Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Творчество – это одна из форм самовыражения. Причем самовыражения посредством чего угодно: речи, рисунков, мыслей, танца, скульптуры, мелодии и т. д.

Творческие способности, так же как и все другие, требуют постоянного целенаправленного развития с самого детства.

Для чего и когда нужно развитие творческих способностей у детей в разные периоды дошкольного возраста? Как это делать правильно?

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

С какого возраста творим?

Наилучшим периодом для плодотворного и активного развития творческих способностей маленького человека можно назвать дошкольный возраст. Ведь именно сейчас ребенок наиболее любознателен, открыт и готов к познанию окружающей действительности, а его мышление не сковано стереотипами. Детство – это период царства фантазии, вымысла, сказок и игр.

Творческий процесс – понятие комплексное. Оно включает в себя несколько аспектов:

  • умение мыслить нестандартно о привычных вещах или явлениях;
  • фантазию и воображение;
  • умение открывать или изобретать что-то новое;
  • умение применять полученные открытия.

В дошкольном периоде условно можно обозначить несколько последовательных этапов. И каждый из них имеет свои возрастные характеристики.

  1. До 2 лет важно подмечать и развивать природные задатки ребенка. Кто-то больше склонен танцевать, кто-то – рисовать или лепить, кто-то – петь. В это время закладывается фундамент для будущих творческих побед.
  2. В 3–4 года наступает пик творческой деятельности малышей. Воображение обретает словесные формы и постепенно выходит на уровень самостоятельного процесса. В это время особенно важно обращаться к играм, развивающим воображение и творческие способности.
  3. С 5 до 6 лет творческие задания должны становиться сложнее, включать элементы подготовки к обучению в школе, развивать таланты ребенка, его фантазию. Ребенок уже может планировать предстоящие действия.
  4. К 7–8 годам творческая деятельность становится все более серьезной: дети на более взрослом уровне занимаются музыкой, танцами, вокалом, развивают театральную или художественную деятельность – то, к чему есть природные задатки. Создаваемые ребенком образы становятся содержательными и специфичными.

Поэтому важно уделять внимание творчеству на каждом из этих этапов. Следует понимать, что творчество немыслимо без воображения: плоды творчества изначально всегда являются продуктом фантазии ребенка и находят воплощение в той или иной сфере. Поэтому развитие воображения напрямую влияет на раскрытие творческого потенциала дошкольника.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Для чего это нужно?

Так что же дает ребенку этот самый творческий потенциал?

  • Умение видеть скрытое от других.
  • Умение за небольшое время синтезировать множество оригинальных идей.
  • Ассоциировать не связанные на первый взгляд понятия.
  • Применять для решения одной задачи умения, полученные при разрешении совершенно другой.
  • Создавать определенные условия, при соблюдении которых предмет проявляет скрытые свойства или возможности.
  • Находить альтернативное решение стоящей задачи вместо того, чтобы искать ответ, перебирая готовые варианты.

Все это открывает широкие горизонты для самореализации. Чем меньше в человеке развито творческое начало, тем больше у него склонность к постоянному недовольству окружающими и собой, к самоедству. Такой человек строит подсознательные барьеры на пути к достижению цели, боится смелых решений и масштабного мышления.

Не стоит забывать, что вся культура любого народа и человечества в целом была бы невозможна без творчества. Литература, скульптура, архитектура, живопись, фольклор – все это результат творческой деятельности многих людей.

Даже в науке без творческого начала не обойтись. Ведь сначала нужно представить себе задачу или объект, его свойства, пользу и т. д. А затем – представить, как этого можно достичь. И не всегда мыслить при этом нужно в рамках стандартов.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

В чем раскроется ребенок?

Для того чтобы понять и затем развить определенную склонность ребенка, важно предлагать ему как можно больше вариантов для самовыражения. Самое простое и привычное здесь, с чего начинают все родители, – рисование и лепка.

Процессы, бесспорно, творческие, но далеко не единственные в этом списке. Хорошим примером могут служить всевозможные конструкторы (вдруг подрастает будущий инженер?), мозаики.

Или готовые наборы для детского творчества (плетения, отливки из гипса, выжигания, гравюры, вязания и т. д.).

Какие еще методики развития помогут ребенку определиться, что ему больше по душе, в чем он хочет самовыражаться?

  • Аппликация (причем, не только из бумаги: подойдут обертки, открытки, вата, макароны, крупы, колпачки от фломастеров и другой подручный материал). При этом аппликация может собираться как из отдельных деталей, так и в виде мозаики.
  • Рукоделие (плетение из бисера, создание детской бижутерии, вышивка, макраме).
  • Необычные способы рисования – пальцами, красками по молоку или крупам, в виде зеркального оттиска. Можно рисовать по трафарету с последующей дорисовкой до определенного образа, по намыленному стеклу; вместо красок взять зубную пасту, штамповать с помощью форм, рисовать с помощью клея и соли – вариантов бесконечное множество.
  • Актерская деятельность. Это может быть кукольный театр дома или театрализованные представления драмкружка. Главное – ребенок сможет проявить актерский талант.
  • Конструирование из подручных материалов. Дошкольник будет учиться из ненужных предметов создавать полезные или просто красивые вещи.

Это далеко не полный перечень занятий. Можно приобрести, скачать или придумать еще немало вариантов.

Попросите ребенка самостоятельно решить, чем он хочет заняться. Пусть пробует себя в разных сферах. Что-то ему не понравится, а в чем-то он найдет себя. Поощряйте его желания и не ругайте за неудачи или утрату интереса к тому или иному виду деятельности.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Правильная организация занятий

Когда и как правильно организовывать такие занятия? С чего начать? С физического развития в самом раннем возрасте. Это будет первым шагом для закладки творческих способностей ребенка. По мере роста малыша ему следует постоянно создавать условия, стимулирующие развитие его творческого воображения.

  • Создавайте обстановку, немного опережающую возрастное развитие ребенка, стимулируя его к познанию нового. Например, в годовалом возрасте крохе можно подарить яркие кубики с буквами или цифрами и во время игр ненавязчиво знакомить его с ними.
  • Постепенно усложняйте и увеличивайте задачи. Планка должна постоянно и планомерно повышаться. Дети не всегда обращаются к опыту взрослых, познавая мир, часто пытаются дойти до всего сами. Поэтому не спешите помогать крохе в решении его задач. Если игрушка упала – пусть он попробует сам найти и достать ее. И только если у него не получится, предлагайте помощь.
  • Предоставляйте малышу свободу выбора занятий. Охотнее всего дети занимаются тем, что им интересно. Это приносит гораздо большую пользу, чем навязывание чего-то родителями, пусть и в форме игры. При этом свобода не должна восприниматься как вседозволенность. Разумные, обоснованные ограничения должны быть.
  • Ваша помощь должна быть разумной, предлагаться в крайнем случае, только если ребенок сам не находит решения. Не нужно постоянно страховать его во всем. Пусть пробует свои силы.
  • Создайте комфортные психологические условия для развития ребенка. Это касается любой деятельности, и творческой – в том числе. Не нужно осуждать малыша или чрезмерно сочувствовать при его неудачах. Но поддержка и советы взрослых, их похвалы и одобрение – прекрасный стимул.
  • Обеспечьте ребенка всем необходимым для творчества. Если он рисует – купите качественные краски или карандаши, альбом. Если хочет играть в кукольном театре – сделайте его вместе. Не препятствуйте детской фантазии. Помните: это помогает формированию маленькой личности.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Как помочь ребенку развить способности?

Кроме благоприятной и стимулирующей обстановки в творческом развитии немалую роль играют родители. Они могут здорово помочь своему малышу правильными действиями.

  • Пополняйте багаж жизненного опыта крохи. Постоянно читайте ему книжки со сказками или стихотворениями, рассматривайте картинки в них, провоцируя к размышлениям («Как ты думаешь, почему? Тебе нравится этот персонаж? Чем? Что бы ты сделал на его месте?»). При возможности обогащайте культурный мир дошкольника, посещая с ним выставки, музеи, театр, водите на полезные экскурсии. Обсуждайте все, что он видел и понял в это время.
  • Поощряйте его занятия рисованием или лепкой чего-то задуманного, конкретного (не просто колбасок или шариков). Если малыш в чем-то затрудняется – помогите советом, подскажите, какой может быть последовательность действий в том или ином случае.
  • Учите ребенка выражать увиденное им разными способами: пересказывая, рисуя, сочиняя истории «по мотивам впечатлений». В процессе такой творческой переработки полученной информации ребенок тренирует воображение.
  • Одна из ярких форм развития творческих способностей – умение сочинять. Приветствуйте этот навык в своем ребенке в любых его проявлениях. Пусть сочиняет «рифмовалки» или дурашливые стишки, сказки, небылицы, сочиняет и инсценирует небольшие театральные представления.
  • Оптимальная форма развития всех навыков и способностей дошкольника, и творческого начала в том числе, – игра. Поощряйте игры малыша, особенно со сверстниками, предлагайте ему новые сюжеты, принимайте сами участие в детских играх.
  • Изучайте окружающий мир с ребенком. Это может происходить во время прогулок, поездок, любых занятий на улице. Обсуждайте с ним, что происходит на улице или дома, отвечайте на все его «почему», рассказывайте и объясняйте все, чего он еще не знает. При этом также стимулируйте к размышлениям (как ты думаешь, когда цветы с дерева осыплются, что произойдет?).
  • Можно приобрести готовые развивающие игры (мозаику, конструктор) или специальные пособия для творческих занятий с малышом. Условие одно: для занятий в игровой форме.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Во что можно поиграть?

Совсем не обязательно засыпать своего кроху кучей дорогущих игрушек. Стимулировать к творчеству его можно и при помощи самых простых подручных вещей.

  • Можно накрошить яичную скорлупу, покрасить ее и предложить ребенку выложить из нее какой-либо рисунок, объяснив, что для начала необходимо прорисовать его контур.
  • Можно пользоваться природными явлениями. Например, в дождь или снег выставить в окно лист бумаги, покрытый краской. Получившиеся кляксы можно рассматривать, обсуждать, на что они похожи, дорисовывать до чего-то узнаваемого.
  • Из бумажных пакетов, наполненных газетами, или подушек можно смастерить разные игрушки, перекручивая или перевязывая веревкой в нужных местах. При этом бумажным персонажам можно дорисовать глазки, ротик, носик.
  • Если ребенок сделает на листе картона множество дырочек, ему будет весьма интересно соединить их в какой-то рисунок или узор при помощи шнуровки.
  • Ягодки, пуговки, бусины могут стать материалом для детского ожерелья. А можно его собрать и из обычных скрепок.
  • Пусть малыш попытается украсить блюдо (салат, бутерброд). Ему для этого нужно предложить разные фрукты или овощи (кружочки или дольки помидоров, огурцов, морковки; оливки, перец, зелень, дольки яблок, лимона, ананаса, персика, клубники, клюкву, вишенки). Возможно, ребенку будет интересно «выщипать» из ломтика хлеба бутерброд в форме зверушки или букашки. При этом обязательно нужно показать малышу, что оставшиеся крошки были высушены, а потом перемолоты для панировки – ничего не пропало просто так!
  • Полезна такая игра. В центр листа ребенок капает краску и сгибает лист пополам, прижимая. После этого пусть посмотрит на полученную кляксу: на что она похожа? Пусть называет разные варианты, переворачивая лист разными сторонами.
  • Если предложить ребенку набор картонных фигурок (полосок, квадратиков, кружков), он с энтузиазмом начнет представлять, на что похож каждый из них отдельно или в комбинациях друг с другом.
  • А что если станцевать, изображая кого-то? Ласковую кошечку, верного щенка, летний дождик, радость, боль, веселье, огорчение – эти и другие образы можно придумать вместе с малышом, а затем попросить его наделить каждый из них танцевальными движениями.

Итак, человек с развитыми творческими способностями проявляет большую гибкость ума в сложных ситуациях, способен быстро собраться и найти из них порой неординарный выход. А это значительно упрощает жизнь. Так что развивать творческие задатки полезно не только с точки зрения выражения собственного внутреннего мира.

Текст

Источник: https://Razvivashka.online/tvorchestvo/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Творческая деятельность в современном обществе ценится очень высоко, а представители специальностей, связанных с творческой средой, пользуются всё большей востребованностью.

Фотографы, организаторы праздников и вечеринок, дизайнеры и стилисты, веб-дизайнеры, флористы и много-много других мастеров творческих течений и сфер обладают особенным талантом в своей области.

Читайте также:  Рисование в старшей группе «девочка в нарядном платье»: образец, поэтапный конспект занятия + образцы

А ведь развитие такого таланта следует начинать с детства, и если родители уделяют должное внимание этому направлению развития, то ребёнок находит своё истинное предназначение в жизни.

Зачастую большая часть внимания уделяется родителями развитию таких областей, как память, мышление или речь. Фантазия же и воображение остаются без поддержки, формируясь у малыша самостоятельно. Здесь всё зависит от того, насколько сильны природные задатки у маленького человечка.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Под понятием «творчество» в научной среде понимают активное самовыражение, которое может осуществляться через какие угодно формы.

Это может быть меткое слово или выражение мыслей в стихах, создание мелодии, скульптуры или оригинального рисунка.

Даже в работе, связанной с точными науками (химические исследования, бухгалтерия) для получения хорошего и эффективного результата желательно применять творческие способности.

У ребёнка дошкольного возраста творческими способностями называют индивидуальные качества личности, обуславливающие успешность реализации того или иного вида творческой деятельности. Творческие способности дошкольника состоят из большого количества компонентов, среди которых присутствуют и такие умения, как:

  • Распознание тех событий и фактов, которые не видят другие дети.
  • Продуцирование большого количества идей за маленький промежуток времени.
  • Стремление к постоянному познанию.
  • Организация условий, в которых тот или иной объект может проявить в полной мере свою скрытую сущность.
  • Лёгкость ассоциации понятий, значительно отдалённых друг от друга.
  • Самостоятельное создание альтернатив для решения тех или иных задач.

Наличие всех вышеперечисленных качеств у ребёнка-дошкольника обусловлено прекрасным креативным мышлением и воображением. Развитие творческих способностей детей как раз и основывается на совершенствовании имеющихся задатков и навыков.

Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте

Определить уровень развития творческих способностей у детей дошкольного возраста можно посредством применения разнообразных методик. Самой распространённой из них является анализ детских рисунков, который помогает определить:

  • Насколько правильно ребёнок может передавать положение указанного объекта в пространстве.
  • Если ли у создаваемого дошкольником образа эмоциональность?
  • Насколько полным является содержание изображения.
  • Умеет ли ребёнок в полной мере раскрыть задуманный сюжет картинки.

Уровень развития творческого воображения у детей дошкольного возраста даёт понятие о способности ребёнка к тем или иным направлениям творчества. Благодаря такой информации можно выявить те творческие сферы, на которые следует сделать упор для того, чтобы сделать самовыражение маленького непоседы более явственным и активным.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Вообще детский возраст – идеальное время для развития самых различных способностей, в том числе – творческих. Ребёнок в дошкольном возрасте обладает большой любознательностью, стремится к познанию окружающего мира.

Обусловлено это отсутствием стереотипов и независимостью мышления.

Творческий потенциал взрослого человека во многом зависит от того, насколько интенсивно развивались у дошкольника творческие способности и применялись все возможности для этого.

Чтобы творческие способности ребёнка развивались правильно и в нужном направлении, максимально раскрывались и давали возможности для успешного творческого развития, следует создавать определённые условия:

  1. Моделирование обстановки вокруг малыша, которая будет опережать его развитие. Ребёнка желательно окружить такими предметами, которые будут активизировать творческий процесс и побуждать его к действиям с творческим подходом. Например, малышу в возрасте одного года можно подарить кубики с буковками и цифрами, и в процессе игры называть их. Так ребёнок сможет быстрее изучить алфавит и цифровой ряд.
  2. Ранее физическое развитие дошкольника способствует активизации творческого мышления. Начатые с первых месяцев после рождения физические занятия являются первым шагом к закладке основ творческих способностей маленького ребёнка и в дальнейшем – взрослого человека.Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
  3. Предоставление свободы в выборе направления творческой деятельности. Малыш должен самостоятельно выбирать, что ему интересно из большого перечня творческих направлений, и каким видом деятельности он хочет в данный момент времени заниматься. И если деятельность увлекает ребёнка, то интеллектуальное напряжение не станет причиной развития переутомления. Наоборот, всё это пойдёт на пользу маленькому человечку.
  4. Увеличение количества поставленных перед дошкольником задач и их усложнение. Если заявленную изначально планку по развитию творческих способностей постоянно повышать, то способности у маленького ребёнка будут совершенствоваться и максимально успешно развиваться. Дошкольники познают окружающий мир совсем не так, как взрослые. Зачастую они не могут использовать опыт, предлагаемый взрослым человеком. Эту особенность детского организма следует использовать по максимуму, позволяя малышу самостоятельно находить решения для тех или иных проблем, стимулируя тем самым интенсивное развитие творческого мышления. К примеру, у ребёнка за диван упала игрушка. Не следует сразу предоставлять свою помощь. Пусть непоседа сам попробует справиться с такой задачей.Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
  5. Разумная и ненавязчивая помощь со стороны взрослого человека. Свобода, даваемая родителями маленькому ребёнку отнюдь не должна перерасти во вседозволенность. Давать подсказки малышу в тех случаях, когда он может додуматься до решения проблемы самостоятельно, не стоит. Таким образом родители оказывают ему «медвежью услугу», препятствуя полноценному развитию творческих способностей.
  6. Формирование комфортного психологического климата. Если малыша окружают тёплые и дружественные отношения в семье, детском саду, то задатки его творческих способностей будут развиваться лучше и эффективней. Задача родителей заключается в том, чтобы стимулировать дошкольника на развитие творческих способностей. Квалифицированными специалистами-психологами даже предоставляется консультация для родителей по развитию творческих способностей детей, на которой они могут получить эффективные рекомендации относительно того, что дошкольника следует постоянно стимулировать к творчеству, не осуждать в случае неудач и не реагировать негативом на самые нелепые выдумки ребёнка.

Развиваем творческое воображение

В быту человеческое воображение не играет никакой существенной роли, поскольку принадлежит к разряду несуществующих, нереальных, фантастических элементов. Но в науке это качество человеческой личности очень ценится, поскольку помогает представить какой-то предмет, которого нет в природе вообще, или просто он находится в отдалении от человека.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Благодаря хорошему воображению человек имеет возможность удерживать несуществующий предмет в памяти и даже совершать с ним различные манипуляции. Активность воображения подразделяется на 4 стадии:

  1. Первая стадия творческого воображения у ребёнка-дошкольника проявляется во время сна. Восприятие информации здесь не зависит от осознанных желаний человека.
  2. Творческое воображение в более активной степени проявляет себя в приятных грёзах.
  3. Ещё большую активность имеет воображение, проявляющее себя в периоды прослушивания музыки, чтения литературных произведений или стихов. Слуховое или зрительное восприятие помогают создать соответствующие образы.
  4. Творческая деятельность является наивысшей формой проявляемого воображения.

Творческое воображение предполагает создание совершенно нового образа, который не был известен раньше.

Детям дошкольного возраста не известны названия приёмов творческого воображения, однако они с ними знакомятся с самого раннего детства, при помощи сказок, которые им читают родители.

Немного позже такие приёмы используются самими детьми, во время творческого процесса по придумыванию собственных сказочных персонажей, изображения их в рисунке.

Творческое воображение в детском возрасте развивается в ходе игры. Малышу гораздо легче смоделировать фантазийную ситуацию, совершая манипуляции с реальными предметами. К примеру, если у дошкольника есть палочка, он может представить себя всадником, оседлав её.

Очень желательно, чтобы подобный замещающий объект был схож с реальным. Тогда представление осуществится легче. Для ребёнка старшего дошкольного возраста схожесть объекта замещения с настоящим предметом не имеет особого значения, поскольку воображение у них уже усовершенствовано.

Постепенно у ребёнка даже отпадает необходимость в создании внешней опоры, и он может представлять предмет, которого нет поблизости. Представляемый объект наделяется новым смыслом, а действия с ним совершаются исключительно в воображении дошкольника.

Именно в такой момент творческое воображение преобразуется в процесс психического характера, а нафантазированная ситуация реализуется только во внутреннем мире маленького непоседы.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Особенности развития творческого мышления

Творческое мышление у деток дошкольного возраста предполагает формирование следующих качеств мыслительной функции:

  • Диалектичность. Возможность детского мышления находить противоречия в системах различного типа, мешающие совершенствованию, и устранять их.
  • Ассоциативность. Нахождение взаимосвязи между предметами и событиями, которые на первый взгляд несопоставимы. Благодаря ассоциативности творческое мышление ребёнка-дошкольника становится нестандартным.
  • Системность. Способность воспринимать предметы и явления в целостной связи. Такое свойство творческого мышления помогает дошкольнику разглядеть характеристики предмета во всём его многообразии, а также определять на примерах отдельно взятых объектов системы уровень соотношения с другими типами систем.

Творческие способности у малыша и роль совместного взаимодействия в их развитии с родителями

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности, танцах, музыке или других видах искусства гораздо лучше и эффективнее при взаимодействии ребёнка со взрослыми, родителями. Совместное творчество подобного типа имеет много плюсов, среди которых есть и такие:

  • Происходит стимулирование и обогащение взаимоотношений родителей с детьми.
  • Процесс социализации ребёнка-дошкольника происходит легче и быстрее.
  • Малышу предоставляется возможность знакомства с основами эффективного сотрудничества.
  • Авторитарного давления со стороны родителей нет. Малыш в полной мере осознаёт свою значимость в семье, и может без опаски выразить собственное «Я».
  • В процессе совместного творчества складывается благоприятная атмосфера для развития фантазии у детей-дошкольников и взрослых.

Родители маленького непоседы хорошо знакомы с тем, насколько много у ребёнка нерастраченной энергии, которую он направляет в неправильное русло. При взаимодействии с родителями в игровом процессе у малыша происходит эмоциональная разрядка, а энергия идёт на пользу его же организму.

В итоге сил на капризы и хныканья у него не остаётся. Заниматься с ребёнком совместным творчеством следует в хорошем настроении, чтобы у него в ходе игры не возникало плохого настроения.

К предстоящей деятельности следует готовиться заблаговременно, чтобы в ходе игры не возникло необходимости искать требуемый предмет.

Источник: http://InfoBaby.info/razvitie/171-razvitie-tvorcheskih-sposobnostei-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Развитие творческих способностей у дошкольников

Закономерно, что ребенок проявляет творчество в играх, в рисовании, создании поделок.

Если же креатива в детской деятельности не наблюдается, значит, важно обратить внимание на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Этому вопросу в любом случае стоит уделять внимание.

С взрослением перед личностью встает много неординарных задач, решение которых требует творческого подхода. 

Творческие способности детей дошкольного возраста                                            

Творческие способности, как и интеллектуальные, относятся к группе познавательных способностей. Только основная нагрузка ложится на разные познавательные процессы. В интеллектуальном познании ведущую роль играет мышление, а в творческом – воображение. Поэтому творческие способности дошкольников начинают развиваться позднее – во второй половине дошкольного детства.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Примерять кольца пирамидки, чтобы сложить по размеру, ребенок может уже в двухлетнем возрасте. Это свидетельствует о его интеллектуальном развитии. А вот увидеть новый образ в той же пирамидке, назвав ее «девочкой», «горкой» и пр., дошкольник сможет, когда получит многочисленные представления о мире, осмыслит аналогии и активизирует воображение.

Творческие способности детей дошкольного возраста – это оригинальный подход в осмыслении окружающего, склонность находить нестандартные способы и средства решения задач и стремление получать оригинальные результаты.

Свой творческий потенциал дети могут реализовать в любом виде деятельности. Рисуя или сооружая конструкцию, выполняя действия с игрушками или увлекаясь сюжетно-ролевой игрой, дошкольники ориентируются на свой замысел. Поскольку замысел формируется на основе того, как ребенок воспринимает окружающую действительность, он может отражать типичную картину, но может быть и очень необычным.

Направления развития творческих способностей детей

Способности к творчеству редко формируются сами по себе. Их развитие нуждается в стимулировании. По этой причине важно знать, в каких направлениях возможно развитие творческих способностей дошкольников. Выделяют две эффективные линии:

  • Усложнение действий в использовании средств для воплощения замыслов
  • Расширение набора средств для решения конкретной задачи

В качестве примера рассмотрим, как дети используют ведерко. Кроме прямого назначения, оно может служить формой для «куличиков», верхней частью построенной башни, головным убором, стульчиком, опорой для моста и др. Но к этой вариативности дети приходят с развитием творческого начала.

Аналогично и с поиском новых средств для воплощения своих задумок. Нельзя нарисовать контур – дошкольник выложит его с помощью палочек; нет палочек – выстроит кубики по периметру; отсутствуют кубики – протянет скакалку или ремешок… Если же отсутствуют мало-мальски подходящие средства, старший дошкольник будет действовать в воображаемых обстоятельствах.

Всякий раз поиск подходящих средств и возможностей их использования является своеобразным мозговым штурмом для творческого мышления дошкольника. Опыт подтверждает, что самые оригинальные идеи приходят ПОСЛЕ перебора более привычных вариантов. Взрослым важно помнить этот факт и поощрять активность ребенка в генерировании новых идей.

Читайте также:  Программа «радуга» по фгос в детском саду: содержание, анализ, тематическое планирование и прочее

Особенности и признаки развития творческих способностей дошкольников

Дошкольный период особенно благоприятен для развития художественных творческих способностей.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Ребенок знакомится с изобразительной и конструктивной деятельностью, обращает внимание на музыкальность окружающего мира, пробует свои силы в создании рисунков, поделок и построек.

Ярко выраженная познавательная потребность дошкольника – признак творческого потенциала. Кроме того, способности к различным видам художественной деятельности имеют специфические признаки. Родителям полезно знать, как проявляются склонности детей к определенным творческим областям.

Признаки творческих способностей дошкольников в изодеятельности

Уже то, как и какие средства выбирает ребенок для воплощения своего замысла, говорит о наличии или отсутствии творческого подхода. Еще несколько говорящих признаков о наличии способностей к изобразительной деятельности:

  1. Дошкольник предпочитает рисование или лепку, как только появляется выбор, чем заняться.
  2. В рамках сюжета изображает большое количество предметов и людей.
  3. Выбирает оригинальные сюжеты для своих рисунков. Например, изображает не привычные дом-дерево-цветочки, а рисует небо, усыпанное звездами вокруг сияющего солнца, и называет свою картину Космосом.
  4. Прибегает к рисованию или лепке, чтобы выразить свое настроение и чувства.
  5. С интересом использует новый материал для осуществления своих замыслов, а также загорается желанием опробовать новое средство в деле (лепить из глины, а не пластилина; рисовать красками вместо карандашей).
  6. Проявляет интерес к произведениям живописи и скульптуры – рассматривает, высказывается по поводу увиденной картины, статуи.

Творческий талант в театрализованной деятельности

Артистический талант внимательные взрослые замечают у ребенка с младшего дошкольного возраста, как только ребенок выработает речевые навыки. Позднее подключается невербальная экспрессия, дополняя выразительные признаки артистизма.

  1. Любит подражать ярким персонажам из сказок и мультфильмов, пытаясь передать тональность речи и характерные движения.
  2. Легко входит в любую роль, представляя себя то дружелюбной собачкой, то опасным волком, то Волшебником.
  3. Активно использует мимику, жесты и движения, чтобы передать чувства и характер образа.
  4. Стремится вызвать эмоциональный отклик у окружающих, рассказывая что-либо или изображая персонажа.
  5. Использует атрибуты (подходящую одежду, характерные вспомогательные детали), чтобы подчеркнуть свое соответствие роли.
  6. Увлеченно смотрит детские представления, будь то театрализованная игра или кукольный спектакль.

Признаки способностей к речевому творчеству в дошкольном возрасте

На какие особенности ориентироваться взрослым, чтобы заметить у дошкольника задатки литературного дарования:

  1. Ребенок внимательно слушает сказки и детские рассказы. В некоторых сюжетных поворотах останавливает рассказчика и задает уточняющие вопросы.
  2. Может сам сочинить историю, соблюдая ключевую структуру: подобие завязки сюжета, кульминационное событие и завершающий момент. У младших дошкольников подобные истории могут состоять буквально из 4-5 предложений, но при этом прослеживается структура рассказа.
  3. Придумывает нечто оригинальное, когда пересказывает всем известную историю или сказку.
  4. Рассказывая о чем-либо, придерживается сюжетной линии и основной мысли.
  5. Использует такие слова, которые передают переживания и чувства героев.
  6. Некоторые моменты объясняет особенно детально, чтобы слушатели поняли происходящее.

Создание условий для развития способностей к творчеству

С каждым годом идеи и действия дошкольника совершенствуются и усложняются. Творческие способности развиваются в тесной связке с воображением. Малышу и без внешнего подталкивания интересно открывать новые горизонты своих достижений. А если его дополнительно аккуратно направлять на поиски нестандартных решений, результаты приобретут оригинальность.

Развитие творческих способностей через сочинение рассказов

Без творческих способностей невозможно сочинить свою историю. Ведь ребенку необходимо извлечь из памяти подходящие характеристики для придуманных персонажей, поместить их в воображаемые обстоятельства и нафантазировать поступки своих героев.

Для создания образов нужен материал. Чем больше его будет в детской памяти, тем вариативнее ребенок будет им распоряжаться.

Родители стимулируют развитие творческих способностей у дошкольников, если не только читают и рассказывают им сказки и другие детские произведения, но и побуждают к сочинительству:

  • Как бы все произошло, если бы главные герой поступил иначе
  • Какой волшебный предмет пригодился бы герою сказки, и как бы он ему помог
  • Как по-другому могла бы завершиться история

Подобные вопросы подталкивают детей сначала изменять и дополнять существующие произведения, а затем придумывать свои истории.

Конструирование как средство развития способностей к творчеству

Прямая активизация творческих способностей происходит в процессе конструктивной деятельности. Если иметь в виду строительное конструирование, то детишки редко сооружают одни и те же объекты. Они задумывают новые постройки, находят новые приемы в воплощении своих задумок.

К тому же, непосредственно в процессе юный строитель может несколько раз поменять свои планы. В итоге, его конструкция обрастает новыми деталями, усовершенствуется, меняет свое назначение.

Обязательно нужно расспрашивать дошкольника, что он построил, для чего предназначена конструкция, как ею пользоваться, чем отличается от предыдущей и пр.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Неограниченным полем для творчества является бумажное конструирование. Для ребенка этот вид творческой деятельности становится доступным в старшем дошкольном возрасте с развитием умелости рук. Сложный вид, который реализуется с подачи взрослого и при его ведущей роли.

Сначала ребенок только наблюдает, во что может превратиться обычный лист бумаги в умелых руках, потом пробует повторить при непосредственном участии взрослого. И только старшие дети пробуют сконструировать изделие самостоятельно.

Роль семьи в развитии творческих способностей дошкольников

Кто, как не родители, обязаны заметить, к чему больше тянется ребенок, каковы его возможности в конкретный период, и на развитии каких способностей важно сосредоточить основное внимание.

Конечно, обогащать личность дошкольника следует в разных направлениях – обучать рисованию и лепке, вместе конструировать и придумывать истории, организовать простенький домашний театр. В каждом из этих видов занятий есть место для преобразования действительности и проявления творческих способностей.

Большинство детей испытывают особый интерес не ко всем видам деятельности, а выделяют приоритетные для себя.

Вот на этом поле родителям и следует создавать условия, чтобы ребенок открывал новые средства, расширял варианты их использования для воплощения своих замыслов.

Направленные усилия любящих и понимающих взрослых, ненавязчивое участие в детских играх и занятиях можно и нужно использовать для развития творческих способностей дошкольников.

Источник: https://alldoshkol.ru/sposobnosti/razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-doshkolnikov

Развитие творческих способностей детей раннего возраста. Основные методы

Многие из нас замечают, что большего успеха в жизни достигают люди с творческими способностями.

Креативное мышление, нестандартный подход к ситуации, высказывание своего мнения — все это помогает достигать высоких результатов в профессиональной деятельности.

К тому же, вероятность заниматься любимым делом вырастает в разы. Поэтому, заботясь о будущем своего чадо, необходимо развивать творческие способности с самого раннего детства.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возрастаразвитие творческих способностей детей

Что такое творческие способности

Творческое развитие у детей подразумевает нестандартный подход к определенной ситуации, креативное решение задач.

Человек творческий — это не только хорошо рисующий или поющий.

Люди с творческими способностями стремятся познавать окружающий их мир и открывать что-то новое для себя. Они изобретательны и применяют свои знания на практике. У творческих личностей хорошо развиты фантазия и воображение: они могут разглядеть необычное в обычном. Они не боятся проявлять инициативу.

Творчество — это значит творить, создавать что-то новое и необыкновенное.

В каком возрасте нужно развивать творческие способности.

Детишки раннего возраста — это наилучший период, когда следует заниматься воспитанием творческой личности. Потому как именно у маленьких детей возникает любопытство практически ко всему. Они с радостью берутся за любое занятие.

Многие специалисты полагают, что развитый творческий потенциал — это заслуга родителей. У каждого ребёнка есть определенные творческие задатки от природы. Самостоятельно они могут проявиться у малыша в незначительной степени. Поэтому задача родителей-развивать творческие способности. Делать это необходимо именно в раннем возрасте.

По мнению специалистов самый благоприятный период — это с самого раннего возраста и до 5 лет.

Человек не рождается с определенными способностями, его навыки могут формироваться и на протяжении всей жизни.

Если с малышом заниматься развитием творческих способностей с малых лет, предоставить ему свободу и разнообразие видов деятельности, то у него быстрее появится интерес к определенным сферам.

Творческие задатки ребенка проявляются не только в виде изрисованных обоев.

Залезть самостоятельно на стул, достать телефон или же какое-либо другое действие малыша также являются некими творческими актами.

Маленькие непоседы с удовольствием изучают окружающий мир, учатся использовать по-своему повседневные предметы. У ребёнка возникают определённые цели и добивается их с помощью нестандартных способов.

Примерно с двух лет происходит активное формирование личности малыша. Творческие способности в этот период развиваются более интенсивно. У ребёнка наблюдается повышенное любопытство, он упорно пытается достичь своей цели. Также для этого возраста характерны яркое воображение и повышенная эмоциональная восприимчивость.

Условия для развития таланта

Для того, чтобы успешно развить творческие качества у ребёнка, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Занятие творчеством должно начинаться с раннего возраста
  • Ребёнку необходимо предоставить свободу в выборе творческой деятельности
  • Для того, чтобы малыш смог выбрать интересующий вид творчества, важно разнообразить эти виды деятельности, а не придерживаться определенного.
  • Среда для успешного развития должна быть благоприятной
  • Очень важно поддерживать малыша в любом его начинании. Совместное занятие творчеством и ваша положительная оценка — вот лучшая мотивация для маленького человечка.
  • Необходимо постоянно поддерживать интерес карапуза к творчеству.

 А вы знали, что у любого человека есть творческое начало? Просто необходимо развивать эти способности

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Основные методы развития творческих способностей у детей

На самом деле, любое обыденное занятие может стать источником творческого вдохновения. Необходимо проявить немного фантазии. А так как у детей раннего возраста очень богатое воображение, позвольте своему малышу стать вашем помощником в том или ином деле. Например, занимаясь выпечкой, предложите ребёнку самостоятельно сформировать печенье.

Или попросите помощи в украшении торта. Творчески можно подойти и к уборке игрушек. Пусть малыш решит, какие игрушки сегодня собрать в верхний ящик, а какие — в нижней. Думаю, смысл идеи понятен, вам просто необходимо ввести творческую нотку в повседневную жизнь. Карапуз с огромным удовольствием будет выполнять домашние дела вместе с мамой или папой.

Для развития творческих способностей отлично подойдут игры с малышом. Можно вместе сделать какую-нибудь несложную поделку, например звездное небо. Для этого возьмите кусок чёрной бумаги, намажьте клеем и сверху посыпьте соль (лишнее смахните с бумаги). Также, например, игры с крупами обеспечат вашего карапуза яркими эмоциями, создавая разноцветные шедевры.

Наблюдайте за природой. Чаще гуляйте с ребёнком, обращайте внимание на различные явления, животных, птиц. Разговаривайте, анализируйте. Окружающая природа — это прекрасный источник для развития творческого потенциала.

Помимо таких простых способов развития творческих способностей у детей, существуют и более «профессиональные» методы. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Кукольный театр

Домашний кукольный театр способствует развитию воображения у ребенка. Приобретите различные пальчиковые куклы, либо сшейте самостоятельно. Позвольте ребенку устраивать домашний театр на семейных праздниках, или же без определенного повода. Предоставьте малышу безграничный полет фантазии. А одобрение взрослых вызовет у маленького создателя только яркие и положительные эмоции.  

Рисование

Развивать художественно — творческие способности у детей можно начинать уже и с шестимесячного возраста. На сегодняшний день для маленьких художников представлен широкий выбор различных инструментов для рисования. Детям самого раннего возраста отлично подойдут пальчиковые краски. Проверенные и известные производители выпускают безвредные краски, которые очень легко отмываются.

Почти все дети любят рисовать, и родителям важно предоставить малышу такую возможность. Данный процесс не только способствует развитию творческих способностей. Рисование для детей очень полезно.

С помощью рисования малыши развивают мелкую моторику, креативность, малыш учится выражать свои эмоции, анализировать и сравнивать.

Рисуя пальчиками, маленький художник познает мир, получает большее представление о цветах.

Позже, когда кроха подрастет, художественную деятельность можно расширять и познакомить малыша с фломастерами, карандашами, кистями и красками. Это поможет подготовить руку к письму.

Читайте также:  Уголок природы детском саду: оформление по фгос, картинки

Один известный педагог В.

Сухомлинский писал о том, что на кончиках пальцев малышей находятся нервные окончания, которые отвечают за работу головного мозга.

О том, как развить у ребенка художественный талант, прочитайте в статье как научить ребенка рисовать

Лепка для детей

Также как и рисование, лепка для детей очень полезное занятие. Работая ручками и пальчиками, отлично развивается мелкая моторика, творческое мышление.

Из пластилина малыш может катать колбаски, формировать шарики, лепить простые фигуры. Можно самостоятельно приготовить тесто для лепки для детей.

Не ограничивайте фантазию своего малыша.

Вы можете проводить совместные занятия, создавая даже картины.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возрасталепка с детьми

Поделки и аппликации

Для малышей постарше отличными помощниками в творческом развитии могут стать поделки и аппликации. Приобретите наборы цветной бумаги, картон, разнообразные ленточки, бусины. Научите ребенка вырезать.

Осторожно! Пользоваться ножницами и мелкими предметами можно только под наблюдением взрослых

Нарисуйте на цветной бумаге различные фигуры, животных, птиц, деревья или что-то другое. Вырезайте вместе с малышом полученные рисунки и приклеивайте на картон. В интернете есть огромное количество примеров несложных аппликаций с детьми.

Чтение с детьми

Источник: https://vdecrete.ru/razvitie/doshkolnoe-razvitie-rebenka/razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-detej

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста20202 (28 за неделю) / 05.05.16 10:00 /

Творческий аспект в характере личности ценится очень высоко в современном обществе и мироустройстве. Практически в любой профессии творчество занимает особенное место. Именно поэтому раскрытие таких способностей ребенка является важным моментом, как для родителей, так и для самого ребенка. Об этом и поговорим подробнее в данном материале. Считается, что ребенку, чьи творческие способности развивались с дошкольного возраста, легче в будущем будет даваться процесс обучения разным дисциплинам, особенно тем, в которых требуется креативно мыслить. Что же такое творческая способность? Как ее определить? Данное понятие раскрывается разными авторами обучающих методик по-разному. К примеру, Теплов Б.М. определял их как индивидуальные психологические способности, которые отличают людей друг от друга, но не сводятся к уже имеющемуся запасу знаний. Шадриков В.Д. считал, творческие способности реализуют отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности. Проявляется эта мера в уровне успешности и своеобразии способов освоения какой-либо деятельности. О.И. Мотков охарактеризовал творческие способности, как умения удивляться, познавать и находить самые разные решения даже в нестандартных ситуациях. Сюда же он относил нацеленность на способность к глубокому познанию своего опыта. Для определения способностей к творчеству ученые советуют опираться на выявление следующих особенностей в характере и деятельности человека:

  • богатое воображение;
  • способность рисковать;
  • гибкость мыслей;
  • дивергентное мышление;
  • восприятие неоднозначных вещей;
  • развитая интуиция;
  • высокие эстетические ценности.

Если говорить о детях дошкольного возраста, то творческие личности чаще всего стремятся к разного рода открытиям, они любознательны, любят изобретать и фантазировать.

Творческие способности дошкольников

Творческие способности часто начинают проявляться в достаточно раннем возрасте ребенка. Если родители сумеют вовремя их распознать, «подхватить» и помогут ребенку их развить, то в будущем они смогут проявиться в виде какого-либо таланта. Например, ваш годовалый малыш начинает ритмично двигаться, когда слышит музыку? Обратите внимание, улавливает ли он ритм музыки. Возможно, перед вами будущий танцор. Если малыш любит быть в центре внимания, привлекает его, «переманивает» на себя, то возможно он старается вам что-то показать и ждет ответной реакции. Как правильно развивать способности малыша родителям и что делать в зависимости от возраста ребенка:

  • до 4 лет достаточно регулярно проводить с малышом время за упражнениями и играми данной тематики;
  • с 5-6 лет задания на воображение и фантазию становятся более сложными. В таком возрасте уже вполне может быть «раскрыт» какой-либо талант, на развитие которого стоит тратить больше всего времени и ресурсов;
  • с 7 лет развитие творческих способностей, а здесь уже, как правило, четко доминирует одна деятельность, происходит путем профессиональных занятий. Например, с такого времени следует начинать музыкальные занятия, поступать в художественную школу и т.п.

Методы развития творческих способностей ребенка в детском саду

В детских садах современности педагоги-воспитатели уделяют большое внимание развитию творческих талантов и способностей у детей разных возрастных критериев.

Мы не говорим сейчас об особой категории платных детских групп, пребывание в которых сводится только к тому, что ребенок проводит определенное время под присмотром няни, пока его родители работают.

В муниципальных детских садах, вне зависимости от принятых программ обучения в разных регионах, развитие способностей выделено в отдельные уроки и тематические занятия. Например:

23 2 Продуктивная деятельность дошкольников

Никого не удивляет, что основной деятельностью детей в дошкольный период является игровая, однако, есть ещё один важный вид деятельности – проду …

  1. Дети в игровой или обучающей форме (зависимости от возраста) выполняют задания с ситуациями, где нужно совершать какой-либо выбор, включив воображение.
  2. Педагоги используют разного рода технологии для развития мышления.
  3. Организуется сотворчество в коллективе детей для проявления и развития способностей у каждого ребенка.
  4. Выполняются задания по выполнению поделок на актуальные темы и т.д.

Родителям важно понимать, что для развития творческого мышления дошкольника ему нужно давать в полной мере проявлять инициативу, поощрять его выдумки, самостоятельность, стремление к фантазии. Не стоит слишком напористо оберегать своего малыша, постоянно одергивая его со словами «ты еще маленький», «мы сделаем это за тебя», «лучше не надо это трогать, «ты испачкаешь руки» и т.д. Маме и папе ребенка важно «закрепить» те результаты, которые проявились у их чада в процессе посещения детского сада. Если же родители и сами много времени уделять вопросам развития творческого аспекта ребенка, то им «пятёрка с плюсом» за этот подход и советы от нас по способам стимулирования творческих способностей.

Как стимулировать развитие творческих способностей ребенка

В этом вопросе большую роль играет атмосфера, в которой малыш растет и те люди, с которыми он общается. Для любой стороны развития личности важна доброжелательная обстановка в доме, чувство уверенности ребенка, его чувство защищенности и полное ощущение любви и поддержки во всех начинаниях. Отсюда важно обеспечить следующее:

  1. Благоприятную окружающую атмосферу, в которой мы уже упомянули выше.
  2. Доброжелательность педагога (или родителя, который занимается с малышом).
  3. Отсутствие критики в адрес малыша.
  4. Поощрение его оригинальных идей, восторг при их реализации.
  5. Возможность для практических занятий.
  6. Здоровый личный пример творческого подхода к решению разного рода проблем.
  7. Предоставление возможности ребенку задавать вопросы по теме.
  8. Возможность давать высказаться в процессе обучения, игр.
  9. Отсутствие у ребенка страха быть непонятым или высмеянным в случае, если что-либо не получается.

Можно смело утверждать, что творческие способности есть у каждого ребенка, особенно, когда он здоров и хорошо развивается. Поэтому развивать эти способности необходимо в теории и на практике.

Как родители могут развить творческие способности ребенка

Развивать способности можно начинать с самого раннего возраста ребенка, об этом мы уже упомянули в данном материале. Притом заниматься с ребенком необходимо постоянно, всегда и везде.

Например, с младенчества включать малышу классическую музыку, петь ему детские песенки и колыбельные, стимулировать ребенка подпевать маме. Читайте вместе книги, напечатанные в бумажном варианте. Кстати, психологи рекомендуют читать не меньше 30 минут в день, притом не только перед сном.

Жанры произведений должны быть разнообразные: сказки, рассказы, стихи, комиксы. Огромные возможности открывает такое знакомство с книгами, ребенок учится фантазировать, воображать, додумывать и размышлять над прочитанным/услышанным.

«Театрализованность» натуры также можно распознать с помощью книг, если разыгрывать сценки из них и читать по ролям. Развивающие игры специального назначения обязательно должны быть в вашем доме. И хорошо, если их будет больше, чем развлекательных игр. Кстати, не стоит ребенку покупать большое количество игрушек. Нередко родители всеми силами стараются подарить малышу «самое счастливое детство», в котором он мог бы получить любую игрушку. Но такая родительская забота и любовь оборачивается тем, что малыш не может удивляться, радоваться больше пяти минут новым интересным вещам, мечтать о чем-то и, конечно, придумывать игрушки самостоятельно. Вспомните себя, возможно, у вас было такое детство, в котором каждая игрушка была «на вес золота». Если вы мечтали об игрушечном автомате, то можно было вместе с папой смастерить его из дерева, а кукольный домик легко построить из коробки и подручных материалов. Запомните: когда у ребенка мало игрушек, он начинает творчески мыслить и придумывать, как разнообразить игры из тех предметов, которые у него есть, и как что-то сделать самому! Это очень важно для развития фантазии малыша.

3 Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Что такое эмоции? Как происходит эмоциональное развитие малышей дошкольного возраста? Что нужно знать родителям маленьких детей о таком важном аспекте …

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности

Многие ребята дошкольного возраста находят свой талант в изобразительном искусстве. Малыши любят рисовать и нередко с удовольствием посещают специализированные уроки по изобразительной деятельности.

В процессе работы ребенок совершенствует и развивает свою наблюдательность, эстетические эмоции и восприятие, художественный вкус и, конечно, творческие способности. Родителям, далеким от рисования, может показаться, то большинство детских рисунков дошкольников являются «каляками-малякам» без смысла.

Но если для взрослого такие рисунки не несут ничего нового, то ребенок посредством рисования может познавать мир и делать самые разные открытия. Эффективнее всего для обучения и развития творческого потенциала является сочетание техник рисования (традиционных с нетрадиционными).

Самая главная цель на начальном этапе в изобразительной деятельности научить ребенка «смелости» в рисунках. Нередко творения малышей примитивны, нарисованы неяркими цветами, а то и вовсе одним.

Графические навыки малыша младшего возраста пока несформированы, поэтому ему сложно полноценно выразить в рисунке то, что он думает. Родителям и педагогам стоит помочь ребенку, мотивировать его на проявление фантазии путем создания различных творческих ситуаций и при этом обучать малыша разным техникам рисования.

Техники рисования для малышей

  • «Пальчиковая». Детям с 2-х лет уже вполне можно позволить рисовать специальными пальчиковыми красками. Желательно использовать такие средства выразительности как точка, линия, пятно.
  • «Рисование ладошкой». Подходит для малышей с двух лет. Ладошка окрашивается краской и прикладывается к бумаге. Таким образом рисуют фантастические силуэты, пятна, птиц, бабочек и т.п.
  • «Воск + акварель». Ребенок восковым мелком рисует рисунок на бумаге, можно обвести только контур изображения. Потом оставшийся участок закрашивает акварелью, при этом на воске краска не рисует. Дети с 4-х лет отлично справляются с данной техникой.
  • «Кляксография». Для этой техники потребуется гуашь и два листа бумаги. Ребенок ставит крупную неаккуратную кляксу на лист бумаги, закрывает ее вторым листом. Открывает и воображает, на что похожи получившиеся рисунки. Недостающие части можно дорисовать традиционным способом при помощи карандаша, руки, краски. Отличная техника для развития воображения у детей от 5-ти лет.
  • «Кляксография с трубочкой». Принцип работы такой же, как и в предыдущей технике, только клякса в данном случае выдувается на бумагу из трубочки.
  • «Рисунок по мокрому». Чистый лист бумаги с помощью кисти увлажняется чистой водой, потом на него ставят небольшие кляксы красками разных цветов. Таким образом можно рисовать картины на морскую тематику, салюты, зимнее небо. Техника несложная и интересная, подходит детям младшего дошкольного возраста и более страшим детям.

Хочется отметить, что рисование положительно влияет не только с точки зрения развития творческих способностей, но и обладает, если можно так сказать, успокаивающим эффектом. Изобразительное искусство позволяет снимать агрессию, закомплексованность детей, снижает уровень гиперактивности. Занимаясь с ребенком творчеством, помните, что в творчестве правильного пути нет. Любая ошибка не может быть препятствием к достижению цели, это всего лишь очередной шаг. Все мы индивидуумы, все уникальны и имеет собственный набор личностных характеристик, поэтому и работа с творческими способностями должна быть субъективной и индивидуальной.

Источник: http://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta/

Ссылка на основную публикацию