Индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе детского сада

Приветствую новых и бывалых моих читателей! Ваша Татьяна Сухих рада каждой встрече с вами. Особенно – вопросам читателей, которые свидетельствуют о том, что мой блог нужен.

Итак, поступила просьба рассказать подробно, что представляет собой ежедневное планирование такого вида деятельности, как индивидуальная работа с детьми.

Просят на год, правда, но в пределах читабельной статьи, думаю, это не реально и далее вы поймете, почему.

В чем смысл и содержание индивидуальной работы с дошкольниками?

При составлении календарно-тематического плана на каждый день мы предусматриваем заполнение графы «совместная деятельность педагога и детей».

Эта графа может делиться на две подграфы, если так можно выразиться: «индивидуальная работа с детьми» и «групповая деятельность».

Иногда индивидуальные мероприятия прописываются совершенно обособленным разделом плана, например, если детки в группе все или частично с ОВЗ.

В этом случае дополнительным занятиям с каждым малышом по отдельности или небольшими группами уделяется гораздо больше внимания, нежели в группах с обычными детками. Сегодня поговорим об индивидуальных мероприятиях с ребятами, не имеющими ограничений по здоровью.

Я, конечно, видела готовые планы, где заполнены наперед все графы.

Это может иметь место, но не в планировании дополнительных занятий с отдельными ребятами, которые отстают в усвоении какого-либо знания, умения.

Да, мы можем знать в начале учебного года, что такой-то малыш определенно отстает в умении рисовать кистью, правильно держать карандаш, не умеет бросать мячик в цель или имеет проблемы с речью.

Индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе детского сада

Но часто мы выясняем имеющиеся пробелы в процессе воспитательно-образовательной деятельности.

Причем, речь идет не только о проблемах с восприятием материала, но и с общением со сверстниками, наличием культурно-гигиенических навыков и т.п.

Понаблюдав за детками определенное время, совместно со вторым педагогом-напарником и помощником воспитателя мы решаем, в какой дополнительной индивидуальной помощи нуждается ребенок.

Причины «неуспеваемости» у деток могут быть разными: низкая посещаемость садика, частые болезни, природные особенности личности малыша, адаптационный период, педагогически запущенные детки и т.п.

В зависимости от имеющейся проблемы, выбираем метод работы с конкретным малышом: беседа, игра, физические упражнения, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, наблюдения, посильный физический труд.

И весь комплекс работы с конкретным малышом строится с учетом особенностей его развития, как физического, так и нравственного, психологического, умственного.

Значит, дать канву плана индработы на год является невозможным, в принципе, поскольку такие мероприятия планируются под потребности конкретных деток в группе. Но шаблон существует, о нем ниже.

Направления индивидуальных дополнительных занятий

Что касается формулировки сути и цели занятий с конкретными воспитанниками, то подскажу, что есть три направления, которые, в принципе, можно записать в план заранее, но затем по ходу дела вписать имена детей, с которыми будет проводиться работа:

  • Развитие и совершенствование личностных качеств каждого воспитанника;
  • Развитие мелкой моторики пальцев – развитие речи;
  • Формирование мотивации и предпосылок к усвоению учебного материала.

Эти три задачи вполне охватывают весь комплекс работы с отдельными детьми, это можно считать шаблоном для плана. Если хотите, можно конкретизировать, например, что входит в понятие «Развитие и совершенствование личностных качеств ребенка»?

Это умение общаться, взаимодействовать с коллективом и взрослыми, наличие культурно-гигиенических навыков, психологические особенности, которые мешают комфортному пребыванию малыша в садике (застенчивость, зажатость, апатия, неактивность, нелюбознательность и т.п.)

То есть, видим, что Петя не умеет сам застегивать пуговицы или боится проявлять инициативу в играх, записываем: Обучение Пети на тренажере застегивать и расстегивать пуговицы на одежде. Или: проводим сюжетно-ролевую забаву вдвоем с Петей, где он будет играть ведущую роль.

Можно в плане в разделе «Индивидуальная работа» ежедневно вписывать 1-2 задачи или все 3, дописывая имена деток, которым нужны такие занятия. Хотя правильно будет с каждым малышом группы периодически проводить воспитательно-развивающие индивидуальные мероприятия, чтобы выявить лучше его личные особенности, качества, таланты.

Вообще индивидуальная работа должна планироваться с учетом таких постулатов:

  • Уважение личности ребенка;
  • Формирование адекватной самооценки;
  • Привлечение каждого малыша ко всем видам деятельности в детском саду для выявления его личных качеств, наклонностей;
  • Постоянное усложнение деятельности в рамках иднработы;
  •  Создание благоприятной почвы для саморазвития каждого ребенка, стимулирование его самовоспитания.

Рецепты успешной индивидуальной деятельности с детьми дать невозможно, ведь каждая личность – уникальная. Одному достаточно будет разового дополнительного занятия по какому-то направлению, а другому понадобится целый год, чтобы научиться полноценно обслуживать себя, например.

Когда лучше проводить дополнительную работу с отдельными детками?

Индивидуальная работа отлично и результативно проходит утром после прием деток, во время прогулки и во вторую половину дня, особенно после ужина перед тем, как деток заберут. Узнав поближе детей, вы сами поймете, когда и чем можно позаниматься с малышом. Допустим, его поздно забирают – вот и занимайтесь вечером.

Индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе детского сада

Итак, утром преимущественно проводят личные или небольшими группками беседы на любые темы, с целью обогатить словарный запас и развить речь. Попутно уместно показать упражнение из пальчиковой гимнастики, которое ребенок не усвоил. Кроме того, утро – отличное время для выработки культурно-гигиенических навыков.

Во время утренней прогулки хорошо бы индивидуально отработать физические упражнения, с застенчивым малышом лично поиграть в подвижную игру. С другим – понаблюдать за природой, поговорить об изменениях в погоде. С третьим – собирать листики, формируя букет, изучая цвета, формы.

Во второй половине дня ближе к вечеру упор делаем на сюжетно-ролевых играх, трудовому воспитанию, дополнительным занятиям по счету, грамоте и т.п.

Понимаете, методов и способов дополнительно заниматься с детками множество, важно не превратить это дело в фикцию на бумаге. Ведь кроме развивающей обучающей деятельности, часто деткам требуется психологическая помощь, которая под силу воспитателю. Да просто иногда нужно просто уделить время малышу, обнять и расспросить, что его волнует и как у него дела.

Если вас устраивает хорошо заполненный план, а не реальная работа с детками, то, пожалуйста, записывайте по максимуму, но не переусердствуйте, ибо аттестационной комиссии будет подозрительно, что вы так много на себя берете. При чем тут комиссия? А при аттестации требуется предъявить планы работы и другую документацию.

Надеюсь, помогла? Если что, пишите, отвечу! А пока выражаю свою обычную просьбу: поделиться ссылкой на статью и подписаться на новости. Спасибо!

Индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе детского сада

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе детского сада

Привет, уважаемые читатели моего педагогического ))) блога! С вами Татьяна…

8 комментариев

Я, Татьяна Сухих, приветствую своих постоянных читателей – мам и…

1 комментарийИндивидуальная работа с детьми в подготовительной группе детского сада

Всем привет, с вами Татьяна Сухих! Сегодня вам предлагаю очень…

14 комментариев

Источник: https://metodbv.ru/individualnaya-rabota-s-doshkolnikami/

Индивидуальные работы в детском саду. Индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе: общая информация

Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.

Использование индивидуальной работы с ребенком в детском саду — это неотъемлемая часть работы воспитателя с давних времен. Современное время требует от дошкольных педагогических работников шагать в ногу со стандартами.

Поэтому я попробовала в работе совместить, казалось бы, несовместимые вещи: индивидуальную работу при условии работы со всей группой детей.

Тем самым создаю условия для реализации следующих принципов ФГОС: учитывать индивидуальные образовательные потребности маленького ребенка; оценивать динамику развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками.

Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития.

Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим.

Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.

В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети «ослаблены» имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные. Планируя индивидуальную работу, педагог должен учитывать психические и индивидуальные особенности ребёнка.

Особенно сложно бывает спланировать индивидуальную работу в переполненной группе. Каким-то образом нужно дифференцировать содержание индивидуальной работы, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Понимая, что организовав работу по индивидуальным картам – маршрутам, возможно, добиться результата с одним, двумя детьми, а остальные дети в это время находятся в поле зрения воспитателя. Поэтому я поставила перед собой цель: организовать индивидуальную работу в детском саду с учетом дифференциации особенностей ребенка при условии работы со всей группой.

В каждой группе есть дети «всезнайки» или наоборот, скромные, немногословные. На начальном этапе работы создала психологические портреты детей, используя личные наблюдения, беседы с родителями.

Таким образом, можно использовать различные подходы к планированию индивидуальной работы: по психологическим характеристикам личности, по типу восприятия, по скорости протекания психологических процессов.

Негласно поделив детей на группы, стала подбирать содержание по уровням сложности.

Сложный уровень предполагает (для старшего дошкольного возраста) задания для организации различной детской деятельности с помощью материалов энциклопедии.

Для среднего уровня заданий использовала программное содержание, а для легкого уровня – задания на повторение пройденного материала и знакомство с новым с помощью взрослого.

На следующем этапе попыталась внедрять в педагогический процесс работу, основываясь на дифференциации уровней для индивидуальной работы. В совместной деятельности взрослого и ребенка я предлагала занять места таким образом, чтобы дети в группах оказались одинакового уровня.

В моей группе дети определяли группы по цвету (красный цвет — сложные задания, зеленый цвет — средние задания, синий цвет — легкие задания), хотя можно использовать разные знаки.

Например, в совместной деятельности — рассказ по картине: дети, занявшие места на красных стульях, составляли описательный рассказ, включая интересный факт из энциклопедии (тема недели объявляется родителям заранее).

Те дети, которые заняли места на зеленых стульях составляли цепочный описательный рассказ с использованием знаков и мнемо- таблиц. Дети, которым предложили занять синие стулья, повторяли по памяти рассказы других детей и наиболее понравившиеся предложения и рассказы.

Читайте также:  Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада, картотека опытов и экспериментов, пример конспекта занятия

Далее в работе предлагала детям самим выбрать уровень сложности заданий. Многие выбирали по личным взаимоотношениям между собой. Используя, такой прием, стала понимать, что медлительные и скромные дети стали более активными, а для «всезнаек» — это служило стимулом, они примеряли на себя роль воспитателя, учителя.

Поняв, что дети и родители начали активно участвовать, попробовала внести изменения в развивающую предметно – пространственную среду группы.

В уголках (согласно теме недели) стали появляться знаки, указывающие на уровень сложности задания, игры, спортивного упражнения, сложности прически, приготовления блюда, алгоритмы выполнения поделки, аппликации. В приемной произошла презентация полочки, имеющей три уровня, раскрашенной по цветам, на которой находились задания.

По желанию дети сами или при помощи взрослого выбирали себе конвертик, соответствующего цвета. Выполненные задания также помещались обратно на полку для того, чтобы все могли обозреть результаты.

Например, тема недели «До свидания, лето»: для сложного уровня — применить в рисунке новый способ рисования губкой, для среднего — рисование с использование кистей разной толщины, палитры и для легкого уровня – раскрасить готовую раскраску. Когда наступала другая неделя и соответственно другая тема недели, содержание менялось. Работы предыдущей недели вкладывались в детское портфолио.

Прием организации индивидуальной работы со всей группой попробовала в проектной деятельности. В группе реализовала проект «Безопасность в природе». Проект по составу участников: детский с участием взрослых.

Задания уже не делила по цвету, а предложила детям определиться, кто какую работу будет выполнять, для достижения цели проекта.

Например, для презентации «Несъедобные грибы», одни сделали доклад про несъедобный гриб с компьютерной презентацией, другие подобрали загадки, пословицы, поговорки, стихи, а третьи составляли коллаж по данной теме с использованием подготовленных картинок, фото, схем, элементов мнемотаблиц.

На этом этапе работы были заметны изменения, детей выбирающих легкие задания становилось меньше.

Организовать индивидуальную работу в режимные моменты, прогулку и даже в самостоятельной деятельности оказалось возможным.

В группе закрепились определенные традиции: объявление темы недели, наполнение содержанием с использованием различных видов деятельности и пополнение портфолио приготовленными материалами, создание коллажа на данную тему.

Коллаж успешно использовала для обобщения темы недели, при этом организация индивидуальной работы продолжалась, когда каждый ребенок рассказывал о своем вкладе в коллаж.

Даже дети скромные охотно делились своими находками самостоятельными и совместно с родителями.

В совместной деятельности взрослого и ребенка предлагаю детям быстро и качественно сделавшим работу, выбрать конверт (коробочку, мешочек, сундучок) с игрой по данной теме и отражающей задачи программы.

Если ребенок выбрал сложное задание, он обращается за помощью к взрослому или сверстнику, тем самым можно решить задачи ОО «Речевое развитие» «Социально – коммуникативное развитие», если легкое, то задачи ОО « Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Индивидуальные карты- маршруты работы стали более понятными, развернутыми, с конкретными решаемыми задачами. Индивидуальная работа требует подготовки воспитателя, ребенка, родителя, но работая сообща, результат превзошел ожидания.

Индивидуальная работа проходила в течение всего дня, но она не была заметна, потому что работала вся группа и эта форма не была похожа на традиционную индивидуальную работу. Строя работу, таким образом, у меня получилось учесть индивидуальные особенности детей, а дети научились реально оценивать свои возможности. Тем самым получилось создать условия для реализации принципов ФГОС.

Родители стали активнее участвовать в делах группы, помогая ребенку добывать информацию, перерабатывать ее и помогали транслировать ее в группе.

В течение года, данный прием применяла в своей группе. Хотелось бы отметить дети стали более раскрепощенные, активные, любознательные, охотно идут на контакт со взрослыми и сверстниками,
способны управлять своим поведением и планировать свои действия. Дети имеют высокий уровень развития интегративных качеств личности.

Если проанализировать по условиям, которые предъявляет ФГОС, то индивидуальная работа в детском саду в рамках реализации ООП ДО занимает значительное место и способствует выполнению следующих условий:

психолого-педагогические условия
— учет индивидуальных особенностей ребенка по разным психологическим характеристикам личности, способу усвоения информации, типу восприятия информации. Взаимодействие с педагогом — психологом ДОУ.

  • кадровые условия —
    воспитатель, но взаимодействие с узкими специалистами даст еще более высокие результаты.
  • материально – технические условия —
    достаточно оснащения группы и помощи родителей, но для подбора содержания по темам не всегда достаточно методической литературы и наглядных пособий.
  • требования к развивающей предметно- пространственной среде —
    при пополнении РППС необходимым материалом для организации индивидуальной работы со всей группой необходимо учитывать принципы построения среды: безопасность, вариативность, трансформируемость, информативность, полифункциональность, принцип педагогической функциональности.
  • Сильной стороной
    организации индивидуальной работы со всей группой детей в ДОУ, считаю возможность реализации ФГОС, повышение качества освоения программы дошкольниками и развития интегративных качеств, учет индивидуальных особенностей ребенка- дошкольника, создание положительного имиджа группы, ДОУ для всех участников процесса, повышение уровня активности родителей.
  • Слабой стороной
    данного приема в своем детском саду считаю, что не выполнение частично кадровых условий (отсутствие психолога) и материально — технических условий (методическое сопровождение материалом для наполнения содержания).
  • Данный опыт транслировала в ДОУ, на родительском собрании, и планирую транслировать на методическом объединении «Платошинский куст», на сайте социальной сети работников образования, где имею свой мини – сайт, на сайте «Дошколенок», чьим постоянным пользователем я являюсь и выкладываю публикации.
  • По результатам транслирования получила благодарственное письмо от родительской общественности и отзыв методиста МДОУ «Курашимский детский сад» на проект «Безопасность в природе», в котором показаны приемы индивидуальной работы при работе со всей группой.
  • Предложила в методический кабинет МДОУ «Курашимский детский сад» методические рекомендации для организации индивидуальной работы со всей группой по теме «Урожай»

Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития.

Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим.

Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья педагоги используют карты индивидуального сопровождения развития ребенка (Коррекционно-развивающий маршрут ребенка).

В особом внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети «ослаблены» имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные. Планируя индивидуальную работу, педагог учитывает психические и индивидуальные особенности ребёнка.

Индивидуальная работа с детьми проводится в утренние и вечерние часы, а также на прогулке.

Индивидуальная работа — это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании.

Очень важно в современных условиях индивидуальную работу с детьми поставить на научную основу, использовать практические рекомендации, советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов.

Эффективность такой работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом о том, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей.

Учитывая их, воспитатель определяет методы и формы воздействия на личность каждого ребенка. Все это требует от педагога не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе. В индивидуальной работе с детьми педагоги-воспитатели руководствуются следующими принципами:

  1. — уважение самооценки личности ребенка;
  2. Вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств его характера;
  3. Постоянное усложнение и повышение требовательности к воспитаннику в ходе избранной деятельности;
  4. Создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания, что является наиболее эффективным средством реализации программы обучения и воспитания.

Подготовительная группа в детском саду — это финишная прямая на пути к обучению в школе. Именно в этот период дети шести лет начинают потихоньку отходить от своей основной деятельности — игры, и осваивать навыки обучения.

Поэтому чрезвычайно важно научить ребёнка именно учиться: воспринимать и усваивать информацию, проявлять усидчивость, дисциплинированность.

Немаловажную роль в этот период играет и индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе.

Польза индивидуальной работы с детьми

Как правило, при планировании педагог прописывает, какая именно работа с конкретным ребёнком будет проводиться. Это зависит от потребностей каждого малыша.

Такая форма работы педагога с воспитанником — одна из самых эффективных. Ведь в тот период, пока проводится занятие или игра, внимание специалиста полностью отдано этому малышу, а значит, педагог может вовремя заметить какие-то затруднения, направить ребёнка, подсказать и скорректировать.

Индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе детского садаИндивидуальная работа с детьми в подготовительной группе, как уже было сказано, должна быть спланирована. Часто дать рекомендации по её организации может педагог-психолог (по результатам диагностики). И, конечно же, такая работа будет в разы эффективнее, если привлекать к ней детьми в ДОУ ведётся по каждому разделу программы и в разных формах. Такое планирование позволяет охватить все сферы развития малыша и не допустить пробелов, что впоследствии облегчит ему адаптацию к школе и обеспечит эффективное усвоение материала.

Какие формы работы с дошкольниками подготовительной группы выделяют? Их великое множество, вот хотя бы некоторые из них: специально организованные занятия в режиме дня, игры, экскурсии, целевые прогулки, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, экспериментирование. В зависимости от того, что необходимо закрепить, педагогом планируется индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе. Организовать её можно в Например, во время приёма детей, когда ещё не все пришли, после тихого часа или вечером, после ужина. Подойдёт и время, когда дети заняты свободной деятельностью, то есть играют в группе. В этот период педагог предлагает малышу поиграть с ним, порисовать, почитать или посмотреть книжку. В процессе этой деятельности и решаются поставленные задачи.

Индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе детского сада

То есть ребёнок получает удовольствие от процесса, одновременно закрепляя и усваивая материал в игре или другом предложенном ему виде деятельности.

Читайте также:  Как рассказать дошкольникам о дне победы: коротко о 9 мая для детей

Индивидуальная работа с детьми: узкие специалисты

Практически в каждом помимо музыкального руководителя и руководителя имеются учитель-логопед (дефектолог) и педагог-психолог. В их планы также включена индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе.

Каждый специалист в процессе этой деятельности решает проблемы, связанные с его областью. Так, логопед занимается развитием речи, а при необходимости и ставит отдельные звуки.

Педагог-психолог работает над развитием эмоционально-волевой сферы и ребёнка, руководитель физического воспитания заботится о двигательном развитии дошкольника.

В совокупности планомерная работа всех специалистов эффективно сказывается на всестороннем развитии ребёнка, а значит, и гарантирует неплохую подготовку к обучению в школе. Ещё один неоспоримый плюс такой работы — личный контакт педагога с ребёнком, в ходе которого решаются не только образовательные, но и воспитательные задачи.

Источник: https://wptmp.ru/parenting/individual-work-in-kindergarten-individual-work-with-children-in-the-preparatory-group-general-information.html

Условия для индивидуальной работы

   Индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе детского садаИндивидуальная работа с воспитанниками в детском саду — это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение воспитанника с максимальным учетом особенностей его личности. Индивидуальный подход в образовательной деятельности дает возможность:

  • охватить повседневным вниманием и целенаправленным взаимодействием каждого ребенка;
  • всесторонне изучать и знать индивидуальные особенности каждого ребенка и педагогически целесообразно использовать эти знания в образовательном процессе;
  • педагогически грамотно выбирать формы, методы, средства и приемы взаимодействия с детьми с учетом обстановки, индивидуальных особенностей и целей его подготовки и развития (воспитания, перевоспитания);
  • умело создавать обстановку, педагогические ситуации для обеспечения эффективности обучения и воспитания детей;
  • своевременно корректировать взаимоотношения воспитатель — воспитанник, целенаправленно добиваться успеха в работе с ним.

   Цель индивидуальной работы — создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию возможностей воспитанника в процессе всестороннего развития его личности.

   Организация индивидуальной работы с воспитанниками в детском саду включает в себя комплекс мероприятий:

  • определение целей и задач этой работы;
  • охват постоянным вниманием всех воспитанников;
  • продуманное планирование индивидуальной работы; — глубокий анализ и постоянный контроль за ее результатами;

Кто проводит индивидуальную работу с детьми?

   В нашем детском саду индивидуальную работу с детьми проводят воспитатели групп общеразвивающей направленности, а также специалисты детского сада. Это – учитель-логопед,, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

   Какими принципами руководствуется педагог в индивидуальной работе с детьми?

   Современное время требует от дошкольных педагогических работников шагать в ногу со стандартами. Тем самым, создавая условия для реализации следующих принципов ФГОС ДО: учитывать индивидуальные образовательные потребности маленького ребенка; оценивать динамику развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками.

   В индивидуальной работе с детьми педагоги руководствуются следующими принципами:

  • уважение самооценки личности ребенка;
  • вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств его характера;
  • постоянное усложнение и повышение требовательности к воспитаннику в ходе избранной деятельности;
  • создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания, что является наиболее эффективным средством реализации программы обучения и воспитания.
  •    С какими детьми проводится индивидуальная работа?
  •    Индивидуальная работа осуществляется в ДОУ с детьми всех возрастных категорий в группах общеразвивающей направленности.
  •    Прежде всего индивидуальная работа проводится с детьми, испытывающими определенное трудности в процессе обучения, или наоборот с одаренными детьми, которые обладают особыми способностями к обучению.

   В пристальном внимании нуждаются дети, посещающие детский сад не регулярно по болезни или другим причинам, дети, имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные, гиперактивные. Планируя индивидуальную работу, педагоги учитывают психические и индивидуальные особенности ребенка.

   В какое время проводится индивидуальная работа?

   Использование индивидуальной работы с ребенком в детском саду — это неотъемлемая часть работы воспитателя с давних времен. Индивидуальная работа с детьми проводится в утренние и вечерние часы, а также на прогулке.

   Индивидуальные занятия с детьми, имеющие трудности в освоении образовательной программы, проводятся преимущественно в форме игры. Партнёром по игре бывает и взрослый, и другой ребёнок.

   В первую половину дня в детском саду обычно проводится индивидуальная работа с детьми по познавательному развитию: сенсорное развитие, ФЭМП, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Организуются специальные игры и упражнения с теми из них, которые нуждаются в коррекции речевых нарушений или с испытывающими трудности при освоении каких-либо движений.

  1.    Педагоги занимаются с малоактивными и замкнутыми детьми, давая им различные поручения, требующие общения со взрослыми и сверстниками.
  2.    Во второй половине дня проводится индивидуальная работа с детьми по развитию движений, рисованию, вырезыванию, конструированию, коррекции речевого развития.
  3.    Во время прогулок тоже проводится индивидуальная работа с детьми, где часто используются дидактические игры, игры малой подвижности, игры со словами, счетом, проводится разучивание коротких стихов, считалок, выполнение трудовых поручений, закрепление основных движений.

   Планируется индивидуальная работа с детьми и во время режимных моментов. Малыши упражняются в освоении культурно-гигиенических навыков – умывании, одевании, раздевании, застегивании пуговиц, дети постарше в завязывании шнурков. Во время приема пищи проводится работа по закреплению умений правильно пользоваться столовыми приборами, красиво сидеть за столом и кушать.

   Индивидуальная работа с детьми в детском саду – это неотъемлемая часть образовательного процесса, она ведётся воспитателями на протяжении всего дня, во всех режимных моментах, в любом виде деятельности.

Ее нельзя полностью регламентировать по времени или до точности запланировать в течение дня. Всегда находится время для проведения индивидуальной работы ситуативно, в результате возникших обстоятельств.

   А вот специалистам детского сада приходится более четко регламентировать этот вид деятельности с детьми в соответствии с расписанием организованной образовательной деятельности. На работу специалиста с одним ребенком в течение дня отводится не менее 15-20 минут.

   По такому же принципу осуществляет индивидуальную работу с воспитанниками по развитию психических функций педагог-психолог.

Музыкальный руководитель отрабатывает с воспитанниками на индивидуальной работе певческие и танцевальные умения, закрепляет навыки игры на музыкальных инструментах.

Инструктор по физической культуре, как правило, отрабатывает с детьми основные виды движений, в которых на занятии дети испытывали затруднения.

   Каждому специалисту для проведения индивидуальной работы с детьми выделено специальное место (кабинет, музыкальный зал, спортивная площадка) и необходимое оборудование для реализации поставленных образовательных задач.

Источник: http://singapairucheek.ru/usloviya-dlya-individualnoj-raboty.html

План индивидуальной работы по физическому развитию на неделю в подготовительной к школе группе

День недели Утро 1 прогулка Вечер 2 прогулка
  • организация предметно-пространствен-
  • ной развивающей образова-
  • тельной среды
Понедель- ник Индивидуальная работа. «Развитие движений» Цель: Совершенствовать навыки лазания по гимнастической лестнице Индивидуальная работа с подгруппой детей «Страна спорта». Цель: Закреплять умения энергично отталкиваться двумя ногами и мягко приземляться на носки, при выполнении прыжков на двух ногах с продвижением вперед
  1. Индивиду-
  2. альная работа.
  3. «Цапля».
  4. Цель:
  5. — выполнение упражнений на сохранение равновесия.
  6. — развивать координацию движений.
Индивидуальная работа с подгруппой детей «Развитие движений». Цель: Совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся на двух ногах, стоя к ней лицом и боком) Скакалка длинная.
Вторник Индивидуальная работа. «По дорожке на одной ножке». Цель: Закреплять умение прыгать на одной ноге Индивидуальная работа. «Кто дальше». Цель: Совершенствование навыки метания предметов вдаль
  • Индивиду-
  • альная работа.
  • «Коснись мяча».
  • Цель: Закреплять умения бросать и ловить мяч
Индивидуальная работа. «Кто дальше?» Цель: Совершенствовать технику прыжка (сильный толчок, энергичный взмах рук) 8 мешочков с песком; 2 мяча
Среда Индивидуальная работа. «Развитие движений». Цель: Закреплять умение бросать мяч в цель Индивидуальная работа с подгруппой детей. «Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги». Цель: Развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности Индивиду-альная работа. «Мяч об пол». Цель: Учить ловить отскаки-вающий от пола мяч Индивидуальная работа с подгруппой детей. «Спортивное упражнение-катание на самокате». Цель: Закрепить умение отталкиваться как правой, так и левой ногой. Катиться поставив обе ноги на платформу 2 самоката
Четверг Индивидуальная работа. «Упражнение с воланом». Цель: Учить перебрасывать волан из правой руки в левую и обратно не роняя Индивидуальная работа с подгруппой детей. «Катание на самокате». Цель: Учить детей двигаться по определенному направлению, соблюдая дистанцию Индивиду-альная работа с подгруппой детей. «Развитие движений». Цель: Улучшать технику движений (ходьба приставным шагом) Индивидуальная работа с подгруппой детей.

  1. «Катание на велосипеде».
  2. — ехать по прямой;
  3. — ехать по извилистой дорожке.
  4. Цель: Развивать двигательную активность
2 волана. 2 самоката; 2 велосипеда
Пятница Индивидуальная работа.

  • «Лови-бросай».
  • Цель:
  • — учить ловить мяч, прижимая его к груди;
  • — бросать точно воспитателю двумя руками
Индивидуальная работа с подгруппой детей. «Игровые упражнения с короткой скакалкой». Цель: Учить прыгать через скакалку, вращая её вперед и назад Индивиду-альная работа. «Не опоздай». Цель: Учить ползать под скамейкой любым способом (прямо, боком) Индивидуальная работа. «Развитие движений». Цель: Закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь-вместе; одна рука вперед-другая назад) 3скакалки

Источник: https://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki/11025-plan-individualnoj-raboty-po-fizicheskomu-razvitiyu.html

"Индивидуальная работа с детьми в течение дня (из опыта работы)"

В детстве ярко проявляются особенности характера и темперамента, способности и интересы личности ребенка. Нет детей с одинаковыми привычками и поведением, знаниями и умениями. У всех дошкольников разный уровень развития.

Существуют показатели психофизического развития, которые учитываются при планировании с индивидуальной работы:

  • характеристики переключения мыслительных процессов (стереотипность и гибкость мышления, способность устанавливать взаимосвязи и т. п.);
  • уровень знаний (осознанность и действенность);
  • характер и длительность работоспособности;
  • степень активности и самостоятельности;
  • личное отношение к обучению;
  • наличие познавательных интересов;
  • степень волевого развития.

Дети все разные, но их всех надо воспитывать и развивать, но как?

В этом случае просто необходим индивидуальный подход к детям. Он нужен во всех видах деятельности и на протяжении всего дня. В нашей подготовительной группе ежедневно проходит индивидуальная работа с детьми. В этой группе это особенно важно, так как, в этом возрасте необходимо научить ребенка учиться: усваивать информацию, проявлять усидчивость и дисциплинированность.

Читайте также:  Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада, в том числе на тему осень, работа с календарем природы

Индивидуальную работу с детьми проводим во время приема детей, когда еще не все пришли, на прогулке, после тихого часа или вечером. А так же во время, когда дети заняты свободной деятельностью, то есть играют в группе. В это время предлагаем ребенку поиграть, порисовать, рассмотреть иллюстрации в книге и т.д.

  • Проводятся дидактические игры
  • «Логические цепочки»
  •  «Четвертый лишний»
  • «Подбери по цвету»
  • Цель: Развитие умения группировать предметы по цвету.
  • «Собери картинку»
  • Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, развитие логического мышления.
  •  «Кто что делает?»
  • «Части суток»
  • «Собери фигуру»
  • Цель: развивать мелкую моторику рук и воображение.
  • «Состав числа»
  • Цель: закрепить математические навыки.
  • «Справа, слева»
  • Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве.
  • «Что изменилось?»
  • Игры на развитие словарного запаса и связной речи
  • «Назови как можно больше животных»
  •  «Опиши игрушку»
  •  «Составь рассказ по картинке»
  • «Назови ласково»
  • Цель: формировать умение образовывать ласкательные существительные.
  • Игры для развития мелкой моторики
  • «Мозаика»
  • , «Шнуровка»,
  •  игры с прищепками
  • спортивные игры.

Индивидуальную работу по физическому воспитанию строим на основе возрастных и индивидуальных особенностей детей. Составляя план индивидуальной работы, учитываются двигательные интересы ребенка. Детям предлагаются разнообразные задания и игры. Например,

  1. Игры с мячом
  2. ,
  3. «Пройди по дорожке»
  4. прыжки с места на двух ногах, перепрыгивание через скакалку, попадание в цель,
  5. игры с использованием обруча

Осуществляется взаимодействие с учителем-логопедом, педагогом-психологом. Проводится работа по исправлению неправильного звукопроизношения и эмоциональному развитию.

Систематическое проведение индивидуальной работы с ребенком или с небольшими группами детей обеспечивает хорошую подготовку к обучению в школе, а также развитие интеллектуальных и личностных качеств ребенка. Еще один плюс такой работы – личный контакт педагога с ребенком, в ходе которого решаются как образовательные, так и воспитательные задачи.

Источник: https://besperstova-push-solnyshko63.edumsko.ru/folders/post/427373

Индивидуальная работа с детьми по развитию музыкальных способностей

Дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей. Нет совершенно одинаковых ребят, а задачи воспитания остаются неизменными для всех. Как найти необходимые в данном случае средства педагогического воздействия? Каким образом влиять на каждого ребенка? Эти вопросы помогает решать индивидуальная работа с детьми.

Наш детский сад комбинированного вида. Поступают малыши с разным уровнем физического, умственного и эстетического развития, что также требует к ним индивидуального подхода.

Я стараюсь изучить особенности каждого ребенка, определить его уровень музыкального развития.

Когда ребенок исполняет песню, в специальной тетради делаю для себя пометки, над чем надо с ним поработать. Записываю детей, чисто интонирующих мелодию, до конца пропевающих музыкальную фразу.

Проверю у ребят чувство ритма, умение выполнять простейшие музыкально-ритмические движения. На первых занятиях делаю вид, что не замечаю застенчивых детей.

Вскоре они привыкают к коллективу, и постепенно начинают раскрываться их музыкальные способности.

Так, выяснила, что Настя (6 лет) очень одаренная девочка: эмоционально откликается на музыку, имеет хороший слух, может целостно дифференцированно воспринимать произведение, чисто интонирует, выразительно передает характерные особенности персонажей, выраженные в музыке, играет на музыкальных инструментах: металлофоне, арфе, гармошке. О способностях Насти я поговорила с ее родителями и посоветовала отдать девочку в музыкальную школу.

В тесном контакте с воспитателями групп учитываем особенности каждого ребенка и создаем условия для его развития. Во всех группах созданы зоны самостоятельной художественной деятельности, где удобно проводить индивидуальную работу с детьми в утренние и вечерние часы. Приемы работы и задачи ее разные.

Одним помогаем в формировании музыкально-сенсорных способностей, вырабатываем сосредоточенность, слуховое внимание, учим их вслушиваться и различать звуки по высоте, силе, длительности, подсказываем, как сопоставлять, сравнивать их, с другими развиваем вокально-слуховую координацию, которая необходима для правильного восприятия мелодии голосом.

Третьих упражняем в восприятии метроритма, ритмического рисунка хлопками, шагами. Так, в среднюю группу поступила девочка, которая пела громко, опережая других. Пришлось приложить немало усилий, прежде чем она стала прислушиваться к пению детей и к мелодии. Всегда сажаю ее рядом с хорошо поющими детьми, поощряю, если она не искажает мелодию.

В середине учебного года в подготовительную группу поступила Оля. Она пела очень низким голосом. В настоящее время работаю с ней над расширением диапазона голоса. Для этого использую маленькие песенки Е. Тиличеевой «Трубач», «Гуси». Есть перемены в лучшую сторону. У Оли расширился диапазон пропеваемых звуков.

Общаясь с детьми вне занятий, я лучше узнаю каждого ребенка, скорее нахожу к нему нужный подход, вовремя обнаруживаю и даю толчок развитию музыкальных способностей.

Индивидуальные занятия по обучению детей игре на музыкальных инструментах требуют от них особой сосредоточенности.

Здесь я учу ребят играть маленькие попевки, подбирать по слуху знакомые мелодии, петь и подыгрывать себе, импровизировать несложные ритмы, отдельные интонации, мелодии.

Сначала, когда идет освоение приемов правильного звукоизвлечения на металлофоне, предлагаю несложные пьески из «Музыкального букваря»: «Андрей-воробей», «Небо синее», «Мы идем с флажками» (музыка Е. Тиличеевой).

Алеша первое время совершенно не чувствовал ритм мелодии. Попробовали с ним выполнить хлопки в ладоши, притопы ногами в такт музыки. После трех занятий мальчик самостоятельно прохлопывал ритмический рисунок мелодии, постепенно стал осваивать приемы игры на металлофоне.

Если ребенок не посещал дошкольное учреждение, то после общего занятия выясняю, в чем он затрудняется, объясняю и показываю ему тот или иной прием пения, движения, упражняю его в выполнении какого-либо задания.

Например, Женя неправильно интонировала мелодию, перенапрягала голос и начинала фальшивить. Предложила ей несколько раз прослушать песню в моем исполнении, в исполнении хорошо поющей девочки.

Сейчас Женя успешно поет вместе с детьми и даже солирует в песне «Где был Иванушка?» (русская народная песня).

Для овладения тем или иным движением, исполнить которое ребенок затрудняется, показываю ему несколько упражнений, подготавливающих к основному движению, а затем перехожу к самому танцевальному элементу.

Саша поступил в детский сад в январе, когда все дети подготовительной группы освоили переменный шаг. Достаточно было позаниматься с ним 3–4 раза, и он начал активно действовать в коллективе, овладел переменным шагом.

Однако мы продолжаем наблюдать за ним и при необходимости привлекаем его к индивидуальным занятиям.

Индивидуальную работу с детьми, как и музыкальные занятия, планирую и учитываю в календарных планах. этой работы, подбор репертуара в каждом отдельном случае диктуются той задачей, которую ставлю перед собой при планировании данного занятия.

При систематической индивидуальной работе у детей появляются творческие способности в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах. На занятиях я часто даю задание, кто придумает больше и разнообразнее движений.

Вновь поступившие дети Олег и Оля очень робко импровизировали отдельные элементы танцевальных движений: выставляли ногу вперед на носок или на пятку, при кружении помахивали рукой над головой.

Позднее я выяснила, что они неплохо поют, у них хорошая дикция.

Вместе с воспитателем мы решили подготовить сценку «Филя и Уля». Роль Фили поручили Олегу, а роль Ули — Оле. В конце нужно было поплясать. Вначале дети использовали движения указанные выше.

Пришлось подсказывать и показывать различные плясовые движения. Теперь Олег и Оля Чувствуют себя более уверенно, с каждым разом их движения совершенствуются, выполняются более легко, непринужденно.

На одном из занятий Оля самостоятельно придумала движение кружиться, взявшись за правые руки, затем за левые.

Предлагаю детям импровизировать односложный музыкальный ответ на вопрос. Например, вношу домик из картона с окошечком. Ребенок нажимает на кнопку. Звенит звонок: «Тр-р-р». Воспитатель спрашивает: «Кто там?».

Ребенок пропевает свое имя, из окошечка показывается персонаж кукольного театра (матрешка, заяц и т. д.). Большинство детей успешно справляется с заданием.

Ребята, у которых слабо развит мелодический звук, повторяют услышанные мелодии.

Особое место в музыкальном воспитании детей занимают праздники и развлечения. Любому из этих мероприятий предшествует предварительная индивидуальная работа с детьми. Разучиваем отдельные номера, эпизоды, которые затем включаются в утренник или развлечение.

Когда мальчики начали разучивать танец петрушек к новогоднему празднику, движения получались угловатыми, дети не согласовывали их с музыкой. Один Олег действовал легко и ритмично, быстро усвоил последовательность движений.

На последующих занятиях с подгруппой Олега ставила в середину круга, чтобы все присматривались к его движениям. Дошкольники не ограничивались только занятиями, они с удовольствием танцевали самостоятельно в группе, во время прогулки.

Их привлекал задорный характер музыки и движений.

Когда я работаю над отдельными сюжетными играми и инсценировками, вижу, как дети перевоплощаются. Удачное выполнение ролей вызывает у них радость, чувство эстетического удовлетворения.

Так, когда готовили развлечение «Веселый цирк», я работала с каждым ребенком над средствами выразительности (жестом, позой, речевой интонацией, походкой), используя различные задания: показать, как выходит на арену силач (степенно, сжав руки в кулак), как танцуют цирковые лошадки (при беге высоко поднимают колени, двигаются легко, изящно). Очень удачно выступили Саша и Вася в роли клоунов: весело пели, шутили, показывали различные фокусы.

Например, клоуны говорят: «Барабан и корзина пустые стоят, позовите на сцену на помощь ребят».

Дети. Посмотрели мы на дно —

  • Там и пусто и темно.
  • Клоуны. Эти вещи не простые,
  • Эти вещи не пустые.
  • (Ударяют палочкой о барабан и корзинку)
  • Раз, два, три,
  • Стукну палочкой — смотри!
  • Выходят матрешки и танцуют.

Итак, индивидуальная работа помогает отстающим детям успешно освоить программный материал и приобрести нужные музыкальные умения, дает возможность более детально ознакомиться со способностями каждого ребенка, повысить активность застенчивых, помочь малышам, вновь поступившим в детский сад, скорее влиться в коллектив.

Чем увереннее будет чувствовать себя ребенок в танцевальном движении, игре или в исполнении песни, тем быстрее у него пробудится интерес к музыкальной деятельности, к проявлению творчества.

Индивидуальной работой с детьми, занятиями с небольшими группами, путем включения музыки в повседневную жизнь детского сада мы добиваемся планомерного и всестороннего осуществления задач музыкального воспитания.

Но встречаются и большие трудности, например, по обучению детей элементам музыкальной грамоты. Иногда вновь поступившие дети (даже 5–6 лет) не различают низкие и высокие звуки, не могут определить направление мелодии, не имеют понятия о долгих и коротких звуках. Много времени уходит на ликвидацию этих пробелов, и поэтому не всегда удается качественно решать эти задачи.

Важно через методические объединения убедить музыкальных руководителей в том, что выполнение программы по музыкальному воспитанию в каждой группе детских садов является обязательным.

Необходимо, чтобы каждый педагог стремился выполнять программу, добивался усвоения материала каждым ребенком.

Такой подход даст возможность малышам и в детских садах комбинированного вида без особого труда прочно усваивать музыкальные знания.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, индивидуальная работа, детский сад, движение, занятие, комбинированный вид, обучение детей, подготовительная группа, музыкальное воспитание, мелодия.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6189/

Ссылка на основную публикацию