Монотипия в детском саду, конспект занятия, особенности техники

Познавая окружающий мир, дошкольники всегда стремятся отразить свои впечатления посредством изобразительной деятельности. Рисование приносит малышам много положительных эмоций, потребность в нем заложена у них на генетическом уровне.

Чтобы творческие способности детей получали максимальное развитие, занятия в дошкольном учреждении не должны сводиться только лишь к стандартным способам изображения. Именно нетрадиционные техники, создавая атмосферу непринужденности, способствуют раскрытию детской индивидуальности.

Один из интереснейших и оригинальных способов рисования в детском саду — это монотипия.

Особенности организации занятий по рисованию в технике монотипии в детском саду

Суть рисования в технике монотипии заключается в том, что краска наносится на ровную гладкую поверхность, а затем отпечатывается на другой (основой может быть одна из сторон листа бумаги, сложенного вдвое, либо отдельный материал — станок). Результат такого процесса всегда уникален, работы редко бывают похожими. Полученный отпечаток оставляют в изначальном виде, но чаще дополняют образ характерными деталями.

Монотипия в детском саду, конспект занятия, особенности техники Начальный этап рисования Монотипия в детском саду, конспект занятия, особенности техники Самый интересный этап работы Монотипия в детском саду, конспект занятия, особенности техники Готовое изображение можно дополнить деталями

Монотипия способствует развитию ребенка: совершенствует мелкую моторику, формирует такие важные психические функции, как мышление, воображение, память. Развивается цветовосприятие — малыш познает возможности цвета, проникается им. Сам процесс создания рисунка превращается в волшебное действие, игру, фокус.

Используя данную технику на занятиях в детском саду (они могут быть включены в план непосредственно образовательной деятельности либо выноситься как кружковая работа), получаются очень оригинальные изображения.

Занятия по монотипии можно проводить уже во второй младшей группе. В этом возрасте малыши обычно изображают простые предметы — воздушные шарики, флажки, кубики и пр.

Процесс рисования для них превращается в веселую игру.

Монотипия в детском саду, конспект занятия, особенности техники

Первые работы дошкольников — простые по форме фигуры

Монотипия в детском саду, конспект занятия, особенности техники

Детям нравится упражняться в технике монотипии

В среднем звене дошкольники уже успешно рисуют бабочку, рыбку, цветочки в вазе.

Монотипия в детском саду, конспект занятия, особенности техники

Бабочка — традиционный рисунок в технике монотипии

Монотипия в детском саду, конспект занятия, особенности техники

Рисунки воспитанников средней группы

Монотипия в детском саду, конспект занятия, особенности техники

Рисунок в средней группе в технике монотипии

В старшей и подготовительной группах дошкольникам предлагается создавать красивые пейзажные композиции в технике монотипии. Это осенние деревья с опадающими листьями, заснеженный зимний лес, морские переливы, морское дно, а также различные фантазийные работы.

Отметим, что лист бумаги при рисовании в данной технике можно складывать по-разному: по горизонтали, вертикали и даже с уголка. Первым способом обычно изображают деревья, отраженные в воде (речке или озере), рыбку. Вторым способом создается образ бабочки, цветочного букета, какого-либо животного или фантастического существа (в подготовительной группе так рисуют даже инопланетян).

Используемые материалы и основа (в том числе конкретные формы и шаблоны)

Монотипия может выполняться с любой гладкой поверхности, что выгодно отличает ее от других видов печати. Разнообразие этой оригинальной технике придает форма поверхности и способ нанесения краски.

В качестве основы традиционно на занятиях используется обычный лист бумаги. Он может иметь квадратную форму: в этом случае бумагу можно сложить пополам по диагонали. Иногда, воспитатель предлагает дошкольникам шаблоны — это может быть вырезанный силуэт бабочки, рыбки, букета цветов и пр.

Кроме этого, есть и другие варианты основы — картон, целлофан, пластик, линолеум, стекло.

Отметим, что последний материал в детском саду не используется из-за соображений техники безопасности. Отпечатывают же монотипию, ка правило, на бумагу (но в редких случаях и на ткань).

Желательно, чтобы размер основы соответствовал размеру листа, на котором нужно отпечатать изображение.

Для техники монотипии подходят акварельные и гуашевые краски. При желании можно даже использовать расплавленные восковые мелки. Фактура изображения зависит от густоты краски.

Так, гуашь почти непрозрачна, дает красивые разводы, однако, высыхая, она может стать блеклой (поскольку в ее основе лежит мел).

Акварель более подходит для детского творчества — только нужно наносить ее на основу густо, не оставляя пробелов.

Отметим, что от густоты краски зависит фактура изображения — от легкого «ажурного» эффекта до яркого, насыщенного. При монотипии можно использовать краску одного цвета (монохромный рисунок) либо нескольких оттенков. Так же и основа может быть белой либо цветной (тонированной).

Дополнительные детали на получившемся в результате отпечатывания рисунке дети могут дорисовывать самыми разными инструментами — кистью, цветными карандашами, восковыми мелками, фломастерами и даже гелевой ручкой.

Используемые приемы рисования: стандартные и специфические

При создании композиций в технике монотипии дошкольникам необходимо освоить следующие основные приемы. Это, прежде всего, складывание листа бумаги пополам, надавливание, разглаживание и аккуратное притирание двух поверхностей.

Другой прием — это рисование на пластиковой доске. На поверхности наносятся пятна определенного цвета. Если у ребенка еще не возникла конкретная идея рисунка, он может просто использовать понравившиеся цвета.

Для летнего пейзажа лучше выбрать соответствующие цвета — зеленый, голубой, чуть-чуть желтого и красного. Краски нужно смешать быстрым движением, иначе они успеют подсохнуть.

Отметим, что сложные картины рисовать нет смысла, хотя, если у дошкольника есть такое желание, то можно попробовать.

После всех этих действий берется лист бумаги (в идеале его размер и форма соответствуют основе) и слегка прижимается к пластику руками. Поднимать рисунок нужно осторожно, за уголки.

В результате получается уникальный оттиск, который невозможно в точности повторить. Такой результат, без сомнения, вызовет у ребенка восторг и удовольствие от возможности экспериментировать.

С каждым разом его действия будут более уверенными.

После того, как рисунок слегка подсохнет нужно рассмотреть его, оценить все «удачные» и «неудачные» места, подключить фантазию и дорисовать недостающие детали.

Например, у бабочки это будут усики, контур головки, пестрый узор на крыльях в виде кружков, полосочек и пр., у рыбки — хвостик, плавники, прорисовка чешуи.

Таким образом, загадочные пятна преобразуются и рождается оригинальный образ.

В зависимости от инструментов, которые ребенок использует для дорисовки образа, отрабатываются соответствующие приемы. Если это кисть, то малыш использует навыки изображения всем ворсом либо кончиком. При рисовании карандашами регулируется сила нажима для получения нужного тона и обращается внимание на наклон инструмента.

Конспекты занятий

Примеры рисунков дошкольников в технике монотипии с ми по выполнению работы

Бабочка — один из самых популярных объектов, изображаемых в технике монотипии. Каждая работа неповторима. Пестрый узор отличает бабочку на рисунке «Бабочка-красавица», по контуру силуэт обведен фломастером, что делает рисунок еще более ярким. Нежную таинственную окраску в желто-синих тонах имеет «Мотылек».

Композици «Солнечная бабочка» и «Голубая бабочка» украшены дополнительными деталями: солнышко, травка, цветочки. Сами же бабочки здесь имеют интересную форму крыльев.

Оригинально и изысканно смотрится бабочка на рисунке «Красивая бабочка»: такой эффект возникает за счет комбинации двух нетрадиционных техник — монотипии и печатания листьями (усики дорисованы акварелью).

Фотогалерея «Бабочки в технике монотипии»

Монотипия в детском саду, конспект занятия, особенности техники Рисунок акварелью Монотипия в детском саду, конспект занятия, особенности техники Рисунок акварелью и фломастером Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Сочетание двух нетрадиционных техник — монотипии и печатания листьями

Очаровательные морские обитатели, похожие на волшебных существ, изображены на рисунке «Рыбки». Отметим очень красивый фон композиции, реалистично и в то же время волшебно передано морское дно с водорослями.

Угрожающего вида рыба представлена на рисунке «Рыба-пила». Необыченым получился рисунок «Рыбки в аквариуме». Их окраска взаимодополняет друг друга: красная с белыми пятнышками и наоборот белая с красными пятнами.

Фотогалерея «Рыбки»

Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок акварелью

С помощью техники монотипии получаются очень красивые цветочные букеты. Яркая композиция с желто-красными бутонами представлена на рисунке «Букет для мамы», а «Ваза с цветами», наоборот, выполнена в нежных пастельных тонах. Загадочное и таинственное растение — это работа «Волшебный цветок».

Фотогалерея «Цветы»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью

Всегда завораживают пейзажные работы, выполненные в технике монотипии. Их можно разглядывать очень долго. Рисунки с горизонтальной симметрией — это, как правило, деревья, отраженные в водоеме (озере или речке).

В этом плане интересны композиции «Красивые деревья», «Лес над рекой», «Краски осени». Работы с вертикальной симметрией — это отдельные красивые деревья (рисунки «Развесистое дерево», «Дерево с грушами».

Также по-летнему очаровательно выглядит композиция «Яблоневый сад» — поражает многоцветьем красок. Интересны вариации на зимнюю тему — «Новогодняя елочка» и «Зимнее чудо».

Фотогалерея «Пейзажные композиции»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью

представляют большой интерес детские работы по замыслу. Фантазия ребенка в сочетании с техникой монотипой порой создает самые неожиданные и причудливые образы. Так, таинственно выглядит «Розовый бык», от которого веет добротой.

На рисунке «Веселое солнышко» создается антропоморфный образ солнышка с большими глазами и улыбкой. Очаровательна и загадочна «Королева света». А «Зайка-побегайка» отличается от обычного животного своей расплывчатой необычной фигурой.

Веселые сестрички-близняшки улыбаются нам с одноименной композиции. А «Веселые утята» почему-то отвернулись друг от друга.

Читайте также:  Почему нельзя сажать ребенка на стол: значение приметы

Фотогалерея «Фантазийные мотивы»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью и фломастером Рисунок акварелью

В старшем дошкольном звене ребята с удовольствием фантазируют на космическую тему. С помощью монотипии создаются причудливые фантастические образы инопланетян — обитателей Марса, Юпитера, Сатурна. Дети даже придумывают им имена и пишут их на рисунке. Отметим, что все существа, каждое по своему необычное, имеют добродушный вид, ведь, детские работы в большинстве своем всегда позитивны.

Фотогалерея «Космос»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью и цветными карандашами Рисунок акварелью Рисунок акварелью

Чем разнообразнее и интереснее техники и приемы изобразительной деятельности при работе с дошкольниками, тем сильнее развиваются художественные способности малышей. В этом плане монотипия — действительно, волшебный способ рисования.

В восприятии детей она похожа на сказку или фокус. Оригинальная техника позволяет раскрыться творческой натуре, что приводит к самым неожиданным результатам: ребенок будет любоваться своим рисунком и захочет рисовать снова и снова.

  • Лариса Морозова
  • Распечатать

Источник: https://paidagogos.com/monotipiya-v-detskom-sadu.html

Монотипия бабочка — уникальная техника рисования для детей

Монотипия в детском саду, конспект занятия, особенности техники

Монотипия техника рисования – один из видов нетрадиционного творчества. Ее используют как дошкольники, так и художники-профессионалы. При чем, дети особенно любят этот вид искусства. Ведь это легко и весело, каждая работа уникальна, а создать ее очень просто. Техника не требуют специальных навыков и подготовки, зато дает возможность каждому выразить себя. Монотипия бабочка — легкий и красивый рисунок, который понравится и детям и взрослым.

Что такое монотипия?

Монотипия  (Monotype)— это графическая техника рисования, название которой в переводе означает — «один отпечаток». При работе рисунок наносится на ровную поверхность, а затем отпечатывается на чистом листе. Особенность техники в уникальности получаемых изображений. Сколько бы ни наносилась отпечатков, каждый новый будет неповторимым и уникальным.

Монотипия в детском саду, конспект занятия, особенности техники

После того как отпечаток перенесен на бумагу, его дополняют деталями и украшениями. Полученное пятно может стать чем угодно, и рыбой, и цветком, и облаком, крылом бабочки или пачкой балерины. Все зависит от того какими деталями его дополнить. Художник ограничен только своей фантазией.

Данная техника очень нравится маленьким детям, она не требует подготовки, прекрасно развивает фантазию и пространственное мышление. Также широк выбор красок: акварель, гуашь, акриловые, масляные или пальчиковые краски. Кстати, последние — совершенно безвредны, их можно использовать даже детям до двух лет.

Важно! В детском творчестве единственное ограничение – безопасность. Ни в коем случае нельзя использовать малышам токсичные краски и вредные растворители!

Польза монотипии для детей

Монотипия техника рисования очень простая, дети легко осваивают ее. В то же время она очень хорошо развивает цветовосприятие и воображение.

Всем известно, что маленькие дети любят пачкаться. Часто они с удовольствием измазывают себя и все вокруг. Вход идет все: пластилин, краски, варенье и т.д. Этот процесс доставляют им неимоверную радость, развивает воображение, успокаивает. Ребенок расслабляется, получает ощущение безопасности. А это, в свою очередь, помогает раскрытию талантов и лучших качеств.

Монотипия в детском саду, конспект занятия, особенности техники

Почему бы не использовать эту склонность малыша в созидательном русле? Монотипия – это именно тот вид творчества, который поможет в этом.

Что получает ребенок на занятиях:

  • Развитие воображения и творческих способностей.
  • Снятие эмоционального напряжения и стресса.
  • Радость и удовольствие.
  • Аннулирование страхов и тревог.
  • Развитие мелкой моторики.

Монотипия активно используется в арт-терапии при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Как проходит занятие монотипия бабочка, что потребуется?

Перед тем как приступить к работе обязательно следует показать малышу принципы данной техники. В качестве примера педагог делает показательный рисунок и на примере объясняет ребенку. как проходит работа. После чего следует позволить малышу погрузиться в творческий процесс, делать все на свое усмотрение.

Внимание! Рисование в технике монотипия не имеет жестких рамок и ограничений. Не стоит вмешиваться в процесс тогда, когда это не нужно.

Что понадобится для работы:

  1. Альбомная бумага или ватман
  2. В качестве дополнительных материалов можно использовать любые гладкие поверхности: картон, доска для рисования, стекло, пластик, сухие листья деревьев

Какие используют краски:

  • Гуашевые
  • Масляные
  • Акриловые
  • Пальчиковые

Монотипия в детском саду, конспект занятия, особенности техники

В качестве кистей подойдут:

  • Ватные палочки
  • Щетки
  • Губки
  • Кисти для рисования жесткие
  • Собственные пальчики.

Рисунок также можно украсить элементами декора. Для декорирования используют:

  • Пайетки
  • Глиттер (разноцветные блестки)
  • Мелкие стразы и бусинки
  • Яркие наклейки
  • Глиттерные ручки (разноцветные гелевые ручки с добавлением блесток)

Также понадобиться клей ПВА и стакан с водой.

Справка. Для монотипии лучше всего подойдет акриловая краска. Она наиболее яркая и не теряет цветовых свойств при создании отпечатков. Также подойдут гуашевые краски, это менее затратный вариант.

Урок рисования монотипия бабочка поэтапно

Этап № 1 Начало работы

  1. Дети с помощью педагога раскладывают принадлежности, преподаватель рассказывает малышам о предстоящей работе.
  2. Ведущий показывает на примере, как аккуратно согнуть лист бумаги и нарисовать крыло бабочки. Крыло рисуется с одной стороны листа, таким образом, чтобы тельце бабочки было на сгибе. Вторая половина листа остается чистой.

  3. Педагог предлагает ребенку повторить показанные действия.

Монотипия в детском саду, конспект занятия, особенности техники

Этап № 2 Побор цветовой гаммы, закрашивание

  1. Преподаватель может подсказать ребенку, какие цвета хорошо сочетаются между собой, а каких сочетаний лучше избегать.
  2. На собственном примере ведущий показывает, как можно закрасить крылышко.

  3. Следует обратить внимание на то, что краски нужно брать много и она должна быть довольно жидкой, чтобы хорошо получился отпечаток.

Монотипия в детском саду, конспект занятия, особенности техники

Этап № 3 Создание отпечатка

  1. Когда все крыло заполнено краской, лист быстро сворачивают и аккуратно похлопывают по нему ладошкой.
  2. При необходимости педагог помогает ребенку, сделать работу более аккуратно.
  3. Теперь можно развернуть лист и оценить работу.

    У бабочки — два крыла!

Монотипия в детском саду, конспект занятия, особенности техники

Этап № 4 Дорисовка деталей

  1. На данном этапе педагог и ребенок дорисовывают тельце бабочки и дополняют рисунок другими деталями (прожилки, пятнышки, узоры).

  2. Что бы работа получилась более яркой, дополнительные детали лучше нарисовать темным цветом. Должен создаваться контраст между отпечатком и дополнительными элементами.

    Преподавателю желательно объяснить ребенку этот нюанс.

В остальном лучший советчик — фантазия малыша.

Монотипия в детском саду, конспект занятия, особенности техники

Этап № 5 Декорирование

Дети особенно любят эту часть работы и предаются ей с особым энтузиазмом.

Как украсить бабочку:

  1. Аккуратно обмакните мокрую кисточку в клей ПВА и нарисуйте необходимую деталь, затем быстро посыпьте блестками (глиттером). Остатки аккуратно смахните, их можно использовать повторно.
  2. Пайетки приклеиваются по одной с помощью клея ПВА.
  3. Глиттерная ручка особенно удобна при декорировании, можно быстро прорисовать нужный элемент. При этом он будет ярким и блестящим. Обычно используют несколько ручек разных цветов.
  4. Для декорирования также подойдут небольшие наклейки, самоклеящиеся стразы и бусины.
  5. Лучше всего сочетать в работе несколько разных украшений.

По окончании занятия преподаватель обязательно должен поблагодарить детей за участие и похвалить за проделанную работу.

Монотипия техника рисования бабочки, видео

В видеоролике наглядно показано как нарисовать бабочку в технике монотипия

Галерея рисунков в технике монотипия

Ниже представленны рисунки сделанные в технике монотипия:

Монотипия в детском саду, конспект занятия, особенности техникиМонотипия в детском саду, конспект занятия, особенности техники

Заключение

Прелесть монотипии в ее необычности и простоте. Монотипия техника рисования всегда непредсказуема и несет в себе элемент чуда. Ни один рисунок не похож на другой, и никогда не известен результат. Именно за это монотипию так любят дети. Ведь здесь не надо ни учиться, ни стараться, требования минимальны, результаты – неповторимы, а удовольствие — гарантировано.

Статью прочитали: 8 021

Расскажите друзьям:

1 Комментарий

Источник: https://naturopiya.com/art-terapiya/uroki-risovaniya/babochka-monotipiya-tekhnika-risovaniya-dlya-detej.html

Конспект открытого занятия на тему "Монотипия-мир чудес"

  • Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
  • Детско-юношеский центр «Юность» городского округа города Салават
  • Республики Башкортостан
  • Конспект занятия по изобразительному искусству
  • на тему: «Монотипия-мир чудес».
  • Составитель: Кашапова Альбина Алимовна
  • Педагог дополнительного
  • образования
  • Салават, 2018 г
  • Цель:
  • Ознакомление с приемами техники рисования «Монотипия» при помощи оттиска.
  • Задачи
  • Образовательные:
  • 1. сформировать понятие о методе печатной графики, называемой «монотипия», с новой технологией в декоративно-прикладном творчестве, способам и последовательностью выполнения работы;

2. научить использовать различные способы рисования монотипии.

  1. Развивающие:
  2. 1. развить творческую активность и творческие способности детей путем создания быстрой и эффектной работы;
  3. 2. развить образное представление, ассоциативно-образное мышление,
  4. 3. познавательную активность, зрительную память,
  5. 4. воображение, художественную фантазию, интерес,

5. навыки владения художественными материалами, приемы работы красками, организованность и аккуратность в работе.

Воспитательные:

1.воспитание эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, интереса к творчеству, к изобразительному искусству, волевых качеств, стимулов к учебе, сознательности и активности в обучении; эмоциональная разрядка.

  • Материалы и оборудование: видеофильм «Монотипия-мир чудес», альбомы, краски, кисти, стаканы, наглядно-иллюстративный материал.
  • Ход занятия
  • Вводная часть.
  • Педагог.

 — Здравствуйте ребята, прежде чем начать наше занятие давайте настроимся на него. Все мы здесь дружные, веселые и умные, давайте поделимся друг с другом своей дружбой и теплом. Слова за мною повторяйте, задания дружно выполняйте!

  1. Педагог проговаривает слова и показывает движения. Учащиеся повторяют и слова, и движения:
  2. В этом зале — все друзья!
  3. Я, ты, он, она — вместе дружная семья!
  4. Посмотрите на себя, на соседа справа, на соседа слева.
  5. В этом зале все друзья!
  6. Я, ты, он, она — вместе дружная семья!
  7. Ты погладь соседа справа, и погладь соседа слева.
  8. В этом зале — все друзья!
  9. Я, ты, он, она — вместе дружная семья!
  10. Обними соседа справа, обними соседа слева.
  11. В этом зале — все друзья!
  12. Я, ты, он, она — вместе дружная семья.
  13. Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева!
  14. В этом зале — все друзья!
  15. Я, ты, он, она — вместе дружная семья!
  16. Посмотрите на себя — вместе мы сто тысяч «Я»!
  17. Молодцы ребята, этой игрой мы доказали что вместе мы одна большая и дружная семья.

Педагог. Ребята, посмотрите на доску, как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на занятии?

Учащиеся. О чудесах, о чём-то нежданном, негаданном, о фантазии, о кляксах.

Учитель. Вы правы, сегодня мы с вами погрузимся в мир фантазии и воображения. Но самое главное, я познакомлю вас с новой техникой выполнения рисунка – монотипией.

Кто-нибудь из Вас уже слышал о такой технике или может быть знаком с ней?

Ответы учащихся.

Монотипия –это своеобразная графическая техника художественных оттисков. Состоит из двух древнегреческих слов «Моно — один, типия — отпечаток».

Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток.

Изобретение монотипии приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне жившему в 17 веке.

Существует множество разновидностей монотипии, одой из простых и распространенных является фрактальная монотипия, когда на в твердую поверхность наносятся краски нужным вам инструментом, сверху накладывается бумага и продавливается. После снятия листа исследуется полученный оттиск. Всматриваясь в получившийся оттиск, нужно увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка его доработать.

Также существуют такие разновидности как декалькомания, фроттаже, флоротипия и тд, давайте посмотрим видеоролик и более подробно познакомимся с этим видом рисования. Слушайте внимательно, после, я задам вопросы.

  • (Просмотр видеоролика)
  • Педагог
  • Ребята, подумайте, во что могут превратиться кляксы?

Учащиеся. (Ответы детей самые разные).

Педагог. А можно ли с помощью кляксы получить какое-либо изображение? (Да)

  1. В какой стране зародилась монотипия?
  2. (В Италии).
  3. Педагог: Ребята, какое сейчас время года?
  4. Учащиеся (осень)
  5. Педагог: Верно, осень – холодное время года, время дождей и грусти, порой, в эти дни очень хочется согреться кусочком далекого лета.
  6. Длинный тонкий стебелек,
  7. Сверху-алый огонек.
  8. Не растенье, а маяк-
  9. Это ярко-красный
  10. (мак)
  11. Педагог.
  12. Правильно, это мак.

Мак очень не простой цветок, не зря о нем сложено много легенд и преданий. Почти у каждой народности есть свое особое отношение к этому цветку.

  • Например, в Провансе мак считается цветком ангела и в день Сошествия Святого Духа маковыми цветками украшают церкви.
  • А в южной Англии, до сих пор считается плохой приметой приносить дикий мак в дом.
  • В России многие любят мак просто за его красоту, и несмотря на запреты, тайком выращивают у себя на клумбах для души этот яркий, такой противоречивый, дерзко красивый цветок.
  • Сказания о маке уходят своими корнями в глубокую античность.

Однако самая распространенная легенда о маке связана не с язычеством, а с христианством. После создания мира Богом, все были счастливы: и люди, и животные, и растения, и небо, и вода. Только Ночь осталась несчастной. Ее очень печалил тот факт, что ей приходится скрывать под своим покровом природные красоты.

Она придумывала разные хитрости – звезды, светлячков, чтобы хоть как-то стать светлее. Но все было напрасно. Ночь недолюбливали и люди, она пугала и навевала тоску. Бог решил сжалиться над бедной Ночью и создал Сновидения. С тех пор Ночь перестала пугать, наоборот, ее стали ждать, как желанную гостью.

И на первозданной Земле все было спокойно и замечательно, пока в людях не проснулся грех. Человек задумал убить своего ближнего. Сон старался воспрепятствовать этому, но грех был слишком силен и не подпустил к себе сновидения. Тогда Сон разозлился и ударил оземь своим жезлом, Ночь пришла на помощь и вдохнула в него струю жизни.

Жезл пустил корни, зазеленел и, сохраняя свою вызывающую силу, сон превратился в мак.

Так на нашей планете появился мак, который до сих пор сохраняет свою, вызывающую сон, силу.

— Ребята, как вы уже догадались, сегодня мы выполним с вами картину с маками, используя технику монотипия. Перед тем как приступить к работе мы с вами немного отдохнем и почувствуем себя маками в саду. Тихонечко встаем и повторяем движения за мной.

  1. (Физминутка «Забавный мак»)
  2. На пригорке вырос мак (Руки на поясе, покачиваемся)
  3. Он склонил головку так (голову наклонить)
  4. Бабочка над ним порхает, (качать руками на поясе вперед и назад )
  5. Быстро крыльями мелькает.
  6. Облетели лепестки, (развести руками от себя)
  7. Высох домик от жары
  8. стал греметь как погремушка.
  9. Вот так славная игрушка. (хлопаем)

А теперь, приступаем к работе. Я просила вас предварительно приготовить на занятие по альбомному листу, покрытому черной гуашью, у всех есть черные листы?

  • Ответы детей.
  • Этапы выполнения работы:
  • (Творческая деятельность детей под музыкальное сопровождение).
  • На ваших столах лежит лист бумаги закрашенный черной гуашью, гуашь, кисточки и чистая вода в стаканчиках, также лежат прозрачные пластмассовые квадраты, на которые мы будем наносить краски.
  • 1) Располагаем перед собой лист бумаги в вертикальном положении.

2) Берем прозрачную плоскость и широкую кисть. Наносим на плоскость большое красное пятно, консистенция накладываемой краски должна быть погуще.

3) После нанесения красного пятна смываем остатки краски в воде и берем белый цвет гуаши. Белой гуашью очерчиваем контур пятна и проводим изогнутую линию по центру.

4) Затем прикладываем наш мазок к бумаге и прижимаем, можно немного надавить пальцами, через прозрачную поверхность вы можете наблюдать как расплываются пятна. Обратите внимание на то, что цветки находятся друг от друга на небольшом расстоянии, и расположены в хаотичном порядке.

5) Следующие цветы выполняем таким же образом. Снова наносим краску на поверхность и отпечатываем.

6) После завершения оттисков на уже высохших цветах прорисовываем серединки при помощи желтой гуаши.

7) Следующий этап изображение стебельков и листочков. Стебли рисуем зеленой краской. Нажим кисти при работе средний, начинаем линию от цветка и продолжаем до конца листа.

8) На завершительным этапе белой краской добавляем штрихи для придания четкости работе. Обозначаем края лепестов, стебельки и листья.

Наша работа готова. Ребята, посмотрите на свои маки, вам понравились ваши работы? Скажите, в какой технике Вы их нарисовали?

(Ответы детей)

Вы настоящие художники. Мне очень понравилось с вами творить. Свои работы вы можете подарить своим близким. А дома вы можете попробовать порисовать в этой технике и создать свои новые образы. Желаю вам радости создания и успехов.

Источник: https://compedu.ru/publication/konspekt-otkrytogo-zaniatiia-na-temu-monotipiia-mir-chudes.html

Рисование в технике «Монотипия» детям в ДОУ

В детском возрасте происходит активное познание мира. Малыши стремятся отразить свои мысли и впечатления с помощью изобразительного искусства. Рисование создает много положительных эмоций для детей. Однако нужно помнить, что в изобразительном искусстве могут применяться не только обычные техники рисования, но также существуют особые способы, одним из которых является монотипия.

Что такое монотипия

Чтобы использовать эту технику, нужно рисовать изображение на листе бумаги и отпечатать его на другой поверхности. В этом качестве можно использовать не только другой лист бумаги, но и дерево или плитку. В этом случае может получиться изображение, которое будет выглядеть неожиданно.

Рисунок в технике монотипии

После появления отпечатка дается возможность поверх имеющегося рисунка нанести некоторые детали. Таким образом первоначальный слой можно также воспринимать в качестве фона для последующей доработки. Однако в некоторых случаях изображение остаётся в виде отпечатка без внесения изменений.

Особенности этой техники рисования

Важная особенность этого вида творчества состоит в том, что его результат всегда является уникальным. Монотипия — техника рисования для детей, позволяющая им раскрепостить свои способности. Особенности использования ее для ребенка:

  • Развитие мелкой моторики движений.
  • Совершенствование мышления и воображения.
  • Улучшение восприятия различных цветов и их оттенков.
  • Расширение знаний об окружающем мире.
  • Развитие навыков самостоятельной работы.

На заметку! Детям нравится рисование, монотипия в детском саду — это ещё одна возможность заняться любимым делом. Процесс создания изображения становится увлекательной игрой, чем-то вроде волшебного действия.

Рисование по монотипной методике в детском саду

Важно! При использовании монотипического рисования у детей получаются рисунки, каждый из которых является уникальным.

Эти уроки могут быть включены в план образовательной деятельности или организуются в качестве кружка.

Начинать занятия в детском саду техникой рисования монотипия можно уже со второй младшей группы. В таком возрасте малышам предлагают изображать простые и хорошо известные им предметы. Вот несколько таких примеров:

  • воздушные шарики;
  • кубики;
  • рыбки;
  • флажки.

Обычно малышам предлагают использовать сложенный вдвое лист бумаги. Сначала выполняют рисунок на одной стороне, затем складывают вдвое. Нарисованное изображение отпечатывается на другой стороне.

На заметку! Иногда рисунок наносят таким образом, чтобы он касался линии сгиба. После складывания страницы получается симметричное изображение.

Если ребенку трудно сделать рисунок, ему можно приготовить шаблон для этого.

В старшем возрасте малышам предлагают нарисовать более сложные рисунки. Для творчества используются акварельные краски или гуашь. Первые из них нельзя разводить слишком сильно. В некоторых ДОУ занятия по рисованию проводятся с использованием акриловых красок. Однако в этом случае нужно учитывать, что они быстро высыхают и их невозможно смыть, если есть желание откорректировать рисунок.

  Развивающие игры для детей 6 лет как подготовка к школе

Для проведения занятий в садике по созданию изображений можно использовать следующие материалы:

  • листы плотной бумаги или толстая глянцевая бумага;
  • при занятиях с детьми дошкольного возраста можно использовать пленку;
  • для рисования подходит пластмассовая доска;
  • стекло;
  • можно использовать кафельную плитку.

Возможны также другие варианты выполнения работы.

Особенности подготовительного этапа

Перед занятием нужно выбрать технику выполнения и определить, что именно будут рисовать малыши. Для тех, кто только начал осваивать этот вид искусства, имеет смысл применять акварельные краски или гуашь.

Важно! В качестве рисунков нужно брать вещи, хорошо знакомые детям. Это могут быть, например, предметы, имеющие простую форму, животные, растения или явления природы.

Приемы монотипии

Рисование с использованием рассматриваемого способа имеет длительную историю. За это время возникло несколько различных техник работы.

Монотипия предметная

В качестве наиболее простого приема может быть использован следующий:

  1. Рисунок выполняется на листе бумаги.
  2. Его складывают пополам, образуя линию сгиба.
  3. На одной из половинок рисуют красками половину простого предмета, например, кубика.
  4. Затем бумагу складывают, создавая цельную картинку.

Монотипия пейзажная

Те малыши, которые постарше, могут создавать пейзажи. В этом случае рисуют часть изображения на половинке бумаги, складывают и получают полную картинку. Таким образом, в частности, удобно рисовать лес на берегу озера и его отражение в воде.

Другие техники монотипии

Для выполнения следующего приема необходимо уже обладать начальными навыками. В этом случае используется пластмассовый лист. На него наносится темная краска. Пока она сохраняет свою влажность, ребенок водит по ней ватной палочкой. Затем прикладывают лист бумаги и получают рисунок, нарисованный светлой краской на темном фоне.

Малыш осваивает новую технику рисования

Может применяться другая техника, когда рисунок выполняют, нанося кисточкой темную краску на светлую поверхность.

На заметку! Может использоваться еще один предметный прием. В этом случае лист бумаги сминают перед тем, как на нем рисовать. В результате в полученный отпечаток будут внесены новые особенности, позволяющие увидеть изображение более фактурным.

  Детская пальчиковая гимнастика для детского сада

Есть нестандартный вариант применения этой техники. Здесь презентацию создают в два этапа:

  1. Сначала делают фоновое изображение на листе бумаги.
  2. После того, как краска высохнет, на ней ребенок дорисовывает рисунок.

Выполняется работа таким образом:

  1. Нужно приготовить тазик с водой, льняное масло, масляную краску, растворитель для нее и кисточку, которой будет проводиться размешивание. Необходимы емкости, в которых будет смешиваться краска.
  2. Для каждого нужного цвета эту процедуру проводят отдельно. В баночку наливают немного краски, добавляют растворитель и льняное масло. Затем эту смесь необходимо тщательно размешать.
  3. Из баночек смеси выливают в тазик с водой. Благодаря льняному маслу краски остаются плавать
  4. Кисточкой аккуратно перемешивают жидкость.
  5. Затем лист бумаги помещают под воду и медленно поднимают. С него стекает краска, оставляя красивые и неожиданные фигуры.
  6. Затем нужно подождать, пока бумага просохнет.

На заметку! На листе будут видны разноцветные разводы, которые образуют необычные узоры или фантастические фигуры. Ребенок может доработать рисунок по своему усмотрению.

Примеры выполнения работ в технике Монотипии в детском саду

Для обучения детей можно использовать создание изображения бабочки.

Процесс рисования в классе происходит следующим образом:

  1. Лист бумаги, на котором будет создаваться изображение, нужно согнуть пополам.
  2. На одной из сторон проводят голубую линию, расположенную вдоль изгиба и с краю отходящую от него.
  3. С использованием различных красок кисточкой наносятся пятна в форме крыла бабочки.
  4. Пока рисунок не высох, лист складывают пополам и получают изображение бабочки.

Еще один вариант — создание изображения зимы. Для этого выполняют такие действия:

  1. Гуашь синего цвета нужно развести водой.
  2. Кисточкой, при помощи хаотических движений, нанося ее на плитку.
  3. Ватной палочкой делают случайные линии.
  4. К плитке прикладывают лист бумаги.

Теперь будет получено изображение, напоминающее зиму.

Можно сделать пейзаж летом или весной для этого достаточно изобразить дерево, траву и небо так, чтобы линия земли совпадала со сгибом сложенного вдвое листа.

После этого бумагу сгибают. В результате пейзажная картинка отпечатывается, образуя отражение в воде.

Ребенок, используя монотипию, создает уникальные рисунки, открывая для себя богатые возможности для экспериментов. Малыш при помощи этого вида изобразительного искусства соединяет познание мира и увлекательную игру воображения.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/risovanie-v-tehnike-monotipiya-detyam-v-dou

Применение монотипии в работе с детьми дошкольного возраста. — презентация

1 Применение монотипии в работе с детьми дошкольного возраста

2 Цель: познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования – монотипией. Продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию.

Воспитывать интерес к творчеству Монотипия (от греческого «monos» — один, единый и «tupos» — отпечаток) — одна из простейших графических техник, истоки которой восходят к 17 столетию.

Суть монотипии заключается в нанесении от руки красок на ровную и гладкую поверхность, с последующим оттиском на другую поверхность (на станке) или на бумагу, сложенную пополам. Полученный отпечаток всегда уникален, и создать две одинаковых работы невозможно.

Далее полученные цветные или монохромные кляксы либо оставляют в первоначальном виде, либо продумывают подходящий образ и прорисовывают недостающие детали.

3 варианты выполнения рисунка приемом монотипии: Первый приём – складывание листа бумаги пополам Рисунок (его половина, или часть) рисуется на ½ листе бумаги у линии сгиба. При складывании листа пополам мы получаем почти такой же отпечаток и на другой его части. Делать такие рисунки можно и на тонированной заранее бумаге, и просто на белом листе.

  • 4 Я с детьми на занятии
  • 5
  • 6 Мы использовали кисть и ватную палочку
  • 7
  • 8 Сворачиваем листок пополам
  • 9 Лиза была очень удивленна
  • 10 Готовые бабочки
  • 11
  • 12 Бабочку сделала моя дочь Ярослава
  • 13 Букет цветов
  • 14 Гриб-боровик
  • 15 дерево

16 Второй приём – рисование на пластмассовой доске. Желательно, чтобы размер доски соответствовал размеру листа, на который вы собираетесь отпечатать рисунок.

На этой доске рисуем гуашевыми (или любыми другими) красками задуманный сюжет. Можно процарапывать узор, ели вы, например, решили выполнить работу красками темного цвета.

Вы можете использовать краску, как одного цвета, так и нескольких цветов; оставлять отпечаток и на белом листе бумаги и на цветном.

17 Айсберг на пластмассовой доске

18 Бабочка на пластмассовой доске

19 Какие использовать краски? Акварель – хорошо подходит для детского творчества (легко смывается!) Если класть краску густо, без белых пробелов на акварельную бумагу, получается очень любопытно. Гуашь – даёт очень красивые разводы и практически непрозрачна. Но у неё есть особенность: высыхая, она становится блёклой и непрезентабельной.

Это происходит из-за того, что в основе гуаши лежит мел. Однако ситуацию можно исправить, разбавив нужное количество краски в отдельной ёмкости обычным молоком. В результате рисунки становятся «бархатными», без полутонов. А ещё жир, содержащийся в молоке, делает готовые рисунки практически водостойкими – нечаянные брызги воды не испортят «шедевр».

20 монотипия оказывает положительное влияние на развитие ребенка, способствует развитию интеллекта, моторики, формированию таких психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление.

21 Показав ребенку возможности монотипии, мы создаем развивающую среду. Дети начинают играть с монотипией, она завораживает, пробуждает фантазию, подталкивает к творчеству.

22 Ребенок напитывается цветом, познает его возможности, приобретает чувственный опыт в работе с цветом. В монотипии сам процесс является художественным актом и несет в себе огромный развивающий эффект. Монотипия это игра, фокус, волшебство, творчество.

23 Тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм – внешне сближает монотипию с акварелью, живописью. Знание, опыт, который дает монотипия можно перенести в детское творчество и обогатить его цветом, наполнить чувствами, пробудить фантазию.

24 Творческие занятия, опираются на «деятельный» педагогический принцип. Ребенок необычайно активен, он познает мир в деятельности. «Деятельный» принцип позволяет, включившись в работу, опытным путем приобретать знания. Творческое развитие детей невозможно представить в рамках занятия.

25 В своей работе я рассматриваю игру, как механизм творческого развития. Игра это условность, которую можно преобразовывать, это процесс творчества, в котором создается новое. Игра является естественным процессом развития и познания, органичным природе ребенка. Цель работы- создание условий для самореализации детей в творчестве.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1299783/

Ссылка на основную публикацию