Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада: больница, магазин, парикмахерская, семья и прочие, конспект, картотека, сценарий

Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада: больница, магазин, парикмахерская, семья и прочие, конспект, картотека, сценарий

Приветствую моих уважаемых читателей. С вами тороплюсь поделиться я, Татьяна Сухих о том, какие виды сюжетно-ролевых игр существуют. Я думаю, вас это очень заинтересует, поскольку по мнениям психологов игра является основным видом деятельности дошколят в детском саду.

Методическая копилка

Прежде чем познакомиться с интересными видами игр, предлагаю посмотреть и почитать развивающие книжки на эту тему. Я думаю, вы не будете против, а наоборот захотите поскорее узнать, что это за литература. Итак:

  1. На сайте kniga.ru вы познакомитесь с интересными развлекательными книжками: игрушками, загадками, кроссвордами. Надеюсь, найдете много интересных материалов.
  2. Посетив сайт uchmag, вы попадете на офлайн-вебинар, где рассматривается совместная деятельность педагога и детей для проведения забавных развлечений.
  1. Наши маленькие друзья очень любят смотреть кукольные спектакли. И вы найдете много разнообразнейшего материала на эту тему, где занятия сопровождаются дидактическими и сюжетно — ролевыми играми.
  2. Вы хотите, чтобы ваши подопечные получали художественное и эстетическое развитие? Конечно, услышу положительный ответ. Тогда, зайдите и познакомьтесь с праздничными мероприятиями и с музыкально – сюжетными играми.
  3. Для старших дошкольников предлагаются занятия с сюжетно- ролевыми играми, помогающие развить смекалку, сообразительность, а также приобрести элементарные экономические знания. В этом поможет вам пособие ”Играем в экономику”.
  4. В электронном пособии “Дошкольное развитие” найдете комплект материалов с перспективным планированием и сюжетно-ролевыми занятиями в младшей и средней группе, а также для старшего и подготовительного возраста.

Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада: больница, магазин, парикмахерская, семья и прочие, конспект, картотека, сценарий

Роль сюжетно- ролевых игр

Вы, я уверена, что все знаете дорогие педагоги, родители, какое положительное влияние оказывают такие забавные мероприятия на малышей. В доу они очень распространены. Я только добавлю,что поскольку игра — ведущий вид деятельности для наших малюток, она отвечает за:

  • эмоциональное и психическое развитие;
  • интеллект;
  • развитие фантазии, творчества;
  • развитие речи.

Целью сюжетно — ролевой игры является помощь малышам в освоении  взрослогомира.

Пять основных разновидностей сюжетно-ролевых игр

Вы спросите, а какие игры бывают? Много видов игрищ существует, но в основном их пять. Они бывают и смешанными. Каждая игра имеет свое содержание и выполняет воспитательную роль в развитии малышей.

  1. Постановочные. В этой разновидности ребенок сам себе режиссер. Он придумывает себе сценарий и говорит от своего имени или от имени игрушки.
  2. Общественные. Такие забавы являются полноценными, если у карапузов будут игрушки для таких игр. Например, чтобы играть в “больницу”, “транспорт”  будут необходимы соответствующие реквизиты.
  3. Патриотические. В таких играх детки выступают в роли храбрых солдатов или известных космонавтов.
  4. Отображение мультфильмов или сказок. Ребята представляют сказочного персонажа.
  5. Бытовые. Детвора очень любит играть на домашние или семейные темы. Своей игрой детки показывают отношения в своей семье.

Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада: больница, магазин, парикмахерская, семья и прочие, конспект, картотека, сценарий

Так, для того чтобы правильно понять структуру таких увеселений, приведем несколько примеров.

  1. Игра в магазин. Как подготовить ребенка, чтобы он пошел в ближайший магазин за хлебом? Правильно, необходимы сюжетно –ролевые игры.
  2. Чтоб перестать бояться идти к врачу, нужно играть в “больницу” имитировать ситуации у различных врачей.
  3. Дети прекрасно копируют отношения своих родителей. Целью следующего развлечения, которая называется “Семья” является помочь деткам понять свою роль в обществе.
  4. Девочек заинтересуют парикмахеры, которые делают красивые прически. Они хотят быть похожими на своих мам. Играя в эту игру, ребята, в том числе и мальчики, получат знания об их профессии.
  5. До первого класса начинается подготовка к школьной жизни. В игре, посвященной школе, ребенок почувствует себя и учеником, и учителем.
  6. Социализации детей будет способствовать и следующая игровая деятельность, где девочки с помощью малюсенькой швейной машинки шьют платьица для своих кукол. Мальчики же здесь могут участвовать в качестве моделей.
  7. Вести себя красивов различных местах поможет игра в “Кафешку”.
  8. С детских лет малыши должны научиться правилам дорожного движения. Поможет в этом соответствующая игровая деятельность.

Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада: больница, магазин, парикмахерская, семья и прочие, конспект, картотека, сценарий

Сюжетно-ролевые игры в средней группе

В таблице показаны эти 8 вида сюжетно –ролевых игр, которые практикуются в средней группе.

Сюжетно-ролевая игра Необходимый инвентарь для игры Цель Ход
1.     Магазин Овощи, фрукты, деньги, весы,  фартук и колпак  для продавца. 1)Улучшение знаний дошкольников о названиях фруктов и овощей. 2) Знакомство с тонкостями профессии продавца. Покупатель просит продавца взвешивать фрукты. Он надевает колпак и фартук  и начинает взвешивать. Покупатель достает деньги, платит и покупки ставит в сумку.
2.     Больница Колпак врача, шпатель, фонендоскоп, вата, шприц из пластика, молоток для невропатолога, зеркало для врача -отоларинголога. Ознакомление с инструментами врача поможет малышам уменьшить боязнь к докторам. По предложению педагога дети делятся на врачей и больных. Первым даются инструменты, которые затем проводят прием пациентов.
3.     Семья Кукла – в качестве малыша, колясочка игрушечная, веник, совок, посуда. Раскрытие внутреннего мира дошколят, а также обучение взаимодействия и общения между семейными членами. Сценарий регулируется детьми. Как они представляют отношения внутри семьи, так и играют.
4.     Парикмахерская Расчески, заколки, флаконы от лака для волос и шампуней. 1)Ознакомление с новыми терминами, которые обогащают их лексику,  например, “укладка”, “бигуди”. 2)Обучение поведенческим нормам в разных общественных местах. Клиент приходит к парикмахеру. Он с помощью заколок и расчески делает прическу.
5.     Школа Звонок, доска, очки, указка, тетради, книги, ручки, рюкзак. Дошколята знакомятся со школой и узнают, что это — конкретное место учебы. Они преодолевают страх передшколой. Педагог звенит в звоночек и приглашает учеников войти в класс, потому что начинается урок. Дети заходят, сидят тихо, не балуются и на вопросы отвечают, поднимая руку.
6.     Ателье Куколки, одежды для них, утюг, гладильная доска, бумага, метр, ножницыдлявыкроек. Дети налаживают взаимоотношения друг с другом и знакомятся с кройкой и шитьем. Малыши делают выкройку, потом вырезают ее и шьют платьица для кукол.
7.     Кафе Поднос, сервиз для чая, фрукты, спецформа, игрушечные меню и пирожные. Ребятки учатся аккуратно делать сервировку и уважать друг друга. Участвуют повар, официант и посетители. Каждый делает свое дело. Их цель-качественно обслужить население.
8.     ПДД(Правила дорожного движения) Нарисованная зебра, палка регулировщика, светофор. Обучение правильному  поведению на улице и переходу дороги, знакомство со светофором. Деление детей на регулировщика, водителей и пешеходов. Педагог объясняет правила, а детки играют в придуманные им ситуации.

Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада: больница, магазин, парикмахерская, семья и прочие, конспект, картотека, сценарий

В качестве заключения…

В начальной школе  проводятся такие  сюжетно–ролевые подвижные игры, как «Два мороза», «Гуси-лебеди», «Зайцы в огороде» и другие.

Необходимо помнить, что в жизни дошколят интересные развлечения являются очень важным видом деятельности. Они развивают у карапузов умственные, коммуникативные и творческие способности. Обязательно нужно детей поощрять в играх. Придумывайте с ними все новые интересные сюжеты.

Уважаемые воспитатели, педагоги и родители, понравилась статья? Если, да, то подписывайтесь на обновления блога и поделитесь статьей со своими друзьями, родственниками и коллегами. Пусть все дети мира растут  в гармонии с окружающим миром, будут здоровы и веселы. Успехов!

Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада: больница, магазин, парикмахерская, семья и прочие, конспект, картотека, сценарий

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада: больница, магазин, парикмахерская, семья и прочие, конспект, картотека, сценарий

Здравствуйте, мои друзья и коллеги! На связи Татьяна Сухих и…

4 комментарияСюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада: больница, магазин, парикмахерская, семья и прочие, конспект, картотека, сценарий

Приветствую вас, читатели моего блога c с вами Татьяна Сухих! Сложная…

7 комментариевСюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада: больница, магазин, парикмахерская, семья и прочие, конспект, картотека, сценарий

Здравствуйте читатели блога на связи Татьяна Сухих! Я тут недавно перебирала…

7 комментариев Анкета-прогноз для родителей “Готов ли ребенок к детскому саду?” Сотрудничество«Статья для блога» Психологическаяразгрузка 111111

Источник: https://metodbv.ru/vidy-syuzhetno-rolevyh-igr/

«Картотека сюжетно – ролевых игр в средней группе»

Хусаинова Наталья Николаевна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 53 Кемеровская область, г. Ленинск – Кузнецкий.

«Семья»

Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада: больница, магазин, парикмахерская, семья и прочие, конспект, картотека, сценарий

Предварительная работа: Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?» «Чем мы занимаемся дома?» Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме. Чтение художественной литературы: Н.Забила «Ясочкин садик», А.Барто «Машенька», Б.Заходер «Строители», «Шофёр», Д.Габе из серии «Моя семья»: «Мама», «Братик», «Работа», Е.Яниковская «Я хожу в детский сад», А.Кардашова «Большая стирка».Игровые роли: мама, папа, бабушка, дедушка, старшая дочка, дети-дошколята, кукла – младенец.

Разыгрываются сюжеты: «Утро в семье» «Обед в семье» «Стройка» «Папа – хороший хозяин» «У нас в семье – младенец» «Вечер в семье» «Мама укладывает детей спать» «Выходной день в семье» «В семье заболел ребенок» «Помогаем маме стирать белье» «Большая уборка дома» «К нам пришли гости» «Переезд на новую квартиру» «Праздник в семье: мамин день, Новый год, день рождения» Игровые действия: Мама-воспитатель собирается и идёт на работу; готовит всё необходимое для занятий с детьми; принимает детей, занимается с ними; играет, гуляет, рисует, учит т т.д.; отдаёт детей родителям, убирает рабочее место; возвращается с работы домой; отдыхает, общается со своими детьми и мужем; помогает бабушке, укладывает детей спать. Мама-домохозяйка собирает и провожает дочку в детский сад, мужа на работу; ухаживает за младшим ребёнком (кукла), гуляет с ним, убирает в доме, готовит еду; встречает ребёнка из детского сада, мужа с работы; кормит их, общается, укладывает детей спать. Папа-строитель собирается на работу, отводит ребёнка в детский сад, идёт на работу; строит дома, мосты; возвращается с работы, забирает ребёнка из детского сада, возвращаются домой; помогает жене по дому, играет с детьми, общается. Папа-водитель собирается на работу, отводит ребёнка в детский сад, идёт на работу; подвозит грузы (кирпичи) на стройку, разгружает их, едет за новыми; забирает ребёнка из детского сада, возвращается домой; помогает жене по дому; приглашает соседей в гости на чай; провожает соседей; общается с детьми, играет с ними, укладывает их спать. Бабушка собирает и провожает внуков в детский сад и школу; убирает в доме; обращается за помощью к старшей внучке; забирает из детский сад внучку, интересуется у воспитателя о ее поведении; готовит обед, печёт пирог; спрашивает у членов семьи как прошёл рабочий день; предлагает пригласить на чай (ужин) соседей, угощает всех пирогом; играет с внуками; даёт советы. Дедушка помогает бабушке, папе, читает газеты, журналы; играет с внуками, общается с соседями. Старшая дочка помогает бабушке готовить еду, мыть посуду, убирать в доме, гладить бельё; играет и гуляет с младшей сестрой, общается.

Читайте также:  Развитие воображения у дошкольников: средства, методы, диагностика, игры и прочее

Дети-дошкольники встают, собираются и идут в детский сад; в детском саду занимаются: играют, рисуют, гуляют; возвращаются с детского сада, играют, помогают родителям, укладываются спать.

«Детский сад»

Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада: больница, магазин, парикмахерская, семья и прочие, конспект, картотека, сценарий

Прачка стирает белье, сушит, гладит, аккуратно складывает, выдает чистое няне.

«Поликлиника»

Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада: больница, магазин, парикмахерская, семья и прочие, конспект, картотека, сценарий

Больной приходит на приём к врачу, рассказывает, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача.

«Я – водитель»

Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада: больница, магазин, парикмахерская, семья и прочие, конспект, картотека, сценарий

Полицейский (инспектор ГИБДД) – регулирует движение, проверяет документы, следит за соблюдением правил дорожного движения.

«Парикмахерская»

Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада: больница, магазин, парикмахерская, семья и прочие, конспект, картотека, сценарий

Уборщица подметает, протирает пыль, моет пол, меняет использованные полотенца.

«Магазин – Супермаркет»

Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада: больница, магазин, парикмахерская, семья и прочие, конспект, картотека, сценарий

Шофер доставляет определённое количество разнообразных товаров, получают заявки на получение товаров от директора магазина, выгружает привезённый товар.

«Зоопарк»

Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада: больница, магазин, парикмахерская, семья и прочие, конспект, картотека, сценарий

Посетители покупают билеты в кассе и идут в зоопарк, рассматривают животных.

«Моряки-рыбаки»

Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада: больница, магазин, парикмахерская, семья и прочие, конспект, картотека, сценарий

Водитель подъезжает к кораблю, проверяет качество рыбы, покупает у рыбаков рыбу, загружает её в машину и отвозит в магазин.

«Почта»

Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада: больница, магазин, парикмахерская, семья и прочие, конспект, картотека, сценарий

Шофер вынимает из почтового ящик письма и открытки; подвозит на почту новые газеты, журналы, открытки, письма; привозит посылки; доставляет письма и посылки на почтовых машинах до поездов, самолётов, и теплоходов.

Отправьте нам Ваш материали получите Свидетельство о публикации.

Все профессии важны

Беседа с детьми  старшего дошкольного возраста  Фесик Ольга Вячеславовна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  присмотра и оздоровления …Читать

«Наши любимые сказки»

Сценарий литературной викторины в средней группе Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках. Задачи: Уточнить и обогатить знания детей …Читать

«Роль матери в жизни ребенка»

Родительское собрание  Чувашова Анастасия Витальевна, воспитатель, МКДОУ Мирнинский детский сад, Иркутская область, Тайшетский район, с.Мирный. Цели: показать, значимый для ребенка …Читать

«Давайте жить дружно!»

Родительское собрание в средней группе в начале года  Каданцева Марина Николаевна, воспитатель, МКДОУ Никольский детский сад Воронежской области Новоусманского района  …Читать

«В ЗИМНЕМ ЛЕСУ»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим во 2 мл.группе Воспитатели: Бейсятова Д.С., Куршук С.Ю., КГКП Детский сад …Читать

«К нам в гости пришло солнышко»

Открытое занятие по сенсорике в первой младшей группе Козлова Елена Сергеевна, воспитатель 2 категории, КГКП “Детский сад-ясли№7  “Радуга”г.Усть-Каменогорск. Задачи: …Читать

«Кто сказал «Мяу»

Образовательная игровая ситуация. Театрализация для средней группы. Сердюкова Галина Павловна, воспитатель, МАДОУ №15 ст. Родниковской, Курганинский район, Краснодарский край …Читать

«Волшебные камни»

Сценарий нетрадиционного занятия в изо-студии Мешечкова Ирина Валериевна,  педагог дополнительного образования МАДОУ №26 ст. Родниковская, Курганинский район, Краснодарский край …Читать

Источник: https://www.moi-detsad.ru/kartoteka-siuzhetno-rolevykh-igr-v-sred/

Детская сюжетно-ролевая игра в средней группе :

Игра – основное занятие дошкольника.

Принимая участие в играх, малыш познаёт окружающий мир, учится строить отношения со сверстниками и взрослыми, овладевает родным, иностранными языками, получает другие необходимые в этом возрасте знания.

Развиваются психические познавательные процессы, формируются жизненно важные умения и навыки (рассуждать, анализировать, принимать решения, соподчинять мотивы).

Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада: больница, магазин, парикмахерская, семья и прочие, конспект, картотека, сценарийИгры дошкольников возникают по инициативе самих детей, либо их организует взрослый в обучающих, воспитательных, психотерапевтических целях. К первой группе относится сюжетно-ролевая разновидность. Чтобы понять, как возникает, развивается сюжетно-ролевая игра в средней группе, необходимо рассмотреть ее особенности.

Специфика сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевой игрой считается такая, в которой дети сами придумывают сюжет, распределяют роли. Собственно, сюжет и роли появляются в развлечениях малышей 4-5 лет.

На более ранних этапах развития ребёнка уместно говорить о сюжетно-отобразительной игре, когда малыш уже совершает игровые действия (кормит куклу, укладывает её спать, возит машинку и т.д.), но ещё не берёт на себя роль.

Переход от отобразительных действий к сюжету и обозначению ролей происходит с 3 до 4 лет.

Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада: больница, магазин, парикмахерская, семья и прочие, конспект, картотека, сценарий

Структура сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра (детский сад — лучшее место для ее проведения) включает следующие взаимосвязанные компоненты:

  1. Воображаемая ситуация. Вторая реальность создаётся после того, как один из игроков произносит слова «как будто».
  2. Сюжет. Это события, которые происходят в игре: посетители парикмахерской ждут очереди на стрижку, доктор принимает пациентов, мама моет посуду и т.д.
  3. Роль. Во время игры малыш не просто действует за своего героя, но проживает его жизнь. Количество и разнообразие ролей зависят от возраста играющих и особенностей сюжета.
  4. Отношения. Для этого вида игр характерны два плана отношений: игровые и реальные. Игровое взаимодействие – это разговор «мамы» и «дочки», диалог «продавца» и «покупателей», «врача» и «пациента». В реальные отношения дети вступают, чтобы обсудить варианты развития игры, оспорить поведение участников.
  5. Правила. Это только на первый взгляд кажется, что такой вид игры не содержит правил. На самом деле они есть, но выражены не столь явно. Так, если дети играют в больницу, то ребёнок, исполняющий роль врача, должен быть в белом халате, сидеть в «кабинете», чётко следовать логике совершаемых действий: осматривать «больного» и ставить диагноз. Если вместо этого он начнёт танцевать или взвешивать муляжи овощей, то правила будут нарушены.

Перечисленные компоненты проявляются по-разному в зависимости от возраста малышей.

Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада: больница, магазин, парикмахерская, семья и прочие, конспект, картотека, сценарий

Как играют дети средней группы?

Сюжетно-ролевая игра в средней группе (как, впрочем, и в других) – это интерпретация увиденного и услышанного. Малыши обыгрывают действия своих родителей, бабушек, дедушек в быту, воспитателя и няни в дошкольном учреждении, врача в районной поликлинике и т.д.

Источник, питающий игру, – окружающий мир. Побывали ребята на экскурсии в медицинском кабинете, и вот уже кто-то пробует ставить термометр плюшевому мишке и подыскивает себе медсестру. Посмотрели мультик или кинофильм о моряках, а на следующий день в группе появились свои капитаны, боцманы и матросы. После полёта Юрия Гагарина дети без устали играли в космонавтов.

Игры детей 4-5 лет несколько хаотичны, сюжеты и роли быстро сменяют друг друга. Малыши обращают внимание не столько на предмет, сколько на партнёра, пытаются построить ролевые отношения.

Воображаемую ситуацию дети удерживают самостоятельно, сюжет состоит из 3-4 игровых действий. Дошкольники неплохо воспроизводят интонацию, мимику, жесты людей, подражают животным, пытаются использовать нормы этикета.

Игровые объединения ещё неустойчивы, участники постоянно меняются.

Сюжетно-ролевая игра в средней группе отличается тем, что дети этого возраста стремятся сохранить логику действий. Если трёхлетний малыш сначала делал кукле укол, затем осматривал её, то сейчас подобные манипуляции оспариваются. Так в соответствии с возрастом изменяются сюжетно-ролевые игры. Средняя группа пытается приблизить игру к реальности.

Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада: больница, магазин, парикмахерская, семья и прочие, конспект, картотека, сценарий

Организация предметно-игровой среды

Воспитатель заботится о создании необходимой обстановки. Чтобы возникла сюжетно-ролевая игра, младшая группа строго разделяется на зоны. В одной части группового помещения куклы пьют чай, в другой расположен гараж для игрушечных машин, в третьей воспроизведён интерьер магазина.

В средней группе от зонирования необходимо отказаться, так как чёткая организация пространства тормозит инициативу дошкольников, мешает им творчески проявить себя.

Дети создают игровое пространство сами, поэтому педагог предусматривает переносные ширмы, небольшие коробки, мягкие модули, кукольную мебель. Костюмы располагаются на вешалках, атрибуты помещаются в коробки.

На каждую коробку приклеивается картинка, чтобы малыши могли понять, где лежат те или иные вещи. Сюжетно-ролевая игра в старшей группе также организуется детьми.

Обогащению содержания способствуют кубики, конструкторы, природные (жёлуди, каштаны, шишки) и бросовые (катушки без ниток, пластиковые бутылки, куски ткани) материалы. На прогулке дети играют с камешками, ветками деревьев (палочками), опавшими листьями, песком.

Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе могут проходить в таком плане: ребята интерпретируют отношения между людьми, использование предметов перестаёт быть обязательным, хоть и не исключается вообще. Таким образом развивается воображение.

Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада: больница, магазин, парикмахерская, семья и прочие, конспект, картотека, сценарий

Предметы-заместители

Большой интерес представляет использование детьми игрушек и других атрибутов для игр. С куклами, пупсами, машинками всё более или менее понятно. В большинстве случаев они используются по назначению. Но вот понадобилось погладить кукле платье, а утюга нет.

Девочка, исполняющая роль мамы, вовсе не расстроится, а возьмёт деталь конструктора в форме параллелепипеда. Подвигает кирпичик туда-сюда, пошипит — и готово. Или мальчики изображают полицейских, а пластмассовых пистолетов на всех не хватает.

Недолго думая, малыш превратит в оружие ветку дерева или собственные пальцы.

Учёные свидетельствуют о том, что во время игры дети не теряют связи с реальностью. Далеко не каждый предмет может быть замещён другим. Малыши выполняют замещения не столько по внешнему сходству, сколько по едва уловимому внутреннему единству. Так, если спросить у ребёнка, может ли щётка разговаривать, он ответит, что в сказке может.

Читайте также:  Открытое занятие по математике в подготовительной группе детского сада по фгос

Но если во время игры в больницу попросить «врача» выписать рецепт щёткой, то «доктор» сразу же заявит, что это невозможно. Зато в отсутствие ручки или карандаша их легко заменит счётная палочка.

Изображая всадника, дошкольник будет с упоением скакать на палке, стуле, скамейке, но в роли коня никогда не выступит кукла, грузовая машина или игрушечные весы.

Применение заместителей способствует развитию воображения ребёнка. Недаром известный педагог А.С. Макаренко рекомендовал родителям покупать больше полуготовых игрушек (кубики, конструктор, мозаика), а также игрушек-материалов (картон, бумага, пластилин).

Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада: больница, магазин, парикмахерская, семья и прочие, конспект, картотека, сценарий

Руководство сюжетно-ролевой игрой детей 4-5 лет

Воспитатель руководит игрой как прямо, так и косвенно. При прямом руководстве педагог предлагает ее замысел, помогает организовать игровое пространство, берёт на себя одну из ролей. Не следует думать, что воспитательница впадает в детство.

Она управляет детьми, только делает это ненавязчиво, от имени того, кого она играет. Так, в роли продавца педагог предлагает «покупателям» описать выбираемый товар.

Будучи «пациентом», воспитатель подробно расспрашивает «врача» о назначенном лечении, лекарствах, выясняет, требуется ли дополнительное обследование.

Сюжетно-ролевая игра в средней группе благоприятна для создания проблемных ситуаций. Например, мишка на прогулке поранил ногу.

Как ему помочь? Или кукла Катя приглашает подружек на чай, но чашек меньше, чем гостей. Что ей делать? Подобные ситуации продумываются заранее, а затем педагог помогает детям найти решения.

Развитие сюжетно-ролевой игры происходит в зависимости от того, что придумали воспитанники.

Косвенное руководство состоит в том, что педагог расширяет кругозор детей, формирует у них новые представления, с тем чтобы дошкольники использовали накопленный опыт во время игр. Обогащению игровых сюжетов способствуют беседы, экскурсии, чтение художественных произведений.

Чем старше становятся дети, тем реже воспитатель руководит ими напрямую. В зависимости от возраста по-разному развивается сюжетно-ролевая игра. Младшая группа играет только при непосредственном участии педагога, а дети 4-5 лет — самостоятельно.

Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада: больница, магазин, парикмахерская, семья и прочие, конспект, картотека, сценарий

Ребёнка не берут в игру. Что делать?

Для сюжетно-ролевой игры ребята объединяются сами. При выборе партнёров дети руководствуются своими симпатиями. Но бывает так, что малыш очень хочет присоединиться к играющим, а его не берут. Как поступить воспитателю?

В первую очередь следует проявить фантазию и попытаться убедить детей, что без ещё одного персонажа ничего не получится. К примеру, организованы сюжетно-ролевые игры (старшая группа). Мальчики изображают водителей. Включившись в игру, педагог говорит детям о том, что машины могут сломаться, а починить их некому, и предложить желающего поучаствовать ребёнка на роль механика.

В долгосрочной перспективе важно следить за отношениями детей в группе, социальным статусом каждого воспитанника, с помощью психолога провести социометрию для выявления пренебрегаемых и изолированных детей. Этим дошкольникам нужно уделять повышенное внимание, пытаться повысить их авторитет.

Вдруг девочка, которая ни с кем не дружит, лучше всех в группе прыгает со скакалкой? Или мальчик-бука красиво рисует и виртуозно делает аппликацию? Если внимательно наблюдать за поведением детей, то поводы для похвалы всегда найдутся. Тогда в дальнейшем будут проходить гораздо веселее сюжетно-ролевые игры.

Подготовительная группа уже будет строить более сложные отношения в ходе них.

Негативные проявления в игре. Как бороться?

Дошкольное учреждение посещают дети из разных семей. Малыши, растущие в неблагоприятном микроклимате, копируют поведение близких, в результате чего в детских играх появляются пьяные папы и прочие отрицательные персонажи. В речи таких воспитанников встречается ненормативная лексика. Ребята бывают капризными, агрессивными, ими сложно управлять.

Дети из неблагополучных семей находятся под наблюдением психолога, но что-то может сделать и воспитатель. Прежде всего, нужно спокойно разъяснить ребёнку, что так поступать нельзя. Подобное поведение обижает других, а с обидчиком никто не захочет играть.

Чаще всего малыши ведут себя так, потому что не знают, как бывает по-другому. Педагог показывает образцы хорошего поведения на примерах воспитанников группы, литературных героев.

Предлагая ребёнку роль, скажем, врача, воспитатель акцентирует внимание дошкольника на том, что доктор должен быть вежливым, доброжелательно относиться к пациентам.

Культура поведения и общения важна и для продавца, и для парикмахера, и для официанта. Детские сюжетно-ролевые игры довольно разнообразны.

Взаимосвязь видов игр дошкольников

Ближе всех к сюжетно-ролевой стоит режиссёрская игра. В ней также есть сюжет и роли. Однако ребёнок играет один. Сюжетную линию малыш придумывает сам. Персонажами выступают игрушки, предметы или объекты природы (камешки, жёлуди, шишки).

Дошкольники любят играть в театрализованные игры, изображать героев сказок и мультфильмов. Иногда в группе организуются целые спектакли, сюжет которых по желанию участников может меняться.

Строительно-конструктивная игра идёт бок о бок с другими видами. Так как малыши обыгрывают свои постройки (домик для кукол, теремок, забор вокруг площадки и т.д.). Элементы сюжета есть и в подвижных разновидностях («Кот и мыши», «Али-Баба» и др.).

Дидактические игры, организованные по инициативе педагога, помогают узнать много нового о природе, жизни людей. Они развивают речь малышей, формируют у детей элементарные математические представления. В какую бы игру ни играл ребёнок, важно, чтобы она была захватывающей, интересной, способствовала воспитанию и развитию малыша.

Рекомендации родителям

Малыши играют не только в детском саду, но и дома. О том, чтобы игра была успешной, должны позаботиться родители. Чем старше становится ребёнок, тем чаще он задаёт различные вопросы.

Мамы и папы должны поощрять детскую любознательность, вместе искать ответы, наблюдать за природой, трудом людей, делать выводы: «Почему на улице лужи?»; «Бабушке нездоровится. Как поступим?» и т.д.

Полученные представления ребёнок отражает в игре.

Развитию игр способствует чтение и обсуждение литературных произведений, посещение театра, слушание музыкальных произведений (детские песни, пьеса П.И. Чайковского «Болезнь куклы» и т.д.), просмотр мультиков и кинофильмов для детей.

Не стоит бояться приглашать в гости друзей своего ребёнка. Сюжетно-ролевые игры дошкольного возраста весело проходят в хорошей компании.

Наконец, у ребёнка должно быть собственное пространство, по крайней мере, часть комнаты, где он будет чувствовать себя хозяином положения. Игрушки и другие атрибуты хранятся в специальных ящиках или коробках.

Источник: https://www.syl.ru/article/184655/new_detskaya-syujetno-rolevaya-igra-v-sredney-gruppe

Конспект сюжетно-ролевой игры «cалон красоты» в средней группе

  • Программное содержание:
  • — Расширять и углублять знания и представления детей о профессии парикмахера;
  • — Учить использовать в игре различные предметы, предметы – заместители;
  • — Учить производить по ходу игры простейшие воображаемые действия по подражанию действиям взрослого;
  • — Закреплять умения действовать в процессе совместно, проявлять отношения партнерства, взаимной поддержки;
  • — Продолжить развитие способности использовать игровую композицию в процессе социально – бытовых действий;
  • — Продолжать обучение сопровождать игровые действия речью;
  • — Закреплять правила поведения в общественном месте;
  • — Расширять словарный запас детей, активизировать речевую активность.
  • — Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, речевой и поведенческий этикет.
  • Оборудование:

1. Вывеска салон красоты «Ветерок», полотенце, расчески, ножницы, зеркало, ширма, игрушечный набор «Парикмахерская».

2. Атрибутика: столик для маникюра, столик для парикмахеров, игрушечных наборов, пустые бутылочки из под шампуней, духов, журналы с иллюстрациями причесок и маникюра, трехъярусная полка для парикмахера.

Роли (мастер маникюра, мастер маникюра, клиент, парикмахер: мужской, женский) .

Организационный момент

Воспитатель (администратор) В нашем детском саду открывается Салон красоты«Ветерок». В первый день салона, вы сможете воспользоваться одной бесплатной услугой, где поработают над вами отличные мастера маникюра, и парикмахеры, чтобы вы были красивыми. Но для начала послушайте красивое стихотворение:

  1. -Вот здесь у нас Салон красоты
  2. И с радостью он всех нас ждет,
  3. И здесь светло и интересно,
  4. И зеркала, духи и кресла.
  5. Ну, а прически, что за диво?
  6. И локоны-все так красиво!
  7. Так не стесняйтесь, приходите,
  8. И принца там вы пригласите
  9. И на балу с ним закружите.
  10. Давайте ленточку разрежем
  11. Что нужно парикмахеру?
  12. Вводная беседа
  13. Давайте загадки.
  14. 1) Вафельное и полосатое,
  15. Гладкое и лохматое,
  16. Всегда под рукою –
  17. Что это такое? (полотенце)
  18. 2) Хожу – брожу не по лесам,
  19. А по усам и волосам,
  20. И зубы у меня длинней,
  21. Чем у волков и медведей. (расческа)
  22. 3) И сияет, и блестит,
  23. Никому оно не льстит.
  24. А любому правду скажет –
  25. Все как есть ему покажет. (зеркало)
  26. 4) Инструмент бывалый –
  27. Не большой, не малый.
  28. У него полно забот:
  29. Он и режет, и стрижет. (ножницы)
  30. (Воспитатель-администратор обращается к некоторым девочкам)
  31. -Скажите, а как называют человека, который пришел в салон красоты?
  32. Дети: — Клиент
  33. Воспитатель (администратор) — А что делает парикмахер?
  34. Дети: — Парикмахер стрижет, делает прически, укладывает волосы, красит волосы.
  35. Воспитатель (администратор) — А что нужно парикмахеру для работы какие (инструменты?

Дети: — Расчески, ножницы, лак для волос, бигуди, краска для волос и т. д.

  • В чём работает парикмахер?
  • Воспитатель (администратор) — А что делает мастер маникюра?
  • Дети: — Лак для ногтей, крем для рук, пилочка, растворы для ванночек.
  • Воспитатель (администратор) — А скажите пожалуйста, какие правила надо соблюдать в салоне красоты?
  • Дети: — Не кричать, сидеть тихо, дожидаться своей очереди.
  • Распределение ролей
  • Кто у нас будет парикмахером: женским, мужским? Кристина будет женским мастером. Полина будет мужским мастером. Кто будет мастером маникюра? Даша мастер маникюра. Кто будет посетителями? Посетителями будут: Аня, Кирилл, Дима, Алиса Лера и Маша.
  1. ХОД ИГРЫ:
  2. — Парикмахер (Полина) приглашает первого клиента.
  3. — Здравствуйте, заходите, пожалуйста.
Читайте также:  Монотипия в детском саду, конспект занятия, особенности техники

— Что вы хотите? Какую стрижку вам сделать? Куда зачесать волосы?

— Давайте вымоем голову. Будем стричь электрической машинкой? Вам сделать еще покороче?

  • — Давайте уложим феном.
  • — Сколько я вам должен?
  • Парикмахер выписывает чек и прощается с первым посетителем.
  • Приглашают второго клиента.
  • (Диалог клиента с женским мастером).
  • Входят мама с маленькой дочкой (кукла).

— Здравствуйте, проходите. Присаживайтесь, пожалуйста, в кресло (сажают в кресло куклу). Закрепляют салфетку.

— Как зовут вашу дочку? Что вы хотите?

— Подстричь челку. Сделать другую прическу.

— Мне будут нужны ножницы, расческа, заколки и две резинки.

— Маша, сиди спокойно, не вертись, иначе челка будет не ровной.

— Не больно? Посиди еще чуть – чуть. Осталось только заколоть заколки. Вот и все.

— А теперь снимем салфетку, поворачиваемся к зеркалу. Вам нравится? Тогда оплатите, пожалуйста, чек. До свидание мы будем рады видеть вас у нас в следующий раз.

(Диалог клиента с мастером маникюра)

Клиент: — Здравствуйте.

Мастер маникюра: — Здравствуйте. Проходите, присаживайтесь, пожалуйста. Что Вы хотите сделать?

Клиент: — Я хочу сделать маникюр и массаж для рук, чтобы мои руки были гладкими икрасивыми.

Мастер: — Хорошо. Я Вам сейчас всё сделаю чтобы ваши руки были мягкими икрасивыми. (ребенок-мастер опускает руки ребенка-клиента в мисочку с теплой водой, держит их несколько секунд, после этого вытаскивает и «намазывает кремом » для рук) .

Клиент: — Ой, большое спасибо, мне так понравилось. У меня руки стали нежными и мягкими.

Мастер: — Я очень рада, что Вам понравилось, приходите еще пожалуйста.

Клиент: — До свидания. (уходит, подходит другая девочка)

Мастер: — До свидания. Проходите, пожалуйста, следующий.

Итог.

— Какие вы все красивые! Куда вы ходили? Зачем? Вам понравилось?

Источник: https://yanovskaya-ds24himki.edumsko.ru/articles/post/1156325

Сюжетно-ролевая игра в средней группе Город мастеров

  • Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада
  • Программное содержание:
  • Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.
  • Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
  • Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.
  • Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера, строителя.
  • Предварительная работа:
  • Беседы о профессиях с использхованием иллюстраций, рассматриванием картин.

Чтение художественной литературы: Маяковский«Кем быть?»,Михалков«А что у вас?»,Д.Родари«Чем пахнут ремёсла?»

  1. Работа с родителями:
  2. Со стороны родителей была оказана помощь в оформлении игровых уголков «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Юный строитель»
  3. Примерный ход игры:
  4. Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя.
  5. Воспитатель:
  6. У вас, у всех растут года
  7. Будет и семнадцать.
  8. Где работать мне тогда,
  9. чем заниматься?

Дети, давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии (дети называют). Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, закончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взолслым и поработать. Правда?

А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Он называется«Город Мастеров».Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать?

А поедем мы туда вот на этом автобусе. (В группе стоят стульчики в ряд по три). Вы будете пассажирами, а я шофёром.

  • Качу, лечу во весь опор.
  • Я сам шофёр и сам мотор!
  • Нажимаю на педаль
  • и машина мчится в даль.
  • И, так, поехали! (звучит песенка «Весёлые путешественники»)

Все приехали! Выходите, пожалуйста. Вот наш волшебный городоу «Город Мастеров».Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать, да? А где можно поработать, я вам сейчас покажу.

  1. Вот здесь у нас «Парикмахерская»
  2. Здесь светло и интересно:
  3. Зеркала, духи и кресла, зал большой,
  4. Но видно, даже,
  5. Лучше, чем у вас в трельяже.
  6. «Магазин»
  7. А сейчас мы в магазине —
  8. Все продукты на ветрине:
  9. Чай, конфеты, колбаса —
  10. Разбегаются глаза.
  11. Подходите, покупайте,
  12. Деньги в кассу отдавайте.
  13. Посмотрите, а вот здесь у нас «Больница»
  14. Всегда внимательно, с любовью
  15. Наш доктор лечит вас, ребят.
  16. Когда поправит вам здоровье —
  17. Он больше всех бывает рад!
  18. А вот здесь у нас строительная площадка.
  19. Строителя знает весь район,
  20. Мастер он отличный

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/igrovaja-dejatelnost-dou/299506-sjuzhetno-rolevaja-igra-v-srednej-gruppe-goro

№ 1538 Конспект сюжетно – ролевой игры«Парикмахерская» средняя группа — Воспитателю.ру — сайт для воспитателей ДОУ

  • Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Елочка»
  • Конспект сюжетно-ролевой игры
  • «Парикмахерская»
  • средняя группа
  •                                                                                              Подготовила
  •                                                                                                     Воспитатель:

                                                                                              Бондаренко И.Т.

  1. ХМАО — Югра
  2. п. Юганская Обь
  3.  Задачи:
  1. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры.
  2. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров. Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции.
  3. Обогатить знания детей о труде парикмахера, воспитывать уважение к труду парикмахера. Активизация словаря: парикмахер, администратор, клиент, пелеринка.

Предварительная работа:

Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе парикмахера. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в парикмахерскую. ЧтениеС.Михалкова «В парикмахерской».

Изготовить и собрать атрибуты для игры:фартуки для парикмахеров, ножницы, расчёски, пошив пелеринки, полотенчики, использованные чистые коробочки и баночки от кремов, духов, дезодорантов, шампуней.

Дидактическая игра «Для чего эти предметы». Подготовка места в игровой зоне для игры «Парикмахерская».

Роли:

  • парикмахер
  • клиенты.
  • Администратор

Игровые действия:

  1. Надевание на клиента пелеринки.
  2. Причесывание.
  3. Стрижка.
  4. Мытье головы.
  5. Вытирание полотенцем.
  6. Сушка феном.
  7. Накрутка на бигуди.
  8. Плетение косичек.
  9. Завязывание хвостиков.
  10. Закалывание заколок.
  11. Клиенту, пока сохнет голова, можно предложить посмотреть модный журнал.

Развивающая предметно – игровая среда:

  1. Зеркало.
  2. Тумбочка, полочка для хранения атрибутов игры.
  3. Разные виды расчесок. Расчески должны быть с редкими, неострыми зубьями, ручки короткие, закругленные.
  4. Флаконы от шампуней яркой, привлекательной формы.
  5. Бигуди на один оборот пряди.
  6. Пластмассовые ножницы.
  7. Игрушечный фен.
  8. Пелеринка для клиента.
  9. Фартук-накидка для парикмахера.
  10. Полотенце.
  11. Заколки, резиночки, бантики, можно иметь один новогодний парик.
  12. Журнал с образцами причесок.
  • Ход игры
  • Сюрпризный момент.
  • Воспитатель вносит корзину  с рабочими инструментами парикмахера.
  • Зеркало, разные виды расчесок, расчески должны быть с редкими, неострыми зубьями, ручки короткие, закругленные, флаконы от шампуней яркой, привлекательной формы,  бигуди на один оборот пряди, пластмассовые ножницы (недействующая машинка для мужских стрижек), игрушечный фен, пелеринка для клиента, фартук-накидка для парикмахера, полотенце, заколки, резинки, бантики,  журнал с образцами причесок.

— Ребята, а вы были в парикмахерской? Кто там работает? Вы знаете, как называется профессия человека, который подстригает, делает причёски? Правильно парикмахер. Всех сегодня парикмахер обслужить не успеет, предлагаю посетить салон по очереди.

Дети и воспитатель проходят к игровой зоне «Парикмахерская».

Воспитатель: (помогает распределить роли) Настя–женский мастер, Аня-администратор. Посмотрите на свои рабочие места. Остальные девочки-клиенты.(Воспитатель может  давать детям образец действий и общения.«Проходите, пожалуйста, присаживайтесь»)

Администратор записывает клиентов у него на столе ручка, журнал для записей (имя, фамилию, чтобы они хотели). Когда клиентов было много администратор провожает их за стол и предлагает посмотреть журнал с прическами и предлагает чай, кофе.

Парикмахер интересуется у клиента что им сделать (помыть голову, какой шампунь, как подстричь, какую прическу сделать) «Какую прическу Вы бы себе хотели?» «Заплести косичку или завязать хвостик?» «Вы хотите две косички? Очень хорошо» «Пожалуйста!» «Вам понравилось?» «Я тоже рада, что Вам понравилось». «Приходите к нам еще, я сделаю новую прическу». «Пожалуйста, следующий!».

  1. Воспитатель помогает парикмахеру, давая советы по надобности.
  2. Клиенты в ожидании своей очереди сидят на стульчиках смотрят журналы с детскими прическами.
  3. Выход из игры

«Какие у Вас у всех красивые и разнообразные прически! Молодец наш парикмахер. А сейчас наша парикмахерская закрывается, но завтра она опять будет работать. Обязательно приходите».

Самоанализ сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская»

В средней группе подготовила воспитатель Бондаренко И. Т.

Сюжетно – ролевая игра парикмахерская была проведена с детьми средней группы, в игре принимали участие четыре девочки. Вся запланированная предварительная работа была проведена.

Заранее были изготовлены необходимые атрибуты. Игровая зона была обеспеченна всем необходимым для игры парикмахерская.

В ходе игры по моему мнению все поставленные задачи были реализованы, атмосфера была дружеская, девочки справлялись со своими ролями, активно пользовались всеми атрибутами. Но как мне показалось некоторые девочки были немного скованны, так как за ними наблюдали со стороны.

По окончанию игры не смогла подвести итоги, так как девочки были увлечены игрой и хотели побыстрее продолжить играть.

Источник: http://1.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/noyabr/no-1538-konspekt-syuzhetno-rolevoy-igry-parikmaherskaya-srednyaya-gruppa/

Ссылка на основную публикацию