Дидактические игры в старшей группе детского сада: картотека с целями, пример конспекта занятия и прочее

Дидактические игры в старшей группе детского сада: картотека с целями, пример конспекта занятия и прочееРазвитие малышей 2-6 лет происходит согласно определенным законам, учитывающим их возрастные умения. Если в 3 года дети обычно имеют базовые понятия, к примеру, о цветах, формах и геометрических фигурах, то к 5-6 годам они уже учатся выполнять простейшие математические действия. Дидактические игры, проводимые воспитателями детских садов, также различаются в зависимости от навыков и умений ребят.

Дидактические игры в детсаду

Эти занятия представляют собой обучение в игровой форме, когда по заранее установленному сценарию дети должны выполнять определенные действия.

По сути, это вид активного обучения, который хорош тем, что малыши воспринимают его как веселую игру. В ее основе лежит ситуация, которую воспитатель описывает детям, а затем предлагает поиграть.

Как результат, воспитанники усваивают различные понятия, расширяют свой кругозор, развивают внимание, учатся мыслить и анализировать.

Для дидактических игр в старшей группе часто используют наглядный материал из картотеки педагога. Это карточки с изображенными на них красочными рисунками (например, яблоко, зонтик, гитара, пожарный и т.п.). Кроме картотеки, можно использовать музыкальные инструменты, спортивные снаряды (мячи, обручи, скакалки) и всевозможные подручные средства.

Примеры дидактических игр в старшей группе

Чаще всего, игры на тему профессий, сезонов, математики, а также музыкально-дидактические игры, проводятся в старшей и подготовительной группе. Приведем несколько примеров таких занятий.

  1. Игра для развития слухового внимания. Понадобится до 10 предметов, издающих различные звуки: свисток, барабан, книга, деревянные ложки, стеклянные стаканы с водой и пр. Воспитатель заходит за ширму и в течение минуты воспроизводит звуки: шуршит страницами книги, стучит ложками, переливает воду. По окончании дети должны по очереди пересказать словами, какие звуки они слышали (желательно по порядку). Кроме слуха, такая дидактическая игра направлена на расширение словарного запаса детей.
  2. Игра «Геометрия для малышей». Детям раздаются цветные палочки разной длины, и предлагается сложить из них геометрические фигуры. Для воспитанников подготовительной группы можно усложнить задачу: например, сложить большой или маленький квадрат, синий или желтый ромб, треугольник внутри прямоугольника.
  3. Игра для развития зрительной памяти. Наглядными пособиями будет служить вся окружающая обстановка. Детям в порядке очереди следует назвать как можно больше предметов одной величины (формы, цвета). К примеру, Миша должен увидеть вокруг себя максимум синих вещей, Коля – круглых и т.п. Эта дидактическая игра удобна тем, что ее можно проводить как в помещении группы, так и на прогулке.
  4. Игра «Виды профессий». Дети должны назвать профессии по набору используемых инструментов (кастрюля, шприц, пожарный шланг, указка и т.п.), которые нарисованы на карточках.
  5. Дидактическая игра «Магазин». Она имеет множество вариаций: магазин игрушек, посуды, продуктов и др. Данное занятие направлено на развитие словарного запаса, внимания и сообразительности. Дидактические игры в старшей группе детского сада: картотека с целями, пример конспекта занятия и прочееВсе дети разбиваются на пары, и каждый ребенок по очереди назначается покупателем. Придя в «магазин», он просит продать ему определенный товар, не называя его. К примеру: красное, румяное, сочное, хрустящее (яблоко). Товар этот должен быть нарисован на карточке. Продавец же, в свою очередь, должен угадать и «продать».

Также в старшей группе можно проводить и другие дидактические игры, направленные на знакомство с конкретными профессиями. Для этого также активно используется картотека: по изображению конечных продуктов труда (платье, хлеб), дети догадываются о профессиях людей, которые эти вещи создали (портной, пекарь).

Источник: https://womanadvice.ru/didakticheskie-igry-v-starshey-gruppe

Дидактические игры по экологическому воспитанию в старшей группе

  • СТАРШАЯ
    ГРУППА
  • Экологическая игра «Детки с какой
    ветки?»
  • Цель:
    Дифференцировать отличительные признаки деревьев.

Дидактический материал:
карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.;
карточки деревьев.

Методика проведения:
На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них
кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с
изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети
разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.

СТАРШАЯ
ГРУППА

Экологическая игра «Найди такой же
цветок»

Цель: Упражнять
детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать
внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.

  1. Дидактический материал: настоящие
    комнатные цветы, к ним соответствующие карточки.
  2. Методика проведения:
    Детям раздаются карточки с изображением комнатных цветов, они должны найти
    такой же в группе, показать и по возможности назвать.
  3. СТАРШАЯ
    ГРУППА
  4. Экологическая игра «Вершки –
    корешки»
  5. Цель:
    Учить детей составлять целое из частей.
  6. Дидактический материал:
    два обруча, картинки овощей.
  7. Методика проведения:

Вариант 1.
Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В
обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч
синего цвета – те, у который используются вершки.

Ребенок
подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный
круг, объясняя, почему он положил овощ 
именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у
которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

Вариант 2.
На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы:
вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу
все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!»

СТАРШАЯ
ГРУППА

Экологическая игра  «Воздух, земля, вода»

Цель:
Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание,
мышление, сообразительность.

Дидактический материал:
Мяч.

Методика проведения:

Вариант
1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например,
«сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово
«дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» — «земля» и т.д.

Вариант
2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать
птицу. На слово «земля» — животное, обитающие на земле; на слово «вода» —
обитателя рек, морей, озер и океанов.

  •  СТАРШАЯ
    ГРУППА
  • Экологическая игра «Природа и
    человек»
  • Цель: Закрепить
    и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку
    природа.
  • Дидактический материал:  Мяч.
  • Методика проведения:
    Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о
    том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в
    природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует
    в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что
сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что
создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети
ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

  1. СТАРШАЯ
    ГРУППА
  2. Экологическая игра  «Звери, птицы,
    рыбы »
  3. Цель:
    Закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.
  4. Дидактический материал:
    Мяч.
  5. Методика проведения:

Вариант 1:
Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и
передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»

Сосед
принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем
он передает вещь другому ребенку,  с
таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний
участников игры не будет исчерпан.

Так
же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя
нельзя).

Вариант 2:
Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший
мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч
обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.  Аналогично проводится игра со словами «звери»
и «рыбы».

  • СТАРШАЯ
    ГРУППА
  • Экологическая игра «Угадай, что где
    растет»
  • Цель:
    Уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать
    внимание, сообразительность, память.
  • Дидактический материал:
    Мяч.

Методика проведения:
Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает
кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение:
сад, огород, луг, поле, лес.

Читайте также:  Лучшие новогодние стихи для детей русских классиков и современных поэтов

 

СТАРШАЯ
ГРУППА

Экологическая игра  «Сложи животное»

Цель: Закрепить
знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичным признакам.

Дидактический материал: картинки
с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах).

Методика проведения: один
экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети
рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить
изображение животного, но без образца.

  1. СТАРШАЯ
    ГРУППА
  2. Экологическая
    игра 
    «Что
    из чего сделано?»
  3. Цель: Учить
    детей определять материал из которого сделан предмет.

Дидактический материал:
деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический
колокольчик., ключ и т.д.

  • Методика проведения:
    Дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан
    каждый предмет.
  • СТАРШАЯ
    ГРУППА
  • Экологическая
    игра
     «Съедобное –
    несъедобное»
  • Цель:
    Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
  • Дидактический
    материал:
    Корзинка, предметные картинки с изображение
    съедобных и несъедобных грибов.
  • Методика
    проведения:
    На столе перед каждым ребенком лежат
    картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и
    кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку
  • СТАРШАЯ
    ГРУППА
  • Экологическая
    игра

    «Найди свой камешек»
  • Цель:
    Развивать тактильные ощущения, внимание, память.
  • Дидактический материал: Коллекция
    камней.

Методика проведения:
Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если эта
игра поводится на улице, то находит его), внимательно рассматривает, запоминает
цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и
примешивают. Задание – найти свой камень.

СТАРШАЯ
ГРУППА

Экологическая
игра 
«Цветочный
магазин»

Цель: Закреплять
умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди
других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые
букеты.

Дидактический материал:
лепестки, цветные картинки.

Методика проведения:

Вариант
1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают
понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий
выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант
2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать
выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

Вариант
3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний,
осенний. Можно использовать стихи о цветах.

  1. СТАРШАЯ
    ГРУППА
  2. Экологическая
    игра
      «Полезное–
    неполезное»
  3. Цель:
    Закрепить понятия полезные и вредные продукты.
  4. Дидактический материал: Карточки
    с изображением продуктов.
  5. Методика проведения:
    На один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.

Полезные:
геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и
т.д.

Неполезные:
чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

  • СТАРШАЯ
    ГРУППА
  • Экологическая
    игра

    «Лекарственные растения»
  • Цель:
    Закрепить знания лекарственных растений.
  • Дидактический материал:
    Карточки с растениями.

Методика проведения:
Воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила
игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь
растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где
растет (болото, луг, овраг).

  1. Например,
    ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики
    без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только
    вырастет (2-3 рассказа детей).
  2. СТАРШАЯ
    ГРУППА
  3. Экологическая
    игра
      «Что
    я за зверь?»

Цель:
Закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию.

Методика проведения:

Вариант
1: В игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе
есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается
и ждет, пока его не пригласят.  Группа
ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут .

Вариант
2: Нужно отвечать на вопросы ведущего. 
Итак, зверь загадан, участник приглашаются, игра начинается.

Участник
задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать?
прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д.

Ребята
в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет».Так продолжается до тех пор,
пока игрок не отгадает зверя.

  • СТАРШАЯ
    ГРУППА
  • Экологическая
    игра
     «Назовите
    растение»
  • Цель:
    Уточнять знания о комнатных растениях.
  • Дидактический материал: Комнатные
    растения.

Методика проведения:
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и
т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель
обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.


Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно
ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?


На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

  1. СТАРШАЯ
    ГРУППА
  2. Экологическая
    игра
      «Кто
    где живёт»
  3. Цель:
    Закреплять знания о животных и местах их обитания.
  4. Дидактический материал:
    Карточки «Живтные», «Места обитания».

Методика проведения:
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями
мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.).
Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен
определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у
себя, показав карточку воспитателю.

  • СТАРШАЯ
    ГРУППА
  • Экологическая
    игра 
    «Летает,
    плавает, бегает, прыгает»
  • Цель:
    Закреплять знания об объектах живой природы.
  • Дидактический
    материал:
    Картинки с изображением разных животных.
  • Методика
    проведения:

Вариант 1: Воспитатель показывает или называет детям
объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта.
Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при
слове «карась» — имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» — изображают
полёт птицы.

  1. Вариант 2: Дети классифицируют картинки – летающие,
    бегающие, прыгающие, плавающие.
  2. СТАРШАЯ
    ГРУППА
  3. Экологическая
    игра
     «Береги
    природу»
  4. Цель: Закреплять
    знания об охране объектов природы.
  5. Дидактический материал:
    Карточки с объектами живой и неживой природы.

Методика проведения:
На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей,
человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети
должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле
не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными
животными, с человеком, с растениями и т.д.

  • СТАРШАЯ
    ГРУППА
  • Экологическая игра  «Что
    было бы, если из леса исчезли…»
  • Цель:
    Закреплять знания о взаимосвязи в природе.
  • Дидактический
    материал:
    Карточки с объектами живой  природы.
  • Методика
    проведения:
     
    Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

— Что бы произошло с остальными жителями? А если бы
исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы
ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей
вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без
друга не смогут обходиться.

  1.  СТАРШАЯ
    ГРУППА
  2. Экологическая игра: «Польза- вред»
  3. Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных ни вредных, одни
    только необходимые
  4. .1 этап
  5. Первый вариант: «Польза –вред».
  6. (тема: живая природа) .

Дети должны встать в круг. Воспитатель задает
вопрос: «Какая польза от пчелы? », дети должны по очереди ответить на вопрос,
не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется: «Какой вред от пчелы? »
(так можно подбирать любые вопросы)

Второй вариант: «Нравится – не
нравится».

(тема: не живая природа) .

Принцип организации см. вариант
1.

Третий вариант: «Хорошо –
плохо».

(тема: времена года и 4 стихии:
вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же.

2 этап

Воспитатель задает вопрос: «Что
случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все
окружающее стало бы хорошим? » (волк стал хорошим — перестал есть зайцев, зайцев
бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало
бы меньше и многим птицам негде было бы жить) .

  • Выясняется, что если от всего
    будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и
    даже может погибнуть.
  • В конце игры воспитатель должен
    сделать вывод, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет ничего
    лишнего, всё необходимое.
  • СТАРШАЯ
    ГРУППА
  • Экологическая игра: «Звуки»
  • Цель: учить детей «слышать» природу,
    (на магнитофоне подобрать звуки природы…шум дождя, водопада, птиц…) .
  • Воспитатель даёт задание:
Читайте также:  Лэпбуки зимующие и перелётные птицы для дошкольников: как сделать своими руками с помощью шаблонов

«Когда слышите какой-либо звук
– загните палец и т. д. Когда все пять пальцев будут загнуты – откройте глаза и
помолчите, чтобы другим детям дать возможность «посчитать звуки
».

  1. Воспитатель задаёт детям
    вопросы типа:
  2. Какой звук больше всего
    понравился?
  3. Какой звук издала природа, а
    какой –человек, какой звук был самый громкий
     (тихий?)
  4. Издавал ли ветер какой-либо
    звук?
  5. В дальнейшем можно «слушать»
    природу двумя руками (использовать 10 пальцев)
  6. Цель: развивать наблюдательность и творческие способности детей.

Дети встают в круг. Первый
ребенок называет какое-либо животное (птицу, насекомое, в зависимости от темы,
предложенной воспитателем) и делает характерный жест этого животного. Следующий
ребенок повторяет то, что сказал и сделал первый, называет своё животное,
показывает свой жест. Следующий повторяет, что сказали первые два ребёнка,
называет своё животное и делает свой жест и т. д.

Основное правило: нельзя
повторяться в названиях животных и жестах. Но подсказывать друг другу можно,
это даже сближает детей и делает игру интересней.

  • В игре участвуют 5-8 детей,
    затем можно увеличить количество игроков
  • СТАРШАЯ
    ГРУППА
  • Цель: воспитывать правильное отношение к природе, расширять понятие
    детей о правилах поведения в природе.
  • Суть игры заключается в том,
    что есть такой мальчик на свете, который всё делает наоборот, если слышит
    плохие советы.
  • Воспитатель даёт детям
    отрицательные и положительные правила поведения в природе, а дети должны
    сказать, как бы поступил этот мальчик в том или ином случае, и объяснить,
    почему.
  • СТАРШАЯ
    ГРУППА
  • Экологическая игра:«Вершки – корешки»
  • Цель: учить детей составлять целое из частей.

Источник: http://detipriroda.blogspot.com/p/blog-page_1.html

Конспект дидактических игр

  • Конспекты дидактических игр
  • (Старшая группа)
  • 1. «Птички на кормушках»
  • Цель: уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах (внешний вид, чем питаются), природоохранительные представления; воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
  • Ход игры

Загадать загадку: «В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей». Что это?. Правильно, кормушка.

Сегодня мы поиграем в игру «Птички на кормушках» и вспомним , какие птички прилетают на наши кормушки и чем мы их кормим.

1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину и сало не тронули. Кто это? (Вызванный ребёнок выбирает картинку, изображающую воробья, и выставляет её на кормушке. Остальные дети проверяют правильность ответа.)

2. Во вторник прилетели птички с жёлтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. Кто это? (Вызванный ребёнок выбирает картинку с изображением синички и выставляет на кормушке.)

3.В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на тёмно-синих крыльях. Они сидели, нахохлившись и клевали ягоды рябины. Кто это? (Вызванный ребёнок выбирает картинку с изображением снегиря и выставляет на кормушке.)

4. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, серые, чёрные, с синим отливом. Птицы съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг? (Вызванный ребёнок выбирает картинку с изображением голубя и выставляет на кормушке.)

5. В пятницу прилетело много птиц. Отгадайте, кто это?

  1. -Зимой на ветках яблоки,
  2. Скорей их собери!
  3. И вдруг вспорхнули яблоки,
  4. Ведь это… СНЕГИРИ.
  5. Непоседа, невеличка,
  6. Жёлтая почти вся птичка.
  7. Любит сало и пшеничку.

Кто узнал её? СИНИЧКА.

  • Уличный мальчишка
  • В сером армячишке,
  • По двору шныряет,

Крошки собирает. ВОРОБЕЙ.

Гладенький, аккуратненький,

Урчит, воркует, дружка целует. ГОЛУБЬ.

  1. -Молодцы, ребята, правильно назвали всех птичек.
  2. «Дошкольное воспитание» -№7-1993г.
  3. 2. «Угадай, какой ты зверь»
  4. Цель: уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных; воспитывать бережное отношение к животным.
  5. Игровое правило: отвечать на вопросы, которые помогают ребёнку выяснить, «какой он зверь», можно только словами «да», «нет», «может быть».
  6. Ход игры

Воспитатель прикрепляет на спину ребёнку картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть, каким «зверем» он стал. «Зверь», задавая вопросы, касающиеся внешнего вида животного, особенностей его движения, повадок, среды обитания, пытается выяснить, кто он.

  • Игра повторяется несколько раз с заменой картинки и заменой ребёнка.
  • «Дошкольное воспитание» №7-1995г.
  • 3. «Грибная полянка»
  • Цель: закрепить знания о дарах природы (о съедобных и несъедобных грибах), выяснить, в каких именно местах в лесу растут грибы; проводить работу по словообразованию (под берёзой – подберёзовик, под осиной – подосиновик); формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картинке, видеть красоту осеннего леса; воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.
  • ПРАВИЛА.

1.В лес идти только с корзинкой.

2. Собрать не менее трёх грибов.

Ход игры

-Сегодня мы с вами пойдём в сказочный осенний лес за грибами. С чем нужно ходить в лес за грибами? (С корзинкой.) Возьмите свои «корзиночки», оденьтесь понарошку. Все готовы?

Под музыку идём в «лес». На стене висит большая картина с изображением осеннего леса. Вот мы и в лесу. Как хорошо здесь! Посмотрите, каким красивым убранством встречает нас лес! Вдруг появляется Гриб-лесовик:

— Здравствуйте, дети! Вы в гости ко мне пожаловали? (Ответы.)

Вам нравится мой лес? Чем он вам нравится? (Ответы.)

Почему вы пришли в лес с корзинками? (За грибами.)

-А знаете ли вы, что не всякий гриб можно есть? (Ответы.)

-Как называются грибы, которые можно есть? (Съедобные.)

-А которые нельзя есть? (Несъедобные.)

-Вы сможете найти в нашем «лесу» съедобные грибы? (Ответы.)

Найдите и назовите их. (Дети находят «грибы» на картине, называют их, а Гриб-лесовик уточняет, где любит расти тот или иной гриб, почему подберёзовик, подосиновик носят такие имена.)

На картине или на столе выставлены не только съедобные грибы, но и ядовитые; дети «собирают» грибы в свои «корзинки». В конце игры Гриб-лесовик вместе с детьми рассматривает, что они собрали, хвалит и награждает тех, кто справился с заданием.

  1. «Дошкольное воспитание» -№10-2002г.
  2. «Детки на ветке»
  3. Цель: учить подбирать предметы по принадлежности к одному растению; воспитывать внимание, сообразительность.
  4. Ход игры

Разделить детей на две команды (подгруппы): одной раздать листья («ветки»), другой – овощи («деток»). По сигналу: «Детки», наудите свои «ветки!» – каждый ищет пару, то есть становится так, чтобы предметы у него и товарища совпадали по принадлежности к одному и тому же растению.

Правильность выбора проверяют «волшебные ворота» (воспитатель и ребёнок или двое детей). Ворота закрываются (поднятые руки опускают), если пара выполнила задание неправильно.

  • При повторении игры дети меняются листьями и плодами.
  • «Угадай правило»
  • Цель: описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия.
  • Примеры:

1. Береги муравейники. Помни: муравьи – санитары леса!

2. Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнёзд!

3. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!

4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения.

5. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе!

6. Не рви в лесу, на лугу цветы. Пусть красивые растения остаются в природе!

7.Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

8.Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников!

Читайте также:  Прическа для мамы: три способа выглядеть моложе

9.Не разжигай костёр. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые!

10.Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детёнышей зверей! В природе о них заботятся взрослые животные.

Ход игры.

1. Воспитатель показывает этикетку (рисунок), а дети своими словами передают смысл правила.

2. Воспитатель называет правило, а вызванный ребёнок показывает соответствующий рисунок.

«Дошкольное воспитание» №7-1993г.

Источник: https://sundekor.ru/kursovaya-2/konspekt-didakticheskikh-igr/

Дидактические игры для детей старшей группы

Дидактические игры (ДИ) являются одним из часто используемых методов образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Обучение в процессе идеально соответствует психологическим и физиологическим особенностям детей дошкольного возраста.

Именно этот период времени считается идеальным для развития памяти, речи, мышления, воображения, а также расширения кругозора. Благодаря дидактическим играм можно активизировать и разнообразить образовательное воздействие на ребенка.

При этом организация и проведение заданий имеет ряд особенностей, которые обязательно нужно учитывать, чтобы добиться максимальных результатов.

Значение дидактических игр в старшей группе детского сада

ДИ используются в целях обучения и воспитания детей. С их помощью решаются конкретные задачи обучения, а также воспитываются и развиваются определенные навыки.

  Дидактические игры для дошкольного возраста в ДОУ

Цель и задачи дидактической игры в старшей группе ДОУ

Сделать процесс обучения интересным, простым и не вызывающим утомления — это основная цель таких занятий. Задачи дидактической игры для старшей группы ДОУ разнообразны. Они в первую очередь зависят от требований программы и образовательной области, а также от того, как дети воспринимают материал.

Если воспитанники быстро овладевают знаниями и успешно осваивают материал, то при повторе задачи расширяются.

Обратите внимание! В противном случае, если дети плохо осваивают материал, то игровой процесс проводится с теми же программными задачами, а их содержание изменяется.

Задачи ДИ неразрывно связаны с темой. Весь материал подразделяется на тематические блоки. Над одной темой работа проводится на протяжении от нескольких недель до одного месяца. Поэтому за один год с детьми проводится много обучающих занятий различной тематики и выполняется весь объем предусмотренных программой задач.

Обратите внимание! В старших группах ДОУ полезны головоломки, шарады, ребусы и интеллектуальные задания, так как они стимулируют мыслительные процессы и учат детей мыслить креативно и нестандартно.

Воспитательная роль игры в старшем дошкольном возрасте

С раннего детства игра оказывает положительное влияние на детей. Что касается старшего дошкольного возраста, то в этот период времени такие занятия воспитывают в ребенке следующие качества:

  • Умение достойно принимать как победу, так и поражение.
  • Чувство коллективизма и товарищества.
  • Честность.
  • Взаимоуважение.
  • Порядочность.
  • Партнерские отношения.

В старшей группе детского сада проводятся различные игры, упор в первую очередь делается именно на обучающие, так как ребят готовят к школе.

Основные подходы к классификации дидактических игр в старшей группе

Классифицируются ДИ по различным критериям. Они подразделяются по:

  • характеру педагогического процесса;
  • игровой методике;
  • игровой среде.

Обратите внимание! Несмотря на различные подходы в классификации, каждому педагогу нужно помнить, что игра — не просто детская деятельность. Она в первую очередь выражается в отношении и поведении взрослых и носит возвратно-перманентный характер.

и выбор материалов для игры

Использоваться ДИ могут как на соответствующих занятиях, так и вне образовательной деятельности. В зависимости от того, где игра применяется, определяется ее продолжительность.

Подготовка к проведению ДИ

Структура занятий:

  1. В первую очередь определяется дидактическая задача, которая подается в виде игрового задания и ставится воспитателем.
  2. Определяются игровые действия. Старшая группа детского сада может уже самостоятельно определять их круг.
  3. Устанавливаются правила. Чаще всего их устанавливает воспитатель, но если воспитанники придумали свои, то педагог их может принять.
  4. Определяется результат игры.

Все дидактические игры включают в себя основные этапы:

  • сообщается тема и содержание;
  • участники знакомятся с игровым материалом;
  • проводится ознакомление с правилами;
  • выполняются игровые действия;
  • подводятся итоги.

Обратите внимание! Если у ребенка что-то в игре не получилось, то после подведения итогов воспитатель может продолжить личное обсуждение и разбор ошибок в каждом конкретном случае.

В завершение воспитатель обязательно мотивирует воспитанников на достижение успехов в будущем.

Роль педагога в организации занятий

В процессе организации и проведения дидактических игр именно педагог должен руководить всем процессом. Он обязан обеспечить непосредственное и активное участие каждого ребенка.

Роль воспитателя в организации ДИ

Воспитатель должен продумать и организовать весь процесс так, чтобы гарантировать связь игры с обучением и другими видами деятельности воспитанников. Создать условия так, чтобы процесс превратился в самостоятельную деятельность детей.

Обратите внимание! Воспитателю нужно заинтересовать детей играми. Этого можно добиться только при наличии в достаточном количестве дидактического материала и игрушек. По завершению игры педагог обязательно должен дать не только беспристрастную, но и доброжелательную оценку.

Как проводятся дидактические игры в старшей группе

В старшей группе проведение дидактической игры приведет к ожидаемым результатам только в том случае, если будут учтены все требования ФГОС и образовательных программ.

Руководствуясь всеми этими документами, воспитатель должен быть убежден, что процесс принесет полезность детям.

При этом развивающее занятие должно не только стать формой усвоения определенных умений и знаний, но и способствовать общему развитию детей.

Когда речь идет о старших дошкольниках, во время обучающего процесса воспитатель должен не только давать детям готовую информацию, но и постепенно ее усложнять, пробуждая в них стремление узнавать новое и стимулировать их познавательную активность.

Ценности дидактической игры

Важно! Чтобы детям было интересно, в игре должна присутствовать загадка, тайна, которую ребятам в итоге придется разгадать.

Наглядные приемы

Если в обучающей игре воспитатель использует наглядные пособия, то ему обязательно надо обращать внимание на следующие нюансы:

  • Материал должен подбираться с учетом его реалистичности и научности. Когда речь идет о предметах, профессиях или явлениях, их изображение должно подаваться максимально реалистично.
  • Неуместно использовать в игре сказочных и персонажей мультфильмов.
  • Не рекомендуется излишне перегружать процесс занятий материалом. Надо ставить дошкольника в ситуации, когда ему приходится думать и принимать решения, не опираясь на наглядность.

Степень самостоятельности воспитанников

С каждым годом доля детской самостоятельности в дидактических играх стремительно растет. В самом начале воспитатель должен удостовериться, что воспитанники поняли правила, и только после этого предлагать им играть самостоятельно.

Если в процессе дети сами создают свои правила на основе имеющихся, то педагогу следует поощрять такую деятельность, так как в большинстве случаев такое проявление является достойным внимания и развития.

Соответствие игры возрасту детей

Дети старшей группы детского сада по сравнению с младшими более внимательные и усидчивые. Они уже способны размышлять, опираясь на свой опыт, рассуждать и обдумывать собственные действия. Поэтому содержание и тематики занятий для развития существенно расширяются.

Обратите внимание! Интересны старшим дошкольникам и соответствуют им по возрасту игровые процессы, в которых требуется прикладывать установленные усилия. Они формируют в детях целеустремленность и уверенность в себе.

Виды дидактических игр в старшей группе детского сада

Дидактические игры в старшей группе подразделяются на несколько разновидностей.

Их отличают по следующим критериям:

  • обучающему содержанию;
  • познавательной деятельности;
  • игровым действиям и правилам;
  • организации детей;
  • роли преподавателя.

Перечисленные отличия присущи всем дидактическим играм, но выступают они в одних отчетливее, нежели в других. Также игры классифицируют:

  • по сенсорному воспитанию;
  • по ознакомлению с природой и окружающим миром;
  • по формированию математических представлений;
  • словесные;
  • музыкальные;
  • по подготовке к обучению грамоте;
  • изобразительные;
  • с дидактическими игрушками;
  • псевдосюжетные;
  • настольно-печатные.

По виду деятельности игровые процессы бывают такими:

  • путешествия;
  • поручения;
  • предложения;
  • загадки;
  • беседы или диалоги.

Обратите внимание! На этом классификация не заканчивается. Весь спектр возможных игровых методик огромен. Но как показывает практика, чаще всего применяются именно перечисленные выше.

Картотека обучающих игр в старшей группе ДОУ с целями по ФГОС

Важно! Современные детские сады реализовывают свою деятельность в соответствии со стандартами ФГОС. При разработке тематического плана каждый воспитатель должен учитывать и реализовывать обучающую деятельность в соответствии с требованиями стандарта.

Примеры дидактических игр в старшей группе

Все дидактические игровые процессы специально разработаны педагогами для обучения детей. Основной целью является совмещение приятного с полезным. Ребенок, играя, обучается и развивает определенные навыки. Сейчас можно найти огромное количество дидактических игр для детей старшей группы детского сада в интернете. Их можно распечатать и предложить детям.

Самыми распространенными из них являются следующие:

  1. «Хорошо или плохо» — суть заключается в том, что воспроизводится несколько жизненных ситуаций, и ребенок должен высказать свое мнение и отношение. Развивает речь, внимание и память.
  2. «Времена года» — на 4 картинках изображены времена года. Также имеются разрезанные карточки с их приметами. Ребенок в процессе должен определить правильно приметы зимы, весны, лета и осени, а также разложить карточки по местам.
  3. «Учим месяцы года» — ребенок должен знать, в какой последовательности распределяются месяцы в году, и уметь определять, например, что после декабря идет январь, а после февраля — март.
  4. «Поиск предметов на картинке» — помогает развивать детскую память, играя.

Обратите внимание! Дидактическая игра для воспитателя является одним из наиболее результативных методов достижения образовательных целей.

Дети старшей группы с удовольствием выполняют поставленные задачи в процессе, развивая при этом определенные навыки и умения для последующей социализации.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/didakticheskie-igry-dlya-detej-starshej-gruppy

Ссылка на основную публикацию