Работа с родителями в детском саду по фгос, формы взаимодействия, образец протокола собрания, темы консультаций, конспект и прочее

Давайте поговорим о таком мероприятии, как родительское собрание в детском саду. Есть ли в них необходимость? Ведь детский садик — еще не школа.

Часто новость о предстоящем собрании не вызывает энтузиазма у родителей, которым приходится отпрашиваться с работы или менять собственные планы. Многие не видят в таких мероприятиях ничего хорошего, только необходимость сдавать деньги на очередные нужды детсада. Задача воспитателя — переломить негативное отношение мам и пап к таким встречам путем подачи интересной и полезной информации.

Работа с родителями в детском саду по ФГОС, формы взаимодействия, образец протокола собрания, темы консультаций, конспект и прочее

Для чего они нужны?

Родительское собрание в детском саду очень важно для установления контакта между семьей и персоналом учреждения (в первую очередь — воспитателем). Это одна из форм обратной связи и возможность озвучить актуальную информацию, обсудить важные моменты воспитания, поговорить об особенностях детского развития.

Кроме того, на них, как правило, приглашают психологов, методистов, врачей, логопедов и других специалистов, деятельность которых так или иначе связана с воспитание малышей. Информация, которую получают от них родители подопечных, бывает весьма ценной. Грамотный специалист в состоянии вовремя отследить малозаметные отклонения в развитии ребенка и дать семье нужные рекомендации.

Работа с родителями в детском саду по ФГОС, формы взаимодействия, образец протокола собрания, темы консультаций, конспект и прочее

Сколько собраний нас ждет?

Родительское собрание в детском саду проводится ежегодно. Как правило, по плану предусмотрено 2-3 таких мероприятия в каждой группе.

Кроме того, бывают внеочередные встречи в случае каких-то незапланированных событий, требующих обсуждения с родителями.

Например, в обязательном порядке проводится собрание при подготовке выпуска из детского сада, так как это мероприятие хлопотное, требует хорошей организации и предполагает активное участие всей семьи.

Темы родительских собраний

Основные темы привязаны к плану учебно-воспитательной работы в течение года. На первое родительское собрание, которое обычно проводится в сентябре, приходят мамы и папы малышей-новичков.

Они знакомятся между собой и с воспитателем, вместе с ним обсуждают учебный план на весь год, выбирают родительский комитет. Родительские собрания в младшей группе, проводимые впервые, имеют особое значение.

Они задают тон будущему сотрудничеству каждой семьи с персоналом детсада, которое продлится вплоть до школы.

Часто на первое родительское собрание воспитатель приглашает психолога или методиста. Они объясняют родителям особенности развития малышей данной возрастной группы, советуют, как организовать домашние занятия с детьми для закрепления детсадовского материала.

Работа с родителями в детском саду по ФГОС, формы взаимодействия, образец протокола собрания, темы консультаций, конспект и прочее

Вторая встреча чаще всего назначается в середине учебного года, в зимний сезон. Обычно это время повальных простуд.

Поэтому актуальные вопросы, обязательно включаемые в повестку дня, — детское здоровье, навыки закаливания и профилактика вирусных инфекций. На собрание часто приглашают врача или медсестру.

Тогда же обычно ведется обсуждение текущих успехов и проблем, промежуточных результатов и различных мелких происшествий.

На родительское собрание в средней группе детсада приходят уже опытные и закаленные мамы и папы. Детки подросли, и на первый план вместо проблем приучения к горшку и к ложке выходят более «взрослые» моменты. Родительское собрание в средней группе часто проходит с демонстрацией творческих успехов малышей в виде рисунков и поделок.

Заключительную встречу в каждой группе организовывают в конце учебного года, перед летними каникулами. Это время, когда подводятся итоги. В обязательном порядке проводится такое родительское собрание в подготовительной группе.

На нем обычно выступают психолог и логопед. Они дают родителям необходимые рекомендации по подготовке к школьной жизни, рассказывают, что могут сделать мамы и папы за летний период для успешного старта будущих первоклассников.

Какими бывают родительские собрания?

По форме такие мероприятия бывают традиционными и нетрадиционными. Собрание в традиционной форме представляет собой встречу родителей с основным докладчиком — воспитателем, а также представителями родительского комитета или узкими специалистами.

На нем возможно совместное обсуждение актуальных вопросов, а также различное анкетирование.

Темы родительских собраний в этом случае, как правило, стандартные: «Азы воспитания», «Знаете ли вы своего ребенка?», «Подготовка к школе», «Какие игрушки нужны детям» и т. п.

В нетрадиционной форме мероприятие может проводиться в незапланированной ситуации, когда возникает необходимость срочно обсудить какой-то серьезный вопрос. Неформальная обстановка способствует более успешному взаимодействию педагогов с родителями, раскрепощению присутствующих, налаживанию контакта.

Работа с родителями в детском саду по ФГОС, формы взаимодействия, образец протокола собрания, темы консультаций, конспект и прочее

Нетрадиционное родительское собрание может проходить в виде совместных посиделок с чаепитием и даже включать в себя элементы сюжетной игры. На нем возможно присутствие детей вместе со взрослыми для совместной подготовки к утреннику. Родительское собрание в старшей группе (не говоря уже о подготовительной) вполне возможно сделать общим с детьми — те уже достаточно большие.

Как правильно организовать собрание

О предстоящем мероприятии воспитатель обязан предупредить родителей заранее, желательно за 2 недели. Объявление о дате, времени и теме будущей встречи должно быть вывешено на доске с информацией.

Воспитатель составляет план мероприятия, готовит наглядные материалы, распечатывает анкеты и продумывает оптимальную форму проведения. Также он согласует с другими специалистами (методистом, логопедом, психологом) необходимость их присутствия и тематику выступлений. Приглашенные обязательно должны иметь время для подготовки.

Работа с родителями в детском саду по ФГОС, формы взаимодействия, образец протокола собрания, темы консультаций, конспект и прочее

Как его проводить

В начале собрания необходимо рассказать о детских успехах, похвалить воспитанников за достижения. В присутствии коллектива ни в коем случае не следует обсуждать проблемы отдельного ребенка.

Родительское собрание в детском саду в качестве главной цели имеет задачу информирования мам и пап о важных моментах детсадовской жизни, обогащения педагогическим опытом и знаниями.

Если работа с семьей хорошо продумана и организована, результаты воспитательного процесса не заставят себя ждать.

Другие менее важные вопросы обычно решаются в рабочем порядке ежедневно при родительских посещениях.

Работа с родителями в детском саду по ФГОС, формы взаимодействия, образец протокола собрания, темы консультаций, конспект и прочее

О чем еще должен помнить воспитатель

Планируя поход на собрание, родители должны знать, что их там ожидает. Тем не менее, в первую очередь следует заново напомнить тему и поблагодарить присутствующих за то, что они смогли прийти, особенно если это первое родительское собрание.

Если воспитатель планирует организацию дополнительных занятий и кружков, следует обязательно поделиться с родителями данной информацией. Уточняйте, будут ли нововведения нужны и полезны детям. Необходимо рассказывать также, какие занятия требуется выполнять малышам дома, особенно это важно для воспитанников подготовительной группы.

Начинать собрание всегда следует с позитивных моментов. Обязательно хвалите детей за успехи, о неудачах лучше упоминать вскользь и только в общем виде, без индивидуального перечисления. Не следует никого приводить в пример или сравнивать с другими детьми (как старшими, так и младшими).

Главные вопросы

Какие организационные моменты обычно решаются на родительском собрании? Это покупка необходимых принадлежностей для садика (игрушек, канцтоваров, хозяйственных мелочей), обсуждение их количества и стоимости.

А также выбор родительского комитета или отчет его представителя о проделанной работе, обсуждение предлагаемых экскурсий, развлекательных мероприятий (например, концертов или походов в кукольный театр), подготовка к проведению утренников и закупка детских подарков.

Кроме того, организация творческих занятий с детьми и приобретение всего необходимого для этого (бумаги, пластилина, фломастеров).

Если планируется крупное мероприятие, например, новогодний утренник, список обсуждаемых вопросов должен быть подготовлен заранее.

Например, будет ли организовано общее чаепитие, стоит ли приглашать фотографа, какие маскарадные костюмы потребуются детям.

При обсуждении всех вопросов предполагается активное участие родительского комитета, поэтому просто необходимо дать слово его представителю.

Работа с родителями в детском саду по ФГОС, формы взаимодействия, образец протокола собрания, темы консультаций, конспект и прочее

А что потом?

После собрания, как правило, воспитатель (а так же психолог или логопед) обговаривает существующие проблемы и трудности с родителями конкретного ребенка в индивидуальном порядке.

Объяснение должно быть кратким и продуктивным, без резких оценок и с обязательной подачей нужных медицинских и психологических рекомендаций.

Цель таких бесед — проинформировать мам и пап о возникших трудностях, научить, как грамотно исправить ситуацию в домашних условиях без ругани и наказаний.

О пользе родительских собраний

Некоторые самоуверенно полагают, что знают собственного ребенка как никто, и новой информации собрание им не принесет. На самом деле это не так. Ребенок постоянно развивается, ежедневно у него возникают разнообразные увлечения, появляются новые друзья.

Бывает, что об изменившихся интересах малыша, а также о каких-то негативных моментах его жизни родители узнают только из рассказа воспитательницы. Такой взгляд со стороны на собственного сына или дочку может оказаться очень полезным и своевременным.

Более того, родители узнают на собрании о взаимоотношениях детей в группе, поймут, насколько успешно их ребенок вписывается в коллектив, оценят соответствие собственного чада общепринятым нормам.

Не бойтесь заведующих!

Если у мам и пап имеются вопросы, решить которые в состоянии только заведующая(ий) детским садом, следует пойти навстречу и постараться организовать выступление представителя администрации.

К тому же вопросы, требующие денежных вложений с родительской стороны и касающиеся обустройства и ремонта садика в целом (включая закупку нужного инвентаря), должны решаться в присутствии заведующей или ее заместителя по хозяйственной части.

Работа с родителями в детском саду по ФГОС, формы взаимодействия, образец протокола собрания, темы консультаций, конспект и прочее

Протокол — наше все

Если в детском саду проводится родительское собрание, ФГОС предписывает обязательное ведение его протокола. В данном документе, составленном по итогам мероприятия, указывается дата проведения, тематика, количество присутствующих, а также список приглашенных с указанием должностей и фамилий.

Протоколы родительских собраний в детском саду обязательно содержат повестку, все пункты которой отмечаются по порядку. Затем приводится краткое изложение обсуждаемого вопроса с указанием должности и ФИО докладчика, коротко конспектируются высказанные замечания и пожелания, а также результаты по каждому пункту.

Источник: https://www.syl.ru/article/152844/new_roditelskoe-sobranie-v-detskom-sadu-temyi-roditelskih-sobraniy

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в ДОУ

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию статью о нетрадиционных формах взаимодействия с родителями в ДОУ

Куприй Светлана Ивановна, воспитатель 1 категории, МБДОУ г. Шахты Ростовской обл. «Детский сад №70».

Описание: данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Цель: проинформировать педагогов о нетрадиционных формах взаимодействия с родителями в ДОУ с целью обеспечения оптимизации преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье.

«Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в ДОУ»

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Закон РФ «Об образовании» статья 18

Нет сомнения в том, что КАЖДЫЙ родитель хочет видеть своего ребенка счастливым и успешным. НО…

Одни стараются «вложить» в ребенка ВСЕ, и тем самым непомерно нагружают его. Другие, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, воспитывают вслепую, интуитивно. Кроме того, усилилась тенденция самоустранения некоторых родителей от воспитания и развития ребенка. Все это тяжким грузом ложится на слабые плечи ребенка. Дети нуждаются в помощи! И их родители тоже! Потому, проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Мы, семья и детский сад, вместе стоим у истоков нашего будущего, но не всегда нам хватает взаимопонимания, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Всем известно, что одни родители интересуются только питанием ребенка, считая детский сад местом для «передержки» ребенка, пока они на работе. Другие, наоборот, перекладывают всю ответственность на педагогов и устранятся от воспитания собственных детей. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как же заинтересовать родителей воспитанием их детей, как привлечь к совместной работе? Ведь ни для кого не секрет, что родителей в наши дни ой, как трудно заманить на родительское собрание. А ведь именно родители – это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед ДОУ является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Так в Ст.44 говорится: 1. «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». 2. «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» В связи с этим законом в статье 6 части 1 пункта 6 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна строиться дифференцированно, учитывая социальный статус, микроклимат семей воспитанников, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, а также, быть направленной на повышение культуры педагогической грамотности семьи. Одна из главных задач стандарта направлена на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. П.1.6. 9 Поэтому мы стараемся искать новые формы взаимодействия с родителями воспитанников, побуждая их к взаимоотношениям с детьми с позиции авторитетного друга ребенка и любящего наставника.

Читайте также:  Дидактические игры в старшей группе детского сада: картотека с целями, пример конспекта занятия и прочее

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей.

Наименование Информационно-аналитические

  • С какой целью используется эта форма
  • Формы проведения общения
  • Наименование
  • С какой целью используется эта форма
  • Формы проведения общения:

Изучение семьи, ее особенностей, выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, выставки, познавательно-исследовательские проекты, ролевые, имитационные и деловые игры, трудовые десанты.Работа с родителями в детском саду по ФГОС, формы взаимодействия, образец протокола собрания, темы консультаций, конспект и прочее Наименование Познавательные

  1. С какой целью используется эта форма
  2. Формы проведения общения
  3. Наименование
  4. С какой целью используется эта форма
  5. Формы проведения общения

Обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, тренинги, практикумы, дискуссии, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, с опорой на популярные телепередачи «Это мой ребенок», «Круглый стол», «Викторины», «Что? Где? Когда?» и др. Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные, информационно-просветительские Донести до родителей любую информацию Информационные буклеты для родителей, сайты детского сада и группы, презентации, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуски семейных газет и плакатов, выставка семейных реликвий, организация мини-библиотек. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагога. В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Важно помнить, что какую бы форму работы мы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и педагогов редко возникает сразу. Это длительный процесс, со множеством «подводных камней», это долгий и кропотливый труд не только педагогов, но и родителей. И главное на этом пути – не останавливаться на достигнутом, продолжать находить новые грани сотрудничества.

Родительское собрание по ПДД в подготовительной группе Работа с родителями в детском саду по ФГОС, формы взаимодействия, образец протокола собрания, темы консультаций, конспект и прочее Творческая мастерская в детском саду «Изготовление лабораторного материала своими руками» Занятие с родителями в детском саду. Конспект Работа с родителями в детском саду по ФГОС, формы взаимодействия, образец протокола собрания, темы консультаций, конспект и прочее Литературная викторина по сказкам для детского сада

План взаимодействия с семьями детей средней группы общеразвивающей направленности

Методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития

Алена Сергеевна Кириловская # 4 октября 2016 в 14:40 +3
Здравствуйте. Мне понравилась Ваша работа. Вы очень точно подметили, что именно родители являются первыми педагогами. Только с их помощью мы можем наладить контакт с детьми, с помощью родителей будет появляться дружный и сплоченный коллектив
Светлана Ивановна Данилова # 4 октября 2016 в 15:01 +2
Здравствуйте. Не могу не согласиться с предыдущим комментарием. По ФГОС ДО именно родители должен воспитывать и образовывать ребенка, а мы, педагоги, только их помощники в этом нелегком деле! К сожалению, не все родители сейчас это понимают, поэтому подобная работа должна вестись в каждом образовательном учреждении.
Анастасия Станиславовна Кузнецова # 4 октября 2016 в 16:33 +2
Спасибо! Данная тема интересна и актуальна, но хотелось бы увидеть конкретную викторину, или сценарий какого-либо мероприятия более подробно, если у вас есть такой материал поделитесь пожалуйста!!
Мария Владимировна Пономарева # 4 октября 2016 в 23:26 +1
Общение родителей с детьми, зачастую, сводится только к короткому утру, вечеру да двум выходным дням. Как донести да родителей, что их чадо нуждается в общении с ними??? Ваша публикация заинтересовала.
Алла Ивановна Ефимова # 5 октября 2016 в 00:23 +1
Интересная получилась статья, с родителями действительно нужно работать в тесном сотрудничестве. Спасибо за работу.Примите голос №3.
Светлана Ивановна Куприй # 5 октября 2016 в 12:55 +1
Согласна, коллеги, что не все родители желают проявить активность, и принимать участие в жизни группы и детского сада. И какое удовлетворение приходит, когда, пусть не все, но заинтересовываются и начинают помогать педагогу. Спасибо, коллегии, за Ваши мнения
Вера Александровна Орехова # 7 октября 2016 в 10:31 0
Светлана Ивановна, спасибо за приглашение. Полезный, познавательный, интересный материал. Обязательно воспользуюсь в работе с родителями. Примите мой голос +1.Желаю удачи и успехов!
Ферюза Кабулжановна Валимухаметова # 9 октября 2016 в 20:31 +1
Светла Ивановна, здравствуйте. Случайно прочитала вашу статью. Понравилась. Согласно со всем, что там написано. Грамотно, доступно. С родителями лучше дружить! Заинтересовать их не каждый может. Спасибо. ГОЛОС)))
Наталия Владимировна Пуханова # 10 октября 2016 в 23:37 +1
Спасибо за приглашение, Светлана Ивановна. Ознакомилась с Вашей статьей интересный и полезный материал Вы предоставили. Правильно подмечено: какую бы форму работы Вы не выбрали,главное – не останавливаться на достигнутом, продолжать находить новые грани сотрудничества. Желаю Вам успехов и терпения. Примите голос.
Елена Васильевна Рычкова # 15 октября 2016 в 21:59 0
Здравствуйте!Взаимодействие с родителями — неотъемлемая часть нашей работы.Стараемся находить все новые и новые формы работы.Это и совместные праздники и развлечения, и как у вас — «трудовые десанты», участие в проектах и выставках, походы вместе с родителями и детьми в театры.Спасибо за статью.
Наталия Исааковна Стерлина # 31 августа 2018 в 00:03 0
«Совместные досуги, праздники, выставки, познавательно-исследовательские проекты, ролевые, имитационные и деловые игры, трудовые десанты.» Не могу не согласиться, что все вышеперечисленные виды сотрудничества имеют право на существование, но где же здесь НОВОЕ или НЕТРАДИЦИОННОЕ? Зато, очень привлек терм»трудовые десанты».

Источник: https://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-ivanovna-kuprii/-netradicionye-formy-vzaimodeistvija-s-roditeljami-v-dou.html

Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

  • повышение педагогической культуры родителей.
  • вовлечение родителей в деятельность ДОУ,
  • совместная работа по обмену опытом.

Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  • Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада. 
  • Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
  • Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях

В  ДОУ мы проводим работу с родителями с дифференцированным подходом, учитываем социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышаем культуру педагогической грамотности семьи.

Семья и детский сад взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.

Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей.

Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты.

Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Мы всеми возможными способами объясняем родителям, что дошкольник не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьёй.

В своей группе мы активно сотрудничаем с родителями, используя разные формы работы:

  • нетрадиционные формы организации родительских собраний,
  • мастер-классы,
  • дни открытых дверей,
  •  совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития,
  •  участие родителей в семейных конкурсах, выставках,
  • оказание дополнительных образовательных услуг,
  •  организация совместной трудовой деятельности,
  • наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,
  •  консультации,
  • анкетирование,
  • индивидуальные беседы  и др.

Для эффективной работы с родителями в новых условиях мы начинаем с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи ведется последовательно, системно.

Читайте также:  Развивающие занятия для детей 6-7 лет: для развития графических навыков, внимания и прочего

Мы воспользовались наиболее распространёнными методами изучения семьи:  анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи,  Все эти действия помогают нам правильно выстроить работу с родителями,  сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. 

Метод анкетирования позволяет собрать  данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что  дает возможность учесть ее индивидуальные особенности. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Очень важно в  индивидуальной работе с родителями посещать семьи. Это позволяет нам как воспитателям познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, составом семьи (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками  и т. д.

), с общей атмосферой в доме, с семейным укладом и традициями, опытом семейного воспитания, хобби, интересами и желаниями в отношении воспитания детей в семье и детском саду.

  В результате этого посещения мы можем дать родителям более обоснованные рекомендации, мы находим вместе оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.      

Наблюдение как индивидуальный метод изучения семьи. Мы заранее определяем, с какой целью, когда, в какой ситуации нужно наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада.

Если внимательно наблюдать в глаза бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения.

По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.

Для наблюдения полезно использовать специальные ситуации, которые помогают глубже изучить вопрос взаимодействия и общения родителей с детьми:

  •  совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте группы, уборки территории и подготовке участка к летней оздоровительной работе, подготовка участка к зимним забавам
  • проводим совместные досуги, развлечения, викторины;
  • выявление творческих родителей и детей в группе, приглашаем принять участие в смотрах-конкурсах,

Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания мы подбираем наиболее эффективные методы работы с воспитанниками, учитывая интересы и потребности каждого ребёнка.

Взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно – пространственной среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6) помогает спланировать и провести многогранную работу с родителями:

  • Участие в мастер-классах, направленных на помощь в организации детской деятельности в домашних условиях (нетрадиционным техникам рисования, работы с бумажными салфетками и лепке из соленого теста.), а так же на организацию игр в вечерние часы и выходные или праздничные дни.
  • Совместно с родителями организуем мини – музеи. Данная форма работы способствует формированию культуры поведения, систематизации ранее полученных знаний у детей.
  • Открытые занятия с участием родителей, как носителей новой интересной информации о своей работе, или как сказочного персонажа для повышения интереса к изучаемому материалу, или как мастера для передачи своего опыта и умений;
  • Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего ДОУ. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно – пространственной среды.
  • Организация и проведение  дней открытых дверей;
  • туристические походы, прогулки-экскурсии с родителями;
  • в конце года с участием родителей проводим творческий отчет по итогам года.

Родительское собрание.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Поэтому подготовку  к родительскому собранию начинаем задолго до его проведения.

Важную роль играет анкетирование, которое позволяет изучить интересующие родителей темы по воспитанию, собрать разнообразный материал, выбрать формы предоставления этой информации (фотовыставки, презентации игр, литературы, методических пособий) Предварительно готовим с детьми  приглашения на собрания, подбираем материал к  конкурсам, изготавливаем памятки, оформляем благодарности. Собрания проводим  в форме дискуссий, круглых столов по обмену опытом. 

Праздники и подготовка к ним. В результате подготовки (выступление детей в костюмах, изготовленных родителями.) и проведения праздничных встреч формируются положитель­ные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоцио­нальный контакт. Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Выставки – коллекции. Дети, посещая данные выставки, приобретают новые знания, расширяют кругозор, учатся рассказывать о предметах выставки – коллекции. Родители приобретают опыт как из самых обычных вещей можно создать коллекцию, что рассказать ребенку о традиционных предметах.

Здоровые дети — надёжное будущее.

В систему физкультурно-­оздоровительных мероприятий включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Родители помогают в изготовлении своими руками интересных для детей игровых тренажеров, атрибутов для игры.

Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях: «Папа, мама, я — спортивная семья», «Весёлые старты», «Зарница», «Ловкие, сильные, смелые!»,  стать активными участниками прогулки-похода по окрестностям города, в парковую или природную зону отдыха.

Эмоции, возникающие после мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких.

У взрослых появ­ляется возможность  заинтересовать ребёнка личным при­мером, рассказать о своих походах или прогулках на природу в детстве, вспомнить и поделиться своими впечатлениями. Из этих походов дети возвращаются с новыми впечатлениями о природе, о своём крае.

Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного  материала, который собрали. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, вни­мание и забота об окружающих и близких им людей.

Происходит приобщение к здорово­му образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ре­бёнку; приобщаются родители к активному образу жизни и оздоровлению де­тей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к семье.

Традиционные акции

Экологические:  «Покормите птиц зимой!».

Социальные:  «Огонь памяти».

Тематические: «Пусть сияют мамины глаза…», «Мир глазами детей», «Осенняя фантазия», «Новогодний сундучок» и многое другое.

Безопасность: «Осторожно, тонкий лед!», «Пешеход!», «Месячник по ГО и ЧС», «Зимние каникулы» и др.

Сколько воспитательных моментов таят в себе эти маленькие акции! Это бережное от­ношение к  вещам, энергетическим ресурсам;  внимательное  отношение к людям; заботливое к родному городу.

  При этом дети учатся не только наблюдать со стороны за действиями взрослых, но и могут стать активными участниками в подготовке (рисовать плакаты, клеить коллажи, раскрашивать листовки) и раздавать эти обращения горожанам –  это большой труд, воспитание души.

В педагогической практике нами используются различные виды наглядности:

  • уголок для родителей, в котором содержатся  материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления, расписание работы специалистов и медицинского персонала;
  •  разнообразные выставки совместного творчества взрослых и детей к праздникам и традиционным мероприятиям ДОУ, фотовыставки и фотоотчеты о работе группы на сайте ДОУ;
  • Информационные листки: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; поздравления с днем рождения и праздниками.
  • Памятки для родителей, на интересующие их темы и с целью просвещения.
  • Папки–передвижки: «Чтобы наши дети не болели», «Безопасность», «Это важно для ребенка», «Готовимся к школе» и  многие другие. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки выясняем о пользе прочитанного материала, отвечаем на возникшие вопросы, выслушиваем предложения.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с роди­телями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке сво­его труда. В этом нуждаются и наши родители.

Мы не забываем хвалить наших ро­дителей.

Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес и особенно радостно за детей, которые с гордостью смотрят на своих родителей.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы да­ло определённые результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфе­ра взаимоуважения.

Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами;  
  • совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.
  • размышление родителей о тех или иных методах воспитания;
  • повышение их активности в совместных мероприятиях.

Однако пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают нас.

Источник: https://lytmdou24.edumsko.ru/activity/fgos/post/187610

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников с учётом современных требований

  • В нашем дошкольном учреждении и моих группах мы используем разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями: информационно-аналитические, наглядно-информационные, познавательные, досуговые.
  • Эффективные формы
  • взаимодействия с семьями воспитанников
  • с учётом современных требований

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

            В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.  Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации дошкольников.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Мы стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями.

  1.             Воспитание и развитие ребёнка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей, Делаем всё, что бы родители и воспитатели стали единомышленниками и создали необходимые условия для творческого развития и художественного воспитания детей?
  2. Во-первых, старались достучаться до родителей, убедить их, что они на многое способны, что нет увлекательнее и благороднее дела, как учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помочь ему.
  3. Во-вторых, убеждали родителей, что в приобщении ребенка к творчеству главную роль играет не методика, а терпение, понимание, деликатность, доброта и вера.
  4. В-третьих, воспитывали в родителях чувство искреннего уважения к любым продуктам детской деятельности.
Читайте также:  Настольно-печатные игры в подготовительной, старшей, средней, перовой и второй младшей группе детского сада, картотека с целями

            В нашем дошкольном учреждении и моих группах мы  используем разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями (классификация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями Т.В. Кротовой).

К ним относятся: информационно-аналитические, наглядно-информационные, познавательные, досуговые. Также в нашем детском саду существует такая  форма взаимодействия с родителями как  участие родителей в жизни ДОУ.

Информационно-аналитические формы

анкетирование, опрос, «почтовый ящик».

Цель и назначение использования: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Способствуют организации общения с родителями, их основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информаций.

            Например, одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту.

  Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно.

Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.

Наглядно-информационные формы

выпуск газет, информационные стенды, папки — передвижки, выставки.

Цель и назначение использования: Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Нацелены на знакомство родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.

            В нашем детском саду уже несколько лет каждая группа ежеквартально выпускает совместно с родителями газеты на темы здорового образа жизни, жизни в детском саду, интересущие темы родителей. Мы выпускаем Газеты по ЗОЖ, безопасности детей, подготовке к школе.

            В группе в раздевалке есть  уголок для родителей, в котором отраженны материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера, информационные папки «Объявления для родителей», «Советы музыкального родителя», «Советы психолога», «Советы врача» и д. т.

            Самое главное стараемся подобрать материал, чтобы содержание родительского уголка было кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.

            Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки. Например, выставки детских работ: детские рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д. Выставки также могут работать, демонстрируя родителям важный раздел программы, например: «Изобразительная деятельность детей в семье и детском саду», «Игрушка и ее воспитательная роль».

            Папки-передвижки в детском саду представляют собой красиво оформленные и украшенные иллюстрациями полезные материалы для детей, родителей и педагогов по определенной тематике. Такие иллюстрированные статьи очень полезны: они помогают правильно воспитывать детей, правильно формировать взгляды детей, а также расскажут родителям  много интересных фактов.

Папки-передвижки идеально размещаются на шкафчиках и любой другой свободной горизонтальной поверхности. Они удобны в использовании, т. к. складываются и не занимают много места при хранении. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.

(Примеры папок разных групп)

Познавательные формы:

выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, дни добрых дел; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; оформление фотомонтажей; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы; беседы с детьми и родителями; практикумы, консультации, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме,  игры с педагогическим содержанием, исследовательско — проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.

Цель и назначение использования: Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

            Беседа воспитателя с родителями – наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом, матерью, другими членами семьи.

Наши беседы  отвечают определенным требованиям: 

  • быть конкретными и содержательными;
  • давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;
  • пробуждать интерес к педагогическим проблемам;
  • повышать чувство ответственности за воспитание детей.

  Одной из форм дифференцированной работы с родителями являются консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе.

Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет. Темы консультации мы разрабатываем на основе интересующих вопросов родителей, возраста группы.

Например,  в подготовительной группе предлагалась консультации на темы дошкольной подготовки, особенностей темперамента и др.,  а в младших группах на темы «Ссоры в группе», «Успешая адаптация к детскому саду»

            Обычно родительские собрания проходят традиционно — доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности.

А пассивность — это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы проведения родительских собраний.

   Родительские собрания – это эффективная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы. Некоторые родительские собрания можно делать открытыми, чтобы на нем могли присутствовать воспитатели других групп и другие педагогические работники детского сада.

Например, в этом учебном  году помимо организационных собрании в начале и в конце года были запланированны тематические собрания на темы «Физическое развитие дошкольников на современном этапе…», «Музыкальное  развитие дошкольников на современном этапе…», «Речевое  развитие дошкольников на современном этапе…

«, «Семья ключевой фактор благополучного развития ребенка». Мы воспитатели,   три подготовительные группы, совместно со специалистами детского сада готовили теоретическую и практическую часть для всей параллели. И затем каждый воспитатель проводил свою творческую практическую часть с играми, заданиями.

Родителям очень понравилась такая форма взаимодействия, особенно практическая часть, пишут нам хорошие отзывы и ждут следующих собраний.

В прошлом учебном году в нашем детском саду проводились родительские собрания в форме посиделок «10 шагов к успеху», где родители делились на команды и находили положительные и отрицательные стороны тем «Поощрение и наказание», «Ссоры во время игр дома и в детском саду» и затем приходили к единому мнению, составляли алгоритмы поведения в тои или иной ситуации. Также эта форма родительского собрания была интересна родителям и они брали практические рекомендации себе в родительскую копилку.

            В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как исследовательско — проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.

 В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.

Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?», «Поощрение и наказание» т.д.

            Важное значение имеет работа с родителями по совместному созданию предметно — развивающей среды в группе.

Каждую неделю мы сообщаем родителям тему, которую мы изучаем с детьми и родители приносят на время книги, игры на интересующую тему, изготавливают макеты, пособия.

С помощью родителей лучше усваивается учебный материал, так как тема транслируется дома (дети смотрят мультфильмы, читают книги)

Досуговые формы

Праздники, совместные досуги, участие родителей в конкурсах, выставках

Цель и назначение использования:  Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Обеспечивают установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми.

            День Матери, Новый год, День Защитника Отечества, Международный женский день, 9 мая, масленица,  День защиты детей – это те праздники, которые стали традиционными в нашем дошкольном учреждении.

В эти дни проходят много интересных событий: конкурсы, соревнования, выставки, награждения, спектакли и многое другое. Праздники украшены сюрпризами, а также музыкальными выступлениями детей.

Такие праздники объединяют, сплачивают родителей с детьми, родителей с педагогами, родителей с родителями. Ведь дети любят праздники, а когда рядом папа или мама – это праздник вдвойне.

            Традиционным стало проведение ежегодного конкурса чтецов, который дети и родители с нетерпением ждут. Конкурс проводиться с детьми разных возрастов, внутри возрастной группы, между детьми параллельных групп, а также внутри сада, между разными группами.

  Учитывается возраст детей: дети младшего и среднего возраста не могут длительное время слушать своих сверстников.

В связи с этим, в сценарии мы включаем разнообразные подвижные, музыкальные, речевые игры; также предполагается разыгрывание диалогов, стихотворений, выполнение разнообразных этюдов, исполнение детьми музыкальных номеров.

            В помощь родителям мы подбираем и выставляют методическую литературу, а также дают рекомендации, из каких материалов, как и что можно сделать.

            Также важным конкурсом  в нашем детском саду считаются конкурсы «Предметно — развивающая среда в группе», «Светофор – наш лучший друг», «Мамины руки – не знают скуки», «Кормушки для пичужки»,  «Дед Мороз», Игрушки наших пап и мам, «Лучший прогулочный участок», которые также проходят каждый год. Совместно родители с детьми дома изготавливают различные пособия, настольные игры, с которыми детям играть интереснее вдвойне, потому что эти игры были сделаны руками мамы или папы, бабушки. Наша группа совместно с родителями реализует свой проект по благоустройству своего прогулочного участка согласно временам года. В теплое время года — покраска участка, рассада растений, изготовление атрибутов — построек из подручных материалов (из шин, пластиковых бутылок, бумаги и т.д.). В холодное  время года — расчистка участка для игр, украшение веранды (снежинки, цветы, птицы из разных материалов)

           Форма взаимодействия с родителями участие родителей в жизни ДОУ

Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/doshkolnoe-obrazovanie/effektivnye-formy—vzaimodeystviya-s-semyami-vospitannikov—s-uchetom-sovremennyh-trebovaniy

Ссылка на основную публикацию