуллина И.В.

2 младшая группа № 7, воспитатели Стяжкина Л.В., Шашова Т.В.)

В дополнение в группах имеются спортивные уголоки, где добавлены игры с мячом, разноцветными ленточками, верёвочками на сплочение детей, увеличение внутренней доброжелательности и формирование самопринятия.

Широко применяются упражнения на дыхание. Ровное, спокойное дыхание – ум находится в покое, частое – ум встревожен. Упражнения на дыхание направлены на успокоение ума, развивают гибкость и плавность движений, поэтому выполняя их можно снять очаги напряжения в теле, расслабиться. Выполнение упражнений любого комплекса развивает способность к концентрации.

Дети, играя в уголке психологической разгрузки, чувствуют себя намного лучше, и, кроме того, это весело, забавно и полезно. Это не только помогает снимать напряжение и усталость, но для детей еще полезно тем, что благотворно влияет на развитие вестибулярного аппарата ребенка.  

Для воспитания эстетических чувств и возможности показать свои чувства на бумаге организован уголок для рисования. Все работы детей вывешиваются на стенде творчества для родителей.

А для родителей в приёмной располагаются консультации, рекомендации и “Шкатулка добрых посланий”, в которой они оставляют своим детям добрые послания и пожелания. Воспитатель зачитывает их ребенку в течение дня по мере необходимости, таким образом, успокаивая ребенка.

Таким образом, созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы.

Итак, администрация ДОУ поздравляет победителей конкурса.

Грамотой за 1 место награждены воспитатели 2 младшей группы № 7, воспитатели Стяжкина Л.В., Шашова Т.В.

Благодарность за подготовку разнообразных психологических игр, пособий объявлена

старшая группа № 9 — воспитатели Цыганова Н.В., Дмитриенко С.Е.

группа рв № 2 — воспитатели Молчанова В.В., Талипова Е.А.

подготовительная группа № 5 — воспитатели Наймушина Н.В., Коростелева И.В.

подготовительная группеа№ 6 — воспитатели Шавочкина В.А., Фархуллина И.В.

группа раннего возраста № 3 – воспитатели Береснева Н.П., Власова Н.А.

группа раннего возраста № 4 – воспитатели Осколкова Т.С., Конева Т.Н.

За  эстетичность оформления психологического уголка   

 средней группе № 10   — воспитатели Хабриева Г.А., Реутова М.Н.

За творческий подход и  своевременность подготовки материала 

старшей группе № 12, воспитатели Молчанова Е.М., Чернецова Н.В.

Объявлена благодарность педагогу – психологу Мужиковой С.А., старшему воспитателю Новоселовой И.В., Черепановой И.В., Солохиной Л.В.  за организацию и жюри конкурса.

Источник: http://rodnichok.ucoz.ru/news/psikhologicheskij_ugolok_gruppy/2016-12-08-121

Уголок настроения в группе и дома. Развиваем эмоциональную сферу ребенка. | Психологическое зеркало

Уголок настроения – средство самопознания и развития эмоциональной сферы ребенка. Но существует множество средств развития эмоционального мира человека. Здесь представлены наиболее простые и доступные способы развития и формирования эмоционально мира ребенка.

Данный материал может использовать педагог-психолог для проведения консультации с педагогами по оснащению в группах «Уголка настроения». Или сами педагоги и родители, решившие уделить внимание развитию эмоционального мира детей.

  • Цель: расширение представлений педагогов о значении и способах организации уголка настроения в групповых комнатах.
  • Развивающая среда ДОУ  должна быть обогащена различными элементами, создающими у детей положительную установку и впечатление о детском саде, которые помогут (задачи):
  •  1. Преодолеть стресс поступления,
  • 2.  Успешно адаптироваться в дошкольном учреждении,
  • 3. Будут способствовать психологическому и эмоциональному здоровью личности каждого ребенка,

4. Развитию эмоционально-чувственной сферы.

Такую среду можно назвать эмоционально-развивающей или уголком настроения.

Конкурс педагогических идей: придумать название такого уголка.

Чем же она отличается от обычной? Определенным зонированием, которое обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. Это важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы.

Эффективность преобразования группового пространства и взаимодействие с ним, значительно усиливаются, если в этом процессе принимают участие сами дети.

В этом случае можно избежать существующей проблемы «недоступности» различного оборудования и игрушек, а также их бессодержательного массового использования, несоответствующего возрастным и психологическим особенностям детей.

  1. Один из вариантов зонирования и обогащения групповых помещений разнообразными игровыми элементами, направленными на сохранение психофизического здоровья дошкольников, развития его эмоционально-чувственной и коммуникативной сферы, позитивного принятия самого себя и окружающего мира:
  2. 1. «Уголок приветствия»
  3. Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, сплочение детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия; умения замечать положительные качества в людях и говорить об этом.
  4. Используемый материал:

• Стенд «Здравствуй, я пришел!» с фото детей (приходя в д/с, ребенок переворачивает лицом свое фото к окружающим, т.о. заявляя о своем присутствии в группе);

• Стенд «Мое настроение» (дети с помощью заготовок-пиктограм определяют свое настроение в течение дня);Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото

• Картотека игр-минуток «вхождения в день» («Комплименты», «Эхо», «Ласковое имя» и т.п.).

  • 2. «Уголок достижений»
  • Цель: повышать самооценку, уверенность детей в себе, предоставлять позитивную информацию для родителей, способствующую установлению взаимопонимания между ними; научить детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям. • «Цветок успехов»/«Звезда недели»: в серединке цветка-«ромашки» – фото, на лепестках (в течение недели) записывается информация о результатах ребенка за день, которыми он гордится;
  • • «Копилка добрых дел»: панно с кармашками на каждого ребенка, куда вкладываются «фишки» за каждый добрый и полезный поступок/дело (в конце недели дети поощряются).
  • 3. «Уголок гнева»
  • Цель:дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения.
  • • «Коврик злости» — резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться;
  • • «Коробочка гнева и раздражения» — темного цвета коробочка, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего» или смяв/порвав листы больших газет);

• «Подушка-колотушка», мешочек «Для крика», «Мостик дружбы», мягкие ткане-поролоновые молоточки, легкие шарики (вязаные помпоны) и т.д. 

• «Листок гнева» — напечатанный лист, который можно скомкать, порвать, бросать и т.д.

Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото

Листок гнева

4. «Уголок уединения» (их должно быть несколько)

Цель: создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т.п.

  1. Мягкий диванчик, удобные кресла, полупрозрачная ширма;
  2. Мобильный «Домик-трансформер» — дает возможность уединиться ребенку в случае необходимости от «шумного» окружения сверстников, восстановить психическое и эмоциональное состояние/равновесие;
  3. Подушки — «думки», подушки – «плакушки», мягкие игрушки разных размеров – обняв такую подушечку или игрушку, ребенок может поделиться с ней своим настроением;
  4. • «Осьминожек-хранитель» с рюкзачками, изготовленными руками родителей для личных вещей детей;
  5. • Альбом с семейными фотографиями воспитанников – в любой момент ребенок может его открыть и мысленно оказаться рядом со своими близкими людьми, почувствовать их любовь, дающую чувство уверенности и защищенности в окружающем мире;
Читайте также:  Занятие по экономике для дошкольников: пример конспекта, игры, вариант для старшей, средней, подготовительной группы детского сада

Телефон, по которому малыш «звонит» маме или папе поделиться чем-то сокровенным и т.д.;

  • «Сонные» игрушки помогают преодолеть испытываемые ребенком негативные состояния в период адаптации к новому коллективу, способствуют созданию положительной мотивации на режимный момент, имеют релаксирующую особенность, используются во время укладывания ребенка на сон.
  • 5. «Уголок настроения»
  • Цель: формировать у детей экспрессивные эталоны, способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.

Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото

• Полочка «Мое настроение» — дети обозначают свое настроение в течение дня с помощью «фишек-пиктограмм», а педагог получает возможность определить эмоциональное состояние каждого ребенка, причины его возникновения и оказать своевременную эмоциональную поддержку нуждающимся детям.

В каждой группе панно имеет определенную форму: домик, цветок и т.д.  В центре каждого панно есть карманы, изготовленные из цветных лент, обозначающих определенное настроение (фиолетовый – «я злюсь», голубой – «мне грустно», зеленый – «я спокоен»,  красный – «мне весело»).

Каждая цветовая полоска разделена на 6 равных частей (карманов). Первый кармашек содержит в себе схематическое изображение лиц мальчиков и девочек с определенным настроением. Остальные пять карманов обозначают дни недели.

Для того, чтобы дети могли отразить свое настроение, из цветного картона изготавливаются схематические изображения лиц мальчиков и девочек с соответствующими эмоциями.

• Различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний, кубики-пиктограммы, картотека портретов с различной мимикой и выдержками из разных стихов к ним.

  • Плакат «Азбука эмоций» — представляет собой набор фотографий детей, выражающих различные эмоцииУголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото (радость, злость, ужас, страх и т.д.).
  1. 6. «Уголок общения с природой»
  2. Цель: научить детей снимать мышечный и эмоциональный зажим, агрессивность, используя образы природы (на основе наблюдения), включая их в игру, задействовав при этом все свое тело.
  3. • Режиссерские игры;
  4. • Наборы семейств домашних и диких животных;

• Игры с песком (необходимы совки, формочки, различные моющиеся некрупные игрушки, например, для закапывания/зарывания образа обидчика; откапывания «сюрприза», не дотрагиваясь до него и т.п.);

• Игры с глиной (например, лепка образа, вызывающего напряженное состояние, его дальнейшее расплющивание и т.п.);

• Игры с водой (соревнования среди бумажных корабликов, подгоняемых ветром из соломинки, сбивание «брызгалками» легких игрушек, экспериментальная деятельность «тонет — не тонет» и т.п.).

  • 7. «Театрально-музыкальный уголок»Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото
  • Цель: способствовать интеллектуально-эстетическому развитию, открытому проявлению эмоций и чувств через возможность перевоплощения в сказочных героев, привнося в роль персонажа свою личность, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих переживаний, обогащать и активизировать эмоциональный словарь.
  • • Различные виды театров (пальчиковые, варежковые, настольные, театральная ширма );
  • • Маски, с возможностью изменения настроений литературных персонажей/героев, во время обыгрывания детьми не только сказок, но и подвижных игр;
  • • Музыкально-дидактические игры, инструменты;
  • • «Музыкальная шкатулка» — подборка аудиокассет с разнообразными мелодиями для создания благоприятного музыкального фона в группе (не только привычные детские песенки, но и народные, классические произведения);
  • • Салон-ряжения «Модница».
  • 8. «Уголок волшебных красок»Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото 
  • Цель: учить выражать эмоции, настроение художественными приемами, способствовать отреагированию отрица

Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото

  1. тельных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения и самовыражения личности.
  2. • Краски, гуашь, кисти, карандаши, мелки, бумага/ватман, заготовки «масок-настроений», незаконченные рисунки для дорисовывания, нитки.
  3. Совет: при обсуждении рисунков следует избегать оценок по технике их выполнения, необходимо обратить внимание на приемы, передающие настроение и переживания автора.
  4. 9. «Уголок библиотерапии»Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото
  5. Цель: учить детей понимать себя, словесно выражать свои проблемы, снижать чувство страха, стыда, стимулировать развитие воображения с помощью чтения детям специально подобранной литературы, таким образом, формируя своеобразную «защиту» и опору в реальной жизни.
  6. 10. «Уголок сюрпризов»
  7. Цель: снять психоэмоциональное напряжение, мышечный тонус, развивать воображение, способствовать созданию доброжелательной атмосферы, вводить элемент новизны, неожиданности (например, новая музыкальная или говорящая игрушка).

Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они легко подхватывают сильные, как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей.

Во многом реакция на обстановку вокруг у детей зависит от создания педагогом у них чувства уверенности и поддержки, внутренней безопасности и свободы.

Это зависит еще и от его доброжелательности, принятия детей такими, какие они есть, умение быть для них партнером и товарищем.

Подготовила Дорохина О.В.           

{lang: 'ru'}

Источник: http://www.psixologicheskoezerkalo.ru/ugolok-nastroeniya-v-gruppe-i-doma-razvivaem-emocionalnuyu-sferu-rebenka.html

Уголок психологической разгрузки

Проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Подтверждением тому являются дети с нарушениями психоэмоционального развития, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе, не уважающие своего товарища, его чувств, настроения и эмоций.
Исходя из вышесказанного, особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия. Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности, — признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Ведь самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми.
Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. С этой целью   в нашей группе был сделан «Уголок психологической разгрузки».
Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото
  •   Цель: прямая – единение, создание тепла и уюта, эмоционально комфортной обстановки.
  •  Косвенная – место для игры.
  • Особый интерес – комфорт.
  •   Безопасность – прозрачный материал, мягкие подушки, игрушки.
  • Уголок уединения – поможет успокоиться, расслабиться, «спрятаться» от суеты, «позвонить маме», поиграть в спокойные игры и любимые игрушки, посмотреть семейный альбом, интересные книги, разместившись на множестве подушек.
  • Есть в группе нашей уголок
  • Он не низок, не высок
  • Там детишки отдыхают,
  • Настроение поднимают.
  •    Приятная музыка и светящийся светильник, успокаивают и расслабляют.
  •   Коробка – мирилка. Дети берутся внутри нее за руки и произносят слова мирилки:
  • Мирись, мирись и больше не дерись.
  • Вот красивые клубочки
  • Разноцветные моточки
  • Только в руки их возьмем
  • И мотать скорей начнем.

  Подушка примирения в форме конфеты. Беря «конфету» в руки, дети улыбаются и говорят друг другу добрые, ласковые слова.

Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото Стаканчики для крика. Помогают снять напряжение.

 Коврик злости. Ребенок снимает обувь и вытирает об него ноги до тех пор, пока у него не улучшится настроение.

Для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей —  медали.

  Доска настроения. На ней ребенок может выбрать магнитик, соответствующий его

  Игрушки, подушки, которые наполнены крупой. Их можно потеребить ручками и успокоиться.

  «Мешочки настроений». Если у ребенка плохое настроение, он может положить его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение.

Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото

   Волшебные предметы: шляпы, плащ, волшебная палочка, волшебные тапочки. Помогут ребенку совершить чудесное путешествие и превратиться в сказочного героя, делая добрые дела.

Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото

 «Сухой бассейн» из фасоли. Поможет детям снять психологическое напряжение.

  «Твистер». Игра для обучения детей сотрудничеству и согласованным действиям в команде.

Воспитатели средней группы: Ионина Н.Н., Черепанова Л.А.

Запись опубликована в рубрике Фотогалерея. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://xn--14-6kchkfmc2a3b1g.xn--p1ai/ugolok-psixologicheskoj-razgruzki/

Консультация "Создание зон психологической разгрузки в группах: уголки настроения и уединения"

«Организация работы в уголке уединения и уголке настроения в дошкольном учреждении»

Консультация педагога-психолога Смыковой М.В.

  1. «Уголок настроения» в детском саду

         С первых же дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира. Взрослые не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, поступкам, явлениям, формируя тем самым внутренний мир ребенка. Эта работа протекает не только в семье, но и в дошкольном учреждении под руководством воспитателя.

        Целенаправленное формирование внутреннего мира ребенка требует от воспитателя не только понимания его индивидуальных особенностей, общего психофизического развития, условий жизни и воспитания в семье, но и знания о его эмоциональных переживаниях, настроениях, чувствах.

Читайте также:  Занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада, пример конспекта по фгос, варианты игр и прочее

        Обоснованием необходимости воспитания чувств у ребенка служит, прежде всего, необходимость формирования гармонически развитой личности и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития.

Недооценка этого, как правило, ведет к преувеличенному, одностороннему развитию какого-то одного качества, чаще всего интеллекта, что, во-первых, не дает возможности глубоко понять особенности самого мышления и управления его развитием, а во-вторых, не позволяет до конца уяснить роль таких мощных регуляторов поведения ребенка как мотивы и эмоции.

      Эмоциональные состояния окрашивают все виды деятельности ребенка. Они не только зависят от характера деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на них. Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются. Они обнаруживаются в различных настроениях.

      Настроение – это более или менее длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность ребенка до нескольких дней. При этом нужно учесть, что настроение всегда имеет причину. Оно накладывает отпечаток на поведение детей, окрашивает их деятельность, стимулирует или подавляет развитие личности.

      Не трудно заметить, как неопределенны, изменчивы эмоции и эмоциональные проявления маленьких детей, как непосредственны и импульсивны их эмоциональные реакции, кратковременны их переживания. Однако это не является поводом для невнимательного отношения к настроению или эмоциональному состоянию ребенка.

       Воспитатель, который предполагает провести игру или занятие, но плохо разбирается в особенностях эмоционального развития малышей, поневоле встаёт на формальный путь и требует от них лишь безоговорочного послушания, тогда как, влияя на развитие чувств детей, он сможет добиться  больших успехов в их воспитании.

        На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и ее мотивов, а также в связи с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Как одно из условий возникновения у дошкольника сложных эмоций и чувств обнаруживаются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – двух наиболее важных сфер его психического развития.

        Следует заметить, что эмоции играют существенную роль в формировании, развитии и активизации мотивов нравственного поведения. Но для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт, который он может приобрести только под руководством взрослого.

        При внимательном отношении к детям можно заметить, что немалую роль в возникновении отклонений в поведении играют отрицательные эмоциональные переживания, которые могут способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия.

       Эмоциональное неблагополучие характеризует отрицательное эмоциональное самочувствие ребенка, которое может возникнуть в разных случаях, например, при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности, особенно в ситуациях соревнования, иногда при отвращении к определенной пище и т.д.

Однако наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоциональные переживания наблюдаются при неудовлетворенности ребенка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников.

Поэтому ежедневное обращение внимания воспитателя и других детей к эмоциональному состоянию ребенка, его настроению, позволяет нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания и настроения.

       Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окружающими выступает в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, оскорбленного самолюбия.

Часто мотивы и эмоции ребенка, побуждающие выступать его определенным образом, не всегда легко выявить и это может стать причиной неправильного и поверхностного суждения о причинах тех или иных поступков детей.

Так, бывает, что детей, устраняющихся от общих дел, некоторые воспитатели считают равнодушными; тихих, не мешающих им детей считают благополучными и т.п., но при этом не пытаются расшифровать поведение ребенка и часто оставляют его в покое.

         Важно выделять из пестрого разнообразия эмоциональных проявлений ведущие эмоциональные переживания ребенка. Это возможно только при регулярном отслеживании настроений и эмоциональных состояний ребенка.

        Можно научить ребенка управлять своим настроением, но для этого нужно научить его отслеживать свое эмоциональное состояние и правильно его оценивать. В дошкольном детстве важную роль в формировании эмоциональной культуры отводится именно целенаправленному обучению детей под руководством воспитателя. Именно этой цели и служат «Уголки настроения».

        Цель оформления «Уголка настроения» в группах нашего детского сада: отслеживание эмоционального состояния ребенка для повышения эффективности воспитательного воздействия и оказания своевременной коррекции и полноценной поддержки развитию личности ребенка педагогом-психологом.

Задачи:

  • Диагностировать эмоциональное состояние ребенка для корректировки силы и интенсивности воспитательного воздействия через наглядные варианты фиксации полученных данных.
  • Учить определять свое эмоциональное состояние.
  • Развивать эмпатию ребенка (способность постигать эмоциональное состояние свое и другого человека).
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость и сопереживание.

Варианты названий и оформления «Уголков настроения».

При определении названия должно присутствовать одно из основных определений – «настроение» или «эмоции»

  • Календарь настроения
  • Часики настроения
  • Календарь эмоций (эмоциональный календарь)
  • Эмоциональная корзина и т. д.

Основные требования к «уголкам настроения»:

      Уголок настроения должен находиться на уровне глаз ребенка.

      При определении настроения используются как цветовые, так и пиктограммные изображения. Возможно их одновременное использование.

      В оформлении уголка настроения недопустимо использование более 3-х цветовых вариантов (за исключением цвета настроения). Цвета настроения вводятся одновременно с соответствующим определением.  

  • Фиксация настроения в уголке ведется ежедневно по приходу ребенка в детский сад.
  • Для отслеживания эмоционального состояния в течение месяца воспитатели ведут табель-календарь (Приложение 1).
  • ПРИМЕЧАНИЕ: При определении цветовой гаммы можно воспользоваться цветовыми выборами М. Люшера и их характеристиками:
  • синий (темно-синий) – спокойствие, удовлетворенность;
  • зеленый (сине-зеленый) – уверенность, настойчивость;
  • красный (оранжево-красный) – агрессивность, возбуждение;
  • желтый (светло-желтый) – активность, веселость;
  • коричневый – напряженность, тревожность;
  • черный – стресс;
  • серый (нулевой) – напряженность, огорчение.

      А сейчас обратите внимание на рекомендации по цветовым предпочтениям дошкольников Велиевой С. В. («Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста»). Вариативные формы ведения и оформления календарей настроения в разных возрастных группах.

  1. I-я МЛАДШАЯ ГРУППА (2-3 года).
  2. Уголок настроения может быть представлен в варианте «Здравствуй, я пришел».
  3. Задачи:
  • Формировать положительный эмоциональный настрой на посещение детского сада.
  • Контроль и регулирование эмоционального состояния ребенка.

II-я МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 года)

      До середины учебного года ведется уголок настроения по форме «Здравствуйте, я пришел». Со второй половины учебного года вводится новая форма – «Уголок настроения». При обозначении настроения используются предметные символы (например, «солнышко» желтого цвета – веселое настроение и «тучка» синего цвета – грустное настроение).

Задачи:

  • Учить определять свое настроение исходя из двух противоположных состояний: «веселое» и «грустное».

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 лет)

        При обозначении настроения можно вводить пиктограммы – схематические изображения условных лиц с соответствующей мимикой.

(Приложение 1) Даются термины, обозначающие определенное настроение и демонстрируются соответствующие пиктограммы. Понятие «пиктограмма» не дается.

Предлагается детям определение трех вариантов эмоциональных состояний. Дети определяют только свое эмоциональное состояние.  

Задачи:

  • Учить использовать понятие «спокойное» настроение (в дополнение к используемым со II младшей группы).

СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 лет)

      Вводятся цветовые обозначения настроения. Понятия о соответствии выбранного цвета определенному настроению не дается.

Задачи:

  • Учить использовать понятие «радостное», «унылое (обида)», «злое (гневное)», «счастливое» настроение.
  • Привлекать детей для определения настроения другого человека (можно учить определять настроение другого ребенка, взрослого человека, включая воспитателя)
  • ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7 лет)
  •        При обозначении настроения можно использовать прием «привлечение мнения другого ребенка»: Саша, определи, какое сегодня настроение у Димы?
  • Задачи:
  • Закреплять полученные ранее знания и умения.
  • Определять эмоциональное состояние детей дважды в день: утром и вечером (после сна).
  • Отслеживание устойчивости / неустойчивости эмоционального состояния детей и общего фона настроения группы.

         Цвета настроения вводятся одновременно с соответствующим определением. Фиксация настроения в уголке ведется ежедневно по приходу ребенка в детский сад. Для отслеживания эмоционального состояния в течение месяца воспитатели ведут табель-календарь (Приложение 2).

  1.         В соответствии с планом работы педагог-психолог регулярно (желательно ежедневно) просматривает «Уголки настроений» с целью определения достоверности демонстрируемых данных.
  2.        В конце месяца «табель — календари» передаются педагогу-психологу для совместного с воспитателем анализа полученных данных.
  3.         В конце года подводятся итоги работы в данном направлении.
  4. Вашему вниманию предоставляетсяпрезентация  «Создание зон психологической разгрузки в группах: уголки настроения и уголки уединения»

Источник: https://sad7polotsk.schools.by/pages/httpscontentschoolsbysad7polotsklibrary___pptx

Ссылка на основную публикацию