Наблюдения в подготовительной группе детского сада: картотека с целями по фгос, пример конспекта и прочее

Наблюдения в подготовительной группе детского сада: картотека с целями по ФГОС, пример конспекта и прочее

Привет всем знакомым и незнакомым читателям моей педагогической странички! Сухих Татьяна с большим удовольствием расскажет вам что-то новенькое из жизни воспитателя детского сада. Вот одна моя читательница поинтересовалась, как составляется картотека наблюдений, чем она наполняется. Значит, поговорим подробней о методической копилке, которая понадобится для организации содержательных прогулок с дошкольниками.

Планирование наблюдений в детском саду

Как вы, должно быть, поняли из моих статей, практически каждую минуту мы с детками в садике стараемся использовать с пользой для их развития и здоровья.

Методология воспитания и обучения дошкольников очень объемная. Одним из самых простых, но очень результативных методов всестороннего познания мира является наблюдение.

Нужно обязательно учить деток всматриваться в природу, людей, предметы, которые мы видим ежедневно.

Пристальное рассматривание дает понимание природы вещей. Мы в детском саду повсеместно используем этот метод, не только во время прогулок, но из окна группы, в уголке природы и т.д.

Вы, уважаемые родители, тоже старайтесь использовать любую возможность, чтобы обратить внимание малыша на то, что происходит в природе в данное время, что делают люди, машины.

Поверьте, такая совместная деятельность принесет большую пользу ребенку.

Наблюдения в подготовительной группе детского сада: картотека с целями по ФГОС, пример конспекта и прочее

Но вернусь к теме статьи: как составить и чем наполнить картотеку наблюдений.

Значит, в каждой группе должна быть картотека с целями, коротким содержанием наблюдений, описанием подвижных игр, упражнений.

Кроме того, на каждый случай мы подбираем тематические стихи, загадки, пословицы, иначе говоря – художественное слово. Где я беру эти материалы? Конечно, из методической литературы, например, такой:

  • «От осени до лета» – это пособие с материалами для детей о природе, временах года в стихах, загадках, рассказах, пословицах, праздниках. Отличный сборник, рекомендую;
  • «Организация деятельности детей на прогулке: вторая младшая группа» – здесь представлена целая система организации наблюдений на свежем воздухе в младшей группе с богатейшим набором тематических образцов художественного слова;
  • «Организация деятельности детей на прогулке: средняя группа» – материал оформлен в виде программы, которую можно установить через Интернет и использовать для развития деток в средней группе;
  • «Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа». Очень удобная методичка, где вы найдете готовые сформулированные цели по ФГОС для планирования деятельности с детками в старшей группе, копилку художественного слова, набор речевых средств для всестороннего развития ребят.

Что учитывается в карточке наблюдений?

Как вы знаете, у меня вторая младшая группа, а это очень важный возраст для развития речи, поэтому мы активно начинаем всматриваться с детками в окружающий мир и познавать его, устно описывая все его проявления.

Чтобы было удобно планировать развивающую деятельность на прогулке, нужно оформить карточки по всем временам года, на каждый месяц, неделю, день. Вроде и затратно по времени, но это себя оправдывает: сделал картотеку и весь год спокойно работаешь.

Наблюдения в подготовительной группе детского сада: картотека с целями по ФГОС, пример конспекта и прочее

Каждая прогулка на улице содержит такие моменты:

  • Наблюдения. Мы с ребятами наблюдаем за объектами природы (небо, солнце, растения, животные т.д.), пристально следим за погодой, следим за трудом взрослого человека, за деятельностью старших деток;
  • Дидактические игры, разные эксперименты;
  • Подвижные игры;
  • Художественное слово по теме наблюдений;
  • Трудовое воспитание (убираем участок от веточек, листьев, снега).

Вот эти все моменты я коротко записываю в карточку. Например, что мы делаем в 1 младшей группе, допустим, весной:

Наблюдение за неживой природой: весеннее солнце, дождь, весенняя капель, небо. Я разбиваю темы наблюдений так, чтобы каждый день в ДОУ проходил познавательно. 5 дней недели, приблизительно 20 дней в месяц я должна распланировать так, чтобы мы успели понаблюдать и понять явления природы и другие стороны окружающей среды.

В подготовительной группе можно начинать вести «Дневник наблюдений за погодой» (можно купить в «УчМаге»), это очень дисциплинирует и развивает наблюдательность.

Наблюдение за живой природой: мы с ребятами «подглядываем» за птицами, которые прилетают к нашей кормушке в любое время года, растениями, которые есть на территории садика, в ближайшей посадке, леске. Особое удовольствие наблюдать за животными, доступными нашему взору – кошечки, щенки, а если есть возможность, идем изучать повадки диких или домашних братьев наших меньших в зоопарке.

Есть, кстати, хорошая книга «Познание мира растений: занятия с детьми 4-7 лет» – помогите ребенку открыть тайны нашей зеленой планеты.

Как выглядит карточка наблюдений?

Я оформляю карточки на плотном картоне. Наклеиваю картинку, соответствующую теме наблюдений, указываю номер карточки, тему наблюдения, цель, содержание беседы с детками (кратко), обязательно записываю тематические стихи, пословицы, загадки. Также нужно подобрать игру, физические упражнения и не забыть о труде.

Наблюдения в подготовительной группе детского сада: картотека с целями по ФГОС, пример конспекта и прочее

Хорошо бы заготовить шаблоны, распечатать на цветном принтере и потом заполнить. Карточки удобно брать на прогулку и по ним работать.

К примеру, так: 2 младшая группа, карточка №1, тема: «Наблюдение за одуванчиками». Цель: дать представление детям о первоцветах, показать красоту первой зелени, научить ощущать изменения в природе, узнать о полезных свойствах растений.

  • Художественное слово:
  • Жёлтый одуванчикСнял свой сарафанчик,Сменил он платье скучное
  • На белое воздушное.

Подвижная игра: «Самолеты». Учимся имитировать звук самолета и бегать, раскинув руки.

Дидактическая игра: «Что я делаю?» Расширяем словарный запас глаголов действия.

Труд: после прогулки сметаем песок с бортиков песочницы.

Индивидуальная работа: играем с одним-двумя детьми в сюжетно-ролевую игру (тема зависит от потребностей конкретных детей, которые испытывают трудности в сюжетно-ролевых играх).

Примерно так заполняется карточка. На май я запланировала ежедневные наблюдения за окружающим миром, думаю, не стоит здесь все описывать.

Кстати, что касается индивидуальных занятий с детками, не хотите ли воспользоваться выгодным предложением от «УчМага»: каждый, кто пополнит личный счет в этом магазине, сможет принять участие в офлайн-вебинаре «Методы изучения индивидуального развития детей: наблюдение, игры и упражнения, эксперимент». Думаю, это будет интересно не только педагогам, но и активным родителям.

На сегодня достаточно информации. До встречи завтра! Напоминаю о своей постоянной просьбе: подписывайтесь на новости и делитесь ссылками…

Наблюдения в подготовительной группе детского сада: картотека с целями по ФГОС, пример конспекта и прочее

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Наблюдения в подготовительной группе детского сада: картотека с целями по ФГОС, пример конспекта и прочее

Доброго всем осеннего денька! Татьяна Сухих снова готова к разговору…

9 комментариевНаблюдения в подготовительной группе детского сада: картотека с целями по ФГОС, пример конспекта и прочее

Привет всем постоянным и новым читателям блога Татьяны Сухих! Одним…

4 Наблюдения в подготовительной группе детского сада: картотека с целями по ФГОС, пример конспекта и прочее

Рада вас снова приветствовать на своем блоге, мои дорогие! С…

3 Анкета-прогноз для родителей “Готов ли ребенок к детскому саду?” Сотрудничество«Статья для блога» Психологическаяразгрузка 111111

Источник: https://metodbv.ru/kartoteka-nablyudenij-za-okruzhayushhim-mirom/

Прогулки в подготовительной группе картотека с целями по ФГОС

Картотека прогулок в подготовительной группе по ФГОС на год разрабатывается для познавательных занятий дошкольника во время сезонных прогулок. Полученные ранее теоретические знания ребенок может закрепить на практическом опыте. Положительным эффектом будет укрепление здоровья малышей благодаря закаливанию на свежем воздухе.

Картотека прогулок в подготовительной группе по временам года

Картотека прогулок, связанная со сменой сезонов ориентирована на дошкольников подготовительных групп. Возрастные прогулки разбиты по темам и предполагают исследование особенностей различных времен года для формирования правильного мироощущения ребенка.

Картотека зимних прогулок в подготовительной группе

Поставленная цель:

  • сформировать комплекс представлений об зимних изменениях в природе;
  • научить различать характерные зимние явления;
  • направлять интерес детей на изучение природных явлений.

Проведение наблюдений:

  1. Для прогулки подойдет ясный зимний день.
  2. Вовремя движения и на остановках необходимо попросить дошкольников создать описание зимней природы.
  3. Используя компас, определить — откуда дует ветер.
  4. Чем отличаются январь, февраль и декабрь.

Проведение исследовательской работы:

  1. Измерение уровня глубины снежного покрова на открытом пространстве и возле деревьев. Дети должны дать пояснения, почему снега больше в том или ином месте.
  2. Провести подвижную игру «Ручеек». Дошкольники должны повторять характерные телодвижения учитывая ход игры. Обязательно настаивать на соблюдении правил и очередности.
  3. Дети по очереди рассказывают любимый стих о зиме. Затем следует выявить характерные признаки зимней погоды в рассказанном стихотворении.

Картотека весенних прогулок в подготовительной группе

Поставленная цель:

  • сформировать комплекс представлений об весенних изменениях в природе;
  • научить различать характерные весенние признаки;
  • расширять полученные ранее знания о неживой природе через литературные тексты;
  • направлять интерес детей на изучение пробуждения природы.

Проведение наблюдений:

  1. Начало прогулки сопровождается конкурсом стихов о весне среди дошкольников. Не называя время года, попросить детей о каком времени года идет речь по природным явлениям описанных в стихах.
  2. Прогуливаясь группой обязательно акцентировать внимание на явных весенних признаках, которые дети могут наблюдать самостоятельно.
  3. Процесс наблюдения должен затрагивать механизм образование луж и ручейков.
  4. Чем отличаются май, март и апрель.

Картина весенней прогулки

Проведение исследовательской работы:

  1. Поиск первых цветов весны. Дети должны описать их форму цвет и особенности.
  2. Проведение игрового состязания «Ворона и воробьи». Группа упражняется в беге врассыпную с развитием пространственного ориентирования.
  3. Интеллектуальное упражнение. Описание живой природы с обязательным угадыванием дерева или цветка.

Картотека осенних прогулок в подготовительной группе

Поставленная цель:

  • сформировать комплекс представлений об осенних изменениях в природе;
  • научить различать характерные осенние изменения в растениях;
  • расширять полученные ранее знания о неживой природе;
  • воспитывать любовь ко всему живому.
Читайте также:  План по самообразованию «развитие мелкой моторики дошкольников»

Проведение наблюдений:

  1. Перед началом прогулки прочесть детям письмо от осени с приглашением на прогулку.
  2. Прогуливаясь, дети называют растения, названия которых им известны.
  3. Сравнить крепость желтого и зеленого листка и попросить детей объяснить полученный вывод.
  4. Каковы основные отличия октября, ноября и сентября.

Проведение исследовательской работы:

  1. Выяснить у детей признаки осенних изменений в растениях.
  2. Изучить внешность осеннего листа. Почему у него образовались темные точки.
  3. Объяснить детям процесс осеннего увядания и попросить сделать вывод о листопаде и его причинах.
  4. Провести игру «Ловишки». Дошкольники должны научиться соблюдать правила и очередность при беге врассыпную.
  5. Научиться переступать через лужи с объяснением необходимости этого.

  Показатели развития творческого мышления ребенка

Картотека летних прогулок в подготовительной группе

Поставленная цель:

  • сформировать обобщенное представление о летней поре;
  • научить различать погодные условия летом;
  • расширять полученные ранее знания о растениях, насекомых и птицах;
  • повышать позитивное восприятие детьми красоты летней природы..

Проведение наблюдений:

  1. На прогулке обращаем внимание на длительность летнего дня, особенностях жаркой погоды и температуре осадков.
  2. Дети характеризуют процесс движения облаков их форму и цвет.
  3. Перечисляются явные летние признаки, с указанием увиденного на прогулке.
  4. Проводится наблюдение за жизнью насекомых с объяснением целей их деятельности.

Летняя прогулка дошкольников

Проведение исследовательской работы:

  1. Используя термометр необходимо определить количество градусов на открытом пространстве, на затененном участке и в водоеме. Обязательно сделать выводы.
  2. Проведение интеллектуальной игры «Круговорот воды». Дети слушают текст, при этом выполняя последовательно определенные движения. Игра развивает внимательность.
  3. Проведение игрового состязания «Ворона и воробьи». Группа упражняется в беге врассыпную с развитием пространственного ориентирования

Объекты и темы наблюдений на прогулках в подготовительной группе

Также имеет значение место проведения прогулки, состояние погоды и дополнительные факторы.

Наблюдения за транспортом

Наблюдения за транспортными средствами лучше разбить на несколько частей в зависимости от вида автомобиля или действий водителя.

  1. Общее наблюдение за транспортом. Преследует цель ознакомления детей с различными видами автомобилей. Дошкольники должны четко разграничивать понятия грузовиков, автобусов и легковых авто. Обязательно определение основных функций всех видов транспорта. Необходимо отличать элементы и части автомобиля по назначению.
  2. Грузовой транспорт. Дошкольники называют известные им виды грузовиков и какая деятельность им присуща. Акцент производится на функциональных особенностях внешнего вида авто.
  3. Пассажирский транспорт. Для чего он предназначен. Чем отличаются автобусы, троллейбусы и трамваи. Каким видом транспорта пользуется конкретная семья.
  4. Легковые автомобили. Для чего предназначено топливо. Где находятся автомобили в отсутствие хозяина. Что можно перевезти таким транспортом.
  5. Работа водителя. Ознакомить группу с особенностями труда водителя с обязательной позитивной оценкой данного труда.
  6. Работа светофора. Какой цвет отвечает за различные действия пешехода и водителя.

Наблюдения за сезонными явлениями

Воспитатель организовывает наблюдение с целью длительного и активного восприятия дошкольниками изменений в природе согласно временам года.

Каждый сезон отличается характерными признаками:

  1. Осень. По мере похолодания воспитатель предлагает одеть куклу соответственно температуре воздуха. На улице дети на ощупь определяют температуру живых и неживых предметов при солнечной погоде и когда пасмурно. Обязательно акцентировать внимание на появлении желтых листьев и частоте дождей.
  2. Зимний период. Снова можно использовать куклу. При этом предварительно указать низкую температуру, чтобы дети грамотно провели одевание. На улице ненадолго можно снять рукавицы для ощущения холода. Оценить с детьми уровень снежного покрова в различных частях детского сада с обязательным выводом об увиденном.

Календарь погоды подготовительной группы

  1. Весна. Обращать внимание на появление луж и ручейков. Можно запустить кораблик по воде. Дети должны объяснить — как и почему просыпается природа с учетом яркости солнца. Наблюдать за температурой воздуха. Важным моментом является наблюдение за первыми цветами и набуханием почек.
  2. Лето. Какие признаки характеризуют летний период? Уделить внимание разнице температур, воздуха, воды и нагретых неживых предметов. Почему раскачиваются деревья и как ведут себя насекомые.

  Как развить уверенность в себе ребенка и укрепить его самооценку

Наблюдения за солнцем

Поставленная цель:

  • сформировать представление о красоте неба;
  • научить различать солнечные лучи;
  • повышать позитивное восприятие детьми лета.

Проведение наблюдений

Оценивать положение Солнца:

  1. Где находится утром?
  2. Каково вечернее местоположение?
  3. Какое пространство освещалось лучше утром, а какое вечером.
  4. Сделать вывод о длине светового дня.

Проведение исследовательской работы:

  1. Стоя спиной к Солнцу объяснять понятие тени.
  2. Где находится тень различных видимых предметов.
  3. Можно ли догнать тень или потанцевать с ней?

Наблюдения за неживой природой

Поставленная цель:

  • закрепить знания о различных состояниях воды;
  • сформировать понятие неживой природы;
  • охарактеризовать признаки льда и снега.

Проведение наблюдений:

  1. Почему лед при отогревании превращается в воду?
  2. Дошкольники называют характерные признаки льда и снега.
  3. Объяснить круговорот воды в природе.
  4. Какие различия снега при теплой и холодной погоде?

Проведение исследовательской работы:

  1. Провести опыт по растапливанию льда большого и малого размера.
  2. В стакан плотно утрамбовать снег и сравнить скорость его таянья с рыхло набранной массой того же объема.
  3. Провести пальчиковую гимнастику «Льдинка».

Наблюдения за деревьями

Поставленная цель:

  • сформировать знания о самых распространенных видах деревьев;
  • научить различать внешние признаки дерева;
  • повышать позитивное отношение детей к живой природе.

Проведение наблюдений:

  1. Определить какие деревья растут на территории детского сада.
  2. Чем отличаются деревья от других растений.
  3. Почему одни деревья остаются зелеными круглый год, а другие сбрасывают листву.

Процесс наблюдения за деревьями

Проведение исследовательской работы:

  1. Детям раздаются карточки с различными изображениями деревьев. Дошкольники должны определить название дерева.
  2. Воспитатель читает загадки по данной теме. Группа хором отгадывает название дерева.
  3. Деревья спят в зимний период. Фантазия детей придумывает сны, которые видят деревья.

Проведение досуга на открытом воздухе — излюбленное занятие детей.

Подготовка и организация прогулки дошкольников в детском саду — увлекательный процесс, который, однако, требует немалых усилий и верного подхода в создании календарного плана.

Лишь учтя все требования, педагог может добиться достижения основных целей пребывания на улице — закаливание малышей, укрепление здоровья и знакомство с увлекательным миром живой природы.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

vk.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/kartoteka-progulok-v-podgotovitelnoj-gruppe-po-fgos-na-god

Картотека прогулок подготовительная группа. Осень. | Открытый класс

Данные об авторе Столярова Екатерина Вячеславовна

г. Гатчина, МБДОУ «Детский сад № 51 комбинированного вида», воспитатель 1 категории

Ленинградская область

Характеристики ресурса дошкольное образование

Окружающий мир

Воспитатель Методист Родитель Учащийся (студент)

дидактический материал

Краткое описание ресурса:  Прогулочные карты составлены в соответствии с положениями ФГОС дошкольного образования, санитарными правилами и нормами на основе комплексного подхода к подбору образовательного содержания и организации различных видов интегративной образовательной деятельности (наблюдения, игры, исследования и др.)

Сентябрь.

  • Прогулка 1
  • Цели: развивать у детей умения самостоятельно выделять первые признаки осени в явлениях природы, наблюдательность, устойчивое внимание; устанавливать взаимосвязи (например, изменение положения солнца приводит к изменению продолжительности дня и уменьшению температуры воздуха).
  • Нахождение осенних примет

Воспитатель обращает внимание детей на погоду, предлагает самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе. (Стало значительно прохладней. На небе часто появляются облачка. На некоторых деревьях появились желтые листья.)

  1. Приметы: теплая осень к долгой зиме.
  2. Поговорки и пословицы: «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, и рвет, и льет, и снизу метет».
  3. Стихотворения:
  4. СЕНТЯБРЬ
  5.            В этот месяц, что ни год,
  6.            В школу тянется народ:
  7.            Золотой шуршит листвою,
  8.            Ярких астр букет несет.
  9. Загадки:
  10. Что за месяц к нам пришел? Золотом расшил кругом
  11. Сад и лес, поля и луг, изменил он все вокруг.
  12.             (Сентябрь.)

Труд на участке. Навести порядок на своем участке и возле него: убрать мусор, веточки, упавшие листья. Наблюдение за погодой Воспитатель обращает внимание детей на то, что дни стали короче, меньше времени остается на вечернюю прогулку.

Вечером становится прохладнее. На небе появляются облака, которые хорошо видны на темно-голубом небе.

  • Поговорки и пословицы: «Весной дождь растит, а осенью гноит».
  • Опыт «Уличные тени».
  • Цель: показать на опыте, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Дети рассматривают свои тени. Когда появляется тень? (Когда есть источник света.) Что такое тень? Почему она образуется? (Это темное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.) Выводы. Тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней предмет, тем светлее тень.

  1. Прогулка 2
  2. Рассматривание видоизмененных стеблей
  3. Цели: продолжать знакомить детей со строением растений; учить различать их по внешнему виду; воспитывать любовь к природе.

Воспитатель обращает внимание детей на растения возле центрального входа детского сада. Чем эти растения отличаются от других растущих растений? (Отличаются стеблем.) Вспомнить, для чего служит стебель (ствол). (Служит местом прикрепления и опоры для листьев, цветов, плодов; он проводник питательных веществ от корня к листьям и от них к корням.) По форме стебли бывают прямостоячие – растут вверх без подпорки (деревья, кустарники, ландыши, розы,); ползучие – слабые, длинные, стелются по земле; цепляющиеся – закрепляющиеся за рядом стоящие предметы при помощи усиков (вьюн полевой, дикий виноград); вьющиеся – обвиваются вокруг других растений (лианы); укороченные – листья на них расходятся в разные стороны в виде розетки (подорожник, одуванчик).

  • Приметы: если с дерева лист не чисто упадет, будет холодная зима; если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.
  • Поговорки и пословицы: «Растение – земли украшение».
  • Стихотворения:
  • ДЕРЕВЬЯ
  •       Деревья – украшение нашей земли,
  •       Без них не живут муравьи, соловьи,
  •       Ни звери, ни ягоды, ни грибы,
  •       Ни люди, ни птицы, и не слоны.
Загадки:       Много рук, а нога одна. (Дерево.) Труд на участке. В цветниках убрать вместе с воспитателем засохшие растения, отцветшие стебли и цветы. Рассмотреть созревающие семена, на самые красивые экземпляры повесить красные ленточки, для того чтобы позже собрать семена.
  1. Прогулка 3
  2. Наблюдение за многообразием формы и цвета листьев
  3. Цели: продолжать знакомить детей с многообразием растительного мира; учить различать растения по внешнему виду; воспитывать любовь к природе, желание узнать ее лучше.

Обратить внимание детей на растительный мир, на разнообразие и его красоту. Предложить собрать опавшие листья и сравнить их по размеру, окраске, форме, расположению прожилок. Вспомнить, какую функцию несет лист в растении (лист – орган воздушного питания и дыхания растения), он состоит из листовой пластинки и черешка, которым прикреплен к стеблю, есть листья, у которых нет черешков (они прикрепляются к стволу пластинкой). Это сидячие листья. Листья не только по форме разные, но и прикрепляются к стеблям и веточкам по-разному. Листья бывают простые и сложные (у простого лист на черешке имеет одну листовую пластину – катальпа, у сложного листа несколько листовых пластинок, прикрепленных своими черешками к главному черешку, – клевер, анютины глазки…).

  • Вместе с детьми найти разновидности листьев по форме и расположению.
  • Приметы: поздний листопад – к суровой, продолжительной зиме; лист хоть и пожелтел, но опадает слабо – морозы наступят не скоро.
  • Поговорки и пословицы: «Старые деревья молодые охраняют».
  1. Стихотворения:
  2. ОСЕНЬ
  3.                Ходит осень по дорожке,
  4.                Промочила в лужах ножки.
  5.                Льют дожди, и нет просвета.
  6.                Затерялось где-то лето.
  7.                Ходит осень, бродит осень,
  8.                Ветер с клена листья сбросил.
  9.                Под ногами коврик новый –
  10.                Желто-розовый, кленовый.
  11.              В. Авдиенко
  12. Загадки:
  13.                    Если на деревьях листья пожелтели,
  14.                    Если в край далекий птицы улетели,
  15.                    Если небо хмурое, если дождик льется,
  16.                    Это время года, как оно зовется?
  17.                       (Осень.)

Труд на участке. Вместе с детьми навести порядок на своем участке. Учить работать слаженно, доводить начатое дело до конца.

  • Прогулка 4
  • Рассматривание цветов
  • Цели: учить детей находить первые приметы осени (заканчивается цветение растений, поспели овощи, семена, началось расцвечивание листьев), определять необходимость того или иного труда по уходу за растениями; развивать наблюдательность.

Попросить детей вспомнить, что они видели на цветнике летом. Как называются растения,  которые  еще цветут? Вспомнить строение цветка (цветок – орган размножения растений). Найти с детьми составные части цветка: лепестки, венчик, тычинки, пестик. Цветки бывают одиночные и в форме соцветий. Одиночные цветки – колокольчик, вьюн, ирис, космея, анютины глазки и т. д. Соцветия состоят из группы мелких цветков, расположенных на одной цветоножке. Соцветия: кисть – ландыш, смородина; метелка – овес; простой колос – подорожник; простой зонтик – вишня, яблоня; сложный зонтик – укроп, петрушка; корзинка – одуванчик, подсолнечник; початок – кукуруза; сережки – береза, тополь, дуб. Приметы: пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу ни выпасть, оттепель его сгонит; ива рано инеем покрылась – к долгой зиме. Поговорки и пословицы: «День с дождями – гриб пойдет полками»; «Срубили кусты – прощай птицы».

  1. Стихотворения:
  2.                Дерево, трава, цветок и птица
  3.                Не всегда умеют защититься.
  4.                Если будут уничтожены они,
  5.                На планете мы останемся одни.
  6. Загадки:
  7.        На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.
  8.        Ветерочек прошуршал и развеял этот шар.
  9.                       (Одуванчик.)
  • Прогулка 5
  • Наблюдение за ветром
  • Цель: уточнить и расширить знания детей о воздухе, о природном явлении «ветер», причинах его возникновения, влияние на жизнь живых организмов и человека (перенос пыльцы, ветряные мельницы).

Обратить внимание на ветер. Попросить детей самостоятельно дать характеристику ветру: сильный, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью вертушки понаблюдать за его движением (откуда и куда дует ветер). Остается ли положение вертушки постоянным, или оно меняется? (Вывод: ветер может дуть с разных сторон.) Выявить знания детей о приспособлении ветра на пользу человека. Определить, есть ли вечером ветер, по каким признакам это можно узнать (качаются ветви деревьев, бегут облака). Предложить детям побегать против ветра и в ту сторону, куда он дует, и сделать вывод, когда бежать легче и почему. Напомнить значение ветра для распространения пыльцы и семян растений. Опыт «Полет семян одуванчика». Аккуратно сорвать головку белого одуванчика и подуть на нее, посмотреть, как разлетаются воздушные парашютики одуванчика, как далеко они летят; подуть сильнее и определить, какие семена пролетели дальше. Приметы: в сентябре гром – быть зиме бесснежной; много желудей в сентябре на дубу – к теплой зиме. Поговорки и пословицы: «Осенью ложка воды – ведро грязи»; «Осень студит воду».

  1. Стихотворения:
  2. Туча небо кроет,        Воды зашумели
  3. Солнце не блестит.    Быстрого ручья,
  4. Ветер в поле воет,      Птицы улетели

Дождик моросит.       В теплые края.

  • А. Плещеев
  • Загадки:
  • Пыль с дороги темной нам в лицо бросает.
  • И в реке, и в море волны поднимает.
  • Кто о нем загадку, дети, отгадает.
  • (Ветер.)
  1. Прогулка 6
  2. Наблюдение за облаками
  3. Цели: формировать умение видеть красоту неба; учить делать открытия, рассуждать; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать; дать более полное представление о том, как ветер формирует облака.
  4. Обратить внимание детей на погоду:

– Что вы видите на небе? (Облака.) – Как можно сказать, какое небо сегодня? Облака неподвижны или движутся? Что делает ветер с облаками? – На что похожи облака? С чем их можно сравнить? Пофантазировать, на что похожи облака. При наблюдении за облачностью отмечать количество и форму облаков, направление их движения. Количество облаков можно определить на глаз, характеризуя его словами ясно, облачно, пасмурно.

  • Приметы: к обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака – к ясной погоде;  облака движутся с севера на юг – к ясной погоде.
  • Поговорки и пословицы: «Осенью и у воронья пир»; «Осень идет и дождь за собой ведет».
  • Стихотворения:
  • ОБЛАКО
  •                    Ах, какое облако, облако глубокое,
  •                    Белое, далекое, прямо надо мной.
  •                    Ах, какое облако, облако высокое,
  •                    Облако далекое, не достать рукой.
Загадки:   Кто плывет по небосводу, в черной шапке до бровей?   Кто по небу носит воду? Догадайся поскорей!

  1. (Облака.)
  2.        Над лесами, городами, над просторами полей
  3.        Проплывают караваны небывалых кораблей.
  4.        Держат путь вокруг Земли эти чудо-корабли.
  5. (Облака.)

Труд на участке. Вместе с воспитателем осмотреть свои грядки на огороде. Собрать поспевшие овощи, если их уже нет, собрать засохшую ботву.

  • Прогулка 7
  • Цели: расширять представления о предметах и явлениях природы, взаимосвязи природы и человека; развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.
  • Наблюдение за дождем

В дождливую погоду предложить послушать, как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекают струйки воды по стеклам, какие на дорожках лужи. Отметить, какая погода (дождливая, ненастная). Определить характер дождя – мелкий, моросящий, затяжной, холодный и др.; сравнить.

Источник: http://www.openclass.ru/node/535391

Конспект организации наблюдения за ветром в подготовительной группе детского сада в соответствии с программой НА Рыжовой Наш дом — природа

Конспект организации наблюдения за ветром в подготовительной группе детского сада

(в соответствии с программой Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа»)

  • Объектнаблюдения: «действия» ветра (движение веток деревьев, флюгера, «полёт» семян одуванчика).
  • Время наблюдения: дневная прогулка детей во время переменного (возможно, порывистого) ветра.
  • Место наблюдения: участок детского сада.
  • Цель – расширить представления детей о ветре, как явлении природы.
  • Задачи:
  • познакомить детей с таким свойством ветра, как сила;
  • рассказать о роли ветра в природе и жизни человека;
  • познакомить с флюгером как инструментом определения силы и направления ветра, и по его движению научить определять силу ветра.
  • Оборудование: флюгер на одном из строений участка, белый раскрывшийся одуванчик.
  • Ход наблюдения
  • После самостоятельной игры, воспитатель собирает детей около себя и загадывает им загадку.

Не увидишь меня глазом, Я способен на проказы. На бегу срываю шляпы, Ёлок раскачаю лапы, Унести бельё с веревки Хватит у меня сноровки. Пролистать могу газету, Громко шелестеть при этом. Вот в лесу любой заметит,

  1. Лес шумит – гуляет … (ветер)
  2. — Ребята, а сегодня есть ветер? (Да)
  3. — А как вы это определили? (Почувствовали, по движению веток на деревьях)
  4. — Правильно, ветер приводит в движение всё, что попадается на его пути.
  5. — Есть ветер, значит, как мы можем назвать погоду? (Ветреная)
  6. — А какой сегодня ветер: сильный или слабый? (Бывает сильный, а бывает слабый)

— Ветер меняется: он то сильный, то слабый. Его так и называют – переменный.

Воспитатель указывает на флюгер, обращает внимание детей на движение его самого и его лопастей.

— Ребята, что это?

— Это флюгер. На какую детскую игрушку похож флюгер? (На ветровичок)

— Да, у ветровичка и флюгера есть одинаковые лопасти, которые вращаются, благодаря ветру. Но флюгер – это более сложное устройство. Он непросто говорит нам о том, что есть ветер, но также показывает, в какую сторону он дует. Давайте посмотрим на флюгер. Когда направление ветра сменится, вы мне скажете.

Ребята наблюдают за движением флюгера и реагируют на перемену направления движения воздуха.

— Молодцы, ребята, вы очень внимательные наблюдатели! Скажите, пожалуйста, а полезен ли ветер?

Дети отвечают на вопрос, воспитатель выслушивает ответы, не вступая в обсуждение, затем начинает познавательную беседу о ветре.

— Ветер – это движение воздуха. Ветер можно только почувствовать, он – невидимый. Но мы видим «дела» ветра, какие? (Движение ветровичка, флюгера, волны на воде, движение разных лёгких предметов).

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhajuschij-mir/127930-konspekt-organizacii-nabljudenija-za-vetrom-v.html

№ 1142 Конспект наблюдения на прогулке в подготовительной группе «Осенняя берёза» — Воспитателю.ру — сайт для педагогов ДОУ

Малышева Екатерина АлександровнаМБДОУ № 259 «Теремок», г. Красноярсквоспитатель

Конспект наблюдения на прогулке в подготовительной группе «Осенняя берёза»

Вот и пришла осень в наш двор,и наш сад. Очень красивые и нарядные стоят деревья, словно золотом одеты. Словно невидимый художник, прошелся кистью и раскрасил деревья в узоры. Сегодня мы с ребятами,отправились на прогулку к осенней березке.

Цель: Закрепить и уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в природе осенью.

Задачи:

Формирование  у детей представление о березе. Учить выделять характерные особенности дерева, называть его части. Упражнять в различии листьев по цвету, величине, форме. Ввести в активное пользование слова: осеннее дерево, ветки, листья, листопад, красивое, зеленые, желтые, толстый, тонкий. Развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.

  • Организация наблюдения.
  • Выбрать на участке отдельно стоящее красивое дерево, к которому можно подойти с детьми.
  • Ход наблюдения:
  • Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся в путешествие к удивительному дереву, а какому мы узнаем из загадки.
  • Русская красавица
  • Стоит на поляне,
  • В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Береза).

Воспитатель: Да, все верно это береза. Подвести детей к березе, предложить рассмотреть. Ребята, внимательно рассмотрите осеннюю березу, и скажите, по каким признакам мы можем отличить ее от других деревьев?

  1. -Белый, толстый ствол.
  2. — Белая кора с черными точками.
  3. — Листья желтые, имеют форму треугольника.
  4. — Красивые ветки, словно косички у девушки.
  5. Возьмите в руки по одному листику. Рассмотрите его и скажите :

1 Почему листья пожелтели и опали? (На улице стало холодно, так дерево готовится к зиме).

2 Что мы можем увидеть на листочках? (Сеточка из мелких узоров, по которым идет питание — сок к листьям).

3 С какой геометрической фигурой можно сравнить лист березы? (Треугольником).

4 Какую пользу приносят листья природе? (Это корм для насекомых, удобрение для земли, украшение дерева, животные используют как укрывной материал зимой, когда холодно).

5 Как называется явление когда листочки, словно монетки золотые разносит ветер? (Листопад).

  • Ребята, посмотрите на дерево и скажите на какие части можно разделить дерево, и какую функцию они выполняют?
  • — корни, удерживают дерево от падения
  • — ствол, по нему двигаются питательные вещества
  • — ветки, на них растут листья
  • — листья, украшение дерева
  • После беседы с детьми можно провести вот такую игру.
  • Дид. игра «Чьи листья»
  • Цель: Продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и определить лист какого дерева у него в руках. (лист тополя – тополиный, березы, ивы, рябины, дуба,клен и тд.)

  1. Физкультминутка.
  2. «Листочки».
  3. Осенние листочки закружились.
  4. Веселый ветер зашумел над ними,
  5. Весело они летели
  6. И на землю сели.
  7. Вот ветер снова тихо набежал,
  8. Вдруг листочки красивые поднял.
  9. Весело они летели
  10. И на землю сели.

Подвижная игра «Листопад».  Цель игры: развитие ловкости, быстроты; умения работать в парах. Ведущий держит листик на вытянутой руке, а игроки должны попытаться допрыгнуть и сорвать его. Если это не получилось ни у одного ребенка, взрослый отпускает все листья, изображая «листопад». В эту игру можно играть парами, по очереди выполняя, роль ведущего.

Желаю успехов!

Источник: http://2016.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/sentyabr/no-1142-konspekt-nablyudeniya-na-progulke-v-podgotovitelnoy-gruppe-osennyaya-beryoza/

Картотека опытов для старшей и подготовительной групп

План работы в детской лаборатории с детьми старшего дошкольного возраста

  1. Экскурсия в детскую лабораторию

       Задачи: уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями «наука» (познание), «гипотеза» (предложение) о способе познания мира — эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории; дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.

Материалы и оборудование: игрушка дед Знай, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила; сельдерей, духи или ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч.

Описание. Дети в коридоре читают табличку «Детская лаборатория». Дети, как вы думаете, что это означает? Хотите там побывать? В лаборатории детей встречает дед Знай, здоровается, знакомится с детьми. Дед Знай — хозяин лаборатории.

Что необычного вы видите в его наряде? Почему он так одет? Что понравилось в лаборатории? О чем бы вам хотелось спросить? Дед Знай — ученый. Как вы думаете, чем занимаются ученые? Ученые занимаются наукой. А что такое наука? Наука — это познание.

Это изучение различных предметов, явлений. Что могут изучать ученые?

Дед Знай много знает, потому что много читает, работает, думает, стремится узнать что-то новое и рассказать об этом всем. У деда Зная в лаборатории много книг. Воспитатель рассказывает об ученых: «Ученые — это люди, изучающие наш мир и его устройство.

Они задают себе вопросы, а затем пытаются ответить на них». Все вместе рассматривают портреты ученых в книге (два-три) с краткой информацией о них. Портрет какого ученого вы видите в нашей лаборатории? Что вам известно о М. В.

Ломоносове? (Вспоминают предварительные беседы об этом ученом.)

     Как вы думаете, как же ученые находят ответы на свои вопросы? Ученые наблюдают за происходящим в мире.  Что такое наблюдение? Наблюдение — это один из способов изу чения мира вокруг нас. Для этого необходимы все органы чувств. Какие у нас с вами органы чувств?

  •    Игра «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем». При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовыва ют все, что происходит. Дедушка Знай приглашает вас стать его помощниками. Мы тоже будем с вами проводить экспе рименты и будем все записывать в свои научные тетради. Так что такое эксперименты? Эксперименты — это опыты, кото рые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений или гипотез. При проведении эксперимен тов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? Какие из них надо соблю дать нам с вами? Я запишу эти правила, а в группе мы нари суем к ним картинки и затем повесим их в лаборатории, чтобы не забывать.
  • Далее дед Знай обращается к детям: «Дети, как вы думаете, может ли вода подниматься вверх? Вот сейчас мы это и проверим. Возьмите баночки с водой, опустите в воду бу- мажную полоску. Что происходит? А как растения пьют воду?» Дед Знай берет стебель сельдерея, опускает в чернильную воду: «А теперь эту банку с сельдереем возьмите в группу и через три дня посмотрите и зарисуйте, что произошло, а когда придете ко мне в следующий раз, рас скажете».
  • Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Источник: https://progimnazia.edumsko.ru/activity/odar/post/86322

Ссылка на основную публикацию