Игры для детей в детском саду: классификация с примерами по различным темам

Дидактические игры на классификацию предметов являются очень важным инструментом для расширения и активизации словаря. По умению ребенка классифицировать предметы по группам, подбирать для группы предметов обобщающие слова можно судить об уровне его интеллектуального развития, о степени развития его речи, памяти, мышления.

На начальном этапе ребенку предлагается выбрать предметы по образцу. Задача малыша — выбрать из предложенной группы предметы, ориентируясь на их свойства: форму, цвет, размер.

В предметной классификации ребенок ориентируется уже не на внешний вид предмета, а на его назначение, например, предметы, предназначенные для приготовления и употребления пищи — посуда. Так, для классификации или обобщения предметов малыш включает мыслительные операции, благодаря которым находит основание для определения предметов или явлений в нужную группу.

Игры и упражнения на классификацию очень важны для развития ребенка. Благодаря им воспитывается речевая активность, гибкость мышления. Ребенок начинает понимать, что можно использовать различные виды классификации. По мере того какие у предмета связи и отношения с другими предметами, он может находиться совершенно в разных группах, в соответствии с тем, какой признак будет определяющим.

Задача взрослых показать малышам, что свойства предметов могут меняться, а в зависимости от этого изменится и положение предмета в группе. Предлагаем вам лишь некоторые дидактические игры по развитию речи, направленные на формирование умения классификации и обобщения предметов.

Помоги медведям

В эту игру можно поиграть с самыми маленькими детьми 2-3 лет. Классифицируя предметы по цвету, малыш легче усвоит название цветов.

Попросите  малыша помочь разобрать вещи: в большую корзину надо сложить предметы красного цвета для папы Медведя, а в маленькую корзинку — предметы желтого цвета для Мишутки. Побуждайте ребенка называть какие предметы он положит в большую корзину и почему, а какие в маленькую и почему.

  • Игры для детей в детском саду: классификация с примерами по различным темам
  • А теперь разбери  вещи  по размеру: Мишутке подбери вещи маленького размера, а для папы Медведя- большого размера.
  • Игры для детей в детском саду: классификация с примерами по различным темам

Назови одним словом

  1. Попросите малыша рассказать, что он видит на картинке, назвать предметы на картинке одним словом.
  2. Игры для детей в детском саду: классификация с примерами по различным темам
  3. Игры для детей в детском саду: классификация с примерами по различным темам
  4. Игры для детей в детском саду: классификация с примерами по различным темам
  5. Игры для детей в детском саду: классификация с примерами по различным темам
  6. Игры для детей в детском саду: классификация с примерами по различным темам
  7. Игры для детей в детском саду: классификация с примерами по различным темам
  8. Игры для детей в детском саду: классификация с примерами по различным темам
  9. Игры для детей в детском саду: классификация с примерами по различным темам
  10. Онлайн-игра «Обобщающие слова»

Расставь вещи на полки

  • Дайте ребенку предметные картинки и предложите разложить вещи на полки, ориентируясь на их
  • принадлежность к той или иной группе

 

Что лишнее?

  1. Попросите ребенка назвать, что или кого он видит на картинке, и что здесь лишнее и почему.

Четвертый лишний

  • Ребенку предлагаются карточки с геометрическими фигурами, ему необходимо определить какая фигура лишняя, ориентируясь на форму и на цвет фигур.
  • В конце каждой игры необходимо сделать вывод по какому признаку классифицировались предметы.

После того, как ребенок научится классифицировать предметы на картинках будет полезно усложнить задачу, а именно проводить дидактические игры без использования наглядного материала. Цель игры будет та же самая.

Назови одним словом

Кровать, стол, диван, шкаф;

Платье, кофта, юбка, брюки;

Яблоко, апельсин, киви, груша и т.д.

Кто больше

Игра-соревнование проводится между несколькими детьми или между ребенком и взрослым. Цель- назвать как можно больше предметов, относящихся к какой-либо группе, например, предметы посуды.

Какой предмет лишний?

  1. Ель,  дуб, береза, липа;
  2. Чайник, сковорода, кастрюля, тарелка;
  3. Пальто, куртка, шуба, платье.
  4. Использование дидактических игр на классификацию и обобщение способствует расширению и активизации словаря, развитию речи, логического мышления, мыслительных операций.

Источник: http://stotysyhc.ru/didakticheskie-igry-na-klassifikatsiyu/

Игры на классификацию по математическому развитию в детском саду

  • Игры на классификацию по математическому развитию в детском саду
  • В процессе формирования готовности ребенка к обучению в школе важную роль играет активизация познавательной деятельности дошкольников, которая способствует развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, классификация.
  • Предлагаем вашему вниманию подборку развивающих игр на классификацию и группировку предметов и геометрических фигур на занятиях по математике.

Классификация является одной из наиболее сложных мыслительных операций. Умелое выполнение классификации по заданным свойствам характеризует высокий уровень логического мышления дошкольника.

Классификация множеств как самостоятельная тема в традиционной программе не выделяется.

Однако учитывая большое значение этой темы для развития логического мышления на занятиях по математике, мы предлагаем дошкольникам ряд игровых упражнений, заданий, дидактических игр с различными видами классификации, которые учат детей находить общий признак предметов или геометрических фигур и по нему объединять предметы или геометрические фигуры в однородные группы.

В средней группеформируются первоначальные представления о классификации предметов или геометрических фигур по качественным признакам. С детьми этого возраста уместны простые игры и упражнения, цель которых – закрепление представлений о свойствах предметов и геометрических фигур, тренировка в сравнении предметы по цвету, форме, размеру.

  1. Сначала дошкольникам предлагаются самые простые игры на выделение того или иного качественного свойства:
  2. – упражнения на обследование геометрических фигур по контуру («Чудесный мешочек»);
  3. – упражнения «Найди все фигуры, такие же по цвету (размеру, форме)»;
  4. – упражнения «Найди фигуру, не такую по цвету, как эта (по форме, размеру)»;

– упражнения «Найди фигуру, такую же по цвету, но другой формы (или такой же формы, или другого размера, или такого же размера, но другого цвета и т.п.)».

Вариант 1. На столах у детей плоские геометрические фигуры разного цвета, формы и размера, на которых схематично нарисованы лица, и плоские домики различной геометрической формы.

Детям предлагается подобрать домики для геометрических фигур-человечков. Выбор домиков малыш должен аргументировать.

Раскладывая фигурки разного цвета и разной величины по своим домикам, дети группируют геометрические фигуры, учитывая только одно свойство – форму .

Игры для детей в детском саду: классификация с примерами по различным темам

Вариант 2. У детей плоские геометрические фигуры разного цвета, формы и размера, и домики разного цвета. Дети расселяют фигуры-человечков по домикам, учитывая только одно свойство – цвет. В результате, в одном домике могут поселиться и круги, и треугольники, и квадраты, лишь бы они все были одного цвета.

Упражнение «Раскрась правильно»

У детей листочки бумаги с изображением разных геометрических фигур. Детям предлагается раскрасить фигуры определенным цветом: все квадраты – красным; все круги – синим и т. д.

Упражнение «Собери все предметы»

На магнитной – доске картинки с изображением предметов разной формы и цвета: пирамидка, елка, шарик, яблоко, картина, мяч и т. п. Детям предлагается собрать все изображения предметов: или треугольной формы, или красного цвета, и т. п.

Подвижная игра «Найди свой домик»

На полу в разных местах группы или зала лежат геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. На столе геометрические фигуры более мелкие по размеру – раздаточный материал.

Каждый ребенок подходит к столу, выбирает себе одну геометрическую фигуру и говорит: «Я – треугольник», «Я — квадрат», «Я – круг». По сигналу воспитателя ребята начинают двигаться по групповой комнате.

По второму сигналу все игроки находят свои домики: те, у кого треугольники, бегут к треугольнику, лежащему на полу; у кого круги – к кругу и т. д. Детям предлагается обосновать свой выбор домика.

Игра повторяется 2-3 раза. Каждый раз воспитатель меняет фигуры на полу местами.

  • Аналогично проводятся подвижные игры «Автомобили и гаражи», «Самолеты, на аэродром».
  • Играя, дети выполняют группировку геометрических фигур по одному свойству – форме.
  • Упражнение «Осенние бусы»

Перед детьми кукла, одетая в костюм Осени. Воспитатель приносит корзинку с осенними листочками разного цвета и разной формы. (Листочки дети могли собрать на прогулке или вырезать из картона.) Детям предлагается приготовить украшение для Осени. Осенние «бусы» разного цвета: красные, желтые, зеленые.

Каждый ребенок достает из корзиночки листочек и говорит: «У меня желтый листик. Я положу его к желтым «бусам».

Аналогично можно предложить детям собрать «бусы», отличающиеся друг от друга формой «бусин»: березовые, кленовые, дубовые, то есть дети выполняют классификацию осенних листочков по форме (форма листьев зависит от того, с какого дерева листочек).

Игры для детей в детском саду: классификация с примерами по различным темам

Упражнение «Волшебные яблони»

На магнитной доске – три яблони и набор картинок с изображением яблок разного цвета: красные, желтые, зеленые. Детям предлагается вернуть яблоки на свои яблони, то есть выполнить классификацию по цвету.

Упражнение «Кораблики»

Перед детьми тазы разного цвета с водой и бумажные кораблики разного цвета. Детям предлагается выбрать себе кораблик и запустить его в таз соответствующего цвета.

Упражнение «Помоги ежику»

НИгры для детей в детском саду: классификация с примерами по различным темама полу лежит обруч. В обруче – игрушка-ежик. На колючках ежика – круг. Вокруг обруча геометрические фигуры разного цвета, формы, размера. Детям предлагается сложить к ежику в норку (домик) все круги. Вне обруча остаются геометрические фигуры, не обладающие выделенным признаком, то есть не круглые.

В старшей группе работа по классификации предметов или геометрических фигур усложняется. Детям предлагается группировать предметы или геометрические фигуры по двум или нескольким свойствам.

Игры, в которых используются геометрические фигуры, способствуют развитию у дошкольников навыков образования двух множеств, характеризующихся двумя различными признаками.

В целях внешнего выделения множеств можно использовать веревочки, кольца, обручи, подносы, коробки, корзины и другие емкости. При подготовке дошкольников к подобным играм надо формировать у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии.

Воспитатель кладет на пол обруч, обводит указкой то место, которое находится внутри обруча и рассказывает, что вся остальная часть пола находится вне обруча. Можно предложить ребенку стать внутри обруча. Спросить у него, где он стоит? Где сидят остальные дети? Аналогичные игры можно повторить с веревочкой, положив ее на пол так, чтобы она образовала замкнутую линию.

Упражнения с одним обручем

На полу лежит обруч. У каждого ребенка в руке одна геометрическая фигура. Дети по очереди располагают фигуру в соответствии с заданием воспитателя. Например, внутри обруча – все синие фигуры, а вне обруча – все остальные.

Затем проводится беседа с детьми по следующим вопросам:

  • какие фигуры лежат внутри обруча? (Синие.)
  • какие фигуры оказались вне обруча? (Не синие.)

Важно то, что внутри обруча лежат синие фигуры, и никаких других фигур там нет. Свойство фигур, лежащих вне обруча, определяется через свойство тех фигур, которые лежат внутри обруча.

Эту игру можно повторять много раз. Важно все время называть новое свойство фигур, которые будут лежать внутри обруча. Это может быть другой цвет, размер или форма фигур.

УИгры для детей в детском саду: классификация с примерами по различным темампражнение «Непересекающиеся множества»

У каждого ребенка – два кольца разного цвета и набор геометрических фигур разного цвета, формы, размера. Детям предлагается:

  • в желтое кольцо собрать все желтые фигуры;
  • в зеленое – все красные.

После выполнения практической части проводится беседа с детьми по следующим вопросам:

  • какие фигуры лежат в желтом кольце? (Все желтые.)
  • какие фигуры – в зеленом кольце? (Все красные.)
  • почему у вас оказались фигуры, которые не попали ни в одно кольцо? (Они не желтые и не красные.)

По аналогии можно повторить упражнение, раскладывая фигуры в кольца по форме или по размеру.

В ходе упражнения дети выполнили классификацию и создали два непересекающихся множества. Классификация на непересекающиеся множества выполняется, если для классификации называются свойства, взаимно исключающие друг друга. Так множество желтых фигур и множество красных фигур взаимно исключают друг друга, множество кругов и множество треугольников взаимно исключают друг друга и т. д.

Читайте также:  Рецепты рыбы как в детском саду: в омлете, по-польски, суфле, с овощами

Подвижная игра «Листочки и ветер»

Игры для детей в детском саду: классификация с примерами по различным темам

У каждого ребенка в руках один осенний листочек. Листочки отличаются по цвету, форме, размеру. (Форма листочка зависит от того, с какого дерева этот листочек.)

Воспитатель говорит: «Подул ветер». Дети с листочками произвольно двигаются по групповой комнате. Далее воспитатель дает второй сигнал: «Ветер стих. Листочки разделились по цвету».

Дети собираются в группы, образуя множества, отличающиеся по цвету.

Если кто-то из детей выбрал не то множество, воспитатель спрашивает: «Вы какие листочки?» Дети: «Зеленые» Воспитатель: «Есть ли среди вас лишний листочек?» Дети: «Да. Желтый».

Игра повторяется 2–3 раза. При повторении изменяется второй сигнал воспитателя: «Ветер стих. Листочки разделились по форме (по размеру)» .

Упражнение «Собери фигуры»

На полу разбросаны геометрические фигуры разного цвета, формы и размера и три ведерка разного цвета. Детям предлагается разделиться на группы и выбрать себе ведерко. Каждая группа по сигналу собирает в ведерко фигуры, соответствующие цвету ведерка: зеленые – в зеленое, красные – в красное, синие – в синее.

Побеждает та группа, которая быстрее соберет все свои фигуры и не сделает ошибок.

– Остались ли фигуры на полу? Если остались, то потому, что они не зеленые, не красные, не синие.

Аналогично проводится игра, если на ведерках одного цвета поместить символы формы геометрической фигуры.

В подготовительной групперабота направлена на освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами. У детей формируется умение обобщать геометрические фигуры одновременно по двум свойствам с учетом наличия или отсутствие каждого:

  • по наличию обоих заданных свойств;
  • по их отсутствию;
  • по наличию одного и отсутствию второго свойства.

Такие игры проводятся с двумя пересекающимися обручами. Воспитатель показывает детям два обруча разного цвета, например, синий и красный. Эти обручи укладываются на полу так, чтобы получилось пересечение обручей.

Далее воспитатель предлагает одному ребенку встать так, чтобы он находился внутри красного обруча, но вне синего; второму – чтобы он находился внутри синего, но вне красного; третьему – чтобы он находился и внутри красного, и внутри синего, а четвертому – вне красного и вне синего.

Эти игры учат детей ориентироваться в областях, полученных на плоскости в результате пересечения обручей.

Упражнение с двумя кольцами

Игры для детей в детском саду: классификация с примерами по различным темам

Вариант 1. У каждого ребенка два кольца разного цвета и набор геометрических фигур, отличающихся цветом, размером и формой. Детям предлагается разложить фигуры следующим образом: в желтое кольцо собрать все красные фигуры, а в белое кольцо собрать все треугольники.

На первых порах у ребят вызывает затруднение вопрос, куда положить красные треугольники? Красные треугольники должны попасть в пересечение колец, так как эти фигуры обладают сразу двумя свойствами: они и красные, и треугольные.

После выполнения практической задачи проводится беседа по следующим вопросам:

  • какие фигуры в желтом кольце?
  • какие фигуры в белом кольце?
  • почему есть фигура, которая попала в пересечение колец?
  • почему есть фигуры, которые лежат вне колец? (Они не красные и не треугольные.)

АИгры для детей в детском саду: классификация с примерами по различным темамналогично можно выполнять классификацию по цвету и размеру, по форме и размеру.

Вариант 2. Детям предлагается выполнить следующую классификацию: в желтое кольцо собрать все красные фигуры, а в белое – не треугольники. Беседа с детьми проводится по тем же вопросам, что и в варианте 1.

Только на вопрос, почему эти фигуры лежат в пересечении колец, ответ такой: они красные и не треугольные. А на вопрос, почему эти фигуры лежат вне колец, ответ должен прозвучать так: они не красные и треугольные.

Вариант 3. У каждого ребенка два кольца разного цвета и набор геометрических фигур разного цвета, размера и формы. Детям предлагается выполнить такую классификацию: в желтое кольцо собрать не красные фигуры, а в белое – не треугольники.

И, наконец, детям предлагаются игры и упражнения с тремя обручами. В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в играх с двумя обручами, задача классификации геометрических фигур по трем свойствам.

УИгры для детей в детском саду: классификация с примерами по различным темампражнение с тремя кольцами

У каждого ребенка три кольца разного цвета и набор геометрических фигур разного цвета, размера и формы. Детям предлагается выполнить классификацию следующим образом: в желтое кольцо собрать все красные фигуры, в белое – все треугольники, а в зеленое – все маленькие фигуры.

После выполнения практической задачи дети отвечают на вопросы:

  • какие фигуры в желтом кольце?
  • какие фигуры в белом кольце?
  • какие фигуры в зеленом кольце?
  • какая фигура лежит внутри желтого, белого и зеленого колец?
  • какие фигуры лежат внутри желтого и зеленого колец, но вне белого?
  • какие фигуры лежат внутри желтого и белого колец, но вне зеленого?
  • какие фигуры лежат внутри белого и зеленого колец, но вне желтого? какие фигуры лежат вне желтого, белого и зеленого колец?

Игры с двумя и тремя кольцами можно повторять много раз, меняя правила.

Игры на классификацию способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

Г. Чебоксары

Источник: https://infourok.ru/igri-na-klassifikaciyu-po-matematicheskomu-razvitiyu-v-detskom-sadu-1970234.html

Классификации игр дошкольника

Игровая деятельность —форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной позиции ( в отличие от его реальной жизненной). Существуют различные подходы к классификации детских игр, которые отличаются друг от друга признаками, выступающими за их основу.

Первая классификация была предложена Ф. Фребелем: по пед. назначению все игры делятся: сенсорные, моторные, умственные.

Далее свою классификацию предложил Карл Гросс в основу которой положил инстинкты, и разделил игры на экспериментальные, специальные.

Следующая классификация была предложена Ж. Пиаже в основу классификации положил возрастную периодизацию.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, посвященному игре, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в игре зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра способствует психическому развитию ребенка.

В дошкольной педагогике все игры делятся на 2 группы:

1.Творческие игры придумывают сами дети: сюжетно–ролевая игра, режиссерские игры, театрализованные игры, строительно-конструктивные.

2. Игры с правилами разработаны взрослыми: дидактические игры, подвижные игры, народные игры.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы.

В основе их лежит четко определённое программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством воспитателя.

При овладении опытом игры, развитие способности к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Классификация игр (по С.Л.Новоселовой)

  • Игры для детей в детском саду: классификация с примерами по различным темам Игры для детей в детском саду: классификация с примерами по различным темам
  • Игры для детей в детском саду: классификация с примерами по различным темам Игры для детей в детском саду: классификация с примерами по различным темам
  • В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

сюжетно-ролевые: главная задача воспитателя: научить детей, подсказать им сюжет игры. Например, предлагая детям поиграть в профессии, воспитатель спрашивает ребят, кем работают их родители, а затем дает им возможность самим выбрать сюжет игры. Ребята в споре, в предложениях приходят к выводу, что есть возможность поиграть в строителей.

Это игры в «Скорую помощь», в «Больницу», «Магазин», в «Школу», и т.д. Главное в сюжетно-ролевой игре – ее коллективный характер. Именно в ходе такой игры дети учатся общаться, действовать в соответствии с определенной ролью, озвучивать эту роль, выражать свое мнение.Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.

В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

  1. n Игры на бытовые сюжеты;
  2. n Игры на производственные и общественные темы;
  3. n Игры на героико-патриотические темы;
  4. n Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач.
  5. В структуре ролевой игры выделяют компоненты:
  6. n роли, которые исполняют дети в процессе игры;
  7. n игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;
  8. n игровое использование предметов(реальные заменяются игровыми).

Источник: https://studopedia.net/5_16858_klassifikatsii-igr-doshkolnika.html

Классификация игр дошкольников Подготовила: Иванищева О.А. – зам.дир.по УВР МАДОУ «Сказка» — презентация

1 Классификация игр дошкольников Подготовила: Иванищева О.А. – зам.дир.по УВР МАДОУ «Сказка»

2 Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя.

Основой их является детская самодеятельность.

Иногда такие игры называют творческими сюжетно- ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

3 Группы игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п. II группа – игры творческие, сюжетно- ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

4 Классификация игр (по С.Л.Новоселовой)

5 Классификация игр дошкольников используемых в ДОУ — сюжетно-ролевые: — театрализованные; — подвижные; — дидактические.

6 Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.

В зависимости от этого сюжетно- ролевые игры подразделяются на: Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).

Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль). Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.

) Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т.д.

7 Длительность сюжетной игры: в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.); в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.); в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней). Содержание – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.

Читайте также:  Аппликация в старшей группе «домашние и дикие животные»: методика, конспект занятия, шаблоны и фото

В структуре ролевой игры выделяют компоненты: роли, которые исполняют дети в процессе игры; игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли; игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми. отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

8 При обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры Первый такой этап – ознакомительная игра. Относится к возрасту ребенка – 1 год.

Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы. На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта.

Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение. Третий этап развития игры относится к концу второго – началу третьего года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу).

Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая игра. Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

  • 9 Творческие сюжетно- ролевые игры Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.
  • 10 Театрализованные игры Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.
  • 11 Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

12 В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п.

Они сходны с сюжетно — ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества.

Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

С помощью игр — драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру — драматизацию.

13 Строительно – конструктивные игры Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их. Разновидности строительных материалов.

Строительная игра — это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием. Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры.

Строительство часто возникает в процессе сюжетно- ролевой игры и вызываются ею. В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки, практически постигая простейшие законы физики.

14 Творческие игры Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего. Показатели развитого игрового интереса. Длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли.

Желание ребенка принимать на себя определенную роль. Наличие любимой роли. Нежелание заканчивать игру. Активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования). Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.

15 Дидактические игры Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.

Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

16 Подвижные игры Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей.

Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности.

Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т.д.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях. В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших — перед началом.

Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление.

17 Игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/937286

Современная классификация детских игр

Детские игры — явление неоднородное. Они разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр.

Авторы классификаций игр: Ф. Фребель, К. Грос, П.Ф. Лесгафт, Н.К. Крупская.

  • В современной классификации игры детей дошкольного возраста делятся на двебольшиегруппы: творческиеиигрысправилами.
  • Творческиеигры различаются:
  • — по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни);
  • — по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные);
  • — по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные).
  • Творческиеигры: режиссерские, сюжетноролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.

Игры с правилами — особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей.

Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры.

Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т.п.).

Игрысправилами: дидактические игры, подвижные игры.

Классификация детских игр была разработана C.Л. Новоселовой.

  1. В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). Выделяют три класса игр:
  2. 1) игры, возникающиепоинициативеребенка (детей), самостоятельныеигры:
  3. а) игра-экспериментирование;
  4. б) самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные;
  5. 2) игры, возникающиепоинициативевзрослого, которыйвнедряетихсобразовательнойивоспитательнойцелями:
  6. Ø игрыобучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные;
  7. Ø досуговыеигры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные,
  8. празднично-карнавальные, театрально-постановочные;
  9. 3) игры, идущиеотисторическисложившихсятрадицийэтноса (народные), которыемогутвозникатьпоинициативекаквзрослого, такиболеестаршихдетей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Источник: https://students-library.com/library/read/53269-sovremennaa-klassifikacia-detskih-igr

Игры в детском саду: виды и классификация

Игра – важнейший источник знаний. Посредством игр дети изучают окружающий мир. Если не будет игры полноценное развитие невозможно.

Классификация детских игр в педагогике представлена обширно. Любая игра обладает определённой функцией и оказывает влияние на развитие ребёнка. Существует три класса игр.

К ним принадлежат игры народные, самодеятельные, а также игры, в основе которых задумка родителей или воспитателей. Народные игры опираются на традиции народа, которые сложились достаточно давно.

Самодеятельные – это игры, которые придуманы и организованы детьми без участия взрослых.Классы подразделяются на множество видов игр.

Виды игр и их классификация

Классификация детских игр — это структура, границы которой часто размыты. Ведь процесс игры неоднороден и трансформация игр осуществляется постоянно. Класс игр под первым номером определён:

  • играми, в основе которых находится эксперимент;
  • самодеятельными играми с чётким соблюдением линии сюжета.

Игры, входящие в первый класс, это ролевые и театрализованные игры.Второй класс игр состоит из игр для досуга и обучения. Обучающие игры – это чаще всего дидактические игры. Досуговые игры — это интеллектуальные игры, развлечения и забавы. Основаны они на правилах, поэтому любая самодеятельность исключена.

Дидактические игры созданы для решения конкретных целей и задач в процессе обучения детей. Дидактические игры чаще всего используются у детей дошкольников и младших школьников. Это обусловлено отлиительными особенностями детей определённого возраста.

У ребёнка преобладает наглядно — образный тип мышления, а развитие памяти осуществляется произвольным способом.

Структура дидактической игры построена на:

  • задаче;
  • действии;
  • правилах;
  • результате.

Дидактические игры бывают:

  • с предметами, игрушками, книгами или природными материалами;
  • настольные;
  • словесные.

Эти виды дидактических игр в детском саду часто используются и являются весьма эффективными. Предметные игры позволяют детям освоить такие понятия, как: сравнение, сходства и различия, величина, цвет, форма и качество любого предмета.Настольные игры – лото, домино, парные картинки позволяют решать определённые развивающие задачи.

В этих играх происходит смысловое сравнение, а не только сравнение по признакам.Словесные игры стимулируют умственный труд. Учиться играючи – цель таких игр. Происходит это легко и незаметно.Игры третьего класса – это народные или так называемые традиционные игры.

Народные игры способны сформировать способности маленького человека в плане психологического аспекта.

Необходимое качество игры – это способность захватить и увлечь. Доступность игры для каждого ребёнка позволит распределить разные виды деятельности. Доступность игры не менее важна. Ведь вызвать интерес у ребёнка тем, чего он не понимает, невозможно. Роль игры для развития неоценима.

Читайте также:  Как научить ребенка переворачиваться на живот, на спину, на бок — как помочь малышу

Воспитание ребёнка, развитие и проявление его личности происходит постепенно, каждый день, в игре и с её помощью. Игра осуществляется в настоящем времени. Но её значение для дальнейшей жизни бесценно.

Ведь в игре осуществляется прогноз жизненных ситуаций и формируются способности, качества и умения.

Теги по теме:

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/sport/vidy-igr-i-ih-klassifikatsiya/

Разные виды игр в детских садах

В подвижной игре укрепляются мускулатура и иммунитет, развивается координация, в интеллектуальной — улучшаются память, внимание расширяются словарный запас и знания об окружающем мире, развивается мышление.

Игры для детей в детском саду организуют воспитатели, учитывая возраст и подготовку своих воспитанников. Это могут быть занятия в помещении или на улице.

Какие виды игр бывают?

В садике практикуют разные виды игр для ребенка: творческие, дидактические, подвижные, народные. Одни из них — индивидуальные, другие — групповые, одни — проводятся по инициативе воспитателя, в другие — играют сами малыши:

  • в творческих — сюжетно-ролевых, конструкторских, театральных играх ребенок развивает воображение, коммуникативные навыки, учится управлять мимикой и голосом, рисовать и строить. Творческими могут быть любые занятия: от посиделок с куклами до лепки домиков в песочнице;
  • в дидактической игре для дошкольников развиваются интеллектуальные способности: дети учатся произносить звуки и распознавать буквы, получают самые первые навыки счета, узнают названия предметов и получают другие знания;
  • подвижная игра для детей в группе — идеальный способ укрепить их здоровье и поддержать иммунитет, развить координацию, силу и ловкость. Эту разновидность малыши любят больше всего;
  • народную игру для детей детского сада сложно отличить от подвижной, но, помимо физической нагрузки, она дает и стимул к развитию интеллекта.

Все виды игр в группе контролирует педагог. Он заботится о безопасности детей и устанавливает правила, если это требуется.

Какие бывают групповые игры в детском саду?

Вариантов очень много, и выбор зависит исключительно от воспитателя: именно он устанавливает правила. Здесь мы расскажем, в какие игры играют в младшей (3-4 года), средней (4-5 лет), старшей (6-7 лет) группах детского сада. Перечислены далеко не все: описания других занятий вы найдете в интернете.

Для 3-4 лет

«Тишина»

Участники рассредоточиваются по помещению в хаотичном порядке. Как только воспитатель произносит определенную фразу, участники ложатся и притворяются спящими. Проигрывают те, кто недостаточно крепко «спит». Вместо воспитателя может быть и ребенок. Тогда проигравший становится ведущим.

«Не опаздывай»

На полу раскладывают кубики или другие игрушки. Каждый участник занимает место у своего кубика. Ведущий подает сигнал и участники разбегаются. Как только он говорит: «Не опаздывай!» — они возвращаются. Проигрывает тот, кто занял свое место последним.

«Огуречик»

Участники расходятся по площадке. На одном ее конце — ведущий («ловишка»), на другом — те, кого он будет ловить. Участники приближаются к «ловишке» вприпрыжку, пока тот произносит приговорку. Как только она заканчивается, дети разбегаются, а ведущий их ловит.

Для 4-5 лет

«Кошки-мышки»

Играют в помещении детского сада. У стен расставляют скамейки или стулья. В одном углу находится «кошка» — ведущий. Как только «кошка» засыпает, «мышки» разбегаются. Просыпаясь, «кошка» начинает мяукать и ловить «мышек». Они должны добежать до своих мест и спрятаться. Если «кошка» никого не поймала, она возвращается на место.

«Шире шаг»

На площадке детского сада раскладывают обручи — в два или три ряда, по пять в каждом. Дети начинают перешагивать их обруча в обруч. Их задача — не задевать обручи, не выходить за их пределы. В конце они подпрыгивают и хлопают в ладоши.

«Фотоаппарат»

В «Фотоаппарат» можно играть группой или с одним-двумя участниками. Участникам показывают картинку, в течение 5-6 секунд, затем убирают. Задача участников — в точности описать изображенное на картинке.

«Сорока-белобока»

Это одно из групповых занятий, которое легко трансформировать в индивидуальное. На столе раскладывают несколько разных предметов. Задача ребенка — запомнить, какие предметы лежали. Через 5-10 секунд он отворачивается, и ведущий заменяет один или два предмета. Повернувшись к столу, участник должен сказать, что именно пропало.

«Ассоциации»

Воспитатель показывает несколько картинок. Участники должны найти что-то общее между ними.

Это могут быть как логичные ассоциации (например, картинки с изображением жирафа, слона, собаки, кошки или тарелки, вилки, стакана, кастрюли), так и нелогичные (кровать, умывальник, мыло, тарелка, обувь). Если это нелогичные ассоциации, участники должны придумать мини-историю и связать между собой предметы.

Для 6-7 лет

Старшие группы в садике с удовольствием играют как в подвижные, так и в интеллектуальные игры. Часто они сопряжены с подготовкой к школе: учат считать, помогают запомнить буквы и научиться читать.

В 6-7 лет выходят из дошкольного возраста, и воспитатель вполне может принести шашки, домино, «монополию» и другие настольные игры. Подходят и эстафеты, особенно с участием родителей.

В эстафетах участвуют две или три группы детей. Они выполняют задания на скорость: бегают, переносят песок, надувают шарики. Побеждает самая быстрая команда, которая не нарушила правила.

Игра «Зеркало» подходит всем. Воспитатель или ведущий из числа сверстников встает в центр. Определяется запрещенное движение. Ведущий начинает двигаться, а участники должны в точности все повторить, кроме табу. Тот, кто не смог или нарушил табу, становится ведущим.

Как выбирают игры?

При выборе учитывают особенности группы в садике, возраст, уровень развития, даже погоду. В теплое время года оптимальны подвижные занятия под открытым небом. В плохую погоду лучше восполнять недостаток физической активности в здании детского сада, а на улице — загадывать загадки, разучивать песни, играть в «Фотоаппарат» или «Зеркало».

Игровая форма — оптимальный вариант для любых занятий. Малыши куда охотнее занимаются спортом, творчеством или учебой, если это преподносится им в качестве игр. Именно поэтому развлечениям уделяют максимальное внимание в садиках.

Источник: https://okddd.ru/stati/kakie-igry-v-detskom-sadu/

Дидактические игры по формированию у детей представлений о форме предмета

Цель:

  • Учить детей различать и называть геометрические фигуры – квадрат, овал, круг, прямоугольник и треугольник, учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира;
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по форме, развивать умение находить и на ощупь определять форму предмета.

«Спрячь от дождика»

Ребенку предлагается карточка с изображением зонтика. Под зонтик кладется геометрическая фигура и предлагается ребенку спрятать под зонтик все фигуры такой же формы.

«Разложи правильно»

На столе все фигуры одного цвета. Ребенку предлагается разложить фигуры по коробкам, на которых изображена форма фигур. По сигналу дети раскладывают фигуры по коробкам.

«Какой фигуры не стало?»

Воспитатель выбирает 4 геом. фигуры разной формы и кладет на стол. Водящий выбирает одну фигуру, а остальные дети должны угадать, какой фигуры не стало (игра усложняется за счет подбора фигур разного цвета, размера).

«Подбери по форме»

Ребенку предлагается таблица с силуэтами различных геом. фигур разного размера и набор геом. фигур. Дети выкладывают соответствующие фигуры на таблицу.

«Геометрическое лото»

Воспитатель предлагает детям карточку с изображением разноцветных геом. фигур разного размера и набор геом. фигур. Дети должны найти фигуры соответствующего цвета, формы, размера и закрыть их на карточке.

«Жил – был кружочек»

Детям предлагаются карточки с изображением различных предметов. Они должны определить, на какую фигуру похож данный предмет.

«На что похоже?»

Дети рассматривают геом. фигуру, определяют цвет и говорят, на какой предмет окружающего мира похожа данная фигура.

«Пикник для фигур»

(Д/и «Веселый поезд»)

Воспитатель кладет карточку-ориентир с контуром фигуры — паровозик. Дети из геом. фигур выбирают такие же по форме и «рассаживают» их по вагонам.

«Один пассажир»

(Д/и «Веселый поезд»)

Воспитатель в паровозик кладет карточку – ориентир: одну с контуром фигуры, другую с цветовым пятном. Ребенок должен выбрать из набора карточку данного цвета и формы и посадить в вагон.

«Друзья»

(Д/и «Веселый поезд»)

Воспитатель из набора выбирает 3 карточки-ориентира: 2 – с контурами фигур и 1 – с цветовым пятном. И предлагает ребенку найти друзей, которые поедут в поезде. Ребенок выбирает из набора нужные карточки и «рассаживает» их в поезд.

«Вкусный груз»

(Д/и «Веселый поезд»)

Воспитатель берет из общего набора карточку и выкладывает ее на вагончик, сравнивая ее с каким-либо подходящим предметом (помидор, огурец, конфета…) и говорит, что сегодня поезд везет «вкусный груз». Ребенку предлагается подобрать подходящее сходство с геом. фигурой.

«Игра с обручем»

Для игры используются 4-5 сюж. Игрушек: куклы, матрешки, отличающиеся по величине, цвету, форме. Игрушка ставится в обруч. Дети определяют признаки, свойственные игрушке: цвет, форма, размер. И кладут в обруч те геом. фигуры, которые обладают сходными признаками. Вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенными признаками.

«Закрой окошко в домике»

Воспитатель раздает детям геом. фигуры разного цвета. На столах лежат разноцветные домики с окошками разной формы. Нужно детям закрыть окошко соответствующей фигурой.

«Зашей комбинезон»

Воспитатель раздает детям разноцветные комбинезоны с «дырками». На столах лежат заплатки разного цвета и формы. Детям предлагается зашить комбинезон, правильно подобрав заплатки.

«Открой замок»

Воспитатель детям раздает ключи разной формы и просит открыть замки, лежащие на столе. Надо быть внимательным, потому что ключик подойдет к замку с отверстием соответствующего цвета и формы.

«Найди стеклышко»

На столах лежат вазы. Воспитатель говорит, что от вазы откололось стеклышко и предлагает детям найти стеклышко соответствующей формы и цвета.

  • «Чудесный мешочек»
  • Воспитатель приносит «чудесный» мешочек.
  • Я чудесненький мешочек,
  • Вам, ребята, я дружочек.
  • Очень хочется мне знать,
  • Как вы любите играть?

Воспитатель загадывает загадки: «Если отгадаете, то узнаете, что в мешочке».

  1. Нет углов у меня,
  2. И похож на блюдце я,
  3. На тарелку и на крышку,
  4. На кольцо, на колесо.
  5. Кто же я такой, друзья? (Круг)
  6. Он давно знаком со мной,
  7. Каждый угол в нем — прямой.
  8. Все четыре стороны
  9. Одинаковой длины.
  10. Вам его представить рад,

А зовут его… (Квадрат)

  • Три угла, три стороны,
  • Могут разной быть длины.
  • Если стукнешь по углам,
  • То скорей подскочишь сам. (Треугольник)

Дети рассматривают, что в ме­шочке. Доставая фигуру, определяют ее форму, цвет. Затем закры­вают глаза, а взрослый прячет фигуру в мешочек. Каждый ребенок на ощупь определяет форму фигуры, называет ее.

Дидактические игры с блоками Дьенеша:

  • Найди все фигуры как эта (по форме);
  • Найди не такую фигуру как эта (по форме).

Информационные ресурсы:

1. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе «Математика от 3 до 7», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2001г.

2. З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, «Математика – это интересно», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004г.

3. Д. Альхаус, Э.Дум «Цвет, форма, количество», Москва, Просвещение, 1984г

4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991г.

Источник: https://dohcolonoc.ru/razvivayushchie-igry/5645-didakticheskie-igry-po-formirovaniyu-u-detej-predstavlenij-o-forme-predmeta.html

Ссылка на основную публикацию