Логопедическая работа в начальной школе
В настоящее время в школе работает логопедический кабинет, в котором учитель-логопед проводит коррекционно-развивающие занятия.
Общаясь с родителями, приходится часто слышать: «А зачем нам идти к логопеду в школе? Мы все звуки говорим хорошо», или «А что логопед делает в школе?» В связи с этими вопросами возникла необходимость ответить на них.
Что делает логопед?
Основные направления работы учителя-логопеда в школе — это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.
Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:
- развитие связной речи,
- коррекция произношения,
- накопление и совершенствование словаря,
- развитие речевого слуха
- развитие грамматической стороны речи
- развитие артикуляционной моторики
- обучение навыкам словообразования и словоизменения
- В ходе работы решается ряд дополнительных задач:
- — развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
- — формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, быть понимаемым для учителей, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
- — формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
- — профилактика и исправление нарушений письма и чтения.
- Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.
Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется учителем-логопедом школы.
Какие ошибки должны насторожить родителей
- Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству: б-д, п-т, Е-3, а-о, д-у, и т.д.
- Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие звука или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: сапка — шапка, теловек — человек, вопата — лопата.
- Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч, ц, щ между собой и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).
- Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированном звуковом восприятии может привести к ошибкам на письме: пропуск букв, слогов, недописывание слов.
- При дисграфии часты ошибки «застревания»: За зомом росла мамина (за домом росла малина), или ошибки «упреждения»: Дод небом лолубым (под неблм голубым).
- Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), вьезёт (везёт).
- Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок также является одним из проявлений дисграфии: Всаду вы росли чудесные розы ( в саду выросли чудесные розы).
Когда и зачем нужны логопедические занятия?
Уважаемые родители! Обращайтесь за помощью к логопеду своевременно!
Если ребёнок пришёл в первый класс с нарушенным звукопроизношением, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется. Вовремя непоставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи ребёнка.
Уважаемые родители, обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период.
Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, так как там есть логопед, вы делаете большую ошибку.
Если же ребёнок пришёл в 1-ый класс с непоставленными звуками, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется — у ребёнка нарушена одна из важнейших составляющих развития речи. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи ребёнка.
- В начале учебного года первоклассники и другие ученики начальной школы проходят обследование у школьного логопеда на основе нейролингвистических методик, которые помогают наиболее полно охватить все этапы речевого развития ребёнка.
- По результатам обследования на коррекционные занятия по развитию речи приглашаются ученики с выявленными трудностями в области фонетико-фонематического восприятия (как ребёнок слышит, воспринимает и дифференцирует звуки и звукосочетания, артикуляционно и фонетически близкие друг к другу), с трудностями в области словообразования, словарного запаса, а также в области связной речи.
- Учитель-логопед ведёт групповые и индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю.
Групповые занятия длятся 35 минут, индивидуальные – 15 — 20 минут. В каждой группе по 3-6 человек. Необходимость в дальнейшем обучении с логопедом определяется в результате дополнительного обследования в конце учебного года.
За консультацией вы можете обратиться к учителю-логопеду Найдюк Ирине Васильевне с понедельника по четверг с 16.50 до17.20
- Специальная помощь, оказываемая учителем-логопедом, направлена на коррекцию речевых нарушений, ориентирована на дальнейшее развитие устной и письменной форм речи.
- Зона развития мелкой моторики
- Информационная зона
- Учебная зона
- Рабочая зона логопеда
- Зона хранения методического и дидактического материала
- Рекомендации родителям
- Паспорт логопедического кабинета
Источник: http://xn--17-8kc3bfr2e.xn--p1ai/?page_id=1218
Оформляем развивающую логопедическую комнату
Подготовка к школе – важный этап в жизни ребенка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям во многом зависят от правильно организованной развивающей среды.
Поэтому многие педагоги современных детских садов считают целесообразным организовать в старших группах детский школьный уголок, в то время как для младших групп часто создают уголок здоровья в детском саду.
Место и цели создания развивающей комнаты
Основная особенность организации такого места заключается в необходимости комплексного решения задач педагогической, психологической, социальной и речевой готовности к школе.
Уголок школьника в детском саду должен способствовать освоению детьми навыков письма, счета, чтения; совершенствованию произносительных навыков; ознакомлению с особенностями школьной жизни, а также формированию позиции школьника.
Как можно оформить детские школьные уголки, смотрите на фото ниже.
Оформление комнаты
Такие школьные «центры» могут включать в себя несколько тематических зон или оформляться на основе одного ведущего направления.
В связи с тем, что, начиная с 5-6 лет в любом дошкольном учреждении, речевая работа выходит на первый план, часто центром подготовки к школе становится логопедический уголок в детском саду.
Материалы, располагаемые в нем, призваны решить задачи по обеспечению качественного дошкольного образования в области речевого развития, создать благоприятные условия для совершенствования всех сторон речи.
Атрибуты и составляющие развивающего логопедического уголка
Речевой уголок в детском саду предполагает наличие нескольких обязательных атрибутов. Первый из них – это игрушечный персонаж, который приходит в гости к ребятам или живет в уголке постоянно. Такой персонаж мотивирует детей к речевому общению, снимает речевые зажимы и барьеры. Поэтому решение логопедических задач происходит более успешно.
Вторым обязательным атрибутом является зеркало. Как известно, часто речевые нарушения связаны с проблемами в артикуляционном аппарате, его недостаточной развитости. Зеркало помогает детям видеть ошибки, сравнивать с образцом воспитателя.
Следующим незаменимым атрибутом и практически основным содержанием уголка является дидактический и наглядный материал. Его следует помещать в зону согласно тематическому планированию для каждой группы.
Лучше, если материалы будут учитывать индивидуальные особенности нарушений речи у детей группы.
Примерный комплекс материалов включает: наборы тематических, сюжетных и предметных картинок, азбука, виды букв, ребусы, схемы, дидактические игры на развитие слухового восприятия, словаря, ГСР, обучение грамоте и так далее.
В непосредственной близости или, как составляющая речевого уголка, выступает уголок книги в детском саду. Он может быть оформлен как специально выделенные полочки или стеллажи с книгами и альбомами, либо для него предусматривают отдельные столы и стулья.
Ведь главная задача – познакомить детей с миром книги, развить в дошколятах любовь и интерес к чтению. У детишек должна быть возможность в любое время при желании обратиться к книге, поэтому рядом этой зоной нежелательно проводить шумные мероприятия, и освещения должно быть хорошим.
Основным условием для оформления такой зоны является возможность спокойного изучения и рассматривания книг.
Выбор книг в уголок чтения в детском саду необходимо осуществлять с учетом разных вкусов и интересов детей, а также половозрастных особенностей.
Внимание стоит обратить на: две-три сказки, произведения о России, природе, животных и растениях, юмористические книги с картинками, а также книги, которые дети принесли из дома.
Некоторые книги находятся на витринах постоянно, некоторые следует менять примерно раз в две недели. В старших группах можно устраивать тематические выставки книг.
Занятия у логопеда
«Полезные соседи» для логопедической среды
Развитие речи – это не только работа над постановкой звука и обучение грамоте, но и постоянное обогащение опыта каждого ребенка и расширение его представлений об окружающем мире.
Поэтому одним из «полезных соседей» для логопедической области может стать экспериментальный уголок в детском саду.
Такой уголок создает особенные условия для развития познавательных способностей дошкольников, активизации речевой и исследовательской деятельности.
Уголок экспериментирования в детском саду должен быть, в первую очередь, интересен и безопасен для детей. В него можно включить:
- лабораторное оборудование для экспериментов согласно возрасту детей;
- оборудование для игр с песком и водой;
- демонстрационные экспонаты;
- природный материал;
- дидактические игры;
- различные энциклопедии и альбомы для дошкольников.
Хотите порадовать ребятишек всего двора? Сделайте для них карусель! Подробнее читайте в этой статье.
Как украсить детскую площадку быстро и без вложений? Об этом по https://karuselkin.ru/detskaya-ploshhadka/idei-dlya-detskoj-ploshhadki-podskazhut-deti/ ссылке.
Источник: https://karuselkin.ru/sad-i-shkola/oformlyaem-razvivayushhij-logopedicheskij-ugolok-v-detskom-sadu/
Логопедический уголок в группе детского сада: оформление + фото
Работа по развитию и коррекции речи дошкольников — одно из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду.
Поэтому создание условий для предотвращения и исправления речевых расстройств у малышей — важный принцип оформления логопедической зоны (коррекционного уголка, речевого центра) предметно-развивающей среды группы.
При этом окружающая обстановка должна быть не только познавательной, развивающей, но и эстетически оформленной, а главное, комфортной.
Роль логопедического уголка
В условиях образовательной концепции современных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) занятия для коррекции и развития речи могут проводиться в двух вариантах:
- в специально оборудованном кабинете для занятий с логопедом;
- в каждой группе детского сада.
В первом случае всё оснащение для работы находится в кабинете специалиста. Расположение базовых материалов для работы в группе обусловлено тем, что в детском саду у логопеда нет кабинета или же коррекционной работой занимается сам воспитатель.
Логопедический уголок — это часть предметно-развивающей среды для игр поодиночке или в группе, направленных на исправление существующих нарушений речи, стимуляцию речевой активности малышей.
Роль логопедического центра заключается в:
- обогащении эмоционального и практического опыта установления контакта ребёнком со сверстниками, взрослым (для игр, выполнения заданий в группе, детям необходимо общение, то есть работа в речевом уголке стимулирует развитие устной речи, навыков коммуникации);
Работа в речевом уголке также помогает детям учиться взаимодействовать друг с другом
- включении ребят в познавательную активность (благодаря разнообразному наполнению уголка, малыши имеют возможность работать с материалами, которые им кажутся занимательными на данном этапе развития);
- стимуляции инициативности (ребята с большим удовольствием рассматривают пособия в уголке, играют с игрушками, придумывая новые способы взаимодействия с ними).
В основу содержательного наполнения логопедического уголка положены лексические темы, рассматриваемые в соответствии с календарно-тематическим планированием. Кроме того, материалы коррекционного центра должны соотноситься с:
- программой, по которой работает ДОУ и конкретная группа (например, если в детском саду есть логопедические группы, то предметно-развивающая зона будет не только больше в смысле занимаемой площади, но и многообразнее по содержанию);
- физиологическими и психолого-педагогическими особенностями развития речи в конкретном возрасте (так, например, в младшей и средней группах в работе учитывается очерёдность освоения звуков — а, о, э, п, м, б в 1,5–2 года, и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х, й в 2–4 года).
Таким образом целями создания речевого уголка в ДОУ является:
- тренировка мелкой моторики для полноценного и своевременного развития связной осознанной речи при помощи специальных тренажёров (шнуровок, волчков и пр.);
- стимулирование речевого аппарата для произнесения согласных звуков, различающихся по месту преграды, которую встречает воздушный поток (особенно, переднеязычные нёбные звуки ш, ж, р, ч и переднеязычные зубные л, з, с);
- овладение навыком правильного вдоха-выдоха в процессе речевого акта с помощью дыхательной гимнастики (важно для произнесения согласных, требующих определённой направленности воздушного потока к месту преграды);
Выработка правильного дыхания — одно из основных направлений развития речи
- развитие логического мышления, внимания, умения находить причинно-следственные связи;
- отработка звукопроизношения (при разучивании чистоговорок и скороговорок);
- развитие фонематического слуха (дети понимают значения слов из стихотворений, сказок, воспринимаемых на слух);
- освоение принципов грамматического строя языка в играх (например, образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффиксов -чка-, -онк- и др., а также изучение синтаксических норм, в частности, правил построения предложений).
Источник: https://melkie.net/oformlenie-gruppy/logopedicheskiy-ugolok-v-gruppe-detskogo-sada-oformlenie.html
Уголок логопеда
В учреждении ежедневно функционирует логопедический кабинет, в котором оказывается логопедическая помощь детям в возрасте 5-7 лет.
На занятия зачисляются дети на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК).
Комплектование осуществляется из числа детей старшей и подготовительной к школе групп. В первую очередь зачисляются дети подготовительной к школе группы.
Учитель-логопед для проведения занятий комплектует подгруппы детей с учётом возраста и структуры речевого нарушения.
Для коррекции нарушений речи проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия.
Еженедельно по средам учитель-логопед с 17.00 до 18.00 проводит индивидуальные консультации для родителей. Два раза в месяц проходят семинары-практикумы для родителей всех групп детского сада по интересующим родителей темам.
- -Перечень специальных учебных пособий и дидактических материалов (ссылка).
- -Планирование семинаров-практикумов учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год (ссылка)
- -Договор о сетевом взаимодействии с СГБУ ДО ЦППМСП Московского района Санкт-Петербурга (ссылка).
- -Информация о работе ТПМПК Московского района Санкт-Петербурга (ссылка)
- -Рабочая программа учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год (ссылка)
- Консультации учителя-логопеда
- -Стоит ли самостоятельно ставить звуки ребёнку? (ссылка)
- -Как заниматься с детьми летом (ссылка)
- -Су-Джок терапия и развитие речи детей дошкольного возраста (ссылка)
- -Использование игр с мячом в коррекционной работе учителя-логопеда (ссылка)
- -Памятка для родителей. Как выполнять домашние задания по коррекции звукопроизношения (ссылка)
- -Рекомендации родителям по развитию речи детей в летний период (ссылка).
- -Основа речи ребёнка (ссылка).
- -Подготовка к обучению грамоте (ссылка).
- -Развитие речи у дошкольников (ссылка).
- -Сказка про гласные звуки (ссылка).
- -Развитие фонематического восприятия (ссылка).
- -Развитие словарного запаса у детей от 3-7лет (ссылка).
-Шипящие звуки. Артикуляционная гимнастика (ссылка).
-Сонорные звуки. Артикуляционная гимнастика (ссылка).
-Поможем ребёнку развить логическое мышление (ссылка).
-Как научить ребёнка правильно произносить звуки (ссылка).
Источник: http://detsad-40.ru/informatsiya-dlya-roditelei/ugolok-logopeda/
Доклад «Требования к организации речевого уголка в группе ДОУ»
Доклад «Требования к организации речевого уголка в группе ДОУ»
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Сегодня мы рассмотрим один из центров предметно-развивающей среды — Речевой уголок.
Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.
Цель речевого уголка: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.
Задачи:
- Формирование фонематического восприятия и слуха.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Закрепление навыков правильного произношения звуков.
- Закрепление навыков, полученных на занятиях.
- Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
- Развитие связной речи.
- Развитие мелкой моторики.
В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.
При подборе составляющих речевого уголка необходимо учитывать:
- соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- речевой уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком;
- важно, чтобы речевой уголок была комфортен и эстетичен. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию содержащемуся в уголке;
- игровой материал должен быть доступным для ребенка;
- неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный персонаж», обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Она может двигаться (с помощью взрослого или ребёнка), выполнять артикуляционную гимнастику, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, преподносить неожиданные сюрпризы и многое другое. Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к речевой активности.
- не следует перегружать уголок оборудованием.
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:
артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски)
пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
- пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
- материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)
- игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова)
- игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
- игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)
- материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).
- речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей.
- Подбор игрового и дидактического материала осуществляется учителем-логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.
- Требования к содержанию речевых центров в разных возрастных группах
- Младшая группа
- Уголок книги 5-6 наименований книг по 2-5 экземпляра, так как детям данного возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы (книги подбираем с учётом возраста детей, а именно для данного возраста произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов);
- Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки». «Семья, «Транспорт», «Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель».
- Картинки с простыми сюжетами и действиями
- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.
- Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».
- Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия».
- Игровизоры, игрушки – телефоны.
- Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?»
- Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.
- Альбомы загадок скороговорок, песенок, потешек, стихов.
- Трафареты, шаблоны.
- Игры для развития ручной умелости.
- Картотека речевых игр.
- Открытки о родном городе.
Средняя группа
- Уголок книг: 5-6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на темы русских народных сказок. 1 раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др.
- Альбомы дополняются по темам о Российской армии, о труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года о различных зданиях (архитектура).
- Открытки для рассматривания.
- Портреты писателей в соответствии с программой
- Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».
- Игры небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто кричит?»
- Игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что изменилось?» «Найди пару?», «Найди отличия».
- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.
- Игровизоры, игрушки- телефоны, занимательные головоломки.
- Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.
- Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму
- Игры на развитие ручной умелости.
- Картотека словесных речевых игр.
- Открытки о родном городе, крае.
- Предметы быта и старины.
Старшая группа
- Уголок книги 7-8 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками). 1 раз в квартал оформляются тематические выставки с рисунками детей на заданную тему
- Портреты писателей в соответствии с программой
- Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике.
- Книги, созданные на рисунках детей на темы произведений детских писателей.
- Портреты художников – иллюстраторов.
- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте.
- Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия».
- Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».
- Азбука букв различной фактуры.
- Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.
- Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму
- Игры на развитие ручной умелости.
- Картотека словесных речевых игр.
- Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.
- Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки проволока, камушки, песок, пластилин и др.).
- Заготовки для штриховки, кодирование, трафареты, перфокарты.
- Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки.
- Иллюстрации о памятниках и музеях старины (Москва, Санкт – Петербург).
- Карта России, где отмечены флажками города.
Подготовительная к школе группа
- Наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются тематические выставки с рисунками детей.
- Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.
- Альбомы загадок, скороговорок, стихов.
- Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры на развитие ручной умелости.
- Картотека словесных речевых игр.
- Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.
- Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки, проволока, камушки, песок, пластилин и другое).
- Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, азбуки букв разной фактуры.
- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, обучению детей грамоте.
- Игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры — картинки по типу «Найди отличия».
- Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».
- Альбомы или книжки – самоделки с сочинёнными детьми и нарисованными рисунками.
- Уголок «Читаем сами» журналы «Непоседа», «Весёлые картинки», «Солнечный зайчик» и др., детские красочные книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.
Источник: http://doshkolnik.ru/pedagogika/4374.html
Организация речевого уголка в группе ДОО
Проблема развития речи является одной из актуальной в настоящее время.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения речью зависит успешность обучения, умение общаться и общее интеллектуальное развитие. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Развитие речи и речевое общение осуществляется о всех видах деятельности, в разных формах.
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОО — это правильная организация предметно-развивающей среды, а это комфортная, уютная обстановка, рационально-организованная, насыщенная разнообразными игровыми материалами.
Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.
Создавая речевую среду группы очень важно, чтобы окружающая обстановка была комфортной и эстетичной, оформление должно быть привлекательным и вызывать у детей стремление к самостоятельной деятельности. Речевой уголок является одной из форм предметно-развивающей среды.
Речевые уголки способствуют содержательному общению детей со взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
должно определяться не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи. Материал, содержащийся в речевом уголке имеет многофункциональный характер.
Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется ежемесячно, необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке.
Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития.в то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Комплектование игрового и дидактического материала в речевом уголке по темам занятий по развитию речи.
Она регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми задачами, а помогает им в этом введение цветовых маркеров на конвертах, содержащих игры.
Главная суть речевого развития детей заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости четырех компонентов:
- Центральное место занимает речь воспитателя (своей речью воспитатель учит ребенка родному языку, речь его является основным источником речевого развития в детском саду, и воспитатель должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям).
- Систематические занятия по развитию речи.
- Беседы, игры и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка.
- Создание педагогами определенных условий-специального места.
речевого уголка:
- картотека артикуляционных упражнений;
- комплект зеркал(с ручкой);
- картотека дыхательных упражнений;
- картотека пальчиковых игр;
- картотека охдоровительных пауз (динамических);
- предметы для поддувания;
- дидактические игры на обогащение словаря;
- дидактичесике игры на развитие грамматического строя речи;
- дидактические игры на развитие связной речи;
- дидактические игры на совершенствование зкр;
- дидактические игры на развитие фонематического слуха;
- картотека словесных дидактических игр по всем разделам;
- предметы, игры на развитие мелкой моторики;
- массажные мячики и картотека упражнений с ними;
- символическое отображение разделов в цветовой гамме.
Дидактический материал в речевом уголке:
- материал по развитию артикуляционной моторики: предметные картинки-опоры, артикуляционные уклады-схемы, артикуляционная гимнастика в альбомах, стихах, ватные диски, палочки;
- пособия для развития дыхания: шарики, султанчики, колокольчики, вертушки, картотека дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика;
- пособия для развития мелкой моторики: сухой бассейн, массажные валики, мячики, прищепки, трафареты, пальчиковые игры, шнуровки;
- игры и пособия по автоматизации звуков: мелкие игрушки, предметные картинки, разные виды театров, альбомы на звуки, чистоговорки, стихи;
- игры по лексике и грамматике: предметные картинки по лексическим темам, игры;
- игры по развитию связной речи: серии сюжетных картинок, разные виды театра, стихи, детские книги;
- материал по обучению грамоте: магнитная доска, наборы магнитных букв, кассы букв с слогов, кубики-азбука в картинках, учись считать, умные кубики, слоговые кубики, звуковички гласных и согласных, домики(твердость и мягкость),пособия для звукобуквенного анализа, схемы-слова, звуковые дорожки, звуковая лесенка, альбомы по слоговой структуре.
При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования: дидактическое оснащение должно соответствовать индивидуальным и возрастным требованиям, оформление эстетичны, материал доступным. Не перегружать уголок оборудованием, разместить рядом с книжным, неотъемлемым атрибутом должна быть игрушка-«одушевленный персонаж».
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения речью зависит успешность обучения, умение общаться и общее интеллектуальное развитие.
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОО это правильная организация предметно-развивающей среды, а это комфортная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными игровыми материалами.
Создавая речевую среду группы очень важно, чтобы окружающая обстановка была комфортной и эстетичной, оформление должно быть привлекательным и вызывать у детей стремление к самостоятельной деятельности. Речевой уголок является одной из форм предметно-развивающей среды.
Речевые уголки способствуют содержательному общению детей со взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
- речевого уголка
- 1) картотека артикуляционных упражнений;
2) комплект зеркал(с ручкой);
3) картотека дыхательных упражнений;
4) картотека пальчиковых игр;
5) картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (динамических);
6) предметы для поддувания;
7) дидактические игры на обогащение словаря;
8) дидактические игры на развитие грамматического строя речи;
9) дидактические игры на развитие связной речи;
10) дидактические игры на развитие фонематического восприятия;
11) картотека словесных игр по всем разделам;
12) картотека игр на развитие фонематического восприятия;
13) предметы на развитие мелкой моторики;
14) массажные мячики и картотека упражнений с ними; - 15) символическое отображение разделов речевого уголка, например цветами: дыхание (голубой), зкр (оранжевый), лексика (желтый), грамматика (синий), связная речь (красный), мелкая моторика (черный).
Источник: http://dskazka.lebouo.ru/organizaciya-rechevogo-ugolka-v-gruppe-doo/
Логопедический уголок как часть предметно-развивающей среды в группе ДОУ
Файзулаева Р. Р., Артемьева Н. В. Логопедический уголок как часть предметно-развивающей среды в группе ДОУ // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 453-454. — URL https://moluch.ru/archive/144/40488/ (дата обращения: 23.10.2019).
В дошкольном возрасте весьма актуальной проблемой является проблема речи во всем ее видовом разнообразии. Существует множество методик, позволяющих регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени.
Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей групп. В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок в группе.
Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал.
С их помощью воспитатели создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи.
Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Только при таком подходе возможна эффективная коррекция речи дошкольников.
Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка — “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
Расположить коррекционный уголок целесообразно в хорошо освещенном месте и несколько удаленном от игровой зоны. Это создаст более комфортные условия для занятий в нем. Доступ к уголку должен быть удобным, чтобы дети сами могли подходить к нему и заниматься. При недостаточном освещении, необходимо предусмотреть дополнительное.
Наполняемость логопедического уголка в группах осуществляется по разделам:
‒ артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах).
‒ мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, трафареты и т. п.;
‒ дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п.;
- ‒ фонематический слух: игры на дифференциацию звуков
- ‒ звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков, игровые упражнения, игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото» и др.
- ‒ лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др.;
‒ грамматический строй речи: игры «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.;
‒ связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.;
‒ грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово» и др.
Игровой и дидактический материал заменяется и пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Необходимо разнообразить деятельность детей в коррекционном уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития.
Не следует перезагружать уголок оборудованием, т. к. это затрудняет выбор. Но необходимо учитывать, что и пустое по содержанию предметное пространство утомляет и побуждает к безделью и агрессии.
Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в коррекционной работе.
Подбор игрового и дидактического материала осуществляется логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным. Материал, содержащийся в коррекционном уголке должен носить многофункциональный характер, дающим возможность использовать его в разных целях.
Создавая коррекционный уголок группы, очень важно чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Таким образом, использование коррекционного уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Литература:
- Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание.-2005-№ 4
- Коноваленко В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе —СПб, ГНОМ и Д, 2009.
- Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду, Н. В. Нощева.-Спб.:Детство-Пресс,2006.
- Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ.-М.,2007.
Основные термины (генерируются автоматически): коррекционный уголок, речевое общение, игра, дидактический материал, дидактическое оснащение, дошкольный возраст, автоматизация звуков, предметно-развивающая среда, ребенок.
Источник: https://moluch.ru/archive/144/40488/