Игры со счетными палочками (кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Джордж Кюизенер – бельгийский ученый, разработавший уникальную методику обучения детей математике. В 1952 году в свет вышло пособие ЧИСЛА И ЦВЕТА, в котором описывалась методика Кюизенера и примеры работы с ней.

Что из себя представляют палочки Кюизенера

Методика Кюизенера реализована в палочках, которые также называются: счетные палочки, числа в цвете, цветные палочки, цветные линеечки, cчетные палочки Кюизенера.

Палочки Кюизенера – это 10 различных по цвету и величине параллелипипидов, выполненных из дерева или пластика. Длина их колеблется от 1 до 10 сантиметров.

Палочки Кюизенера соответствуют обозначению чисел: чем длиннее палочка, тем большее число она обозначает. Самая короткая палочка обозначает единичку, палочка в два раза длиннее – двойку и так далее.

Близкие по цветам палочки объединяются в семейства или классы. Например, красная палочка обозначает 2, коричневая – 4, вишневая – 8: таким образом все перечисленные выше палочки Кюизенера можно отнести к семейству чисел, кратных 2.

Всего получается 5 семейств или классов: Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Палочки Кюизенера возможно изготовить самостоятельно: для этого вам понадобится цветной картон и ножницы. Самая маленькая полоска, отвечающая за «единицу», имеет размеры 2 на 2 см, все последующие полоски увеличиваются по длине на 2 сантиметра.

Задания, которые можно выполнять с картонными полосками, довольно ограничены — плоский вариант не предусматривает возведение объемных фигур. Тем не менее, картонный вариант исполнения палочек Кюизенера также популярен и подойдет для знакомства с методикой.

Палочки Кюизенера могут храниться в отдельном пакете или коробке, но лучше всего — если это будет специальная коробка с отсеками, предназначенными для каждой палочки. В этом случае по завершении занятия ребенок должен будет правильно подобрать «домик» для разноцветного семейства и сложить все палочки аккуратно.

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Первый этап работы с палочками Кюизенера: игровой

Палочки Кюизенера рекомендованы для занятий с детьми начиная с годовалого возраста. Первый этап – игровой. Палочки Кюизенера заменяют конструктор и мозаику.

Для начала будет достаточно простого ознакомления: пускай ребенок возьмет их в руки и рассмотрит. Такое простое задание само по себе полезно: оно развивает мелкую моторику и зрительное восприятие.

Чуть позже действия можно дополнить комментариями: это палочка красная, она длинная, а это палочка белая, она короткая. Для малыша будет понятнее, если вы постараетесь донести эти понятия через сказку: например, выстроить разноцветный заборчик для трех поросят.

Например, у Ниф-нифа будет маленький белый заборчик, у Наф-нафа в 2 раза больше и длиннее — красный, а у Нуф-Нуфа — самый длинный и высокий — коричневый.

Существуют определенные схемы, по которым можно составить целый сюжетный рисунок.

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Следующий шаг — освоение сравнений и понятия части и целого. Например, Чебурашка очень любит есть конфеты. Он может выбрать: либо полакомиться одной синей конфетой, но большой, либо большим количеством белых конфет, но маленьких. Какие конфеты выберет Чебурашка? Сколько белых конфет помещается в одну большую синюю? Таким образом, вы ребенка подводите к азам счета.

Постепенно, занятие за занятием, игру за игрой, малыш освоит простейший счет в пределах десяти.

Другие примеры заданий на начальном этапе:

  1. Разложите палочки по длине и цвету.
  2. Попросите ребенка положить столько же палочек и такого же цвета, как у вас.
  3. Выложите несколько палочек в ряд, дайте пару секунд, чтобы ребенок их запомнил. Попросите его отвернуться — и уберите из ряда одну палочку. Малыш должен догадаться, какая палочка пропала.
  4. Перемешайте все палочки Кюизенера. Попросите ребенка разложить их по цветовому признаку по стопкам с указанием цвета.
  5. С помощью красной палочки измерьте длину окружающих предметов: кровати, стола, книги.
  6. Выложите фигуру и попросите ребенка сделать такую же.
  7. Попросите ребенка с закрытыми глазами найти две палочки разной длины. Дайте подсказку, какого цвета одна палочка. Сможет ли он догадаться, какого цвета другая палочка?
  8. На сколько одна палочка длиннее другой?
  9. Попросите ребенка выбрать из набора самую короткую и самую длинную палочки.

Второй этап работы с палочками Кюизенера: математический

Второй этап работы с палочками – математический. Дети в буквальном смысле учатся «чувствовать» числа, то есть обучение проходит не через абстрактные понятия, которые для малышей пока очень расплывчаты, а через практику.

Палочки Кюизенера помогут освоить дробные числа. Например, возьмите палочку коричневого цвета, обозначающую число 4. Сколько красных палочек в нее помещается и соответственно какую часть составляет красная палочка от коричневой?

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Это 2/4

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Сколько зеленых палочек помещается в коричневую палочку и какую часть зеленая палочка составляет от целого? Это 3/4

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Это 9/10

Палочки Кюизенера – простая «визитная карточка» таблицы умножения. Начнем с белой палочки, обозначающей число один. Если ее взять в единственном числе, то и получится число один. Если взять десять белых палочек, получится уже число 10, которое нужно проверить «правильной палочкой».

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Другие примеры заданий на втором этапе:

  1. Возьми несколько белых палочек и придвинь их близко друг к другу в ряд. Найди аналог в наборе.
  2. Вы называете число — ребенок находит палочку соответствующего цвета. Вначале числа можно называть по порядку, далее — задача усложняется, числа идут вразбивку.
  3. Возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка — это единица, число «один».
  4. К цветной палочке необходимо подобрать ее аналог, изображенный на карточке в виде числа.

Палочки Кюизенера и обучение языку

Палочки Кюизенера пользуются широкой популярностью в качестве методического материала при обучению математике. Но их роль в изучении языка также очень велика. За границей палочки активно используются на уроках английского языка, они помогают выделять неударыне и ударные слоги, подчеркивать ритмы. Эту технологию можно успешно применить и на нашем родном языке, русском.

Вот таким образом показываем ударение и соответственно разделяем слоги — очень популярная методика для обучения чтению, которую вы могли встречать раньше в наших азбуках:

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Палочки Кюизенера служат понятной иллюстрацией для сравнительных прилагательных.

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Методика Кюизенера: плюсы

  • Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет.
  • Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в совсем раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание чисел.
  • Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют еще и ряд пограничных областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку.

Вот как отзываются родители о палочках Кюизинера

Наталья Щебенева, воспитатель, 25 лет:

Палочки Кюизенера знаю уже очень давно, и активно их применяю на занятиях с детьми в детском саду. Когда у меня появится свой ребенок, буду и его активно приучать к палочками, прямо с пеленок.

Юлия Панратова, 34 года:

Замечательная методика. Приобрела для своей старшей дочки в детский сад, но так и не донесла. Мелкая тоже очень заинтересовалась и сразу стала выстраивать разноцветные домики.

Дарья Заполь, 27 лет:

Палочки Кюизенера активно используем с рождения, и результат налицо. Дочка опережает сверстников намного по развитию.

Мария Большакова, 28 лет:

К сожалению, про палочки Кюизенера узнала недавно. Жалею теперь, что купила их не сразу после рождения ребенка. Сыну — 3 года, и мы потихоньку пытаемся подбирать палочки и выстраивать рисунки по схеме. Очень нравится, что методика оставляет место для полета фантазии.

  1. Автор — Мария Даниленко
  2. ______________________
  3. Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Палочки Кюизинера можно приобрести в магазине развивающих игрушек ДЕТСКИЙ САД. Набор стоит 350 рублей.

Источник: http://deti-club.ru/palocki_kuizinera_primeri_zadanii

Палочки Кюизенера: схемы и рекомендации по использованию

Продумывая, какие дидактически пособия использовать для развития ребенка, многие родители останавливают выбор на палочках Кюизенера. Разнообразные схемы игры которых помогают подготовить малыша к изучению математики. Применять их можно для детей различных возрастов, выбирая подходящие задания.

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Цель и задачи методики

Палочки Кюизенера появились благодаря труду бельгийского педагога, придумавшего специальные цветные брусочки – с их помощью стало возможно обучать детей основным математическим действиям в наглядной игровой форме. Это и есть главная цель методики. Задачи ее многогранны:

  • обучение числам в процессе игры;
  • развитие представлений о счете и цвете;
  • формирование устойчивого интереса к математике как науке;
  • развитие логики, мышления, умения действовать нестандартно;
  • объяснение малышу базовых арифметических действий – сложения и вычитания.

Дополнительное преимущество набора – возможность предложить детям большое число заданий и упражнений, поэтому скучать им не придется. В игровой форме ребенок получит представление о таких сложных понятиях, как соотношение цифры и числа, длина, направления (верх и низ, лево и право).

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Описание набора

Палочки Кюизенера представляют собой дидактический набор, состоящий из брусочков, окрашенных в 10 различных цветов и имеющих размер от 1 см до 10 см. Общее количество брусочков, входящий в набор, может быть различным:

  • в наиболее простом варианте их всего 116.
  • «классический» набор включает в себя 241 палочку.

Чтобы иметь возможность предложить малышу огромное количество игр, следует выбрать набор с большим числом брусочков.

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

История методики

Цветные палочки для счета появились благодаря трудам Джорджа Кюизенера, чьим именем и названа методика.

Этот бельгийский педагог работал с учениками начальной школы и заметил, что многие из них испытывают трудности при знакомстве с арифметическими действиями, не понимают, как их производить.

Он пришел к мысли, что помочь в решении этих проблем может наглядное дидактическое пособие, позволяющее представить абстрактный материал в конкретной форме. Так и появились палочки Кюизенера, которые стали использовать даже в работе с дошкольниками.

Педагог предложил не просто применять пособие, но и активно обращаться к игре, чтобы процесс обучения проходил легко и весело, а малыши занимались с удовольствием. Во многом в своей концепции Кюизенер опирался на работы Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.

Результатом трудов педагога стали не только палочки, но и подробные рекомендации по их использованию – схемы.

Описаны они в книге «Числа и цвета», представляют собой комплекс упражнений и игр, выполняя которые, ребенок с головой погружается в увлекательный мир математики, получает и базовые умения, и удовольствие.

Читайте также:  Сюжетно-ролевая игра в старшей группе детского сада: картотека с целями (больница, семья, магазин, библиотека и прочее), конспект по фгос

Работать рекомендуется сначала под чутким руководством родителей, а потом – самостоятельно.

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Лучший возраст

На инструкции к палочкам указано, что заниматься с ними следует детям от трех лет, но под присмотром взрослых первые задания малыши могут выполнить и в 2–2,5 годика. Наиболее востребованной методика становится в старшей группе детского сада, когда полным ходом идет подготовка детей к школе.

Специалисты отмечают, что играть с палочками можно, конечно, и в более раннем возрасте (от года), но в этом случае математическое пособие становится всего-навсего игровым материалом, причем довольно опасным из-за обилия мелких деталей.

Поэтому лучше всего отложить его до более подходящего возраста, а пока предложить ребенку безопасные кубики и пирамидки.

Правила работы

Чтобы игры с палочками Кюизенера принесли максимальный результат, следует подобрать задание с учетом возраста крохи и его индивидуальных способностей. Вариантов может быть несколько.

  • Самые младшие (2,5-3 года) лучше всего раскладывают палочки, пытаются систематизировать их по цветам. Задание можно усложнить, предложив ребенку разложить брусочки в определенной последовательности (например, синий, красный, черный). Это поможет также вспомнить цвета.
  • Еще в 2-3 года ребенок без проблем сможет сложить аккуратную дорожку, используя палочки разных цветов.
  • Постепенно можно переходить к работе с размерами, показать ребенку на наглядном примере, что такое «больше» и «меньше». Мама предлагает ребенку обнаружить среди множества такую же палочку, как и у нее в руке.
  • Не менее интересна для детей и возможность сложить рисунок, используя в качестве примера готовую схему. Сначала малыши полностью повторяют образец, затем родитель предлагает им усложнить задание, несколько изменив узор, добавив в него что-то свое. Таким образом, цветные палочки становятся своеобразной мозаикой, которая отлично развивает мелкую моторику, фантазию и внимательность.
  • Детям 4-5 лет можно предложить выстроить из брусочков лесенку, посчитать, какое количество маленьких палочек может уместиться в одной большой. Интересно им будет обнаружить самую маленькую или самую большую из них.

Использование палочек следует совмещать с другими развивающими играми, не принуждать ребенка сидеть и заниматься, а ориентироваться на его способности и желание – только так подготовка к школьному изучению математики будет проходить с пользой и удовольствием.

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Плюсы тренировки

Работа с дидактическими палочками приносит немало положительных моментов:

  • помогает развивать мелкую моторику.
  • способствует формированию мышления и интеллекта малыша.
  • стимулирует его творческое начало, ведь чтобы придумать и сложить узор, потребуется активизировать воображение.
  • учит ребенка сосредотачиваться, что очень полезно для старшего дошкольника, которому вскоре предстоит постоянно концентрировать внимание на словах учителя.

Несмотря на большое количество плюсов, следует отметить, что методика узкоспециализированная – она направлена исключительно на развитие математических умений, поэтому обязательно дополнять ее развивающими играми иной направленности.

Лучшие упражнения

Есть множество упражнений, которые можно выполнять, используя цветные палочки. Познакомимся с некоторыми из них.

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Составление лестницы

Играть можно с малышами 3-4 лет. Мама рассыпает перед ними набор из цветных палочек, их должно быть 10. Задача ребенка – сложить из них лестницу, разместив брусочки от самого маленького к самому большому.

Далее задача усложняется: на столе уже 20 палочек (каждого размера по 2 штуки), ребенок должен составить двойную лестницу. Когда упражнение станет получаться, можно предложить ребенку сложить из палочек квадрат.

Для этого самую большую палочку складывают к самой маленькой, потом – палочку чуть большего размера – к бруску чуть меньшего размера и так далее.

В итоге должен выйти правильный четырехугольник, а ребенок получит представление о том, что из частей можно составить целое.

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Построение дома

Цветные палочки можно использовать и для занятий по конструированию, предложив детям построить домик: сначала – для большой куклы, потом – для маленькой. Это поможет и развитию мелкой моторики, и пониманию размеров.

Не стоит ограничивать детскую фантазию, малыши могут возводить дома для кукол так, как удобно именно им – расставляя бруски горизонтально и вертикально. Но если допущена ошибка (например, дом для большой куклы получился явно меньше, чем домик для маленькой), то на нее надо деликатно указать и помочь исправить.

Такое занятие по силам малышам в 3-4 годика. Родитель может помочь ребенку сделать вывод: чем больше палочек использовалось, тем больше получился дом.

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Кроватка для мышат

Взрослый должен заранее подготовить две небольшие фигурки мышек (или любых других зверей), причем одна из них должна быть ощутимо толще второй.

После этого он предлагает ребенку из палочек сделать для них кроватки.

Задача малыша – понять, что для толстой мышки требуется большая кровать, а для тонкой – поменьше, взрослый в процесс творчества не вмешивается, но помогает не допустить ошибки.

Далее делается вывод – чем длиннее палочка, тем шире кроватка.

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Составление квадрата

Для работы потребуется большой набор палочек и помощь родителя. Задача ребенка – сложить квадрат. Сначала он совмещает четыре самые маленькие палочки, «единички», они становятся центром. Потом четыре палочки побольше помещаются на верх и низ квадрата, влево и вправо. Аналогичным образом складывается следующий ряд. В итоге должен получиться большой квадрат.

Задание можно усложнить, предложив ребенку сложить лабиринт:

  1. сначала малыш использует готовую схему, которую зарисовал родитель;
  2. постепенно переходит к собственному творчеству.

Оптимальный возраст для такого упражнения – 4 -5 лет.

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Состав восьмерки

Когда дети уже познакомились со счетом, можно выполнить с ними задание, которое поможет подготовиться к восприятию арифметических действий.

  1. Взрослый достает из набора палочку-восьмерку. Предлагает ребенку найти палочки-единички в таком количестве, чтобы они расположились на «восьмерке» (соответственно, их потребуется восемь штук). Ребенок по одной достает самые маленькие палочки и прикладывает их к восьмерке. Делается вывод, что в одной длинной палочке содержится восемь маленьких.
  2. Теперь дошкольнику предлагается составить восьмерку из других палочек, например, 5 и 3. Следует найти как можно больше комбинаций.

После этого делается вывод, что одна длинная палочка включает в себя две более мелкие различной длины. Например, восемь – это пять и три.

Горизонтально и вертикально

Это задание поможет малышам разобраться в положении тел в пространстве. Сначала взрослый объясняет, что такое горизонт, потом говорит, что если положить палочку, то она будет горизонтальна. А если поставить, то она займет вертикальное положение.

После теоретической части следует предложить ребенку закрепить знания на практике, разместив цветные брусочки вертикально или горизонтально. Далее задание усложняется – от ребенка требуется определить, как располагают в пространстве дерево и поезд, и соответствующим образом разместить дидактический материал.

Занятия с палочками Кюизенера – отличный способ подготовить ребенка к школе, сформировать у него важнейшие навыки, способность фантазировать, разбираться в цветах и размерах. Схемы отличаются разнообразием, поэтому ребенок имеет возможность создавать новый узор хоть каждый день. Нередко такая работа приходится по душе усидчивым детям, которым нравятся всевозможные мозаики и паззлы.

Текст

Источник: https://Razvivashka.online/metodiki/palochki-kyuizenera

Игры с палочками Кюизенера

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Здравствуйте, уважаемые гости и читатели блога. Я раннее писала  об играх с блоками Дьенеша, (ссылка) для развитие логического мышления и познавательных способностей, формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Так же об этом дидактическом материале   был пост у Свиридовой Виктории Александровны («Адвокат детской души»). Сегодня мне хочется рассказать вам о еще одном очень интересном материале, счетных палочках Кюизенера.

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал
универсальный дидактический материал для развития у детей математических
способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета»,
посвященную своему учебному пособию.

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют
«числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами»,
«цветными линеечками»
.

В наборе содержатся четырехгранные
палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так,
что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное
число.

Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.

Выпускаемые производителями счетные палочки Кюизенера отличаются
количеством, цветовой гаммой и материалом (дерево или пластмасса). Для
начала можно использовать упрощенный набор из 116 палочек.

 В нем 25
белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8
черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых.

Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются
для занятий с  детьми от 1 года до 7 лет.

Игровые задачи цветных
палочек

Счетные  палочки Кюизенера  являются многофункциональным
математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка
формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений
«больше – меньше», «право – влево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое.
Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и
воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления,
внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и
конструкторских способностей.

На начальном этапе занятий  палочки Кюизенера используются как игровой
материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором,
по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети
учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических
понятий. 

  • Информация с  сайта интернет
    магазина «Школа семи гномов» http://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_kyuizenera/id/834/
  • Предлагаю несколько игр с
    палочками на сравнение и на знакомство  с их
    свойствами.
  • Игра
    “Найди меня”
  • Цель игры – знакомство с палочками
    Кюизенера:
  • — перечисли цвета всех палочек;

— найди все палочки красного цвета
(желтого, синего, и т.д.);

  1. — найди палочку не красного цвета;
  2. — найди все палочки такой же длины;
  3. — отбери по одной палочке разных цветов;
  4. — найди самую короткую палочку и назови
    ее цвет (самую длинную);
  5. — сравнить по длине две выбранные
    палочки; выложи палочки, чередуя
    их по цвету:    красная, синяя, красная, синяя;
  6. — найди любую палочку, которая короче синей,
    длиннее красной.

Для того, чтобы помочь ребенку сделать
вывод о том, что палочки одинакового цвета – одинаковы и по
длине, обратите внимание ребенка: — «Белая палочка короче всех остальных»; —
«Синяя палочка короче оранжевой, но длиннее всех остальных»; Выбрав
две палочки, спросите «Эти палочки одинаковые или разные?
Что у них одинаковое? Что – разное?»

Читайте также:  Поделки на масленицу из блинов, теста, бумаги, пластилина, фетра, вязаные и прочие, фото и мастер-классы

Игра
“Угадайка”

Спрячьте одну палочку.
Предложите ребенку угадать палочку какого цвета вы спрятали, задавая
вопросы, на которые можно ответить только “да” или “нет”, например:
“Эта палочка длиннее желтой?”, “Эта палочка короче черной?”.

Количественное
сравнение

Игра “Где больше?”

Перед ребенком
выкладывается два ряда палочек – в одном 4 палочки, в другом –
5.

Ребенок определяет в каком ряду палочек больше, и как сделать
равное количество палочек в каждом ряду (убрать лишнюю или добавить
еще одну).

Дополнительные задания: добавьте или уберите одну палочку,
палочек стало больше (меньше)? покажи одну палочку, много палочек,
две палочки, столько же палочек; положи столько же палочек
сколько у меня;

 Пространственная ориентация

Игра “Слева-справа”

Ребенок выкладывает
палочки, следуя вашим инструкциям: «Положи синюю палочку, справа от нее
положи красную, справа – голубую, снизу желтую, сверху – оранжевую» –
и т.д.

Игра “Составь картинку”

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Соотношение числа
и цвета

Чтобы ребенок научился
соотносить цвет и число, в каждой игре закрепляйте за каждой палочкой
определенное число: “возьми палочку белого цвета – это палочка 1”,
“розовая палочка – это палочка 2”, “голубая палочка – это палочка -3”
и т.д.

Игра
“Числовая лесенка”

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Предложите ребенку взять
палочку “1” и положить перед собой. Затем палочку “2” (розовая) положить
под белую палочку так, чтобы получилась ступенька, под розовую
положить палочку “3” (голубая).

Далее предложите ребенку посчитать, сколько же ступенек получилось? Ребенок ставит пальчик на первую
ступеньку и вместе с вами считает: “Один, два, три”, пальчик
при этом “шагает” по ступенькам сверху-вниз (от верхней белой
к нижней голубой). Затем посчитайте в обратном порядке: снизу- вверх
(от голубой к белой палочке).

— ребенок ставит пальчик на нижнюю
ступеньку и «шагает», считаем: третья, вторая, первая. Постепенно
количество ступенек в лесенке увеличивается и ребенком осваивается
количественный и порядковый счет. Когда ребенок освоит цвета палочек
и числа, которые они обозначают, ему можно предложить построить
числовую лесенку от любого числа.

Например, нашли палочку, обозначающую
число 5, положили перед собой. Ребенок строит лесенку относительно числа “5”
(вверх и вниз). Далее можно перейти к более сложной задаче –
называнию смежных чисел.

Задайте ребенку вопрос “Между какими двумя ступеньками
находится ступенька 6?” В случае затруднения предложите задание: сравнить
два числа 5 и 6, определить, какое из чисел меньше, какое
больше. Проверьте ответ с помощью палочки “1”. Поясните, что если
рядом с желтой палочкой (палочка “5”) положить белую (палочка 1),
то получится палочка “6”.

Еще ряд игр  с палочками Кюизенера, направленные
на знакомство ребенка с основными математическими операциями (состав
числа, умножение, деление)

.

Состав числа. Сложение
и вычитание
.

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Положите перед ребенком
голубую палочку «З». Под этой палочкой положите 3 белых палочки “1”,
спросите ребенка: “Сколько единиц в числе три?” Теперь задание для ребенка
– составить палочку “3” из двух палочек. Спросите: “Какое число меньше
трех на один?”. Ребенок находит розовую палочку “2” и выкладывает
ее под палочкой “3”.

“Сколько палочек не хватает, чтобы получилось
три?”. Ребенок находит палочку 1 и кладет ее рядом с розовой
палочкой “2” под палочку “3”. К двум прибавили один – получилось три.
Теперь составьте палочку “3” в обратном порядке – сначала  выкладываем
палочку “1”, а затем к ней прибавляем палочку “2”. К одному
прибавить два получается три.

Обратите внимание ребенка на то,
что вы составили число “3” двумя способами: 2+1 и 1+2. Далее
можно перейти к изучению состава следующего числа (4,5, и т.д.).
Подобным образом проводятся упражнения на вычитание. Например, составили
число 4 разными способами (3+1, 2+2, 2+1+1 и т.д. ).

Предложите ребенку
от четырех отнять один (отодвинуть белую палочку) и проверить –
сколько останется.

  • Несколько вариантов
    ваших вопросов ребенку на закрепление этого навыка:
  •  — из нескольких палочек нужно составить такую
    же по длине, как бордовая, оранжевая;  
  • — из каких двух палочек можно составить красную? 
  • — какую палочку надо
    добавить к белой, чтобы она стала по длине, как красная?
  • —  из
    каких двух палочек можно составить фиолетовую?  
  • — на
    сколько голубая палочка длиннее розовой? 
  • — сколько розовых палочек уместится
    в оранжевой? 

— предложите ребенку с помощью оранжевой палочки измерить
длину книги, карандаша и т.п.

— или решить вот такие примеры:

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Деление. Дроби

Предложите
ребенку старшего дошкольного возраста разделить палочку “3” на три равные части. Сколько белых палочек
в числе три? (три палочки). Предложите показать вам 1/3 часть, 2/3
части; 3/3.

Спросите – чему равно 3/3?. Ответ: трем или одному целому.
А что больше: 1/3 часть или 2/3 части? Затем предложите ребенку
сравнить 1/3 часть с 3/3.

Каждый раз проговаривается,
на сколько одна часть больше (меньше) другой.

Далее
упражнение проводятся на всех числах. Другой вариант: выложите четыре
белые палочки таким образом, чтобы получился квадрат. Покажи одну часть
из четырех, две части из четырех. Что больше: 1/4
или 2/4 ? Далее можно перейти к делению с использованием палочки
“2”, “3” и т.д. Покажите ребенку, что палочку “4” можно разделить
на две палочки “2”, палочку “9” – на три
палочки “3”, и.т.д.

Наглядно и доступно с помощью палочек можно показать ребенку состав числа:

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Умножение

Возьмите
палочку “1”. Спросите ребенка: “Если мы палочку “1” взяли только один раз,
сколько же получилось? Возьмите палочку “1” два раза. Вопрос: “А если
взять не один раз, а два раза,( один и еще один), сколько
же получится?” (Два). Ответ проверьте розовой палочкой “2”. Возьмите
палочку “1” три раза. Сколько получилось?

Проверьте
ответ. 

Затем ребенок осваивает правила умножения числа на два, замечает,
что по мере увеличения числа, на которое умножается число два,
увеличивается ответ тоже на два. 

Существует большое разнообразие альбомов,
пособий по занятиям с палочками Кюизенера, в которых
предлагаются готовые сценарии игр. Их можно приобрести, изготовить
самостоятельно или скачать.

Источник: http://mama.neolove.ru/early_childhood_education/system_denesha/osvoenie_matematicheskix_operatsij_s_pomoschju_palochek_kjuizene.html © NeoLove.ru

Если предложенных игр-заданий мало, можно выкладывать разные фигуры по картинкам-схемам. Готовые схемы можно найти в книге В.Новиковой и Л.Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал».

По данному пособию можно изготовить плоский вариант картонных палочек (вырезать их из цветной вкладки).

Если такие картонные полоски наклеить на полоски магнита – то можно будет в них играть, прикрепляя к холодильнику или магнитной доске.

Источник: http://igra-doschkolnik.blogspot.com/2016/11/blog-post_66.html

Палочки Кюизенера

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

С помощью разных методических пособий родители могут развивать своих детей в домашних условиях и самостоятельно готовить к школе. Одно из них – цветные счетные палочки кюизенера для обучения числам в форме игры. Такое пособие способствует развитию множества полезных умений, оно многофункциональное, простое в использовании для взрослых и малышей. Заниматься с брусочками детям всегда очень увлекательно. Ознакомьтесь с их характеристикой, примерами упражнений.

Что такое палочки кюизенера

Это пособие получило свое название от бельгийского педагога, создавшего его. Джордж Кюизенер разработал специальные брусочки, которые помогают осваивать законы математики.

У игрового материала имеется второе название — «числа в цвете». В набор кюизенера входят тросточки 10 разных цветов и размеров от сантиметра до десяти.

Комплект представляет собой сложно продуманное математическое множество.

Описание методики

Набор кюизенера используется для того, чтобы развить у ребенка интерес к математике в игровой форме в домашних условиях, это главная цель. Логические игры с ним понравятся любознательным малышам.

Обучение математике в игровой форме с набором кюизенера основывается на принципе наглядности. Если ребенок видит предмет и даже может его ощупать, ему значительно проще будет понять счетную науку.

Родителям тоже будет легче объяснять малышу математику с помощью наглядных дидактических пособий. Характеристики палочек кюизенера, которые запоминает и различает ребенок:

  • цвет;
  • понятие числового значения;
  • длина.

Чему можно научить ребенка

Основная задача набора кюизенера – помочь ребенку знакомиться с математикой. Однако, с его помощью малыш сможет освоить значительно больше. Он сможет научиться:

  • составлять цветные цифры и буквы, при этом сопоставляя символы с понятиями;
  • различать, как расположены предметы в пространстве (впереди и сзади, справа и слева, между, средний, снизу и сверху);
  • математическим понятиям (число, цифра, фигура, больше и меньше, поровну и т.п.);
  • базовым математическим навыкам: сложению и вычитанию;
  • разбирать числа на составляющие;
  • понимать, что такое количество, как соотносятся числа и цифры;
  • определять предыдущее и следующее числа для текущего в пределах первого десятка.

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Цветные счетные палочки кюизенера – характеристика развивающего материала

Что представляет из себя набор? Палочки кюизенера – это параллелепипеды, выполненные из пластика или древесины. Они окрашены в разные цвета.

На каждый оттенок приходится своя длина (1-10 см) и свое число от одного до десяти. По близким цветам бруски объединяют в семейства или классы одинаковой кратности. Всего получается пять таких групп.

О значении цвета и длины брусочков стоит рассказать подробнее.

Количество счетных палочек в наборе

Есть разные по величине комплекты. В самом простом 116 штук, но предпочтительнее покупать те, в которых материала побольше. К примеру, в классическом комплекте счетного пособия их 241. Это существенно расширит перечень игр и задач, которые вы сможете предложить ребенку. Количество каждого цвета в наборе кюизенера из 116 брусков:

  • белые – 25;
  • розовые – 20;
  • голубые – 16;
  • красные – 12;
  • желтые – 10;
  • фиолетовые – 9;
  • черные – 8;
  • бордовые – 7;
  • синие – 5;
  • оранжевые – 4.

Цветовая гамма

Подбор палочек по оттенкам выполнен не случайно. Они объединены в группы по принципам близкого оттенка и кратности. Длина бруска соответствует числу, которое ему присвоено. Все взаимосвязи полосок можно проследить, изучив следующую таблицу:

Класс Цвет Длина в см Какому числу соответствует Количество в стандартном наборе из 241 бруска (шт.)
Белые Белый 1 Один 50
Красное семейство (кратны 2) Розовый 2 Два 50
Красный 4 Четыре 25
Бордовый 8 Восемь 12
Семейство синих (кратны 3) Голубой 3 Три 33
Фиолетовый 6 Шесть 16
Синий 9 Девять 11
Желтые (кратны 5) Желтый 5 Пять 20
Оранжевый 10 Десять 10
Черные Черный 7 Семь 14

Возрастная категория

Никакого значения не имеет то, сколько исполнилось малышу. Если интересно играть с брусочками, значит, разрешено это делать.

Как правило, первые признаки любознательности по отношению к ним детки проявляют в год. Значит, можно начинать развивающие игры, постепенно увеличивая их сложность.

Интерес к набору естественным образом угасает у ребенка примерно в начальных классах школы, когда он уже освоит азы математики.

Читайте также:  Игры для детей в детском саду: классификация с примерами по различным темам

Развивающие игры и занятия с палочками кюизенера

Методика обучения подойдет для ребенка любого возраста. Дошкольникам будет очень весело играть с набором, деткам старше он пригодится в качестве учебного математического пособия.

Родителям предлагается огромное количество материалов, в которых представлены готовые игры, сценарии, примеры задач. Все это существенно облегчает планирование и проведение занятий с любознательными детишками.

Что можно делать с пособием (поэтапно, в зависимости от возраста) по методике кюизенера:

  1. Играть. Ребенок раскладывает их, перебирает.
  2. Сопоставлять, как аналоги чисел. Если вы обозначите разницу между ними, ребенок наглядно поймет, чем отличается «больше» и «меньше».
  3. Выкладывать цифры.
  4. Объяснять принципы сложения и вычитания.
  5. Выкладывать мозаикой, узнавая их числовые соотношения, значения.
  6. Подведение к сути арифметических операций. Постепенно вы разовьете у малыша математические способности.

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Ознакомление с палочками для самых маленьких

Сначала малыш просто будет играть со счетным материалом, словно с кубиками. Затем предложите поиграть в «Найди меня». Давайте ребенку такие задания в любой последовательности:

  • перечисли цвета всех брусков;
  • найди тот, который будет длиннее красного и короче синего;
  • отыщи все бруски одинакового оттенка;
  • выкладывай полоски двух цветов, чередуя – красная-синяя;
  • найди брусок НЕ желтого оттенка;
  • выбери две полоски и сравни их по длине;
  • найди самую короткую и назови цвет;
  • отбери по одной каждого оттенка.

Помогите ребенку сделать несколько выводов. Он должен сделать акцент на том, что полосы одинакового цвета равны и по размеру. Для этого возьмите пару любых брусков и задайте малышу вопросы:

  1. Эти палочки разные?
  2. Что в них одинакового?
  3. Что разного?

Игры с палочками кюизенера

Есть множество развлекающих заданий с брусочками. Вы можете приобрести специальные материалы с примерами или даже придумать игры самостоятельно. Несколько простых вариантов:

  1. «Угадай-ка». Один брусочек спрячьте. Ребенок угадывает, какого он цвета, задавая вопросы на «да», «нет». Например, «Недостающая палочка короче желтой?», «Она длиннее черной?».
  2. «Составь картинку». Малыш, с использованием комплекта в качестве конструктора, складывает определенные изображения, начиная с самых простых и потом увеличивая сложность: квадрат, треугольник, забор, домик, елочку и т.д.

Изучение цветовой гаммы

Это первая характеристика, с которой следует познакомить ребенка. Сделать это можно с помощью таких игр:

  1. «Поезд». Пусть ребенок представит, что палочки кюизенера – это вагончики. Попросите малыша сложить «поезд» в цветную полоску так, чтобы оранжевый «вагон» был левее бордового, но правее красного.
  2. Диктант. Называйте малышу цвета, а он достает из общей кучи соответствующие бруски и выкладывает слева-направо.

Палочки для счета

Этот этап обучения – самый обширный. Сперва нужно познакомить ребенка с последовательностью чисел натурального ряда. Выстраивайте горизонтальные, вертикальные, симметричные лесенки.

Малыш поймет основной закон натурального ряда: каждое число на единицу больше предыдущего и меньше последующего. Затем можно приступать к освоению прямого и обратного счета на примере тех же лесенок.

Варианты заданий:

  1. Дайте ребенку третью и четвертую полосочки (голубую и красную). Пусть он определит большее числовое значение и проверит правильность, измерив длину обоих белым кубиком.
  2. Перейдите к простым арифметическим действиям. Сначала на примере покажите, что если положить красный брусочек, а рядом голубой с белым, получатся отрезки одинаковой длины (4=3+1). Постепенно усложняйте задания. Так вы освоите сложение. Затем добавьте примеры, в которых какая-то из двух палочка исчезла. Это будут примеры на вычитание.
  3. Учитесь умножать. Перед малышом положите одну белую палочку, ребенок озвучит ее значение «один». Добавьте вторую, спросите, сколько получается. Постепенно вы освоите умножение на два, показывая полосочки все длиннее.
  4. Выложите 4 кубика белого цвета, чтоб получился квадрат. Познакомьте ребенка с дробями, долями. Спросите его, какая часть больше: четверть или половина.

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Задания на основе измерения

Это очень важный этап занятий. Примеры задач на измерение, которые вы можете ставить перед ребенком:

  1. Спрячьте полоску красного цвета. Скажите ребенку, что та, которую вы скрыли, длиннее голубой, но короче оранжевой. Он попробует догадаться, какая спрятана.
  2. Разными палочками измеряйте небольшие предметы, находящиеся в игровой комнате. Пусть малыш найдет вещи, равные длине, к примеру, оранжевого брусочка.
  3. Постройте дорожку, пропуская участки разного размера. Ребенок заполнит их подходящими кусочками.
  4. Сравнивайте предметы и бруски по несколько штук сразу, прорабатывая понятия «больше», «меньше», «короче», «длиннее».

Определить состав числа

Предложите ребенку составить поезд из цветных палочек, к примеру, розовой, голубой, красной, желтой. Это вагоны.

Прежде чем рассаживать в поезд пассажиров, пусть малыш назовет, сколько в каждом из них мест. Делать это необходимо практическим путем. Малыш накладывает белые палочки на вагоны. Одна штука – одно место.

Эта работа приведет к пониманию того, что каждое число состоит из нескольких единиц.

Логические задачи

Хороший вариант — «Загадки». Смоделируйте ребенку ситуацию: поезд состоит из трех вагонов. Желтый цвет находится посередине. Розовый вагончик – не первый в составе. Малыш попробует разобраться, в какой последовательности расставить палочки, чтобы соответствовать условиям этого утверждения. По ходу усложняйте игровое задание логического блока, спрашивая дополнительные вопросы:

  1. Сколько в каждом вагоне пассажиров?
  2. Всего в поезде?
  3. Есть три вагона. Вместе они такие же по длине, как оранжевая палочка. Каковы их цвета?
  4. Есть три одинаковых вагона. По длине они соответствуют голубой и синей палочке. Какого они цвета?

Занятия с палочками кюизенера на объемное мышление

Такие задания помогут ребенку раскрыться с творческой стороны, стать самостоятельнее. Есть разные уровни сложности, от составления разных лестниц для проработки счета и арифметических действий, до составления сложных объемных фигур, сочинения сказок и рассказов. Особенно эффективны такие занятия с детьми в группах, но и дома вы сможете отлично и с пользой развлечь своего малыша.

Построение лестницы

Это очень важное упражнение, на котором ребенок сможет прорабатывать и последовательность счета, и другие навыки. Выполняется в несколько этапов разного уровня сложности:

  1. Мы по лесенке шагаем. Пусть малыш выложит перед собой палочку «1», озвучит, какого она цвета. Потом «2» и т.д. когда лесенка будет готова, он пройдет пальчиками по ней вверх, потом вниз, одновременно считая. Это способствует быстрому запоминанию чисел.
  2. Пусть кроха выложит числовую лесенку. Малыш собирает фигуру от определенного цвета, потом от числа. Можете усложнить задачу, пропуская те или иные ступеньки.

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

Составление фигур

Сначала рисуйте на листе бумаги в клеточку какой-либо предмет схематически, внутри расчертите на полосочки, которые нужно туда вложить, подпишите их числа. Пусть дитя соберет загаданную вами фигуру на бумаге.

Затем усложните задание. Расчертите фигуру внутри, но числа уже не ставьте. Пусть малыш повторит задание. Последний этап – самый сложный. Рисуйте только контуры фигуры.

Пусть чадо заполняет ее на свое усмотрение, но не выходит за границы.

После того, как малыш освоит составление фигур на бумаге, попросите его сделать это на плоскости. Пусть складывает, что хочет, или то, что вы загадаете: домик, цветочек, дерево.

Самый сложный этап для детей постарше – составление объемных трехмерных фигур. Палочки кюизенера в этом случае выступают, как конструктор.

Из них можно собирать животных, построить домики, машинки и даже выстраивать целые сцены.

Схемы для палочек кюизенера

В продаже вам удастся найти огромное количество рисунков. В сети есть схемы, которые можно распечатать в нужном формате. Их нужно заполнять разноцветными брусочками полностью или частично.

Еще можно повторить рисунок на другой поверхности, а потом сравнивать фигуры. Схемы могут быть черно-белыми, разукрашенными. Занятия по ним развивают логическое и творческое детское мышление, навыки счета, представление цветов.

Есть даже схемы, по которым можно создавать объемные сюжетные рисунки и даже целые фрагменты из волшебных сказок.

Как сделать палочки своими руками

Покупка набора проще, чем его изготовление, но не всегда у родителей есть такая возможность. Магазинные бруски объемные, но сделать такие в домашних условиях очень трудно. Проще изготовить для малыша плоские. Инструкция:

Подготовьте 10 листов цветного картона. Оттенки должны соответствовать тем, которые перечислены в ранее представленной таблице.

Размеры полосок будут увеличены вдвое. Ширина 2 см, длина – 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18,20 см.

Разметьте цветные листы, расчертив линеечки в необходимом вам количестве.

Разрежьте картон на разноцветные полоски острыми ножницами.

Цена палочек кюизенера

Магазинные наборы стоят недорого, но работать с ними значительно удобнее. Их всегда можно заказать в интернет-магазине с доставкой на дом. Плоские, сделанные в домашних условиях, имеют одно достоинство – низкая цена, но с ними многие задания невыполнимы. С примерной стоимостью, по которой вы можете купить палочки кюизенера, ознакомьтесь в таблице ниже:

Наименование товара Приблизительная цена в рублях
Комплект кюизенера и 2 игровых альбома для деток 2-5 лет 580
Комплект кюизенера и 2 игровых альбома для деток 3-8 лет 780
Набор из 116 шт. 325-415

Видео

Источник: https://mosmama.ru/2433-palochki-kyuizenera.html

Математика дошкольникам на палочках Кюизенера. С чего начать знакомство с палочками?

  • Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятияПредлагаем Вам обзор упражнений, записанных на вебинаре автора развивающих игр Беллы Борисовны Финкельштейн.
  • Хотите верьте, хотите нет, но все математические представления, которые ребенок получает, начиная со второй младшей до подготовительной группы, можно проиллюстрировать с помощью цветных счетных палочек.
  • Покажем это на основных игровых упражнениях.

Простые математические понятия:

Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятия

1. Один и много. Много и один

 Где один? Где много?

Сравнение множеств. Больше, меньше; длиннее короче.

Понятие равенство показываем на палочках.

2. Понятие цифры

Каждая палочка имеет имя, оно записыИгры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятиявается цифрой. (Картонные цифры и знаки входят в состав игры).

Давай подпишем синюю палочку, и розовую… Как называется красная палочка, давай подберем к ней цифру!

3. Игры со счетными палочками (Кюизенера) в подготовительной, средней, старшей и младшей группах детского сада, организация занятияСостав числа из единиц. Сколько единиц в числе, таково и число

Исследовательская деятельность детей: определить сколько единиц в палочке розового цвета, в палочке черного цвета. Длину каждой палочки можно обозначить цифрой, а при сравнении использовать знаки >

Источник: https://Corvet-igra.ru/cvetnye-schetnye-palochki-kyuizenera/matematika-doshkolnikam-na-palochkax-kyuizenera-s-chego-nachat-znakomstvo-s-palochkami/

Ссылка на основную публикацию