Познавательное развитие дошкольников в условиях фгос в младшей, средней и старшей группах, картотека тем, примеры конспектов

Познавательное развитие дошкольников в условиях ФГОС в младшей, средней и старшей группах, картотека тем, примеры конспектов

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.

  • В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:
  • — развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
    — формирование познавательных действий, становление сознания;
    — развитие воображения и творческой активности;
    — формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
  • — формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

  1. Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
    — вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
    — использование дидактических игр;
  2. — применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.

Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

  • Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
    интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
    эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
    регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
    творческие — воображение, создание новых моделей, образов.
    Для формирования и развития познавательного интереса следует:
    — развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,
    — укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
  • развивать у детей чувство собственного достоинства.
  • В рубрике «Познавательное развитие» Вы найдёте более подробную информацию по этому направлению.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Источник: http://detstvogid.ru/fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-o-pozna/.html

Дошкольное образование

Петрова Юлия ВикторовнаУчебное заведение: МБДОУ Тацинский д/сад «Колокольчик»Краткое описание работы: Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Юные учёные».

Читать далее

Завгородняя Майя ПавловнаУчебное заведение: МБДОУ «Детский сад№29″Улыбка»Краткое описание работы: Цель проекта: -формирование у детей системы ценностных отношений к природе, животному и растительному миру, воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.

Читать далее

Протасова Ирина ЛеонидовнаУчебное заведение: МКДОУ д.с.№205 Краткое описание работы: Цель:развитие познавательной активности,в процессе детского экспериментирования.
Задачи:обобщить ранее полученные знания об воздухе развить любознательность воспитывать интерес к окружающему миру

Читать далее

Левченко Елена НиколаевнаУчебное заведение: МБДОУ №22 «Родничок»Краткое описание работы: В разработке представлен сценарий досугового мероприятия посвещенного дню матери. очень трогательное мероприятие , обязательно найдёт отклик в сердце каждой мамы.

Читать далее

Алексенко Любовь ВалерьевнаУчебное заведение: МАДОУ №106Краткое описание работы: Дыхательная гимнастика для детей старшего возраста

Читать далее

Оборина Елена ВалентиновнаУчебное заведение: Детский сад 34 город ЧайковскийКраткое описание работы: Дети приходят к домашним животным и играют в игру «Кто где живет» и «Кто как кричит».Ребята рассказывают о животных и кормят их.

Читать далее

Кривоносова Алина АнатольевнаУчебное заведение: МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» г.ЯдринаКраткое описание работы: Формировать умение рисовать кистью на прямоугольной форме: ритмично проводить горизонтальные линии по всей длине (или ширине) «полотенца».

Читать далее

Бармина Ирина АлександровнаУчебное заведение: МБДОУ «Детский сад «золотой ключик»Краткое описание работы: Соответствует ФГос ДОУ.

Читать далее

Шакирова Рузиля Мифтахетдиновна Учебное заведение: МАДОУ»Детский сад комбинированного вида № 35″Соловушка»Краткое описание работы: Открытый ООД для родителей по татарскому языку

Читать далее

Сигаева Наталья ВладимировнаУчебное заведение: МАДОУ»Детский сад комбинированного вида № 35″Соловушка»Краткое описание работы: Проект «Путешествие по сказкам» направлен на повышение интереса к народному творчеству. В проекте представлена работа в средней и подготовительной группе, включающая в себя основные этапы реализации проекта.

Читать далее

Мальцева Марина БорисовнаУчебное заведение: детский сад «Светлячок»Краткое описание работы: Работа поможет молодым специалистам понять что самообразование -необходимое условие профессиональной деятельности воспитателя. Кроме этого в ней раскрываются различные способы и условия организации работы по самообразованию.

Читать далее

Егорова Людмила АнатольевнаУчебное заведение: МБДОУ «Детский сад №180» г. ЧебоксарыКраткое описание работы: В работе показаны опыты, которые можно провести с помощью магнита.

Читать далее

Аринушкина Татьяна ВладимировнаУчебное заведение: ГБОУ Школа 1561Краткое описание работы: Консультация для родителей и воспитателей.

Читать далее

Хурани Ирина ВалерьевнаУчебное заведение: ГБОУ Школа 1561Краткое описание работы: Консультация по развитию речи.

Читать далее

Читайте также:  Занятие по пдд в старшей группе детского сада по фгос

Талызина Елена НиколаевнаУчебное заведение: МБДОУ детский сад № 196Краткое описание работы: Я разработала данный проект с целью расширения знаний детей об осени как времени года и её дарах ( фруктах, овощах, грибах) через познавательно-продуктивную деятельность. Создала необходимые условия для участия в проекте родителей. В ходе проекта дети обогатили свои знания об осени, о многообразии и пользе овощей и фруктов.У них появился интерес к наблюдениям и умение замечать прекрасное, развитие творческих способностей. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.

Читать далее

Страница 1 из 6612345…102030…»Последняя »

В данном разделе образовательного портала Конспектека размещены учебно-методические материалы дошкольного образования, доступные для ознакомления всеми желающими.

На данной странице вы можете найти все необходимые материалы для обучения детей в детских садах, а именно: развивающие занятия для детей, конспекты занятий в детском саду (в том числе в соответствии с требованиями ФГОС), методики обучения детей в ДОУ, сценарии мероприятий, а также различную полезную информацию для воспитателей и родителей. На нашем сайте имеются материалы для различных возрастных групп: младшего, среднего и старшего дошкольного возрастов, и наша методическая копилка постоянно пополняется. Мы приглашаем всех воспитателей и педагогов ДОУ поделиться своими методическими наработками, за что вы получите благодарность от коллег и именное свидетельство о публикации от нашего сайта.

Скачайте бесплатные конспекты занятий в детском саду

Часто выходит так, что воспитатель тратит огромное количество времени и сил при подготовке занятий, и даже такие затраты не всегда гарантируют, что занятие получится удачным. На нашем сайте представлено большое количество полезных материалов по дошкольному образованию.

Если у вас возникли трудности в нахождении нужных вам материалов, вы всегда можете воспользоваться функцией поиска по сайту. Все материалы по дошкольному обучению вы можете скачать совершенно бесплатно и в последующем отредактировать их под свои цели и задачи.

Таким образом, наши готовые учебные материалы позволят любому педагогу ДОУ весьма быстро создать насыщенное и интересное для детей занятие.

Присоединяйтесь к нам и следите за обновлениями на сайте!

Источник: https://konspekteka.ru/doshkolnoe-obrazovanie/

Познавательное развитие — МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОУ

Развитие
познавательной активности у детей дошкольного возраст
                ФГОС ДО 2013 г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различ                Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии На наш взгляд, такое понимание познавательного развития   дошколь.ников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехо.да от одной стадии развития познава.тельной деятельности к другой. К стадиям познавательного разви.тия мы относим: любопытство, лю.бознательность, развитие познава.тельного интереса, развитие познава.каждый из этапов подробнее.1. К первой стадии мы относим любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому пред.мету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельства.ми. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания 2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста мы определили как любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное дение мира, характеризующеесястремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода 3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружа4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно.познавательная                Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).              В качестве рекомендуемых нами видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, мы выделяем:– организацию решения познава– применение экспериментирова– использование проектирования.Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на не.го. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта                  В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам                 После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестно.го. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его при.чинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель дол.жен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не вы.двигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель. К эффективным методам познавательного развития дошкольников от.носится проектная деятельность,обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие кри

Читайте также:  Дидактический материал для детского сада своими руками

           Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательная область «Познавательное развитие»

— Формирование элементарных математических представлений. — Развитие познавательно-исследовательской деятельности. — Ознакомление с предметным окружением. — Ознакомление с социальным миром. — Ознакомление с миром природы. 

Источник: https://www.sites.google.com/a/shko.la/gdou_vb/osnovnye-napravlenia-razvitia-rebenka/poznavatelno-recevoe

Доклад "Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

Познавательное развитие детей — одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности.

Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность — состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста как эволюционный процесс проходит несколько стадий: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познавательной активности, которые переходят от низшей к высшей в совместной деятельности значимого взрослого и ребенка.

Так, на стадии любопытства дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью, яркостью, необычностью самого предмета. 

Любознательностьпредставляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка дошкольного возраста проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого.На этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью.

  • Новым качеством познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы; познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности.
  • К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, основой развития которой служит целостный акт познавательной деятельности.
  • Источником познавательной активности является познавательная потребность, и процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.
  • В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, мы выделяем:
  • – организацию решения познавательных задач;
  • – применение экспериментирования в работе ДО;
  • – использование проектирования.

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

Примерами познавательных задач могут быть следующие:

Неживая природа: почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замёрзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему снег бывает липким? Почему летом и весной идёт дождь, а зимой снег? Почему весной почва к полудню оттаивает, а к вечеру замерзает? и т.д.

Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? Почему растения весной быстро растут? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему кактус поливают редко, а бальзамин часто? Почему рыба плавает? и т.д.

Читайте также:  Физкультурный досуг в подготовительной группе детского сада, конспект спортивного развлечения

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми.

Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

В качестве примеров предлагаем следующие эксперименты.

1. «Есть ли у воды вкус?» 

2. «Какие предметы могут плавать?» 

3. «Куда делись чернила?» 

  1. К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
  2. Наши проекты:
  3. «Мир осени», Голубая капелька», «Наши добрые сказки»
  4. «Волшебный песочек»
  5. Следует запомнить, что Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

В Предметной деятельности дети познают такие свойства как цвет, форму, характер поверхности, вес, расположение в пространстве, температуру и др.

Эта деятельность помогает детям решать задачу путём проб и ошибок, т.е. при помощи наглядно-действенного мышления. В Экспериментировании с песком, водой, тестом и т.д.

открываются скрытые на первый взгляд свойства: вода течёт, она мокрая, в ней тонут или плавают предметы….

Из Общения со взрослыми дети усваивают огромное количество необходимой информации: названия предметов, действий, свойств, отношение взрослых ко всему окружающему.

Совместные игры со сверстниками под руководством взрослых позволяют малышам применить знания и умения полученные ранее.

Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями обогащают сенсорный опыт детей, создают условия для развития наглядно-действенного мышления, развивают мелкую мускулатуру, что благотворно сказывается на формировании лобных долей мозга малышей.

Стихи, сказки, песенки не только доставляют эмоциональное удовольствие, но и обогащают представления детей о мире, выводят его за пределы непосредственно воспринимаемого.

Рассматривание картинок способствует обогащению сенсорного опыта, развитию наглядно-образного мышления.

Двигательная деятельность в меньшей степени, но тоже влияет на познавательное развитие детей. Во-первых, она снимает напряжение, а кроме этого и здесь дети получают много информации о собственном теле, его возможностях, в подвижных играх учатся понимать – зайчики прыгают, лисички – бегают, медведь переваливается со стороны в сторону и др.

В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.

Главные виды игр – сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные, потому что в этих играх удовлетворяется стремление ребёнка к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых.

Игра для дошкольника выполняет ту же функцию, что учебник для школьников, она помогает осознать происходящее вокруг.

Все игры, и развивающие и игры с правилами в том числе, удовлетворяют потребность в познании окружающего.

Коммуникативная деятельность, по сравнению с общением в раннем возрасте, становится более содержательной. Дети способны высказывать своё мнение, задавать «цепочки» вопросов, обсуждать серьёзные вопросы, настаивать на чём-то.

  • Познавательно-исследовательская деятельность, при правильной организации, учит детей видеть проблему, искать способы её решения, фиксировать результат, анализировать полученные данные.
  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд заметно усложняются и позволяет детям выделять больше свойств предметов, получать новые знания.
  • Конструирование, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, конечно, главным образом решают задачи художестенно-эстетического развития детей, но при этом они много узнают нового о средствах и материалах, с которыми работают, знакомятся с произведениями искусства.
  • Таким образом, можно сделать вывод, что каждая из детских видов деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями.

Итак, содержание познавательного развития детей предполагает: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

  1. Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, а также с правильно организованной предметно – развивающей средой дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал.
  2. Желаю Вам успехов в познавательном развитии детей!
  3. ПЕТРОВОБУДСКИЙ ФИЛИАЛ МБДОУ
  4. МИРНИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЕЧНЫЙ»
  5. ДОКЛАД К СЕМИНАРУ НА ТЕМУ:
  6. «Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
  7. ВОСПИТАТЕЛЬ: ВЛАСЕНКО ГАЛИНА ПЕТРОВНА

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/doklad-poznavatiel-noie-razvitiie-doshkol-nikov-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-d.html

Ссылка на основную публикацию