Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада, картотека опытов и экспериментов, пример конспекта занятия

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада, картотека опытов и экспериментов, пример конспекта занятия

  • Экспериментирование в ДОУ по ФГОС
  • Картотека опытов и экспериментов в детском саду

Ученые-педагоги утверждают, что результативность обучения человека зависит от того, насколько он вовлечен в исследование мира, который его окружает.

Экспериментирование в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада, картотека опытов и экспериментов, пример конспекта занятия

Экспериментирование в ДОУ по ФГОС

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ.

С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?

  • Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
  • В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.
  • Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.
  • Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.
  • В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада, картотека опытов и экспериментов, пример конспекта занятия

В какой деятельности могут осуществляться опыты и эксперименты в детском саду?

Экспериментирование в организованной деятельности

В соответствии с общеобразовательной программой «От рождения до школы», опытническая деятельность запланирована во всех возрастных группах детского сада начиная с младшей в области «Ознакомление с миром природы».

В ней запланировано изучение с помощью опытов:

  • свойств песка, глины и камня;
  • свойств воды в ее различных состояниях;
  • температуры.

В других образовательных областях экспериментальная деятельность помогает поддержанию интереса детей к процессу обучения, делает усвоение материала легче, так как легко поддерживает непроизвольное внимание.

Например, эксперименты в детском саду во время организованной деятельности представляют собой:

  • взвешивание тяжелых и легких материалов;
  • измерение длины с помощью мерок;
  • наблюдение за ростом растений и зависимость этого процесса от освещения, температуры и полива;
  • изучение смешивания цветов.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада, картотека опытов и экспериментов, пример конспекта занятия

Структура игры-эксперимента в организованной деятельности

В отличие от свободного экспериментирования, где дети действуют по интуитивному пути, игра-эксперимент планируется по определенному плану:

  • постановка познавательной задачи (ставится воспитателем);
  • выдвижение детьми предположений;
  • проверка гипотез;
  • фиксация результатов и подведение итогов;
  • обсуждение работы.

Экспериментирование в свободной деятельности

Для того чтобы дети могли заниматься опытами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.

У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона — уголок экспериментирования, в которой размещаются:

  • наборы для опытов с инструкциями-картинками;
  • игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
  • различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;
  • измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;
  • инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;
  • другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;
  • писчие принадлежности для фиксации результатов.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада, картотека опытов и экспериментов, пример конспекта занятия

Картотека опытов и экспериментов в детском саду

Со временем у каждого воспитателя, который поддерживает метод экспериментирования, накапливается большой опыт по его использованию в разных видах деятельности. Из конспектов следует сформировать картотеку, которая содержит естественно-научные эксперименты для детей на различную тематику. Примеры таких тематик приведем ниже.

Экология:

  • строение растений;
  • условия, необходимые для жизни растений;
  • размножение растений;
  • опыты в огороде и цветнике;
  • опытническая деятельность по сезонам;
  • исследование животных.

Исследовательская деятельность о человеке:

  • строение человека;
  • физиология;
  • гигиена.

Физические опыты в детском саду:

  • движение;
  • измерение;
  • магнетизм.
  • вещества и материалы;
  • свет и цвет;
  • звук.

Опыты на кухне.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада, картотека опытов и экспериментов, пример конспекта занятия

Удобство картотеки в том, что она структурирована по возрастам и разделам. Такие каталоги должны находиться в методическом кабинете дошкольного учреждения. Они пополняются новыми темами и замечаниями воспитателей по их объяснению.

Важной целью современного образования является побуждение детей к познавательной активности и стремлению узнавать новое. Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников.

Занятие-экспериментирование в старше-подготовительной группе «Путешествие воды в природе»

Источник: https://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8570-eksperimentirovanie-v-detskom-sadu.html

№ 4041 Конспект занятия "Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе "Вода-волшебница" — Воспитателю.ру — сайт для педагогов ДОУ

  • Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе
  • «Вода — волшебница»
  • СКАЧАТЬ (с картинками)
  • Воспитатель старшей группы 
  •                                         МКДОУ д/с № 1 «Синяя птица»

                   Абдусаламова М.А.

  1.  г. Кизляр 2015 год
  2. Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе
  3. «Вода — волшебница»
  4. Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
  5. Программное содержание:
  6. — Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
  7. — Развивать речь, мышление, любознательность;
  8. — Воспитывать экологическую культуру;
  9. — Развивать умение делать выводы, умозаключения;
  10. — Воспитывать аккуратность при работе.
  11. Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, пипетка, травяной настой, масло мяты, салфетки, кувшин с водой.
  12. Методы и приемы:
  13. Организационный момент
  14. Художественное слово
  15. Уточнения, опросы, игровые приемы
  16. Алгоритмы для составления модели этапов деятельности
  17. Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
  18. Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.
  19.                                                    Ход занятия
  20.                                      I часть: Вводная
  21. Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем наших гостей!
  22. Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
  23. Вот  я вам загадаю загадку, а вы внимательно слушайте.
  24.                              Я и туча, и туман,
  25.                               Я ручей и океан,
  26.                               Я летаю и бегу
  27.                               И стеклянной быть могу
  28. Дети:                                                                           (Вода)
  29. Воспитатель: Да, ребята, сегодня мы будем говорить о воде.
  30. Стихотворение про воду.
  31.         Дети: 
  32. Вода – источник жизни,
  33.         Источник светлых дней.
  34.         Взгляни безукоризненно
  35.         В стремительный ручей.
  36.          Напиться хочет каждый,
  37.         Ты реки береги,
  38.         Озёра, океаны
  39.         И малые пруды.
  40. Воспитатель:Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода?

Дети:Чтобы купаться, мыть руки, поливать огород, поить животных, пить, поливать цветы и т. д.

  • Воспитатель:Дети, как вы думаете, а что станет, если вода исчезнет на земле?
  • Дети:Все люди погибнут, погибнет всё живое, умрут все животные, высохнут все реки и моря, будет пустыня.
  • Воспитатель:Ребята, а всякую ли воду можно пить?
  • Дети:Нет, пить можно только пресную воду.

Воспитатель:Верно. Но, к сожалению, запасов пресной воды на нашей планете становится всё меньше.Как вы думаете, должны ли мы её беречь? Если да, то как?

Дети:Нужно закрывать краны, надо расходовать воду экономно, нельзя загрязнять реки, озёра, водоёмы, нельзя бросать мусор в воду, нельзя мыть велосипеды, машины возле водоёмов.

Воспитатель:А хотите больше узнать о воде? Мы  сегодня с вами станем исследователями. А вы знаете, кто такие исследователи?

  1. Дети:Исследователи – это люди, которые изучают природу, всё, что нас окружает.
  2.                                        II часть: Опыты
  3.                                  Какой формы вода?
  4. На столе лежит кубик и шарик.
  5. Воспитатель: Какой формы эти предметы?
  6. Дети:  Кубик, шарик.

Воспитатель: А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.

                         Какого цвета вода?

Воспитатель: Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден.

Читайте также:  Физкультурный досуг в старшей группе детского сада, конспект спортивного развлечения, сценарии

Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды.

Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода — прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды.

И вывешиваем его на доску.

Вода – растворитель.

Воспитатель: А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение.

Дети: Нет, вода безвкусная.

Воспитатель предлагает детям размешать в одном стакане сахар,  а в другом–соль. После растворения веществ, воспитатель предлагает попробовать снова воду на вкус.

Воспитатель: Что изменилось?

Дети: У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.

Воспитатель:Вывод: своего вкуса у воды нет, но она приобретает вкус, когда в неё что-то добавить. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?

Дети:Растворились.

Воспитатель: А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

  • Физкультминутка: «К речке быстрой»
  • К речке быстрой мы спустились,
  • (шагаем на месте)
  • Наклонились и умылись.
  • (наклоны вперед, руки на поясе)
  • Раз, два, три, четыре,
  • (хлопаем в ладоши)
  • Вот как славно освежились.
  • (встряхиваем руками)
  • Делать так руками нужно:
  • Вместе – раз, это брасс.
  • (круги двумя руками вперед)
  • Одной, другой – это кроль.
  • (круги руками вперед поочередно)
  • Все, как один, плывем как дельфин.
  • (прыжки на месте)
  • Вышли на берег крутой
  • (шагаем на месте)
  • И отправились домой.

Воспитатель предлагает детям вернуться к столу для продолжения исследований воды. Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку.

Воспитатель: Что же мы видим?

Дети: Вода помутнела, мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана.

Воспитатель: Правильно, дети. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

  1. Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
  2. Воспитатель:  Ребята,а есть ли у воды запах?
  3. Дети: Нет

Воспитатель предлагает размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предлагает понюхать воду.

  • Воспитатель: Ребята, а сейчас у воды есть запах?
  • Дети: У воды появился запах.
  • Воспитатель: Ребята, вы должны знать, что растворяясь в воде, различные вещества меняют у воды: цвет, вкус, запах.
  • Воспитатель снова использует алгоритмы, символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.
  •                                  Фильтрование воды.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? Дети: Иванушка превратился в козлёнка.

Воспитатель: Почему нельзя было пить эту воду?

Дети: Потому, что она грязная.

Воспитатель:  Правильно, потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды.

С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры.

И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.

Итог занятия:

При помощи алгоритмов воспроизводим информацию о последовательности опытных процессов в исследовании формы, свойств и видов воды.

Источник: http://2018.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/may/no-4041-konspekt-zanyatiya-opytno-eksperimentalnaya-deyatelnost-v-starshey-gruppe-voda-volshebnica/

Конспект опытно – экспериментальной деятельности на прогулке в старшей группе. Опыты с воздухом

  • Конспект опытно – экспериментальной деятельности на прогулке в старшей группе.
  • Опыты с воздухом.
  • Цель занятия:
  •  Познакомить детей с понятием » воздух» и свойствами воздуха.
  • Программные задачи:
  • Образовательные:
  • ознакомить детей со свойствами воздуха.
  • уточнить знания детей о назначении воздуха  в нашей жизни.
  • Развивающие:
  • *развивать познавательную активность детей в процессе опыта;
  • *развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
  • *активизировать и обогащать словарь детей по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
  • *стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
  • Воспитательные:
  • *воспитывать бережное отношение к воздуху.
  • *воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;
  • Оборудование занятия: Полиэтиленовые пакеты, игрушки свистульки, мыльные пузыри, воздушные шары на рейки.
  • Невидимка озорной
  • Живёт рядышком с тобой,
  • Он невидим и не слышим,
  • И куда мы ни пойдём,
  • Невидимку мы найдём.(воздух)
  • 1.
  • В-ль:  Ребята, зачем нам нужен воздух?
  • Дети: Что бы дышать.
  • В-ль:  Кому еще нужен   воздух?
  • Дети:  птицам, животным.
  • В-ль  Всем живым существам нужен воздух и животным и птицам и растениям, а иначе что с ними может случится?
  • Дети: Могут задохнуться и погибнуть.
  • 2
  • В-ль: Сегодня мы свами постараемся увидеть, услышат, попробовать, почувствовать какой воздух и узнать про него много интересного.
  • Давайте поищем воздух.

Посмотрите направо, посмотрите налево, вверх, вниз. Увидели вы воздух?

  1. Дети: Нет.
  2. Что вы можем сказать  о воздухе, какой он?
  3. Дети: воздух не видимый.
  4. Ребята, если воздух невидимый, то мы можем ли определить какого он цвета?
  5. Дети: Прозрачный.
  6. В-ль: Правильно воздух прозрачный и мы с вами свободно можем видеть все предметы.
  7. 3
  8.  В-ль: Давайте проверим,  имеет и воздух запах?
  9. Втяните носиком воздух понюхайте его.
  10. Какой он?
  11. Дети: Он не пахнет.
  12. В-ль: Правильно, воздух не имеет запаха.
  13. 4
  14. Ребята, а как вы думаете,  есть ли воздух вкус? Вдохнем его ротиком, как будто « попробуем»
  15. Что вы почувствовали?

Дети: Воздух нет вкуса.
В-ль: Правильно он безвкусный. Он вкуса не именит.

  • 5
  • Ребята, а как бы думаете, воздух имеет форму?
  • Дети  L ответы

Давайте мы свами попробуем поймать воздух в разных местах площадки. Для этого я вам предлагаю полиэтиленовые пакетики, набрать в них воздух и закрутить их.

Получилось?
Дети: Воздух попал в пакетик, принял форму нашего пакета.

В-ль:  воздух везде и он не имеет формы.

6

В-ль: У меня приготовлены для вас, волшебные дудочки. Давайте попробуем в них подуть.

  1. Что мы слышим?
  2. Дети: Звуки.
  3. В-ль: Звук появляется от дрожания воздуха.

Воздух дрожит и появляется звук. Значит, в нас тоже есть воздух, и мы его выдыхаем. Молодцы.

  • Давайте мы свами  выполним упражнение.
  • Упражнение «Вдох выдох»
  • 7
  • Как вы думаете воздух легкий?
  • Дети: (ответы)
  • Мы сейчас с вами будим запускать мыльные пузыри.
  • Почему летят мыльные пузыри?

Дети: потому — что мы в них надули воздух. А летят они, потому – что воздух легкий.

  1. В-ль: Молодцы
  2. 8
  3. Воздух легкий, а имеет ли он вес?

Мы сейчас попробуем проверить. У меня есть 2 шарика повешенные  на палочке, они одинаково надуты. Посмотрите, они одинаково весят.

  • ДетиLОтветы.
  • Сейчас я проткну один из них, что получилось?
  • Дети: Ответы(шарик лопнул) (один перевесил.)
  • В-ль: Мы можем сказать о воздухе?
  • Воздух, легкий, но все же имеет вес.

В-ль: Что мы сегодня узнали о воздухе? Какой он?

  1. Дети:
  2. ­-Воздух не видим
  3. -Без цвета
  4. -Без запаха
  5. -Без  вкуса
  6. -Не имеет формы
  7. -Легкий, но имеет вес
  8. В- ль: Что бы нам легко дышать, нам нужен, какой воздух?
  9. Дети: Чистый.
  10. В-ль: А вы знаете, что его загрязняет?
  11.  Дети: Машины, пожары, заводы выбрасывают дым.
  12. В-ль: А что бы воздух был всегда чистым, что мы должны делать?
  13. Дети: (Ответы)

В-ль: Правильно, нужно больше сажать деревьев и растений. Они помогают очищать воздух от вредных веществ, которые в нем находятся. Тогда всем будет легко дышать и людям, и животным мы не будем болеть.

В-ль: Если на земле не будет воздуха, все живое погибнет. Взрослые и мы свами не должны допускать его загрязнения.

Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Источник: https://www.o-detstve.ru/users/41168/articles/162580-konspekt-opytno-eksperimentalnoj-deyatelnosti-na-progulke-v-starshej-gruppe.-opyty-s-vozduhom.html

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"

  • Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
  • «ВОЗДУХ НЕВИДИМКА»
  • Цель:развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с воздухом.
  •  Задачи:
  • Познавательное развитие:
  1. Развивать познавательную активность, любознательность;

  2. Дать представление о том, что воздух обладает свойствами: воздух невидим, воздух без запаха; а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

  3. Способствовать овладению различными способами обнаружения воздуха (его можно поймать, почувствовать);

  4. Научить проводить несложные опыты с воздухом;

  5. Формировать основы экологической культуры, воспитывать бережное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

  1. Речевое развитие:
  2. Расширять и активизировать словарь детей, развивать связную речь, обогащать словарь: парусник, атмосфера.
  3. Социально-коммуникативное развитие:
  4. Формировать партнерские взаимоотношения у детей в процессе исследовательской деятельности, умение работать сообща.
  5. Художественно-эстетическое развитие:
  6. Развивать внимание, воображение, наблюдательность.
  7. Форма обучения:  исследовательская и познавательная деятельность детей старшей группы.
  8. Количество детей: подгруппа.
  9. Ход познавательно-исследовательской деятельности:
  10. -Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
  11. Говорим хором.
  12. -Здравствуй, дружок,
  13. Здравствуй, дружок!
Читайте также:  Кружковая работа в старшей группе детского сада, планирование, программа, темы

Скорей становись со мною в кружок! Давай улыбнёмся и скажем: «Привет!»

Солнцу: «Привет!»

И нам всем: «Привет»!Передаём друг другу по кругу: доброе утро Ирина и т. д.

— Ребята, вы у меня сегодня спрашивали: «что это у нас в группе за сюрприз?» Хотите узнать, что это? (Да) Давайте посмотрим. Ребята, что это? (Воздушный шар, Незнайка) А что же он собрался сделать? (Полететь) Ну, что запустим Незнайку в полёт? (Да) Запускаем шар.

— Ребята, а что случилось? (Шарик сдулся) Сможет ли Незнайка продолжить свой полёт? (Ответы) Почему? (Варианты ответов детей, например, воздух закончился в шарике) — Ребята, а вы знаете, что такое воздух? (Нет, да) – А Незнайка не знает, что такое воздух и просит вас рассказать ему об этом. (Ответы) — Вокруг нас и вокруг всей 3емли есть воздух. Он как толстое одеяло окутывает землю. Его называют атмосфера. Как его называют Дима? Спросить у нескольких детей. Всё живое на земле дышит воздухом. Воздухом дышат растения и животные, и мы с вами не можем жить без воздуха. Положите руки на живот вдох — втянули живот, выдох- надули живот. Попробуйте на минутку задержать дыхание. Что чувствуете? Представьте, что бы произошло, если бы Земля утратила воздух? (ответы) Вот видите, ребята, как важно, чтобы воздух был.

-А как вы думаете, почему воздух называют невидимкой? (Он невидимый) Да, он прозрачный, и мы не видим его, но он есть. А вы знаете, какие ещё свойства есть у воздуха? (Ответы) А вот Незнайка не знает.

Кто же сможет помочь Незнайке? (Ответы) А как вы можете ему помочь? Вспоминайте, когда мы с вами узнавали свойства воды, мы в кого превращались? (В учёных). — Давайте мы сегодня снова превратимся в учёных и исследуем воздух. И тогда мы сможем рассказать Незнайке, какой он этот воздух.

А чтобы превратиться в учёных, что нам надо сделать? (Надеть фартуки) Куда пойдём исследовать воздух? (В лабораторию) Что такое лаборатория? (Ответы) А как надо работать в лаборатории? Подходите к своим местам.

Опыт 1. (стоя)

Оборудование: Целлофановые пакеты на каждого ребёнка.

-Ребята, а вы хотите попробовать поймать воздух и увидеть его? – У вас есть пакеты и вы ими попробуйте поймать воздух. Как вы думаете, получится? Раскройте пакет и сделаете несколько волнообразных движений. Потом быстро закрываете пакет. Что мы видим? (Пакет надулся)

-Что у вас внутри пакета, вокруг нас же ничего не было? (Воздух)

— Какой он этот воздух? (Прозрачный)

— Молодцы, правильно. Видите, воздух невидим, но мы его можем поймать.

— Давайте выпустим невидимку. Открываем пакет. Отложите в сторонку пакеты.

Какой мы можем сделать вывод? Воздух прозрачный.

-Чтобы его увидеть, что надо сделать? (Чтобы его увидеть, надо его поймать)

— То, что воздух прозрачный и его можно поймать, мы обозначим вот таким знаком. (Показать знак и отдать его ответившему ребёнку) Береги его.

  • Опыт 2.
  • Оборудование: стаканы с приклеенной полоской бумаги, большие стаканы на каждого ребёнка.
  • — Ребятки, сейчас можно присесть.

Возьмите в руки маленький стакан, внутри которого находится полоска бумаги, приклеенная на пластилин. Внимательно посмотрите, полоска бумаги — какая? (сухая) Потрогайте. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в большой стакан с водой.

Стакан надо держать прямо. Как вы думаете, что получится? (Бумага намокнет) Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте полоску бумаги.

Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухой? (Ответы)

— Ребята, в стакане есть воздух, и он не пропускает туда воду. Воздух есть везде, мы его не видим, но он есть во всех пустых объёмах.

Какой мы можем сделать вывод?Воздух есть везде, и он занимает место.

То, что воздух занимает все пустые объёмы, мы обозначим вот таким знаком. (Показать знак и отдать его ребёнку) Береги его.

Опыт 3.

Оборудование: Тазик с водой один на стол (4 штуки), лист бумаги, кораблики (4 штуки).

— Ребята, а как можно почувствовать воздух? (Вдохнуть) А как ещё? А если попробовать помахать? Что получится? Что вы почувствуете? (Ветер, воздух) В очень давние времена, люди, для того, чтобы им не было жарко, использовали веер. Давайте каждый из вас попробует сделать свой веер.

(Дети складывают листики и делают веера). Если поработать веером, то, что вы чувствуете? (ветерок). А как же получился этот ветерок? Веер движется и как бы подгоняет воздух, заставляет воздух двигаться. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер — это и есть движение воздуха.

Ребята, а что заменяет веер в нашей жизни? (Вентилятор)

Какой мы можем сделать вывод? Ветер — это движение воздуха.

То, что ветер – это движение воздуха, мы обозначим вот таким знаком. (Показать знак и отдать ребёнку) Береги его.

— Ребята, у вас есть кораблики. Посмотрите, что особенного у этих корабликов? (Парус) Такие корабли называют парусниками. Как называют такие корабли? Спросить у нескольких детей.

Поставьте эти корабли на воду и посмотрите, что будет. (Ничего) А что надо сделать, чтобы парусник поплыл? (Подуть, помахать) Правильно. Попробуйте.

Значит, что помогает паруснику плыть? (Ветер) Но ветер помогает не всем кораблям, а только каким? (Ветер помогает парусникам)

— Ребята, ветер бывает помощником для человека, это тот ветер, который приносит пользу. Мы его обозначим вот такой картинкой. А бывает ветер разрушитель, который наносит вред. Мы его обозначим вот такой картинкой. Вот сейчас, мы попробуем с вами разобраться, в каких ситуациях ветер помогает, а в каких наносит вред. Давайте встанем и пройдём к столу.

  1. Дидактическая игра «Какой ветер?»
  2. Цель: закреплять знания детей о явлениях неживой природы, свойствах и разновидностях ветра.
  3. Игровые правила: определить положительные или отрицательные свойства ветра.
  4.  Игровые действия: Дети рассматривают сюжетные картинки и определяют, какой ветер на них изображён.
  5. Дидактический материал: сюжетные картинки о ветре.
  6. Ход игры.

Воспитатель на магнитной доске выставляет картинки с изображением ветра (добрый ветер, злой ветер). Дети должны определить, где ветер приносит пользу, а где вред.

  • — Плывущий парусник.
  • — Дети пускают воздушного змея.
  • — Сильный ветер в лесу и качающиеся деревья.

— На улице сильный ветер, а дети гуляют во дворе. (- А можно ли гулять на улице во время сильного ветра? Это небезопасно.)

  1. Дети приклеивают сюжетные картинки к соответствующим картинкам ветра на доску, и объясняют, почему они так сделали.
  2. — Вот какой разный ветер, а теперь подумайте, каким может быть ветер?
  3. ( Сильный, слабый, приятный, ласковый, тихий, прохладный, теплый, освежающий, нежный, приятный, быстрый, резкий, незаметный)

— Молодцы, ребята. Объяснили Незнайке, каким может быть ветер.

Какой можно сделать вывод? Ветер может приносить пользу, и ветер может наносить вред. (Отдать знаки детям).

Опыт 4.

Оборудование: нарезанные апельсин, лимон, чеснок, духи.

— Ребята, пока вы играли, Незнайка у меня спросил, а воздух имеет свой запах? Вдохните поглубже.

Почувствовали запах? А хотите поиграть в игру «Узнай по запаху» (Да) Но сначала вспомним как надо вдыхать запахи? Как надо направить воздух? (Осторожно, рукой направлять поток воздуха) Тогда, пройдите сюда, закрывайте глаза и не подглядывайте.

Читайте также:  Театрализованные игры в первой младшей группе детского сада (режиссерские и драматизация), картотека с целями, план-конспект занятия

(Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах апельсина, духов, чеснока) — Какой запах вы чувствовали? (Ответы детей) Давайте дальше пройдём. (Пройти в 4 места)

— Имеет ли свой запах воздух? (Нет) — А что может делать воздух? Что может воздух передавать? (Воздух может передавать запахи.) — Молодцы правильно. Воздух передает запах того вещества, которое я предлагала вам понюхать.

Какой мы можем сделать вывод? Воздух не имеет собственного запаха, воздух может передавать запах другого вещества.

То, что воздух не имеет собственного запаха, мы обозначим вот этим знаком. (Показать знак и отдать его ребёнку). Занимайте свои места.

Опыт 5.

Оборудование: Свеча на подставке, стеклянная крышка, зажигалка.- Ребята, что это? (Свеча) Давайте её зажжем и посмотрим, что будет. Зажигаю свечу. Горит пламя.

— Может ли оно загрязнить воздух? (Ответы) Подержать над пламенем свечи (на расстоянии 1-2см) стеклянную крышку. Через некоторое время увидим, что этот предмет снизу почернел — покрылся слоем копоти.

— Ребята, что это на крышке? (Грязь) Вы увидели, что даже такое маленькое пламя, способно загрязнить крышку. А если оно загрязняет крышку, значит, что ещё оно загрязняет? Что находится вокруг нас? (Воздух) Правильно, горящее пламя загрязняет воздух.

— Расскажите, что еще в нашей жизни загрязняет воздух?

Ответы детей: дым заводов, пожары, мусорные свалки, дым сигарет, машины.

— А что помогает очищать воздух? На заводах и фабриках ставят специальные фильтры, которые очищают воздух; важными очистителями воздуха и поставщиками воздуха являются растения.

Какой можно сделать вывод? Воздух загрязняется, но его можно очистить.

То, что воздух загрязняется, мы обозначим таким знаком. А то, что воздух можно очистить – таким, потому что главными очистителями воздуха являются растения. (Показать знаки и отдать детям, у которых нет знаков).

Ребята о чем мы сегодня беседовали? (о воздухе).

— Посмотрите, на ваши знаки-символы, какие свойства воздуха они обозначают? Ирина, у тебя какое свойство? Приклей, пожалуйста, своё свойство на лист бумаги в обозначенное место. Спросить у каждого. Дети перечисляют свойства воздуха и идут клеить свои знаки на листы бумаги.

— Ребята, а зачем же мы изучали воздух? Кому мы сегодня помогали узнать о воздухе. (Незнайке) Чтобы Незнайка сегодня не забыл, что мы узнали о воздухе, мы сделаем для него подарок. Воспитатель загибает концы листа и получается вертушка.

— Ребята, есть еще одно интересное свойство у воздуха, с ним можно поиграть. Продаются даже игрушки для игры с воздухом. А мы с вами такую игрушку смастерили сами. Это игрушка – вертушка. (Показать: подуть на получившуюся вертушку.) Мы её подарим Незнайке, чтобы он не расстраивался, что не смог полететь в полёт.

— Вот как много нового мы сегодня узнали о воздухе. Наше изучение закончилось, уберите, пожалуйста, свои рабочие места.

Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-opytno-ekspierimiental-noi-dieiatiel-nos.html

Картотека "Опыты и эксперименты" старший дошкольный возраст

Опыты и эксперименты

(старший дошкольный возраст)

10.Мы – фокусники.

Цель:  Выявить материалы, взаимодействующие с магнитами.

Игровой материал:  Деревянный шарик со вставленной внутрь металлической пластиной, обычный деревянный шарик, емкость с водой, «волшебная» рукавичка с магнитом внутри, иголка, растительное масло, кусочек ткани.

Ход игры: Дети рассматривают иголку, определяют материал, которого она сделана. Взрослый уточняет у детей, что произойдет, если положить ее в стакан с водой (утонет, так как она металлическая).

Предположения детей проверяют: предварительно проводят иголкой по ткани, смоченной растительным маслом, опускают в воду (иголка плавает), проводят рукавичкой по стакану — она тонет. Взрослый предлагает назвать варианты, как достать предмет, не замочив руки ( вылить воду, поднять с помощью другого предмета: сачка, магнита, поднося его к стакану).

Дети рассматривают деревянный шарик, определяют материал, выясняют, что произойдет, если положить деревянный парик в стакан с водой (будет плавать). Предположения детей проверяют, опуская в воду два шарика. Выясняют, почему один из деревянных шариков утонул (вероятно, он тяжелый, не деревянный внутри). Взрослый предлагает его достать, не замочив рук.

Дети подносят «волшебную» рукавичку, достают шарик, рассматривают его и делают вывод: магнит притянул шарик, потому что в нем находится металлическая пластина.

Опыты и эксперименты

(старший дошкольный возраст)

11.Подводная лодка.

Цель:  Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.

Игровой материал: Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.

Ход игры: Дети выясняют, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна.

Они выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку, вдувают под него воздух.

В конце опыта делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды — попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/kartoteka-opyty-i-eksperimenty-starshij-doshkolnyj-vozrast.html

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду

Цель: формирование представлений детей о воздухе. Задачи: Образовательные: Определить совместно с детьми опытно-экспериментальным путем …

Номинация: экспериментальная деятельность в детском саду подготовительная группа.   Цели: способствовать у детей развитию …

  Цели: способствовать у детей развитию познавательной активности и любознательности; вызвать желание самим провести …

Номинация: конспект занятия по окружающему миру в средней группе. Даньшина Ольга Владимировна Должность: …

  КОНСПЕКТ образовательной деятельности во второй группе раннего возраста «Водичка, водичка…» Образовательная область познание, …

Название: Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду «Где можно найти свое отражение?» Номинация: Детский сад, …

Тема: Вода и подсолнечное масло . Цель: Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды, …

Название: Конспект занятия. Опытно – экспериментальная деятельность во 2 младшей группе «Волшебные горошины». Номинация: …

Название: Конспекты НОД на прогулке «Солнышко смеется, а сосульки плачут» Номинация: Детский сад, Конспекты …

Название: Конспект занятия «Мы с водичкой поиграем, о водичке все узнаем» Номинация: Детский сад, …

Название: Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница Зима принесла нам чудеса» Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, …

Название: Конспект игрового занятия с элементами опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе на тему «Поиграем …

«Осенняя прогулка» (Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие) Создание благоприятных условий для …

  Название: Познавательный проект «Мир камней» Номинация: Детский сад, конспекты занятий, НОД , опытно-экспериментальная …

  Название: Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа» Номинация: …

  Название: Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух» Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , …

  Название: Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в подземное царство». Номинация: Детский сад, Конспекты …

  Название: Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ «Солнечная система» Номинация: Детский сад, Конспекты …

  Название: Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе детского сада «Полезное мыло» Номинация: …

  Название: Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Вода и ее свойства». Номинация: Детский сад, Конспекты …

Цель: Уточнять и закреплять представление детей о бумаге, ее свойствах и видах. Задачи: Формировать …

Тема: «Все увидим, все узнаем (искусственные материалы и химические вещества необходимы)» Цель: создать условия …

Цель. Создать условия для формирования интереса к познавательно — исследовательской деятельности Задачи. Дать детям …

Для старших дошкольников Цель: пополнение и актуализация знаний детей о свойствах воды: вода- жидкость, …

Тема: «Буратино идёт в школу». Цель:  Формирование представлений о свойствах материалов при взаимодействии с …

Цель: Опираясь на опыт детей, расширять представления не только о магните, но и возможностях …

Программное содержание: Учить детей устанавливать элементарные связи в неживой природе. Способствовать накоплению у детей …

Эксперименты с мукой   Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование. Образовательные …

Занятие по трудовой деятельности в средней группе.   Цель: формирование положительного отношения к труду …

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»   Тема: «По секрету всему свету» Задачи: расширять …

Источник: https://portal2011.com/category/vospitatelyam/konspekty-zanyatij/opytno-eksperimentalnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/

Ссылка на основную публикацию