Дидактические игры по экологии в средней группе, картотека с примерами игровых занятий экологической тематики

Вашему вниманию представляю свою разработку — настольно-печатную дидактическую игру по экологическому воспитанию дошкольников «В гостях у леса».Игра разработана для старших дошкольников (5-7 лет).

Аннотоция. Первым эстетическим воспитателем ребенка является природа. Наблюдая, он учится видеть, понимать и ценить ее красоту. Такое «общение» приносит не только радость, оно содействует всестороннему развитию ребенка.

Широкие возможности для воспитания экологических чувств к природе заложены прежде всего в дидактических играх.

В процессе игр формируются знания об окружающем мире:

  • воспитываются познавательные интересы;
  • любовь к природе;
  • бережное и заботливое отношение к ней.

Игры расширяют кругозор, активирует познавательную мотивацию, способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности.

В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения:

  • планировать действия;
  • распределять их по времени и между участниками игры;
  • оценивать результаты.

Таким образом, дидактические игры — наиболее эффективное средство, способствующее полному и успешному решению задач экологического воспитания дошкольникоВоспитатель

Предлагаю вашему вниманию свою разработку — дидактическую настольно-печатную игру по экологическому воспитанию «В гостях у леса». Игра разработана для дошкольников старшего возраста (5-7 лет).

Данная игра предназначена для реализации образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Социально-коммуникативное развитие»;
  • «Художественно-эстетическое развитие».

Цель:

  • формирование у дошкольников экологических представлений о мире живой природы;
  • становление эстетического отношения к ней.

Задачи:

  • формировать представления об особенностях и многообразии природы средней полосы России;
  • учить различать и называть характерные особенности объектов живой природы, устанавливать связь между средой обитания и образом жизни;
  • формировать чувство ответственности за сохранение родной природы;
  • формировать основы безопасного поведения в природе;
  • развивать речевое творчество, память, внимание, любознательность, мышление;
  • закреплять умения играть сообща, выполняя правила игры.

Методические рекомендации:

  1. Рекомендуется для совместной образовательной деятельность с детьми средних, старших, подготовительных групп.
  2. Возможно использование в играх-викторинах.
  3. Количество игроков: от 5 до 30.
  4. Игра может сопровождаться продуктивной деятельностью (рисунок/лепка/аппликация объекта природы).

Оборудование и материалы для игры:

1) Кубик, каждая грань которого имеет свой цвет и символ. Распределение цветов и символов приведено в таблице 1.

Таблица 1

Цвет грани Символ
Зеленый След от птичьих лап
Красный След от лап животного
Серый Насекомое
Фиолетовый Кустарник
Синий Дерево
Желтый Травянистое растение

2) Шесть групп карточек по 5 штук в каждой. Распределение карточек по группам см. в таблице 2.

Таблица 2

Цвет группы карточек Что представляют
Зеленый Птицы, преимущественно распространенные в средней полосе России (дятел, тетерев, соловей, кукушка, сова).
Красный Животные аналогичного распространения (медведь, лиса, лось, заяц, белка).
Серый Насекомые (бабочка, муравей, пчела, комар, гусеница).
Фиолетовый Кустарники (малина, ежевика, сирень, шиповник, волчья ягода)
Синий Деревья (дуб, береза, липа, рябина, ель).
Желтый Травянистые растения (ромашка, мухомор, земляника, подорожник, одуванчик).

Правила игры

1 Вариант

(рекомендован при 5-7 играющих)

Все карточки разложены по цветовым группам стопками, рубашками вверх.

Каждый игрок по очереди бросает кубик. Выпавшая грань указывает на цветовую группу из которой играющий берет карточку. Следует брать верхнюю карточки из показанной группы.

Выбрав карточку, играющий пытается самостоятельно рассказать все, что ему известно об указанном объекте природы.

Следует осветить следующие вопросы:

  • дать общую информацию (указать особенности присущие только этому объекту);
  • рассказать какую пользу/ вред объект приносит окружающей среде (в том числе животным, птицам, человеку);
  • указать вероятные опасности, угрожающие этому объекту в природе (либо какую он опасность представляет и для кого).

Все игроки по очереди рассказывают об объектах природы, побеждает тот игрок, информация которого вызвала наибольший интерес (а возможно и дискуссию) у играющих.

В конце игры следует подвести детей к пониманию значения леса (и всех его обитателей) для планеты и человека.

2 Вариант

(рекомендован при 8-30 играющих)

Игроки делятся на любое количество команд с выбором капитана. Игра проводится в виде викторины.

Отвечать может каждый игрок из команды по очереди (а остальные дополняют его ответ); либо команда выносит коллективное решение.

Итог игры подводится воспитателем, или иными наблюдателями.

Пример

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку по русскому лесу, здесь нам встретятся многие наши знакомые и мы постараемся рассказать о них все, что нам известно. С некоторыми обитателями леса нам только предстоит познакомиться. Теперь отправимся в путь..

Первым кубик бросает воспитатель. Выпавшая грань — синего цвета с изображением дерева. Воспитатель берет из стопки синих карточек верхнюю (не видя изображения). На карточке изображена береза, значит воспитателю следует рассказать о ней все что ему известно.

  • Воспитатель:
  • Вот из каких частей состоит береза:
  • корень, ствол, ветви, ветки, листья, «сережки» (рассказ можно сопроводить зарисовкой объекта).
  • Кора (береста) белого цвета, у старых деревьев — корка темная с трещинами.

В нашей стране березы распространены повсюду — от средней полосы до полярного круга. В народном творчестве много сказок, поговорок, песен об этом дереве («Во поле березка стояла…» и др. Можно рассказать короткое стихотворение «Люблю березку русскую…»).

Люди давным-давно оценили пользу этого дерева — это строительный материал (бревна), древесина идет на изготовление: бумаги, лыж, мебели, шкатулок, и др., наконец — дрова.

Березовый деготь (смола) применяется в медицине, косметологии (мыло). Из бересты изготовляют посуду, лапти (в древности). Березовый сок — полезен для здоровья, не только люди, но и насекомые (пчелы) используют его.

«Боится» березка:

  • насекомых-вредителей, прогрызающих кору (жуки-короеды);
  • грибов, прорастающих в трещинках коры и разрушающих ствол;
  • зайцы зимой тоже не прочь полакомиться берестой.

Опаснейшие враги — пожар, человек (вырубка леса). Вот что я знаю о березе. Может быть я что-то забыла сказать? Дополните… А теперь ваша очередь бросать кубик…

По окончании игры следует отметить важность леса для всего живого: Лес сохраняет почву от вымерзания, вымывания, засухи, предотвращает наступление песков.

Он снабжает человека кислородом, неслучайно говорят, что лес — «легкие планеты», ведь он не только вырабатывает кислород, но и поглощает загрязнения, очищая воздух.

Только от нашего с вами отношения к лесу и его обитателям зависит будущее человечества.

Примечания

Рекомендуется регулярно пополнять картотеку.

Дидактические игры по экологии в средней группе, картотека с примерами игровых занятий экологической тематикиДидактические игры по экологии в средней группе, картотека с примерами игровых занятий экологической тематикиДидактические игры по экологии в средней группе, картотека с примерами игровых занятий экологической тематики

Источник: https://portal2011.com/didakticheskaya-igra-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-dlya-s/

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию. Средняя группа

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию.

Средняя группа

Дидактические игры по экологии в средней группе, картотека с примерами игровых занятий экологической тематики

  • Воспитатель:
  • Стецко Светлана Александровна.
  • «Где что зреет?»
  • Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Третий лишний» (птицы)

Цель: Закреплять знания о многообразии птиц.

Ход игры: Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т.д.).

«Цветочный магазин»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов. Вариант 1: На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2: Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь. Вариант 3: Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний.

Можно использовать стихи о цветах.

«Что лишнее?»

Цель: Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.

«Моё облако»

Цель: Развивать воображение, образное восприятие природы.

Ход игры: Дети садятся на одеяла или на корточки, рассматривают небо и плывущие облака. Воспитатель предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они могут плыть.

  1. «Когда это бывает?»
  2. Цель: Уточнить и углубить знания детей о временах года.
  3. Ход игры: Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку

следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т.д.

«Расскажи без слов»

Цель: Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.

Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники).

«Похож – не похож»

Цель: Учить детей сравнивать предметы, узнавать предметы по описанию. Ход игры: Один ребёнок загадывает животных, а другие должны отгадать их по описанию.

Читайте также:  Конспект занятия по экологии в подготовительной группе детского сада, проект по фгос

«Живая неживая природа»

Цель: Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.

Ход игры: «Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель).

«Что это за птица?»

Цель: Учить детей описывать птиц по их характерным признакам.

Ход игры: Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами.

«Узнай, чей лист»

Цель: Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе.

Ход игры: Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог предлагает узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти доказательство (сходство) с не опавшими листьями, имеющими разнообразную форму.

  • «Бывает – не бывает» (с мячом)
  • Цель: Развивать память, мышление, быстроту реакции.
  • Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).
  • «Найди пару»
  • Цель: Развивать у детей мышление, сообразительность.

Ход игры: Воспитатель раздаёт детям по одному листу и говорит: «Подул ветер. Все листочки разлетелись». Услышав эти слова, ребята кружатся с листочками в руках. Педагог даёт команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен встать рядом с тем деревом, лист которого держит в руках.

«Угадай, что в мешочке?»

Цель: формировать умения детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Источник: https://infourok.ru/kartoteka-didakticheskih-igr-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-srednyaya-gruppa-3256106.html

Методическая разработка (средняя группа): картотека дидактических игр по экологии

Дидактические игры по экологического содержания:

«К дереву беги»

(Возраст: 4-7 лет)

 Дидактическая задача:  развитие умения узнавать вид деревьев по внешним признакам; формирование быстроты реакции, двигательных навыков.

Правило игры: Подбегать к дереву можно только по сигналу водящего: «Раз, два, три, к дереву беги!» Кто ошибся, отдает свой фант, который в конце игры должен отыграть.

Наглядный материал: картинки из картона (фанты)

Ход игры: Выйдя на прогулку на участок, воспитатель напоминает детям о том, что здесь много деревьев.

Затем говорит: «Знаете ли вы, ребята, как называются деревья которые растут у нас на участке, и чем они отличаются друг от друга? Мы узнаем об этом, когда поиграем в игру «К дереву беги!» Кто ошибается и бежит не к тому дереву, тот отдает фант, а потом в конце должен отыграть его. У нас на участке есть красивое дерево.

Оно зимой и летом одним цветом, пушистое, душистое,  шишки на нем растут… » Так начинает игру воспитатель, показывая пример, как надо описывать дерево. Затем дает команду: «Раз, два, три! К дереву беги» Дети бегут к елке.  

      Воспитатель: А теперь Милана нам расскажет о каком-либо дереве. Не смотри на него , а расскажи, какое оно: высокое или низкое, какой ствол, листья.( Предлагает воспитатель, вновь намечая план описательного рассказа.)

  •      После рассказа- описания  Миланы воспитатель дает новую команду: «Раз, два, три-  дереву беги»
  •       В конце игры фанты разыгрываются, выделяются и награждаются победители.
  • 2. «Найди в букете такой же листок»
  • (Возраст:  3-5 лет)
  • Дидактическая задача: Закреплять умение различать и называть листья знакомых деревьев

Правило игры: Игра проводиться на прогулке. Ребенок ищет похожий предмет (листок); листок поднимает после того, как назовет  и покажет его воспитатель.

Наглядный материал: Подобрать одинаковые букеты из 3-4 разных листьев.

Ход игры: Воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два три- такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кленовым листом.

Игру повторяют несколько раз с остальными листочками.

«Съедобное- несъедобное»

(Возраст: 3-5 лет)

 Дидактическая задача: Формировать и закреплять умение у детей различать и называть овощи и фрукты и ягоды. Развивать память, координацию.

Правило игры: Ведущий бросает мяч и называет любой овощ, фрукт или ягоду. Мяч нужно поймать и «съесть».С помощью считалки дети выбирают ведущего.

Наглядный материал: мяч.

Ход игры: Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит. Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать в случае если предмет не относится к заданным)

«Чудесный мешочек»

(Возраст: 3-5 лет)

 Дидактическая задача:  Формировать навык обобщать и классифицировать предметы  разных природных объектах (овощи, фрукты и т.д). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей

Правило игры: Поиск на ощупь спрятанного предмета; в мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным.

Наглядный материал: Для первых игр подбирают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, затем более похожи. Красиво оформленный мешочек (непрозрачный)

 Ход игры: Воспитатель опускает овощи и фрукты в мешочек и просит наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает одному из ребят: «Найти на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял. Или можешь попросить, что я скажу(назову)». По очереди задание выполняют все дети.

«Кто где живет»

(Возраст: 6-7 лет)

 Дидактическая задача: Группировка растений по их строению

Правило игры: Убежать от лисы. Искать дом после сигнала. Правильно найти свой дом.

Наглядный материал: Маска лисы, зайцев, белок.

 Ход игры: Игра проводится во время экскурсии в лес или парк. Воспитатель говорит детям: «Сейчас поиграем. Вы будете белочками и зайчиками, а кто-то один из вас- лисой. Белочки ищут растения, на котором могут укрыться, а зайчики- под котором могут спрятаться».

В ходе игры воспитатель помогает детям уточнить, что белки живут и прячутся на деревьях, а у зайчиков домика нет, они прячутся в кустах. Выбирают водящего- лису, дают ему шапочку-маску лисы, всем остальным детям- шапочки-маски зайцев и белок. Зайчики и белочки бегают по поляне.

По сигналу: «Опасность-лиса!»- белочки бегут к дереву, зайцу- к кустам. Кто не правильно выполнил задание, лиса тех ловит.

  Примечание: Желательно, чтобы у всех были соответствующие маски, они будут служить контролем для подсчета, сколько белочек и сколько зайчиков оказалось у лисы.

Скачать файл:  didakticheskie_igry_po_ekologii.doc 37 КБ

Источник: https://www.dsdnr.ru/metodraz/208603-metodicheskaja-razrabotka-srednjaja-gruppa-kartoteka-didakticheskih-igr-po-ekologii.html

Проведение дидактических игр на тему экологии в средних группах

Прививать любовь к природе и окружающей среде нужно уже с детства, ведь это возраст, в котором малыши учатся познавать мир, впитывают в себя все его красоты. И именно с 5 лет, играя с детьми в экологические игры, можно привить эти чувства детворе.

Начиная со средней группы, в детских дошкольных учреждениях воспитатели начинают обучать детей природоведческому восприятию мира через экологические игры.

Именно в 5 лет малыши начинают перерабатывать и усваивать материал быстрее, и игры с экологическим материалом становятся им доступны в большей степени.

Познавательная деятельность ребенка

Направления развития деятельности детей

Познавательная деятельность малышей имеет 2 направления развития: стихийная и целенаправленная.

Стихийная – это развитие ребенка, в котором взрослые участия не принимают. Малыш постепенно, взрослея и находясь в обществе людей, которые являются его окружением, постепенно учится. Но вот чему они научатся – это зависит от людей, которые находятся рядом.

Целенаправленное направление включает в себя целый список целей и задач, которые поставлены перед человеком, воспитывающим ребенка.

Обратите внимание! В зависимости от возраста малыша меняется и смысловая нагрузка на игры, с помощью которых взрослый человек общается с ребенком с целью научить его, помочь разобраться во всех непонятных маленькому человеку вещах.

Важность дидактических игр экологического содержания в средних группах

Во время игры ребенок получает моральную разгрузку, учится новому без утомления, получает эмоциональное и психическое наслаждение. Играя, малыш учится общению с другими людьми, познает окружающие его предметы, понимает значение труда в жизни человека. Взрослые учат ребят первым шагам в жизни, именно от них дети учатся:

  • Общению с другими людьми.
  • Отношению к животным и растениям, которые их окружают.
  • Правилам поведения в обществе.
  • Культуре поведения.
  • Правилам пользования предметами, находящимися вокруг них.
  • Понимать, что человек – это часть природы, которую нужно защищать и заботиться о ней.
  • Правилам поведения на природе.

Есть еще очень многие вещи, которым учатся в детстве. Ведь всю жизнь человек постоянно познает что-то новое. А начало этому постоянному обучению – это детская пора.

Привитие детям любви к окружающему миру

Для малышей – это сложные и серьезные задачи. Именно при помощи природоведческих и экологических дидактических материалов возможно достичь поставленной цели в изучении природных явлений, ознакомлении с растениями и животными, среде их обитания, способе их жизни, о том, чем люди могут им помочь.

Читайте также:  Как отучить ребенка от соски — когда и как правильно отучать от сосания пустышки и бутылочки

Этими занятиями прививается любовь к природе, ее обитателям, ко всему, живущему на земле.

  Занятия на тему экология во 2-х младших группах ДОУ по ФГОС

Важно! Есть еще один важный момент пользы игры: дети приучаются к самостоятельности. Они, глядя на то, как взрослый делает определенное действие, пытается сделать так же. Это им интересно, ребята постепенно, во время ролевой игры получают новые знания.

Именно игры помогают взрослым как бы за руку провести малышей в будущую взрослую жизнь. От старших людей детвора получает представление о мире, окружающем их, вместе с ними они выбирают дорогу, по которой пойдут в дальнейшем.

Экологическое воспитание детей через игровую форму

Посещение детского коллектива желательно для любого ребенка. Ведь если малыш в семье один, он привыкает к тому, что все внимание уделяется ему. А в саду он понимает, что живет в коллективе, учится взаимодействию с другими детьми. Вместе с ними резвится и учится новому.

Любовь к природе дошкольники получают через такие детские забавы. Так они знакомятся с природой, учатся ухаживать за растениями и животными, любить их. Ведь такому чувству, как любовь, тоже нужно учиться.

Обратите внимание! Экологическое воспитание знакомит с явлениями природы, с жизнью всего живого, что нас окружает.

Помощь дидактических материалов в обучении

Дидактические материалы помогают преподавателям рассказать малышам об этом. Допустим, если взять одну группу карточек с фотографиями или рисунками зверей, а другую группу – с кормом, которые животные едят, можно провести ознакомление с тем, чем питаются животные.

Как другой вариант той же игры – карты с животными и их детьми. Малыши узнают, что ребенок коровы называется теленок, ребенок свиньи – поросенок и так дальше.

Место проведения игр

От вида игры зависит место ее проведения.

Обратите внимание! Настольные игры, занятия с карточками, игрушками, лучше проводить в помещении. Так и гигиенические нормы проще соблюсти, и материалы для игр будут в большей сохранности.

Но на улице, видя предметы в природе, ребята быстрее и лучше узнают о них. Пусть малыши потрогают каштаны, различные листочки, рассмотрят цветы и травы.

Пусть посмотрят на небо, облака, скажут, на что они похожи, понаблюдают, как постоянно меняют свою форму.

Узнают, какие существуют насекомые, и как они выглядят, а воспитатель обратит на все это внимание малышей и расскажет о них в доступной форме для детей этого возраста.

Картотека игр для средней группы

Существуют федеральные государственные образовательные стандарты, которые предусматривают комплекс особых критериев в требованиях как в образовании, так и в спортивных нормативах. На основании ФГОС разрабатываются дидактические игры по экологии в средней группе. Существует целая картотека таких игр и включает в себя такие разделы:

  • дидактические;
  • подвижные;
  • народные;
  • пальчиковые;
  • сюжетно-ролевые.

  Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Раздел экологических дидактических игр предусматривает изучение природы с использованием различных пособий – карточек, рисунков, животных, растений и другие материалы.

Материал для воспитателей по природоведению и экологии

Экологические игры состоят из определенного сюжета, в котором взаимодействуют различные роли (ролевые игры), а могут содержать только задания. Каждое такое задание не требует особой подготовки и сложных в изготовлении учебных пособий, они легки в изготовлении и имеют различные варианты проведения.

Различные варианты игр

Это могут быть картинки с изображением различного времени года – зима, весна, лето, осень. Показывая каждую картинку по очереди, воспитатель просит детей рассказать, что они знают о различных порах года. Так малыши знакомятся с разными состояниями природы.

Здесь же можно ввести в занятие загадки о зиме, лете, осени, весне. Так ребятам будет веселее и увлекательнее познавать мир.

Так же можно и изучать, например, птиц. Раздать малышам картинки с изображением воробья, голубя, ласточки, вороны – любых самых известных птиц того региона, где проживают ребята. Попросить показать какую-то одну птицу. Детвора покажет ее и расскажет, где видел птичку. Так всем вместе, в коллективе, легче запомнить новый материал.

Обратите внимание! Такие же познавательные занятия можно проводить не только в группе, но и на улице.

Допустим, собрать всех детей вместе, рассказать о деревьях, которые растут во дворе. Потом сказать: «Раз, два, три, к березе беги». Дети с радостью побегают.

В игре необходимо уделять внимание каждому ребенку

Все люди на Земле абсолютно разные, не бывает двух одинаковых человек.

И в возрасте 4-5-6 лет уже видно, насколько ребенок активен, как быстро усваивает знания, как ведет себя по отношению к другим детям в группе.

Занимаясь с малышами, воспитатель уделяет внимание всем малышам, но одни сразу, с первого слова понимают и запоминают новое для них, а другому ребенку необходимо разъяснить это более подробно еще раз.

Если поставить перед собой задачу не просто проводить время с ребятами, присматривать за ними, чтобы малыши в силу своей активности не травмировались, а научить жить рядом с другими людьми, любить окружающий их мир, заботиться о нем, то такой цели добиться вполне возможно. И какой путь пройдут они в дальнейшем, во многом зависит именно от уроков экологического направления в детском саду и от того, насколько родители дома поддержат и продолжат начинания воспитателей в воспитании детей.

Источник: https://vospitanie.guru/ekologicheskoe/didakticeskie-igry-v-srednej-gruppe

картотека дидактических игр по экологии в средней группе

Дидактическая игра «Осенние приметы»

Задачи: закреплять знания о приметах осени, развивать устную речь, наблюдательность, внимание, память. Атрибуты: карточки с приметами осени (8 штук) и других времён года (5-6 штук), игровое поле, разделённое на 8 клеток.

Ход игры: дети (2 человека) по очереди берут картинку, называют, что на ней нарисовано определяют, когда это бывает. Если осенью, кладут картинку на игровое поле. Если в другое время года — убирают в сторону.

Далее по каждой картинке составляют предложение, используя ключевое слово «осенью».

  • Примечание: игра может быть индивидуальной.
  • Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов. Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит: Я-чудесный мешочек, Всем ребятам я — дружочек. Очень хочется мне знать, Как вы любите играть.

Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают. После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».

Дидактическая игра «Целое и часть»

Задачи: формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и его части ,развивать устную речь, внимание, память. Атрибуты: картинки целых фруктов и их частей. Ход игры: играют 2 ребёнка.

У одного — картинки с изображением целого фрукта, у другого — картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку, называет, что на неё изображено, а другой должен подобрать соответствующую.

  1. Примечание: игра может быть индивидуальной.
  2. Дидактическая игра «Две корзинки»

Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание. Атрибуты: две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов. Ход игры: дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку..

  • Примечание: игра может быть индивидуальной.
  • Дидактическая игра «Запасы зверей»

Задачи: совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду, развивать внимание, память, наблюдательность. Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов. Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или грибов, называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.

  1. Примечание: игра может быть индивидуальной.
  2. Подвижная игра «Овощи — фрукты»
  3. Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность. Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов

Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами: « Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».

Подвижная игра « Вершки и корешки»

Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память. Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.

Ход игры: Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные),дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают.

В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.

Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают движениями, где он растёт.

Дидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?»)

Читайте также:  Работа с родителями в подготовительной группе детского сада, конспекты собраний, план по фгос и прочее

Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память. Атрибуты: корзина, картинки фруктов Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье ) из этого фрукта. Например:

  • «Это яблоко — яблочный сок».
  • Подвижная игра «Найди пару»

Задачи: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым, закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие. Атрибуты: осенние листья разного размера, цвета и формы.

Ход игры: дети стоят по кругу, в центре-листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев).Дети идут по кругу со словами: « Раз, два, три — лист скорей бери!» Каждый берёт листок. Воспитатель говорит: «Найдите себе пару — листочек такого же цвета.

» (Другие задания: составь пару-листья с одного дерева, или листья, отличающиеся размером: большой и маленький, или листья одного размера с одного дерева..)

  1. Примечание: для этой игры нужно приготовить дополнительные листья из двусторонней цветной бумаги меньшего размера по сравнению с теми, что раскрашивали дети.
  2. Дидактическая игра « С какого дерева лист? »

Задачи: совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение. Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев. Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево

  • Примечание: игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.
  • Дидактическая игра « Какой лист?»

Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память. Атрибуты: корзинка, осенние листья.

Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы- берёзовый лист.

Подвижная игра «Белкины запасы»

Задачи: совершенствовать умение действовать по сигналу взрослого, развивать внимание, память, устную речь. Атрибуты: маска белки, муляжи грибов, орех, ягод, шишки.

Ход игры: выбирается ребёнок — белка, ему надевается маска белки. В центре круга лежат предметы — муляжи орехов, ягод, грибов, шишки. Дети идут по кругу со словам: «Раз, два, три — предмет скорей бери!» Берут разные предметы.

Дети с одинаковыми предметами собираются в группу. Ребёнок — белка ходит и выбирают ту группу, где больше всего детей, и говорит: « Сегодня я буду есть орехи (грибы, ягоды, шишки). Из этой группы выбирается новый ребёнок — белка.

Дидактическая игра « Парные картинки»

Задачи: учить соотносить пары картинок по принципу «целое и его часть», развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, устную речь.

Атрибуты: набор парных картинок на осеннюю тематику, где в каждой паре картинок на одной нарисовано целое изображение, а на другой его отдельная часть в виде отдельного предмета (например: птица на осенней ветке — осенняя ветка).

Ход игры: играют 2 ребёнка, у одного набор картинок с целым изображением, у второго- картинки с отдельными предметами. Один ребёнок берёт любую свою карточку, а другой должен подобрать ей парную, объясняя свой выбор. Потом второй выкладывает свою картинку, а уже первый ребёнок подбирает ей пару.

  1. Примечание: игра может быть индивидуальной.
  2. Дидактическая игра «Хлопай в ладоши»

Задачи: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов, находить их на картинках, развивать слуховое внимание, Атрибуты: предметные картинки по теме Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети хлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы). В огороде Вот вам морковка Красная головка, Хвостик зелёный. Вот вам репка И огурчик крепкий, Солнцем позлащённый. На рядах капусты Кочаны жмутся густо В листьях лохматых, Вот горошек сладкий, Зёрнышки в порядке Спят в стручках усатых. Что за вкусный народ Населил наш огород! По грибы Все зверюшки на опушке Ищут грузди и волнушки. Белочки скакали Рыжики срывали. Лисичка бежала Лисички собирала. Скакали зайчатки Искали опятки. Медведь проходил, Мухомор раздавил.. *** Осень добрая пришла, Нам подарки принесла. Яблоки душистые, Персики пушистые, Груши золотистые, Осень принесла. В. Волина Чудо-огород Удивляется народ: Что за чудо-огород? Здесь редис есть и салат, Лук, петрушка и шпинат. Помидоры, огурцы Зреют дружно — молодцы! И картофель, и капуста Растут на грядках густо-густо. И все дружно говорят: «Мы растём здесь для ребят. За усердие и труд

Урожай весь соберут».

Буду делать я салат… Буду делать я салат, Накрошу в большую миску Огурцы, порей, шпинат, Помидоры и редиску. Мелко порублю укроп, И заправлю все сметаной. Витаминами я впрок Запасаться не устану. Овощная считалка: В огороде у Егора Тыква, репа, помидоры. В огороде у Ивана Кабачки и баклажаны.

Ты посадишь патиссон, Выходи из круга вон *** Стала тыква нас просить: Жарко!Дайте нам попить! — Мы достали быстро лейку И полили всю семейку: Чтобы крепли молодцы — Кабачки и огурцы, — Вот спасибо вам, друзья! Напилась моя семья! *** Словно в заячьей столовой На полянке- пень сосновый, На пеньке стоит обед И чего там только нет И капуста,и картошка, Горка свежего горошка. И петрушечки немножко. А зайчишкам-ребятишкам Травка сладкая горой, По морковочки одной. Ведь морковка с грядки Слаще шоколадки! *** В огороде много гряд Есть и репа, и салат. Тут и свёкла,и горох А картофель разве плох? Наш зелёный огород Нас прокормит целый год! *** Летом огород- что город! В нём – сто тысяч горожан: помидор, горох, капуста, кабачок и баклажан. Наш сад Прекрасен наш осенний сад В нём слива есть и виноград На ветках, как игрушки, И яблоки,и груши. Плоды мы утром соберём И всех соседей позовём. И солнышку помашем «Спасибо,осень!» скажем. У. Рашид Летний сад Как хорош он, летний сад, Фруктами всегда богат. Вишен стройных целый ряд — Рубином ягоды горят. Рядом здесь растёт и слива, Плодами сочными красива. Груш и яблок аромат, Съесть одно бы каждый рад. Ваза с фруктами Высокая ваза стоит на столе. Играют лучи в голубом хрустале. Положим мы в вазу душистый банан Подарок далеких тропических стран. Добавим лимон, апельсин, мандарин. И после обеда мы фрукты съедим!

Т. Шорыгин

*** В огороде нашем Нет редиски краше. Как сочна, красна, кругла, Не смотрите, что мала. Репка тоже удалась, Желтым солнышком зажглась. Ну а разве плох лучок, В ста одежках старичок? Н. Нищева *** Посадила в огороде; Помидоры и картофель, Чуть моркови, огурцов.

Для братишек сорванцов. Помидор сорвал Алешка Вот и сыта стала кошка. А Максим ест огурец. Наш мальчишка молодец. Он на грядке сидит ловко Вот и вырвана морковка. Ест морковку кошка, кот, Кто зашел к нам в огород. Всех мальчишки угощают. Витамин есть заставляют. А.

Максаков *** Что растет на нашей грядке Огурцы, горошек сладкий. Помидоры и укроп Для приправы и для проб. Есть редиска и салат, Наша грядка — просто клад. Но арбузы не растут тут. Если слушал ты внимательно, Запомнил обязательно. Отвечай-ка по порядку.

Что растет на нашей грядке?

  • В. Коркин
  • Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах. Ход игры: взрослый читает,а дети добавляют слова. — Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста). — Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп). — Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

— От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла). — Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку). — Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук). — Просит дедушка Федюшку: — собери ещё … (петрушку). — Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

— А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград). — Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы). — Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины). — Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши). — Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны). — Для начинки в пироги набираем … (яблоки).

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

Источник: https://douel.edukuitun.ru/index.php/dlya-detej-roditelej-pedagogov-poznavatelno/dlya-pedagogov/316-kartoteka-didakticheskikh-igr-po-ekologii-v-srednej-gruppe

Ссылка на основную публикацию