Книжный уголок в детском саду: оформление, фото, варианты для подготовительной, старшей, средней и младшей группы

Что должно быть в уголках, что новенького можно сделать, чем удивить ребят и коллег? Все педагоги задают себе такие вопросы, когда хотят оформить пространственную среду, будь то уголок математики в младшей группе или изостудия для подготовишек.

Книжный уголок в детском саду: оформление, фото, варианты для подготовительной, старшей, средней и младшей группы

ФГОС ДО чётко описывает требования к созданию развивающей среды. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ должна быть:

  • содержательно-насыщенной, развивающей;
  • трансформируемой;
  • полифункциональной;
  • вариативной;
  • доступной;
  • безопасной;
  • здоровьесберегающей;
  • эстетически-привлекательной.

Книжный уголок в детском саду: оформление, фото, варианты для подготовительной, старшей, средней и младшей группы

Внимание детей всегда привлекают самодельные дидактические пособия и материалы, которые можно использовать не только в математическом уголке. И так, давайте разбираться, чем должен быть оснащён уголок математики в младшей группе.

Оборудование математического уголка в младшей группе

Во 2-ой младшей группе мы должны создать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, закреплять умение выделять величину и форму как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам, совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам.

Книжный уголок в детском саду: оформление, фото, варианты для подготовительной, старшей, средней и младшей группы

  • набор плоскостных и объёмных геометрических фигур (разнообразные);
  • блоки Дьенеша и рабочие карточки к ним;
  • Книжный уголок в детском саду: оформление, фото, варианты для подготовительной, старшей, средней и младшей группы

  • развивающие карточки «Много, один, ни одного»;
  • раздаточный материал на каждого ребёнка;
  • наборное полотно на каждого ребёнка;
  • разрезные картинки;
  • матрёшки;
  • дидактические игры типа «Геометрическое лото», «Найди такой же», «Большой — маленький», «Разложи по порядку» и т.д.;
  • яркие ленты разной ширины и длинны;
  • Книжный уголок в детском саду: оформление, фото, варианты для подготовительной, старшей, средней и младшей группы

  • браслеты для определения правой руки;
  • картинки для рассматривания и определения положения предмета относительно другого предмета (бабочка на цветке, лягушка справа от цветка и т.д.);
  • фигуры для конструирования на фланелеграфе;
  • развивающие карточки «Геометрическая мозаика»;
  • разнообразные конструкторы и схемы простейших построек;
  • интерактивные презентации о фигурах и формах предметов.

Игры по математике своими руками

В моей группе много пособий, изготовленных своими руками, направленных на формирование математических представлений, такие как всем известная игра «Залатай коврик», плоскостные и объёмные геометрические фигуры с глазками и ротиками, которые рассказывают детям интересные истории, раздаточный материал из бросового материала или вязаный из ниток.

Книжный уголок в детском саду: оформление, фото, варианты для подготовительной, старшей, средней и младшей группы

Развивающая игра «Большой, средний, маленький»

Предложите детям рассмотреть картинки и спросите, какой предмет маленький, какой большой. Если на картинке нарисованы три предмета, сначала сами проговорите, показывая малышу, где большой, средний и маленький предмет. Попросите показать, где самый большой мячик, где средний мячик, где самый маленький. Карточки представлены в порядке усложнения работы.

Книжный уголок в детском саду: оформление, фото, варианты для подготовительной, старшей, средней и младшей группы

Развивающая игра «Много, один, ни одного»

Работая с такими карточками, педагог учит детей воспринимать множество из одинаковых предметов, использовать в речи понятия «много, один, ни одного». Вы можете скачать архив, в котором найдёте карточки для игры «Много, один, ни одного», а так же игру «Большой, средний, маленький» в формате презентации.

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте происходит во время разучивания пальчиковых игр, считалок, стихов о геометрических фигурах и формах, подвижных математических игр.

Источник: https://infodoo.ru/ugolok-matematiki-v-mladshej-gruppe

Консультация для воспитателей «Книжный уголок в детском саду»

Воспитатель Ландикова Е.В.

  • Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате,
  • Уголок книги должен быть во всех группах детского сада.
  • Оформление уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.
  • Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.
  • Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.

Книжный уголок в детском саду: оформление, фото, варианты для подготовительной, старшей, средней и младшей группыВ этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.

Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством замечательных художников – И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других.

Кроме того, в Уголке книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.

Как рационально организовать уголок книги.

1. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от сосредоточенного общения с книгой.

  1. 2. Нужно продумать правильное освещение:
  2. Естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего чтения.
  3. 3. Существуют различные варианты оформления книжного уголка:
  4. – Полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;
  5. – Специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.
  6. Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.

4. Подбор литературы и педагогическая работа должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

  • Книжный уголок в детском саду: оформление, фото, варианты для подготовительной, старшей, средней и младшей группыМладшие группы.
  • –  Воспитатель знакомит детей с Уголком книги,
  • –  Его устройством и назначением,
  • –  Приучает рассматривать книги (картинки) только там,
  • –  Сообщает правила, которые нужно соблюдать:
  1. брать книги только чистыми руками,
  2. перелистывать осторожно,
  3. не рвать, не мять, не использовать для игр.
  4. после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.

– В книжной витрине выставляется немного книг (4-5), но у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих, же книг, т.к. маленькие дети склонны к подражанию и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.

– В книжном уголке помещают издания хорошо знакомые детям, с яркими иллюстрациями книги.

– Кроме книг, в уголке книги могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.).

– Предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А.

Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича; «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака с рис. В Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь» В.

Маяковского с рис. А. Пахомова и др.

  1. – Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.
  2. Средние группы.
  3. Книжный уголок в детском саду: оформление, фото, варианты для подготовительной, старшей, средней и младшей группы– Закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой.
  4. – Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней.
  5. – Во время рассматривания картинок в книге воспитатель обращает внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности

– иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и пр.).

Старшие группы.

– Удовлетворение многообразных интересов детей. Каждый должен найти книгу по своему желанию и вкусу.

  • Поэтому на книжной витрине можно помещать одновременно 10-12 разных книг.
  • Как отобрать книги, с тем, чтобы наилучшим образом учесть разные вкусы и интересы детей?
  • – 2-3 сказочных произведения, чтобы удовлетворить постоянный интерес к сказкам.
  • – Для формирования гражданских черт личности ребенка в уголке книги должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью.
  • – Книги о жизни природы, о животных и растениях. Рассматривания иллюстрации природоведческих книг ребенок лучше познает тайны и закономерности мира природы:

В. Бианки «Лесные Домишки», «Первая охота» с рис. Е. Чарушина и т.д.

– На витрине должны находиться произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Л. Толстой «Филиппок» с иллюстрациями А.Пахомова.

– Юмористические книги с картинками для удовлетворения потребности повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную атмосферу, эмоциональный комфорт.

Веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, М. Зощенко, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и др. (воспитывают способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе).

  1. – Кроме того, в уголок книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книги, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.
  2. Каким образом происходит замена книг?
  3. Книжный уголок в детском саду: оформление, фото, варианты для подготовительной, старшей, средней и младшей группыКак долго стоит каждая книга на витрине?
  4. Нужны ли тематические выставки книг?
  5. – Нельзя определить точный срок пребывания на выставке каждой отдельной книги.
  6. Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи.

К таким книгам относятся книги художника и писателя В. Сутеева, К. Чуковского «Доктор Айболит» (прозаический вариант) с рис. В. Дувидова, зоологические альбомы, созданные Е. Чарушиным и Н. Чарушиным, и многие другие издания.

  • Такие книги могут и должны долго находиться в группе, доставляя детям радость ежедневного общения.
  • – В среднем срок пребывания книги в уголке книги составляет 2-2,5 недели.
  • – В старших группах устраивают тематические выставки книг.

Цель таких выставок углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественную важную тему. Это может быть выставка сказок А. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л. Толстого, С. Маршака и др.

Правила, которые важно соблюдать при организации тематической выставки.

  • Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т.п.)
  • Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния
  • Выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно ее оформление, она не должна длиться более 3-4-х дней, т.к. далее внимание и интерес дошкольников будет неизбежно снижаться

Руководство.

– Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного сосредоточенного общения детей с литературными произведениями

– Необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Побуждая вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусства. Обращает их внимание на то, как изображены главные герои и т.п.

Приобретению знаний по литературе, начитанности способствуют литературные игры.

  • Наклеив цветные иллюстрации на картон и разрезав, на несколько частей (от 2-х до 8-ми), можно сделать игру «Собери картинку».

Эта игра развивает воссоздающее воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображенный на картинке, развивает связанную речь.

  • Наклеенные на картон иллюстрации помогут ребенку восстановить последовательность сюжета. Перепутав картинки и убрав одну из них, предлагаем рассказать, какой эпизод «исчез».

В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.

  • Вырезав по контуру изображения героев сказки и наклеив их на ткань, можно устроить «театр картинок».
  • Можно предложить детям небольшую викторину, которая поможет определить самого начитанного среди собравшихся.
  1. Показывая изображения героев сказки, можно задавать следующие вопросы:
  2. В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса?
  3. Какие сказки начинаются со слов: «Жили-были дед и баба»?
  4. В каких сказках действие происходят в лесу? 

В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки и другие хлебобулочные изделия («Маша и медведь», «Красная шапочка», «Крылатый, мохнатый да масляный» и др.)?

  • Из 2-х экземпляров «Колобка» (или любой другой сказки) можно сделать игры по типу «Домино», «Лото».

Эти игры развивают внимание, умение вести себя в коллективе, выполнять правила игры, уметь проигрывать.

  • Одинаковые старенькие книжки можно использовать в играх-соревнованиях, которые будут интересны детям старшего возраста и которые украсят детский праздник или вечеринку.

Для игры дети делятся на две команды (участников должно быть столько же, сколько картинок к сказке). Все участники получают по эпизоду-картинке. Затем по сигналу каждая команда должна выстроиться по порядку действия (сюжету) сказки. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее и правильно.

Игру можно усложнить, если добавить к набору картинок из одной сказки некоторые «лишние» эпизоды из других произведений, перемешать их и положить на противоположные стороны стола. Каждая команда выстраивается друг за другом у своего «набора».

Читайте также:  Гимнастика для глаз в детском саду, в том числе для детей 3-4 лет, картотека

По сигналу первый участник команды должен отыскать картинку с первым эпизодом заданной сказки и, положив его на картонную полосу под № 1, встать последним в строй своей команды; второй отыскивает 2-ой эпизод, и т.д.

Выигрывает команда, которая справится с заданием – выстроит сюжет из картинок первой без ошибок.

(Это могут быть как иллюстрации из старых потрепанных книжек, так и рисунки, сделанные детьми или взрослыми).

  • Для детей, которые умеют читать, картинки можно заменить словами, написанными крупным красивым шрифтом на небольших полосках картона.

«Зимовье зверей» – ПЕТУХ, СВИНЬЯ, БАРАН, ГУСЬ, БЫК.

Старшим дошкольникам можно предложить более сложные игры, используя изображения литературных героев из старых книжек или нарисованные самими детьми.

Вопросы: Назовите друзей этого героя (варианты: недругов, родителей, современников). Например, герой – Буратино его друзья – Пьеро, Мальвина, Артемон, др. куклы враги – Карабас, Дуремар, лиса Алиса, кот Базилио, родители – папа Карло, а может быть Алексей Толстой, придумавший эту сказку.

На каком языке заговорил бы герой, если бы ожил? Золушка – на французском, Дюймовочка – на датском, Карлсон – на шведском, Старик Хотабыч – на русском, три поросенка – на английском.

  • В играх можно использовать образки текста и вопросы можно варьировать.
    1. 1.Читается отрывок.
    2. 2.Вопросы

Как называется это произведение? Кто его автор? Какие произведения писателя вы знаете? Назовите сказки, рассказы, стихи, где главная героиня – лягушка (медведь, лиса и т.п.). Кто из литературных героев путешествовал по воздуху? В каких произведениях есть утки, гуси, лебеди, домашние птицы? Назовите произведения, где разговаривают животные и т.п.

Взрослый из конверта или коробки достает открытку с наклеенным на неё отрывком и читает его не до конца, а дети по памяти продолжают.

Читающим детям раздают отрывки текста, наклеенные на небольшие полоски картона. Дети должны разыскать свою «половинку» среди 8-10 отрывков, выложенных на общий поднос.

Выигрывает тот, кто первый отыщет свою «половинку».

  • Литературные игровые вопросы можно объединять в тематические и создавать игры-викторины по образцу популярных телепередач «Поле чудес», «Что? Где? Когда?».
  • Игры, построенные по принципу игры в «Города».

Также называем литературных героев.

Вариант: называть не с последней буквы, а с последнего слова.

  • Игры на совершенствование дикции, произношение различных звуков – скороговорки, чистоговорки.
  • Игры, развивающие память, чувство ритма и рифмы.

«Продолжи строчку» или «Угадай рифму».

Вариант «Придумай за автора».

  • Игры на воспоминание (кто больше стихов) на определенную тему.
  • Например, стихи о деревьях.
  • Вариант: Кто прочтет это стихотворение от начала до конца?
  • Назови как можно больше строк из этого стихотворения.
  • Загадывается какой-то персонаж, требуется по вопросам, на которые можно отвечать только «да» и «нет», отгадать, кто задуман.
  • Составлять разные слова из одного слова.
  • Игры «сходство-различия».

Записываются 2 несходных между собой предмета. Предлагается объяснить, в чем сходны и чем различаются названные предметы.

Использованные материалы:

Материал с сайта: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/proekt-ugolok-knigi-v-detskom-sadu

Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.

Источник: http://5.kropds.ru/metodicheskaya-kopilka/konsultaciya-dlya-vospitatelej-knizhnyj-ugolok-v-detskom-sadu.html

Оформляем книжные уголки в группах дошкольного учреждения!

Книги помогают детям знакомиться с окружающим миром, лучшими произведениями детских писателей, способствуют формированию у них нравственных качеств, моральных ценностей и эстетического вкуса, литературных способностей.

Учитывая это, важно с ранних лет приучать ребенка к общению с книгой, воспитывать бережное к ней отношение.

Так, оформленные с учетом современных требований книжные уголки в группах дошкольного учреждения станет началом интересного путешествия воспитанников в мир сказочных историй, захватывающих рассказов и незатейливых стихов.

Приходит книга в дом любой. Коснись ее страниц, Заговорит она с тобой Про жизнь зверей и птиц. Увидишь ты разливы рек, Услышишь конский топот, Придут к тебе и Чук, и Гек, Тимур и дядя Степа. Ей вьюга злая не страшна И не страшна распутица, С тобой беседует она, Как умная попутчица. Ну, а взгрустнется вдруг, Не огорчайся слишком: Как самый лучший верный друг Развеет скуку книжка.

А. Марков

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), включает ряд требований, среди которых требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в т. ч. к развивающей предметно-пространственной среде.

Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
  • наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
  • охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в т. ч. детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;
  • двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

Учитывая требования ФГОС ДО, педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 12» определил организацию развивающей предметно-пространственной образовательной среды, в т. ч. оформление и обогащение содержания книжных уголков в группах дошкольного учреждения, в качестве приоритетного направления своей деятельности в рамках решения годовых задач.

Данная работа проводилась с учетом методических рекомендаций по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования на основании письма Минобрнауки Мурманской области от 26.11.2013 № 17–02/8577-НК «О методических рекомендациях по организации предметно-развивающей пространственной образовательной среды ДОО».

Создавая книжные уголки в группах дошкольного учреждения педагоги руководствовались принципами, определенными ФГОС ДО.

Так, с целью реализации принципа трансформируемости, который предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в группах в зависимости от образовательной ситуации, в т. ч.

от меняющихся интересов и возможностей детей, была приобретена многофункциональная мебель, обеспечивающая возможность общения и совместной деятельности детей и педагогов, а также удобное создание книжных уголков в группах дошкольного учреждения

В ходе самостоятельной деятельности дети могут использовать некоторые предметы мебели в книжных уголках в группах дошкольного учреждения, переставлять ее, трансформируя в театральную ширму. Таким образом, у них появляется возможность не только послушать, самостоятельно прочитать книжки (в подготовительной группе), рассмотреть иллюстрации, но и инсценировать сюжеты любимых сказок, рассказов.

Следуя принципу вариативности, предусматривающему наличие разнообразных материалов, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, познавательную и исследовательскую активность воспитанников, педагоги сделали все возможное для того, чтобы книжные уголки в группах дошкольного учреждения содержали максимально разнообразные книги.

Так в книжном уголке старшей группы ДОО появился альбом детского художественного творчества «По следам художественных произведений», страницами которого являются рисунки и аппликации воспитанников.

В них дети отражают свои впечатления после того, как прослушают художественное произведение, рассмотрят иллюстрации, тематические альбомы и т. д.

По мнению педагогов, книжные уголки в группах дошкольного учреждения должны содержать подобные материалы.

В подготовительной группе представлены разные жанры художественной литературы (авторские сказки, сказки разных народов, рассказы, стихотворения, быль, поэмы), малые фольклорные жанры (загадки, ребусы, пословицы, поговорки, скороговорки), а также книги энциклопедической направленности, книги для самостоятельного чтения и т. д. Книжные уголки в группах дошкольного учреждения должны способствовать максимально разностороннему развитию детей.

Принцип насыщенности предусматривает соответствие развивающей предметно-пространственной среды содержанию образовательной программы, а также возрастным особенностям воспитанников.

Поэтому книжные уголки в группах дошкольного учреждения оформляются с учетом программных требований и возрастных, психологических (возможности и особенности восприятия, памяти, мышления, психомоторики), гендерных особенностей детей.

Они отличаются информативностью и разнообразием тематики книг, что способствует удовлетворению разных интересов дошкольников.

С целью реализации принципа доступности, который предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, а также исправность и сохранность материалов и оборудования, книжные уголки в группах дошкольного учреждения располагаются автономно, вдали от игровой зоны, в оптимально спокойном и бесшумном месте. Здесь каждый ребенок может уединиться и сосредоточиться на общении с интересной книгой.

Рядом с книжными уголками в группах дошкольного учреждения должны быть оформлены уголки продуктивной, театрализованной деятельности, уголки уединения (или психологической разгрузки), что обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.

За исправностью и сохранностью книг в книжных уголках в группах дошкольного учреждения следят не только воспитатели, но и дети. Для этого в старших группах педагоги разместили «книжную аптечку», которая помогает воспитывать у дошкольников бережное отношение к книгам. С помощью нее воспитанники учатся самостоятельно их ремонтировать.

  • С учетом принципа безопасности, предполагающего соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, книжные уголки в группах дошкольного учреждения оборудуются в максимально освещенной зоне групповых комнат.
  • Мебель для книжного уголка подбирается из безвредных для здоровья детей материалов, в соответствии с их возрастом и антропометрическими данными.
  • С целью контроля оформления и содержания книжных уголков в группах дошкольного учреждения, были разработаны соответствующие критерии оценки (приложения 1, 2).
  • Контроль деятельности педагогов в данном направлении позволяет стимулировать их к обновлению и пополнению книжных уголков, адаптируя их содержание к новообразованиям определенного возраста.
  • Книжные уголки в группах дошкольного учреждения способствуют развитию у детей самостоятельности, инициативности, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности.
  • Таким образом, предметно-пространственная среда в ДОО имеет характер открытой, незамкнутой системы и обеспечивает эффективную организацию воспитательно-образовательной работы с воспитанниками с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, способностей и интересов.
  • Приложение 1

Педагогика и методика дошкольного образования

Переподготовка учителя на воспитателя детского сада с учетом профстандарта и ФГОС.

Подробнее по телефону 8 (800) 551-01-35

Книжный уголок в детском саду: оформление, фото, варианты для подготовительной, старшей, средней и младшей группы

Книжный уголок в детском саду: оформление, фото, варианты для подготовительной, старшей, средней и младшей группы

Критерии оценки содержания книжных уголков в группах в ходе тематического контроля1

ОснащениеБаллыПримечание
Младший возраст
Количество книг 4–5 (одинаковые по содержанию, но разные по оформлению) Наличие 2–3 экземпляров одинаковых книг Наличие 3–4 тематических книг, книг разных литературных жанров Издания яркие, с крупными иллюстрациями, знакомые детям
Наличие нетрадиционных книг (книги-ширмы, книги-игрушки, музыкальные книги, книги с разным тактильным материалом)
Наличие набора сюжетных картинок
Наличие тематических альбомов «Игрушки», «Животные», «Сказочные герои» и т. д.
Наличие набора предметных картинок
Наличие постоянного персонажа — «жителя» книжного уголка
Использование детских работ в оформлении книжного уголка
Средний возраст
Наличие книг разных жанров художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворения)
Подборка книг в соответствии с сезоном, темой недели, хронологической датой
3–4 книги с одним и тем же произведением, но с разными иллюстрациями
Портрет детского писателя. Книги с его произведениями.
Наличие наборов предметных, сюжетных картинок
Наличие открыток для рассматривания по знакомым произведениям
Наличие «Аптечки для книг»
Использование детских работ в оформлении книжного уголка
Старший возраст
Наличие книг разных жанров художественной литературы (в подготовительной группе оформлена библиотека)
Тематическая выставка книг
Наличие книг, соответствующих программным требованиям Наличие книг, с которыми дети знакомятся в ходе НОД
Портрет детского писателя. Книги с его произведениями (сборники, отдельные книги разного формата и оформления)
Наличие книг-самоделок
Наличие журнала интересных дат
Наличие альбома детского художественного творчества по мотивам художественных произведений
Наличие дидактических игр по развитию речи
Наличие наборов открыток
Журналы с учетом гендерной принадлежности детей
Наличие сюжетных картинок, картотеки речевых игр
Наличие «Аптечки для книг»
Всего баллов:

Приложение 2

Критерии оценки оформления книжных уголков в группах ДОО с учетом педагогических требований

КритерииВозрастная группаМладшаяСредняяСтаршаяПодготовительная
Рациональное размещение
Безопасность
Доступность
Насыщенность
Вариативность (сменяемость)
Учет возрастных особенностей
Эстетичность
Всего баллов:
  1. Оценка книжных уголков:
  2. 5 — отлично;  4 — хорошо;  3 — удовлетворительно;  2 — требует улучшений; 
  3. 1 — плохо.
  4. ________________________

1 Разработала О.В. Чухина, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12».

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Подписаться на журнал!

Источник: https://www.resobr.ru/article/58569-qqe-15-m1-oformlenie-knijnogo-ugolka-v-gruppah-detskogo-sada

Организация книжного уголка в разных возрастных группах ДОУ

  • Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
  • «Детский сад №84 комбинированного вида «Серебряное копытце»
  • Организация книжного уголка в разных возрастных группах ДОУ
  • подготовила:
  • воспитатель 1 кв.категории

Патанина Е.Н.

Набережные Челны, 2015

Книжный уголок – необходимый элемент развивающей среды в детском саду. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей.

Книжный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему захочется это сделать.

В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые и зачитанные, но аккуратно подклеенные.  Уголок книги должен быть рабочим, а не парадным.

Его цель – не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность  детям общаться с книгой. Бывшие в употреблении книги порою привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.

Во всех группах детского сада должен быть организован уголок книги. Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.

В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, — это удобство и целесообразность.

Читайте также:  Досуговая деятельность в детском саду, пример конспекта развлечения в средней, второй и первой младшей, старшей и подготовительной группе, картотека по фгос

Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.

Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

К устройству уголка предъявляется ряд требований:- удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;

— хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;- эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин, а для детей 5-6 лет – портреты писателя.

В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта.

В младших группах воспитатель даёт детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.). Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.

В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам. Однако у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг. Срок замены книг 2 – 2,5 недели.

В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.

Так же здесь должны находиться небольшие альбомы для рассматривания (темы: «Игрушки», «Игры и занятия», «Домашние животные» и т.д.).

Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями – книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка»; «Игрушки» А. Барто, «Конь-огонь» В. Маяковского, «Усатый-полосатый» С. Маршака и др.

Много материала не дается, это ведет к дезорганизации поведения детей. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и т.д.).

В средней группе уголок книги организуется с самого начала года с участием детей. На полочке-витрине 4–5 книг, остальные хранятся в шкафу. Помимо книг и альбомов постепенно вносят материал для ремонта (бумага, ткань, ножницы, клей и др.).

Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги.

В уголке книги можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.

Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.

У детей формируют устойчивые навыки бережного обращения с книгой. С этой целью детей привлекают к отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка. Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т.д.).

Следует чаще давать поручения: проверить порядок в книжном уголке перед уходом из группы, найти книгу, которую хочет почитать воспитатель, и др. Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью.

Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.

книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.

Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.

):- Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения.- В уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.

— Также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.- На витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях.

Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.- Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.

Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

— Кроме того, в уголок можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки.

Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.

Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные тематические альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н.

Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др.

Так же должны быть иллюстрации художников к книгам.

В старших и подготовительных группах в книжном уголке должны устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Тема выставки обязательно должна быть важной актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, пример).

В средних, старших и подготовительных группах в книжных уголках должны быть портреты известных детских писателей, поэтов.

Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния, эстетики.

Если обнаруживается потрёпанная или порванная книга, воспитатель младших и средних групп сам ремонтирует её, желательно в присутствии малышей. А в средних, старших группах он активно привлекает детей к починке книг.

В подготовительных группах дети уже самостоятельно могут отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг должны быть размещены в книжном уголке.

В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка по книжкам – малышкам. Необходимо подготовить атбируты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)

Дети ревностно относятся к тем книгам, которые они приносят из дома. Им хочется, чтобы воспитатель  обязательно показал книгу всем детям, со всеми рассмотрел и прочел.

В связи с этим можно устроить выставку книг, которые дети однажды на короткий срок принесут из дома.

Но чтобы не выставлять все 15-20 книг сразу, нужно установить и соблюдать очередность, с которой будут показываться не только книги, но и хозяева — дети расскажут о них, о том, что в них им нравится, с какой целью они принесли книги в детский сад.

Книжный уголок не должен быть недоступной зоной для детей. Дети должны активно пользоваться и знать ту литературу, которая в нём помещена.

Помним, что книги – это наши друзья! Только от взрослого зависит то, как ребёнок будет обращаться с книгой. Берегите книгу!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/planirovanie/orghanizatsiia_knizhnogho_ugholka_v_raznykh_vozrastnykh_ghruppakh_dou

Книжные уголки в детских садах, их оформление по ФГОС

Для развития подрастающих ребятишек в любом детском саду необходим книжный уголок. Хорошо оформленные книги с яркими иллюстрациями благотворно влияют на детей, их сознание. Поэтому в дошкольных учреждениях положено иметь книжный уголок. Это непременный атрибут детсадов.

Для чего нужны книжные уголки в детских садах

Даже подержав в руках книгу, которая пахнет манящим запахом типографской краски, дети приходят в какой-то удивительный восторг. А картинки тем более их завораживают. Книги формируют любовь к чтению у воспитанников, даже когда они не умеют читать. Глядя, как старшие читают, по складам или бегло, младшие тоже тянутся за ними. Им хочется быть такими же умными и начитанными детьми.

Это очень приятное место – книжный уголок в детском саду. Ведь детсадовский возраст – самая впечатлительная пора детства. Поэтому во всех группах детских садов есть книжные уголки.

Вскоре воспитанники в младших группах узнают, что очень много информации об окружающем мире приходит через книги. Никакой компьютер и гаджет не заменит книгу. бумажных красочно оформленных сборников сказок легко воспринимается детьми. Они переживают за героев сказок, как за своих друзей. Мир детей с книгами становится богаче, насыщенней по своему объёму и наполнению.

Требования к книжному уголку в ДОУ

В каждом детском дошкольном заведении в каждой группе должен быть уголок книги. Это требование по государственной программе обязательно для всех детсадов страны.

Чтобы любой дошкольник мог подойти, полистать книжку, осмыслить то, что ему подвластно по возрасту. Такое место должно быть привлекательным, эстетично оформленным, чтобы дети чувствовали себя уютно.

Мебель подбирается по высоте воспитанников. Чем младше возрастная группа, тем меньше должна быть мебель.

В старшей группе

Книжные шкафчики и стеллажи в старшей группе должны располагаться таким образом, чтобы воспитанники могли пользоваться выставленными там книгами. Диванчики и стулья подбираются по возрасту детей.

И столы тоже. Всё должно быть удобным. Располагать к занятиям и учёбе.

В старшей и подготовительной группе книги должны быть подобраны таким образом, чтобы они уже подготавливали детей к будущим занятиям в школе.

Занимающихся в подготовительной группе детей обучают не только чтению по складам, а ещё анализу прочитанного текста.  Пересказы прочитанного текста своими словами приучают к правильной речи. Это тоже немаловажный фактор развития детей.

Обратите внимание! Уголок с книгами должен находиться недалеко от окна, чтобы было комфортное освещение для чтения.

Дошкольник может сесть тут же и читать по складам. Должна быть тишина в таком месте. Всё должно способствовать развитию воспитанников.

Занимаясь с ребятишками при подготовке к школе, следует часть книг посвятить окружающему миру. Найти книги о животных. В доступной форме прочитать детям те книги, которые сами они ещё не могут прочесть. Потом нужно задать воспитанникам вопросы, на которые они могут ответить.

Так совместно можно расширить их знания о родном крае, о природе, о животных. Но главное всё-таки сказки и детские рассказы, их надо приучать детей читать самостоятельно. Самостоятельное чтение развивает не только воображение, а ещё ум. Когда человек читает, он проговаривает текст. Получается двойной эффект от прочитанного.

В средней группе

Дошкольный уголок для чтения в средней группе нужно оборудовать соответственно возрасту читателей. Там нужно иметь иллюстрированные книги со сказочными персонажами.

В произведениях Маршака, Андерсена, других детских писателей на детей глядят весёлые, потешные персонажи. Даже там, где есть немного страшные места, к примеру, в сказке о волке и семерых козлятах, картинки не должны пугать детей.

Читайте также:  Воспитание культурно-гигиенических навыков в средней группе детского сада, картотека с целями по фгос, конспект занятия

Снабжённый такими книжками книжный уголок в средней группе очень способствует развитию воображения ребят.

  Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДО

Дети в этом возрасте ещё не умеют читать. Но охотно слушают то, что читают другие. Впитываемые живые образы главных героев книг формируют внутренний мир растущего человека.

Очень важно в этом возрасте читать те книги, которые учат добру и несут позитив.

Чтобы дети выросли опрятными, воспитанными, порядочными людьми, необходимо первые базовые понятия о добре и зле закладывать уже в детском саду.

Важно. Чтение книг находится на первом месте по уровню воздействия на умы подрастающего поколения. 

Важно иметь юмористические книжки с весёлыми картинками. Разглядывая весёлую картинку, обсуждая её между собой, дети учатся понимать и ценить юмор, ощущать его глубину и жизнеутверждающую ценность.

Проводя викторины во время праздников, наряжаясь в сказочных героев во время утренников, дети становятся одним коллективом со своими педагогами. Проведение мероприятий сопровождается чтением стихов и их разучиванием.

Нужен полный набор необходимой литературы в книжном уголке.

В подготовительной группе

Здесь дети ещё только знакомятся с книжным миром, происходит соприкосновение с литературой. Произведения, затрагивающие душу каждого воспитанника, обязательно должны быть в такой небольшой библиотеке на полочках.

Это и Красная шапочка, и Лиса и медведь, и многие другие сказки. Когда воспитательница в младшей группе читает выразительно сказку, стоит тишина. Дети внимательно следят за развитием сюжета.

Раз за разом окунаясь своим воображением в то, о чём повествуется в сказке, воспитанники укрепляют свой внутренний мир.

Здесь книги должны быть наполовину с картинками, потому что дети в младшем возрасте видят и ощущают мир более ярко, чем позднее. Им нужна яркая подача. Поэтому они любят рассматривать цветные изображения.

Необходимо подбирать хорошие книжки с яркими картинками и читать их в определённое время всей группе. Это даст позитив и правильное развитие детишек. Так как в этом возрасте нужно развивать пальцы, нужно не только занять детей рисованием и лепкой, а ещё поручать им ремонт книжек.

Это полезное занятие даст детям первоначальные понятия о труде, о его ценности.

Оформление книжного уголка по ФГОС

Установленный стандарт оформления книжного уголка в дошкольном учреждении должен соответствовать санитарным, гигиеническим нормам образовательных программ воспитания.

Такие нормативы вписаны в законодательные акты федеральных законов, касающиеся дошкольных учреждений.

Безопасность и удобство обучения с помощью книжных уголков являются главными в вопросе обустройства таких мест в группах детсадов.

  Урок по ИЗО на тему «Мимоза» в 1 и 2 младших группах ДОУ

Посредством чтения требуется повысить память детей, научить их зачаткам аналитического мышления, стимулировать речевую активность. Формируется навык и восприятие образов. Сложность художественного мышления воспитанниками воспринимается легко, если выбран правильный приём передачи художественного восприятия. Звук, буква, картинка – всё становится в один ряд.

Какое название дать

Каждый книжный уголок в детсаду должен иметь своё название. Обычно это делают по названиям книг. Оформление уголка чтения в детском саду должно быть отражено в названии. Если дети в группе больше всего любят какого-то сказочного героя, то его имя можно дать книжному уголку. Дети будут в восторге от такого выбора. К примеру, котёнок Гав нравится многим детям. Особенно в младших группах.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/kniznyj-ugolok-v-detskom-sadu

Методические рекомендации книжного уголка в дошкольном учреждении Книжный уголок (стр. 1 из 2)

Методические рекомендации

книжного уголка в дошкольном учреждении

Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей.

Книжный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать.

В книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, и красивые, и зачитанные, но аккуратные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель — не быть ярким, праздничным украшением груп­пового помещения, а дать возможность ребенку общаться с книгой.

Бывшие в употреблении книги порой привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.

В книжных уголках тех групповых комнат, где находятся дети раннего возраста, должно быть как можно больше книжек-игрушек. Чем старше дети, тем серьезнее и объемнее книги располагаются в книжном уголке. Количество книг не должно быть регла­ментированным. Оно зависит от тех задач, которые ставит воспитатель в работе с детьми в течение дня или недели.

Если воспитатель знакомит детей с творчеством одного автора и в его распоря­жении имеются 2 — 3 книги писателя или поэта, надо выставить их и не гоняться за количеством. Меняя предмет разговора с деть­ми, меняем и книги.

Если педагог говорит о жанре сказки, можно выставить 5 — 7 книг сказок, интересных, разнообразных, каче­ственных и с точки зрения иллюстрирования, и с точки зрения полиграфического исполнения. (см. таблицы)

Периодичность книжного обмена также зависит от конкрет­ных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям.

Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые кни­ги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же. В книжном уголке можно помещать портреты писателей, иллюстраторов детской книги.

Книжные выставки надо посвящать творчеству отдельных писателей, отдель­ным жанрам (сказка, юмористический рассказ, энциклопедия и т.д.) и даже одной книге, например той, где опубликовано произведение, проиллюстрированное разными художниками — сказка Х.К.

Андерсена «Снежная королева», можно разместить рисунки Анастасии Архиповой; художника Ника Гольц; иллюст­ратора — народного художника России Бориса Диодорова; художника Владислава Ерко.

Дети старшего возраста не только с удовольствием рассмотрят эти шедевры книжного искусства, но и обязательно заметят раз­личия в творческой манере художников, выберут себе ту книгу, которая будет ближе их эстетическому вкусу, их представлениям о Кае, Герде, Снежной королеве и обо всем том, что с ними приключилось.

Можно выставить книги И.Токмаковой, которые иллюстри­ровал известный художник, муж поэтессы Лев Токмаков, и, рас­сматривая их, рассказать детям о творческом и человеческом со­дружестве поэта и художника.

Желательно организовать выставку книг писателей-художников Е.Чарушина, В.Сутеева и других.

Чтобы дети лучше узнали и запомнили буквы, можно помес­тить в книжный уголок азбуки разного рода: прозаические, по­этические, художественные.

Подбирая книги для книжного уголка, нельзя смешивать фоль­клорные и литературные произведения. Выставлять их вместе можно в том случае, если в литературном произведении нашел отраже­ние сюжет фольклорного, например: русская народная сказка «Морозко», немецкая народная сказка в обработке братьев Гримм «Бабушка Вьюга» («Госпожа Метелица») и сказка В.Ф.Одоевско­го «Мороз Иванович».

Дети ревниво относятся к тем книгам, которые они приносят из дома. Им хочется, чтобы воспитатель обязательно прочел эти книги, показал всем детям, со всеми рассмотрел и прочел их. В связи с этим можно устроить выставку книг, которые дети, на короткий срок, принесут из дома.

Но чтобы не выставлять все 15 — 20 экземпляров, сразу надо установить и четко соблюдать очеред­ность, с которой будут не только выставляться книги, но и хозя­ева-дети расскажут о них, о том, что в них им нравится, с какой целью они принесли книги в дошкольное учреждение.

Зная де­тей, надо постараться так сформулировать вопросы к малышам, чтобы их рассказы получились подробными и интересными.

Еще одна тематическая выставка может быть посвящена конк­ретному произведению, которое не только прочитано детям, но и проиллюстрировано ими.

В этом случае можно пойти двумя путя­ми: выставить произведение и лучшие рисунки к нему или пооче­редно поместить на выставочный стенд все рисунки. И то и другое надо мотивировать.

Дети должны понять выбор воспитателя, что­бы не обидеться, не перестать читать и рисовать. (см. таблицу)

Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определенные темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и др.

), альбомы, составленные воспитателем из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, о профессиях и др. В старших группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг.

Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.

Следует помнить:

1. Книжный уголок в дошкольном учреждении не только необ­ходимый элемент предметной среды. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствую­щая привыканию детей к образу книги, возбуждающая интерес к ней, желание рассмотреть и прочесть ее.

2. Продуманный регулярный обмен книг в книжном уголке дол­жен быть не обязанностью, а правилом для воспитателя.

Принципы отбора литературных произведений для детей

Художественная литература
– одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника.

художественного произведения расширяет кругозор ребенка, выводит его за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни людей, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр, забав и т.д.

Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет чувства и мысли, воздействует, возбуждает и воспитывает.

  • Открытию перед детьми мира «словесного искусства» помогает правильный отбор литературных произведений, в основе которо­го лежат следующие педагогические принципы:
  • литература должна отвечать задачам воспитания (умствен­ного, эстетического, нравственного) детей, иначе она теряет свою педагогическую ценность. Книга призвана в конкретных образах раскрыть перед дошкольниками идеалы добра, справедливости, мужества, формировать правильное отношение к людям, самому себе, своим поступкам;
  • — необходимо учитывать возрастные особенности детей. Возрастная специфика должна выражать­ся в учете особенностей пси­хики ребенка, в конкретности мышления, впечатли­тельности, ранимости;
  • — книга должна быть занимательной. Занимательность опреде­ляется не темой, не новизной материала, а открытием нового в знакомом и знакомого в новом;

— в книге должна быть четко выражена позиция автора. (С. Я. Мар­шак писал, что если автор является не равнодушным регистратором событий, а сторонником одних героев повести и врагом дру­гих, это значит, что книга написана на настоящем детском языке);

— книги должны отличаться композиционной облегченностью, т. е. иметь одну сюжетную линию. Художественный образ или сис­тема образов должны раскрывать одну мысль, все действия героев должны быть подчинены передаче этой мысли. Однако при отборе книг нельзя отдавать предпочтение только небольшим и простым произведениям. Необходимо учитывать, что возможности воспри­ятия детей растут.

Принципы отбора дают возможность определить круг детского чтения, в который входят:

— произведения фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказ­ки);

— произведения русской и зарубежной классики (А.С.Пушки­на, К.Д.Ушинского, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тют­чева, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро и др.);

— произведения современ­ной отечественной литературы (В.В.Маяковского, С.Я.Марша­ка, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, М.М.Пришвина, Е.И.Ча­рушина, В.В.Бианки, Е.Благининой, З.Александровой и др.).

— произведения разных жан­ров (рассказы, повести, поэмы, сказки в прозе и стихах, лири­ческие и шуточные стихи, загадки), разной тематики (детская жизнь: игры, забавы, игрушки, шалости; события общественной жизни, труд людей; картины природы, экологические пробле­мы);

— произведения народов других стран.

Каждый год издаются новые книги для детей. Воспитатели дол­жны следить за выходящей литературой и пополнять круг детско­го чтения.

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя».

Используемая литература: З.А. Гриценко «Детская литература. Методика приобщения детей к чтению»;

Н.А. Стародубова «Теория и методика развития речи дошкольников».

Организация книжного уголка в группах младшего дошкольного возраста

Организация книжного уголка в группах старшего дошкольного возраста.

Источник: https://mirznanii.com/a/281033/metodicheskie-rekomendatsii-soderzhanie-knizhnogo-ugolka-v-doshkolnom-uchrezhdenii-knizhnyy-ugolok

Ссылка на основную публикацию