План по самообразованию «развитие мелкой моторики дошкольников»

Приветствую всех, кто посещает мой блог! С вами Сухих Татьяна. Меня всегда интересовала мелкая моторика, самообразование воспитателя – один из способов досконально изучить вопрос, который либо вызывает затруднения в повседневной деятельности, либо волнует как исследователя.

Как вам известно, профессия педагога-дошкольника требует постоянной работы над собой. Ведь дети все разные, каждое поколение ставит новые воспитательные и образовательные задачи перед нами. Поэтому и молодой, и опытный воспитатель выбирает для себя тему, которой занимается год-два, изучая результаты собственного исследования.

Хочу рассказать, как я работаю над выбранной темой. Естественно, мне нужно изучить методические материалы, научные труды, разработки коллег. Благо, есть «господин» Интернет, который мне в этом помогает.

Мой друг – Интернет

Тема «Развитие мелкой моторики дошкольников» предполагает план по самообразованию, который должен отражать все этапы моего исследования и практической деятельности.

Множество литературы на эту тему я нашла в Интернет-магазине «Лабиринт.ру». Здесь очень интересные пособия о разных способах и методах развития гибкости и ловкости пальчиков посредством игр, упражнений, гимнастики.

Особенно полезными будут данные материалы родителям, которые хотят, чтобы дети не испытывали трудностей в школе при письме. Вы сможете выбрать книгу именно по теме: «Развитие мелкой моторики» о постановке рук малышей для письма.

Ничего здесь нет сложного, просто вам предложат увлекательные потешки, игры, элементы пальчиковой гимнастики. Весело и полезно!

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики дошкольников»

«OZON.

RU» может предложить не меньшее разнообразие тематической литературы: я присмотрела для себя книги и дидактические материалы наших и зарубежных авторов, идеи которых я обязательно включу в план по самообразованию «Развитие мелкой моторики». Родители дошкольников здесь могут купить тетради-тренажеры, первые прописи, сборник графических диктантов и логическую мозаику. Хороший выбор, рекомендую!

«УчМаг» мне посоветовал интересное пособие «Игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования» – чудесный материал, который поможет тренировать детские пальчики с помощью подручных средств.

Мне в моей работе не обойтись без записей динамики развития, поэтому я выбрала на портале «Книга.ру» диагностический журнал «Развитие мелкой моторики и речи у детей 3-7 лет». Этот журнал поможет осуществлять тематический мониторинг по результатам диагностики моих воспитанников.

Что представляет собой работа педагога по самосовершенствованию?

Выбрав интересную тематику по углублению знаний, расширению арсенала методов и приемов результативной работы, воспитатель обязательно составляет план по самообразованию, который утверждается методистом.

В плане я должна указать цель, задачи, ожидаемые результаты выполненной работы.

Моей целью является повышение собственного профессионального уровня как педагога посредством изучения теории и оттачивания практических навыков. Проще говоря, я хочу быть асом в вопросе «развитие мелкой моторики рук». Мне нужно создать хорошие условия в группе, чтобы у дошкольников была возможность тренировать пальчики.

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики дошкольников»

Задачи, которые я ставлю перед собой как исследователем выбранной темы:

  • Повышать гибкость и ловкость детских рук с помощью разнообразных методов, приемов, форм;
  • Совершенствовать развивающую среду в моей группе, укомплектовав ее необходимыми игрушками, тренажерами и т.п.;
  • Улучшить координацию движений, глазомер, логическое мышление, воображение, творческие способности, зрительную и слуховую память;
  • Создать благоприятную эмоциональную обстановку в группе для плодотворного сотрудничества ребенка и педагога.

Выбранная тема самообразования «Развитие мелкой моторики дошкольников» требует хорошей теоретической базы, как я уже говорила. Поэтому мне нужно наметить перечень вопросов, который я хочу изучить:

  • Приемы, формы и методы улучшения моторики пальчиков: физкультминутки, пальчиковая зарядка, самомассаж рук, пальчиковый театр, необычные техники рисования, применение монтессори-пособий;
  • Способы создания предметно-игровой базы своими руками и во время творческих занятий с детьми;
  • Вопросы взаимосвязи моторики и работы головного мозга у ребят;
  • Гигиенические и культурные навыки у дошкольников и правильная постановка руки для письма.
  • Работа воспитателя по теме: «Развитие мелкой моторики» предполагает постоянную практическую деятельность:
  • Формы работы – индивидуальная работа с воспитанниками, совместная деятельность сразу со всей группой;
  • Приемы и методы –пальчиковая гимнастика, дидактические игры, использование нестандартных атрибутов, творческие занятия по ИЗО, игры, пальчиковый театр, увлекательный театр теней, физкультминутки, обучение самомассажу.
  • Обязательно по окончанию обозначенного времени я должна представить отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики».
  • План по самообразованию «Развитие мелкой моторики дошкольников»

Мои планы в данном направлении

Понятно, что я напишу что-то в письменном виде, но также я планирую сделать следующее:

  • Сделать большую картотеку тематических игр, упражнений, тренажеров;
  • Организовать выставку или презентацию: «Развитие мелкой моторики дошкольников» для родителей и коллег, где представлю практические результаты работы с детьми. Это будут поделки, тренажеры, атрибуты пальчикового театра, фотографии, рисунки, возможно – видеоматериалы;
  • Провести консультацию для родителей о том, как важно тренировать пальчики и что для этого можно использовать.

Кстати, по поводу тренировок. Два слова хочу сказать о специальных тренажерах для пальчиков. Возможно, я напишу когда-то подробней.

Это такие штуки, которые помогаю малышам научиться шнуровать обувь, открывать-закрывать застежки-змейки, расстегивать пуговицы, замочки, защелки и т.п. Умелые родители самостоятельно делают большие тренажеры для своих малышей, но можно купить готовые.

Поверьте, это не просто баловство или способ занять кроху, это серьезная работа над ловкостью пальчиков и развитию интеллекта.

Но вернусь к моему исследованию.

Отчет по самообразованию по мелкой моторики должен также содержать тезисы о том, каких результатов я достигла в работе. Пока я не достигла, но планирую, что после проведенной планомерной деятельности детки будут иметь хорошо развитую моторику.

Они будут отлично владеть столовыми приборами, правильно держать карандаши, кисти, ручку. Также обучатся простым способам самомассажа, гимнастики. Полюбят творчество, пальчиковый театр, театр теней, рисование, лепку.

И главное – станут проявлять интерес к жизни, знаниям, задавать вопросы, проявлять инициативу.

Вот, я показала вам мой примерный план самообразования «Мелкая моторика» и жду ваших откликов. Особенно интересно услышать мнение коллег, а также замечания и дополнения. Возможно, ваши советы мне помогут в работе!

Если то, что я написала, показалось вам познавательным, прошу делиться информацией с друзьями через социальные порталы, а также приглашаю новеньких подписчиков в нашу компанию!

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики дошкольников»

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Прошла очные курсы по инклюзивному образованию

Источник: https://metodbv.ru/melkaja-motorika/

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры»

Автор публикации: ЯГАФАРОВА Г.Р.

2016-10-22

Краткое описание:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Милэшкэй»

села Бикмуразово Буинского муниципального района РТ»

  • План работы по самообразованию по теме:
  • «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
  • Выполнила: Ягафарова Гелгена Раильевна
  • 2016-2017 г.
  • Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.
  • Задачи самообразования:
  • 1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
  • 2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
  • 3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  • 4. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
  • 5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;

6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

  1. Формы работы с детьми:
  2. — совместная работа с детьми;
  3. — индивидуальная работа;
  4. — свободная самостоятельная деятельность самих детей.
  5. Методы и приёмы работы:(Объяснение, показ, беседа, игра)
  6. -массаж кистей рук;
  7. — пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
  8. — изготовление дидактических игр, шнуровок;
  9. — лепка из пластилина;
  10. — игры с кубиками, конструкторами;
  11. — рисование с использованием шаблонов, трафаретов
  12. -пальчиковый театр.
  13. Использовались игры:
  14. -«Геометрические вкладыши»;
  15. -«Крупная и мелкая мозаика»
  16. — «Пирамидка»;
  17. — «Игры в сухом бассейне для рук»;
  18. -«Узнай что в мешочке?»;
  19. — «Разрезные картинки»;
  20. — «Строим из Лего»;
  21. — «Пазлы деревянные и картонные»;
  22. — «Шнуровка»,
  23. — «Прищепки»;
  24. Этапы проработки материала:
  25. 1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
  26. Изучение научной и учебно-методической литературы:
  • Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб.: КОРОНА-ВекГод: 2007
  • ТКАЧЕНКО Т.А. РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ. — М.: ЭКСМО, 2007.
  • Османова Г.А НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:КАРО :2008
  • Османова Г.А.: Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику
  • Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речиЭксмо, 2011 г.
  • Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
  • Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  • Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  • Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

2 ЭТАП — внедрение в практику.

В своей работе по данному направлению я применяю накопленный опыт современных педагогов и использую основные принципы:

• Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

• Последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

Читайте также:  Рисунок голубя к 9 мая в детский сад: как нарисовать поэтапно карандашом и другими способами

• Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера.

Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму

  • 3 ЭТАП — диагностика,представление опыта работы по теме.
  • Форма отчетности:
  • — сделать консультацию для воспитателей и родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;
  • — составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик;
  • — организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкий моторики».
  • Какой предполагается результат:
  • у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.
  • Актуальность

        На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.

Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.

Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко.

Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.

Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Сентябрь

  1. В течении года
  2. В течении года ежедневно.
  3. Проведение диагностического исследования (первичное).
  4. Изучить литературу и опыты работ по данной теме.
  5. Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций.
  6. Самомассаж ( по книге Османова Г.А НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ)

Выявление уровня развития мелкой моторики рук (у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.)

Повышение своего уровня знаний, профессионального.

Обогащение развивающей среды.

Нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Улучшение координации движений, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения.

  • октябрь
  • Д/и.: «Прищепки»
  • Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Солим капусту»,
  • «Пальчики, здравствуйте!»

Д/и. : «Шнуровка».

Цель: Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.

Развитие мелкой моторики рук. . Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева» развитие усидчивости терпения

Ноябрь

— Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике. Анализ анкетирования.

  1. Д/и с сыпучими материалами( «сухой бассейн» , ищем игрушку, рисуем на крупе)
  2. Создание разнообразного «Пальчикового театра»
  3. Заучивание пальчиковых игр: «Осень-осень, листопад», «Дождик»
  4. «Деревья» «Корни»

Выявить степень осведомленности родителей о том, что такое «Мелкая моторика». Определить степень осведомленности родителей о том, как развивать мелкую моторику у дошкольников, и где брать необходимый материал.

  • Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
  • Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей. развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра
  • Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики
  • декабрь
  • ДИ : «Массажный мячик»
  • Создание картотеки игр с массажными мячиками.
  • Д/и «Веселые упражнения с карандашами»
  • Заучивание пальчиковых игр : «Новогодние игрушки»., Снежок, «Дедушка Мороз»

Цель: Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию дв

Учить раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук.

Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

  1. Январь
  2. Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук»
  3. Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»
  4. Настольная игра «Мозаика».
  5. Заучивание пальчиковых игр: «Елка», «Где же, где же наши ручки?», «Тили — бом»
  6. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста
  7. Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.
  8. Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам
  9. Февраль
  10. Создание пособия
  11. «тактильные дощечки»
  12. «Бусы для мамы» нанизывание крупных бусин на шнурок
  13. Заучивание пальчиковых игр: «Снеговик», «Киска», «Машина»,
  14. развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.
  15. Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
  16. развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста
  17. Март
  18. Семинар – практикум для педагогов на тему:
  19. «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
  20. «Пальчиковые шаги»

Создание пособия для игры( использовать книгу Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И.

Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.)

  • Заучивание пальчиковых игр: «Наши мамы», «тесто»,
  • «компот»
  • Выставка для родителей и педагогов
  • дидактических игр на развитие мелкой моторики дошкольников
  • развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук.
  • развивать моторику руки, выполняя имитационные
  • движения в сопровождении стихотворного текста
  • апрель
  • Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»;
  • Сказка «Ёжик» (упражнение с шариком массажёром)
  • Д/И-«Чудесный мешочек» определи игрушки на ощупь
  • Заучивание пальчиковых игр: «Большая стирка», »Рыбка»
  • Выставка для родителей и педагогов
  • дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников
  • развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.

Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

  1. Активизировать движения пальцев рук
  2. май
  3. Д/и «С крышками»
  4. Создание пособия для игры с крышками от бутылок

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей..

  • Диагностика уровня развития мелкой моторики
  • Развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счётные навыки; развивать фантазию и воображение
  • Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми
  • Проведение контрольного диагностического исследования .
  • Используя метод наблюдения,
  • упражнения, выявить
  • положительные результаты
  • проделанной работы,
  • проанализировать недостатки

Читать полностью »

Источник: https://docbaza.ru/naurok/doshkolniki/text-23716313.html

Развитие речи младших дошкольников посредством развития мелкой моторики Творческий отчет по теме самообразования Богдановой Ирины Николаевны воспитателя. — презентация

1 Развитие речи младших дошкольников посредством развития мелкой моторики Творческий отчет по теме самообразования Богдановой Ирины Николаевны воспитателя младшей разновозрастной группы МБДОУ «Токтайбелякский детский сад 7 «Березка»

2 Ребенок – это солнышко, Ребенок – это ветер, Ребенок – это главное, Что есть у нас на свете!

3 Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский М.М.Кольцова Л.В.Фомина Н.М.Аскарина М.А.Поваляева

  • 4 Цель: Создать систему работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. * формировать навыки самообслуживания Задачи: *развивать общую моторику рук; *развивать мелкую моторику рук с помощью массажа, специальных упражнений и пальчиковых игр; *стимулировать речевое, умственное и интеллектуальное развитие детей; *формировать навыки предметной деятельности детей; * формировать навыки самообслуживания
  • 5 Предполагаемый результат *повышение уровня развития мелкой моторики воспитанников младшей разновозрастной группы « Солнышко » ; *формирование и становление речевых навыков у воспитанников; *интеллектуальное и умственное развитие детей; *пополнение предметно-развивающей среды; *обогащение родительского опыта в воспитании детей; *создание в семье благоприятных условий для развития мелкой моторики рук ребенка, учитывая опыт, приобретенный в детском саду.
  • 6 Предметно – развивающая среда группы по развитию моторики: Практическая литература Картотека логоритмических упражнений Дидактические игры и пособия Сухой бассейн Центр песка и воды Наборы предметов для проведения самомассажа Цветные клубочки Счетные палочки Картотека схем для выкладывания узоров Пальчиковый театр
  • 7 Система работы: 1 – массажные упражнения 2 – пальчиковые игры 3 – Логоритмические упражнения 4 – артикуляционная гимнастика 5 – Игры с различными предметами и материалами
Читайте также:  Оформление разных уголков как центров развивающей среды детского сада по фгос: подборка материалов

8 Рекомендации к проведению игр и упражнений: — Ежедневно в течение 2-3 минут 2-3 раза. — Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев (дети разогревают ладони легкими поглаживаниями, массажем). -Начинать с показа. Если возникают затруднения, надо взять руку ребенка в свою и выполнять вместе.

— Не принуждать и не настаивать на запоминании текста, достаточно того, чтобы ребенок повторял за взрослым движения. — При выполнении логоритмических упражнений не надо специально разучивать стихотворный материал, он непроизвольно запоминается одновременно с движениями. — Проводить эмоционально, активно, обязательно хвалить малыша за успехи.

— Артикуляционную гимнастику проводить ежедневно в течение 2-3 минут.

9 Формы работы по развитию мелкой моторики: 1.Традиционные: Самомассаж Игры с речевым сопровождением Гимнастика без речевого сопровождения Графические упражнения Предметная деятельность Дидактические игры Игровые пособия Пальчиковый театр 2. Нетрадиционные: Самомассаж с помощью различных материалов Игры с помощью природного, хозяйственно – бытового материала

  1. 10 Работа с родителями: Собрание «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника» (сентябрь 2010) Семинар – практикум «Играем пальчиками» (ноябрь 2010) Консультация «Почему ребенок молчит» (февраль 2012) Консультация «Развитие мелкой моторики у детей посредством формирования культурно-гигиенических навыков» (октябрь 2013) Наглядная агитация «23 самых простых способа развития мелкой моторики ребенка дома» (декабрь 2013)
  2. 11 Распространение педагогического опыта: Выступление на педагогическом совете «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников» (декабрь 2011) Консультация для педагогов «Развитие тонкой моторики средствами физкультурных упражнений и подвижных игр» (декабрь 2011) Консультация для педагогов «Готовим руку к письму (Игры со счетными палочками)» (февраль 2012) Выступление на методическом объединении «Развитие артикуляционного аппарата» (декабрь 2012) Консультация для воспитателей «Гимнастика массажными мячиками су- джок» (октябрь 2013) * Выступление на РМО воспитателей ДОУ «Влияние действий рук на развитие ребенка» (декабрь 2010) *Выступление на РМО руководителей ДОУ «Развитие речи младших дошкольников посредством мелкой моторики» (декабрь 2010)
  3. 12 Мониторинг «Обследование динамики развития координации движений и мелкой моторики детей младшей разновозрастной группы» Цель: Определить уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников (2 – 4) лет для дальнейшей коррекции деятельности

13 Сент 11 май.12 май.13 Высокий 0% 86% Средний 40%100%14% Низкий 60%0% Динамика развития моторики:

  • 14 Уровень развития мелкой моторики в диаграмме
  • 15 Уровень развития речи
  • 16 Спасибо за внимание!
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27

Источник: http://www.myshared.ru/slide/948645/

План самообразования воспитателя доу развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста. Мелкая моторика и самообразование воспитателя

  • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
  • Анжеро-Судженского городского округа
  • «Центр развития ребёнка — детский сад № 21»
  • САМООБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ
  • Дроздовой Натальи Анатольевны
  • Тема:
    «
    Развитие
    мелкой моторики у дошкольников
  • через дидактические игры»
  • 2016-2017 учебный год
  • (младшая группа)
  • Анжеро-Судженский ГО
  • ВВЕДЕНИЕ
  • «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев.

  • От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки,

  • которые питают источник творческой мысли.

  • Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

  • тем умнее ребёнок»

В.А. Сухомлинский

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.

Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам.

Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны.

А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.

Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цель:
повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у дошкольниковчерез дидактические игры.

Задачи самообразования:

  1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
  2. Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
  3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
  4. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
  1. Формы работы с детьми:
  2. ü совместная работа с детьми;
  3. ü индивидуальная работа;
  4. ü свободная самостоятельная деятельность самих детей.
  5. Система работы представлена по следующим направлениям:
  6. ü В непосредственно образовательной деятельности — совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
  7. ü Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика, дидактические игры во второй половине дня);
  8. ü Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);
  9. ü Работа с родителями- консультации и беседы.
  10. Методы и приёмы работы:
  11. Объяснение, показ, беседа, игра
  12. ü массаж кистей рук;
  13. ü пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
  14. ü изготовление дидактических игр, шнуровок;
  15. ü лепка из пластилина;
  16. ü игры с кубиками, конструкторами;
  17. ü рисование с использованием шаблонов, трафаретов
  18. ü пальчиковый театр.
  19. Использовались игры:
  20. ü «Геометрические вкладыши»
  21. ü «Крупная и мелкая мозаика»
  22. ü «Пирамидка»
  23. ü «Игры в сухом бассейне для рук»
  24. ü «Узнай что в мешочке?»
  25. ü «Разрезные картинки»
  26. ü «Строим из конструктора»
  27. ü «Пазлы деревянные и картонные»
  28. ü «Шнуровка»
  29. ü «Прищепки»
  30. ü «Игры с массажными мячиками»
  31. Предполагаемый результат:
  32. Дети смогут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, будут развиты внимание, память, мышление, творческие способности и фантазия.
  33. Этапы проведения дидактических игр
  34. для развития мелкой моторики
  35. в младшем дошкольном возрасте

Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду. Поэтому мною были выделены III этапа, для каждого были подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения.

I
этап

Изучение учебно-методической литературы. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого воспитанника.

II
этап —
Теоретический

На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка; изучение психологических особенностей развития детей младшего дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки пальчиковых игр, шнуровок, игр с прищепками и т.д.)

III
этап — Обобщающий

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно.

На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Формы работы
С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

I
этап

Организационно-диагностический
сентябрь

Проведение диагностического обследования Консультация с руководителем методического совета по теме самообразования.
  • ü Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий
  • ü Выбор и определение темы самообразования
  • ü Планирование работы по теме самообразования
Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей»
II
этап

Теоретический
октябрь

  1. Заучивание пальчиковых игр:
  2. ü «Осень»
  3. ü «Дядел»
  4. ü «Овощи»
  5. Дидактические игры:
  6. ü Мозаика
  7. (напольная)
Консультация с учителем-логопедом по созданию картотеки пальчиковых игр для младшего возраста. ü Составление плана по самообразованию
ü Оформление картотеки пальчиковых игр.
Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике.
III
этап

Обобщающий
ноябрь

  • Заучивание пальчиковых игр:
  • ü «Капуста»
  • ü «Зайка»
  • ü «Фрукты»
  • ü «Апельсин»
  • Дидактические игры:
  • ü Конструктор
  • ü «Чудесный мешочек»
ü Создание картотеки дидактических игр Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками».
декабрь

  1. Заучивание пальчиковых игр:
  2. ü «Снежок»
  3. ü «Замок»
  4. Дидактические игры:
  5. ü «Найди вторую половинку» — разрезные картинки
  6. ü «Строим забор» из счётных палочек
  • ü Создание картотеки игр с массажными мячиками.
  • ü Подбор и разработка дидактических игр.
  • ü Пополнение картотеки пальчиковых игр.
Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики»
январь

  1. Заучивание пальчиковых игр:
  2. ü «Медведь»
  3. ü «Белка»
  4. Заучивание игр с массажными мячиками:
  5. ü «Шарик»
  6. ü «Иголки»
  7. Дидактические игры:
  8. ü «Сухой бассейн»
  9. ü «Разрезные картинки»
  10. ü «Помоги развесить одежду» — двойные и одинарные трафареты одежды, (прикрепляют — прищепками).
Памятка для родителей: «Игры с прищепками»
февраль

  • Заучивание пальчиковых игр:
  • ü «Перчатка»
  • ü «Человечек»
  • Заучивание игр с массажными мячиками:
  • ü «Горка»
  • ü «Месим тесто»
  • Дидактические игры:
  • ü «Пазлы»
  • ü «Выложи дом из цветных геометрических фигур»

ü «Кто в домике живет?» — найти фигурки в «сухом» бассейне.
ü «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке»

ü Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»
март

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Весна»
ü «Кап, кап, кап…»

  1. ü «Уточка»
  2. Заучивание игр с массажными мячиками:
  3. ü «Ласковый ёжик»
  4. Дидактические игры:
  5. ü «Пазлы»
  6. ü «Золушка» — сортировать по цвету зернышки фасоли.
  7. ü «Солнце светит ярко-ярко» — выложить из счётных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
  • ü Пополнение картотеки дидактических игр.
  • ü Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.
  • ü Изготовление дидактических игр.
Памятка для родителей: «Наши пальчиковые игры»
Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников.
апрель

  1. Заучивание пальчиковых игр:
  2. ü «Голуби летели»
  3. ü «У дорожки дуб растёт»
  4. ü «Пчела»
  5. Дидактические игры:
  6. ü «Пальчиковые шаги»
  7. ü «Бусы для мамы»
  8. ü «Шнуровка»
  9. ü «Пазлы»
  10. ü «Чудесные пуговицы» — выкладывание узоров из пуговиц.
  • ü Оформление картотеки дидактических игр.
  • ü Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.
  • ü Изготовление дидактических игр.
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»
май

Диагностика уровня развития мелкой моторики. Отчет по теме самообразования. ü Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.
ü Оформление работы в полном варианте.
Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» — акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. — АСТ, 2011. — 64с.
  2. Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. — М.: «Карапуз», 2007. — 18 с.
  3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
  4. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. — СПб: Изд. дом «Литера», 2006. — 18 с.

Источник: https://orange-lab.ru/the-selfeducation-plan-of-the-tutor-dow-the-development-of-fine-motor-skills-in-children-of-early-preschool-age-fine-motor-skills-and-selfeducation-teacher/

№ 3006 План работы по самообразованию воспитателя Тема: «Развитие мелкой моторики младших дошкольников через дидактические игры»

  • Детина Анна Сергеевна Челябинская область , Троицкий район ,п.Бобровка МКДОУ Бобровский детский сад «Колосок»
  • Воспитатель
  • План работы по самообразованию воспитателя
  •  Тема: «Развитие мелкой моторики младших дошкольников
  •  через дидактические игры».

Актуальность темы:На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.

Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.

         Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.

Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко.

Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческуюдеятельность.

Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

И, поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

  1. Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей 2-4 лет.
  2.    Задачи:
  3. 1.    Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей раннего     возраста;
  4. 2.    Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
  5. 3.    Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  6. 4.    Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;
  7. 5.    Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;

6.    Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

  • Формы работы:
  • −      совместная работа с детьми;
  • −      индивидуальная работа;
  • −      свободная самостоятельная деятельность самих детей.
  • Предполагаемый результат:
  • у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать ложку, карандаш, кисть, получают удовольствие от творческой и игровой деятельности.
  • Этапы работы.
I. Теоретический этап.
Изучение учебно-методической литературы: 1.    Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 2007
2.    Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. — М.: ЭКСМО, 2007.
3.    Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
4.    Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5.    Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
В течение года
II. Практический этап.
Рисование, лепка В течение года
Создание картотеки пальчиковых игр октябрь
Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Капуста» Побуждать детей выполнять действия руками и пальчиками, в соответствии со словами текста; развитие мелкой моторики октябрь
Д/и.: «Прищепки» Способствовать формированию детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Формировать умение детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры. ноябрь
Игры: «Рыбалка», «Поймай лягушку» Развивать координацию движений, мелкую моторику и закрепление цвета рыбки (лягушки). Ноябрь
Д/и. «Шнуровка», «Бусы» Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. ноябрь
Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе) укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина; воспитание терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Декабрь
Создание разнообразного «Пальчикового театра» Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей, развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра Декабрь
ДИ : «Массажный мячик» Создание картотеки игр с массажными мячиками. Развивать сгибание и разгибание кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию движений. Декабрь
Д/и «Веселые упражнения с карандашами» Способствовать умению раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук. декабрь
Оформление буклета для родителей «Для чего нужны пальчиковые игры» Консультация для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук» Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей раннего возраста январь
Настольная игра «Мозаика». Способствовать умению детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу. январь
Д/и «С крышками»
Создание пособия для игры с крышками от бутылок
Развивать координацию движения рук, способствовать умение детей закручивать и откручивать крышки. февраль
Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста» Выставка для родителей и педагогов дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников февраль
III. Оценочный этап. Диагностика уровня развития мелкой моторики Анализ работы по теме самообразования
  1. Проведение контрольного диагностического исследования.
  2. Используя метод наблюдения,
  3. упражнения, выявить
  4. положительные результаты
  5. проделанной работы,
  6. проанализировать недостатки
май

Выводы: Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Источник: http://2.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/sentyabr/no-3006-plan-raboty-po-samoobrazovaniyu-vospitatelya-tema-razvitie-melkoy-motoriki-mladshih-doshkolnikov-cherez-didakticheskie-igry/

Ссылка на основную публикацию