Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада, в том числе на тему осень, работа с календарем природы

Конспект

«Осень, осень в гости
просим»
(старшая
группа)

 Анохина
Г.П.   ГДОУ №93

  • Цель: Обобщить
    и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие
    дни  и длинные ночи, моросящие затяжные
    дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).
  • Конкретизировать представления детей
    о диких животных осенью, и подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и
    характера шерсти, утепление жилища).
  • Закрепить и конкретизировать знания о
    перелетных и зимующих птицах, насекомых осенью.

Обогащение словаря: живописная, багряный, моросящие, листопад, перелетные, зимующие и т.д.

  1. Воспитывать гуманные отношения к
    обитателям природы, желание любоваться красотой осенних пейзажей, окружающего
    мира.
  2. Предварительная работа:
  3. ·       Наблюдения за живой и неживой
    природой.
  4. ·       Экскурсии по экологической тропинке
    детского сада.
  5. ·       Рассматривание картин и репродукций
    об осени.
  6. ·       Чтение художественной литературы.
  7. ·       Заучивание стихов, отгадывание
    загадок.

Оборудование:
слайд-проектор, аудиозапись («Времена года» П.И, Чайковского), картины,
репродукции.

  •  Ход занятия:
  • Воспитатель
    читает стихотворение (звучит аудиозапись)
  • Лес, точно терем расписной
  • Лиловый золотой багряный
  • Веселой, пестрою стеной
  • Стоит над сонною поляной
  • Березы желтою резьбой
  • Блестят в лазури голубой
  • И.Бунин      
  • ·       О каком времени года стихотворение?
  • ·       А какие еще времена года вы знаете?
  • ·       Сколько месяцев длится осень?
  • ·       Назовите осенние месяцы
  • ·       Давайте посмотрим, чем  осень отличается от других времен года?
  • ·       В этом нам поможет наш волшебный
    экран. (на экране картина Левитана «Осень»)
  • ·       Какое время года мы видим на картине?
  • ·       А какой период осени?

·       Какое настроение вызывает у вас
картина? Как бы вы ее назвали?

  1. (Высказывания детей)
  2. Игра: «Координация речи с движением»
  3. К нам на
    длинной тонкой ножке(прыжки на одной ноге по кругу)
  4. Скачет дождик
    по дорожке
  5. В лужице —
    смотри, смотри!-(дети
    стоят лицом в круг ритмичные приседания)
  6. Он пускает
    пузыри.
  7. Стали
    мокрыми кусты,(наклон, руки к полу, потряхивание кистями)
  8. Стали
    мокрыми цветы.
  9. Мокрый
    серый воробей(встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями)
  10. Сушит перышки скорей
  11. Внимательно послушайте еще стихотворение:

Падают,  падают листья.
В нашем саду листопад, желтые, красные листья,

по ветру вьются, летят.

·       О каком времени осени говорится в
этом стихотворении?

— Верно,  это средина осени. Мы
называем ее золотой, почему?

·       А вы помните, как однажды на прогулке
подул сильный ветер, и на нас полил золотой дождь? Мы все засмеялись от
радости, запрыгали, замахали руками.  Что
это был за дождь? Чему мы радовались?

  • ·       А теперь представьте, что вы осенние
    листочки, выберите из корзинки любой листочек и определите с какого он дерева.
  •  Игра «Лист лети ко мне»
  • (дети кружатся пока воспитатель
    скажет к примеру: «кленовый лист лети ко мне» или «найди свое дерево»)
  • ·       Кто знает, Почему осенью опадают
    листья с деревьев?
  • (высказывания детей)
  • -верно, осенью прекращается сокодвижение.
  • Да ребята, в пору золотой осени природа необыкновенно красива, многие
    поэты посвятили свои стихи этой красоте.
  •  (стихотворение «Лист качается узорный» Благининой)
  •  ·       Давайте вспомним другие приметы.
  • (дети перечисляют приметы).

— Верно, птицы улетают на юг. Почему они улетают?

  1. ·       Назовите птиц, которые улетают от
    нас?
  2. ·       Каким, одним словом их можно назвать?
  3. ·       А как назовем птиц, которые остаются
    с нами зимовать?
  4. ·       Назовите зимующих птиц.

·       Зимой птицам жить тяжело, они летают
стайками. Так легче прокормиться.

  • ·       По внешнему виду воробьев, например,
    можно угадать погоду.
  • Если воробьи гладенькие и поджарые, значит на улице тепло.
  • А если пухлые и взъерошенные – значит мороз трещит.
  • ·       Что для птиц страшнее, холод или
    голод?
  • ·       Как мы можем помочь птицам зимой?
  • Физминутка.
  • Гуси серые летели,                 

(Плавно машут руками)
На лужайке тихо сели. (Приседают)
Походили, поклевали,
(Ходят, наклоняя голову)
Потом быстро побежали. (Прыгают  на подскоке)
Мы были у бабуси («Лепить
пирожки»)

Прилетели гуси

(Помахать
крыльями-ладошками.)
Первый гусь испек пирог,
А второй ему помог,     

(Поочередно
массировать каждый палец,

начиная
с большого)

Третий гусь накрыл на стол, 
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал

И пирог  у них склевал.            (Постучать пальцами по коленям)

Раз, два, три, четыре, пять,              (Поочередно загибать пальчики)
Выходи гусей считать!

·       Посмотрите на эти две картины.
Которую из них нарисовал Левитан?

  1. (показ слайда)
  2. ·       Какие чувства вызывает у вас эта
    картина?
  3. ·       Почему становится грустно?

·       Наступила поздняя осень. Природа уже
не так красива, она приготовилась к встрече зимы.

  • ·       Но люди любят осень не только за
    красоту, как вы думаете, за что еще?
  • — Верно, осень щедра дарами: и сады, и лес, и огороды дарят людям много
    вкусного и полезного.  
  • ·       Хотите посмотреть, что происходит в
    осеннем лесу?

(Показ слайдов. По ходу показа — 
высказывания детей). 

·       Кого мы увидели первого в лесу?

Подвижная игра «Ёжик»

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по
лесу.
Любит рыться  в мокрых листьях колется,
колется.
Уж я ёжику-ежу в поле тропку покажу

  1.  где катают мышки еловые шишки.
  2. ·       А вот кто встретится в лесу после
    ежика, вы узнаете, если разгадаете ребус:
  3. Правильно, значит потом
    мы встретим лису.
  4. ·       (продолжается просмотр слайдов)
  5. Загадка

В руки ты его возьмёшь – и тебе не страшен
дождь! Дождь пойдёт – его ты сложишь! И гулять под солнцем сможешь. Если ясен горизонт, что оставим дома?


(Зонт)

  • ·       Вот такая красивая отгадка есть у
    нас.
  • Этот зонтик не только
    красивый, а еще и волшебный
  • Кто встанет под ним и покрутит его, сразу вспоминает какую то
    примету осени или стихотворение. (Воспитатель встает под зонт и говорит:
    «Осенью часто идут затяжные моросящие дожди»)
  • Дети по желанию встают под зонтик и вспоминают признаки осени.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада, в том числе на тему осень, работа с календарем природы Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада, в том числе на тему осень, работа с календарем природы

Источник: http://pochemu4ka.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/okruzhajushhij_mir/konspekt_quot_osen_osen_v_gosti_quot/201-1-0-1971

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Осень» в средней группе

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада, в том числе на тему осень, работа с календарем природыКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Осень» в средней группе

Составила и провела: Жданкина Т.А Иркутск, 2019 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска детский сад №54

  • Цель: обобщить знания детей по теме: «Осень»
  • Задачи:
  • образовательные:
  • уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
  • активизировать словарь детей по теме занятия;
  • совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
  • развивать интерес к выполнению заданий.

воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;
  • развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
  1. Оборудование:
  2. конверт с письмом и заданиями от Осени;
  3. 3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);
  4. листочки из картона для дорожки;
  5. набор «Одень куклу», изображения разных предметов. (По 2 набора)
  6. аудиозапись «Звуки осеннего леса»;
  7. видеофильм «Осень».
  8. Презентация «Почему опадают листья»
  9. Ход занятия:
  10. Вводная часть
  11. Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо.
  12. Хотите узнать, от кого оно? (Да)
  13. Тогда отгадайте загадку:
  14. Несу я урожаи,
  15. Птиц к югу отправляю,
  16. Деревья укрываю,
  17. Но не касаюсь елочек и сосен,
  18. Кто я такая? (Осень)
  19. — Да, ребята, это письмо от Осени.

Давайте посмотрим, что же в конверте? (Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу).

  • Письмо: На лесной опушке я краски разводила,
  • По листве тихонько кистью проводила.
  • Пожелтел орешник, и разделись клены,
  • И зазолотились листья у берёзы.
  • Ребята, я вас приглашаю в осенний лес.
  • — Принимаем приглашение осени?

Тогда — в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.

Беседа:

— Вот мы пришли в осенний лес. Осенний лес — какое чудо!

Листва ковром лежит повсюду. Деревья стройные стоят,

Ветвями на ветру шумят. Как хорошо в лесу!

А зачем люди ходят в лес? (Чтобы подышать свежим воздухом. Собрать грибы).

А зачем осенью, да ещё и поздней?

— А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. (Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя).

Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. (Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса»)

-Открываем глаза. Ребята, кто что услышал?

-Вот как нас встретил лес — зашумел, зашуршал, загудел.

Давайте опять закроем глаза. Чем-то пахнет в осеннем лесу?

Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес? (Опавшей листвой, грибами)

— Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.

Давайте присядем на этот осенний ковёр. Открыли глазки

А зачем деревья сбрасывают осенью листву? (Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега).

— Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.

Презентация «Почему опадают листья»

— Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть (ответы детей)

Физкультминутка «Листочки».

Осенние листочки закружились.Веселый ветер зашумел над ними,Весело они летели и на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.Весело они летели на землю сели.

  1. (Повторяют за воспитателем: кружатся, бегут на носочках, выполняя взмахи кистями рук, присаживаются.)
  2. 1 задание «Отгадай»
  3. — А теперь перейдём к заданиям на карточках.

Первое задание называется «Отгадай загадку». Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!

1). Кто же ухаживает за лесом? И как его называют? (-Лесник)

2)Осень в гости к нам пришлаИ с собою принесла.Что? Скажите наугад!

  • Ну, конечно. (листопад)
  • 3)Мочит поле, лес и луг,Город, дом и все вокруг!Облаков и туч он вождь,
  • Ты же знаешь, это. (дождь)
  • 4) Холода их так пугают,К теплым странам улетают,Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки?. (птицы)

  1. 5) Вслед за августом приходит,С листопадом хороводитИ богат он урожаем,
  2. Мы его, конечно, знаем (сентябрь)
  3. 2 задание «Игра ДА или НЕТ» (при ответе «да» на вопрос воспитателя, дети хлопают в ладоши).
  4. — Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?Осенью растут грибы?Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?Ну а птицы гнезда вьют?А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?Птичьи стаи улетают?Часто-часто льют дожди?

  • Солнце светит очень жарко?
  • Можно детям загорать?
  • Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?
  • 3 задание «Какая бывает погода осенью»
  • Когда дует ветер — ветренаяХолодно — холоднаяПасмурно — пасмурная
  • Сыро –сырая
  • Когда идет дождь- дождливаяХмуро — хмураяЯсно – ясная
  • Молодцы, справились со всеми заданиями
  • Просмотр фильма «Осень»

-Нам Осень приготовила сюрприз – это фильм. Смотрите его внимательно, этот фильм поможет вам справиться с последним заданием.

Практическая часть

— Итак, последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, облака, дети и одежда. Осень предлагает вам составить осенние картины. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года. (Дети составляют картины осени)

Итог занятия

— Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились

Пора возвращаться в детский сад.Раз, два, три повернись, в детском садике очутись.Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались?

А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной.

Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!

Источник: http://xn--d1aifbdmeb2gxb.xn--p1ai/osen/23513-konspekt-zanyatiya-po-oznakomleniyu-s-okruzhayuschim-mirom-osen-v-sredneiy-gruppe.html

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень!»

  • Составитель:
  • Айгумова Светлана Магомедовна,
  • воспитатель
  • МБДОУ детский сад «Белоснежка»
  • п.Солнечный Сургутский рн
  • Задачи: Образовательные:
  • обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
  • уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
  • закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека
Читайте также:  Декоративное рисование в подготовительной группе, конспект занятия по теме: завиток, городецкая роспись, хохлома и прочее + картинки

Развивающие:

  • развивать внимание, память
  • улучшать общую моторику и координацию движений
  • развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

Речевые:

  • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
  • активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина,  лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие
  • обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

Воспитательные:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
  • воспитывать чувство любви к родной природе
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей: Анжелу Ж., Каролину А.; привлекать Руслана Г., Влада Г. к комментированию ответов других детей                                                              

Дидактический материал: кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»

Предварительная работа:

Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.

  1. Методы и приемы, использованные на занятии:
  2. • информационно – рецептивный метод,
  3. • словесный метод,
  4. • наглядный метод,
  5. • практический метод,
  6. • игровой метод.
  7. Ход занятия.

Звучит классическая музыка. П.И.Чайковский «Осень». Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.

  • Ребята, отгадайте загадку:
  • Он с бубенчиком в руке,
  • В сине – красном колпаке.   
  • Он веселая игрушка,
  • А зовут его… Петрушка

Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. — Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П.И.Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное.

У нас прошел конкурс рисунков «Золотая осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.

— Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.

  1. Неживая природа
  2. Растительный мир
  3. Животный мир
  4. Неживая природа осенью.
  5. Когда приходит осень?
  6. — Какие осенние месяцы вы знаете?

— Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)

— Назовите признаки осени в неживой природе?

Подробнее, расскажите, каким становится день?  (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.

— Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) — Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.) — Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).

Марк, ты хочешь что – то добавить? (По утрам, на траве, я замечал капельки росы, когда я иду по улицам — сыро, слякоть.)

Петрушка: «Ой, как скучно!»

Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора.

Знаменитый русский поэт — А.С.Пушкин написал про осень много стихотворений.

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы…

Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать  листочки.

Дидактическая игра «С какого дерева листок? ( Дети собирают разбросанные на полу листочки. Влад — клёна, Анжела — берёзы, Каролина –рябины, Саид – тополя, Петрушка-осины.) Молодцы, правильно.

Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать правильно листья.

Петрушка: «Спасибо. Ребята, теперь я запомнил!. А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру    « Назови листочек». Я называю дерево, а  вы называете какой листочек.

  • дуб – дубовый
  • клён – кленовый
  • осина — осиновый
  • рябина – рябиновый
  • берёза – берёзовый
  • тополь – тополиный
  • калина — калиновый
  • Молодцы! Правильно
  • Растительный мир осенью

Дети рассаживаются на стульчики в познавательном уголке. — Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях.) — Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.

) — Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточн.,листья меняют свой цвет и начинается листопад.

)

Руслан, Шахла, что еще интересного вы можете добавить о листьях? (загадка о листьях.)

Летом вырастают зелёными, А осенью опадают желтыми.

Под ногами лежат, Зашагаешь — шуршат, Яркие, цветные, Краешки резные.

— Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)

  1. Пальчиковая гимнастика «Осень» 
  2. Ветер северный подул
  3. (подуть на пальцы)
  4. С-С-С все листочки с липы сдул
  5. (с-с-с)
  6. Полетели, закружились и на землю опустились.
  7. (ладони зигзагами плавно опустить на стол)
  8. Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,
  9. (постучать пальцем по столу)
  10. Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.
  11. (постучать кулачками по столу)
  12. Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,
  13. (плавные движения вперед-назад кистями)
  14. Одеялом их накрыл.
  15. (ладони крепко к столу)
  16. Животный мир осенью

— Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин) — Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.) — Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме.

Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.) — Даниил, ты хочешь что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.

) — Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.) — что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.) — А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.

) — А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)

— Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком,и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.) — Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Дидактическаяигра «Улетают – не улетают» Дети встают около стульчиков. Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.

  • Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.
  • Петрушка: «Отгадайте загадку!»
  • Болтлива птичка — спору нет,
  • Расскажет новость и секрет!
  • Красива с виду, белобока

— Молодцы! Очень внимательны.

Кто? — Длиннохвостая… (сорока)

Эта птица перелётная или зимующая?

Человек осенью

— Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь, Влад? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.) — Конечно. Петрушке, наверняка, не терпится узнать, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)

— Какие работы выполняются в садах? — А в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)

— Саша, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.) — Саша М., что ты можешь добавить? (загадка о капусте)

— А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.)

А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, дяде Фёдору, чтобы стало чисто.)

— Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады.) — Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.  

Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»

— У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.

Мы приглашаем нашего гостя Петрушку поиграть с нами.

Каждый постарался на славу! Петрушка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами? -Петрушка, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили? — Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными?

— Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.

Список использованной литературы:

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N8, 2008

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N9, 2008

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.

Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.

Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа. / Автор-сост. П.Г.Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с. (Программа развития)

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. -.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Программа развития).

Ломбина Т., Лукша В. Авторская программа «Читайка», или Как познавательно развивать дошкольников.// Дошкольное воспитание N12, 2005.

Дошкольное воспитание N12 – 2005г.

Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: «Детство-Пресс», 2007. – 80 с.

Развитие связной речи. Подготовительная группа./ Автор-сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Скоролупова О.В. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Ч. 1» — М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2003», 2006. – 128 с., илл.

Интернет — ресурсы:

http://www.moi-detsad.ru/zanatia/zanatia4042.html

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;

Читайте также:  Театрализованные игры в первой младшей группе детского сада (режиссерские и драматизация), картотека с целями, план-конспект занятия

— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.

4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Источник: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konspektyi-istsenarii/news6914.html

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Осень»

  • УТВЕРЖДАЮ
  • Заведующий МБДОУ
  • «Детский сад №5»

________И.Н.Акшумова

  1. «_____»_______2017 г.
  2. Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Осень» с использованием личностно — ориентированных, игровых, здоровьесберегающих, информационно — коммуникативных технологий.
  3. Составила
  4. Воспитатель I кв. категории

Терновская О.А.

Абдулино, 2017г.

Программные задачи: Образовательные: уточнить и расширить знания детей об осенней поре года; активизировать словарь детей по теме занятия; совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы; сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период. закрепить знания детей об основных признаках осени, цвете и форме.

Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук. Развивающие: развивать познавательный интерес детей, их внимание и память; развивать интерес к выполнению заданий. развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе; создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.  

  • Предварительная работа: чтение стихотворений об осени, рассматривание иллюстраций, работа с календарём природы, отгадывание загадок, рассматривание осенних листочков, подвижные и дидактические игры по данной теме.  
  • Оборудование: Конверты с письмом и заданиями от Злой ведьмы, обручи для «кочек», листочки из картона для дорожки, листочки разных цветов для игры «Лист, лети ко мне», картинки для календаря природы, зонт, трафареты, нитки, клей, кисти, простые карандаши, корзина с яблоками, воздушные шары, презентация, музыкальное сопровождение.
  • Ход непосредственно образовательной деятельности:
  • Вводная часть
  • Дети с воспитателем входят в группу здороваются с гостями.
  • Основная часть

Воспитатель: Дети посмотрите, что я вам принесла. По дороге в детский сад, я собрала вот такие красивые листочки. И один из них рассказал мне свою историю. Послушайте ее.

«Я маленький позолоченный листочек. Меня весело качает ветерок и будто зовет с собой. И вот я отрываюсь от веточки, взлетаю высоко, высоко…, как хорошо кружиться над землей. А когда устаю, спускаюсь на землю отдохнуть.»

Воспитатель: Дети, в какое время года приглашает нас этот листочек?

Дети: Осень. Воспитатель: Да, ребята, правильно Осень. Ребята, посмотрите к листочку приклеен конверт. Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, раздается звук открывающейся двери, волшебства). Голос в записи: Я – ведьма злая и могучая.

  Соберу сейчас я тучи,  Всю осеннюю листву  Я с собою заберу!  Не хотите Осень, дети?  Так не быть же ей на свете!  Будет сразу вам – зима!  Холод, лёд и снега – тьма! Воспитатель: Ой, ребятки, это проделки Злой ведьмы.

Что нам делать? Неужели наступит сразу зима после лета? Мы не будем любоваться разноцветными листьями, не сделаем запасы на зиму?

Голос в записи: Чтобы помочь освободить Осень вам необходимо выполнить все мои задания. Ну что, готовы?  Дети: Да!

Голос в записи: Первое задание лежит в конверте, на котором нарисован не съедобный гриб. (Дети ищут конверт с мухомором.)

Воспитатель: Открывает найденный конверт: Первое задание, необходимо пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь. (Ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу). Ну вот мы и добрались. Посмотрите перед нами Календарь природы.

Давайте заполним календарь природы. 1.Назовите мне пожалуйста какое сейчас время года? ( Осень). 2. Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).

На столе разложены картинки, вставьте их в календарь. Будьте внимательны на столе есть картинки не относящиеся к осени. Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием!

Голос в записи: Второе задание лежит в конверте, на котором нарисовано перелетная птица (Дети ищут конверт с ласточкой.)

Воспитатель: Ребята, путь нам преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать? Дети: Идём дальше.

Воспитатель: Ребята, нам нужно прыгать с кочки на кочку и не оступиться, а то попадёте в болото, осторожно. (Прыгают по кочкам, ). Воспитатель: Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие.

А вот и следующее задание, слушайте внимательно: Представьте, что вы осенние листочки, выберите из корзинки любой листочек и определите с какого он дерева.

Игра «Лист лети ко мне»

(дети кружатся под музыку пока воспитатель не скажет к примеру: «кленовый лист лети ко мне»

Воспитатель: Какие вы молодцы и с этим заданием справились успешно. Предлагаю не скучать, и немного поиграть с веселыми мухаморами.

  1. Танец «Мухаморы» Воспитатель: Ну, что – же продолжаем дальше выполнять задания от Злой ведьмы.
  2. Голос в записи: Обратите внимание на конверт, на котором нарисован круглый фрукт красного цвета. (Дети ищут конверт с яблоком)
  3. Воспитатель: Загадка

В руки ты его возьмёшь – и тебе не страшен дождь!  Дождь пройдёт – его ты сложишь!  И гулять под солнцем сможешь.  Если ясен горизонт, что оставим дома? 

  • (Зонт)
  • Вот такая красивая отгадка есть у нас.
  • Этот зонтик не только красивый, а еще и волшебный, кто встанет под ним и покрутит его, сразу вспоминает какую то примету осени или стихотворение. (Воспитатель встает под зонт и говорит: «Осенью часто идут затяжные моросящие дожди»)
  • Дети по желанию встают под зонтик и вспоминают признаки осени и рассказывают стихи.
  • Воспитатель: Какие вы умнички и с этим заданием справились, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Злой ведьмы.
  • Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам детвора.
  • Двигательный тренинг «Мы идем в осенний лес»
  • Мы идем в осенний лес. — маршируем на месте
  • А в лесу полно чудес! — разводим руки в стороны, «удивляемся»
  • Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
  • Это очень хорошо. — хлопаем в ладоши
  • Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
  • И в корзинку собирать. — сводят руки перед собой в «корзинку»
  • Вот сидят маслята, — загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
  • На пеньке – опята,
  • А во мху – лисички,
  • Дружные сестрички. — делают манящие движения руками
  • «Подосиновик, груздок, — грозят указательным пальцем правой руки
  • Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
  • Ну, а ты, мухомор, — встаем, разводим руками в стороны
  • Украшай осенний бор!»
  • Воспитатель: Молодцы, вы так ловко справились со всеми заданиями   
  • Практическая часть:

Воспитатель: Мы выполнили все задания Злого разбойника, но что-то он не спешит освобождать нашу пленницу, так посмотрим, здесь ещё какая-то записочка от него. Прочитаем ее.

Что же в ней написано (воспитатель достаёт записку и читает): «Освобожу я вашу Осень, если вы сделаете мне красивые подарки.

» Воспитатель: Ну что-же ребята, давайте выполним пожелание нашей Злой ведьмы. Дети садятся за столы.

Воспитатель. Берём трафарет дерева, прикладываем на лист бумаги и обводим по контуру. Убираем трафареты. Дерево обильно намазываем клеем, не выходя за контур. Насыпаем нитки на всю поверхность дерева. Прижимаем ладошкой, чтобы нитки хорошо приклеились. (Дети выполняют задание под музыкальное сопровождение)

  1. Воспитатель: Ну вот, посмотрите, какие у нас получились картины, мы их передаём злой ведьме.
  2. Раздается мелодия расколдованной Осени.
  3. Воспитатель: Ведьма сдержала своё обещание и освободил нашу Осень.

Посмотрите в окно, как красиво на ветру шевелятся листочки, это Осень нас благодарит за то, что мы освободили её. Давайте помашем ей.

  • (Пока дети смотрят в окно в группе появляются воздушные шары и корзина с яблоками.)
  • Воспитатель: Ребята, это осень прислала подарки вам.
  • Заключительная часть
  • Воспитатель: Ребята, вспомните чем мы сегодня занимались. (Ответы детей)

Сегодня мы вспомнили, какой бывает осень. Выполнили все задания Злой ведьмы и составили очень красивые картины осени. Сегодня мы показали себя настоящими знатоками природы!

 Дети прощаются с гостями и выходят из группы.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu_v_starshej_171857.html

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

  •         МДОУ «Детский сад № 10 «Серебряное копытце» г. Алушты»
  •     Конспект НОД по ознакомлению с природой
  •                       в старшей группе
  •          Тема: «Осень, осень в гости тебя просим»
  •                                                                         Подготовила воспитатель:

                                                                        Тураева Т.О.

  1.                                                    2015г.
  2. Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе.
  3. Задачи:
  • Закрепить и конкретизировать знания о перелетных и зимующих птицах осенью.
  • Расширение и углубление представлений о диких животных осенью.
  • Активизировать словарь детей по теме занятия.
  • Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.
  • Воспитывать бережное отношения к обитателям природы, желание любоваться красотой осенних пейзажей, окружающего мира.
  • Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Предварительная работа:   

  • Наблюдения за живой и неживой природой.
  • Экскурсии в осенний парк, пешие прогулки по территории детского сада.
  • Рассматривание картин и репродукций об осени.
  • Чтение художественной литературы.
  • Заучивание стихов, пословиц и поговорок, отгадывание загадок.

Оборудование:

магнитофон; аудиозапись («Времена года» П.И. Чайковского);

  •  дидактические картины « Времена года», репродукции по теме «Осень».
  •                                                Ход занятия:
  • Приветствие:
  • Здравствуй, солнце золотое!
  • Здравствуй, небо голубое!
  • Здравствуй, вольный ветерок!
  • Здравствуй, маленький дубок!
  • Мы живём в одном краю-
  • Всех я вас приветствую!
  • Воспитатель читает стихотворение И. Бунина  (звучит аудиозапись)
  • Лес, точно терем расписной
  • Лиловый золотой багряный
  • Веселой, пестрою стеной
  • Стоит над сонною поляной
  • Березы желтою резьбой
  • Блестят в лазури голубой
  • Воспитатель:    
  • О каком времени года стихотворение? (Ответы детей)
  • Сколько месяцев длится осень? (Ответы детей)
  • Назовите первый осенний месяц. (Ответы детей)
  • Назовите второй осенний месяц. (Ответы детей)
  • Назовите третий осенний месяц. (Ответы детей)
  • Давайте вспомним приметы осени (дети перечисляют приметы)
  • А какие еще времена года вы знаете? (Ответы детей)
  • Давайте посмотрим, чем  осень отличается от других времен года? (Дети проводят сравнительный анализ картин из серии «Времена года»)
  1. Дидактическая игра «Какая бывает погода осенью»
  2. Когда дует ветер — Ветряная
  3. Холодно — Холодная
  4. Пасмурно — Пасмурная
  5. Сыро – Сырая
  6. Когда идет дождь — Дождливая
  7. Хмуро — Хмурая
  8. Ясно – Ясная
  9. Воспитатель:    
  • Молодцы ребята Вы очень внимательны. А сейчас я хочу обратить ваше внимание на репродукцию картины художника И.И. Левитана «Осень»
  • Какое время года мы видим на картине?
  • А как вы думаете, какой период осени?
  • Какое настроение вызывает у вас эта картина? Как бы вы ее назвали?
  •              (Высказывания детей)
  • Физминутка:
  • Мы дорожки подметаем (имитация движений)
  • Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
  • Чтоб гуляя, малыши
  • Веселились от души! (подскоки на месте)
  • Ох, устали («обтереть пот со лба»)
  • Отдохнем (присесть)
  • И домой скорей пойдем (шаги на месте)
  • Воспитатель: Внимательно послушайте еще одно стихотворение:
  • Как прекрасен листопад!
  • Листья жёлтые летят!
  • Над землёй и над водой
  • Вихрь кружится золотой!
  • Осень дождички роняет
  • И деревья раздевает,
  • Устилая всё кругом
  • Пышным сказочным ковром!
  • Воспитатель:
  • О каком осеннем явлении говорится в этом стихотворении? (Ответы детей)
  • Почему говорят, что листопад похож на золотой дождь? (Ответы детей)
  • Ребята кто мне может рассказать, почему осенью опадают листья с деревьев? (Ответы детей)
  • Верно, осенью прекращается сокодвижение.
  1. Дидактическая игра « С какого дерева листок?»
  2.    А теперь представьте, что вы осенние листочки, выберите из корзинки любой листочек и определите с какого он дерева.
  3. Подвижная игра «Лист лети ко мне»
  4. (дети кружатся под музыку  пока воспитатель скажет, к примеру: «кленовый лист лети ко мне» или «найди свое дерево»)
  5. Воспитатель: Посмотрите на картину «Поздняя осень в лесу»
  • Какие чувства вызывает у вас эта картина?
  • Почему становится грустно?
  • Наступила поздняя осень. Природа уже не так красива, она приготовилась к встрече с зимой.
  • Что происходит с птицами?
  • Ребята, а как называются птицы, которые улетают в теплые края?
  • А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?
  • Давайте вспомним названия перелетных птиц.
  • Ребята, а как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?
  • А чем же питаются зимующие птицы?
  • А кто может назвать зимующих птиц?
  • Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, что делают люди, чтобы птицам было легче перенести зиму? (Ответы детей)
Читайте также:  Лепка в старшей группе олешек: конспект занятия поэтапно, схема, особенности выполнения козлика и других дымковских игрушек с фото и видео

Воспитатель: Какие вы молодцы, а чем  занимаются  животные? (Ответы детей)

  • А как можно всех этих животных назвать, одним словом? (Ответы детей)
  • Верно, это дикие животные. А почему их называют дикими?  (Ответы детей)  
  • А как дикие животные готовятся к зиме? (Ответы детей)
  • Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чей хвост?»

Игра «Чей хвост?»

Воспитатель раздает детям картинки с изображением хвоста какого-нибудь животного. А на доске выставляются картинки диких животных без хвостов. Детям предлагается поочередно подойти к доске и прикрепить хвост к соответствующему животному. При этом педагог задает вопросы, чей это хвост, а ребенок отвечает.

  • Итог занятия:
  • Воспитатель:
  • Ребята вам понравилось наше сегодняшнее занятие?
  • О каком времени года мы с вами говорили?
  • Что бывает только осенью?
  • Что вам больше понравилось делать?

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/12/13/konspekt-nod-po-oznakomleniyu-s-prirodoy-v-starshey

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе “Золотая осень”

  • Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе “Золотая осень”.
  • Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
  • Задачи:
  1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

  2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.

  3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

  4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

  5. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Развивающая среда:

  • Стулья расставлены полукругом по количеству детей.
  • Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.
  • Ларчик с овощами и фруктами, письмо, мячик.
  • Две ветки в вазах.
  • Иллюстрация картин «Ранняя осень», «Поздняя осень».
  • Магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающегося леса».

Словарная работа

  • Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя.
  1. Педагогические технологии: ТРИЗ, музыкальное воздействие.
  2. Здоровьесберегающие технологии: ароматерапия, динамическая пауза.
  3. ХОД:
  4. Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:
  5. Воспитатель:
  6. Прошла по лугам,
  7. По лесам, по полям.
  8. Припасы она заготовила нам,
  9. Упрятала их в погреба, в закрома,
  10. Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

  • Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?
  • Детский сад № 204 детям группы «Затейники».
  • Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

  1. Игра «Погода осенью»
  2. У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
  3. Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
  4. Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:
  • Когда идет дождь — дождливая.
  • Когда дует ветер — ветреная
  • Холодно — холодная
  • Пасмурно — пасмурная
  • Сыро — сырая
  • Хмуро — хмурая
  • Ясно — ясная

Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

  • Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.
  • Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.
  • Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

  1. Приметы осени
  2. Осень подойдет неслышно,
  3. Тихо встанет у ворот.
  4. В огороде листик вишни,
  5. На дорогу упадет.
  6. Это первая примета,
  7. Что от нас уходит лето.
  8. А вторая куст малины,
  9. В нитях белой паутины.
  10. Чуть короче станет день,
  11. Потемнеют облака,
  12. Словно их накроет тень,
  13. Станет пасмурной река —
  14. Третья верная примета:
  15. Осень бродит близко где-то
  16. Ранним утром на поляны,
  17. Лягут белые туманы.
  18. А потом уж жди, не жди
  19. Моросящие дожди
  20. Пеленой затянут просинь

Значит, наступила осень. У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да).

  • В круг ребята становитесь,
  • Крепче за руки держитесь.
  • Я шкатулочку возьму,
  • И приметы соберу.
  • Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.
  • Пословицы
  1. Коли ясно, то и осень прекрасна.

  2. Осень идет, и дождь за собой ведет.

  3. Красна весна цветами, а осень пирогами.

  4. От осени к лету, поворота нету.

  5. Лето со снопами, осень с пирогами.

  6. Грибок в кузовок — зимой будет пирожок.

Приметы

  1. Осенью паутина на ясную погоду.

  2. Гром в сентябре — теплая осень.

  3. Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная, суровая.

  4. Большие муравьиные кучи — к мягкой зиме.

  5. Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

  1. (Дети садятся на стульчики)
  2. А сейчас прочитайте стихотворение «Осень», написанное на таблице.
  3. Плакали ночью желтые клены,
  4. Вспомнили клены, что были зелены.
  5. С желтой березы тоже капало,
  6. Значит, береза тоже плакала.
  7. Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?
  8. Дети:(Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки).
  9. Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?
  10. Дети: (Мало солнца, стало холодно)
  11. Воспитатель: Дети, а можно ли что — либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?
  12. Дети: (Приклеить, пришить).
  13. Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?
  14. Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).
  15. Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).
  16. Физминутка «Листочки».
  17. Осенние листочки закружились.
  18. Веселый ветер зашумел над ними,
  19. Весело они летели
  20. И на землю сели.
  21. Вот ветер снова тихо набежал,
  22. Вдруг листочки красивые поднял.
  23. Весело они летели
  24. И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Раскрась листья в соответствии со значками

Подойдите к столам и раскрасьте листья в соответствии со значками. Будьте внимательны, посмотрите где стоит значок.

Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определили листья.

  • Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.
  • Игра осенние слова
  • Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

  1. Эхо лесное, спросить могу?
  2. Ау-ау-ау!
  3. Куда это листья лесные пропали?
  4. Опали-опали-опали:
  5. Птички певички, давно ли галдели?
  6. Летели, летели, на юг улетели:
  7. Белки и зайцы, про вас не знаем?
  8. Линяем, линяем, линяем:

Так что же творится в лесу? — спросим.

  • Осень, осень, осень.
  • Итог занятия
  • Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.

Источник: https://multiurok.ru/files/konspekt-nod-po-oznakomleniiu-s-okruzhaiushchim-5.html

Ссылка на основную публикацию