Утренняя гимнастика в младшей группе, комплекс упражнений, методики проведения зарядки и прочее

Каждый день ребенок должен делать утреннюю гимнастику. Специально подобранные упражнения благотворно влияют на все физиологические процессы организма.

Утренняя гимнастика является хорошим средством в профилактике нарушений осанки: ежедневное выполнение общеразвивающих упражнений укрепляет мышцы спины, брюшного пресса.

Утреннюю гимнастику следует разнообразить упражнениями с предметами: флажками, мячами, обручами, скакалками и др. Это помогает правильно и целенаправленно выполнять движения, повышает интерес к гимнастике.

Комплексы утренней гимнастики для детей трех — пяти лет состоят из 4 — 6 упражнений, для детей шести-семи лет-из 6 — 8 упражнений. Младшие дошкольники повторяют их 4 — 6 раз (прыжки — 8 — 12 раз), а старшие — 8 — 10 раз (прыжки 18 — 24 раза). Количество повторений зависит от сложности упражнений и степени их физиологической нагрузки на организм ребенка.

Для проведения утренней гимнастики необходимы соответствующие условия. Выполнять ее лучше в хорошо проветренном помещении, летом — при открытых окнах или на балконе, на улице.

Утреннюю гимнастику начинают с кратковременной энергичной ходьбы. Во время ходьбы следят, чтобы ребенок держал туловище прямым, не напрягался, не опускал голову и выполнял свободный мах руками.

Ходьбу целесообразно сопровождать счетом — «раз, два, три, четыре» или ударами в бубен (барабан).

Это вырабатывает четкий ритм шагов во время ходьбы, что также способствует формированию навыка в этом движении.

Во время ходьбы и бега взрослый становится впереди и выполняет все движения вместе с малышом. Во время показа используют «зеркальный» способ. При этом взрослый становится лицом к ребенку, направление его движений определяет направление движений ребенка. Например, ему предлагают наклон в левую сторону, а взрослый наклоняется вправо.

Подбирая упражнения для комплексов утренней гимнастики, соблюдают определенную последовательность: вначале выполняют упражнения, которые требуют от ребенка меньшей затраты усилий (для развития мышц плечевого пояса, рук и спины), затем с большей нагрузкой (для укрепления мышц ног и туловища — сгибание ног, наклоны и повороты туловища). Далее дают упражнения для укрепления мышц туловища и последними — для мышц ног (приседания или прыжки).

Заканчивают гимнастику кратковременным бегом в среднем темпе, который сменяется медленной ходьбой.

Во время выполнения упражнений детей приучают правильно дышать. Глубокое дыхание регулирует процессы кровообращения, содействует увеличению жизненной емкости легких, подвижности реберных дуг, укреплению межреберных мышц и мышечных групп, которые удерживают позвоночник в вертикальном положении и создают необходимые предпосылки для правильной осанки.

Комплексы утренней гимнастики меняют через две недели, однако этот срок может колебаться в зависимости от их усвоения и интереса детей. Если ребенок выполняет упражнение четко и интерес к нему уменьшается, его заменяют более сложным.

При проведении гимнастических упражнений следует учитывать физиологические особенности дошкольников. Девочкам присуща естественная потребность в плавных и ритмичных движениях, а мальчикам — более резких и четких.

Утреннюю гимнастику желательно выполнять под музыкальное сопровождение. Музыка способствует более четкому и выразительному выполнению упражнений, обусловливает их темп, вызывает жизнерадостное и бодрое настроение.

Источник: https://studwood.ru/1024678/turizm/osobennosti_organizatsii_provedeniya_utrenney_gimnastiki_dozirovka_uprazhneniy

Комплексы утренней гимнастики во второй младшей группе. Цель гимнастики во 2 младшей группе :

Польза утренней гимнастики неоспорима и доказана врачами во всем мире. Именно поэтому закладывать привычку проводить такую ежедневную процедуру начинают еще с самого малого возраста. Особое значение приобретает гимнастика в дошкольном учреждении.

Ведь именно в таком возрасте малыши способны осваивать предложенные упражнения, непосредственно активно участвовать в процессе. Согласно программе дошкольного образования и принятому стандарту, дошкольники осваивают разные виды гимнастики. В том числе утреннюю, физминутки во время занятий и после дневного сна.

А также узконаправленные отрасли: артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику. В каждой возрастной группе детского сада имеются определенные особенности, нормативы и рекомендации по проведению такого вида деятельности.

Подробно информацию о том, какие применяются комплексы утренней гимнастики во второй младшей группе, а также другие виды разминок для данного возраста, мы рассмотрим в этой статье.

Зачем нужна гимнастика в детском саду?

Организм дошкольника преодолевает серьезные физиологические изменения в процессе взросления. При наличии негативных внешних факторов нередко возникают различные заболевания, например искривление осанки, неправильная постановка стопы, нарушение зрения и общее снижение иммунитета.

К таким последствиям приводят нарушения режима дня, недостаток витаминов и иных полезных веществ в связи с некачественностью употребляемых ребенком продуктов питания, неблагоприятная экологическая обстановка, ношение неудобной обуви и некачественной одежды, недостаток двигательной активности, длительный просмотр телевизора и использование разнообразных гаджетов, а также многое другое.

Утренняя гимнастика во второй младшей группе, или, как ее называют в народе, зарядка, является эффективным профилактическим средством, способствующим сохранению и укреплению здоровья подрастающего организма.

Благодаря регулярным спортивным занятиям значительно снижается уровень заболеваемости дошкольников, улучшаются показатели их двигательной и интеллектуальной деятельности.

Кроме того, гимнастика в детском саду является режимным моментом, который способствует дисциплинированию, упорядочиванию ежедневной деятельности детей, становлению выдержки, воли и, как следствие, отражается на чертах характера и адаптации малыша в социуме.

Помимо всего прочего, комплексы утренней гимнастики во второй младшей группе детского сада способствуют обучению малышей коллективным играм, взаимодействию друг с другом, а также просто-напросто повышают настроение и мотивируют детей к посещению садика.

Для чего она нужна?

Цель утренней гимнастики во второй младшей группе детского сада следующая:

  • развитие основных (указанных в программе для дошкольного учреждения) физических умений и навыков;
  • общее укрепление и закаливание организма детей;
  • организация режима дня и дисциплинирование воспитанников;
  • развитие у малышей усердия, воли, концентрации, внимания и других психоэмоциональных составляющих;
  • создание и укрепление коллектива;
  • повышение мотивации детей к посещению сада.

Как влияет зарядка на организм ребенка:

  • усиливается кровообращение и обмен веществ, что приводит к насыщению клеток кислородом и, как следствие, к оздоровлению организма;
  • развивается крупная и мелкая моторика, совершенствуются и усложняются движения;
  • развивается мышечный корсет;
  • правильно формируется опорно-двигательный аппарат;
  • активизируется иммунитет;
  • происходит закаливание организма;
  • тренируются органы дыхания;
  • повышается тонус организма;
  • как следствие насыщения мозга кислородом, улучшается интеллектуальная деятельность.

Из чего состоит комплекс утренней гимнастики?

Для того чтобы бодрящая гимнастика во второй младшей группе (как и при любой другой возрастной категории) являлась эффективной, а поставленные цели были выполнены, необходимо методически и педагогически правильно составить целостный комплекс упражнений.

Утренняя гимнастика состоит из таких структурных компонентов:

  1. Разминка. Этот вводный этап направлен на подготовку организма ребенка к восприятию дальнейших, более сложных физических упражнений, а также преследует цель привлечь детское внимание и дать установку к последующему занятию. На данном этапе проводятся упражнения по построению различными способами, ходьба (например, на носочках, пяточках или на внутреннем своде стопы), медленный бег. Разминка занимает 1-2 минуты.
  2. Основная часть включает общеразвивающие упражнения, перечисленные в образовательной программе. С учетом физиологического развития детей проводить упражнения следует в такой последовательности: плечевой пояс, туловище, ноги, стопы. Основная часть утренней гимнастики занимает около 5 минут.
  3. Заключительный этап состоит из прыжков и бега, после которых рекомендуется проводить ходьбу или малоподвижную игру с целью восстановления пульса и дыхания. Этот этап длится до 2 минут.

Утренняя гимнастика во второй младшей группе должна состоять только из тех упражнений, которые дети закрепили на занятиях по физической культуре, поскольку непродолжительность процедуры не предусматривает изучение нового материала, отработку незнакомых движений. Цель утренней зарядки заключается не в обучении, а в закреплении известных детям навыков, формировании здорового образа жизни.

Варианты проведения

В первую очередь следует отметить, что комплексы утренней гимнастики во второй младшей группе обязательно должны проводиться в игровой форме. Так, можно придумать определенную тематику. Например, зарядка может называться «У медведя во бору». Воспитатели предлагают малышам обыграть известное стихотворение, выполняя разные виды ходьбы, наклоны, приседания.

Занятия утренней гимнастикой в младшей группе детского сада проходят намного эффективнее и увлекательнее при использовании рифмовок, спортивного инвентаря, подвижных игр, соревнований и даже театрализованного действия.

Виды утренней зарядки

В методике различают следующие виды проведения утренней гимнастики в дошкольном учреждении:

  1. Традиционный вариант предполагает проведение структурированного занятия на основе общеразвивающих упражнений.
  2. Игровая форма проводится в виде различных подвижных игр, соревнований, заданий.
  3. Сюжетный вид утренней гимнастики предполагает обыгрывание какой-либо ситуативной линии, например «Дети в лесу», «На лугу», «Забавные животные» и другие.
  4. Ритмическая гимнастика проводится под музыкальное сопровождение, с использованием детских музыкальных инструментов (например, бубна) или отбиванием такта хлопками, ходьбой и т. д. На таких занятиях используются танцевальные элементы, можно организовать хоровод.
  5. С применением детских тренажеров и спортивного инвентаря.

Проводятся такие занятия круглогодично. Но утренняя гимнастика во второй младшей группе летом имеет свои особенности, о которых можно прочитать ниже.

Условия проведения

Для того чтобы занятия принесли желаемый результат, необходимо соблюдать определенные условия. А именно:

  • проводить гимнастику следует в одно и то же время;
  • в теплое время года зарядкой занимаются на воздухе;
  • в холодное время года — в хорошо проветренном спортивном зале;
  • одежда и обувь детей должна быть комфортной и практичной для проведения спортивных занятий;
  • занятия не требуют строгой дисциплины — дети должны чувствовать себя расслабленно;
  • важно заинтересовать малышей зарядкой, но прибегать к принуждению категорически не рекомендуется;
  • комплексы утренней гимнастики во второй младшей группе проводятся не дольше 7 минут;
  • в процессе занятия необходимо проводить частую смену деятельности, так как дети указанного возраста в силу физиологических особенностей не могут долго сосредотачивать внимание на однообразных процессах;
  • наполнение комплекса должно соответствовать требованиям образовательной программы и государственного стандарта;
  • на занятиях воспитателю необходимо развивать не только физические навыки, но и способствовать становлению эмоционального и психологического комфорта.

Рекомендации

С учетом уровня психологического и физического развития детей младшего дошкольного возраста педагогами были разработаны методические рекомендации по проведению утренней гимнастики в указанных возрастных группах в условиях дошкольного образовательного учреждения:

  1. Длительность занятия составляет 5-7 минут.
  2. Основная часть состоит из 4-5 упражнений с повторениями в 5-6 раз.
  3. В первом полугодии закрепляются физические навыки и умения, изученные в предыдущем году.
  4. В первые месяцы после ознакомления с утренней зарядкой допускается такая ситуация, что не все дети принимают участие в процессе, а только по желанию. Но через 2 месяца рекомендуется, чтобы все дети группы присоединились к указанной деятельности.
  5. Комплекс не изменяется в течение 2 недель. Но если воспитатель заметил снижение интереса детей к зарядке, разрешается вносить небольшие изменения и дополнения.
  6. В разминке во второй младшей группе обязательно проводят разные виды ходьбы и упражнения на построение.
  7. Завершается занятие подвижной игрой, знакомой детям или имеющей простые правила. А также может проводиться дыхательная гимнастика во второй младшей группе детского сада, способствующая насыщению организма кислородом, поднятию тонуса.
  8. Наиболее эффективным приемом при проведении зарядки в младшей группе является подражание. Поэтому воспитатель показывает все упражнения, но не выполняет их в полном объеме, а предлагает детям завершить их самостоятельно.
  9. Воспитателю во время зарядки необходимо следить за качеством выполнения движений, а также за дыханием малышей.

Возможный инвентарь

Для утренней зарядки, а также для гимнастики после сна во второй младшей группе детского сада можно использовать такой спортивный инвентарь:

  • мячи резиновые легкие;
  • кубики;
  • массажные мешочки или коврики с различным наполнением;
  • флажки;
  • роликовый массажер;
  • пластиковые небольшие гантели;
  • шведскую стенку в качестве опоры для упражнений;
  • детский батут;
  • «дорожку препятствий».

Важно, чтобы оборудование было исправным и абсолютно безопасным: оно не должно быть тяжелым, иметь острые углы, легко ломаться. Перед занятием воспитатель обязательно должен обследовать исправность спортивного инвентаря.

Как составить комплекс упражнений: помощь воспитателю

Занятие должно быть целостным, то есть иметь общую идею. Как было сказано выше, детям младшей группы нравятся сюжетные линии, игры. Поэтому выбирать упражнения необходимо соответственно тематике, давая каждому движению игровое название.

Например, выбрав сюжетную линию «Веселый мишка», на этапе разминки воспитатель может предложить детям имитировать прогулку медведя в лесу разными видами ходьбы. Затем в основной части продолжить сюжет и делать зарядку «как медведь», а в заключение поиграть в подвижную игру «У медведя во бору».

Таких же рекомендаций придерживаются и тогда, когда проводится гимнастика после сна во второй младшей группе.

Как проводить занятия в теплое время года?

По структуре гимнастика летом ничем не отличается от зарядки в холодное время года. Особенностями является лишь место проведения — спортивная площадка или павильон во дворе детского сада. Кроме того, воспитателю важно подбирать интенсивность упражнений в зависимости от температуры окружающей среды.

Так, при прохладной погоде следует увеличить нагрузку для того, чтобы дети не замерзали, а в жаркую — снизить для профилактики перегрева организма. Гимнастика на лето во второй младшей группе должна содержать больше дыхательных упражнений и подвижных игр.

Читайте также:  Самообразование воспитателя в доу по фгос (первая младшая группа)

В жаркую погоду рекомендуется проводить утреннюю гимнастику в трусиках и босиком, выполняя, таким образом, легкое закаливание детей.

Что такое «гимнастика пробуждения» в детском саду?

Не менее важным занятием, благотворно отражающимся на здоровье детей, является зарядка после дневного сна, или, как принято ее называть в педагогике, «гимнастика пробуждения», во второй младшей группе и других.

Целью такой деятельности является восстановление тонуса организма после сна. Большая часть упражнений такой зарядки проводится непосредственно в кроватках.

Из положения лежа на спине или животе дети выполняют несложные движения: потягивания, разминания, перекаты.

Гимнастика после сна во второй младшей группе

Выполняется комплекс из 5-6 упражнений. Длительность составляется не более 5 минут. Так же, как и при утренней зарядке, рекомендуется проводить гимнастику пробуждения в игровой сюжетной форме.

Что такое пальчиковая гимнастика?

Еще одним видом зарядки для дошкольников является пальчиковая гимнастика во второй младшей группе. Что же это такое? Непосредственное разминание пальцев рук.

Для чего это нужно детям? Дело в том, что научно доказана связь между мелкой моторикой (то есть скоординированной работой пальцев) и речью человека, а также его интеллектуальными возможностями.

Поэтому в детском саду отводится большое внимание пальчиковой гимнастике.

Пальчиковая гимнастика для детей второй младшей группы

Практически на каждом общеразвивающем занятии применяется пальчиковая гимнастика во второй младшей группе или ее элементы. Так же, как и любую другую зарядку в детском саду, пальчиковую разминку проводят в игровой форме.

Предлагают детям рифмованную гимнастику, «театр теней», пальчиковый массаж или кукольный (на пальцах) театр.

В любом случае это занятие должно доставлять детям радость и вызывать интерес, легко запоминаться и воспроизводиться, а также превышать по длительности 3 минуты.

  • Например, так проводится пальчиковая гимнастика «Транспорт» во второй младшей группе детского садика:
  • По дороге едут машины (имитация руля).
  • Слышен звук, как трутся шины (выпрямляют ладошки и пальцы, имитация трения).
  • На дорогу ты не беги (пригрозить указательным пальцем).
  • Засигналят тебе «би-би» (большим пальцем имитируют нажатие сигнала).

Что такое артикуляционная гимнастика: цели, задачи, способы реализации

Еще один занимательный для детей вид гимнастики — артикуляционный. Само название говорит о том, что такая деятельность направлена на развитие работы органов, участвующих в формировании речи.

Профессионально и целенаправленно такую гимнастику вправе проводить квалифицированный детский логопед.

Но в целях профилактики нарушений речи воспитатель также может использовать такую зарядку как минутку отдыха в процессе проведения запланированного занятия.

Артикуляционная гимнастика во второй младшей группе должна не превышать 3 минут, состоять из 2-3 упражнений, а также проводиться в игровой форме, быть ненавязчивым занимательным моментом в процессе образовательной деятельности.

Примеры

Во второй младшей группе можно предложить артикуляционную гимнастику-подражание животным. Например, воспитатель просит детей показать, как щенок облизывает нос языком, как хомячок надувает щечки, котик лакает молоко, а птичка насвистывает песенку.

В логопедической практике во второй младшей группе применяют такие упражнения, как «Чистим зубки языком», «Барабан», «Индюк», «Качели» и другие.

Проведение утренней гимнастики во второй младшей группе детского сада, а также иных видов зарядки — важная составляющая всестороннего развития малышей.

Такие занятия не только улучшают физические показатели и возможности детей, но и являются средством социализации, адаптации в коллективе маленьких воспитанников.

А, кроме того, способствуют обеспечению мотивации, налаживанию общения и просто положительному настрою детей в дошкольном учреждении.

Источник: https://www.syl.ru/article/204808/new_kompleksyi-utrenney-gimnastiki-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-tsel-gimnastiki-vo-mladshey-gruppe

Методика проведения утренней гимнастики в дошкольных учреждениях (стр. 1 из 6)

  • Методика проведения утренней гимнастики в дошкольных учреждениях
  • СОДЕРЖАНИЕ
  • Введение
  • 1. Значение утренней гимнастики, ее задачи
  • 2. Структура и содержание утренней гимнастики
  • 2.1 Подбор упражнений, составление комплексов
  • 2.2 Варианты проведения утренней гимнастики
  • 2.3 Условия проведения утренней гимнастики
  • 3. Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп
  • 3.1 Утренняя гимнастика с детьми третьего года жизни (группа «Малыши»)
  • 3.2 Утренняя гимнастика с детьми четвертого года жизни (группа «Почемуки»)
  • 3.3 Утренняя гимнастика с детьми пятого года жизни (группа «Почемучки»)
  • 3.4 Утренняя гимнастика с детьми шестого года жизни (группа «Фантазеры»)
  • 3.5 Особенности методики проведения утренней гимнастики на воздухе и в смешанной по возрасту группе

3.6 Подготовка воспитателя. Оценка воспитателем утренней гимнастики

  1. 4. Использование музыкального сопровождения при проведении утренней гимнастики
  2. Заключение
  3. Список использованных источников
  4. Приложения
  5. ВВЕДЕНИЕ
  6. Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.
  7. Одной из таких форм являются физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие утреннею гимнастику, физкультурные минутки и закаливающие процедуры.
  8. Целью данной курсовой работы является изучение методики проведения утренней гимнастики в дошкольном учреждении.
  9. При написании курсовой работы ставились следующие задачи: раскрыть значение утренней гимнастики для детей дошкольного возраста; рассмотреть структуру и содержание утренней гимнастики; проанализировать методику проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.

Регулярное проведение физических упражнений на свежем воздухе способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки.

Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.

Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение.

Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

  • Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.
  • Практическая значимость курсовой работы в том, что данные материалы могут быть использованы руководителями физического воспитания в дошкольных учреждениях, а также студентами факультета физической культуры при подготовке к занятиям.
  • 1. Значение утренней гимнастики, ее задачи

Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей.

У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.

Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.

Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия. [1, 3]

Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.

Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.

Утренняя гигиеническая гимнастика, или, как ее называют, зарядка, должна выполнятся непосредственно после сна. Но это можно осуществить только в детских садах имеющих ночные группы.

В дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей.

В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности.

Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются.

Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям. Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется.

Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.

В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног и др.).

Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции.

Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности. [5].

2 Структура и содержание утренней гимнастики

Любое физкультурное мероприятие, в том числе и утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна (5 – 12 минут) и физические нагрузки в ней не велики, это требование соблюдается как общий принцип.

В дневных группах детского сада утренняя гимнастика как обязательная часть режима дня проводится ежедневно перед завтраком. В круглосуточных группах с целью расторможения нервной системы и быстрейшего перехода детей к последующей их деятельности ее выполняют непосредственно после сна.

С весны и до поздней осени утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на площадке, а в дождливую погоду – на террасе. Для закаливания детей старшего возраста в теплую погоду занимаются в спортивных костюмах (трусики, майка, тапочки), в прохладную – в свитерах, легких куртках, не стесняющих движений. Дети младшего возраста занимаются гимнастикой в повседневной одежде.

В зимнее время для проведения утренней гимнастики используют физкультурный зал или групповую комнату, температура воздуха которой не должна превышать 16 градусов С. Перед занятиями помещение хорошо проветривают и проводят влажную уборку.

Утреннюю гимнастику условно подразделяют на три части: вводную, основную и заключительную. Каждая часть имеет свои задачи и содержание. В первой, вводной части организуют внимание детей, обучают их согласованным действиям, выработке правильной осанке и подготавливают организм к выполнению более сложных упражнений.

С этой целью включают: построения (в колону, в шеренгу); строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом); перестроения из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону; непродолжительную ходьбу, чередующуюся с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, скрестным шагом); бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками. Продолжительность вводной части в среднем длиться от 1 до 2 минут.

Во второй, основной части ставят задачи укрепления основных мышечных групп, формирования правильной осанки. Для решения данной задачи выполняют общеразвивающие упражнения в определенной последовательности.

Сначала упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц. Затем упражнения для мышц туловища. Далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы.

После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.

Источник: https://mirznanii.com/a/177004/metodika-provedeniya-utrenney-gimnastiki-v-doshkolnykh-uchrezhdeniyakh

Методика организации и проведения утренней оздоровительной гимнастики

Опубликовано: 15:21:27 18-08-2015

Методика организации и проведения утренней

оздоровительной гимнастики

Утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигатель­ного режима, средство для поднятия эмоционального то­нуса детей; велико также ее организационное значение.

Важно отметить, что не должно быть гимнастики по принужде­нию. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня не надо его принуж­дать, но причину такого поведения следует выяснить.

На зарядке следует обеспечить полную раско­ванность в поведении, приподнятое эмоциональное со­стояние и настоящую радость движений.

Местом проведения утренней гимнастики может быть физкультурно-музыкальный зал, групповая комната, участок детского сада.

Необходимо соблюдать требова­ния к одежде (спортивная форма), обуви (в зале – босиком, в носочках, в чешках), месту проведения, оборудованию.

Для ритмичного сопровождения используются бубен, счет, хлопки,- звукозапись, музыкальное сопровождение (пиа­нино, баян, аккордеон).

Утренняя гимнастика непродолжи­тельна по времени (8—10 мин), однако оказывает огромное оздоро­вительное влияние. По данным врачей-гигиенистов, утреннюю гим­настику можно назвать еще вводной, поскольку она ускоряет вхож­дение организма в деятельность.

И это возможно благодаря тому, что физические упражнения утренней гимнастики повышают уровень возбудимости и функциональной подвижности нервной системы.

Кроме того, утренняя гимнастика ежедневно компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей, способствует раз­витию у детей силы, ловкости, координации движений, подвижно­сти в суставах; совершенствует навыки отдельных движений. Утрен­няя гимнастика содействует также хорошей организации начала дня.

Утренняя гимнастика также как и физкультурное занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Читайте также:  Сюжетно-ролевая игра в старшей группе детского сада: картотека с целями (больница, семья, магазин, библиотека и прочее), конспект по фгос

Во вводной части используются различные виды ходьбы и бега, упражнения на перестро­ение, ориентировку в пространстве. Для того чтобы разогреть стопу, повысить ее гибкость, включается ходьба разными способами.

Поскольку утренняя гим­настика является ежедневной формой работы, то целесообразно во время ходьбы разнообразить размещение детей в пространстве: использовать перемещение змейкой, зигзагообразно, двумя колон­нами в разные стороны, по диагонали и т.д.

Это позволит снять монотонность, однообразие занятий, физиологическая нагрузка при этом будет определяться пройденным расстоянием, произойдет увеличение психологической нагрузки, что вызовет у детей сосредоточенность. Важно, чтобы способы перемещения в простран­стве детям были знакомы.

В основную часть включаются комплексы общеразвивающих уп­ражнений (5-6, с повторением 6-8 раз) или другие виды физических упражнений: танцевально-рит­мические, хороводные и подвижные игры и т.д. В конце основной части даются интенсивные упражнения такие как прыжки и бег на месте.

При подборе общеразвивающих упражнений нужно руководствоваться следующими требованиями: упражне­ния должны быть для всех групп мышц, разной интен­сивности, темпа, выполняться из разных исходных по­ложений, с различными пособиями, ритмично-музыкаль­ным сопровождением, в различных построениях и быть обязательно интересными для детей. В связи с тем, что необходимо вызвать бодрое, оживленное состояние детей, уп­ражнения должны выполняться в быстром темпе, а поэтому сле­дует включать уже усвоенные движения, не требующие большого умственного напряжения (как правило комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики берется с физкультурных занятий и повторяется 1—2 недели).

            Важно! Неизменными критериями правильного подбора упражнений являются согласованность по анатомическому признаку, их размещение по принципу сверху вниз (первое упражнение всегда для рук и плечевого пояса, далее для туловища и в конце для мышц ног).

При проведении гимнастики педагог концентрирует внимание на осанке детей (спина прямая, плечи отведены, подбородок поднят) и на правильном выполнении упражнений. Небрежность, нечет­кость, вялость при выполнении движений снижают положительный эффект гимнастики.

Поэтому выполнение ходьбы на месте должно быть энергичным, с высоким подниманием колен, с вытягиванием носков; при поднимании рук в стороны, вверх руки должны быть прямыми, пальцы вытянутыми; при наклонах в стороны нельзя до­пускать «перекручивания» туловища.

В заключительной части гимнастики проводится ходь­ба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание. Далее дыхательные и коррекционные упражнения, а также расслабление (под музыкальное или речевое сопровождение).

  • Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:
  • q  с использованием общеразвивающих упражнений;
  • q  обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробышки», «Медвежата» и пр.;
  • q  игрового характера — из 3-4 подвижных игр «Кару­сели», «Затейники» и др.
  • q  — использование элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;
  • q  оздоровительный бег (проводится на участке в тече­ние 3—5 мин с постепенным увеличением расстояния, интенсивности ивремени).

В утреннюю гимнастику могут быть перенесены отдельные яркие эпизоды с прогулки, занятия по развитию речи и др., которые восстанавливаются в представлении детей на основе использования имита­ции.

Например, на прогулке дети наблюдали плавное медленное падение крупных снежинок, лепили снеж­ки, бросали их.

На утренней гимнастике на второй день можно воссоздать в представлении детей эту яркую эмо­циональную картину с помощью физических упраж­нений.

  1. «Падает снег». И.п.: ноги на ширине плеч, ступни параллельно. Поднять руки через стороны вверх и плав­но опустить их.
  2. «Съедем на санках с горки». И.п.: основная стойка. Присесть со звуком «ух!», руки вперед, выпрямиться.

Методика обучения общеразвивающим упражнени­ям. Цель и смысл методики руководства — обогащение и совершенствование двигательного опыта детей. Выбор конкретных методов и приемов обучения общеразвиваю­щим упражнениям зависит от возраста детей, вида уп­ражнений, формы организации физического воспитания, специфики педагогических задач.

  1. Вместе с тем руководящие усилия воспитателя кон­центрируют типичные для любой возрастной группы пе­дагогические приемы:
  2. 1)  построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений;
  3. 2) раздача пособий;
  4. 3) способы подачи упражнений;
  5. 4) контроль за ходом выполнения упражнений.

Младшая группа. Дети младшей группы общеразвивающие упражнения выполняют вместе с воспитате­лем. На первом этапе обучения дети могут размещаться на пло­щадке хаотично. Воспитатель должен помочь найти удобное место тем, кто не умеет делать это самостоятельно.

Нуж­но одновременно видеть всех детей, поэтому воспитатель должен стоять у короткой стороны площадки лицом к детям. В последующем, когда дети строятся на упражнения в круг, воспитатель становится вместе с детьми по кругу, а не в центре.

Для того, чтобы все дети хорошо видели лицо воспитателя, он должен периодически перемещаться по кругу.

Способ раздачи предметов нужно хорошо продумать, чтобы времени на этот организационный момент тратилось как можно меньше, а самостоятельность детей возрастала. На первых порах воспитатель сам раздает кубики, погремушки и другие предметы, положенные для удобства в открытую коробку.

Экономя время и одновременно приучая детей ходить по большому кругу, можно предварительно разложить предметы по кругу. После окончания упражнений дети сами положат их в коробку.

Постепенно дети учатся разбирать предметы, не замедляя темпа движения.

Пособия целесообразно разместить по ходу движения детей справа на скамейке, стоящих в ряд стульях, стационарных полочках, специальных подставках и даже прямо на полу.

В младших группах не используется предварительный показ общеразвивающих упражнений: импульсивные малыши не умеют ждать. Тем большее значение имеет выразительное называние каждого упражнения, которое помогает детям понять и запомнить выполняемое действие.

Многие упражнения имеют традиционные названия — условные (наклон, поворот) или образные (велосипед, лыжник). Если нет традиционного названия, желатель­но предусмотреть свое. Например: «Будем показывать ладошки и прятать их… Покажем как гуси машут крыльями… Будем обезьянками, которые едят бананы…» Название обеспечивает психологическую готовность детей к действию.

Требовать от малышей четкого исходного положения не следует. Но подготовить детей к выполнению упражнений хотя бы в самом общем виде необходимо.

Игровой способ общения с детьми поможет воспитателю и в данной ситуации: «Поставьте ножки на узенькую дорожку… поставьте ноги так, чтобы получились широкие ворота…

сложите ладошки так, как будто они вместе спрятались в одну варежку…» Постепенно условная терминология сменяется общепринятой.

Обеспечивая более или менее слаженные двигательные реакции, воспитатель проговаривает действия и выполняет их вместе с детьми.

Выполнение доминирующих в младших группах имитационно-образных упражнений (воробышки, гуси, жуки, поезд и др.) требует от воспитателя использования раз­ных средств художественной выразительности — соответ­ствующей интонации голоса, мимики, необходимых же­стов. Иначе говоря, чтобы заинтересовать малышей и вызвать соответствующую ответную реакцию, упражне­ние надо сыграть.

Средняя группа. Самый рациональный способ раздачи пособий — раз­бор по ходу. Надо, чтобы дети научились делать это не замедляя темпа движения.

Самым характерным усложнением общеразвивающих упражнений в средней группе становится их выполнение под счет. Это обеспечивает слаженность и четкость дви­жений и является важным показателем обученности де­тей. Счет должен фиксировать действие. Это следует ак­центировать при показе.

  • В отличие от младшей группы при разучивании общеразвивающих упражнении, как правило, имеет место предварительный показ в сочетании с объяснением.
  • По­рядок действий воспитателя:
  • q  назвать упражнение (это обеспечивает психологи­ческую готовность к действиям);
  • q  показать упражнение, сопровождая показ объясне­нием;

q  подготовить детей к выполнению, называя детали исходного положения, например: «Поставьте ноги на ширину плеч, руки — в стороны ладошками вверх…»;

  1. q  обеспечить одновременное начало выполнения, ко­мандой «Упражнение начи — най!»;
  2. q  начинать упражнение вместе с детьми, а после 2— 3 повторений, предоставить детям продолжать его само­стоятельно;
  3. q  обеспечить одновременное окончание упражнения, для чего необходимо сделать акцент на почледнем счете «раз – два – три — стой» при последнем повторении.

При выполнении упражнений необходимо следить за тем, чтобы в исходном положении стоя тяжесть тела равно­мерно распределялась на обе ноги.

Привычка ослаблять одну ногу приводит к тому, что таз принимает косое положение, и позвоночник изгибается в одну сторону. Сим­метричные упражнения (наклоны в стороны, поочеред­ное поднимание ног и др.

) должны повторяться четное число раз, чтобы нагрузка на обе стороны тела была оди­наковой.

Словесные комментарии педагога — подсказки, сове­ты, указания, оценки должны вписываться в ритм и темп упражнений. Иногда бывает необходимо помочь ребенку действием — поправить, поддержать. Воспитатель дол­жен уметь делать это, не прерывая и не останавливая остальных детей.

Старшая группа. Старшие дошкольники должны выполнять общеразвивающие упражнения четко, выра­зительно, слаженно, ритмично. Качество выполнения упражнений детьми, их слаженность и выразительность во многом зависят от умений воспитателя вести счет и вносить словесные коммента­рии в ритм и темп упражнений.

Счет фиксирует действие и приучает детей к самокон­тролю.

Контроль за дыханием.Во время физических упраж­нений частота дыхания возрастает, так как повышается потребность работающих мышц и кислороде.

Сущность контроля за дыханием на элементарном уровне состоит в том, чтобы обеспечивать согласование дыхательных движений с характерными двигательными действиями.

Поднимание рук вверх, отведение в стороны и назад, прогибание в любом исходном положении, поднимает и расширяет грудную клетку, а значит, способствует вдоху. Всякая группировка тела (наклоны, приседа­ния, подтягивание и поднимание ног и т.п.) способствует выдоху.

Старшим детям нужно подсказать, когда делать вдох, напомнить, что вдыхать надо через нос. Малыши таких подсказок не воспринимают. Поэтому в младших группах наиболее эффективным способом контроля за дыха­нием является произнесение звуков в момент выдоха.

Источник: http://a2b2.ru/methods/9601_metodika_organizacii_i_provedeniya_utrenney___ozdorovitelnoy_gimnastiki

Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп

  1. Утренняя гимнастика с детьми раннего развития.

Впервые утренняя гимнастика включается в режим дня в первой младшей группе. Она проводиться сначала года ежедневно со всеми воспитанниками группы одновременно. Продолжительность ее до 5 минут.

Утренняя гимнастика в данном возрасте, помимо основной задачи, обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание детей на совместные формы деятельности.

Учитывая, что многие дети третьего года жизни не сразу включаются в организованную воспитателем деятельность, отстают во времени при выполнении заданий, следует очень тонко и дифференцированно подходить к отдельным детям, не настаивать на непременном участии каждого в утренней гимнастике.

Содержание гимнастики составляет 3-4 обще-развивающих упражнения, ходьба, бег и подскоки. Начинается гимнастика с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом в течение 20 – 30 секунд, и построение группы.

Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети еще плохо ориентируются.

И на организованное в определенную форму построение уходит слишком много времени.

Вводная и заключительная ходьба могут совершаться группкой в определенном направлении или парами, держась за руки, врассыпную или друг за другом. Ходьба должна быть спокойной неторопливой. Построившись, дети приступают к выполнению упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног, спины, живота и всего туловища.

Общеразвивающие упражнения подбираются из числа рекомендованных для занятий упражнений. Почти все они носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. На утренней гимнастике широко используются положение сидя, лежа на спине и на животе. Во второй половине года могут быть использованы для обще-развивающих упражнений мелкие предметы: погремушки, флажки, кубики.

Количество повторений каждого упражнения 4 – 5 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей.

Из упражнений в названной последовательности составляется комплекс, который без существенных изменений выполняется в течение 2 недель подряд.

При выполнении упражнений утренней гимнастики детям этого возраста характерна динамичность и наличие чрезвычайно малого количества законченных зафиксированных положений. Почти все движения производятся последовательно. Этим определяются особенности объяснения и показа упражнений.

2.Утренняя гимнастика для детей во второй младшей группе.

          Организация утренней гимнастики во второй младшей группе ничем по существу не отличается от организации ее в первой младшей группе.

Если в начале года можно допустить, чтобы кто-то из детей не принимал участия в утренней гимнастике, то через 1,5 – 2 месяца заниматься должны все.

Нужно постепенно приучать детей включаться в нее без лишних напоминаний. Увеличивается продолжительность утренней гимнастики (5 — 6 минут).

Комплексы утренней гимнастики составляются из 4 – 5 упражнений обще-развивающего характера. Обязательно включаются в содержание их ходьба, подскоки на месте, бег.

В начале утренней гимнастики дается кратковременная ходьба разными способами (со сменой направления, на носочках и др.). Ходьба может совершаться в любом построении: друг за другом, врассыпную, парами не держась за руки. Она чередуется с бегом.

Затем дети становятся в круг или располагаются в свободном построении для выполнения обще-развивающих упражнений. В первом полугодии используются преимущественно упражнения, разученные детьми в прошлом году. Это способствует их повторению и закреплению, дает возможность детям, вновь поступившим в группу, подтянуться до общего уровня.

Читайте также:  Как научить ребенка кататься на велосипеде — советы родителям

Применяются также упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног. Спины, живота и всего туловища, рекомендованные в разделе занятий. Эти упражнения чаще всего основаны на образном подражании. Распространены обще- развивающие упражнения с кубиками, флажками, колечками, мячами средних размеров. Последовательность упражнений та же.

Широко распространены исходные положения: стоя, сидя, лежа на спине и на животе. Повторение упражнений в этой возрастной группе 5 – 6 раз. Оно зависит от сложности и характера упражнений, подготовленности и эмоционального состояния детей.

В заключении следует бег, подскоки на месте (2 раза за 10 – 15 секунд с небольшим отдыхом) или подвижная игра, хорошо знакомая детям, с очень простыми правилами и содержанием.

Комплекс утренней гимнастики без особых изменений повторяется подряд 1 – 2 недели. Во время выполнения утреней гимнастики важно следить за качеством движений детей, четкостью фиксируемых поз.

Добиваясь сходства движения с образцом в общих чертах, воспитатель следит за тем, что бы оно выполнялось указанным способом. Как и в предыдущей группе, упражнения в комплексах утренней гимнастики строятся на действиях известных детям персонажей («Пчелки», «Медвежата» и др.).

На протяжении всей гимнастики инструктор действует совместно с детьми, показывая и поясняя упражнения, правильные способы движения. Однако инструктор не выполняет с детьми упражнения до конца.

Проделав 2 – 3 раза и задав темп выполнения, он продолжает вести упражнение словесно, одновременно наблюдая за действиями детей, делая необходимые указания, по ходу движения.

К середине, и особенно к концу года становится возможным использовать упражнения не привязанные к слитному сюжету.

Во время выполнения упражнений инструктор напоминает детям, когда целесообразнее совершать вдох и выдох, следит, чтобы дети не задерживали дыхание во время ходьбы и бега.

  1. Утренняя гимнастика с детьми среднего возраста.

           Проводя утреннюю гимнастику в помещении, рекомендуется организовывать ее не в групповой комнате, а в зале. Дети пятого года жизни более самостоятельны при подготовке и участии в утренней гимнастике. Продолжительность ее 6 – 8 минут.

В содержание утренней гимнастики включаются упражнения в ходьбе, беге, подскоки на месте и 4 – 5 упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, шеи, ног, живота и спины. Структура построения утренней гимнастики та же, что и в предыдущей группе.

Начинается утренняя гимнастика с недлительной ходьбы, которая не должна быть однообразной и скучной. Она совершается в любых построениях: друг за другом, парами, врассыпную и др. Постепенно ходьба переходит в легкий бег (1,5 – 2 круга по залу).

А бег снова в спокойную ходьбу, во время которой производится перестроение.

Для выполнения обще-развивающих упражнений в начале года дети чаще всего становятся в круг. Во вторую половину года используется и построение в звенья.

Схема расположения обще-развивающих упражнений в комплексе утренней гимнастики такая же, как и в предыдущих группах: сначала упражнения для плечевого пояса и рук, затем для ног и туловища. Содержание комплексов составляют упражнения знакомые детям.

Используются всевозможные общие исходные положения (стоя, сидя, лежа, на коленях) и разные исходные положения рук (в стороны, вперед и т.д.).

Помимо мелких предметов для упражнений применяются кубы средних размеров, кегли, мячи. Количество повторений 4 – 6 раз. После обще-развивающих упражнений проводятся подскоки на месте.

Они становятся разнообразней: ноги врозь – ноги вместе; с поворотами вокруг; перепрыгивая вперед-назад через лежащую на полу ленту; продвигаясь вперед вокруг кеглей. Дозировка 15 – 20 подскоков (1-2 раза).

Они могут быть заменены бегом на месте или вокруг зала, переходящим в спокойную ходьбу. Может быть использована эмоциональная игра.

Каждый комплекс утренней гимнастики повторяется 1 – 2 недели. Некоторые упражнения могут меняться. Приемы руководства.

В средней группе сохраняется значение утренней гимнастики для привлечения внимания детей к коллективным формам деятельности и для организованного начала дня в детском саду.

Вместе с тем возрастает ее роль в активизации функциональной деятельности организма ребенка. С детьми пятого года жизни утренняя гимнастика проводится в хорошем, бодром темпе, без длительных пауз между упражнениями.

Особенность объяснения упражнений – краткость и четкость. Инструктор лишь напоминает схему упражнения, последовательность его частей, например: «поставили ноги по ширине плеч, руки на пояс, наклоны вперед. Начали! Раз – два – три, выпрямились».

И далее, уже по ходу упражнения, ни теряя ритма движения, продолжает пояснения, выдвигая требования к правильности движения: «Ниже, ниже наклонить, смотреть на меня, выпрямились. Повторим еще раз, — говорит воспитатель, на мгновение, оставив группу: он заметил, что большинство детей сгибают ноги во время наклонов.

– Ножки держать прямыми. Раз – два – три, пониже, выпрямились».

Таким образом, указания инструктора сопутствуют выполнению упражнения. В ряде случаев можно прибегать к имитациям. Пояснения чаще всего сливаются с показом, возрастает значение качества показа инструктора.

Необходимы четкие исходные положения и зафиксированные промежуточные положения (сидя – ноги подтянуть, коленки вместе, ближе к груди, выпрямить, ноги вместе, оттянуть носочки).

Инструктор постепенно приучает детей действовать одновременно, в общем, для всех темпе, более настойчиво приучает детей к правильному положению корпуса во время выполнения упражнений.

Необходимо напоминать и показывать детям, когда во время упражнений удобно совершать вдох и выдох, следить, чтобы они не задерживали дыхание во время бега и подскоков.

Бег и подскоки являются обязательной составной частью всех комплексов утренней гимнастики. Именно эти упражнения оказывают наибольшую функциональную и эмоциональную нагрузку на организм ребенка. Выполняемые ежедневно в больших дозах, они ведут к положительному тренировочному эффекту. В начале утренней гимнастики не применяется быстрый бег широким шагом.

Наоборот, бег дается в умеренном темпе, мелкими шажками, с постановкой ноги с носка, руки свободно согнуты, корпус прямо, смотреть вперед. В конце утренней гимнастики бег должен быть активным, энергичным. Во время поскоков воспитатель задает определенный темп – примерно 12 – 15 подскоков за 10 секунд.

Высокий темп объясняется тем, что дети пятого года жизни подпрыгивают на месте еще не высоко, лишь слегка отрывая носки от пола.

Если дети сильно возбуждены после бега и прыжков, надо дать им успокоится. Для этой цели, хороша спокойная ходьба на месте или некоторые дыхательные упражнения (руки в стороны – вдох, руки опустить – выдох; руки вниз – назад – вдох, руки опустить – выдох, то же, поднимаясь на носки и т.п.).

  1. Утренняя гимнастика с детьми

старшего и подготовительного  дошкольного возраста.

Утренняя гимнастика становится привычной формы ежедневной физической культуры.

При подготовке к ней дети оказывают большую помощь инструктору: они собирают своих сверстников на утреннюю гимнастику, готовят необходимый инвентарь, освобождают помещение.

Инструктор следит за тем, что бы дети быстро переодевались и аккуратно складывали снятую одежду, не задерживали друг друга разговорами. Продолжается утренняя гимнастика 8 – 10 минут.

Упражнения в ходьбе должны быть разнообразными. Широко используется ходьба со сменой темпа, направления, на носках, пятках, наружных сторонах стопы, высоко поднимая колени, «гусиным» шагом, с перешагиванием через препятствия и др., упражнения на внимание.

Все эти упражнения проводятся в разных построениях. Они недлительны и переходят в легкий бег (2 – 3 круга по залу). Бег снова переходит в спокойную ходьбу. И производится перестроение.

В комплексе используется 5 – 6 обще-развивающих упражнений. Для их выполнения удобнее всего построение в звенья. В звеньях дети размыкаются так, что бы не мешать друг другу. Используется построение в шахматном порядке, когда звенья через одно делают шаг вперед. Для удобства проведения упражнений сидя и лежа целесообразно применить поворот всех детей в пол-оборота направо или налево.

Среди разнообразных исходных положений во второй половине года на утренней гимнастике применяется и основная стойка (пятки вместе, носки врозь). Как и прежде, очень различны исходные положения для рук.

На утренней гимнастике в старшей группе несколько возрастает объем обще-развивающих упражнений без предметов. Включаются упражнения с гимнастическими палками, обручами, скакалками.

Каждое упражнение повторяется 5 – 6 раз. Подскоки на месте с разными сочетаниями движений рук и ног, с продвижением вперед и назад, с перепрыгиванием высоких предметов и пр.

повторяются 20 – 30 раз (1 или 2 раза с небольшим перерывом).

Как и в других группах, один комплекс утренней гимнастики проводится 1 – 2 недели. По своему усмотрению воспитатель может вносить в него уточнение и изменение. Приемы руководства.

Основная особенность утренней гимнастики в старших группах – ответственное отношение детей к ее выполнению. Для них необязательна ее занимательность и образность.

Воспитатель поясняет детям назначение утренней гимнастики, раскрывает ее роль в физическом развитии, приобретение силы, ловкости, формировании хорошего телосложения, красивой походки и т. д.

На утренней гимнастике инструктор требует точности положений и направлений движения частей тела, умения выполнить упражнение в соответствии со счетом или темпом музыкального сопровождения.

Качество выполнения общеразвивающих упражнений достаточно высоко. Инструктор начинает приучать детей в упражнениях тянуть ноги, руки, пальцы, оттягивать носки ног, стоять, сидеть или лежать в заданной непринужденной, но и в тоже время несколько напряженной и подтянутой позе. Детям нравится выполнять движения хорошо, красиво.

  Так как на утренней гимнастике применяются известные детям упражнения, то объяснение их имеет некоторую специфику – оно должно быть очень четким и кратким, фактически только напоминающим детям исходное положение, вид движения (наклоны, приседание и т.д.), требования к его качеству.

Пояснения упражнения сочетается с показом лишь впервые дни освоения комплекса. Причем к показу инструктор широко привлекает детей, хорошо владеющих движением.

Дети старшего дошкольного возраста быстро запоминают последовательность упражнений в комплексах. Они успешно проделывают их без сопровождающего примера инструктора. В крайнем случае, они ориентируются на впереди или рядом стоящих детей.

Это дает возможность инструктору не находится все время впереди группы, а ходить между рядами детей, тщательно наблюдать за упражнением каждого, оказывать индивидуальную помощь.

Важно не сбиваться с темпа и ритма подсчета, регулирующего совместные действия детей.

На протяжении всей утренней гимнастики инструктор неоднократно привлекает внимание к осанке детей, напоминая о необходимости не задерживать дыхание, дышать глубоко, согласовывать вдох и выдох с наиболее подходящими для этого фазами движения (руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох и т.д.). Некоторые упражнения связанны с не большим естественным напряжением. В момент такого напряжения происходит кратковременная задержка дыхания на вдохе, затем последовательный вдох и выдох.

Указания к проведению бега и подскоков те же, что и в средней группе.

  1. Особенности методики проведения утренней гимнастики на воздухе

Весной и летом, как правило, утренняя гимнастика проводится с детьми во всех возрастных группах на участке. Воспитатель в зависимости от погоды регулирует физическую нагрузку: при понижении температуры увеличивает ее, изменяя темп выполнения упражнения; при повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревания организма. Летом дети занимаются в трусах и босиком.

Поздней осенью и зимой утренняя гимнастика может проводиться на участке, но только с детьми шестого года жизни, причем с детьми наиболее физически подготовленными и закаленными.

Обязательное условие – врачебный контроль. Занятие проводиться в облегченной форме . Упражнения подбираются с учетом одежды и выполняются в более энергичном темпе.

Особенно тщательно нужно следить за тем, чтобы дети не охлаждались.

  1. Совместная деятельность инструктора по физической культуре

и воспитателя при проведении утренней гимнастики.

Что бы достичь эффективного влияния утренней гимнастики на организм ребенка, надо составить план-конспект, определить последовательность упражнений, продумать и правильно записать методические указания.

Инструктор должен при этом помнить о способах организации детей, дозировке и темпе упражнений, методах их проведения, характере показа, объяснений и указаний, а также о приемах осуществления нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.

Он заботится о том, чтобы дети умели правильно выполнять все упражнения и были знакомы с образами, включенными в комплекс утренней гимнастики.

Очень важно создать гигиенические условия в помещении и на площадке (участке), позаботиться о соответствующей одежде и обуви детей, подготовить физкультурные пособия.

Чтобы дать правильную оценку своих действий на утренней гимнастике, надо систематически вести наблюдение за качеством выполнения упражнений, за самочувствием детей, их поведением. Анализируя эти поведения, воспитатель отмечает положительные стороны, выявляет недостатки и делает соответствующие выводы, а затем вносит изменения в комплекс утренней гимнастики, уточняет методику его проведения.

Источник: https://shubina-mkdou24.edumsko.ru/articles/post/1085198

Ссылка на основную публикацию