Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее

Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочееДошкольный возраст – важный период в жизни ребенка, так как в это время идет активное развитие интеллекта, психических процессов, качеств личности. Поэтому родителям нужно быть чрезвычайно внимательными к дошколятам, чтобы не пропустить существенных развивающих моментов. Особое значение в этом возрасте приобретает формирование памяти, таких ее процессов, как запоминание, сохранение и воспроизведение информации, что необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Как должны действовать родители, чтобы не упустить ничего важного в развитии дошколенка, и понимать, как развить память у ребенка?

Правила развития памяти у дошкольников

Для достижения лучшего эффекта при развитии памяти у детей дошкольного возраста родителям нужно придерживаться некоторых психолого-педагогических правил. Что должны учитывать родители при домашних занятиях?

  • Дошколята запоминают те объекты, в которых присутствует привлекательность и новизна.
  • Процесс памяти у дошкольника носит избирательный характер, зависит от его интересов и увлечений.
  • Запоминается то, что многократно повторяется.
  • Легко и быстро запоминаются объекты, воздействующие на эмоциональную сферу детей.
  • Для того чтобы помочь ребенку активно развивать память, необходимо подобрать наиболее эффективные приемы. Специалисты считают, что самый лучший способ тренировки памяти ‒ детские игры, которые занимают значительное место в жизни дошколят. Родителям они помогут не только увлечь дошколенка интересным досугом, но и решить развивающие задачи. Правильно подобрав сюжеты, играть с ребенком можно везде и в любое время. В методике представлено много видов игр, которые могут оказать большую помощь родителям.

Детские игры в формировании памяти

Подвижные игры для развития дошколят

Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее

«Зеркало»

Актуальная игра с малышами, когда нужно развивать запоминание, сохранение, двигательную память.

Взрослый говорит малышу: «Поиграем в зеркало. Запомни, какие движения я тебе покажу, и повтори их». Ребенок выполняет движения, на первых порах простые, затем, по мере усвоения правил, все более сложные.

Для старших ребятишек подобная забава может превратиться в насыщенную игру «Запрещенные движения», когда, наоборот, показанные движения повторять нельзя.

Старинная игра с мячом «Я знаю…»

Эту игру можно предложить деткам всех возрастов. Забава направлена на развитие слуховой памяти, мыслительной деятельности и координации движений. Ребенок ударяет мячом о землю и в такт ударам произносит слова: «Я знаю три имени девочек (мальчиков)». Повторять имена нельзя.

Как вариант игры, можно использовать названия городов, овощей, фруктов, цветов и т. д. Для старших деток увеличивается количество предметов до 5.

«Море волнуется»

Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее

Игроки составляют разные фигуры. Водящий закрывает глаза и произносит: «Море волнуется ‒ раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура на месте замри». Дети выполняют различные движения: бегают, прыгают, приседают. По окончании слов все останавливаются в определенной позе. Водящий открывает глаза и внимательно рассматривает «застывшие фигуры». Он должен вспомнить, как были расположены игроки и исправить их позы.

«Восстанови фигуру»

Игра с кеглями по типу городков помогает развивать зрительную память, процессы запоминания и воспроизведения.

Взрослый вместе с ребенком строит фигуру из кеглей и предлагает запомнить ее. Потом мячиком фигура сбивается, ребенок должен ее восстановить. Забава интересно проходит на природе, в семейном кругу, во время праздников на воздухе.

Сюжетные игры для развития процессов памяти

Сюжетная игра – любимый вид досуга для дошколят всех возрастов. Такие игры связаны с жизненными ситуациями, поэтому вызывают у ребятишек неподдельный интерес.

Родители с успехом могут использовать сюжетные действия в домашних условиях. Играя с малышами, можно взять на себя одну из главных ролей сюжета. Со старшими детьми участие взрослого может быть эпизодическим.

Начинать игры с малышами надо с простых ситуаций, используя знакомые бытовые предметы, посуду, крупы.

«Магазин»

Сюжет развивает все процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, помогает сформировать слуховую память. Играть могут дети всех возрастов.

С малышами родитель берет на себя роль продавца, предлагает запомнить, что нужно купить в магазине, например, для пирожков. Старшие дети могут сами выполнять главную роль, предлагая остальным сделать разные покупки. В игре можно учить детишек специальным приемам запоминания (мнемотехнике). Например, предложить дошколенку подготовить записку с условными обозначениями покупок.

«Больница»

Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее

«Праздник»

Игра интересна для всех ребятишек, однако старшие дошкольники могут самостоятельно подготовить ее.

С малышами взрослый должен быть чрезвычайно активен, так как все действия требуют специальной подготовки: атрибутов, рисования пригласительных билетов, устройства игрового пространства.

Сюжет может быть разнообразным: новогодний праздник, день рождения куклы, праздничное чаепитие и т. д. Готовятся игрушки-гости, обсуждаются действия игроков, распределяются роли. Игра будет проходить веселее, если в ней примут участие ребятишки разных возрастов.

«Зоопарк»

Увлекательная игра для детей разных возрастов, помогает развивать процессы внимания и памяти: сохранение, воспроизведение, бороться с забыванием.

Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее

В сюжетах подобных игр можно также использовать народные потешки, песенки, стишки, которые помогают совершенствовать память дошкольников, формируют навыки запоминания. Например, «готовим обед»:

Тушки-татушки, Испекли ватрушки! На окно поставили, Остывать оставили. А пшеничный пирожок — Он на опарышке взмешён

Так высоконько-высок!

Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее

Или «собираемся в гости»:

Зайка серый наряжается, Видно в гости собирается. Вымыл носик, вымыл лобик, Вымыл ухо, вытер сухо.

Надел бантик, стал он франтик.

Дидактические игры для развития памяти

Существуют специальные (дидактические) игры, направленные на совершенствование всех видов памяти. В основном, они носят обучающий характер, требуют специальной подготовки и необходимого игрового материала.

Несмотря на достаточно объемные временные затраты, дидактические игры дают хорошие результаты, потому что являются и упражнениями для развития памяти, и играми для развития всех психических процессов в комплексе.

«Чудесный мешочек»

Классическую игру в различных вариантах можно проводить уже с трехлетними детьми, у которых есть представления об окружающем мире.

Родитель предлагает ребенку найти на ощупь предмет и рассказать о нем по памяти, не вынимая из мешочка, например, круглый гладкий шарик, мягкая пушистая игрушка, деревянный кубик и прочее.

Старшим дошколятам можно предлагать новые и сложные предметы, отличные друг от друга формой, качеством, размером: гладкий и шероховатый , холодный и теплый, шар и куб, металлический и деревянный, маленькая и большая игрушка.

«Угадай, что изменилось?»

Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее

«Лото»

Игра развивает зрительную память, учит приемам запоминания (многократное повторение, группировка слов, обобщение). Взрослый и ребенок играют вместе, побеждает тот, кто быстрее закроет свое игровое поле. Сюжетом могут стать объекты разной классификации: овощи, фрукты, животные, мебель, одежда, явления природы.

«Разрезные картинки» или пазлы

Такого рода игры доступны детям всех возрастов, помогают развивать все психические процессы в комплексе: нужно быть внимательным, помнить, какая часть картинки собрана, соотносить образец и собранную часть картинки.

Творческие игры для старших дошколят

Начиная со старшего дошкольного возраста, детям можно предлагать словесные обучающие игры. Они помогают не только развивать слуховую память, но и закрепляют навыки использования мнемических приемов (ассоциации, группировка, обобщение).

«Волшебные слова»

Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочееВариант 1 – игра в ассоциации. Ведущий загадывает слово, разбивая его на слоги и составляя из каждой части новое слово. Игроки должны отгадать загаданное понятие при помощи слов-ассоциаций. Например, загадывается слово «самолет»: са (санки)- мо (молоко)- лет (летать), предлагаются ассоциации:

Санки – все любят на них прокатиться с горки. Молоко – корова дает детям полезную жидкость. Летать – бабочки, птицы, жуки делают это.

В конечном итоге из слогов собирается задуманное слово. Выигравший получает фант.

Вариант 2 – слова, которые предлагаются малышу, запоминаются при помощи слов-обобщений. Можно предложить ребенку назвать лишний предмет, назвать предметы одним словом. Например, «клен, береза, липа, тополь, ель, осина (все лиственные деревья, а ель — хвойное)», «красный, белый, оранжевый, синий, розовый – цвета».

Вариант 3 – слова – «троечки», запоминание слов при помощи группировки по какому-либо признаку. Например, корова – молоко – творог, бумага – карандаш – рисунок, цветок – ваза – мама, лето – солнце – вода.

Ведущий предлагает запомнить тройки слов, соединяя их сюжетом, и по первому слову припомнить остальные. Для развития навыка запоминания игра начинается с двух «троечек», потом их число постепенно увеличивается. Выигрывает и получает приз тот игрок, который лучше всего группирует и запоминает слова.

Если дошкольнику трудно сконцентрироваться на обучающем материале, на первых порах можно предложить опору на картинки.

«Скороговорки, чистоговорки, прибаутки, потешки»

Эффективно помогает совершенствовать память дошколят заучивание чистоговорок, скороговорок, веселых стихов.

Для того чтобы поддержать у детей интерес к такому действию, можно предложить им обыграть словесный материал при помощи пальчикового, теневого, кукольного театров. Сюжеты для театрализованных игр всегда можно найти в жанрах устного народного творчества.

При помощи таких интересных действий родители развивают словарный запас дошколят, совершенствуют память и ее процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение.

Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее

Нас напоишь молочком. (При обыгрывании можно использовать мелкие игрушки или пальчиковый театр. Дошкольникам нравится выступать на семейных праздниках, во время вечернего досуга).

На златом крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной — Кто ты будешь такой? Говори поскорей, Не задерживай

Добрых и честных людей! (Для творческого действия взрослый вместе с ребенком подготавливает из бумаги пальчиковые шапочки героев считалки).

Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!» Отвечает ему попугай:

«Попугай, попугай, попугай!» (Можно предложить малышу поиграть с мягкими игрушками, дополняя слова действиями).

У меня живет козленок, Я сама его пасу. Я козленка в сад зеленый Рано утром отнесу. Он заблудится в саду —

Я в траве его найду. (А. Барто) (Подобным образом используется мягкая игрушка).

Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее

Что слишком легка у тебя голова! ( С. Маршак) (Веселое стихотворение можно театрализовать во время сюжетной игры «Больница»).

Источник: https://myintelligentkids.com/igry-na-razvitie-pamyati-u-doshkolnikov

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее

Память является одним из необходимых психических процессов, без которых невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Ее развитию в дошкольном возрасте обязательно должно уделяться достаточно времени. Именно с ее помощью малыш сможет получать новые знания, познавая мир или обучаясь в школе, приобрести необходимые ему знания, умения и навыки. На занятиях по развитию памяти вы научите детей запоминать, сохранять и воспроизводить информацию с помощью несложных упражнений и игр.

Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее

Для детей дошкольного возраста характерно механическое запоминание информации, без осмысливания. Задача взрослых – научить ребенка делать это сознательно, логически осмысливая новые знания. Непроизвольное запоминание и воспроизведение информации должно постепенно перейти к осознанному.

Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее

В первый год жизни малыша развивается моторная память, которая выражена в условных рефлексах.

Кроха способен запоминать движения и действия. Особенно хорошо это получается, если они сопровождены эмоциями (или если он понимает результат этих действий). Малыш учится сидеть, стоять, ползать, брать какие-либо предметы руками и многое другое.

Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее

Образная память развивается до двух лет. Карапуз узнает родственников и знакомых, запахи, вкусы, голоса. В этом возрасте идет активное развитие нервной системы малыша, увеличиваются объемы информации. В возрасте до 3 лет активно развивается логическое мышление, расширяется словарный запас. Уже можно говорить о появлении словесно-логической памяти.

Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее

Приблизительно до 4 лет идет развитие механической памяти. Она характеризуется запоминанием того, с чем ребенок осуществляет какие-либо действия. Если родители хотят, чтобы ребенок в этом возрасте лучше запомнил какую-то информацию, нужно его увлечь, заинтересовать. Результат в этом случае будет намного лучше.

С 5 лет уже можно говорить о развитии произвольной памяти. Именно в этот возрастной период ребенок уже может использовать специальные приемы для лучшего запоминания информации.

Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее

В зависимости от того, на какой срок запоминается информация, от объекта запоминания, от степени волевой регуляции память классифицируется по-разному.

Читайте также:  Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада, в том числе на тему осень, работа с календарем природы

По срокам запоминания выделяют следующие виды:

  • Кратковременная – в этом случае информация запоминается с легкостью, однако потом забывается.
  • Долговременная – материал может быть воспроизведен даже через продолжительное время.

По объекту запоминания выделяют:

  • Зрительную – когда запоминается картинка (лица, обстановка вокруг и прочее).

Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее

  • Слуховую – происходит запоминание услышанного.

Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее

  • Двигательная (моторная). Она характеризуется запоминанием различных движений – в зависимости от обстоятельств: танец, ползание грудничка, работа рук со столовыми приборами.
  • Эмоциональная. Если ребенок обжег руку утюгом, то он больше не будет к нему подходить, эти эмоции намного лучше всяких запретов родителей помогут усвоить правило.
  • Вкусовая – запоминание вкусов.
  • Обонятельная – память на различные запахи.
  • Осязательная (тактильная) – кроха запоминает ощущения при прикосновениях к различным предметам.
  • Все эти виды памяти можно объединить в один – образная память.
  • Словесно-логическая – способность запоминать слова, появляется параллельно с развитием речи.
  • По приемам заучивания различают:
  • Механическую – при этом виде смысл запоминаемого материала теряется, заучивается только что-то конкретное. Если это слова – то в такой последовательности, в которой они были предложены. Если это действия – то именно в такой последовательности, в которой они повторялись. Такой вид памяти очень востребован при заучивании иностранных слов, их записи и произношении, разучивании танца.
  • Логическую – отличается запоминанием смысла заучиваемого. Тот материал, который необходимо запомнить, подвергается тщательному анализу, делится на смысловые части. Определяется главная мысль каждой из них и взаимосвязь между ними. С помощью всех этих приемов выделяется и запоминается самое важное в тексте, его суть.

По степени волевой регуляции выделяют:

  • произвольную память – для запоминания необходимого материала нужно приложить усилия;
  • непроизвольную – никаких усилий не требуется, все запоминается само по себе.

Можно выделить несколько особенно эффективных, но простых упражнений.

На столе перед малышом раскладывают 5-6 предметов, и ему предлагается время для их запоминания. После этого кроха должен отвернуться от стола, а ведущий в это время меняет местами пару игрушек или убирает 1-2. Задача ребенка в игре – восстановить правильную последовательность или рассказать о том, что исчезло со стола. Точно такую же игру можно провести с предметными картинками.

Упражнение прекрасно справляется с тренировкой долговременной памяти. Попросите ребенка вспомнить и рассказать о том, что было вчера. Пусть он постарается рассказать вам все максимально подробно.

В эту игру можно поиграть, когда вы находитесь в очереди, по дороге в магазин, в любой момент – если есть необходимость чем-то занять ребенка, чтобы он вел себя тихо.

Попросите его назвать 5 имен мальчиков, затем пять имен девочек, далее игра продолжается в этом же порядке.

Поначалу малыш будет называть имена самых близких ему людей, потом друзей и знакомых, а вот после уже начнет вспоминать те имена, которые он когда-либо слышал.

Их разучивание помогает не только развивать речь дошкольника, но и тренировать память. Обратите внимание на то, что это должно быть «между прочим» – в игре, при свободных минутках.

Можно предложить ребенку устроить соревнование, кто лучше справится с заданием. При этом победителю обязательно должна достаться похвала или какой-нибудь незначительный приз.

Попросите кроху повторить скороговорку за вами, а на следующий день пусть он ее вспомнит.

Вариантов игры два.

  1. Пусть ребенок назовет вам какую-либо букву алфавита. А теперь начинайте по очереди называть слова на эту букву.
  2. Попросите малыша назвать какое-либо слово. Затем вам нужно назвать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего. Игра очень похожа на известную многим игру «Города».

Когда во время прогулки с крохой вы ушли достаточно далеко от вашего дома, можно предложить ему это упражнение – пусть он покажет вам дорогу домой. Естественно, вы строго контролируете этот процесс.

Во время пути обращайте внимание малыша на мелочи, которые могут быть очень полезными при поиске дороги: вывески магазинов, необычные деревья, заметные дома.

Тогда в следующий раз он уже будет стараться делать все самостоятельно.

Выйдя на улицу с малышом, можно насобирать разные листья и цветы, проговаривая при этом название каждого растения. Дома сложите эти листья в альбом и засушите. Через некоторое время вы можете рассмотреть их и попросить ребенка вспомнить, как назывались эти растения. Позже вы сможете использовать их в поделках.

Это упражнение помогает в тренировке ассоциативной (смысловой) памяти. Называйте ребенку пары слов, которые связаны между собой по смыслу: жара и лето, суп и обед. Начинайте с 5-6 пар. Проговаривайте их четко. Затем попросите кроху повторить второе слово в паре, называя ему первое. Постепенно задание можно усложнять, предлагая большее количество пар.

Назовите дошкольнику 10 слов, которые не связаны по смыслу. А теперь пусть он попробует вспомнить те слова, которые вы говорили. Это упражнение отлично тренирует слуховую память.

Учите малыша пересказывать прочитанное произведение, просмотренный мультфильм, услышанную историю. Перед сном попросите рассказать вам об интересных событиях сегодняшнего дня. Это упражнение является хорошей тренировкой для развития памяти.

Дайте малышу 1 минуту для того, чтобы рассмотреть картинку. Он должен постараться ее запомнить. После этого картинка закрывается, и ребенку предлагается нарисовать ее, максимально точно воспроизведя все детали.

На то, как будет развиваться память вашего крохи, влияет множество факторов. Среди них – питание, режим дня, образ жизни вашего чада, физическая активность, время, проведенное с родителями. Полезные рекомендации:

  • Постарайтесь ограничить употребление сладкого и мучного. Замените это на полезные продукты: различные виды орехов, злаковые, твердый сыр, разнообразную зелень, семечки. Очень полезно употреблять в пищу жирные сорта рыбы, овощи, фрукты и ягоды, печень, белое мясо.
  • Соблюдайте режим дня.
  • Ребенок должен проводить не менее 2-3 часов на свежем воздухе, это необходимо для обогащения клеток головного мозга кислородом.
  • Обязательно укладывайте малыша спать вовремя, даже если он не хочет. Делая это каждый день в одно и то же время, вы приучите дитя, и постепенно все проблемы с укладыванием исчезнут. Желателен также дневной сон.
  • Следите за тем, чтобы ребенок был физически активен. Это могут быть подвижные игры с друзьями, занятия спортом, танцами, катание на велосипеде, коньках или лыжах. Постарайтесь ограничить время, проведенное им за компьютерными играми или просмотром телевизора.

Умение малыша запоминать очень зависит от того, сколько времени ему уделяют родители. Играйте с ним в развивающие игры, читайте книги, учите стихи, рассказывайте ему как можно больше нового и интересного, рисуйте и пойте песни. Все это будет способствовать развитию памяти.

Игровые методы для развития памяти ребенка можно посмотреть в этом видео.

Источник: https://o-krohe.ru/razvivayushchie-metodiki/razvitie-pamyati-u-detej-doshkolnogo-vozrasta/

Игры и упражнения для развития памяти у детей и взрослых

Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее

Игры и упражнения на развитие памяти не сложные, они не занимают много времени. Достаточно освоить некоторые методы, делать их при езде в общественном транспорте, в другой свободный момент. После интеграции тренировки в повседневную жизнь, вы заметите улучшение концентрации внимания, мысли. Вы будете легче запоминать информацию, восстанавливать ее. Тренировка памяти подготовит мозг для лучшей производительности.

Зачем тренировать память?

Развитая память обеспечивает человеку облегчение запоминания информации, например, в школе. Память как мышца – она укрепляется в процессе тренировки.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста, упражнения для старших людей можно сравнить с занятиями в тренажерном зале. Например, человеку поставлена задача поднять на бенчпресс 100 кг. Регулярно тренирующийся поднимет вес сразу или после нескольких дней физических занятий. Людям, никогда не тренировавшимся, понадобится несколько недель или месяцев.

К счастью, есть большая разница между примером тренировок в тренажерном зале и развитием памяти. Она заключается в продолжительности занятий. Если вы хотите быть успешным культуристом, вам нужно заниматься несколько часов в день в течение пары лет. Для тренировки памяти нужно потратить 5 минут в день.

Краткосрочная память ограничена

Человеческий ум может одновременно удержать до 7 единиц информации. Этот объем не может быть изменен. В ходе развития краткосрочной памяти вы учитесь объединять отдельную информацию в «пучки», тем самым увеличивая её емкость.

Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее

При обычных обстоятельствах человек способен запомнить до 7 случайных слов. Но если он объединит их в один «пучок» информации (занимающий только одно место в кратковременной памяти), он сможет запомнить гораздо больше слов.

Большую роль играет внимательность. Информация в краткосрочной памяти будет храниться до тех пор, пока мозг будет сосредоточен на ней.

Упражнения для тренировки памяти

Следующие упражнения для развития памяти старших дошкольников, школьников, взрослых, пожилых людей можно делать в любое время. С их помощью может развивать память, как ребенок, так и подросток, т.к. они интересные и увлекательные.

Длинные слова

Первое упражнение, укрепляющее кратковременную память, – техника длинного слова. Выберите длинное слово. Для тренировки взрослых его можно представить в уме, для детей – написать на бумаге. Из букв этого слова попробуйте составить другие слова.

Например, слово «бездомные»:

Этот дидактический метод тренирует кратковременную память, расширяя ее способности. Упражнение делайте в любой момент. Оно намного сложнее, чем кажется. При его выполнении мозг действительно «вспотеет».

Умножение и подсчет в голове

Следующее задание для развития краткосрочной памяти – умножение. Выберите число и умножайте его. 2 * 2 = 4 * 2 = 8 * 2 = 16 * 2… Умножайте до тех пор, пока вам станет сложно вычислить результат. Упражнение подходит для взрослых, дефектологи рекомендуют его также для детей среднего и старшего школьного возраста.

Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее

Это тренировка, которую можно выполнять в любое время дня. Например, во время поездки на автобусе, в метро.

Не обязательно умножать одни и те же числа. Создайте свои примеры.

Восстановление воспоминаний

Один из лучших методов развития памяти – восстановление воспоминаний. Мозг не имеет проблем с запоминанием, он хранит всю информацию, с которой встречается. Проблема возникает, когда информацию следует «достать на поверхность» – она просто канет в глубинах мозга.

При только пассивном получении информации, память постепенно ослабевает. Поэтому чаще извлекайте воспоминания. Отличный способ – вспомнить прошедший день. Когда ляжете в постель, восстанавливайте в памяти весь день в обратном порядке.

Что вы делали вечером? Что случилось раньше? Пробирайтесь к завтраку, попробуйте вспомнить мельчайшие детали. Сначала будет сложно. Но постепенно восстановление воспоминаний будет  улучшаться. Вы растянете мышцы своего мозга, укрепите его.

У вас появилось свободное время, которое нечем занять? Задавайте себе вопросы, направленные на развитие памяти.

  • Что я ел на обед неделю назад?
  • Что я делал 2 недели назад?
  • Что мы изучали в школе в прошлый понедельник?
  • Как я одевался на последнюю вечеринку?
  • Какие носки были на мне 3 дня назад?

Чтение

Восстановление воспоминаний – это хорошее упражнение на развитие памяти у дошкольников и детей младшего школьного возраста. В этом случае лучше применить чтение. Прочтите ребенку страницу книги, часть статьи (взрослый читает сам). Ответьте на вопросы: что там написано? Какова важная мысль? Попробуйте максимально ярко описать содержание.

Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее

Такую гимнастику для памяти можно проводить каждый вечер при чтении статей, книг, особенно тех, содержание которых хотите хорошо запомнить. При восстановлении информации она запоминается лучше, т.к. мозг создает более сильные нейронные связи.

Подсчет букв

Метод подходит для развития краткосрочной памяти. Выберите любую букву. Сосчитайте его количество на странице. Нужно сосредоточиться, как на чтении и понимании текста, так и на подсчете букв. Этот метод наиболее старый и эффективный.

Читайте также:  Открытое занятие по физкультуре в средней группе детского сада по фгос

Приложения

Поскольку мы живем в XXI веке, следует упомянуть о приложениях для развития памяти. Это самый удобный способ. Вы заняты с мобильным телефоном, но не чувствуете вины за бесполезную трату времени. Вы же тренируете мозг.

  • Lumocity. Это приложение поможет развивать не только память, но и другие функции мозга: концентрацию, многозадачность, подсчет и т.д. Базовая версия бесплатна.
  • Dual N-back. Это более сложное приложение. Сначала в нем не так-то просто добиться успеха, но оно действительно заставляет мозг работать на полной скорости. Игрок должен сосредоточиться на экранных сигналах и слушать буквы, произносимые роботом. В зависимости от уровня, следует распознавать, откуда исходит сигнал.

Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее

Игры для развития детской памяти

На улице идет дождь, и вы не знаете, что делать с детьми? Попробуйте применить игры на развитие памяти у дошкольников.

«Что изменилось?»

  • Количество детей: 2 и более.
  • Возраст: дошкольники и старшие дети.

Выберите комнату в квартире. Чем более вместительная будет комната, тем сложнее окажется игра.

Дети внимательно осматривают комнату, затем отправляются за дверь. Вы остаетесь в комнате и меняете в ней что-то (перемещаете часы, переворачиваете вещи вверх ногами и т.д.). Дети заходят в комнату, ищут измененную вещь.

Побеждает тот, кто первым найдет изменение.

«Копирование изображений из галереи»

  • Количество детей: 2 и более.
  • Возраст: дошкольники и старшие дети.
  • Что понадобится: бумага, любая картина, ластики, цветные карандаши, карточки для написания заданий (также служат билетами).

Отметьте одну комнату в квартире как художественную галерею, поместите в нее любую картину (можете нарисовать ее сами). Для входа нужны билеты в виде карточек, приготовленных заранее. Но дети не получают билеты бесплатно.

Им придется найти их или получить, выполнив задание (петь, приседать и т.д.).

Игроки смогут смотреть на картину сколько угодно, но у них не будет возможности ничего писать или рисовать. После галереи они идут в другую комнату – «мастерскую». Там, на их бумаге они рисуют копию картины. Тот, кто наиболее верно перерисует изображение на картине, побеждает.

Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее

Онлайн-игры для развития памяти

Современные технологии предлагают забавные и эффективные игры, которые можно найти в Интернете. Они представлены, как для скачивания, так и для игры онлайн. Большинство игр бесплатны. Можете играть в них так часто и долго, как хотите.

Одна из полезных онлайн-игр – судоку. В большинстве случаев, разработчики устанавливают возможность выбора уровня игры – от легкого (начинающий) до сложного (профессионал).

Игры и упражнения, подходящие для всех возрастов

Игры и упражнения, подходящие для всех возрастных групп, способствуют развитию сенсорного восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, математических способностей.

При тренировке детей важна регулярность и совместные занятия (родитель-ребенок). Упражнения следует включить в ежедневный режим (достаточно 15-30 минут в день). Занятия представляются ребенку ненасильственным образом.

Во время игры изначально выбирайте менее требовательные формы, затем переключайтесь на более сложные, которые чередуйте с менее требовательными – это поможет предотвратить усталость и удержать концентрацию ребенка.

Упражнения и игры, стимулирующие развитие сенсорной памяти

Для тренировки сенсорной памяти подходят следующие занятия. Все они проводятся в игровой форме, поэтому наиболее подходят для детей.

  • Поиск определенных предметов в комнате – по цвету, форме, материалу, размеру и т.д.
  • Поиск предметов по размеру, цвету, форме: насыпьте в коробку от обуви пуговицы. Задача – разделить их на большие и маленькие, отсортировать по цвету, форме, материалу (деревянные, пластиковые).
  • Складывание конструкторов, мозаики.
  • Составление картинок из спичек или палочек. Дети делают простые фигуры (дом, поезд), взрослые – более сложные предметы. Можно заранее подготовить фотографии, которые затем воспроизвести путем составления из палочек.
  • Складывание разрезанных изображений. Можно использовать фотографии, открытки, картинки. Сначала разрезайте на меньшее количество кусков (2-3 куска), затем – на большее (6 кусков).
  • Поиск пар одинаковых изображений. Можно использовать разные типы игр, например, пексесо. Начните с поиска 3-6 пар, постепенно увеличивая количество.
  • Нахождение различий на двух, казалось бы, одинаковых изображениях (Что изменилось на картинках? Чего не хватает? Что добавилось?).
  • Различение зеркальных изображений. Составление пар одинаковых или зеркальных картинок.
  • Различение, которое не относится к указанному ряду предметов, зеркальное изображение. К примеру, в ряде домов с дымоходом справа следует отличить дом с дымоходом слева.
  • Поиск пути через лабиринт – игра либо с классическим лабиринтом, либо с искривленной линией (например, «Кто поймает рыбу»? «Кто где живет?»).
  • Недорисованные изображения. Следует определить, чего не хватает на картинках, дорисовать недостающие предметы.
  • Тренировка пространственной и право-левой ориентации. Освоение концепций: вверх – вниз, от середины – по бокам, назад – вперед, вправо – влево. Изначально упражнение проводится на предметах, потом – на картинках, затем – на своем теле.
  • «Кто первый увидит…?» В эту игру лучше всего играть на прогулке, в городе, на природе. Проводится соревнование, кто первый увидит грузовик, женщину в красном пальто, лиственное или хвойное дерево.
  • «Что исчезло?». Упражнение развивает внимание, память, наблюдательность. Положите несколько предметов на стол. Покажите их детям. Затем прикройте предметы, один из них тайно уберите. После открытия ребенок догадывается, что исчезло.

Упражнения и игры, стимулирующие развитие слуховой памяти

Следующие занятия способствуют тренировке слуховой памяти.

  • Ритмические упражнения. Задайте ритм, которому ребенок подражает – постукивание карандашом, пальцами, хлопанье в ладони.
  • Поиск по локализации звука. Задача состоит в поиске спрятанного предмета, производящего звук (предпочтительно звонящий или просто тикающий будильник).
  • Распознавание звука в начале слова («Что слышится в начале слова «кот»?»). Поиск слов, начинающихся с одной и той же буквы (с – собака, слон, сахар).
  • Распознавание звука в конце слова. После освоения можете сыграть в словесный футбол: собака – армия – ясно – овод – дом – машина…
  • Различение начальных звуков в парах похожих слов (лес – вес, пора – кора…).
  • Определение локализации звука (что слышится в середине слова «нос», «лес», «шея», что – в начале, в конце?). Можно попытаться разложить простые слова на звуки (л-е-с). Это упражнение, однако, для некоторых детей довольно сложное.
  • Распознавание слогов. Показывайте детям игрушки или картинки, спрашивая: «Что начинается на МЕ». Ответ: медведь, мешок…

Игры, ориентированные на развитие слуховой памяти:

  • «Звук «с» тебя разбудит». Ребенку, который лежит, как будто спит, говорите разные слова. Слыша слово, содержащее указанный звук, он «просыпается».
  • «Кто здесь есть?». В этой игре, предназначенной для нескольких детей, говорите стишок: «Кто здесь есть, кто на (любой звук) начинается?». Ребенок указывает игроков, чье имя начинается с указанного звука.
  • «Пришельцы». Эта игра развивает способности звукового анализа и синтеза слов. Дети являются «инопланетянами», общаются друг с другом слогами (По-дай-мне-ру-ку). Если другой частник понимает, он выполняет инструкцию.

Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее

Упражнения и игры, стимулирующие развитие зрительной памяти и внимания

Зрительную память, внимание можно тренировать с помощью следующих упражнений.

  • Выравнивание игрушек по размеру. Предложите ребенку 5-10 игрушек, которые он поставит в ряд в соответствии с размером. Накройте игрушки. Задача ребенка – попытаться назвать их по мере возрастания.
  • Чтение из книги. Читайте ребенку рассказ из книги или рассказывайте историю. Слыша предопределенное слово (например, имя Герды из сказки «Снежная королева»), он поднимает руку.
  • Повторение слов и коротких предложений. Сначала представьте ребенку изображения животных или предметов (3-8 штук), показывая их подряд, ребенок их называет. После этого он пытается называть их без просмотра картинок. Затем вы называете животных или предметы, ребенок повторяет.
  • Передача поручений. Позвольте ребенку передать простые сообщения отдельным членам семьи.
  • «Кто пересел?». Игра предназначена для нескольких участников. Дети сидят в кругу, игроку в центре завязываются глаза, 2 участника меняют свое место. Центральный игрок угадывает, кто пересел.

Заключение

Тренировать память полезно. Упражнения не занимают много времени, но способны сэкономить его, ведь чем лучше память, тем быстрее человек учится. Научитесь думать в долгосрочной перспективе. Знайте, что немного работы сейчас существенно поможет в дальнейшем.

Развитие памяти важно с самого раннего возраста. Чем раньше начата тренировка когнитивных способностей, тем лучше будет их качество в старшем возрасте.

Игры и упражнения для развития памяти у детей и взрослых Ссылка на основную публикацию Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее

Источник: https://vsepromozg.ru/razvitie/igry-i-uprazhneniia-na-razvitie-pamiati

Упражнения для развития памяти у детей

Несмотря на то, что память носит еще непроизвольный характер, дети способны запоминать большие объемы информации…

Память слабеет, если ее не упражняешь.

Марк Туллий Цицерон

Память играет важную роль в жизни каждого человека. Ежедневно нам необходимо запоминать, сохранять, а позже узнавать то, что запомнили и воспроизводить то, что было в прошлом нашем опыте. Индивидуальные особенности памяти одним помогают лучше запоминать цифры и сложные формулы, другим — стихи и поэмы, третьим – все дается с трудом, а кто-то обладает феноменальной памятью.

Ни одна психическая функция не может осуществляться без участия памяти. Память – это своеобразный мостик, который связывает  прошлое с настоящим и будущим. Помимо этого память является важной познавательной функцией, которая помогает осуществлять процессы обучения и развития.

Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее

Особенности развития памяти у дошкольников

Период дошкольного детства сопровождается окончательным формированием большинства психических функций, среди которых находится и память. Изучением особенностей, процессов и развития памяти нашли свое отражение в трудах Г. Эббингауза, Э.Крепелина, Г. Мюллера. Проблемой особенностей развития памяти у детей занимался известный психолог Л.С. Выготский.

В дошкольном возрасте непроизвольные психические процессы преобладают над произвольными. Несмотря на то, что память носит еще непроизвольный характер, дети способны запоминать большие объемы информации.

В первую очередь они запоминают то, что им интересно и вызывает сильный эмоциональный отклик.  Так е у детей дошкольного возраста мышление и память находятся в тесной и неразрывной связи.

Поэтому, развивая память у детей, необходимо задействовать процессы мышления.

В процессе взросления механическая память постепенно замещается логической, непосредственное запоминание замещается опосредованным, непроизвольное превращается в произвольное. Все это происходит постепенно, по мере освоения детьми различными техниками и приемами запоминания во время игр и получения новой информации.

Упражнения для развития памяти

Предлагаем вашему вниманию игры, направленные на развитие видов памяти согласно классификации П.П. Блонского.

Развитие памяти у дошкольников: игры, упражнения, методики и прочее

Двигательная память

Повтори движение. 

Предложите ребенку сыграть в игру. Вы показываете движение (или последовательность движений) — ребенку необходимо воспроизвести. По мере усвоения, усложняйте движения, добавляйте новые, можете разучить танец.

Нарисуй и запомни. 

Приготовьте листок бумаги, простой  карандаш и набор из десяти не сложных, знакомых ребенку слов. Например: дом, картина, собака, праздник, прогулка, обед, очки, дружба, площадка, радость. Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты их быстро зарисовывать на листочке так, чтобы смог (смогла) потом их вспомнить.

Твой рисунок должен тебе помочь в конце. Ты посмотришь на него и сможешь назвать все слова, что я произнесу. Старайся работать быстро, не трать много времени на качество рисунка. Главное – он должен тебе помочь вспомнить. Готов (а)? Начинаем». Произносите слова четко, громко, чтобы ребенок услышал.

Дайте время сделать небольшой рисунок и переходите к следующему слову.

Чем младше ребенок, тем меньше слов следует использовать. Попробуйте начать с количества слов равного возрасту ребенка. Если ребенок с легкостью справляется, добавляйте смело еще слова.

Читайте также:  Поделки в детский сад на тему правила дорожного движения (пдд) своими руками + фото

Эмоциональная память

Благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать информацию. Поэтому очень важно в общении с ребенком: подбадривать, разделять вместе с ним эти эмоции, проживать ситуацию, быть рядом и быть готовым принять то, что ребенок тоже испытывает эмоции.

Для развития эмоциональной памяти отличными вариантами упражнений станут:

  • Проигрывание сценок с помощью перчаточного театра
  • Разучивание песенок с инсценировкой
  • Чтение и запоминание стихов
  • Психогимнастика
  • Мимическая гимнастика и пантомимика

 

Словесно-логическая память

Для развития словесно — логической памяти в первую очередь следует уделить внимание правильному произношению слов родителями.  Несмотря на возраст ребенка, не стоит разговаривать, упрощая и искажая произношение слова. 

  • Также отличными помощниками для развития этого вида памяти являются:
  • — разучивание песен
  • — составление рассказов с опорой на картинку
  • — составление рассказов, предварительно разложив в правильном порядке перемешенные картинки, отражающие логическую цепочку рассказа.
  • — описание ребенком окружающей действительности во время прогулки
  • — обсуждение прочитанной книги или просмотренного мультфильма
  • — упражнение «Запомни пару слов». 

Приготовьте 10 пар слов. Например: мяч — играть, вилка – кушать, карандаш – рисовать, краски – кисточка, комар — муха, снег — санки, лето – солнце, кошка – мышка, кровать – спать, песок – лопатка. Инструкция: «Я произнесу тебе несколько пар слов.

Постарайся запомнить каждую пару, какое слово с каким вместе. Когда ты запомнишь все пары слов, я буду говорить первое слово, а ты называть второе слово из пары». Уточните, все ли верно понял ребенок.  Интервал между каждой парой слов 5 секунд.

 

Образная память

Многие исследователи в свою очередь делят образную память на:

  • зрительную,
  • слуховую,
  • обонятельную,
  • осязательную,
  • вкусовую.

«Вспомни, как звучит». 

Предложите ребенку вспомнить, как журчит ручей, как капает вода в кране, как стучит дождь по крыше, как жужжит комарик, как лает собака. Вариантов может быть неограниченное количество.  Играйте до тех пор, пока не устанете. Можете поменять с ребенком местами и предложить ему самому давать вам задание.

«Вспомни, как пахнет». 

Это упражнение похоже на предыдущее. Только теперь мы предлагаем ребенку сконцентрироваться на запахах, которые ему знакомы. «Вспомни, как пахнет роза, вспомни запах дождя, как пахнет суп и так далее». Все зависит от вашей готовности. Лучше заранее приготовить список, чтобы не возникало заминок во время упражнения.

«Угадай, что в мешочке».

Сложите в мешочек разнообразные игрушки и предложите ребенку не подглядывая, определить, что же он нащупал. В мешочек можно положить геометрические фигуры, игрушечные фрукты и овощи. При усложненном варианте игры и более старшем возрасте ребенка можно смешивать тематические наборы, добавляя предметы на свое усмотрение.

«Вспомни, какое на вкус».

Предложите ребенку вспомнить, какого вкуса: мороженое, груша, яблоко, творог и так далее. Не ограничивайтесь только тем, что нравится ребенку. Используйте и те продукты, которые не совсем по вкусу вашему ребенку. Обязательно заканчивайте упражнения на положительной ноте.  Например, на том, что больше всего любит кушать ваш малыш. Можете его угостить.

 

Заключение 

Таким образом, для гармоничного развития ребенка необходимо не только усовершенствовать его физически и интеллектуально, но и уделить внимание формированию психических функций на разных возрастных этапах.

Гармоничного развития вам и вашим детям!опубликовано econet.ru

 Алла Нагинайло

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/168047-prostye-uprazhneniya-dlya-razvitiya-pamyati-u-detey

Играем и развиваем память у дошколят

Память дошкольника можно и нужно развивать. Для этой цели с успехом применяются специальные упражнения, рекомендации, игры.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста помогает получить ребенку необходимые умения, навыки и знания, которые пригодятся при подготовке к школе и в ходе всего учебного процесса.

Занимаясь с детьми и уделяя внимание развитию памяти, вы учите малыша запоминать, сохранять и воспроизводить информацию.

В чем особенности памяти дошколят

Особенности дошкольного возраста (пять — шесть лет) состоят в том, что память малыша непроизвольна, и ребенок еще не способен ставить цель запомнить что-либо. Запоминание происходит помимо его воли и сознания. Поэтому с большей вероятностью малыш – дошкольник запомнит что-то яркое и необычное, нежели то, что не представляет для него интереса.

Проблемы, с которыми сталкиваются родители – недостаток внимания дошкольника и слабость слуховой памяти. Без этих составляющих трудно представить качественное запоминание. Чтобы сформировать детям дошкольного возраста произвольную память добивайтесь от ребенка концентрации внимания и научите малыша слушать.

Почему важно развивать слуховую память

Присутствие у ребенка дошкольника крепкой слуховой памяти является основой успешного обучения в школе.

Если в начальных классах педагоги отдают предпочтение наглядно-образным материалам, что учитывает особенности возраста малышей, то в следующие годы ребенок будет вынужден огромную часть информации воспринимать на слух. Поэтому родителям нужно уделить особое внимание развитию слуховой памяти и внимания малыша.

Что поможет развитию произвольной и слуховой памяти

Рабочая программа, развивающая память дошкольников, учит ребенка произвольному запоминанию. Для усвоения малышом большего объема информации упражнения рекомендуется подавать в увлекательной игровой форме.

Чтобы развивать память дошкольнику нужно уметь создавать образы, рассказывать, сочинять, пересказывать и заучивать. В обучении и тренировке памяти следует использовать наглядные пособия и эмоционально преподносить запоминаемый материал. Помощниками в непринужденной учебе станут упражнения и игры для развития памяти и внимания.

Нужно учитывать особенности дошкольного возраста: неусидчивость, отсутствие устойчивого внимания, сложность слухового восприятия информации.

Рекомендации по развитию памяти дошкольника

Специалисты дают рекомендации родителям о необходимости развивать у дошкольника следующие виды памяти:

  • зрительную;
  • двигательную;
  • слуховую;
  • образную;
  • словесную.

Все виды памяти взаимосвязаны и помогают друг другу в ходе обучения и роста личности. Рабочая программа родителей по развитию памяти дошкольника должна учитывать особенности возраста и включать в себя упражнения и игры, помогающие улучшению памяти ребенка. Важно развивать внимание и усидчивость, чтобы добиться эффективного запоминания.

Играя с ребенком и выполняя упражнения, не забывайте хвалить и поощрять дошкольника. Не ругайте малыша за промахи, не стоит нервничать. Тогда интерес ребенка к занятиям не пропадет.

Игры для развития памяти и внимания

Игра – это способ донести до ребенка дошкольника необходимую информацию. Учитывая особенности возраста с помощью игр можно увлечь ребенка и разбудить интерес к обучению.

Запишите десять пар слов, которые связаны смыслом. Пары слов прочитайте ребенку вслух три раза. Слова говорите с интонацией и эмоционально. При произношении вами первых слов ребенок называет пару к каждому слову. Игра помогает развитию слуховой памяти и способствует концентрации внимания малыша.

Создайте импровизированный магазин, роль покупателя отдайте ребенку. Называйте ему по 5–7 предметов, которые нужно купить в магазине. Такого рода игры помогают улучшению слуховой памяти.

Приготовьте для малыша карандаш и лист бумаги. Покажите поочередно 3–5 геометрических фигур. Ребенок должен запомнить фигуры и изобразить на бумаге. Чтобы усложнить задание попросите дошкольника изобразить предмет в том цвете, который он запомнил.

Игра развивает зрительную память и помогает решать проблемы, связанные с недостатком внимания у детей дошкольного возраста.

Расставьте перед ребенком в один ряд от 5 до 8 предметов. Дайте малышу 1 минуту для запоминания. После того как ребенок отвернется, уберите из ряда 2–3 предмета и перемешайте оставшиеся вещи. Малышу нужно будет вспомнить, каких предметов не хватает.

Данные игры развивают зрительную память и внимание.

Возьмите картинку или фотографию. Например, картинку с изображенной на ней комнатой. Дайте ребенку посмотреть на нее в течение 1–2 минут. Затем попросите малыша рассказать о предметах в комнате и месторасположении вещей. Пусть он опишет внешний вид предметов.

Эти игры развивают кратковременную зрительную память и решают проблемы с концентрацией внимания.

Игра развивает образную, словесную память, речь и внимание.

Покажите ребенку историю без слов, используя игрушки или другие предметы. После того как закончите малышу предстоит кратко рассказать то, что он увидел.

У каждого малыша есть любимый мультфильм, который он видел не единожды. Пусть ребенок посмотрит фильм еще раз. После просмотра включите мультик без звука и попросите озвучить. Для эффективности занятия пусть малыш кратко перескажет сюжет. Такие игры формируют долговременную память и речь дошкольников.

Игры такого плана формируют двигательную и образную память. Предложите дошкольнику вспомнить и показать движения знакомых людей, животных. Сделайте вид, что не догадываетесь, кого изображает малыш, побуждая ребенка к новым идеям.

Данные игры развивают зрительную и двигательную память. Покажите малышу 3–5 движений, которые он повторит в точной последовательности. Со временем усложняйте задачу, добавляя новые движения.

Упражнения, развивающие память и внимание дошкольников

Следующие упражнения помогают решать проблемы с неустойчивостью внимания дошкольника. Формируют осознанное восприятие и ускоряют развитие слуховой, словесной, зрительной и образной памяти. Программа упражнений составлена с учетом особенности дошкольного возраста.

Назовите ребенку знакомое слово и попросите малыша описать внешний вид, вкус и цвет предмета. По ходу занятия задавайте дополнительные вопросы, которые заставят ребенка искать новые слова для описания.

Приготовьте лист бумаги, на котором написаны в один ряд 5–7 букв. Дайте малышу время для запоминания (30 секунд) и попросите нарисовать запомнившиеся буквы на другом листке бумаги.

Назовите ребенку 5–6 словосочетаний и дайте малышу время к каждому из них сделать рисунок, который потом поможет ему вспомнить сказанное.

Такого рода упражнения подходят только для детей, умеющих читать. На одном листке бумаги напишите в столбик 8–10 слов и на втором листке 8–10 слов.

Во втором столбике 2–3 слова из первого столбца повторятся вразброс, а остальные слова будут другими. Дайте малышу лист с первым столбиком слов на 1–2 минуты.

По истечении времени пусть малыш найдет запомненные слова в листке со вторым столбиком.

  • Пример:
  • дом зима
  • кот дверь
  • окно сад
  • сад змея
  • стол лето
  • собака вилка
  • лето река
  • кружка вода

Упражнения с использованием аудиокниг помогают формированию слуховой и образной способности запоминать. Пополняют словарный запас и учат правильно выражать мысли.

Включите ребенку интересную, учитывающую особенности возраста, аудиокнигу. Время прослушивания не должно превышать 10–15 минут. Пусть малыш кратко перескажет суть услышанного текста. Затем продолжите прослушивание аудиокниги.

Упражнение подходит для развития слуховой памяти и внимания. Продиктуйте малышу цифры или буквы в любом порядке. Пусть ребенок повторит сказанное вами и нарисует на листке бумаги то, что поможет ему вспомнить полученную информацию. Спустя день пусть малыш припомнит, глядя на рисунки, названные вами буквы или цифры.

Разгадывание лабиринта формирует у малыша усидчивость и устойчивое внимание. Для начала предложите дошкольнику пройти лабиринт на бумаге при помощи карандаша. Затем усложните задание, попросив найти верную дорожку зрительно.

Возьмите картинки, на которых изображены предметы. Как только малыш правильно посчитал количество на одной картинке, предлагайте следующую карточку. Такое упражнение учит дошкольника распределять внимание, и вырабатывает усидчивость.

Упражняясь и играя с ребенком, не забывайте учитывать личностные особенности малыша. Некоторые дети способны запомнить и воспроизвести гораздо больший объем информации, чем указано в программе.

Дошкольный возраст – это время заложения фундамента для успешного обучения малыша в школе. Развитие памяти в дошкольном возрасте, особенно слуховой, позволит в будущем избежать проблем в процессе учебы. Малышу, имеющему отличную память и способному внимательно слушать педагога, освоить новый материал станет гораздо проще.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: https://yourspeech.ru/training/memory/razvitie-pamyati-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию