Образовательная программа «детский сад 2100»: суть и особенности работы

«Детский сад 2100» — это комплексная программа воспитания и развития дошкольников, представленная в пособиях и методических рекомендациях, одобренных Министерством образования и науки РФ.

В начальной школе по всем образовательным линиям продолжается непрерывный курс, использующий учебники и программы тех же авторов – разумеется, в том случае, если образовательное учреждение работает по программе «Школа 2100».

В данном образовательном комплексе рассматриваются методические и психолого-педагогические аспекты воспитания и развития детей от 3 до 6 лет. Это структурный компонент системы «Школа 2100».

Современное российское образование грешит отсутствием целостной системы на разных этапах воспитания и обучения детей, а также несогласованными целями. Поэтому разработка единого непрерывного образования представляется особенно важной. Звенья этой непрерывной цепи не только должны быть связаны друг с другом, но каждое из них должно являться основанием для последующего.

Реализация принципа преемственности, обеспечение воспитания и развития дошкольников в тесной взаимосвязи с комплексной системой «Школа 2100», с ее постулатами и концепциями. Ключевая особенность программы – реальное решение проблемы непрерывности дошкольного и начального школьного образования.

Дошкольное образование должно создавать условия для максимально возможного раскрытия потенциала каждого ребенка в соответствии с его возрастом.

Современный детский сад синхронизирует процессы воспитания и обучения, которые начинают взаимно дополнять друг друга, а не противостоять друг другу, а также обеспечивают богатое развитие детей.

Ребенок верит в свои силы, учится быть успешным, видит свой потенциал, становится субъектом своей жизнедеятельности. Все это, несомненно, облегчает ребенку прощание с детским садом и поступление в школу, а также сохраняет и развивает в нем интерес к обучению в новых условиях.

Образовательная программа «Детский сад 2100»: суть и особенности работы

Задачи программы «Детский сад 2100»

  1. Создание содержания, гарантирующего:- гармоничное развитие личности ребенка — развитие познавательной области (памяти, мышления, речи, воображения) — развитие эмоциональной области

    — цельное мировоззрение ребенка

  2. Обучение детей познавательной, практической, творческой деятельности
  3. Развитие у дошкольников опыта самопознания

 Данные задачи решаются в условиях укрепления здоровья детей, формирования предметно-развивающей среды, развития двигательной культуры дошкольников.

 Результатом воспитания ребенка по системе «Детский сад 2100» должно стать осознание дошкольником самого себя, своих особенностей и возможностей, раскрытие своего индивидуального потенциала, умение сотрудничать с ровесниками и взрослыми, общаться с ними, привычка к ведению здорового образа жизни, к занятиям физкультурой, а также психологическая и функциональная готовность к школе. Как уже было отмечено выше, программа «Детский сад 2100» построена в соответствии с принципами образовательной системы «Школа 2100», основная цель которой – обеспечение условий для грамотного развития человека, способного справляться с любыми жизненными проблемами с применением тех знаний, умений и навыков, которые были получены ранее. Данной целью определяются психолого-педагогические принципы программы «Детский сад 2100». Эти принципы отражают представление авторов системы о значении дошкольного периода в развитии и становлении личности детей.

Образовательная программа «Детский сад 2100»: суть и особенности работы

Принципы программы «Детский сад 2100»

  1.  Принцип адаптивности. Формируется адаптивная открытая модель воспитания дошкольников, позволяющая реализовать идею самоценности детства, гарантирующая гуманный подход к индивидуальности ребенка.
  2. Принцип развития. Развитие дошкольника является основной задачей детского сада, причем развитие целостное, закладывающее перспективы для дальнейшего становления.

  3. Принцип психологического комфорта. Ребенок должен быть психологически защищен, должен чувствовать себя комфортно в условиях детского сада. Здесь должна быть создана благоприятная обстановка для его самореализации.
  4. Принцип целостного образовательного содержания. Представления ребенка о социальном и предметном мире должны складываться целостными и едиными.

  5. Принцип смыслового отношения к миру. Мир вокруг ребенка должен стать для него тем миром, частью которого он является, который он так или иначе осмысливает и переживает, а не просто абстрактным миром вокруг.
  6. Принцип систематичности. Это единые линии воспитания и развития.
  7. Принцип ориентировочности знаний.

    О чем это говорит? Дошкольное образование не является просто неким набором систематизированной информации. Его задача – сформировать у ребенка ориентировочную основу, которую в дальнейшем он будет использовать в продуктивной и познавательной деятельности.

    Ведь в плане психологии знание – это есть ориентировочная основа практики, поэтому знания должны быть представлены в понятной и принимаемой детьми форме.

  8. Принцип овладения культурой. Ребенок ориентируется в окружающем мире и ведет себя с учетом интересов и ожиданий других людей.
  9. Принцип обучения деятельности.

    Главное – не передать дошкольникам готовые знания, а так организовать их деятельность, чтобы они сами могли совершать открытия и узнавать что-то новое, решая доступные проблемные задачи. Так у детей формируется познавательная мотивация, а необходимость преодолевать посильные трудности интеллектуального и личностного характера позволяет развиваться волевой сфере.

  10. Принцип опоры на предшествующее развитие. Говорит сам за себя.
  11. Принцип креативности. Обучение творчеству, а также развитие у дошкольников навыка самостоятельного решения проблемных ситуаций и нестандартных задач.Образовательная программа «Детский сад 2100»: суть и особенности работы
  1.  Развитие произвольной деятельности
  2. Овладение познавательной деятельностью, ее эталонами и средствами
  3. Переключение с эгоцентризма на способность видеть происходящее с точки зрения другого человека
  4. Мотивационная подготовленность

 Этими линиями развития определяется дидактика и содержание дошкольного обучения. Программа «Детский сад 2100» разрабатывалась с учетом накопленного положительного опыта современного дошкольного образования, а также с учетом новейших подходов и научных открытий в данной области. На универсальность данная система не претендует, однако ее авторы убеждены, что она помогает преодолевать негативную тенденцию примитивного представления о дошкольном образовании, а также обеспечивает непрерывное развитие ребенка в условиях единой системы на всех образовательных этапах.

Образовательная программа «Детский сад 2100»: суть и особенности работы

и структура программы «Детский сад 2100»

 Программа подразделяется на три основных периода – младший, средний и старший дошкольный возраст. Внутри каждого из этих периодов она представлена такими разделами:

  1. Возрастные особенности дошкольников
  2. Укрепление их здоровья
  3. Физическое развитие детей
  4. Игровая деятельность
  5. Познавательная деятельность. Сюда включены подразделы: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, введение в математику, информатику, художественную литературу, риторика, изобразительная деятельность, синтез искусств, а также конструирование, лепка и аппликация.
  6. Социально-личностное развитие
  7. Развитие личностных качеств

 Информатика и риторика изучаются только в старшей и подготовительной группах. Каждый раздел программы поддерживает общий принцип преемственности и непрерывности воспитания, что обеспечивает дошкольнику благополучное движение вперед на каждом возрастном этапе.

Образовательная программа «Детский сад 2100»: суть и особенности работы

Основные разделы программы «Детский сад 2100»

  1.  Физическому развитию дошкольников уделяется особое внимание, поскольку авторы отмечают, что успешность воспитания дошкольника зависит от того, насколько ребенок готов к нему физически.

    Здоровье понимается не только как самочувствие и физическое состояние ребенка, но намного шире – как способ контакта с миром, как социальное, эмоциональное, психологическое и душевное благоденствие человека. Занятия физкультурой в детском саду приобщают дошкольников к здоровому образу жизни, помогают им освоить культуру движений и гигиеническую культуру.

    Формируется интерес к активной двигательной деятельности, ребенок начинает ощущать потребность в самосовершенствовании, получает удовольствие от упражнений, игр.

  2. Игровая деятельность подразумевает проведение самых разнообразных игр с детьми – творческих, подвижных, дидактических и т.д.

    Игры также способствуют полноценному развитию детей, позволяют ребенку активно сотрудничать со сверстниками и педагогами, что обогащает жизненный опыт дошкольника. Грамотно организованное общение воспитателя с детьми играет значительную роль.

    Воспитатель вовлекает ребенка в диалог, создавая атмосферу взаимопонимания и доверия, способствует проявлению чувственной и эмоциональной сферы у детей. Когда ребенок переходит в школу, игра не теряет своей ценности как способа общения с ровесниками, формирования произвольного поведения, а также получения социального опыта.

    В разделе об учебно-познавательной деятельности игра не случайно рассматривается как отдельный метод обучения.

  3. Социально-личностное развитие – это развитие врожденной любознательности детей, их интереса к самим себе в том числе, к восприятию себя взрослыми и друзьями, поддержка в поиске своего места в окружающем мире, в социальных отношениях, а также овладение базовыми социальными навыками, включая трудовые навыки. Этот раздел сопровождает процесс вхождения дошкольника в мир социальных отношений и новых знаний.Образовательная программа «Детский сад 2100»: суть и особенности работы

 Достоинства программы «Детский сад 2100»

 Дошкольники, которые воспитываются по этой программе, умеют четко отстаивать свою точку зрения, они независимы, общительны, раскрепощены и открыты миру.

Программа базируется на ведении диалога с детьми, причем воспитатель не просто передает знания, а позволяет ребенку самому их открывать.

Процесс обучения сопровождается занятиями с красочными пособиями, состоящими из нескольких частей и включающими в себя внушительный объем знаний и занимательных заданий.

Пособия называются «Здравствуй, мир» (знакомство с окружающим миром), «По дороге к Азбуке» (развитие речи), «Ты словечко, я словечко» (риторика для старшей и подготовительной группы», «Игралочка», «Раз ступенька, два ступенька» (математика). В пособиях вы найдете множество головоломок, игр, кроссвордов, развивающих память, внимание, мышление и логику ребенка.

Во всех образовательных разделах программы «Детский сад 2100» ведущей является игровая деятельность, что способствует гармоничному развитию дошкольников, поскольку все занятия с ними проводятся в игровой форме.

В ходе наблюдения и сравнения ребята самостоятельно обнаруживают отношения и связи в окружающем мире, педагог лишь незаметно подводит их к этим открытиям, стимулируя воображения и вопросы детей.

Особенность программы в том, что изменены не требования к подготовке дошкольников, а механизм достижения ими поставленных целей.

Знания в этой программе даются в пределах возрастной нормы по максимуму, но к усвоению знаний предъявляются минимальные требования (согласно определенным Госстандартом пределам). Обеспечиваются комфортные условия развития для каждого ребенка, каждый из дошколят обучается в индивидуальном темпе.

Это так называемый принцип минимакса. Так исключается перегрузка, но результативность не уменьшается. Принцип минимакса позволяет определить нижний уровень содержания, которое должен усвоить каждый ребенок, а также предлагает его верхнюю границу. Все пособия для системы «Детский сад 2100» написаны с учетом данного принципа.

Отстающий ребенок ограничится нижним уровнем, сильный возьмет все предложенное содержание, остальные разместятся между минимумом и максимумом в соответствии со своими предпочтениями и возможностями.

Но каждый ребенок, обучающийся по системе «Детский сад 2100», будет подготовлен к школе и получит вид на дальнейшее познавательное и личностное развитие.

Источник: https://paidagogos.com/obrazovatelnaya-programma-detskiy-sad-2100.html

Концептуальные основы, принципы и подходы Примерная основная общеобразовательная программа «Детский сад 2100» — презентация

1 Концептуальные основы, принципы и подходы Примерная основная общеобразовательная программа «Детский сад 2100»

2 Примерная основная общеобразовательная программа «Детский сад 2100» рассматривает психолого – педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с общей концепцией ОС «Школа 2100»

3 Образовательная система «Школа 2100» Развивающая, личностно — ориентирванная система нового поколения ( Р. Н. Бунеев ) представлена на разных ступенях образования Дошкольное образование Начальная школа Основная школа Старшая школа

4 Программа дошкольного образования в ОС «Школа 2100» базируется на личностно ориентированном подходе, главным направлением которого является развитие личностного отношения к миру, деятельности, себе, воспитание гражданина, готового к дальнейшей жизнедеятельности на благо общества

5 Специфика содержания дошкольного образования с опорой на личностно ориентированный подход Элементом отбора содержания дошкольного образования ставится такие ориентации для личности, которые дают ей ценностный, жизненный опыт, знание – его часть.

Отбор содержания осуществляется на основе совместной деятельности педагога и воспитанника, на основе диалога. Стирается грань между содержательным и процессуальным аспектами : процесс ( диалог, поиск, исследование, творчество, игра ) – источник личностного опыта.

6 Создаются установки на творчество ; способность к творчеству будет проявляться у современных дошкольников, если систематически и целенаправленно развивать у них творческое мышление Педагог дошкольного образования востребован как личность, как равноправный партнер, его внутренний мир становится частью содержания образования

7 Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными ФГТ соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач Основывается на комплексно — тематическом принципе построения образовательного процесса Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов

8 Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Ведущими критериями развития ребенка являются не ЗУН, а компетенции, проявляющиеся как совокупность способностей.

  • 9 Современные дети и особенности их развития Гиперактивность Любознательность Повышенная потребность к восприятию информации Больший объём долговременной памяти Выше проходимость оперативной памяти Требовательность, настойчивость Не желание подчиняться требованиям взрослых Системно – смысловое мышление
  • 10 Цели программы « Детский сад 2100» Формирование общей культуры личности Развитие физических, интеллектуальных, творческих способностей, обеспечивающих социальную успешность Укрепление здоровья детей, профилактику ( коррекцию ) отклонений в физическом и ( или ) психическом развитии
  • 11 Развивающие задачи Развитие способности устанавливать контакт в общении и совместной деятельности, взаимодействовать со сверстниками, проявлять социальную активность, уметь договариваться и решать спорные вопросы, аргументируя свою точку зрения Раскрытие способностей каждого ребенка : физических, гуманитарных, естественно – математических, художественно — эстетических
  • 12 Воспитательные задачи Воспитание положительного, эмоционально – ценностного отношения ребенка к окружающему миру, с развитием эмоциональных переживаний, чувств, социального опыта, с формированием духовно — нравственных ценностей. Создание эмоционального комфорта, ощущения радости от совместной деятельности и общения ребенка со сверстниками и взрослыми
  • 13 Образовательные задачи Удовлетворение познавательных потребностей, формирование познавательной активности ребенка в разных видах деятельности Формирование в сознании ребенка « детской картины мира ».

14 Комплект пособий « Детский сад 2100» Развитие речи и подготовка к обучению грамоте «По дороге к Азбуке», «Наши прописи» Риторика«Ты – словечко, я – словечко…

» Курс «Познаю себя»«Это – я» Математическое развитиеМоя математика Информатика«Все по полочкам» Окружающий мир«Здравствуй, мир!» Курс «Синтез искусств»«Путешествие в прекрасное» Интегрированные пособия«Наглядный и раздаточный материал»

15 Курс « Познаю себя » Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Это – я. Пособие для старших дошкольников по курсу « Познаю себя ». – М.: Баласс, Изд. Дом РАО.

В методическое пособие включены программа социально — личностного развития детей дошкольного возраста, тематическое планирование и описание занятий с детьми средней и старшей группы. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Это – я.

Пособие для старших дошкольников по курсу « Познаю себя ». – М.: Баласс. Начальный курс социально — личностного самопознания как компонент целостного развития личности.

Пособие обеспечивает поэтапное социально — личностное развитие ребенка — дошкольника, его продвижение по пути самопознания. Ориентировано на природную любознательность дошкольника, его интерес к себе и другим, поиск своего места в системе социальных отношений, окружающем мире.

16 Обучение грамоте Основная цель курса – заложить основы формирования функционально — грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. Сквозные темы : « Слово », « Предложение », « Текст ». Главные особенности программы : 1.

Рассчитана одновременно на нечитающих и читающих детей. 2.

Выделяются определенные линии развития детей : овладение грамотой ; развитие умений слушания и говорения ; расширение активного, пассивного и потенциального словаря ; развитие орфографической и пунктуационной зоркости ; овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов ; формирование чувства языка.

17 Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Кислова Т. Р. По дороге к Азбуке. Пособие для дошкольников от 3 до 6 (7) лет, в 6- ти частях. – М.: Баласс ( Серия « Свободный ум »). Допущено Министерством образования РФ.

Цели первого года – развитие умений говорения и слушания, обогащение активного и пассивного словаря ребенка, развитие грамматического строя речи, умений связной речи. Цели второго года – развитие фонематического слуха, умений слогового и звукового анализа слов, обучение начальным навыкам чтения.

Для детских садов, логопедических групп, УВК, групп подготовки к школе, для индивидуальных занятий родителей с детьми. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Наши прописи. Пособие для дошкольников. В 2- х ч. – М.: Баласс. Пособие для подготовки к обучению письму детей 5 – 6- ти лет.

Является началом непрерывного курса и готовит детей к обучению в 1- м классе по прописям О. В. Прониной « Мои волшебные пальчики ». Кислова Т. Р. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 1 и 2, 3 и 4. – М.: Баласс.

Методические пособия включают программу дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте ( авт. Р. Н. Бунеев, Е. В Бунеева, Т. Р. Кислова ), примерное планирование и подробное описание занятий с дошкольниками.

18 Мир и человек Отличительные особенности : 1. Рассмотрение целостной картины мира. 2. Экологическая ориентация курса. 3. Естественно — исторический подход в изложении материала. 4. Широкий охват тем ( учет разнообразных интересов учащихся ). 5. Выработка навыка истолкования своего опыта. 6. Решение проблемных задач как главный способ осмысления мира.

19 Кочемасова Е. Е., Белова И. К., Вахрушев А. А. Здравствуй, мир ! Окружающий мир для самых маленьких (3–4 лет ). – М.: Баласс. Основная цель – знакомство с целостной картиной мира, которое происходит по мере решения задач по осмыслению ребенком своего опыта. Для младшей группы детских садов и индивидуальных занятий родителей с детьми. Вахрушев А. А., Кочемасова Е.

Е Здравствуй, мир ! Пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей. В 2- х ч. – М.: Баласс. Пособие по курсу « Окружающий мир » для дошкольников 4 – 5 лет ( ч. 1) и 5 – 6 лет ( ч.2). Начальное звено непрерывного курса « Окружающий мир » ( авторский коллектив под рук. А. А. Вахрушева ).

Для средней и старшей групп детских садов, УВК, групп подготовки к школе, для индивидуальных занятий родителей с детьми. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А., Белова И. К. Здравствуй, мир ! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к ч. 0, 1 и 2. – М.: Баласс.

Включены программа дошкольного курса « Здравствуй, мир !», планирование и подробное описание занятий с дошкольниками по курсу « Окружающий мир ».

20 Детская риторика Отличительные особенности : Сугубо практический характер. Центральное место занимают коммуникативные умения Нравственно — риторические идеи Два « сквозных блока »: а ) общение ; б ) речевые жанры

21 Курцева З. И. Ты — словечко, я — словечко… Пособие по риторике для дошкольников 5 – 6 лет / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Баласс. Допущено Министерством образования РФ.

Ребенок с помощью взрослого совершит увлекательное путешествие, которое познакомит его с основными правилами общения, с нормами речевого поведения. Главная идея пособия – бережное отношение к слову, с которым мы обращаемся к собеседнику.

Красочные иллюстрации и интересные задания в игровой форме научат ребенка, как извиниться или посочувствовать, как ответить на телефонный звонок, как научиться быть внимательным слушателем, что нужно делать, чтобы речь стала ясной и выразительной, как поступить в той или иной речевой ситуации и др. Курцева З. И.

Ты – словечко, я – словечко… Методические рекомендации. – М.: Баласс. Предложены программа по формированию коммуникативно — нравственных умений и культуры общения, подробные разработки занятий.

22 Путешествие в прекрасное Интегрированный подход к предметам искусства. Освоение языка общения с явлениями искусства. Развитие творческого потенциала личности ребенка. Формирование образного мышления детей средствами искусства

23 Куревина О. А., Селезнева Г. Е. Путешествие в прекрасное. Пособие для дошкольников. В 3- х ч. – М.: Баласс.

Пособие по курсу « Синтез искусств » направлено на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, развитие умения воспринимать произведения живописи, литературы, музыки, театра, прикладного искусства ; на организацию творческой деятельности детей. Для детских садов, УВК, групп подготовки к школе, индивидуальной работы родителей с детьми. Куревина О. А., Селезнева Г. Е. Путешествие в прекрасное. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс. Предложено подробное описание всех 96 занятий по трем пособиям. В рекомендациях даны литературные тексты, описана технология по реализации театрализованной деятельности, содержится необходимое приложение музыкальных произведений средней сложности.

24 Информатика в играх и задачах Главная цель курса : 1. Дать ученикам фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой. 2. Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой. 3. Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими принципами решения задач.

25 Горячев А. В., Ключ Н. В. Всё по полочкам. Пособие по информатике для дошкольников 5 – 6 лет. – М.: Баласс.

Дошкольники учатся : – выделять свойства предметов ; – находить похожее у разных предметов ; – проводить аналогию между разными предметами ; – переносить свойства одного предмета на другие ; – называть главную функцию ( назначение ) предметов ; – расставлять события в правильной последовательности ; – выполнять изображенную последовательность действий ; – применять действие по отношению к разным предметам ; – приводить примеры истинных и ложных высказываний ; – формулировать отрицание по аналогии ; – пользоваться разрешающими и запрещающими знаками. Горячев А. В., Ключ Н. В. Всё по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. – М.: Баласс. В пособие включены программа подготовки дошкольников 5-6 лет по информатике, планирование и подробное описание занятий по учебному пособию « Всё по полочкам ».

26

Источник: http://www.myshared.ru/slide/924294/

Сравнительный анализ программ. Программа Детский сад 2100

Сравнительный анализ программ «Детский сад 2100» и «Развитие».

  • Программа
  • «Детский сад 2100»
  • Программа «Развитие»
  • Схождение /различия
  • Плюсы/минусы
  • Основная цель
  • Развитие умственных ,коммуникативных, регуляторных способностей детей дошкольного возраста (3-7 лет). Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных психологических
  • Схожести:
  • Главные задачи
  • Различия:
  • Теоретическая база
  • Программы (или методологическая основа)
  • Основные возрастные периоды детей дошкольников.
  • включённые в программу

Реализация принципа преемственности, обеспечение воспитания и развития дошкольников в тесной взаимосвязи с комплексной системой «Школа 2100», с ее постулатами и концепциями. особенностей. 1.Обе программы переработаны в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.2.Схожесть ворганизации работы по всем образовательным областям:-физическое развитие-игровая деятельность-социально-личностное развитие-познавательное развитие -речевое развитие-художественно-эстетическое развитие Создание содержания, гарантирующего гармоничное развитие личности ребенка:- развитие познавательной области (памяти, мышления, речи, воображения)- развитие эмоциональной области- цельное мировоззрение ребенкаОбучение детей познавательной, практической, творческой деятельностиРазвитие у дошкольников опыта самопознания Развитие личностно- ориентированной модели восприятия ,которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми. В обеих программах для оценки эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации разработана система педагогической и психологической диагностики детей. По результатам диагностики не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности учреждения.В программе« Детский сад 2100»для каждого целевого ориентира и каждого возраста авторы описали понятийную базу (в виде первичных представлений ) и этапы формировании и присвоения умений , а также их реализацию в творческой деятельности В основу программы «Детский сад 2100» входит концепция А.А. Леонтьева «Образовательная система «Школа 2100».Программа базируется на ведении диалога с детьми, причем воспитатель не просто передает знания, а позволяет ребенку самому их открывать.Процесс обучения сопровождается занятиями с красочными пособиями: «Здравствуй мир», «По дороге к азбуке», «Ты словечко, я словечко», «Раз ступенька, два ступенька», «Игралочка». В обучении каждого ребёнка используется принцип минимакса. Все пособия для системы «Детский сад 2100» написаны с учетом данного принципа. Теоретическими основаниями программы «Развитие» являются следующие положения:1.концепция самооценки дошкольного периодаразвития .разработанная А.В. Запорожцем2.теория деятельности;Разработанная А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным , В.В.Давыдовым.3.Концепция развития способностей; разработанная Л.А. Венгером и его сотрудниками Эта таблица планируемых результатов создаёт основу для вариативных подходов к оценке уровня индивидуального развития ребёнка. Она не задаёт жестких нормативов развития а лишь описывает возможные его проявления ,позволяя выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для каждого ребёнка.В программе «Развитие» в качестве основного критерия оценки психолого-педагогических условий деятельности дошкольного учреждения авторами предлагается оценивание способов профессиональной деятельности педагогов. С этой целью ими разработана специальная схема наблюдения за деятельностью педагога. И его взаимодействия с детьми в любой из образовательных ситуаций и методика оценивания способов деятельности. Программа подразделяется на три основных периода – младший, средний и старший дошкольный возраст. Программа разработана для четырёх возрастных групп:-младшей-средней-старшей-подготовительной

Плюсы и минусы программы «Детский сад 2100» складываются из её сути. Эта программа приближена к школьной . Преимущества -красивые ,яркие дидактические материалы, Усваивается программа детьми по -разному , в случае затруднения должны подключаться родители.

Многим не нравится выбор авторами стихотворных произведений. Также схемы в математике отличаются от тех, по которым учились в школе родители. Требуется разъяснительная работа с родителями: начинать надо не со счёта . а с понимания математических отношений : больше, меньше, поровну. Это так называемый дочисловой период обучения.

Ребёнок ещё не знаком с числами, он постигает уже количественные отношения (длина, высота, ширина).Не являясь специалистами , в области дошкольного воспитания , родители стремятся сразу научить ребёнка считать и решать задачи и в случае неудач начинают обвинять авторов программы «Детский сад 2100».

  1. Основные разделы , составляющие содержание программы
  2. -Ознакомление с художественной литературой и развитие речи
  3. Программа «Развитие»
  4. Явные отличительные особенности

физическое развитиеигровая деятельностьсоциально-личностное развитие Основные разделы программы:-Сенсорное воспитание-Развитие элементарных математических представлений-Подготовка к обучению грамоте-Изобразительная деятельность-Развитие игровой деятельности. направлена на развитие у детей умственных и художественных способностей. Авторы программы сосредоточили внимание не на содержательной стороне, сообщаемого детям материала, а на способах овладения этим материалом, организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития способностей .В программе отсутствуют специальные указания ,касающиеся нравственного воспитания .Но авторы считают, что оно достигается не столько какой-либо системой специальных мероприятий , сколько общей организацией жизни группы и насыщенностью эмоционально привлекательными видами деятельности , вниманием со стороны взрослых к каждому ребёнку в отдельности и к взаимоотношениям детей между собой. Отличительной особенностью программы является то ,что дошкольники, которые воспитываются по этой программе, умеют четко отстаивать свою точку зрения, они независимы, общительны, раскрепощены и открыты миру. Во всех образовательных разделах программы «Детский сад 2100» ведущей является игровая деятельность , В пособиях содержится множество головоломок, игр, кроссвордов, развивающих память, внимание, мышление и логику ребенка. Программа базируется на ведении диалога с детьми, причем воспитатель не просто передает знания, а позволяет ребенку самому их открывать. Принцип минимакса.

Знания в этой программе даются в пределах возрастной нормы по максимуму, но к усвоению знаний предъявляются минимальные требования (согласно определенным Госстандартом пределам). Обеспечиваются комфортные условия развития для каждого ребенка, каждый из дошколят обучается в индивидуальном темпе.

В программе указаны особенности профессиональной деятельности и подготовки педагогов по программе «Развитие»( взаимодействие взрослых с детьми , кадровые условия реализации программы).Авторы данной программы находятся на позиции обязательной специальной подготовки педагога для работы по программе «Развитие»

Коротко выразите своё отношение к программе

В программе «Детский сад 2100» я вижу явное преимущество перед другими программами т.к. посредством этой программы происходит реализация принципа преемственности, обеспечение воспитания и развития дошкольников в тесной взаимосвязи с комплексной системой «Школа 2100».

Реально решается проблема непрерывности дошкольного и начального школьного образования. Современный детский сад синхронизирует процессы воспитания и обучения, Ребенок верит в свои силы, учится быть успешным, видит свой потенциал, становится субъектом своей жизнедеятельности.

Все это, несомненно, облегчает ребенку прощание с детским садом и поступление в школу, а также сохраняет и развивает в нем интерес к обучению в новых условиях.

перейти в каталог файлов

Источник: https://stomfaq.ru/programma-detskij-sad-2100/index.html

Программа "Детский сад 2100"

  • КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА
  • (ОТ 2 МЕС. ДО 3 ЛЕТ)
  • Целевой раздел
  • Пояснительная  записка
  • Возрастные  особенности  развития  детей младенческого  и  раннего  возраста.
  • Адаптация  к  условиям  жизни и  воспитания в  дошкольной  образовательной организации
  • Планируемые  результаты  развития детей  младенческого  и  раннего  возраста
  • Содержательный раздел
  • Социально-коммуникативное  развитие
  • Познавательное развитие
  • Младенческий возраст
  • Ранний возраст
  • Речевое  развитие
  • Младенческий возраст
  • Ранний  возраст
  • Художественно-эстетическое  развитие
  • Младенческий возраст
  • Ранний возраст
  • Физическое развитие
  • Младенческий возраст
  • Ранний возраст
  • Сенсорное  развитие  детей
  • младенческого  и  раннего  возраста
  • Организационный раздел
  • Организация  жизни
  • Режим дня
  • ,  методы,  формы  работы  с  детьми
  • с  ОВЗ  младенческого  и  раннего  возраста
  • Развитие речи и умений общения у детей с ОВЗ
  • работы по развитию движений у детей с ОВЗ
  • Список литературы  
  • Приложения
  1. Психолого-педагогические параметры определенияготовности ребёнка к поступлениюв дошкольную образовательную организацию
  2. Примерное планирование образовательной деятельности в группахраннего возраста (2–3 года)
  3. Общие рекомендации по работе с детьми с ОВЗраннего, младенческого и дошкольного возраста
  4. В детский сад – вместе с мамой

Читать всю программу…

  1. КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 7(8) ЛЕТ)
  2. Глоссарий основных понятий и терминов,
  3. используемых в Программе
  4. Целевой раздел
  5. Пояснительная записка
  6. Принципы и подходы к разработке Программы 
  7. Цели и задачи Программы
  8. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
  9. Характеристики младшего дошкольного возраста (3–4 года)
  10. Характеристики среднего дошкольного возраста (4–5 лет)
  11. Характеристики старшего дошкольного возраста (5–7(8) лет)
  12. Планируемые результаты освоения
  13. Основной образовательной программы
  14. дошкольного образования «Детский сад 2100»
  15. Содержательный раздел
  16. Возможности развития дошкольников в различных видах деятельности
  17. (взаимосвязь видов детской деятельности с задачами развития ребёнка
  18. в каждой из образовательных областей и вклад каждого вида деятельности
  19. в развитие ребёнка)
  20. Игровая деятельность
  21. Познавательно-исследовательская деятельность
  22. Коммуникативная деятельность
  23. Восприятие художественной литературы и фольклора
  24. Конструирование
  25. Изобразительная деятельность
  26. Музыкальная деятельность
  27. Самообслуживание и элементарный бытовой труд
  28. Двигательная деятельность
  29. Формы, методы и средства реализации Программы
  30. коррекционной работы
  31. Общие принципы и подходы к организации коррекционной работы
  32. в дошкольной образовательной организации
  33. Специальные условия обучения и воспитания детей с ограниченными
  34. возможностями здоровья
  35. Коррекционно-развивающие мероприятия для разных категорий детей
  36. с ОВЗ в дошкольной образовательной организации, реализующей ООП
  37. «Детский сад 2100»
  38. , формы и методы коррекционной работы
  39. с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  40. Организационный раздел
  41. Психолого-педагогические условия реализации Программы.
  42. Общие подходы
  43. Способы и направления поддержки детской инициативы
  44. Организационно-педагогические условия реализации Программы
  45. Модели образовательного процесса
  46. Подходы к проектированию образовательного процесса и режима дня
  47. Взаимосвязь видов детской деятельности,
  48. направлений развития (образовательных областей) и форм работы
  49. Кадровые условияМатериально-технические условия
  50. Описание развивающей предметно-пространственной среды (РППС)
  51. Общие подходы к проектированию РППС
  52. Примерный перечень оборудования и предметов
  53. Список литературных произведений, рекомендуемых к использованию
  54. при реализации Программы
  55. Взаимодействие с семьями воспитанников
  56. Формы взаимодействия с семьями воспитанников
  57. Календарь праздников
  58. Финансовое обеспечение реализации Программы
  59. Список пособий и методических рекомендаций, необходимых
  60. для реализации Программы
  61. Организация коррекционной работы
  62. (психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка
  63. с ограниченными возможностями здоровья)
  64. Перечень нормативных правовых актов и методических документов
  65. Список использованной литературы

Читать всю программу…

В издании представлены две комплексные образовательные про-граммы: для детей младенческого и раннего возраста (от 2 мес. до 3-х лет) и для детей дошкольного возраста (от 3 до 7(8) лет), которые вместе составляют Основную образовательную программу «Детский сад 2100».

Каждая из Программ представляет собой учебно-методическую документацию, при адаптации которой дошкольные образовательные организации  Российской Федерации могут самостоятельно разрабаты-вать, утверждать и реализовывать основную образовательную про- грамму дошкольного образования (далее – ООП), учитывая Примерную основную образовательную программу.

Программы разрабатывались в соответствии с Федеральным зако- ном от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Фе- дерации» и Федеральным государственным образовательным стандар- том дошкольного образования.

Основные положения и целевая направленность ФГОС нашли своё развёрнутое воплощение в ООП «Детский сад 2100», ориентирован- ной на возрастные этапы развития детей младенческого, раннего и до- школьного возраста.

Как одна из главных ценностей современного образования в Стан-дарте заявлен развивающий личностно ориентированный подход.

Именно на этом подходе базируется Образовательная система «Школа 2100», частью которой является УМК «Детский сад 2100».

В соответствии с установками Программ ребёнок является субъектом деятельности, участвующим в своём собственном развитии, поэтому Программы нацелены на создание условий для организации сообщества детей и взрослых в группе детского сада.

Программы предлагают общие принципы и подходы для конкретных действий педагога в группе, определяют ведущие цели, конкретные задачи, дают характеристику способов достижения целей развития ребёнка раннего и дошкольного возраста, а также результатов такого развития. При этом Программы носят рекомендательный характер, что позволяет педагогам учитывать когнитивные и эмоциональные потребности, интересы детей, их мотивации и мнения, разные точки зрения.

  • Программы обеспечивают развитие интеллектуально-познавательных, физических, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств детей раннего и дошкольного возраста, их творческих способностей, а также формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников.
  • Программы включают системно представленную совокупность направлений развития, видов детской деятельности и образовательных областей, реализация которых обеспечивает создание условий развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, открывает возможности для позитивной социализации каждого ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе взаимодействия со взрослыми и сверстниками в соответствующих раннему и дошкольному возрасту видах деятель- ности.
  • Программы  предлагают подходы  к  организации  образовательно- го процесса как для детей, развивающихся в норме, так и для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с ограни- ченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  • Программ в первую очередь обеспечивает наполнение основной (обязательной) части ООП, разрабатываемой дошкольными образовательными организациями самостоятельно.

Для части, формируемой участниками образовательных отношений, предложены отдельные парциальные программы. При этом данные парциальные программы можно использовать и для основной (обязательной) части ООП.

Реализация основной (обязательной) части и части, формируемой участниками образовательных отношений, предполагает использо- вание пособий УМК «Детский сад 2100», выпускаемых издательством «Баласс». Полный перечень пособий представлен в образовательной программе развития и воспитания детей дошкольного возраста и в содержании парциальных программ.

Читать всю программу…

Источник: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/469-programma-detskij-sad-2100

Ссылка на основную публикацию