Дидактические игры по математике в старшей группе детского сада: картотека тем и проведение занятия

Дидактические игры по математике в старшей группе детского сада: картотека тем и проведение занятия

К 5-6 годам игра становится для ребенка способом познания мира и средством формирования и развития базовых навыков. Поэтому в старшей группе детского сада дидактические игры основная форма образования и развития детей.

Обучать в форме игры

Дидактическая игра направлена на:

  • развитие мыслительных процессов;
  • развитие устной речи;
  • расширение кругозора;
  • усваивание основополагающих понятий;
  • развитие внимания;
  • формирование культуры поведения.

Воспитатель детского сада использует такую форму работы с детьми на занятиях в группе, на прогулке, во время музыкального или спортивного часа. У опытных педагогов, как правило, есть картотека, в которой дидактические игры систематизированы по тематике и направлениям. В старшей группе игры в зависимости от содержания систематизируют:

  • Времена года»;
  • «Профессии»;
  • по математике;
  • по музыке;
  • обучение грамоте;
  • основы экологии;
  • правила дорожного движения (ПДД);
  • формирование здорового образа жизни (ЗОЖ);
  • основы безопасности жизнедеятельности ребенка (ОБЖ).

Использование игровых форм работы требует подготовки дидактического материала, необходимого инвентаря, набора канцтоваров для детей. Вам пригодится картотека дидактических игр.

Дидактические игры по математике в старшей группе детского сада: картотека тем и проведение занятия

Формирование элементарных математических представлений

         Игры по математике – это развитие логики, аналитического мышления, разных видов памяти, учат сопоставлять и систематизировать, формируют вычислительные навыки.

         В старшей группе детского сада ФЭМП предполагает продолжение знакомства детей с цифрами и числами до 10, закрепление знаний геометрических фигур, знакомство со структурой года, календарем, часами. Картотека дидактических игр ФЭМП предлагает варианты следующих игр по математике.

Дидактические игры по математике в старшей группе детского сада: картотека тем и проведение занятия

 «Укажи фигуру»

         Цель: закрепление умений распознавать геометрические фигуры, сравнивать их размеры, различать цвета.

         Описание: выдаются карточки с разноцветным изображением больших и маленьких прямоугольников, квадратов, треугольников, кругов. Затем показывает свою карточку: «У меня маленький зеленый круг.

У кого из вас еще есть круг?» Дети отвечают: «У меня есть большой (маленький) желтый (или другой цвет) круг». Вопросы систематизируют фигуры по цвету, размеру.

Дети должны определять, соответствует ли их фигура к заданным условиям.

Дидактические игры по математике в старшей группе детского сада: картотека тем и проведение занятия

«Придумай узор»

         Цель: развивать пространственные представления, закреплять знание геометрических фигур.

         Описание: детям выдаются карточки с узорами из геометрических фигур. Нужно внимательно рассмотреть, какие фигуры составляют чудесный узор. Предложить обвести пальчиком каждую фигуру. Описать свой узор. Например, в правом верхнем углу круг, а в левом нижнем углу квадрат, посредине треугольник и т.д.

Дидактические игры по математике в старшей группе детского сада: картотека тем и проведение занятия

Формирование представлений о грамоте

         Обучение грамоте – важнейшая составляющая развития ребенка. Картотека дидактических игр, направленных на развитие речевого аппарата, овладение фонетическими и орфоэпическими нормами, формирование представлений о звуке и букве, слоге, слове.

Дидактические игры по математике в старшей группе детского сада: картотека тем и проведение занятия

 «Необычный поезд»

         Цель: развивать фонематический слух, формировать умение звукового анализа слова.

         Описание: Вывешивается изображение поезда с красным, зеленым и синим вагоном. В вагонах сделаны прорези. Детям выдаются картинки животных и птиц.

В красный вагон нужно посадить тех, чье название начинается с гласного звука, в синий – с твердого согласного, в зеленый – с мягкого согласного.

Затем распределяем картинки по вагонам в зависимости от первого звука: в красный – слова со звука [с], в зеленый – со звука [м], в синий со звука [к]. Условием может быть количество слогов.

Дидактические игры по математике в старшей группе детского сада: картотека тем и проведение занятия

Правила дорожного движения

         Картотека дидактических игр по изучению ПДД составлена из заданий, направленных на обучение детей:

  • дорожным знакам;
  • сигналам светофора;
  • изучению правил перехода проезжей части и перекрестка;  
  • знакомство с различными видами транспорта, с правилами поведения на улицах.

         Изучение ПДД начинается со знакомства с видами транспорта, отличия автобуса, троллейбуса и трамвая, легкового и грузового автотранспорта.

Можно использовать «чудесный мешочек», из которого дети достают картинки с изображением разного транспорта и называют его.

Предложите детям представить себя каким-то транспортом и описать: я большой зеленый автобус, у меня 2 двери, много сидений для пассажиров, отдельное место для водителя. Есть руль, 4 колеса и т.д.

         Изучая ПДД, играйте в светофор и перекресток, разыгрывайте ситуации «В машине», «В метро», «В маршрутном такси». Обращайте внимание на закрепление навыков ПДД при переходе проезжей части. Обращайте внимание на особые ПДД для «Скорой помощи», пожарных и полицейских машин. Знакомьте со значением разметки на дороге.

Дидактические игры по математике в старшей группе детского сада: картотека тем и проведение занятия

Заботимся о себе

         Дидактические игры, направленные на формирование здорового образа жизни и обучающие основам безопасности жизнедеятельности, формируют у детей представления о правильном бережном отношении к своему здоровью.

Они знакомят с правилами личной гигиены, режимом дня, закладывают представления о полезной и вредной еде.

Такие занятия учат пользоваться возможностями своего организма, учат различать индивидуальность внешности, закладывают основы чувства собственного достоинства и уважения к окружающим. Углубляют представления ребенка о себе и семье.

         В играх вам поможет мешочек с предметами гигиены, которые дети будут узнавать наощупь и описывать. Мешочек можно наполнить картинками с изображением людей разных возрастов и профессий. Ребята будут угадывать их и рассказывать об этих людях.

Дидактические игры по математике в старшей группе детского сада: картотека тем и проведение занятия

Экологическое воспитание

         Дидактические игры по экологии развивают представления об окружающем мире. Они формируют представление о бережном отношении к природе и необходимость соблюдения безопасности человека и животных. Дети учатся правилам безопасности сбора растений и грибов. «Чудесный мешочек» поможет узнать, чем можно подкормить птиц зимой, научиться различать диких и домашних животных.

Дидактические игры по математике в старшей группе детского сада: картотека тем и проведение занятия

Музыкальные занятия

         Дидактические игры по музыке направлены на развитие у детей музыкального слуха, чувства ритма, тембра, музыкально формируют память и образное мышление. «Волшебный мешочек» поможет познакомиться с жанрами в музыке, музыкальными инструментами. Дети будут учиться музыкально передавать настроение, различать в музыке чувства и образы.        

Картотека дидактических игр поможет вам провести занятия с детьми старшей группы в занимательной и интересной форме. Познание и развитие будут проходить естественно и занимательно. игр дает возможность проявлять фантазию всем участникам, учиться выдержке и культуре поведения.

Источник: http://StranaDetstva.ru/didakticheskie-igry-v-starshej-gruppe

Конспект итогового занятия по математике в старшей группе «Математическое королевство»

Автор занятия: Кононенко Анна Викторовна, воспитатель ДУЗ №1, г. Феодосия.

Программное содержание:

  • Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.
    Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; решать задачи на сложение и вычитание;
    Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;
    Совершенствовать умение анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку;
    Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине;
  • Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

Оборудование:

Карточки с цифрами; 3 домика; мяч; раздаточный математический материал; геометрические фигуры; дидактическая игра «Найди лишний предмет»; дидактическая игра «Найди место в ряду»; дидактическая игра «Числа-соседи»; дидактическая игра «Бусы»; дидактическая игра «На что похоже»; музыкальное сопровождение; лабиринты и карандаши; звездочки, флажки.

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,

  1. И опять играть начнем.
  2. Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Дидактическая игра «Определи свое место»

Ребенок определяет свое место в кругу по отношению к другим детям.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в королевство Математики. После того, как воспитатель получает согласие детей, воспитатель предлагает отправиться в королевство на ковре-самолете.

Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в королевство.

Мы попали с вами в королевство математики. Но кто живет в этом королевстве? Давайте знакомиться.

Вот первый домик жителей математического королевства. В этом доме живут Цифры. Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.

Дидактическая игра «Найди место в ряду»

Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах.Затем детям предлагается посчитать до десяти прямым и обратным счетом.

Дидактическая игра «Числа-соседи»

Дети вставляют карточки с цифрами в пустые окошки.

Дидактические игры «Скажи наоборот» и «Расставь по порядку»

Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.

  • Длинный – короткий;
    Большой – маленький;
    Высокий – низкий;
    Широкий – узкий;
    Толстый – худой;
    Далеко – близко;
    Вверху – внизу;
    Слева – справа;
    Вперед – назад;
    Один – много;
    Снаружи – внутри;
  • Легкий – тяжелый.
  • Затем дети расставляют предметы (или картинки) по величине: от короткого – к самому длинному, от узкого – к самому широкому, от низкого – к самому высокому.

Вот второй домик математических жителей. Только кто живет в этом доме, я вам не скажу. Я хочу, что бы вы сами их отгадали. Узнаете? Да, это геометрические фигуры – большие озорники очень любят играть. И хотят с вами поиграть. Вы согласны? Вот мы сейчас и посмотрим, кто из вас сможет правильно выложить геометрические бусы.

Читайте также:  Культурно-гигиенические навыки во второй младшей группе детского сада: картотека с целями, проведение занятия

Дидактическая игра «Бусы»

Дети продолжают логическую цепочку из геометрических фигур.

Дидактическая игра «На что похожа геометрическая фигура»

Дети подбирают к геометрическим фигурам карточки с предметами похожей формы.

Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз «Геометрические фигуры»

Вот фигуры-непоседы,
Любят в прятки поиграть.
Так давайте их, ребята,
Будем глазками искать.
Будем глазками искать

К ним поближе подбегать.

Дружно глянем все налево.
Что там? Это же … квадрат.
Не уйти тебе проказник,
От пытливых глаз ребят.
На четырех углах квадрат
Шагает, прямо как солдат.

(Дети шагают на месте)

Теперь вправо посмотрите,
Узнаете? Это – … круг.
И тебя мы отыскали.
Нас встречай, любимый друг.
Вокруг себя мы повернемся
И на место вмиг вернемся.

(Дети кружатся на месте)

Кто так высоко забрался,
Чуть до крыши не достал?
Эта странная фигура
Называется –… овал.
Прыгай, руки поднимай,
До овала доставай!

(Дети прыгают с поднятыми вверх руками)

Вниз глазами поведем,
Треугольник там найдем.
И на корточки присядем.
Хорошо фигуры знаем!

(Дети приседают)

Вот третий домик. В этом домике живут Логические задачки. Самые любимые, самые озорные. Их задания самые сложные. Они сейчас вас попробуют вас запутать, будьте особенно внимательны.

Дидактическая игра «Найди лишний предмет»

Дети должны найти лишний предмет из предложенных.

Дидактическое упражнение «Задачки в стихах»

Четыре гусенка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей,
Сколько всего в воде малышей?

(Шесть)

Семь веселых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться –
Сколько свинок у корытца?

(Пять)

С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Три кричат вослед за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?

(Четыре)

Пять цветочков у Наташи
И еще два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять?

(Семь)

Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки:
Три сынка, а сколько дочек?

(Три)

А нам пора возвращаться в детский сад. Вернуться назад можно только пройдя лабиринт.

Графическое упражнение «Лабиринт»

  1. Дети карандашом «проходят» лабиринт.
  2. Я приглашаю всех на ковер – самолет, чтобы совершить перелет в наш детский сад.
  3. Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в детский сад.

Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в Королевство Математики. Вам понравилось путешествие?

А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по флажку. Дети делают свой выбор.

Скачать конспект итогового занятия по математике в старшей группе «Математическое королевство»

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/matematika/matematicheskoe-korolevstvo.html

Дидактические игры по математике для детей старшей группы

«Подбери игрушку»

Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его, учить находить равное количество игрушек.

. Воспитатель объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол.

Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа».

В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну.

Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.

  • «Подбери фигуру»
  • Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.
  • Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.

. Сначала педагог. предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках.

Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д.

Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».

«Хватит ли?»

Цель: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.

. педагог предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство ж неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.

«Назови и сосчитай»

Цель: учить детей считать звуки, называя итоговое число.

. Занятие лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2-3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, веши, а сегодня они научатся считать звуки. Воспитатель предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу.

Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1-3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается.

Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.

«Назови свой автобус»

Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером,

. Воспитатель ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов).

Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами.

На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.

«Собери фигуру»

Цель: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.

. Воспитатель предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета? Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры.

После выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру.

Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну — по 4 «Как доказать, что палочек поровну? Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.

«На птицефабрике»

Цель: упражнять детей в счете в пределах, показать независимость числа предметов от площади, которую они занимают.

. Воспитатель: «Сегодня мы пойдем на экскурсию — на птицефабрику. Здесь живут куры и цыплята. На верхней жердочке сидят куры, их 6, на нижней — 5 цыплят.

Сравнивают курочек и цыплят, определяют, что цыплят меньше чем курочек. «Один цыпленок убежал. Что нужно сделать, чтобы курочек и цыплят стало поровну? (Нужно найти 1 цыпленка и вернуть курочке). Игра повторяется. В.

незаметно убирает курицу, дети ищут маму-курицу для цыпленка, и т. д.

«Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

. У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу — круг, в левом верхнем углу – квадрат.

В левом нижнем углу — овал, в правом нижнем углу — прямоугольник, в середине — круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг — от него отходят лучи, в каждом углу цветы.

Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева — по одной волнистой линии с листочками и т. д.

Читайте также:  Развитие детей 5-6 лет и проведение развивающего занятия в старшей группе детского сада

«Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

. У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу — круг, в левом верхнем углу – квадрат.

В левом нижнем углу — овал, в правом нижнем углу — прямоугольник, в середине — круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг — от него отходят лучи, в каждом углу цветы.

Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева — по одной волнистой линии с листочками и т. д.

«Вчера, сегодня, завтра»

Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

. По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие.

Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.

«Почему овал не катится?»

Цель: познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и фигуру овальной формы

. На фланелеграфе размещают модели геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. Сначала один ребенок, вызванный к фланелеграфу, называет фигуры, а за тем, это делают все дети вместе. Ребенку предлагают показать круг. Вопрос: «Чем отличается круг от остальных фигур?» Ребенок обводит круг пальцем, пробует его покатить. В.

обобщает ответы детей: у круга нет углов, а у остальных фигур есть углы. На фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы разного цвета и размера. «Посмотрите на эти фигуры. Есть ли среди них круги? Одному из детей предлагают показать круги. Внимание детей обращают на то что на фланелеграфе не только круги, но и другие фигуры. , похожие на круг. Это фигура овальной формы. В.

учит отличать их от кругов; спрашивает: «Чем фигуры овальной формы похожи на круги? (У фигур овальной формы тоже нет углов). Ребенку предлагают показать круг, фигуру овальной формы. Выясняется, что круг катится, а фигура овальной формы нет.(почему?) Затем выясняют, чем отличается фигура овальной формы от круга? (фигура овальной формы вытянута).

Сравнивают путем приложения и наложения круга на овал.

«Встань на место»

Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

Источник: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/matematika/didakticheskie-igry-po-matematike-dlya-detey-starshey-gruppy-914922

Дидактические игры математического содержания (ФЭМП) в старших группах

Занимаясь чем-либо с маленькими детьми важно понимать, что здесь на первом месте цель не в получении информации об окружающем мире, а в том, чтобы привить ребёнку правильное отношение к окружающему миру, заложить основу его личности. При выборе вида занятий важно учитывать, что они смогут дать положительного для этого.

Занятия математикой с детьми старшей группы

Как известно, Галилео Галилей сказал, что математика — это тот язык, на котором природа формулирует собственные законы.

Дидактические игры по математике в старшей группе дают ребёнку понимание того, что в миру в большей степени присущ не хаос, а упорядоченность. Сумма двух и пяти всегда будет семь, это не зависит от того, что рассматривается при этом: цветы, песчинки, камни или планеты.

Зачем это надо, задачи обучения математике

При изучении математики в последний год детского сада ребёнок учится понимать следующее:

  • Как проводить обобщения и учиться находить то, что наиболее важно.
  • Анализировать информацию.
  • Находить закономерности и определять наличие причинно-следственных связей в окружающем мире.
  • Приобретает навыки рассуждения и учится делать выводы.
  • Обучается абстрактному логическому мышлению, осваивает понимание стратегии.

Важно! Подобно тому, как спортивные тренировки делают человека сильнее, быстрее и выносливее, обучение математике помогает ребёнку развивать интеллект и увеличивать кругозор.

Роль дидактической игры на занятии по ФЭМП в старшей группе

В старших группах детского сада необходимо не только заниматься воспитанием детей, но и помогать им готовиться к занятиям в школе. В дошкольных учреждениях математику начинают осваивать ещё в средних группах. Детям помогают изучать счёт до пяти и знакомят их с азами арифметики. По сравнению с этим продолжительность уроков увеличивается незначительно — с 20 до 25 минут.

Один из способов организовать занятие

Обратите внимание! Важно, чтобы занятия проходили в игровой форме — тогда детям будет интересно и они скучать не будут.

Типы занятий по математике для старших групп

В процессе занятий при изучении множеств дидактические игры могут быть следующих типов:

  • Развитие умения образовывать группы на основании цветов, размеров, формы. Возможно использование для этой цели звуков или движений.
  • Разделение групп предметов на части согласно указанным признакам, а также их объединение.
  • Игры, направленные на обучение пониманию соотношения части или целого (например: часть меньше целого).
  • Обучение операциям сравнения численности предметов в различных группах на основании их подсчёта или соотношения.
  • При рассмотрении различных множеств определять соотношение их величин на основании подсчёта количества элементов или установления соотношения.

Для освоения навыков счета можно использовать следующие игровые упражнения:

  • Показ того, как образуются числа до десяти с помощью демонстрации предметов.
  • Сравнивание между собой чисел, которые различаются на единицу с показом соотношения на предметах.
  • Демонстрация равенства или неравенства множеств с помощью добавления или отнимания предметов из них.
  • Упражнения для обучения счёту в прямом или обратном порядке.
  • Выполнение счёта с опорой на различные органы чувств. Это можно делать с использованием зрения, слуха, на ощупь, используя движения или другими способами.
  • Ознакомление с цифрами 0-9.
  • Умение различать порядковый и количественный счёт.
  • Обучение тому, что количество предметов не зависит от их внешнего вида — цвета, формы, величины и других.

  Рисование в подготовительных группах на тему «Масленица»

Игры для обучения сравнению предметов:

  • Определение того, насколько один предмет больше или меньше другого.
  • Выполнение элементарных заданий по поиску предметов в ограниченном множестве по абсолютным (например, размер или цвет) или относительным (например, самый большой предмет) характеристикам.
  • Обучение делению предметов на заданные части (на равные части, отделить его четверть или треть).
  • Воспитание понимания соотношения части и целого (часть меньше целого).
  • Выбор условной меры и сравнение с ней различных предметов.

Знакомство с основными геометрическими понятиями:

  • Понимание того, что такое ромб, прямоугольник или квадрат. Сравнение их между собой.
  • Обучение тому, как описывать словами своё пространственное положение относительно определённых предметов.

Обратите внимание! Обучение формированию математических понятий о времени — создавать понимание того, что такое час, день, часть суток, неделя или месяц.

Дидактические игры по математике

Их можно разделить на две большие группы: репродуктивные и продуктивные. В первом случае ребёнок выполняет задание учителя, во втором — речь идёт о том, чтобы ребёнок творчески применил полученные знания и открыл для себя что-либо новое. В таких играх обычно требуется проявить воображение и нестандартное мышление.

Примеры самодельных дидактических игр по ФЭМП для старшей группы

Такого рода игры можно не только приобрести в специализированном магазине, но и изготовить самостоятельно.

Далее приведены несколько готовых вариантов, которые можно использовать для работы с детьми.

Лото

Геометрическое лото помогает детям:

  • изучать фигуры;
  • воспитывать усидчивость и терпение;
  • развивать быстроту реакции.

Используется лист бумаги, расчерченный на девять полей. На каждом из них указана форма и цвет одной из геометрических фигур. Предусмотрены фишки, каждая из которых соответствует одному из полей.

Ведущий поочерёдно достаёт фишку и объявляет цвет и название фигуры. Дети, у которых она имеется, закрывают её. Побеждает тот, кто первым закроет всё игровое поле.

Зверята на прогулке

В этой игре детям выдаётся несколько картонок с изображениями животных. Ведущий говорит, что зверят нужно построить для прогулки. Далее называет, кто должен быть первым, вторым, третьим и далее. Дети должны руками выстроить картонки в соответствующем порядке.

Картотека игр с целями по ФГОС

В соответствии с Федеральными образовательными государственными стандартами (ФГОС) установлен перечень целей для воспитания дошкольников в различных возрастных группах.

В интернете предложена картотека по ФГОС дидактических игр по математике в старшей группе детского сада в соответствии с указанным списком. Её легко можно найти онлайн — вот одна из ссылок, по которой можно скачать: .

Затем, если распечатать, можно получить подробное руководство по организации дидактических игр.

Методика проведения занятий по ФЭМП в старшей группе

Заниматься со старшими дошкольниками можно в любое подходящее время:

  • во время дневной прогулки;
  • в течение утренних часов;
  • во второй половине дня.

Допускается для занятий организовывать группы различной численности:

  • малые (1-3 человека);
  • средние и крупные, включающие в себя 4-10 детей;
  • одновременные занятия со всеми детьми.

Обратите внимание! Длительность занятия обычно составляет 25 минут. Однако допускается увеличить его продолжительность в тех случаях, когда происходит занятие, содержание которого охватывает несколько тем (не только математику, но и экологию. рисование или другое).

Рекомендации по организации занятий

Образовательная деятельность со старшей группой детского сада проводится не чаще одного раза в течение недели. Не рекомендуется для этой цели выбирать понедельник или пятницу. Наиболее подходящим днём будет среда.

Обычно в течение дня проводятся занятия по нескольким предметам. Желательно занятия по ФЭМП проводить в начале дня.

Примерная структура занятия выглядит следующим образом:

  1. Вступительная часть не должна быть дольше 2-3 минут. На ней детям сообщают тему предстоящего занятия, стараются мотивировать их для него.
  2. Формирование этой части урока зависит от его типа. Это может быть ознакомление с новым материалом, закрепление пройденного, практическое применение ранее полученных знаний или выполнение поставленных воспитателем заданий. Проводить занятия можно не только в помещении, но и в саду или другом подходящем месте.
  3. Нужно учитывать, что дети старшей группы заинтересованы в том, чтобы проявить себя наилучшим образом. Поэтому в заключительной части подводят итог сделанного, оценивают успехи, достигнутые детьми.
Читайте также:  Картотека театрализованных игр во второй младшей группе детского сада (режиссерские и драматизация), пример конспекта занятия

Важно! Нужно мотивировать детей для лучшего усвоения знаний, подчёркивая их успехи.

В середине урока необходимо провести физкультминутку. Она может быть выполнена в виде дидактической игры. Например, детям даётся задание выполнить определённое количество наклонов.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/didakticheskie-igry-matematicheskogo-soderzhaniya-femp-v-starshih-gruppah

Дидактические игры по математике для детей старшей группы

Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его,
учить находить равное количество игрушек.

. Воспитатель объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать
столько  игрушек, сколько он скажет. По
очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и
поставить на тот или иной стол.

Другим детям поручает проверить, верно, ли
выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3
пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес
Сережа».

В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на
третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное
число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы
было видно, что их поровну.

Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал.
Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.

  • «Подбери
    фигуру»
  • Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник,
    треугольник, квадрат, круг, овал.
  • Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы
    прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.

. Сначала педагог. предлагает обвести пальчиком фигуры,
нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы
эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из
фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает
2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры
данного вида). «У меня маленький синий квадрат».

«Назови и
сосчитай»

Цель: учить детей считать звуки, называя итоговое число.

. Занятие лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу
2-3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, веши, а
сегодня они научатся считать звуки. Воспитатель предлагает детям сосчитать, помогая
рукой, сколько раз он ударит по столу.

Он показывает, как надо в такт ударам
производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят
негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать.

Сначала извлекают
не более 1-3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество
ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество
звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить
молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз.

В заключение всем детям  предлагают поднять руку (наклониться вперед,
присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.

«Назови свой
автобус»

Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника,
находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером,

.  Воспитатель  ставит на некотором расстоянии друг от друга 4
стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки
автобусов).

Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями
Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на
автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели
местами.

На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за
другом. Игру повторяют 2-3 раза.

«Хватит ли?»

Цель: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного
размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.

. педагог предлагает угостить зверей. Предварительно
выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как
проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят,
прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство ж неравенство числа
игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.

«Собери
фигуру»

Цель: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.

. Воспитатель предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с
палочками и спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета?
Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры.

После выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько
палочек пошло на каждую фигуру.

Педагог обращает внимание на то, что палочки
расположены по-разному, но их поровну — по 4 «Как доказать, что палочек
поровну? Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.

«На
птицефабрике»

Цель: упражнять детей в счете в пределах, показать независимость числа
предметов от площади, которую они занимают.

. Воспитатель: «Сегодня мы пойдем на экскурсию — на
птицефабрику. Здесь живут куры и цыплята. На верхней жердочке сидят куры, их 6,
на нижней — 5 цыплят.

Сравнивают курочек и цыплят, определяют, что цыплят
меньше чем курочек. «Один цыпленок убежал. Что нужно сделать, чтобы курочек и
цыплят стало поровну? (Нужно найти 1 цыпленка и вернуть курочке). Игра повторяется.
В.

незаметно убирает курицу, дети ищут маму-курицу для цыпленка, и т. д.

«Расскажи
про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа,
вверху, внизу.

. У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети
должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу —
круг, в левом верхнем углу – квадрат.

В левом нижнем углу — овал, в правом
нижнем углу — прямоугольник, в середине — круг. Можно дать задание рассказать
об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине
большой круг — от него отходят лучи, в каждом углу цветы.

Вверху и
внизу-волнистые линии, справа и слева — по одной волнистой линии с листочками и
т. д.

«Вчера,
сегодня, завтра»

Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий
«вчера», «сегодня», «завтра».

. По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это
«вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели,
отражающей конкретное временное понятие.

Дети,
идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По
окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было
… вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг,
игра продолжается.

«Почему овал
не катится?»

Цель: познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и
фигуру овальной формы

. На фланелеграфе размещают модели геометрических
фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. Сначала один ребенок,
вызванный к фланелеграфу, называет фигуры, а за тем, это делают все дети
вместе. Ребенку предлагают показать круг. Вопрос: «Чем отличается круг от
остальных фигур?» Ребенок обводит круг пальцем, пробует его покатить. В.

обобщает ответы детей: у круга нет углов, а у остальных фигур есть углы. На
фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы разного цвета и
размера. «Посмотрите на эти фигуры. Есть ли среди них круги? Одному из детей
предлагают показать круги. Внимание детей обращают на то что на фланелеграфе не
только круги, но и другие фигуры. , похожие на круг. Это фигура овальной формы.

В. учит отличать их от кругов; спрашивает: «Чем фигуры овальной формы похожи на
круги? (У фигур овальной формы тоже нет углов). Ребенку предлагают показать круг,
фигуру овальной формы. Выясняется, что круг катится, а фигура овальной формы
нет.(почему?) Затем выясняют, чем отличается фигура овальной формы от круга?
(фигура овальной формы вытянута).

Сравнивают путем приложения и наложения круга
на овал.

«Посчитай
птичек»

Цель: показать образование чисел 6 и 7, научить детей вести счет в пределах
7.

. Педагог выставляет на наборном полотне в один ряд 2
группы картинок(снегирей и синичек(на некотором расстоянии одну от другой и
спрашивает: «Как называют этих птиц? Поровну ли их? Как проверить?» Ребенок
размещает картинки в 2 ряда, одну под другой.

Выясняет, что птиц поровну, по 5.
В.

добавляет синичку и спрашивает: «Сколько стало синичек? Как получилось 6
синичек? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких птиц получилось
больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше:6 или 6?Какое
меньше? Как сделать, чтобы птиц стало поровну по 6.

(Подчеркивает, если одну
птицу убрать, то тоже станет поровну по 5). Убирает 1 синицу и спрашивает:
«Сколько их стало? Как получилось число 5». Снова добавляет по 1 птичке в
каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать птиц. Аналогичным образом
знакомит с числом 7.

«Встань на
место»

Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева,
справа, перед, за.

Источник: http://drujhnaia.blogspot.com/2013/01/blog-post_10.html

Ссылка на основную публикацию