Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе детского сада, перспективный план

Широта и богатство представлений дошкольника о мире вещей, об общественной жизни, о явлениях природы во многом определяют его умственное и нравственное развитие. Из этих сведений он черпает познания, полезные для его занятий и игр. Эти же представления налагают неизгладимый отпечаток на отношения ребенка не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Чем ярче и правильнее будут складываться впечатления дошкольников, тем больше у них будет знаний, тем более интересной и содержательной станет их жизнь.

Задачи обучения

Занятия по окружающему миру в подготовительной группе очень важны для детей. По сути, они выделяются в отдельный предмет обучения. Знакомство с тем, что окружает малышей, систематически проводятся во время экскурсий и бесед, чтения и рассказов педагогов, при показе диафильмов, рассматривании картин, а также в процессе обучающих игр.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе детского сада, перспективный план

Занятия по окружающему миру в подготовительной группе, в отличие от тех, которые развивают у малышей математические представления и речь, а также раскрывают перед ними явления общественной жизни, находятся в центре внимания педагога.

Воспитатель постепенно и последовательно вырабатывает у детей правильное представление о конкретных, близких и доступных им фактах, раскрывающих быт людей и их труд.

При этом педагогу недостаточно научить малышей различать внешние свойства предметов, в том числе их форму, цвет и прочие признаки. Важно стимулировать активность дошкольников к самостоятельному познанию и освоению окружающего мира.

Планирование работы

Для облегчения своей деятельности педагогом должно быть заранее обдумано содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. При этом план мероприятий должен содержать их конкретные темы. В ходе подготовки к занятиям педагог может проявить творческий подход к делу.

В план мероприятий им включаются игровые вариативные, а также проблемные ситуации различного характера. Все это позволяет сделать занятия по окружающему миру в подготовительной группе более успешными и значимыми.

При изучении каждой из тем дошкольникам можно предложить игровые задания в виде ребусов, загадок и рисунков-отгадок.

Тонкости методики

Педагогам следует иметь в виду, что проводимые по ФГОС занятия по окружающему миру в подготовительной группе ни в коем случае не должны:

  • ограничиться лишь монологом-рассказом о явлениях и предметах действительности;
  • перегружать дошкольников большим количеством задаваемых вопросов;
  • сводить всю организацию детьми лишь к познавательным урокам.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе детского сада, перспективный план

Занятия по окружающему миру в подготовительной группе должны включать в себя как можно больше различных действий. Детям может быть предложено посидеть на диване или на стуле, надеть одежду, угостить бабушку, пригласить маму и т. д., сходить на экскурсию, участвовать в викторине и т. д.

Занятия по окружающему миру в подготовительной группе детского сада должны быть построены с учетом психологических особенностей детей. При этом педагогу необходимо подбирать адекватные средства и формы, приемы и методы взаимодействия, что позволит сделать данный процесс максимально результативным и доступным.

Проведение игр

Каким образом должно быть построено обучение в подготовительной группе детского сада, предусматривающее знакомство дошкольников с окружающим миром? Чаще всего его проводят в виде игр-занятий или обычных дидактических игр, когда существующие правила регулируют взаимоотношения и действия детей, а верное решение поставленных задач является основной целью всех действий.

Усложнение заданий

При организации подобной деятельности педагогу важно создать в группе такую атмосферу, при которой каждый ребенок будет способен реализовать собственную активность. Кроме этого, проводимые воспитателем игры могут быть усложнены. Этого можно добиться одним из следующих методов:

  • включить в занятия «путешествие» детей в прошлое, а также в настоящее и в будущее рассматриваемых предметов (в зависимости от возраста дошкольников):
  • увеличить количество таких «путешествий»;
  • изменить число команд и участников в каждой из них;
  • включить задание на рисование изучаемого предмета и т. д.

Использование дидактических игр педагогом может быть осуществлено не только в ходе общей деятельности воспитателя и детей. Дошкольники нередко привлекаются и к самостоятельной работе. Это позволяет стимулировать их активность в процессе изучения окружающего мира.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе детского сада, перспективный план

Дети, посещающие подготовительную группу детского сада, должны уметь действовать самостоятельно исходя из заданного алгоритма, а после получения результата быть готовыми составить собственный ход действий исходя из предложенной модели.

Основной целью подобных занятий является обучение дошкольников умению определять свойства и структуру, признаки предметов, а также особенности взаимодействия их признаков, представляя все в общей системе взаимозависимостей и взаимосвязей (функционирование и строение, назначение и существование в пространстве и во времени). Рассмотрим примерные темы для проведения занятий.

Знакомство с временами года

Знания мальчишек и девчонок об окружающем мире с возрастом постоянно обогащаются. Взрослые помогают малышу знакомиться с живой и неживой природой, а также познавать социальные явления.

Занятия по окружающему миру в подготовительной группе на тему «Зима» позволят ребенку более подробно познакомиться с этим сезоном. Что особенно характерно для него? Конечно, все знают, что зимой холодно.

Но ведь порой бывают и оттепели? Так чем зима отличается от весны? Это и должен выяснить педагог вместе с детьми, которые в старшем дошкольном возрасте уже интересуются всем, что видят вокруг.

При этом может быть проведено и занятие в подготовительной группе «Окружающий мир – весна».

Основной целью подобного обучения должно стать закрепление у детей умения описывать предметы по их основным признакам. При этом у дошкольников предполагается активизирование употребления сложных предложений, а также прилагательных. Проводимые занятия позволяют упражняться в регуляции интонации, темпа речи, силы голоса, а также выделении звука в слове.

В ходе обучающего процесса у детей закрепляются представления о характерных чертах различных времен года. При этом педагог в начале учебного года, конечно же, должен включить в свои планы занятия по окружающему миру в подготовительной группе на тему «Осень».

На таких уроках детям должно предлагаться сочинение небылиц, что будет способствовать развитию их мышления и фантазии.

Занятия по тематике времен года позволят воспитать у дошкольников любовь к родному краю и к природе. Особенно эффективно их проведение во время совершаемых детьми прогулок.

Осень

Дети, посещающие старшую группу детского сада, на прогулках знакомятся с существующим разнообразием сезонных явлений. Свои знания они должны обобщать, выделяя признаки осени.

На каждом из таких занятий-прогулок воспитателю необходимо привлекать дошкольников к наблюдению. При этом дети, посещающие старшую группу, должны познать ту последовательность изменений, которую имеют осенние явления. Например, ранней порой листья на деревьях только желтеют, а после начинают опадать и т. д.

Знакомство с неживой природой

В процессе прогулок и перед ними воспитателю важно научить детей наблюдать за изменениями погоды, спрашивать, как нужно одеться на улицу, и какие при этом взять с собой игрушки. Дошкольники должны понимать, что за окном ясно или пасмурно, ветрено или тихо, моросит дождик или сухо.

Воспитатель должен указывать на различия в природе, которые можно наблюдать в зависимости от погоды. Например, при ветре качаются деревья и над землей летят сухие листья. При этом воспитателем может быть предложена игра с вертушками. Она позволит детям познакомиться с силой ветра.

Ребята, наблюдая за погодой, узнают, что при наступлении осени солнце более яркое, а дни длиннее. После небо начинает чаще покрываться тучами. Дни становятся короткими и пасмурными.

С детьми, посещающими подготовительную группу, может быть проведено 2-3 экскурсии в ближайший парк или сад. Используя подобную методику, дошкольников знакомят и с остальными временами года.

Наблюдение за животными

Ребенку необходимо ознакомиться и с этим удивительным миром живых существ. Он должен иметь представление о том, где живут животные и как они передвигаются. Ему необходимо знать, что некоторые из них могут не только бегать по земле, но и плавать (например, собака).

Рассказывать ребенку нужно и о том, чем питаются животные, а также об их домашних видах. Это отдельная тема занятий.

Дошкольникам необходимо дать представление о тех домашних животных, которые живут вместе с человеком, помогая ему. Так, корова дает нам молоко, а курица яйца.

От овцы мы получаем шерсть, а лошадь перевозит наши грузы. Хорошим сторожем для дома является собака, а кошка ловит в наших жилищах мышей.

Человек ухаживает за домашними животными и кормит их. Для коров и лошадей он, например, заготавливает летом сено. Дикие животные вынуждены сами добывать еду.Подобные рассказы прививают детям первоначальные биологические представления о мире.

Изучение физических явлений

Для таких занятий педагогу не понадобится лазер, осциллограф или синхрофазатрон. Дошкольника необходимо ознакомить с таким явлением, как плавание тел. Для этого в таз с водой опускаются разные предметы. В результате эксперимента ребенок выясняет, какой из них тонет, а какой остается на поверхности.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе детского сада, перспективный план

Могут быть проведены и другие опыты. Например, по растворению какого-либо вещества в воде. Для этого понадобится стакан. В него наливается теплая вода. В стакан насыпается ложечка сахара или соли.

Предварительно воспитатель должен спросить у детей, что, по их мнению, произойдет дальше. Скорее всего, они смогут ответить правильно. Да, сахар или соль растворились. Может они совсем исчезли? Нет.

Дети должны понять, что вещества перешли в другое состояние.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе детского сада, перспективный план

Знакомство с физическими явлениями дает детям представление о свойствах различных материалов. Одни из них твердые (камень, дерево, металл). Если надавить на них, то формы своей они не изменят. Есть и мягкие материалы. Это вата, ткань и пластилин. При нажиме их форма меняется довольно легко. Есть и такие материалы, которые на ощупь твердые (фаянс, стекло), но при этом могут легко разбиться.

Экологическая викторина

Итоговое открытое занятие «Окружающий мир» в подготовительной группе может быть проведено именно в этой форме. Его основной целью является обобщение знаний детей. Среди задач проведения итогового занятия «Окружающий мир» в подготовительной группе можно выделить:

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе детского сада, перспективный план

  • обобщение и уточнение знаний дошкольников о животном и растительном мире;
  • умение распознавать птиц, грибы и ягоды по их изображениям;
  • воспитание любви к природе;
  • создание условий для развития памяти, а также логического и наглядно-образного мышления;
  • воспитание чувства товарищества и взаимопомощи;
  • развитие связной речи и способность давать ответы на вопросы быстро и четко.

Итоговое занятие «Окружающий мир» в подготовительной группе воспитатель проводит в форме викторины. Для этого он разбивает детей на две команды. Одна из них – «Зайчики», а вторая – «Белочки». Дети должны отвечать на вопросы ведущего, получая за каждый правильный ответ шишку. Побеждают те участники, которые набрали их больше.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе детского сада, перспективный план

Педагог проводит с детьми и множество других занимательных игр, предлагает им разгадать загадки, дорисовать картинки с животными и растениями и т. д. Во время занятий не стоит забывать и о физкультминутке. Все действия сопровождаются веселыми стихами и музыкой.

Читайте также:  Занятие по математике в средней группе детского сада, пример конспекта фэмп по фгос: счет до 5, до 3 и прочие темы

Источник: https://www.syl.ru/article/370794/zanyatiya-po-okrujayuschemu-miru-v-podgotovitelnoy-gruppe-detskogo-sada

План работы по ознакомлению детей с окружающим миром (годовой) подготовительная группа

(годовой) ТЕМА:

«БЕРЕГИТЕ ХЛЕБ»

Цель: Систематизировать, закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба.

Задачи: Уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве. Воспитывать сообразительность, быстроту мышления. Активизировать речь детей, их словарь.

п/п работы Задачи Материал Приёмы Форма проведения Время проведения
I неделя
1. Беседа на тему: «Что за зёрнышко такое, непростое – золотое?» Познакомить детей с растением — пшеницей. Донести до сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей. Обогащать словарный запас. Колосья пшени-цы, продукты, приготовленные из этого злака. Иллюстрации. Занятие Сентябрь
2. Аппликация: «Что за зёрнышко такое, непростое – золотое?» Продолжать учить создавать композицию, правильно располагать аппликацию. Учить вырезать симметричные формы из бумаги, сложенной гармошкой. Альбомные листы, полоски цветной бумаги, клей. Колосья пшеницы, иллюстрации с колосками. Занятие Сентябрь
^
3. Чтение рассказов Т.А. Шарыгиной «Сказка о пшеничном зёрнышке» Вызвать интерес к окружающему миру. Обогащать словарный запас детей. Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. Иллюстрации, плоскостной настольный театр. Занятие Сентябрь
4. Дидактическая игра: «А что потом?» Систематизировать знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба. Воспитывать сообразительность, быстроту мышления. Ловля мяча, розыгрыш фантов. Сентябрь
п/п работы Задачи Материал Приёмы Форма проведения Время проведения
III неделя
5. Беседа по картине художника А.А. Пластова: «Ужин трактористов» Воспитывать уважение к труду трактористов – главных участников выращивания хлеба. Учить грамотно составлять предложение. Репродукция картины «Ужин трактористов» Занятие Сентябрь
6. Дидактическая игра: «Как хлеб на стол пришёл». Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду» Воспитывать уважение к труду хлеборобов. Закрепить знания о последовательности этапов выращивания хлеба. Развивать связанную речь детей. Карточки с изображениями профессий хлеборобов и машин, фишки: красная и синяя. Сентябрь
^
7. Аппликация на тему: «Трактор для тракториста» Продолжать учить создавать композиционно правильное изображение. Учить сочетать приёмы вырезания с приёмами обрывной аппликации. Альбомные листы, цветная бумага, ножницы, клей. Иллюстрации. Занятие Сентябрь
8. Дидактическая игра: «От зёрнышка до булочки». Закрепить знания детей о сельскохозяйственных машинах, об этапах в работе хлеборобов, обусловленных временем года. Картинки с изображением машин, флажки. Сентябрь
9. Заучивание стихотворения П. Качанова «Хлеб» Продолжать учить детей самостоятельно читать небольшие стихотворения, чётко и выразительно проговаривая слова. Занятие Сентябрь
п/п работы Задачи Материал Приёмы Форма проведения Время проведения
I неделя
10. Беседа на тему: «Как выглядит колосок ржи?» Вызывать интерес к окружающему миру. Расширять представление об особенностях внешнего вида, условий произрастания, полезных свойствах злаков. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Иллюстрации. Занятие Октябрь
11. Рисование: «Чудо колосок!» Закреплять навыки работы с акварелью. Учить выбирать формат бумаги в соответствии с сюжетом. Учить выделять в рисунке существенные признаки ржаного колоска Акварельные краски, бумага для рисования. Занятие Октябрь
^
12. Дидактическая игра: «Кем быть». А.К. Бондаренко «Д/ игры в д/саду» Закреплять знания детей о разных видах сельскохозяйст-венного труда. Воспитывать уважение к труженикам села. Картинки с видами сельскохозяйст- венных работ. Октябрь
13. Чтение украинской народной сказки «Колосок» Обогащать словарный запас де-тей. Активизировать внимание, память, логическое мышление. Воспитывать у детей трудолю-бие, уважение к труду других. Картинки по содержанию сказки или наст- плоскост. театр. Занятие Октябрь
14. Заучивание стихотворения Н. Некрасова «Нива» Продолжать учить детей самостоятельно читать небольшое стих-е выразительно, чётко проговаривая слова. Занятие Октябрь
п/п работы Задачи Материал Приёмы Форма проведения Время проведения
III неделя
15. Беседа «Хлебные продукты» Продолжать систематизировать знания детей о последовательности выращивания хлеба. Воспитывать сообразитель-ность, быстроту мышления. Развивать речь детей. Дать детям представления из каких хлебных сортов — какие производят продукты. Хлебные изделия (калач, бублик, булка, буханка чёрного хлеба, макароны и т.д.). Загадки, пословицы, поговорки. Занятие Октябрь
16. Лепка «Хлебный магазин» Продолжать учить детей использовать различные приёмы лепки (раскатывание, расплющивание и т.д.). Учить создавать из пластилина макеты хлебных изделий. Воспитывать усидчивость и внимательность. Пластилин белого и коричневого цветов, дощечки, тряпочки, стеки. Занятие Октябрь
^
17. Дидактическая игра «Не ошибись» Развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о последовательности выращивания хлебного колоса. Игровое действие – передача мяча или кубика. В повседневной деятельности Октябрь
18. Заучивание отрывка из стихотворения С. Погореловского «Хлебушко» Расширять словарный запас. Развивать интерес к литературе стихотворного жанра. Продолжать учить рассказывать стихотворения выразительно. Занятие Октябрь
п/п работы Задачи Материал Приёмы Форма проведения Время проведения
I неделя
19. Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Девочка, которая наступила на хлеб» Учить различать сказку от рассказа и стихотворения. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Просмотр иллюстраций к сказке. Занятие Ноябрь
20. Рисование на тему: «Испечём каравай для Винни-Пуха» Учить различать и правильно использовать цвета и их оттенки. Закреплять навыки работы с акварелью. Продолжать учить смешивать краски для получения новых оттенков. Картинки с изображением каравая или муляж круглого хлеба. Занятие Ноябрь
^
21. Чтение белорусской народной сказки «Лёгкий хлеб» Продолжать развивать интерес к художественной литературе, учить понимать главную идею произведения – «Хлеб не бывает лёгким». Беседа по содержанию сказки. Пересказ сказки. Занятие Ноябрь
22. Конструирование деталей из конструктора «Комбайн» Учить детей сооружать комбайн из конструктора, используя необходимые детали. Определять какие детали подходят для постройки. Воспитывать навыки коллективной работы. Напольный конструктор. Занятие Ноябрь
п/п работы Задачи Материал Приёмы Форма проведения Время проведения
23. Творческая сюжетно-ролевая игра в «Трактористов» Побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания о работе трактористов и о сельскохозяйственных работах. Развивать у детей творческое воображение. Конструктор, рули для машин, кепки. Повседневная деятельность Ноябрь
^
24. Драматизация сказки «Колосок» Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр. Уметь готовить атрибуты и декорации к будущему спектаклю. Атрибуты и декорации, изготовленные детьми. Вечер развлечений Ноябрь
25. Посев пшеницы в ящичек. Закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба. Активизировать речь детей, словарный запас. Ящичек с зем-лёй, пшеничные зёрна, лейка с водой, палочка для рыхления земли. Занятие Ноябрь
^
26. Дидактическая игра: «Угадай по описанию» Учить видеть различия между колосками ржи и пшеницы. Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность. Занятие Ноябрь
п/п работы Задачи Материал Приёмы Форма проведения Время проведения
27. Начать дневник наблюдений за ростом пшеницы с зарисовкой стадий развития. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать представления о развитии растения от зародыша до взрослого растения. Активизировать внимание детей, развивать логическое мышление. Повседневная деятельность Ноябрь
I неделя
28. Знакомство с внешним видом колоса ячменя. Познакомить детей с растением – ячмень. Дать представление об особенностях внешнего вида, условий произростания, полез-ных свойствах. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Иллюстрации Занятие Декабрь
29. Наблюдение за всхо-дами пшеницы. Про-должать вести днев-ник наблюдений за ростом пшеницы. Продолжать формировать представления о развитии растения от зародыша до взрослого растения. Повседневная деятельность Декабрь
30. Чтение рассказа Ю.Я. Яковлева «Цветок хлеба» Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Воспитывать бережное отношение к хлебу и труду хлеборобов. Беседа. Пересказ. Рассматривание иллюстраций. Занятие Декабрь
п/п работы Задачи Материал Приёмы Форма проведения Время проведения
II неделя
31. Рисование на тему: «Золотые колоски» Продолжать учить правильно использовать цвета и их оттенки. Закреплять навыки работы с акварелью. Акварельные краски, кисти, альбомные листы. Иллюстрации. Занятие Декабрь
32. Дидактическая игра: «Загадай, а мы отгадаем» Продолжать учить различать по внешнему виду колосья пшеницы, ржи, ячменя. Иллюстрации, картинки. Словесное описание. Определение по показу. Декабрь
33. Беседа «Как из колоска получается хлеб, булочки, печенье» Познакомить детей с работой пекарей. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям, которые выращивают и пекут хлеб. Иллюстрации, мука, вода, соль, сахар, булочки и печенье. Занятие Декабрь

Источник: https://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1431431.html

Формирование целостной картины мира в подготовительной группе

  • ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  • Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора)
  • Направление «Познавательно-речевое развитие»
  • Пояснительная записка.

Перспективное  планирование ведется по Основной  общеобразовательной  программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по физическому направлению.

Программа соответствует  современным  задачам дошкольного  образования, предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

Программа разрабатывается, утверждается и реализовывается в образовательном учреждении на основе: Закона «Об образовании» РФ; Конвенции ООН оправах ребенка, 1989; всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей,1990; концепции дошкольного воспитания; декларации прав ребенка,1959; приказа Минобрнауки России №655 от 23 ноября 2009 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях- СанПиН 2.4.1.2660-10; Устава  МКДОУ.

Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с образовательными программами. Образовательные программы реализуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

  1. Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире.
  2. Формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве.
  3. Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.
  4. Закреплять умение применять разнообразные способы обследования предметов

(наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).

  • Обогащать представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный,
  • водный).
  • Продолжать знакомить с библиотеками, музеями.

Продолжать углублять представления детей о дальнейшем обучении, дать элементарные знания о специфике школы, колледжа, вуза (по возможности посетить школу, познакомиться с учителями и учениками и т.д.).

  1. Продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.
  2. Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность
  3. познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных областей (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; создать коллективное панно или рисунок, приготовить что-либо; помочь собрать на прогулку младшую группу; вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними животными).
  4. Расширять представление об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность).
  5. Познакомить с элементами эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), местом человека в природном и социальном мире, происхождением и биологической обоснованностью различных рас.
  6. Продолжать формировать элементарные представления об истории человечества' через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности.
Читайте также:  Игры с блоками дьенеша для старшей, средней, подготовительной и младших групп детского сада, задания по методике, конспект занятия и прочее

Литература Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. М.:2011

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Воронеж, 2006

Итоговые результаты:

1.Имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира.

2.Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей.

3.Знает герб, флаг, гимн России.

4.Называет столицу России.

5.Имеет представление о родном крае; его достопримечательностях.

6.Имеет представление о школе, библиотеке.

7.Знает некоторых представителей животного мира (звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые).

8.Знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.

9.Знает правила поведения  в природе и соблюдает их.

10.Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.

Источник: http://ds-girsovo.ucoz.ru/load/rabochie_programmy/formirovanie_celostnoj_kartiny_mira_v_podgotovitelnoj_gruppe/2-1-0-10

«Путешествие в мир природы». Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир природы) в подготовительной группе



Программное содержание:

  1. Систематизировать и расширить представления о временах года, некоторых их признаках.
  2. Формировать у детей чувство гордости, что люди нашей родной земли берегут и охраняют заповедные уголки природы.
  3. Закрепить знания о живой и неживой природе.
  4. Воспитывать чувство сопричастности сопереживания к важным глобальным экологическим проблемам Земли.

Материалы и оборудование: поезд, картинки с изображением живой и неживой природы, картинки с изображением насекомых, птиц, картинка с изображением дома, леса, игрушки диких и домашних животных, два обруча, мяч, глобус, предметные картинки для коллажа, ножницы, клей карандаш, плоская модель Земли.

Предварительная работа.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи, в ходе наблюдений на прогулке, при знакомстве со сказками и природоведческой литературой, просмотре телепередач ребята многое узнали о птицах, деревьях, кустарниках, живой и неживой природе, о ядовитых и лекарственных растениях. Вместе с педагогом и родителями ребята сделали гербарий лекарственных растений, фоторепортажи о птицах и о живой и неживой природе.

  • Виды детской деятельности:
  • Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, музыкальная, познавательно — исследовательская, элементарная трудовая.
  • Ход образовательной деятельности
  • Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо от Царицы Природы, она просит вас помочь.

«Дорогие ребята, меня похитил злой Кощей Бессмертный и заточил в своём мрачном замке. Пока меня нет с вами, люди стали обижать животных, ломать деревья, разорять гнёзда птиц. Прошу вас, помогите мне выбраться из тёмного замка злого Кощея, но для этого вам надо пройти несколько испытаний».

Воспитатель: Вы готовы помочь Царице Природы? Справимся ли мы с заданиями?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда отправляемся в наше путешествие.

Ребята, на какой планете мы с вами живём? (На планете Земля).

Посмотрите на макет нашей планеты. Как он называется? (Глобус).

Что мы видим? (Леса, моря, реки, горы, океаны).

Планета Земля наш общий дом, где все вместе существуют и животные, и растения, объекты неживой природы. И я хочу пригласить вас в путешествие в мир природы. А поможет нам в этом волшебный паровозик, который будет нас перемещать от станции к станции. На каждой остановке нас ждут задания и вопросы. Справимся?

  1. Вагончики зелёные
  2. Бегут, бегут, бегут,
  3. А круглые колесики
  4. Все стук, да стук, да стук.
  5. (Дети выстраиваются впоезд ипередвигаются кпервой станции под музыку).

Воспитатель: А вот и первая остановка. На ней мы поговорим о временах года. Назовите их. (Воспитатель показывает картинки)

А какое сейчас время года? Назовите признаки весны. Назовите приметы лета, осени, зимы.

Воспитатель: Справились с заданием, отправляемся дальше.

На этой станции мы поиграем в игру «Живая и неживая природа». Давайте разделимся на две команды. Одна будет выбирать картинки с изображением живой природы, а другая с неживой. Что же, отправимся дальше. Занимайте свои места в вагонах. (Дети садятся на стульчики).

Воспитатель: Третья станция «Сказочная».

Послушайте сказку: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил был Иван Царевич. Баба Яга хитростью заманила его в ловушку. Но он сумел выбраться. Дошёл до большой широкой реки, а моста нет.

Махнул Иван царевич три раза платком, и повисла над рекой дивная радуга, по ней он и добрался на другой берег. Бросилась баба Яга за Иваном Царевичем вдогонку по этому мосту, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны на мелкие осколки цветочками.

Одни цветы были добрые от следов Ивана Царевича. Другие — злые, где Баба Яга ступала».

Воспитатель: Как вы думаете, какие цветы добрые? (Лекарственные растения).

Какие растения мы можем назвать злым? (Ядовитые). Назовите их. Тогда отправляемся дальше. На четвёртой станции мы поиграем в игру «Деревья и кустарники». (Дети становятся вкруг). Я буду бросать мяч, а вы называть мне то, что я скажу.

Молодцы, много назвали деревьев и кустарников, целый лес получится.

А какие виды леса вы знаете? (Лиственный, хвойный, смешанный).

  • Воспитатель: Следующая станция загадок, чтобы туда попасть, нужно отгадать загадки. (Воспитатель показывает картинки котгадке)
  • Над цветами, кто летает,
  • Сок цветочный собирает,
  • В домик свой его несёт,
  • Из него готовит мёд?
  • (Пчела).
  • Над рекою он в полёте,
  • Этот чудо — самолётик,
  • Над водой парит он гладкой,
  • На цветке его посадка.
  • (Стрекоза).
  • Над цветком цветок тот машет,
  • Веерками крыльев машет,
  • Так прекрасен, так хорош,
  • Но на клумбе не найдёшь.
  • (Бабочка).
  • Черен, а не ворон,
  • Рогат, а не бык,
  • Летит, жужжит.
  • (Жук).
  • Не зверь, не птица,
  • А нос как спица.
  • (Комар).
  • С ветки на тропинку,
  • С травки на былинку,
  • Прыгает пружинка —
  • Зелененькая спинка.
  • (Кузнечик).

Воспитатель: О ком были загадки? (О насекомых).

Давайте теперь покажем насекомых. Как летает бабочка? Она легкая, воздушная. А вот летит комар, летит и пищит.

Очень ловко прыгает кузнечик. Как он это делает?

Воспитатель: Отправимся дальше, занимайте свои места. Следующая остановка «Дикие и домашние животные». (Дети делятся на 2 команды, одна команда выбирает картинки диких животных, другая домашних икладут вобручи, положенные на полу)

Воспитатель: Дети, что вы знаете о диких и домашних животных?

Воспитатель: На седьмой станции живут птицы. Чтобы узнать, о каких птицах идёт речь, мы поиграем в игру «Угадай птицу». (Воспитатель показывает картинки птиц ирассказывает оних) Молодцы, узнали всех птиц, теперь двигаемся дальше. Последняя остановка «Береги природу».

Воспитатель: В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детёнышей, выпускали рыбу с икрой, рубили только старые и больные деревья. К сожалению не все люди в наше время соблюдают эти добрые традиции. Вырубают леса, уничтожают животный мир. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.

Расскажите, как это происходит? (Люди создают заповедники, существует Красная книга). Скажите, что такое заповедник? (Ответы детей)

Воспитатель: Верно, заповедник — это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость.

В заповедниках охраняется всё: трава, птицы, грибы, рыбы, животные. У нас рядом есть Воронежский и Новохопёрский заповедники. Там много редких животных, растений (бобры, олени, первоцветы и многое другое).

Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу?

Воспитатель: Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы.

1. Не рвать цветы.

2. Не кричать, не включать громко музыку.

3. Не разорять птичьи гнёзда.

4. Не мусорить.

5. Не разорять муравейники.

6. Не разводить костры.

7. Не обижать животных.

8. Не ломать деревья.

9. Не разрушать грибницы.

  1. Воспитатель: Ребята, давайте мы вспомним стихи о природе.
  2. Есть на земле огромный дом
  3. Под крышей голубой
  4. Живут в нем солнце, дождь и гром
  5. Лес и морской прибой.
  6. Живут в нем птицы и цветы,
  7. Веселый звон ручья.
  8. Живешь в том светлом доме ты
  9. И все твои друзья.
  10. Куда б дороги не вели
  11. Всегда ты будешь в нем.
  12. Природою родной земли
  13. Зовется этот дом.

Воспитатель: Чтобы помочь нашей планете, надо научиться любить природу с детства. Растите, дети и берегите Землю.

Она вернёт вам заботу о себе — хорошим здоровьем, щедрым урожаем, весёлым пением птиц, красотой земного царства Природы.

В подарок царице Природе мы изготовим с вами коллаж «Цветущая планета Земля» (Дети выполняют коллаж)(Звучит музыка)

Воспитатель: А теперь возьмёмся за руки, сделаем большой круг. Постараемся обнять нашу планету и навсегда запомнить, что мы должны ее беречь, любить все живое на земле. Ребята, царица Природа благодарит вас. Она говорит, что теперь знает, что такое глобус и почему наша планета Земля такая разноцветная и красивая.

А теперь дети скажите, что нового и интересного вы узнали на занятии? (Ответы детей) Вот и закончилось наше путешествие в мир природы. Пора возвращаться в детский сад.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, неживая природа, ребенок, птица, Природа, картинка, животное, Ответ детей, родная земля, Царица Природы.

Источник: https://moluch.ru/archive/122/33758/

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Царство растений» | Дошкольное образование | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

  • Екатерина Пантилеева
  • Организация: МБДОУ № 40 детский сад «Золотой ключик»
  • Населенный пункт: п.Ключи
  • Цель: обобщить и закрепить знания детей о растительном мире (деревьях, кустарниках, травянистых растениях).
  • Задачи:
  • Закрепить знания детей о деревьях, кустарниках и травах как представителях земной флоры;
  • Развивать представления о внешних отличиях растений; расширить и уточнить знания о функциях некоторых частей растения (корень, стебель);
  • Развивать умение делить слова на слоги; умение определять местоположение заданного звука; умение составлять схему к слову;
  • Обогащать и активизировать словарь детей
  • Воспитывать бережное отношение к природе и желание помочь растениям, если им требуется помощь.
  1. Методические приемы: показ, беседа, рассматривание, объяснение, вопросы
  2. Оборудование и материалы:картинки с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений, стаканчики с подкрашенной водой, полоска марли, тетрадь в клетку, простой карандаш.
  3. Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, а вы сказки любите? Я хочу вам сегодня рассказать одну сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были: акация, роза, сосна, ель, тыква, незабудки, кабачки, яблоня, смородина и сирень. Как звали всех этих жителей мы с вами узнаем, если возьмем первые звуки в словах: роза, акация, сосна, тыква, ель, незабудки, ива, яблоня. Какое слово у нас получилось?

Дети: Растения.

Воспитатель: Жалко, что я не владею волшебством и не могу вас перенести в царство растений, но познакомить с некоторыми этими жителями я вас могу, и вы много нового узнаете. А тот, кто много знает почти уже волшебник.

Итак, мы с вами говорим про царство растений. Как вы думаете жители этого царства- живые?

Дети: да.

Почему вы так решили. Давайте с вами вспомним признаки живого.

Дети: они дышат, растут

Воспитатель: Сказка продолжается. В этом царстве было три государства, а кто в этих государствах жил вы узнаете, выполнив несколько заданий.

Первое задание. Отгадайте загадку: Нога одна, а рук много.

Дети: дерево

Воспитатель: Давайте с вами воспользуемся волшебным алфавитом, и при помощи его выложим название этих жителей. Сколько звуков в слове дерево? Какой первый звук в слове дерево? Что вы видите на этой картинке, какой первый звук, подходит он нам? (Называя изображение на картинке, дети определяют первый звук в слове. Таким образом, дети составляют слово дерево.)

Назовите мне деревья, которые вы знаете. Давайте сейчас с вами поиграем. Я называю вам дерево и если в его названии есть звук [И], то вы должны хлопнуть в ладоши ОСИНА, ДУБ, ИВА, ТОПОЛЬ, РЯБИНА, КЛЕН, ЛИПА, ПИХТА, СОСНА, ЛИСТВЕННИЦА.

  • Отгадав 2-ю загадку мы с вами узнаем, кто же живет в следующем государстве: Никак не могу понять я,
  • Похожи кусты как братья
  • А ягоды у них разные-
  • Черные белые красные.

Скажите смородина это дерево или кустарник. Какие еще кустарники мы с вами знаем? Ребята, посмотрите внимательно на картинки с деревьями и кустарниками и ответьте мне, чем они похожи и чем отличаются.

Дети: Деревья высокие, а кусты низкие, у дерева один ствол, а у куст. их несколько, но у обоих стволы покрыты корой.

Воспитатель: Сколько слогов в слове кустарник. Назовите мне какой звук стоит на пятом месте, какой это звук. Назовите мне кустарник со звуком С.

А кто же у нас живет в третьем государстве. Посмотрите у меня есть два слова:

ЗАВТРА и ВАТА. Давайте мы их с вами разделим на слоги. Сколько слогов в слове ЗАВТРА. От этого слова мы возьмем второй слог. Сколько слогов в слове ВАТА? От этого слова мы возьмем первый слог. Какое слово у нас с вами получилось?

Сколько слогов в слове ТРАВА. Назовите мне 2-й и 4-й звуки, какие они.

Дети: согласные, звонкие.

Давайте попробуем составить схему к слову трава.Травянистые растения легко узнать: они невысокие, стебель зеленый, мягкий и не покрыт корой, а на зиму они отмирают.

  1. Вот мы и познакомились с жителями царства растений и теперь настало время немножко отдохнуть.
  2. Физминутка.
  3. Выросли деревья в поле.
  4. Хорошо расти на воле (Потягивания- руки в стороны)
  5. Каждое старается,
  6. К небу, к солнцу тянется. (Потягивания- руки вверх)
  7. Вот подул веселый ветер,
  8. Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
  9. Даже толстые стволы
  10. Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
  11. Вправо-влево, взад-вперед-
  12. Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, взад-вперед)
  13. Он их вертит, он их крутит.
  14. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Вы назвали мне деревья, кусты, цветы они все такие разные. Но все же у них есть что-то общее. Что же это? (корень, листья, цветы, плоды)

Давайте с вами подумаем для чего растениям корень? (показать при помощи схем). Корень удерживает растения, питает их, при помощи корня растения дышат. А в том что растения питаются зачёт корней мы с вами сейчас убедимся на опыте.

Опыт с крашеной водой и марлей (опустить в стакан с подкрашенной водой полоску марли). Что вы заметили? Вода поднимается наверх, и материал окрашивается все выше и выше

  • А знаете ли вы что нужно растениям, чтобы они росли и не болели?
  • Дети: свет, тепло, вода, почва, удобрения.
  • Воспитатель: А что произойдет, если исчезнут растения?
  • Дети: мы тоже погибнем.
  • Воспитатель: Какая польза от них, зачем они нам нужны?

Дети: растения выделяют кислород, дают тень в жаркий день, деревья дают древесину и т.д.

Воспитатель: Растения живут вокруг нас и помогают нам жить. Как мы должны с вами к ним относиться?

Дети: беречь, охранять, ухаживать.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сейчас стать экологами. Это человек, который охраняет природу. Мы с вами вырастим цветы (проводится работа в тетради — графический диктант).

Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что на доске у меня есть три схемы? Это модели, изображающие дерево, кустарники и травянистые растения. А на столе у меня изображения с этими растениями. Я предлагаю вам взять понравившуюся картинку с растением и прикрепить к той схеме, которая подходит к вашей картинке (воспитатель помогает детям, которые затрудняются в выполнении задания).

Итог занятия: воспитатель хвалит детей, спрашивает, что им понравилось на занятии, что вызывало затруднения.

Список литературы:

  1. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Подготовительная группа / авт. –сост. Н. В. Лободина.- Волгоград: Учитель, 2011.- 367 с.

ISBN 978-5-7057-2855-8

Приложения:

Источник: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/9456

Ссылка на основную публикацию
Подраздел программы Тема Программное содержание
Сентябрь
1 Предметное окружение Предметы- помощники Формировать представления о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять детям, что эти предметы могут улучшить качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять предмет. Ход. Дыбина О.В. с 9
2 Явления общественной жизни Дружная, семья Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. Ход. Дыбина О.В. с10
3 Ознакомление с природой Беседа о лете Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках. Закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи. Ход Бондаренко Т.М. с30
4 Ознакомление с природой Какие бывают насекомые Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего строения, местам обитания, способу передвижения. Закреплять знания об общих признаках насекомых. Учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способа передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним. Ход Бондаренко Т.М. с 34
Октябрь
5 Предметное окружение Удивительные предметы Учить детей сравнивать предметы, придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он продумал сам). Ход. Дыбина О.В. с 12
6 Явления общественной жизни Как хорошо у нас в саду Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим. Ход. Дыбина О.В. с 13
7 Ознакомление с природой Планета Земля в опасности Дать детям представление о том что планета Земля- это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди. На земном шаре два полюса: Северный и Южный. На планете Земля обитает много живых существ, всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, воздух и почва стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету надо с детства любить природу, изучать природу, правильно с ней общаться. Ход Бондаренко Т.М. с 36
8 Ознакомление с природой Почему белые медведи не живут в лесу Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни. Воспитывать любовь к животным. Расширить представление детей о животном мире, показать его разнообразие. Воспитывать бережное отношение к живой природе Ход Бондаренко Т.М. с 51
9 Ознакомление с природой Лекарственные растения – средство оздоровления организма человека Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение Ход Бондаренко Т.М. с 44

Ноябрь

10 Предметное окружение 14.11.2011 Путешествие в прошлое книги Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности человека; воспитывать бережное отношение к книгам. Ход. Дыбина О.В. с 15
11 Явления общественной жизни Школа. Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общественную значимость труда школьного учителя (дает знания по русскому языку, математике и многим другим предметам, воспитывает). Познакомить с деловыми и личностными качествами учителя (умный, добрый, справедливый, внимательный, любит детей, много знает и свои знания передаетученикам). Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя, интерес к школе. Ход. Дыбина О.В. с 17
12 Ознакомление с природой Беседа о кроте. Дать детям представление об особенностях внешнего строения и поведения крота. О его приспособленности к подземному образу жизни: короткое овальное тело, передние лапы похожие на лопаты, отсутствие ушных раковин, маленькие глаза, заостренный вытянутый нос с короткими усами. Ход Бондаренко Т.М. с 58
13 Ознакомление с природой Беседа об осени Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличие пищи для животных и приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Ход Бондаренко Т.М. с 66
Декабрь
14 Предметное окружение 12.12.2011 На выставке кожаных изделий
  • Дать детям понятие о коже как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с видами кожи, показать связь качества кожи с назначением вещи. Активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного
  • мира.

Ход. Дыбина О.В. с 19

15 Явления общественной жизни