Занятие по экологии в первой и во второй младшей группе детского сада, разработка экологического проекта и прочее

Программа Радуга предусматривает по развитию речи детей 3-4 лет такие задачи, как:1. Учить детей отвечать на вопрос воспитателя, готовить к обучению рассказыванию, согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять в речи предлоги, существительные, составлять предложения с однородными членами.2.

Расширить и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем мире.3. Продолжать учить внятно, произносить гласные и согласные (кроме шипящих), вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность, отчетливо произносить слова, фразы.

  Я предположила, что частично решению этих задач будет способствовать реализация краткосрочного проекта « Здравствуй, дерево!».Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года во 2 младшей группе проводился анализ познавательного развития дошкольников, который показал, что дети имеют ограниченные знания в сфере общения с природой.

А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.В качестве объекта исследования выбрано дерево, что обусловлено рядом причин.1.    Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимание.2.

    Дерево – прекрасный объект экологических наблюдений (так, лиственные деревья имеют хорошо выраженные сезонные изменения).3.    С деревом ребенку проще общаться «на равных», чем с небольшими  (травянистыми) растениями, легче представить его своим другом.На предварительном этапе была изучена методическая литература:- Киселева Л.С.

«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» В пособии представлены материалы по использованию проектного метода, созданию образовательного пространства и развитию творческих познавательных интересов. Это пособие помогло составить план работы, поставить цель, задачи.- Теплюк С.Н. «Занятия на  прогулках с детьми младшего дошкольного возраста».

Изучив пособие, ознакомилась с методикой проведения экскурсий, прогулок, использованием игровой деятельности в дошкольной педагогике.- Рыжова Н.А. « Экологическое образование в детском саду». В книге анализируется содержание и современное состояние экологического образования дошкольников. Из книги я взяла рекомендации по созданию предметной развивающей среды.- Николаева С. Н.

«Методика экологического воспитания дошкольников». Изучила технологии и методы эколого-воспитательной работы. — Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» Из пособия взяла игровые занятия, фольклорный материал, который позволил разнообразить формы  работы.

В результате была определена цель проекта,  поставлены задачи, исходящие из программных задач по развитию речи, познавательному развитию  и годовых  задач ДОУ.Цель проекта – развитие речи во время проведения прогулки, систематизация имеющихся знаний о жизни деревьев. Тип проекта  — смешанный, по длительности – краткосрочный (1 неделя). Участники все дети группы.Задачи:1.

Пробуждать интерес к природе.2. Приобщить к процессу познания.3. Формировать представления о жизни деревьев.4. Развивать речь, фантазию, наблюдательность.5.Способствовать поддержанию семейных традиций.Ожидаемые результаты:1. Уметь чувствовать ответственность за свое дерево.2. Знать, для чего нужны деревья, листья.3.

Уметь передавать свои впечатления о природе друзьям, родителям, воспитателям в разных формах; в рассказах, сказках, рисунках, пластических этюдах, музыке. Особое внимание уделялось выбору и подготовке оборудования и материалов.

Для проведения  исследования был подготовлен альбом для оформления результатов наблюдения; карандаши, восковые мелки; веревка, лупа; фотографии, репродукции картин с изображением деревьев; лопатки, дождемеры, ловушки для почвенных животных.

Изготовлен «Волшебный мешочек» для игры «Угадай, что в мешочке?» (определение предметов на ощупь), «Ящик ощущений» для более крупных предметов, модель дерева, Выбрана березка на территории детского сада для обследования всей группой. Подобрана классическая музыка для прослушивания (А.Вивальди «Времена года»), дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.

Во время прогулок познакомила детей с деревьями, растущими на  участке группы, а также на территории детского сада. Провела беседу о деревьях с целью выяснения представлений об этих растениях. Параллельно проводилась работа с родителями.

В индивидуальных беседах рассказала о целях  и задачах реализуемого проекта; о роли родителей в проекте: оказание помощи детям в выборе дерева и наблюдении за ним, в распределении видов деятельности, в подготовке и реализации проекта. Для мотивации родителей на участие в проекте использовала такие формы работы, как индивидуальные беседы, индивидуальные и групповые консультации.

Старалась убедить их в необходимости помощи, серьезного отношения к исследованиям детей. В  итоге, большинство родителей согласилась  участвовать в проекте, хотя вначале многие отказывались, ссылаясь на занятость.     Моделирование проблемной ситуации прошло в игровой форме. (Приложение 3). Во время прогулки  Березка пригласила детей к себе на именины.

Она попросила выполнить её желания и задания: погладить, понюхать, сравнить её с соседкой — туей, доказать что она – дерево. Так как березка любит слушать песни, стихи и у неё именины, попросила её порадовать. Дети пели песни, водили хоровод, читали короткие стихи.

Березка поблагодарила их, подарила листочки, только она была расстроена, потому что каждый год у нее и ее подружек куда-то девались листочки, а куда они девались – она не знала. Мы с детьми решили узнать, куда деваются листочки с деревьев и рассказать березе и ее подружкам.Дети предложили множество вариантов.

Вместе с родителями мы разбились на группы, и каждая группа выбрала для наблюдения свое дерево.В реализации проекта старалась развить у детей диалогическую и монологическую речь, эмоциональное отношение детей к природе, задействовать все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, речь.Учила слушать и понимать вопросы, высказывать свои суждения.

Использовались как словесные и наглядные методы, так и практические. Наблюдение, исследование во время прогулки, домашние задания. Экскурсия «Поход в парк». Прогулки: «Берёза», «Деревья», «Листопад», «Осенние листочки». Беседы по содержанию стихотворений: «Помогу берёзке», «Звуки осени», «Листопад».

Дидактические игры: «Найди такую же картинку», «Что сначала, что потом», «Много – один», «Найди дерево по описанию». Подвижные игры: «Беги к дереву», « Мы осенние листочки», «Листопад». Прочла стихотворения: «Берёза», «Осень», «Хоровод друзей» и  другие. Выучили отрывок из стихотворения «Берёза».

Разнообразить деятельность детей, заинтересовать помогли загадки, поговорки, выставки рисунков, сочинение и чтение сказок, рассказов, разучивание  песен, пластических этюдов. Дети вместе с  родителями сделали аппликации из листьев. Определив, для чего нужны листья людям и животным, собрали листья лекарственных  растений,  растений которые употребляются в пищу.

Вместе с родителями оформили папки «Листья — вкусная еда», «Листья лечат», изготовили макет «Одеяло из листьев». Собрали схему изменения листа от зеленого до коричневого сухого. К открытому занятию о птицах, которое проводила второй воспитатель, папы, изготовили кормушки.  Работа с родителями заключалась в объяснении  не только задач экологического характера, но и развития речи детей.

 Чтобы выяснить отношение родителей к экологическому воспитанию, было проведено анкетирование. Оно показало, что многие родители не имеют представления о задачах экологического воспитания и его влиянии на развитие речи детей. С этой целью    дала методические рекомендации по общению с  ребенком в семье.

Консультацию «Секреты общения с  ребенком в семье»,  памятки: «Факторы, способствующие формированию любознательности», по общению с ребёнком в семье, оформила папки — передвижки: «Развиваемся,  играя», «Учимся наблюдать за изменениями в природе». Провела родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой».

При знакомстве с деревом активизировался словарь разговорной речи. Сравнивая с кустом, закрепили понятие «высокий – низкий», «толстый – тонкий». Описывая березу, употребляли такие выражения как: береза высокая, кудрявая, милая березонька. Ствол тонкий, белый. Применяя сенсорные ощущения, определили, что ствол гладкий, шелковистый.

  Наблюдая за падением листьев с деревьев, дала понятие листопада. Решили проблемную ситуацию: почему медленно падают листья? Прослушали стихотворение В. Мировича «Листопад», вместе с музыкальным руководителем выучили песню М. Ивенина «Падают листья». Пестрые осенние листья собрали в букет. Подобрали эпитеты: пышный, разноцветный, яркий.

Закрепили счет, цветовую палитру, форму, величину, составили узоры, сделали игрушки из листьев. Дети поняли, почему осень желтого цвета, золотая. Наблюдая за насекомыми, определили жителей, живущих рядом с березой, их значением и жизнью. Выяснили, что листья нужны не только насекомым, но и людям (лекарственные растения и д.р.). Проследили путь листа от зеленого до коричневого сухого. Презентация проекта прошла в форме создания мини-музея «Опавшие листья». На презентацию пригласили Березку – был изготовлен макет дерева, который внесли в группу. Вместе с родителями дети создали разделы музея: «Одеяло из листьев», «Листья для художника», «Кому нужны опавшие листья», «Листья —  вкусная еда», «Листья лечат», «Волшебное превращение листьев». Главная проблема – куда деваются листья – была детьми решена.  При организации просмотра выставки Березка поблагодарила за интересный ответ на её вопрос. Сразу была определена новая проблема «Что же  нужно Берёзке для её жизни»?Ожидаемые результаты получены в полной мере. Экологические знания, которые дети получили в процессе работы над проектом, были продемонстрированы во время муниципального конкурса «Воспитатель года», в рамках которого педагоги других ДОУ показывали открытые занятия с детьми нашей группы. Воспитателями других садов был отмечен высокий уровень познавательной сферы и речевого развития детей. По окончании проекта ребята изъявили желание продолжить наблюдение за своими деревьями, поэтому работа продолжалась посезонно. Родители с удивлением обнаружили, что деревья — это интересный объект для наблюдения и развития ребенка. Полный текст материала Экологический проект «Здравствуй, дерево!» (2 младшая группа; .docx) смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?Оставьте комментарий

Скачать материал с Pedsovet.su Хотите лучше владеть компьютером?

Оставьте отзыв к материалу:

Всего: 0 Занятие по экологии в первой и во второй младшей группе детского сада, разработка экологического проекта и прочее

Источник: http://pedsovet.su/load/307-1-0-25242

Проект по экологии «Наши маленькие соседи»

  • Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №43
  • Паспорт педагогического проекта по экологии
  • Тема: « Наши маленькие соседи»

Занятие по экологии в первой и во второй младшей группе детского сада, разработка экологического проекта и прочее

Автор проекта: Безрукова Т. А.

Воспитатели: Безрукова Т. А.

  1. Участники проекта: Воспитатели, дети младшего возраста, родители.
  2. Март 2017
  3. Паспорт педагогического проекта
  4. Проект Тема: «Наши маленькие соседи»
  5. Срок реализации: 1 неделя.
  6. Вид проекта – познавательно – исследовательский
  7. Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно –эстетическое развитие , физическое развитие.
  8. Участники проекта: воспитатель группы, дети 2-3 лет, родители.
  9. Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта:
  10. подбор методической и художественной литературы;
  11. подбор наглядного материала (иллюстрации);
  12. дидактические игры;
  13. Необходимые условия для реализации проекта:
  14. заинтересованность детей и родителей
  15. Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации экологического проекта.
  16. Задачи:
  17. — познакомить детей с внешним видом некоторых насекомых, учить различать их;
  18. — обогащать словарь, развивать речь детей, учить понимать вопросы воспитателя и отвечать на них;
  19. — развитие зрительной памяти;
  20. — воспитывать заботливое, бережное отношение к насекомым.
  21.  Актуальность проекта
  22. «Не обижайте лесных насекомых! »
  23. В лесу летают мотыльки.
  24. Ползут козявки и жучки…
  25. Природа-мать им жизнь дала.
  26. У них у всех свои дела.
  27. Ты их увидишь на пути –
  28. Не обижай, а отойди!
  29. Без насекомых лес, друг мой,
  30. И одинокий и пустой.
Читайте также:  Театрализованная деятельность в детском саду по фгос, сценарии сказок, картотека тем, творчество дошкольников

Хотелось бы отметить, что реакция ребят на насекомых неоднозначна. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие – пугаются. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились.

В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные.

Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Предполагаемый результат:

— дети должны знать и называть насекомых  (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, паук, гусеница, червяк и т.д.);

  • — иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида,  способах передвижения (прыгает, летает, бегает, ползает),  издаваемых звуках (жужжит, стрекочет
  • — находить сходства и различия;
  • Задачи по работе с родителями:
  • -обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
  • Предполагаемый продукт проекта:
  • — использование полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной  игровой деятельности и в жизненных ситуациях;
  • — выставка творческих работ детей;
  • — сотворчество детей и родителей – книжки-малышки о насекомых;

1 этап – подготовительный

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/proekt_po_ekologii_nashi_malenkie_sosedi_131818.html

Проект по экологии во второй младшей группе Тема: «Волшебница — вода»

  • Краткосрочный проект «Волшебница —  вода»
  • во второй младшей группе №13 «Сказка»
  • Воспитатели:

Алипченкова Л.А.

Макарова А.С.

Актуальность проекта:

Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья – это, в первую очередь, вопрос качества жизни.

Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения.

Ребенок получает от них массу полезных впечатлений. Вода  для  детей  – это полезное лекарство.

  1. Вид проекта:
  2. Познавательно-исследовательский.
  3.  Участники проекта: 
  4. дети 2 младшей группы
  5. воспитатели  младшей группы
  6. родители группы
  7. Срок  реализации  проекта:
  8. краткосрочный
  9. Цель проекта:

1.Развивать у детей представление о природном объекте-воде, формировать  наблюдательность через  игры  с  водой.

2.Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.

3.Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.
  2. Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.
  3. Научить детей выполнять простейшие опыты ,последовательно выполняя указания воспитателя

  Ожидаемые результаты:

1.Формирование  представлений о природном  объекте воде, её  свойствах, видах существования в окружающей среде, агрегатных состояниях.

  1. Формирование познавательного интереса, обогащение  словарного  запаса .
  2. Воспитание бережного, осознано правильного отношения к  воде, как источнику жизни на земле.
  • Этапы проекта:
  • — определение темы проекта;
  • — разработка перспективного плана проекта;
  • — создание необходимых условий для реализации проекта;

— разработка методических материалов, рекомендаций по теме (подборка консультаций для родителей, дид. игр и т. д.);

  1. — подготовка атрибутов для проведения мероприятий (иллюстрации, маски для игр, художественная литература,)
  2. Цель: Создание условий для формирования у детей знаний о природе, элементов экологической грамотности.
  3. Задачи:
  1. Расширять представления детей о свойствах воды. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность.
  2. Формировать представления о значении воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде. Поощрять проявление инициативы.

3 Развитие связной речи, обогащение и активизация словаря. Привлечение к художественной литературе.

  1. Развитие художественно-эстетических навыков.
  2. Развитие двигательной активности.

6 Привлечение родителей к проектной деятельности.

Познавательное развитие:

  1. Расширять представление о свойствах воды.
  2. НОД «Знакомство с водой»
  • Наблюдения:
  • Как снег становится водой.
  • Вода льется из крана.
  • Вода холодная и горячая.
  1. Развивать поисково-исследовательскую деятельность Опыты:
  1. Считлочка — купалочка
  2. Пейте, куклы, вкусный сок
  3. Как вода гулять отправилась
  4. Пенный замок
  5. Тает льдинка
  6. Снежный ком
  7. Для чего нужна вода
  8. Почему кораблики не плывут
  9. Рыбалка
  10. Мыльные пузыри
  11. Социально-коммуникативное развитие:
  12.      Формировать представления о значении воды жизни человека.

     Развитие эмоциональной отзывчивости, общения. Желание заботиться о            близких. Развивать желание обыгрывать роли.

  •  Наблюдения:
  • Вода-друг человека.
  • Дидактические игры:
  • «Кто где живет»
  • «Купание куклы»
  • «Стирка кукольного белья»
  • Игры забавы: 
  • «Мыльные пузыри»
  • «Ловись рыбка»
  • Беседа:
  •  «Смогли бы люди жить без воды?»
  • Сюжет.ролевая игра «Генеральная уборка в доме»
  • Художественно-эстетическое развитие:
  1. Развивать умение из бумаги создавать капли дождя; Учить приклеивать петельку, самостоятельно выбрать место на основе.
  2. Закреплять умение раскрашивать, не выходя за контур.
  1. НОД аппликация «Рыбки в аквариуме»
  2.  НОД лепка «Рыбки»
  3.       НОД рисование «Капельки»
  4. Раскрашивание раскрасок 
  5. Речевое развитие:
  1. Развитие связной речи, Обогащение и активизация словаря.
  2. Приобщение к художественной литературе.
  • Загадывание загадок.
  • Чтение потешек:
  • Чтение «Девочка чумазая», Чуковский «Мойдодыр»
  • Бианки «Купание медвежат»
  • Заучивание: Маршак «Дождь»
  • Беседы:
  • «Вода и ее превращения» (ИКТ)
  • «Есть ли у воды цвет?»
  • Физическое развитие:
  1. Развивать двигательную активность. Умение согласовывать движения со словами. П игра «Солнышко и дождик»

Пальчиковые игры-упражнения с водой.

  1. Привлечь родителей к проектной деятельности
  1. Консультация для родителей на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
  2. 1.Составление перспективного плана
  3. 2.Участие родителей в совместном изготовлении с детьми книжек малышек       «Кому нужна вода»

3.Изготовление картотеки опытов для детей 2 младшей группы.

Загрузить: prezentatsiya_po_ekologii_2_ml_gr-1.pptx (5,59 Мбайт)

Источник: https://alipchenkova-nfdou65.edumsko.ru/folders/post/1316291

Экологический проект во второй младшей группеТема: «Обитатели леса»

Обоснование выбора темы

Экологическое образование ребёнка необходимо начинать со знакомства с объектами природы.

Одна из задач перед воспитателем – это заложить первые ориентиры в мире животных, как живых существ, обеспечить первоначальное понимание связи их в природе. Мир животных разнообразен и привлекателен для детей. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки.

  • Знакомство с животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, любовь к животным.
  • Проблема: Кто они — эти дикие животные
  • Цель проекта:
  • Знакомить детей с дикими животными, их связью со средой обитания,
  • осознанно-правильное отношение к представителям животного мира.
  • Задачи проекта:
  • Расширить знание детей о диких животных;
  • Развивать поисковую деятельность с помощью родителей: способствовать к определению задач на основе поставленной проблемы;
  • Умение планировать этапы своих действий, ориентировать свой выбор;
  • Развивать связную речь детей, обогащать словарь детей.
  1. Участники проекта: Дети II младшей группы «Ромашка», воспитатели.
  2. Длительность проекта: в течение 2-3 недель.
  3. Выполнение проекта
  4. Основополагающий вопрос: Кто они — эти дикие животные.
  5. Проблемные вопросы
  1. Живут в лесу – значит дикие животные.
  2. Сами строят жилище и находят пищу.
  3. Почему животные не носят одежду.
  4. Зачем заяц и белка меняют шубку.
  5. Что произойдет, если взять дикое животное в дом.
  6. Можно ли нам позаботиться о диких животных.

Учебные вопросы

  1. Название диких животных;
  2. Места их обитания;
  3. Части тела;
  4. Внешний вид животных (заяц, лиса, медведь и др.), их отличительные признаки;
  5. Образ жизни, еда в разное время года.

Подготовительный этап

  • Обоснование выбора темы.
  • Постановка цели, задач проекта.
  • Чтение произведений художественной литературы, рассматривание иллюстраций к ним.
  • Чтение энциклопедической литературы о диких животных, совместно с родителями.
  • Загадывание загадок о животных, разучивание стихов.
  • Просмотр видео мультфильмов с героями диких животных.

Познавательное развитие:

Цель: Обогащать представление детей о животных, отличать характерные признаки представителей диких животных. Уточнить, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло и т.д. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

2. «Заяц и волк – лесные жители»

Цель: Дать первоначальное представление о лесе и его обитателях: зайце и волке

(лес – место, где растет много деревьев; заяц живет в лесу, зимой ест ветки и грызет кору деревьев, он белого цвета, норы не имеет, прячется и спит в снегу под ёлками; белого цвета заяц и снег – его совсем не видно; волк тоже живет в лесу, охотится за зайцами и другими животными, заяц боится волка, убегает от него).

3. «Заяц, волк, медведь и лиса – обитатели леса»

Цель: Расширять первоначальные представления о лесе и его обитателях:

(в лесу кроме зайца и волка обитают лиса и медведь; медведь зимой спит под снегом в берлоге, лиса бегает по лесу, охотится за зайцами).

Цель: Формировать умение дифференцировать животных по окраске, повадкам, внешним отличительным признакам. Воспитывать заботливое отношение к представителям живой природы.

  • Игровая деятельность
  • С/ролевая игра «Путешествие в лес, в гости к зверюшкам»
  • Д/игра «Кто в домике живет?»
  • «Дикие животные»
  • «Назови ласково»
  • «Кому что дадим»

Цель: Расширять представление детей об образе жизни животных, которые живут в лесу (чем питаются, где живут). Воспитывать интерес и любовь к ним.

  1. Словесные игры «Сравни медвежат»
  2. Цель:научить различать игрушки медвежат по характерным признакам, действиям, включая их описание (цвет, величина).
  3. Развивающие настольные игры (пазлы).
  4. Цель: Научить детей различать виды животных, развивать логическое и художественное мышление, внимание, мелкую моторику рук, аккуратность, усидчивость.
  5. Художественно-эстетическое развитие
  6. Коллективная и индивидуальная.
  7. Рисование:
  8. «Кто живет в лесу?»
  9. Цель: Учить передавать мазками следы зверей, развивать творческое воображение, сюжетно-ролевой замысел.
  10. «Норка для мышонка»; «Берлога для мишки».
  11. Цель: Закрепить знание детей о жилище зверей.
  12. Лепка:
  13. «Грибы для ежа»;
  14. «Морковка для зайчика».
  15. Цель: Закрепить знание детей о том, чем питаются дикие звери.
  16. Аппликация:
  17. «Бедный зайчик заболел – ничего с утра не ел».
  18. Цель: Вызвать у детей сочувствие к персонажу, желание ему помочь.
  19. Рисование диких животных по трафарету.
  20. Раскрашивание диких животных.
  21. Речь и речевое развитие
  22. Рассматривание картины «Медведь»
Читайте также:  Смешные считалки для детей и подростков

Цель: Помочь детям понять содержание картины. Отвечать на вопросы по содержанию картины. (Что они видят на картине? К каким животным относится медведь? Описать внешний вид, какой он?)

Рассматривание сюжетной картины «Лиса с лисятами»

Цель: Формировать способность к диалогической речи; умение отвечать на вопросы словом и предложениями (из 3-4 слов). Формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные названия детёнышей животных, соотносить наименования детёнышей животных в единственном и множественном числе с изображением на картинках.

  • Рассматривание сюжетных картинок к сказке «Три медведя»
  • Цель: Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами; упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными.
  • Рассматривание сюжетной картины «Как животные готовятся к зиме»
  • Цель: Формировать умение детей отвечать на вопросы, составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по картине; активизировать в речи детей прилагательные и глаголы.
  • Художественная литература, фольклор:
  • «Сидит белка на тележке …»
  • «Заинька попляши…»
  • Чтение русских народных сказок: «Маша и медведь», «Снегурушка и лиса», «Лиса и волк», «Три медведя», «Теремок», «Рукавичка», «Лиса и заяц», «Колобок», «Волк и семеро козлят».

Чтение рассказов: В. Бианки «Лес и мышонок»; Е. Чарушина «Волчишко», «Медведица и медвежата», «Про зайчат»; А. Пришвин «Ёж»; Б. Заходер «Ёжик»; А. Введенский «Мышка».

  1. Создание книжек-малышек с картинками и рассказами о диких животных совместно с родителями.
  2. Загадывание загадок о животных, разучивание стихов.
  3. Просмотр видео мультфильмов «Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Теремок».
  4. Подготовка к демонстрации сказки «Заюшкина избушка», «Колобок», «Три медведя»
  5. Ситуации, общение в утренние и вечерние часы.
  6. — Как звери хвостами хвастались.

— У кого домик лучше? (спор животных).

  • — У кого какая кладовочка?
  • — Почему с ёжиком никто в лесу дружить не хотел?
  • — Кого в лесу слышно?
  • — Как лиса зимой зайца потеряла?
  • — Как бельчонок искал домик ежа?
  • Музыкально-театрализованная деятельность
  • Детская инсценировка «Детский сад для зверят».
  • Театр на столе «Ёж и медведь», «Теремок», «Заюшкина избушка».
  • Кукольный театр «Зайка простудился».
  • Театр «Три лисицы – мастерицы».
  • Игра – инсценировка «У нас в гостях медвежонок».
  • Имитация движений диких животных.

Музыкально-дидактические игры «Лисичка» муз. Раухверга, «Дети и волк» муз. Карасева, «Зайцы и медведь» муз. Т. Потапенко, «Жмурки с мишкой» муз. Ф. Флоровой.

  1. Импровизация движений животных.
  2. Изготовление животных из бумаги совместно с родителями.
  3. Цель: Развитие эмоциональной отзывчивости.
  4. Физическое развитие
  5. Подвижные игры: «У медведя во бору…», «Поможем белочке сделать запасы на зиму», «Заинька выйди в сад», «Зайка серый», «Хитрая лиса», «Зайцы и волк», «Дети и волк», «Жмурки с мишкой», «Зайцы и медведь».
  6. Элементы физического воспитания:
  7. Упражнения для зверят «Лисичка крадется», «Идет медведь», «Зайчишка прыгает».
  8. Цель: Разучить игры, героями которых являются животные.
  9. Опыт:
  10. Опыт с ёжиком «Если к вам на дачу пришел ёжик».
  1. Определить, что ест ёж ———— яблоки, насекомых, молоко, печенье, конфеты.
  2. Выяснить, хорошо ли слышит ёж ———- предложить детям тихонечко позвонить в
  • колокольчик или похлопать в ладоши, если испугается и свернётся, он хорошо слышит.
  • Презентация
  • Создание выставки детских работ.
  • Демонстрация сказки «Заюшкина избушка».
  • Выступление на педагогическом совете.
  • Выставка книжек-малышек.
  • Работа с родителями
  • Привлечение к оказанию помощи в сборе иллюстративного материала, раскрасок, мультфильмов, презентации по теме проекта.
  • Консультации по теме: «Что рассказать детям о диких животных», «Дикие животные и их детёныши», «Влияние животных на полноценное развитие ребёнка».
  • Выводы:
  • Проект «Обитатели леса» направлен на знакомство детей с дикими животными , их связью со средой обитания, осознанно-правильное отношение к представителям животного мира.
  • В результате проведенной работы отмечено:
  • — развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира – диким животным;
  • — активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
  • Благодаря проведенным занятиям, беседам, игровой деятельности произошло закрепление и улучшение знаний детей по данной теме.
  • Используемая литература:
  1. С. Н. Николаева «Юный эколог».
  2. В. М. Корнилова «Экологическое окно в детском саду».
  3. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в младшей группе детского сада».
  4. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий во II младшей группе детского сада».
  5. О. С. Ушакова «Знакомим с литературой детей 3-4 лет». М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова «Комплексные занятия во II младшей группе детского сада».
  1. Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьева «Времена года».
  2. О. А. Соломенникова «Занятия по формированию экологических представлений».
  3. О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина «Стихи и рассказы о животном мире».
  4. Г. В. Давыдова «Игры, считалки, загадки, стихи для развития речи».

Источник: https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/9382-ekologicheskij-proekt-obitateli-lesa.html

Занятия на тему экология во 2-х младших группах ДОУ по ФГОС

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста основывается на игровой, творческой активности учеников. Разнообразие методов должно полноценно раскрывать выбранную тему занятия.

Цели и методики занятий по экологии во вторых и первых младших группах

Выделяют такие цели природоведческих занятий:

  • последовательное, системное изучение природы;
  • формирование трудовых навыков;
  • развитие чистой грамотной речи, расширение словаря;
  • улучшение качества здоровья учеников.

Заниматься творчеством очень весело

Занятия проводят после прогулок, наблюдений в живых уголках, чтобы уточнить и закрепить увиденное. Иногда урок представляет собой посадку растений для улучшения трудовых умений.

На уроках применяются разные методы:

  • наглядные (дети наблюдают за живой природой, рассматривают иллюстрации);
  • практические (игры, ручной труд);
  • словесные (чтение, рассказ, беседа).

Маленькие ученики познают мир через наглядные и практические методы. Словесные методы используют для закрепления, систематизации. Преподаватель усложняет материал постепенно, неоднократно возвращаясь к изученным темам. Повторяют информацию с помощью словесных, практических, наглядных методик.

Примерный список занятий, которые можно проводить целый год (подходят для всех сезонов):

  1. Рассматривание рыбок, изучение устройства аквариума.

Цель: изучить особенности тела рыбки (цвет, наличие рта, глаз, хвоста, плавников); узнать о ее повадках (плавает, ест корм); обогащать словарь; воспитывать заботливость, уважительное отношение к жителям аквариума.

Цель: уметь отличать конкретную птицу от ее собратьев по таким признакам (размеру, цвету, формам, повадкам); расширять словарь; воспитывать наблюдательность, внимательность.

Важно! Детям напоминают технику безопасности: в руки птиц не берут, чтобы не клюнули. С ними обходятся аккуратно.

  1. Наблюдение за работой взрослых на клумбе.

Цель: различать растения по цветам, размеру, запаху; развивать связную речь, умение описывать объект; формировать эстетическое восприятие природы.

  1. Прогулка «Посмотри-ка, Мишка, наш участок!».

Цель: дети идут вокруг садика, показывают игрушке Мишке участок (растения, животных), описывая объекты; учащиеся закрепляют знания о времени года (температуре, одежде человека, природных явлениях); развивают потребность в общении с природой, умение получать от этого удовольствие.

Цель: уметь определять возраст домашней птицы, отличать курицу от цыпленка; замечать и озвучивать особенности поведения этих птиц (как бегают и машут крыльями, как и что едят, пьют).

  1. Анализ картинки, где нарисованы кошка и ее малыши.

Цель: видеть отличия взрослых и маленьких особей; уметь последовательно перечислять части тела животного, его повадки; дополнить словарь ребят названиями действий (мяукать, играть, бегать).

Цель: углубить знания о признаках овощей (морковка – оранжевая, твердая, сочная, сладко-горькая, с зеленой ботвой); улучшать умение различать плоды на ощупь; развивать исследовательские способности (нюхать плоды, касаться, сжимать их, пробовать).

Можно анализировать внешний вид любых созданий природы, делая уроки разнообразными. Основная задача – развивать речь, мышление, самостоятельность детей.

Дополнительная информация! У российских экологов есть свой государственный праздник – День эколога. Его отмечают 5 июня. Его еще называют Днем окружающей среды.

Типы занятий по ФГОС

Ребята из младшей группы изучают природу через рассказ педагога, проиллюстрированный наглядными примерами; через игры, творчество. Применяют картинки, элементы живого уголка, комнатные растения, книжные иллюстрации, фотографии, природные материалы. Слово учителя преобладает над речью детей.

  Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Открытые уроки

Этапы урока:

  • организация;
  • оценивание выполнения домашней работы;
  • проверка знаний, необходимых для усвоения новой информации;
  • усвоение материала;
  • закрепляющий момент (воспроизведение услышанного на занятии);
  • домашнее задание.

Обсуждение урока проводят сразу (или в течение дня).

В ходе обсуждения участники выступают в такой последовательности:

  • воспитатель, проводивший урок;
  • гости-преподаватели;
  • представитель методкабинета;
  • воспитатель.

Обратите внимание! Открытые уроки проводят на любые темы, используя творческие, игровые, словесные методы.

«Экологические» развлечения (игры)

Игра – основная деятельность ребенка в дошкольный период. Это форма познания, при которой ученики – раскованы, инициативны, креативны, заинтересованы.

Выделяют такие виды игр:

  • дидактические (по стандартному сценарию);
  • подвижные (имитация звуков, движений живых существ);
  • народные;
  • творческие (поделки из природного сырья);
  • сюжетно-ролевые (разыгрывание сказочных сюжетов).

Игры сопровождают движениями, звуками, подражая природе.

Творчество

В процессе творческих игр ребята самостоятельно изучают характеристики натуральных материалов. Например, создавая фигуры из песка, ученики узнают, что мокрый песок легко собрать в комки. Подливая воду, видят, что материал становится жидким и подходит для сооружения замков. А сухой песок – сыпучий, собирается только в неустойчивую горку.

Обратите внимание! Для развития человека необходим самостоятельный труд. Применяют метод проектов. Ребенок проводит испытания, становится первооткрывателем.

Читайте также:  Игры для детей старшей группы детского сада в возрасте 5-6 лет: картотека на разные темы, конспект занятия, организация игровой деятельности

Проектная деятельность – выполнение заданий, самостоятельно исследуя объект. Ученик познает законы природы. Он наблюдает, экспериментирует, сооружает, сочиняет литературные произведения (стихи, сказки). Такие проекты выполняются одним ребенком, в парах, небольших группах, при поддержке родителей. В этой статье подробно рассматривается занятие по экологии во 2 младшей группе детского сада.

Структура и этапы занятий по экологии во второй младшей группе

Составляя конспект, педагог продумывает такие элементы урока:

  • тема (название);
  • цели;
  • форма занятия;
  • материал;
  • методики;
  • ход урока.

Структура (ход) занятия:

  1. организация;
  2. введение;
  3. постановка целей;
  4. изучение материала (совместная, самостоятельная работа учеников);
  5. рефлексия;
  6. задание на дом;
  7. итоги.

Обратите внимание! Основная часть – детский труд, который контролирует воспитатель, оказывая помощь, поддержку.

На основе описанных игр, художественных текстов, можно создать оригинальные задания. Ориентировочный конспект подходит для занятий в садике, младшей школе.

Методические материалы по экологии

В подборке собраны познавательные игры, их перечень ниже.

«На рыбалку идем»

На полу находятся 4 обруча, с 4 рыбками в центре каждого. Вокруг обручей выстроились по 5 детей. Когда играет песня – ребята бегают друг за другом вокруг снаряжения. В момент остановки песни хватаются за рыбку. Оставшийся без рыбки игрок выбывает. В конце – 4 победителя.

«Эколята собирают мусор»

Дети распределяют «мусор» (стеклянные, пластиковые, бумажные предметы) по контейнерам. Соревнуются на скорость. В конце игрокам предлагается посчитать предметы в емкостях.

  Экологическое воспитание в школе с учетом ФГОС

«Собираем букет»

Игроки используют цветы, создавая яркие букеты. В качестве материала подготавливают искусственные или настоящие растения. Предлагают выбрать лучший букет.

В подборке ниже представлены художественные произведения, пословицы, загадки.

«Ромашка»

  • В саду кудряшечка стояла,
  • Сердечком золотым сияла,
  • А у такой кудряшки –
  • Простая белая рубашка.

«Подснежник»

  1. Появился самым первым
  2. Из-под снега наш малыш.
  3. Синим он бывает, белым,
  4. Вниз головушкой поник.

«Колокольчик»

Синий звонок на земле я заметил.

Он не звенит, хоть играет им ветер.

«Василек»

  • В поле колосится рожь,
  • В ней цветочек ты найдешь,
  • Синий-синий он, пушистый,
  • Только грустно – не душистый.

«Мак»

Солнце греет мне в макушку –

Получится погремушка.

Занятие по экологии во 2 младшей группе

Тема: «Времена года».

Цели занятия:

  • развитие эмоционального восприятия стихотворений;
  • получение радости от игр;
  • воспитание любви к окружающей среде;
  • развитие активности, внимания;
  • ознакомление с отличительными особенностями времен года.

Обратите внимание! Образовательные области: социализация, физкультура, коммуникация.

  1. Тип: интегрированное
  2. Возрастная группа: 3–4 года
  3. Формы заданий: игры, беседа, сюрпризы, проблемные ситуации

Источник: https://vospitanie.guru/ekologicheskoe/zanatie-vo-2-mladsej-gruppe

Проект по экологическому воспитанию во 2 младшей группе "Природа — это наш дом"

  • Проект по экологическому воспитанию «Природа – это наш дом»
  • во 2 мл. группе
  • Махаева Лариса Зинфировна, воспитатель
  • МБДОУ Детский сад № 3 «Петушок» села Кушнаренково
  • муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан
  • Тип проекта: познавательно-информационный, групповой.
  • Продолжительность: краткосрочный.
  • База для реализации проекта: II младшая группа.
  • Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители (законные представители).
  • Сроки реализации проекта: 3 недели.
  • Цель проекта: создание благоприятных условий для  экологического воспитания детей.
  • Задачи:
  • • Формирование системы элементарных  экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно-правильного отношения к  природе);
  • • Развитие познавательного интереса к миру  природы;
  • • Формирование умений и навыков наблюдений за  природными  объектами и явлениями;
  • • Формирование умений и желания сохранять  природу  и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной  природоохраннойдеятельности в ближайшем окружении;
  • • Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий.
  • Финансовое обеспечение: не требуется.
  • Актуальность:

Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания, экологически-грамотного отношения к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

В любой местности можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивает познавательные способности.

Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе как к ведущему способу познания окружающего мира.

Этапы реализации проекта:

I. Организационный

Обдумывание идеи проекта, сбор информации. Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Подбор методического и дидактического материала для реализации идеи, иллюстративного материала, литературных произведений по теме проекта. Разработка конспектов занятий.

План реализации проекта на организационном этапе:

Сроки: 1 неделя

Сроки Название Форма
 С воспитанниками:
Понедельник — пятница Развивающие игры:  «Вершки и корешки»,  «Чудесный мешочек»,  экологическое лото «Животные»«Цветы»«Собери картинку»«С какого дерева листок» Просмотр иллюстраций по теме  «Дикие и домашние животные», «Деревья»«Цветы» Слушание музыкальных произведений, звуков природы Игра Работа с иллюстраци-ями
 С родителями (законными представителями):
Понедельник-пятница Нацеливание родителей (законных представителей) на наблюдения в природе, беседы о домашних и садовых цветах с детьми дома Беседа
  1. II. Основной
  2. Проведение тематических занятий с воспитанниками, совместная работа воспитанников, родителей (законных представителей) и педагогов по теме проекта.
  3. План реализации проекта на основном этапе:
  4. Сроки: 1 неделя
Название деятельности
С воспитанниками:
1. Рисование «Травка для зайчика» 2. Аппликация «Цветочек» 3. Чтение художественных произведений: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых». Чтение стихов, потешек, песен, загадок о растениях, животных, насекомых. 4. Экскурсии на участки других групп детского сада. 5. Труд в природе
  • Изобразительная деятельность воспитанников
  • Чтение
  • Труд и наблюдение на прогулках
С родителями (законными представителями):
В течение недели Анкетирование по теме проекта
  1. III. Заключительный
  2. Анализ результатов проектной деятельности.
  3. План реализации проекта на заключительном этапе:
  4. Сроки: 1 неделя
Название деятельности
С воспитанниками:
Оформление уголка «Мир природы» Работа с уголком природы
 С родителями (законными представителями):
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» Выставление консультации в родительском уголке
  • План-конспект занятия по рисованию
  • «Травка для зайчика»
  • Цель:
  • Выработать двигательные навыки в проведении линий, образовании условной связи между движением руки и полученным в результате его следом кисти на бумаге.
  • Основные задачи:

Научить детей передавать в рисунке образ зеленой травки, располагать рисунок по нижнему краю листа, проводить линии сверху вниз всем ворсом кисточки. Упражнять в умении отжимать лишнюю краску о край баночки. Воспитывать самостоятельность и творчество.

  1. Материал: альбомные листы белого цвета; краски и кисти; баночки с водой.
  2. Ход занятия:
  3. В процессе занятия воспитатель говорит: «Дети, я сейчас загадаю вам загадку, а вы слушайте внимательно и скажите, кто это?» —
  4. Любит он морковку кушать, Оттопырив кверху уши.Наш пугливый  «попрыгайка»,

Детки, кто же это?…….(Зайка)

  — Дети, к нам в гости пришел зайка. Посмотрите, какой он грустный. Что случилось, зайка?

  • Зайка рассказывает, что очень хочет поесть свежей зеленой травки, но боится серого волка.
  • Воспитатель переходит ко второй части занятия:
  •  — Дети, давайте с вами нарисуем нашему зайке зеленую травку, поможем ему!

Дети соглашаются. Воспитатель показывает приемы рисования травы кистью. Давайте мы попробуем с вами нарисовать травку в воздухе. Поднимите правую ручку вверх и попробуйте нарисовать линии сверху вниз. Дети прорисовывают линии в воздухе.

 -Молодцы, хорошо получилось. А теперь посмотрите, как я буду рисовать траву. А вы хотите нарисовать такую травку? – Да, хотим, отвечают дети. Дети садятся и начинают рисовать. Воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим затруднения. По окончанию занятия дети рассматривают рисунки.

  1. Зайка благодарит детей и зовет их в гости в лес.
  2. План-конспект занятия по аппликации
  3. «Цветочек»
  4. Программное содержание:
  5. — закреплять у детей практические навыки  аппликации;
  6. -формировать пространственные представления;
  7. –учить правильно располагать изображения на листе бумаги и наклеивать их;
  8. -формировать интерес и положительное отношение к  аппликации.

Материал:  цветы, вырезанные из плотной  цветной бумаги разных цветов, ½ альбомного листа  для каждого ребенка, клей, салфетка;  музыкальное сопровождение — звуки леса, П.И.Чайковский  «Вальсцветов».

Ходзанятия

— Ребята, посмотрите! Куда это мы с вами попали? На полянку! Посмотрите как много цветов на ней. И как красиво поют птицы! Прислушайтесь.

  • На полянку мы пришли
  • С мамочкой моей.
  • На полянке есть цветы,
  • Посмотри скорей.
  • Мы цветочки соберем
  • И домой с собой возьмем.
  • В вазу мы цветы поставим
  • Любоваться станем.

Послушайте, какая красивая музыка звучит! («Вальс цветов» П.И.Чайковский).

— Ребята, давайте сегодня с вами сделаем красивую открытку с цветами.

Подойдите все ко мне, я покажу, как правильно нужно делать.

У вас на столах лежат цветочки и листочки. Сначала нужно взять цветок и положить его в центр открытки, затем взять серединку цветка – положить ее на цветок, затем листочки. Затем берем клей и наклеиваем цветок, а затем листья.

Теперь наша открытка готова.

Физкультминутка:

Теперь садитесь на свои места и приступайте к работе. Во время занятия проводится индивидуальная работа с каждым ребенком, при необходимости воспитатель помогает.

  1. Солнце вышло из-за тучки,
  2. Мы протянем к солнцу ручки.
  3. Руки в стороны потом
  4. Мы пошире разведем.
  5. Мы закончили разминку.
  6. Отдохнули ножки, спинки.
  7. В конце занятия воспитатель хвалит всех детей, говорит, что все работы получились очень красивые, и теперь у нас есть целая полянка с цветами.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/proiekt_po_ekologhichieskomu_vospitaniiu_vo_2_mladshiei_ghruppie_priroda_eto_nas

Ссылка на основную публикацию