Уголок экспериментирования в детском саду: варианты оформления по фгос для средней, подготовительной, старшей, младшей группы

Деревякина Наталья Михайловна

МАДОУ №18 «Мишутка»Воспитатель

  • Консультация для педагогов
  • «Уголок экспериментирования в детском саду»
  • На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
  •    Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию.(область познание)  
  • Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

      Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Задачи уголка экспериментирования

  • развитие первичных естественнонаучных представлений,
  • наблюдательности,
  • любознательности,
  • активности,
  • мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
  • формирование умений комплексно обследовать предмет

Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения

 В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

  1.  2) место для приборов
  2.  Место для хранения материалов (природного, «бросового»)
  3.  3) место для проведения опытов
  4.  4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
  5. Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
  6. Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты
  • Компонент дидактический  
  • Компонент оборудования       
  • Компонент стимулирующий

Дидактический компонент

  • Познавательные книги
  • Атласы
  • Тематические альбомы
  • Серии картин с изображением природных сообществ
  • Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:

  • Алгоритмы выполнения опытов
  • карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
  • Правила поведения в уголке экспериментирования

Компонент оборудования

приборы-помощники:

  • микроскоп, лупы, увеличительные стекла
  • весы, безмен
  • песочные, механические часы,
  • компас,
  • магниты;
  • портновский метр, линейки, треугольник т.д.

Компонент стимулирующий

  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;
  • сита, воронки разного размера и материала;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,
  • шишки, перья, мох, листья и др.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,
  • меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски );
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.

В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки.

Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент.

Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы “Как?” “Почему?”.

  • Китайская пословица гласит “Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму”.
  • Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
  • Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
  • В уголке экспериментальной деятельности в младшей группе должны быть
  • книги познавательного характера для младшего возраста;
  • тематические альбомы;
  • коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки»: (зимы, весны, осени), «Ткани»,  «Бумага», «Пуговицы»
  • мини-музей (тематика различна, например «камни», чудеса из стекла» и др.)
  • песок, глина;
  • набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
  • материалы для игр с мыльной пеной,
  • красители — пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
  • семена бобов, фасоли, гороха
  • некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

 Простейшие приборы и приспособления:

  • лупы, сосуды  для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
  • «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
  • семена бобов, фасоли, гороха        
  • на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.
  • персонажи, наделанные определенными чертами-  («Почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.
  • карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

 Средний дошкольный возраст

  • книги познавательного характера для среднего возраста
  • тематические альбомы
  • коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки»: (зимы, весны, осени), «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»
  • мини-музей (тематика различна, например «камни», чудеса из стекла» и др.)        
  • песок, глина
  • набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде
  • материалы для игр с мыльной пеной
  • красители — пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
  • семена бобов, фасоли, гороха
  • некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

 Простейшие приборы и приспособления:

  • лупы, сосуды  для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
  • «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
  • на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.
  • персонажи, наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.
  • карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

В уголке экспериментальной деятельности

Старший дошкольный возраст

  • схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
  • серии картин с изображением природных сообществ;
  • книги познавательного характера, атласы;
  • тематические альбомы;
  • коллекции
  • мини-музей (тематика различна, например «Часы бывают разные:»,  «Изделия из камня» 
  • материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет»,  «Стекло», «Резина»
  • природный материал: камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
  • медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
  • сито, воронки
  • половинки мыльниц, формы для льда
  • проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
  • клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки   

Ведение фиксации детского экспериментирования

  • Дневник
  • Картотека опытов
  • Схема
  • Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов
  • Мини-стенд- « О чем хочу узнать завтра»
  • Карточки подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»
  • Персонажи, наделанные определенными чертами («Незнайка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.  

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей , поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Источник: http://2018.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/noyabr/no-4573-ugolok-eksperimentirovaniya-v-detskom-sadu-v-sootvetstvii-s-fgos/

Детский сад уголок экспериментирования – варианты оформления по ФГОС для средней, подготовительной, старшей, младшей группы

Содержание

Типы заданий и сопутствующих материалов в уголке экспериментирования в детском саду в разных возрастных группах

В формировании логического мышления ребенка дошкольного возраста важным видится развитие эмпирического, чувственного познания мира.

Задача эта особо интересна тем, что ребенок по своей природе любознателен и открыт для новых впечатлений.

Уголок экспериментирования в детском саду позволит применить такие методы эмпирического познания, как наблюдение, измерение, сравнение, и, собственно, сам эксперимент.

Материалы в уголке можно разделить на типы по способу применения:

  1. Оборудование: защитные фартучки, перчатки, рулонные полотенца, пластиковые контейнеры, коробки, колбы, баночки, пипетки, лупы, ватные палочки и т.п.

    ;

  2. Объекты эксперимента: песок, семена растений, пищевые красители, бумага белая и цветная, вата, металлические предметы, пластилин, краски, пластиковые шприцы без игл, магниты, баночки с почвой;
  3. Познавательная литература и творческие задания, картотека с играми, интересные фотографии (например, уголок экспериментирования в детском саду можно оснастить фотографиями снежинок, снятых крупным планом и имеющих разнообразную форму – от шестиугольной до сложной звездообразной; книгами познавательной тематики с иллюстрациями, например, «откуда берутся облака»). Не забудьте красочно и в доступной для детей форме оформить алгоритмы и схемы для уголка экспериментирования.

Типы заданий и сопутствующих материалов в уголке экспериментирования в детском саду в разных возрастных группах

Уголок экспериментирования в младшей группе

В младшей группе в силу особенностей психического развития ребенка 3-4 лет стоит отказаться от экспериментов, приводящих к сложным логическим выводам. Наблюдение свойств различных предметов и веществ – наиболее доступная познавательная деятельность для детей этого возраста.

Укомплектуйте экспериментальный уголок в детском саду в младшей группе контейнерами с семенами (тыквы, подсолнечника, кедрового ореха, фасоли), крупами (гречкой, рисом, манной крупой и проч.

), песком, сахаром, солью; на примере круп, погрузив в них руки, пересыпая из контейнера в контейнер, дети могут изучить такое свойство, как сыпучесть.

Воспитатель может дать задание вылущить семечко тыквы или подсолнечника, изучить различия, затем показать воспитанникам фотографии тыквы в разрезе и цветок подсолнечника с семенами.

Игры с песком развивают наблюдательность ребенка, воспитатель дает возможность детям поиграть с песком, пересыпать его руками, совком (стоит задать вопросы детям: как легче собрать песочек – пальцами, горстью, совочком?), попробовать сделать куличики из сухого песка, затем намочить его, посмотреть, как теперь строятся куличики.

Также хорошей идеей будет растворить соль и сахар в воде, предложить малышам попробовать ее на вкус, описать, как различаются вкусы, вспомнить, какая еда на завтрак и обед была сладкой, а какая соленой.

Картинки и книги желательно выбирать с познавательными иллюстрациями, например, с крупным планом жука, бабочки, наглядным объяснением, какие осадки идут летом, какие – зимой и т.п.

Уголок экспериментирования в средней группе

Экспериментальный уголок в средней группе также стоит укомплектовать семенами растений. Опыты с семенами крайне интересны для детей среднего детсадовского возраста.

Можно провести эксперимент с проращиванием семян: поместить семечки подсолнечника или гороха в миску под влажную марлю, через несколько дней оценить, насколько они проросли, осмотреть ростки, рассказать детям о том, как сажают сельскохозяйственные культуры, показать картинки с полями подсолнечника, пшеницы. В летнее время можно посадить горох на грядках и наблюдать за развитием растений.

Кроме этого, целесообразно разместить в экспериментальном уголке в детском саду песочные часы, лупу, зеркальца.

С помощью песочных часов воспитатель объяснит ребятам, как можно измерять время, что такое минута, стоит поиграть в игру «что можно сделать за минуту?»; с помощью лупы в зимнее можно рассмотреть снежинку на рукаве, изучить характеристики снега – сыпучесть, холод при прикосновении, его способность к таянию. Зеркальцами ребята попробуют пускать солнечные зайчики; книги о солнце и иллюстрации, изображающие преломление солнечных лучей, станут хорошим дополнением к объяснениям воспитателя.

Уголок экспериментирования в старшей и подготовительной группе

Для детей старшего дошкольного возраста уголок экспериментирования в ДОУ стоит дополнительно оснастить пробирками с некоторыми химическими веществами – например, йодом, марганцовкой, спиртом, а также пипетками и шприцами (без игл!).

С их помощью можно провести простейшие опыты, которые будут интересны дошкольнику, например, опыт с картошкой и йодом. Нужно набрать в шприц или пипетку немного йода и капнуть на разрезанную картофелину, осмотреть, как поменялся цвет йода с рыжего на темно-синий, объяснить детям, что цвет меняется из-за крахмала в картофеле.

Стоит дать ребятам задание провести такой эксперимент по возможности дома с яблоком, сметаной, бананом, крахмальным порошком.

Кроме этого, будет полезно разместить контейнеры с различными видами грунта – глиной, землей, песком, камнями, рассказать воспитанникам о видах почв, сопроводить свой рассказ иллюстрациями, освещающими разные типы природных ландшафтов.

Интересным дополнением экспериментального уголка в детском саду может стать муравьиная ферма, сейчас продаются необычные конфигурации муравьиных ферм с прозрачным  гелем. Воспитанникам будет крайне интересно и познавательно наблюдать за строительством муравьиной колонии.

Уголок экспериментирования в детском саду весьма важный развивающий фактор для детей дошкольного возраста. Работа в таком уголке способствует развитию творческого потенциала ребенка, его интеллектуальному росту, формированию логического мышления и началу освоения дошкольником методов анализа и синтеза.

Экспериментирование в средней группе – видео

www.rastut-goda.ru

Уголок экспериментирования в детском саду

Маленькие «почемучки» ежедневно задают огромное количество вопросов.

Им интересно абсолютно все: почему идет дождик, почему дует ветер, почему светит солнце… В доступной форме объяснить маленькому ребенку суть природных явлений и закономерностей, рассказать о причинах и следствиях происходящего – задача не из простых.

Конечно, можно постараться рассказать или показать, а можно провести эксперимент. Именно этим и занимаются малыши в детских садах в, так называемом уголке экспериментирования.

Содержание и оформление уголка экспериментирования в детском саду и других ДОУ

Народная мудрость гласит: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Именно поэтому детское экспериментирование имеет огромное значение в процессе развития дошкольников. Экспериментальная деятельность расширяет кругозор, учит устанавливать причинно-следственные связи, пробуждает любознательность, учит наблюдать, размышлять и делать выводы, а также соблюдать правила безопасности.

Для оформления уголка экспериментирования используют различный материал и приборы, а именно:

  • природные материалы, такие как: песок, опилки, камни, ракушки, шишки, желуди, сухие листья;
  • некоторые пищевые продукты, к примеру, соль, сахар, мука, крупы, также семена растений;
  • тематические пособия, книги обучающего характера;
  • приборы для проведения опытов. В зависимости от возраста малышей, используются: пробирки, магниты, лупы, микроскопы, весы, шприцы без игл, пипетки, деревянные палочки, резиновые груши, линейки и сантиметровые ленты;
  • также цветная бумага, картон, ножницы, ткани, обрезки кожи, мех;
  • резиновые игрушки, контейнеры для хранения различных сыпучих и не сыпучих материалов используемых для оформления уголка экспериментирования и прочее;
  • пищевые красители, гуашь;
  • для малышей старшей группы в уголке помещают схемы и таблицы с алгоритмами проведения опытов.

Помимо материальной базы, очень важно правильно обустроить уголок экспериментирования в ДОУ. Так должно быть отведено место для приборов, учебной литературы, дневника наблюдений, проведения опытов, хранения материалов.

Также в процессе оформления должны учитываться и другие требования. К примеру, при подборе оборудования для уголка экспериментирования в ДОУ, необходимо брать во внимание уровень развития и возраст малышей. Кроме того должны быть соблюдены меры безопасности и санитарные нормы, а каждый малыш ознакомлен с правилами поведения и порядком проведения эксперимента.

womanadvice.ru

Экспериментальный уголок: искусство правильного оформления

Всем привет, дорогие посетители моего блога и друзья! С вами снова я, Татьяна Сухих! Согласитесь, что маленьким деткам свойственно задавать множество вопросов каждый день.

Мама с папой обязаны пояснить, почему светит солнце, почему трактор едет, почему трава зеленая и так далее. Изъясниться так, чтобы ребенку стало понятно, довольно сложная задача. Эффективнее все показать на практике.

Именно этим и заняты дети в ДОУ: экспериментальный уголок — лучшее решение для ответов на многие вопросы.

Источник: https://club-detstvo.ru/raznoe/detskij-sad-ugolok-eksperimentirovaniya-varianty-oformleniya-po-fgos-dlya-srednej-podgotovitelnoj-starshej-mladshej-gruppy/

Итоги смотра-конкурса уголков экспериментальной деятельности "Центр науки"

Результаты смотра-конкурса оценивала комиссия в составе:

Председатель комиссии – заведующий Ситдикова С.М.

Члены комиссии:

— Хоменкова О.Н., заместитель заведующего по ОД;

— Фоменкова Е.Н. – руководитель физического воспитания ;

— Шпакова Ю.Н. – музыкальный руководитель;

— Калиновская И.А. – старшая медсестра.

Оценка уголков экспериментирования осуществлялась на основании разработанных критериев:

  • Оригинальность и эстетика оформления уголка, соответствие оформления возрастным особенностям 
  • Наличие основного оборудования уголка:

— приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов   (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

— природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

— утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

-технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

— разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

— прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

  • Наличие дополнительного оборудования уголка:

— детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

  • Наличие, содержание и оформление выставок, мини-музеев, коллекций
  • Наличие, разнообразие материалов для экспериментальной деятельности 

Материалы, находящиеся в Уголке распределяются по разделам:

 «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

  • Карточки-схемы проведения экспериментов оформленные на плотной бумаге; на обратной стороне карточки описан ход проведения эксперимента.
  • Наличие  индивидуальных дневников экспериментов, где ставится дата их проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент.
  • Памятка: правила работы с материалом, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
  • Подбор статей, рекомендаций для просвещения родителей по экспериментально-исследовательской деятельности детей
  • Соответствие материалов уголка возрастным особенностям детей,  среднему уровню развития ребенка
  • Целесообразность и функциональность уголков
  • Участие родителей в создании и обогащении экспериментального  уголка
  • Оригинальность презентации воспитателями уголка

В результате составлены общие данные:

№ п/п группы воспитатели Общее количество баллов
1 1 младшая №3 Савельева Н.И. Пилипчук С.Н. 1,83 балла
2 2 младшая №4 Грищенко С.Н. Зарубанова А.В. 2,2 балла
3 Средняя №5 Томашкова Н.В. Ладесова Л.В. 2,9 балла
4 Старшая №2 Курганович Т.А. Рыбенкова И.В. 2,16 балла
5 Разновозрастная №6 Кравченко Е.А. Екушенко Е.А. 2,6 балла
6 1 класс Садова И.А. 2,2 балла

В 1 младшей группе (восп. Савельева Н.И., Пилипчук С.Н..):

Уголок совмещён с уголком природы, отдельный материал хранится в микрокабинете воспитателей. Наполняемость уголка составляют  материалы для игр с песком и водой, камешками, ракушками и другим природным материалом.

Хочется отметить творческий подход педагогов к оформлению материалов для проведения опытов с  малышами.

Воспитатели изготовили пособие под названием «Опыты Дядюшки филина», это пособие дорабатывается и содержит коробку с набором экспериментальных пластмассовых бутылок с интересными названиями, а именно:

  • — Бутылка с мыльной водой, в которой можно увидеть пену, предварительно взболтав бутылку;
  • — Бутылка электростатическая, потерев которую об волосы или ковер, можно понаблюдать, как будут вести себя кусочки пенопласта;
  • Мутная бутылка: это вода и песок.
  • Медитативная бутылка: просто сидишь и смотришь, как кусочки фольги плавно летят, как рыбки.

Бутылка притяжения: Разнообразные мелкие предметы, среди которых металлические. С помощью магнита можно двигать по всей бутылке металлические предметы.

  1. — Шумная бутылка: Рис крашенный, кукурузная крупа, горох.
  2. Морская бутылка: просто бутылка с ракушками и камушками.
  3. Таинственная бутылка: наполненная крупой в которой спрятаны знакомые детям мелкие предметы и встряхивая её можно пытаться их рассмотреть.

Однако недостаточно материалов на изучение свойств предметов, а именно предметов из разных материалов для организации обследовательских действий. В уголке отсутствуют фартуки для проведения опытов с водой и песком. Материалы уголка не систематизированы по разделам.  Взаимодействие с родителями воспитанников недостаточное, отсутствуют рекомендации и памятки для родителей.

Во второй младшей группе (восп. Грищенко С.Н., Зарубанова А.В.):

Уголок размещён в доступном для детей месте. Воспитателем, Грищенко С.Н. сделана хорошая подборка материалов для опытно-экспериментальной деятельности, это оборудование для проведения игр-экспериментов с водой, увеличительные стёкла, картотека опытов и экспериментов, имеются небольшие коллекции природного материала, тканей, бросового материала, бумаги.

В средней группе (восп. Томашкова Н.В., Ладесова Л.В.)

Уголок размещён в шкафчиках, материалы доступны для использования детьми. Уголок содержит богатый демонстрационный материал по познавательной деятельности. Создана большая подборка материалов для опытно-экспериментальной деятельности.

Весь материал уголка распределён по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве. Имеется Дневник наблюдений, как за ростом и развитием растений, так и за опытами и экспериментами. Очень хорошие схемы наблюдений.

Имеются фартуки, халаты, нарукавники на подгруппу  детей. Имеется картотека опытов и экспериментов, консультации для родителей, наглядный материал для уголка.

В старшей группе (восп. Курганович Т.А., Рыбенкова И.В..):

Уголок совмещён с уголком природы, где представлен разнообразный материал для проведения опытов, исследования свойств предметов, имеются небольшие коллекции видов бумаг; для проведения с детьми опытно-исследовательской деятельности продуман разнообразный материал, в достаточном количестве для подгруппы детей; дневники наблюдений ведутся не систематически, а от случая к случаю.

В разновозрастной группе (восп. Кравченко Е.А., Екушенко Е.А.):

Уголок размещён в доступном для детей месте, все материалы систематизированы, хранятся в отдельных коробочках. Имеется  подборка материала для игр-экспериментов с воздухом, водой, ветром, песком, коллекция картона и бумаги, которую необходимо оформить в альбом. Дневники наблюдений не ведутся.

В 1 классе (восп. Садова И.А.:

Уголок совмещён с уголком природы, где очень удобно расположено многообразие материалов для проведения опытов и экспериментов. Представлена картотека опытов «Свет», «С песком и глиной», «С живыми объектами на прогулке». Дневники наблюдений не ведутся.

Выводы:

Во всех группах оборудование эстетично, соблюдены принципы безопасности, доступно для детей, соответствует возрасту детей, представлен богатый иллюстративный материал для ознакомления детей различными природными явлениями, свойствами материалов.

Однако в каждой возрастной недостаточно представлено коллекций бумаги, тканей, камней, песка, растений, семян, хотя в наличии имеется материал для создания этих коллекций. Отсутствуют мини-музеи, выставки. Только в средней группе видна работа по организации длительных наблюдений за ростом  и развитием растений, результаты которого дети отражали в дневниках наблюдений.

Также недостаточно полноценно ведётся работа по взаимодействию с родителями по организации опытно-экспериментальной деятельности с воспитанниками.

Но в зависимости от того, насколько полно было представлено оборудование уголка экспериментирования, методический материал, учёт возрастных особенностей детей, доступность для детей, места смотра-конкурса распределились следующим образом:

1 место — группа №5, воспитатель Томашкова Н.В.;

2 место —  группа №6, воспитатель Кравченко Е.А., Екушенко Е.А.;

3 место – группа №4, воспитатель Грищенко С.Н.,

                 группа №1, воспитатель Садова И.А.

                   группа №3, воспитатель Савельева Н.И., Пилипчук С.Н.

Рекомендации:

1. В каждой возрастной группе необходимо создавать мини-музей, коллекции для ознакомления детей со свойствами материалов.

2. В средней, старшей и разновозрастной группах вести индивидуальные дневники наблюдений экспериментов.

3. Организовывать и проводить совместные исследовательские работы с родителями

3. Использовать материалы и продукты экспериментирования в уголках экспериментирования и при проведения самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей в группе.

Сроки проведения: до июня 2016г.

Председатель комиссии:

Заведующий                                                                                  С.М.Ситдикова

Члены комиссии:

Заместитель заведующего

по основной деятельности                                                         Хоменкова О.Н.

руководитель физического воспитания                                      Фоменкова Е.Н.

музыкальный руководитель                                                       Шпакова Ю.Н.

старшая медсестра                                                                   Калиновская И.А.

Источник: https://sad5korma.schools.by/news/151574

Экспериментальный уголок: искусство правильного оформления

Всем привет, дорогие посетители моего блога и друзья! С вами снова я, Татьяна Сухих! Согласитесь, что маленьким деткам свойственно задавать множество вопросов каждый день.

Мама с папой обязаны пояснить, почему светит солнце, почему трактор едет, почему трава зеленая и так далее. Изъясниться так, чтобы ребенку стало понятно, довольно сложная задача. Эффективнее все показать на практике.

Именно этим и заняты дети в ДОУ: экспериментальный уголок — лучшее решение для ответов на многие вопросы.

Основы организации уголка в ДОУ

Помочь организовать воспитателям эту деятельность в детском саду смогут следующие книги http://www.uchmag.ru/estore/e283698/?s=8157&partner=61, http://www.uchmag.ru/estore/e558680/?s=8162&partner=61, — это система, которая открывает познавательно-исследовательскую деятельность в экспериментальной лаборатории ФГОС ДО, здесь представлены проблемные ситуации в игровых формах, картотека опытов, http://www.uchmag.ru/estore/e125171/?s=17&partner=61, — организационные мероприятия для детей возрастом от двух до семи лет.

Как вы думаете, какое значение детского экспериментирования?— Она колоссальная. Методика позволяет значительно расширить мышление, верно устанавливать причину и следствие, развивает логическое мышление, учит вниманию, помогает делать выводы, придерживаться техники безопасности.

Чтобы создать исследовательский игровой уголок, необходимо задействовать разные предметы:

  • природные компоненты: песок, камни, листья, ракушки;
  • продукты питания: сахарный песок, соль, мука;
  • книги и различные обучающие издания;
  • приспособления для осуществления различных опытов и проведения экспериментов: увеличительные стекла, иглы, пробирки, весы, резиновые мячики и многое другое;
  • задействуются различные материалы, бумага, ткани;
  • краски, пищевые красители;
  • различные таблицы и схематические алгоритмы.

Важно правильно оформить такой уголок в саду. К примеру, должно быть отведено удобное место для игр и обучающих уроков. Дети должны иметь место для проведения экспериментов, хранения материалов, научной литературы.

Обязательно берется во внимание уровень развития малыша, его возраст, нужно обязательно соблюдать правила предосторожности и нормы санитарии.

Уголок экспериментов в младшей группе

Характеристики разных предметов — самая доступная и познавательная сфера.

Что нужно для комплектации ДОУ для самых маленьких? Как вы думаете? Очень полезно работать с сыпучими природными материалами. Педагоги нередко дают деткам задания на извлечение семян тыквы или подсолнуха, проанализировать различия между разными семенами, показать, где они изображены на фото.

Замечали ли вы, как любят детки лепить куличики в песочницах? Между прочим, такое действо помогает им развивать наблюдательность, дает возможность ребятишкам понять, как работать с этим материалом, развивает моторику.

Очень эффективны упражнения, при которых детям задаются вопросы о вкусах. Например, какая манная каша: сладкая или соленая? Какая соль по вкусу, а какой сахар?

Работа с детьми средней группы

В этом возрасте детки уже вдоволь наработались с песком и другими сыпучими материалами, а потому важно выйти на новый уровень развития. Он позволяет развить у ребенка чувство времени. При этом задействуется все тот же песок, только уже в песочных часах.

Деткам очень нравиться наблюдать, как они что-то сделали, и через какое-то время будет виден результат их труда. Педагоги используют в этом случае эксперимент с проращиванием семян, когда семена подсолнухов или гороха укладываются в миску под мокрую марлю, а через какое-то время прорастают.

Летом очень полезны практики, когда сажается горох в земле на улице. После этого добросовестные труженики будут любопытно наблюдать, что выросло на грядках.

С помощью зеркал ребятишки пускают зайчики, что очень увлекает их. Дополнить рассказ о солнце и солнечной системе помогут иллюстрации из книг.

Эксперименты в подготовительной группе

В этом возрасте малыши уже опытные экспериментаторы, но, несмотря на это, они не перестают интересоваться окружающим миром и познавать что-то новое. Наверняка, многие мамочки со мной в этом согласятся. И что же делать в этом случае? Нужно помогать малышу всячески развиваться.

В этом помогут элементарные опыты, которые очень увлекают дошкольников. Эксперименты с йодом и крахмалом очень нравятся дошкольникам и вызывают у них настоящий восторг. Для этого берется картофель, разрезается и на него наносится капля йода, после чего нужно объяснить ребенку, что он стал синим из-за крахмала, содержащегося в нем.

Муравьиные фермы в ДОУ — еще одно интересное исследовательское открытие. Дети любят наблюдать за целыми колониями тружеников муравьев.

Итак, дорогие мои! Как вы уже поняли, уголок экспериментов — важная составляющая в дет садах, которая помогает детям развиваться, делает из них творческих личностей, создает хорошую основу интеллектуального потенциала, формирует логику, учит анализу.

Заниматься с детками можно и самостоятельно в домашних условиях. Принимайте участие в офлайн вебинарах http://www.uchmag.ru/estore/e300815/?s=8889&partner=61, http://www.uchmag.ru/estore/e355329/?s=8889&partner=61, ведь это так весело и интересно! Следите за обновлениями моего блога, и вы узнаете еще много полезной информации, делитесь новостями в социальных сетях и до новых встреч, друзья!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Всем привет, дорогие посетители моего блога и друзья! С вами…

11 комментариев

Добрый день, друзья! Сухих Татьяна не устает делиться своим педагогическим…

3

Всем привет, хотите проводить полезно и интересно время с детьми…

2

Источник: https://metodbv.ru/eksperimentalnyj-ugolok/

Эксперименты для детей в детском саду. Опыты и эксперименты в детском саду

Воспитатели детских учреждений постоянно создают ситуации, которые помогают развивать познавательную активность ребенка. Экспериментирование проводят с раннего возраста, начиная с самых простых наблюдений. С возрастом опытническая деятельность постепенно усложняется. Рассмотрим особенности экспериментирования для разновозрастных детсадовских групп.

Картотека опытов и экспериментов в детском саду, младшая группа

Дети младшей группы опытническую деятельность лучше всего воспринимают в игровой форме. Именно в этот период закладывается умение исследовать новые предметы. Малыши быстро включаются в игру и с большим удовольствием строят из песка, наблюдают за образованием инея и погружением предметов в воду. Таким образом, ребенок познает свойства материалов и работает над мелкой моторикой.

Экспериментирование проводится для решения какой-то конкретной ситуации. Воспитатель ставит задачу и совместно с детьми пытается в игровой форме ее решить. В конце проведенного исследования ребята должны сделать определенный вывод. Например, можно ли лизать сосульку, есть снег, слепить пирожок из песка и т.д. Экспериментирование проводят в специальном уголке или во время прогулок на улице.

Примерная картотека тем-экспериментов, рассчитанная на младшую группу:

  • Природные материалы – 8 занятий;
  • Вода – 6 занятий;
  • Воздух – 4 занятия;
  • Песок – 4 занятия;
  • Бумага – 4 занятия;
  • Ткань – 3 занятия.

Важно! Экспериментирование в младшем возрасте не должно длиться больше 15 минут.

Опыты и эксперименты младшая группа

  • «Образование тени»
  • Задача: Знакомство с тенью, ее появление и зависимость от предмета и света.
  • Процесс:
  1. Отправиться на прогулку и понаблюдать за образованием тени на улице. Обратить внимание на деревья, кустарники и цветы. Определить размеры тени и ее степень прочности.
  2. Разыграть вместе с ребятами театр теней.

    Показать, что прозрачные предметы тень не образуют, т.к. свет проходит сквозь них. Если навести на предмет несколько источников света, можно получить несколько теней.

Вывод: Тень представляет собой темное пятно, которое появляется вместе с источником света. Световые лучи, попадая на преграду, преломляются и перемещаются на пол или стену в виде темного пятна.

«Свойства воды»

Задача: Знакомство с водой и ее свойствами.

Процесс: Дети работают с двумя стаканами. В одном налита вода, которую необходимо перелить в пустой стакан. Объяснить ребятам, что вода — это жидкость, которая льется из крана и течет в реке. Для примера показать кисель, который гуще и тяжелее переливается.

  1. Вывод: Вода имеет жидкую форму, поэтому легко льется.
  2. «Свойства воды»
  3. Задача: Продолжение знакомства со свойствами воды.

Процесс: Дети наливают воду по прозрачным сосудам разной формы. Обратить внимание на то, что попадая в сосуд, жидкость принимает его форму.

  • Вывод: Вода имеет жидкую форму и легко принимает форму сосуда.
  • «Свойства песка»
  • Задача: Знакомство со свойствами песка.

Процесс: Дети рассматривают два стакана. В одном налита вода, в другом насыпан песок. Пусть пальчиками потрогают оба вещества. Обратить внимание на то, что вода мокрая, а песок сухой и состоит из мелких песчинок. Предложить ребятам вылить воду в песок.

  1. Вывод: Песок сыпучий, быстро впитывает жидкость.
  2. «Эксперименты с бумагой»
  3. Задача: Знакомство с бумагой и ее свойствами.

Процесс: Дети рвут бумагу на мелкие кусочки, мнут в комочки и делают из них аппликацию. Контуры рисунка оформить заранее маркером. Обратить внимание детей на то, какие звуки издает лист при разрыве и сжатии.

Вывод: Бумага легко рвется и быстро сминается в комочки. С ней легко работать.

Эксперименты в средней группе картотека с целями

Свободное экспериментирование, которое проводилось в младшей группе, предусматривало действие ребят по интуитивному пути,  в среднем возрасте эксперименты планируют по определенному плану:

  • постановка конкретной задачи;
  • выдвижение предположений детьми;
  • совместная проверка гипотез;
  • фиксация результата и подведение итогов.

Важно! Экспериментальная картотека для средней группы постоянно обновляется и формируется строго по разделам.

Примерная картотека тем-экспериментов, рассчитанная на среднюю группу:

  • Космос – 3 занятия;
  • Вода – 7 занятий;
  • Воздух – 4 занятия;
  • Песок – 6 занятий;
  • Растения – 12 занятий;
  • Температура- 3 занятия;
  • Животные – 3 занятия.
Тематика Цель Содержание эксперимента
«Песок» Закрепить  знания о свойствах влажного и сухого песка.
  • Отпечатывание ладошек на мокром песке
  • Просеивание сухого песка через сито
  • Формирование из влажного песка персонажей сказки «Колобок»
«Вода: разные формы» Дать  представление о свойствах воды.
  •  Замораживание воды в формочках
  • Цветные ледяные бусы
  • Рисование на мокром листе
« Животные» Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность.
  • Найти в песке спрятанные игрушки сказочных животных
  • Сложить пазл с картинкой животного
  • Игра «Что объединяет этих зверей?»
«Температура» Формировать  у детей умение определять температуру воды.
  • Купание куклы в тазу с теплой и холодной водой
  • Слепить снежки из снега в помещении
  • Свойства солнечных лучей

Опыты и эксперименты средняя группа

Картотека экспериментов в старшей группе по ФГОС

Образовательные стандарты предусматривают всестороннее развитие личности ребенка. Экспериментирование в старшей группе направлено на стимулирование самостоятельного исследования действий, явлений и предметов.

Для облегчения исследовательской работы в экспериментальном уголке размещают специальные схемы и модели с подробным алгоритмом действий.

Дополнением могут служить познавательные книги, атласы и различные коллекции из природного материала.

Примерная картотека тем-экспериментов, рассчитанная на старшую группу:

  • Космос – 5 занятий;
  • Вода – 4 занятия;
  • Воздух – 6 занятий;
  • Песок – 5 занятий;
  • Растения и животные– 13 занятий;
  • Температура- 5 занятий;
  • Магнетизм – 3 занятия.

Опыты и эксперименты старшая группа

Картотека экспериментов в подготовительной группе

Экспериментирование в данном возрасте усложняется и совершенствуется. Проводя самостоятельную опытническую работу, дети ищут оптимальный способ ее осуществления. Помимо окружающей среды, ребята исследуют деятельность человека, расширяется тематика физических опытов и начинается работа на кухне.
Примерная картотека тем-экспериментов, рассчитанная на старшую группу:

  • Космос – 4 занятия;
  • Экология – 8 занятий;
  • Воздух – 3 занятия;
  • Человек – 5 занятий;
  • Температура- 5 занятия;
  • Физические опыты- 5 занятий;
  • Опыты на кухне – 3 занятия.

Во время экспериментирования ребята могут завести личные блокноты, где фиксируют результаты опытов. В работе воспитатель использует карточки-подсказки, картинки со сказочными персонажами.

Опыты и эксперименты подготовительная группа

Опытническую деятельность целесообразно проводить дома вместе с родителями. Экспериментируя, маленькие изобретатели познают самые сложные законы природы и растут творческими личностями.

Источник: https://luckclub.ru/eksperimenty-dlya-detej-v-detskom-sadu-opyty-i-eksperimenty-v-detskom-sadu

Ссылка на основную публикацию