Приемы работы с кинетическим песком в детском саду

В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание на терапевтический эффект от игры с песком при психических расстройствах детей и взрослых. Он стал применять этот метод для психокоррекции своих пациентов и в дальнейшем описал его. Метод этот приобрел название юнгианского. Он нашел широкое применение в практической психологии.

Несомненный терапевтический эффект юнгианского метода позволяет добиваться серьезных результатов в лечении психосоматических расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, игра с песком является великолепным подспорьем в развитии навыков и умений детей дошкольного возраста. Эта методика получила название Sandplay.

Терапевтические игры с песком для детей дошкольного возраста: что надо для игр в юнгианской песочнице?

  • В Сандплей используется деревянный ящик, окрашенный изнутри и снаружи голубой или синей краской. Ящик должен быть водонепроницаемым потому, что в процессе игр песок приходиться мочить. Габариты ящика для 1-3 детей должны быть — 50х70х8 см. Такие габариты выбраны не случайно, это оптимальное поле зрительного восприятия ребенка, он способен охватить его целиком. Голубой или синий цвет  — это символы неба и воды, кроме того эти цвета действуют успокаивающе на психику ребенка. Ящик может быть и из других материалов, но предпочтение следует отдать именно дереву.
  • На 2/3 объема ящик засыпается песком. Песок должен быть чистым, просеянным, можно использовать речной или морской песок, главное, чтобы он не был не слишком мелким и не слишком крупным. Он должен быть сыпучим и приятным на ощупь.
  • Для игр в песочнице нужна коллекция миниатюрных игрушек. Размер игрушек не должен превышать 8 см.

Приемы работы с кинетическим песком в детском саду

Игрушки для песочной терапии:

  1. Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.
  2. Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза», можно самим слепить фигурки из пластилина или сделать поделки из соленого теста. Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные
  3. Предметы домашнего обихода: детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.
  4. Сказочные персонажи добрые и злые.
  5. Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои.
  6. Украшения, сувениры.
  7. Природные элементы: ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.

Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.

Занятия по методу Sandplay — какие игры сохранят интерес ребенка к песочной терапии?

Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребенка в мире — это тактильное ощущение. И подсознательно люди привыкли ему доверять.

Именно это доверие к тактильно-кинестетическим ощущениям и делает терапевтические игры с песком столь результативными. Поэтому и начинать игротерапию нужно с тактильного знакомства с песком.

Есть ряд методик, как грамотно и правильно выстроить эти занятия.

Знакомство с песком по методу Sandplay — игры для маленьких детей

Предложите детям проделать следующие действия с песком:

  1. Поскользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями, как ашинки, как санки, как змейки.
  2. Сделать те же движения ребрами ладоней и обсудить с ребенком разницу в оттисках, постараться дать ребенку возможность самому объяснить, в чем разница. Старайтесь не поправлять ребенка, не навязывать ему своего мнения, а,  напротив, всячески поощрять и хвалить его.
  3.  Набрать песок в ладошки и высыпать его тонкой струйкой, проговаривать ощущения, испытываемые при этом. Сделать это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.
  4. Закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.
  5. Раскрытую ладошку положить на песок и закрыть глаза. Затем взрослый насыпает песок на пальчик, а малыш должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.
  6. Пробежаться пальчиками по песку, оставляя на нем следы. Или поиграть на песке, как на пианино. Все это нужно проделывать с ми.

Приемы работы с кинетическим песком в детском саду

Песочная терапия: упражнения для детей для развития моторики, снятия эмоционального напряжения, агрессии 

Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа), он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения, развивается мелкая моторика рук. Когда ребенок пытается проговаривать свои ощущения, происходит развитие речи, мышления, поэтому значение песочной терапии трудно переоценить.

Приемы работы с кинетическим песком в детском саду

Упражнения для песочной терапии

  1. На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют оттиски своих рук, сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делают это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребенка рассказать о своих ощущениях. Маленький ребенок будет не многословен, нужно задавать ему наводящие вопросы. Какой песок? Гладкий? Сухой? Какая разница в ощущениях прикосновений тыльной стороной ладони? Это учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или не приятные. Казалось бы, такая простая процедура, как прикосновение дает богатейший опыт для размышлений, если делать это осознанно. Такие  упражнения развивают мелкую моторику, учат давать характеристику своим ощущениям.
  2. Создать пальцами, костяшками пальцев, ребрами ладоней, кулачками различные узоры на песке, а затем пофантазировать, на что они похожи. Можно увидеть цветы, снежинки, ветки или следы животных. Тут необъятный простор для фантазии, нужно только ненавязчиво, исподволь пробудить ее в ребенке. Это упражнение положительно влияет на эмоциональное состояние детей.
  3. Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпывается двумя ладонями, а вот для ливня можно использовать, как вспомогательный материал, детское ведерко. Важно, чтобы ребенок осознал идею своей причастности к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться. Мир перестанет быть для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию.

Приемы работы с кинетическим песком в детском саду

Как применяется песочная терапия для коррекции эмоциональных, логопедических и других проблем у детей?

Как песочная терапия помогает в лечении психосоматических заболеваний?

Детям очень трудно выразить словами то, что волнует и беспокоит их глубоко внутри.

У них маленький словарный запас, да даже взрослые не всегда могут докопаться до источника внутреннего дискомфорта, где уж малышу справиться с этой непосильной задачей.

Но страхи и сомнения терзают его душу, и происходит перенос этой душевной боли на тело. Так появляется тик, заикание, энурез, агрессивное поведение.

Психологи называют такие заболевания психосоматическими. Лечение таких заболеваний медикаментозно не приносит успеха. Здесь, как в гомеопатии – подобное лечится подобным.

Психологи говорят, что в таких ситуациях нужно спроецировать свой внутренний на мир вовне. Можно нарисовать свое состояние, но маленькие дети плохо рисуют.

Они расстраиваются, плачут, а взрослые не могут их понять.

Благодаря проигрыванию внутренних переживаний в терапевтических играх с песком, дети освобождаются от гнетущего груза внутренних переживаний и идут на поправку.

Взрослые, наблюдая за их поведением во время игры, учатся понимать и расшифровывать их поведение и адекватно на него реагировать. Такие игры называются проективными и их значение трудно переоценить.

Юнгианская песочная терапия, наряду с игротерапией, как раз представляют собой такой подход, который в невербальной форме с помощью игры с песком и перестановки миниатюрных фигурок, а также через построение песочных картин позволяет проникнуть в глубинные слои психики, в бессознательные эмоции.

Метод дает возможность определить, увидеть в самой постройке, в проявленной художественной форме эмоциональное состояние клиента ребенка, характер отношений между сознанием и бессознательным, между Эго и Самостью.

Работа с песком, как и спонтанная игра, позволяет найти внутри психики силы, движущие ее к исцелению и интеграции, разрешению конфликта, стоящего за психосоматическим симптомом. Такая яркость и образность метода, включающего в себя самостоятельную и никем не навязанную игру ребенка с песком, дополняется сопровождающими вопросами и ми особого рода со стороны терапевта.

(Прилуцкая Мария Игоревна — клинический психолог (МГУ им М.В. Ломоносова), детский психотерапевт, специалист по аналитической работе с психосоматическими расстройствами у детей и взрослых, Московская ассоциация аналитической психологии (МААП).

Приемы работы с кинетическим песком в детском саду

Примеры проективных игр:

  1. «Моя семья». Ребенку предлагают выбрать из огромного разнообразия предметов те, которые ему понадобятся для воссоздания своей семьи. Взрослые никак не влияют на его выбор. Попросите ребенка, чтобы он разместил членов своей семьи как ему хочется. Предложите ему ситуацию, что сейчас вечер и вся семья дома, и каждый занимается своим делом. Обратите внимание, кто находится в центре композиции, спросите ребенка, почему именно этот человек занимает центральное положение. Спросите, каковы его взаимоотношения с «центровым». Расспросите, каковы вообще взаимоотношения в семье. Кому лучше всех живется в семье и почему. Поверьте, что в процессе разбора его композиции, вы, очень много нового и полезного для себя узнаете о своем ребенке и своей семье. Ну, а более глубокий анализ доверьте все-таки профессионалу психологу.
  2. «Мои друзья». Ребенку задаются ситуативные параметры игры. Он должен выбрать фигурки и назвать их именами своих друзей. Не удивляйтесь, если это будут вымышленные персонажи, а среди реальных людей друзей не окажется. В процессе воссоздания заданной вами ситуации будет сделано много открытий. Вы можете узнать о проблемах вашего чада и помочь ребенку преодолеть трудности в общении с детьми в детском саду или школе. А он в процессе игры будет успешно преодолевать эти трудности, что в результате переноса изменит ситуацию и в реальной жизни.
  3. «Сказочные сюжеты». Вы можете предложить ребенку построить свое сказочное царство и населить его добрыми и злыми персонажами. Сам ребенок должен играть роль борца со злом. В этой игре может быть задействовано неограниченное количество миниатюр, причем в процессе он может их свободно менять. Здесь он хозяин положения. Если ребенку не мешать, то откроются такие его глубинные проблемы и страхи, о которых взрослые даже не подозревали. Причем в процессе игры нужно мягко направить ребенка на преодоление этих страхов. Ему следует объяснить, что здесь он хозяин и у него всегда есть выбор и возможность сделать так, как хочет он. Осознание того, что он всесилен и сам может изменить любую ситуацию, сделает ребенка счастливым. Позже и в реальной жизни ребенок станет более уверенным в себе и менее тревожным.
Читайте также:  Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе детского сада по фгос

В. Андреева, песочный терапевт, юнгианский аналитик: 

Использование метода Песочной терапии приглашает нас  в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно.

Процесс разворачивается как с сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте, потерянным частям себя и отношений.

Меня не перестает удивлять и вдохновлять оживающие в картинах фигурки, как они соединяют прошлое и будущее, дают возможность познакомиться  с собой и ведут по пути индивидуации.

Н. Скибинская, аналитический психолог, песочный терапевт:

Есть дети, которые опускают руки по локоть в песок и плескаются в песочнице, как в воде. У них на лице блаженная улыбка, и они говорят: «Как хорошо! Как приятно!» В это момент не хочется ни о чем говорить, и наступает спокойствие и умиротворение.

Другие дети иногда даже боятся притронуться к песку. Один ребенок потихоньку спускал пальчик по бортику песочницы, смотря мне прямо в глаза, как будто боялся обжечься.

Так обычно трогают воду, чтобы понять, горячая она или холодная? Он пытался понять, можно ли мне доверять, не обману ли я его? Но как только он убедился, что песок и обстановка вокруг ничем ему не угрожает, то легко стал с ним взаимодействовать.

Некоторые льют в песочницу много воды. Им нравится возиться в этой «грязи». На улице обычно мамы это не приветствуют, но здесь можно. Процесс работы в мокром песке бывает очень завораживающим, и это состояние иногда хочется продлить.

Переполненная различными чувствами душа во взаимодействии с мокрым песком находит спокойное освобождение. Психика как будто лечит себя сама.

Внутреннее пространство освобождается для нового положительного опыта и чувства принятия, доверия и любви.

Многие дети в песке любят играть в прятки. Они закапывают что-нибудь в песок, а терапевт должен это найти. Потом меняются местами. Таким образом, дети пытаются почувствовать свою нужность и ценность для родителей в переносе на терапевта.

Многие терапевты, которые практикуют песочную терапию, считают, что первый мир в песке, который строит ребенок, это мир его матери. То есть ребенок заполнен материнским бессознательным, которое иногда влияет на него разрушительно.

Песочная терапия помогает освободить внутреннее пространство ребенка для него самого, разорвать слияние с матерью, перестать нести на себе материнские проекции, прекратить воспроизводить негативный сценарий семьи и самому стать творцом своего жизненного пути.

Методика Sandplay может быть применима не только в психологии для психокоррекции, но и в домашних условиях в познавательных целях. Родители, которые всерьез озабочены воспитанием маленького человека, смогут с помощью песочной терапии, сказкотерапии  успешно корректировать поведение своих детей.

В процессе игры развивается фантазия детей, речь, мышление, развиваются коммуникативные навыки, творческие способности. Хорошо бы еще организовать столик со стеклом и подсветкой для рисования песком. Затраты здесь не велики, дорогие игрушки стоят куда больше. Зато отдача от таких игр превзойдет самые смелые ваши ожидания.

Поделитесь с друзьями:

Источник: https://baragozik.ru/razvivaemsya-i-uchim/pesochnaya-terapiya-dlya-detej-terapevticheskie-igry-v-pesok-po-metodike-sandplay.html

Кинетический песок — инновационный сенсорный материал или почему его стоит использовать в работе с детьми

В настоящее время существуют сотни и
тысячи игрушек для детей. При виде ассортимента, у родителей часто разбегаются
глаза: многообразие кукол, машин, пазлов, робототехники, конструкторов,
настольных игр, масс для лепок, танцевальных ковриков и многое другое.

Производители детских игрушек соревнуются в изобретательности, поражая
фантазией, технологиями изготовления, разнообразием функционального применения.

Детские игрушки для девочек, детские игрушки для мальчиков, детские развивающие
игрушки, радиоуправляемые машинки, модели железных дорог — перечислять можно до
бесконечности. Но как выбрать игрушку с пользой для ребенка?

Инновационные технологии также коснулись
области изготовления детских игрушек, одной из таких игрушек является кинетический песок.
В чем же заключается эффективность применения данного продукта? Давайте
познакомимся с ним поближе.

Приемы работы с кинетическим песком в детском саду

  • Кинетический песок – это  совершенно новый и необычный материал как для  игры и учебных процессов, так и для
    терапевтических целей.
  • Кинетический песок похож на мокрый
    пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы,
    оставляя при этом руки чистыми и сухими.
  • Исходя из результатов собственной
    практики работы с детьми с ОВЗ, мы смогли выделить 5 наиболее существенных
    положительных сторон применения данного материала:

1.
Развитие мелкой моторики.

Дети с ДЦП имеют слаборазвитую мелкую
моторику. Часто у них проявляется сильная спастика, мышечная зажатость,
напряжение и т.д.

Другая категория детей с ДЦП – это дети
со слабым мышечным тонусом, которые не способны держать карандаши, кисточки,
регулировать силу нажима и т.д.

Эти дети моторно неловки, простейшие
манипуляции с предметами для них являются целым испытанием.

Кинетический песок по своей структуре
подходит и тем, и другим детям. Его свойства позволяют, и расслаблять чересчур
напряженные мышцы ребенка, и развивать силу мышечного тонуса.

Чередование упражнений обеспечивает в
процессе игры терапевтический эффект.
Кинетический песок – отличный способ развивать и корректировать мелкую моторику
ребенка с ДЦП.

Приемы работы с кинетическим песком в детском саду

2.
Развитие воображения.

Развитие воображения у младших дошкольников
с ДЦП по сравнению с нормально развивающимися сверстниками происходит в более
медленном темпе и характеризуется несформированностью способности к
переконструированию, комбинированию приобретаемого опыта.

Кинетический песок
дает возможность ребенку самому создать собственную композицию или фигуру,
украсить ее, придумать к ней историю.

Все это стимулирует работу
наглядно-образного мышления и воображения, что мы отмечаем, как положительный
фактор для развития ребенка в целом.

Приемы работы с кинетическим песком в детском саду
3.
Развитие мышления.

Нарушения мыслительной деятельности у
детей с ДЦП проявляются в недостаточной сформированности понятийного,
абстрактного мышления, что в значительной степени обусловлено нарушениями
семантической стороны речи.

Недостаточность высших корковых функций
может также проявляться в задержке формирования пространственных и временных
представлений, стереогноза (узнавание предметов на ощупь).
Процессы моделирования и конструирования в время игры с кинетическим песком
способствуют преодолению и коррекции вышеперечисленных дефектов.

Важным положительным моментом работы с кинетическим песком является возможность
комбинирования его с развитием речи, ФЭМП, установлением межпредметных связей и
др.

4.
Релаксация, снятие тревожности и профилактика аффектов.

Для детей с церебральным параличом
характерны разнообразные эмоциональные расстройства.  Они проявляются в виде повышенной
эмоциональной возбудимости, неадекватной реакции на обычные раздражители
окружающей среды, склонности к колебаниям настроения.

Повышенная эмоциональная возбудимость
может сочетаться с радостным, приподнятым, благодушным настроением (эйфория).
Нередко, эта возбудимость сопровождается страхами, зачастую характерен страх
высоты.

Приемы работы с кинетическим песком в детском саду

  1. Занятия с кинетическим песком в
    различных дидактических игровых формах расслабляет и уравновешивает ребенка,
    регулирует уровень эмоциональной лабильности, переключает его внимание.
  2. У ребенка вырабатывается усидчивость, он
    сосредотачивается на определенном виде деятельности.
  3. Приятный на ощупь песок положительно
    влияет на фон настроения ребенка как перевозбужденного, так и находящегося в
    дисфоричном состоянии.

5.
Экологичность и гипоаллергенность компонентов.

 В
настоящее время среди детей (и не только с ДЦП) стало увеличиваться число
детей-аллергиков, которые имеют препятствия и трудности в отношении питания,
контакта с домашними животными, спорами растений, красителями, используемыми
для создания игрушек и т.д.

Учитывая этот факт, мы считаем, что
необходимо указать на гипоаллергенность кинетического песка. Он не содержит
глютен, пшеницу и другие аллергические элементы.

Кинетический песок состоит на 98%
очищенного кварцевого песка и 2% реагента – эффективного, но абсолютно
безопасного. Стоит отметить, что срок службы данной игрушки составляет 5 лет,
что является достаточно продолжительным периодом по сравнению с другими
развивающими игрушками.

Приемы работы с кинетическим песком в детском саду

Эффективность работы с кинетическим
песком доказана нами на собственной практике, наблюдается положительная
динамика по всем пяти критериям, использование песка позволяет нам создавать различные
коррекционно-развивающие игровые ситуации, которые детям очень нравятся.

  • Видеоролик в помощь.
  • Кондратенко Игорь Сергеевич, воспитатель

P.P.S. — Правда захотелось поиграть?))))))

Источник: http://darkpumpkin777.blogspot.com/2015/09/blog-post_25.html

Игры с кинетическим песком

Вы наверняка уже слыхали о кинетическом песке. В последнее время он достаточно популярен среди активных мам, пишущих в блоги.

Если вы не трогали его, то описать словами его свойства мне будет сложно. Это вещество может и сохранять форму, и рассыпаться.

Оно становится тверже при сжатии, но форма (например, большой шар) может «развалиться» со временем под действием силы тяжести. Вещество имеет часть свойств влажного песка, однако оно не влажное.

Оно слипается между собой, но не липнет к рукам и другим предметам. Оно мягкое, податливое, но не «воздушное».

Такой необычный материал отлично подходит для игр и развития малышей. Песок универсален, поэтому и спектр его применения широк.

Приемы работы с кинетическим песком в детском саду

Какие именно навыки совершенствуются у детей во время игры с кинетическим песком?

Развивающие игры с кинетическим песком: 8 направлений

1. Развитие мелкой моторики

Кинетический песок помогает развитию моторики. Его можно сжимать, прихлопывать, тромбовать. Можно тыкать пальцами, защипывать — для развития указательных пальчиков и щипкового захвата.

Приемы работы с кинетическим песком в детском саду

Из песка можно сделать шарики или разгладить поверхность скалкой — это развивает двусторонние навыки.

Можно копать его совком, как обычный песок, или резать пластмассовым ножиком. Эти упражнения тренируют захват и учат пользоваться инструментами (вместо совочка можно для разнообразия брать разные ложки, лопатки и т.д.).

Разровняйте поверхность песка и дайте малышу формочки или небольшую чашку. Можно просто нажимать на перевернутые формочки, чтобы получать отпечатки. Так будут развиваться мышцы пальчиков и рук.

2. Сенсорное восприятие

Кинетический песок — идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения. Малыши любят все трогать, поэтому с удовольствием играют с песком, мнут его, пропускают сквозь пальцы. Бывает, что ребенка не оторвать от лотка/песочницы. Подобные занятия успокаивают и положительно влияют на умение сосредотачиваться.

Есть дети, которые очень чувствительны к «грязным» занятиям (а некоторые «закрыты» к новым вещам в целом, долго не решаются пробовать что-то неизвестное или неприятное на вид). Так вот, кинетический песок им подойдет лучше обычного — он мягкий и не липнет. Повторю: если вы держали такой песок в руках, то поймете, о чем речь.

Читайте также:  Театрализованная деятельность в старшей группе детского сада, проект, картотека, перспективное планирование, программа

Несмотря на то, что он обладает свойствами влажного песка, он мягкий, сухой и немного прохладный на ощупь. Он не застревает под ногтями, не липнет, не колется. Идеально подходит для детей с сенсорной защитой. Даже если ребенок не сразу соглашается потрогать песок, но он может легко играть с ним с помощью ложки или лопатки.

Избегая прямых прикосновений, ребенок все же идет на взаимодействие.

Именно кинетический песок широко используется в США для занятий трудотерапией с детьми с аутизмом и отклонениями в развитии.

3. Рисование и подготовка руки к письму

До того, как ребенок начнет учиться писать ручкой, полезно предоставить ему возможность попробовать рисовать и отрабатывать навыки предварительного письма на различных «сенсорных поверхностях». Кинетический песок идеально подходит для этих целей.

Дети могут рисовать пальцами или небольшими «приспособлениями» (счетными палочками, зубочистками, палочками от мороженого, неподточенным карандашом). Пусть рисуют черточки, каракули, геометрические фигуры, повторяют написание букв по вашему примеру.

Это даст им дополнительные сенсорные навыки и поможет приобрести опыт письма даже без письменных принадлежностей.

4. Развитие творческого мышления

Кинетический песок — материал, «открытый» для фантазии (то есть нет определенного и единственного способа, как с ним можно играть). Песок развивает в детях творческие способности.

У ребенка формируется определенный опыт, он открывает для себя новые и новые цепочки «идея — воплощение, деятельность, двигательная активность — результат». При работе с «открытым материалом» ребенок сначала думает, как именно использовать эту «субстанцию».

Потом идет процесс обдумывания плана действий. Ну и самое приятное — получение результата.

Кинетический песок полезен для занятий с детьми-аутистами. Предоставив в распоряжение малыша лоток с песком и несколько «инструментов» (формочки, совочки, палочки) и задумчиво спросив «Хм, что мы можем с этим сделать?», вы запустите мыслительный процесс.

5. Ролевые игры

Примерка определенной роли, воспроизведение характерных для нее действий связаны с творческим мышлением. Исследования показали, что для познавательных игр малышей и детей дошкольного возраста требуется минимальный реквизит.

Обычно достаточно того, что есть под рукой. Реквизит облегчает символические игры.

Например, посудка для игры в кухню или фигурки животных — и фантазии уже есть где разгуляться! Можно утверждать, что дошкольные годы — отличный возраст для творческой реализации.

Приемы работы с кинетическим песком в детском саду

Начните с простого: покормите животных, устройте для них ванну; испеките красивый песочный пирог.

6. Развитие речи

Знаете ли вы, что сенсорные занятия с таким материалом, как кинетический песок, могут реально помочь детям развить речь и улучшить языковые навыки? Это не просто игра в куличики, это взаимодействие между ребенком и «партнером по общению» (да-да!).

Простые, но очень важные правила: не торопитесь и будьте рядом. Подстройтесь под малыша, найдите зрительный контакт. Пусть ребенок станет ведущим, рассказывает, комментирует и задает вопросы. Как помочь ребенку заговорить, используя простые приемы игры, — это отдельная и достаточно обширная тема.

7. Тренировка внимания

Развитие ручек (моторики пальчиков, силы нажатия) напрямую влияет на развитие мозга. Мозг готов к учебе! Простые упражнения с кинетическим песком можно делать перед занятиями, в которых ребенку понадобится сосредоточенность на задаче (например, рисование, письмо, вырезание, настольные игры).

8. Спокойствие и расслабление

Когда мы только-только купили кинетический песок, я вместе с ребенком «зависла» над лотком. Если медленно много раз пропустить песок через пальцы, то инстинктивно замедлится дыхание. Соответственно, станет спокойнее. А спокойствие никому не помешает, не так ли? В том числе мамам, которые пытаются хоть чем-нибудь увлечь своего сорванца.

Примеры наших игр с кинетическим песком

Все игры адаптируйте под ребенка. У каждого есть любимые персонажи, любимые «процессы» — начинайте с них, чтобы заинтересовать. А потом уже расширяйте сюжеты.

Динозавры и яйца

Дочка любит динозавров. У нас есть много фигурок разного размера: «взрослые» и «малыши». Малышей мы «упаковываем» в яйца, а потом родители-динозавры ждут их появления на свет, радуются и т.д..

Приемы работы с кинетическим песком в детском саду

То же самое можно делать с птичками.

Чьи следы?

Для игры понадобятся фигурки животных. Разравниваем поверхность песка, в уголке строим небольшую пещеру. Животным оставляем на песке следы, ведущие в пещеру. Следим — «охотимся» — за животным, пытаясь угадать, кто именно спрятался.

Вот видео одной из наших игр с кинетическим песком:

А это еще одна небольшая видеозарисовка. Достали песок, дочка попросила пуговицы и стала лепить пирожные.

Еще интересные материалы на схожие темы:

Источник: http://volzhanka34.ru/igry-s-kineticheskim-peskom.html

Использование игр с кинетическим песком в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Огородник С. И., Ширенина К. В. Использование игр с кинетическим песком в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №1. — С. 12-14. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/77/2706/ (дата обращения: 24.10.2019).



В данной статье раскрываются особенности детей младшего дошкольного возраста, понятие адаптации, которая применима к этим детям в условиях ДОУ и описываются возможности применения игр с кинетическим песком для помощи детям младшего дошкольного возраста в адаптации к условиям ДОУ. Акцент делается на положительных характеристиках кинетического песка, которые отличают его от пластилина, глины, соленого теста. В статье приводятся примеры игр с песком.

Ключевые слова: дошкольный возраст, адаптация, воспитатель, кинетический песок, игра

Детский сад — это ступень социализации ребенка, это первый опыт общения с большим количеством новых людей. Как правило, ребенок привыкает находиться в ограниченном коллективе родственников и знакомых, которых он знает. И смена окружения, быта, условий, режима могут повлечь сложности в адаптации к детскому саду.

Адаптация, в переводе от лат. adapto — приспособляю, означает «приспособление». Большой вклад в изучение проблем адаптации детей к условиям ДОУ сделан в отечественной науке. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в психолого-педагогических работах Г. Ф. Кумарина, Н. Д.

Ватутиной, где рассматриваются особенности психологической адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребёнка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

Исследователи отмечают, что в этот период ребенок особенно нуждается в помощи и поддержке со стороны педагогов [1, с. 2].

Смысл адаптационного периода в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации менее болезненным для ребенка и более интенсивным, быстрым, чтобы этот процесс не смог нарушить психическое и психологическое здоровье ребенка. А одним из условий этого является управляемость данным процессом.

Применительно к дошкольному учреждению именно педагог призван управлять адаптационным процессом, привлекая к этому родителей, всех сотрудников дошкольного учреждения. Взрослые несут ответственность за содержание жизни ребенка, соблюдение его прав и реализацию его возможностей.

Поэтому педагогическая поддержка является необходимой мерой сопровождения процесса адаптации ребенка в ДОУ [2, с. 2].

В общем смысле слова под адаптацией понимается процесс приспособление организма к новой обстановке.

Начало посещения ребенком детского сада — это резкое и значительное изменение в жизни ребёнка, это важный этап, который, при неуспешном его прохождении, может приводить к серьёзным нарушениям поведения ребенка и развитию отрицательных реакций, поскольку меняется весь его предыдущий распорядок дня: питание, окружение, манера общения.

Детский сад, конечно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением, новыми отношениями, новыми правилами поведения, новым ритмом.

Поскольку в условиях семьи ребёнок с первых дней жизни привыкает к определённому режиму, способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним, что впоследствии вырабатывается в привычку. Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказываются на его поведении.

Это объясняется тем, что жизненный опыт ребёнка невелик и приспособление к новым условиям представляет определённую трудность. Все это приводит к изменению ребенка: изменяется его аппетит, сон, эмоциональное состояние. Может измениться целый ряд сложившихся привычек. Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро и в таком состоянии его оставлять один на один с такими изменениями нельзя, обязательно нужна помощь, как родителей, так и воспитателей [1, с. 2].

На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Это: изотерапия, аромотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, куклотерапия, имаготерапия, сказкотерапия и др.

Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.

Подробнее остановимся на такой нетрадиционной методике, как песочная терапия, поскольку этот метод игры для детей в ДОУ довольно новый и будет очень интересен, так как детям очень нравится играть в больших песочницах на улице или играть с песком на пляже.

В основе работы с детьми в период адаптации лежат психологические особенности каждого возрастного этапа развития, кризисные периоды, а также психологические новообразования и ведущий вид деятельности.

В младшем дошкольном возрасте ведущий вид деятельности — это игра. Поэтому в оказании помощи детям младшего дошкольного возраста в адаптации к условиям ДОУ воспитатель должен делать акцент на игру.

Игра может складываться с разными предметами: мячом, пластмассовыми и деревянными игрушками, куклами, машинками, кубиками, пирамидками. Но, введение новых методов работы с детьми является всегда интересным.

Поэтому использование игр с кинетическим песком в качестве помощи в адаптации детям младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ будет очень занимательным и новым.

Кинетический песок — это потрясающая игрушка для детского творчества, это сыпучий материал, частички которого как бы прилипают друг к другу, поэтому работать с ним очень удобно и приятно. Это намного интереснее, чем играть с обычным песком, глиной или пластилином.

Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но, в то же время, он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими.

Работа с ним обладает целым рядом положительных моментов: простота; эстетичность; пластичность; безопасность и экологичность [3, с. 20].

Кинетический песок состоит на 98 % из обычного кварцевого песка и на 2 % из силиконового полимера, который применяют в пищевой промышленности как добавку Е 900. Таким образом, он является полностью безопасным при использовании.

  • У кинетического песка есть много положительных характеристик, которые отличают его от пластилина, глины, соленого теста: песок не прилипает к рукам и одежде, со временем он не высыхает, а остается «влажным на ощупь», он не имеет запаха и не токсичен, при проглатывании не вызывает дискомфорта в кишечнике и естественным путем выходит из организма ребенка, не требует специального хранения.
  • Использование техники работы с кинетическим песком в работе с детьми — дошкольниками дает возможность: оптимизировать эмоциональный фон, справиться с травматическими переживаниями, гармонизировать психоэмоциональное состояние; формировать установку на положительное отношение к себе; способствовать успешной адаптации; развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение); развивать творческий потенциал; сформировать коммуникативные навыки; тренировать мелкую моторику рук.
  • Для помощи детям младшего дошкольного возраста в адаптации к условиям ДОУ можно проводить такие игры с кинетическим песком, как: «Знакомство с песком», «Готовим печенья и кексики», «Волшебные отпечатки на песке», «Чья горка выше», «Угадайка», «Заборчики».
Читайте также:  Неделя толерантности в детском саду, планирование, конспект занятия, игры и прочее

Игры с кинетическим песком могут развивать осязательные чувства, способствовать развитию концентрации внимания, сосредоточенности, творческого мышления. Одновременно с этим при лепке ребенок может создавать свою сказку, вербально описывая свои действия.

Кинетический песок может быть разных цветов, что способствует развитию сенсорного поля ребенка.

Постепенно деятельность по изготовлению простых фигур из песка (куличей, горок) может перейти к более сложным играм, которые становятся развивающими. Например, игра «Угадай кто это?», где воспитатель делает из песка силуэт геометрической фигуры, животного, посуды…, а дети отгадывают, что это может быть. В дальнейшем дети уже могут сами лепить силуэт и загадывать предметы.

Игра «Найди отличие» позволяет развить наблюдательность детей. Игра состоит в том, что воспитатель лепит фигуру или предмет, когда дети отворачиваются, воспитатель добавляет какую-либо деталь и дети, повернувшись, должны отгадать отличие. В более взрослом возрасте ведущим игры так же может стать ребенок.

Лепка пластилином в детском саду может варьироваться лепкой кинетическим песком, так как у детей первой младшей группы не всегда в полной мере развита мелкая моторика, то им бывает сложно размять пластилин или его скатать. Кинетический песок в этом плане дает больше возможностей ребенку осуществить задуманное.

Так как сейчас в детских садах введено календарно-тематическое планирование, то игры с кинетическим песком могут соответствовать тематике недели.

В игры с кинетическим песком можно включать соревновательный момент, например, построить самую большую башню, самый длинный забор…

После изготовленной фигуры дети могут объяснить свой замысел и быстро внести коррективы в свою работу. Поэтому такой вид деятельности дает возможность ребенку исправить ошибки или устранить недоработки и стать при этом успешным.

У кинетического песка так же есть функция снятия психоэмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроя, поэтому работа с песком будет иметь положительное воздействие на детей, имеющих нарушения эмоционального состояния.

Таким образом, игры с кинетическим пеком помогут детям благоприятно адаптироваться к новым условиям в ДОУ, быстро установить доброжелательные отношения со сверстниками и окружающими взрослыми; способствовать устойчивости эмоционально- положительного самочувствия и активности каждого ребёнка; развитию познавательной активности детей и любознательности. А так же способствовать творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности, обеспечивать комфортные условия пребывания в ДОУ.

Кинетический песок продается в магазинах разных цветов и объемов, что дает возможность родителям любой финансовой обеспеченности приобрести его. А уже в более старшем возрасте, можно установить коробку с песком в группе.

Литература:

  1. Бутывченко А. В. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к ДОУ. // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум — 2015». https://www.scienceforum.ru/2015/1199/11602
  2. Иваненко Л. Н. Адаптация детей младшего дошкольного возраста. http://ext.spb.ru/index.php/10165. — образовательный портал
  3. Яковлева Е. В. Кинетический песок как одно из средств развития творческого воображения дошкольников [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III международной научной конференции (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — 125 с.

Основные термины (генерируются автоматически): кинетический песок, ребенок, детский сад, младший дошкольный возраст, игра, дошкольный возраст, адаптация, песок, дошкольное учреждение, соленый тест.

Рубрика: Дошкольное

Источник: https://moluch.ru/th/1/archive/77/2706/

Кинетический песок в работе с детьми раннего возраста в период их адаптации в ДОУ | Дошкольное образование | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

  • Кучеренко Екатерина Владимировна
  • Организация: БДОУ
  • Населенный пункт: г. Омск

«Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка!» — так говорил известный педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

Песок поистине удивительный природный материал: он способен передать одновременно различные ощущения, в частности ощущение разнообразия природы, возможности своего тела и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм. С каким удовольствием дети играют с песком, оставляя на нем отпечатки своих рук и ног, чертят линии, создавая замки и целые города, роют ямки и «пекут пирожки»!

Именно поэтому в своей работе в детском саду мы активно используем игры в кинетической песочнице как один из методов, формирующих всестороннее развитие ребенка: эстетическое развитие, развитие творческих способностей, мышления, речи.

Кроме того, такие игры позволяют сохранять и укреплять психологическое здоровье ребенка. По мнению Карла Густава Юнга, «игра в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

Иными словами, песочная терапия — это невербальная форма психотерапии.

В настоящее время мы, воспитатели, имеем большие возможности обогащения развивающей среды различными игрушками, играми, конструкторами, которые помогают нам в реализации федерального стандарта дошкольного образования и содействуют развитию способностей наших воспитанников.

Согласно пункту 2.7 ФГОС ДО игра является сквозным механизмом развития ребенка, посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей. Игры в песочнице — одна из форм естественной активности детей.

В жизни каждого ребенка происходит немало адаптационных периодов, и один из них — привыкание в детском саду. Детский сад — это первое социальное учреждение, с которым встречается малыш. В период адаптации к детскому саду необходимо создавать ребенку такие условия, которые позволяли бы включить его в активную и интересную деятельность.

На наш взгляд, «волшебный песок» как раз тот вид деятельности, что и отвечает указанным условиям. Играя с песочком, ребенок может позволить себе просто быть: быть собой, творить, фантазировать; выражать в самой естественной для него форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и досаду, волнения и мечты.

Песочница-волшебница с кинетическим песком действительно оказалась одной из эффективных форм работы в ДОУ.

Популярность использования песка в психотерапии, педагогике, искусстве продиктована свойствами материала и его доступностью. Песок есть богатая сенсорная среда, потому что он бережно стимулирует работу сразу многих видов чувствительности. Деятельность с песком обладает успокаивающим и гармонизирующим эффектом.

Кинетический песок, появившийся на мировом рынке совсем недавно, удивительным образом совмещает в себе свойства сухого и влажного песка. Он легко приобретает форму, удерживает ее и так же легко режется, рассыпается, утекает между пальцами.

В период адаптации ребенка в детском саду игры с песком способствуют:

  • быстрому установлению доверительных отношений между ребенком и воспитателем;
  • снижению высокого уровня психического напряжения;
  • развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики;
  • освоению ребенком норм и правил поведения в группе и в общении с другими детьми;
  • более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций (воспитание, внимание, память, мышление), а также речи.

Например, такая совместная деятельность, как «Знакомство с песком», упражнение «Волшебство», игра «Тучки и дождик», пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять», несомненно, вызывает положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Помимо этого, развивается мелкая моторика, мышление детей. Поскольку малыши учатся проговаривать свои ощущения, обогащается их словарный запас.

В совместной деятельности взрослого и ребенка «Колобок» обогащается тактильный опыт детей, воспитывается способность сопереживать, а также развивается внимание и наблюдательность (автор — Д. С. Матюшина).

В работе с детьми мы руководствуемся следующими принципами песочной игры:

    • реальное «проживание», проигрывание всесторонних ситуаций вместе с героями детских игр и сказок;
    • осмысление опыта и ситуации (разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны);
    • принцип обмена в играх с песком (ребенок и воспитатель легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами);
    • принцип оживления абстрактных символов (песочная игра позволяет сформировать чувство реальности происходящего).

Во время игры может звучать спокойная музыка, а может царить полная тишина — в зависимости от настроя группы. Даже самые застенчивые и молчаливые дети не выдерживают, чтобы не поделиться впечатлениями: во время первой встречи проявляют довольно бурные эмоции.

В детском саду кинетическую песочницу мы успешно используем в процессе обучения, при психопрофилактике, консультировании родителей.

Применяя метод кинетической песочницы, мы, как правило, прибегаем при взаимодействии с детьми к вербальным и невербальным способам поощрения — эмоциональному поглаживанию, телесному прикосновению и поглаживанию рукой. Простое взъерошивание волос на голове ребенка окрыляет его, вселяя в него уверенность в своих силах и возможностях. Дети при таком доверительном контакте становятся добрее и отзывчивее.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим парапсихологи утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию. Следовательно, взаимодействие с песком защищает энергетику ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Таким образом, при применении песочной терапии наблюдается положительная динамика в развитии у детей младшего дошкольного возраста мелкой моторики, мышления, речи. Большое значение также имеет сохранение психологического здоровья ребенка, оказываемое на него при использовании метода кинетической песочницы.

Литература

  1. Андреенко Т. А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2018.
  2. Елагина И. И. Кинетический песок — современный материал развивающей предметно-пространственной среды для организации игр с дошкольниками. II Международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2017).
  3. Грабенко Т. М., Зинкевич — Евстегнеева Т. Д. Чудеса на песке, песочная игротерапия. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

Источник: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/13469

Ссылка на основную публикацию