Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников, в том числе в первой младшей группе детского сада

Пенькова Елена Алексеевна – воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка — детский сад №20 «Алёнушка», Московская область, Коломенский район, поселок Биорки. Материал будет полезен воспитателям ДОУ для проведения консультаций, родительских собраний, семинаров и т.д. А красочная эл.презентация более доступнее донесет данный материал до публики.

 08.12.2016

Сообщение из опыта работы в младшей группе ДОУ «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

        Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.

Слайд

«Здоровье детей — богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена.

           Важной предпосылкой и условием нормального роста и развития ребёнка является не только соблюдение режима дня, регулярное питание и создание оптимальных условий внешней среды, но и наличие у каждого ребёнка привитых с детства культурно — гигиенических навыков и умений.

          Однако на практике мы наблюдаем совершенно другую картину. В современном мире Слайд  родители находятся в постоянной спешке. Поэтому приводя ребёнка в сад, родители его раздевают, переодевают, а некоторым и помогают вымыть руки.

Родителям проще сделать всё за детей самим, чем ждать, пока это сделает ребёнок. Вечером, когда детей забирают из сада, ситуация не меняется, так как родители устали и спешат домой и опять детей одевают сами, не предоставляя детям самостоятельности.

Не исключено, что и дома родители делают за детей то, что ребёнок способен сделать сам.

           Результатом такого поведения родителей становится снижения у ребёнка интереса к овладению культурно — гигиеническими навыками и желания выполнять всё самостоятельно; они ждут помощи воспитателя. В связи с этим проблема становится актуальной именно для детского сада, где ребёнок проводит большую часть времени.

  Слайд

       С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых.

Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков.

Затем на их основе строится развитие других функций и качеств, поэтому педагог должен набраться большого терпения и понимания.

 Слайд

      Проблемой формирования у дошкольников культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания занимались: Петерина С.В., Каплан Л., Лямина Г.М., Урунтаева Г., Афонькина Ю. и др. в 70 — 80 гг. XX столетия.

В работах этих авторов отражены данные о некоторых закономерностях гигиенического развития дошкольников, даются конкретные рекомендации по организации условий для их формирования, предлагаются эффективные педагогические приемы, которые используются педагогами-практиками в воспитательном процессе дошкольного учреждения.

      В каждой возрастной группе этот процесс осуществляется в соответствии с программой воспитания в детском саду. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования относится не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.

  •       Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач:
  • • развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
  • • формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.
  • • формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.
  • • формировать начальные представления о ценности здоровья, о том, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.
  • • формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
  • • привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
  • • обогатить предметно-развивающую среду группы.
  • слайд
  • Критерии опрятной еды включают умение:
  1. oПравильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
  2. oНе крошить хлеб;
  3. oПережевывать пищу с закрытым ртом;
  4. oНе разговаривать с полным ртом;
  5. oТихо выходить по окончании еды из-за стола;
  6. oБлагодарить;
  7. oПользоваться только своим прибором.

Слайд

Критерии мытья рук и личной гигиены включают умение:

  1. oМыть лицо, руки
  2. oЗакатать рукава;
  3. oСмочить руки;
  4. oВзять мыло, намыливать до появления пены;
  5. oСмыть мыло;
  6. oСухо вытереть руки, аккуратно повесить полотенце  в свою ячейку;
  7. oПользоваться расческой.

слайд

Условия формирования культурно-гигиенических навыков:

  1. o- наличие социально-бытовых условий;
  2. o- рациональная организованная обстановка;
  3. o- четкий режим дня;
  4. o- руководство взрослых.

       Наличие социально-бытовых условий – наличие воды, освещения, отопления и т.п.

  1.        Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и  игры).
  2.        Режим дня – обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.
  3.        Формирование культурно — гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых — родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи

       В исследованиях В.Л. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца отмечается, что важно подобрать методы и приемыс учетом возраста детей, которые помогут сформировать положительное отношение к выполнению гигиенических действий и постепенно произойдет осознание, зачем ребенок все это делает.

Слайд

В своей работе по формированию культурно — гигиенических навыков мы используем следующие методы и приемы формирования у детей культурно – гигиенических навыков:

  1. oЛичный пример взрослых
  2. oНепосредственно образовательная деятельность
  3. oПоказ
  4. oОбъяснение
  5. oПояснение
  6. oПоощрение
  7. oБеседы
  8. oУпражнения в действиях
  9. oДидактические, сюжетно-ролевые, словесные игры,
  10. oИгры-эксперименты,игры – имитации
  11. oХудожественное слово
  12. oИгровые приемы
  13. oРазвлечения
  14. oПрием повторения действий
  15. oАлгоритмы одевания, умывания, складывания одежды в шкафчиках,
  16. oПоказ иллюстраций и картин
  • слайд
  •         Поскольку игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и с её помощью воспитателю легче возбудить интерес ребёнка к любому виду деятельности, мы чаще используем игру в целях формирования культурно-гигиенических навыков.
  •  Слайд
  •  Для лучшего усвоения навыка необходимы следующие условия проведения игр: наличие соответствующего обучающего игрового материала, знания педагогом психологических особенностей детей младшего возраста, достаточный практический опыт проведения подобных развивающих игровых процессов, обязательно максимальная заинтересованность детей (желание научиться чему-то новому и полезному), применение технических средств обучения.
  • Слайд

Мы подготовили и применяем комплекс дидактических игр «Уложи куклу спать», «Одень куклу на прогулку», «Кукла Катя обедает», «Принимайся за обед», «Кто поможет», «Мамины помощники» и т.п.

Дети с удовольствием принимают участие в играх гигиенической направленности с куклами, но самостоятельная игра у детей сначала не удавалась, так как отсутствовала последовательность и логичность действий. Слайд

Поэтому, мы стали использовать специальные дидактические упражнения: «Что изменилось» (с дидактическими картинами); упражнение с дидактическими пособиями (шнуровки, застёжки, пуговицы); упражнения «Что за чем?» (связанные с закреплением знаний детей об алгоритме умывания, одевания) и т.п.

В основном, дидактические игры увлекали девочек. Мальчикам не очень хотелось играть в такие игры, и нам приходилось заинтересовывать их. Слайд

Например, предлагать взять на себя конкретную роль (папы) и выполнять конкретные действия (укачивание куклы, одевание куклы).

В систематически проводимые игры мы стараемся включать элемент новизны, так, например, укладывая куклу спать, предлагали детям спеть ей колыбельную песню. Дополнительно мы задаем различные вопросы, например, «Как надо складывать одежду?», «Зачем одежду нужно складывать?», «Как надо накрывать куклу одеялом?» и т.п.

Слайд

Проводя игру «Умывание каждый день» мы задаем вопросы детям: «Почему грязные руки?», «Для чего нужно умываться?», на которые дети не сразу, но дают правильные ответы.

Вместе со своими любимыми игрушками дети увлеченно принимают участие в игре «Принимайся за обед».

Здесь уже активнее мальчики. Мальчики усаживаются за стол и делают вид, что едят, в то время как девочки занимаются, в основном, процессом сервировки кукольного стола.

Слайд

Культурно-гигиенические навыки у детей закрепляем и в процессе еды. За процессом еды наблюдает Поварёнок.

Он обращает внимание малышей на то, как чисто на столах, напоминает, что кушать следует аккуратно, наклоняясь над тарелкой. Показывает, как пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

Если дети забывают  какое-либо требование, Поварёнок подходит к малышу и напоминает, ставит в пример ребят, которые более аккуратны.

Слайд

Для закрепления навыков пользования носовым платком (при чихании и кашле рот прикрывать носовым платком, если кто-нибудь находится рядом отворачиваться), проводим различные дидактические игры такие как: «Таня простудилась», «Мишка заболел» и др.

В игре своим примером показываем детям, как нужно пользоваться носовым платком, как складывать его после употребления, убирать в карман. Дети тоже достают свои платочки и начинают «покашливать», прикрывая рот платком, при этом, отворачиваясь друг от друга.

Такие игровые ситуации помогли закрепить нам умения детей пользоваться носовым платком, аккуратно его хранить, и главное, большая часть детей перестала быть безразличной к тому, что у них неопрятный нос.

  1. Все культурно-гигиенические действия, проводимые с детьми, мы сопровождаем художественным словом, что значительно оживило процесс.
  2. Слайд
  3. В таблице я представляю наименование игр, игровых ситуаций, упражнений и наименование произведений, которыми можно сопровождать формирование определенного навыка.
Наименование навыка Наименование игр, игровых ситуаций и упражнений Художественное слово
Навык одевания и раздевания Игровая ситуация «Путешествие с куклой Катей». Дидактические упражнения «Найди свой шкафчик», «Чья картинка» Игры: «Уложим куклу спать», «Такие разные носочки», «Кукла Маша идёт на прогулку», «Поможем кукле раздеться»,«Хочу одеться правильно»,  «Застёжки  шнурочки», «Волшебные пуговки», «Каждая ножка — в свой домик»,«Коля в гостях у детей», «Подберем куклам одежду», «Научим Катю одеваться» и др. Стихи: «Спать пора» П.Воронько, «Башмаки» А. Барто, «Где мой пальчик» н. Саконская, «Научу обуваться я братца» Е. Благинина, «Сам» с. Ильина
Навык культуры еды
  •  Педаг. Ситуация
  •  «Кукла учится у ребят аккуратно кушать» — визит куклы на обед, полдник, ужин, «как мишка учился ложку держать».
  • Игры: «Кукла ждет гостей», «Накормим куклу обедом», «Семья» и др.
Стихи:  «Приятного аппетита» В.Берестов, «Приятного аппетита» Ю.Кушак, «Про ложку» В.Берестов, «Федорино горе» К.Чуковский.
Навык пользования носовым платком
  1. Игра «Платочек для мишки»
  2. «Платочек для куклы оли», «Какой чудесный платочек», «Кукла Маша заболела»
  3. Упражнение «Носики-курносики», «Умывалочка» и др.
«Бедный нос» Л.Слуцкая, «Загадка про носовой платок» Ж.Синючкова и др.
Навык мытья рук
  • Педагогическая ситуация «Покажи чистые ладошки»
  • Упражнения: «Мыльные перчатки»
  •  «Сделаем лодочки»
  • Дидактические игры: «Причешем куклу Машу», «Купание куклы», «Умоем куклу Машу» упражнение «Умывалочка»; «Для чего нужен предмет», «Научим Незнайку правильно мыть руки», развлечения «В гостях у Мойдодыра», «Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое» и др.
Потешки «Водичка-водичка», «Ой, лады, лады, лады не боимся мы воды…»,«Кран откройся…»,стихи Г.Ладонщикова, «Я под краном руки мыла…», «мойдодыр»,К Чуковский;   Н.Найдёнова «Наши полотенца», Е.Благинина «Девочка чумазая», «Уши» Э. Мошковская., «Чистота-красота» А.Богдарин.
Читайте также:  Воспитание культурно-гигиенических навыков в средней группе детского сада, картотека с целями по фгос, конспект занятия

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Источник: http://metod-sbornik.ru/doshkolnoe-obrazovanie/1333-05116

Культурно-гигиенические навыки в 1-ой младшей группе ДОУ

  Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Если папа не моет руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения.

Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, развалившись, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем.

Ребенок — это зеркальное отражение взрослых.

  Когда малыш лезет в общее блюдо рукой, кидает куски, стучит ложкой или громко требует чего-то, некоторым родителям кажется, что все окружающие должны так же, как и они, умиляться милым шалостям. Всё „списывается» на детскую непосредственность.

Мол, дитя подрастет и образумится. Однако дитя вырастает, и оказывается, что время упущено.

Если не удалось привить правила поведения вашему ребенку с ранних лет (самое позднее пяти, и только перед походом в школу родители начинают рассказывать ему о том, „что положено», то они рискуют безнадежно опоздать.

Освоение культурно-гигиенических навыков

  К нам в группу приходят очень разные малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется горшком, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки едят ложкой, другие же приучены только к бутылочке или с большим удовольствием копаются в своей тарелке руками. Почему же так происходит?

  Самые первые представления о культурно–гигиенических навыках ребенок получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с пеленок.

  Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды. Например, если трехмесячному ребенку, находящемуся на искусственном вскармливании, дается бутылочка с молоком, то на эту бутылочку следует накладывать руки ребенка – впоследствии он будет держать ее уже самостоятельно.

Когда с 5-6 месяцев начинают прикармливать ребенка, кормить его надо с ложечки. С 7-8 месяцев следует приучать его пить из чашки.

Примерно с 1 года — 1 года 2 месяцев следует давать ложку для самостоятельной еды, причем сначала ребенку надо давать кашу или пюре, а не жидкое блюдо; и только тогда, когда он научится самостоятельно есть кашу, можно дать ему жидкую пищу – суп, кисель, компот, простоквашу.

  Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. В нашей группе мы следим (дома это делают родители) за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей.

  Помимо этого воспитываем и закрепляем у детей и другие навыки (которые также закладываются в семье) : следим, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком, салфеткой.

  При одевании и раздевании также даём возможность детям в какой-то степени действовать самостоятельно. Например, надевая кофточку ребенку, говорим: «Дай ручку, я на тебя надену кофточку».

  •   Приучаем детей к опрятности в одежде, переодеваем их, как только загрязнилось платье, или стали мокрыми штанишки.
  •   Я считаю, что одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском садике и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.
  •   Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

  В 1-й младшей группе нужно привить такие полезные привычки, как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком или унитазом, умение правильно держать ложку. К двум годам малыш может научиться умываться и причёсываться, снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и сморкаться в носовой платочек.

  1.   На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука – освоение и применение культурно-гигиенических навыков.
  2.   Во время еды строго следим, чтобы:
  3. последовательность блюд была постоянной,
  4. перед ребенком находилось только одно блюдо,
  5. еда была не слишком горячей, не слишком холодной,
  6. ребенок брал пищу в рот небольшими кусочками, хорошо ее пережевывал,
  7. дети не разговаривали во время еды;
  8. стараемся не допускать:
  9. громких разговоров,
  10. понуканий, поторапливания детей,
  11. насильного кормления,

  Кормление — очень ответственный момент в режиме. Некоторые малыши умеют, есть самостоятельно, но крайне неаккуратно, обливаются, ложку держат неправильно. Бывают и такие, которые не умеют пить из чашки, отказываются от пищи.

Перед едой для каждого ребенка готовим салфетку.

Пользуясь салфеткой, ребенок усваивает, что надо и есть аккуратно, и из-за стола вставать с чистыми руками и лицом.

 С первого дня за каждым ребенком закрепляем постоянное место за столом. Сначала кормим детей с плохим аппетитом. Следим, чтобы они правильно сидели за столом. Во время кормления на всех малышей надеваем нагрудники.

Для обучения навыка кормления проводим различные занятия в виде игры, когда приходят в гости различные игрушки, мы с ними здороваемся, сажаем за стол, угощаем и в процессе еды, оговариваем манеру поведения и аккуратность за столом.

Обязательно учим малышей по окончании еды, вставая из-за стола, говорить спасибо. Теперь многие дети делают это без напоминания, самостоятельно.

  • С первого дня пребывания детей в группе начинаем работу по воспитанию навыков одевания (раздевания) : учим снимать и надевать колготки, носки, обувь.
  • После тихого часа показываем детям, в какой последовательности надо одеваться.
  • Дома старайтесь ребёнку предложить самому раздеться, повесить свою одежду.

У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения. Этому мы учим их во время игр: «Застегни пуговицы».

  Справиться с пуговицами и «молниями» помогут и игровые элементы. Мы пробуем раздевать и одевать куклу, изучаем «молнию» на игрушечной сумке (от этого никто не отказывается). При этом надо учесть, что застёгивать пуговицы малышам легче, начиная с нижней – самую верхнюю застегнуть труднее всего, и она обычно поддается освоению самой последней.

То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков.

  Я считаю, главное, не надо торопить события. Умение самостоятельно надеть и снять с себя верхнюю часть одежды, нижнее белье и носочки, пижаму, обувь – очень  серьезное достижение малыша.

  Из моей практики я поняла, что очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат.

Подготовку к умыванию начинаем в группе: дети засучивают рукава, как показывает воспитатель.

Объясняем, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит». Дети сами повторяют эти слова.

 Умываться идем маленькой подгруппой. Объясняем и показываем детям, что сначала надо намочить руки. Даём ребенку кусочек мыла, показываем, как намылить руки и как смыть мыло; затем мы учимся, как самостоятельно вытираться полотенцем (своим полотенцем) и т. д.

Обучая детей умыванию, проводим дидактические игры: «Катя умывается», «Миша в гостях у Маши». На занятии с детьми рассматриваем сюжетную картинку «Дети умываются». В игровом уголке сделали умывальник, повесили полотенце для кукол. Наблюдая за играми детей, можно видеть, как они учат кукол умываться и вытирать лицо полотенцем.

Приучая детей к опрятности, оказываем помощь при пользовании носовым платком, учим своевременно сообщать о своих естественных потребностях.

Вещи в детском саду могут пугать ребенка. Для некоторых детей обычный унитаз просто чудовище. Он холодный, рычит, брызгается водой. Испугавшись однажды, малыш будет всячески избегать находиться в комнате со «страшными» предметами.

Поэтому мы стараемся посещать туалетную комнату, чтобы, во-первых, малышам не было страшно, а во-вторых, чтобы помочь справиться с горшком.

Контролировать свой мочевой пузырь или наполнение кишечника (то есть понимать, что пришла пора его опорожнить) дети начинают где–то ближе к 2 – 2, 5 года (мальчики чуть позже) .

Я считаю, что приучение к горшку должно быть для ребенка понятным и постепенным процессом. Не забываем хвалить малыша в случае успеха и напоминать ему о необходимости этого мероприятия. Не позволяем малышу засиживаться на своем маленьком «троне».

Ежедневно повторяем малышам, что все, что требуется для обслуживания своего организма, ухода за ним, содержания, должно быть личным: своя расческа, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, свое полотенце.

Для того чтобы малыши хорошо знали свое полотенце, постельное белье и горшок, они маркируются в детском саду. Маркировка должна быть удобной и детям, и взрослым. Для малышей – это цветные картинки. Мы знакомим малышей с «их» картинками и предметами и объясняем их назначение.

  1. Мы считаем, что правил должно быть немного, и они должны быть четко сформулированы и понятны малышу.
  2. Мною замечено, что наиболее понятная форма для малышей это добрые, хорошо известные и поучительные стихи:
  3. Водичка, водичка,
  4. умой Насте личико…

Вот так потихоньку мы учим своих малышей полезным привычкам. Конечно, сразу и все наши детки не выучат, но обязательно в их головках отложится, что надо делать вот так, и никак иначе.

Источник: http://sadulibka.ru/?p=5767

Консультация для педагогов "Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников"

                     Формирование культурно-гигиенических                                                                             навыков у дошкольников                                                           

Читайте также:  Работа с родителями в подготовительной группе детского сада, конспекты собраний, план по фгос и прочее

     Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых.

Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Цель  — формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • учить самостоятельно, умываться;
  • пользоваться туалетом;
  • воспитывать желание быть аккуратным, замечать неполадки в своем виде;
  • активизировать речь детей, используя слова, обозначающие выполняемые действия, а так же используем художественное слово;
  • формировать умения и навыки опрятности; положительного отношения к сверстникам;

культуры поведения в коллективе; скромности, вежливости, сдержанности.

      Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом.

И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается.

Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности — труда по самообслуживанию.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка.

К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.

     Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться.

И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход.

При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.

     Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде.

     Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности.

Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, формируется правильная самооценка. Ребёнок постепенно начинает следить за своим внешним видом.

Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе с взрослым, а потом самостоятельно.

В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия.

Оценить действие и только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: «Я хороший, потому что всё делаю правильно!»

      К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.

Условия должны быть постоянными, а методические приемы, которые использует педагог, необходимо менять. «Будем умываться»,— говорит в начале года воспитатель и показывает все: и как завертывать рукава, и как намылить руки, и как вымыть их, а затем вытереть.

Все дети действуют под наблюдением и контролем взрослого. И так изо дня в день. В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки, формируются привычки: мыть руки перед едой и после загрязнения, следить за своим внешним видом.

Но дети становятся старше.

      И воспитатель постепенно предоставляет им все больше самостоятельности. Он переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам,— убеждению, разъяснению смысла правил.

Только тогда, когда педагог учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение все более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия.

Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается лишь умение подчиняться требованию взрослого.

Но правильная организация умывания — это не только условие формирования культурно-гигиенических навыков (особенно в старших группах): старший дошкольник может вполне самостоятельно тщательно умыться, привести себя в порядок, однако важно воспитывать при этом положительные взаимоотношения между детьми. В умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверстников. И воспитатель учит их проявлять внимание к тем, кто рядом, быть вежливыми, предупредительными. Например, посторониться, чтобы дать пройти товарищу, поднять упавшее полотенце и повесить на место, не отвлекаться, помня, что другие дети тоже должны своевременно умыться и сесть за стол, пропустить вперед дежурного, чтобы тот вовремя начал выполнять свои обязанности.      Воспитывая нормы поведения за столом, педагог также учитывает, что, помимо привития детям культурно-гигиенических навыков, перед ним возникает целый ряд задач:

формирование положительного отношения к сверстникам, культуры поведения в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности.  

Для этого он использует разные ситуации.      В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример самих детей.

Воспитатель обращает внимание малышей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.

В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет педагогическая оценка, т. е. положительное иди отрицательное суждение педагога об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко воспитатель пользуется в своей работе положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.

     Положительная оценка дается и в том случае, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.

Используя малые формы фольклора, мы и в повседневной жизни в качестве ласки и шутки:

  • Расти коса до пояса не вырони ни волоса…
  • Водичка, водичка умой мое личико,…
  • Права ножка, лева ножка — поднимайся понемножку.
  • Что поставят, то и кушай.
  • Хлеб — соль кушай, а добрых людей слушай.
  • Ешь больше, проживешь дольше.
  • Мило не мыло, а беленькое личико.

Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: чтосначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д.

То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения.

При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.

Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

Критерии опрятной еды включают умение:

  1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
  2. Не крошить хлеб;
  3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
  4. Не разговаривать с полным ртом;
  5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
  6. Благодарить;
  7. Пользоваться только своим прибором.

Мытья рук и личной гигиены включают умение:

  1. Мыть лицо, уши, руки
  2. Закатать рукава;
  3. Смочить руки;
  4. Взять мыло, намыливать до появления пены;
  5. Смыть мыло;
  6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
  7. Пользоваться расческой.

Снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

  1. Расстегнуть пуговицы;
  2. Снять платье (брюки);
  3. Аккуратно повесить;
  4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;
  5. Снять обувь;
  6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
  7. Надеть в обратной последовательности.
  8. Учим пользоваться носовым платком
  9. Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.

    Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.

    Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.

    • Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).
    • Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.
    • Обращать внимание на чистоту носового платка.
  10. Знать свою расческу и место, где она лежит.

    Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.

    Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).

    Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания («Я сам!»).

    Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.

    Исключить возможность пользования чужой расческой.

     Для привития культурно-гигиенических навыков педагоги применяют показ, пример, объяснение. Очень редко используют игровые приемы, а ведь содержание культурно-гигиенических навыков у детей этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических играх и игровых ситуациях.

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:

  • организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
  • разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
  • многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы — разные;
  • индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
  • организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
  • безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
Читайте также:  Музыкальный уголок в детском саду: оформление своими руками по фгос + фото

Одним из ведущих приемов, который используется, является прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.

  1.     Широко используются, особенно в младшем возрасте, малые формы фольклора: потешки, пословицы и поговорки 
  2.  Расти коса до пояса,
  3.  Не вырони ни волоса.
  4.  Расти, косынька, до пят,
  5.  Все волосыньки в ряд.
  6.                                                Расти, коса, не путайся.                                          
  7.  Дочка, маму слушайся.   
  8.    * * *
  9.                                                                  Водичка, водичка,                                                                
  10. Умой мое личико,
  11. Чтобы глазоньки блестели,
  12. Чтобы щечки краснели,
  13. Чтоб смеялся роток,
  14. Чтоб кусался зубок.
  15. * * *
  16. Права ножка, лева ножка
  17. Поднимайся понемножку
  18. Одному мигну, другому кивну,
  19. А третий сам догадается.
  20. * *  *
  21. Что поставят, то и кушай, а хозяина в доме слушай!
  22. Хлеб — соль кушай, а добрых людей слушай.
  23. Ешь больше, проживешь дольше.
  24. Мило не мыло, а беленькое личико.
  25. СОВЕТЫ МОЙДОДЫРА:
  26. — всегда мыть руки с мылом, причесываться
  27. —  кушать мытые овощи и фрукты;
  28. — когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком;
  29. — мыть игрушки после прогулки;
  30. — вытирать ноги, переобуваться;
  31. — делать зарядку;
  32. — не есть на улице;
  33. — мыть посуду после еды;
  34. — мыть руки после игры с животными.

Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.

Источник: https://ds-nosovichi.schools.by/pages/konsultatsija-dlja-pedagogov-formirovanie-kulturno-gigienicheskih-navykov-u-doshkolnikov

Культурно-гигиенические навыки в 1-ой младшей группе. | МБДОУ д/с №1

Культурно-гигиенические навыки- это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми. 

Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности и порядку.
Воспитание культурно-гигиенических навыков в нашей группе осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т.е. путем научения и приучения.

Умывание: Учимся брать мыло, намыливать руки, класть на место, смывать мыло, с помощью взрослого вытирать руки; закреплять навыки мытья рук, лица, во время умывания(не мочить одежду). Побуждать детей расчесывать волосы.

Питание: Учимся правильно держать ложку в правой руке, брать пищу губами, откусывать её небольшими кусочками, пережевывать, проглатывать. Учимся пользоваться салфеткой, есть аккуратно, совершенствовать навыки культурной еды.

Одевание, раздевание: Учимся доставать из шкафа личную одежду, одевать футболку, шорты, панамку. Учимся вежливо выражать просьбу о помощи, закреплять умение правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, размещать свои вещи в шкафу. Продолжать пользоваться разными видами застежек.

Укладывание спать:  Побуждать снимать одежду, обувь, вешать на стульчик. Самостоятельно одеваться после сна.

         Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания детей.

Источник: https://xn—-1-6cdsceyji0feh.xn--p1ai/kulturno-gigienicheskie-navyiki-v-1-oy-mladshey-gruppe/

Из опыта работы по формированию культурно-гигиенических навыков дошкольников в детском саду

Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Конкурс «Методическая копилка педагога детского сада»

Питание играет большую роль в процессе роста и развития ребенка, имеет большое значение для его здоровья. Недостаточное обеспечение детей младшего возраста железом, селеном, йодом, цинком, кальцием, и др.

может послужить основанием для существенных нарушений в формировании интеллекта, опорно-двигательного аппарата или соединительной ткани в целом, репродуктивной сферы, снижении физической работоспособности и т.д.

Поэтому рациональное и полноценное питание дошкольников – залог крепкого здоровья, нормального роста и правильного развития детей.

Питание – обязательный компонент режима дня в детском саду. Весь процесс, связанный с питанием детей, имеет большое воспитательное значение. Детям прививают важные гигиенические навыки: мыть руки перед едой, а после еды полоскать рот, пользоваться столовыми приборами и салфетками; приучают тщательно пережевывать пищу, аккуратно есть и правильно есть и правильно сидеть за столом.

Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие «эстетика питания». За время пребывания в дошкольном учреждении ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, вилкой, ножом), приобретает определенные навыки культуры питания.

Для того, чтобы уделить внимание вопросам эстетики питания, я начала это делать с младшей группы. Чем раньше у ребенка сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее закрепятся и станут привычкой. Так как дети еще маленькие, я часто при кормлении использовала потешки, прибаутки.

  • Гу-ту-ту, гу-ту-ту,Вари кашу круту,Подливай молочка
  • Накорми казачка!

Много времени и сил было потрачено на то, чтобы научить детей правильно держать ложку, т.е. тремя пальцами, а использованные бумажные салфетки не клали обратно в салфетницу.

Начиная со средней группы, ввела дежурство. Объяснила, кто такие дежурные, что они должны делать. Каждой паре дежурных показывала, как стелить тканевые салфетки, как раскладывать столовые приборы.

Чтобы закрепить эти навыки, я старалась  организовывать сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Угостим мишку чаем», «К нам пришли гости» и т.д. В этих играх дети еще закрепляли правила поведения за столом, такие как: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить за еду и др.

В старшей группе я уделяла больше внимания уже культуре питания, а именно:

  1. Правильно пользоваться столовыми приборами.
  2. Аккуратно и бесшумно есть, сохраняя правильную осанку за столом.
  3. Учить не проливать пищу.
  4. Не крошить хлеб.
  5. Жевать пищу с закрытым ртом.

Каждый ребенок после еды сам убирал все свои тарелки за собой, складывая их «чистыми» в соответствующую стопку посуды, затем дети аккуратно складывали свои тканевые салфетки.

В подготовительной группе обязанностей у дежурных по столовой прибавилось – сметание щеткой-сметкой крошек со стола в совочек и обязанность протирать столы влажной тряпочкой.

Для того, чтобы у ребенка выработалось положительное отношение к приему пищи, я старалась, чтобы к моменту кормления он не был раздражительным или утомленным. Перед едой следила за тем, чтобы не было шумных игр, сильных впечатлений, которые могут затормозить выработку у детей пищеварительных соков и подавить пищевой рефлекс.

Иногда, возвращаясь с прогулки, обращаю внимание детей на окна кухни. Рассказываю про поваров, о том, что они приготовили нам вкусный обед и ждут нас. Я считаю, что это создает у детей определенный настрой, располагающий к приему пищи.

Дежурные по столовой помогают помощнику воспитателя в сервировке стола: застилают стол салфетками, ставят бокалы с компотом, раскладывают ложки, вилки (по мере надобности ножи).

И дети, придя с прогулки и увидев красиво накрытый стол, испытывают положительные эмоции.

Они тщательно моют руки с мылом, вытирают руки полотенцем, приводят в порядок свою одежду и садятся на свое постоянное место за столом.

  1. Посмотрите, стол накрыт,И у нас хороший аппетит.Вот теперь мы можем сесть
  2. И обед спокойно съесть.

Во время кормления говорю детям названия блюд, которые они едят, обращаю внимание на вкус, приятный вид, запах пищи, ее полезности. Также слежу за поведением детей за столом, соблюдением чистоты и опрятности, за осанкой детей. Напоминаю и приучаю их хорошо пережевывать пищу, не глотать большими кусками, съедать все, что предложено.

  • Я напоминаю об одном:Не кривляйтесь за столом,Не капризничайте тут –
  • Ешьте все, что вам дадут!

Хоть наши дети выросли, стали уже большими, я все равно во время приема пищи использую потешки, пословицы, поговорки, что тоже способствует хорошему аппетиту. Слежу за тем, чтобы после окончания еды дети аккуратно промокали салфеткой рот, вытирали руки, благодарили за еду и спокойно выходили из-за стола.

  1. Стараюсь всегда хвалить тех детей, которые съели все без остатка.
  2. А у нас есть ложки,Волшебные немножко.Вот – тарелка, вот – еда,
  3. Не осталось и следа.

Однако, если аппетита у ребенка нет и он отказывается от еды, то не заставляю его доедать. Потому что считаю, что насильственный прием пищи ничего хорошего не даст ни для физического, ни для психологического здоровья ребенка.

Так же даю оценку детям – дежурным. Отмечаю их слаженную организацию при сервировке стола, старание, желание помочь помощнику воспитателя.

Кто посуду унесет?Кто столы потом протрет?Чтобы мухи не водилисьИ на крошки не садились,Ну-ка, быстренько без слов,Убираем со столов!И с посудою, как можем,

  • Нашей нянечке поможем!
  • Таким образом, планомерное, целенаправленное руководство питанием детей позволяет упражнять их во многих хороших поступках, прививать устойчивые гигиенические навыки, расширять их бытовую ориентацию, решать задачи нравственного воспитания.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Поэтому с родителями постоянно проводятся беседы, консультации по формированию культурно-гигиенических навыков.

Составитель: Ляхова Татьяна Михайловна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 87, г. Дзержинск, Нижегородская область.

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/physical-development/20221-iz-opyta-raboty-po-vospitaniyu-kulturno-gigienicheskih-navykov-doshkolnikov-v-detskom-sadu.html

Ссылка на основную публикацию