Картотека дыхательной гимнастики во второй и первой младшей группе детского сада, комплекс упражнений

Картотека дыхательной гимнастики во второй и первой младшей группе детского сада, комплекс упражненийУ детей часто болеют органы дыхания, носоглотки, возникают ларингиты, трахеиты. Объем легких у них небольшой, дыхание неглубокое. А поверхностное дыхание может привести к болезням верхних дыхательных путей, что в свою очередь влияет на мелодичность голоса. Дыхательная гимнастика научит ребенка свободно вдыхать и плавно выдыхать, на помощь воспитателям приходит специальная картотека упражнений. Делать этот комплекс на укрепление дыхания могут и вполне здоровые дети — он активизирует кровообращение в носоглотке, расширяет легкие, держит в тонусе мышцы грудной клетки и диафрагмы. Все это в комплексе укрепляет организм и уменьшает вероятность болезней.

Правила занятий

Оглавление

  • 1 Правила занятий
  • 2 1 младшая группа
  • 3 2 младшая группа

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики должен быть безопасным, тренировка должна проходить по следующим правилам:

  1. Желательно заниматься на открытом воздухе, в холодное время года хорошо проветрите комнату. Тяжелый застоявшийся воздух при интенсивном дыхании может привести к плохому самочувствию и даже болезням.
  2. Картотека дыхательной гимнастики во второй и первой младшей группе детского сада, комплекс упражненийРебенок должен быть в хорошем настроении и выявлять охоту к тренировкам. Для настроения нужно хорошо поесть, но выдержите полчасика после еды.
  3. Картотека дыхательной гимнастики большая, но сначала попробуйте сделать два упражнения, потом расширяйте время занятий — так дети не будут уставать, не будет кружиться голова. У астматиков вообще может быть приступ одышки, поэтому они должны заниматься под контролем (желательно — под постоянным присмотром) врача.
  4. Во время упражнений плечи ребенка не должны двигаться, ребенок должен быть расслаблен, мимика на лице — естественная. Бледность, слабость, головокружение, сильная одышка должны быть сигналом к прекращению нагрузок.

1 младшая группа

Чтобы развить дыхание, победить кашель, улучшить речь, для детей с двух лет можно применять следующий комплекс дыхательной гимнастики, который предназначенный для первой младшей группы. Упражнения также улучшают координацию, укрепляют позвоночник и мышцы рук.

  1. Пузырь. Ребенок вдыхает воздух через нос и надувает щеки, потом медленный выдох через рот.
  2. Насос. Руки на пояс, вдох на приседании, выдох — возврат в исходное положение. Приседать сначала нужно чуть-чуть, увеличивая амплитуду, поэтому упражнение напоминает насос.
  3. Картотека дыхательной гимнастики во второй и первой младшей группе детского сада, комплекс упражненийОтвечалка — вы задаете вопрос, ребенок отвечает, Сигнал паровозика? — Ту-ту Гудок машинки? — Би-би

    Как тесто дышит? Пых-пых

  4. Пение гласных а-а-а-а-а-а-а, о-о-о-о-о-о, у-у-у-у-у-у.
  5.  Комплекс включает стихи, под которые ребенок под движется: Самолетик-самолет (разведение рук ладошками, голова поднимается на вдохе). Отправляется в полёт (здесь нужно задержать дыхание) Жужу -жу (поворачивается вправо) Жу-жу-жу (на выдохе нужно произнести ж-ж) Постою и отдохну (опускает руки, становится прямо) Я налево полечу (голову вверх на вдохе) Жу – жу – жу (поворачивается влево) Жу – жу –жу (звук ж-ж-ж на выдохе)

    Постою и отдохну (становится прямо, опустив руки).

  6. Еще одна игра сопровождается движениями У мишки дом огромный (ребенок становится прямо и на носочки, поднимает вверх руки на вдохе, потягивается, смотря на руки) У мышки – очень маленький (малыш приседает, обняв руками колени, опускает голову, произнося ш-ш-ш) Мышка приходит в гости к мишке (хождение на носочках) Мишка никак к мышки не попадает

    Ведь он в маленький домик не помещается.

  7. Картотека дыхательной гимнастики во второй и первой младшей группе детского сада, комплекс упражненийСтих ветер — под стих Я сильный ветер, я лечу, Лечу-лечу, куда хочу (ребенок вдыхает носом, при этом ноги расставлены на ширину плеч, руки опустить) Хочу направо посвищу (повернуть голову направо, губы трубочкой и подуть) Могу подуть налево (с позиции голова прямо, малыш, вдыхая, поворачивает налево голову, делая трубочкой выдох) Могу подуть и вверх (в позиции прямой головы делается вдох носом, выдох губы трубочкой, потом опять вдохнуть) И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

    Ну а пока я разгоняю тучи (покрутить руками).

  8. Курочки — наклонившись, опустите голову, руки поставьте свободно, похоже на крылья и, похлопывая по коленкам и выдыхая, произносите «так-так-так». Поднимаясь, поднимайте руки и вдыхайте.
  9. Пчелка — положение сидя, голову опустить и скрестить руки на грудной клетке Пчёлка жужала: «Жу-жу-жу» (стиснуть грудь, на выдохе говорим: ж-ж-ж, потом разводим руки на вдохе ставим спину ровно и говорим далее)

    Полечу и пожужжу, мёда детям принесу (встать, развести в стороны руки, сделать круг в комнате).

  10. Косильщик травы Опустить руки, поставив на ширину плеч ноги. Ребенок должен говорить «зу-зу», и, махая в одну сторону, совершать вдох, в другую — выдох. Зу-зу-зу, мы косим траву. Зу-зу-зу, направо взмахну. Зу-зу-зу, очень быстро, вместе быстро Мы покосим нашу траву.

    Зу-зу-зу.

Этот небольшой комплекс дыхательной гимнастики можно вполне дополнить упражнениями, описанными в следующем разделе.

Этот комплекс дыхательной гимнастики рекомендуется для второй младшей группы детского сада.

  1. Качели — поставить на диафрагму живота мягкую игрушку, произносить на вдохе «качели вверх», на выдохе — «качели вниз».
  2. Ветер и дерево — скрестить ноги на полу или сесть на колени, спину держать прямо. Руки со вдохом поднимать над головой, с выдохом — опускать. Туловище прогибать, словно от ветра.
  3. Картотека дыхательной гимнастики во второй и первой младшей группе детского сада, комплекс упражненийДровосек — стоя прямо, ноги шире плеч. Ладони рук сложить и работать как топориком — сверху, прогибаясь, остановится между ногами со словом «бах».
  4. Сердитый ежик — дышать плавно. Наклонится, причем пятки остаются на полу, обхватить грудную клетку руками, с опущенной головой произносить на выдохе звук сердитого ежика «п-ф», потом «ф-р», ежик доволен.
  5. Надуть шар — надувая, развести на вдохе руки, потом соединить ладони перед собой без хлопка со звуком ф-ф-ф. Потом шарик лопает — с хлопком, сложить губы трубочкой и приседая, с опущенными руками имитировать выход воздуха из шарика со звуком ш-ш-ш.
  6. Листопад — вырезаем из бумаги листья и дуем так, чтобы полетели. Если листья разных видов, можно комментировать названия деревьев.
  7. Гуси летят — медленно ходить, поднимая в стороны руки на вдохе, опуская на выдохе со звуком «г-у-у».
  8. Пушок — привязать перышко на нитку и дуть на него губами трубочкой, вдыхая носом.
  9. Жук — скрестить на груди руки, делать вдох, поднимая голову, и выдыхать, опуская. Все это под стих — «жук крылатый сказал ж-у, посижу, пожужу».
  10. Петушок — на вдохе поднимаем со сторон руки, хлопаем на выдохе по бедрам, произнося «ку-ка-ре-ку».
  11. Ворона — опустить руки, на вдохе разводить их в стороны имитируя крылья с максимально протяжным звуком «кар-р-р».
  12. Паровозик — руки согнуты в локти, ходьба со звуком «чух-чух» и с остановками под звук «ту-т-у-у-у».
  13. Вырасти большой — вдыхая, поднимаем руки над головой и поднимаемся на носки, выдыхая — со звуком «у-х-х» опускаем руки и ставим пятки на пол.
  14. Часики — размахивать руками вперед, назад со звуком «тик-так».
  15. Картотека дыхательной гимнастики во второй и первой младшей группе детского сада, комплекс упражненийКаша кипит — одну руку на живот, другую — на грудь. На вдохе втягивать живот, на выдохе со звуком «ф-ф-ф» опускать грудь, опять на вдохе выпячивать вперед живот.
  16. Воздушный шарик — лечь на пол, руки на животе (воображаемый шарик). На вдохе надуть живот, на выдохе сдуть.
  17. Насос — на приседании вдох, выпрямление — выдох, начинать понемножку, увеличивая скорость приседаний.
  18. Регулировщик — одну руку поднять над головой, другую отвести в сторону. На вдохе носом меняем положение рук, на продолжительном выдохе произносим звук «р-р-р» .
  19. Ножницы — руки впереди или по сторонам перед грудью, ладонями вниз. Вдыхая поднимаем одну руку (или кисть) вверх, вторую вниз, на выдохе — наоборот.
  20. Снегопад — сдувать кусочки бумаги, словно снежинки с ладони.
  21. Трубач — руки трубочкой вверху, на выдохе — звук «пф-ф-ф».
  22. Футбольный поединок — скатать мяч из салфетки или ваты, поставить ворота, например кубики. Двое детей дуют стараясь забить мяч друг другу. Похожее упражнение — кто дальше загонит шарик одним выдохом.
  23. Пружинка — лежа на выдохе выпрямленные ноги сгибаем и прижимаем к груди, на вдохе выпрямляем.
  24. Дуем на воображаемый одуванчик, или реальную игрушку с пропеллером, игрушечную мельницу.
  25. Бегемотик — сидя или в положении лежа рука на диафрагме и глубокое дыхание через нос со словами Сели бегемотики, потрогали животики.

    Далее вдох — То животик поднимается

    На выдохе — То животик опускается.

  26. Курочка — руки как крылья в стороны на вдохе, на выдохе — наклон, с опущенной головой и крыльями звук «тах-тах», хлопая себя по коленях.
  27. Картотека дыхательной гимнастики во второй и первой младшей группе детского сада, комплекс упражненийПарящие бабочки — вырезать бабочек из листа бумаги и плавно и длительно дуть так, чтобы они летели вверх.
  28. Аист — стоя, согнуть перед собой ногу в колене и развести руки по сторонам, выдыхая, опускать ногу и руки со звуком «ш-ш-ш».
  29. В лесу — на вдохе кричать ау-у с разной громкостью и интонацией.
  30. Волна — лечь ровно на полу, вдыхая поднимаем руки и вытягиваем над головой, на выдохе со словом «Вни-и-з» опускаем опять руки по швам.
  31. Хомячок — пройти десять шагов с надутыми щеками, хлопнуть на выдохе по щекам, пройти еще несколько шагов, дыша носом.
  32. Лягушонок — ноги вместе, присесть, на вдохе прыгнуть вперед, на выдохе — квакнуть после приземления.
  33. Клич воинов-индейцев — кричать, хлопая ладошкой по губам, с разной громкостью.
  34. Жемчужные ныряльщики — на третьем вдохе закрывается рот и нос и совершаются приседания, пока не будет желание выдохнуть. Игру выигрывает тот, кто дольше продержится. Осторожно, может закрутиться голова.

На этом игровой и дыхательный комплекс не заканчивается, упражнения могут быть основой для самостоятельного творчества, только результат собственных изысканий утвердите у доктора.

Источник: https://gimnastikasport.ru/dyhatelnaya/kartoteka-vtoroj-mladshej-gruppe.html

Дыхательные упражнения и гимнастика для детей раннего возраста

  • Упражнение «Подуем на листочки»
  • Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование углубленного выдоха.
  • Оборудование: пособие-тренажер «Деревце».
  • Ход: 
  • Мы листочки, мы листочки,
  • Мы веселые листочки,
  • Мы на веточках сидели,
  • Ветер дунул – полетели.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

  1. Количество повторов:  повторить 4-5 раз.
  2. Упражнение «Вот какие мы большие!»
  3. Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного вдоха
  4. Ход: 
  5. С каждым новым днем –
  6. Мы растем, мы растем.
  7. Выше, выше тянемся!
  8. Подрастем, подрастем,
  9. Малышами не останемся!
  10. Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: поднять руки вверх, потянуться.
  11. Количество повторов:  повторить 3-4 раза.
  12. Упражнение «Часики»
  13. Цели: тренировка артикуляционного дыхания, согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки.
  14. Оборудование: игрушечные часы.
  15. Ход: 
  16. Держу часы в руках,
  17. Идут часы вот так:
  18. Тик-так, тик-так! (воспитатель прячет часы)
  19. Где же, где же, где часы?
  20. Вот они часы мои,
  21. Идут часы вот так!
  22. Как часики стучат?
  23. Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: рот закрыли, вдохнули носом – руки вверх, выдохнули – вниз.
  24. Тик-так, тик-так!
  25. Количество повторов:  повторить 4-6 раз.
  26. Упражнение «Понюхаем цветочек»
  27. Цели: формирование углубленного вдоха, тренировка правильного носового дыхания.
  28. Оборудование: цветок.
  29. Ход: 
  30. Здравствуй, милый мой цветок.
  31. Улыбнулся ветерок.
  32. Солнце лучиком играя,
  33. Целый день тебя ласкает
  34. Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох при спокойно сомкнутых губах.
  35. Количество повторов:  повторить 4-5 раз.
  36. Упражнение «Дудочка»
  37. Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование углубленного выдоха, укрепление круговой мышцы рта.
  38. Оборудование: дудочка.
  39. Ход: 
  40. Заиграла дудочка
  41. Рано поутру.
  42. Пастушок выводит:
  43. «Ту-ру-ру-ру-ру!»
  44. А коровки в лад ему
  45. Затянули песенку:
  46. «Му-му-му-му-му!»
  47. Как играет дудочка?
  48. Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения:   

глубокий вдох. Просит ребенка как можно громче подуть в дудочку.

  • Количество повторов:  повторить 4-5 раз.
  • Упражнение «Флажок»
  • Цели: укрепление круговой мышцы рта; тренировка навыка правильного дыхания, формирование углубленного ритмичного выдоха.
  • Оборудование: красный флажок.
  • Ход: 
  • Посмотри-ка, мой дружок,
  • Вот какой у нас флажок!
  • Наш флажок прекрасный,
  • Ярко-ярко красный.
  • Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, губы трубочкой сложили и долго дуем.
  • Количество повторов:  повторить 4-6 раз.
  • Упражнение «Как мыши пищат?»
  • Цели: тренировка артикуляционного аппарата, формирование ритмичного дыхания.
  • Оборудование: игрушка мышка.
  • Ход: 
  • Мышка вылезла из норки,
  • Мышка очень хочет есть.
  • Нет ли где засохшей корки,
  • Может, в кухне корка есть?
  • Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнуть носом, на выдохе сказать: «Пи-пи-пи-пи!»
  • Количество повторов:  повторить 3-4 раза.
  • Упражнение «Вертушка»
  • Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица, формирование углубленного вдоха.
  • Оборудование: вертушка.
  • Ход: 
  • Веселая вертушка
  • Скучать нам не дает.
  • Веселая вертушка
  • Гулять меня зовет.
  • Веселая вертушка
  • Ведет меня к реке,
  • Где квакает лягушка
  • В зеленом тростнике.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули глубоко, чтобы ветерок сильный был, губы трубочкой сложили, подули. Долго дует ветерок.

  1. Количество повторов:  повторить 3-4 раза.
  2. Упражнение «Птичка»
  3. Цели: согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, формирование углубленного дыхания, ритмичного глубокого вдоха.
  4. Оборудование: игрушка птичка, шапочки-маски птичек.
  5. Ход: 
  6. Села птичка на окошко.
  7. Посиди у нас немножко,
  8. Подожди не улетай.
  9. Улетела птичка…Ай!

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: на глубоком вдохе поднимать руки высоко вверх. На выдохе – опускать.

  • Количество повторов:  повторить 4-5 раз.
  • Упражнение «Снежинки»
  • Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного выдоха,  укрепление мышц лица.
  • Оборудование: бумажные снежинки.
  • Ход: 
  • На полянку, на лужок
  • Тихо падает снежок.
  • И летят снежинки,
  • Белые пушинки.
  • Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнули носом, губы сложили трубочкой и дуем на снежинки.
  • Количество повторов:  повторить 4-6 раз.
  • Упражнение «Надуем пузырь»
  • Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.
  • Ход: 
  • Надувайся, пузырь,
  • Расти большой,
  • Да не лопайся!

Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая, как растет пузырь,  затем глубокий выдох.  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения.

Количество повторов:  повторить 4-5 раз.

Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста    

  1. Гимнастика «Часики»       
  2. Методика проведения:  встать прямо, ноги слегка расставить («машина между ног проедет»), руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед-назад, произносить «тик-так»
  3. Количество повторов:  повторить 6-7 раз.

  4. Гимнастика «Дудочка»     
  5. Методика проведения: сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением звуков (п-ф-ф-ф-ф-ф)  
  6. Количество повторов:  повторить 4 раза.

  7. Гимнастика «Петушок»    
  8. Методика проведения: встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем похлопать ими по бедрам со словом
  9. «ку-ка-ре-ку» (выдох)
  10. Количество повторов:  повторить 4 раза.

  11. Гимнастика «Каша кипит»        

Методика проведения: сесть на стул. Одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь (вдох), опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот (выдох). При выдохе громко произносить звук (ф) 

  • Количество повторов:  повторить 4 раза.
  • Гимнастика «Паровозик» 
  • Методика проведения: ходить по комнате, делая попеременно движения руками вверх-вниз и приговаривая «чух-чух-чух»     
  • Количество повторов:  20 сек
  • Гимнастика «Веселый мячик»  
  • Методика проведения: встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом (диаметром до 10 см) к груди (вдох) и бросить мяч от груди вперед со звуками
  • (у-х-х-х) (выдох), догнать мяч      
  • Количество повторов:  повторить 4-5 раз.
  • Гимнастика «Гуси»  

Методика проведения: медленно ходить по комнате. На вдох подни-мать руки в стороны, на выдох – опускать вниз с произнесением длительных звуков (г-у-у-у) Количество повторов:  в течение 1 мин.

Источник: http://zubareva.ucoz.ru/publ/pedagogam/gimnastika_s_detmi/dykhatelnye_uprazhnenija_i_gimnastika_dlja_detej_rannego_vozrasta/14-1-0-128

Картотека дыхательной гимнастики 1 младшая группа

Автор материала: Нечаева Анна Валентиновна

  • Муниципальное дошкольное образовательное
  • бюджетное учреждение д/с №3
  • Картотека дыхательной гимнастики
  • в первой младшей группе
  • Подготовила:

Нечаева А.В.

Шарья, 2016

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ. Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Упражнение 2. НАСОСИК.Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 3. ГОВОРИЛКА. Вы задаёте вопросы, малыш отвечает. Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту — ту. Как машинка гудит? Би – би. Би – би. Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых. Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу. Упражнение 4. САМОЛЁТ.

Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха: Самолётик — самолёт  (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох) Отправляется в полёт (задерживает дыхание) Жу- жу -жу (делает поворот вправо) Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж) Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)Я налево полечу (поднимает голову, вдох) Жу – жу – жу (делает поворот влево) Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж) Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки). Повторить 2-3 раза Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА. Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения. У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох) У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш) Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках) Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза.  Упражнение 6. ВЕТЕРОК. Я ветер сильный, я лечу, Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос) Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть) Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох) Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох) И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот) Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками). Повторить 3-4 раза. Упражнение 7. КУРОЧКИ. Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз. 

Упражнение 8. ПЧЁЛКА. Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.

Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…) Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место). Повторить 5 раз.

Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое. Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.Зу-зу, зу-зу,Косим мы траву.Зу-зу, зу-зу,И налево взмахну.

Зу-зу, зу-зу,Вместе быстро, очень быстроМы покосим всю траву.Зу-зу, зу-зу.Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза. Упражнение 10. ЧАСИКИ.Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз. 

Упражнение 11. ТРУБАЧ.Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз. Упражнение 12. ПЕТУХ.Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз. Упражнение 13. КАША КИПИТ.Сесть, одна рука на животе, другая — на груди.

При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза. Упражнение 14. ПАРОВОЗИК.Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с. Упражнение 15. НА ТУРНИКЕ.Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой.

Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад за голову — долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза. Упражнение 16. ШАГОМ МАРШ!Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага -вдох, на 6-8 шагов-выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять 1.5м Упражнение 17. ЛЕТЯТ МЯЧИ.

Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз. Упражнение 18. НАСОС.Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.  Упражнение 19. РЕГУЛИРОВЩИК.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз. Упражнение 20. ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ.Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох.

Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз. Упражнение 21. ЛЫЖНИК.Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м». Упражнение 22. МАЯТНИК.Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону. Упражнение 23. ГУСИ ЛЕТЯТ.

Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны — вдох, опустить вниз — выдох, произносить «г-у-у-у».

Упражнение 24. БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ.Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся «ух», спрятать голову за коленями — показывая, какой он маленький.

Упражнение 25. АИСТ.Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш-ш». Повторите с ребенком шесть-семь раз. Упражнение 26. ДРОВОСЕК.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнесите «бах». Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

 

Упражнение 27. МЕЛЬНИЦА.Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.

Упражнение 28. КОНЬКОБЕЖЕЦ.Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося «к-р-р». Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Упражнение 29. СЕРДИТЫЙ ЕЖИК.Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» — звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» — а это уже довольный ежик.

Повторите с ребенком три-пять раз. Упражнение 30. ЛЯГУШОНОК.Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, «квакните». Повторите три-четыре раза. Упражнение 31. В ЛЕСУ.Представьте, что вы заблудились в густом лесу.

Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз. Упражнение 32. ВЕСЕЛАЯ ПЧЕЛКА.На выдохе произнесите «з-з-з». Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу.

Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела. Упражнение 33. ВЕЛИКАН И КАРЛИК.Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу.

Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх, на выдохе опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням. 

Комплекс дыхательных упражнений игрового характера

1. Ходьба.

Встать прямо, голову не опускать, ноги вместе, плечи опущены и отведены назад, грудная клетка развёрнута. Проверить осанку. Обычная ходьба; ходьба на носках; ходьба на пятках; ходьба на наружном своде стопы. Повторить все виды ходьбы, меняя направление движения по залу. Следить за осанкой. Продолжительность ходьбы 40-60 с. Педагог говорит стихи, направляя ими детей на нужные движения:

  1. Мы проверили осанку
  2. И свели лопатки.
  3. Мы походим на носках,
  4. Мы идём на пятках,
  5. Мы идём, как все ребята,

И как мишка косолапый (стихи Е. Антоновой-Чалой).

2. «Куры».

Дети стоят, …

Источник: https://VseUroki.pro/doc/kartoteka-dyhatelnoy-gimnastiki-1-mladshaya-gruppa.html

Ссылка на основную публикацию