Сюжетно-ролевая игра в старшей группе детского сада: картотека с целями (больница, семья, магазин, библиотека и прочее), конспект по фгос

Самым важным периодом в жизни ребёнка является дошкольное детство. Ведь в это время происходит становление его личности. У малышей формируется характер и вырабатываются навыки правильного поведения.

Сюжетно-ролевая игра в старшей группе детского сада: картотека с целями (больница, семья, магазин, библиотека и прочее), конспект по ФГОС

Именно в дошкольном возрасте ребёнок приобретает основные знания об окружающей жизни, а вместе с тем формируется отношение к людям, окружающим его, их поступкам и поведению. Кроме этого, игра способна снять любые негативные переживания.

Всем работающим в детских садах очень хорошо известно о том значении, которое имеет игра при формировании личности детей, получении ими различных навыков, умений и знаний, развитии логического мышления. Всё это будет необходимо в период школьного обучения.

Сборник сюжетно-ролевых игр в детском саду, специально подготовленный взрослыми при разработке ФГОС, помогает воспитателям раскрыть дополнительные таланты у детей. Это и творческий потенциал, и владение элементами театральной игры. При помощи игровых методик очень просто предупредить и развитие негативных качеств у ребёнка, таких как неуверенность в себе, замкнутость, лень.

Сюжетно-ролевая игра – основа социального развития ребёнка

Всё это происходит в игре, так как она для детей — основной вид деятельности. Чем ребёнок становится старше, тем большую ценность она приобретает, особенно если направляется педагогом.

Благодаря игровой деятельности происходит становление форм поведения. Через неё формируется умение устанавливать взаимоотношения в детском коллективе, находить подходящих партнёров и выбирать необходимые средства для того, чтобы реализовать задуманное.

Картотека сюжетно ролевых игр в старшей группе с целями развития у детей необходимых социальных навыков даёт возможность для овладевания бытовыми навыками, выбора правильных линий поведения при общении с различными людьми. Проще сказать, за счёт игр, представленных в картотеке, происходит приобщение ребёнка к жизни в обществе.

Что собой представляет этот методический материал?

Очень большую помощь воспитателю для правильной организации детской деятельности оказывает картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе. Этот материал очень удобно использовать в работе, ведь на каждой из предлагаемых карточек представлен не только сюжет предлагаемой игры, но и полная атрибутика к ней.

Они могут быть как односторонними, так и двухсторонними, поэтому для придания им долговечности достаточно просто каждую наклеить на картон или заламинировать. Картотека представлена 17 красочно оформленными карточками, каждая из которых представляет собой определённую отрасль жизни с возможными сюжетами для проигрывания.

Например, дом и семья или парикмахерская, магазин, зоопарк. К каждой игре представлено полное описание: какие задачи и цели поставлены, роли для проигрывания ситуаций, предварительная работа, необходимый материал, который должен сопутствовать предлагаемому сюжету, действия.

Для чего нужна сюжетно-ролевая игра?

Все игры, построенные на ролевом проигрывании определённых сюжетов, имеют огромное значение в становлении личности ребёнка. Ведь через них очень просто сформировать у дошкольников как социальные, так и моральные чувства. Но при моделировании взаимоотношений следует основной упор делать на те, которые несут в себе доброту и человечность.

Картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе с целями привить детям отзывчивость, милосердие и уважительное отношение к людям является большим подспорьем для воспитателей, особенно тех, которые только начинают свою деятельность. Да и для родителей она будет очень полезна.

Такие игры интересны и девочкам, и мальчикам, так как воздействуют на их эмоциональную сферу. Благодаря им происходит развитие не только игровых, но и реальных отношений, обучение подчинению определённым правилам, согласованию действий и соподчинению. Формируется умение выражать любовь, уважение и заботу, а также соответствовать необходимым правилам поведения.

Самовыражение и самоутверждение ребёнка через ролевые игры

Самым податливым для любого воздействия является дошкольный возраст, ведь критическое отношение ко всему, что происходит вокруг, ещё не сформировалось, зато степень восприятия всего происходящего очень высокая.

Картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе по ФГОС призвана дать ребёнку возможность к самоутверждению и самовыражению через принятие на себя в игровой форме определённой роли и проявление творческого подхода к ней. За счёт этого происходит общее развитие и созревание ребёнка.

Как при помощи игр сформировать у детей положительные эмоции?

Картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе исполняет также очень большую роль при формировании у дошкольников положительных моральных и нравственных качеств, взаимоотношений между собой и эмоций. Все качества, которые были сформированы в быту, во время ролевой игры становятся более прочными.

Положительные чувства при правильном подходе воспитателя стимулируются и совместной подготовкой к занятию, когда выбирается место для него, готовятся необходимые атрибуты и распределяются роли.

Благодаря развитию эмоциональности у ребёнка появляется возможность регулировать поведение и учиться избегать поступков, которые он мог бы совершить, поддавшись мимолётным желаниям или случайным обстоятельствам. Помимо этого, педагог по эмоциям ребёнка может определить состояние его внутреннего мира.

При помощи каких приёмов можно руководить детьми в игре?

Использование на занятиях такого необходимого материала, как картотека с сюжетно-ролевыми играми для старшей группы, даёт воспитателям возможность руководить действиями детей, направлять их деятельность. Для этого существует несколько основных приёмов:

  • совместное обсуждение сюжета игры и помощи в выборе правильных линий поведения для каждого из участников;
  • правильный подбор игрового коллектива с учётом сочетания активных и пассивных детей;
  • применение очерёдности в тех ролях, которые пользуются наибольшей популярностью.

Специальная картотека с сюжетно-ролевыми играми для старшей группы даёт возможность воспитателям направлять игру, не нарушая её сюжета и сохраняя при этом творческий характер деятельности дошкольников. Педагог может принять ролевое участие или помочь разъяснениями и советами по ходу действия.

Регулировать игровые взаимоотношения можно также при использовании многоперсонажного сюжета, например, не один, а два повара, или при определении правил поведения кукольным персонажем, введённым в игру.

Сюжетно-ролевая игра в старшей группе детского сада: картотека с целями (больница, семья, магазин, библиотека и прочее), конспект по ФГОС

Благодаря разработчикам ФГОС и появилась такая картотека. Старшая группа с сюжетно-ролевыми играми, оформленными в виде отдельных карточек, не будет испытывать проблем при выборе тем. Ведь в картотеке представлено большое их разнообразие.

Что нужно для правильной организации таких игр?

Чтобы все ролевые игры по определённому сюжету давали необходимый эффект, в группе должна быть организована предметно-развивающая среда с учётом потребностей детей как в самоутверждении, так и в творчестве. Она разнообразна, изменчива, динамична и представляет собой большое поле для деятельности.

Картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе предполагает отказ от стационарных игровых зон, всегда существовавших в детских садах, так как они сковывают инициативу детей предложением готовых сюжетов.

Весь дидактический материал и атрибуты нужно поместить в яркие лотки из дерева или пластика, снабжённые специальными обозначениями, например книга для «библиотеки» или красный крест для «аптеки» и «больницы».

Сюжетно-ролевая игра в старшей группе детского сада: картотека с целями (больница, семья, магазин, библиотека и прочее), конспект по ФГОС

Причём благодаря фантазии детей и такому методическому материалу, как сборник сюжетно-ролевых игр для старшей группы детского сада, атрибуты могут совмещаться между собой, ведь в больнице есть и столовая, и читальный зал. Поэтому такое размещение предметно-развивающей среды очень удобно. Оно даёт возможность дошкольникам выбрать нужные предметы или добавить недостающие по ходу игры.

Роль атрибутов в играх

Предметно-развивающая среда предполагает наличие в достаточном количестве необходимой атрибутики. Ведь с помощью неё возможно наиболее полное вживание детей в выбранные образы. Какое заведение общественного питания может обойтись без посуды и продуктов, а библиотека без книг? Всё это лучше всего изготовить самостоятельно.

Картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе по ФГОС предлагает игры на любые тематики, но все они станут намного интереснее для дошкольников, если воспитатель проявит творчество в изготовлении необходимых атрибутов.

К примеру, для такой сюжетно-ролевой игры, как «посещение кафетерия», очень просто кусочки тортика сделать из губок для мытья посуды, конфеты – из кусочков пластилина, завёрнутых в оставшиеся фантики. К каждому сюжету можно сделать необходимые красочные атрибуты совместно с детьми, главное – проявить фантазию.

Общие правила для проведения сюжетно-ролевых игр

Но только предметно-развивающей среды для проведения таких занятий недостаточно. Картотека с сюжетно-ролевыми играми для старшей группы предполагает и подготовительную работу. Перед началом игры проводится тематическая экскурсия, преследующая цель познакомить ребёнка подробнее с деятельностью того заведения, на тему которого будет проводиться занятие.

После экскурсии необходима и беседа, во время которой обобщаются полученные знания. Кроме этого, можно поиграть в мини-игры, которые наметят план будущей ролевой игры, почитать стихи и рассказы, соответствующие теме, подготовить необходимые атрибуты.

Сюжетно-ролевая игра в старшей группе детского сада: картотека с целями (больница, семья, магазин, библиотека и прочее), конспект по ФГОС

А по ходу действия задачей педагога будет следить за тем, чтобы сюжет развивался правильно, по желанию детей вводить дополнительные роли, советовать новые повороты событий, сглаживать возникающие конфликты. Воспитатель также может принять участие в игре, выбрав себе какую-либо роль.

Чем полезна картотека в организации детской деятельности?

Сборник-картотека сюжетно-ролевых игр необходим не только молодым воспитателям. Имеющие большой опыт педагоги тоже с удовольствием пользуются им в своей деятельности. Признание и популярность картотека получила не только разнообразием тематик и простотой использования, но и тем, что даёт детям возможность без напряжения в игровой форме получить необходимые житейские знания и опыт.

В процессе игры у дошкольников есть возможность, начав её с простого, предложенного разработчиками сюжета, переходить к более сложным, самостоятельно придумывать дальнейшее развитие действия, что очень хорошо стимулирует творческий потенциал и речевую активность. Через такую деятельность ребенок учится сотрудничеству с другими детьми.

Памятка воспитателю при методическом планировании ролевой игры

Применяя в своей деятельности такие игры, педагоги должны помнить и о задачах по формированию в них различных умений детей. Сборник сюжетно-ролевых игр для старшей группы дошкольного учреждения предлагает делать упор на следующие задачи:

Читайте также:  Познавательное развитие дошкольников в условиях фгос в младшей, средней и старшей группах, картотека тем, примеры конспектов
  • Развивать в детях такие качества, как умение хорошо взаимодействовать с другими людьми, радость от сотрудничества и эмоциональное восприятие во время него, способность к образному мышлению и воображению.
  • Учить дошкольников разворачивать сюжет игры в речевом плане, объяснять свой замысел, понимать других людей, придумывать многотемные сюжеты и события, изменять замысел соответственно предложениям других участников.
  • Активизировать воображение детей.
  • Следует помнить и о том, что картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе предполагает появление новых игр, предложенных детьми, так как благодаря увеличивающемуся общению с окружающим миром и телевидению их творческие фантазии возрастают.

    Источник: https://2qm.ru/dom-i-semja/deti/kartoteka-sujetno-rolevyh-igr-v-starshei-gryppe-po-fgos.html

    Сюжетно-ролевые игры для младшей и старшей группы детского сада

    Первые семь лет являются очень важным этапом  в жизни ребенка. В этот период он не только учится жизненно важным навыкам, но и осваивает различные социальные роли, пускай пока только в виде ролевой игры.

    Школьная программа сегодня усложняется с каждым годом, и выясняется, что почти половина первоклассников, хоть и умеют читать и писать, не справляются с заданиями. Психологи и педагоги видят причину неподготовленности в том, что дети, посещая детский сад или любое другое ДОУ, мало играют именно в ролевые игры, т.е. не социализированы.

    Цель сюжетно-ролевой игры – развивать у дошкольников, посещающих детский сад,  умение находить общий язык со сверстником и взрослым, развивать речь, проявлять творческие способности. Кроме того, благодаря ролевым играм, дети уже в раннем возрасте могут получить представление о различных профессиях, видах деятельности.

    Место действия в игре, как правило, — библиотека, магазин, парикмахерская, школа, семья, больница, кафе, театр, детский сад и т.д.

    В связи с этим сюжетно-ролевые игры для детей подразделяются на бытовые, производственные и общественные. К бытовым относят такие ролевые игры, как семья, детский сад; к производственным – магазин, парикмахерская, больница, кафе и др.

    ; к общественным – школа, театр, библиотека и др.  При составлении плана работы с дошкольниками воспитателя ДОУ каждая сюжетно-ролевая игра будет иметь свою цель, например, уважение к данной профессии, развитие речевых навыков, оборотов вежливости и т.д.

    При этом педагог лишь определяет роли и их обязанности, создает алгоритмы сюжета, но не расписывает все роли дословно. В планировании воспитателя должно остаться место для творчества дошкольников.

    Сюжет многократно видоизменяется во время сюжетно-ролевой игры, и это лишь говорит о ее продуктивности и творческой активности детей.

    Сюжетно-ролевая игра в старшей группе детского сада: картотека с целями (больница, семья, магазин, библиотека и прочее), конспект по ФГОС

    Особенности занятий по возрастам

    Течение сюжетно-ролевой игры у дошкольников, посещающих детский сад в  младшей и старшей группах, будет протекать по-разному.

    В младшей группе распределение ролей между детьми может осложниться тем, что маленькие дети, как правило, хотят во всем подражать остальным сверстникам. Так, если один ребенок выразил желание быть врачом в игре «Больница» или продавцом в игре «Магазин», то остальные выражают точно такое же желание. В результате быть покупателем или пациентом никто не хочет.

    Здесь роль педагога сводится к тому, чтобы заинтересовать детей другими ролями и равномерно распределить их между ребятами. Кроме того, для младших дошкольников характерно механическое воспроизведение действий, замеченных у взрослых, и многократное их проигрывание. При этом предметы, с которыми играют малыши, могут лишь отдаленно напоминать настоящие.

    Например, в игре «Семья»  мама может готовить еду из кубиков или мозаики, складывая их в емкость, но зато девочка, изображающая маму, тщательно повторит все действия, которые заметила у своей матери.  Сюжет ролевой игры у дошкольников младшего возраста очень прост и незамысловат, редко имеет незначительные варианты развития.

    Обычно дети воспроизводят свои наблюдения за действиями взрослых.

    У дошкольников старшего возраста, посещающих детский сад,  сюжетно-ролевая игра становится более символичной, большее значение приобретают словесные обозначения, некоторые действия просто называются.

      В этом возрасте сюжетно-ролевые игры имеют цель не только закрепить наблюдения за действительностью, но и научиться строить сюжетную линию развития действия. Если у дошкольников младшего возраста в игре участвует 2-3 человека, то в старшей группе ДОУ в игре  может быть задействовано до 7 человек.

    В 5-6 лет дети с радостью берутся за различные роли, хотя у каждого уже имеется своя любимая,  роли распределяют сами ребята. Предварительно оговаривается «костяк» сюжета, который в процессе игры быстро обрастает новыми подробностями и сюжетными линиями.

    Эта особенность сюжетно-ролевой игры в старшей группе ДОУ связана с тем,  что дети в 5-6 лет имеют больше опыта, строят логические цепочки. В то же время возрастают требования к сходству игрушек с реальными предметами.

    Поскольку в построении сюжета малыши, как правило, отталкиваются от традиционный, привычных им алгоритмов, цель педагога – видоизменить ход игры, показать, как еще можно играть. Таким образом, сюжетно-ролевая игра становится результатом сотворчества.

    Варианты игр

    Картотека сюжетно-ролевых игр может содержать игры самые разнообразные. Остановимся на особенностях некоторых из них: «Магазин», «Кафе», «Библиотека», «Театр», «Детский сад», «Семья». Цель таких игр обычно – воспитывать уважение к определенной профессии, социальной роли, развивать коммуникативные навыки.

    В игре «Магазин» выделяем следующие роли: продавец, покупатель, посещающий магазин (их может быть несколько), кассир, заведующий, шофер, рабочие.

      При распределении ролей в игре «Магазин» четко объясняем детям их действия, например, заведующий контролирует работу продавцов, кассиров, следит, чтобы они были вежливы с покупателями, контролирует прибывающие товары; рабочие получают товары и разносят их по отделам в магазин.

    Для себя воспитатель «набрасывает» общий ход диалога, пытаясь сначала направить игру в необходимое русло. Однако следует быть готовым к тому, что игра пойдет совсем по другому пути.

    Игра для дошкольников «Библиотека» очень похожа на предыдущую и удобна тем, что в ней может быть любое количество участников.  В качестве атрибутов могут выступить любимые  книжки детей: сказки, сборники стихов, энциклопедии.

    Игра «Библиотека» хороша тем, что ребята имеют возможность развить навыки пересказа известных сюжетов. Поскольку библиотека – место, где хранится множество книг, библиотекари и читатели часто рекомендуют друг другу книги, рассказывая их содержание.

    К этому воспитатель должен подвести детей в начале игры. Цель игры «Библиотека» — развитие, прежде всего, речевых навыков.

    Игра в кафе также напоминает предыдущие. В кафе приходят разные люди, делают заказы, расспрашивают о составе блюд, рассчитываются за них. Проводя игру «Кафе» в ДОУ, следует стимулировать детей к употреблению фраз вежливости. Название «Кафе» можно успешно заменить на любое подобное: буфет, ресторан, чайная и т.д.

    Игра «Театр» требует больше фантазии. Театр «населяют» билетеры, кассир, работники сцены, осветители, актеры.

    Играя в «Театр», следует символически обозначить сцену и зрительный зал, для актеров приготовить элементы костюмов.

    «Театр» может стать любимой игрой детей, которые занимаются в детских самодеятельных вокальных, танцевальных или театральных коллективах и хотят продемонстрировать свое умение.

    Игра «Детский сад», «Семья» детям более привычны, здесь они с удовольствием фантазируют, поскольку изображают знакомую им среду.

    Итак, сюжетно-ролевая игра – неотъемлемый элемент полноценного развития дошкольников, их социализации, знакомства со взрослой жизнью. Без этого невозможно всестороннее воспитание и обучение детей.

    Источник: http://steshka.ru/syuzhetno-rolevaya-igra

    Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста "Банк"

    • Сюжетно-ролевая игра «Банк»
    • Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа)
    • Идея – обогащение сюжетных игр детей экономическим содержанием.
    • Цель: расширять первичное представление детей о банке и проводимых в нем операциях (вклады, займы, обмен валют, выдача зарплат, оплата коммунальных и прочих услуг).
    • Задачи:
    • Социальные:
    • — знакомство и воспроизведение в игре профессиональной деятельности банкиров,
    • — активизировать потребность в общении и взаимодействии с другими детьми,
    • — закрепить знания о нормах и правилах социального поведения,
    • Личностно-ориентированные:

    — учить самостоятельно делать выбор, искать и принимать решения (на что тратить деньги, к какому специалисту следует обратиться в данной ситуации, как выстроить диалог и т.д.);

    1. — формировать самооценку через поиск сферы самореализации в игре.
    2. Творческие:
    3. — развивать креативность через выдвижение собственных творческих идей;
    4. — учить организовывать игровое пространство через привлечение атрибутов, мебели и привлечение других детей;
    5. — формировать навыки обогащения сюжета игры с помощью новых персонажей, ситуаций, знаний из личного опыта детей.
    6. Формы проведения:
    7. — организованная педагогом игра.
    8. Цель: совершенствовать технику игры и расширять ориентировки детей в социальной жизни;
    9. — самостоятельная игровая деятельность детей.
    10. Цель: формировать активную позицию ребенка в игре, реализовывать сферы его собственных интересов.
    11. — познавательные занятия с определенным экономическим содержанием.
    12. Цель: знакомить детей в игровой форме с новыми экономическими понятиями, для развития сюжетной линии игры «Банк»;
    13. — тематические сюжетно-ролевые игры.
    14. Цель: расширять границы изображаемого в игре через проигрывание ситуаций по определенным сюжетам.
    15. Атрибуты игры:
    16. — Для банкира: стол, стул, телефон, компьютер, папка с документами, печать, галстук-платок, бейдж;
    17. — Для кассира: касса, сейф, папка для документации, галстук-платок, бейдж;
    18. — Для консультанта: банкомат, калькулятор, галстук-платок, бейдж.
    19. — Для охранника: стол, стул, компьютер, телефон, бейдж.
    20. — Для клиентов банка: чековые книжки, пластиковые карты, игровые денежные знаки, паспорта.
    21. Темы сюжетов:«Открытие банка», «Обмен валюты», «Прием платежей», «В банк пришел хулиган».
    22. Проблемные ситуации для развития сюжетной линии:«Заблокирована карточка», «Оплата коммунальных услуг», «Получение денег через банкомат».
    23. Предварительная работа:
    1. Беседа «Семейный бюджет: пополнение и распределение». Цель: сформировать у детей представления о понятиях «зарплата», «пенсия», «стипендия»; уточнить знания детей о ведении домашнего хозяйства.

    2. Чтение сказки Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены», Кнышов Л. «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом».

    3. Просмотр мультфильма «Золотой ключик, или приключения Буратино».

    4. Настольная игра «Монетный двор». Цель: закрепить знания детей о денежных знаках (монетах и купюрах), их номинале.

    5. Дидактические игры «Что купить?», «Цепочка экономических слов».

    6. Экскурсия к сбербанку.

    7. Непосредственно образовательная деятельность: Лепка «Монеты», Аппликация «Банковские карты», Социализация «Деньги. Какие бывают деньги. Зачем нужны людям деньги».

    8. Совместная продуктивная деятельность «Банкомат из коробки».

    Читайте также:  Рисование в средней группе «сказочное дерево», конспект занятия: методика, поэтапная схема рисования дерева и прочее

    Усложнение игры: объединение с игрой «Супермаркет», «Почта», «Аптека», «Кафе» и т.п.

    • Работа с родителями: Папка-ширма «Зачем дошкольникам экономика», памятка «Полезные привычки в быту – тоже экономика», предложить сходить со своими детьми в банк.
    • План-схема конспекта сюжетно-ролевой игры «Банк»
    • Введение в игру:
    • Создать интерес к игре через проблемную ситуацию: «Вам принесли квитанцию, где вы сможете ее оплатить?» (В банке)
    • Для того, чтобы банк начал работу, подумайте и ответьте:
    • Какие сотрудники нужны для работы в банке?
    • Что делают сотрудники банка?
    • Кто приходит в банк?
    • Зачем клиенты приходят в банк?
    • Куда можно пойти после банка?
    • Организация предметно-пространственной среды:

    Педагог объявляет, что в банк требуются сотрудники и использует прием волшебный мешочек – детям предлагается достать из мешочка бейджи с изображением специальности. Роль педагога в игре – управляющий.

    После распределения ролей, управляющий проговаривает обязанности сотрудников, совместно организовывают игровое пространство и усаживаются по местам. Управляющий объявляет: «Уважаемые клиенты! Банк открывается.

    Пожалуйста, займите очередь. Соблюдайте порядок».

    Ход игры:

    Каждый «клиент банка» выполняет необходимую ему операцию, а при затруднении детей воспитатель использует такие приемы как: объяснение, помощь, напоминание (правила поведения в общественных местах). Если у детей возникает желание поменяться ролями, воспитатель поддерживает его.

    1. После посещения банка клиенты банка идут по своим делам: посещают кафе, делают покупки в «Супермаркете», заходят в больницу и «Салон красоты», потом еще раз могут зайти в банк.
    2. Сотрудники банка в обеденный перерыв идут в кафе, после чего возвращаются на рабочие места.
    3. Окончание игры

    Звенит звонок, оповещающий о закрытии банка. Охранник проходит по залу банка и оповещает присутствующих о том, что через 5 минут банк закрывается.

    Выждав время, охранник идет провожать последних посетителей со словами: «До свидания, приходите к нам завтра». Закрывает двери банка.

    • Игровой словарь
    • Профессии: банкир, кассир, клиент, консультант, охранник.
    • Орудия труда: банкомат, бейдж, деньги, компьютер, пластиковая карточка, ручка, телефон.
    • Трудовые навыки: выдавать, обслуживать, отвечать, оформлять, печатать, проверять, руководить.
    • Качество труда: быстро, вежливо, внимательно, добросовестно, ответственно, своевременно, четко, энергично.
    • Социальная сфера: продавать; зарабатывать деньги; качественно обслуживать клиентов; информировать вовремя и честно.
    • Учреждения: банк, охранное агентство, монетный двор, почта, супермаркет.
    • Использованная литература:
    1. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников (М., 2002).

    2. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране экономики (1992).

    3. Сосова И.А. Экономическое воспитание детей в семье (М., 1989).

    Источник: https://videouroki.net/razrabotki/siuzhietno-rolievaia-ighra-dlia-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-bank.html

    Конспект НОД в сюжетно-игровой форме в старшей группе "Детское кафе"

    • Ковыркова Светлана Солтановна,
    • воспитатель
    • МБДОУ ЦРР детский сад «Танюша»
    • Сургутский район п. Фёдоровский
    • Цель:  сформировать у детей умение играть в сюжетно – ролевую игру «Детское кафе»
    • Задачи: развивать и обогащать сюжет игры в «Детское кафе» и подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; учить подбирать атрибуты для игры самостоятельно; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками; развивать умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре.
    • Развивать и обогащать сюжет игры в «Детское кафе» формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы – заместители и атрибуты.
    • Расширить кругозор  и познавательный интерес к  профессиям  (художник по аквагримму, администратор, официант).
    • Закрепить:
    • -знания детей о правилах поведения за столом  в общественных местах.
    • Развивать:
    • — творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
    • -связную речь, грамматический строй  речи, умение делать простые умозаключения, высказываться полными, развёрнутыми  предложениями, сочетать существительные с глаголами и прилагательными.
    • Обогащения словаря: аквагримм, официант.
    • Активизация словаря: праздник, администратор, организатор.
    • Воспитывать: у детей уважение к  труду людей  разных профессий и бережное отношение к его результатам.
    • Предварительная работа:
    • Работа с детьми
    • — Экскурсия в магазин, в кафе.

    — Беседа с детьми «Что такое кафе?», «Кто работает в кафе?», «Что такое меню?»

    1. — Рассматривание картин, иллюстраций и альбомов на тему «Профессии».
    2. — Рисование на тему «Все профессии важны, все профессии нужны ».
    3. — Чтение художественной литературы:
    4. К.Чуковский «Муха – цокотуха»
    5. А. Милн «Вини – пух и все, все, все»
    6. Ю. Кушак «Подарок»
    7. Игровая деятельность:
    8. Сюжетно- ролевая игра «Магазин», «Семья», «Детский сад».
    9. — Составление рассказа из личного опыта:
    10. «Как мы встречаем гостей»
    11. «Как я провёл выходные»
    12. — Выставка книг
    13. Материалы к НОД
    14. — муляжи продуктов для кафе
    15. — чайная посуда
    16. — вывеска «Кафе Умка»
    17. -Дидактическая игра «Кому, что нужно»
    18. -костюм официанта, повара,
    19. Использованная литература
    20. Т.В,Потапова,  «Беседы о профессиях с детьми»,
    21. А. Усачёв «Самый лучший день»
    22. И. Пивоварова «День рождение»

    В.В.Коноваленко  «Развитие связной речи»

    Этапы НОД Ход игры Работа с детьми Интеграция областей
    Вводная часть (4 мин.)
    1.Организационный момент 2.Беседа «День рождение» 3.Распределение ролей. 4.Правила поведения за столом.   Воспитатель:
    — Дети, посмотрите, какая сегодня Вика красивая, нарядная. Вика, расскажи нам, может у тебя какой – то праздник?

    • Вика:
    • — Я в хорошем настроении
    • Принимаю поздравления
    • Собрались  мои друзья
    • День рожденье у меня!
    • Мне исполняется 6 лет!
    • Воспитатель:

    — Да, день рождения – самый любимый праздник, яркий, особенный, личный. И для взрослых, и для детей. Кстати, раньше в России православные люди отмечали не день рождения, а именины – день святого, в честь которого новорождённый получал своё имя. Духовное рождение  считалось значительнее телесного, и оттого день ангела или именины, праздновался каждым. Отголоски этой традиции живут и сейчас.
    Расскажите пожалуйста, а как мы отмечаем день рождения? Где? (ответы детей)
    Воспитатель:
    — Молодцы. А давайте сегодня отметим день рождения Вики в детском кафе! Вы согласны? (ответы детей)

    1. Воспитатель:
    2. — Давайте вспомним, кто же работает в кафе! (ответы детей)
    3. Воспитатель:
    4. — А что должен делать повар в кафе? (ответы детей)
    5. — А за что отвечает администратор? (ответы детей)
    6. — Какие обязанности у официанта? (ответы детей)
    7. — Чем занимается уборщица? (ответы детей)
    8. — А еще могут в кафе работать организаторы праздников, которые развлекают детей, играют с ними, устраивают различные конкурсы.
    9. Ребята, а вы когда-нибудь видели, как в детском кафе на лице детей рисуют различные маски или рисунки? (ответы детей)
    10. — Знаете, как называется эта профессия? (ответы детей)
    11. — Это художник по аквагримму (повторение за воспитателем)

    Ну что, пора нам отправляться в кафе, которые будет называться «Умка». Давайте с вами определим, кто кем будет в нашем кафе (распределение ролей) .

    • А вы знаете, как надо себя вести за столом?
    • Дети:
    • — В гостях и дома за обедом
    • Говорить нельзя с соседом
    • Не нужно чавкать и сопеть,
    • А также головой вертеть,
    • Есть спокойно, аккуратно
    • Будет всем вокруг приятно
    • Дополнительные ответы детей.
    • Воспитатель:
    • — А как следует себя вести в кафе?
    • Дети: (ответы детей)
    1.  Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой.
    2. Заинтересовать детей предстоящей игрой.
    3. Сформировать умение играть в сюжетно – ролевую игру «Детское кафе»
    4. обеспечение условий для возникновения и развития игровой деятельности
    5. эмоционально-положительного состояния детей; обеспечение активности играющих; направление детей на игру; 
    6. Расширить кругозор и познавательный интерес к профессиям
    7. Воспитывать уважение к  труду людей  разных профессий и бережное отношение к его результатам.
    8. Развивать умение

    согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий. Налаживать и регулировать контакты в совместной игре.
    Закрепить знания о правилах поведения за столом.
    Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

    • Коммуникация
    • Чтение художественной литературы
    • Музыка
    • Социализация
    • Коммуникация
    • Социализация
    • Познание
    • Социализация Коммуникация
    • Коммуникация
    • Социализация
    Основная часть (4 мин.)
    5.Обыгрывание сюжета. 6.Физкультминутка.(Развлечение) Загадывание загадок. 7.Вручение подарка.
    1. Воспитатель:
    2. — Молодцы, вижу вы знаете, как надо себя вести и за столом и в общественных местах. Давайте уже отправлять с вами в кафе, а оно у нас не простое, а волшебное, и чтобы в него попасть, мне надо будет сказать волшебные слова (дети встают в круг, воспитатель в центре с «волшебным» зеркалом):
    3. Вот волшебное стекло,
    4. Отражает все оно
    5. Чтобы в сказке очутиться,
    6. Посмотрись, дружок, в него,
    7. Улыбнись, перевернись,
    8. Хлопни, топни – обернись.
    9. Получилось?
    10. Дети:
    11. — Да!
    12. Воспитатель:
    13. — Давайте теперь займем свои игровые места и подготовимся к нашей игре.
    14. Вика, веди своих гостей в кафе.
    15. Администратор:

    — Здравствуйте, добро пожаловать в кафе «Умка». Занимайте свободный столик, я пришлю к вам официанта!

    • Посетители:
    • — Спасибо (мальчики сажают девочек за стол)
    • Официант:
    • Здравствуйте, меню, пожалуйста!

    Далее дети играют по собственному замыслу: официант принимает заказ, передает повару и т.д.

    1. Администратор:
    2. — Извините, в нашем кафе вы можете воспользоваться услугами художника по аквагримму.
    3. Дети:
    4. — Спасибо!
    5. Организаторы праздника во время пауз в период приготовления заказанных блюд устраивают развлекательную программу для посетителей.
    6. Воспитатель:
    7. А я предлагаю игру «Салют»
    8. Рассыплем мы все мячики – и там, и там, и тут»
    9. И скажем громко: «Раз, два, три –
    10. Мячи скорее собери!»
    11. Здесь надо только не зевать
    12. Мячи одного цвета собирать.
    13. отгадывание загадок
    14. рисование открыток для именинника
    15. пение песен в караоке,

    танцы и др. по желанию детей.

    • В конце игры дети просят счет, расплачиваются и благодарят персонал кафе.
    • В день рождение дарят подарки, прими  от нас подарок (в коробке передают подарок)
    • -Спасибо, огромное, друзья! (раскрывает подарок)
    • -Подарили мне такое – ни за что не отгадать!
    • Ну такое о котором, можно только лишь мечтать!
    • Ну такое озорное, непослушное, родное –
    • Помахало мне хвостом, прямо в нос меня лизнуло
    • И залаяло потом!
    Развивать и обогащать сюжет игры в «Детское кафе» и подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; учить подбирать атрибуты для игры самостоятельно; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками; развивать умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре.
    1. Познание
    2. Социализация
    3. Художественное творчество
    4. Физическая культура
    5. Безопасность
    6. Музыка
    7. Познание
    8. Музыка
    Заключительная  часть (4 мин.)
    8.Итог игры
    •  — Что мы сегодня делали? (ответы детей)
    • — Хорошо играли? (ответы детей)
    • — Что больше всего понравилось, а что не очень?

    Похвалить детей, которые отличились. Сказать детям, что все постарались, молодцы. Если были какие-либо недочеты – указать ребенку, в чем ему следует потренироваться. Попросить убрать все атрибуты для игры на свои места.

    Развивать связную речь, грамматический строй  речи, умение делать простые умозаключения, высказываться полными, развёрнутыми  предложениями, сочетать существительные с глаголами и прилагательными.
    1. Познание
    2. Коммуникация
    3. Музыка

    Ресурсы интернет:

    1. Игровой проект сюжетно-ролевой игры «Детское кафе»

    http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/4384-igrovoj-proekt-syuzhetno-rolevoj-igry-detskoe-kafe.html

     http://cert.covenok.ru/files/kids_detsad_2014/4630.pdf

    «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002698

    Штрих код (№ квитанции) 62502674105932 Дата отправки 9 сентября 2014 г.

    Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;

    — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

    Источник: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konspektyi-istsenarii/stsenarii-igrovoy-deyatelnosti/news6609.html

    Альманах педагога | Конспект НОД сюжетно-ролевая игра: "Семья. Ждём гостей. Магазин"

    Сарапулова Виктория СтепановнаДолжность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ №1 Населённый пункт: город Черемхово, Иркутская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Конспект НОД сюжетно-ролевая игра: «Семья. Ждём гостей. Магазин» 17.02.2017 Раздел: дошкольное образование

    • Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1
    • г.Черемхово»
    • Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе
    • .
    • Сюжетно-ролевая игра:

    «Семья. Ждём гостей. Магазин».

    1. Сарапулова Виктория Степановна
    2. Должность: воспитатель
    3. 2016г.
    4. Цель:
    5. Обогащать игровой опыт детей, расширять сюжет игры, подводить детей к созданию
    6. собственных игровых замыслов.

    • Задачи:
    • 1 Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; побуждать
    • детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.
    • 2 Учить готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты.
    • 3 Формировать положительные взаимоотношения между детьми.
    • 4 Корригировать связную речь детей, зрительное и слуховое внимание.
    • 5 Воспитывать желание заботиться о близких, чувство гордости за свою семью.
    • Словарная работа:
    • Будьте добры, возьмите пожалуйста, спасибо за покупки.
    • Предварительная работа:

    Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций на тему «Семья» А.Л.

    Барто «Младший брат», Е.А. Благинина «Бабушка»

    1. Обыгрывание проблемных ситуаций: «Мама спешит на работу и не успевает закончить
    2. домашние дела», «Ребёнок не хочет вовремя ложиться спать»
    3. Постройка мебели, просмотр видеофильма «Семья на прогулке»,
    4. дидактическая игра «Кому, что надо для работы?»,
    5. Оборудование:
    6. Прилавок, касса, муляжи фруктов и овощей, детская посуда, печь, телевизор(просмотр
    7. видеофильма «Моя семья», записи –звуки шум машин на дороге, звонка, детская песня
    8. «Рядом вся моя семья»), готовое тесто, детская печь, кукла, игрушки-заместители.
    9. Интеграция:
    10. «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной
    11. литературы».
    12. Ход игры:
    13. I Вводная часть (дети заходят под тихую музыку):
    14. Собрались все дети в круг.
    15. Я-твой друг и ты-мой друг.
    16. Крепко за руки возьмёмся
    17. И друг другу улыбнёмся.
    18. Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?
    19. Вот мы с вами улыбнувшись, подружились.
    20. В: Ребята вы слышите звучит музыка, внимательно послушайте песенку.
    21. Звучит песня : «Про семью»

    Воспитатель: Как вы думаете о ком эта песня? (о папе, маме, дочке, сыночке, дедушке,

    бабушке) Одним словом о ком? (о семье),А кто такие бабушка и дедушка?(родители папы

    или мамы), Кто в игре может играть-маму, бабушку, папу, дедушку ,сына? Какой работой

    занимается дома мама, папа, сын, дочка? А вы хотите поиграть? Как вы думаете в какую

    • игру мы будем играть? (ответы детей)
    • Сюжет игры: Жить наша бабушка с дедушкой будут в деревне, а дом будет находится
    • здесь, а папа, мама и сыночек живут в этой квартире (воспитатель объясняет , что в каждой
    • семье существует такая традиция-на выходные приезжают бабушка с дедушкой) Бабушка
    • может позвонить по телефону и сказать , что они приедут на выходные , что они хотят

    навестить их. Мама с папой готовятся к приезду .(мама печёт пирог, папа отправляется за

    1. покупками в магазин, а сыночек помогает маме по дому) .Бабушка с дедушкой так же
    2. собираются , они берут гостинцы( сладости, угощения), дедушка готовит машин к поездке.
    3. II Распределение ролей -Воспитатель: Как вы думаете с чего начнём игру? Правильно,
    4. сначала распределим роли, кто будет папой, мамой, дедушкой, бабушкой, сыном,

    продавцом. А сами сможете договориться между собой и выбрать себе роль.( возникает

    • ситуация-два ребёнка выбирают одну роль и договариваются между собой: Давай я буду
    • папой, а ты дедушкой, а вечером можно ещё поиграть, тогда ты будешь папой, а я
    • дедушкой, хорошо.)
    • Воспитатель: спрашивает у детей: Для игры чего-то не хватает, что?(в магазине нет
    • весов), нет телефона, как же быть?( дети находят для игры предметы заместители)А у меня
    • остались очки , косынка, кепка они нам понадобятся для игры? (для роли бабушки косынка
    • и очки, кепка и борода для роли дедушки)
    • Самое главное условие игры: какие слова мы говорим когда друг с другом общаемся- в
    • семье, магазине, когда встречаем гостей? ( «будьте добры», «Спасибо», «пожалуйста» и

    т.д.)

    III Ход игры: Раздаётся телефонный звонок: Бабушка- Здравствуй доченька, как у вас

    дела, чем занимаетесь? Мы собираемся к вам приехать навестить вас, соскучились.

    Мама: Здравствуй мамочка , у нас всё хорошо, приезжайте, мы вас будем ждать.

    Готовимся встречать бабушку с дедушкой. Мама говорит о том, что в доме недостаточно

    продуктов и просит сходить в магазин. А сына просит , чтобы он помог навести порядок.

    1. Папа отправляется в магазин за покупками.
    2. Диалог между покупателем и продавцом:
    3. П: Будьте добры ,свешайте мне 3 яблока, (продавец кладёт в мешочек и взвешивает на
    4. весах)
    5. А вы не подскажите, какие купить конфеты?
    6. Продавец: Купите эти конфеты , вкусные с яблочной начинкой.
    7. Папа: Сколько стоят ?
    8. Продавец: пять рублей.(продавец упаковывает , взвешивает и подаёт покупателю,
    9. пробивает на кассе.
    10. С вас пожалуйста 10 рублей (покупатель рассчитывается карточкой) А я могу оплатить
    11. карточкой?

    Продавец благодарит покупателя за покупку. Возьмите пожалуйста чек и карточку.

    • Спасибо за покупку, будем рады вас видеть , приходите к нам ещё.
    • В этот момент заходит ещё один покупатель(воспитатель) и грубо разговаривает с
    • продавцом, а первый покупатель : «Почему вы грубите, ведёте себя не прилично,
    • извинитесь перед продавцом, нельзя себя так вести. Второй покупатель извиняется и
    • покупает покупки.

    После похода в магазин , возвращается домой и помогает по дому: Моет фрукты, вместе

    накрывают на стол.

    Папа: А где у нас салфетки? Предлагает помочь накрыть на стол.

    1. Мама: Ну вот у нас всё готово, скоро бабушка с дедушкой приедут.
    2. Бабушка с дедушкой в дороге ведут диалог между собой( фонограмма шум машин на
    3. дороге), приезжают(фонограмма сигнала машины) и подходят к квартире.(фонограмма
    4. звонка в дверь
    5. Приветствуют друг друга: «Здравствуйте, наши родные ,как мы соскучились. (помогают
    6. раздеться) Сыночек приглашай бабушку с дедушкой»
    7. Приглашают пройти, помыть руки: «Помойте руки и проходите на кухню, помойте руки ,
    8. садитесь за стол» Мама берёт из духовки пирог, разрезает, наливает чай. «Угощайтесь,
    9. берите фрукты, конфеты, попробуйте пирог . Мама говорит: «Сыночек я так устала, налей
    10. пожалуйста чай, поухаживай за бабушкой и дедушкой.
    11. Бабушка спрашивает внука про учёбу, про друзей. Хвалят, какой помощник , как вырос и

    т.д.

    Мама: Расскажите как к нам доехали, не устали в дороге?

    Бабушка, дедушка: Доехали хорошо, на дороге мало машин.

    Мама: Вам понравился пирог? Сыночек подогрей пожалуйста, чай остыл холодный. (пирог

    • очень вкусный, хвалят маму)
    • Папа предлагает посмотреть фильм о своей семье, который снимали несколько лет назад,
    • где сынок совсем маленький. Проходите присаживайтесь на диван, а мы уберём со стола,
    • Димочка сыночек подай бабушке очки, она плохо видит . (Просмотр фильма, между
    • членами семьи идёт диалог-обсуждение)
    • Дедушка: Скоро стемнеет , нам пора ехать домой, прощаются.

    III Анализ. Итог.

    Воспитатель: Вам понравилась игра? (ответы детей) Как вы думаете, какой была наша

    семья?(дружной, заботливой) Женя, а тебе кто понравился в игре? Как играл? Почему? (у

    каждого ребёнка) Почему? (мама была заботливой, хорошей хозяйкой, папа-маме помогал,

    бабушка, дедушка-дружные, добрые, продавец- вежливый, сын-помощник, послушный,

    добрый). Хотели бы ещё поиграть в эту игру?

    1. Воспитатель: Пожелание детям.
    2. В конце дети предлагают угостить присутствующих гостей. (Ребёнок обращается к
    3. воспитателю: У нас много гостей, а гостей принято угощать, давайте угостим ?Берут
    4. поднос с конфетницей предлагают гостям: Угощайтесь, пожалуйста.

    Проведено 25.04.2014г.

    Источник: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=13746

    Ссылка на основную публикацию