Декоративное рисование в подготовительной группе, конспект занятия по теме: завиток, городецкая роспись, хохлома и прочее + картинки

Рисование способствует раскрытию творческих способностей ребёнка, помогает почувствовать красоту, активизирует развитие мелкой моторики, логического и абстрактного мышления, воображения и фантазии, сенсорного восприятия предметного мира.

Важно стимулировать природную любознательность и познавательную активность старших дошкольников увлекательными заданиями творческого характера.

Тема поможет расширить знания о народно-прикладном искусстве, приобрести умение прорисовки узоров для украшения предметов, используя различные декоративные элементы (полоски, геометрические формы, точки), усовершенствует навыки выбора наиболее гармоничного цветового сочетания.

Задачи, приёмы и особенности декоративного рисования в подготовительной группе

Декоративное рисование — создание абстрактных ритмических узоров и композиций для украшения предметов. Рисование орнаментов оказывает благотворное воздействие на развитие творческих способностей, мелкой моторики, воображения и фантазии, абстрактного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.

  • развивать чувство цвета, учить находить интересное и гармоничное сочетание красок;
  • закреплять умение рисовать по образцу, обучать рисованию узоров на основе свободного замысла;
  • совершенствовать технические навыки владения карандашом и кистью:
    • рисовать кончиком и всей поверхностью кисти точки, завитки, волнистые, прямые, закруглённые линии;
    • свободно менять направление движения кисти;
    • уметь регулировать набор краски и смешивать разные цвета для получения нужного оттенка
  • развивать умение составлять декоративный узор с помощью прямых и пересекающихся линий, а также ритмического сочетания точек, мазков, геометрических фигур, растительных узоров, других элементов декоративной росписи;
  • развивать свободное плавное движение руки и зрительный контроль;
  • продолжить знакомство с народным орнаментом, развивать навыки оформления плоских и объёмных форм в стиле традиционной росписи.
  • Линия — прямая, ломаная, волнообразная, закрученная в спираль, может быть разной длины, толщины и ритма и помогает создать основу для узора и прорисовать декоративные элементы.
  • Штриховка цветными карандашами — простой, но выразительный и эффективный способ передачи ритмического образа растительного или геометрического орнамента. Кроме того, рисование штрихом помогает развить мелкую моторику, что очень важно для решения задачи подготовки руки к письму.
  • Растушёвка — помогает добиться разной степени насыщенности цвета в зависимости от степени нажима карандаша. Детям следует пояснить, что прорисовка сетки узора и декоративных элементов требует более сильного нажима, чем закрашивание фона.
  • Точка кончиком кисти, ритмический мазок, примакивание всей поверхностью кистью.
  • Основным материалом для росписи является гуашь, поскольку её перекрывающая способность позволяет наносить рисунок на тонированную поверхность фона. Используются также техники рисования акварельными красками, восковыми мелками и фломастерами, кроме того, комбинированные и нетрадиционные, например, пальчиковая, рисование солью, монотипия, граттаж, ниткография.Декоративное рисование в подготовительной группе, конспект занятия по теме: завиток, городецкая роспись, хохлома и прочее + картинкиРаботы выполнены в технике граттаж (процарапывание узора по грунтованной тушью или чёрной гуашью поверхности)
  • Дети старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании могут использовать цветные карандаши, поскольку уровень владения техническими приёмами штриховки позволяет получить ровный и яркий цветовой эффект. Кроме того, используя приёмы растушёвки, ребята могут создавать узор одним цветом, чередуя различную степень нажима карандаша, передавая, например, переход от более яркого оттенка к более нежному, зарисовывая лепестки цветка.
  • В дополнение к ранее освоенным формам круга и квадрата дети знакомятся с построением узора на прямоугольной и многоугольной геометрической форме, а также на силуэтах различных предметов (кувшины, чашки, ложки, шапочки и т. д.). Предметы неправильной геометрической формы декорируются как линейным орнаментом, например, для окантовки горлышка, так и с использованием узора из центра на округлой части или узора из угла на прямоугольной форме.
  • Старшие дошкольники изучают зеркальное симметричное отображение, когда рисунок состоит из двух одинаковых частей, расположенных противоположным образом.
  • В подготовительной группе обучают приёму заполнения всего пространства формы так называемым сетчатым орнаментом, который построен на принципе чередования элементов в шахматном порядке.
  • Для создания узоров и росписи игрушек или посуды используются элементы растительного орнамента и народно-прикладного искусства (завитки, мелкий травчатый узор, цветовые сочетания дымковской, жостовской, хохломской росписи).

Декоративное рисование в подготовительной группе, конспект занятия по теме: завиток, городецкая роспись, хохлома и прочее + картинки Сюжетная композиция в стиле дымковской традиции Декоративное рисование в подготовительной группе, конспект занятия по теме: завиток, городецкая роспись, хохлома и прочее + картинки Оформление изделия растительным орнаментом (ветка рябины) Декоративное рисование в подготовительной группе, конспект занятия по теме: завиток, городецкая роспись, хохлома и прочее + картинки Золотая хохлома Декоративное рисование в подготовительной группе, конспект занятия по теме: завиток, городецкая роспись, хохлома и прочее + картинки Роспись декоративными элементами (ягоды, завитки, полоски, точки) Декоративное рисование в подготовительной группе, конспект занятия по теме: завиток, городецкая роспись, хохлома и прочее + картинки Роспись растительным орнаментом (ягоды клубнички, травка, листочки) Декоративное рисование в подготовительной группе, конспект занятия по теме: завиток, городецкая роспись, хохлома и прочее + картинки Огненные краски хохломы (ягоды, завитушки, травка) Декоративное рисование в подготовительной группе, конспект занятия по теме: завиток, городецкая роспись, хохлома и прочее + картинки Рисование завитков и травки на высоком изделии Декоративное рисование в подготовительной группе, конспект занятия по теме: завиток, городецкая роспись, хохлома и прочее + картинки Декоративная роспись растительным орнаментом

В подготовительной группе стандартным перспективным планированием предусмотрено проведение одного занятия по рисованию в неделю.

Общая продолжительность непрерывной деятельности не должна превышать 20–25 минут, методические пособия рекомендуют проводить физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 5 минут для релаксации и профилактики умственной и физической усталости детей.

Декоративное рисование в подготовительной группе, конспект занятия по теме: завиток, городецкая роспись, хохлома и прочее + картинки

Организационная часть занятия

Схема занятия:

  1. Организационная часть (3–5 минут). Практическую часть занятия можно предварить не только чтением сказки, стихотворений или загадок, но и просмотром познавательных картинок, презентаций, фрагмента развивающего фильма или мультфильма. Информационно-ознакомительный этап предполагает пробуждение у детей интереса к заданию, знакомство с элементами росписи для украшения предметов. Необходимо подключить сюрпризные моменты, элементы театральной или дидактической игры, стимулирующие творческую активность, создающие психологически комфортную обстановку.
  2. Практическая часть — воспитатель поясняет суть задания (3–5 минут). Старшим дошкольникам предоставляется больше свободы в процессе рисования, показ образца, подготовленного воспитателем, всё реже используется для срисовывания, чаще для демонстрации новых технических приёмов или его уточнения последовательности выполнения работы. Приёмы, которые уже освоены, не требуют дополнительного показа.
  3. Самостоятельная работа детей (15–20 минут). Воспитатель подсказывает и помогает в случае возникновения затруднений или непонимания у детей во время рисования.
  4. Заключительная часть — анализ и оценка детьми своих работ и рисунков своих товарищей. Детей учат аргументировано формулировать свою точку зрения и словесно выражать эстетическое восприятие творческих работ (3–5 минут).

Городецкая роспись — русский народный промысел, появившийся в середине XIX века в районе города Городца, отличается лаконичностью форм (цветочные узоры, фигурки коней, птиц, сюжетные сцены), выполняется свободным мазком.

Презентация на тему «Городецкая роспись» (фотогалерея)

Стихотворение, посвящённое искусству городецкой росписи Описание особенностей городецкого промысла Этапы выполнения работы В цветовой гамме преобладают ярко-розовые и ярко-жёлтые цвета декоративные элементы (ромашка, листики, купавка, роза, орнамент в полосе) Расположение деревни Гжель Цветочная роспись Мотивы «конь» и «птица» Сюжетная роспись Этапы прорисовки птицы

Видео: Как рисовать цветок Купавку — замалёвок, теневка и 3 вида разживка

«В мастерской Городца» — рисование основных элементов росписи (ромашка, бутон, роза)

Инструкция:

  1. Нарисовать три круга (подмалёвка) для ромашки, бутона и розы.
  2. Кончиком кисти изобразить тенёвки тем же цветом, что и подмалёвок.
  3. «Оживить» с помощью белой гуаши.

    арисовать три круга (подмалёвка) для ромашки, бутона и розы, кончиком кисти изобразить тенёвки, «оживить» с помощью белой гуаши

  4. Готовая работа.

    Базовые декоративные элемента городецкой росписи (роза, бутон, ромашка)

«Городецкая роспись» — декорирование разделочной доски

Источник: https://paidagogos.com/zanyatie-po-dekorativnomu-risovaniyu-v-podgotovitelnoy-gruppe.html

Декоративное рисование «Завиток» ( по мотивам хохломской росписи) в подготовительной группе план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

  • Декоративное  рисование
  • «Завиток»
  • ( по мотивам хохломской росписи)

(подготовительная группа )                                Воспитатель : Пермякова В.Н.

Программное содержание. 

Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Учить выделять композицию, основные элементы, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны.

Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль над ними. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.

Материал.

Презентация «Сказ о хохломе»; клип «Хохлома» (группа «Непоседы»); аудиозапись музыки для рисования. Предметы быта, украшенные хохломской росписью, выполненные по мотивам Хохломы. Вырезанные из бумаги контуры разделочных досок желтого, красного, черного и зеленого цветов; краски: акварель, гуашь; палитра; кисти; вода; салфетки; образцы.

Связь с другими образовательными областями.

Знакомство с декоративно-прикладным и современным искусством (ткани, посуда, платки и др.), рассматривание альбомов с хохломской росписью, создание «Музея хохломской росписи».

  1. Ход занятия.
  2. I Организационный момент.
  3. Клип «Хохлома» (группа «Непоседы»).

Здравствуйте ребята я приехала к вам в гости из села Хохлома Нижегородской области. У нас в области есть замечательный музей хохломской росписи там есть много интересных  и красивых предметов. Все эти предметы  изготовили и расписали наши народные умельцы. Вы бы хотели увидеть их своими глазами. Тогда я вас приглашаю посмотреть фильм «Сказ о хохломе». Присаживайтесь на стульчики.

II Основная часть.

Часть 1

Педагог начинает показывать презентацию «Сказ о хохломе». Дети, вместе с педагогом читают название презентации.

Слайд 1

        -Сказ о хохломе. Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок волшебной травы.

Слайд 2

        -Рассказывают, жил в древние времена в городе Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

        Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.

Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла.

А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли.

Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

Читайте также:  Рисование — городецкая роспись в старшей группе, знакомство, конспект занятия по изо + фото и видео

Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с Хохломой. 

Слайд 3-7

-Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы.

Что вы видите? Опишите словесно какая посуда? ( красивая посуда,  яркая , радостная , богатая, красочная!)

-Из какого материала изготовлена  эта   посуда? (Из дерева.)

-Все  ли предметы быта расписаны в одинаково? Знаете ли вы эту роспись? (Хохломская)

Слайд 8-10

        -Это – музей  хохломской росписи. Сейчас мы пройдемся по залу этого музея. Что же в нем есть?

Слайд 11

        -Рассмотрим внимательно изделия хохломы – подносы. Какие основные цвета использовали хохломские мастера  для фона? (Красный, желтый, зеленый, черный).

        -Каждому цвету придаёт народ свое значение. Красный – огнь, любовь, преданность. Золотой – солнце, свет, тепло. Черный – земля, торжественность. Зеленый – жизнь.

  •         -Травный орнамент, или «травка»,
  •         Так характерен для всей хохломы,
  •         Чудесный рисунок волшебной страны!
  • Слайд 12
  •         Элементы травной росписи.

-Как вы думаете элементов в росписи мало или  много? Конечно много.  

“Осочки” — самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.

  1. “Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента.
  2. “Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию.
  3. “Кустики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.
  4. Слайд 13
  5. Криуль                Завитки – простые по форме, а радуют взор.
  6. Богат и наряден чудесный узор.
  7. По золоту фона затейливой змейкой
  8. Орнамент здесь вьётся – попробуй сумей-ка!
  9. Слайд 14
  10. Листики
  11. Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.
  12. Слайд 15
  13. Ягодки
  14. Хохломские художники называют ягоды ласково, и никогда один и тот же мастер не напишет их одинаково.
  15. Слайд 16
  16. Ягодки смородины
  17. Ягоды смородины, рябины рисуют «тычком» или «ляпушкой» (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки), а мы сможем нарисовать их ватной палочкой.
  18. Слайд 17
  19. А вот посмотрите – знакомый сюжет.

Узнали вы сказку? Узнали, иль нет?

-Жар- птицу никто не видел, поэтому каждый мастер рисует её по-своему. Вы уже в аппликации делали уже тоже по своему представлению.

Слайд 18-20

-Хохлома – искусство современное. Ее роспись можно где угодно, на любых предметах.

Слайд 21

        -Как вы думаете, кто это? (Мастера росписи.)

Слайд 22

Кисть хохломская! Большое спасибо!

  • Сказывай сказку для радости жизни!
  • Ты, как душа у народа, красива,
  • Ты, как и люди, служишь Отчизне!
  • Ребята, посмотрите на выставку  хохломской посуды, я ни чего не перепутала?
  • Игра « Убери лишний предмет»
  • Ребята вы обратили внимания, какой на мне нарядный фартук.
  • Игра «Найди завиток на моем фартуке».
  • Молодцы! Вы очень хорошо запомнили элемент хохломской росписи «Завиток»
  • Часть 2

        -А  вы  бы хотели сегодня поработать мастерами хохломской росписи? Я – главный мастер, а вы – мои подмастерья.

-Сегодня  я хочу научить вас рисовать один из элементов «завиток», который очень важен для хохломы.  Какой элемент росписи мы будем учится,  рисовать ? (завиток). Правильно завиток.  

Я хочу напомнить, с чего нужно начинать рисовать.

Набрать гуашь на кончик кисточки и легкими движениями руки, кончиком кисти, рисуем тонкую веточку  в одну сторону, в другую сторону.

Вот теперь от веточки рисуем «завиток» с одной стороны, длиннее с другой  стороны короче. И так на каждой веточке. Напоминаю, завиток может быть длинным и коротким.

Получается очень красивая роспись. А какими элементами можно еще украсить веточку? (ягодками, листочками, травкой). Кто, из вас хочет дополнить мою веточку. (Ребенок украшает веточку узором по своему желанию). 

А теперь, я предлагаю вам самим нарисовать узор хохломы. Но не забудьте: Главный узор росписи — завиток. Расписывать будете досочки.  Я привезла для вас заготовки. Предлагаю вам выбрать фон доски красный, желтый, черный. Выбирайте,  чем вы будете работать и присаживайтесь.

Подумайте, какие цвета гуаши вы будете использовать в работе. Какой цвет будет ярче выделяться на фоне досочки.

Давайте возьмем в руки сухую  кисточку и попробуем выполнить движения в воздухе, а теперь на доске, как будто вы рисуете легко без нажима  веточку в одну сторону, в другую. А от нее завиток. Теперь наберите гуашь на кончик кисточки и начинайте расписывать  досочку.  

  1. Дети рисуют под музыку. 
  2. III Итог 
  3. Анализ

Какие  замечательнее росписи  у вас получились. Все доски такие красивые. Давайте устроим выставку ваших работ. Я помогу вам в этом.   Пусть все дети детского сада приходят к вам на выставку и любуются вашими произведениями.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2014/05/01/dekorativnoe-risovanie-zavitok-po-motivam-khokhlomskoy-rospisi-v

Конспект занятия "Волшебный завиток хохломы" в подготовительной группе

  • Конспект занятия «Волшебный завиток хохломы» в подготовительной группе.
  • воспитатель Фешина Елена Леонидовна
  • Образовательная область: «Художественное творчество»
  • Тема: «Волшебный завиток хохломы»
  • Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование)
  • Цель: развитие декоративного творчества детей, умение создавать узоры по мотивам хохломской росписи.
  • Задачи:

1. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком (ватной палочкой); выполнять узор в определенной последовательности.

Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенности ее росписи.

2. Развивать творческое воображение;

3. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за сою страну и уважение к труду народных мастеров.

4. Активизировать речь словами: завиток, травка, ягодки, осочки.

  1. Предварительная работа.
  2. Познавательные беседы о народном декоративно-прикладном искусстве.
  3. Рассматривание наглядно — дидактического пособия «Хохлома», изделий.
  4. Рисование элементов хохломского узора.
  5. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
  6. Демонстрационный, раздаточный материал и оборудование.
  7. Хохломские изделия, коробка, расписанная хохломской росписью, наглядно-дидактическое пособие «Хохлома», заготовки-шаблоны хохломской посуды, кисти, гуашь (красная, зеленая, черная, желтая), баночки с водой, салфетки.
  8. Ход образовательной деятельности
  9. 1. Вводная часть
  10. Психологическая разминка
  11. Возьмёмся за руки друзья
  12. Друг другу улыбнёмся
  13. Мы пожелаем всем добра
  14. И скажем «Здравствуй солнце».
  15. Ярче солнечных лучей
  16. Дружба в целом свете
  17. Ведь с друзьями веселей
  18. На любой планете.

Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте.

  • Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
  • Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
  • Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? (Хохлома).

Дети, посмотрите, какую необычную коробку нам прислали! (коробка украшена хохломской росписью) Как вы думаете, кто бы мог нам её прислать? (ответы детей). Ребята, я думаю, что вы правы – это хохломские мастера.

Дети, посмотрите, в коробке есть ещё послание: «Здравствуйте, ребята! Обращаемся к вам с большой просьбой: мы готовим изделия на ярмарку. Ярмарка скоро, а работы еще много, мы одни не успеваем расписать посуду.

Не поможете ли нам? (хохломские мастера)

Что делать? А вы хотели бы попробовать себя в качестве мастеров и расписать посуду?

А вы что-нибудь знаете о хохломской росписи. Для чего ее используют? (для росписи изделий). Молодцы! А хотите больше о ней узнать? Тогда садитесь на стулья и послушайте.

Основная часть

Воспитатель (выставка изделий) Посмотрите, сколько здесь замечательных красивых вещей. Все это создано руками мастеров. Какие изделия вы видите? (ложки, чаши, чугунки)

Очень давно, в окрестностях города Нижний Новгород зародился народный деревянный промысел. Там находилось село с веселым названием Хохлома, где посуду делали из мягких пород деревьев (липа, береза, ольха). В этом селе с давних времен проходили ярмарки по продаже деревянной посуды. Это и дало название целому промыслу.

  1. Золотая хохлома.
  2. Как волшебница Жар- птица,
  3. Не выходит из ума
  4. Чародейка – мастерица,
  5. Золотая Хохлома.
  6. И богата, и красива,
  7. Рада гостю от души.
  8. Кубки, чаши и ковши.
  9. И чего здесь только нет.

Посмотрите, дети, какие они яркие! А как же они становятся такими красивыми? Может кто-то из вас знает?

Сначала посуду вырезают из дерева, высушивают на станке, затем покрывают слоем жидкой глины и просушивают.

Желтый металлический порошок соединяют с маслом и растапливают, после нагревания в печи предают изделию неповторимый золотистый блеск. Вот откуда пошло название «Золотая хохлома».

А как вы думаете почему «Золотая»? (потому, что все изделия блестят как золото, много используется жёлтой краски).

  • Какой цвет используют мастера для фона? (красный, жёлтый, чёрный)
  • Назовите элементы узора в хохломской росписи? (завиток, травинка, капельки, листочки, кустики, осочки, ягодки)
  • А какие ягоды рисуют умельцы? (малина, земляника, смородина, рябина)

Сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будете правильно их называть.

  1. Игра «Угадай-ка»
  2. Физминутка 
  3. Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
  4.  Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
  5.  Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

 Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

  •  Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
  •  Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
  •  Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
  •  Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
  •  Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
  •  Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Воспитатель. Прежде чем начать украшать посуду, послушайте последовательность выполнения работы.

Объяснение воспитателя:

Работу нужно начинать с каймы внизу и вверху изделия, дальше изобразим завиток, изогнутую веточку. Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы). (Показ детьми)

Потом нарисуем крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: капельки, травку, завитки и т.д.).

Читайте также:  Открытое занятие в средней группе по фгос, пример конспекта

Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).

Какие цвета будете использовать? (Красный, чёрный, зелёный, желтый).

У каждого из вас есть несколько шаблонов хохломской посуды. Выберите любую понравившуюся. Каждый из вас сам придумает узор для хохломской посуды.

  1. А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
  4. И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
  5. Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
  6. Не сидится им опять (встряхивание кистями).
  7. Постучали, повертели,
  8. Рисовать мы захотели.

Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!

(Самостоятельная деятельность. Детям оказывается необходимая помощь в индивидуальном порядке). Воспитатель прорисовывает самостоятельно

Заключительная часть

Воспитатель Кому мы сегодня помогали? А как им помогли? Какие элементы хохломской росписи запомнили? (Дети оцените свою работу).

Рассматривание 3 работ. Чья работа понравилась и почему?

  • Ребята, а давайте устроим выставку ваших работ.
  • Дети подготовили стихи о хохломе.
  • Хохломская роспись — алых ягод россыпь.
  • Отголоски лета в зелени травы.
  • Роспись хохломская словно колдовская
  • В сказочную песню просится сама.
  • И нигде на свете нет таких соцветий
  • Всех чудес чудесней наша хохлома.

Ребята, посмотрите, какая получилась замечательная посуда. Она ничем не отличается от работ мастеров. Вы настоящие мастера!Эти работы немного подсохнут и мы их отправим мастерам. Всем спасибо!

Источник: https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-volshebniy-zavitok-hohlomi-v-podgotovitelnoy-gruppe-1588265.html

Декоративное рисование в подготовительной группе, конспект занятия по теме: завиток, городецкая роспись, хохлома и прочее + картинки

Декоративно-прикладное искусство — неотъемлемая часть народной культуры. Оно вносит в нашу жизнь сочные краски и выразительные ритмы. Декоративные композиции талантливых мастеров по своим мотивам близки к миру природы — отличаются стройностью и гармонией формы, проникнуты мудростью, добротой.

Декоративному рисованию в подготовительной к школе группе уделяется значительное внимание. Этот вид изобразительного искусства способстует развитию у дошкольников нестандартного мышления, умение всматриваться и наблюдать, фантазии и индивидуальности.

Задача воспитателя — познакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства, интересными фактами его истории и, конечно же, подарить им радость творчества.

Специфика декоративного рисования в подготовительной группе ДОУ

Приобщение к декоративному рисованию происходит еще в средней группе (хотя детям раннего возраста и предлагаются задания по украшению платочка, салфетки, но их основная цель — отрабатывать умение рисовать прямые линии, а не создание орнамента).

Малыши четырех лет учатся ритмично располагать узор из простейших форм на основе разной формы (полоса, круг и пр.), осваивают приемы пользования кистью для изображения точек или мазков. Перед дошкольниками ставятся простейшие композиционные задачи — чередовать элементы узора по цвету или размеру.

Малыши знакомятся с ттаким понятием, как «симметрия».

В старшей же группе декоративное рисование переходит на более сложный уровень: ребята постигают основные способы построения орнамента на самых разных формах, включая объемные. Орнаменты становятся более замысловатыми, имеют большее сходство с узорами народных мастеров.

Воспитанники подготовительной группы совершенствуют полученные ранее декоративные умения. Привычные элементы орнамента (цветочки, листики, ягодки) становятся более замысловатыми. Более точно передается цветовая палитра того или иного вида народного промысла: ребята используют в различных комбинациях теплые и холодные оттенки. Композиция становится более гармоничной.

Для украшения педагог предлагает детям такие сложные формы, как кувшин, чайник, птица — расположение узора здесь не так просто: например, на кувшине будет присутствовать центровой узор и линейный рисунок по линии горлышка. Также усложняется симметрия — дошкольники осваивают зеркальное отражение.

Происходит знакомство с сетчатым орнаментом — это чередование однородных фрагментов в шахматном порядке.

Дети придумывают орнаменты для тканей — например, узор на треугольном бумажном платке может начинаться из угла и распространяться на всю фигуру.

Задача применения цвета в декоративном рисовании становится все замысловатой в каждой группе, от самых ярких, контрастных сочетаний и до градиентных переходов теплых и холодных оттенков.

Основное направление декоративного рисования воспитанников подготовительной к школе группы — это создание композиций в стиле того или иного народного промысла. Дошкольники рисуют завитки, другие крупные или мелкие формы, дополняют их мелким узором на основе травки, используют определенные цвета, присущие той или иной росписи (городец и дымка, хохлома, и гжель и пр.).

Образцами на занятии выступают изделия народных умельцев, которые ребята рассматривают, выделяя особенности орнамента при помощи воспитателя. Это самые разные виды посуды, игрушек, сувениры, платки и пр.

Источник: https://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/dekorativnoe-risovanie-v-podgotovitelnoy-gruppe-variantyi-tem-i-spetsifika-provedeniya-zanyatiy.html

Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе "Путешествие по городам народных мастеров"

  • Конспект НОД по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе
  • Тема:«Путешествие по городам народных мастеров»
  • Цель : Развитие представления детей о декоративно-прикладном искусстве
  • Интеграция образовательных областей
  • Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
  • Задачи
  • Образовательные
  • — Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городецком, хохломском, жостовском.
  • — Совершенствовать навыки роспись, используя характерные для каждого промысла элементы и цветную гамму.
  • — Формировать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
  • — Учить самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета.
  • Развивающие:
  • Развивать у детей познавательный интерес
  • -Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности
  • Воспитательные
  • — Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.
  • — Воспитывать любовь к народным традициям, показывая, что народное изобразительное искусство связано с народной музыкой и устным народным творчеством.
  • Материалы
  • — Изделия из хохломы, Гжели, Городца, Дымково.
  • — Заготовки для росписи, клеенки.
  • — Тряпочки, подставки, гуашь, кисти, тычки, палитра, банки с водой.
  • Технические средства
  • — Телевизор для просмотра,
  • — Фото городов
  • — Магнитофон для прослушивания русских народных мелодий.
  • Предварительная работа
  • — Рассматривание изделий народных промыслов, иллюстраций, альбомов.
  • — Занятие по-декоративному рисованию.
  • Ход занятия

Сегодня я ребята приглашаю вас в путешествие по городам русских мастеров. Завет нас в путешествие мелодия русской народной песни. Отправимся мы в путешествие на волшебной карусели. Слышите музыку. «Светит месяц».

  1. Игра «Карусель»
  2. Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
  3. А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом,
  4. Тише, тише, не бегите, карусель остановите,
  5. Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра

Вот и первая остановка (на экране деревня Дымково) Мы приехали в деревню Дымково из-под города Вятки. Знаменито это село своими игрушками.

  • Мы игрушки знатные, Складные да ладные,
  • Мы повсюду славимся,
  • Мы и вам понравимся.
  • Из чего делают эти игрушки? (из глины)
  • Игрушки лепили из глины, потом обжигали в печь, затем белили мелом и расписывали.
  • А каким узором расписывали игрушки? (кружочки, клеточки, полоски)
  • Какие цвета используют мастера? (синий, красный, желтый, зеленый)
  • Получались все игрушки непростые, а волшебно-расписные.
  • Белоснежны, как березки, Кружочки, клеточки, полоски.
  • Простой казалось бы узор,
  • А отвести не в силах взор.
  • Музыка «Русский сувенир»
  • Игра «Карусель»
  • Вторая остановка «Гжель»

На экране иллюстрации. Мы приехали в старинный русский город Гжель.

  1. Чем знаменит этот город? (Гжельской посудой)
  2. Есть в России такое местечко,
  3. Где белая рощица, синяя речка
  4. В этой негромкой российской природе
  5. Слышится эхо негромких мелодий,
  6. И светлеет вода родниковая,
  7. И дыхание ветра свежей,
  8. Расцветая Гжель васильковая,
  9. Незабудковая Гжель.
  10. Ребята, а почему в стихотворении Гжель называется незабудковая и васильковая? ( Потому что мастера используют в росписи синие и голубые цвета)
  11. Где расположен узор? (в центре изделия)
  12. С чего начинали расписывать узор ( с крупных деталей: лепестков, стебля, листьев, бутона)
  13. А что раскрашивали потом? (край, дно, затем рубку)

Молодцы ребята! Понравились вам изделия гжельских мастеров? (Да)

  • А музыка нас снова зовет в путешествие
  • Мелодия русской народной песни.
  • Игра «Карусель»

Третья остановка. Хохлома.

  1. (На экране село … Нижегородская область)
  2. Как волшебница жар-птица не выходит из ума
  3. Чародейка, мастерица, золотая Хохлома.
  4. Хохломская роспись – алых ягод россыпь
  5. Отголоски лета в зелени травы,
  6. Рощи – перелески, шелковые всплески
  7. Солнечно – медовой золотой листвы

Вот она, какая Хохлома. В такой посуде любая еда покажется праздничной, сказочно вкусной.

  • А какие элементы хохломской росписи вы знаете?
  • (разные ягоды: смородина, малина, клубника, гроздья рябины, травка, завитки, листья, цветы)
  • А какие цвета используют мастера? (золотой, красный, черный, зеленый)
  • Снова звучит музыка, дети садятся в карусель.

Четвертая остановка. Городец.

  1. (На экране г. Городец)
  2. Есть на Волге город древний, по названью Городец
  3. Славится на всю своей росписью, творец
  4. Распускаются букеты, ярко красками горя,
  5. Чудо — птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

Посмотрите на городецкие изделия. Какие изделия используют мастера? ( Много листьев и цветов)

  • А какие цветы используют? (купавки, ромашки, самые большие и пышные розаны)
  • А цвета? (зеленые, розовые, голубые)
  • А еще, какой элемент используют? (городскую птицу)
  • Птицу рисуют в центре изделия, а края изображают другими элементами росписи.
  • Музыка «Колокольчики»
  • Игра «Карусель»

Пятая остановка. Жостово. (фотографии)

  1. А кто знает где находится город Жостово ( Рядом с городом Мытищи)
  2. Знаменитый жостовский букет!
  3. Красно-алые бутоны
  4. В изумрудах листьев тонут,
  5. Незабудки и пионы
  6. Обрамляют розы омут.
  7. А что же делают мастера из Жостова? (расписывают подносы)

Посмотрите, ребята, среди этих подносов не одинаковых. Все они расписаны по-разному. Как вы думаете, почему? (потому что мастера пользуясь одними и теми же красками, основными элементами, проявляют фантазию, по-разному их сочетают)

  • А какой главный элемент в жостовской росписи?
  • (цветок)
  • Правильно, мастера рисуют разные цветы, используют разные оттенки, проявляют творчество и получают вот такие красивые подносы.
  • Вот и закончилось наше путешествие, и музыка зовет нас обратно.
  • «Светит месяц»
  • Игра «Карусель»
  • Мы с вами вернулись в наш детский сад.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам превратиться в мастеров, кто в дымковских, кто в жостовских, кто в хохломских, а кто в городецких. Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым. Проходите и садитесь.

  1. Но прежде чем приступить к работе, давайте подготовим пальчики.
  2. Разотру ладошки сильно
  3. Каждый пальчик покручу
  4. Поздороваюсь с ним сильно, и вытягивать начну.
  5. Затем руки я помою
  6. Пальчик в пальчик и вложу
  7. На замочек их закрою и тепло поберегу
  8. Выпущу, я пальчики
  9. Пусть бегут, как зайчики.
  10. А теперь приступайте к работе.
Читайте также:  Неделя здоровья в детском саду, план мероприятий для старшей, подготовительной, средней и младшей группы, тема «здоровейка» и прочие

Дети расписывают , звучит негромкая музыка. Во время работы воспитатель помогает детям в основном советом, словесной подсказкой.

Рефлексия

После работы дети выставляют свои изделия на выставку. Говорят, кто какую роспись использовал.

Молодца ребята! Вы славно потрудились, работали как настоящие русские мастера!

  • Муниципальное автономное
  • Дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 «Радость» комбинированного вида
  • «Путешествие по городам народных мастеров»
  • Конспект занятия по рисованию
  • Из опыта работы: воспитатель
  • МАДОУ №27 «Радость
  • Вертемягина Наталия Андреевна

г. Мытищи -2018г.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-zaniatiia-po-diekorativnomu-risovaniiu-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-p.html

Конспект занятия по декоративному рисованию "Хохломские узоры" (подготовительная группа). Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Хохломская роспись

Грищенко С. А. воспитатель МБДОУ №31 г. Армавир.
Цель занятия: Составление узора из плавно изгибающейся ветки с ягодками, листьями, завитками, травками.

Задачи: Образовательная: Продолжать знакомить с искусством Хохломы
Развивающая: Продолжать учить рисовать узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды, завитки) Формировать умение сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, золотой (охра). Развивать творческие способности детей. Воспитательная:

Воспитать аккуратность, умение объективно оценивать детские работы.

Демонстрационный материал: Мультимедиа, магнитофон, предметы с хохломской росписью, кисти, гуашь, клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра, Предварительная работа: Экскурсия в музей, знакомство с русским народными художественными промыслами, обучающие занятия по хохломской росписи, рассматривание образцов.
Ход занятия.

Все за парты дружно сели, на меня все посмотрели, чтобы занятие получилось интересным, творческим начинаем занятие с хорошего настроения. Показать детям демонстрационный материал с хохломским узором. Посмотрите на экран слайд № 1, № 2.
Что это за предмет?
Дети: это тарелка, это миска, ложки,
Какими узорами украшена тарелка? Дети: хохломским.

Сегодня мы с Вами будем учиться рисовать хохломским узором мелкую тарелку. Посмотрите внизу и вверху на изделии нарисованы прямые полоски, повторяющие формы предмета. Слайд № 3 это кайма. Из чего состоит узор на миске? (Из ветки с ягодами, листками, завитков и травки). Слайд № 4. Осочки – самый простой элемент узора.

Он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз. Травинки – это мазки с небольшим плавным утолщением. Капельки рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге. Усики рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль. Завитки выполняются с легким нажимом в середине элемента.

Кустик – это наиболее сложный элемент, в его изображении могут участвовать все элементы травного орнамента. Какая ветка? (Изогнутая). Как расположены на ветке ягоды и листики? Где расположены завитки и травка? Назовите цвета, которыми нарисованы элементы узоров. Слайд № 5.

А теперь давайте подробно поговорим о способах нанесения элементов хохломской росписи. Слайд № 6. Порядок рисования элементов узора: вверху и внизу изделия рисуют кайму, затем вдоль миски слегка изогнутую ветку; на ней изображают ягоды, листья (по три) затем на всех свободных местах на ветке изображают завитки и тоненькую изогнутую травка. Физминутка.

На лугу растут цветы
Небывалой красоты. К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. Ветер дует иногда, Только это не беда. Наклоняются цветочки
Опускают лепесточки. А потом опять встают

И по — прежнему цветут.

Продолжаем рисовать. Когда дети нарисуют ягоды и листья, посоветовать дорисовать к ягодам мелкие детали на их концах (точки или «усики», а на листьях — прожилки (черные). Завитки и травку рисовать кончиком кисти. Вывод
Небольшой просмотр выполненных работ. Правильность выполнения. Аккуратность исполнения. Выбираем наиболее удачно выполненные работы.

Анализ ошибок. Заключение. Презентация. Небольшой опрос на определение видов хохломского орнамента.

  • Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 30th Май, 2015
    Вы находитесь:
  • Конспект НОД по декоративному рисованию с детьми младшего дошкольного возраста.
  • «Завиток»

Программное содержание:
продолжать развивать у детей художественный вкус, знакомить их с (дымковской, городецкой, хохломской, гжельской росписью). Развивать эстетические чувства: цвета, композиции.

Закреплять умение свободно и всей кистью, по всему листу бумаги, но не выходя за ее границы. Учить детей оценивать выполненные работы, выделяя средства выразительности.

Источник: https://www.juravlik17.ru/konspekt-zanyatiya-po-dekorativnomu-risovaniyu-hohlomskie/

Занятие росписью в стиле «Золотая хохлома» в старших группах ДОУ

Для того, чтобы вызвать интерес к различным видам народного декоративно-прикладного искусства, необходимо выбрать соответствующий материал. «Золотая хохлома» рисование в старшей группе — это урок, который воспитывает эстетическое отношение к бытовой культуре и не только. Детей с раннего возраста нужно учить замечать художественные элементы для определения специфики «Золотой хохломы».

Занятие по декоративному рисованию на тему «Золотая хохлома»

В ходе проведения занятия, дети в старшей группе знакомятся с содержанием материала, технологией изготовления, узорами, элементами декора, а также колоритом. Для успешного проведения урока, проводится беседа о традиционных промыслах. Рассматриваются предметы с хохломской росписью.

Занятие в детском саду по декоративному рисованию

Цели занятия

Основная цель данного урока — это развить интерес дошкольника к народному декоративному искусству. Художественное творчество ребёнка должно проявиться через декоративное рисование. При создании нового шедевра, дети смогут использовать специфику по рисованию «золотой хохломы» в старшей группе.

Приемы декоративного рисования

Воспитатель учит дошкольников рисовать узоры при помощи кончиков кистей, всей кисточкой. Они начинают свободно двигать данным средством по разным направлениям.

Как нужно подготовить детей к занятию

Подготовка к занятию по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет

Для выполнения работы, воспитатель готовит интересный материал о народном декоративно-прикладном искусстве, составляет композиции. После чего знакомит детей с новым материалом, рассматривая иллюстрации, стилизованные образы, а также изделия прикладного искусства. Чтобы придать занятию более весёлый характер, подбираются соответствующие мелодии.

Обратите внимание! Кроме этого, воспитатель читает детям художественную литературу, заучивает с ними стихотворения, просматривает видеоклип «Золотая хохлома».

Мотивирующее начало занятия

Основной мотив — это привлечение ребёнка к поэтапному выполнению задания, необходимо выбрать интересные, весёлые дидактические игры, например, «Составь узор на посуде» или «Обведи рисунок».

К примеру, ребятам можно предложить открыть свой художественный салон, чтобы гости смогли выбрать сувениры на память. Для начала придётся стать художниками, чтобы создать новый шедевр. Нужно сделать красивую роспись на посуде. Педагог выставляет различную посуду, в виде ложек, ваз, мисок с золотым желтым фоном.

Дети отвечают, что должны нарисовать завиток (изогнутую веточку). Это самый важный элемент хохломской росписи. На нем можно изобразить все остальные элементы.

Рисовать детали нужно концом тонкой кисточки, чередуя цвета. Для рисования ягод дети выбирают кисть и тычок. Далее у них появляется задача выбрать цвет.

Для изображения ягод нужно подобрать красные, зеленые, черные цвета. После этого требуется провести разминочку.

Физкультминутка

  • Если дети устали выполнять упражнение, нужно немного отдохнуть. Для выполнения разминки, ребята должны повторять движения за воспитателем:
  • Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо — влево)
  • Наше чудо — дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
  • Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

  1. Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
  2. Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
  3. Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
  4. Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
  5. Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо — влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность позволяет выявить способности ребёнка.

Обратите внимание! Педагог должен сделать анализ работы и выявить результат.

Педагог говорит детям: «Какая чудесная получилась посуда — яркая, красочная, праздничная — как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома!» У каждого получился свой, неповторимый узор.

Материалы для рисования

Чтобы создать настоящее произведение искусства, понадобятся следующие материалы:

  • альбом для детского творчества «Золотая хохлома»;
  • кисточки;
  • листочки с эскизами;
  • гуашь;

Какие материалы нужно подобрать для работы

  • магнитофон, диск с записью русской народной мелодии «Гусли»,
  • хохломские изделия, иллюстрации с изображением посуды;
  • подкладные салфетки;
  • подставки под кисти;
  • емкость с водой.

Индивидуальные упражнения

Индивидуальные задания

Начиная свое творчество, каждый юный мастер должен четко знать и помнить последовательность выполнения работы. Для старших групп детского сада воспитатели составляют индивидуальные задания. После их выполнения делается выставка. дети должны рассмотреть все работы, сделать анализ и выбрать наиболее удачные рисунки.

Пошаговый организационный ход выполнения работы

Поэтапное выполнение работ на тему «Декоративное рисование в стиле золотая хохлома»

Для поэтапного выполнения работы происходит вовлечение детей в процесс открытия новых знаний.

  1. Кисть нужно держать тремя пальцами почти вертикально.
  2. Изначально ребенок должен изобразить изогнутую ветвь.
  3. Затем нужно нарисовать листочки и ягодки.
  4. Потом рисуется трава и завитки.
  5. Следует помнить о нанесении черного фона.
  6. В конце проводится легкая гимнастика для рук.

Схема конспекта занятия по декоративной росписи в старшей группе детского сада

Схема конспекта выглядит следующим образом:

  • Образовательная цель.
  • Задачи.
  • Новый способ действия.
  • Какие понятия, знания необходимо актуализировать.
  • Прчина затруднения выполнения работы.
  • Цель деятельности детей по преодолению затруднения.
  • Создание всевозможных условий для реализации своих действий.
  • Разминка.
  • Сопровождение музыкальными композициями.
  • Анализ работы.

Подведение итогов

Завершающий этап плодотворной работы по НОД — это проведение итоговой диагностики, сравнение результатов работы, выявление уровня развития дошкольников. Оценивая результат, педагог вносит в работу необходимые изменения.

Проводя данную работу систематически, ребята обретают определенные знания, умения, навыки. Осваивая технические навыки в рисовании, лепке, аппликации у детей развивается устойчивый интерес к различному творчеству. Обогащается содержательная деятельность, развивается игровой замысел.

Результат итоговой диагностики показал что, дети приобрели не только определенные знания, но и научились, используя полученный багаж знаний, творчески подходить к выполнению своих работ.

Обратите внимание! Плодотворная работа должна доставить дошкольникам много радости и удовлетворения, воспитывать желание творить, чтобы они смогли создавать собственные изделия.

Каждый воспитатель должен создать благоприятную атмосферу, чтобы вызвать интерес ребёнка к художественной деятельности. Это можно сделать при помощи дидактических игр, музыкальных произведений.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/zolotaa-hohloma-risovanie-v-starsej-gruppe

Ссылка на основную публикацию