Развитие воображения у дошкольников: средства, методы, диагностика, игры и прочее

Конференция завершена Эта статья набрала 0 голосов У данной статьи нет дипломов Развитие воображения у дошкольников: средства, методы, диагностика, игры и прочее

  • ДИАГНОСТИКА  И  РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКОГО  ВООБРАЖЕНИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ  НА  ОСНОВЕ  НЕЗАКОНЧЕННЫХ  И  АБСТРАКТНЫХ  ИЗОБРАЖЕНИЙ
  • Желонкина  Юлия  Николаевна
  • студент  4  курса  специальности  «Изобразительное  искусство  и  черчение»  КГБОУ  СПО  «Енисейский  педагогический  колледж»,  РФ,  г.  Енисейск
  • E mailGelonol@yandex.ru
  • Андреева  Татьяна  Васильевна
  • научный  руководитель,  преподаватель  живописи  КГБОУ  СПО  «Енисейский  педагогический  колледж»,  РФ,  г.  Енисейск

Творчество  давно  стало  объектом  многих  исследований,  однако  пути  его  познания,  также  бесконечны,  как  и  само  творчество.  Любые  задатки,  прежде  чем  превратиться  в  способности,  должны  пройти  большой  путь  развития.  Первые  годы  жизни  ребенка  —  самые  ценные  для  его  будущего,  и  надо  как  можно  полнее  использовать  их.  Период  дошкольного  детства  очень  благоприятен  для  развития  творческого  воображения.  У  ребенка  в  игровой  деятельности  рождаются  сюжеты,  образы,  проявляется  и  формируется  способность  определять  сходство  и  различие  предметов,  замещать  одни  предметы  другими,  применять  их  в  разных  ситуациях,  видеть  существенные  признаки  и  свойства.

Все  ли  дети  обладают  творческим  воображением?  Как  можно  его  развивать?  В  рамках  проблемы  необходимо  разобрать  понятие  «творческое  воображение».  Воображение  —  результат  деятельности  мозга,  проявляющийся  в  способности  человека  к  построению  новых  образов.

  Под  воображением  понимают  психический  процесс,  с  помощью  которого  создаются  новые  образы  путем  переработки  полученного  в  прошлом  опыте.

  Этим  качеством  «воображение»  отличается  от  «представления»,  которое  является  тоже  психическим  процессом,  но  отражает  предметы  и  явления  окружающей  действительности  в  форме  обобщенных  наглядных  образов,  и  уровень,  качество  творчества  здесь  другой.  Представление  часто  называют  образами  памяти,  т.к.

  идет  воспроизведение  прошлого  опыта  человека.  Сущность  же  воображения  состоит  в  комбинировании  образов  представлений.  Воображение  более  творческий  процесс,  чем  представление,  развивающийся  во  времени.

  1. В  зависимости  от  уровня  новизны  различают  воображение:
  2. · репродуктиное  (воссоздающее,  воспроизводит  образы  исходя  из  известных)
  3. · продуктивное  (творческое,  рождает  новые  образы,  не  имеющиеся  в  прошлом  опыте)

Воображение  —  это  свойство  личности,  проявляющейся  в  творческой  деятельности.  Исходя  из  определения  «творчество»,  как  деятельность  в  результате,  которого  создается  художественный  продукт,  формулируется  понятие  «творческое  воображение»  —  это  психический  процесс,  созидающий  новые  образы  для  художественного  произведения,  продукта.

Творческая  деятельность  —  специфический  вид  активности  человека,  направленный  на  познание  и  творческое  преобразование  окружающего  мира.  Существуют  различные  виды  детской  творческой  деятельности.

  Рассмотрим  проявление  воображение  у  детей  в  изобразительном  искусстве.  Детское  рисование  один  из  наиболее  доступных  видов  творческой  деятельности.

  По  характеру  того,  что  и  как  изображает  ребенок,  можно  судить  о  восприятии  им  окружающей  действительности,  об  особенностях  мышления,  воображения,  памяти.

И  так,  воображение  способно  создавать  нечто  совершенно  новое,  но  главной  работой  воображения  является  преобразование  уже  имеющихся  образов.

В  Енисейском  педагогическом  колледже  организована  студия  «Дошколенок»,  в  которой  занимаются  дети  5—6  лет.  Занятия  имеют  разную  направленность:  развитие  речи,  сенсорное  развитие,  изобразительное  искусство,  музыка,  изучение  окружающего  мира,  английский  язык.  Одним  из  направлений  является  развитие  творческого  воображения.

Для  определения  творческого  воображения  была  проведена  диагностика  детей  6  лет  с  использованием  метода  Е.П.  Торранса  (невербальный  уровень)  «Закончи  рисунок».  Метод  заключается  в  том,  что  детям  предлагается  дорисовать  10  различных  линий  до  определенного  образа,  предмета,  картинки  (рисунок  1).

  •  Развитие воображения у дошкольников: средства, методы, диагностика, игры и прочееРисунок  1.  Тестовый  материал
     
  • Оценка  результатов  осуществляется  по  4  показателям:
  • ·     легкость  (беглость)  —  количественный  показатель,  отражающий  способность  к  порождению  большого  количества  идей  (ассоциаций,  образов).  Измеряется  числом  результатов;
  • ·     оригинальность  характеризует  способность  к  выдвижению  идей,  отличных  от  очевидных,  нормативных.  Измеряется  количеством  неординарных  и  неповторяющихся  образов;
  • ·     гибкость  —  отражает  способность  выдвигать  разнообразные  идеи,  переходить  от  одного  варианта  решения  задачи  к  другому.  Измеряется  числом  категорий  (мир  природы,  животный  мир,  человек,  механическое,  символическое,  декоративные  элементы,  искусство,  динамическое  явление,  видовое  (город,  дом,  двор,  шоссе)) 

·     разработанность  (тщательность,  детализация  образов,  прорисовывание  деталей,  создание  сюжетной  картинки).  Фиксирует  способность  к  изобретательству,  конструктивной  деятельности.  Измеряется  числом  существенных  и  несущественных  деталей  при  создании  образа  [1,  с.  15].

За  10  минут  75  %  детей  группы  дорисовали  все  10  фрагментов.  Это  говорит  о  том,  что  большая  часть  детей  группы  способны  быстро  переходить  от  одной  идеи  к  другой.

  Говоря  о  параметре  «оригинальность»  нужно  отметить,  что  данный  параметр  выявляет  степень  непохожести  созданного  ребенком  изображения  на  изображения  других  детей.

  При  этом  следует  помнить,  что  двух  идентичных  изображений  не  бывает,  соответственно,  говорить  следует  о  статистической  редкости  типа  (или  класса)  рисунков.

  Рисунки,  которые  созданы  детьми  в  рамках  диагностики  в  большинстве  случаев  повторяют  типичные  рисунки,  которые  прилагаются  к  методике.  Например,  большинство  детей  увидели  в  линии  (рисунок  2)  незаконченную  букву.  Оригинальными  можно  считать  рисунки,  встретившиеся  у  2-х  детей  (рисунки  2,  3) 

 Развитие воображения у дошкольников: средства, методы, диагностика, игры и прочееРисунок  2.  Оценка  оригинальностиРазвитие воображения у дошкольников: средства, методы, диагностика, игры и прочееРисунок  3.  Оценка  оригинальности

Параметр  «гибкость»  позволяет  увидеть  кругозор  ребенка,  степень  его  наблюдательности.  У  детей  данной  группы  встречаются  чаще  других  категории  «животные»  и  «человек»  (рисунок  4  и  5).

 Развитие воображения у дошкольников: средства, методы, диагностика, игры и прочееРисунок  4.  Выполнил  Юра,  6  лет
 

Развитие воображения у дошкольников: средства, методы, диагностика, игры и прочееРисунок  5.  Выполнила  Маргарита  ,  6  летРазвитие воображения у дошкольников: средства, методы, диагностика, игры и прочееРисунок  6.  Оценка  разработанности

Прорисовывание  деталей  и  сюжета  встретились  у  30  %  детей.  Например,  тщательная  прорисовка  ежика,  создание  сюжета  картинки  и  прорисовка  фигуры  ковбоя  к  шляпе  (рисунок  6).

Таким  образом,  проведенная  диагностика  и  анализ  детских  рисунков  помогают  сделать  вывод,  что  творческое  воображение  у  детей  имеется,  но  различного  качества  и  уровня,  поэтому  есть  необходимость  его  развивать  и  подбирать  методы  и  приемы  для  развития  детей  данной  группы.

  К  таким  приемам  можно  отнести  использованный  в  диагностике  прием  «Дорисовка  линии»,  а  также  создание  образа  на  основе  абстрактных  изображений,  например  дорисовка  пятен,  клякс,  отпечатка  собственных  ладошек.  В  работе  с  абстрактными  изображениями  выделяется  два  направления.

  Первое  —  это  поиск  знакомых  образов  и  второе  дорисовка  до  знакомого  образа.  Полезными  в  общении  с  детьми  дошкольного  возраста  являются  вопросы  «На  что  похоже  облако?»,  «Что  рисует  мороз  на  окне?».

  Рассматривание  картин  художников-абстракционистов  не  только  приобщает  детей  к  искусству  и  знакомит  с  шедеврами  живописи,  но  и  дает  пищу  для  воображения.  Выделяя  мысленно  из  абстрактных  картин  конкретный  объект,  ребенок  задействует  и  в  тоже  время  развивает  свое  образное  мышление.

  «Какое  настроение  передал  художник?»,  «Что  вы  представляете,  рассматривая  картину?»  «Какие  эмоции  вызывает  у  вас  картина?»  —  вопросы,  которые  следует  задавать  детям  при  знакомстве  с  абстрактными  композициями  (рисунок  7).

 Развитие воображения у дошкольников: средства, методы, диагностика, игры и прочееРисунок  7.  В.В.  Кандинский.  Композиция  №  218

Упражнения  на  развитие  воображения.

1.  Рисунок  в  несколько  рук  (сюрреалистическая  игра)

Первый  ребенок  делает  первый  набросок,  изображает  какой-то  элемент  своей  идеи.  Второй,  обязательно  отталкиваясь  от  первого  наброска,  делает  элемент  своего  изображения  и  т.  д.  до  законченного  рисунка.  Может  получиться  реальный  объект,  а  может  —  абстрактная  композиция,  в  которой  снова  следует  поискать  знакомые  образы.

2.  Волшебные  кляксы.

Перед  упражнением  изготавливают  несколько  клякс:  на  середину  листа  выливается  немного  чернил  или  туши,  затем  лист  складывают  пополам.  Затем  лист  разворачивают,  и  дети  по  очереди  говорят,  какие  предметные  изображения  они  видят  в  кляксе  или  её  отдельных  частях.  Когда  клякса  подсохнет  ее  можно  дорисовать  до  увиденного  или  придуманного  образа.

3.  Что  спрятано?

  1. На  репродуктивном  уровне  дети  дорисовывают  рисунок,  часть  которого  видна  и  узнаваема  (рисунок  8),  на  творческом  уровне  задания  предполагают  разные  варианты  полученных  образов  (рисунок  9).
  2.   Рисунок  8.  Репродуктивный  уровеньРазвитие воображения у дошкольников: средства, методы, диагностика, игры и прочее
  3. Рисунок  9.  Творческий  уровень

Предлагаемые  развивающие  упражнения  к  занятиям  детей  является  результатом  педагогической  деятельности,  а  также  опыта  реальной  практики  дополнительного  образования.  Данный  материал  поможет  модифицировать,  корректировать  программы  для  развития  творческих  способностей  у  детей  дошкольного  возраста.

Список  литературы:

1.Барышева  Т.А.  Как  воспитать  в  ребенке  творческую  личность?  Ростов  н/Д:  Феникс,  2004.  —  224  с.

2.Зяблицева  М.А.  Развитие  памяти  и  воображения  у  детей.  Игры  и  упражнения.  Ростов  н/Д:  Феникс,  2005.  —  189  с.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xxx/41323

Игры и упражнения на развитие воображения у дошкольников

Развитие воображения у дошкольников: средства, методы, диагностика, игры и прочее

Специалисты предлагают много разнообразных средств, но самым действенным является игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. В педагогике разработаны разные виды игр и упражнений для развития воображения у детей, которые можно предложить в домашнем воспитании. Главное – заинтересованность самого родителя в игре, тогда это увлечет и ребенка.

Как игра влияет на воображение?

Развитие воображения у дошкольников: средства, методы, диагностика, игры и прочее

Психологи давно доказали, что именно в игре удовлетворяется потребность ребенка в познании и преобразовании окружающей действительности, подчеркивая неразделимость игры и воображения. Впервые воображение и творчество проявляются, когда ребенок начинает использовать заместители реальных предметов и брать на себя социальные роли. Например, малыш фантазирует, что палочки – это градусники у «врача», листики – тарелки у «мамы».

В старшем дошкольном возрасте при хорошо развитом воображении предметы-заместители и многие игровые действия становятся не обязательными. Дошкольник играет понарошку, игра переходит во внутренний план.

Вот тут и требуется обучить ребенка таким способам воображения, чтобы из воссоздающего оно постепенно становилось творческим.

Необходимые навыки у детей можно развить, если хорошо знать свойства воображения (типизацию, агглютинацию, аналогию и акцентирование), которые дают возможность придумывать и фантазировать.

Игры и упражнения для развития воображения

Что можно предложить родителям для развития воображения у детей дошкольного возраста? Сейчас можно подобрать много разных игр, которые с успехом используются в домашнем воспитании. Основными из них являются развивающие игры на развитие воображения, так как они непосредственно направлены на обучение деток приемам составления новых образов или преобразования уже имеющихся.

Используем типизацию для развития воображения

Типизация — это выделение существенного, повторяющегося и воплощение его в конкретном образе.

Свойство воображения — типизация наиболее доступно детям, начиная с младшего дошкольного возраста. Такие развивающие игры могут быть словесными, подвижными, настольными. Родителям важно учитывать возраст ребенка и его психологические особенности. Если малыш активный, уместны будут подвижные игры, спокойному, усидчивому ребенку можно предложить настольные игры.

Развитие воображения у дошкольников: средства, методы, диагностика, игры и прочее

«Съедобное – несъедобное»

Ведущий бросает мяч игроку со словом, относящимся или не относящимся к еде. Например, яблоко – мяч ловится, книжка – мяч отклоняется. Интерес к игре поддерживается, если игра идет в быстром темпе.

«Летает – не летает»

Игра проходит аналогично предыдущей. Для нее подбираются тематические слова. Трудность в том, что в отличие от предыдущей игры словарный запас может быстро исчерпаться, так как «летающих» слов гораздо меньше. Вот именно в этот момент взрослый побуждает ребенка к оригинальному ответу: «Что еще может летать, кроме самолета, птицы…? (листик, пушинка, снежинка)».

«Скажи наоборот»

Аналогичная игра, но в отличие от предыдущих ребенку нужен определенный опыт для подбора слов — антонимов, поэтому играть лучше со средними и старшими дошколятами. Словарный ряд может быть следующим: высоко — низко, близко – далеко, молодой – старый, добро – зло, ребенок – взрослый, белый – черный, утро – вечер.

«Что получилось?»

Такая развивающая игра доступна по своим действиям деткам разных возрастов, вызывает у них интерес, а взрослым дает возможность решать задачи развития воображения. Для игры используются разные варианты: фломастеры для бумаги, мелки для асфальта, палочки для песка или снега.

Читайте также:  День победы 9 мая в старшей группе: календарно-тематическое планирование на неделю

Хорошо играть всей семьей, так как интереснее будет участие нескольких человек.

Каждый участник начинает рисовать какую-либо фигуру-заготовку для будущего рисунка (круги, волнистые линии, черточки, точки), а потом все меняются местами и дополняют рисунки друг друга, стараясь изобразить что-то забавное.

Развитие воображения у дошкольников: средства, методы, диагностика, игры и прочее

  • Для вариации можно выполнить набросок-подсказку к будущему рисунку: дерево без веток и листьев, грибок без ножки, гримаса клоуна без очертания лица, мотылек без некоторых деталей. Пусть ребенок придумает сам что-то новое и оригинально раскрасит.
  • Интересной игру можно сделать, предложив общее выполнение рисунка. Например, взрослый начинает рисунок, ребенок продолжает пририсовывать детали. Затем взрослый резко меняет тематику рисунка, придумывая что-то новое, добавляет интересные детали. Хорошо, если законченный рисунок будет представлять собой что-то необычное, например, экзотический сад, космический пейзаж, подводный мир. На первых порах малыш будет подражать взрослому, ему придется подсказывать какие-то идеи. Если постоянно предлагать дошколенку такую игру, через короткое время он уже сам будет придумывать новые образы на основе имеющихся представлений. Полезно будет такое упражнение в семейном досуге.

«Клоуны»

Для игры нужна предварительная подготовка в виде рисунка с двумя клоунами, у которых не прорисованы лица. Взрослый предлагает малышу изобразить грустного и смешного клоуна. Спросить, почему загрустил клоун, что у него могло случиться, как ему поможет смешной.

  • Аналогично можно использовать фигурки доброго и злого волшебников. Здесь также на первых порах помощь взрослого необходима.
  • В дальнейшем дошкольник может по такому же типу придумывать, рисовать и вырезать фигурки животных, сказочных персонажей. Для поддержания интереса и отработки навыка составления новых образов на основе имеющихся можно предложить ребенку завести альбом и вклеивать фигурки персонажей. Это даст возможность проследить, как совершенствуется у ребенка навык создания нового образа.

«Что на что похоже?»

Для развития детского воображения очень полезны игры, в которых ребенок вместе с взрослым придумывает, на что похож тот или иной предмет. Двухлетки уже умеют находить знакомые предметы в окружающей обстановке.

Играть в такую игру хорошо на природе, где много разнообразного материала для рассматривания и нахождения схожести.

Например, взрослый предлагает рассмотреть облака, понаблюдать за их изменениями, увидеть в них знакомые персонажи по типу мультика о Винни-Пухе: вот облачко похоже на самого Винни, а это ‒ на кошку с котятами, а там – плывет кораблик.

Развитие воображения у дошкольников: средства, методы, диагностика, игры и прочее

  • При сборе осенних листьев можно устроить игру «Найди знакомый предмет в листочке». Прекрасно подойдут для рассматривания лужицы на дорожке, отпечаток подошвы на песке, необычный камешек. Все зависит от фантазии взрослого, который учит фантазировать и малыша. Затем дома можно зарисовать, что интересного увидели на прогулке.

Игры на агглютинацию

Еще одним свойством воображения является агглютинация.

Агглютинация (лат agglutinatio — склеивание) — сочетание качеств

С его помощью очень хорошо развивается творческое воображение, так как создается абсолютно новый образ на основе имеющихся образов. Агглютинацией можно заниматься, когда у ребенка появляется опыт, закрепляется знание художественных произведений, навыки творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация), которые могут стать подспорьем в создании новых образов.

«Сказочное (несуществующее) животное»

Замечательной игрой для развития творческого воображения детей является игра-тест, в которой создается новый образ животного. Эту игру чаще всего используют психологи для обследования психики ребенка. Но ее можно с успехом ввести в домашнее обучение.

Смысл игры в том, что при помощи имеющихся представлений о реальном животном дошколенок может фантазировать на тему сказочного существа. Например, птица — меч, заяц с длинным хвостиком, муравей с крылышками, мотылек с хоботком. Интересно будет сделать зарисовку сказочных существ и раскрасить их.

Обязательно поговорить с ребенком о том, для чего нужна новая часть тела животному, поможет ли она ему или навредит. Попросить придумать для нового животного необычное название.

Дети с удовольствием играют в такие игры, так как они позволяют выразить в рисунке их стремление к преобразованию окружающего. Если на начальном этапе малышу трудно будет справиться с упражнением, взрослый может помочь с выбором основного животного, который хорошо известен ребенку. Можно сделать альбом с рисунками и обсудить его во время семейного досуга.

«Небылицы»

Составление небылиц (того, чего не бывает в реальности) очень привлекает ребятишек. Родители могут воспользоваться такой заинтересованностью малышей и предложить им придумать необычную историю — небылицу. Это очень действенный способ развития творческого воображения, который поможет впоследствии в школе придумывать творческие рассказы.

Чтобы взрослому было легче объяснить ребенку, в чем суть такого способа, можно использовать народные потешки, стишки, которыми так богата народная педагогика. А затем пофантазировать на различные темы и придумать свои сказки-нелепицы. Полезно будет записать их и нарисовать картинки.

Так можно будет легко проследить, как совершенствует у ребенка творческое воображение.

Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Крыши испугались, сели на ворон. Лошадь подгоняла мужика кнутом. Лошадь ела кашу, а мужик — овес.

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Лиса по лесу бежала, Лиса хвост потеряла. Ваня в лес пошёл, Лисий хвост нашёл. Лиса рано приходила, Ване ягод приносила,

Её хвост отдать просила.

«Сказочный микс»

Для детей среднего и старшего возраста будет интересна игра по мотивам знакомых сказок.

Развитие воображения у дошкольников: средства, методы, диагностика, игры и прочее

Например, Красная Шапочка вдруг стала капризной и непослушной девочкой: вместо того, чтобы пойти к бабушке, отправилась в соседнее село к своей подруге Золушке. Волк так и не дождался в лесу девочки. Такие неожиданные события развеселят ребенка и поддержат интерес к сказкам.

Игры на аналогию и акцентирование

Аналогия — это способности поставить себя на место образа или предмета.

Акцентирования -это выделение, подчеркивание какой-то части предмета.

Со старшими детьми можно проводить игры и упражнения на развитие воображения по типу аналогии и акцентирования. Маленьким деткам еще пока сложны такие способы составления образов, так как здесь уже используются элементы логического мышления. Старшие дошкольники, уже имеющие необходимый опыт, с удовольствием будут выполнять упражнения для развития воображения.

«Зоопарк»

Научить ребенка ставить себя на место какого-то образа и фантазировать поможет довольно популярная игра. С разными целями она часто проводится в детском саду. Дома родители могут ее использовать при формировании воображения.

Хорошо играть в нее большой компанией. Ведущий предлагает всем мысленно выбрать себе любое животное и создать его образ при помощи позы, мимики, жестов.

Участник игры изображает, а ведущий отгадывает, какое животное поселилось в «зоопарке».

Как вариант, можно такую игру провести в виде упражнения. Когда ведущий подает команды, например, хлопками или при помощи музыкальной игрушки, все участники превращаются в животных одного вида и изображают их, например, аисты, медведи, лисички, жирафы. Ведущий отмечает игрока, который лучше всех изобразил животное.

«Что было бы, если…»

Развитие воображения у дошкольников: средства, методы, диагностика, игры и прочее

Подобными играми и упражнениями для развития воображения у детей родители смогут подготовить ребенка к успешному обучению в школе, растить творческую личность с нестандартным мышлением.

Источник: https://myintelligentkids.com/igry-i-uprazhneniya-na-razvitie-voobrazheniya-u-doshkolnikov

Диагностика воображения дошкольника – Ребенок в детском саду

Развитие воображения у дошкольников: средства, методы, диагностика, игры и прочее

В наше время технического прорыва ключевое место отводится развитию творческих способностей человека. Исполнительные работы перекладываются на машины и автоматы, роль автора принадлежит именно человеку 21 века — человеку, обладающему богатым воображением, умеющему находить нестандартные решения. Закладка творческих способностей начинается еще в детстве, в дошкольном возрасте. Поэтому диагностика воображения дошкольника занимает отдельное место в программе воспитания и развития в детском саду.

Необходимость проведения диагностики воображения в детском саду

В детском саду проводится комплекс мероприятий, направленных на развитие творческих способностей ребенка. Среди них, можно назвать программы на развитие детского воображения, разработанные Н.Е. Вераксой и О.М. Дьяченко, а также игровые тренинги воображения, предложенные психологом Е.В. Заикой.

Если в дошкольном учреждении не учреждена специальная парциальная программа, ставящая целью развитие именно творческих данных, то педагог или воспитатель может, на основе имеющихся занятий, использовать элементы программы ТРИЗ.

Они универсальны и могут быть введены не только на специальных занятиях по музыке, конструированию, рисованию — то есть занятиях, предполагающих активное участие творческой составляющей, но и во время обычной свободной деятельности в группе. Помимо этого, не стоит забывать об игровой деятельности, которая во многом формирует характер ребенка.

Следует подчеркнуть и важность сказки, которая активно развивает воображение, гибкость мышления, интуицию и так далее.

Диагностика воображения дошкольника показывает, что эффективное развитие творческих способностей ребенка возможно лишь при тесном взаимодействии дошкольного учреждения с родителями, семьей ребенка.

В перспективном плане воспитателя должна быть отведена отдельная графа для проведения бесед и лекций с родителями, на которых педагог подчеркивает необходимость игры в семьи, предлагает возможные игры для совместного досуга.

Развитие воображения у дошкольников: средства, методы, диагностика, игры и прочее

Диагностика воображения дошкольника — незаменимое средство. Помимо демонстрации уровня развития воображения у детей, она также может выявить проблемы, разбираться с которыми будет психолог. Глядя на одну и ту же одинаковую картинку, дети могут по-разному ее толковать.

Если анализируя картинку с изображением растаявшего снеговика ребенок говорит о том, что пришла весна и снег начал таять — это ожидаемый ответ.

Но если ребенок трактует картинку таким образом, что снеговик сломали другие дети, то этот ответ должен насторожить педагога и свидетельствует о повышенной тревожности ребенка, возможной агрессивности по отношению окружающим.

Интересно то, что различные авторы выделяют разные способности, формирующие понятие «диагностика воображения дошкольника».

Диагностика воображения дошкольника на примере методик В. Синельникова и В. Кудрявцева

Диагностика воображения дошкольника может проводится по нескольким методикам. Мы расскажем о нескольких из них, авторами которых являются В. Синельников, В. Кудрявцев. Методики предназначены для детей 4-6 лет.  

Методика «Дощечка»

Данная диагностика воображения дошкольника строится на экспериментировании. Для занятия понадобится деревянная дощечка, состоящая из четырех мелких квадратных звеньев, соединенных петлями.

Дощечка развернута перед ребенком. Психолог предлагает ребенку с ней поиграть, поэкспериментировать: согнуть, сложить. По мере того, как ребенок изучает свойства дощечки, психолог спрашивает у него: «Что у тебя получилось? На что похожа эта доска?». Занятие проводится до тех пор, пока ребенку не надоест.

При обработке данных психолог оценивает количество неповторяющихся ответов ребенка (например, «лодочка», «гараж»). За каждое новое название присваивается один балл.

Методика» Солнце в комнате»

Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности ребенка превращать «нереальное» в «реальное» в контексте ситуации. Для занятия необходимо подготовить картинку с изображением комнаты, в которой находится солнце и человек. Также понадобится карандаш.

Психолог показывает картинку ребенку. Дошкольник должен перечислить все, что он видит на картинке. После того, как он все перечислил, психолог предлагает обратить внимание на солнце в комнате. Есть ли здесь ошибка? Как можно исправить картинку, чтобы она была правильной?

Ребенок может воспользоваться карандашом или обойтись устным комментарием.

В ходе обработки данных учитываются ответы ребенка:

  • Отсутствие ответа – один балл.
  • Формальное устранение несоответствия (закрасить солнце, стереть его) – два балла.
  • Более «сложное» устранение несоответствия: простой ответ (нарисовать в другом месте – на улице) – три балла, сложный ответ (переделать рисунок – превратить солнце в лампу) – четыре балла.
  • Конструктивный ответ (разделить несоответствующий элемент с другими, сохранив условия ситуации: нарисовать окно, нарисовать вокруг солнца рамку) – пять баллов.
Читайте также:  Игры для младших групп, ясельной (первой) и второй в детском саду: паровозик, имитации и прочие, картотека, особенности проведения, видео

Методика «Складная картинка»

Данная диагностика воображения строится на умении ребенка видеть целое раньше части. Для занятия понадобится складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба размером 10 на 15 см.

Психолог спрашивает у ребенка, что нарисовано на картинке. Затем психолог складывает картинку пополам и спрашивает у ребенка, во что превратилась утка. Занятие продолжается по мере раскладывания и складывания картинки. Всего возможно пять вариантов складывания: мостик, домик, угол, труба, гармошка.

При обработке данных учитывается общий смысл ответов во время выполнения задания.

  • Отсутствие ответа — один балл.
  • Ответ описательного типа, то есть перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его: «У утки нет головы», «Утка сломалась», «Утка разделилась на части» — два балла.
  • Ответы комбинирующего типа: включение персонажа (в данном случае — утки) в новую ситуацию, сохранение целостности изображения при сгибании рисунка («Утка заплыла за лодку», «Утка нырнула»), построение новых сюжетов («Как будто на трубе нарисовали утку») — три балла.

Методика «Как спасти зайку»

Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Для занятия понадобится:

  • блюдце,
  • ведерка,
  • деревянная палочка,
  • сдутый воздушный шарик,
  • лист бумаги,
  • фигурка зайки.

Все предметы раскладывают на столе перед ребенком. Психолог берет в руки зайчика и рассказывает про него историю: «Это зайка. Однажды он решил поплавать в море на корабле и уплыл очень далеко.

Начался шторм, поднялись волны, зайка стал тонуть. Но мы с тобой можем спасти зайку. Для этого мы можем воспользоваться предметами, которые лежат перед тобой.

С помощью какого предмета ты бы спас зайку».

Выполнение задания оценивается по нескольким уровням.

  • Ребенок выбирает предметы, которые можно использовать в готовом виде – ведерко, блюдце, палочку, с помощью которой можно спасти зайку – один балл.
  • Ребенок предлагает использовать предмет в не совсем стандартном виде – например, палочку использовать в качестве бревна, на котором зайка доплывет до берега – два балла.
  • Дети выбирают более комплексный и сложный вариант, используя в качестве основы преобразование наличного материла – например, надуть шарик, чтобы зайка на нем улетел, или сделать кораблик из листа – три балла.

Автор — Мария Даниленко. 

Источник: http://deti-club.ru/diagnostika-voobrazheniya-doshkolnika

Методы развития воображения у детей дошкольного возраста

  1. Непроизвольное – пассивное.

Особенность такого вида заключается в том, что появление различных новых или комбинированных образов происходит без контроля человека. Наиболее типично такое воображение для младших дошкольников. Ярким примером могут быть сны малыша, легкие грезы в полудремотном состоянии, когда он путает действительность и появившиеся образы.

В состоянии бодрствования, вне зависимости от волевых усилий ребенка в дошкольном возрасте, также могут появляться различные представления: он фантазирует легко, без критического отношения к тому, что у него получается. Лишь со временем этот процесс нормализуется и подчинится сознанию маленького человека.

Это преднамеренное создание образов, зависящее от конкретной задачи, поставленной перед дошкольником. Развивается в ролевых играх, когда дети представляют себя врачами, космонавтами.

Воображению приходится работать в полную силу, так как ребенку требуется отобразить свою роль как можно более точно и правильно.

Затем способность целенаправленно фантазировать развивается уже в процессе творческого труда.

  Еще один признак, по которому классифицируется воображение – особенности возникающих у человека представлений. Исходя из этого критерия, различают:

  • ссоздающее воображение – ребенок дошкольного возраста на основе одного лишь описания должен представить то, чего он никогда не видел;
  • творческое – оно характеризуется созданием новых образов, в которых отображается действительность, пропущенная через призму личного восприятия дошкольника;
  • мечты – представления о будущем, которые должны быть связаны с реальной жизнью, иначе они превратятся в пустые грезы, снижающие активность ребенка.

Психологи различают три стадии развития воображения человека:

  • преобладание вымысла, фантазии, сказок;
  • сочетание фантазии с практическим расчетом;
  • полное подчинение этой способности интеллекту.

В дошкольном детстве ребенок находится на первой стадии.До 3 лет игры всего лишь закладывают фундамент для полноценного развития способности фантазировать и представлять. На момент окончания этого возрастного периода малыш способен выразить возникающие образы словами.

Следующие два года (до 5 лет) дошкольник учится составлять последовательность действий для получения желаемого результата при решении определенной задачи.

Наконец, в старшем возрасте он воссоздает оригинальные и содержательные образы. Его деятельность теперь включает элементы творчества, а способность фантазировать приобретает активный характер. Чтобы полноценно развивать воображение на каждом из этих этапов, разработаны различные средства и методики.

Дидактическая игра – средство развития воображения

Существует три основных вида дидактических игр:

  1. словесные – дети рассуждают, обмениваются мнениями, выполняя определенные задания;
  2. настольно-печатные – разнообразные игры, которые представляют собой различные карточки, поля для игры по установленным правилам;
  3. с игрушками и предметами – дети играют, используя куклы, посудку, машинки и т.д.

Дидактические игры являются отображением окружающей ребенка действительности – взаимоотношений между людьми, природы, видов труда, событий. Таким образом малыш познает мир, пытаясь разобраться в его устройстве.

Дома и в детском саду должен быть достаточный набор игр, но не очень объемный, иначе внимание ребенка будет рассеиваться, он будет постоянно переключаться с одних на другие, не усваивая ничего.

Еще одно требование к играм – соответствие возрасту и уровню развития ребенка. Излишне легкие или сложные забавы не будут пробуждать в нем познавательного интереса, умственной активности.

Игровые методики для занятий должны подбираться с учетом возрастных особенностей.

Вводятся игры по степени доступности для малышей, они должны заставлять достаточно сильно напрягать способности, помогать развивать навыки самоорганизации, способствовать развитию детей.

Ребенок использует предметные и ролевые замещения, что позволяет ему постепенно учиться построению в уме различных представлений об окружающей действительности, применению их при решении задач. У дошкольника формируются способность представлять себя на месте другого человека и способность к моделированию ситуаций, что является необходимым условием для развития воображения в этом возрасте.

            Воображение в изодеятельности дошкольника

Для родителей рисование ребенком каких-то невообразимых фигур может показаться пустой забавой, но это – полноценный труд малыша. Во время занятий изобразительной деятельностью у него включаются двигательные, зрительные и другие анализаторы, проявляются яркие особенности детской психики, развиваются моторика, мышление и воображение.

Ребенок дошкольного возраста постепенно уходит от простого подражания действиям взрослых с карандашами, его движения становятся все четче и более обдуманными.

Постепенно развиваются не только навыки рисования, но и способность представлять конечное произведение в уме. Малыш старается воспроизвести на бумаге все, что он себе воображает.

Это может быть мир, наполненный феями и принцессами, а могут быть образы, наблюдаемые в действительности.

В процессе целенаправленного воздействия у ребенка развиваются очень важные качества воображения:

  • произвольность;
  • креативность;
  • устойчивость;
  • широта.

Для полноценного развития воображения взрослые должны позволять детям свободно экспериментировать с разными материалами, стараться организовать занятия так, чтобы максимально задействовать эмоции ребенка, дать возможность дошкольникам наблюдать за аналогичной деятельностью взрослых.

                  Сказка и воображение дошкольника

Одна из наиболее эффективных методик для развития воображения в дошкольном возрасте использует сказку в качестве средства формирования воображения. Каждый человек сталкивался с выдумками еще младенцем, начиная с прибауток о сереньком волчке и заканчивая полноценными народными или литературными историями, несущими в себе огромный потенциал для воспитания.

Сказка сама по себе является основой для развития воображения:

это опыт поколений, в котором нашла отражение культура народов;воспринимая сказочный сюжет, ребенок активизирует свой жизненный опыт;в процессе обыгрывания волшебного рассказа открывается простор для творческого мышления, развития речи, памяти, креативности;это прекрасная база для развития толерантности, познания мира;окружающий мир приобретает новые краски благодаря возникающим представлениям, ассоциациям;

  • дети учатся представлять себя на месте героев, перебирать возможные варианты решения трудностей, возникающих перед персонажами;
  • развивается эмоциональная сфера малышей через метафорические формы – одно только слово «волшебство» уже вызывает у детей восторг.

Методики, включающие слушание сказок, их пересказ, участие в театрализации, ролевых играх, обсуждение услышанных историй, способствуют полноценному развитию воображения детей.

Воображение на занятиях конструкторской деятельностью

Широко используется для развития воображения конструкторская деятельность в детском саду и дома. Моделируя постройку чего-либо, ребенок в дошкольном возрасте чувствует себя значимым человеком – создателем. Он радуется, если получается нечто красивое, огорчается, если не выходит так, как хотелось. Подобные игры учат прикладывать волевые усилия для того, чтобы завершить начатое.

Самое главное, в процессе такой игры в конструкторов:

  1. ребенок представляет в уме требуемый результат;
  2. углубляются представления об окружающем мире;
  3. идет процесс осмысления предметных свойств;
  4. запоминаются особенности и детали объектов, с которыми работает ребенок;
  5. дошкольник получает первичные навыки построения моделей, учится их применять в деле.

Развитие воображения у детей на занятиях конструкторской деятельностью происходит с использованием:

  1. готовых наборов для создания каких-либо моделей, к примеру, разных видов транспорта или домов;
  2. наборов деревянных, пластмассовых деталей, из которых можно построить все, что захочется малышу;
  3. различных нетрадиционных технологий – оригами, монотипии, рисования цветными нитками, кляксографии и т.д.

Рассмотренные виды деятельности способствуют полноценному формированию воображения, что позволяет ребенку дошкольного возраста развиваться гармонично.

Одновременно с этим уделяется большое внимание интеллекту, мелкой моторике рук, памяти, зрительному восприятию, способности мыслить.

Все это позволяет дошкольнику успешно и без затруднений адаптироваться при переходе на следующую ступень, усваивать в дальнейшем необходимые программы обучения, расти разносторонне развитой личностью.

Источник: http://ds31.detkin-club.ru/schedule/128249

Как развить воображение у детей дошкольного возраста

Воображение – это весомый фактор в творческом развитии ребенка. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста важно еще и потому, что следующим этапом обучения является школа, в которой пригодятся творческие навыки. Но это не значит, что воображение ребенка нуждается в развитии только непосредственно перед школой.

Развитие воображения у младших школьников также важно, поскольку от него зависит способность малыша усваивать материал и подходить к решению проблем нетрадиционным, оригинальным способом. Воображение дошкольника развивается с помощью игр, упражнений и занятий.

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Особенности формирования воображения в детском возрасте состоят в том, что оно не развивается само по себе. Для активизации мозговой активности детей ДОУ нужны специальные приемы. Кроме того, развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста зависит от образа жизни малыша, его увлечений, навыков, подхода родителей к воспитанию.

Творческие навыки в детском возрасте создают фантазии, новые образы в сознании человека, которые отличаются от уже привычных, выработанных обществом. Благодаря развитию этого фактора человек становится личностью, способной проявлять индивидуальность.

Читайте также:  Как научить ребенка переворачиваться на живот, на спину, на бок — как помочь малышу

А Развитие воображения у дошкольников похоже на работу над образным мышлением. Отличие в том, что специфика этих процессов разная. Вы не спрогнозируете, что влечет за собой развитое воображение. Результат непредсказуем, но отрицательным его назвать нельзя.

Б Методики, которые применяются в ДОУ, проводятся опытными педагогами, которые доброжелательно настроены к детям, имеют большой опыт работы и умеют мотивировать ребят, чтобы упражнения, приемы и игры дали ощутимый результат.

В Фантазии – лучшее средство для развития воображения. Разрешайте малышу фантазировать во время, игры, прогулки, общения или уборки, фантазируйте вместе с ним. Поощряйте дошкольника за новые фантазии, но учитывайте индивидуальные особенности. Если он придумывает вещи, которые вам не нравятся, это не значит, что его воображение не развивается.

Для активизации творческих способностей используйте такие приемы:

  • При рисовании активизируется творческое развитие, малыш придумывает фантазии и воплощает их на бумаге;
  • Поделки из бумаги, пластилина, полиэтилена или природных материалов тоже включают фантазии у детей;
  • Игры со сказками дадут результат, если вы заинтересуете детей, чтобы они фантазировали, продолжая начало сказки, которую вы расскажете;
  • Упражнения в ДОУ выбирайте интересные для детей. Один из вариантов игры: предложите ребятам ассоциировать себя с животным. Пусть они объяснят, почему это животное их заинтересовало;
  • Развивайте фантазии детей с помощью такой игры: предложите малышам нарисовать несуществующее животное или растение. Пусть они придумают ему имя, расскажут о нем;
  • Никакая методика развития детского воображения не обходится без картинок. Время от времени просите детей составлять рассказы по картинкам, используя только свои фантазии.

Игры и приемы в ДОУ проводите регулярно. На каждом занятии заинтересовывайте ребят, придумывайте новые игры, изучайте специальные методики, которые учитывают особенности раннего возраста.

Диагностика воображения у детей младшего школьного возраста

В период младшего школьного возраста у ребят игры отходят на второй план. На первый выходит учеба, познавательные процессы. В этом возрасте у детей происходит интенсивное развитие мозговой деятельности, отвечающей за особенности воображения.

Чтобы определить уровень развития воображения, воспользуйтесь знаниями опытных педагогов. В младшей школе педагоги проводят диагностику творческих способностей. Не закрывайте на это глаза.

Если у малыша выявлен низкий уровень их развития, у вас есть время, чтобы это исправить. Игры для младших школьников отличаются от упражнений для дошкольников.

Чтобы развивать детское воображение в младшей школе, используйте такие методы:

  • Предлагайте детям придумывать рассказы. Не используйте при этом никаких картинок, дайте ребятам полную свободу выбора персонажей, места событий и развития сюжета;
  • Не ограничивайте детей в темах при рисовании. Пусть они самостоятельно придумывают темы для рисунка и сюжетную линию;
  • Никакая методика развития не обойдется без чтения книг. Причем просмотром телевизора этот процесс заменить нельзя. Даже познавательная передача устанавливает однообразный взгляд на тематику трансляции. Книга же заставляет додумывать некоторые вещи самостоятельно;
  • Просите детей высказывать свое мнение о разных вопросах, описывать свои эмоции после очередного дня в школе или после просмотра любимого мультфильма;
  • Игры с использованием ассоциаций не развивают воображение напрямую, зато отлично активизируют творческие процессы мозга.

Чтобы не возникало сомнений о необходимости развития воображения, рассмотрим виды и функции этого фактора в жизни ребенка.

Виды и функции

Особенности воображения малыша состоят в том, что изначально оно имеет две функции:

  • Познавательная. Это воссоздание собственной реальности, дополнение картины для целостности, окрашивание мира яркими красками и получение незабываемых впечатлений.
  • Аффективная. Это защита собственной личности. Малыш создает воображаемые ситуации, в которых он учится себя ставить в коллективе, защищать свое мнение и работать над собой.

В комплексе эти функции делают человека личностью, учат тому, что живя в обществе, не стоит забывать о своих особенностях. Функции и виды воображения тесно связаны. Если функции обеспечивают гармоничное существование человека в социуме, то виды возникают в связи с особенностями развития детей.

Виды воображения:

  • Непроизвольное. Оно часто встречается во сне малыша. Непроизвольное воображение возникает само по себе и не контролируется детьми. Этот вид нужно оттачивать, чтобы малыш мог сознательно контролировать образы, возникающие у него в подсознании.
  • Произвольное. Оно включается, когда перед ребенком поставлена четкая задача. Его и развивают, играя в игры и выполняя игровые упражнения.

Виды и функции воображения отвечают на вопрос, зачем его развивать и для чего специалисты разрабатывают методики по включению творческих способностей. Но взрослые играют решающую роль в развитии детского творчества, поэтому изучайте литературу, которая ответит на ваши вопросы и поможет в работе с детьми.

Дьяченко о воображении ребенка

О.М. Дьяченко – автор книги «Развитие воображения дошкольника». Дьяченко посвятила ее проблемным сторонам в работе над детским воображением.

В книге Дьяченко описала особенности творческого развития детей, которые связаны с возрастом, подробно осветила динамику развития человека.

Также Дьяченко описала игры и упражнения для работы с дошкольниками, которые при регулярном использовании помогут устранить проблемы с творческим развитием.

Дьяченко разработала методику, которая активизирует творческие способности малышей. Она пришлась по вкусу как родителям, так и преподавателям в дошкольных заведениях.

Развитие воображения у умственно отсталых ребят с ЗПР

Для умственно отсталых ребят характерно недостаточное развитие воображения и творческих способностей в целом. Это происходит из-за того, что у ребят с ЗПР потребность в развитии и получении новых знаний гораздо менее выражена, чем у их сверстников. Поэтому у умственно отсталых детей формируются искаженные, а иногда вовсе не правильные, представления об окружающем мире.

Детям с ЗПР нужно уделять больше внимания на занятиях, чем их сверстникам, чтобы вызвать у ребят интерес к обучению. Для умственно отсталых детей характерно:

  • Нарушение правильного построения образа;
  • Потерянность в ситуациях, когда нужно быстро создать модель поведения;
  • Создание образов неосознанно, на уровне интуиции.

Детям с ЗПР уделяйте особое внимание. Для развития воображения умственно отсталых детей используйте такие методики:

  • Сочиняйте вместе сказки и небольшие истории, обсуждайте с ребенком, как бы он поступил в заданной вами ситуации;
  • Придумывайте вместе несуществующую машину, животное, растение. Рисуйте эти объекты, воплощая фантазии на бумаге;
  • Просите дошкольника изображать животных или машины;
  • Просите малыша закончить рисунок, который был ранее вами начат;
  • Просите малыша складывать из геометрических фигур целые картинки.

При обучении умственно отсталых детей нельзя делать ставку на групповые занятия. Малыш с ЗПР должен получать гораздо больше внимания, чем здоровые дети, поэтому занимайтесь с каждым из них индивидуально, уделяя ребенку все внимание.

Таким образом, развитие воображения в детском возрасте – важный процесс, который многие недооценивают. Он необходим для дальнейшей успешной социализации человека и достижения задуманных целей.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: https://yourspeech.ru/child/kid/razvitie-voobrazheniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

3. Методики диагностики воображения у детей дошкольного возраста

Метод диагностики воображения художественного — «Рисунок».

В данном методе детям предлагают обычные, стандартные листы бумаги формата А4 и цветные карандаши либо фломастеры (не менее шести разных цветов). Детям дается задание: придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На выполнение задания отводится 5-10 минут. В ходе анализа каждый рисунок оценивается в баллах по следующим признакам:

  • — скорость процессов воображения;
  • — необычность, оригинальность стиля;
  • — богатство воображения (уровень фантазии, разнообразие);
  • — проработанность деталей и глубина образов;
  • — эмоциональность образов [5].
  • Диагностика воображения речевого — «Вербальная фантазия».

Ребёнку необходимо придумать рассказ (сказку, историю) о каком-нибудь живом существе — человеке, животном, или о чем-либо другом (по выбору ребенка) и изложить устно в течение 5-10 минут.

На придумывание темы или сюжета рассказа (сказки, истории) отводится 1 минута, после чего ребёнок приступает к сочинению.

Анализ устного произведения и оценка воображения проводятся аналогично методике «Рисунок».

Метод диагностики воображения художественно-прикладного — «Скульптура».

Детям предлагается для лепки пластилин или глина и дается задание: слепить в течении 5-10 минут какую-нибудь фигурку, поделку. Воображение каждого ребёнка анализируется и оценивается аналогично предыдущим методикам.

Метод «Спросить и угадать» — это одна из наиболее понятных моделей определения воображения, направленная на выявление чувствительности, любознательности к новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию.

При выполнении данного задания нужно задать вопросы к картинке с изображением какой-либо ситуации, попробовать угадать, что предшествовало этой ситуации (предположительные причины возникновения ситуации) и что произойдет в дальнейшем (последствия, предполагаемый результат).

Любознательность выражается в количестве и качестве вопросов, определяющих способность ребёнка выйти за пределы изображённой на картинке ситуации, а предположения гипотез о причинах и следствиях событий моделируют творческую способность воображения ребёнка.

  1. Метод «Усовершенствование игрушки».
  2. Одно из наиболее глубоких, сложных и показательных заданий, которое вызывает большой интерес у детей и обладает высокой степенью валидности (характеристика степени измерения).
  3. Метод «Необычное использование».

Это модификация широко известного теста Джон Гилфорда. В этом задании испытуемым бывает трудно преодолеть ригидность — уйти от тривиальных ответов. Ригидность проявляется в том, что тестируемый фиксируется лишь на одном способе действия, например, предлагает использовать коробки только в обычной функции: как ёмкости, в которые можно складывать что-либо.

Метод «Необычные вопросы»».

Задание представляет вариант первого задания, только с более сильным акцентом на необычность вопросов.

Метод «Невероятные ситуации». В этом задании требуется объединение воображения и фантазии. Испытуемый сталкивается с невероятной ситуацией и должен представить себе все возможные выходы из неё. Данное задание является одним из наиболее эффективных, но многие дети считают его невыполнимым либо трудно выполнимым.

Тест «Нарисуй картинку». Оригинальный тест с использованием определенного элемента рисунка в качестве исходной точки для создания картинки. Этот элемент представляет собой цветное пятно, по форме напоминающее простой, обычный предмет, образ. Художественный уровень рисунков в тестах не оценивается, здесь важна сама идея.

Тест «Закончи рисунок». Состоит из 10 различных картинок. Сконструирован автором из нескольких тестов.

Как известно из гештальтпсихологии, незаконченные фигуры вызывают желание, стремление завершить их быстро лёгким, простейшим способом.

Ребёнок, способный увидеть и объединить несколько/все фигурок в одну целостную композицию, обладает чёткой целостностью восприятия, видения мира, перспективы; личностной целостностью [5].

Тест «Повторяющиеся фигуры» аналогичен предыдущему, но стимульный материал представляет собой одни и те же фигуры, поэтому тестируемому ребёнку постоянно приходится преодолевать ригидность мышления и выдвигать новые идеи.

Методика «Где чье место?» Для того чтобы так играть, надо уйти от конкретности и реальности (в данном случае вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком — общение взрослого с ним (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой.

Иными словами, ребенок должен проявить свое воображение На этом принципе и основана игра-методика «Где чье место?». Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.

Для проведения этой методики-игры используется следующий рисунок:

  • Рис. 1
  • Отдельно вырезаются кружки-вставки:
  • Рис. 2

Источник: https://psy.bobrodobro.ru/6037

Ссылка на основную публикацию