Художественно-эстетическое развитие дошкольников по фгос

  • Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС в ДОУ
  • Художественно-эстетическое развитие предполагает (слайд № 2)
  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;

восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

  1. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
  2. опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
  3. опыт художественно-творческой деятельности.
  4. К художественно-эстетической деятельности относится: (слайд № 3)
  5. Изобразительная деятельность;
  6. Музыкальная деятельность;
  7. Восприятие художественной литературы;
  8. Театрализованная деятельность.
  9. Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.
  10. Система работы по художественно – эстетическому развитию, состоит из взаимосвязанных между собой компонентов ( слайд № 4 и №5)
  11. Создание условий для эстетического воспитания ( учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
  12. Организация образовательного процесса (совместная деятельность педагогов с детьми и родителями);
  13. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
  14. Создание условий для художественно — эстетического развития (создание
  15. предметно-пространственной среды) (слайд № 6)
  16. Одним из важнейших условий реализации системы художественно — эстетического развития в дошкольном учреждении является организация развивающей предметно-пространственной среды. 
  17. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полуфункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
  18. В группах должны быть созданы условия для художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности: центры книг, театрализованной, изобразительной, музыкальной деятельности.
  19. При этом оборудованы должны быть так, чтобы дети могли свободно подойти к уголку и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу.
  20. Уголки и центры занятости должны содержать разнообразный материал, пособия, игры.
  21. В уголках музыкальной деятельности….(слайд № 7)
  22. Детские музыкальные инструменты
  23. Магнитофон
  24. В аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных, фольклорных произведений, колыбельные, записи звуков природы
  25. Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов.
  26. Звуковые книжки и открытки
  27. Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные)
  28. Музыкально- дидактические игры
  29. Музыкально- дидактические пособия
  30. В уголках театрализованной деятельности …(слайд №8)

Разные виды театра: настольный, на фланелеграфе, теневой, пальчиковый и т. д.

  • ширма;
  • наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
  • театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации);
  • персонажи с разным настроением;
  • материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);
  • готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
  • уголок ряженья
  • В уголках книг необходимо разместить: (слайд № 9)
  • Детскую, художественную и энциклопедическую литературу в соответствии с возрастом,
  • тематические альбомы,
  • книжки-самоделки,
  • портреты писателей,
  • подборки аудио и видеозаписей сказок, рассказов, стихов.

Чтобы постоянно поддерживать интерес детей к книге, необходимо ре-гулярно устраивать выставки одного автора, одной направленности или тематики (писатели о животных, сказки братьев Гримм, стихи С. Я. Маршака и т. п.).

«Говорящие книги»

В уголках изобразительной деятельности….

Произведения народного искусства: народные глиняные игрушки (филимоновские, дымковские, каргопольские и др.) игрушки из дерева (богородские, сменевские и. др)

  1. Наглядно-дидактические пособия
  2. Произведения живописи: натюрморт, пейзаж, портрет
  3. Бумага разного формата, разной формы, разного тона.
  4. Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки)
  5. Наличие цветной бумаги и картона
  6. Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации
  7. Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.)

Эффективно используются раздевалка и коридоры: (слайд №10) в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. А также размещаем работы созданные совместно детьми и родителями.

  • Созданная в детском саду предметно-развивающая среда(слайд №11) должна способствовать познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
  • Основным компонентом системы работы по художественно-эстетическому развитию является организация образовательного процесса.(работа с детьми и родителями)(слайд № 12)
  • Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно — эстетическое развитие, строится в группе в трех направлениях:
  • Непрерывная образовательная деятельность;
  • Совместная деятельность педагогов и детей;
  • Самостоятельная деятельность детей.

НОД (непосредственно образовательная деятельность). Это занятия эстетического цикла: по изодеятельности, музыкальные, по ознакомлению с художественной литературой.

Но, самое главное, необходима организация работы художественно-эстетической направленности на всех видах занятий (интеграция образовательных областей).

Это включение художественного слова, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстраций, драматизации и т. п. ….

  1. В группе мы используем разные дидактические игры (слайд № 13)
  2. «Разрезные картинки» — Закрепить знания о выразительных средствах, упражнять в составлении целой картинки, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество.
  3. «Разноцветные ниточки» — учить   детей    выделять    и    называть    цвета, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.
  4. «Нарисуй узор» — учить составлять  композиции – располагать элементы, подбирая их по цвету, наблюдательность, творчество.
  5. Картотеки, альбомы для рассматривания(слайд № 14) Создали библиотеку картотек, продолжаем создавать альбомы -Здесь дети учатся анализировать, делать выводы, развивают речь.

Музыкальные занятия(слайд № 15) — благотворно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Музыкальная деятельность может быть самых разных видов – это помогает учесть возможности каждого ребенка.

Театрализованная деятельность в детском саду(слайд № 16) – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.

Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Самостоятельная детская деятельность (слайд № 17) — направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

Для того, чтобы развернулась самостоятельная деятельность, необходимы условия: насыщенная предметная среда, сформированность навыков и умений, мотивация ….

Знания, полученные в ходе непосредственной образовательной организованной деятельности эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством, рисуют, создают коллективные творческие работы.

  • Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс.
  • (слайд № 18)
  • Сотрудничество с семьей может строиться по следующим направлениям:
  • Повышение психолого-педагогической культуры родителей, которая осуществляется через:
  • родительские собрания и конференции,
  • консультации групповые и индивидуальные,
  • дни открытых дверей,
  • семинары-практикумы,
  • папки – передвижки и информационные листы для родителей,
  • тематические выставки,
  • Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением:
  • участие в образовательном процессе (рассказывают о своих профессиях, увлечениях, показывают разные способы работы с разными материалами и др. ,)
  • Участие в реализации проектов, организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольника,
  • Участие в конкурсах, праздниках, выставках рисунков и поделок и др.
  • участие в театрализованных спектаклях ….
  • Совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей.
  • Помощь в создании материально-технических условий:
  • помощь в оформлении развивающей среды,
  • помощь в изготовлении декораций и пошиве костюмов,
  • организация совместных посиделок.
  • Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
  • В результате проделанной работы дети приобретают (слайд №19)
  • умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов;
  • у них улучшается восприятие, обогащается сенсорный опыт;
  • приобретают способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений и передавать их в рисунке;
  • проявляют активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и искусстве;
  • откликаются не только на содержание образа, но и на художественную форму;
  • используют разнообразные средства и техники при передаче художественных образов.
  • Художественно — эстетическое воспитание дошкольников (слайд №20)
  • Не только формирует художественно — эстетическое отношение детей к искусству и действительности, но и параллельно вносит весомый вклад во всестороннее развитие ребёнка, способствует формированию нравственности человека, расширяя его познания об обществе, природе и мире в целом.
  • Художественно — эстетическое развитие PPT / 7.63 Мб

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/hudozhestvennoesteticheskoe_razvitie_detej_v_uslovi_215013.html

Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС

Авторы: Кучумова О. Ю., Рыжова Е. Н.

Библиографическое описание статьи:

Кучумова О. Ю., Рыжова Е. Н. Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2016. – № 2. – ART 26003. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26003.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация: «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной , театральной и др.). образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы, может реализовываться в различных видах деятельности ребенка

Ключевые слова:

декоративно-прикладное искусство, фольклор, эстетическое отношение, сенсорика

  • Полный текст:
  • Система работы по художественно-эстетическому развитию детей состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
  • — обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
  • — создание условий для художественно-эстетического воспитания и развития (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно — развивающей среды);
  • — организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
  • — координация работы с другими учреждениями и организациями.
  • Для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) определены такие виды изобразительной деятельности как конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация).
  • Художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
  • Эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.
  • Основой художественно-эстетического развития ребенка средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности являются:
  • — личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;
  • — развитие способностей к изобразительной деятельности (эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);
  • — создание художественного образа — личностное отношение ребенка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности; взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;
  • — синтез искусства для создания художественного образа, атмосфера эмоционального сопереживания, сотворчества;
  • — изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства (педагога — помощник, соучастник творчества).
  • Для развития художественного творчества необходимы определенные условия:
  • — опыт художественных впечатлений образов искусства;
  • — некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности;
  • — система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;
  • — создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);
  • — материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью.
  • Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, коммуникативную функции, но самое главное она должна работать на развитие самостоятельности ребенка.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства.
  3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  5. Организуя предметную среду в группе необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
  1. Одним из важных условий в художественно-творческом развитии является организация свободной изобразительной деятельности детей.
  2. Основные требования к организации свободной деятельности детей:
  3. — Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  4. — Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их в жизнь группы.
  5. — Уголок по развитию продуктивной деятельности должен включать в себя изобразительные материалы и оборудование для рисования, лепки, аппликации и ручного труда, а также произведения изобразительного искусства, скульптуры, в том числе и народного.                  
  6. Детские работы широко используются:
  7. В оформлении группы
  8. В различных видах игр: с/р/и, п/и, д/и
  9. В театрализованной деятельности
  10. В оформлении макетов
  11. Оформление книг и папок
  12. Устраиваются выставки (персональные, сотворчество с родителями, сотворчество с педагогами)
  13. Отправляются работы на конкурсы различного уровня (грамоты, дипломы хранятся в портфолио группы)
  14. Продуктивные виды деятельности способствуют раскрытию индивидуальности ребенка, а положительные эмоции, ощущаемые ими при творческом вдохновении, являются движущей силой, которая лечит детскую психику, помогает детям справиться с различными трудностями и негативными жизненными обстоятельствами, что позволяет использовать продуктивную деятельность в коррекционных целях.
  15. Толчком к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности является использование нетрадиционных техник рисования:
  16. — Они способствуют снятию детских страхов;
  17. — Развивают уверенность в своих силах;
  18. — Учат свободно выражать свой замысел;
  19. — Побуждают к творческим поискам и решениям;
  20. — Учат работать с разнообразными материалами;
  21. — Развивают чувство композиции и ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объемности;
  22. — Развивают мелкую моторику рук;
  23. — Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
  24. В младших группах используют такие техники:
  25. — Рисование пальчиками;
  26. — Рисование ладошками;
  27. — Оттиск печатками.
  28. В средних группах:
  29. — Тычок сухой, жесткой кистью;
  30. — Печать поролоном;
  31. — Печать пробками;
  32. — Восковые мелки и акварель;
  33. — Свеча и акварель;
  34. — Отпечатка листьями;
  35. — Ватными палочками.
  36. В старших и подготовительных группах:
  37. — Рисование мыльными пузырями;
  38. — Рисование мятой бумагой;
  39. — Рисование красками на кефире;
  40. — Рисование по мокрому;
  41. — Кляксография;
  42. — Монотипия предметно-пейзажная;
  43. — Пластилинография;
  44. — И многие другие.
  45. Работа по ознакомлению с художественными техниками осуществляется поэтапно.
  46. Алгоритм работы с детьми по овладению любой художественной техникой включает в себя следующие этапы:
  47. I этап — знакомство с художественной техникой;
  48. II этап — упражнения в художественной технике;
  49. III этап — самостоятельный перенос знаний и умений в творческую деятельность.
  50. IVэтап- различные творческие выставки детских работ
  51. Художественно-эстетическое развитие включает в себя и театральную деятельность
Читайте также:  Аппликация в старшей группе «домашние и дикие животные»: методика, конспект занятия, шаблоны и фото

Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.

  • Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
  • Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
  • Формы организации театрализованной деятельности
  • Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:
  • — Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
  • — Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.
  • — Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми.
  • Театрализованно-игровая деятельность в разных возрастных группах
  • Младшая группа
  • Последовательное знакомство с видами театров, основами актерского мастерства.
  1. Игры-имитации отдельных действий человека, животных и птиц.
  2. Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей.
  3. Игра-импровизация под музыку.
  4. Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток.
  5. Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов, стихов.
  6. Ролевой диалог героев сказок.
  7. Инсценирование фрагментов сказок о животных.
  8. Однотемная игра-импровизация с несколькими персонажами по народным сказкам и авторским текстам.
  1. Средняя группа
  2. Кукольный театр следует объединить с театрализованной игрой.
  1. Многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок.
  2. Игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых».
  3. Постановка спектакля по произведению.
  4. Знакомство с мимикой и пантомимикой.
  5. Постановки театра по поэтическим и прозаическим произведениям (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», К. Чуковский «Путаница»).
  6. Пальчиковый театр в самостоятельной деятельности («Жили у бабуси», С. Михалков «Котята», Л. Зубкова «Мы делили апельсин»)
  • Старшая группа
  • В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях.
  1. Детям уже доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе и на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений.
  2. Добавляются кулы-марионетки, куклы с живой рукой.
  3. Используются русские народные сказки-басни о животных.
  1. Подготовительная    группа
  2. В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами (расположение актеров на сцене).

Развиваются умения одни и те же действия выполнять в разных ситуациях, обстоятельствах и по-разному. Воспитывается доброжелательность и коммуникабельность в общении со сверстниками. Дети учатся адекватно реагировать на поведение партнеров. Дети сочиняют этюды с нафантазированными обстоятельствами.

  • Виды театра в детском саду
  • — бибабо;
  • — настольный театр;
  • — театр на фланелеграфе;
  • — книжка-театр;
  • — театр пяти пальцев;
  • — театр масок;
  • — театр ручных теней;
  • — пальчиковый теневой театр;  
  • — театр «живых» теней;
  • — магнитный театр;

— марионеточный театр и т.д.

Для работы по театрализованной деятельности в нашей группе создан уголок театрализации.

Театральный уголок представлен разнообразным оснащением для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты и т.д.

), разнообразные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольные кукольные, настольный театр мягкой игрушки, настольный вязаный театр, театр ложек, театр пальчиковый, театр картинок (фланелеграф), и т.д.

), атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр-драматизаций, а также материал для их изготовления атрибутов для театрализованных игр.

  1. Пальчиковый    театр
  2. — способствует развитию речи, внимания, памяти;
  3. — формирует пространственные представления;
  4. — развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
  5. — повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
  6. Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития
  7. Театр картинок и фланелеграф
  8. Развивают творческие способности;
  9. Содействуют эстетическому воспитанию;
  10. Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
  11. Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.
  12. Настольный
  13. Театр на перчатк
  14. Театр кукол Би-ба-бо
  15. Игра-драматизация
  16. Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.
  17. — Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;
  18. — Способствует самопознанию и самовыражению личности;
  19. — Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
  20. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация
  21. Одним из условий успешного освоения детьми театрализованной деятельности, совершенствования речи является эффективное взаимодействие с родителями.
  22. Таким образом, театрализованная игра оказывает влияние на развитие связной речи у детей в том случае, если будет вызывать интерес и желание включиться в игру, а также будут учитываться возрастные и индивидуальные способности.

Источник: https://kids-covenok.ru/26003.htm

Направления работы педагогов ДОУ для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников по ФГОС

Художественно-эстетическое
развитие
предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного
), мира природы; становление эстетического
отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах
искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию
самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной
и др.).

Художественно-эстетическая
деятельность
– 
деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно
может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности
(рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность. На
это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи
перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так
необходимого в жизни.

  • Основные компетенции педагога:
  •  обеспечение эмоционального
    благополучия через:
  • ·
    непосредственное общение с каждым ребёнком;
  • ·
    уважительное отношение к каждому ребенку, к его
    чувствам и потребностям.
  • В психологии и педагогике изучались специфика и пути
    развития творчества детей в разных видах продуктивной деятельности:

· Н.А.Ветлугина

· З.Н.Грачева

· Р.Г.Казакова

· Л.В.Компанцева

· Т.С.Комарова

· А.А.Мелик-Пашаев

· Л.А.Парамонова

· Н.П.Сакулина

· К.В.Тарасова

· Б.М.Теплов

· Г.В.Урадовских

Е.А.Флёрина и др

  1. К художественно-эстетической деятельности
    относится:
  2. · Изобразительная деятельность;
  3. · Музыкальное восприятие;
  4. · Восприятие художественной литературы.
  5. · В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности
    для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей
  6. · специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является
    то, что она обращена ко всей личности человека. 
  7. Художественно-эстетическая  деятельность может осуществляться успешно,
    если будет:
  8. Формирование творческой личности – одна из важнейших
    задач педагогической теории и практики на современном этапе. 

Художественно-эстетическое развитие — важнейшая сторона воспитания
ребенка.Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной
сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности,
повышает и познавательную активность..

  • Задачи обучения в группе раннего
    возраста и младшей группе :
  • ·
    Готовить к восприятию произведений искусства;
  • ·
    Готовить детей к посещению театра;
  • ·
    Приобщать к декоративной деятельности;
  • ·
    Способствовать развитию певческих навыков;
  • ·
    вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат;
  • ·
     познакомить с материалами
  •  для рисования (карандашами,
  • красками) и приемами
  • пользования ими;
  • ·
     научить пониманию
  •  рисунка взрослого
  •  как изображения
  • предмета;
  • ·
    Рассказывать содержание
  • произведения с опорой на
  • рисунки и на вопросы
  • воспитателя
  • Задачи обучения в средней группе:
  • · Приобщать
    детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;
  • · Познакомить
    детей с профессиями артиста, художника, композитора;
  • · Познакомить
    с архитектурой;
  • · Закреплять
    знания о книге, книжной иллюстрации;
  • · Продолжать
    развивать интерес к изобразительной деятельности;
  • · Обогащать
    представления детей об искусстве;
  • · Продолжать
    развивать интерес к лепке;
  • · Воспитывать
    интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания
    разнообразных изображений;
  • · Узнавать
    песни по
  • мелодии, выполнять
  • танцевальные
  •  движения, играть на
  • Музыкальных
  •  инструментах.
  • Задачи обучения в старшей группе
  • · Учить
    выделять, называть, группировать произведения по видам искусства;
  • · Познакомить
    с жанрами музыкального и изобразительного искусства;
  • · Познакомить
    с произведениями живописи;
  • · Подвести
    к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»;
  • · Развивать
    эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира,
    совершенствовать изобразительные навыки и умения;
  • · Учить
    создавать сюжетные композиции;
  • · Продолжать
    знакомить с
  •  изделиями народных
  • промыслов;
  • · Знать
    особенность
  • изобразительных
  • материалов.
  • Задачи обучения в
    подготовительной группе
  • ·
    Формировать основы художественной культуры;
  • ·
    Развивать художественное восприятие произведений изобразительного
    искусства;
  • ·
    Познакомить со спецификой храмовой архитектуры;
  • ·
    Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, композиции на темы
    окружающей жизни и литературных произведений;
  • ·
    Создавать декоративные композиции способами налепа и барельефа;
  • ·
    Определять жанр
  • исполняемого
  • произведения и
  • инструмент на котором
  • исполняется;
  • ·
    Петь
  • индивидуально
  • и коллективно,
  •  в сопровождении
  • и без него;
  • ·
    Различать
  • жанры литературных
  • произведений,
  • читать
    наизусть

Для реализации поставленных задач в ДОУ имеются музыкальный зал, кабинет,
психолога. Эффективно используются раздевалки: в них размещаются выставки
фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала.

Читайте также:  Театрализованная деятельность в средней группе детского сада, конспекты занятий, проект, программа

Созданная в
детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию,
развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной,
театрализованной деятельности, творчеству.

  1. Художественно-эстетическое
  2. развитие дошкольников
  3. осуществляется
  4. непосредственно по
  5. образовательным областям:
  6. «Познавательное развитие», 
  7. «Социально-коммуникативное
  8.  развитие»,
  9. «Речевое развитие»,
  10. «Физическое развитие».
  11. ·  Создание
    условий для художественно-эстетического воспитания.

·  Кадровое
обеспечение. Эффективной работе учреждения в художественно-эстетическом
развитии детей способствует профессиональный педагогический коллектив.

·  Работа
по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется в нескольких
направлениях:

·  повышение
квалификации педагогов по художественно-эстетическому развитию в рамках
дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары — практикумы,
консультации, открытые занятия, смотры — конкурсы.

·  Одним из важных условий реализации
системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является
организация предметно-развивающей среды. В каждой возрастной группе созданы
условия для художественно-речевой и музыкальной деятельности: имеются
театральные, игровые уголки, художественные уголки. Центры содержат
разнообразный материал, пособия, игры.

  • Организация
    учебно-воспитательного процесса реализуется через
    :
  • · Образовательная
    деятельность в центрах изо, психологии, музыки, конструирования, логопедии
  • · театрализованную
    деятельность,
  • · кружковую
    работу,
  • · индивидуальную
    работу,
  • · выставки
    детских работ, персональные выставки,
  • · посещение
    театров,
  • ·
    праздники, концерты, спектакли.
  • Направления работы воспитателя:
  • ·  использование элементов фольклора в целях
    художественно-эстетического воспитания (потешки, пословицы, поговорки);
  • · включение
    в структуру занятия рассматривание и составление рассказов по образцам
    художественного творчества.
  • · участие
    в конкурсах детского художественного творчества;
  • · создание
    условий для художественно-эстетического воспитания в группах: организация
    уголка детского творчества, уголка для экспериментирования,
  • выставочного уголка,
  • подбор литературы,
  •  фотографий,
  • природного материала для
  •  самостоятельных игр и
  • творчества;
  • · работа
    с родителями
  • в системе художественно-
  • эстетического воспитания;
  • Целевые ориентиры на этапе завершения
    дошкольного образования:
  • · ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
    инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении,
    познавательно-исследовательской деятельности, конструировании,
    художественно-эстетической деятельности и др.;
  • · ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
    деятельности,
  • ·  
  • ·  
  • ·    
    Спасибо
    за внимание!

Источник: https://solnishko.educrimea.ru/activity/fgos/post/100538

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС

Кайсаканова Т. А., Зуйкова Г. В., Бернацкая А. А. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2018. — №47. — С. 357-358. — URL https://moluch.ru/archive/233/54026/ (дата обращения: 24.10.2019).



Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности маленького человека. В процессе художественно-эстетического воспитания формируются творческие, культурные ценности.

В дошкольном возрасте у ребенка насыщенный эмоциональный фон, он особенно чувствителен к различным культурным проявлениям. Воспитание эстетически-художественных компетенций является важным условием приобщения ребенка к культуре.

Цель эстетического развития дошкольника направлена на общее развитие, духовное, нравственное, интеллектуальное. Для достижения цели, необходимым условием является реализация задач, через которые ребенок овладеет знаниями художественно-эстетической культуры, получит условия для развития способностей к художественно-эстетическому творчеству и эстетическому воспитанию.

  • В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования были выявлены проблемы художественно-эстетического развития дошкольников, которые могут быть успешно разрешены при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса.
  • В основе ФГОС ДО заложены следующие основные принципы:
  • – поддержка специфики и разнообразия детства;
  • – сохранения уникальности и самооценки детства, как важного этапа в общем развитии человека;
  • – личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  • – уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;
  • – осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
  • Образовательной Программы ДОУ обеспечивает развитие личности ребенка, их мотивации и способностей в различных видах деятельности по следующим направлениям:
  • – социально-коммуникативное развитие;
  • – познавательное развитие;
  • – речевое развитие;
  • – физическое развитие;
  • – художественно-эстетическое развитие.

Перед педагогом стоит задача в том, чтобы научить ребенка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, эмоциональную сферу, способность к коммуникации через художественные образы.

В целом назначение любого вида искусства — это отражение сегодняшней действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять об идее художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя ДОУ.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие смыслового восприятия и понимания произведений искусства и окружающего мира; становление собственного эстетического отношения к нему; формирование начальных представлений о различных видах искусства — музыки, художественной литературы, фольклора. Огромную роль играет и эмоциональное отражение: умение сопереживать персонажам художественных произведений, видеть характеры героев и учит оценивать отношение автора произведения к написанному.

У педагогов есть немало возможностей для реализации программы художественно-эстетического направления.

Необходимо обращать внимание детей на разнообразие форм, цветов, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, а игре, в быту, в специально организованных видах деятельности.

Для развития у детей эмоциональной отзывчивости необходимо побуждать их к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения через проявление различных внешних признаков.

В реализации художественно-эстетического направления, создано вовлечение детей в разные виды деятельности: в сюжетно-ролевые и режиссерские игры.

В изобразительной деятельности — рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании — экспериментирование с цветом, составление композиций; знакомство с техниками оригами, папье-маше, аппликация из рваной бумаги; работа с различными материалами: пластилином, глиной, бумагой, тканью, природным материалом и разными видами конструкторов: деревянный, бумажный, Лего, мягкий. Используются такие средства, как кисточки, карандаши, ножницы. В музыкальной деятельности — танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах — создаются художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука. В театральной деятельности, сюжетно — ролевой и режиссерской игре — способность языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации учатся передавать характер, переживания и настроения персонажей.

Важным для художественно-эстетического развития является и приобщение детей к истокам народного творчества. Дошкольников знакомят с традиционными национальными и региональными промыслами, обрядами, песнями, хороводами; побуждают воспроизводить образцы народного творчества в самостоятельной изобразительной музыкальной, театрализованной деятельности.

Таким образом, новые воспитательные цели в развитии личностных компетенций дошкольников предполагают качественные изменения в сфере художественно-эстетического развития.

Литература:

  1. Баранова, Е. В., Савельева, А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2–7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 288 с.]
  2. Бутенко, Н. В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография. — М.: ВЛАДОС, [2012. — 410 с.]
  3. Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С., Васильева, М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). — М.: Мзаика-Синтез, [2014. — 368 с.]
  4. Голоменникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 205 с.]
  5. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 315 с.]
  6. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 264 с.]
  7. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 296 с.]

Основные термины (генерируются автоматически): художественно-эстетическое развитие, окружающий мир, ребенок, народное творчество, образовательная деятельность, художественно-эстетическое направление, эстетическое воспитание.

Источник: https://moluch.ru/archive/233/54026/

Виды и формы художественно-эстетического развития в ДОУ по ФГОС

Наиболее благоприятным периодом для начала формирования художественно-эстетической культуры восприятия окружающей картины мира у детей выступает возраст до семи лет.

В этом возрасте доминируют положительные эмоции, возникает особая чувствительность к явлениям культуры и языка, зарождается активная, деятельная личность.

 Художественно-эстетическое направление воспитания стимулирует дошкольника к действию, поскольку ключевой момент кроется не только в ощущении прекрасного, а и в создании.

Художественное и эстетическое развитие по ФГОС и воспитание подразумевает под собой особый вид воспитательной работы, целью которой обозначено формирование личности с умением распознавать и воспринимать элементы прекрасного, уметь давать оценку и самостоятельно становиться автором художественных ценностей. Конечным результатом эстетического воспитания становится человек с высоким уровнем культуры.

В процессе реализации нормативных требований Федерального государственного образовательного стандарта, учреждения дошкольного образования успешно решают сложности с художественно-эстетическим воспитанием путем обучения педагогического состава, за счет повышения уровня компетентности и своевременного обновления научно-методической базы. Согласно ФГОС, дети уже обладают естественным желанием к познанию мира и открытия прекрасного, в задачу педагога входит перенаправить природное желание в сознательную деятельность, в то время как художественное и эстетическое развитие становятся двумя неотделимыми элементами становления личности ребенка.

Задачи и цели художественно-эстетического воспитания

По мнению известного психолога Л.С. Выготского, психика ребенка развивается поэтапно пропорционально отношениям между ним и социальной действительностью.

Согласно введенному термину «социальная ситуация развития», источником и толчком к самому процессу развития служит социальная среда, поддающаяся изменениям.

Воспитание в свою очередь становится управляемым процессом с вектором направленности к развитию.

 Эстетическое образование ставит перед собой следующие цели:

  • сформировать чувство прекрасного, воспитать и совершенствовать эстетику вкуса;
  • привитие личности ребенка умения ценить окружающий мир, любить искусство, находить и созерцать прекрасное среди привычного ритма жизни;
  • развить умение понимать и оценивать объекты искусства;
  • привить общие нормы морали и ценностей, расширить эстетические интересы дошкольника;
  • путем привлечения к осознанной творческой работе развить самодисциплину, самоконтроль и организацию, волевые качества и повысить культуру мышления.
  • Художественно-эстетическое развитие в ДОУ по ФГОС принимает за основу принцип специфичности периода детства и его разнообразия, обеспечивает сохранение уникальности данного этапа развития для дальнейшего вступления в этап взросления, осуществляет образовательную деятельность исключительно по формам соответствующим возрастной группе – игровая активность, стимуляция познавательной деятельности, творческое самовыражение.
  • Согласно содержанию программы для ДОУ, необходимо обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, мотивировать к развитию способностей детей охватывая такие направления как: развитие речи, улучшение социальных и коммуникативных навыков и компетенций, активизация познавательной деятельности, развитие физической культуры и эстетики художественно вкуса.
  • Задачи в рамках художественно-эстетического воспитания соответствуют положениям возрастной психологии и подразделяются на четыре основные подгруппы:
  1. Эмоциональная сфера. Формируется собственное представление о художественных образах, появляются личные интересы и связанные с ними приоритеты, развивается чувство эстетики.
  2. Знание и оценка. На базе полученных знаний и опыта выстраиваются персональные суждения, пробуждается интерес к искусству и переживания. Ознакомление с общепринятыми эталонами.
  3. Становление личных качеств. Развивается умение анализировать, давать критическую оценку, оперировать аргументами и получать удовлетворение от художественно – эстетических объектов.
  4. Созидание. Развитие качества созидания прекрасного, совершенствование личных творческих склонностей и талантов.

Попробуй бесплатно! Компетенции воспитателя. За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Принципы педагогической работы в рамках художественно- эстетического воспитания

Основная задача педагогов в рамках эстетического воспитания по ФГОС дошкольных образовательных учреждений – формирование общего понятия культуры школьника, развитие нравственных ценностей, взятие курса на эстетические качества детского коллектива. В рамках образования, направленного на художественно эстетический вектор, последовательно реализуются принципы педагогической работы в этом направлении.

Оптимальная педагогическая стратегия развивается за счет индивидуального подхода к условиям для развития особенностей дошкольников. Уважение к каждому ребенку и внимательное отношение к природным склонностям позволяет воплотить замысел художественно-эстетического развития в ДОУ.

Читайте также:  Конструирование во второй младшей группе детского сада по фгос, картотека, конспекты занятий, схемы

Воспитательный и образовательный процессы неотделимая часть единого целого, принцип целостности обеспечивает всестороннее развитие, включая этическое, эстетическое и интеллектуальное. Детское творчество пребывает в постоянной связи с реальностью, что определяет содержание процесса, использование техник, форм и методов для реализации поставленных задач.

Для более глубокого ознакомления с видами искусства используется принцип объединения.

Интегрированность способствует гармоничному развитию детского воображения и фантазии с привлечением к музыкальной, изобразительной и театральной деятельности.

Расширяя кругозор, дошкольники обогащают внутренний мир познаниями о творчестве других стран, знакомятся с общей картиной культуры мира, обучаются уважительному отношению к творческому наследию.

В рамках художественно-эстетического развития реализуются принципы: индивидуальности, целостности, связи с реальностью, интегративности, народности и преемственность дошкольного образования в процессе перехода к образованию в младших классах школы.

Анализ условий эстетического развития дошкольников

В период пребывания ребенка в детском саду проходит ознакомительный момент с произведениями искусства (в первую очередь музыкального и изобразительного), формируются ранние элементарные представления, стимулируется активность к творческой деятельности и выражение чувств героям художественных произведений, персонажам сказок.

Заложенные на раннем этапе детства личностные качества являют основу для вступления во взрослую жизнь, опираясь на полученные знания и опыт. Художественно- эстетическое развитие, полученное в дошкольном возрасте, составляет базис для построения воспитательной и образовательной деятельности в дальнейшем.

Возрастной период от 2,5 до 4-5 лет отличается сильно выраженной эмоциональностью, важный этап развития, усвоения новых слов и элементов, ребенок находится в постоянном движении, поиске и развитии, открыт миру и предельно любознателен. В этом возрасте появляется умение выбирать, проявлять свою личность, ощущение мира в творчестве, приходит предпочтение форм творчества, интерес к тематике.

За весь дошкольный период происходит переход в восприятии, после ознакомления с сенсорными образцами уровень возрастает и переходит к описанию, детальному исследованию предметов, выявления особенностей. До 7 лет происходит развитие воображения, появляется умение чувствовать сюжет, гармоничность композиции, художественный стиль.

Культура сенсорики, умение сочетать формы и образ значимы для художественно-эстетического воспитания дошкольников, обеспечивая овладение навыками изобразительного искусства, проходя путь от простых действий к более сложным.

К моменту завершения дошкольного периода дети обладают эстетическими переживаниями, выражают свои чувства и состояния подражая взрослым в сопереживании. В это время основная задача взрослого подчеркивать при общении с дошкольников яркую, привлекательную эстетическую сторону предмета разговора.

Дошкольные образовательные учреждения принимают на себя ответственность по подготовке детского коллектива к вступлению во взрослую жизнь. Все аспекты успешной реализации художественно-эстетического развития тщательно контролируются, начиная от оформления помещений детского сада.

 Главное условия успешной реализации эстетического развития – наличие произведений искусства вокруг ребенка, начиная с раннего возраста. Ознакомление детей с видами и формами искусства прививает любовь к творчеству, заботу и уважение труда других людей.

Художественно –эстетическое развитие стимулирует активную осознанную деятельность дошкольника, обучает чувствовать и самостоятельно создавать красоту вокруг себя, опираясь на чувство эстетики.

Успешное эстетическое развитие достигается путем единства видом и форм деятельности.

Обучение в детском саду объединяет систематические занятия с использованием музыкального сопровождения во время работы с аппликациями, лепкой или обучения изобразительному искусству.

Музыкальное искусство объединяет детский коллектив, сопровождает во время отдыха и развлечений, игровой деятельности, вызывает положительные эмоции, бодрое и радостное настроение.

Художественное и эстетическое мировосприятие, моральные принципы и нормы не являются врожденными компетенциями ребенка, требуют особого подхода для культивации и развития. Эмоциональная отзывчивость педагогов и воспитателей в дошкольных учреждениях особенно важна для становления собственного чувства прекрасного у детей.

Виды и формы художественно-эстетического развития

Само по себе межличностное общение в детском коллективе развивает любознательность и стремление к познанию нового, неизведанного. Задача педагогов и воспитателей в детском саду направить общение в эстетические рамки, поднимать в разговоре темы о добре и красоте, умении создавать прекрасное, любви к своему окружению, природе и миру в целом.

Для формирования бережного отношения к природе используется контактная форма общения при прогулках и экскурсиях, обеспечивая культуру общения с природой, бережное отношение к ее богатствам и ресурсам.

При погружении в самостоятельное изучение искусства во время рисования, создания аппликаций по теме или лепке, происходит более глубокое познание жанров, формируются собственные представления и вкусы, ребенок получает удовольствие от успешного освоения нового вида деятельности.

Среди форм организации художественно-эстетического развития предпочтение отдается игровой деятельности как ведущему варианту познавательной деятельность дошкольного возраста.

В процессе игры происходит ознакомление с искусством в подходящей, легкой и доступной для ребенка форме.

Игровая форма успешно совмещается с организацией праздников, где присутствуют элементы театральных постановок, например, танцы, сценки из сказок, что уже само по себе является выражением искусства и приобщением к прекрасному.

Планирование художественно-эстетического развития согласно возрастным группам

 Календарное планирование педагогической деятельности это обязательное условия для реализации в образовательном процессе поставленных задач. При составлении календарного плана мероприятий педагогом принимается во внимание психологические особенности детского возраста, персональные возможности, склонности и потребности детей.

Образовательная стратегия художественно-эстетического развития творческих способностей детей в ДОУ в обязательном порядке требует от педагогического коллектива умение диагностировать и устранять сложности в достижении целей, знать сферы интересов дошкольников и организовывать деятельность оперируя знаниями, изучать личностные показатели и особенности возраста подопечных.

Календарные планы, в отличие от перспективных, разрабатываются на несколько занятий, охватывают небольшой временной промежуток. Перспективное планирование распространяется на более длительный период, начиная от одного месяца до полугода или года.

При составлении плана за основу принимается нормативный документ с указанием умений, навыков и объема знаний, характерного для определенной возрастной группы дошкольного учреждения. Руководствуясь психологическими особенностями разрабатывается программа мероприятий.

Таким образом, на примере младшей группы возрастом до 4 лет прослеживается становление желаний и возможностей ребенка, на основе полученных оценок от взрослых, происходит совершенствование речи, развивается словарный запас.

Появляются первые признаки самостоятельного поведения по образцу взрослых, дети успешно справляются с легкими заданиями по выбору предметов с общими признаками: цвет, форма, размер. В этом возрасте появляется желание приобщиться к изобразительному и музыкальному искусству.

Отмечается интенсивное развитие воображения, привычные предметы предстают символическими аналогами других.

Для младшей группы детского сада виды творческой деятельности в ДОУ по ФГОС определяются литературными произведениями в жанре сказки, просмотра иллюстраций, акцентирование внимания на изобразительном искусстве, уроки изображения простых предметов и легких композиций.

Примеры перспективного планирования для младшей группы сроком на один месяц по занятиям музыкой

 Вид деятельности Программные задачи Репертуар
Музыкально-ритмические движения: Побуждать детей передавать ритм ходьбы и бега вместе с воспитателем. Учить детей двигаться с предметами (листочками, флажками), выполнять простые танцевальные движения по показу воспитателя. Побуждать детей передавать простые игровые действия. «Ловим — бегаем» Тиличеева, «Мы шагаем» Рустамов, «Листики- платочки» Гольцов, «Свободная пляска», «Гопачок» Макшанцева, «Игра в прятки» Рустамов.
Восприятие музыкальных произведений Учить детей слушать мелодию спокойного характера, откликаться на музыку весёлую, плясовую. Учить различать тихое и громкое звучание. Отмечать хлопками изменение мелодии музыки.  «Колыбельная» Тиличеева, «Ах вы, сени!», «Ловкие ручки» Тиличеева.
Пение  Приобщать детей к пению, побуждать малышей подпевать взрослому повторяющиеся слова.  «Да-да-да!» Тиличеева», «Кошка» Александров.
Развлечение Развивать эмоциональную отзывчивость малышей. Закреплять знание знакомой сказки. «Курочка Ряба»

    По итогам развития способностей детей в ДОУ важно отметить, что художественно-эстетическое развитие, как и воспитание в целом является социокультурным феноменом и находится в прямой зависимости от уровня развития личности.

 Воспитание и привитие норм морали, чувства прекрасного, умение видеть эстетическую красоту предметов, самостоятельно создавать и поддерживать вокруг себя красивое является одним из звеньев на пути формирования личности.

Дошкольный возраст отличается особой чувствительностью и восприимчивостью к новым явлениям, доминированием положительных эмоций, радостью открытий в познавательной и творческой деятельности. Именно дошкольный возраст, начиная с младшей группы от 2,5 и до 4 лет, является наиболее благоприятной почвой для реализации задачи по художественно –эстетическому развитию в ДОУ.

Качественные изменения в восприятии ребенком самого себя, окружающей действительности и своей роли в ней позволяют приобщить дошкольников к особенностям других культур, национальным явлениям, развить художественный вкус.

Начиная от самого рождения базовые элементы художественно-эстетического развития закладываются в процессе воспитания в семье и продолжаются все последующие годы совершенствоваться при участии педагогов и воспитателей. Творчество в ДОУ по ФГОС активно развивается благодаря созданию особой благоприятной атмосферы для формирования художественного вкуса, творческих умений и навыков, чувства прекрасного.

В задачу педагогов и воспитателей для реализации художественно-эстетического развития дошкольников по ФГОС входит концентрация внимания детского коллектива на разнообразие впечатление от цвета и звука, красоты форм во время прогулок, игровой и образовательной деятельности.

Важно уметь акцентировать внимание таким образом и на тех предметах, которые вызывают интерес у ребенка, распознавать детские переживания и уметь с ними работать.

Программа творческой деятельности в ДОУ по ФГОС направлена на всестороннее развитие дошкольника с ориентиром на художественно- эстетический аспект.

Источник: https://www.resobr.ru/article/63351-qqq-18-m8-hudojestvenno-esteticheskoe-razvitie-doshkolnikov-po-fgos

ДЕТСТВО-ГИД

  • Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
    Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:
    — развитие творческого потенциала ребенка;
    — развитие образного, ассоциативного мышления;
  • — развитие самостоятельности и творческой активности.
  • В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
    — развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
    — становление эстетического отношения к окружающему миру;
    — формирование элементарных представлений о видах искусства;
    — восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
    — стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности.

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства.

Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости.

Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

В рубрике «Художественно-эстетическое развитие» Вы найдёте более подробную информацию по этому направлению. Для музыкальных руководителей создана отдельная рубрика  — «Музыкальное развитие».

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Источник: http://detstvogid.ru/fgos-do-hudozhestvenno-esteticheskoe-r/.html

Ссылка на основную публикацию