Игры с блоками дьенеша для старшей, средней, подготовительной и младших групп детского сада, задания по методике, конспект занятия и прочее

Важнейшая задача детского сада — интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) используются всевозможные развивающие игры, однако не все они позволяют комплексно формировать у малыша ключевые мыслительные умения.

В этом плане эффективным пособием является логический набор Золтана Дьенеша, который развивает дошкольника не только умственно (подготавливает к восприятию математических понятий и будущему изучению информатики), но и даёт ребёнку возможность проявить творчество и сформировать эстетический взгляд на вещи.

Значение игр с блоками Дьенеша в педагогическом процессе ДОУ

Логические блоки придуманы математиком и психологом из Венгрии Золтаном Дьенешем.

Развивающий комплект представляет собой 48 геометрических фигур, среди которых есть 4 формы (круглая и треугольная, квадратная и прямоугольная), 3 цвета (красный, жёлтый и синий), 2 размера (большой и маленький) и 2 варианта толщины (толстые и тонкие предметы). Получается, что в этом наборе нельзя найти даже двух одинаковых деталей: любая отличается от других хотя бы одним свойством.

Игры с блоками Дьенеша для старшей, средней, подготовительной и младших групп детского сада, задания по методике, конспект занятия и прочее

Набор состоит из 48 фигур, среди которых нет ни одной одинаковой

Достоинства и недостатки методики Дьенеша

Свою методику Дьенеш разработал на основе не только педагогических, но и психологических исследований. Она позволяет эффективно и в то же время творчески знакомить малышей с математикой с помощью интересных логических игровых заданий.

Золтан Дьенеш выделял 6 стадий освоения математики — от свободной игры, а затем игры по правилам до самостоятельного формулирования ребёнком логических выводов и умозаключений.

Свою теорию Дьенеш создавал для детей от 3 до 8 лет с учётом физиологических особенностей данного возрастного диапазона. На практических занятиях дошкольники осваивают эту методику, как правило, с лёгкостью и интересом.

Игры с блоками Дьенеша в детском саду наглядно демонстрируют, что воспитанники быстро приобретают способность анализировать и обобщать информацию и производить логические операции.

Дошкольники учатся обозначать различные свойства предмета, замечать разницу и классифицировать объекты по внешним признакам, выделять главные признаки. У ребят развиваются комбинаторные, аналитические способности, когнитивные и речевые навыки.

Достоинство методики венгерского учёного в том, что сложные математические знания, навыки дошкольники приобретают в непринуждённой обстановке — в ходе игры, пения, выполнения движений. Малыш даже не догадывается, что он усваивает такие непростые представления, как, например, алгоритм или кодирование информации.

Игры с блоками Дьенеша для старшей, средней, подготовительной и младших групп детского сада, задания по методике, конспект занятия и прочее

Методика Дьенеша исключает скучные задания — ребёнок обучается математике легко и непринуждённо

Однако находятся взрослые, которые считают теорию Дьенеша сложной и не вполне доступной детскому восприятию (при том, что российская педагогика признала методику очень эффективной не только для развития интеллекта, но и творческой личности дошкольника). В качестве недостатков набора логических блоков выделяют следующие:

  • недостаточное цветовое разнообразие,
  • некорректное понятие толщины (ведь среди фигур нет плоских, а есть только более или менее объёмные),
  • детям старшего дошкольного возраста для занятий порой недостаточно одного комплекта блоков,
  • в продаже в свободном доступе нет альбомов с упражнениями по методике Дьенеша.

Задачи и приёмы методики Дьенеша, актуальные для разных групп

Внедрение пособия Дьенеша в дошкольный педагогический процесс позволяет решать следующие группы задач:

  • Образовательные:
    • закрепление знаний о ключевых геометрических фигурах,
    • накопление знаний о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине,
    • совершенствование мыслительных операций: анализа и синтеза, классификации, кодирования и декодирования информации,
    • формирование основ алгоритмического мышления.
  • Развивающие: совершенствование памяти, воображения, внимания, креативных способностей,
  • Воспитательные: воспитание настойчивости, усидчивости, самостоятельности.

Начинать игровые занятия с комплектом Дьенеша уместно уже с младшими дошкольниками — детьми четвёртого года жизни. Вначале педагог просто знакомит малышей с пособием — даёт перебрать фигуры, попробовать их на ощупь, поиграть с ними.

После такой адаптации можно предлагать дошкольникам простейшие задания: к примеру, выбрать из всего материала лишь жёлтые предметы (понятие «такой» — «не такой») или рассортировать их по размеру либо толщине.

На первом этапе (младшая группа) ребята оперируют только одним свойством (например, цвет), на следующем же (в среднем возрасте) осваивают уже 2, а затем 3 и 4 свойства.

Воспитанники старшего дошкольного звена при систематической работе по методике Дьенеша овладевают алгоритмическим мышлением: в данном возрасте вводятся логические цепочки, а также работа с символическими обозначениями.

Игры с блоками Дьенеша для старшей, средней, подготовительной и младших групп детского сада, задания по методике, конспект занятия и прочее

На начальном этапе малыши должны просто познакомиться с новым пособием — рассмотреть и потрогать его

В целом задания с использованием блоков по мере обучения дошкольников усложняются в следующей последовательности:

  1. Задания на умение обнаруживать свойства фигур и переносить их на свойства других (абстрагировать).
  2. Тренирующие способность сравнивать две и более детали по их признакам.
  3. Развивающие умение проводить классификацию и делать обобщения.
  4. Отрабатывающие способность совершать логические операции — построение алгоритмов.

Чем чаще дети будут работать с набором Дьенеша, тем раньше они будут готовы к восприятию более сложных правил в играх.

Хорошо, если воспитатель сумеет заинтересовать и родителей упражнениями с логическим комплектом Дьенеша, продемонстрировав элементы методики на одном из собраний. Ведь если мама и папа заинтересуются этим пособием и будут заниматься с ребёнком дома, то и образовательный процесс в детском саду станет более эффективным.

Игры с блоками Дьенеша для старшей, средней, подготовительной и младших групп детского сада, задания по методике, конспект занятия и прочее

Любая образовательная деятельность будет эффективнее при взаимодействии с семьёй ребёнка

Разновидности игр и занятий с набором Дьенеша

Организовывать работу с логическими блоками в ДОУ можно в разных формах:

  • занятия (в первую очередь, это формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) и развитие речи — моделирование сказок, а также комплексные и интегрированные, включающие несколько видов деятельности),
  • игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные),
  • деятельность в свободное от занятий время (конструирование, изобразительное творчество — составление картин из блоков, их использование в роли предметных ориентиров и пр.).

Занятия по ФЭМП

Чаще всего манипуляции с комплектом Дьенеша включаются в содержание занятий по ФЭМП. На основе фигур воспитатель предлагает детям различные задания, в ходе которых они закрепляют понятие формы, размера, количества и пр. Чаще всего эти упражнения вписываются в определённый сюжет.

Игры с блоками Дьенеша для старшей, средней, подготовительной и младших групп детского сада, задания по методике, конспект занятия и прочее

Традиционно блоки Дьенеша используются в ДОУ на математических занятиях

Например, Маша (героиня популярного мультфильма) напекла для Мишки пирожки разных цветов, размеров и форм (их роль выполняют блоки Дьенеша). Но все они перемешались.

Маша же хотела все круглые оставить медведю, квадратными угостить медведицу, а треугольные передать своим бабушке с дедушкой. Задача дошкольников — рассортировать пирожки по тарелкам.

Себе же Маша испекла аппетитный тортик, который дети моделируют из блоков: большой жёлтый корж (большой круг) украшен двумя маленькими кружками и одним маленьким треугольником, причём все предметы имеют разный цвет.

Моделирование сказок на коммуникативных занятиях

Оказывается, используя набор Дьенеша, можно построить и увлекательное занятие по развитию речи. С помощью блоков моделируют сказки. Метод моделирования позволяет заострить внимание дошкольника на логике изложения, ключевых признаках персонажа, метафоричности родного языка. Используя блоки Дьенеша, педагог символически обозначает главных героев сказки.

За основу можно брать известные дошкольникам русские народные сказки. Каждому ребёнку выдаётся набор блоков, и он повторяет действия за воспитателем — выкладывает на своём рабочем месте фигуры. К примеру, в сказке «Курочка Ряба» деда и бабу можно обозначить большими прямоугольниками: деда — синим, а бабу — красным.

А курочку педагог после совместного обсуждения с детьми решает представить в образе большого жёлтого круга. Яичко, соответственно, будет маленьким жёлтым кружочком, а мышка — синим треугольником маленького размера.

После обозначения всех героев воспитатель предлагает ещё раз вспомнить их: показывает малышам какую-то фигуру, а они описывают её свойства (цвет, форма, размер) и угадывают персонажа сказки. В младшей группе лучше брать только 3 параметра, толщина учитывается начиная со средней группы.

В старшем звене задание можно усложнить: ребёнку завязываются глаза повязкой, он берёт в руки блок, называет его свойства и отгадывает героя.

Игры с блоками Дьенеша для старшей, средней, подготовительной и младших групп детского сада, задания по методике, конспект занятия и прочее

Каждый герой сказки соотносится с определённой фигурой из набора Дьенеша

Подобным образом можно обыгрывать на коммуникативных занятиях сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Пых».

Сказка «Теремок», например, интересна тем, что с помощью блоков Дьенеша малыши закрепят представление о размерах животных: так, лягушка и зайчик будут маленькими треугольниками (соответственно, красным и синим), а лисичка и волк — фигурами большого размера (красный треугольник и жёлтый квадрат). А путём моделирования белорусской сказки «Пых» дошкольники лучше усвоят форму овощей: капуста, морковь, свёкла, репа.

В средней группе воспитатель может импровизировать. Например, в сказке «Кот и петух» хитрая лисица обозначается большим толстым треугольником красного цвета.

И когда она в третий раз украла петушка, к её дому пошёл кот и украл сыночка лисы — лисёнка (маленький тонкий треугольник красного цвета). Кот и лиса обменялись своей добычей, и с тех пор плутовка больше не показывалась на пороге дома котика и петушка.

Такая импровизация вместе с использованием набора Дьенеша сделает занятие по развитию речи более увлекательным для детей и будет способствовать развитию воображения.

Вместе со старшими дошкольниками педагог может сочинить свою собственную сказку. Дети делятся на 3 группы и выбирают цвет своего царства (у каждой группы — коробка с блоками). Воспитатель рассказывает сказку, а дошкольники назначают фигуры на роли персонажей (определённого цвета в зависимости от царства).

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (дети выбирают блок — большой толстый прямоугольник).

У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок — большой тонкий прямоугольник).

Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толстый и тонкий прямоугольники). И вот однажды…»

Ефимова Т. В., воспитатель

http://efimova.lmn.su/index.php?option=com_content&view=article&id=48&Itemid=157

Дальше сказку можно продолжить в соответствии с замыслом самих дошкольников. В качестве варианта можно использовать тему недели: герои отправились в лес по грибы либо ягоды, завели себе домашнего питомца и т. д.

Блоки Дьенеша можно включить и в занятие по ознакомлению с окружающим миром для лучшего усвоения материала.

Например, воспитатель рассказывает ребятам о Чувашской Республике, её особенностях, в том числе о характерных чувашских узорах, их символичном значении. Внимание детей обращается на то, что детали орнамента напоминают геометрические фигуры.

И вот здесь педагог предлагает ребятам самим превратиться на время в мастеров и сложить знакомые символы, используя блоки Дьенеша.

Читайте также:  Физкультурное занятие во второй младшей группе детского сада, пример конспекта по фгос, картотека и прочее

Физкультурные занятия и подвижные игры

Развивающие блоки Дьенеша помогут сделать более захватывающим и занятие по физическому воспитанию. Организовать его можно как серию подвижных игр с геометрическими фигурами (последние используются в роли предметов-ориентиров, домиков или дорожек).

Игры с блоками Дьенеша для старшей, средней, подготовительной и младших групп детского сада, задания по методике, конспект занятия и прочее

Логические блоки уместно использовать и на занятиях по физическому воспитанию в ДОУ

Приведём примеры спортивных игр:

  • Подвижная игра «Кошки-мышки» для старшей и подготовительной группы.Каждой «мышке» (несколько детей) воспитатель на шею надевает жетончик с символическим изображением признаков блоков Дьенеша. У кота Васьки также есть жетоны. Мышки водят хоровод со словами:
    • Мыши водят хоровод,На лежанке дремлет кот.Тише, мыши, не шумите,Кота Ваську не будите.Вот проснётся Васька-котИ разгонит хоровод.На последней фразе кот очень быстро надевает любой из своих жетонов и начинает ловить «мышей». А жетон — это информация о том, каких именно «мышей» намерен поймать кот (у которых такая же символика). Остальным Васька не страшен: его могут дразнить, смеяться над ним. Когда кот поймает нужную мышь, она занимает его место, и игра возобновляется.Игры с блоками Дьенеша для старшей, средней, подготовительной и младших групп детского сада, задания по методике, конспект занятия и прочееКот ловит только мышей с такой же символикой, как у него
      В младшей группе игра начинается с одного свойства — цвета. По мере взросления детей правила усложняются, например, кот ловит только жёлтых и квадратных мышей.
  • Эстафета «Собираем урожай» («Рыбалка», «Перевозка грузов»). Капитан (воспитатель) находится в одном конце зала с корзиной и логическими блоками. Игроки-дошкольники стоят в колонне на другой стороне. В середине зала в обруче рассыпаны блоки Дьенеша. Для каждого участника-ребёнка педагог поднимает вверх руку с определённой фигурой. Ребёнок должен выбрать такую же, подбежать и поместить её в корзину. Затем эстафета передаётся другому игроку.В старшей и подготовительной группе игру можно усложнить: педагог показывает не фигуру, а её символические свойства.
  • Игра «Космический корабль». Дошкольники делятся на команды, у каждой — свой набор Дьенеша. Воспитатель на полу раскладывает обручи красного, жёлтого и синего цвета, над ними располагается изображение ракеты. Задача игроков — как можно быстрее заполнить свой обруч такого же цвета фигурами (топливом) с заданным свойством (например, только толстыми). Тогда ракета сможет выйти на орбиту и полететь.
  • Источник: https://rucheyok.ru/vidyi-deyatelnosti-v-dou/zanyatiya-s-detmi/igryi-s-blokami-denesha-kak-sredstvo-raznostoronnego-razvitiya-doshkolnikov-v-detskom-sadu

    Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте

    Венгерский психолог и педагог разработал замечательные упражнения и игры, способствующие освоению математических понятий, а так же творческого и логического мышления.

    Работа по знакомству с блоками начинается ещё во второй младшей группе, где малыши выделяют один признак предмета. В средней группе задания усложняются, появляются карточки-символы, с помощью которых дети выбирают необходимые фигуры.

    А какие же игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте можно использовать?

    Игры с блоками Дьенеша для старшей, средней, подготовительной и младших групп детского сада, задания по методике, конспект занятия и прочее

    Дети старшего дошкольного возраста в состоянии оперировать сразу несколькими свойствами предмета. У детей развито образное мышление и они способны разгадывать загадки, читать символы, заниматься кодировкой и раскодировкой. Дошкольники с удовольствием играют и выполняют упражнения с блоками Дьенеша.

    Игра «Отгадай загадку»

    На поле из 4 или 5 частей, в зависимости от уровня подготовленности детей, выкладывают символы фигур, при этом последнее окошко остаётся для отгадки. Например, на поле выкладываем знаки: жёлтая тонкая и треугольная. В пустом окошке ребёнок должен положить жёлтый тонкий треугольник, при этом размер фигуры не учитывается.

    Можно составлять загадки из четырёх символов, например: круг, толстая, большая, синяя. В ответе ребёнок положит синий большой толстый круг. Наиболее сложный вариант этой игры с отрицанием 1, 2, или 3 признаков.

    Игра-противоположность «Загадай загадку» представляет из себя пустую табличку, на которую дети, выбрав фигуру, раскладывают соответствующие знаки.

    Развивающая игра «Рассели жильцов»

    Игры с блоками Дьенеша для старшей, средней, подготовительной и младших групп детского сада, задания по методике, конспект занятия и прочее

    Развивающая игра «Лабиринт»

    Дети с радостью откликаются на игры типа «Лабиринт», «Дерево» и т.д., где они должны найти место своей фигуре. Такие игры направлены на развитие умения классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки.

    Нарисуйте дерево с ветками разных цветов без листьев. На каждой веточке свой символ, означающий форму, размер или толщину.

    Ребёнок с красным большим треугольником должен найти красную ветку со значком «треугольник и большой» (или не квадрат, большой, или треугольник, не маленький и т.д.). Всё зависит от уровня развития детей и творчества педагога.

    Можно рисовать лабиринты, дороги к гаражам, грядки на огороде и всю информацию кодировать значками. Детям такие игры приносят большое удовольствие и зная об «инстинкте открывателя», можно добиться больших результатов.

    Развивающая игра «Хоровод»

    Зимними вечерами, да и жаркими летними, можно играть в домино или складывать хороводы. Для этого разделите все блоки между детьми и договоритесь о правилах.

    Первый игрок кладёт любую фигуру, а следующий должен положить фигуру другого размера, или такой же формы, но другого цвета, или другой формы, но такого же размера и толщины и т.д.

    Правила могут придумывать дети, педагог внимательно следить за их исполнением.

    Игры с обручами и блоками Дьенеша

    Особый раздел в методике Дьенеша отведен играм с обручами, которые так же начинаются с выполнения простых заданий и постепенно усложняются, позволяя педагогу развивать аналитическое мышление, гибкость ума и быстроту реакции у будущих школьников.

    «Игра с одним обручем»

    На полу лежит обруч. У каждого ребёнка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча — все красные блоки, а вне обруча — все остальные. Детям задают вопросы: Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные). Какие блоки оказались вне обруча? (Некрасные).

    Верен именно такой ответ, т.к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри.

    При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом другу друга определяют одним словом фигуры вне обруча.

    «Игра с двумя обручами»

    На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать внутри синего обруча, внутри красного обруча, внутри обоих обручей, вне красного обруча, внутри синего, но вне красного, внутри красного, но вне синего, вне синего и красного обручей.

    Игры с блоками Дьенеша для старшей, средней, подготовительной и младших групп детского сада, задания по методике, конспект занятия и прочее

    На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей. После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса:

    1. Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
    2. Внутри синего, но вне красного обруча?
    3. Внутри красного, но вне синего?
    4. Вне обоих обручей?

    Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств — формы и цвета.

    «Игра с тремя обручами»

    В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по трём свойствам. Ведущий кладёт на пол три разноцветных (красный, синий, жёлтый) обруча так, как показано на рисунке, т.е. чтобы образовалось 8 областей.

    Игры с блоками Дьенеша для старшей, средней, подготовительной и младших групп детского сада, задания по методике, конспект занятия и прочее

    После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры с тремя обручами) вопросов.

    • Какие блоки лежат внутри всех трёх обручей?
    • Какие блоки лежат внутри красного и синего, но вне жёлтого обруча?
    • Какие блоки лежат внутри синего и жёлтого, но вне красного обруча?
    • Какие блоки лежат внутри красного и жёлтого, но вне синего обруча?
    • Какие блоки лежат внутри красного, но вне синего и вне жёлтого обруча?
    • Какие блоки лежат внутри синего, но вне жёлтого и красного обруча?
    • Какие блоки лежат внутри жёлтого, но вне красного и вне синего обруча?
    • Какие блоки лежат вне всех трёх обручей?

    В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трёх свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим).

    Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте не требуют особой подготовки, необходимо только подготовить специальные карточки для совместной и индивидуальной работы.

    Вы можете скачать архив с карточками для игр с блоками Дьенеша, в котором представлены карточки-символы и карточки-отрицания, а так же карточки для игр «Отгадай загадку», «Рассели жильцов», «Логические таблицы» разного уровня сложности.

    Источник: https://infodoo.ru/igry-s-blokami-denesha-v-starshem-doshkolnom-vozraste

    Блоки Дьенеша — система логических игр для самых маленьких, детей средней и подготовительной группы

    Современным родителям доступно множество дидактических пособий, с помощью которых они могут развивать своих деток с самого раннего возраста.

    Большой популярностью пользуются логические блоки Дьенеша – игра с картинками, схемами и специальными альбомами.

    Занятия с этим пособием помогают дошкольникам в развлекательной форме познакомиться с основами математики. Узнайте, что из себя представляет материал и как с ним работать.

    Что такое блоки Дьенеша

    Так называется специальное дидактическое пособие для освоения математики, разработанное известным венгерским научным деятелем. Золтан Дьенеш посвятил этой дисциплине всю жизнь. Он стремился сделать ее максимально понятной и интересной для детей. Для этого им специально была разработана авторская система Дьенеша для раннего освоения математики детьми.

    Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Они представлены элементами, среди которых нет повторяющихся. Фигуры делятся по таким признакам:

    1. Цвет. Синие, красные, желтые.
    2. Размер. Маленькие, большие.
    3. Толщина. Толстые, тонкие.
    4. Форма. Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

    Методика

    Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию. Оптимальный возраст для начала занятий – 3-3 года. Работа с логическими блоками Дьенеша научит кроху:

    1. Выявлять свойства объектов, называть их, объяснять, в чем состоят различия и сходства, подкреплять свои рассуждения доводами.
    2. Логически мыслить.
    3. Лучше разговаривать.
    4. Понимать, что такое цвет, толщина, форма и разный размер.
    5. Осознавать пространство.
    6. Самостоятельно решать задачи учебного и практического плана.
    7. Настойчиво идти к достижению цели, справляться с трудностями, проявлять инициативу.
    8. Выполнять мыслительные операции.
    9. Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности, фантазию , навыки моделирования и конструирования.
    Читайте также:  Рисование во второй младшей группе, конспект занятия: пузырь, колечки, клубочки и прочие темы

    Игры с блоками Дьенеша для старшей, средней, подготовительной и младших групп детского сада, задания по методике, конспект занятия и прочее

    Как работать с блоками Дьенеша

    Занятия проходят в несколько этапов. Дьенеш разработал свою методику с учетом психологических аспектов детей младшего возраста, поэтому не нужно бояться того, что она будет слишком сложной для мышления дошкольника. Выделяют такие стадии развития математических способностей:

    1. Свободная игра. Цель – научить кроху решать незнакомые задачи методом «проб и ошибок», пробуя разные варианты.
    2. Малыш плавно переходит на игру по определенным правилам. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией, например, «какие фигуры одинаковые».
    3. Обсуждение, сравнение содержания математических игр. Нужно подбирать разные варианты со смежными правилами, но отличающимися игровыми материалами.
    4. Знакомство с содержанием чисел. Рекомендуется использовать карты, диаграммы, таблицы.
    5. Последний этап – самый длительный и подойдет для старших дошкольников. На нем следует предлагать разные карточки с определением правил, которое помогает прийти к конкретным логическим выводам. Постепенно к малышу станут знакомы такие понятия, как теорема и аксиома.

    Логические блоки

    Сами фигурки – основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество увлекательных дидактических игр для детей разных возрастов.

    Главное предназначение блоков Дьенеша – научить ребенка понимать свойства предметов. С их помощью он научится отличать и объединять объекты, делать их классификацию.

    Наличие картинок и специальных альбомов существенно разнообразит количество игр, которые вы сможете предложить дошкольнику.

    Карточки

    Для занятий применяются изображения, на которых содержится символическая информация о свойствах фигуры. Это выглядит так:

    1. Цвет обозначается пятном.
    2. Размер – это силуэт домика. Маленький обозначается одноэтажным строением, большой – многоэтажным.
    3. Контуры геометрических фигур соответствуют форме.
    4. Толщина – два изображения человечков. Первый – толстый, второй – худой.
    5. В комплекте Дьенеша есть карточки с отрицанием. К примеру, перечеркнутый крест-накрест многоэтажный дом означает, что нужная фигура «не большая», то есть, маленькая.

    Комплекты карточек можно использовать не только вместе с блоками Дьенеша, но и для самостоятельных игр. Работа с ними развивает логику, навык расшифровки информации по символам.

    Сначала ребенку следует давать самые простые игровые задания для знакомства с карточками Дьенеша, а потом постепенно усложнять их.

    Комплект изображений способен существенно разнообразить занятия, сделать их значительно интереснее.

    Игры с блоками Дьенеша для старшей, средней, подготовительной и младших групп детского сада, задания по методике, конспект занятия и прочее

    Альбомы

    Таких пособий понадобится приобрести несколько, для каждого возрастного диапазона. Выбирать их следует по уровню развития ребенка, а не по тому, сколько ему лет в данный момент.

    Иногда в 3 года у малыша развитие пятилетнего, а бывает и наоборот. В альбомах представлены разные игры с фигурками Дьенеша, схемы-рисунки, по которым можно их складывать.

    Задания вы можете самостоятельно усложнять, вносить в них разнообразия, ориентируясь на реакцию ребенка.

    Блоки Дьенеша для самых маленьких

    Заниматься с логическими фигурами могут малыши с двухлетнего возраста. Для них разработано много простых игр. Их основная цель – научить ребенка различать свойства объекта, группировать предметы по определенным признакам. Такие занятия будут не только полезны, но и интересны каждому малышу. Ознакомьтесь с несколькими самыми популярными вариантами игр.

    Выборки

    Это самые простые игры для малышей, которые только знакомятся с набором Дьенеша. Пример:

    1. Разложите перед ребенком элементы Дьенеша.
    2. Пусть он группирует их по разным признакам. Сначала выбирает все одинакового цвета, потом размера и т.д.

    Постепенно игра становится более сложной. Предложите ребенку сортировать блоки по двум и более признакам. Например:

    1. Выбери желтые прямоугольные блоки и синие квадратные.
    2. Достань все плоские фигурки одинакового размера.
    3. Выбери тонкие круглые блоки.
    4. Отсортируй все синие треугольные фигуры.

    Конструирование

    Эту творческую игру обожают все детки без исключения. Она очень простая, но увлекательная. Ребенку предлагается складывать из элементов Дьенеша разные фигурки сначала по схемам, а потом без них, постепенно усложняя задачу. Примеры объектов, которые вы можете попросить сконструировать:

    • домик;
    • стол;
    • домик с окошкам;
    • елочка;
    • лавка;
    • табурет;
    • диван;
    • стул;
    • ступеньки;
    • кресло;
    • машинка.

    Игры с блоками Дьенеша для старшей, средней, подготовительной и младших групп детского сада, задания по методике, конспект занятия и прочее

    Продолжи ряд

    Игра направлена на то, чтобы у ребенка закрепились знания о геометрических фигурах, величине, толщине, цвете. Благодаря ей он научится находить закономерности. Варианты заданий:

    1. Выложите на столе перед малышом элементы Дьенеша так, чтобы каждая следующая отличалась от предыдущей по одному признаку. Ребенок самостоятельно продолжает этот ряд.
    2. Выкладывайте цепочку из фигур Дьенеша так, чтоб рядом не было одинаковых по двум признакам предметов. Предложите ребенку продолжить этот ряд.
    3. Выложите перед малышом фигуры Дьенеша по цвету: красная, желтая, синяя. Он продолжит ряд, чередуя оттенки в заданной последовательности.

    Покорми животных

    Поставьте перед малышом несколько его любимых игрушек. Пусть он покормит каждую парой «печенек» (блоков). Предложите какие-либо условия, к примеру, медвежонку нужно дать только корм красного цвета, а котенку – квадратной формы. Эта игра напоминает выборки, но дети воспринимают ее значительно лучше. Редко кто из малышей отказывается кормить своих любимцев.

    Игры с блоками Дьенеша для старшей группы

    Когда ребенок подрастет, упражнения для малышей он сможет щелкать, как семечки, и задания придется усложнить. Методика Дьенеша для дошкольников рассчитана на малышей 5-6 лет.

    Упражнения более сложные, активно используются не только сами кубики, но и карточки, игровые альбомы. Задания направлены на развитие у взрослого ребенка логического мышления, умения объяснить принятое решение.

    Изучите несколько игр для примера, на основании которых можно придумать еще массу упражнений.

    Поиск

    Дайте ребенку любую фигурку Дьенеша или предложите выбрать самостоятельно. Затем он из общей массы блоков достанет все те, которые совпадают с первой по одному заданному свойству.

    Когда он хорошо усвоит игру, усложните ее. Пусть малыш подбирает блоки, у которых два одинаковых свойства со взятой изначально. Потом можно еще усложнить игру.

    Ребенок должен выбирать те блоки, у которых нет ни единого смежного свойства с первым.

    Домино

    Эта игра подойдет даже для нескольких детишек. Правила:

    1. Каждый игрок получает равное количество блоков. Определяется очередность участников.
    2. Первый делает ход любой фигурой.
    3. Второй кладет блок, у которого одно свойство совпадает.
    4. Если подходящей фигуры нет, участник пропускает ход.
    5. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои блоки.
    6. Игру можно усложнить, меняя правила про свойства выкладываемых фигур. К примеру, нужно отвечать блоком, у которого два подобных признака и т.д.

    Игры с блоками Дьенеша для старшей, средней, подготовительной и младших групп детского сада, задания по методике, конспект занятия и прочее

    Найди лишнее

    Следующая игра поможет детям научиться группировать объемные геометрические фигуры по различным признакам. Правила:

    1. Выложите перед ребенком три фигуры. Одна из них не должна иметь ни одного общего свойства с остальными.
    2. Пусть ребенок вычислит, какой блок лишний, и объяснит, почему, как он пришел к такому выводу.
    3. Усложните задание. Выложите 6 блоков. Малыш должен удалить два лишних.

    Найди пару

    Эта игра понравится детишкам, которые уже хорошо освоили все простенькие задания. Правила:

    1. Перед ребенком разложите несколько фигур в ряд.
    2. Предложите к каждой подобрать парную по определенному свойству.
    3. Усложните задание. Пусть малыш попробует подобрать пару не по одному, а по двум или трем свойствам.
    4. Можете изначально взять, например, 10 парных элементов. Сложите их в пакет. Пусть ребенок сам выстроит пары, выкладывая фигуры Дьенеша в два горизонтальных ряда.

    Художники

    Для игры вам потребуется несколько больших листов цветного картона. Они выполнять роль эскизов картин. Для составления композиции нужны дополнительные картонные детали. Игра учит анализировать форму объектов, сравнивать их, развивает творческие и художественные способности. Правила:

    1. По эскизам малыши должны «писать» картину.
    2. Заготовку они выбирают сами. На ней изображено схематически, где какие блоки должны находиться. Тонкие будут только обведены по контуру, а толстые – полностью закрашены.
    3. Пусть дети на правильные места «эскиза» подберут недостающие блоки и детали, вырезанные из картона.

    Магазин

    Для этого задания вам необходимы карточки с изображением предметов, которые будут выполнять роль товара, и логические элементы. Игра «Магазин» развивает память, умение рассуждать, обосновывать свой выбор, выявлять и абстрагировать свойства. Правила:

    1. Дошкольник приходит в магазин, в ассортименте которого множество товаров-карточек. У него три фигуры, выполняющие функцию денег. За каждую можно приобрести один товар.
    2. Малышу нужно купить тот объект, у которого не меньше одного свойства совпадает в фигурой-денежкой.
    3. Постепенно можете усложнять игру, предлагая новые правила.

    Украсим елку

    Следующая игра способствует развитию навыков порядкового счета, чтения схемы. Для нее вам понадобится изображение елки и 15 карточек с символами, блоки. Правила:

    1. Елку следует украсить бусами в пять рядов. В каждом будет по три бусинки.
    2. Цифра на карточке – порядковый номер положения нити сверху вниз. Закрашенный на ней кружок показывает, какой по счету должна идти бусина, а внизу указано, какой элемент ее изобразит.
    3. Пусть малыш развесит первый ряд бус, а затем все нижние, четко следуя схеме на карточке.

    Видео

    Отзывы

    Кристина, 29 лет

    Логические кубики Дьенеша купила, когда дочке было два с половиной года. Сначала они были ей интересны, но спустя пару месяцев я не могла увлечь ее ни одной игрой. Значительно больше по душе малышке пришлись палочки Кюизенера. Не знаю, в чем причина, может быть, я неправильно организовала занятия. Сын подруги играет блоками с удовольствием.

    Татьяна, 33 года

    С набором Дьенеша с удовольствием занимался сын. Сейчас он учится в третьем классе. В школе проблем никогда нет, сам с удовольствием выполняет задания, усваивал материал легко. Думаю, что все это благодаря играм с блоками. Сейчас они достались моей трехлетней дочке. Пока воспринимает материал, как конструктор, но скоро начну и с ней заниматься.

    Валентина, 38 лет

    Карточки Дьенеша, блоки и альбомы купила дочке, когда ей исполнилось три года. Ей сразу очень понравился набор, играла с ним с восторгом. Мы занимались лет до пяти, потом перешли к более сложным дидактическим материалам. В начальной школе она училась отлично, да и сейчас никаких проблем с уроками нет. Сыну пока только два года, но кубики я ему уже дала.

    Марианна, 23 года

    С первых дней жизни сыночка я искала материалы, с помощью которых будут развивать его, когда подрастет. Сейчас нам 2,5 года. Начали заниматься по методике Дьенеша. Пока выполняем только игровые упражнения, но видно, что сыночку интересно. Даже не ожидала, что такой малыш будет понимать, что от него требуется, делать выборки, играть по правилам.

    Источник: https://mosmama.ru/2456-bloki-denesha.html

    Конспект НОД по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в старшей группе

    • Игры с блоками Дьенеша для старшей, средней, подготовительной и младших групп детского сада, задания по методике, конспект занятия и прочееКонспект НОД по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в старшей группе
    • Цель: создание условий для формирования элементарных математических представлений.
    • Задачи:
    • Образовательные:
    • Формировать элементарные математические представления:
    • обучать детей сравнивать предметы и геометрические фигуры по двум и более свойствам:
    • упражнять в порядковом и количественном счете в пределах 10;
    • развивать умения сравнивать предметы с помощью мерки;
    • формировать представления о пространстве (право, лево) и времени (дни недели, время суток);
    1. Развивающие:
    2. Скачать конспект
    3. Развивать первичные приемы логического мышления (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации) развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.
    4. Воспитательные:
    5. Воспитывать любознательность, интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.
    6. Материалы и оборудование: кукла би-ба-бо Петрушка; билеты на поезд по кол-ву детей; мяч; блоки Дьенеша; карточки с кодировками для блоков Дьенеша.
    7. Ход НОД:
    Читайте также:  Уголок безопасности (в том числе пожарной) в детском саду: оформление своими руками по фгос + фото

    1 часть. Вводно-мотивационная.

    Воспитатель: Сегодня, ребята, к нам в детский сад пришла посылка. Интересно, что в ней? (Воспитатель достает Петрушку и письмо с загадкой).

    • Петрушка:
    • Я – мальчишка не простойЛюбопытный, озорнойВсе хочу успеть, узнать
    • Будете со мной играть?

    Воспитатель: Все бы тебе, петрушка, играть. Очень важно заниматься, чтобы много знать и уметь.

    1. Петрушка: Я и так все знаю.
    2. Воспитатель: Тогда помоги отгадать загадку. И вы ребята, слушайте внимательно:
    3. «Научит она никогда не скучатьИ форму, и цифры, и цвет различать,Задачки решать
    4. И предметы считать
    5. А как же её одним словом назвать?
    6. Петрушка: Ну, нет – этого я не знаю.

    Воспитатель: Тогда я вас ребята, приглашаю отправиться в интересное путешествие: выполнить разные задания, поиграть и правильный ответ на загадку узнать. Хотите в путешествие?

    2 часть. Основная.

    • Посмотрите необычный поезд – поедим на нем. (вагончики поезда – детские стульчики, на которые прикреплены геометрические фигуры)
    • Чтобы получить билет, дайте правильный ответ:
    • — Посчитайте сколько всего вагончиков?

    — Какой формы первый вагончик? 3-й?

    — Какой по счету вагон круглой формы?

    — Какой по форме вагон находиться между 1-м и 3-м?

    Молодцы! Получите билет и займите место в вагоне такой же формы.

    (Воспитатель надевает шапочку кондуктора)

    Воспитатель: Внимание! Проверка билетов!

    1. — Какого цвета Ваш билет?
    2. — Какой формы Ваш билет?
    3. — Покажите только синие билеты.
    4. Дети рассаживаются.
    5. Пока дети едут можно провести любую речевую игру на тему поезд.
    6. Раздается свисток.
    7. Петрушка: Почему остановились?

    Воспитатель: Развилка. (Стрелки на право и налево. Две колеи: правая широкая, левая узкая)

    — Какое направление указывает эта стрелка? А другая?

    — А по какой колее нам ехать? Они одинаковые или разные?

    • — Как проверить?
    • Дети сравнивают ширину колеи меркой.
    • Воспитатель: Какая колея подойдет по ширине нашему поезду?
    • Дети прикладывают мерку к импровизированным колесам поезда и выясняют, какая по ширине колея подходит.
    • — Значит, в какую сторону мы дальше поедим?

    Дети встают друг за другом паровозиком. Динамическая пауза.

    Воспитатель: Станция «Лесная». Выходите на опушку, смотрите, а на дереве нас ждет мудрая сова. Она знает все цифры, а вы знаете?

    Дети считаю. Прямой и обратный счет.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, на этой полянке растут грибы, ягоды, цветы. Растут они не врозь, а вместе, группами. Найдите на поляне группу предметов, которые соответствуют по количеству цифре 3? 5? (Воспитатель проверяет правильность ответов).

    Петрушка: Давайте поиграем! Вставайте в круг, игра с мячом «Назови дни недели», «Время суток».

    Воспитатель: Делу время, а потехе час! На лесной полянке живет ёжик. И он просит нашей помощи. Надо помочь ему собрать в корзину только съедобные грибы. Ёжик даст подсказку как определить съедобный гриб.

    Задание выполняется с блоками Дьенеша. Детям раздаются карточки с кодировкой фигур. Дети «читают» кодировку и находят нужный им блок (съедобный гриб) складывают в корзину к ёжику.

    Петрушка: Как долго мы гуляем по лесу, наверно, все проголодались. Давайте угостим наших зверят чем-нибудь?!

    Воспитатель: Ой! Пока мы на поезде ехали, по дорожкам сказочного леса шагали — все угощения перемешали. Давайте разберемся, что здесь у нас в ведерке? Кого чем угостить?

    3 часть. Рефлексивная.

    Воспитатель: Может быть, теперь вы сможете догадаться, про что же была загадка (читает еще раз).

    Если дети затрудняются – напоминает – Где мы сегодня были, и что делали?

    Что нам помогло справиться со всеми заданиями? Знание Математики.

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы с Петрушкой наградим вас самой лучшей отметкой, которую ставят в школе.

    Воспитатель раздает детям медальоны с цифрой пять.

    Дидактическая игра для старших дошкольников в двух вариантах:

    1. на решение математических примеров;
    2. с использованием логических блоков Дьенеша.

    Игровой сюжет: Однажды на страну сказочных героев налетел ураган. Сильный ветер сорвал номера со всех домов. И теперь почтальоны не могут доставить корреспонденцию по нужному адресу.

    Поросенок Наф-Наф ждет телеграмму от брата, лягушка – Квакушка поздравление от мышки – Нарушки, а кот Матроскин ждет посылку от дяди Федора. Но почтальону Печкину одному, ни как не успеть доставить письма и открытки во время.

    Давайте, ребята, поможем почтальонам разнести письма и телеграммы адресатам. Для того, чтобы правильно доставить почту необходимо соблюдать некоторые условия.

    Игровой материал: картинки с изображением домиков, почты, почтальона Печкина; карточки с математическими примерами на сложение и вычитание и карточки со схемами кодирования свойств блоков.

    Учебно-игровые задачи:

    • Учить на наглядной основе решать простые задачи на сложение и вычитание. При решении задач учить пользоваться знаками действий плюс и минус;
    • Развивать способность к замещению и моделированию свойств предметов с помощью схем кодирования и декодирования их;
    • Развивать логическое мышление;
    • Воспитывать самостоятельность в принятии решений.

    На магнитной доске представлены картинки с изображением домиков. Один домик является почтой, рядом с ним стоит почтальон Печкин Александр Иванович. Остальные домики: Наф-Нафа, теремок, домик из деревни Простоквашино. Под домиками карточки с математическими примерами, решив, который дети определят номер (адрес) домика, аналогично и номер почты.

    Играем! Думаем! Почтальон Печкин доставит письмо в тот дом, у которого номер не совпадает (разный) с номером почты. А для этого, чтобы узнать номер дома, необходимо решить пример, результат и есть номер. Остается только сравнить номер дома и почты, на нужный адрес закрепляется конвертик. Условия можно изменить по желанию воспитателя.

    Для проведения второго варианта игры необходим набор «Логических блоков Дьенеша»

    Условия будет таким: Почтальон Печкин доставит письмо в тот дом, у которого номер дома совпадает с номером почты. А номер дома обозначен блоком, который закодирован в схеме-карточке. Совпадение или несовпадение может быть по одному, двум, трем признакам, в зависимости от умений детей пользоваться блоками.

    Планируемый результат:

    1. Дети справятся с заданиями в играх с блоками Дьенеша.
    2. Выполнят творческую работу.

    Дальнейшая работа:

    1. Продолжить развивать умение оперировать уже 4-мя свойствами в играх с блоками Дьенеша и вести код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадрат, а значит круг или треугольник).
    2. Продолжать содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности.

    Источник: http://doshkolnik.ru/matematika/18976.html

    Конструкт НОД «Теремок для зверей» (игры с «Блоками Дьенеша»)

    • Конкурс «Методическая копилка педагога — 2016»
    • Номинация «Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»
    • КОНСТРУКТ организации совместной непосредственно образовательной, познавательно-исследовательской  деятельности с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением зрения (во второй младшей группе детского сада).
    • Тема: «Теремок для зверей» (игры с блоками Дьенеша).
    • Цель: продолжать формировать умение выявлять свойства предметов, называть их, обозначать и обобщать, группировать по основным признакам, закрепить навыки счета в пределах трех.
    • Задачи:
    • Развивающие:
    • систематизировать и расширять знания детей о свойствах предметов, развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, наблюдательность, память, конструктивные умения.
    • развивать умение взаимодействовать с воспитателем, сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

    Воспитательные:

    • воспитывать уважительное отношение к труду, вызвать чувство радости при удавшийся постройки, создавать положительную атмосферу помощи, тем, кто в ней нуждается, учить сотрудничать со сверстниками и взрослым, активизировать словарь «волшебными» словами: спасибо, пожалуйста, очень благодарны.

    Обучающие:

    • сформировать умение строить теремок, используя план – схему, закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах трех, закрепить знание основных цветов, форм «треугольник», «квадрат», «круг», «прямоугольник», обогащать речь детей словами – антонимами: большой – маленький, широкий – узкий.
    1. Оборудование и материалы: Демонстрационные материалы: фигурки животных — героев сказки «Теремок», коробка с блоками Дьенеша с «замком», рюкзак, крупные мягкие блоки: синий и красный, квадратный и круглый; воздушный шар для зверей, имитация воздушного шара для детей, фигурка петушка, план – схема «Теремок» на мольберте, блоки, обозначенные на схеме, с прикрепленными к ним магнитами, ноутбук, музыкальный центр, аудио-, видеозаписи, декорации «Лес», угощение для детей.
    2. Предварительная работа:
    3. Предварительная работа: игры с блоками Дьенеша, чтение сказки «Теремок».
    4. Планируемый результат: Дети проявляют умение выявлять свойства предметов, называть их, обозначать и обобщать, группировать по основным признакам, закрепляют навыки счета в пределах трех.
    5. В ходе организации совместной непосредственно-образовательной,  познавательно-исследовательской деятельности прослеживается интеграция разнообразных видов детской деятельности: игровой, двигательной, музыкально-художественной, коммуникативной, конструктивной, чтения (восприятие литературного произведения).
    6. Ход НОД и план-схема «Теремок» размещены в Приложении.

    1. Игра «Хитрый замок»                2. Игра «Чудесный мешочек»

    3. Наши гости

    4. Физминутка «Лесная зверобика» и «полет» зверей

    5. Работа с планом-схемой                     6. Игра «Раздели на группы»

    7. «Полет на воздушном шаре»

    План-схема «Теремок» и ход НОД 

    Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

    Лесунова Светлана Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории, Детский сад №25, г. Каменск-Уральский Свердловской области; педагогический стаж 10 лет.

    , чтобы вы могли оставить свой комментарий.

    Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/methodology/19460.html

    Ссылка на основную публикацию