Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по фгос, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочее

Музыка сопровождает пребывание ребёнка в детском саду ежедневно.

От пропевания первых потешек в младшей группе до исполнения вокальных номеров на выпускном — этап дошкольного образования, частью которого всегда было знакомство с музыкальным искусством.

Прослушивание классических композиций и хоровое пение, обучение игре на простых инструментах и исполнение танцевальных движений в такт мелодии — эти и другие формы занятий развивают восприятие и мышление дошкольников.

Музыкальные занятия в детском саду: цели, задачи, виды

Отечественные и иностранные психологи открывают всё большее влияние музыки на формирование личности и развитие интеллекта ребёнка.

В период дошкольного детства музыкальные занятия закладывают в детях способность восприятия образа, сотканного из звуков.

Навыки пространственного мышления, речевое развитие, активное воображение находятся на высоком уровне у тех дошкольников, с кем регулярно и с раннего возраста проводились музыкальные занятия в разнообразных формах.

Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочее

Знакомство с музыкальными инструментами и мелодиями является частью концепции бережного развития интеллекта

Музыкальное воспитание дошкольников реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое» и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Цель музыкальной деятельности в современном детском саду — приобщение детей к искусству через всестороннее развитие физических и психоэмоциональных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

Подробнее об особенностях организации музыкальных занятий в старшей группе можно узнать из нашей статьи — Музыка с детьми: как провести занятие в старшей группе.

Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочее

Знакомство с музыкальным искусством осуществляется в рамках образовательного процесса в детском саду согласно ФГОС

Таблица: задачи музыкального воспитания в детском саду

Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочее

На занятиях формируются представления о разнообразии музыкальных инструментов, их звучании и истории

Виды музыкальных занятий

По предъявляемым задачам образовательного процесса видно, что музыкальные занятия развивают двигательные способности детей (разнообразие движений, координацию), внимательность, речевые навыки (подпевание, включение в активный словарь специальных терминов), умение работать в коллективе. От форм организации музыкального воспитания зависит успешность обучения: степень культуры слушания и исполнения. Музыкальные занятия — главная форма музыкального обучения в детском саду.

  • Типовое занятие. Это классическое форма организации, в которой участвуют все виды деятельности дошкольников: музыкально-ритмические упражнения, слушание музыкальных композиций, распевка, речевая вокализация, разучивание песен, игровые и творческие задания. Примеры типовых музыкальных занятий: «Клоун в гостях у друзей» для средней группы (ребята показывают клоуну, чему они научились: выполнение упражнение, слушание песен и выражение эмоций от услышанного, сочинение продолжения песенной строки), «Музыка весны» в подготовительной группе (прослушивание фрагментов «Подснежник», «Вальс цветов» П. И. Чайковского, узнавание звучания музыкальных инструментов, выполнение двигательных упражнений под музыку, исполнение акапелло, музыкальная игра).Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочее
    Структура типового занятия включает все виды деятельности, в т. ч. ритмико-музыкальные упражнения
  • Доминантное занятие. Направлено на развитие конкретного вида музыкальной деятельности или музыкального навыка детей. Структура доминантного занятия может быть сохранена, как в типовом, но каждый элемент подчиняется основной развивающей задаче. Примеры: «Все нотки в гости будут к нам» в подготовительной группе (доминантное занятие по развитию певческих навыков, включает в структуру распевку, хоровое исполнение знакомых песен, синхронное исполнение песни и танца, разучивание новой песенной композиции), «Сказка-сказка, оживи!» в старшей группе (доминантное занятие по развитию музыкально-ритмических движений, с выполнением игр, имитацией движений сказочных персонажей под музыку, исполнением ритмического танца и танца-импровизации, выполнения движений партерной гимнастики).Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочее
    Для воспитанников старшей группы доминантные занятия ритмической направленности включают элементы партерной гимнастики
  • Комплексное занятие. Музыкальное занятие этого типа содержит в структуре элемент из образовательных разделов «Развитие речи», «Изодеятельность: рисование, лепка, аппликация», «Экспериментирование», «Трудовая деятельность» и др. Комплексное занятие проводится совместно музыкальным руководителем и воспитателем. Примеры: «Музыка дождя» в первой младшей группе (включение в музыкальное занятие задания по нетрадиционному рисованию: пальчиковая живопись), «Зима» в средней группе (музыкальная деятельность сочетается с изучением и обсуждением наглядного материала: зимние пейзажи).Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочее
    Комплексное музыкальное занятие проводится муз. руководителем и воспитателем
  • Интегрированное занятие. Цель такого занятия состоит в раскрытии темы в нескольких видах деятельности: музыкальной и речевой, музыкальной и познавательно-исследовательской и т. д. Для проведения интегрированных занятий часто применяются ИКТ: просмотр презентаций, использование интерактивной доски, компьютеров. Примеры интегрированных занятий: «Музыкальная математика» в старшей группе (развитие музыкальных и математических способностей: соотнесение формы музыкальных инструментов с геометрическими фигурами, игровые задания на выполнение ритмических движений и счёт), «Музыка природы» (обучение видеть взаимодействие музыки и окружающего мира: изучение инструментов из природных материалов (из камешков, орехов, семян, кусочков дерева), прослушивание аудиозаписей с «голосами» природы и соотнесение их с инструментальными мелодиями).Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочее
    Тема интегрированного занятие раскрывается в образовательных областях: «Художественно-эстетическое» и «Познание», например
  • Креативное занятие. Построение занятия по музыкальному воспитанию в нетрадиционной форме: путешествие, квест, спектакль-импровизация. Включение необычных видов творчества: пантомима, рисование песком, на молоке, через мокрую марлю и т. д. Примеры креативных занятий: «Музыка и театр» в старшей группе (знакомство с театром теней как уникальным видом искусства), «О чём поёт песок» в подготовительной группе (занятие включает творческую часть по рисованию на песке под музыку).Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочее
    Креативные занятия с дошкольниками имеют творческо-музыкальную направленность: музыка стимулирует детскую фантазию

Индивидуализация музыкальных занятий

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в рамках индивидуального и дифференцированного подходов в соответствии с ФГОС ДО.

Руководитель наблюдает за развитием музыкальных способностей и формированию предпочтений в пении и танцах у каждого воспитанника.

Для удобства оценки педагог может провести мониторинг уровня умений и навыков детей несколько раз в течение учебного года. Условием для индивидуализации работы становится и низкий показатель музыкального развития, и высокий.

Работа музыкального руководителя с отстающими и одарёнными детьми предполагает создание карт (портфолио), в которых фиксируются данные мониторинга развития и для отстающих — план коррекции, для одарённых — план работы по развитию творческого потенциала. Вне основного расписания организуются дополнительные музыкальные занятия в индивидуальной форме или в подгруппах по 3–4 воспитанника. Такие занятия проводятся и в качестве репетиции сольных номеров к предстоящему празднику.

Пример карточки отстающего воспитанника:

  • Катя Иванова, 5 лет
  • развитие ритмического слуха — 2 (по шкале от 1 до 5)
  • эмоциональный отклик на музыкальные композиции — 3
  • выполнение танцевальных движений — 3
  • способность импровизировать — 1
  • коррекционная работа на ближайшие два месяца: дополнительные занятия в подгруппе, индивидуальные занятия в музыкальном и театрализованном уголках, проведение консультации с родителями по развитию музыкальных способностей ребёнка.

Личностный подход реализуется на фронтальных занятиях через индивидуализацию заданий. Любая форма учебного процесса имеет как результат положительное эмоциональное состояние воспитанников.

Поэтому благоприятно для внутреннего фона ребёнка то задание, выполнение которого ему под силу и требует некоторого напряжения. Таким образом, отстающие получают задания упрощённые, преуспевающие — повышенной сложности.

В современном образовании нет ориентации на «среднего» воспитанника, учитываются способности и потребности каждого.

Примеры дифференцированных заданий:

  • Игра «Море волнуется — раз!»: даётся задание во время проигрыша импровизировать в исполнении танцевальных движений, похожих на движения морских обитателей, слабые воспитанники выполняют волнообразные движения руками в такт музыке.
  • Творческое задание: воспитанники упражняются в придумывании колыбельной, сильные воспитанники сочиняют мелодию (напев) и слова к ней, другие — только мелодию, отстающие пробуют продолжить мелодическую фразу за педагогом.
  • Исполнение: задание в игровой форме по изображению оркестровой деятельности дифференцирует воспитанников по сложности исполнения мелодий на конкретных инструментах (погремушки, колокольчики — простые, дудочки, барабан, металлофон — сложнее).

Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочее

Индивидуально-личностный подход осуществляется через игру на разный музыкальных интрументах

Основные приёмы на музыкальном занятии

  • Активное слушание музыки (пластическое интонирование) — восприятие музыкального образа через движение или жест. Дети при помощи движений рук, танцевальной импровизации показывают, что им «видится» в звучащей мелодии.Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочее
    Такая игра даёт ощущение музыкальной динамики, темпа и пластического интонирования

Источник: https://rucheyok.ru/vidyi-deyatelnosti-v-dou/zanyatiya-s-detmi/muzyikalnyie-zanyatiya-v-detskom-sadu

Занятия по Музыке

Занятия по Музыке
Бучнева Елена Валентиновна   
12.04.2019 09:28
Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочее«Мнемотехника в музыкально-познавательном развитии дошкольников» В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими. В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Поэтому знания должны стать не столько целью, сколько средством развития ребенка. Дошкольный возраст — это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей. Одной из разновидностей моделей является мнемотаблица.
Подробнее…

 

Занятия по Музыке
Воронова Татьяна Владимировна   
12.04.2019 01:45
Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочееСценарий досуга «Любимые песни В. Я. Шаинского»

  • Воронова Татьяна Владимировна воспитатель
  • Соломыкина Надежда Яковлевна муз. работник
  • Барсукова Марина Анатольевна воспитатель
  • Гуришева Наталья Ивановна воспитатель
  • Михайлова Анастасия Владимировна воспитатель
  • Батяйкина Ирина Олеговна воспитатель
  • Резник Ольга Васильевна воспитатель
  • Ильинцева Анна Сергеевна воспитатель
  • Исаева Галина Борисовна воспитатель
  • Анучина Ольга Александровна воспитатель

ГБДОУ д/с 44 Калининского района г. Санкт-Петербург Цель: Воспитание музыкального вкуса детей на примере песен В. Шаинского. Задачи:

  • сформировать представление о жизни и творчестве В. Шаинского;
  • воспитывать интерес к произведениям композитора;
  • развивать творческие способности у детей.

Ход мероприятия

Подробнее…

 

Занятия по Музыке
Короткова Елена Александровна   
28.03.2019 08:52
Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочееМузыкотерапия для детей. Эмоциональная сфера ребенка не может гармонично сформироваться сама по себе, а нуждается в мудрой и бережной помощи взрослых. Одним из методов, что даст возможность педагогам эффективно корректировать эмоциональное развитие ребенка и учить его эмоциональной саморегуляции, является музыкотерапия. В современном мире детская психика подвергается воздействию непрерывно растущего информационного потока, страдает от ухудшения экологии и других негативных внешних факторов. В результате появляются проблемы в развитии эмоциональной сферы детей, самыми распространенными из которых являются физическое и эмоциональное напряжение. Оно проявляется в раздражительности, агрессии и т. п. и является препятствием для гармоничного и эффективного развития личности ребенка. Помочь этому может музыкальный руководитель на своих занятиях, применяя элементы музыкотерапии для детей. Музыкальная терапия использует музыку как важный фактор психоэмоционального воздействия на детей.
Подробнее…

 

Занятия по Музыке
Алимушкина М М Крыкова И М   
27.03.2019 15:45
Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочееСценарий музыкального досуга «Нескучная классика» Цель: Познакомить детей с классической музыкой. Побудить интерес у детей к танцам, пению и игре на музыкальных инструментах – заниматься музыкой. Задачи:

  • сформировать представления о классической музыке
  • развивать музыкальные навыки и умения детей
  • развивать творческое мышление и воображение детей.

Ход досуга: Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о классической музыке. Как вы думаете какая она, классическая музыка? Дети: Благородная, светлая, красивая.

Подробнее…

 

Занятия по Музыке
Пачина Алёна Михайловна   
16.03.2019 20:31
  • Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочееКонспект открытого занятия по краеведению «Коми музыкальные инструменты»
  • Цель: продолжение формирования представлений у детей о коми народных музыкальных инструментах.
  • Задачи:
  1. Продолжать знакомить детей с коми музыкальными инструментами, с историей создания.
  2. Развивать слуховое внимание и память.
  3. Способствовать развитию мелкой моторики при работе с берестой.
  4. Формировать желание и интерес к игре на коми народных инструментах.
  5. Воспитывать интерес к музыке коми.
  6. Обогащать словарный запас дошкольников: (рубель — сера палич, колотушка – тотшкэдчан, ручеек –зиль-зёль, погремушка –шур-шар, трещётка – сярган).

Оборудование: сундук, музыкальные инструменты (сера палич, тотшкэдчан, шур-шар, зиль-зёль, сярган), аудиозаписи «Журчание ручья», песня «Паськыд гажа улича»

Подробнее…

 

Занятия по Музыке
Лесникова Инна Васильевна   
06.03.2019 19:20
Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочееОткрытое занятие по вокально-хоровой работе в подготовительной группе детского сада «Весёлые моряки» Цель:

  • Создать радостную, доброжелательную атмосферу, которая способствует успешному вхождению ребенка в мир хорового искусства.

Задачи:

  • Учить петь осмысленно и выразительно, чисто интонируя мелодию песни
  • Развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять певческий диапазон детей
  • Формировать четкую, ясную певческую дикцию
  • Воспитывать у детей интерес к певческой деятельности.

Ход занятия: -Ребята, сегодня вы-матросы, и мы с вами отправляемся в путешествие по морям и океанам.

Подробнее…

 

Занятия по Музыке
Руденко Ирина Юрьевна   
22.02.2019 20:51
Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочееИспользование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду музыкальный руководитель Руденко И.Ю. В нашем детском саду мною проводится музыкально-оздоровительная работа, направленная на развитие музыкальности детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. Компонентами организации музыкально-оздоровительной работы в ДОУ является:

  • организация музыкальной здоровьесберегающей среды
  • использование здоровьесберегающих технологий в НОД и совместной деятельности,
  • просвещение педагогов и родителей.

Мною в работе с детьми используются следующие музыкально-оздоровительные технологии: дыхательная гимнастика

Подробнее…

 

Занятия по Музыке
Котова Марина Анатольевна   
22.02.2019 08:38
Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочееВажность и необходимость музыкально-ритмических движений в жизни дошкольника «Как песню, слагаешь ты лёгкий танец свой» А. Ахматова. Связь музыки с пространством особенно ярко выявляется в искусстве танца. В движениях танцующих как бы оживает скульптура. Язык хореографии – это красота и выразительность человеческого тела. История умалчивает о времени, когда именно появились танцы. С древности танец сопровождал различные трудовые процессы и народные праздники, есть мнение, что прародителями танца стали ритмичные движения при проведении религиозных ритуалов. Уроки танцев, наряду с математикой, философией, астрономией, естествознанием, логикой, языками и пр., вошли в систему образования еще в Античности. Уже тогда умение хорошо танцевать было признаком хорошего образования и высокого положения в обществе, ведь только состоятельные люди могли позволить себе получать образование. Следует отметить, что педагогическая мысль во все времена и во многих трудах мыслителей постоянно обращалась к тому, что, наряду с умственным развитием и воспитанием, необходимо и физическое. Психологи добавляют: физическая активность способствует умственному развитию детей. А танец, как один из инструментов физического развития, придется очень даже кстати. Слово «танец» переводится с древнеиндийского языка как «язык тела». И нашему телу действительно есть что сказать…
Подробнее…

 

Занятия по Музыке
Седова Дарья Сергеевна   
21.02.2019 19:21
Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочееСтатья и мастер-класс по теме: «Поющий ребенок – здоровый ребенок» Подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ № 57 «Страна детства» Седова Дарья Сергеевна г. Химки 2018 Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами коснемся важной для нас для всех темы – здоровья детей. И раскроем мы эту тему сегодня в связи с темой развития голоса. Поющий ребенок – здоровый ребенок. Это не случайные слова. Это доказанный факт. Врачи и психологи подтверждают: у детей, которые регулярно поют, лучше иммунная система, они здоровее и эмоционально более уравновешены, чем не поющие дети. Обычно, дети, которые никогда не занимались пением, не умеют формировать звуки. Зажатая нижняя челюсть не позволяет им открыто произносить звуки, что приводит к гнусавому звучанию голоса и произношению плоских гласных. У детей, новичков в пении, обычно наблюдается плохая дикция и короткое и шумное дыхание. Исследования головного мозга показали, что пение улучшает способность сосредоточиваться, улучшает память и развивает талант к импровизации, стимулирует речевую деятельность и оказывает позитивное влияние при дефектах речи. Тот, кто много поет – быстрее учит слова и понимает сложные взаимосвязи. Пение просто делает человека счастливым, и при этом не важно, поет ли человек один или в хоре, играя, катаясь на велосипеде или в ванной.
Подробнее…

 

Занятия по Музыке
Рязанова Юлия Константиновна   
20.02.2019 19:31
  1. Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочееПрезентация «Организация воспитателем музыкального воспитания в группе»
  2. Подготовила: Воспитатель Рязанова Юлия Константиновна Пгт Юрино 2019 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Юринский детский сад «Теремок»
  3. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛИ, ЗАДАЧ И ПРИНЦИПОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ 
  4. Задачи музыкального воспитания:
  • формирование мотивационно-ценностного отношения ребенка к музыке
  • формирование у него осознанного восприятия музыки;
  • формирование умений и навыков её исполнения.

Мотивационно-ценностное отношение ребенка к музыке – это сложное педагогическое явление, интегрирующее в себе три взаимосвязанных компонента: устойчивый интерес, увлеченное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на неё;

Подробнее…

Источник: http://doshkolnik.ru/musika.html?start=33

Как развить музыкальные способности детей дошкольного возраста

На протяжении многих веков музыка обладает одним из самых сильных уровней воздействия на эмоциональную составляющую человека. Она оказывает влияние на настроение людей, а также играет важную роль в процессе воспитания ребенка.

После многочисленных исследований была доказана необходимость в формировании музыкальных способностей начиная с раннего возраста. Чем раньше ребенок начинает познавать мир музыки, тем легче ему будет развивать свои музыкальные таланты в будущем.

Специалисты утверждают, что недополученные в детстве музыкальные эмоции невозможно восполнить в старшем возрасте.  Именно поэтому музыкальное воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте.

Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочееДети от рождения музыкальны — важно развивать эти способности

Ученые определяют термин способность как особенность человека быстро получать определенные навыки и использовать их. Основным свойством способности является то, что она не может существовать без постоянного развития. Поэтому музыкальное воспитание призвано развивать способности подрастающего поколения, тем самым формируя основы музыкальной культуры будущего.

Виды музыкальных способностей

Все музыкальные способности условно можно разделить на три вида:

  1. Ладовое чувство – это предрасположенность к определению ладовых функций мелодий. Другими словами способность ощущать эмоциональную выразительность произведения. Ладовое чувство проявляется в узнавании мелодии, а также в реакции на интонации звука. У детей эту способность можно определить по интересу к прослушиванию мелодий.
  2. Слуховое представление характеризуется возможностью ребенка воспроизводить мелодии на слух. Эта способность позволяет в будущем развивать внутренний слух. То есть, позволяет тренировать музыкальную память и воображение. Это основная характеристика музыкального слуха и совместно с ладовым чувством она составляет основу гармонического слуха.
  3. Чувство ритма дает возможность чувствовать временные отношения в музыке. Она позволяет активно чувствовать эмоциональную составляющую мелодии и точно воспроизводить ее на слух. У детей эта способность проявляется в физической реакции на звук, которые отражают ритм музыки.

Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочееЧто входит в понятие «музыкальные способности»

Отдельным видом одаренности специалисты называют музыкальную память. Это способность к воспроизведению мелодии в памяти. Она непосредственно связана с музыкальным воображением и формирует способность к написанию собственных произведений.

Музыкальная деятельность дошкольников и ее виды

Любая деятельность человека на протяжении жизни позволяет использовать полученный опыт и развивать способности в любой сфере жизнедеятельности.

Музыкальной деятельностью можно назвать разнообразие методов познания музыкальной стороны жизни, а также повышение эмоциональной восприимчивости во всех аспектах окружающей жизни.

С деятельностью в сфере музыкального образования тесно связан процесс самопознания каждого человека.

В детских дошкольных учреждениях сравнительно недавно стали разрабатывать программы музыкального воспитания. Эти программы призваны помочь ребенку достичь целостности и гармонии, а также стать талантливой и креативной личностью в будущем.

Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочееПервые музыкальные игрушки

Можно выделить несколько видов музыкальной деятельности в процессе воспитания детей дошкольного возраста:

  • Комплекс программ для повышения эмоционального восприятия музыкальных композиций. Прослушивание музыки помогает развивать способность откликаться на различные мелодии и формирует вкус ребенка.
  • К исполнительной деятельности можно отнести пение, воспроизведение ритма и игру на различных детских инструментах. Все эти действия позволяют ребенку развивать интерес к музыке и умение исполнить мелодию либо спеть песню с аккомпанементом или без него.
  • Повышение уровня музыкального образования является неотъемлемой частью деятельности детей. Этот процесс дает возможность узнать много нового и интересного о музыке, музыкальных инструментах, а также о возникновении разнообразных стилей и направлений.

Использование всех методов музыкальной деятельности позволяет детям перейти на этап овладения творчеством.

Средства развития музыкальных способностей

Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучить их основным понятиям музыкальной грамоты.

Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочееМузыкально-дидактическая игра на понятие ритма и ладов

Используя музыкально-дидактические игры, можно развить у детей чувство ритма, координацию, способности к творческим начинаниям, а также увеличивает уровень раскрепощенности. Игры дают детям возможность применить теоретические навыки в реальной ситуации.

Данная форма обучения детей имеет несколько основных задач:

  • Повышение ориентирования дошкольников в игровых ситуациях.
  • Развитие эмоциональной, эстетической отзывчивости, а также повышение интереса и любви к музыке.
  • Улучшение и совершенствование чувства ритма, слуха и музыкальной памяти.
  • Воспитание в детях отзывчивости, доброжелательности и общительности, используя игровую форму подачи информации.

Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочееИгровое обучение музыке

Каждое игровое занятие несет в себе определенную функцию. В зависимости от игры можно выделить несколько вариантов игр:

  1. Игры на развитие музыкальной восприимчивости и слуха.
  2. Занятия, повышающие чувство ритма.
  3. Игровые тренировки музыкальной памяти.

Прививать детям определенные навыки нужно постепенно.

Каждая новая игра должна появляться после того, как усвоена предыдущая. Планирование музыкальных занятий – это важная функция воспитателя. От правильной постановки задач зависит скорость обучения детей, а также развитие музыкальных способностей.

Способы развития ладового чувства

Самым простым способом развивать у детей ладовое чувство считается прослушивание мелодий разнообразных стилей и направлений. На занятиях с дошкольниками преподаватель должен воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушивание музыки.

Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочееЛадовое чувство — статистика у дошкольников

Многие преподаватели разрабатываю комплекс занятий по совершенствованию и развитию ладового чувства. Для этого используется система вокально-речевых игровых занятий, на которых дошкольники учатся имитировать те или иные звуки окружающей жизни. Примером таких имитация может служить имитация некоторых эмоций посредством звука (например, радость, злость, нежность, грусть).

Такие игры позволяют детям не только развивать музыкальные способности, но и формировать правильную речь, культуру пения. Они дают возможность обогатить словарный запас и наилучшим образом раскрыть возможности музыкального воображения.

Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочееЧто такое ладовое чувство

Также в развитии ладового чувства важной составляющей является работа с интонациями. При воспроизведении на слух речевых оборотов с правильной интонацией дети расширяют свой эмоциональный кругозор и получают новые ассоциативные ощущения.

Музыкальные занятия для дошкольников должны чередоваться с речевыми упражнениями. Это позволить добиться большего результата не только в музыкальном образовании, но и поможет развиваться в будущем.

Упражнения для тренировки слухового представления

Нас окружает огромное количество разнообразных звуков. Именно этот факт помогает детям развивать слуховое представление на музыкальных занятиях для дошкольников. Основной задачей таких тренировок является расширение восприятия звуков.

Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочееСлуховые представления — статистика

Примерами упражнений на слуховое представление являются:

  • Узнавание звучания определенного музыкального инструмента на слух.
  • Определение направления звука и местонахождения его источника.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/formirovanie-muzykalnyh-sposobnostej-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-i-ih-razvitie.html

Как организовать эффективное музыкальное занятие?

Структура музыкального занятия для детей

Обучение ребенка музыке будет успешным, если педагогом был выбран правильный подход к построению музыкальных занятий. Если говорить коротко, то для дошкольников эффективными считаются занятия, в которых используются разные виды деятельности, применяется игровая методика.

При правильном построении музыкальных занятий осуществляется систематическое и всестороннее развитие детей, направленное на достижение поставленных целей.

При этом малышам интересно выполнять задачи педагога, они с удовольствием знакомятся с новым материалом, приобретая новые и полезные навыки, умения, знания.

Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочее

Виды музыкальных занятий

Прежде чем начать занятия музыкой с ребенком, педагог должен определить вид этого занятия, что поможет подобрать дальнейшую структуру и последовательность работы.

Виды музыкальных занятий Характеристика
Индивидуальная работа и работа с подгруппами Чаще применяется в занятиях с младшими дошкольниками, которым сложно работать большими группами. Длительность таких занятий — 5-10 минут, частота – 2 раза в неделю. Для эффективности индивидуальных занятий объединяют разные виды деятельности, используют игровые приемы, яркие наглядные атрибуты. Индивидуальные занятия могут понадобиться не только детям, которые отстают от своих сверстников: часто подобная работа направлена на развитие и совершенствование конкретных музыкальных способностей, на обучение игры на музыкальных инструментах. Работа с подгруппами уместна, когда несколько детей проявляют интерес к одному музыкальному виду деятельности.
Фронтальные занятия Охватывают все виды музыкальной деятельности, проводятся с детьми всей группы.
Доминантные занятия Доминантное занятие актуально для развития конкретной музыкальной способности, и заключается в доминировании одного из видов музыкальной деятельности:

  • восприятия музыки;
  • пения;
  • музыкально-ритмических движений;
  • игры на музыкальных инструментах;
  • детского музыкального творчества.
Тематическая работа Тематические занятия предусматривают использование всех видов музыкальной деятельности, объединенных общей темой. Различают 3 вида таких занятий: собственно тематическое (может проводиться вместо утренника), музыкально-тематическое, где тема занятия связана непосредственно с музыкой (например, «Динамика», «Тембр в музыке» и т.д.), и сюжетное, которое объединено единой темой и имеет общую сюжетную линию.
Комплексные занятия Содержат различные виды искусства и художественной деятельности, чаще бывают фронтальными, проводятся с группой детей. Целью комплексных занятий является:

  • познакомить детей со спецификой различных видов искусства;
  • акцентировать внимание на особенностях художественных средств разных видов искусства;
  • научить передавать свои мысли и настроения за счет разных видов деятельности.

Рекомендуемая частота таких занятий – раз в месяц.

Типовые занятия Как правило, на типовых занятиях используются различные виды музыкальной деятельности. На практике же выясняется, что во время занятий не используется какой-то один вид деятельности, например, игра на музыкальных инструментах. Если это явление имеет непостоянный характер, то нарушений в организации типового занятия нет – это норма.

Каким требованиям должно отвечать музыкальное занятие?

Хороший педагог, профессионал своего дела, составляя музыкальное занятие должен учитывать общепринятые требования:

  1. Физическую, умственную и эмоциональную нагрузку ребенка.
  2. Последовательность используемых видов музыкальной деятельности и репертуара.
  3. Связь развития музыкальных способностей, освоения навыков и знаний, разучивание музыкального репертуара.
  4. Возрастные особенности учеников, наличие и специфику отклонений в развитии.
  5. Соответствие занятий учебным задачам музыкального развития.

В большей степени эффективность музыкальных занятий зависит от:

  • учебного материала, его качества и содержания;
  • поставленных целей и задач;
  • особенностей ребенка (возрастных и индивидуальных);
  • методов, приемов обучения;
  • профессионализма педагога и его умения контактировать с ребенком.

Структура стандартного музыкального занятия

Стандартное занятие на развитие музыкальных способностей ребенка включает 4 основных направления:

  1. Слушание музыки.
  2. Ритмика.
  3. Развитие слуха.
  4. Развитие способностей к музицированию.

С каждым новым занятием материал должен усложняться и обогащаться новой информацией. Однако не стоит забывать о повторении уже пройденного материала. В каждом музыкальном занятии должна присутствовать новизна, сюрприз, элемент неожиданности.

Педагог должен тщательно продумывать каждую секунду предстоящего занятия, тщательно готовиться к его проведению.

В музыкальных занятиях приветствуется импровизация – она позволяет творчески подходить к решению поставленных задач, что очень полезно для развития познавательных процессов ребенка.

В музыкальном занятии должны использоваться разные методы музыкальной деятельности. В целом структура занятия может выглядеть так:

  1. Вводная часть занятия: музыкально-ритмические упражнения. Задача: настроить ребенка на занятие, развитие танцевальных навыков, разучивание простых танцевальных движений.
  2. Основная часть занятия: a) Слушание музыки. Задача: воспитывать в ребенке умение вслушиваться в мелодию и аккомпанемент, которые создают художественно-музыкальные образы, учить эмоционально реагировать на прослушиваемые произведения. b) Пение и подпевание. Задача: развивать певческие навыки ребенка, способствовать развитию музыкального слуха, учить петь чисто, не напрягая голос, правильно забирать и распределять дыхание во время пения.

    c) Музыкально-дидактические игры. Задача – познакомить ребенка с музыкальными инструментами, их особенностями и характеристиками; развивать познавательные процессы ребенка и музыкально-сенсорные способности.

  3. Заключительная часть занятия. Игра или пляска на выбор. Задача: вызывать у детей интерес к занятиям, желание заниматься музыкой; доставлять эмоциональное наслаждение от выполняемых действий, вызывать чувство радости.

Любое музыкальное занятие можно и нужно корректировать, подстраивать под необходимые цели и задачи, учитывая степень усвоения детьми изучаемого материала и их психоэмоционального состояния. И главное помнить, что музыкальное занятие должно обучать и развивать способности ребенка.

Что влияет на эффективность музыкального занятия?

Существует несколько правил, влияющих на успешность и эффективность музыкальных занятий с детьми.

  1. Педагог должен продумать занятие заранее, тщательно изучить его.
  2. Материал должен отвечать возрасту ребенка, быть последовательным.
  3. Занятия должны включать разные виды музыкальной деятельности.
  4. Наличие музыкально-педагогического оборудования на занятиях музыкой обязательно (музыкальные игрушки и инструменты, дидактические игры музыкального характера, звуковые и экранные пособия со специальным оборудованием, записи классической музыки, костюмы, атрибуты и многое другое).
  5. Важно использовать игровую методику обучения, моменты неожиданности.
  6. Занятия должны быть эмоционально насыщенными, веселыми и интересными.

Не менее важно, чтобы занятия проводились регулярно. Ребенка ничто не должно отвлекать, пока он занимается музыкой, поскольку несосредоточенность негативно влияет на восприятие и запоминание материала, а значит, занятие будет неэффективным, при этом драгоценное время будет потрачено впустую.

← Как сделать занятия музыкой интересными?Раннее музыкальное развитие →

Источник: https://jliza.ru/struktura-muzyikalnogo-zanyatiya.html

Развитие музыкально- творческих способностей детей. — презентация

  • 1 Развитие музыкально- творческих способностей детей
  • 2 Знакомство с видами развития творческой деятельности дошкольников в музыке. Цель сообщения
  • 3 Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта «Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему:» Джанни Родари
  • 4 Творческое начало у детей может проявляться в пении простейших мотивов, часто возникающих непроизвольно, по собственной инициативе.
  • 5 Условия для положительного влияния творческой деятельности Деятельность должна вызывать положительные эмоции, удовольствие Деятельность ребенка должна быть по возможности творческой Деятельность ребенка организованна должна быть так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности
  • 6 Цели для работы по развитию музыкально- творческих способностей Создать условия для развития личности ребенка Развивать мотивации личности к познанию и творчеству Обеспечить эмоционально е благополучие ребенка

7 Методические задачи Формировать у детей первоначальное представление о музыке, пении, театрально- танцевальной деятельности. Способствовать общему развитию дошкольников. Развивать музыкально-эстетическое восприятие мира, творчество детей в области музыкального воспитания. Привлекать детей к постановке музыкальных спектаклей, мюзиклов. Учить дошкольников творчеству в различных видах музыкальной деятельности.

  1. 8 музыкальность как комплекс эмоциональных и слуховых компонентов, позволяющих успешно решать все творческие задания; творческие способности, выражающиеся в увлеченности деятельностью, в переработке жизненного, музыкального опыта; индивидуально-характерологические особенности личности, определяющие качество ее эмоциональной и волевой сферы. Предпосылки возникновения и развития музыкально- творческих способностей
  2. 9 Показатели успешности музыкального творчества: Нахождение детьми выразительных средств для воплощения образа в мелодиях и движениях.
  3. 10 Показатели успешности музыкального творчества: Появление новых элементов при создании простейших форм песенного, инструментального, танцевального и игрового творчества.
  4. 11 Показатели успешности музыкального творчества: Своеобразие детской продукции, оригинальные приемы решения творческих заданий.
  5. 12 Психолого-педагогическое обоснование детского творчества Необходимое условие возникновения детского творчества — накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником.

13 Условие детского музыкального творчества — накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения.

  • 14 Песенное творчество Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно.
  • 15 Музыкально-игровое и танцевальное творчество. Стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы- воспитывать у детей творческое отношение к музыке
  • 16 Классическая и современная музыка обогащает музыкальные впечатления, воспитывает эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства.
  • 17 Творчество детей в игре на музыкальных инструментах. Владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах- обеспечивает успешное инструментально е творчество

18 Импровизации. Ситуации, придуманные самими детьми или подсказанные педагогом, наталкивают ребят на поиск выразительных средств, наиболее подходящих для конкретного образа.

19 Педагогическая цель- преобразование, которое совершается с детьми в процессе творческого поиска.

20 Детское творчество, детские находки, детские мысли, — вот что создает атмосферу радости на занятиях, формирует личность, оптимизирует развитие созидательных способностей. Вывод

21 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Каково значение творческого развития дошкольников? 2. Охарактеризуйте виды развития музыкального творчества. 3. С какого возраста рекомендуется развивать творчество у детей? 4.

Какой музыкальный репертуар целесообразно использовать в обучении творческому развитию дошкольников? 5. Какова методика обучения дошкольников в процессе творческого развития? 6.

На примере какого-либо музыкального произведения составьте конспект занятия, в ходе которого педагог полноценно может раскрыть творческую деятельность дошкольников на музыкальном занятии.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/340371

Современные методики и технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО

Ташкинова Елена Николаевна

Музыкальный руководитель, ГБОУ СОШ с. Хворостянка СП «Детский сад «Колосок», с. Хворостянка

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ташкинова Е.Н. Современные методики и технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО // Совушка. 2016. №3(5). URL: http://kssovushka.ru/zhurnal/5/ (дата обращения: 23.10.2019 ).

Назначение любого вида искусства —  это отражение действительности в ё    художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыка отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке.

Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль.  Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений.

   Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве в условиях ФГОС ДО  расширились. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

 Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных подходов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Применение   инновационных методов и форм, техник и технологий в музыкальном воспитании в условиях введения ФГОС стало целью моей работы.

Цель реализую в  задачах  которые отвечают насущным запросам ребенка:

  1. создание условий,  предоставляющих возможности  каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
  2. творческое развитие природной музыкальности ребенка;
  3. высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
  4. помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).       

Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе – внимание к каждому ребёнку: учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей. Есть ещё ряд принципов, которых я придерживаюсь на музыкальных занятиях:

  1. Музыкальный руководитель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
  2. Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков.
  3. Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам.
  4. Ориентация на индивидуальные открытия. Детей надо делать соучастниками игры или задумки.

Новые подходы к музыкальному образованию потребовали  использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.

Путь к музыке должен быть оправдан с точки зрения человека, и исходить из него.

В связи с этим, выбирая  формы и методы работы  музыкально-художественной деятельности, представилась необходимость направлять их на развитие у детей: способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению; ассоциативности художественного мышления; выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической пластической      инструментальной.

  • В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей  лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных  инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание  стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
  • Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике – это:
  • Коммуникативные танцы
  • Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:
  • развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы,
  • развития двигательной координации,   развития чувства ритма.
  • Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)
  • Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.
  • Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
  • Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)
  • Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи.
  • «Хор рук»

Источник: https://kssovushka.ru/zhurnal/5/270

Ссылка на основную публикацию