Музыкально-дидактические игры для подготовительной группы детского сада, картотека с примерами тем

Игра — основная деятельность и первая социальная практика детей в обществе. Через неё дети знакомятся с окружающим миром и приобщаются к действительности. Поэтому музыкальные игры, направленные на творческое развитие, занимают особое место среди них.

Существуют исследования, доказывающие положительное влияние музыки на развитие детей. Те, кто с раннего возраста знакомятся с её красотой, лучше сверстников усваивают школьную программу и отличаются высокими творческими и интеллектуальными способностями.

Виды, задачи и приёмы проведения музыкальной игры в подготовительной группе (6–7 лет )

Прежде чем выбирать вид игры, нужно чётко сформулировать цели и задачи, которые хотите достигнуть.

Цели и задачи игры

Каждый педагог ставит перед собой конкретные задачи, но опирается на некоторые общие. К ним относятся:

  1. Развитие творческих способностей детей.
  2. Формирование музыкального слуха и вкуса.
  3. Приобщение детей к основам музыкального искусства.
  4. Развитие музыкально-сенсорных способностей.
  5. Привитие интереса к самостоятельной деятельности в искусстве.

Виды и приёмы проведения музыкальных игр

При подготовке к занятиям воспитатели выбирают методы и приёмы, с помощью которых решаются поставленные цели.

  • Наглядный: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. Приём основан на исполнении или прослушивании музыкальных композиций, их сравнении и сопоставлении. Слуховое восприятие может подкрепляться зрительным, т. е. использованием карточек, музыкальных игрушек и самих инструментов.
  • Словесный: рассказ, пояснение, беседа, разъяснение. Воспитатель с помощью диалога передаёт знания о музыке. Речь направлена на её эмоционально-образное содержание.
  • Практический: исполнение воспитателем ритмических движений, пение, игра на инструментах.

Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трёх основных методов — наглядный, словесный и практический — должен применяться нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности). Степень нарастания проблемности педагогических методов зависит от возраста детей, задач воспитания и обучения, накопления детьми опыта самостоятельных и творческих действий. В старшем дошкольном возрасте доля проблемных заданий, которые ребята выполняют самостоятельно, возрастает.

Г.Н. Недоноскова

Методы и приёмы музыкального воспитания детей дошкольного возраста: http://docplayer.ru/27665430-Metody-i-priemy-muzykalnogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

Исходя из задач и действий, игры делят на три основных вида: дидактические, подвижные, игры с пением.

Дидактические игры

Предполагается малоподвижное поведение детей и деление на команды. Соревнование заключается в способности точно и быстро определять по картинкам или на слух инструменты, ноты или музыкальное произведение.

Для проведения игры заранее готовят реквизит. Можно приобрести готовый образовательный материал или создать самим. При создании продукции желательно приобщать детей, это станет для них занимательной работой.

Материалы к играм:

  • печатная или ручная продукция (изображения, карточки и др.);
  • музыкальные инструменты и игрушки;
  • аудиозаписи.

Во время игры дошкольники выполняют правила, показывая соответствующие изображения или поднимая флажки, когда слышат нужное название или мелодию. Для повышения интереса к заданию, в конце проводится награждение.

Дидактические игры применяются на разных занятиях. Например, с помощью музыкальных инструментов или же их изображений, можно изучать счёт или развивать речь.

Подвижные игры

Этот вид основан на динамике действий. Дети слушают композиции и реагируют на звуки движениями. По степени динамичности выделяют следующие игры:

  • Высокой подвижности: задействуется большая группа детей. Игра включает бег и прыжки.
  • Средней подвижности: включают в себя работу в команде или поочерёдное выполнение заданий. Ход игры предполагает более спокойное перемещение в пространстве.
  • Малой подвижности: имеет низкую интенсивность со спокойным движением детей.
  • Кроме музыкальных занятий, такого типа игры используются с учётом тематики как физминутки, соревнования и развлекательные моменты.
  • Игры с пением
  • Основаны на знании песен разного формата. В связи с чем их делят на три группы:
  • хороводные: наполнение и мелодии игровых песен определяют движения детей;
  • народные: содержат традиционные тексты, чаще всего используемые на фольклорных праздниках или прогулках;
  • с песнями для инсценирования: имеют тексты с развёрнутым сюжетом и нескольким образами, чем и определяются действия дошкольников.

В зависимости от наполнения текста, игровые песни могут переходить из одной группы в другую.

Вам представлены основные виды музыкальных игр. Помните, что список не конечен и методика допускает комбинирование их между собой.

Проведение музыкально-дидактических игр в подготовительной группе детского сада

Для улучшения детского восприятия игру нужно умело донести. Поэтому необходимо понимание её особенностей и подготовка к проведению, т. е. составление плана, репетиция (или мысленное проигрывание), знание текстов. Для начала обратитесь к картотекам игр.

В интернете много разнообразных по тематике и содержанию игр. Представленные примеры составлены в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта игры «Мельница»: таблица

Упражнение также направлено на тренировку пластичных движений, позволяющих в дальнейшем выполнять сложные упражнения.

Музыку можно использовать любую. В примере представлена композиция Т. Ломовой.

Музыкально-дидактические игры для подготовительной группы детского сада, картотека с примерами тем

Музыка Т. Ломовой

Технологическая карта игры «Волшебная коробка»: таблица

Наглядное пособие игры: фото

Музыкально-дидактические игры для подготовительной группы детского сада, картотека с примерами тем Коробка и карточки Музыкально-дидактические игры для подготовительной группы детского сада, картотека с примерами тем Внутри может быть любимая игрушка детей, которая участвует в игре Музыкально-дидактические игры для подготовительной группы детского сада, картотека с примерами тем Ребёнок угадал инструмент

Временной план игры

Для достижения поставленных задач важно чётко построить и выполнить алгоритм действий.

Алгоритм действий с учётом времени

В подготовительной группе длительность игры в среднем составляет 15–20 минут. Это время позволяет пройти четыре этапа:

  1. Вводная часть: мотивация детей и активация их внимания (2 минуты).
  2. Объяснение правил (1–2 минуты).
  3. Проведение игры (10–15 минут).
  4. Завершение: оценивание результатов, поощрение самых активных (1–2 минуты).

Временной план детской деятельности тесно связан с осознанием её целей и средств. Вопросы типа: «Для чего тебе это нужно?», «Что ты будешь делать с этой машинкой?», «Что сначала, а что потом?» — направляют внимание ребёнка на цели и средства его действий.

Е.О. Смирнова

Особенности общения с дошкольниками: http://pedlib.ru/Books/1/0290/index.shtml?from_page=45

Примеры материалов с алгоритмом: таблица

Игра «Ходим кругом»: видео

Игра «Узнай инструмент»: видео

Пример конспекта игры

Наталья Федорина.

Фотоотчёт игры

Музыкально-дидактические игры для подготовительной группы детского сада, картотека с примерами тем Матрёшки на подставке, металлофон, магнитная доска с фишками Музыкально-дидактические игры для подготовительной группы детского сада, картотека с примерами тем Дети повторяют ритм за воспитателем Музыкально-дидактические игры для подготовительной группы детского сада, картотека с примерами тем Ребёнок выкладывает ритмический рисунок на слух Музыкально-дидактические игры для подготовительной группы детского сада, картотека с примерами тем Ребёнок выстукивает ритм по рисунку

Важно помнить, что грамотно подобранная и организованная игра способствует расширению знаний дошкольников о музыке и развивает творческие способности. Игровая форма делает процесс познания простым и осознанным, обеспечивает умственную активность детей. Она должна быть простой и интересной. В этом случае игра становится для детей стимулом к действию.

  • Майя Рассахатская
  • Распечатать

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/muzyikalno-didakticheskie-igryi-dlya-podgotovitelnoy-gruppyi.html

"Картотека музыкально- дидактических игр с детьми подготовительной группы."

Автор материала: Муравьева Надежда Васильевна

Картотека музыкально — дидактических игр в подготовительной к школе группе

«АПЛОДИСМЕНТЫ»

    Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.

    Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания.

В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример – он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может точно его запомнить и воспроизвести.

    Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова, например: «И раз!», «Оле-оле-оле», «Раз, два, три» и т. д. Можно использовать какие-нибудь смешные присказки или поговорки, проговаривая их ритмически организованно.

«СТУЧАЛКИ»

    Более сложным примером игры является игра с применением каких-либо музыкальных инструментов. Но не пугайтесь, под инструментами мы подразумеваем все, из чего можно извлечь звук, все, по чему можно стукнуть или чем можно произвести какой-либо шум, звон, дребезжание или даже шорох.

Все подойдет: деревянные ложки, палочки, металлические столовые приборы, какие-нибудь трещотки, детские погремушки. Попробуйте использовать разные по тембру материалы – деревянные шкатулочки или коробочки, металлические банки и кастрюли, принесенные с кухни (конечно, с разрешения мамы).

Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.

    Собственно, эта игра является продолжением первой. Только задача усложняется тем, что теперь мы развиваем и тембровую память. В игре участвуют несколько детей. Один из них, первый, должен придумать и «проиграть», то есть попросту простучать или пробренчать какой-либо ритм. Для начала используйте только два тембра.

Например, железными палочками исполнитель должен часть рисунка отстучать по деревянной поверхности, а часть – по металлической.

При повторении следующий участник может исполнить сначала просто ритм без изменения тембра, а потом как можно точнее проиграть с использованием тех же самых предметов и тембров тот же самый ритм с «перебивкой» тембра в тех же местах.

    Для тех, кто наделен творческой фантазией, можно предложить повторить ритмический рисунок сразу на других инструментах, но полностью точно скопированный. Эта задача не так уж сложна, сложность здесь заключается в том, чтобы сделать тембровые «перебивки» еще более интересными. Как бы перещеголять в этом искусстве самого автора первоначальной композиции.

«КАЛЕЙДОСКОП»

Тот, кто выбран для этой роли, должен просто найти кассету и включать магнитофон на 5—7 секунд, не больше, прокручивая ее то вперед, то назад.

Все остальные на листочках бумаги отмечают, что в этот момент звучит.

Паузы между отрывками музыки должны быть не слишком маленькими, чтобы все успели вспомнить и определить, что за песня прозвучала, но и не слишком большими, чтобы «семеро одного не ждали».

    Поскольку звукооператор и сам может потеряться и не знать, какая песня сейчас звучит, то и он вправе поучаствовать в этой игре.

Если в процессе «перемотки» все играющие начинают сомневаться в том, что именно сейчас прозвучало, значит, чтобы окончательно уточнить мелодию, можно увеличить прослушивание этого отрывка на несколько секунд.

Вообще, более живой характер игра приобретет, если работа будет не «письменной», а «устной». Естественно, те, кто очень уверены в своем знании ответа, должны уступить менее уверенным.

«ВОСЬМЕРКА»

    Дети встают в круг, воспитатель вместе с ними. По его сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился «надутым», подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до восьми, до тех пор, пока живот «не спустится» – выдох. Воздух нужно расходовать постепенно.

    Счет (раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.

    Как только все дети перестают считать, воспитатель снова дает сигнал и повторяет упражнение. Его можно повторять до тех пор, пока дети не начнут на один вдох повторять счет несколько раз до восьми.

  •     Ведущий следит за тем, чтобы дети считали четко.
  •     Игра позволяет тренировать дыхание перед распевками.
  • «ЗОВ»
Читайте также:  Нетрадиционное рисование в подготовительной группе в разных техниках: солью, палочками, тычком, эбру, граттаж, штампинг + фото, видео

    Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.

    По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а. Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).

    Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание.

«ПРИДУМАЙ НОТАМ ИМЕНА»

  В игре принимают участие семь человек. Дети придумывают слова, содержащие сочетания, соответствующие семи нотам. Руководитель заранее распределяет между ребятами ноты – и каждый придумывает себе имя, произнося его вслух. В результате должен получиться ряд слов. Например:

  1.     дорога – река – мишка – фасоль – соль – лягушка – сито
  2. «ГДЕ МОИ ДЕТКИ?»
  3.     Игра для детей младшего дошкольного возраста.

    Потребуются четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, просто птица; на маленьких – утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

    Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке. Воспитатель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер.

Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей.

Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): „Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!“ (поет на „ре“ первой октавы – мелодия начинается со звука „ре“, слоги „тя-та“ в слове „утята“ и „бя-та“ в слове „ребята“ поются на „фа“)».

    Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке «ля» первой октавы).

    Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят.

Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: „Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!“ (поет на „ми“ первой октавы – ход мелодии тот же). Ребята, у которых на карточках изображены цыплята, поют на звуке „си“ первой октавы.

Гусята „отвечают“ на „фа“ первой октавы (тональность си-мажор); птенчики „отвечают“ на „до“ второй октавы (тональность фа-мажор)».

  •     Затем воспитатель дает возможность детям побыть «мамами-птицами».
  • «ПОВТОРИ ЗВУКИ»
  •     Для детей старшего дошкольного возраста.
  •     Для игры потребуются карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный – «дан», зеленый – «дон», желтый – «динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному); металлофон.

    Воспитатель-ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его „дан“, он звучит так (поет „до“ первой октавы): дан-дан-дан.

Зеленый бубенчик звенит намного выше, мы назовем его „дон“, он звучит так (поет „ми“ первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его „динь“, он звучит так (поет „соль“ первой октавы): динь-динь-динь».

    Затем воспитатель просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий.

    Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь» (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку – и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.

    Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

    Игру можно усложнить: попросить детей спеть, как звучат бубенчики от звуков «до» (тоника – первая ступень), «фа» (субдоминанта – четвертая ступень), «соль» (доминанта – пятая ступень и, разрешение, «до» (тоника). Эту мелодию можно петь от каждой ноты (в других тональностях), следуя по музыкальному ряду.

    В игре участвует любое число детей (в зависимости от игрового материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или сыграет его на металлофоне.

  1. «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЛЕСЕНКИ»
  2.     Игра для детей 4—6 лет.
  3.     ВАРИАНТ 1
  4.     Для этой игры необходимы три карточки с изображением лесенок, на которых отражены последовательности: 1) до-ре-ми, ми-ре-до; 2) до-ре-ми-фа, фа-ми-ре-до; 3) до-ре-ми-фа-соль, соль-фа-ми-ре-до.
  5.     Ступени лада поются со словами (песенка-попевка «Лесенка Е. Тиличеевой):
  6.     1) «вверх иду», «вниз иду»;
  7.     2) «вверх я иду», «вниз я иду»;
  8.     3) «вот иду я вверх», «вот иду я вниз».

    Маленькие карточки с кружочками, отражающими такие же последовательности (по количеству участников), перемешиваются. Воспитатель показывает одну из трех больших карточек.

Затем дети выбирают карточки (они перевернуты). Ребенок, у которого на карточке окажется такая же последовательность, как на большой, должен пропеть ее.

Воспитатель снова перемешивает маленькие карточки и показывает вторую карточку. И так – далее.

    ВАРИАНТ 2

    Воспитатель раздает детям по две квадратные карточки с изображением лесенки с пятью ступенями. На одной карточке изображена девочка, поднимающаяся вверх по ступенькам; на другой – девочка, спускающаяся по лесенке вниз.

    Музыкальный руководитель играет на фортепиано попевку-песенку «Лесенка» Е. Тиличеевой и предлагает детям узнать, куда идет девочка (вверх по лесенке или вниз), а затем показать карточку с соответствующим изображением.

    Воспитатель говорит: «Давайте поднимемся по лесенке вверх вместе с девочкой». Проигрывает ступенчатое движение мелодии вверх от звука «фа», а дети поют: «Вот иду я вверх». «А теперь спустимся вместе с девочкой», – говорит воспитатель. Дети поют: «Вот иду я …

Источник: https://VseUroki.pro/doc/kartoteka-muzykalno-didakticheskih-igr-s-detmi-pod-6766.html

Музыкальные дидактические игры в ДОУ: виды и этапы

На занятиях музыкой дошкольники не только осваивают азы музыкальной грамотности, но, главное, учатся быть чуткими и восприимчивыми к прекрасному.

Для развития музыкальности и эстетического чувства детям, конечно, недостаточно двух встреч с музыкальным руководителем в неделю.

Для поддержания результатов работы требуется хотя бы периодически вовлекать детей в контакт с ритмом, песней и звуками. Для этого в детском саду используются музыкальные дидактические игры для дошкольников.

Зачем использовать музыкальные дидактические игры в ДОУ

Цель музыкального воспитания — научить ребёнка различать качества и свойства чувственно воспринимаемой информации. На это же нацелены музыкальные игры, которые:

  • учат детей умению различать звуки по высоте, громкости и длительности;
  • побуждают в дошкольниках желание петь, танцевать, осваивать музыкальные инструменты;
  • через игру — облегчают восприятие теоретической информации.

Таким образом, применение музыкальных дидактических игр в ДОУ одновременно охватывает развитие сенсорных, творческих и интеллектуальных способностей дошкольников. Благодаря такому виду игр воспитатели могут решить широкий спектр задач, которые направлены на коррекцию, образование, развитие и воспитание детей.

Задачи коррекции:

  • развить тембр, высоту и силу голоса;
  • выявить музыкальный слух;
  • привить выразительность в речи, жестах и мимике;
  • научить правильно использовать дыхание во время пения;

Задачи физического развития и оздоровления при использовании музыкально-дидактических игр:

  • научить скоординированно двигаться в соответствии с рисунком музыки.
  • развить артикуляционную моторику дошкольника;
  • отработать скорость реакции.

Задачи образования:

  • научить петь;
  • раскрыть в ребёнке творческие способности;
  • дать основы музыкальной грамотности.

Задачи воспитания:

  • научить внимательному слушанию;
  • привить культуру речи.

Какие бывают музыкальные дидактические игры для дошкольников

Каждая детская игра строится по своим правилам, заключает в себе некое действие и, если игра обучающая, то преследует чёткую цель. Музыкальные обучающие игры построены на сенсорных заданиях, связанных со звучанием.

Но, кроме музыкальных записей и инструментов, в таких дидактических играх для дошкольников часто используются карточки с картинками, игрушки и фотографии.

Дополнительные предметы помогают детям создать видимый образ неосязаемой звуковой информации, а воспитателю и музыкальному руководителю — проверить степень усвоения материала.

Виды музыкально-дидактических игр

Можно выделить три вида музыкально-дидактических игр для дошкольников:

  1. Игры с песнями
  2. Сюжетно-ролевые
  3. Хороводные игры

Игры, в которых детям надо петь, развивают не только слух и голос, но также учат дошкольников использовать ассоциативное мышление. Дети подстраивают характер исполнения под содержание лирики. Так, можно предложить ребятам на занятиях музыкой голосом и различной манерой исполнения изобразить отличия животных, стихий, материалов.

Хороводные игры — отличный инструмент для развития координации, ориентации в пространстве, ловкости. Кроме того, работа в хороводе учит детей быть внимательными к окружающим, быть в команде. Хоровод подразумевает точные задания и их исполнение.

Сюжетно-ролевые дидактические игры для дошкольников

Сюжетно-ролевые игры сочетают в себе разные виды деятельности: танец, пение, игру на инструментах. Этот вид игр наименее остальных регулируется правилами и воспитателем, а в большей степени зависит от воображения и импровизации самих участников.

Развитие игрового сюжета во многом зависит от музыкальных навыков детей. Музыкальный руководитель, в свою очередь, может корректировать характер взаимодействия дошкольников, выбирая методику проведения игры.

Музыкальные дидактические игры для детей дошкольного возраста могут проводиться в спокойном ритме (например, пение) или с высокой степенью активности (танцы, хороводы, подвижные игры). В ходе сюжетно-ролевых обучающих игр темп и характер взаимодействия часто меняется.

В спокойных играх дети статичны, поэтому скоро теряют концентрацию и интерес. Стоит дополнительно стимулировать их, например, соревновательностью. Для этого музыкальный руководитель разбивает детей на небольшие подгруппы, задаёт правила и оценивает исполнение. Например, кто быстрее назовёт прозвучавшую мелодию или определит темп музыки. 

В спокойных музыкальных дидактических играх эффективно использовать настольные пособия с картинками. Например, изображения музыкальных инструментов, которые дети выбирают и поднимают, когда слышат знакомое звучание. Или картинки с разными действиями — сон, игра, веселье, грусть, слёзы, радость и т.п. — которые надо соотнести с настроением песни или мелодии.

Активные игры привлекают детей уже самой своей подвижностью, сменой ритма и движений. Можно ставить задачу перед целой группой, когда все дети реагируют на музыку определёнными движениями. А можно разбить их на мини-команды для того, чтобы дети не переутомлялись.

Пока одна подгруппа исполняет задание, вторая отдыхает, наблюдает и/или думает над следующим этапом игры. Например, одна команда совершает движения только под тихую музыку, вторая — под громкую. Одна — под быструю, другая — под медленную, под высокие звуки или под низкие и т.д.

Как проводить музыкальные дидактические игры в детсаду

Основное отличие музыкальных дидактических игр в детском саду от других — отсутствие необходимости выработать навык. Более того, если дети в процессе игры начнут автоматически выполнять задания, цель музыкального воспитания — быть восприимчивым и чутким к звуковым и ритмическим изменениям — не будет достигнута.

Организационная часть музыкальных дидактических игр в детском саду проходит в три этапа: подготовка, реализация, анализ. Неплохо помогает привлечь внимание дошкольников и наладить внимание “перевоплощение” педагога в сказочного персонажа. В этом случае даже простое изложение теоретических основ музыки превратится для малышей в игру.

Читайте также:  Рисунок голубя к 9 мая в детский сад: как нарисовать поэтапно карандашом и другими способами

Подготовительный этап музыкальной дидактической игры предполагает:

  • выбор цели обучения:
    • развитие динамического или звуковысотного слуха;
    • работа над тембром;
    • отработка чувства ритма;
  • выбор самой музыкально-дидактической игры;
  • подготовка настольных материалов с картинками и дополнительного оборудования;
  • обеспечение места для игры, подготовка игрового пространства;
  • планирование и встраивание игры в режим дня малышей в детском саду.

Основной этап реализации игры подразумевает:

  • знакомство дошкольников с игрой:
    • демонстрация карточек с картинками, игрушек, оборудования, которое будет использовано в игре;
    • краткое повторение известных детям фактов и информации, которые понадобятся в игре;
  • озвучивание правил и последовательности действий;
  • демонстрация игровых действий музыкальным руководителем или воспитателем;
  • разбивка на команды (если необходимо), выбор ролей;
  • назначение роли педагогу (наблюдающий, ведущий, судья, участник);
  • мотивация дошкольников к игре (выбор приза, соревновательный момент);
  • проведение и модерация игры в процессе;
  • завершение игровых действий.

Аналитический этап необходимо проводить для корректировки дальнейших музыкально-дидактических игр:

  • выявить слабые места в подготовке;
  • определить особенности мотивации, поведения и характера отдельных детей в группе;
  • запланировать усложнение задач и материалов для игры.

Семь принципов хорошей музыкально-дидактической игры

Главное правило, которое должен соблюдать предусмотрительный педагог, — позволять детям играть самим, а не быть наблюдателями игры взрослого. А для того, чтобы обучающие игры в детском саду были эффективны и достигали своих дидактических целей, музыкальный педагог должен соблюдать семь условий:

  1. Чётко объяснять участникам правила игры.
  2. Стимулировать интерес дошкольников к игре, как до её начала, так и в процессе.
  3. Использовать соревновательность, как основную движущую силу игры.
  4. Следить, чтобы от игры к игре менялись роли для каждого ребёнка.
  5. Периодически изменять правила и усложнять задания.
  6. Использовать такие картинки, чтобы любой дошкольник ясно и однозначно понимал их значение.
  7. Подстраивать правила музыкально-дидактической игры под индивидуальные возможности отдельных игроков.

Как правильно поставить задачу в музыкальных дидактических играх для дошкольников

В зависимости от своей возрастной группы дошкольники обладают разными игровыми умениями. Хотя проводить музыкально-дидактические задания можно как в младших, так и в старших группах детского сада, подходы к организации игры будут разными.

Условно можно разделить дошкольников на три группы:

  1. Не умеющие играть.
  2. Имеющие небольшой игровой опыт.
  3. Способные к самостоятельной игре.

Первые, как правило, это малыши младших групп. Они ещё не умеют самостоятельно ставить игровые задачи, и им нужна помощь воспитателя. В этом случае педагог будет не только инициатором обучающей игры, но также станет её непосредственным участником и сопроводит малышей на протяжении всего процесса.

Вторая группа детей, обычно 4-5 лет, уже умеют ставить перед собой игровые задачи, но не всегда делают это успешно. В этом случае инициирует игру по-прежнему педагог, но в процессе основная активность переходит в руки ребёнка, а воспитатель остаётся рядом в качестве помощника и сопровождающего.

Третья группа детей, среднего и старшего дошкольного возраста, уже умеют самостоятельно начинать игру и ставить перед собой задачи. В этом случае роль взрослого сводится к модерации процесса, а также педагог может поставить перед ребёнком дидактическую задачу более высокого уровня.

Какими могут быть музыкальные дидактические игры для детей

Быстрее и легче всего дети начинают воспринимать высоту звука. Поэтому первыми музыкально-дидактическими играми для детей младшего дошкольного возраста должны быть задания на звуковысотные отношения. Это игры-сравнения: “Какой поросёнок подал голос”, “Такие разные колокольчики” и т.п. Постепенно вводятся такие понятия, как высота и сила звука, его темп, тембр, ритм. 

Дети более старшего возраста уже способны воспринимать и запоминать средства музыкальной выразительности и музыкальные жанры. Для этого хорошо работают дидактические игры с картинками.

Например, педагог показывает детей, идущих маршем, звучит соответствующая мелодия, и детям предлагается назвать жанр музыки и изобразить происходящее на картинке.

То же самое можно повторить для колыбельной, когда на картинке нарисован спящий малыш, и играет убаюкивающая музыка.

Примеры музыкально-дидактических игр

Рассмотрим некоторые примеры музыкально-дидактических игр, которые могут использоваться в детском саду.

«Три медведя»

Игра направлена на обучение детей различать звуки по высоте и предполагает использование картонных изображений медведей большого, среднего и маленького размеров, которые выдаются детям.

Перед игроками ставится задача вовремя «вывести погулять мишку», что предполагает передвижение картинок по столу.

При звуке нижнего регистра «на прогулку» идут большие медведи, среднего регистра – медведи меньшего размера, высокого – медвежата. Побеждает тот, что меньше всего ошибается.

«Определи настроение музыки»

Игра предполагает развитие у детей способности определять настроение, которое возникает у человека при прослушивании определенной мелодии. Для проведения этой музыкальной дидактической игры понадобятся картинки, изображающие лица с разным выражением:

  • доброе, ласковое, спокойное;
  • жалобное, грустное;
  • веселое, задорное, радостное;
  • лиричное.

Во время игры воспитатель исполняет музыкальное произведение, а ребенок показывает картинку, которая, по его мнению, передает настроение этой мелодии. Чтобы усложнить игру, можно ввести необходимость угадать произведение и его автора.

«Какой инструмент лишний?»

Игра разработана для подготовительной группы. Перед ее проведением необходимо провести предварительную работу, в ходе которой дети ознакомятся с музыкальными инструментами, их внешним видом, звучанием, а также принадлежностью к тому или иному виду оркестров: детскому, духовому, эстрадному.

В качестве игрового материала используются карточки, на которых изображаются различные музыкальные инструменты.

В ходе игры перед игроком раскладываются несколько карточек (от четырех до пяти), при этом один из изображенных инструментов должен быть «лишним». К примеру, педагог выбирает четыре карточки с картинками народных инструментов, и одну – с инструментом из симфонического оркестра. Ребенок должен определить, какая картинка «лишняя» и аргументировать свой выбор.

Музыкальные дидактические игры для детей направлены на всестороннее развитие дошкольников, формирование музыкального слуха, памяти, знакомство с базовыми понятиями в музыке. Благодаря игровой форме достижение педагогических целей происходит легко, а результат закрепляется надолго, ведь дети принимают активное участие и проявляют высокую заинтересованность в занятиях.

Источник: https://www.resobr.ru/article/63261-qqq-18-m02-myzikalnie-didakticheskie-igri

Музыкальные игры и игровые задания: старшая группа

Сюжетная музыкальная игра

 «Музыкальные картинки»

Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков», с.77.

  • Возраст: от 5 до 6 лет
  • Оборудование: музыкальные фрагменты иллюстрации с изображением грустной и веселой девочки, эмоциональные открытки, цветные фигуры, карандаши, краски, отражающие эмоции грусти, радости; бумага.
  • Образ: грустной и веселой девочки.
  • Игровое задание. Предлагаем:
  • а) послушать рассказ;
  • б)выявить сенсорные особенности музыки;
  • в)выбрать эмоциональные открытки, соответствующие характеру музыки;
  • г)рассмотреть цветные фигуры, отражающие эмоции грусти и радости;
  • е)нарисовать картину за окном;

Сюжетно-игровая интонация: Г.А.Никашина «Малыш и музыка» стр.78.

  1.        Музыкально-дидактическая игра
  2. «Громко – тихо запоём»
  3.                                                                              Возраст: от 5 до 6 лет
  4. Цель: развитие диатонического слуха.
  5. Оборудование:  любая игрушка.

Ход игры: Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё. Игру можно провести, как развлечение.

«Громко – тихо»

Н.Г. Конова. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.

Цель: закреплять умение в различении динамических оттенков музыки: тихо (p), громко (f), не слишком громко (mf).

Описание дидактического пособия: Карточка, разделенная на три квадрата.

Три маленьких карточки-квадрата одного цвета, но различных по насыщенности, (одна оранжевого цвета, другая — розового, третья — бардового), которые условно соответствуют определенному динамическому оттенку.

Карточка оранжевого цвета соответствует тихому звучанию музыки; розового — более громкому звучанию и карточка бардового цвета — громкому звучанию музыки.

Ход игры: Детям раздаются карточки, объясняется их назначение.

Затем они слушают музыкальное произведение, где динамические оттенки изменяются последовательно: от негромкого (меццо форте) звучания первой части к тихому (пиано) второй и громкому (форте) — третьей. Пьеса исполняется дважды.

Сначала дети слушают музыку. При повторном исполнении они выкладывают на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.

Для повышения интереса и эмоциональной активности у детей проводится музыкально-дидактическая подвижная игра, инсценировка небольшой сказки, где дети, изображая разных героев, должны были различать слова «громко», «тихо», «чуть потише», «чуть погромче» и изображать это. Каждый раз героев играли дети с разным уровнем сформированности динамического слуха, и день ото дня можно было наблюдать что-то новое с элементами творчества детей.

Источник: https://sad30molod.schools.by/pages/muzykalnye-igry-i-igrovye-zadanija-starshaja-gruppa

"Картотека музыкальных дидактических игр" подготовительная группа картотека (подготовительная группа) на тему

Составила воспитатель Одинцова Ю.А.

«Сломанный телевизор»

Задачи:

Развитие внутреннего слуха, навыков точного и свободного владения интонацией. Развитие ритмической организации и внимания.

Описание игры:

Дети поют знакомую песню. По знаку музыкального руководителя замолкают, продолжая петь про себя, стараясь не потерять нить движения мелодии (телевизор сломался: изображение осталось, звук пропал). В момент включения звука(также по сигналу музыкального руководителя) важно не потерять интонационную и смысловую линию. Включение должно быть точным.

«Передай эту песенку по кругу»

Задачи:

Развитие стремления к физическому и психологическому раскрепощению, свободе движений. Формирование ритмической организации.

Описание игры:

Дети становятся в круг и делятся на две равные группы. Одна группа сопровождает песню, прихлопывая ладошками по указанию педагога метр, ритм, различные длительности.

Вторая группа копирует движения ведущего, который находится в центре круга. Дети поют песню без остановки. На последней фразе ведущий меняется местами с избранным им ребёнком из круга. Игра продолжается.

По знаку музыкального руководителя группы меняются ролями.

«Угадайка»

Задачи:

Формирование постоянного стремления к правильному интонированию. Активизация слухового восприятия.

Описание игры:

Один ребёнок встаёт спиной к группе детей, кто-то из них исполняет попевку. Задача ребёнка, стоящего спиной, — отгадать по тембру голоса солиста-исполнителя.

«Слушай, сочиняй и смотри»

Задачи:

Формирование стремления к более глубокому и осмысленному проникновению в музыкальный материал. Развитие умения фиксировать различные его этапы.

Описание игры:

Детям предлагается прослушать музыку из любого мультипликационного фильма ( без видео ряда) и представить себе историю, отражающую услышанное. Дети по очереди делятся своими рассказами. Завершается игра просмотром мультфильма и анализом образных совпадений.

«Музыкальный театр»

Задачи:

Активизация интереса детей к различным видам инструментов. Формирование ритмического мышления. Развитие фантазии. Тренировка памяти.

  • Материал:
  • Бубен, колокольчики, ксилофон, металлофон, треугольник), и сюжеты сказок.
  • Описание игры:

Дети должны рассказать сказку, используя музыкальные инструменты. Каждый участник игры представляет свой инструмент. Педагог предлагает сказочный сюжет, а дети подбирают инструмент, подходящий по звучанию каждому герою сказки, а затем нужный ритмический рисунок. Например. Карабас-Барабас –бубен, Буратино – ксилофон, Мальвина – колокольчик, Пьеро – треугольник, Артемон – трещотка.

  1. Текст сказки озвучивается.
  2. «Когда начинают звучать предметы»
  3. Задачи:
  4. Развитие воображения, творческого начала (окружающий мир становится более объёмным и многогранным)
  5. Материал:

Подбор необходимых для игры предметов (лист бумаги, карандаш, линейка и т.д.). стихотворные тексты.

Описание игры:

В начале игры поочерёдно используются разные предметы для достижения максимального количества звуковых ассоциаций.

Например: лёгкое колебание листа бумаги ассоциируется с шумом ветра; сжимание листа бумаги в руках — с шагами на снегу; звук медленно рвущейся бумаги – со скрипом дерева; резкие удары карандашом по листу бумаги напоминают потрескивание горящих поленьев; лёгкое постукивание – капли дождя; удары по кромке бумаги – стук дятла и т.д. Аналогично можно использовать каждый предмет, подключая всевозможные фантазии педагога и детей.

Читайте также:  Занятия по экологии в старшей группе детского сада: пример конспекта по фгос, разработка проекта и прочее

После достижения максимального количества вариантов наступает переход к следующему этапу – звукосочетаний. Далее педагог ставит задачи изображения конкретных картин. Природа: лес, море, ливень. Природная стихия: буря, шторм, ливень, вьюга. Передача чувств: гнев, радость, покой, нежность. На следующем этапе игры усложняются до определённого сюжета. Например, озвучивание стихотворения.

  • «Поющие руки»
  • Задачи:
  • Развивать пластику движений рук, творческое воображение.
  • Описание игры:

После слушания музыки педагог предлагает детям представить. Что они жители сказочной страны, в которой люди не умеют разговаривать. Общаться можно только с помощью языка движений, мимики. Педагог обсуждает с ними варианты образных движений: волнообразные, круговые, встряхивания, постукивание пальцами и т.д. Передача темпа и динамики достигается разной амплитудой, скоростью, силой движения.

«Старый добрый пеликан»

Задачи:

Знакомство с понятиями: аккомпанемент, регистры, сильная доля. Форте (громко), пиано (тихо).

  1. Описание игры:
  2. Дети должны озвучить аккомпанемент мелодии голосами тамбурина, птички, мышки, собаки, часы.
  3. — положить на одну коленку лист бумаги и ударять ладошкой на сильную долю(большой пеликан), пальчиком – маленький пеликан.
  4. — держа перед собой лист, бить по нему ладонью – тамбурин, щёлкать пальчиком – птичка.
  5. — трясти листом бумаги перед собой – мышка.
  6. — свернуть лист бумаги в трубочку, ударять им по столу четвертными долями – часы.
  7. — рвать лист бумаги на сильную долю – собака.
  8. «Копилка»
  9. Задачи:

Закреплять слова, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ. Способствовать адекватному применению знаний о музыке в анализе музыкального произведения. Выявлять предпочтения, побуждать к выражению мотивированной оценки.

Описание игры:

После прослушивания музыкального произведения педагог просит ребят сложить ладошки «чашечкой», затем обращается к детям:

«Какая вместительная у каждого у вас копилка!»Что мы будем в неё складывать? Дети предлагают различные варианты.

Педагог продолжает: «Давайте собирать в копилку красивые слова, которые правильно расскажут о прослушанной музыке. Обращает внимание на то, что нужно быть внимательными.

Если слово нам подходит – мы закрываем его в копилке. Если не соответствует настроению музыки – ладошки разводятся в стороны.

«Волшебный сундучок»

Задачи:

Закреплять слова, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ. Способствовать адекватному применению знаний о музыке в анализе музыкального произведения.

  • Материал:
  • Цветные фишки.
  • Описание игры:

Волшебный сундучок, накрытый ярким шёлковым платком, стоит на столике. Педагог обращает внимание на звучащую механическую музыку, и предлагает найти место, откуда она слышна. Дети находят волшебный сундучок.

Педагог предлагает детям прослушать разные музыкальные произведения и положить в волшебный сундучок слова, которыми можно рассказать о её настроении. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку.

Если прозвучит «неправильное слово» — сундучок захлопывается.

«Конкурс певцов»

Задачи:

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Способствовать осознанию выразительности музыкального образа, слуховой дифференциации музыкальной ткани произведения. Способствовать выражению ценностного отношения.

Описание игры:

Педагог объявляет о том, что проходит конкурс певцов. Объясняет, что на вокальном конкурсе певцы исполняют обязательную программу, т.е. одинаковые произведения, а жюри оценивает их мастерство.

Называет произведение, которое должны исполнить все участники конкурса. Выбирается жюри – воспитатель и два ребёнка. После этого желающие принимают участие.

Побеждает тот, кто выразительно исполнит мелодию.

«Придумай песенку»

Задачи:

Внимательно слушать музыку. Сочинить свою мелодию подобного настроения.

Описание игры:

После прослушивания музыки педагог говорит о том, что на музыкальных занятиях звучало очень много разной музыки, посвящённой лету, и каждая имела своё неповторимое настроение. Разные композиторы написали разную музыку о лете. А какую бы вы сочинили? Давайте произнесём волшебные слова, которые помогут нам это сделать. Называют их. Например, весёлое, яркое и т.д.

  1. «Скульпторы»
  2. Задачи:
  3. Передача образа с помощью пантомимы.
  4. Описание игры:

В игре дети осмысливают стилизованную идею и передают её в статичной пластике тела. После прослушивания музыки педагог вводит в игру детей. Дети действуют парами. Один ребёнок исполняет роль скульптора, другой – глины.

Ребёнок-скульптор придаёт глине форму в соответствии с собственными впечатлениями о прослушанной музыке. Ребёнок-глина должен быть послушным, мягким, податливым.

Когда работа завершена, скульптор рассказывает всем о своём художественном замысле, средствах, которыми он передан.

«Наряд бабочки»

Задачи:

Способствовать осознанию выразительного музыкального образа., фактуры музыкальной ткани на основе ассоциативной связи осязательных и слуховых впечатлений. Развивать образность словаря, воображение.

Описание игры:

После прослушивания музыки Шумана «Бабочки» (№1-5)педагог говорит, что сегодня бабочки собрались на карнавал. Каждая бабочка долго подбирала себе платье, ведь оно должно быть не только красивым, но и хорошо сидеть по фигуре. Оно должно соответствовать настроению, характеру каждой бабочки.

Бабочки крутились перед зеркалом, но никак не смогли выбрать себе платье. Педагог показывает планшет с бабочками, изготовленный из разных тканей: шёлк, органза, бархат…, просит рассмотреть каждый наряд и подобрать для каждой музыкальной бабочки бальное платье. По окончании – танец бабочек.

«Музыкальный зонтик»

Задачи:

Учить детей чувствовать и воспроизводить ритмический пульс речи (стихов) и музыки. Развивать слуховое внимание, чувство ритма, навыки элементарного музицирования в оркестре. Воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.

Материал:

Музыкальные инструменты. Зонтик, на грани которого приклеены изображения этих инструментов.

Описание игры:

Дети стоят в кругу. Под весёлую ритмичную музыку воспитатель вращает зонтик. Сопровождая свои действия словами:

  • «Зонтик медленно вращаем.
  • Глазки ручкой закрываем.
  • Зонтик будет выбирать,
  • На чём тебе сейчас играть».

По окончании звучания музыки дети открывают глаза, и каждый ребёнок берёт тот инструмент, изображение которого видит перед собой. Затем все вместе играют в оркестр.

  1. «Музыкальное лото».
  2. Задачи:
  3. Развитие звуковысотного слуха.
  4. Материал:

Карточки по числу играющих. На каждой нарисованы 5 линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты.

Описание игры:

Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от 1 до 5 линейки или на одной. Игра проводится в свободное от занятий время.

  • «Ступеньки».
  • Задачи:
  • Развитие звуковысотного слуха.
  • Материал:
  • Лесенка из 5-7 ступенек, игрушки, детские музыкальные инструменты.
  • Описание игры:

Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, а другой определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке. Ребенок игрушкой показывает движение по ступенькам.

  1. «Ритмические кубики»
  2. Задачи:
  3. Развивать у детей представление о ритме.
  4. Материал:
  5. Деревянные брусочки короткие и длинные.
  6. Описание игры:

Педагог исполняет попевку, обращая внимание на характер и четкий ритм. При повторном исполнении предлагается прохлопать ритм руками, а затем выложить брусочками ритмический рисунок попевки. Короткие брусочки короткие звуки. Длинные брусочки – длинные звуки. Музыкальный материал: «Сорока», «Андрей воробей» и т.д.

  • «Веселый поезд».
  • Задачи:
  • Закреплять умение различать изменение темпа музыки.
  • Материал:
  • Игрушка паровозик, деревянные кубики.
  • Описание игры:

Педагог исполняет пьесу, в которой передан образ движущего поезда; сначала медленно, потом быстрее, быстро, к концу движение замедляется. При повторном исполнении предлагается 1 ребенку двигать игрушечный поезд в ритме пьесы.

  1. «Разноцветные кубики»
  2. Задачи:
  3. Закреплять умение различать в музыкальном произведении части, вступление, заключение.
  4. Материал:
  5. 8 кубиков разного цвета
  6. Описание игры:

Исполняется пьеса, состоящая из 3 частей, где 1 и 2 части повторяются и 2 контрастна по характеру. При повторном исполнении пьесы дети выкладывают кубики так, чтобы 1 и 3 кубик был одинакового цвета, а 2 – другого.

  • Музыкальный репертуар: «Маленькая пьеса» Левкодимова.
  • «День рождения»
  • Дидактическая игра на определение характера музыки.

Демонстрационный: Мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки-подарки для Зайчика.

Ход игры.

Музыкальный руководитель. Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет- по хозяйству, ставя на стол игрушечную посуду.) Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто-то идет! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь, кто же первый идет?

Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети высказывают свое мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.

После этого появляется игрушка — «гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры музыкальный руководитель спрашивает детей, что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомые детям.

  1. «Что  делает  матрёшка»
  2. Дидактическая игра на усвоение характера музыки
  3. Игровой материал.
  4. Демонстрационный: Плоские фигурки из картона, разрисованные в русском стиле.
  5. Ход игры.

Детям раздают по одной карточке. Музыкальный руководитель исполняет «Баю-бай» Витлина, «Во саду ли в огороде», русская народная музыка. Дети, слушая музыку, определяют, что делать? Под спокойную музыку качают матрешек, под веселую музыку матрешки пляшут.

«Где мои  детки?»

Игра для развития звуковысотного слуха

Игровой материал. Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены: гусь, утка, курица, птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

  • Ход игры.
  •  Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке.  
  • Музыкальный руководитель предлагает поиграть и начинает рассказ:

«В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы).

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля второй октавы).

Музыкальный руководитель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ре первой октавы). Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

  1. «Гусеница» 
  2. Дидактическая игра на развитие чувства ритма
  3. Демонстрационный: Гусеница, выполненная из яркой бумаги-самоклейки с одной стороны и бархатной бумаги с другой (головка и несколько разноцветных отдельных животиков).
  4.         Ход игры.
  5.  Придумать гусенице имя.

1. Педагог выкладывает на фланелеграфе  головку гусеницы и предлагает детям придумать ей имя. Например: ДА-ША. Прохлопать разными вариантами, протопать, проиграть на музыкальных инструментах этот ритм.

2. Педагог выкладывает над головой гусеницы из кружочков или других фигур ритмическую формулу имени гусеницы. В дальнейшем это делают дети.

3. Приставить к головке два животика гусеницы.

Проговорить, прохлопать, проиграть на музыкальном инструменте (по выбору ребенка) получившийся ритмический рисунок.

4. Усложнение: разделить детей на две команды. Одна команда отхлопывает в ладоши ритмический рисунок одного животика, другая отшлепывает по коленям ритмический рисунок другого.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/10/17/kartoteka-muzykalnyh-didakticheskih-igr-podgotovitelnaya-gruppa

Ссылка на основную публикацию