Самообразование воспитателя доу (старшая группа): темы по фгос, план работы и прочее

В наши дни одной из главных составляющих профессиональной компетентности воспитателей ДОУ является самообразование. Как оно происходит?

Самообразование воспитателя ДОУ (старшая группа): темы по ФГОС, план работы и прочее

Необходимость профессионального роста

Осознавая несовершенство знаний и умений в профессиональной деятельности, воспитатель получает мощный стимул для профессионального роста, углубления знаний и овладения новыми методиками воспитательно-образовательной деятельности.

Как и каким образом можно организовать процесс повышения профессионального уровня?

Для того чтобы быть в тренде, современному воспитателю необходимо систематически следить за новостями в области дошкольной педагогики и психологии, знакомиться в передовым педагогическим опытом, находиться в постоянном общении с коллегами, работать над повышением общей эрудиции и совершенствованием педагогического мастерства, знакомиться с нормативно-правовой базой дошкольного образования и анализировать собственный профессиональный опыт.

Дополнительное развитие педагога — обязательная часть, которая включена в план самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС. План содействует систематизации работы, является отражением результативности деятельности воспитателя, создает возможности для перспектив общения с детьми.

Самообразование воспитателя ДОУ (старшая группа): темы по ФГОС, план работы и прочее

Составление плана самообразования: этапы

Рассмотрим несколько моментов, на которые необходимо обратить внимание. План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС может быть составлен с учетом таких факторов:

  • обоснование выбора темы;
  • взаимосвязь темы работы с целями и задачами дошкольного учреждения;
  • предварительная работа, включающая изучение методик и программ по дошкольному образованию и воспитанию;
  • выбор форм взаимодействия с дошкольниками;
  • собственные методики;
  • ожидаемый результат работы над темой;
  • выводы и динамическая статистика развития детей;
  • перспективы улучшения работы;
  • итоги самообразования.

Как выбрать тему? Советы воспитателям

План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС требует тщательной подготовки, в ходе которой возникает масса вопросов. Основной вопрос — выбор темы. С этим в основном помогает методист или старший воспитатель, но педагог может также сделать самостоятельный выбор, в зависимости от актуальности и практической значимости темы образовательной деятельности.

Самообразование воспитателя ДОУ (старшая группа): темы по ФГОС, план работы и прочее

В определении своей готовности к самообразованию молодым специалистам рекомендуется ознакомиться также с картой Г. М. Коджаспировой. План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС необходимо составлять с учетом следующих рекомендаций:

  • При изучении какого-либо вопроса нужно исследовать несколько источников, чтобы таким образом сформировать свое мнение.
  • Целесообразно провести работу с библиотечными каталогами и материалом из интернета, чтобы получить необходимый литературный источник.
  • В поиске материала важно ориентироваться на инновационные методики в образовании.
  • Общение и обмен опытом с коллегами — важный момент самообразования педагога.

Индивидуальный план самообразования составляется по двум видам:

  • Годовое планирование
  • Перспективное планирование, которое предусматривает ежегодную доработку плана образовательной деятельности

Самообразование воспитателя ДОУ (старшая группа): темы по ФГОС, план работы и прочее

Если индивидуальный план самообразования составлен по второму виду планирования, можно использовать проектный метод, соответствующий возрасту детей. Перспективное планирование должно непременно включать актуальные вопросы дошкольного образования в динамическом развитии.

Примерный перечень тем самообразования воспитателя по ФГОС

Воспитатель может выбрать следующие темы, предусмотренные ФГОС дошкольного образования:

  • Амплификационные методы развития дошкольника.
  • Особенности педагогической диагностики в ДОУ.
  • Метод индивидуального подхода в ДО.
  • Методика по формированию ОБЖ.
  • Эмоциональный интеллект дошкольника.
  • Методы по руководству игровой деятельностью.
  • Формирование краеведческих представлений (малая родина).
  • Творческие способности дошкольников.
  • Подготовка к учебной деятельности.
  • Развитие любознательности.
  • Ознакомление с объектами окружающего мира.
  • Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
  • Формирование ЭМП.
  • Развитие общительности.
  • Связная речь.
  • Элементарный анализ литературного произведения.
  • Обучение грамоте.
  • Применение нетрадиционных техник изодеятельности.
  • Основы ЗОЖ в ДОУ.
  • Формирование КГН и навыков самообслуживания.
  • Обеспечение психологического комфорта в детском учреждении.
  • Информационно-коммуникативные технологии в ДО.
  • Приемственность детсада и школы.
  • Психолого-педагогическая поддержка семьи.
  • Основы инклюзивного образования в ДОУ.
  • РППС детского сада.
  • Парциальные программы ДОУ.
  • Инновационные формы взаимодействия с родителями.
  • Организация экспериментальной деятельности.
  • Качество и критерии оценки ДО.

Организация работы по темам

Каждая из тем требует аналитической работы. Анализируя литературу, педагог должен выделить основные мысли и идеи авторов, чтобы определить направление работы по данной теме.

Например, если выбрана тема «Духовно-нравственное воспитание дошкольников», воспитателю необходимо уделить особое внимание методике организации и общему содержанию работы по этой теме в различных возрастных группах детского сада.

Одной из актуальных задач воспитания в детсаду является экологическое воспитание. Как составить план самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС? Экология, например, должна включать занятия и беседы по ознакомлению с природой родного края, опытно-экспериментальную деятельность, работу с родителями, способствующую развитию экологических знаний у детей дошкольного возраста.

Самообразование воспитателя ДОУ (старшая группа): темы по ФГОС, план работы и прочее

План самообразования воспитателя ДОУ младшей группы должен охватывать работу по оценке возможностей, физиологических и психологических особенностей детей этой возрастной категории, обозначать круг проблем, касающихся работы с младшими дошкольниками, включать применение интерактивных методов обучения и современных методик раннего развития. Работа над темой может быть проведена с участием нескольких педагогов, которые непосредственно знакомы с задачами и целями ДОУ. Правильно организованный процесс самообразования предоставляет большие возможности для более глубокого развития личности и эффективного повышения профессиональной компетентности педагога.

Источник: https://www.syl.ru/article/308992/plan-samoobrazovaniya-vospitatelya-dou-po-fgos-primernyie-temyi-samoobrazovaniya-vospitateley-dou

Самообразование воспитателя в ДОУ по ФГОС: темы и план работы

Даже далёкому от образовательной деятельности человеку понятно, что педагогам нельзя стоять на месте, ведь от них зависит качество образования детей, поэтому они должны двигаться вперёд, развиваться и самосовершенствоваться.

Самообразование становится неотъемлемой составляющей профессионального роста и совершенствования педагогических работников всех уровней образования.

Педагогам ДОУ для совершенствования навыков и компетенций следует знакомиться с новыми исследованиями в области педагогики и детской психологии, изучать опыт коллег и повышать общую эрудицию.

Главное, чтобы человек сам захотел научиться чему-то новому и освоить новые компетенции.

В самообразовании ученик одновременно является и учителем, сам несёт ответственность за процесс обучения и сам устанавливает правила обучения. Чтобы самообразование принесло плоды, необходимо составить подробный план самообучения. Всё-таки в основе любого обучения, в том числе и самообучения, должна лежать система, чтобы все знания укладывались в целостную картину.

Начните с анализа условий вашего ДОУ для определения ресурсов, методик и технологий, которые вы будете использовать в процессе самообразования. Затем определите собственный уровень подготовки. Будьте критичны. Выявление сильных и слабых сторон поможет вам составить план самообразования.

После этого воспитатель должен определить цель самообразования, каких результатов он хочет добиться. Чётко представляя конечный результат, вам будет легче обозначить шаги для достижения цели.

Здесь отлично подойдёт технология SMART, по которой цели должны быть:

  • S (specific) – конкретными. Чем яснее вы представите себе конечный результат, тем легче его достичь.
  • M (measurable) – измеримыми. Подберите критерии достижения цели, показатели прогресса.
  • A (achievable) – достижимыми. Учитывайте свои возможности и реалии современного мира. Не стремитесь прыгнуть выше головы.
  • R (realistic) – актуальными, соответствующими реалиям современного мира. Задайте себе вопрос: зачем нужно выполнить эту задачу? Почему она важна?
  • T (Time-related) – ограниченными по времени. Укажите конкретный временной промежуток. Не торопитесь и ставьте реальные сроки.

Затем стоит подобрать необходимый обучающий материал.  Информация должна быть доступна для восприятия, соответствовать данным современной науки и запросам времени. После чего, исходя из цели, составляется план работы.

Построение плана самообразования воспитателя

Составить план и действовать по нему – значит, взять всю ответственность за обучение на себя. Грамотное планирование позволит оптимально распределить время и добиться запланированных результатов максимально быстро.

План по сообразованию воспитателя в ДОУ:

  1. Постановка цели и определение задач.
  2. Выбор темы.
  3. Учебная деятельность – изучение методической литературы по выбранной теме.
  4. Практическая деятельность – подготовка и проведение занятий с воспитанниками.
  5. Подведение итогов – заполнение отчётной папки данными о прогрессе, организация выставки детских работ, презентация итогового доклада на педсовете, методическом семинаре или педагогической конференции.

Как выбрать тему для самообразования?

Выбор темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС – профессиональная задача каждого педагога ДОУ.

Мы живём в быстро меняющемся мире, у современных детей другие потребности, чем у прошлых поколений, поэтому у образования появляются новые задачи.

Для решения этих задач воспитателям необходимо знакомиться с новыми исследованиями в области дошкольной педагогики и детской психологии, передовым опытом коллег и совершенствовать мастерство.

Перед выбором темы рекомендуется ознакомиться с нормативно-правовой базой по дошкольному образованию и проанализировать собственный опыт — выявить сильные и слабые стороны своей педагогической деятельности, осознать, чему стоит уделить больше внимания.

При выборе темы можно опираться на направления развития ребёнка по ФГОС дошкольного образования:

  • социально-коммуникативное;
  • познавательное;
  • речевое;
  • художественно-эстетическое;
  • физическое.

Примерные темы по самообразованию для воспитателей в ДОУ по ФГОС

В основе этого списка примерных тем лежит игра – это основной способ познания ребёнком окружающего мира. Исходя из этого, темы по самообразованию по ФГОС могут быть следующими:

  1. Социально-коммуникативное развитие:
  • Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.
  • Игра как средство общения дошкольников.
  • Обогащение сюжета детской игры путём знакомства с окружающим миром.
  • Дидактическая игра как форма обучения детей основам математики.
  • Игра как средство образовательной деятельности.
  • Театрализованная игра в развитии речи младших дошкольников.
  • Использование дидактических игрна занятиях по развитию речи в среднем дошкольном возрасте.
  1. Художественно-эстетическое развитие:
  • Дидактическая игра как средство художественно-эстетического воспитания.
  • Воспитание художественно-эстетическоговкуса детей через народные игры.
  • Подвижная игра как средство развития моторики у детей дошкольного возраста.
  • Роль подвижныхигр в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка.
Читайте также:  Индивидуальная работа с детьми в детском саду, карта развития дошкольника по фгос, пример конспекта занятия

Кроме тем по конкретному направлению, можно выбрать тему о работе дошкольной образовательной организации в целом:

Выбрав тему, переходите к анализу отобранного по теме материала. Материалом для самообразования служит не только научная литература, но и видеозаписи вебинаров, лекций, статьи в журналах, посвящённых образованию и педагогике. Изучая материал, выделяйте ключевые тезисы, идеи и суждения автором.

Например, выбрав тему «Моделирование развивающей среды в ДОУ», педагог обращает внимание на особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, требования ФГОС к организации и роль среды в учебно-воспитательном процессе.

Затем отобранные идеи апробируются на практике на занятиях с дошкольниками.

Возможные проблемы в самообразовании и пути решения

  1. Тяжело определить и сформулировать тему.

Выявите проблему, которая вас интересует. Используйте наблюдения за воспитанниками, анализ проведённой работы и результаты педагогической диагностики. При формулировке темы обращайте внимание на ФГОС и образовательные программы.

  1. Трудно подобрать необходимую методическую литературу.

Чётко определите для себя круг вопросов, на которые ищете ответ. Начинайте поиск с традиционных методик и классических педагогических трудов, затем переходите к рассмотрению современных технологий и опыта коллег. Просмотр оглавления и аннотации поможет быстрее сориентироваться в содержании книги.

  1. Трудно осмыслить прочитанный материал.

Для лучшего усвоения информации используйте конспекты, ментальные карты и блок-схемы. Конспектирование предполагает выделение главных фактов, мысли и понятия – это поможет систематизировать информацию.

Ментальные карты или интеллект-карты – это метод графического структурирования информации, при котором понятия, задачи, факты изображаются как древовидная схема. Блок-схемы представляют собой графическое изображение информации в виде взаимосвязанных блоков.

Профессиональное самообразование не сводится к формальному заполнению отчётов и подготовке докладов. Цель работы по самообразованию педагога ДОУ заключается в раскрытии творческих способностей, повышении уровня мастерства и развитии личностных качеств.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт», которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/samoobrazovanie-pedagoga-v-dou

Темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС

Воспитатель разрабатывает план по самообразованию на год, тем самым выстраивая систему в своей преподавательской деятельности. В начале плана он пишет тему и поясняет её актуальность, далее структурирует годовую работу с использованием методической литературы.

План работы дошкольного педагога – неотъемлемая часть организации учебной деятельности и профессионального развития. Также воспитатель оформляет папку, содержащую результаты и опыт его работы, накопленные в течение учебного года. Папка включает описание воспитательской работы, методические статьи, конспекты уроков с детьми.

Помимо годового плана, воспитатель составляет и перспективный план обучения, где формируется работа на ближайшие годы.

На протяжении всей учебной деятельности педагог ведёт рабочую тетрадь с заметками о проведённых мероприятиях – об оформлении стендов, выступлениях на педсоветах, непосредственно о самой учебной деятельности с дошкольниками, приобретённых пособиях, и прочих составляющих самообразования. Узнайте подробнее примерные темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС.

Оформление итоговой отчетности по ФГОС

Как упоминалось ранее, обучение педагога должно осуществляться в соответствии с требованиями ФГОС. При формировании итоговой отчётности необходимо придерживаться правильного оформления:

  • Титульный лист состоит из следующих компонентов:
  • — наименование муниципального дошкольного образовательного учреждения
  • — наименование документа (план воспитателя)
  • — информация о педагоге – ФИО, стаж работы, квалификационная категория
  • — тема плана, учебный год, группа, год составления
  • Вторая страница: тема, цель, задачи
  • Таблица ежемесячных работ
  • Представление практического применения
  • Список использованной литературы: автор, название, год издания, издательство

При постановке задач в итоговой отчётности рекомендуется прибегнуть к способам повышения воспитательского уровня знаний: изучению методической литературы, участию в собрании педагогического состава, разработке перспективного плана в обучении, подготовке диагностики на начало и окончание учебного года, организации учебных мероприятий, оформлении информационно-образовательного уголка, подготовке консультаций, мастер-классов и семинаров для воспитателей.

Что касается практического применения, педагог описывает опыт в проведении открытых уроков и организации информационных мероприятий (консультаций для родителей, семинаров и др.),  а также формирует отчёт о проделанной за учебный год работе.

Роль методиста в деятельности воспитателя

В успешной деятельности и самосовершенствовании воспитателя принимает участие методист, иными словами, старший воспитатель. Он оказывает содействие в разрешении сложных вопросов, ставит определённые цели и задачи, формирует работу воспитателя, помогает в осуществлении учебного плана, оценивает уровень обучения.

Методист – своего рода эксперт в дошкольной педагогике и образовательной литературе. Как и воспитатель, методист должен повышать квалификацию в своей профессиональной области. Он работает над составлением плана, в котором описывает цели, задачи и средства, а также ожидаемые результаты.

Его отчётность оформляется в виде презентации и докладов, с которыми он выступает на учебно-методическом объединении образовательных организаций.

Основные направления самообразования воспитателей:

  • Знакомство с новой нормативной документацией для ДОУ
  • Изучение новой методической литературы
  • Исследование последних достижений в педагогической науке, возрастной психологии и физиологии
  • Знакомство с инновационными программами и педагогическими технологиями
  • Знакомство с передовым опытом ДОУ
  • Совершенствование общего уровня развития
  • Самообразование педагогов дошкольной образовательной организации

Темы самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС

Воспитатель определяет тему для своего самообразования, полагаясь на личный профессиональный опыт. Тема всегда должна быть актуальной для дальнейшего развития в воспитании и обучении дошкольников и органично вписываться в обучающий процесс ДОУ.

Методист, как наставник, проводит консультации с воспитателем, выясняет наиболее интересующие аспекты педагога, при этом не навязывает собственное мнение.

Допустимо объединение нескольких воспитателей одного ДОУ в работе над одной и той же темой, при условии, что тема близка к одной из задач всего учреждения или в ДОУ проходит подготовка к исследовательской деятельности.

Требования к темам по самообразованию содержатся в нормативно-правовых документах, во ФГОС дошкольного образования, куда вносятся изменения и дополнения. Необходимо выбирать тему, учитывая возрастные особенности детей в группе. Могут быть проработаны темы из разных областей:

  • Речевая область – активизация и развитие речевой деятельности
  • Социально-коммуникативная область – формирование ответственности и социализация в процессе учебно-игровой деятельности
  •  Художественно-эстетическая область – развитие эстетического восприятия окружающего мира
  • Познавательная область – формирование представлений об окружающем мире и законов природы
  • Нравственно-патриотическая область – развитие интереса к традициям своей Родины, воспитание любви и привязанности к своей семье, формирование толерантности и уважения к другим народам и традициям
  • Физическая область – развитие моторики, роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья

В 2016 году были внесены изменения и дополнения во ФГОС, затрагивающие проблематику обучения детей с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование в условиях дошкольной организации может стать темой для самообразования.

Возможные трудности в самообразовании и их решения

  • Сложно определить тему. Следует выявить интересующую проблему, используя наблюдения за детьми и анализируя свой опыт.
  • Трудности при выборе методической литературы. Необходимо чётко сформулировать ряд вопросов и начать поиск с классических педагогических трудов, затем перейти к исследованию современных методик.
  • Затруднённое осмысление материала. Для успешного усвоения информации можно составлять конспекты (выделять основную информацию), пользоваться ментальными картами и блок-схемами. Данные способы помогут структурировать информацию, что способствует продуктивному усвоению.   

Рекомендации воспитателям к процессу самообразования

  • Важно умение пользоваться поисковыми системами в сети «Интернет» и библиотечными каталогами. Это поможет сократить время поиска источников и литературы
  • Важно дополнять информацию, полученную из одного источника, сведениями из другого. Это поможет анализировать и сравнивать, формируя умозаключения и собственное мнение по теме
  • Важно умение собирать и упорядоченно хранить информацию. Это поможет при подготовке к выступлениям на педагогических мероприятиях и при организации прочей деятельности в рамках образовательного процесса

Зачастую с окончанием учебного заведения специалисту недостаточно диплома, он вынужден регулярно развиваться и повышать уровень мастерства в своём деле: посещать образовательные мероприятия, читать профильную литературу, обмениваться опытом с коллегами, консультироваться с методистами, составлять собственные образовательные планы. Самообразование воспитателя – это профессиональный рост и личностное развитие. При выборе темы для самообразования, педагогу следует осознавать для чего ему изучение неизведанной области и обладать мотивацией к исследованию темы. Ведь при работе над темой ему предстоит долгая и тщательная работа с литературой, а читать трудно и скучно, если предмет изучения не интересен. 

Читайте также:  Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе детского сада, перспективный план

Источник: https://www.resobr.ru/article/59297-qqe-16-m4-razvitie-pedagogov-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii

Учебный год

  • Оформление плана
  • по самообразованию педагога.
  • Система работы педагогов по самообразованию:

       В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ.

Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта  по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).

       В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:

  • Изучают необходимую литературу.
  • Посещают РМО, для обогащения опытом работы.
  • Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
  • Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.

       В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.

1 страница – Титульный лист:

«План по самообразованию педагога»

_________________________________

(Ф.И.О. педагога)

  1. ___________            _______________
  2. (стаж работы)                                 (кв. категория)
  3. Тема: «_______________________________»
  4. (название темы)
  5. ________________
  6. (учебный год)
  7. ________________
  8. (возрастная группа)
  9. г.
  • Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.
  • 2 страница –
  • Тема: «…»
  • Цель: «…»
  • Задачи:
  1. Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения ГМО, самообразования…)
  2. Разработать перспективный план работы с детьми
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
  4. Организовать работу кружка, создать учебную программу.
  5. Оформить в группе уголок…..
  6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
  7. Подготовить (принять участие) в семинаре …..
  8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»
Месяц Формы работы
С детьми Педагогами Самообразование Родителями
Сентябрь — диагностика ЗУН детей — Организовать работу кружка, создать учебную программу, -изучение литературы Консультация для родителей: «…»
Октябрь занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка
Ноябрь Оформление папки передвижки. Тема: «…»
Декабрь Оформить в группе уголок….. Оформление папки передвижки. Тема: «…»
Январь
Февраль Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…»
Март
Апрель Развлечение «…»
Май диагностика Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год
Июнь выставка детских работ Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу Консультация для родителей: «…»
Июль
Август
  1. Выход темы:
  2. üПроведение открытого занятия. (коллективный просмотр…) Тема: «…» (месяц)
  3. üПодготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)
  4. üПровести мастер-класс для педагогов по теме: «…»
  5. üОформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)
  6. üСборник консультаций для родителей. Тема «…»
  7. üОтчёт о проделанной работе за учебный год.
  8. Литература:
  9. Автор, название, год издания, издательство.
  • МБДОУ №10-ЦРР-Д/С
  • «Тетрадь по самообразованию»                               
  • _________________________________

(Ф.И.О. педагога)

___________            _______________

(стаж работы с..)                                 (кв. категория с …)

  1. ________________
  2. (начата с …)
  3. г.
  • 1 страница –
  • Тема самообразования: «…»   (учебный год), (возрастная группа)
  • Можно писать в виде таблицы:
Формы работы
С детьми С педагогами Самообразование С родителями
сентябрь
  1. Можно заполнять тетрадь в свободной форме, учитывая предложенные формы работы.
  2. Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:
  3. üРабота по теме самообразования не менее 1 года;
  4. üИзучение научно-методической литературы;
  5. üРазработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;
  6. üСоздание современной предметно-развивающей среды в группе;
  7. üПроведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
  8. üЗнакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;
  9. üПроведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;
  10. üОбучение на курсах повышения квалификации;
  11. üВыступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;
  12. üАктивное участие в работе методического объединения района;
  13. üУчастие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;
  14. üОбобщение опыта работы по теме самообразования.
  15. Памятка для анализа процесса самообразования:
  1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
  2. Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
  3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
  4. Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
  5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

Перспективный план самообразования педагога.

ФИО ____________________________________

Группа______________________________    Стаж работы______________

Тема самообразования Форма и срок отчёта
2012 – 2013

Дата заполнения  «____» ___________________ 200 ____ год

Источник: http://www.mbdou10-tula.ru/opit-fominoi/metodicheskie-materialy/410-oformlenie-plana-po-samoobrazovaniyu

Перспективный план по самообразованию педагога

  • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»
  • План работы по самообразованию на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».
  • Воспитатель :

М. В. Орешкина

  1. 2017г.
  2. Актуальность темы
  3. Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям.

В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства.

И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.

Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт.

Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения.

Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

  • Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.
  • Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.
  • Гипотеза.
  • Планирование и проведение различных мероприятий с участниками образовательных отношений с использованием художественной литературы, применение приемов, направленных на анализ произведений художественной литературы создает условия для всестороннего развития детей, в частности: развития творческих способностей ребенка, формирования общечеловеческих ценностей и культуры речи в общении.
  • Цель работы по теме самообразования:   создать условия для обеспечения всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.
  • Задачи:
  • — проанализировать методическую литературу по данной теме;
  • — повысить своё профессиональное мастерство.
  • — составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
  • — разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.
  • — создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (уголок книги).
  • -способствовать формированию целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • -способствовать приобщению детей к словесному искусству;
  • -формировать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;
  • -приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье;
  • — формировать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
  • Предполагаемый результат:
  • Составлен и проанализирован план изучение методической литературы;
  • разработана серия наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов;
  • составлена картотека игр-драматизаций;
  • пополнена предметно-развивающей среды (уголок книги).
  • Дети:
  • интересуются художественной литературой, используют в общении литературную речь, бережно относятся к книгам;
  • имеют представление о семье, о малой Родине, о гендерной принадлежности;
  • самостоятельно составляют рассказы на определенные темы, сочиняют четверостишия, инсценируют отрывки из произведений.
  • Родители:
  • регулярно используют чтение произведений художественной литературы в повседневной жизни;
  • проявляют интерес к взаимодействию с воспитателем, детьми.
  • План
  • работы над темой самообразования
  • 1 этап. Подготовительный (выявление)
Читайте также:  Рисование в старшей группе «сказочные домики»: поэтапный конспект занятия, в том числе домик трех поросят
работы Сроки реализации
1 Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения сентябрь
2 Постановка целей, задач работы сентябрь
3 Выдвижение гипотезы сентябрь

2 этап. Аналитический (изучение)

работы Сроки реализации
1 Составление плана работы по самообразованию сентябрь
2 Проведение обследования детей по интересующей проблеме (диагностика) сентябрь

3 этап. Организационный (обобщение)

работы Сроки реализации
1 Теоретическая часть:

  • Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы
В течение года Октябь
2 Практическая часть:

  • Составление картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов, разработка серии наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, Изготовление пособий для пересказа текста, атрибутов для театральной деятельности, пополнение РППС.
  • Проведение открытого мероприятия (НОД по развитию речи)
  • Выступление на педагогическом совете
  • Участие в работе творческих групп
  1. В теч. года
  2. В теч.года
  3. апрель
  4. ноябрь
  5. в теч. года

4 этап. Завершающий (внедрение)

работы Сроки реализации
1 Оформление результатов обследования детей по проблеме В теч.года
2 Оформление опыта работы:

  • Систематизация теоретической части
  • Систематизация практической материала
  • Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)
  • май
  • февраль
  • в теч. года

5 этап. Презентационный (распространение)

работы Сроки реализации
1 Выступление на педагогическом совете: май
2 Предоставление опыта работы в методический кабинет электронного материала по развитию речи май
3 Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ В теч. года
4 Участие в дистанционных педагогических конкурсах В теч. года

План работы на год

Раздел Сроки работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь – май 1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970. 2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008. 3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999. 4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972. 5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. 6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998. Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).
Работа с детьми Сентябрь-май Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений. Ежедневный вечер чтения.
Ноябрь Чтение сказок А.С. Пушкина. Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.
Январь Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок. Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?»
Март Чтение любимых стихотворений. Развлечение «Расскажи стихи руками»
Апрель Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений. Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей».
Май Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях. Вечер памяти.
Работа с семьёй Сентябрь Консультация «Насколько важно читать ребёнку» Информация в уголке для родителей.
Октябрь Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг. Фотовыставка «Наши юные таланты»
Январь Привлечение родителей к участию в жизни детского сада. Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».
Апрель Показ образовательной деятельности на тему «Чтение сказки В.Сутеева «Мешок яблок»» Родительское собрание
Самореализация Сентябрь Подбор произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель. Список произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.
Ноябрь Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка». Выступление на педагогическом совете.
Февраль Обобщение работы «Воспитание этических норм у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы». Оформление работы.
Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на педсовете.

Восприятие произведений художественной литературы зависит от возраста детей, их опыта, индивидуальности.

Изучение возрастных особенностей показывает, что у дошкольников можно развить эмоциональное эстетическое восприятие литературы, т.е. умение понимать и чувствовать не только содержание, но и форму произведения, проявлять поэтический слух, сценическое творчество.

Источник: https://compedu.ru/publication/perspektivnyi-plan-po-samoobrazovaniiu-pedagoga.html

План работы по самообразованию воспитателя в старшей группе – Материал (старшая группа) на тему: План по самообразованию воспитателя старшей группы | скачать бесплатно

Срок Тема работы Практический выход
Сентябрь
2015 г.
  • Подбор и изучение литературы по теме,
  • дидактических игр и упражнений; сюжетных картин.
  • Посещение курсов повышения квалификации по ФГОС.
Памятка для родителей по изучению связной речи.
Написание итогового проекта.
Октябрь Работа по составлению рассказов по сюжетной картинке.
Составление рассказа «Осень».
Учить детей рассматривать картину и выделять её главные характеристики.
Учить составлять рассказ с опорой на образец воспитателя.
Тематическое занятие «Здравствуй , осень !»
Ноябрь Игры и упражнения для развития связной речи.
Разучивание дидактической игры «Кто я»?
Совершенствовать речевой слух, закрепить навыки выразительной речи и коммуникативные качества дошкольника. Познакомить родителей с играми , влияющими на развитие речи детей.
Консультация для родителей «Речевые игры и упражнения в развитии речи ребёнка».
Декабрь Развитие речи через театральную деятельность.
Инсценировка сказки «Теремок»
Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа, раскрытие творческих способностей детей. Практический показ.
Январь
2016г.
Работа по составлению загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить отгадывать загадки. Консультация для родителей «Использование загадок как средство выразительности речи».
Февраль
Март
Составление описательного рассказа(описание животных)
Чтение и обсуждение, пересказ сказок.
  1. Расширить словарный запас детей, упражнять в описании предметов по схеме.
  2. ,
  3. Учить ребёнка внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы, закрепить коммуникативные качества.
  4. Активизировать речь.
Беседа с родителями «Роль описательного рассказа для расширения словарного запаса детей».
Консультация для родителей «Роль сказки в развитии детской эмоциональности».
Апрель Разучивание считалок, скороговорок,потешек с детьми. Закрепить навыки выразительности речи, совершенствовать речь. Памятка для родителей «Уровень развития речи 4-5 лет».
Май Отчёт по теме самообразования. Выступление на педсовете.

Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста(средняя группа)

Актуальность темы: Это тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует.

Ведь работа по развитию речи-это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения связную речь.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

. Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимание развитию связной речи.

  • Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.
  • Задачи: – совершенствовать диалогическую форму речи;
  • – развивать монологическую форму речи;
  • -учить связно пересказывать небольшие сказки;
  • – учить по образцу рассказывать о предмете; содержании сюжетной картины;
  • – развивать умение составлять рас сказы .
  • МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок »
  • Индивидуальный план по самообразованию
  • Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста

Ф.И.О. : Майорова В.И.

  1. Специальность: «Русский язык и литература»
  2. Образование: Высшее
  3. Стаж педагог работы:31г.
  4. Квалификационная категория: Соответствие занимаемой должности
  5. Курсы повышения квалификации: МРИО, 2015г.

Дата начала работы над темой:

Источник: https://club-detstvo.ru/raznoe/plan-raboty-po-samoobrazovaniyu-vospitatelya-v-starshej-gruppe-material-starshaya-gruppa-na-temu-plan-po-samoobrazovaniyu-vospitatelya-starshej-gruppy-skachat-besplatno/

Ссылка на основную публикацию