Образ учителя в россии, с царских времен до наших дней на фото

Вы помните темно-коричневые суконные платья, полушерстяные брюки, галстуки и кипенно-белые банты в тон фартука по праздникам? Или вы немного моложе, чем мы думаем, и помните только попытки вашего директора ввести дресс-код в собственной школе? А может, вы вообще никогда не сталкивались с любым видом униформы и считаете, что попытка заставить разных людей выглядеть абсолютно одинаково ущемляет права?

В действительности у школьной формы на протяжении мировой истории было два предназначения: она либо возвышала учеников элитарных школ над «простыми смертными» и в таких случаях делалась из изысканных дорогих материалов, либо вводилась на государственном уровне, выполняла роль «уравниловки» и шилась из дешевого сукна.

Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото

Прототипы школьной формы появлялись задолго до того, как это явление настигло Россию. В школах писцов в городах Междуречья, в первой пифагорейской школе в Греции, в школах Древней Индии ученики должны были появляться на занятиях в особой одежде, отличной от повседневной.

Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото

Шумерская школа писцов (Междуречье, III тысячелетие до н. э.)

Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото

Ученики пифагорейской школы

Униформа для европейских школьников впервые появилась в 1522 году в Англии.

В школе Christ’s Hospital для учеников был введен костюм из темно-синего жакета с фалдами до щиколотки, жилета, кожаного пояса и брюк чуть ниже колен.

Примерно в таком виде форма сохранилась по сей день, единственная разница в том, что в наши дни ученики Christ’s Hospital уже не дети-сироты, а будущая экономическая и культурная элита Великобритании.

Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото

Первая английская школьная форма Christ’s Hospital

На Руси с момента появления первых упоминаний об организованном образовании речи о какой-либо форме не идет вообще. Первое свидетельство появления школьной униформы датируется 1834 годом. Тогда Николай I издал указ, утвердивший отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры.

Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото

Образец школьной формы, утвержденной Николаем I

Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото

Образец школьной формы, утвержденной Николаем I

Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото

Образец школьной формы, утвержденной Николаем I

Форму носили везде и всюду: в школе, на улице, во время праздников. Она была предметом гордости и отличала гимназистов от других подростков. Форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.

Первая девичья школьная форма появилась в 1764 году в Смольном институте благородных девиц, основанном императрицей Екатериной II.

Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото

Выпускница Смольного института благородных девиц

Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото

Ученицы Смольного института благородных девиц

Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото

Ученицы Смольного института благородных девиц

За следующие сто лет Российская империя наполнилась разного рода школами и гимназиями для девочек, но каждое образовательное учреждение стремилось отличить своих воспитанниц и вводило собственную униформу.

Гимназистки в России XIX века

Гимназистки в России XIX века

Гимназистки в России XIX века

Гимназистки в России XIX века

Гимназисты в России XIX века

После революции 1917 года ВЦИК решил, что все атрибуты образования в дореволюционной России — пережиток буржуазного прошлого, ввел декрет «О единой трудовой школе» и отменил разделение школ на училища и гимназии.

Вместе с градацией школ в прошлое канула и буржуйская школьная форма, а поскольку денег на пошив новой для всех государственных учреждений образования у власти не было, родители стали сами одевать своих чад — кто во что горазд.

Выпускники школы в 1917 году

Ученики после революции 1917 года

С 1949 года семилетнее образование стало обязательным, а вместе с этим появилась и общая для всех школьная форма.

Мальчики носили серо-синие гимнастерки с лакированным черным ремнем, брюки в цвет гимнастерок и фуражки.

Девочки одевались в темно-коричневые платья и фартуки: в обычные дни — черные, в праздничные — белые. Обязательными стали косы, а банты должны были выбираться под цвет фартука.

Школа в 1950-х

Школьница в 1956 году

Школьники 1950-х годов

Парадная школьная форма 1950-х годов

Школьники 1950-х годов в объективе французского ученого Жака Дюпакье

Школьники 1950-х годов

В связи с демилитаризацией в 1962 году гимнастерки у мальчиков уступили место пиджакам. А вот для девочек практически ничего не изменилось.

Вполне возможно, что кому-то общая демилитаризованная форма пришлась не по вкусу

Полушерстяной серый школьный костюм

Пионерская форма 1970-х годов

После развала Советского Союза общая школьная форма канула в Лету. С 1992 года школы сами вольны вводить униформу для своих учеников. Все, что для этого требуется, — зафиксировать положение о дресс-коде в локальном нормативном акте учебного заведения.

Источник: https://BigPicture.ru/?p=728821

Всеобщее народное образование в Российской империи

Отличительной чертой русских ученых является широта научных интересов и универсализм знаний, целостное восприятие картины мира, охват исследуемого предмета целиком и глубина проникновения в него, высокое качество проводимых исследований в сочетании с относительно скромными затратами на их проведение, самостоятельное изготовление оригинальных лабораторных приборов, активное участие в образовательном процессе.
 

Затрагивая тему об особенностях и достижениях русской научной школы, нельзя не сказать о вкладе системы народного образования в достижения Государства Российского в области науки и техники. Именно образованием, которое давала русская национальная школа, объясняются успехи русских ученых.

В Царской России система народного образования имела статус государственной службы, а учителя были государственными служащими, причем высокооплачиваемыми. Минимальная зарплата учителя в 1912 г. составляла 1600 руб. в год (более 25000 долл. США по нынешнему курсу).

Рядовой профессор университета имел чин генерал-майора.
Каждый преподаватель классической гимназии должен был знать не менее трех иностранных языков, опять же кроме латыни и древнегреческого, а каждый выпускник — не менее двух иностранных языков, кроме латыни и древнегреческого.

Учителя в народе уважительно называли барином, а студентов — господами.

 Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фотоХудожник Морозов Александр Иванович» Сельская бесплатная школа 1865″

Образование в России всегда ценилось. Темпы роста затрат на образование с 1906 по 1914 гг. были выше темпов роста затрат на оборону. В 1908 г. в ряде губерний России было введено обязательное начальное безплатное образование, а к 1921 г. планировалось сделать его всеобщим на всей территории страны.

О качестве образования в России можно судить по высказываниям членов представительной немецкой комиссии, изучавшей в 1913 г.

в течение полугода ход аграрной реформы в России, которые оценили чиновников, занимающихся аграрной реформой, как высокообразованных, высококлассных специалистов европейского уровня (каких мало в Европе), прекрасно знающих свое дело.

Основной вывод комиссии был таков, что если аграрная реформа будет продолжена, то через 10 лет Россия будет недосягаема и непобедима с экономической и военной точек зрения!

Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото                                       Фото двух учениц (современная обработка). 1910-ые годы. Первоначальное обучение было бесплатным по закону с самого начала правления Государя Николая II, а с 1908 г. оно становилось обязательным.  На 1918 год планировалось ввести обязательное бесплатное среднее образование.  Это и был т.н. «всеобуч», который должен был состояться к 1920-ым годам. Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото Тетрадь по чистописанию начального класса,  Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото

                                    Школьный дореволюционный дневник. 1915-1916 г.г.

Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото                  Похвальный лист ученицы земской школы Екатерины Ивановой. 1905 год.
Первоначальное обучение было обязательным.
Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото Книга «В помощь семье и школе», издания Педагогической Академии » Воспитание в семье и школе» , Москва, 1911 год.  Из главы «Детский сад и основы его организации». Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото Из журнала «Зодчий», №8, февраль 1911 года. На IV съезде Русских Зодчих. Из докладов Л.П. Шишко, Н.П. Козлова. 1-ый Всероссийский Съезд по народному образованию в Санкт-Петербурге. С декабря 1913 года и по январь 1914 года в Санкт-Петербурге состоялся Первый Всероссийский Съезд по народному образованию, куда съехались учителя со всех глубинок Российской империи, чтобы обсудить текущие проблемы народного образования и принятый план ВСЕОБЩЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО обучения. Предлагаем к прочтению часть статьи, размещенной в популярном русском еженедельном иллюстрированном журнале литературы, политики и современной жизни «Нива», №3, от 18 января 1914 года. Народный дом Николая II в Санкт-Петербурге, в котором состоялось открытие 1-го Всероссийского Съезда по народному образованию.  Заседание в Народном доме. 1913-1914 г.г. Члены 1-го Всероссийского Съезда по народному образованию у Казанского собора, после молебствия.
№ 22 ЖУРНАЛА «ИСКРЫ, ГОД 1911-Й. При Ольгинском Пятницком 3-ем городском начальном училище, в Москве, открыта выставка ученических работ по рисованию, лепке, ручному труду и рукоделию. Вышитый разноцветной шерстью ковер. Детская иллюстрация к рассказу. Работы из дерева с резьбой и выжиганием.

 
Всероссийская Гигиеническая выставка, открывшаяся 7 июня 1913 года в Петербурге, в Малом Петровском парке. Из журнала «Нива»  № 30, 1913 год.
  Часть статьи о физической культуре, формировании здорового образа жизни  среди учащейся молодежи:
 

Книга «В помощь семье и школе», издания Педагогической Академии » Воспитание в семье и школе» , Москва, 1911 год.  Из главы «Детский театр».
Крестьянские дети — ученики Рыбацкого Высшего Начального Училища 
  1913-1914 гг.  Село Рыбацкое. Крестьянские дети —  Ученики Земского Начального училища села Рыбацкое. 1913-1914 гг.
Крестьянские дети села Рыбацкое — ученики церковно-приходской школы, окружившие священника Николая Кулигина.
  В 1907 году сход крестьян села Рыбацкого постановил построить новое большое школьное здание, для чего было выделено 70000 рублей из общественных средств. Инициатива крестьян нашла горячий отклик в Министерстве Народного Просвещения, выделившим недостающие для постройки 40000 рублей.
Проект школы был разработан известным в то время архитектором Л. П. Шишко и представлял 3-4 этажное (из-за наклона грунта в районе постройки) кирпичное здание, которое было построено из лучшего кирпича, вырабатываемого находившимися по соседству кирпичными заводами. Строительство школы было завершено в 1909 году.

Село Середа Нерехтского уезда, Костромской губернии.  В 2-х классном училище при ф-ке Т-ва Мануфактур Бр. Г. и А. Горбуновых.  1913 год.

  Школа при ф-ке Т-ва Мануфактур Бр. Г. и А. Горбуновых.
 
К 1892 г. на фабрике было 1650 механических станов, работали 2900 рабочих, ее годовой оборот составлял около 4 млрд. руб. Товарищество в обязательном порядке страховало рабочих, строились больницы, школы, ясли.
Еженедельная общественно-педагогическая  газета «Школа и Жизнь», № 25, 18 июня 1912 года. «Газетка для детей и юношества» №15, 12 февраля 1915 года. Объявления в «Газетке для детей и юношества»: Подписка на еженедельный профессиональный и общественно-педагогический журнал «Народный учитель» Журнал «Светлячок» для младшего возраста. Обложка юбилейного журнала, №10, Октябрь, 1911 год.
  До 1917 г.  В России издавалось около трехсот детских и юношеских журналов, в основном в обеих столицах, Москве и Санкт-Петербурге. Вот названия некоторых изданий:

Читайте также:  Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

«Друг детей» 

«Детский музеум»
«Собеседник»
«Отдых»,
«Крошка».
«Детский сад»
«Игрушечка»,
«Подарок детям»
«Малютка»,
«Дело и потеха»
«Тропинка»,
«Золотое детство»
«Подснежник»
«Солнышко»

«Зорьки»

  Еженедельная общественно-педагогическая  газета «Школа и Жизнь», № 25, 18 июня 1912 года. Дом отдыха для учителей городских народных школ в Санкт-Петербурге. Из журнала «Зодчий» № 35, 1912 года.
 
Из всех статей бюджета , расходы земств на народное образование стояли на втором месте после расходов на медицинское обеспечение народа (самая высокая статья бюджета) и к 1910 году выросли в течении 15 лет на 356,7 %. 
  В 1910 году на народное образование было ассигновано 24% всех земских расходов. На медицинскую часть даже 28,4 % общеземского расходного бюджета.

«Доходы и Расходы земств 34-х губерний по сметам на 1910 год». Разработано в Статистическом Отделении Департамента Окладных сборов. Санкт-Петербург. 1912 год. 

Некоторые графы расходов:

 «Доходы и Расходы земств 34-х губерний по сметам на 1910 год». Разработано в Статистическом Отделении Департамента Окладных сборов. Санкт-Петербург. 1912 год. Некоторые графы расходов. Учебно-промышленная выставка «Устройство и оборудование школы». Журнал «Зодчий» № 24, 1912 год.
С 3 мая по 15 июля 1912 года в Санкт-Петербурге проходила Международная учебно-промышленная выставка «Устройство и оборудование школы».
  Выставка, принятая под покровительство Великого Князя Александра Михайловича, имела следующие отделы: школьное строительство; обстановка школы и ее гигиена; наглядные учебные пособия; оборудование ремесленных и профессиональных школ, мастерских и классов; оборудование сельскохозяйственных и землемерных школ и курсов; гимнастические аппараты и предметы школьного спорта. В смотре приняли участие 91 школа, 10 казенных учреждений, 31 общественная организация, 119 русских компаний, 30 иностранных фирм, 5 отдельных лиц и 8 периодических органов печати. Подготовкой смотра занимались 525 человек: педагоги, общественные деятели, промышленники.   Характерно, что выставка продолжала обогащаться новыми павильонами и экспонатами и после церемонии открытия. Так, был сооружен отдельный павильон, посвященный всевозможным видам спорта. Помимо демонстрации гимнастических приборов, в нем устроили уникальную «спортивную лабораторию», где проводили опыты, связанные с достижениями в спорте. Не меньший интерес представляла астрономическая обсерватория с самыми лучшими астрономическими приборами.   Выставка с точно таким же названием «Устройство и оборудование школы» проходила в Москве с 20 по 31 марта того же года, за месяц до петербургской. Устроитель – Московское отделение Императорского Русского технического общества.
Из журнала «Зодчий» № 4, 1912 года.
В царствование Императора Николая II народное образование достигло необыкновенного развития. Менее чем за 20 лет кредиты, ассигнованные Министерству Народного Просвещения, с 25,2 мил. рублей возросли до 161,2 мил. Сюда не входили бюджеты школ, черпавших свои кредиты из других источников (школы военные, технические), или содержавшиеся местными органами самоуправления (земствами, городами), кредиты которых на народное образование возросли с 70.000.000 р. в 1894 г. до 300.000.000 р. в 1913 г. В начале 1913 г. общий бюджет народного просвещения в России достиг по тому времени колоссальной цифры, а именно 1/2 миллиарда рублей золотом. В 1914 году было 50 000 земских школ с 80 000 учителями и 3 000 000 учеников в них (помимо церковно-приходских школ). В 1914 году в земствах было создано 12 627 публичных библиотек. Штамп дореволюционной Народной бесплатной читальни-библиотеки деревни Середнево Георгиевской Волости Рыбинского Уезда Ярославской Губернии, переименованной большевиками 29 января 1919 года в Ленино-Володарскую Волость. ( Прим.: Володарский, настоящие имя и фамилия — Моисей Маркович Гольдштейн, 1891-1918. )
  Эта бесплатная читальня находилась даже в деревне, где не было церкви. Село в России до революции 1917 года чётко отличалось от деревни: в селе обязательно была церковь.
 
Для взрослых открывались воскресные вечерние школы.
Из журнала «Зодчий» № 8, 1911 года. 

Лишь некоторые объявления об открытии новых школ: 

Из журнала «Зодчий» № 34, 1913 года. Из журнала «Зодчий» № 46, 1912 года. Из журнала «Зодчий» № 48, 1912 года.  Из журнала «Зодчий» № 49, 1912 года.
Из журнала «Зодчий» № 52, 1912 года.
Севастополь. Из журнала «Зодчий» № 52, 1912 года.
Из журнала «Зодчий» № 52, 1912 года.
Из журнала «Зодчий» № 3, 1913 года.
Из журнала «Зодчий» № 6, 1913 года.
Из журнала «Нива» № 4, 1914 года. Из статьи, посвященной юбилею 50-летия существования русского земского управления.
 

«Народный календарь», 1914 год.
Народный дом являлся в дореволюционной России общедоступным культурно-просветительским учреждением.    
Россия была первой страной в мире, где начали строиться подобные дома для народа.  
Первый народный дом возник в 1882 году в Томске, а в Петербурге первый Народный дом открылся в 1883 году.
Харьков. Народный Дом. Дореволюционная открытка  Народный Дом. Благовещенск. Фото 1900-ых годов.
         Народный дом. Кострома. Дореволюционное фото.

Из Журнала «Нива», № 10,  1906 год.

Первый в мире женский политехнический институт был основан в России, в Петербурге.

 
По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Российская империя занимала первое место в Европе, если не во всём мире. (Бразоль Б.Л. Царствование Императора Николая II 1894-1917 в цифрах и фактах, 1958 г.)
Первый в Европе женский медицинский институт в Петербурге, открытие которого состоялось 14 (26) сентября 1897 года. Из журнала «Нива» № 41, 1897 г.
Из журнала «Нива» № 41, 1897 г.
XII съезд естествоиспытателей и врачей в Москве. С 28-го января 1909 года по 6-го января 1910 года. «Всеобщий Двухнедельник» №1, 1910 года.

Выпуск физико-математического факультета Московских высших 
женских курсов. 1913 год.                        
Журнал «Природа и люди» № 29, 1914 года. Часть статьи.

***
«Лепка в семье и школе». Пособие для воспитателей и преподавателей. Иллюстрировано снимками с ученических работ (73 рисунка). Художник К. Лепилов. 2-е дополненное издание автора. Петроград, 1916 год.

«Современное рисование в народной школе». Векослав Кощевич. Опыт практического руководства к ведению так называемого «свободного» рисования в народных школах и вообще начальных школах. С рисунками в тексте. С.-Петербург 1911 год.

 «Как рисовать кистью» 15 таблиц образцов-рисунков с объяснительным текстом.  К. Вальтер. Библиотека для детей И. Горбунова-Посадова. Москва 1911 год.

 «Начальный курс рисования». Пособие для самостоятельных занятий детей в школе и дома. Выпуск III-й. Вертер В. и Тихомиров. 4-е издание. Издание К. Зихмана, Рига 1912 год.

«Новый путь обучения устному и письменному выражению мыслей». Пособие для народных школ, семьи, детских садов и младших классов средних учебных заведений.  Ф.П. Борисов и Н.И. Лавров. Книгоиздательство К.Тихомирова, Москва 1911 год.

Подписаться на секретный telegram-канал, чтобы не пропустить эксклюзивную информацию, не представленную больше нигде.

Источник: https://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/vseobshchee-narodnoe-obrazovanie-v-rossiyskoy-imperii

Время лучших: 5 отечественных педагогов, изменивших мир

В честь Дня учителя мы решили вспомнить о выдающихся учителях Российской империи, СССР и России – целой плеяде имен, во многом определившей развитие современной педагогики.

Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото Константин Ушинский «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» 

Константина Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый достоин такого определения, как никто иной.

Ушинский один из первых решил уделять первостепенное внимание именно задачам нравственного просвещения и воспитания обучающихся. Представление о нравственном обучении как о чем-то «естественно» и «само собой разумеющемся» было им решительно отвергнуто.

Еще одной идеей Ушинского, за которую стоит горячо поблагодарить педагога, является идея важности сохранения национальной культуры и самобытности.

Для XIX века языком преподавания оставался французский, в семьях и в свете говорили на нем.

Да что уж там, сама Татьяна Ларина очень плохо изъяснялась по-русски! Статья Константина Дмитриевича «О необходимости сделать русские школы русскими» до сих пор остается образцом педагогических воззваний.

Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работа – это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.

Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото Лев Выготский «Необходимо именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребенка, признать ведущую роль в развитии ребенка за развитием его социального поведения, его личности…».

Имя Льва Выготского знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня образования и места рождения. Этот известный русский психолог связал две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время.

В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, ученый пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и обязательно – на психологическую науку.

Лев Семенович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, вы не найдете конкретных рекомендаций.

Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды.

Читайте также:  Детские считалочки для самых маленьких и детей 2, 3 лет

Ведь только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.

Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото Антон Макаренко «В общем, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука. Вот это утверждение является основным символом моей педагогической веры».

В чем было новаторство Макаренко? В яркой и четкой идее интегративности образования. Личность не является таковой от рождения, это качество – «опыт быть личностью», как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе.

Каждый человек – каждый элемент образовательной системы – должен иметь свои права и стоять на активной позиции. Ученика надо в первую очередь уважать как Человека.

Существующие стереотипы, в которых утверждалось, что есть явления, которые маркируются как правильные, и есть те, что можно назвать неверными, были им отвергнуты. Педагогика – это не наука, где существуют догмы.

По мнению многих исследователей, именно Антон Семенович стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного гуманистического образования.

Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото Василий Сухомлинский «В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка».  

Василий Сухомлинский запомнится педагогам и психологам как создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. И именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания.

Сухомлинский описывал процесс обучения как «радостный труд», а потому делал акцент на слово учителя, художественный стиль изложения и акцент на формирование мировоззрения учащихся, предлагал сочинять сказки вместе с детьми.

В одном из писем Сухомлинский писал: «Я показываю, как воспитать Счастливого Человека, как достичь того, чтобы в нашем обществе не было ни одной человеческой личности с пустой душой… не может быть счастливым человек, если у него нет ничего святого за душой, если он ни во что не верит.

Первая святыня, которую, по моему мнению, нужно утверждать в душе ребенка, – это вера в человека, можно сказать, благоговение, удивление перед человеком, перед его стойкостью, богатством. Отсюда – сердечная чуткость, деликатность, чуткость к человеку. Отсюда – уважение к самому себе».

Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото Симон Соловейчик

(1 октября 1930 – 18 октября 1996)

«Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив… и это сложнейшее из дел».

«Педагогика для всех» – это не только название книги-бестселлера, автором которой является советский журналист, публицист и теоретик педагогики Симон Соловейчик, но и главная его идея. Педагогика – это не то, что происходит в школе и к чему причастны только учителя. Педагогика – это нечто большее, выходящее за пределы стен, семьи и класса. 

Ведь вам знакома фраза «педагоги-новаторы»? Именно вокруг, или даже лучше сказать, вместе с ним, сформировалось сообщество педагогов нового времени, которые позже выпустят знаменитый Манифест новой демократической школы. Суть манифеста – в сотрудничестве ученика и учителя.

Педагогика в понимании Соловейчика означает науку об искусстве воспитания или просто воспитание. Автору принадлежит афоризм: «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить». Дело в том, что Симон Львович был убежден: воспитание и образование – это процесс двусторонний и дети могут очень многому нас научить.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/vremya-luchshikh-5-otechestvennykh-pedagogov-izmenivshikh-mir/

Число школ в России с 1871 года по наши дни (genby)

Просмотрев очередную коммунистическую агитку, товарища арахнолога, которую мне конечно запрещено комментировать. Впрочем там и текста нет, неужели он и пары слов связать не может.  Хотелось бы остановится поподробней на числе школ в России, а не ограничиваться только нынешним временем.

Ведь за 1990 годом, у советских точно такое же Многие не знают, но к 50-летию СССР, школ в России стало меньше, чем в 1914 году. Но разве кто то корил этим РСФСР? кто то рисовал диаграммы соотношения падения числа храмов и школОбраз учителя в России, с царских времен до наших дней на фото

В последние годы перед первой мировой войной 1908-1914 год в России строилось примерно по 5000 начальных школ в год. Темпы строительства и роста учеников в школах, взметаясь стремительным домкратом по параболе, были сверхвысокими.

Грамотность в Россию пришла не с большевиками. Большевистский переворот лишь отложил, приход полной грамотности, впрочем как и все остальное в Россию на 15 лет. Число школ в 1928 равно числу школ в 1914 году.

Источники числа школ. У всех источников немного плавающие цифры плюс минус 2000 школ.

Рашин «Население России за сто лет»

Динамические статистические ряды 1913-1951 годы стр 242
Различные стат сборники РФ. и Ростат статистические ежегодники 
Как всегда отличился сталинский период.  О каких там успехах, могут говорить советские сталинисты, если там не был налажен простейший учет и контроль.

Учет и контроль — вот главная экономическая задача каждого Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, каждого потребительного общества, каждого союза или комитета снабжения, каждого фабрично-заводского комитета или органа рабочего контроля вообще.

 ВИЛенин

Никакого доверия к сталинским цифрам с такими рядами просто нет. 1928 год 80 000 школ . 1932 на 30000 школ больше. Потом опять строительная пауза на 4 года. То пусто, то густо. Ну ладно, пусть это будет правдой. Достигнув отметки 122 000 школ, их число начало уменьшаться. Почем это количество школ уменьшалосьОбраз учителя в России, с царских времен до наших дней на фото

Школы в России были трех типов. Начальные, Неполные средние, (восьмилетки, семилетки) и средние. Если раньше строились только начальные школы, то после они и начали исчезать.

 Вдобавок коммунисты уничтожали русскую деревню, в период между переписями 1959 и 1989 годов число сельских населенных пунктов сократилось почти вдвое – с 294059 до 152922. Конечно первым делом начальные школы уничтожались там. 
Сейчас число начальных школ сократилось до  полутора тысяч. 75% школ средние.

В 1913 году,  все было наобоорот , средних школ было менее 1000,  а остальные 80000 школ были начальными.  При Сталине число средних школ выросло до 10000. Процесс роста числа средних школ, был неизбежен и постоянен и прерывался всего 2 раза.  15 летняя пауза после революции, и последние 8 лет.

То что большевики замедлили историю России на 10-15 лет и лишили ее 10-15 лет рождений и так понятно , сложней с нынешним временем.
С 2004 года число средних школ в России начало падать. Сначала по чуть чуть, и это было связано с сокращением числа школьников

С 2009 года стали учитываться только государственные, муниципальные и негосударственные учреждения, реализующие программы общего образования.

Учреждения начального профессионального, среднего профессионального вышли и  списка образовательных учреждений. Что привело к падению числа школ сразу на 5000 штук.

Ныне ежегодно добавляет исчезновение 200-500 школ, процессы оптимизации сети образовательных помещений.

К примеру в Москве в из 1730 школ на начало 2010 года,  осталось менее тысячи . Но это юридически, прежние школы продолжают функционировать.

Школа № 1214 — 119330, ул. Мосфильмовская, д. 21 (присоединена к ГБОУ Лицей № 1586 в сентябре 2013 года)
Школа № 1215 им. Ромена Роллана — 129110, Больничный пер., д. 4 (присоединена к ГБОУ Школа № 2107)

Ну а число восьмилеток и начальных школ, продолжает падать. Синяя полоса вверху это общее число школ.

Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото

Поэтому когда советские говорят, первым делом надо смотреть на число средних школ. Во вторых важно не количество школ, а их пропускная способность число учеников на одного учителя.

 Одно дело советский класс 30 учеников на учителя или современный 20-22 ученика на учителя. Эффективность обучения при этом растет.
Но там тоже есть засада 2009 года. С 2009/10 учебного года число учителей дается — без руководящих работников и внешних совместителей.

А это 3 миллиона человек минус. Если с 2009 года прибавлять по 3 миллиона  руководящих работников и внешних совместителей, для совмещения данных, то эта цифра выглядит ныне так.  10,7 учеников на одного учителя, против  13,5 в 1991 году.

Нынешние учителя работают на 25% эффективней, чем в советское время. Поскольку на одного ученика тратят на 25% больше времени

Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото

Источник: https://AfterShock.news/?q=node/591722&full

Блоги / Блог «Йода»: Типичный учитель: как менялась профессия преподавателя в России

Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru
Оригинал текста на «Йоде» Сегодня в России День учителя. Профессиональный праздник отмечают около миллиона школьных преподавателей. «Йод» выяснил, какие особенности были у работы учителей за 230-летнюю историю развития системы общего образования.

Месяц назад мы уже рассказывали про эволюцию учебных предметов в школьной программе и её реформы. Напомним, что система общего образования появилась в Российской империи в конце XVIII века. Публичных училищ тогда было мало, равно как и учителей. Кадры готовились в столичной учительской семинарии, ставшей впоследствии педагогическим университетом. В начале XIX века учителя были универсалами. В училищах почти всем предметам мог учить один и тот же человек.

Жалование у преподавателей различалось в зависимости от звания, уровня учебного заведения и разряда губернии. Больше всех получали старшие учителя. По сравнению с другими школьными сотрудниками они уступали только инспекторам и директорам.

Меньше всех получали учителя рисования. По проведённой в 1828 году реформе, жалование начали дифференцировать по видам губерний. В губерниях первого разряда, где цены на товары были выше, платили больше, чем в губерниях второго и третьего разряда.

Но это не отражало разницу в покупательской способности: в бедных губерниях работники школ уровня могли купить на оклад больше продуктов, чем в богатых. Неплохим бонусом для них стала пенсия (её не платили приходским учителям).

Особенностью реформы образования при Николае I стало возвращение права телесных наказаний учащихся.

Учителя были встроены в общую систему чинов. Чин давался после 4 лет службы, а их класс также был зависим от должности и учебного заведения. Например, чин учителя рисования в гимназии (седьмой) в 1828 году равнялся чину старшего учителя в уездном училище.

Подготовка преподавателей в первой половине XIX века велась в университетах, а с 1859 года — на курсах при них. Лучшим студентам предлагалось занять должности в университетах, студентам со средней подготовкой — в гимназиях, а с низкой — в уездных училищах. Для начальных школ подготовку вели учительские семинарии.

В приходских училищах платили меньше всего. Впрочем, и работали там тоже меньше, чем в городах — только осенью и весной.

Во время правления Александра II жалование стали получать не только в соответствии с занимаемой должностью, но и по количеству рабочих часов. Уровень зарплат в 1860-х и чины для учителей повысились.

В гимназиях могли получать даже большее жалование, чем в университетах. Например, учитель истории, преподающий в гимназии, имел доход в 6-8 раз выше, чем рабочий.

Для сравнения, он мог позволить себе купить почти 2000 килограммов гречки.

Заметное изменение произошло в 1871 году, когда директорские и учительские должности были намеренно объединены. Теперь руководителями школ зачастую назначались действующие преподаватели древних языков. Они окончательно стали самыми нелюбимыми учителями-предметниками.

Большой нужды в знании греческого и латыни во второй половине XIX века уже не было, но для поддержания классической формы образования, эти языки повсеместно преподавали в гимназиях, что вызывало недовольство.

Толстовская реформа 1870-х ввела знакомую для современных учителей систему разрядов. Тогда их было четыре, с разбросом размера жалованья в 2 раза. Не забывались и бонусы — за классное руководство, проведение контрольных работ, дополнительные уроки.

Важной была возможность бесплатного пользования казенной квартирой или комнатой.

В портрете типичного учителя конца XIX века превалировали представители дворянских и чиновничьих семей, а также духовенства. Доля личных дворян и чиновников в педагогическом составе средних учебных заведений составляла четверть, а духовенства — треть. Почти 40% преподавателей-мужчин имели университетское образование, а 20% закончили духовные семинарии.

В начальных школах же приблизительно треть учителей были крестьянского происхождения, и средний уровень образования был ниже, чем в гимназиях. Большинство учителей были молодыми — их возраст не превышал 30 лет.

Существовала практика обязательной отработки выпускниками университетов: казенные средства, затраченные на их обучение, «отдавались» через работу в школах.

Наступление XX века положило начало количественному преобладанию женщин над мужчинами в российских школах. В 1900-х гендерные доли сравнялись, а затем учительниц стало больше, чем учителей. Среди учительниц многие имели педагогическое образование, которое было не в почёте у учителей.

Мужчины уходили на более прибыльную работу, а их места занимали женщины, которым при этом платили меньше. В городах это происходило быстрее, затрагивая и домашнее обучение.

Например, к началу века 80% домашних учителей Петербурга, которые тоже контролировались государством и имели ранги, были женщинами.

Согласно переписи 1897 года, в сфере среднего образования были заняты 170 тысяч человек, из них 38% женщин. Количество частных учителей ненамного уступало государственным. В дореволюционный период XX века число учителей выросло в 2,5-3,5 раза.

Поднималось и жалование: их уровень дохода был в несколько раз выше, чем у рабочего (заслуженный учитель в городе мог получать за месяц даже больше, чем рабочий за год). К числу бедного населения их отнести было сложно.

Накануне начала Первой мировой войны они могли купить на свою зарплату фактически больше еды, чем отечественные учителя образца 2015 года. Среди преподавателей разного уровня было нормой нанять прислугу.

Народные учителя начальных школ, чьё жалование было сильно ниже, чем в гимназиях и реальных училищах, чувствовали себя хуже, но могли позволить себе тратить на питание около 40% ежемесячного дохода.

В период после февральской революции 1917 года управление школами стало более децентрализованным. Продолжилось это и в первые годы после большевистской революции. Старшие учителя и руководители школ выбирались местными советами и попечителями.

Гражданская война и бедность 1920-х сильно сказались на жизни преподавателей теперь уже единой трудовой школы. В провинции они зачастую голодали, им приходилось заниматься посторонней, грязной и нелегальной работой. В городах участились случаи подработки частными уроками.

Теперь преподаватели получали меньше, чем рабочие, в два раза меньше врачей и лесничих. Ущемлялись и их права: местные власти могли принудить преподавателей к различной деятельности, не связанной с должностными обязанностями, или просто уволить без веских причин.

Изменилась биография типичного учителя — большинство теперь имело рабоче-крестьянское происхождение.

Продолжение материала и еще три истории ищите на «Йоде»

Читайте нас в Твиттере, ВКонтакте, Фейсбуке

Источник: https://echo.msk.ru/blog/yopolisnews/1634802-echo/

Как менялся облик московских дворников с царских времен до наших дней

© РИА Новости / Перейти в фотобанкВ царской России дворники не только чистили улицы от мусора летом и от снега зимой, но и следили за правопорядком. У каждого был свисток, которым он мог позвать полицейских. Непременным атрибутом (кроме метлы) был светлый фартук. Так убирали снег на Ильинке в 1900 году.

Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото

1 из 10

В царской России дворники не только чистили улицы от мусора летом и от снега зимой, но и следили за правопорядком. У каждого был свисток, которым он мог позвать полицейских. Непременным атрибутом (кроме метлы) был светлый фартук. Так убирали снег на Ильинке в 1900 году.

2 из 10

В XX веке, уже при советской власти, на помощь дворникам пришла техника. На фото — механизированная уборка улиц в Краснопресненском районе столицы с помощью двух машин ГАЗ-69, 1973 год.

© РИА Новости / Игорь Виноградов

3 из 10

Но и профессия дворника не теряла своей значимости. Нередко в этой роли подрабатывали представители советской интеллигенции, также в этой профессии было много женщин. На фото: 1978 год.

© РИА Новости / Лулишов Соломон

4 из 10

1990 год, дворник метет улицу возле гостиницы «Россия».

© РИА Новости / Виктор Чернов

5 из 10

Обычный зимний вариант одежды московского дворника в начале 90-х годов XX века — ватник и валенки. На фото: уборка территории у Кремлевской стены, 1991 год.

© РИА Новости / Валерий Шустов

6 из 10

В начале 2000-х большинство коммунальных рабочих Москвы уже в яркой спецодежде. 2001 год, дворники Центрального округа отдыхают во время уборки Тверской улицы.

© РИА Новости / Валерий Шустов

7 из 10

Зимний вариант — яркий салатовый или оранжевый жилет поверх теплой одежды. 2004 год, уборка после обильного снегопада на Манежной площади.

© РИА Новости / Дмитрий Коробейников

8 из 10

В конце декабря 2012 года работников городских коммунальных служб одели в яркие новогодние жилеты и шапочки. Акция получила название «Утепляем Москву».

© РИА Новости / Евгений Биятов

© РИА Новости / Михаил Воскресенский / Перейти в фотобанкСовременным дворникам в работе помогает не только всевозможная техника, но и противогололедные материалы, которые не позволяют формироваться ледяной корке. Эти материалы состоят из органических веществ и безопасны как для людей, так и для окружающей среды.

Образ учителя в России, с царских времен до наших дней на фото

9 из 10

Современным дворникам в работе помогает не только всевозможная техника, но и противогололедные материалы, которые не позволяют формироваться ледяной корке. Эти материалы состоят из органических веществ и безопасны как для людей, так и для окружающей среды.

© РИА Новости / Михаил Воскресенский

10 из 10

О том, по какому регламенту работают московские дворники и куда жаловаться, если дорогу или двор возле вашего дома почистили плохо, читайте в справке РИА Новости.© РИА Новости / Михаил Воскресенский

Источник: https://ria.ru/20180122/1512963305.html

Сколько зарабатывал русский учитель в XIX веке?

Класс в Московской гимназии XIX век

Как жили учителя в царской России? На самом деле в разные века по-разному. Остановимся на уровне жизни российских учителей, начиная с 60-х годов XIX столетия и до революции. Как раз большую часть этого времени педагоги получали жалование по нормативам, установленным еще в 1864 году.

  • Царский учитель, соответственно, являлся госслужащим, имел чин и социальные привилегии, к которым относились:
  • 1. Из-за того что был в чине имел мундир и форму;
  • 2. Получал пенсию;
  • 3. Был освобожден от воинской службы в мирное время;
  • 4. Освобождался от обязанностей присяжного заседателя;

5. Проживали учителя бесплатно, в казенных квартирах или домах. Хотя качество жилья сильно различалось в зависимости от уезда и региона.

В любом случае неплохой такой социальный пакет получается. Основными статьями расходов учителя царской России были, в первую очередь расходы на питание, которые составляли 35-45% от зарплаты. Присутствовали расходы на покупки книг, журналов, белье, обувь, одежду, расходы на дорогу, развлечения. Иногда учителя нанимали себе прислугу и сами оплачивали их труд.

Класс в реальном училище XIX век.

Сколько работали учителя? С царской эпохи стандартная ставка учителя в часах сохранилась и до наших дней. Учитель в девятнадцатом веке имел среднюю нагрузку 12 часов, плюс 6 часов дополнительных занятий.

Выходило в среднем 18 часов. Школы обычно работали в среднем всего 120-200 дней в году, в зависимости от губернии.

Когда шел активный период сельскохозяйственных работ, ученики большинства земств не посещали школу.

Что бы было проще понять, сколько стоил труд учителей 19 века, приведу примерное сравнение царского рубля и современного.

С учетом инфляции и курса примерно получается так: 1 рубль императорской России = 1200-1400 рублей ЦБ РФ. В 19 веке тоже была инфляция и цены с годами росли, поэтому такой разброс.

Среди педагогов школ, земские учителя(сельские) получали самое скромное жалование : в среднем 270-300 рублей в год.

Учитель начальной школы зарабатывал в среднем 360 рублей в год.

Было и понятие классного руководства/наставничества, за которое доплачивали по 160 руб./год.

Земская школа

Стаж учитывался , за каждые три года к зарплате прибавляли по 50 рублей. Учитель с 12-ти летним стажем зарабатывал уже по 500 рублей, в Петербургских земствах до 750-800рублей. ( там доплаты были больше.). Но такая картина была в центральных регионах Москвы, Петербурга.

А в среднем по России ситуация была совершенно другая. Свыше трети российских учителей начальной школы получали не больше 200 руб. Было достаточно много педагогов получавших вообще 50 руб. и были даже те кто не получал зарплаты годами и находился на натуроплате.

Продуктовая лавка

Что можно было купить на такое жалование:

Мука пшеничная 8 копеек) = 1 фунт (0,4 кг) Рис 12 коп/фунт Бисквит 60 коп/1 фунт Молоко 8 коп.. -1 бутылка Томаты 22 коп/ фунт Рыба (судак) 25 коп / фунт Виноград (кишмиш) 0,16 р/ фунт

Яблоки 0,03 р. / фунт

Конфеты шоколадные 1руб./фунтПальто-15 руб.Ботинки-2 руб.Патефон-40руб.Первая гимназия для глухонемых, конец XIX века.

Все изменилось после 1909 года, когда Министерство народного просвещения внесло в Государственную думу законопроект «Об улучшении материального положения служащих в средних общеобразовательных мужских учебных заведениях и окружных инспекторов».

Об этом я расскажу в следующей статье!

Как зарабатывали учителя в России перед революцией 1917 года?

Другие статьи на моем канале:

Бордели в концлагерях СС. Зачем их строили и кто там работал

Пояс верности — пикантный миф или полезный аксессуар?

Где находится Тьмутаракань и сколько их было на самом деле

10 необычных фактов об Иосифе Сталине, которые долго скрывали

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bb0bf9d50c57d00a930d547/5ca047d87201b500b2fbb9e8

Ссылка на основную публикацию