Оформление разных уголков как центров развивающей среды детского сада по фгос: подборка материалов

Приветствую вас друзья и дорогие читатели блога с вами Татьяна Сухих и сегодня я расскажу о том, как мы оформляли информационные уголки в старом детском саду. Давно хотела поделиться с вами своими идеями, которые мы с воспитателями воплотили в жизнь. Сегодня я вспоминаю о них с теплотой в душе и очень рада что у меня остались не только воспоминания, но и фотографии.

Информационные доски

Самым первым моим оформлением был уголок дежурства 2004 году. Рисовала я его на обычных потолочных плитках краской гуашь, работала увлечённо по ночам… Дело в том когда я устроилась в детский сад, было очень трудно с деньгами и я брала все подработки которые предлагались, работая над изготовлением уголков я была сторожем, а утром шла на смену воспитателем.

  • Оформление разных уголков как центров развивающей среды детского сада по ФГОС: подборка материалов
  • За две недели я нарисовала утят и доктора для уголка здоровья, кстати картинку взяла из пазлов, очень удачный доктор получился и он долго прослужил нам в раздевалке, мы вывешивали информацию для родителей, касательно прививок и антропометрических данных.
  • Оформление разных уголков как центров развивающей среды детского сада по ФГОС: подборка материалов
  • Мы по разному его оформляли в разные года и года 3 он нам точно прослужил))
  • Оформление разных уголков как центров развивающей среды детского сада по ФГОС: подборка материалов
  • Еще я рисовала животных: коалу, жирафа и журавля, такие красивые они были, жаль что фотографии не осталось, на них мы помещали различную информацию для родителей.
  • Не могу обойти стороной черепаху, ведь именно она доносила до родителей домашнее задание: стихи, песни, рекомендации по развитию детского творчества.
  • Оформление разных уголков как центров развивающей среды детского сада по ФГОС: подборка материалов

Прошло время, меня перевели на ясельный корпус, где я начала в большей степени проявлять свои способности с моими коллегами. Кстати черепаху я забрала с подготовительной группы и мы прикрепили её на стену как украшение группы.

  1. Нашей группе присвоили название «Смешарики» и у нас не возникло проблем с оформлением, мы четко знали, что будем рисовать героев мультфильма.
  2. Уголок творчества получился у нас не такой как у всех, я купила атласные ленты, кто — то из коллег прищепки, младший воспитатель Марина Александровна нарисовала бараша и потрясающей шедевр готов))
  3. Оформление разных уголков как центров развивающей среды детского сада по ФГОС: подборка материалов
  4. Вторую часть уголка я делала из потолочной плитки, природного и бросового материала, файл прикрепила на клей для потолков и мы размещали информацию по творческой и развивающей деятельности детей.
  5. Оформление разных уголков как центров развивающей среды детского сада по ФГОС: подборка материалов
  6. Стенд речевого развития получился очень хорошим, но некоторые буквы их клеёнки для стола плохо держались на потолочном клее и в момент запечатления они упали за детские шкафчики, получился уголок не правильного речевого развития))) героев мультфильма в этот раз создавала в рабочее время, пока детки спали.
  7. Оформление разных уголков как центров развивающей среды детского сада по ФГОС: подборка материалов
  8. Объявления несла для родителей Нюша, она же и следила за тем, как все родители расписываются в журнале здоровья.
  9. Оформление разных уголков как центров развивающей среды детского сада по ФГОС: подборка материалов
  10. Марина Александровна, младший воспитатель моя любимая помощница, полностью нарисовала смешариков и оформила стенд для родителей.
  11. Оформление разных уголков как центров развивающей среды детского сада по ФГОС: подборка материалов
  12. Уголок безопасности оформляла моя напарница, воспитатель Оксана Владимировна.
  13. Оформление разных уголков как центров развивающей среды детского сада по ФГОС: подборка материалов
  14. Этот уголок мы делали для специалистов по музыкальному и физкультурному руководству, они размещали свою информацию для мамочек и папочек.
  15. Объявления мы делали простенько и на самой двери в группу, главное размещено на уровне глаз и при входе в группу мамы и папы видят то, что мы для них приготовили.
  16. Чуть не забыла про уголок медицинского работника, классная Савунья у Марины получилась.
  17.  Уголок дежурства в младшей группе мы сделали немного по другому, хомяк вызвал у детей особый интерес, мы рассматривали рисованную картинку и сочиняли простые предложения.
  18. А эту кошечку мы с Мариной Александровной сделали из плюшевого синего слона на выставку «Фантазия без границ», а после выставки мы решили сделать расчесницу, которая прослужила нам 2 года.

По этому пункту об информационных уголках у меня всё, но я также запечатлела развивающие центры в старом детском саду для публикации на сайте сада.

К сожалению мне не все центры удалось разместить и их я тоже хочу вам сейчас показать.

А о новых развивающих центрах я расскажу в следующей статье, хотя я недавно писала о них немного в статье «Насыщенные трудовые будни!» почитайте если интересно.

Развивающие центры в саду, которого уже нет

  • Возможно эти центры натолкнут вас на идею для развивающего цента в саду и дома для детей дошкольного возраста!
  • Приятного просмотра!
  • Физкультурный центр в игровой комнате.
  • Русская изба.

Это ещё не все развивающие центры, о других уголках я ещё расскажу и покажу их.

А пока у меня на этом всё, до встречи в следующей статье в которой я расскажу о своих победах 30 октября в турнире по шахматам и нардам, следите за обновлением блога и делитесь этими фотками с друзьями.

С уважением, Татьяна Сухих

Источник: https://metodbv.ru/razvivayushhie-tsentry-ili-ugolki-nashego-sada/

Построение развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе «Белоснежка» в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Оформление разных уголков как центров развивающей среды детского сада по ФГОС: подборка материалов

        Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены.

Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.

Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды.

Мы, педагоги, стремились создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.

  •         В связи с этим, создавая развивающую среду в старшей группе, я, прежде всего, определила:
  •     Цель:
  •  Обеспечить систему условий, необходимых для разнообразия видов деятельности, совершенствуя структуру детской личности.
  •     Задачи:
  • ·        Создать условия для охраны и укрепления физического психического и эмоционального благополучия детей.
  • ·        Построить вариативность развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения с детьми и  со взрослыми.
  • ·        В соответствии комплексно – тематической недели, предметно –     пространственную среду  менять, обновлять и пополнять

 Уделяя внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я старалась, чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней, уютной обстановке.

Предметы мебели в группе расставлены так, что дает возможность детям свободно передвигаться по группе, развивать их двигательную активность.        Переставляя мебель в игровых зонах,  позволило уйти от надоедливой однообразной обстановки и внести в интерьер что-то новое и свежее.

Мебель в центрах разнообразная, часто меняются варианты расстановки столов в обеденной части группы. В группе есть мягкая мебель, (мягкий уголок), что создает уютную атмосферу, а так же игрушки детей, принесенные ими из дома.

В работе с детьми я использую не авторитарную, а личностно-ориентированную модель воспитания, тесно взаимодействую с родителями с целью изучения потребностей ребенка. Сотрудничество детского сада с семьей идет по единому воспитательному плану и приводит к достижению максимальных результатов в формировании личности.

      Все пространство в группе я разделила на определенные центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

  1.      Задачи:
  2. ·        Создать условия для охраны и укрепления физического психического и эмоционального благополучия детей.
  3. ·        Построить вариативность развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения с детьми и  со взрослыми.
  4. ·        В соответствии комплексно – тематической недели, предметно – пространственную среду  менять, обновлять и пополнять.
  5. При организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, было использовано два варианта ее построения.
  6. ДО

Оформление разных уголков как центров развивающей среды детского сада по ФГОС: подборка материалов

ПОСЛЕ

Оформление разных уголков как центров развивающей среды детского сада по ФГОС: подборка материалов

1.     Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.

2.     Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

  •    Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
  • 1) социально-коммуникативная,
  • 2) познавательная,
  • 3) речевая,
  • 4) художественно-эстетическая,
  • 5) физическая.
  •     При построении предметно – пространственной среды учитывались зональные принципы:
  • 1.     принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
  • 2.     принцип активности, самостоятельности, творчества;
  • 3.     принцип стабильности, динамичности;
  • 4.     принцип комплексирования и гибкого зонирования;
  • 5.     принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
  • 6.     принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
  • 7.     принцип открытости – закрытости;

8.     принцип учёта половых и возрастных различий детей.

  1. Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.
  2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ :

   Направление: Познавательное развитие    Центр «Игралочка»  

 Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм.

Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей.

Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.

ДО

Оформление разных уголков как центров развивающей среды детского сада по ФГОС: подборка материалов

ПОСЛЕ

Оформление разных уголков как центров развивающей среды детского сада по ФГОС: подборка материалов

       Художественно — эстетическая область:

   В Центре «Талантливые пальчики» для развития  детей подобраны различные картинки, рисунки  с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п.

Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу.

В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры  и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу.

Читайте также:  Лэпбук по экологии для дошкольников: как сделать своими руками с помощью шаблонов

ДО

Оформление разных уголков как центров развивающей среды детского сада по ФГОС: подборка материалов

ПОСЛЕ

Оформление разных уголков как центров развивающей среды детского сада по ФГОС: подборка материалов 

 По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

         Направление: Речевое развитие.  

   Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе.

В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций.

В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

  • ДО
  • Оформление разных уголков как центров развивающей среды детского сада по ФГОС: подборка материалов
  • ПОСЛЕ

Оформление разных уголков как центров развивающей среды детского сада по ФГОС: подборка материалов

     В Центре  «Грамотности»  находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

ДО 

Оформление разных уголков как центров развивающей среды детского сада по ФГОС: подборка материалов

  1. ПОСЛЕ
  2.      Направление: Познавательное развитие.

    Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т.е. теоретической  и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический   материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях,  и взаимодействии всех  объектов.

  • ДО
  • ПОСЛЕ

     Центр «Экология» включает в себя экологическую деятельность.

Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др.

Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. В холодный период года  мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород.

Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д.

Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Оформлены  макеты (пустыня, северный полюс, тропики, макеты доисторической жизни (динозавры) и ландшафтный макет). Все составляющие макета мобильны, т. е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными растительными элементами и малыми архитектурными формами. Работа с макетами способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного дизайна.

  1. ДО
  2. ПОСЛЕ

    Центр «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы.

Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки.  При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры Воскобовича, «Разрезной квадрат» Никитина, «Логические блоки Дьенеша» и др.

Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.

  • В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
  • ДО
  • ПОСЛЕ

 В «Нравственно-патриотическом» центре помещена  государственная символика России, родного города Назарова, также   есть  пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Оформлен  центр «Наше Причулымье» , в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей города Назарово,  здесь находятся  альбомы  «Мой город», «Моя семья» и др.       

  1. ДО
  2. ПОСЛЕ

    «Строительный» (конструктивный) Центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен.

Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально.

В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек.

Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

  • ДО
  • ПОСЛЕ

     «Музыкально — театрализованный» Центр — это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.

Здесь  различные виды театров. Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно.

Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.

  1. ДО
  2. ПОСЛЕ
  3. Направление: Социально-личностное развитие.
  4.    Происходит  формирование у детей  основ  культуры  общения, закрепления знаний  об  окружающей   действительности  и  жизни  в   социуме,   через    решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность.

  В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы».

В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников  весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр.

Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям.

Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).

  • ДО
  • ПОСЛЕ
  •      Направление: Физическое развитие.

  Центр «Движения!» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств.

На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни.  Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности.

Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

  1. ДО
  2. ПОСЛЕ

   В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия.  Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации.  

   Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.

Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью.

Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

  Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Источник: http://doy-kalinka.ucoz.ru/index/postroenie_predmetno_razvivajushhej_sredy_belosnezhka_v_sootvetstvii_s_fgos_do/0-311

Создание предметно-развивающей среды в группе детского сада по ФГОС ДО

Юшкова Е. В. Создание предметно-развивающей среды в группе детского сада по ФГОС ДО [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 240-243. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10520/ (дата обращения: 24.10.2019).



  • Создание предметно-развивающей среды в группе детского сада по ФГОС ДО
  • Юшкова Елена Викторовна, воспитатель
  • МАДОУ
  • Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
  • Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Все предметы и оборудование в группе должны гармонично сочетаться по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Украшением являются шторы, занавески, которые тоже могут быть дополнены цветочками, колечками, ленточками, шариками и т. п.

Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием центр двигательной активности лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты.

Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений.

Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Для развития физических качеств в групповой комнате детского сада может быть представлен как традиционный материал для мальчиков и для девочек — это мячи разного размера, скакалки, кегли, кольцеброс, так и нетрадиционный — это мешочки с песком, мягкие палочки, которые можно использовать как полосу препятствий, делать из них дорожки разной величины и ширины; могут быть гантели с песком, коврики с шипами для стопотерапии, дорожка массажная из пуговиц. Для выбора спортивного оборудования детям может помочь кубик, на гранях которого есть изображения спортивного оборудования, а второй кубик можно использовать для выбора упражнений, дополнив его схемами. Для формирования начальных представлений о здоровом образе жизни может быть представлен иллюстративный материал — тематические альбомы с разными видами спорта, альбомы, сделанные родителями вместе с детьми о любимом виде спорта. Для накопления и обогащения двигательного опыта детей необходимо играть в валеологические игры, использовать схемы и картотеку подвижных игр. В группе должен быть ростомер для того, чтобы дети смогли спокойно подойти, измерить свой рост, сравнить свой рост с ростом друга.

В детском саду мы работаем по теме «Основы безопасности жизнедеятельности детей».

Читайте также:  Считалка «эники-беники, ели вареники»: текст полностью

Для приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, дети могут просматривать тематические альбомы по правилам безопасности на дороге и в быту, обсуждать как правильно вести себя в той или иной ситуации.

С помощью плаката по ПДД, можно познакомиться с дорожными знаками и правилами поведения на дорогах. Всё это можно прослушать с помощью музыкального плаката и обыграть ситуацию на дороге с помощью дидактического коврика с разметкой улиц и дорог.

Для передачи детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства, в зоне ближайшего развития предложить настольные игры с соответствующей тематикой, например: дидактическая игра по ПДД, в которую можно поиграть с друзьями под руководством воспитателя, домино «Дорожные знаки», игра «Дорожные знаки» и др.

Особое место в группе занимает «Экологическое окно», оно и украшает, и место отдыха (под ним расположен ковёр), и место решения познавательных задач (липучками прикрепляются силуэты животных). Это дидактический компонент среды, с ним педагог проводит ежедневную работу перед прогулкой.

Достоинством его является возможность применения как комплексного средства решения образовательных задач. Для формирования целостной картины мира в группе могут быть представлены книги о природе, энциклопедии, можно послушать произведения композиторов о природе, почитать стихи.

В минутки тишины узнать что-то новое, поиграть в словесные дидактические игры. Интересно разговаривать также о том, какими видами спорта можем заниматься в разное время года. Ещё важно использовать образно-символический материал — карту Пермского края, глобус, календарь природы и календарь погоды.

Старшие дети сами цветным маркером отмечают, какая сегодня погода, есть ли ветер, осадки, конечно, делаем надо это после прогулки, когда понаблюдали за погодой.

Для познавательно-исследовательской деятельности в группе должны быть объекты для исследования в действии — наборы для опытов с водой, воздухом, магнитами, коллекция минералов Пермского края, природный материал, сыпучие продукты, емкости разной вместимости, материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, картотека опытов, тетрадь для зарисовки проводимых опытов.

Для художественно-эстетического развития надо создать зону художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, мелками, разными трафаретами.

Для развития мелкой моторики и творчества в свободном доступе должен быть пластилин, также кисти, краски, клеёнка для рисования, а чтобы дети не испачкали свою одежду, фартуки.

Здесь дети рисуют, используя тематические альбомы, в которых пошагово предложены схемы рисования, лепки, оригами, а полюбоваться творчеством художников могут в уголке искусства, где представлены и картины, и предметы искусства, изделия народных промыслов.

В реализуемой программе труд выступает в качестве одного из ведущих средств социально-коммуникативного развития ребёнка дошкольного возраста.

Несмотря на то, что он проводится в разнообразных игровых формах, оснащение данного вида деятельности является непременным условием эффективности работы в этой области. Такое оснащение включает в себя оборудование для хозяйственно-бытового труда.

Эта деятельность организуется в зоне ближайшего развития преимущественно под руководством взрослого, поэтому весь материал для труда сосредоточен в специально отведённом для него месте.

Для воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам в группе должны быть настольно-печатные игры, например: лото «Профессии», «Кто что делает?» и т. д., образно-символический материал с видами профессий.

Успешность реализации педагогического процесса обусловлена обеспечением возможности ребенка ежедневноиграть в сюжетно-ролевые игры. Для этого в группе нужны необходимые атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.

В среду вносятся игровые наборы, включающие в себя основные атрибуты. Необходимые для развёртывания таких игр, как «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и др.

Осваиваемые с помощью таких наборов игровые сюжеты постепенно включаются в организуемые игры и значительно обогащают их сюжеты.

Для развития в детском саду строительно-конструктивной деятельности необходимы разнообразные наборы конструктора. В группе должно быть представлено значительное количество строительного материала и многообразие его видов.

Необходимость данного вида материала обусловлена его ролью в решении задач образовательного процесса, актуальностью, привлекательностью и доступностью для детей. В соответствии с требованиями программы, каждый воспитанник обеспечен индивидуальным набором настольного конструктора.

Свободное, бессюжетное размещение материала позволяет детям проявлять творчество в создании конструктивных замыслов. Для обогащения конструктивного опыта детей широко применяются дидактические материалы (схемы, фотографии).

Для строительства необходимы игрушки, заселяющие постройки, — это могут быть различные сказочные персонажи, а также домашние и дикие животные разных широт. Хорошо, чтобы все эти разнообразные, небольшие по размеру, игрушки ребенок мог использовать в игре, чтобы создать сказочную ситуацию, парк, зоопарк, ферму или лес.

Старшие дети с увлечением играют конструктором «Лего».

В важное значение для образовательного процесса приобретает использование обучающих дидактических игр. У детей появляется желание объединяться для совместных игр.

В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков может хранится множество мозаик, кубиков, настольно-печатных и дидактических игр.

Дидактические игры вносятся в среду по мере освоения их содержания, правил, способов организации в совместной деятельности. Игры должны быть подобраны в соответствии с возрастом.

В процессечтения художественной литературы в ДОУлитературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

Здесь должен быть представлен портрет писателя, произведения которого дети читают в данный период времени, книги, иллюстрации из его произведений, герои его произведений, перо, «которым писатель писал свои сказки». В старшей группе среда обогащается новым элементом — групповой библиотекой.

с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, энциклопедиями, детскими журналами. Необходимость введения этого элемента обусловлена задачами подготовки детей к обучению в школе: развитие познавательной мотивации, обогащение круга представлений, формирование культуры читателя.

Такая библиотека создается силами сотрудников детского сада и семьи.

Для восприятия художественной литературы в группе размещён уголок театрализации с различными видами театров, большой ширмой, элементами костюмов, масками, аудиокассеты с записями детских песен и сказок.

Для приобщения к музыкальному искусству особое место занимает музыкальный уголокс детскими музыкальными инструментами, шумовыми коробочками, портретами композиторов, картотекой карточек для формирования чувства ритма.

  1. Для речевого развития должны быть представлены серии сюжетных картинок, алгоритмы для составления рассказов и заучивания стихов, лото, дидактические игры, игры на развитие мелкой моторики: мозаика, шнуровки…
  2. Для формирования математических представлений должен быть представлен раздаточный счетный материал, комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, схемы, набор объемных геометрических фигур.
  3. При создании предметно-развивающей среды обязательно учитывается и региональный компонент: могут быть представлены тематические альбомы, художественная литература, карта Пермского края, символика России, портрет президента.

Развивающие миры (Полочки с предметами избыточной информации) — этот элемент среды выполняет функции обогащения представлений детей (преимущественно в зоне неясных знаний), развития познавательной активности.

Некоторые из развивающих полочек предназначены для презентации новых способов деятельности, перспективных замыслов, обозначения интересных тем для свободного общения.

Это мобильный элемент среды, его содержание изменяется воспитателем не менее одного раза в 1–2 недели.

Разноуровневое размещение элементов декора — охрана зрения дошкольников, также решает задачи эстетического воспитания.

Для родителей должен быть оформлен информационный уголок, из которого они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий), проводимых мероприятиях.

Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателя об образовании и развитии детей. В оформлении приёмной всегда найдётся место для работ детей, их творчества.

Выставка должна быть очень красочно оформлена.

  • Развивающая среда в детском саду всегда подчинена принципам:
  • Трансформированности — среду можно поменять: раздвинуть столы, передвинуть ковёр…
  • Полифункциональности- предмет можно использовать в разных видах деятельности.
  • Педагогической целесообразности- все предметы необходимы, количество их достаточно, каждому ребёнку будет, чем заняться.
  • Эмоциональной комфортности- есть возможность играть, общаться, познавать, достигать успеха.
  • Безопасности- обязательны сертификаты на игрушки, столы и стулья должны соответствовать росту детей (есть паспорт группы), мебель прикреплена, углы у столов закруглены.
  • Детский сад должен предоставлять ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности.
  • Литература:
  1. Крылова Н. М. Детский сад — Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности / Н. М. Крылова. —3-еизд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 264 с.; 2 приложения.
  2. Н. В. Нищева «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду», Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2006 г.
  3. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы — Волгоград: Учитель,2009.-143с.
  4. Полякова М. Н. Создание моделей предметно- развивающей среды в ДОУ (Методические рекомендации) Учебно-методическое пособие. М., Центр педагогического образования, 2008.- 96с.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, игра, группа, художественная литература, Пермский край, дошкольный возраст, двигательная активность, групповая комната, ближайшее развитие.

предметно-развивающая среда, ребенок, игра, младший дошкольный возраст, развивающая среда, групповая комната, детский сад, младший возраст, коммуникативная функция, групповое пространство.

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников

К вопросу о социально-коммуникативном развитии детейигра, дошкольный возраст, детство, социальное развитие

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части

В группах младшего дошкольного возраста решаются задачи формирования основных навыков движения, правильной осанки, простейших навыков работы с мячом.

Литература

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Экологическое развитие детей на экскурсии | Статья в журнале… ребенок, природа, воспитатель, экскурсия, явление природы, заяц, мир природы, дошкольный возраст, детский сад, экологическое воспитание детей. Знакомство с миром природы или воспитание…

Поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей.

Читайте также:  Конструирование в подготовительной группе детского сада, конспекты занятий, особенности конструктивно-модельной деятельности дошкольников, схемы и прочее

В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности.

предметно-развивающая среда, ребенок, игра, младший дошкольный возраст, развивающая среда, групповая комната, детский сад, младший возраст, коммуникативная функция, групповое пространство.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10520/

Предметно-развивающая среда в ДОУ и основные принципы её организации

  • Дорошенко Ирина Анатольевна
  • Семинар – практикум                   
  • Тема — Предметно-развивающая среда в ДОУ и основные принципы её организации.
  • Ход:
  • —   сообщение педагога-психолога:
  •                                — система мероприятий по созданию, совершенствованию          предметно-развивающей среды в дошкольных группах  Специальной (коррекционной) начальной школы – детского сада для детей с нарушением слуха.
  •                            — психологические подходы к созданию и совершенствованию предметно – развивающей среды в ДОУ.
  •          —  сообщение старшего воспитателя:
  •                            —  основные принципы организации предметно-развивающей среды в дошкольных группах по ФГОС.
  •           —  обмен мнениями педагогов по данному вопросу:
  •                            —  «…подумайте, какие зоны, тематические уголки должны быть оформлены в дошкольной группе?»  (желающие выступают, остальные дополняют)
  •                             —  «…представьте свою группу – какие игровые уголки уже есть, а какие необходимо оформить?»  (выступает представитель каждой группы)
  •            —  презентация  (видео)  игровых уголков в дошкольных группах.
  •            —  обмен мнениями педагогов:
  •                              —  «…какие идеи Вам понравились, что приемлемо для нашего учреждения, что можете предложить?»
  •             —  заключение  
  •                              —  «…этим семинаром-практикумом мы начинаем работу по созданию и совершенствованию предметно-развивающей среды в  дошкольных группах нашего  образовательного учреждения.»
  •                             —  в марте будет проведён педсовет на тему – «Значение предметно-развивающей среды  для развития речи детей с нарушением слуха»
  •                             —  в мае — контроль за оформлением уголка природы и книжного уголка. 
  • Сообщение педагога-психолога
  • Уважаемые коллеги, сегодняшний семинар-практикум посвящен теме – «Предметно-развивающая среда в группах дошкольного учреждения и основные принципы её организации».

Обустройству, материальному оснащению, оформлению групп в детском саду всегда уделялось большое внимание. Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды и на сегодняшний день  актуален.  В том числе это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором этому вопросу также уделено внимание  и конкретно описаны принципы создания и совершенствования предметно-развивающей среды в ДОУ.

  1.              Работа по созданию, совершенствованию предметно-развивающей среды в нашем образовательном учреждении будет включать в себя следующую систему мероприятий (рассчитанную пока на 2 года…):
  2. 1 этап (февраль – май 2016г.) – изучение требований, выявление базовых компонентов, проектирование предметно-развивающей среды в групповом помещении 
  3.                              — семинар-практикум на тему – «Предметно-развивающая среда в ДОУ и основные принципы её организации»
  4.                             —  педсовет (март 2016г.) на тему – «Значение предметно-развивающей среды в группе детского сада для детей с нарушением слуха»
  5.                            —  контроль за оформлением уголка природы и книжного уголка  (май 2016г.)

2 этап  (июнь 2016г. – январь 2017г.) – реализация проектирования;

3 этап  (январь – март 2017г.) – выводы о результатах работы, перспективы дальнейшей работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ.

  Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия.

В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

  Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности.

  Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов, она создаётся с целью предоставления детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности и является эффективным средством поддержки индивидуальности и  развития ребенка до школы.

Развивающая среда  также служит  организатором деятельности детей, и влияет на воспитательный процесс, обеспечивает зону ближайшего развития.

Психологи связывают воздействия предметно-развивающей среды на личность ребёнка с понятием социальная ситуация развития, то есть  соответствующим возрасту отношением между ребенком и окружающим его миром. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом;  от этого зависит динамика его развития.

В центре развивающей предметно-пространственной среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение предлагает качественные образовательные услуги.

Направление деятельности и развитие детей во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены.

Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.

   Поэтому, именно мы, взрослые, должны создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полному развитию детей.

  • Воспитатель должен помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ребенку органично присуще. Поэтому педагог  ставит перед собой следующие задачи:
  • — конструировать и наполнять предметно-развивающую среду соответствующим содержанием;
  • — обеспечивать продуктивное  использование предметно-развивающей среды.
  • Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду должна:
  • иметь привлекательный вид;
  • выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
  • снимать утомляемость;
  • положительно влиять на эмоциональное состояние;
  • помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
  • обеспечивать богатство сенсорных впечатлений;
  • давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.
  • соответствовать той образовательной  программе, по которой работает детский сад;
  • она должна быть ориентирована на безопасность и соответствовать возрасту дошкольников.
  • В такой среде ребенок-дошкольник познаёт окружающий мир без принуждения, активно включается в познавательную творческую деятельность, развивается его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки.

Если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть. В ней нет элемента неожиданности: все знакомо с первого дня и остается неизменным. Такая среда создает внутреннюю напряженность, создает у ребенка ощущение растерянности, непонимания чем можно заняться, а часто и расторможенности  или скуки…

Зонирование групповых помещений

  Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты и спальни. Некоторые зоны могут быть отделены одна от другой перегородками с ячейками, нишами, ширмами, шторами.

Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.

  В спальне можно оборудовать уголок для «отдыха» кукол, поставить небольшую низкую вешалку для одежды, предназначенной для «ряжения» детей.

Тематические уголки также относятся к развивающей среде, организованной в детском саду и представляют собой небольшое место в группе, оформленное по теме. Например, в уголке ряжения находятся костюмы для сюжетно-ролевых игр и театральной деятельности.

Воспитатели могут менять элементы интерьера, привлекая внимание малышей к тому, что в комнате появились новые красивые вещи. Если кто-то из родителей умеет хорошо рисовать или владеет другими художественными техниками, можно попросить их  сделать панно, изготовить оригами и т.п.

  Элементы каждой зоны также должны периодически меняться. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность детей. Игрушек в каждой зоне не должно быть много, но они должны регулярно обновляться.

  Наряду с игрушками для сюжетной игры, необходимо предоставлять детям неоформленный материал – природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей.

  Внесение элементов новизны в привычную обстановку,  способствуют развитию у детей свободы, инициативности, творческого воображения.

  Создание полноценной развивающей среды не связано напрямую с финансовыми возможностями детского учреждения. Групповое помещение не обязательно должно быть оснащено дорогостоящими игрушками и оборудованием. Разностороннему развитию ребенка может способствовать не только игровой и дидактический материал фабричного производства, но и изготовленный самостоятельно педагогами и родителями.

Заключение.

Создавая «среду обитания» для воспитанников необходимо, прежде всего, уделять внимание ее развивающему характеру.

Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности, обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Ведь среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.

В последнее время появились два сходных термина, которые относятся, тем не менее, к разному содержанию:

Развивающая предметная среда – это специфические для каждой программы группы — образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами распределения пространства группы.

  1.  Образовательная  среда — это весь комплекс условий, в том числе, РПС, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей.
  2. Система мероприятий
  3. по созданию, совершенствованию предметно-развивающей среды в дошкольных группах
  4. 1 этап (февраль – май 2016г.) – изучение требований, выявление базовых компонентов, проектирование предметно-развивающей среды в групповом помещении: 
  5.                              — семинар-практикум на тему – «Предметно-развивающая среда в ДОУ и основные принципы её организации»  (февраль 2016г.)
  6.                             —  педсовет на тему – «Значение предметно-развивающей среды  для развития речи детей с нарушением слуха» (март 2016г.)
  7.                            —  контроль за оформлением уголка природы, книжного уголка  (май 2016г.)

2 этап  (июнь 2016г. – январь 2017г.) – реализация проектирования;

3 этап  (январь – март 2017г.) – выводы о результатах работы, перспективы дальнейшей работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ.

  • Список тематических уголков
  • —  игровой уголок
  • —  уголок строительных игр
  • —  природный уголок
  • —  огород на окне
  • —  уголок дежурств
  • —  книжный уголок
  • —  уголок патриотизма
  • —  уголок ИЗО
  • —  уголок дидакт. игр
  • —  уголок театр. деят-ти
  • —  уголок с/ролевых игр    (2 игры стационарно)
  • —  уголок «тишины»
  • —  уголок ряжения
  • —  физкультурный уголок
  • —  уголок безопасности движения
  • Дополнительное оформление в группе  (улучшение эстетического вида группы, улучшения настроения детей)
  • —  уголок настроения
  • —  панно
  • —  уголок тишины  (тюль, ленты, шторы, ширмы)
  • —  огород на окне  (круглый год)

Источник: https://solncesvet.ru/predmetno-razvivayushhaya-sreda-v-dou-i-os/

Ссылка на основную публикацию