Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского сада

Занятия для детей 4 лет обязательно должны быть не только развивающими, но и захватывающими.

Помните, что в 4 года малыш еще не способен долго сидеть на одном месте (обычно рутинные тесты, требующие для прохождения более 40-50 минут, служат тяжелым испытанием для ребенка), поэтому наличие физкультминуток (приблизительные упражнения можно посмотреть ниже) обязательно. Какие же мероприятия рекомендованы ребенку 4 лет?

Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского садаЗанятия с ребенком 4-5 года будут интересными и родителям

Математические

Именно в этом возрасте стоит заняться подготовкой ребенка к школе. Чтобы уроки в учебном заведении легко усваивались детьми, рекомендуется потратить время на освоение следующих тем:

Базовая геометрия

Развивающие занятия должны быть направлены на изучение основных геометрических фигур (обязательно знание круга, ромба, квадрата, прямоугольника, овала и треугольника) и их положения в пространстве (например, если фигуры расположены в ряд, то малыш должен уметь сказать, какая фигура находится до или после выбранной).

Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского садаИзучение геометрических фигур

Материалы, которые помогут для занятий: рисунки геометрических фигур по точкам, красочные таблицы геометрических фигур с примерами из жизни (например, треугольный кусок торта, круглая пуговица и так далее), таблицы с группами геометрических фигур, игра «найди лишнюю фигуру».

Цифры и числа

Ребенку необходимо научиться считать, как минимум, до десяти (лучше, если в прямом и обратном направлении), а также писать числа максимально аккуратно. Обычно для обучения дома используются следующие материалы: прописи, пазлы, несложные примеры.

Для того, чтобы научить ребенка соотносить абстрактное число с реальными предметами, лучше использовать любимые игрушки детей (например, машинки для мальчиков и куклы для девочек), либо специальные счетные палочки, из которых можно складывать всевозможные фигурки.

Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского садаИзучение счета с помощью разноцветных цифр

Равенства и неравенства

Малышу требуется понять основные принципы сравнения (больше, меньше или равно) и научиться самостоятельно создавать равные множества.

Как и в предыдущем случае, лучше использовать не скучные черно-белые развивающие тесты, а любимые игрушки, активно используемые детьми (например, можно разыграть с детьми сказку, в которой главные герои попадают на праздник, где есть только два стола, и надо разделить всю группу на две равные части).

Логические

Развитие логики крайне важно, поскольку ребенку осталось 2-3 года до школы (согласно мнению психологов, 4 года — это наиболее подходящий возраст для освоения ребенком необходимых логических понятий).

Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского садаЗадание Логические ряды

Педагоги рекомендуют родителям выполнять развивающие упражнения по следующим темам:

Похожи или отличаются

Малыш должен уметь находить на картинке совпадения или различия. Очень хорошим материалом для занятий на эту тему послужат любые картинки (желательно с небольшим количеством элементов, чтобы не путать ребенка), аккуратно исправленные в графическом редакторе, прослужат Вам 1-2 года (необходимо просто заменять элементы на исходном изображении).

Если Вы не хотите изготавливать материалы самостоятельно, можно приобрести специальные развивающие книжки.

Найти общее

Малыш должен находить общее качество какой-то группы предметов (посуда, предметы голубого цвета, предметы на определенную букву и так далее), а также вычислять лишний предмет (например, дикое животное из группы домашних).

Для занятий дома в качестве материалов обычно используется комплект развивающих карточек.

Если же вы хотите проводить уроки на природе, то используйте в качестве примеров всю окружающую среду: например, зеленая ель будет лишней в группе желтых берез.

Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского садалогическое задание «Найди отличие»

Найти ошибку

Малыш должен находить ошибки как на картинках, так и в произносимом тексте (например, «летом я люблю кататься на санках»). В качестве обучающих материалов можно использовать как самостоятельно изготовленные рисунки (лучше брать картинки для возраста 2-3 года, поскольку они не содержат много мелких деталей), так и специальные развивающие пособия.

Концентрация внимания и памяти

Малыш не должен отвлекаться от выполняемого ими задания в течение 5-10 минут (при этом уроки по продолжительности не превышают 40-50 минут), кроме того, малыш должен помнить недавно прочитанную или услышанную информацию.

Если вы хотите заниматься дома, то можно использовать самостоятельно сделанные карточки (желательно, чтобы изображения были максимально простыми.

Для начала подойдут разноцветные или черно-белые геометрические фигуры): сначала малыш некоторое время смотрит на них, а потом по памяти перечисляет изображенные предметы.

Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского садаКарточки на запоминание предметов

Для занятий на улице дополнительные материалы не понадобятся: в любое время года можно воспользоваться окружающими Вас предметами: зимой — слепленными снеговиками, осенью — разноцветными листьями.

Речевые

В 4 года малышу особенно необходимо общение. Именно поэтому стоит обратить внимание на выполнение упражнений по следующим темам:

Понятная речь

Ребенку необходимо владеть, как минимум, тысячей слов (если вы не уверены в словарном запасе малыша, можно пройти тесты на его определение), а также построением несложных предложений. Удобно заниматься этой темой с помощью словесных игр (например, загадки, шарады, данетки и так далее).

Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского садаЗадания на развитие речи

Соблюдение грамматических норм

Малыш не должен путаться в предлогах, родах и числах предметов. Если Вы наблюдаете у ребенка «западающие» слова, то лучше всего исправлять ошибки с помощью использования карточек.

Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского садаИзучение и написание букв

Переход к иностранному языку

Если ребенок делает успехи в родном языке, можно начать заниматься с ним основами иностранного (обычно родители решают учить вместе с ребенком английский или немецкий). Иностранный язык можно изучать как дома, так и в специальных группах для дошкольников.

Спортивные

Спортивное развитие малыша обязательно должно присутствовать, поэтому, если у Вас нет возможности отдать сына или дочку в спортивную секцию, то выполняйте развивающие упражнения дома.

Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского садаСпортивные занятия дома

Рекомендуются игры с мячом, выполнение зарядки, несложных танцев и подвижных игр.

Помните, что все дети развиваются в разном темпе, поэтому, если у малыша что-то не получается, не стоит ругать его. Лучше предложите ребенку интересные игры, с помощью которых он сможет развить тот или иной навык.

Видео. Интересные занятия с детьми 4-5 лет

Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-rebenkom/zanyatiya-dlya-detej-v-4-5-let.html

Развитие мышления детей четырех-пяти лет

Четыре-пять лет — один из самых интересных и важных этапов развития ребенка. Дошкольники (а именно так их уже принято называть) в этом возрасте умеют самостоятельно себя обслуживать, связно говорят, используя известные им части речи, слушают и запоминают поступающую информацию, решают задачи на логическое мышление.

Большинство детей в этом возрасте Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского садауже как минимум год ходят в детский сад или занимаются в школах раннего развития. Это означает, что период адаптации в дошкольных учреждениях пройден и малыши уже успели освоить навыки общения со сверстниками и воспитателями.

В 4-5 лет развитие ребенка связано в первую очередь с совершенствованием мыслительной деятельности.

Дети проявляют повышенный интерес к окружающему их миру, учатся распознавать и показывать собственные эмоции.

К этому возрасту они чуть ли не впервые сталкиваются с новыми требованиями к себе со стороны взрослых, стараются оправдать доверие и проявить себя взрослыми и ответственными — готовыми к школе.

Основные критерии оценки умственного развития ребенка в 4-5 лет

Психологами и педагогами был сформирован перечень основных умений, которыми должны обладать дети 4-5 лет. Родители могут самостоятельно протестировать своего ребенка и определить, насколько гармонично протекает его развитие и будет ли он готов к поступлению в школу через год или два. Итак, вот что должен уметь четырех- или пятилетний малыш.

  1. Четко и разборчиво называть данные родителей и близких родственников (фамилии, имена), адрес проживания.
  2. Знать названия геометрических фигур и отличать их друг от друга.
  3. Понимать значения слов (кошка, игрушка, стол и пр.).
  4. Перечислять профессии, предметы мебели, группы овощей и фруктов и т.д.
  5. Считать до пяти.Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского сада
  6. Знать друзей по имени.
  7. Определять правую и левую стороны, понимать, где верх, а где низ.
  8. Различать множественное и единственное число.
  9. Раскрашивать, не выходя за контур.
  10. Слушать и пересказывать услышанное.
  11. Собирать конструкторы и паззлы с крупными деталями.
  12. Надевать пуговицы или бусины на нить.
  13. Отличать предметы по внешним признакам (высоте, ширине и т.д.).
  14. Различать времена года по погодным признакам.
  15. Отличать время суток.
  16. Определять цвета.
  17. Описывать увиденное с использованием прилагательных.
  18. Вести диалог.

Чтобы лучше оценить развитие ребенка в 4-5 лет, тестировать его нужно ненавязчиво, в виде игры. Скажем, проверить, помнит ли малыш имена друзей, можно простым способом: предложив ему посоревноваться, кто назовет больше друзей. Также играючи можно выяснить, насколько хорошо ребенок знает геометрические формы.

Например, Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского садапредложите ему найти квадрат на картинке, при этом притворитесь, что не знаете, как он выглядит, и нуждаетесь в помощи. Малыш будет рад проявить себя и показать, что осведомлен в этом деле не хуже взрослого.

Не стоит слишком переживать, если малыш не справляется со всеми заданиями. Возможно, ему не уделялось достаточно внимания на более ранних этапах развития. Еще не поздно наверстать упущенное и привить крохе необходимые знания и навыки. Нелишним будет обратиться к детскому психологу, который поможет составить план занятий с таким малышом.

Развивающие занятия: домашнее обучение для старта

Если ребенок ходит в детский сад или в школу раннего развития, то его развитие возьмут на себя педагоги. Родителям останется только периодически подталкивать малыша к чему-то новому в свободное время. Для «домашних» деток все складывается несколько иначе.

То, насколько их развитие будет соответствовать возрасту, во многом зависит именно от родителей, которые должны находить время для домашних занятий.

Речь идет как о физическом, так и о психологическом развитии малыша с целью раскрытия его природного потенциала.

Родителям важно осознавать разницу между стремлением к развитию ребенка и желанием превратить его в гения.

Напор, с которым сталкивается дошкольник у родителей, мечтающих о вундеркинде, губителен для его психического и физического здоровья.

Психологи рекомендуют разрабатывать план занятий с Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского садаребенком, меняя его как можно чаще, чтобы занятия не надоедали малышу. Естественно, что обучение и развитие крохи должно проходить только в игровой форме и по обоюдному желанию. Дошкольник должен с нетерпением ждать нового занятия и с удовольствием принимать участие в предложенных играх – только в этом случае получится положительным образом повлиять на его развитие, не вызывая отвращения к учебе в будущем.

Формировать план занятий на каждую неделю правильнее всего на основе плана за предыдущую неделю и после анализа достижений и провалов. Скучные либо слишком сложные (простые) игры можно заменить более интересными и полезными.

Ни в коем случае не принуждайте ребенка делать то, что у него не получается. Лучше отложить это задание на следующий раз, когда кроха забудет о неудаче.

Используйте логические задачки и игры по различным методикам (например игры Никитиных) для стимуляции развития памяти, образного мышления и логики малыша.

Читайте также:  Развитие детей дошкольного возраста в детском саду, в том числе внимания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и прочего

Примерный план занятий

Принимая во внимание особенности развития малыша в возрасте 4-5 лет, составьте оптимальный план для занятий с ним. В качестве примера можно взять предлагаемый ниже вариант.

  1. Физическое развитие.Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского сада
  2. Моторика.
  3. Творческие занятия.
  4. Игры для развития логики, памяти и мышления.
  5. Обучение счету и развитие речи.

Планируя физическое развитие, родители в первую очередь должны определиться с поставленными целями. Чего они добиваются? Подготовить малыша к занятиям профессиональным спортом в будущем или же просто привить ему любовь к физическим упражнениям? Так или иначе, начинать нужно с обязательных пунктов, к которым относятся:

  • зарядка;
  • бег и ходьба;
  • плавание;
  • подвижные игры.

На начальных этапах занятий важно проявлять чувство меры, не настаивая на выполнении малышом абсолютно взрослых упражнений (отжиманий, качания пресса и пр.). Даже если родители мечтают о карьере профессионального спортсмена для своего ребенка, 4-5 лет — это не тот возраст, когда нужны серьезные нагрузки.

Физическое обучение должно проходить в игровой форме, вызывать у малыша интерес и желание двигаться. Если у него уже есть приоритеты, то желательно строить программу физического обучения на их основе. Так, например, Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского сададошкольнику, который любит бегать, можно придумать беговые упражнения с соревновательными элементами, а деткам с развитым чувством ритма можно предложить попробовать себя в танцах.

Важный этап занятий связан с развитием мелкой моторики рук ребенка. Придумайте для крохи так называемые пальчиковые игры. Предложите ему сложить мелкие детали конструктора, построить замок или слепить пирожные из кинетического песка, сделать аппликацию из ракушек или зерен крупы. Таких игр существует множество – включайте в план те, которые будут вызывать у малыша наибольший интерес.

Говоря о творческих занятиях, стоит обратить особое внимание на создание поделок своими руками. Малыша в возрасте 4-5 лет можно учить рисовать, клеить, вырезать, выкладывать композиции, проявляя усидчивость, терпение и, конечно, фантазию. В этом возрасте детки уже вполне Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского садауверенно пользуются кистью, ножницами и клеем, способны нестандартно мыслить и копировать картинки из окружающего мира.

Тренировать память и логику можно с помощью специальных развивающих игр по методике Никитиных. С их помощью вы сможете научить ребенка увереннее ориентироваться в цветах, формах и объемах. Дополнительно время от времени можно развлекать кроху настольными играми, например «на желание» или «приз победителю».

Развитие речи с попутным обучением счету и чтению по слогам — обязательный пункт в плане занятий с ребенком 4-5 лет.

Помните о том, что уже через год или два крохе нужно будет идти в школу, и то, насколько хорошей станет у него успеваемость, будет зависеть от степени его подготовки.

Используйте кубики с буквами и картинками для обучения малыша чтению (играя, формируйте слоги и короткие слова), учите цифры (можно использовать магнитную доску), вместе разучивайте веселые и интересные песенки и стихи.

Дополнительные пункты плана для усердных родителей

Особенно старательным и ответственным родителям, которые во что бы то ни стало намерены ускорить развитие малыша в 4-5 лет, стоит задуматься об уроках этикета с крохой. Очень важно мягко подводить дошкольника к тому, чтобы он предлагал родителям помощь по хозяйству, имел свои обязанности в доме, правильно вел себя в коллективе и за столом.

Если есть время и желание, можно включить в план обучения малыша поверхностное знакомство с самыми интересными науками, Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского саданапример с астрономией (расскажите крохе о космосе, звездах, созвездиях), географией (можно вместе изучить карту мира или детский атлас), биологией (покажите малышу строение человека с помощью простых детских картинок, проанализируйте мир флоры и фауны). Дополнительно можно начинать изучать единицы измерения, применяя навыки на практике.

В заключение отметим, что развитие малыша в 4-5 лет — это сложный и важный процесс. Но это совсем не означает, что следует превращать его в некий культ знаний, требуя от малыша все больше и больше.

Развивайтесь вместе с крохой в игровой форме, получайте удовольствие от новых достижений ребенка, и благодаря вашим стараниям к моменту поступления в первый класс его тяга к знаниям лишь усилится!

Источник: https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/doshkolnoe/5/razvitie-myshleniya-detej-chetyreh-pyati-let.html

Развитие речи в средней группе по ФГОС: планирование, программы, пособия, структура и примеры занятий + фото и видео

Ведущей задачей педагогической работы воспитателей детского сада является формирование у воспитанников высокого уровня владения родным языком.

Развитая речь — необходимое условие гармоничной социализации, комфортного психического самочувствия, выстраивания полноценных отношений со сверстниками и окружающими взрослыми, достижения отличных результатов в учёбе.

Овладение словом очень важно для развития мышления, обретения творческой свободы самовыражения и познания окружающего мира. Чем раньше, с учётом возрастных особенностей, мы поможем ребёнку научиться грамотно и полно выражать свои мысли, тем свободнее и увереннее он будет чувствовать себя в дальнейшем.

Развитие речи в средней группе детского сада

Работа по речевому развитию — сложный педагогический процесс, базирующийся на комплексе методических приёмов и специальных упражнений, нацеленных на совершенствование речевых навыков ребёнка и формирование у него высокой культуры речи: умения слушать, сдерживать спонтанную эмоциональную реакцию, проявлять тактичность и дружелюбие.

Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского сада

Одна из основных задач для дошкольного возраста — развитие речи и навыков общения, включающее выработку чёткого произношения звуков и слов, обогащение словарного запаса

Требования ФГОС по речевому развитию

Государственные и частные образовательные организации должны ориентироваться на указанные в ФГОС программные требования, относящиеся к области речевого развития:

  • обогащение словарного запаса в целом;
  • соответствующее возрасту владение речевыми навыками как инструментом общения и освоения общекультурных ценностей;
  • расширение звукового диапазона и интонационной выразительности речи, развитие умения воспринимать звуки на слух и правильно их идентифицировать, слышать и исправлять ошибки;
  • формирование логически последовательной, осмысленной и стройной речи, умения выстраивать грамматически верные диалоги и монологи;
  • развитие умения внимательно слушать, запоминать персонажей, сюжетную линию и улавливать общий смысл сказок и детских литературных произведений;Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского садаЛюбовь к чтению прививается в юном возрасте
  • формирование навыков пересказа, эмоционального обыгрывания диалогов, составления самостоятельного короткого описательного рассказа о каком-либо явлении или объекте природы, основываясь на собственных наблюдениях и знаниях;
  • обучение эмоциональной передаче смысла и выразительному чтению стихотворений наизусть;
  • работа по расширению кругозора знаний о предметах; знакомство со словами, обозначающими свойства предметов (цветовые оттенки, форма, размер, качество материала и т. д.), понятия пространственно-временной системы координат;
  • введение в лексикон обобщающих понятий, например: животные, цветы, фрукты, растения, посуда. Развитие умственных операций систематизации и классификации;
  • пополнение словарного запаса словами, отражающими человеческие отношения, эмоции, психологические состояния;
  • активное обращение в игровых методиках к названиям профессий: врачи, пограничники, моряки, водители и т. д.;
  • совершенствование грамматического построения предложения, обучение использованию простых распространённых грамматических конструкций с однородными определениями, обстоятельствами и дополнениями, а также сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского сада

Задания включают в себя одновременно решение разных задач, которые тесно переплетаются между собой: после определения звукового или слогового состава слова

При подборе инструментов педагог должен учитывать нормативные возрастные характеристики своих воспитанников:

  1. Совершенствуются навыки сенсорно-пространственного ориентирования — постепенно у детей закрепляется понимание сенсорного эталона, младшие дошкольники четырёх лет могут определить более пяти форм предметов и более семи цветов.
  2. Развиваются способности к запоминанию и удерживанию в памяти информации, формируется произвольное запоминание, дети могут выполнить задание на запоминание.
  3. Совершенствуется речь — продолжается процесс знакомства с названиями окружающих предметов, усложняется ситуативно-деловое общение со взрослыми, помимо этого, обогащается лексикон, осваиваются и усложняются основные грамматические конструкции построения предложения, стремительно пополняется словарный запас.
  4. Усиливается способность концентрировать и стабильно удерживать внимание, продолжительность периода осознанной сосредоточенной деятельности увеличивается до 15–20 минут.
  5. Степень развития образного мышления и воображения позволяет детям к пяти годам сочинять логически связные, последовательные, сюжетно организованные истории. Стоит обратить внимание на то, что воображение будет активно развиваться только при социальной и педагогической организации и стимулировании.
  6. Игра начинает приобретать ролевой характер, ребёнок уже отделяет себя от исполняемой им роли, ролевые и реальные события не смешиваются.
  7. Дети этого возраста испытывают затруднения в согласованности сложных грамматических построений, им тяжело высказывать развёрнутые суждения и одновременно отслеживать грамматическую грамотность.

Как правило, воспитатель проводит специальные плановые занятия по развитию речи, предусмотренные общеобразовательными программами. Рекомендуемая норма по стандартам — раз в неделю по 20 минут. Однако педагогическая работа по развитию речи не ограничивается этими рамками.

Она идёт и во время занятий познавательного, художественно-эстетического характера, общения с детьми во время прогулок, физкультурных пауз, а также трудовой или игровой деятельности ребёнка, которую моделирует педагог.

Широкий кругозор, логическое мышление, эстетическое восприятие мира способствуют становлению образной, лексически богатой и грамматически правильной речи.

В случае обнаружения у ребёнка во время логопедического обследования (прежде всего детей 5–6 лет, остальных воспитанников в течение года) речевой патологии коррекционные занятия будет проводить учитель-логопед. Логопед занимается исключительно с детьми, имеющими речевые дефекты.

Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского сада

Хороший специалист поможет ребёнку устранить или компенсировать речевые недочёты

При дошкольном учреждении может быть организована работа специализированной логопедической группы (не более 12 детей) или логопедического пункта (20–25 детей в течение года).

Состав воспитанников, занимающихся на логопедическом пункте, может меняться, занятия проходят каждый день в индивидуальной или подгрупповой форме, продолжительность зависит от индивидуальной потребности детей.

Для своей коррекционной работы учитель-логопед забирает детей с любого занятия, которое проводит основной воспитатель.

Функционирование отдельной логопедической группы регулируется самостоятельным положением, подготовленным и подписанным в форме внутреннего приказа заведующей детского сада.

Отличаются они от обычных групп в садике, во-первых, меньшим наполнением, что позволяет осуществлять полноценный индивидуальный подход, во-вторых, вместе с двумя педагогами ежедневно работает учитель-логопед, который проводит самостоятельные занятия с детьми и оказывает консультативную помощь воспитателям. Зачисление в специализированную группу производится на основе заявления родителей и заключения ПМПК (комиссия в составе психолога, медика, педагогов). Для каждого воспитанника отводится отдельная карточка с указанием срока и плана проведения необходимых коррекционных мероприятий в зависимости от сложности ситуации.

Основания для зачисления в логопедическую группу:

  • нарушения правильного произношения нескольких (более 2–3) звуков;
  • недостаточный уровень владения навыками связной речи, грубые лексические или грамматические ошибки;
  • дефицит эмоционально-личностного и социально-коммуникативного развития.

Методические средства

Серьёзность задач, стоящих перед педагогом в рамках требований речевого развития, вынуждает самого вдумчивого подхода к используемым средствам.

Основные педагогические приёмы

  • Обучение рассказу по нескольким сюжетным картинкам. Такое задание педагог предлагает подгруппе из четырёх-пяти детей. Таким образом, в течение года проводится подготовка воспитанников к пересказу услышанного литературного произведения, сказки, занимательной истории, познавательной информации, личного жизненного опыта или собственных эмоциональных впечатлений.
  • Ежедневное чтение художественной литературы, предусмотренной образовательной программой, обучение умению внимательно слушать сказки, произведения различных авторов. Чтение можно сопровождать демонстрацией наглядного материала, показом игрушечных персонажей, игровой импровизацией с просьбой продолжить, повторить, пересказать услышанное или словами описать картинку. Стоит заметить, что педагогу также необходимо постепенно приучать детей воспринимать художественное произведение без дополнительного участия средств наглядности.Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского садаУровень речевого развития является важным показателем психического состояния ребёнка, овладение речью — залог успешной адаптации малыша в социуме
  • Работа в формате беседы (домашние и дикие животные, растения, одежда, времена года, моя семья, профессии и т. д.), обсуждение иллюстраций и картинок, которое будет способствовать развитию образного мышления и умения самостоятельно формулировать собственные мысли, задавать вопросы и отвечать на вопросы воспитателя. Четырёхлетним детям нецелесообразно вставать при ответах, поскольку тратится много времени. Также малыши учатся аргументировано выражать своё мнение и доносить его до других детей, подбирая нужные фразы. Необходимо стремиться к созданию благоприятной психологической и педагогической среды для активного, естественного общения между детьми, настраивать их на добродушное восприятие ответов друг друга, помогать преодолеть застенчивость, неуверенность, замечать и одобрять даже небольшой прогресс каждого малыша.
  • Использование игровых технологий (ролевых и дидактических), проигрывание воображаемых ситуаций, театральных импровизаций как средств тренировки звукопроизношения, диалоговой речи, методов психологического и интеллектуального раскрепощения, развития инициативности и творческой активности. (Ролевые игры «Магазин», «Поликлиника», дидактические игры «Часы», «Транспорт» и т. д.).Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского садаДидактическая игра помогает научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком, научить относить единичные предметы к определённым тематическим группам
  • Многократное повторение нового слова с ярко выраженным интонационным акцентом на нём и пояснением его смысла, а также возможностей использования в различных речевых оборотах. («Ребята, вы услышали слово, которое я подчеркнула голосом? Ошпаренный — облитый кипящей водой, как Иван, который искупался в чане с кипятком в сказке «Конёк-Горбунок»).
  • Периодическая смена хоровых (возможна работа с небольшими подгруппами по какому-либо признаку, например, только мальчики или девочки) и индивидуальных форм ответов, благодаря чему можно задействовать большую часть детей в работе, создавая условия для речевой практики каждому ребёнку.
  • Мотивирование на выполнение учебного задания, когда педагог использует значимые для ребёнка ситуации, например, обращается с просьбой кого-то спасти, выручить, помочь. Во время оценивания ответов желательно подчёркивать удачный речевой оборот или точный образ, найденный ребёнком в процессе рассказа. («Какое красивое сравнение зимних рисунков на стекле с кружевным плетением у тебя получилось!»).Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского садаПравильная речь помогает ребёнку освоиться в обществе
  • Физкультминутки, которые также являются учебным заданием, поэтому необходимо настраивать детей на серьёзное отношение к физкультурным паузам и старательное их выполнение. Игровая гимнастика — несколько заданий имитационного характера на подражание движениям животных, спортсменов, создание образа растения («пловец», «роза», «лыжник» и т. д.). Совершенствование мелкой моторики рук. Научные исследования В.М. Бехтерева обнаружили глубинную взаимосвязь гибкости и ловкости пальцев рук и деятельности высшей нервной системы. Пальчиковая гимнастика снимет умственное напряжение, мимический зажим, расслабит мышцы. Речевой механизм напрямую зависит от развитости ручных умений.
Читайте также:  Музыкальный уголок в детском саду: оформление своими руками по фгос + фото

Игры по речевому развитию

Источник: https://paidagogos.com/razvitie-rechi-v-sredney-gruppe-po-fgos.html

Как распределяются дети по группам детского сада? Средняя группа

Продолжение.

Начало см. на стр.1 (Классификация групп детского сада)

Средняя группа

Среднюю группу посещают дети в возрасте от 4 до 5 лет.

Данное отделение детского сада работает ежедневно, с понедельника по пятницу с 7.00 до 19.00.

В этом возрасте дети уже формируются как личности. Они критично оценивают себя и окружающих их сверстников.  Стараются ни в чем не отставать от других детей. В этом же возрасте начинают проявляться индивидуальные черты характера.

В своих поступках они пытаются повторять действия взрослых, а при возникновении затруднительных положений пытаются найти решение и самостоятельно с ними справиться.

Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского сада

Общаясь в детском саду с другими сверстниками,  дети учатся контактировать с окружающими, учатся у других и делятся своими знаниями с другими детьми.  

Все это способствует их общему развитию, развивает их кругозор, совершенствует речь.

В этом возрасте ребёнок полностью сформирован. Каждый отличается своим характером, определёнными предпочтениями и вкусами. Четырёхлетние дети очень активные, они желают завести много друзей. Часто их активность приводит в замешательство не только воспитателей, но и родителей, считающих такую активность излишней.

На самом деле это нормальное поведение детей в таком возрасте. Их не надо ограничивать, а просто создайте им такие условия, где они будут реализовываться.

Одно из таких мест и есть детский сад. «Выложившись» в детском саду дети дома ведут себя гораздо спокойнее.

Основные занятия в детьми в средней группе, которые должны быть в детском саду:

Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского сада

знакомство с окружающим миром (предметное окружение, события вокруг, понятие «семья», «дружба» и т.д.)

развитие элементарных математических представлений (на примере кубиков показать, что такое сложение и вычитание, попробовать посчитать кубики,   пальчики на руке и т.д. В этом возрасте дети должны уметь считать до десяти)

развитие речи  (Основы правильной речи, расширение словарного запаса,  базовые знания о звуках, слогах и предложениях. Использование прямой и косвенной речи, сложно-подчиненные предложения. Пересказывание простых текстов)

  • знакомство с художественной литературой (чтение сказок и рассказов с именами авторов)
  • уроки по рисованию и лепке, аппликации и конструированию (данные упражнения помогают общему развитию моторики рук, пространственному и образному мышлению)
  • музыкальные занятия (знакомство с музыкальными произведениями, понятие ритма и темпа музыки)
  • — физкультура (непродолжительные занятия по 10-20 минут, простые физические упражнения)

Нужно, также, отметить, что любой вид спорта для детей 4-5 лет очень полезен. В этом возрасте можно записать ребенка в кружок гимнастики или танцев. Он с удовольствием будет заниматься в коллективе с другими детьми.

И совсем не обязательно становиться олимпийским чемпионом. Главное — это пойдет ему на пользу.  Ребенок будет здоров и уверен в себе, он научится преодолевать трудности и достигать поставленной цели, а это уже немало.

Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского сада

Психологическая атмосфера в средней группе детского сада.

Особо надо отметить, что все вышеперечисленные навыки и упражнения ребенок должен получать в доброжелательной атмосфере. Взаимоотношения между детьми должны быть на особом внимании педагогического состава. Психологический климат в детском коллективе – это первостепенное условие пребывания в саду.

Если Вы, как родитель отмечаете проблемные моменты в этой сфере, будь то со стороны персонала или со стороны других детей, значит, педагогический коллектив не сделал все необходимое для комфортного нахождения ребенка в этом саду.  В таком случае можно задуматься о смене детского сада.

В настоящее время имеется достаточно вариантов для перевода ребенка в другой детский сад. В крайнем случае имеет смысл рассмотреть вопрос о частном (семейном) детском саде.

Помните, что психологическое состояние Вашего малыша должно быть на первом месте!

Источник: https://obrmos.ru/go/go_ds/Articles/go_ds_art_groups_sr.html

Конспекты комплексных занятий с детьми 4-5 лет, Новиковская О.А

Книги и учебники → Книги по педагогике

Купить бумажную книгуКупить электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахКак открыть файлКак скачатьПравообладателям (Abuse, DMСA)Конспекты комплексных занятий с детьми 4-5 лет, Новиковская О.А. Книга адресована воспитателям и логопедам детских дошкольных учреждений, работающих с детьми среднего возраста (4-5 лет). Большинство предлагаемых игр может быть проведено и в домашних условиях родителями, стремящимися к всестороннему развитию своих малышей.Данное методическое пособие содержит подробные конспекты 32 комплексных занятий по 32 лексическим темам, предусмотренных Программой воспитания и обучения в детском саду.Развитие детей 4-5 лет и проведение развивающего занятия в средней группе детского сада

ОСЕННЯЯ КАРТИНА.

Цель. Формирование представлений об осени.Коррекционные задачи.

— систематизируем представления о временах года, знакомим с признаками осени, названиями осенних месяцев;— закладываем основы экологического воспитания;— активизируем наблюдательность;— расширяем словарь детей за счет глаголов (завяла, пожухла, хмурится, накрапывает, задувает); за счет качественных прилагательных (оранжевый, коричневый,разноцветный, грустный) и притяжательных прилагательных (березовый, кленовый,рябиновый, дубовый) и др.; вводим в речь детей сложное слово листопад;— учим составлять коллективный рассказ по картине;— развиваем моторную память, слуховое и зрительное внимание, память;— учим различать близкие по звучанию звуки, произносить звуки [с] и [ш];— развиваем общую и мимическую моторику, умение сочетать речь с движением;— обучаем детей рисованию красками и карандашами;— развиваем счетные навыки, умение сравнивать количество предметов, пользуясь понятиями «больше» и «меньше»;— развиваем логическое мышление — умение отгадывать загадки.Оснащение: пособие—часы «Времена года», запись музыки П.И.Чайковского «Времена года»; демонстрационные картинки «Осень»  и  «Осенний букет»; кисточки, синяя краска и листы бумаги для рисования; цветные карандаши; контурные рисунки листьев дуба, березы, клена, липы, осины.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение Обучающие задачи комплексных занятий Планирование комплексных занятий Занятие 1. В нашем детском саду Занятие 2. Семейная фотография Занятие 3. Осенняя картина Занятие 4. В гостях у Чиполлино Занятие 5. В саду у Вишенки Занятие 6. В гостях у Лесовичка Занятие 7. Поможем Маше-растеряше Занятие 8.

Новоселье у матрешек Занятие 9. Веселое чаепитие Занятие 10. Зимняя картина Занятие 11. Весело зимой Занятие 12. Скоро праздник — Новый год Занятие 13. У кормушки Занятие 14. В деревне Занятие 15. Волшебное перышко Занятие 16. В мире животных Занятие 17. Мой любимый город Занятие 18. Город. Транспорт. Пешеход Занятие 19.

На земле, в небесах и на море Занятие 20. Письмо в сказочную страну Занятие 21. Мамин день Занятие 22. В магазине «Детский мир» Занятие 23. Весна идет — весне дорогу! Занятие 24. Мы — следопыты Занятие 25. В зоопарке Занятие 26. Пруд на окошке Занятие 27. Сад на подоконнике Занятие 28. Птицы прилетели! Занятие 29.

Весна вступает в свои права Занятие 30. В гостях у феи цветов Занятие 31. Чей дом под листом? Занятие 32. Летнее путешествие.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать: Скачать книгу Конспекты комплексных занятий с детьми 4-5 лет, Новиковская О.А. — fileskachat.

com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc

Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать — doc — Яндекс.Диск.

13.05.2015 11:33 UTC

Источник: https://nashol.com/2015051384646/konspekti-kompleksnih-zanyatii-s-detmi-4-5-let-novikovskaya-o-a.html

Средняя группа от 4 до 5 лет. Характеристика психического и физического развития ребенка

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Физическое развитие. На пятом году жизни происходит дальнейшее физическое развитие воспитанников. Масса тела ребенка увеличивается за год в среднем на 1,5 — 2,0 кг, длина тела — на 6 — 7 см. К пяти годам рост детей достигает 104 — 116 см, масса тела — 16,5 — 20,4 кг.

Читайте также:  Аппликация в подготовительной группе: разные техники и приёмы, конспекты занятий, одежда, грибы, кремль и другие темы + фото и видео

Физическое развитие характеризуется большей гармоничностью, что можно объяснить более совершенными функциональными возможностями организма.

Ребенок становится более внимательным к своему физическому «Я», что помогает ему не только познать особенности строения человеческого организма (частей тела, внутренних органов), но и узнать об общих принципах их функционирования.

Повышается активность воспитанника, усиливается ее целенаправленность. Его потребность в движении тесно переплетается с потребностью в общении в совместной игровой и других видах детской деятельности. Ребенок этого возраста владеет всеми видами движений, стремится по-разному их объединять, хочет испытать свои силы в более сложных и новых видах физических упражнений.

Дети пятого года жизни отличаются высокой двигательной активностью.

Социально-нравственное и личностное развитие. Возраст пяти лет является важным периодом в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сфер ребенка.

Его можно назвать базовым возрастом, когда закладываются многие личностные аспекты, формируется «Я-позиция», личное сознание (самооценка).

Ребенок начинает осознавать свое место в системе отношений со взрослыми, оценивать свои личностные качества: хороший, злой, добрый и т.п.

Взаимоотношения ребенка с другими детьми основываются на более прочных взаимных привязанностях, характеризуются большей устойчивостью. Типично возникновение небольших групп детей (2 — 3 ребенка), испытывающих друг к другу симпатию и постоянно играющих вместе.

В то же время дети становятся более критичными в оценке сверстников. Наряду с укреплением дружеских отношений между отдельными воспитанниками возникает привязанность к своей группе, складываются простейшие формы групповой солидарности.

Формируется стремление быть полезным окружающим взрослым, дружелюбное отношение к сверстникам, умение играть и заниматься сообща.

Гармонизируются отношения со взрослыми. У детей отмечается повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развивается чувство любви, привязанности к ним. Постепенно формируются чувство ответственности за порученное дело, умение подчинять свои желания требованиям взрослых, замыслам детского коллектива.

На пятом году жизни дети постепенно овладевают эмоциями, возникающими под влиянием конкретной ситуации. Они начинают сдерживать чувства и пользоваться общепринятыми формами их выражения (жестом, позой, движением, взглядом, мимикой, интонацией голоса).

Дети охотно выполняют трудовые поручения, помогают взрослым. При этом особую привлекательность имеют игровые мотивы, которые воспитатель умело использует для достижения детьми результатов в труде.

Разнообразнее и богаче становятся содержание и формы детской деятельности. Постепенно совершенствуются способности играть, рисовать, строить по собственному замыслу. Среди игр ведущее место начинает занимать сюжетно-ролевая игра с несложным сюжетом и небольшим числом играющих.

м игр являются яркие детские впечатления, представления об окружающем мире. Сюжет игр отображает взаимоотношения между членами семьи в различных жизненных ситуациях («Чаепитие с гостями», «Бабушка заболела», «Новоселье»), труд взрослых («Парикмахерская», «Магазин») и др.

Игровые действия начинают выполняться не ради их самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий воспитанников.

Познавательное развитие. Совершенствуются психические процессы воспитанников.

Наиболее ярко развитие воспитанников характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.

Предпосылкой этого является обогащение познавательной практической деятельности, в процессе которой дети уже могут различать довольно сложные формы предметов, выделять с помощью зрения, слуха, осязания их отдельные элементы, устанавливать пространственно-временные отношения.

В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов путем измерения, сравнения путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира.

Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия.

В этот период воспитанники осваивают представления об основных геометрических фигурах, цветах спектра, параметрах величины (длина, ширина, высота, толщина), пространстве, времени, об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.).

Они воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию, однако могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок способен сосредоточиваться на выполнении определенной деятельности в течение 15 — 20 мин. При выполнении действий он может удерживать в памяти несложное условие. Произвольному управлению вниманием способствует рассуждение вслух, проговаривание выполняемого действия, обозначение словом выделяемых признаков предметов и явлений.

У воспитанников от 4 до 5 лет начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания.

Произвольное припоминание и запоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т.д.).

Бессмысленные элементы легко запоминаются лишь в том случае, если материал привлекает детей своей ритмикой или, как считалки, вплетаясь в игру, становится необходимым для ее осуществления. Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко и точно воспроизводит то, что запомнил.

Так, пересказывая сказку, он старается точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую речь. Дети запоминают до 7 — 8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Развивается мышление: наряду с обобщением по внешним признакам воспитанники начинают выделять более существенные признаки предметов, группировать их по качеству, материалу, назначению. Они могут обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт и др. Развивается образное мышление.

Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить и конструировать по схеме, решать лабиринтные задачи, предвосхищать события и действия. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов на основе их пространственного расположения.

Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Мышление в целом и его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания.

Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей преобладает наглядно-образное мышление, формируются разнообразные конкретные представления. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п.

Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К пяти годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку.

  • В процессе освоения учебной программы педагоги продолжают решать задачи развития психических познавательных процессов воспитанников и формирования у них способов познания в условиях реализации содержания всех образовательных областей.
  • Сенсорика развивается при условии:
  • подкрепления последовательного и системного обследования и восприятия предметов в процессе практических действий, выделения в них отдельных частей, установления соотношений между ними, словесного описания действий, свойств, качеств;
  • стимулирования правильного оценивания цвета, формы, величины, пространственных отношений, ритма музыкальных звуков и другого на основе знакомства с эталонами внешних признаков предметов; овладения набором эталонов формы и цвета;
  • развития мелкой моторики (овладение новыми предметно-орудийными действиями: использование кисточки, ножниц и др., мелких предметов в деятельности);
  • активного восприятия пространства, времени, движения;

формирования представлений о предметах и явлениях, об их свойствах и качествах (представления об отношении части и целого, о связях основных элементов конструкции, о зависимости строения тела животных от условий их жизни и др.).

  1. Развитие наглядно-образного (как преобладающего) мышления осуществляется в условиях:
  2. целенаправленного формирования операций мышления: сериация, классификация, обобщение, установление причинно-следственной связи на основе анализа, синтеза, сравнения и других приемов;
  3. стимулирования умений определять причины явлений, заключающихся в свойствах самих предметов («столик упал, потому что у него одна ножка»), самостоятельности в выполнении этих действий; поощрения умений выделять характерные признаки предметов, сравнивать их и группировать по внешним свойствам, материалу, назначению (по двум признакам одновременно);
  4. формирования знаковой функции сознания (замещение одних предметов другими и их изображениями, использование речевых, математических и других знаков, создание из накопленных представлений новых образов), действий со словами как со знаками;
  5. овладения наглядными пространственными моделями в процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности, умением обдумывать свой замысел в игре и продуктивной деятельности;

развития познавательных интересов, любознательности, стремления самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы («зачем?», «почему?», «для чего?» и др.), понимания вопросов о качествах человека, их познание и оценка в области практических действий;

  • использования дидактических и подвижных игр для формирования навыков произвольного поведения, умения подчиняться правилам.
  • Проявление произвольного запоминания в ситуации игровой деятельности и при выполнении игровой роли развивает свойства памяти ребенка, которая совершенствуется при:
  • постановке ребенком задач на припоминание чего-то;
  • использовании детьми приемов запоминания, подсказанных педагогом (повторение, наводящие вопросы, установление связей при припоминании, вспомогательные средства и др.);
  • стимулировании и подкреплении всех видов памяти: образной (зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой), двигательной и эмоциональной.
  • Развитие произвольности внимания в образовательном процессе происходит при условии:
  • реализации планирующей функции речи ребенка, позволяющей концентрировать его внимание на предстоящей деятельности;
  • смены эмоционально окрашенных видов деятельности для направления и организации детского внимания;
  • организации продолжительной сюжетно-ролевой игры (до 1 — 1,5 ч);
  • подкрепления умения детей целенаправленно организовывать собственную деятельность (в том числе и познавательную): внимательно слушать рекомендации взрослого и действовать в соответствии с ними.
  • программного материала решает задачи развития репродуктивного и творческого воображения у детей:
  • обогащение представлений детей о реальном мире на основе активного восприятия, продуктивной памяти и мышления;
  • подкрепление проявления воображения как предваряющего практическую деятельность при решении познавательных задач;
  • активизация речевого выражения впечатлений, эмоций и чувств;
  • обогащение эмоционального опыта ребенка;
  • развитие образности детского рассказа.
  • Ребенок в образовательном процессе познает окружающий мир, обучаясь и совершенствуя способы познания. Программным содержанием являются:
  • развитие познавательных мотивов, самостоятельности, активного познавательного отношения к окружающему;
  • овладение новыми предметно-орудийными действиями, использование их в новых условиях;

развитие внеситуативно-познавательной формы общения со взрослым, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире (задавать вопросы, слушать ответы и рекомендации и т.д.);

подкрепление «теоретического» сотрудничества со взрослыми (совместное обсуждение событий, явлений, взаимоотношений в окружающем мире), сменяющего сотрудничество практическое;

стимулирование интереса к детскому экспериментированию.

Источник: https://sad5narovlia.schools.by/pages/156127319694

Ссылка на основную публикацию