Развитие детей дошкольного возраста в детском саду, в том числе внимания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и прочего

Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, тогда, когда достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные.

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает.

В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.

Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Несмотря на то что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд признаков нарушений эмоционально-волевой сферы, наличие которых должно стать причиной обращения к специалистам.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений.

Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.

Развитие детей дошкольного возраста в детском саду, в том числе внимания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и прочего

Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов.

Основные внешние проявления выглядят следующим образом:

Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.

  • Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
  • Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
  • Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
  • Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
  • Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
  • Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
  • Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
  • Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
  •  Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.

 Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка

Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.

Развитие детей дошкольного возраста в детском саду, в том числе внимания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и прочегоВ дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.

По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

Основные причины нарушений эмоционально-волевой сферы ребёнка

Детские психологи особенный акцент делают на утверждении, что развитие личности ребёнка, может гармонично происходить только при достаточном доверительном общении с близкими взрослыми.

Основными причинами нарушений являются:

  1.  перенесённые стрессы;
  2.  отставание в интеллектуальном развитии;
  3.  недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
  4.  социально-бытовые причины;
  5.  фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
  6.  ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в подростковом периоде.

Для коррекции нарушений важно своевременное и правильное диагностирование с учётом причин развития отклонений. В арсенале психологов целый ряд специальных методик и тестов для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей.

Для дошкольников, как правило, применяются проективные методики диагностики:

  • тест по средствам рисунка;
  • цветовой тест Люшера;
  • шкала тревожности Бэка;
  • опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН);
  • тест школьной тревожности Филипса и многие другие.

 Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Источник: http://MaryPop.ru/psihologiya/psixicheskoe-razvitie/jemocionalno-volevye-narushenija-detej.html

Рекомендации по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников | Психологическое зеркало

Август 2nd, 2016 dorohinaov Развитие детей дошкольного возраста в детском саду, в том числе внимания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и прочего

Каждый возраст  является уникальным с точки зрения развития эмоционально-волевой сферы ребенка. Каждый этап развития ставит перед взрослым определенные задачи по формированию необходимых для нормального формирования эмоционального мира ребенка условий.

Возраст Особенности развития эмоциональной сферы детей. Задачи взрослого (педагога, родителя)
2-3 Эмоции выражаются сильно, резкие переходы. Очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих (быстро «заражаются»). Эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. Обеспечить богатую положительными эмоциональными впечатлениями жизнедеятельность ребенка, физический комфорт.
3-4 Эмоции выражаются сильно, резкие переходы. Эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. На настроение влияют взаимоотношения с сверстниками и взрослыми. Формировать первые «нравственные эмоции» хорошо-плохо. Поддержание экспрессивных проявлений малышей (мимически, жестикуляционные, речевые). Формирование умения сопереживать, сочувствовать. Формирование эмоциональной отзывчивости и позитивной самооценки.Развитие умений узнавать, соотносить и показывать радость, грусть, злость.
Формирование положительной самооценки.
4-5 Эмоциональный фон более ровный, старается контролировать. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости. Расширение диапазона эмоциональных состояний (испуг, удивление, гнев, грусть, радость), умений их называть, показывать, угадывать. Формирование положительной самооценки. Использовать эмоционально- экспрессивные игры воплощение детьми различных ситуаций из жизни животных, их повадок, передача эмоциональных состояний сказочных героев. Пополнять эмоциональный словарь словами, обозначающими различные настроения, состояния, словосочетаниями отражающими оттенки настроений, учить подбирать синонимы (веселый-радостный).
5-6 Преобладает ровное оптимистическое настроение. Способен различать весь спектр эмоций, появляются устойчивые чувства и отношения. Способствовать развитию эмпатии, умения рассказывать о своем настроении. Учить различным способам выражения эмоциональных состояний и способам их изменения. Совершенствовать опыт внешнего оформления эмоций, побуждать к передаче тонких оттенков настроений, демонстрируя разнообразие компонентов эмоциональной экспрессии: мимических, пантономических, жестикуляционных, речевых. Обогащению словаря эмоциональной лексики (безразличный, жалкий, жадный, капризный).
6-7 Развитие высших чувств (чувство юмора, чувство прекрасного, удивление, чувство гордости, стыда).повышенная чувствительность. Развитие эмоционально-волевого компонента готовности к школе. Учить различным способам выражения эмоциональных состояний и способам их изменения. Учить дифференцировать сходные эмоциональные состояния. Обогащению словаря эмоциональной лексики (синонимы, антонимы)

{lang: 'ru'}

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Источник: http://www.psixologicheskoezerkalo.ru/rekomendacii-po-razvitiyu-emocionalno-volevoj-sfery-doshkolnikov.html

Круглый стол «Методы диагностики эмоционально -волевой сферы дошкольников.» Блинова Л.Е., педагог-психолог ДОУ 118. — презентация

1 Круглый стол «Методы диагностики эмоционально -волевой сферы дошкольников.» Блинова Л.Е., педагог-психолог ДОУ 118

2 План работы круглого стола: Вступление: Методы психологии. Классификация психологических методик. 3.Эмоции. Виды эмоций. 4.Волевые качества личности. 5.Формирование произвольной сферы дошкольника. 6.

Интегративные качества ребенка, выпускника детского сада. Из опыта работы: Методы диагностики эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

Презентация руководителя Лаборатории психолого- педагогического сопровождения ФГТ и ФГОС Климовой И. Разное.

3 Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения. В.А.Сухомлинский

4 Метод — способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, способ практического осуществления чего-либо. Способ организации деятельности, обоснованный, нормативный способ осуществления научного исследования.

Путь исследований, вытекающий из общих теоретических представлений о существовании изучаемого объекта. Методы психологии — это те приемы и средства, с помощью которых психологи получают достоверные сведения, используемые далее для выработки практических рекомендаций.

Методы психологии направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении.

5 Методы психологии: наблюдение; лабораторный и естественный эксперимент; исследование продуктов деятельности; биографический метод; психологическое моделирование; сравнительно-генетический метод анкетирование и тестирование;

6 МЕТОДИКА — фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату. В научном познании – методика- способы исследования и изложения материала.

Классификация психодиагностических методик Формализованные методики : Тесты Опросники Проективные техники Психофизиологические методики Малоформализованные методики : Метод наблюдения Беседа Анализ продуктов деятельности (контент-анализ)

7 Психометрические требования к построению и проверке методик : Стандартизация Надежность Валидность

8 В дошкольном воспитании прослеживается тенденция к интеллектуальному развитию детей, а развитию эмоций уделяется недостаточное внимание.

Однако только согласованное функционирование эмоций и интеллекта может обеспечить ребенку успешное выполнение деятельности. Дети слабо управляют чувствами, эгоцентричны, что осложняет их общение с окружающими.

Поэтому так важна работа по развитию эмоций дошкольников.

9 « Только согласованное функционирование этих двух систем эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний », указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец.

10 Эмоции это психические процессы и состояния, которые в форме непосредственного переживания отражают значимость чего-то для жизнедеятельности человека. «Эмоции – это душевные движения». К. Ланге «Эмоция – особая субъективная форма существования и развития потребностей». С.Л. Рубинштейн «Эмоции субъективный носитель мотивации поведения». В. К. Вилюнас

11 Последовательность появления эмоций и чувств у детей раннего дошкольного возраста (П. Янг).

Читайте также:  Дидактические игры по математике в старшей группе детского сада: картотека тем и проведение занятия

12 Уровни базовой аффективной регуляции Оценка сформированности системы базовой аффективной регуляции должна быть проведена в соответствии с ее четырехуровневым строением : уровень аффективной пластичности ( полевой реактивности ); уровень аффективных стереотипов ; уровень аффективной экспансии ; уровень эмоциональной регуляции. ( Четырехуровневая система базовой аффективной регуляции приводится по работам О. С. Никольской и ее школы )

13 Учитывая, что аффективно — эмоциональная сфера и лежащая в ее основе аффективная регуляция входят как компонент в любую деятельность ребенка, в том числе и познавательную, следует признать, что результаты и качество выполнения любой методики могут быть проанализированы с точки зрения сформированности системы базовой аффективной регуляции, гипо — или гиперфункционирования каждого из уровней аффективной регуляции.

14 В то же время основным методом, используемым непосредственно для оценки системы базовой аффективной регуляции и сформированности ее отдельных уровней, на настоящий момент следует признать метод структурированного наблюдения. В первую очередь он ориентирован на анализ поведения, эмоциональных реакций, способов реагирования ребенка в различных жизненных ситуациях.

В этом смысле наиболее удобными для анализа описываемых характеристик являются схема анализа поведенческих особенностей ребенка, созданная авторами на основе разработок В. В. и К. С. Лебединских и О. С. Никольской, и анкеты для оценки аффективной сферы детей с ЗПР Т. Н. Павлий.

В предлагаемой схеме каждый из уровней анализируется с точки зрения повышения чувствительности или выносливости ( гипо — или гиперфункционирования уровня ), что дает возможность представить как бы « профиль » уровней аффективной регуляции ].

Помимо непосредственно наблюдения за деятель ­ ностью ребенка ( в том числе и при выполнении различных заданий в рамках углубленного психологического обследования ) такого рода сведения могут быть получены от родителей в процессе сбора психологического анамнеза.

15 «Воля — способность осуществлять поставленные перед собой цели». Ожегов. «Толковый словарь» Воля — это способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать свое поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели.

16 На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др.

В психологии наиболее распространённая точка зрения состоит в том, что воля это высшая форма произвольного поведения, а именно волевое действие это действие в условиях преодоления препятствий при наличии трудностей (В. А. Аснин, Г. С. Костюк, В. К. Котырло, Я. З. Неверович, В. И. Селиванов и др.).

  • 17
  • 18 .
  • 19 Аффективные расстройства.

20 Другим, не менее распространённым подходом к определению сущности воли и произвольности является их рассмотрение в контексте потребностно- мотивационной сферы человека.

Понятие «воля» вводилось в рамках проблемы порождения действия.

Поскольку воля всегда наделялась функцией побуждения, инициации действия, а эта функция традиционно принадлежит мотивации, понятно, что воля и мотивация неразрывно связываются между собой.

21 Возрастные нормативы выполнения К 3,54 годам ребенок удерживает инструкцию при « игровой » подаче материала, но при выполнении заданий нуждается во внешнем контроле. Ответы еще могут носить импульсивный характер.

К 4-5- летнему возрасту ребенок может удерживать инструкцию и самостоятельно выполнять задания, как правило, при условии « проговаривания » программы собственной деятельности. Иногда сам переносит контроль на взрослого : просит проверить, спрашивает, правильно ли делает.

При необходимости распределения внимания, в « фокусе внимания » способен удержать, чаще всего, лишь один признак. На фоне утомления или чрезмерного объема материала могут возникать импульсивные ответы и действия.

В 5,56- летнем возрасте ребенок может удерживать инструкцию, иногда помогая себе « проговариванием », самостоятельно обнаруживает ошибки, может их исправить. Программу деятельности, в основном, удерживает, но при этом может нуждаться в организующей помощи взрослого.

В целом доступно распределение внимания не более чем по двум при ­ знакам одновременно. К 6,57 годам ребенок удерживает инструкцию, при выполнении сложных заданий иногда нуждается в ее повторении. К этому возрасту он уже способен удержать программу выполнения заданий вербального или невербального характера.

На фоне утомления может потребоваться небольшая организующая помощь взрослого. Свободно справляется с за ­ даниями, требующими распределения внимания по двум признакам ( и удержания программы выполнения подобных заданий ). После 77,5 лет полностью удерживает инструкции к заданиям. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно « выстраивать » программу выполнения, самостоятельно исправлять очевидные ошибки. Доступно распределение внимания по трем признакам одновременно.

22 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ Такая оценка может быть произведена на следующих уровнях : произвольная регуляция сенсомоторной ( двигательной ) активности ; произвольная регуляция ( произвольность ) психических процессов и функций ; сформированность произвольной регуляции эмоций, поведения в целом.

23 Произвольная регуляция сенсомоторной ( двигательной ) активности Естественно, что оценка сформированности произвольной регуляции движений опирается на закономерности и показатели нормативного развития двигательной активности ребенка в онтогенезе

24 Произвольная регуляция психических процессов и функций В данном случае каких — либо специализированных методик, направленных непосредственно на оценку сформированности этого компонента произволь ­ ной регуляции, не предусматривается.

Оценка возможности целенаправленной организации собственной деятельности в определенном « русле » ( мнестические процессы, речемыслительная деятельность и т. п.

), произвольной регуляции ребенком своей познавательной активности, в том числе и в смысле возможности ограничения ( или даже прекращения ) собственной деятельности может быть проведена с использованием всем хорошо известных диагностических методик

25 При качественной оценке параметров, свидетельствующих об уровне произвольного владения собственной деятельностью, прежде всего, анализируются возможности : 1. Удержание инструкции.

При этом возможны следующие градации : не удерживает ; удерживает при повторении инструкции ; удерживает самостоятельно. 2.

Удержание программы выполнения заданий как невербального, так и вербального характера : не удерживает ; удерживает при вынесении программы вовне ; удерживает самостоятельно. 3.

Распределение внимания по ряду признаков одновременно : способен « удержать » только один признак ; способен к распределению внимания и « работе » с двумя признаками при незначительной помощи взрослого ; способен к распределению внимания и продуктивной работе с двумя и более признаками самостоятельно. Подобная оценка возможна при наблюдении за выполнением большинства методик и заданий.

26 ИНТЕГРАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕБЕНКА, ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОГО САДА 1.Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиениче­ скими навыками. 2.Любознательный, активный. 3.Эмоционально отзывчивый. 4.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 5.Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. 6.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (пробле­ мы), адекватные возрасту. 7.Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (бли­ жайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. 8.Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

9.Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками.

27 Спасибо !

Источник: http://www.myshared.ru/slide/361742/

Доклад Лещенко И.В. “Использование психокоррекционных технологий развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста»

«Психическая орга­низация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоцио­нальной сферы»  Зеньковский В.В. 

Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование будущей личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям.

 Малыш учится в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать его выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Эффективность обучения, в свою очередь, зависит и от того, какие ощущения вызывает у ребенка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.

Существуют определенные закономерности соотношения эмоциональных состояний с качеством мышления. Позитивные эмоции увеличивают познавательную активность и мотивацию, а негативные  уменьшают. Волевые процессы так же тесно связаны с эмоциональными проявлениями.

  • У детей, имеющих логопедические проблемы  при сохранном  интеллекте зачастую,  наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности, затруднена развёрнутая связная речь.
  • Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
  •  Отсюда вытекает необходимость организации продуманной и тщательно организованной  коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и эмоционально-волевое  развитие ребёнка.

 С развитием эмоционально-волевой сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Развитию эмоционально-волевой сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

 «Способность ребенка понимать (опознавать) и обозначать  (как вербально, так и экспрессивно) эмоциональные состояния, является одним из важнейших условий адекватного развития не только аффективно-эмоциональной сферы, но и является необходимой предпосылкой возможности вербализации собственных переживаний, развития так называемого «языка эмоций».   Н.Семаго.

Реализовать  эмоционально-волевой компонент на практике можно с помощью различных психокоррекционных технологий эмоционально-сенсорного воздействия, эмо­ционально-образного стимулирования и побуждения к сопереживанию.

Метод эмоционально-сенсорного воздействия – дает возможность актуализировать кратковременные эмоциональные реакции детей, по­буждает  реагировать эмоционально, воздействуя на сенсорику.

Интегративное взаимодействие позволяет строить совместную деятельность, в ходе которой взрослый  создает необходимый эмоциональный настрой для общения, предлагает наблюдать за предметом, объектом, действовать практически: погладить, потрогать, передать   качества, определить окраску, очертание силуэта, учитывая особенности детского мировосприятия.

Метод эмоционально-образного стимулирования побуждает детей реагировать эмоционально и  образно, отождествляя себя со сказочным или литературным  персонажем.

Метод побуждения к со­переживанию – побуждает детей сочувствовать и сопереживать.

Эти особенности проявления сочувствия, сострадания, эмпатии обеспечивают содержательную сторону данного метода.

Только со­переживая, ребенок пости­гает явления социальной жизни, красоту природы, произведений искусства. Взрослый  должен поддерживать субъективную позицию ребенка, развивать его образное мировоззрение

В рамках психолого-педагогической работы, используются различные технологии психологической коррекции: сюжетно-ролевые игры, игры –драматизации, неструктурированные игры (игры с песком, водой, глиной и пр.).

Использование игровых технологий в работе с детьми, является одним из эффективных  способов психокоррекционного процесса эмоциональных и поведенческий  несформированностей. 

Читайте также:  Работа с родителями в подготовительной группе детского сада, конспекты собраний, план по фгос и прочее

Игра является для ребенка естественным  времяпровождением, приносящем ему радость и удовольствие, к которой стремятся  все дети. В отличие от более серьезных и важных занятий, таких как обучение навыкам самообслуживания, подготовка к школе, расширение кругозора — способность ребенка играть, редко попадает в поле особого внимания родителей.

  На вопрос родителям:  «В какие игры играет ваш ребенок?» Часто приходится слышать ответ: «В компьютерные или в лучшем случае собирает Лего».

  И это при том, что данные многочисленных исследований детской игры,  проведенных в течение последних нескольких десятилетий по всему миру, однозначно свидетельствуют: для развития ребенка от рождения до, по крайней мере, семи, а согласно некоторым работам, до десяти-двенадцати лет, нет ничего полезней и эффективней, чем сюжетная и ролевая игра. Поскольку именно в детском возрасте осуществляется интенсивное ролевое развитие. Ряд специалистов считают, что психическое  развитие детей следует рассматривать как ролевое развитие, и неумение ребенка принимать роли, различные по статусу и содержанию, продуцировать новые сюжеты свидетельствует о нарушении эмоционального развития ребенка. Для того, чтобы символическая игра развивалась в дошкольном возрасте, взрослые должны поощрять детей к играм, структурировать пространство и время ребенка, чтобы оставалась возможность поиграть.

Темы игр многочисленны, дети сами легко откликаются на выбор: это может быть дом или магазин, что достаточно близко к реалиям их жизни, или малознакомые, далекие места – например, ночной лес, другая страна или даже планета.

Игровое поведение ребенка во время игры включает в себя не только репрезентативную и символическую функцию, но и процесс ориентации в действительности, формирует организационные и волевые навыки и умения, размышления и аргументацию, хорошую социальную компетенцию.

  1. Конечной целью психокоррекционного процесса является:
  2. -смягчения эмоционального дискомфорта у детей;
  3. -повышение их активности и самостоятельности;
  4. -устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, перечисленными выше;
  5. -коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Прикладным инструментарием  в работе с детьми дошкольного возраста является работа с эмоциями. В качестве стимульного материала используются серии фотографий или картинок с эмоциональными выражениями. В данном случае используются карточки «Эмоции колобка»

Работа с эмоциями состоит из 3 основных этапов: 

 1-й этап:  БЕСЕДА. Знакомство с базовыми эмоциями.

 Мы предлагаем   детям  рассмотреть     карточки с эмоциями на примере колобка (удивленный, сердитый, задумчивый, грустный-печальный, добрый-спокойный, веселый-радостный).

Можно поговорить, как часто дети испытывает то или иное чувство, все ли эмоции им  знакомы.

Затем пытаемся вместе с детьми  мимически повторить выражение эмоций  перед зеркалом, обращая внимание на телесное состояние (как ведет себя наше тело при переживании различных эмоций, что происходит с нашим телом).

  • 2-йэтап:СПОНТАННАЯ ИЛИ НАПРАВЛЕННАЯ ИГРА.
  • Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств.
  • Можно придумать вместе с детьми   историю под определенный вид эмоций и проиграть ее.
  • Дети легко включаются в игру, если чувствуют помощь и поддержку со стороны взрослых.
  • 3-й этап: ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ  КОРРЕКЦИЯ.
  • Обучение конструктивному разрешению конфликтов и умению владеть своими чувствами, принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации.

На этом этапе работа ведется с сюжетными картинками с увеличением «словаря эмоций». Используются различные виды игровой деятельности.

На каждом этапе важно помочь детям осознать взаимосвязь между переживаемым эмоциональным состоянием и его внешним проявлением, объяснить, что любое чувство значимо, дать каждому ребенку выразить  свои эмоции и чувства.

Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют умственную деятельность, делают окружающий мир многогранным, прекрасным и значимым.

Какие бы понятия не формировались  у детей, какие бы потребности и мотивы не определяли их деятельность, личностно значимыми, стойкими, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им удается войти в сферу эмоциональных отношений, закрепиться в ней. Доминирование эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего, что окружает, выводит эмоциональную сферу ребенка в ранг базовых основ личности ее «центрального звена» (Л.С.Выготский).

Эмоционально-волевая сфера — сложный феномен психической жизни человека, которой нужно уделять внимание уже с младшего дошкольного возраста.

Культивирование позитивных эмоций, умение находить и развивать перспективные черты в характере каждого ребенка, учить слушать себя и других, доверять себе и открывать свое неповторимое «Я», помогать каждому ребенку в движении к своему успеху, главная задача использования психокорекционных технологий развития детей дошкольного возраста.

Источник: http://center-psi.ru/doklad-leshhenko-i-v-ispolzovanie-psihokorrektsionnyih-tehnologiy-razvitiya-emotsionalno-volevoy-sferyi-detey-doshkolnogo-vozrasta

Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольника

  • Введение
  • Глава 1. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольника и ее развитие
  • .1 Эмоционально-волевая сфера
  • 1.2 Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника
  • Глава 2. Экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоционально-волевой сферы у дошкольников
  • 2.1 Диагностика нарушений эмоционально-волевой сферы дошкольников
  • 2.2 Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложения
  • Введение

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Исключительное значение эмоций, чувств в развитии личности ребёнка подчёркивал К.Д.Ушинский: «Воспитание, не придавая абсолютного значения чувствам ребёнка, тем не менее, в направлении их должно свою главную задачу». Л.С.Выготский в 1926 году высказал до сих пор оставшуюся современную мысль: «почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».

Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики.

Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями (Г.М.Бреслав, В.К.Вилюнас, А.В.Запорожец, К.Э.Изард, Я.З.Неверович, П.В.Симонов и др.).

Отечественные исследователи (И.В.Алехина, Н.М.Амосов, П.К.Анохин, М.В.Антропова, И.А.Аршавский, А.Баллон, А.И.Захаров, М.И.Кольцова, А.Д.Кошелева, Н.Л.Кряжева, Н.М.Матяш, Т.А.Павлова, Н.А.Степанова и др.) связывают возникновение проблем в эмоционально-волевой сферы ребёнка с дефицитом, прежде всего, положительных эмоций и волевого усилия.

Итак, центральная психическая функция дошкольников — эмоциональная. С одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны — игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать.

Если эта магистральная линия развития — линия развития эмоций — нарушается, нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка.

Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности: игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др.

Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и свободного самодеятельного характера, должны постоянно находиться в центре внимания педагогов. Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы.

  1. Целью данной курсовой работы является рассмотреть вопросы развития эмоционально-волевой сферы дошкольников.
  2. Задачи:
  3. изучить теоретические основы эмоционально-волевого развития личности дошкольника;
  4. выявить особенности эмоционально-волевого развития дошкольников;
  5. рассмотреть способы развития эмоционально-волевых нарушений у старших дошкольников.

Предмет: особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольников. Объект: эмоционально-волевая сфера.

  • Решение поставленных задач обеспечивались следующими методами: теоретический анализ литературы по проблеме; наблюдение, методы статистической обработки данных; реализация специальной программы для детей дошкольного возраста.
  • Глава 1. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольникаи ее развитие
  • 1.1 Эмоционально-волевая сфера
  • Эмоционально-волевая сфера — это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.
  • Эмоции — психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта.

Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением.

Чувства — сложный комплекс разнообразных эмоций, связанных у человека с теми или иными людьми, предметами, событиями. Чувства имеют предметную отнесенность, то есть они возникают и проявляются только по отношению к определенным объектам: людям, предметам, событиям и тому прочему.

Настроение — общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени отдельные психические процессы и поведение человека.

Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Именно этот вид настроения называют самочувствием. На настроение влияют окружающая природа, события, выполняемая деятельность и люди.

Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения.

Настроение накладывает существенный отпечаток на поведение. Настроение может как стимулировать, усиливать, так и подавлять, расстраивать деятельность человека.

Эмоции в строгом значении слова — это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические.

Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям.

Об астенических эмоциях говорят в том случае, если человек испытывает своеобразную скованность, пассивность.

Аффектами называют кратковременные, но сильные эмоциональные переживания, бурно проявляющиеся в поведении человека и имеющие яркое внешнее выражение в его жестах, мимике, пантомимике, модуляциях голоса.

В отличие от настроения аффект возникает внезапно, нарастает быстро и сравнительно быстро проходит.

Аффекты появляются или в начале, или в конце соответствующей деятельности, отражая ожидания человека от предстоящей, значимой для него деятельности или ее ожидаемый конечный результат.

Стресс- эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Современные психологи сходятся на точке зрения, согласно которой стресс на начальном этапе развития оказывает положительное влияние на человека, поскольку он способствует мобилизации психических сил и не вызывает физиологических изменений.

Однако стресс постепенно преобразовывается в так называемый, а это состояние оказывает явное отрицательное воздействие на организм. Если защитные механизмы человека не могут справиться со стрессом, то в конечном итоге он получает психосоматическое или другое психическое отклонение.

Страстью называют сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Страсть избирательна и всегда предметна. Страсть захватывает все мысли человека, часто ею нельзя управлять, а она сама начинает управлять им.

Фрустрация — психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи, переживание неудачи.

Читайте также:  Логопедические занятия в детском саду: образец анализа, пример конспекта по фгос и прочее

Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и так далее.

Уровень фрустрации зависит от силы, интенсивности фрустратора, функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию, а также от сложившихся в процессе становления личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности.

Воля — сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность, способность человека к самодетерминации, самомобилизации и саморегуляции (М.И.Еникеев).

  1. Содержательные аспекты волевой сферы выражаются в способностях человека, проявляющихся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов.
  2. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.
  3. Рисунок 1 — Волевая сфера
  4. Волевое поведение обусловлено внутренним планом действий, сознательным выбором цели и средств деятельности с учетом условий, необходимых для достижения планируемого результата, опережаю

Источник: https://www.studsell.com/view/107840/

Эмоционально-волевые особенности дошкольника (стр. 1 из 7)

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Т.Г. ШЕВЧЕНКО

  • Факультет педагогики и психологии
  • Кафедра психологии
  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
  • по предмету «Детская психология»
  • на тему: «Эмоционально-волевые особенности
  • дошкольника»
  • Тирасполь – 2009
  • План
  • 1. Особенности эмоционального развития дошкольника
  • 1.1 Эмоциональное развитие в младенчестве
  • 1.2 Эмоциональное развитие в раннем детстве
  • 1.3 Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
  • 2. Особенности волевого развития дошкольника
  • Список литературы
  • 1. Особенности эмоционального развития дошкольника

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства – специфическая форма отражения действительности.


Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах – значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят личностный характер.

Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворение.

Отличительной характеристикой чувств является их полярность как простейшее переживание удовольствия-неудовольствия. Чувства обладают различной степенью продолжительности и интенсивности.

Они различаются по генетическому происхождению, глубине, осознанности, динамике развития, действию на организм, направленности, способу выражения, условиям возникновения и исчезновения и т.д.

Чувства имеют внешнее выражение в выразительных движениях лица (мимике) и тела (пантомиме), в интонациях речи.

По форме протекания выделяют чувственный тон, настроение, собственно эмоции, страсти, стресс, фрустрацию, высшие чувства.
Высший продукт эмоций человека – устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям.

Высшие чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, так как связаны с каким-либо конкретным объектом. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, их подразделяют на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственные переживаются человеком при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными в обществе. Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности человека.

Эстетические представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, искусстве, жизни людей.

1.1 Эмоциональное развитие в младенчестве

Первые эмоции ребенок испытывает сразу после рождения. Это отрицательные переживания, связанные с физиологическими причинами. Отрицательные эмоции, выраженные в крике, плаче, выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то неблагополучии малыша: голоден, болен, мокрые пеленки, хочет спать и пр.

Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия для жизни новорожденного. Исследования Н.Л. Фигурина, М.П.

Денисовой позволили сделать вывод о том, что на первом и в начале второго месяца жизни отрицательные эмоции возникают, когда ребенок голоден или его отнимают от груди во время кормления, при перевозбуждении перед сном, при действии широких кожных и болевых раздражителей.

Уже вскоре после рождения общий фон бодрствования, пока еще очень кратковременного, подсказывает внимательному взрослому, какие раздражители вызывают у ребенка отрицательные переживания, а какие, наоборот, успокаивают. Постепенно время бодрствования удлиняется, снижается число отрицательных эмоций.

Новорожденный переходит к более или менее спокойному состоянию. Но радоваться он еще не умеет. Во время сна или сразу после кормления на его лице можно заметить что-то похожее на улыбку. Но такая мимолетная реакция возникает в результате сокращения лицевых мышц и ничего не выражает.

Удовлетворение органических потребностей создает лишь предпосылки для зарождения чувства радости, но прямо не порождает его.

Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии со взрослым, который, кроме обеспечения ухода, наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу.

После 3-й недели жизни у ребенка возникает первая социальная реакция – улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и его склоненное над малышом лицо. В 3 мес. положительные эмоции входят в состав «комплекса оживления» – специфического поведения в отношении взрослого.


В четырехмесячном возрасте младенец улыбается и радостно двигается, как только услышит голос матери. С 4 мес. он громко смеется, особенно часто в ситуациях, когда взрослый приподнимает и опускает его или быстро приближает и отдаляет от своего лица.

Радостное состояние малыша говорит и о его хорошем самочувствии, благоприятствует протеканию физиологических процессов, повышает общую активность, содействует сенсорному и двигательному развитию.

Выразительные эмоциональные реакции,
с помощью которых ребенок сообщает взрослому о своем состоянии, – это главное коммуникативное средство общения в довербальный период.
Другого средства у него пока нет.

Если родители отвечают на эти реакции, то ребенок в дальнейшем будет использовать их для вступления в контакт.

Если взрослые замечают только отрицательные переживания (крик, плач), то малыш с их помощью будет воздействовать на взрослого, даже научившись говорить.

На первом году жизни эмоциональные реакции малыша на взрослого развиваются в трех направлениях. Во-первых, из «местной» реакции – улыбки – они становятся выражением «полной» радости, входящей в комплекс оживления.

Во-вторых, эмоции у ребенка вызывает лицо или голос взрослого. В-третьих, эмоции становятся избирательными, малыш реагирует только на определенного взрослого. Ребенок 4–5 мес. дифференцирует своих и чужих. После 8 мес.

возникает страх при посторонних, который при бережном и чутком отношении к малышу проходит примерно в 1,5- 2 года.

Таким образом, переживание положительных эмоций вызвано получением впечатлений, прежде всего связанных со взрослым. Появление у малыша новых эмоций определяется развитием у него новых способов и потребностей в общении. До 6 мес. общение вызывает у ребенка только положительные эмоции. Отрицательные – конкретному взрослому не адресуются.

Они как бы посылаются малышом в пространство как сигналы о неблагополучии. Отрицательные эмоции взрослого ребенок не воспринимает как таковые. В ситуативно-личностной форме общения малыш вычленяет только компонент внимания к себе.

И рассматривает его как повод вступить в общение, которое он реализует единственно доступными ему средствами – положительными эмоциями.

Во втором полугодии жизни младенец в связи с развитием ситуативно-деловой формы общения адресует взрослому и отрицательные эмоции – обиду, неудовольствие, гнев. И в то же время он начинает различать положительные и отрицательные оценки самого себя со стороны взрослого, реагируя не на их содержание, а на интонацию, мимику и действия взрослых.

На протяжении первого года жизни дети очень чувствительны к эмоциональному отношению и вниманию взрослых к себе. В атмосфере чуткости и доброжелательного внимания, родительской любви вырастает жизнерадостный, улыбчивый, активный ребенок.

Его эмоциональные проявления полны, разнообразны, переживания глубоки. Частые запреты, сухость и эмоциональная бедность общения приводят к замкнутости, угрюмости и плаксивости младенца. Дети реагируют на эмоциональные состояния, переживания близких людей и как бы «заражаются» ими.

Так, ссора родителей вызывает у младенца плач. И в то же время эмоции малыша очень неустойчивы, его настроение быстро меняется. Улыбка переходит в огорчение и даже плач, который вновь переходит в радость.

На основе дифференциации своих и чужих, избирательности чувств начинает формироваться любовь и симпатия к близким.

Симпатия
это основа для развития товарищества, дружбы, любви, чувства долга, ответственности и гуманности
(Ю.И. Лысенко). Она возникает в ответ на чувства, выражаемые другим человеком.

На первом году жизни симпатия проявляется к людям, которые ухаживают за малышом, демонстрируя доброжелательность и любовь. Она проявляется в выразительных движениях: ребенок улыбается, тянется к взрослому, подпрыгивает. К концу первого года жизни ребенок проявляет простейшие формы сочувствия.

Если мама закрывает руками лицо и всхлипывает, то малыш беспокоится, отнимает руки от лица, ласково прикасается. Симпатия проявляется и как стремление к совместному действию с предметами. Ребенок тянется к другому человеку, показывает игрушку, произносит звуки, протягивает руки.

В основе чувства симпатии у младенца лежит подражание. Оно носит характер заражения эмоцией другого человека.

В возрасте 3–4мес. у малыша значительно расширяется круг объектов, которые вызывают положительные переживания. Эти объекты, так же как и общение со взрослым, манипуляции, движения, прямо не связаны с удовлетворением биологических потребностей.

Чувство радости становится ярче, закрепляется, сохраняется более длительное время. Уже в 4–5 мес. большую радость доставляют малышу действия с игрушкой. Ребенок, пытаясь схватить ее, бурно радуется, если это удается.

На 5-м месяце жизни у ребенка обнаруживается яркая ориентировочная реакция на новое. Новым выступает открытое ребенком незнакомое свойство в предмете, когда меняется положение предмета при его рассматривании, приближении или удалении.

Новизна побуждает младенца совершать повторные и цепные действия, активно обследовать объект и манипулировать с ним, переживая положительные эмоции.

В 5–6 мес. резко возрастает интерес к окружающему. Малыш по-разному относится к увиденному. Он громко смеется, хмурится, плачет. Ориентировочная деятельность, сопровождаясь эмоциональными реакциями, является первым звеном познавательного процесса.

Зрительные и слуховые раздражители вызывают положительные эмоции. Действия, которые побуждают ребенка испытывать положительные эмоции, он старается повторить. Удовольствие доставляют малышу собственные движения и ощущения, возникающие при перемене положения тела.

Он может заплакать, если не удается перевернуться на живот и он перестает видеть предмет, за которым следил.

Источник: https://mirznanii.com/a/200180/emotsionalno-volevye-osobennosti-doshkolnika

Ссылка на основную публикацию