Картотека игр по технологии триз в детском саду

Поиск материалов:
Количество Ваших материалов: 0. Авторскоесвидетельство о публикации в СМИ Картотека игр по технологии ТРИЗ в детском саду Свидетельствоо создании электронного портфолио Картотека игр по технологии ТРИЗ в детском саду Картотека игр по технологии ТРИЗ в детском саду Грамота заинформатизацию образования Картотека игр по технологии ТРИЗ в детском саду Рецензияна любой материал бесплатно Картотека игр по технологии ТРИЗ в детском саду Видеоурокипо быстрому созданию эффектных презентаций Картотека игр по технологии ТРИЗ в детском саду
×

Картотека игр по технологии ТРИЗ в детском саду

Картотека игр по технологии ТРИЗ в детском саду
Картотека игр по технологии ТРИЗ в детском саду

Картотека игр по ТРИЗ с детьми дошкольного возрастаИгра «Хорошо – плохо»Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, (дети учатся находить противоречия в окружающей жизни, пытаются их понять и правильно сформулировать), развивать у детей творческое воображение. Правила игры:Воспитатель называет любой объект ,который не вызывает у ребёнка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо» а что «хорошо» что нравится и не нравится, что удобно и неудобно и т. д.Ход игры.Например: Вариант 1. Дождь.«Хорошо»: всё быстрее начинает расти, весело лягушкам, песню хорошо под дождь сочинять, всё чистит и моет, ручьи бегут и прибавляют воды в реках, можно бегать по лужам, на оконном стекле от бегущих капель образуется красивый узор, можно выстирать любую вещь, повесив на бельевую верёвку на улице, можно гулять в резиновых сапогах, можно увидеть на небе красивую радугу и т. д. «Плохо»: нельзя развести костёр, на дорожках грязь, шумно когда дождь стучит по крыше,по окнам, может быть наводнение, мама не разрешает гулять, большая влажность, плохая видимость, можно простудиться и т. д.Вариант 2.Настольная лампа­Хорошо, что красивая.­­Плохо – неустойчивая.­Хорошо, что стеклянная, от неё много света.­ Плохо – легко может разбиться.­ Удобно, потому что можно ставить на стол.

­ Неудобно – нельзя повесить на стену и т. д.

Картотека игр по технологии ТРИЗ в детском саду

Игра «Что это такое?» (для детей младшего возраста)Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов давать в воображении новые образы, развивать мышление, воображение.Материал: круги и полоски разного цвета. МячХод игры.Дети встают в круг.

Воспитатель показывает один из цветных кругов, дети называют фигуру и её цвет, кладёт фигуру в центре круга и предлагает рассказать на что похож круг.Отвечать должен тот ребёнок, которому педагог бросит мяч. Возможные ответы детей: помидор, цветок, шарик, мяч, обруч, крышка от кастрюли, колечко и т.д.

Затем воспитатель показывает кружок другого цвета или полоску и игра продолжаетсяИгра «Что это такое?» (для детей старшего возраста)Цель: формировать у детей умение на основе восприятия заместителей предметов и объектов давать в воображении образы, развивать логическое мышление.Материал: карточки со схематичным изображением предметов и объектов.

Ход игры.Воспитатель показывает детям карточки со схематичным изображением предметов или объектов, дети называют, что они представляют.Например: верёвка, заяц, змея, шарик, цветок, девочка и т. д.

Игра «Маленькие человечки»Цель: дать детям представление, что все предметы и явления состоят из множества разныхмаленьких человечков(твёрдых, жидких, газообразных),которые ведут себя по разному, они могут думать, производить какие – то действия, у них разные характеры, они подчиняются разным командам, человечки твёрдого вещества(предмета) крепко держатся за руки, человечки жидкого вещества стоят рядом и слегка касаются друг друга(эта связь непрочна. Одних человечков легко отделить от других),человечки газообразных веществ неусидчивы, любят прыгать, бегать, скакать и лишь иногда они сталкиваются или задевают один другого. Материал: карточки с изображением человечков, символизирующих вещество в твёрдом, жидком, газообразном состоянии.Ход игры.Воспитатель раздаёт карточки с изображением маленьких человечков и предлагает детям смоделировать то или иное вещество и описать его. Постепенно задания усложняются: построить модель аквариума, растения, супа, то есть таких объектов, которые состоят не

из одного вещества, а из двух, трёх и более.

Игра «Наоборот»Цель: подводить детей к овладению понятием противоречия, учить подбирать слова – антонимы.Ход игры.Воспитатель называет слово, дети подбирают к нему слово­антоним.Например: много – мало, твёрдый – мягкий, трусливый – храбрый.

Можно детям предложить вставлять недостающие слова противоположного значения в стихотворные строки, например:Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко.Скажу я слово далеко, а ты ответишь – близко и т. д.На следующем этапе игру можно усложнить. Например:Волк/злой/ ­ бабушка/добрая/.Карандаш/пишет/ ­ резинка/стирает/.

Книга/даёт знания/ ­ ребёнок/забирает знания/Игра «Творческая ошибка»Цель: учить детей вспоминать слова, которые они неправильно произносили в детстве и подумать, чтобы они могли означать в таком произношении, развивать логическое мышление, память, фантазию детей. Материал: подбор слов, которые ребёнок в раннем детстве произносил неправильно.Ход игры.

Воспитатель предлагает детям вспомнить слова ,которые они в раннем детстве произносили неправильно и подумать, чтобы они могли означать в таком произношении, например:«Лесапед» ­ велосипед, состоящий из веток, велосипед – который ездит только в лесу или только по деревьям.«Каклетка» ­ прыгающая котлета.

Можно целенаправленно заменить одну букву в слове на другую:«Собака – бобака», уже фантастическое животное, но характер может быть собачий, а может и совершенно другой.Мыло – «дыло» ­ это такое мыло, которое моет до дыр или дышащее мыло – им мылишься,

а оно дышит, становится ещё больше и т. д

Игра «Фантазия»Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие.Ход игры. Воспитатель: Ребята представьте себе, если на земле исчезнут… ­ все пуговицы. Чем их можно заменить?Дети: Липучками, кнопками, крючками…­ все книги­ все спички­ все ручки­ все ластики и т.

дИгра «Бином фантазии»Цель: развивать у детей логическое мышление, воображение, учить устанавливать родство между словами, создавать единое, в которых оба чужеродных элемента могли существовать.Ход игры.

1 этап – нахождение общего между подсистемами, то есть элементами одной системы (предмета или явления), например: «Чем похожи, что общего, одинакового между руками иногами (элементами одной системы «человек») Старайтесь исходить от стандартных ответов: («И то и другое сгибается, разгибается, имеет пальцы, кожу, ногти и т. п.

»), переходить к более творческим, остроумным, нестандартным: «Мёрзнут и руки и ноги, ходить можно не только на ногах, но и на руках»2 этап – нахождение общего между однородными или близкими системами, то есть похожими предметами или явлениями.

Например: «школа –детский сад», дети находят общее между группой и классом, между площадкой для игр в д /саду и школьным двором, между воспитателем и учителем.3 этап – дети находят общее не только между разными системами, но даже между элементами совершенно разных систем, Например: «лампочка и крокодил» ­ «То и другое плавает. Глаза у крокодила горят, как лампочка.

И лампочка, и крокодил опасны.»Пары других биномов: например: «камень – облако», «мяч – дом» и т. дИгра «Что в чём»Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.Ход.­ Дети, кнопка часть чего? (звонка, куртки, баяна, выключателя, гармошки)­ листочек (дерева, книги, тетради, папки, календаря)­ экран (телевизора, компьютера, рентгена, зеркала, окна)­ лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы)

Дети должны назвать не менее 5 систем.

Игра «Один ­ много»Цель: учить детей находить в одном предмете множество его составных частей.Материал: разные предметы.Ход.Воспитатель: Дети, сколько у меня расчёсок?Дети: Одна расчёска.Воспитатель: Чего в расчёске много?Дети: много зубчиков.

Аналогично: ­ коробка­ книга­ стол­ цветок­ дерево­ морковь…Игра «Фантастические гипотезы»Цель: Развивать логическое мышление, учить придумывать нелепые вопросы.Ход.

Воспитатель предлагает детям поразмышлять: что бы было, если бы… дальше называет любой предмет и действие:Например:Что было бы, если внезапно исчезнет солнце?­если исчезнут все взрослые?­ если на планете исчезнет вода?­ если на планете исчезнут леса?­ если к нам пришёл крокодил?­если к нам пришёл слон?Игра «Придумай по схеме сказку»Цель: Учить детей по схеме сочинять сказку, развивать логическое мышление, речь, фантазию.Материал: карточки со схематичным изображением предметов и объектов.Ход.Воспитатель раздаёт детям карточки со схематичным изображением предметов и объектов

и предлагает детям придумать и рассказать сказку.

Игра «Волшебные картинки»Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими детьми линиях образы (рисовать с закрытыми глазами)Материал: альбомные листы бумаги, фломастеры.Ход.Дети, закройте глаза. Сейчас будет звучать приятная музыка.

Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нём знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д. Закрасьте и дорисуйте необходимые им части.

Игра «Кем был раньше?»Цель: Формировать у детей умение называть прошлое предмета или объекта, развивать смекалку, мышление.Ход.Воспитатель называет предмет или объект, а дети называют его название в прошедшем времени.

Например: ­ Лошадь (жеребёнок)­ Шкаф (доска)­ Хлеб (мука)­ Дуб (жёлудь)­Лягушка (головастик)­Бабочка (гусеница)­Рубашка (ткань)

­Рыба (икринка).

Игра «Бином фантазии»Цель: в этой игре процесс «отстранения» слов доводится до крайности.Ход.Вариант 1. У детей на столах самые разнообразные предметы и сюжетные картинки, рисунком вниз. Воспитатель задаёт вопрос, дети по очереди переворачивают карточку, стараясь исходя из того, что на ней изображено, ответить на вопрос.

Не справившемуся помогает сосед. Воспитатель задаёт второй вопрос – порядок ответа такой же. Вопросы: Кто был? Где находился? Что сделал? Что сказал? Что сказали люди? Чем кончилось?В конце игры можно попытаться придумать один рассказ на всех, используя ответы детей.Вариант 2. Дети загадывают любое слово из 3 букв.

Можно опять использовать карточки с предметами. Например: дети называют слово «Дом». Делим его на звуки и придумываем слова только на этот звук.

«Д» ­ дым, дырка, душ, диван, дача…«О» ­ ослик, окно, огонь, оса…«М» ­ мыло, мяч, магазин,, мишка, маска…Придуманные слова записываются на доске столбиком под каждой буквой или обозначаются символом, или ставится картинка. Потом произвольно выбираются слова по одному из каждого ряда и с ними составляется предложение.

Это предложение может быть опорным для составления рассказа. Можно по такому принципу составить несколько предложений, попытаться объединить их одним сюжетом. Когда дети усвоят эту игру её можно усложнить. «Д» ­ подбирать слова, обозначающие предмет: дорога, дерево.

«О» ­ подбираем слова, обозначающие прилагательное, детям говорим «какой» ­ огромный, облитый, обжигающий…«М» ­ слова обозначающие действия – что делает? – моет, мычит, мяукает…Подбор слов для составления предложения такой же, как в предыдущем варианте.Игра «Треугольники»Цель: учить детей моделировать состояние вещества и его переходы с помощью треугольной формы и её символики.

Ход

У детей треугольники с символикой, обозначающие частички твёрдого вещества, жидкого вещества и газообразного. Они моделируют с помощью треугольников состояние вещества, например: лужа и переход из жидкого состояния в твёрдое (лёд), а затем газообразное состояние (пар)Игра «Теремок»Цель: развивать аналитические способности ребёнка, научить сравнивать, выделяя общее и находя различия.

ХодВсем игрокам раздаются предметы или карточки с изображениями. Один из игроков называется хозяином теремка. Другие же по очереди подходят к домику и просятся в него. Диалог строится на примере сказки:­ Кто в теремочке живёт?­ Я, пирамидка. А ты кто?­ А я ­ кубик – рубик. Пусти меня к себе жить?­ Скажешь, чем на меня похож – пущу.Пришедший сравнивает оба предмета.

Если у него это получается, то он становится хозяином теремка. И дальше игра продолжается в том же духе.Игра «Маша – растеряша»Цель: тренирует детскую внимательность и учит решать маленькие проблемы.Правила игры:Один из детей берёт роль Маши – растеряши, остальные дети ведут с ней диалог:­ Ой!­ Что с тобой?­ Я потеряла ложку (что либо другое).

Чем я теперь кашку буду кушать?Остальные участники диалога должны предложить варианты взамен потерянной ложки. Самый лучшей ответ можно наградить конфеткой или медалькой. В конце игры подводим итоги, побеждает тот, у кого будет больше наград.Игра «Красная шапочка»Цель: развивать детское воображение.Правила игры: Вспоминаем тот момент в сказке, когда волк пришёл к бабушке.

И придумываем вместе с ребёнком, как бы могла спастись бабушка. Например, она превратилась в вазу с цветами. Теперь рисуем эту самую вазу, с головой и руками бабушки.Одного из ребятишек быбираем «бабушкой», остальные разговаривают с ним:­ Бабушка, а почему ты такая прозрачная?­ Чтобы видеть много ли я съела.И всё в том же духе, объясняя в игре все «странности» бабушки.

Читайте также:  Самоанализ воспитателя детского сада: образец по фгос, схема, методика проведения

Затем обдумываем вариант бабушкиного спасения от волка, к примеру, цветы из вазы отхлестали волка, вода

вылилась на него, ваза разбилась и уколола серого осколками, а потом склеилась и т. д.

Игра «Да – нет»Цель: развивать мышление, память, умение фантазировать.ХодВоспитатель загадывает животное.Дети задают вопросы:Оно большое? (да)Оно прыгает? (да)У него есть копыта? (нет)У него длинные уши? (да)У него короткий хвост? (да)Это заяц? (да). Игра «Цепочка слов»Цель: развивать у детей мышление, умение составлять длинный «поезд» из слов – каждое слово вагончик.

Вагончики как и слова должны быть соединены между собой, а каждое слово должно тянуть за собой следующее.Материал: модели поезда и вагончиков.Ход игрыДети делятся на две подгруппы.Воспитатель предлагает детям составить длинный поезд из слов. Воспитатель называет слово например: зима –(какая?) –ставит вагончик на стол – зима.

Дети: снежная, метельная, вьюжная, суровая, холодная (ставят 5 вагончиков)Воспитатель: А что ещё бывает холодным?Дети: мороженное, лёд, снег, ветер (за каждое слово ставится вагончик)Воспитатель отталкиваясь от последнего слова, задаёт вопрос: А ветер какой?Дети: Северный, южный, сильный и т. д. пока детям не надоест или не кончатся вагончики.

Выигрывает та подгруппа, которая больше поставит (наберёт) вагончиков(у кого длиннее

поезд)

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл

Источник: https://znanio.ru/media/kartoteka_igr_po_triz_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta-117664/138527

6 полезных ТРИЗ-игр, которые научат нестандартному мышлению

Картотека игр по технологии ТРИЗ в детском саду

Вы когда-нибудь слышали о методике ТРИЗ? Этот популярное педагогическое направление, цель которого — сформировать нестандартное мышление и воспитать творческую личность. О специальных играх по методике ТРИЗ «О!» рассказала Анастасия Гончарова, сертифицированный ТРИЗ-специалист, педагог, автор курсов по развитию творческого мышления для детей и взрослых.

Картотека игр по технологии ТРИЗ в детском саду

Гончарова Анастасия, сертифицированный ТРИЗ специалист, педагог, автор курсов по развитию творческого мышления для детей и взрослых, соавтор учебных пособий по ТРИЗ, руководитель ТРИЗ школы

ТРИЗ — это Теория решения изобретательских задач, она была создана писателем-фантастом и изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером. ТРИЗ — это наука о творчестве, которая учит мыслить так, чтобы находить лучшее и максимально эффективное решение.

Для того, чтобы прийти к этой теории, автором было проанализировано более 40 000 патентов на изобретения и авторских свидетельств, благодаря чему удалось выявить закономерности, помогающие изобретателям пройти путь от идеи и до ее реализации и внедрения.

Задача ТРИЗ в дошкольном возрасте — развивать фантазию и воображение детей, учить их системному мышлению и осознанию происходящего вокруг, а также дать в руки преподавателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира и уметь находить решения.

Занятия по ТРИЗ формируются в зависимости от возраста учащегося, вот почему объекты изобретательской деятельности могут меняться. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают сказки, игрушки, загадки, пословицы, играют в подвижные игры. Для ТРИЗ-игр, как правило, необходимо минимум материалов, основной акцент делается на рассуждениях и поиске идей для игры или задачи.

Эти игры помогут вам прикоснуться к миру творчества и изобретательства.

«Волшебная палочка»

В ТРИЗ есть приёмы, которые помогают фантазировать и находить интересные идеи. Один из них — увеличение и уменьшение. Его суть в том, что надо мысленно представить, как какой-либо предмет или начинает становиться все больше и больше или наоборот уменьшаться. А для этого можно придумать волшебную палочку!

Скажите ребенку: «У меня есть карандаш, давай представим, что он превратился в волшебную палочку. Теперь он может увеличить или уменьшить все, что захочешь. Что бы ты хотел увеличить или уменьшить?»

Возможные варианты ответов:

  • Хочу уменьшить зиму и увеличить лето.
  • Хочу увеличить выходные.
  • Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

А теперь усложним эту игру дополнительными вопросами: «Зачем это увеличивать или уменьшать?»

  • Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
  • Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, поздороваться с другом через форточку или достать с крыши мячик.

Затем обсудите, что в этих идеях будет хорошего и удобного, а что плохого. Вместо карандаша вы можете использовать любую палочку, пусть она у вас станет волшебной!

«Хорошо-плохо»

Уметь находить и выявлять противоречия — важный навык, составляющий тризовское мышление, потому что именно с разрешения противоречий начинается изобретение и создание нового. В детском возрасте мы учим детей находить противоречия в мире. Для этого можно использовать игру «хорошо-плохо».

Первый участник называет явление или событие и говорит почему это хорошо, следующий продолжает, но объясняет, в каких случаях это может быть плохо, после чего первый начинает рассуждать о хороших сторонах последнего высказывания.

Например, родитель начинает: «Пойти гулять — это хорошо, потому что можно найти что-нибудь интересное». Ребенок продолжает: «Найти что-нибудь интересное — плохо, потому что это нельзя принести домой с улицы».

Следующий говорит: «Если что-то интересное нельзя принести домой с улицы — это хорошо, потому что тогда можно найти что-нибудь интересное дома», и так далее.

Картотека игр по технологии ТРИЗ в детском саду

«Мешочек с сокровищами»

Одной из важных составляющих тризовского мышления является системное умение видеть предмет во всех его взаимосвязях, а это значит — его прошлое, настоящее и будущее.

Эта игра научит понимать предметы в настоящем, осознавать, для чего они созданы, из чего состоят, к какому виду принадлежат. В мешочек из непрозрачного материала сложите некоторое количество предметов или игрушек.

Пусть ребенок опустит руку в мешочек и ощупывая предмет вслух перечислит те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения.

Желательно брать одновременно не более 5−6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, бывает, что вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным.

После того, как свойства определены и перечислены, предложите подумать, что похоже на этот предмет. Например, у вас в мешочке лежит мыло, оно скользкое и холодное. Что еще бывает таким же? Можно придумывать свои сочетания, а чтобы оживить игру, можно попросить ребёнка найти дома предмет с загаданным свойством (мокрое, тяжелое, шершавое и так далее).

«Не да, а нет!»

Необходимость переключаться с одного способа работы на другой, с одной деятельности на другую, делают мышление ребенка динамичным, гибким, способным справляться с нестандартными, неожиданными задачами, развивает его творческое мышление. Для этого отлично подходит игра «Не да, а нет!». В ней нужно отвечать на вопросы, которые обычно подразумевают положительный ответ, отрицательно:

  • Машина всегда обгонит пешехода? Нет, если машина стоит на светофоре, пешеход её легко обгонит!
  • Днем всегда светло? Нет, если погода плохая и на небе тучи, то даже днём будут сумерки.
  • У всех деревьев есть листья? Нет, у ёлки — иголки.

Попробуйте задать такие вопросы ребёнку и порассуждать вместе с ним, а если ребёнок еще маленький, сами расскажите ему, как по-разному устроен окружающий мир и обратите внимание на интересные вещи.

«Составь загадку»

Выберите любой объект, про который вы хотите сочинить загадку, определите, какой этот объект и что есть на свете, на него похожее. Например, если в качестве объекта вы выбрали «иглу», то на вопросы: «Объект какой? На что это похоже?», вы ответите: «Острая, похожа на стрелу, блестящая, похожа на ёлочную игрушку, скользкая, похожа на рыбку».

Теперь соединяем все слова с выражением «но не» и получаем загадку: «Острая, но не стрела, блестящая, но не ёлочная игрушка, скользкая, но не рыбка. Что это такое?» Попробуйте и вы сочинить с ребенком такую загадку!

«А что потом?»

Эта игра может постепенно усложняться, в зависимости от возраста ребенка. Вы называете начальное явление, а следующему игроку необходимо продолжить цепочку последовательности в правильном порядке.

  • Сначала осень, а потом? — Зима, а потом? — Весна, а потом? — Лето.
  • Сначала вторник, а потом? — Среда.
  • Сначала вечер, а потом? — Ночь.
  • Сначала завтрак, а потом? — Обед.

С детьми постарше можно использовать более сложные понятия:

  • Сначала глина, а потом? — Ваза, кирпич, скульптура.
  • Сначала бревно, а потом? — Дом, бумага, шкаф.

Изобретатель создает будущее, именно придумывая новое мы двигаемся вперёд.

Кто знает, если бы не изобретения и творчество человека, может мы и жили бы до сих пор в Каменном веке? Поэтому почаще представляйте вместе с ребёнком будущее, рисуйте автомобили и города будущего, обсуждайте, как может измениться та или иная техника, стройте свои прогнозы на то, что может произойти с социальными системами: какие будут больницы будущего, а школы будущего? Создавайте, формулируйте и обсуждайте своё видение того, как будет устроен наш мир.

  • До 7 лет мы учим детей ходить и говорить, а когда они приходят в школу — мы их учим сидеть и молчать
  • Как развивать детскую креативность при помощи рисования
  • Гений внутри: 3 простых способа уберечь ребенка от шаблонного мышления

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/11101

Игры ТРИЗ для 2 млд. группы

Опубликовано: 19:08:09 18-02-2015

  • Игры на формирование умения выделять функции объекта
  • «Что умеет делать»
  • (проводится с середины 2 младшей группы)
  • Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки.
  • Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
  • Ход игры:
  • Воспитатель: Что может слон?

Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает

«Раньше – позже»

(проводится со 2 младшей группы)

Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.

  1. Ход игры:
  2. Воспитатель: посмотрите, какая у медведя сделана берлога?
  3. Дети: Большая, крепкая, добротная.

Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?

  • Дети: Ее не было, росли деревья.
  • Воспитатель: Правильно, а еще раньше?
  • Дети: Росли маленькие ростки.
  • Воспитатель: А еще раньше?
  • Дети: Семечки в земле.
  • Воспитатель: А что будет с берлогой потом?
  • Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.
  • Игры на выявление подсистемных связей
  • «Где живет?»
  • (проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. дети называют среду обитания живых объектов.

Ход игры:

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!

  1. Воспитатель: Где живет медведь?
  2. Дети: В лесу, зоопарке.
  3. Воспитатель: А еще?
  4. Дети: В мультиках, в книжках.
  5. Воспитатель: Где живет собака?

Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие.

  • Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.
  • «Хорошо – плохо»
  • (проводится со 2 младшей группы)
  • Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» — идут по цепочке.

Ход игры:

Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?

Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?

  1. Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.
  2. Игры на сравнение систем
  3. «На что похоже»
  4. (проводится со 2 младшей группы)
  5. Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.

Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.

  • Игра на классификацию объекта
  • «Все в мире перепуталось»
  • (проводится со 2 младшей группы).

Примечание:Для игры используется «модель мира», которая на первом этапа ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира.

С постепенным усвоением количество частей мира увеличивается. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. В игру можно играть как подгруппой, так и группой.

Ведущий просит объяснить, почему предмет определили именно в эту часть мира, а затем воспитатель обобщает.

Во 2 младшей группе воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.

Читайте также:  Утренняя гимнастика в младшей группе, комплекс упражнений, методики проведения зарядки и прочее

Правила игры со средней группой:

Ведущий игры – воспитатель (в конце года – ребенок) показывает картинку с объектом. Играющие определяют, к какому миру относится. Если объект относится к рукотворному миру, то требуется определить к какой функциональной группе он относится (одежда, мебель, посуда, обувь, транспорт, игрушки и т.д.)

Примечание: Расширение этой части модели мира происходит постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире. В этом возрасте появляются новые разделы в секторе рукотворного мира и в секторе природного мира (воздух, вода, земля).

  1. Ход игры:
  2. Воспитатель: На картинке – собака. К какому миру принадлежит7
  3. Дети: К природному.

Воспитатель: Где живет собака? Где обитает?

Дети: Собака живет у человека в доме, может у дома, в будке; на земле.

Воспитатель: Значит, картинку можно поместить в сектор «земля».

Воспитатель: На картинке – бобер. К какому миру он относится?

Дети: К природному.

Воспитатель: Где живет бобер? Где обитает?

Дети: Бобер живет и на земле и в воде.

Воспитатель: Значит, картинку можно поместить и в сектор «вода», и сектор «земля». Но где больше всего обитает бобер? Вспомните сказки о бобре.

Дети: Больше всего в воде. Туда поместим картинку.

  • Игра «Числовая да-нет ка»
  • (со 2 младшей группы)
  • Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.
  • Ход:
  1. На доске чертим горизонтальную ось с цифрами.
  2. Ведущий говорит: Я задумала число до 10 (20), а вы должны отгадать его.
  3. Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет».

Но детей сначала надо научить задавать вопросы.

Дети должны делить числовую ось всегда пополам, т.е. находить цифру и спрашивать: — Это число больше 5? Меньше 5?

Затем дети делят следующую половину пополам и спрашивают:

— Это больше 3? Меньше3?

Снова делят часть:

— Это крайняя цифра? Первая? В середине?

  1. Игра «Где живет (работает)?»
  2. (со 2 младшей группы)
  3. Цель:научить определять разные места обитания объекта, искать объекты, выполнять те же самые функции.

Ход: Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает.

Ведущий: Тигр.

Дети: В джунглях живет, в зоопарке, на этикетке нарисован для красоты, в мультфильме для радости.

— Болтик. (В велосипеде, машине. Он скрепляет все между собой.)

  • Игра «Назови часть предмета»
  • (со 2 младшей группы)
  • Цель:учить «разбирать» любой объект на составляющие части.
  • Ход:Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):
  • -ДОМ.
  • Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:
  • — КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…)
  • Игра «Паровозик»
  • (со 2 младшей группы)
  • Цель:учить определять временную зависимость объекта и его функции.

Ход: Ведущий подбирает 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды. Это может быть дерево, птица, бабочка, т.е. любая живая система. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий – паровозик, дети – вагончики.

  1. Например, Человек:
  2. 1 карточка – младенец
  3. 2 карточка — дошкольница
  4. 3 карточка – девочка подросток
  5. 4карточка – девушка
  6. 5 карточка – женщина
  7. 6 карточка – старушка
  8. Игра «Что это такое?»
  9. (со 2 младшей группы)
  10. Цель:развивать ассоциативное мышление.
  11. Ход:На доске или листе бумаги взрослый рисует любую геометрическую фигуру или схематическое изображение. Задает вопрос детям:

-Что это такое?   Или   На что похоже?

Дети называют предмет, на который похоже это изображение.

Воспитатель говорит: — Нет! Это не …

Затем воспитатель подрисовывает еще какие-либо части и опять спрашивает: «Что это?». Дает отрицательный ответ детям и вновь дорисовывает части и т.д.

  • Игра «Гирлянда»
  • (со 2 младшей группы)
  • Цель:Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.
  • Ход: Ведущий предлагает стартовое слово.

Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах , действиях этого предмета.

  1. — Лягушка какая?
  2. Ребенок отвечает: — Зеленая.
  3. От этого слова вновь ставится вопрос. Например:
  4. — Зеленая кто (что)?
  5. Ребенок отвечает: — Трава.
  6. — Трава что делает? (растет)
  7. — Растет что (кто)? (ребенок)
  8. — Ребенок какой? (веселый)
  9. — Веселый кто бывает? (клоун)
  10. — Клоун что делает? (смеется)

И т.д.

  • Игра « Что в чем?»
  • (со 2 младшей группы)
  • Цель:учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.

Ход: — Ребята, кнопка часть чего? (звонка, куртки, листочка, баяна).

  1. — листочек (дерева, тетради, книги, календаря, папки).
  2. — Лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы).
  3. — экран (телевизора, компьютера, системного оператора, рентген аппарата, окна, зеркала, диафильма).
  4. Дети должны назвать не менее 5 систем.
  5. Игра «Что умеет делать?»
  6. (со 2 младшей группы)
  7. Цель:учить выделять функцию объекта.
  8.  Ход:Ведущий называет объект, дети определяют, что умеет делать он или что делают с помощью него.
  9. Например:
  10. Ведущий : — Ромашка.
  11. Дети: — растет, пахнет, вянет, погибает, хочет пить.
  12. Ведущий: — Занавеска.
  13. Дети: — затемняет, пачкается, может стираться.
  14. Игра «Теремок» (чем похожи)
  15. Цель:учить детей сравнивать различные объекты.

Ход:Игра проводится как драматизация сказки «Теремок». У каждого ребенка предметная картинка. Ребенок стучится в Теремок:

— Тук, тук, я – чайник. Пустите меня к себе в теремок жить?

Из теремка отвечают:

— Мы тебя пустим, если ты скажешь, чем ты – чайник на меня – куклу похож?

Дети называют 2-3 сходства по цвету, форме, функции, одинаковым частям, по размеру, из какого материала изготовлен и т.д. Следующий предмет (мяч) называет, чем он похож на чайник и т.д.

Источник: http://a2b2.ru/methods/6291_igry_triz_dlya_2_mld_gruppy/

Картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: картотека игр ТРИЗ-технологии | Социальная сеть работников образования

5.1. Воспитатель или ведущий — ребенок просит превратиться в кактусы: в цветущий кактус, в кактус, который очень много поливали, кактус в тесном горшке, кактус в пустыне…

 В: Дождь. (поднимает желтый кружок).

 Д: Дождь очень нужен. Он поливает землю, дает ей влагу и из земли растут цветы, деревья, растения разные. Если идет сильный дождь, то он смывает всю грязь, образуются ручейки, становиться чисто на улице и на дорогах. После дождя свежий и чистый воздух.

  •  Воспитатель поднимает красный кружок.
  •  Д: Дождь живет на улице, он в облаках живет, образуется в атмосфере.
  •  В: К чему относиться дождь?
  •  Д: К природному миру, к неживой системе.
  •  Воспитатель поднимает кружок зеленого цвета.

 Д: Дождь — это много-много капелек воды. В каждой капельке живут человечки жидкости.

 В: После дождя образовалась лужа на асфальте. Изобразите ее. Капелька дождя попала на листочек. Изобразите ее.

Познание. Ознакомление с окружающим миром.

 Рассматриваться могут программные объекты или системы. Например, светофор при ознакомлении с ПДД, атрибуты каких-либо профессий, общественные места — музеи, школы, спортивные комплексы и так далее. Принцип организации игры тот же. Например, музей.

Если воспитатель поднимает круг красного цвета, то дети говорят, из чего состоит музей; если поднимается круг желтого цвета, то дети называют функцию музея (для чего люди сделали музей); если поднимается круг зеленого цвета, то дети говорят частью чего является музей.

Коммуникация. Развитие речи. Грамматический строй речи.

 В: Слово «красиво». Поднимает желтый кружок. Что можно обозначить словом «красиво»?

 Д: Красивым может быть платье, красивая мама, красивое небо, красивый дом, красивая книга ….

 В: Этим слово можно обозначать признак предмета. Воспитатель поднимает красный кружок.

 Д: Это слово может жить в предложении, в рассказе, в книге, в речи человека…

 5.2. «Хорошо-плохо» (игра с младшего дошкольного возраста).

  1.  Цель:  Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
  2.  Правила игры:  Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.
  3.           Ход игры.
  4. 1 вариант:

 В: Съесть конфету — хорошо. Почему?

 Д: Потому, что она сладкая.

 В: Съесть конфету — плохо. Почему?

 Д: Могут заболеть зубы.

 То есть вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо — почему?», «что-то плохо — почему?».

2 вариант:

 В: Съесть конфету — хорошо. Почему?

 Д: Потому, что она сладкая.

 В: Сладкая конфета — это плохо. Почему?

 Д: Могут заболеть зубы.

 В: Зубы заболят — это хорошо. Почему?

 Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.

 То есть вопросы идут по цепочке.

Познание. Ознакомление с окружающим миром.

 В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?

 Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.

 В: Огонь — это плохо. Почему?

 Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.

5.1.  Воспитатель поднимает зеленый кружок.

 Д: Это слово состоит из звуков, слогов.

Примечание: более простые слова воспитатель предлагает детям разложить на звуки индивидуально со схематическим изображением гласных и согласных звуков или на слоги.

Познание. Математика.

 В: Цифра 6. Поднимает желтый кружок.

  •  Д: Эта цифра нужна, чтобы решать задачки, что-то сосчитать.
  •  Воспитатель обобщает: Число 6 служит единицей измерения.
  •  Воспитатель поднимает красный кружок.

 В: Число 6 живет в математике среди других чисел. В задачках, в примерах.

  1.  Воспитатель обобщает: Число 6 действительно живет в современной арифметике.
  2.  Воспитатель поднимает зеленый кружок.
  3.  Воспитатель просит изобразить каждого ребенка свой пример или если это начало года, то разбирает примеры вместе с детьми: 1+1+1+1+1+1; 2+2+2; 3+3; 5+1; 10-4.
  4. Чтение  художественной литературой
  5.  (используется на занятиях по пересказу, при анализе прочитанного произведения, заучивании стихотворения).

 В: «Мойдодыр» Чуковского К.И.

  •  Воспитатель поднимает желтый кружок.
  •  Д: Мальчик — грязнуля — главный герой, он не умывался, а его вещи — самовар, утюги, сапоги, кочерга, щетки, мочалка, Мойдодыр — это герои рассказа.
  •  Воспитатель поднимает зеленый кружок.
  •  В: Что есть в нашем рассказе: какие совершаются действия и какими героями, какое настроение у героев при этом.

 Д: От мальчика убегают разные вещи: одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня. Мальчик хотел напиться чаю, самовар убежал. Все кружилось и вертелось и помчалось колесом.

 Воспитатель просит детей пересказывать близко к тексту.

5.2. Живая система.

 В: Листопад — это хорошо?

 Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.

 В: Листья под ногами — плохо. Почему?

  1.  Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.
  2. Музыка.
  3.   В: Эта подвижная, ритмичная музыка хороша чем?
  4.  Д: Под нее можно делать гимнастику, двигаться, она создает радостное, бодрое настроение.
  5.  В: Что плохого в бодрой ритмичной музыке?
  6.  Д: Если плохое настроение или человек болеет, эта музыка будет раздражать, и еще больше ухудшиться настроение. 

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/02/27/kartoteka-igr-triz-tehnologii

Картотека игр по ТРИЗ

  • Игры на выявление подсистемных связей
  • «Где живет? »
  • (проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы, дети называют среду обитания живых объектов.

Ход игры:

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!

  1. Воспитатель: Где живет медведь?
  2. Дети: В лесу, зоопарке.
  3. Воспитатель: А еще?
  4. Дети: В мультиках, в книжках.
  5. Воспитатель: Где живет собака?

Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице — бродячие.

  • Игры на сравнение систем
  • «На что похоже»
  • (проводится со 2 младшей группы)
  • Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.

Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

  1. Ход игры
  2. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
  3. Воспитатель: На что похожа колючка ежика?
Читайте также:  Приемы работы с кинетическим песком в детском саду

Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т. д.

«Давай поменяемся»

(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавшими объект.

Ход игры:

Р1: Я — слон. Я могу обливаться водой из хобота.

Р2: Я — еж. Я могу сворачиваться клубком.

РЗ: Я — заяц. Я могу быстро скакать.

Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц сворачиваться клубком.

  • «Один — много»
  • Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей.
  • Закреплять понятие «один — много»
  • Ход игры

— Ребята, сколько у меня расчесок? (одна) .

  1. -Чего в расческе много? (зубчиков)
  2. Аналогично: коробка, стол , книга, дерево , ковер, дом , клубок ,цветок ,морковь, дом
  3. Игра «Путаница»
  4. Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.
  5. Ход игры

— Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое. Например:

  • Летит колючий крокодил, (снег)
  • Висит зеленая собака, (слива)
  • Самолет ползет по рельсам, (поезд)
  • Мальчик ест скакалку, (конфету)
  • Летит воздушный диван, (шар)
  • Рычит лохматый слон, (пес)
  • Смотрю в прозрачное дерево, (стекло)
  • Дверь открывают вилкой, (ключом)
  • Бабушка связала мягкие подушки, (варежки)
  • Мама сварила вкусный стол, (суп)
  • Игра Пространственная «да — нет ка»
  • (с игрушками, геометрическими формами)
  • Цель: обучение мыслительному действию
  • Ход игры

1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами. На стол выставляется 5 (10, 20) игрушек.

Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать — это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине) .

2. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки. Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.

Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.

  1. Дети: Это справа (слева) от середины?
  2. Затем дети делят лист по горизонтали:
  3. — Это ближе (дальше) от меня?
  4. Это слева (справа) от телевизора?
  5. Это в верхней половине? (нижней половине)
  6. В средней группе используется большее количество картинок, игрушек, цифры.
  7. Игра «Раньше — позже»
  8. (со средней группы)
  9. Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.
  10. Ход игры
  11. Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет после.
  12. Например:

Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже?

Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой-либо ответ ребенка (мама кормила свою дочку) .

И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из детей попросить рассказать последовательность событий.

Игра «Что можно сказать о предмете, если там есть.? »

  • (со средней группы)
  • Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать характеристику объекту по одной части.
  • Ход игры
  • Ведущий называет какую-либо составляющую, а ребенок должен дать характеристику объекту. Например:

— Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? (птица, животное или насекомое, днем спит, а днем добывает себе пищу). 

— Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова? (это может быть добрый человек, книга со стихами, открытка) .

  1. — Что можно сказать об объекте, в котором есть сор?
  2. (это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора) .
  3. Игры на формирование умения выделять функции объекта
  4. «Что умеет делать»
  5. (проводится с середины 2 младшей группы)
  6. Правила:  Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки.
  7. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Ход игры:
  8. Воспитатель: Что может слон?

Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает

  • Игры на формирование умения выделять функции объекта
  • «Дразнилка»
  • (проводится с середины средней группы)

Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.

  1. Ход игры: Воспитатель: Кошка.
  2. Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …
  3. Воспитатель: Собака.
  4. Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.
  5. Игры на формирование умения выделять функции объекта
  6. «Мои друзья»
  7. (проводится с начала средней группы)

Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.

  • Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.
  • Ведущий ребенок.
  • Ход игры: Дети выбирают объекты природного мира.

Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать (животные: лиса, волк).

Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.).

Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т.д.).

  1. Игры на определение линии развития объекта
  2. «Чем был – тем стал»
  3. (проводится с начала средней группы)
  4. Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют …
  5. Ход игры: При уточнении понятия относительности размера
  6. Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим.
  7. Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.
  8. Воспитатель: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?
  9. Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.
  10. Игры на определение линии развития объекта
  11. «Раньше – позже»
  12. (проводится со 2 младшей группы)

Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.

  • Ход игры:
  • Воспитатель: посмотрите, какая медведя сделана берлога?
  • Дети: Большая, крепкая, добротная.

Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?

  1. Дети: Ее не было, росли деревья.
  2. Воспитатель: Правильно, а еще раньше?
  3. Дети: Росли маленькие ростки.
  4. Воспитатель: А еще раньше?
  5. Дети: Семечки в земле.
  6. Воспитатель: А что будет с берлогой потом?
  7. Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.
  8. Игры на выявление подсистемных связей
  9. «Где живет?»
  10. (проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. дети называют среду обитания живых объектов.

Ход игры:

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!

  • Воспитатель: Где живет медведь?
  • Дети: В лесу, зоопарке.
  • Воспитатель: А еще?
  • Дети: В мультиках, в книжках.
  • Воспитатель: Где живет собака?

Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие.

  1. Игра на определение подсистемных связей объектов.
  2. «Что можно сказать о предмете, если там есть…»
  3. (проводится с середины средней группы)
  4. Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.
  5. Ход игры:
  6. Воспитатель: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?
  7. Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.
  8. Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?
  9. Дети: Кошка, котенок.
  10. Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.
  11. «Хорошо – плохо»
  12. (проводится со 2 младшей группы)
  13. Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» — идут по цепочке.

Ход игры:

Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?

Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?

  • Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.
  • Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.
  • «Волшебный светофор»
  • (проводится с начала средней группы)

Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.

 Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением животного.                     Воспитатель: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного. Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное.

А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит. Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой теме, в том числе и по теме «Животные».

Воспитатель: Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать.

А если я подниму зеленый круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, домашние, дикие животные). Воспитатель: Заяц ( поднимает зеленый кружок). Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким животным. Он живет в лесу.

  1. Воспитатель: Поднимает красный кружок.
  2. Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка.
  3. Воспитатель: Почему заяц меняет шубку зимой?
  4. Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.
  5. Воспитатель: поднимает желтый кружок.

Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он нужен для того, чтобы в лесу жили животные и было красиво.

  • Игры на сравнение систем
  • «На что похоже»
  • (проводится со 2 младшей группы)
  • Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.

 Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.

  1. Игры на сравнение систем
  2. «Давай поменяемся»
  3. (проводится с середины средней группы)

Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.

Ход игры:

Р1: Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота.

Р2: Я- еж. Я могу сворачиваться клубком.

Р3: Я – заяц. Я могу быстро скакать.

Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц сворачиваться клубком.

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/raznoe/kartoteka-igr-po-triz.html

Ссылка на основную публикацию