Игры для подготовительной группы детского сада: картотека, примеры игровой деятельности с правилами, в том числе неподвижные, творческие

Игры для подготовительной группы детского сада: картотека, примеры игровой деятельности с правилами, в том числе неподвижные, творческие

  • Свидетельство бесплатно
  • Нам доверяют
  • Нужно использовать при аттестации

Дождитесь публикации материала и скачайте свидетельство

о публикации в СМИ бесплатно.

Опубликует не менее 15 материалов в методической библиотеке портала и скачайте

документ бесплатно.

Свидетельство участника экспертной комиссии

Игры для подготовительной группы детского сада: картотека, примеры игровой деятельности с правилами, в том числе неподвижные, творческие

Оформить бесплатно документ можно здесь

Перспективное планирование игровой деятельности подготовительная группа

Оценить 4707 19.06.2018

Содержимое разработки

Месяц Дидактические игры Словесные игры Подвижные игры Театрализованныеигры Настольно – печатные игры Сюжетно – ролевые игры
С е н т я б р ь 1 – ая неделя
«Подбери пару», «На что это похоже». Цель: научить детей срав нивать предметы по форме, размеру, цвету и назначению; приучать сообща выполнять задания. «Кто кого позвал», «Куда спрятался жучок» цель: активи зация шипящих звуков; расширять словарный запас детей. «Лиса и куры», «Ловишки на од ной ноге», «Трени ровка футболиста» Цель: развивать у детей выдержку, умение согласовы вать движения со словами, ловкость, умение играть в команде; упраж нять в беге и присе дании, по строении в круг и ходьбе по кругу. настольный театр «Теремок». Цель: продолжать учить детей воспроизво дить ранее изучен ные произведения; развивать эмоцио нальную отзывчи вость; творческое воображение. лото «Домино», «Какой формы». Цель: развивать внимание, память, смекалку. «Школа». Цель: фор мировать представ ление о школьниках, школе, учителе; позна комить с взаимоот ношениями учителя с учениками; поддер живать у детей жела ние учиться, быть старательными.
2 – ая неделя
«Что сажают в огороде?», «где что зреет» цель: научить детей классифициро вать предметы по определенным приз накам (по месту их произрастания, по их применению), разви вать быстроту мышле ния, слуховое внима ние; совершенствовать речь, как средство общения. «Что такое звук, слово, предложе ние», «один – мно го». Цель: уточнить представления детей о звуковой и смыс ловой стороне слова; упражнять детей в образовании мн. числа родительного падежа; развивать умение подбирать к словам определения и действия. «Мяч водящему». «На одной ножке по дорожке». Цель: закреплять умение передачи мяча с нижней и верхней позиции; закреплять умение прыгать на одной ножке; воспиты вать волевые ка чества личности. Драматизация сказки «Лиса и козёл». Цель: учить детей эмоциональ но передавать диа лог персонажей; интонационно пока зывать поведение персонажа; воспи тывать доброжела тельное отношение к окружающим. «Противоположности», «Мозаика», «Составь картинки». Цель: разви вать речь, внимание, образную и смыс ловую память, основы логического мышле ния; учить играть груп пами. «Детский сад». Цель. Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.
3 – ая неделя
«Найди, о чем расска жу», «В каких уголках живёт солнышко», «Чьё это место». Цель: научить узнавать по перечисленным приз накам; закрепить умение детей ориен тироваться на листе бумаги; развивать умение слушать друг друга. «Найди звук», «картина — корзина». Цель: учить детей находить слова с одним, двумя и тремя слогами; подбирать слова сходные по звучанию. «Лягушки и цапля», «кошки – рыболовы» Цель: развивать у детей умение действо вать по сигналу, развивать лов кость, быстроту реакции, сме лость. Кукольный театр «Лиса и медведь». Цель: продолжать учить детей пользо ваться куклами бибабо; воспроизво дить сюжет сказки; делать поучитель ные выводы. «Чудесный мешочек», «Когда это бывает». Цель: развивать образную память, внимание; расширять словарный запас детей. «Дом, семья» Цель. Побуждать детей творчески воспроизво дить в играх быт семьи; совершенство вать умение самостоя тельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; раскрывать нравст венную сущность дея тельности взрослых людей.

Также вас может заинтересовать

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/planirovanie/316592-perspektivnoe-planirovanie-igrovoj-dejatelnos

Картотека игр и упражнений развивающих творческие способности дошкольников

  • Картотека игр и упражнений,
  • развивающих творческие способности дошкольников
  • «Чем может быть…»Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.

Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др.

Дети выполняют задание. «Портрет из пуговиц»Цель: учить выполнять аппликации из пуговиц.

Педагог рассказывает детям, что создать портрет можно разными средствами: краской, соломкой, пластилином, лоскутами ткани, показывает пуговицы и предлагает каждому ребенку портрет для копирования с помощью пуговиц.

«Фантазёры»

Цель: развитие воображения, образного мышления.

Оборудование: пластилин, зубочистки, вата, цв. бумага т.д. .

Ход игры: взрослый предлагает первому игроку задумать какой-нибудь предмет и сделать только один элемент из предложенных материалов. Второй игрок говорит, что это может быть, и добавляет свой элемент.

Следующий должен придумать что-то другое и добавить элемент в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить поделку по-своему.

Выигрывает ребёнок, который внёс последнее изменение. 

  1. «Необычные картины»
  2. Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.
  3. Оборудование: поднос, пуговицы, скрепки, пробки от бутылок, флаконов, природный материал: соломка, чешуйки шишек, ракушки, мелкие камушки, засушенные цветы, листья, семена растений, лист картона.

Ход игры:на подносе разложен материал. Взрослый предлагает создать необычные картины, а для их создания требуются не карандаши и краски, а то, что лежит на подносе. Представьте себе картину, которую хотите получить. Сделайте её набросок на листе бумаги. При помощи взрослого прикрепите к картону.

“Волшебные кляксы “

Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях.

Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

«Фантастические гипотезы»Цель: развивать творческое воображение и теоретическое мышление. Что было бы, если… (город умел летать, часы шли наоборот и т.п.)?

«Необыкновенный полет»Цель: развивать фантазию.Педагог. Представьте себе, что в группе есть ковер-самолет. Он унесет тебя туда, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? Зачем?Дети отвечают.

«Сказочные истории»Цель: учить использовать элементы анимизма («одушевления» предметов).Педагог предлагает детям подумать и сказать, на кого похожи столовая и чайная ложки (мама с дочкой, бабушка с внучкой и т.п.), придумать сказочные истории, которые могут с ними произойти.

«Художник в зоопарке»Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.Педагог.

Два волшебника Разделяй и Соединяй побывали в зоопарке. Идет первый волшебник и все разъединяет. Второй — очень рассеянный, поэтому соединяет все как попало.

Представьте, что после этого получилось в зоопарке, и изобразите с помощью деталей.Дети выполняют.

«Сказочная птица»Цели: упражнять в передаче формы и расположения частей птицы; развивать фантазию.Педагог раздает детям 8—10 овалов разной величины, формы и цвета; отдельные части птиц (разной формы, величины и цвета). Дети придумывают и составляют свою сказочную птицу.

«Волшебные очки»Цель: развивать действие соотнесения по форме.Педагог предлагает детям представить, что они надели волшебные очки, которые могут менять свою форму.

Например, очки стали круглые и через них можно увидеть только круглые вещи. Дети осматриваются и называют все круглые предметы в комнате. Затем закрывают глаза и представляют, что в этих очках они вышли на улицу.

Им нужно назвать пять предметов круглой формы, которые они встретят.

«Назови отличие»Цель: находить сходства и отличия при сравнении предметов.

Педагог спрашивает, чем шкаф, магнитофон, книга, звонок, самолет отличаются от телевизора, собаки, машины, карандаша, птицы.

«Веселое соревнование»Цель: учить создавать многое из одного.Педагог раздает детям листы-матрицы, на которых изображены разные фигуры и сообщает, что с помощью карандашей или фломастеров их можно превратить в какой-нибудь предмет, животное, растение или часть их.

Каждый ребенок должен дополнить все листы до разных изображений. «Незаконченный сюжет»Цель: учить конкретизировать (оживлять) схематические изображения.Педагог кладет перед каждым ребенком предмет (катушка ниток, пластмассовая ложка, веточка дерева, засушенный цветок и др.

) и просит их дополнить другими деталями до создании целостного предмета или сюжета.

«Придумай узор»Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.Педагог раскладывает три ряда предметов: первый — фасоль, второй — горох, третий — арбузные семечки. Дети должны соединить предметы в каждом ряду так, чтобы получился красивый и интересный узор.

«Составление изображений объектов»Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур.Педагог раздает детям геометрические фигуры, и предлагает выложить из них названные объекты, например: клоуна, домик, кошку, машину и др.

«Придумай животное»Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.Педагог предлагает детям создать необычное существо из имеющихся деталей (могут быть предложены фигуры, вырезки из книг и др.).

«Лоскутное одеяло»Цель: учить выражать содержание с помощью ограниченных графических средств.Педагог раздает каждому ребенку по бумажному одеялу и предлагает с помощью одного карандаша раскрасить его так, чтобы не было одинаковых лоскутов.

«Картина из дырок»Цель: развивать творчество при рисовании нестандартными способами.

Педагог говорит о том, что, если много раз проткнуть лист бумаги иголкой, получится много дырок. Но если протыкать бумагу в определенной последовательности, может получиться целый рисунок.

Педагог предлагает «нарисовать» иголкой на бумаге обычный листок (машину, солнце и т.п.).

«Ощипанный портрет»Цель: развивать творчество при рисовании нестандартными способами.Педагог.

Если взять лист белой бумаги и долго отщипывать от него маленькие кусочки, через несколько минут в руках останется фигура неопределенной формы с ощипанными краями.

Но если отщипывать кусочки заранее продуманно, могут получиться интересные предметы. Попробуйте это сделать.Дети выполняют.

«Облака-загадки»Цель: учить находить в материале с нечеткими формами образы предметов.Педагог говорит о том, как интересно летом наблюдать за плывущими по небу облаками.

Облака могут быть похожи на разных животных, человеческие лица и т.д.

Затем он поочередно показывает картинки с облаками и просит детей назвать как можно больше вариантов их сходства с предметами, животными, растениями, фигурами людей.

«Превращения»Цель: учить создавать образы через опредмечивание условных символов.Дети рассматривают карточки с условными изображениями предметов и высказывают предположения о том, что это может быть.

Читайте также:  Уголок экспериментирования в детском саду: варианты оформления по фгос для средней, подготовительной, старшей, младшей группы

«Любимая игрушка»Цель: развивать умение преобразовывать предмет с использованием приема акцентирования.Педагог предлагает детям нарисовать свою любимую игрушку, подумать и рассказать, что можно сделать, чтобы она стала более смешной и забавной.

«Наоборот»Цель: учить создавать новые образы с использованием приема гиперболизации.Педагог дает детям задание изменить предметы (например, стол, чашки, шкаф, платье и т.п.), сделав маленькое большим, и наоборот, и подумать, что тогда получится.

«Фантастическое животное»Цель: развивать умение преобразовывать предмет. Педагог раздает детям рисунки с разными животными. Как можно изменить рисунок, чтобы сделать его необычным и забавным?

«Буквы в рисунках»Цель: развивать умение преобразовывать графические символы.Педагог говорит о том, что все буквы на что-то похожи. Например, буква «г» похожа на подъемный кран, «о» — на спасательный круг. Предлагает детям нарисовать те предметы, на которые похожи разные буквы: ш, р, х, з.

«Исправь ошибку»Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов.Педагог показывает детям картинки: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок изображен с ушами зайца и т.п. Дети исправляют ошибки.

 «Двойное изображение»Цель: учить видеть образ в рисунке.Детям предлагается разрисовать одну часть плотного листа краской, затем сложить лист пополам, прижать и раскрыть. Получается двойное изображение, которое необходимо дорисовать до какого-либо предмета.

«Камушки на берегу»Цель: создавать в воображении образ на заданную тему.Педагог показывает детям картинку и говорит, что на ней нарисован волшебный берег. По этому берегу прошел волшебник и все, что было на нем, превратил в камушки. Просит детей угадать и дополнить их разными деталями, рассказать, что было на берегу.

«Обведи свою ладонь и оживи»Цель: способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно

Творческое упражнение «Ночной разговор игрушек»

Предложить детям придумать, о чем ночью (вечером, когда дети ушли из детского сада) могли разговаривать игрушки: как с ними играют дети, бережно к ним относятся, или упорядочивают игровой уголок т.д.

Творческое упражнение «Жизнь шкафа»

Детям предлагается рассмотреть картинку, на которой изображен шкаф (стул, ведро, ложка и т.д.).

  • Дети объединяются в группы и отвечают на вопрос:
  • Из чего может быть сделан шкаф?
  • Может у шкафа меняться настроение?
  • Может шкаф болеть?
  • Можно ли взять в друзья шкафы?
  • Что чувствует шкаф, когда его протирают или ремонтируют?
  • Кого из членов семьи шкаф любит больше всего?
  • Помнит шкаф мастера, который его сделал?
  • Подобные вопросы можно задавать о любых вещах.

Затем дети придумывают сказку о вещах (как шкаф подружился с новым платьем или как чашка (тарелка) поссорилась с ложкой и т.д.).

Творческое упражнение «У кого какой характер?»

Раздать детям картинки с изображением различных предметов и предложить им описать характер этих предметов, например: характер молотка, кровати, подушки, карандаша. Сравнить и обсудить описание детей. Провести с детьми беседу о том, как может меняться характер различных предметов в зависимости от того, кому они служат и кто держит их в своих руках.

Второй вариант этого упражнения: предложить детям описать работу печального или веселого молотка, исполнительной или ленивой пилы, гордого или скромного карандаша, внимательной или невнимательной тетради и т.д.

  1. Творческое задание «Подбери слова к картине»
  2. Детям предлагают с помощью прилагательных, слов – сравнений, глаголов придумать «комплимент» картине.
  3. Творческое упражнение «Узнай птицу»
  4. Дети получают карточки с изображениями различных птиц. Им предлагается подумать:
  5. — Какой характер у той или иной птицы?
  6. — С какими людьми, цветами, деревьями, животными дружит эта птица?
  7. — Кто враги?
  8. — О чем она поет?
  9. — Из чего и как строит гнездышко?
  10. — Что она больше всего любит делать?
  11. Детей предупреждают, что их ответы могут быть сказочными.
  12. Творческое упражнение «Домашние и дикие животные»

Дети объединяются в две группы – «дикие животные» и «домашние животные». Группы должны придумать и через некоторое время рассказать о трудностях и преимущества своей жизни. Побеждает группа, рассказ которой самая творческая и интересная. Это упражнение дети могут выполнять индивидуально.

Творческое упражнение «Угадай кто я»

Воспитатель раздает детям карточки с рисунками разных животных. Дети берут себе по одной картинке, потом показывают детям движениями, животное изображено на картинке. Другие дети должны узнать, кого изображает ребенок. Можно предложить детям показать своих любимых животных.

Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

 Воспитатель начинает – «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает  —  «Б»  плохо, потому что «В». Следующий говорит – «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.

 Пример: гулять – хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце  —  плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

Источник: https://sundekor.ru/referat/kursovaya/kartoteka-igr-i-uprazhnenii-razvivaiushchikh-tvorcheskie-sposobnosti-doshkolnikov/

Особенности игровой деятельности детей подготовительной к школе группе

2. Особенности игровой деятельности детей подготовительной к школе группе

В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры.

Постепенно игра становится связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной, трудовой.

На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную деятельность индивидуальной. В выборе партнеров для совместных игр дошкольники опираются на свои симпатии, выделяют ценимые в сверстнике нравственные качества, игровые умения. Немаловажное значение имеет наличие у сверстника привлекательных игровых предметов.

Игровые интересы детей устойчивы. Они могут часами, днями и даже неделями играть в один и тот же сюжет, причем развивать его изо дня в день, а не начинать каждый раз сначала. При разыгрывании сюжета игровые действия уже «сглаживаются», но зато ярко выражены отношенческий аспект ролей и событийная сторона сюжета. Игра насыщается разнообразными событиями.

Игровые замыслы детей заметно отличаются своей новизной, богатством и оригинальностью. Появляются романтические, героические, фантастические сюжеты (в «воинов», «драконов», «инопланетян», «заколдованных» и др.).

Дети овладевают средствами эмоциональной выразительности: меняют интонацию в зависимости от содержания ролевых отношений.

В старшем дошкольном возрасте ребенок все меньше нуждается во внешних атрибутах, потому что такой опорой становятся представления о функции взрослых.

Чем старше ребенок, тем большую самостоятельность он проявляет в выборе и использовании предметов-заместителей, тем меньшее значение для замещения играет внешнее сходство, а большее — сходство функциональное, и тем шире круг предметов, которые он замещает. Чаще в качестве предметов-заместителей выступает предметно не оформленный материал, поскольку его функция не фиксирована: камешки, лоскутки, палочки, обрывки бумаги.

Расширение знаний об окружающем, особенно о человеческих действиях, взаимоотношениях, приводит к увеличению в игре числа ролей. Поэтому игровые группировки детей расширяются от 2 – 3 до 5 — 7 человек.

Увеличение числа ролей усложняет ролевые отношения, усиливает необходимость четкой координации действий всех участников игры. Ролевое поведение регулируется правилами.

Сверстники следят за тем, как партнеры выполняют правила.

В общих чертах дети могут самостоятельно оговаривать замыслы игры, распределять роли и разыгрывать их. Нередко ребенок-лидер навязывает товарищам неинтересные роли, а сам берет на себя самую привлекательную, не считаясь с желаниями других.

Если детям не удается договорится о распределении ролей, то игра распадается или кто-то из ребят выходит из нее. Чем старше ребенок, тем более выражено его стремление к совместной со сверстниками игре, тем больше он склонен согласиться выполнять непривлекательную роль только ради того, чтобы войти в игровое объединение.

Он сдерживает свои личные желания и подчиняется требованиям других детей.

Выполнение роли протекает с помощью определенных игровых действий. Игровые действия все больше обобщаются, приобретают условный характер, нередко заменяясь словами: «Белье уже постирано», «Вы уже пришли из школы», «Ты уже поправилась».

Освоение разнообразных игровых действий позволяет дошкольнику наиболее полно и точно реализовать роль. Постепенно появляются игры в воображаемом плане, когда ребенок переходит от игры с реальными игровыми предметами к игре с воображаемыми.

В играх старших дошкольников всегда есть лидер, который «двигает» сюжет. Остальные участники игры обычно «подстраиваются».

Дети, не разделяющие точку зрения лидера, пытаются найти аргументированные доказательства своего, на их взгляд более правильного, предложения по дальнейшему развитию сюжета, делают попытки отстоять свою точку зрения, скоординировать ее с точки зрения других партеров по игре. Если этого не получается, дети выходят из игры.

На протяжении игры прослеживается несколько сюжетных линий: мама не только ухаживает за дочкой, но и водит ее в театр, детский сад, шьет ей платье. Дети начинают объединять игры с разными сюжетами, например, мастерская игрушек, магазин и детский сад.

Игровая деятельность постепенно все больше отходит от реальной опоры на предметы, практические действия и становится воображаемой. Теперь уже не предмет лежит в основе сюжета, а именно в соответствии с сюжетом подбираются предметы для организации игры.

У детей впервые появляется потребность строить совместную игру вокруг достижения общей цели. Трудность состоит в том, что дети часто не могут придумать достаточное количество интересных индивидуальных целей, согласующихся с общей, привлекательной для всех целью. Если же игровые цели отдельных детей не увязаны с общей целью такие дети выходят из игры.

Наблюдается различие игровых интересов у мальчиков и девочек, из- за чего чаще они играют отдельно. Мальчики любят большое открытое пространство.

Для игры они строят большие мосты, корабли, крепости и т.д. Девочки же уединяются в небольших уголках, любят огораживаться, устраивать «закрытые» дома королевства, магазины и пр.

Читайте также:  Лэпбук по экологии для дошкольников: как сделать своими руками с помощью шаблонов

Однако, и те, и другие с особой тщательностью создают игровую обстановку.

Старшие дошкольники уверены и самостоятельны в игре. Поэтому они совершенно по- иному относятся к участию в игре взрослого. Дети охотно занимают главные роли, имеют уже устойчивые игровые намерения, и взрослый их устраивает в качестве советчика, вовремя помогающего преодолевать сюжетные или организационные трудности.

Игровая деятельность детей не исчерпывается только сюжетно-ролевыми играми, хотя они наиболее характерны для дошкольника. Другая группа игр — это игры с правилами, специально созданные взрослыми в воспитательных целях.

К ним относятся дидактические и подвижные игры. Основу этих игр составляют четко определенное программное содержание, дидактические задачи. Взрослый обучает детей таким играм, и лишь затем они проводят их самостоятельно.

Следовательно, игровая деятельность детей подготовительной к школе группе характеризуется следующими особенностями:

— Свобода и самостоятельность детей в игре. Проявляются в выборе игры, ее содержания, ролей, в добровольности объединения с другими детьми, в свободе вхождения и выхода из игры.

— Саморегуляция действий, поступков, поведения играющих. Игра регулируется определенными правилами, которые регламентируют порядок игровых действий, правила поведения, взаимоотношений.

— Творческий характер игровой деятельности – творчество проявляется в выборе роли, сюжета, игрушек, предметов-заместителей.

— Эмоциональная насыщенность игры – ребенок в игре проживает обыгрываемые события, получает удовольствие, снимает напряжение, передает свои чувства другим, отображает их в разных ролях.

— Игра не имеет материально выраженного результата, в отличие от продуктивных видов деятельности (изобразительной, трудовой). Ценность игры – в возможности развития в ней всех возрастных новообразований дошкольников.

  • — Два вида отношений между детьми в игре как основа организации детского общества: игровые отношения (определяются содержанием, правилами игры); реальные отношения (проявляются по поводу игры: сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, установление правил).
  • — Логическая и временная последовательность развития игры – обеспечивается наличием прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры.
  • Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://danovie.ru/organizaciya-igrovoj-deyatelenosti-detej-podgotovitelenoj-k-sh.html?page=4

Подвижные игры для подготовительных групп детского сада

Подвижные игры в детском саду являются обязательными. Они развивают ребёнка физически, повышают концентрацию его внимания и стимулируют память. Игры проводятся ежедневно. В них участвуют все дети и воспитатель. Игровая деятельность проводится на свежем воздухе и в помещении.

Организация подвижных игр в подготовительной группе

В подготовительную группу ходят дети 6-7 лет. В этом возрасте они выбирают занятия в соответствии со своими интересами. Воспитатель должен предложить забаву, которая увлечёт, погрузит в процесс и принесёт пользу.

Подвижная деятельность в детском саду

Подвижные занятия являются обязательным ежедневным досугом. Правильно подобранная и организованная деятельность способствует гармоничному развитию.

Игровая деятельность оказывает следующее влияние:

  • Укрепляет здоровье. Во время забавы дети активно дышат. В организм попадает больше кислорода и ускоряются обменные процессы. Это способствует: повышению аппетита, укреплению иммунитета, полноценному развитию дыхательной системы и мышечной массы.
  • Улучшает навык обучения. Каждая игра строится на правилах. Двигательная моторика способствует повышению интеллектуальных способностей.
  • Развивает эмоциональную сферу. Весёлая и интересная деятельность повышает настроение и укрепляет дружеские взаимоотношения в коллективе.
  • Стимулирует развитие личных качеств. Деятельность, построенная на соревновательном характере, помогает формированию лидерских качеств и стимулирует стремление к победе. Групповые упражнения развивают чувство поддержки и побуждают оказать помощь партнёру по игре, чтобы совместными усилиями привести команду к победе.

Занятия с подвижными действиями формируют в детях дисциплинированность и терпение, вырабатывают чувство ответственности.

Обратите внимание. В процессе выплёскиваются эмоции и растрачивается избыточная энергия. Нервная система укрепляется, а проявление эмоций в виде истерик и повышенной агрессии в течение дня значительно снижается.

Требования к организации подвижных игр

Подвижные игры должны соответствовать требованиям, разработанным Министерством Здравоохранения и входить в образовательный стандарт. Они составлены с учётом возраста, физических возможностей и места проведения.

Проведение упражнений в соответствии с разработанными нормами

Нормы проведения включают в себя следующие предписания:

  • количество отведенных часов на физическую активность в неделю не должно превышать более 8;
  • должны проводиться ежедневно. Утром длиться не более 15-30 мин, а вечером — 15-20 минут;
  • занятия с активной физической нагрузкой не должны продолжаться более получаса;
  • в зависимости от погодных условий и времени года нужно выделять как минимум один день в неделю для забав на свежем воздухе;
  • все обязательно должны иметь спортивную одежду во время занятий.

Обратите внимание. Время, отведённое для занятий, должно состоять из активных упражнений. Они занимают по времени от общей продолжительности занятия: до 80% на свежем воздухе и до 70% внутри помещения.

Педагог, прежде чем подобрать и организовать игру, должен учитывать следующие моменты:

Содержание игры:

  • Чтобы она была увлекательной и принесла пользу, стоит ориентироваться на физические возможности. До её окончания малыш не должен устать и потерять интерес. Все движения должны легко запоминаться и без труда повторяться.
  • Если в ней используется сказочный персонаж, то он должен быть знаком. При ознакомлении с новым героем, предварительно стоит рассказать о нём.
  • Постепенно стоит усложнять: вводить более сложные правила, движения делать более активными и направленными на координацию.

Педагогический результат:

Педагог должен чётко знать, какой навык во время игры должен быть развит. Это может быть: умение играть на большой площади, развития равновесия и координации движения, навык сотрудничества в паре и другое.

Командный результат зависит от слаженных действий

Количество участников и время проведения:

  • Игра должна быть подобрана так, чтобы в ней участвовали все. Никто не должен оставаться в стороне.
  • Если ранее была спокойная деятельность, то скопившуюся энергию нужно выплеснуть через активные движения. И, наоборот, незадолго до сна или перед занятиями, требующей концентрации, забавы стоит подбирать спокойные, без соревновательного характера.

На каких занятиях проводятся подвижные игры

Весь комплекс игровых действий распределён на несколько временных промежутков в течение дня.

Проведение игр по времени:

  • Утренние. Длятся не более 10-15 минут. Могут завершиться гимнастическими упражнениями.
  • После завтрака. Она не должна состоять из действий, требующих физической нагрузки.
  • Вечерние. Проводятся после полдника. Могут быть активными и продолжительными по времени.
  • Пятиминутки. Их проводят в виде перерыва во время занятий, требующих усидчивости. Дети выполняют комплекс упражнений в игровой форме. Пятиминутку можно провести возле парт и столов, отойдя от них на пару шагов.
  • Во время прогулки. Педагог занимает весёлой деятельностью на свежем воздухе.

Обратите внимание. Во время занятий воспитатель должен уделить внимание детям, не успевающим за сверстниками в некоторых видах игровой деятельности. Ребята могут повысить координацию с помощью инвентаря, забав с мячом, прыжками через скакалку.

Виды подвижных игр для подготовительных групп

Все подвижные игры можно разделить на несколько категорий. К ним относятся:

Включающие правила:

  • Сюжетные. Здесь используются образы сказочных героев. Малыши вживаются в роль и пробуют повторить повадки и движения персонажей.
  • Бессюжетные. Смысл заключается в воплощении замысла — построить фигуру с помощью товарищей по игре. Для этого детям нужно уметь объединять усилия для достижения результата.
  • Спортивные. Педагог учит ребят основам взрослых занятий, таких как футбол, баскетбол, теннис и другие. При данной деятельности используется инвентарь.
  • Народные. Они просты и основной задачей является сплочение детского коллектива. Элементами игры служат хороводы, ручеек и гуси-лебеди.
  • Требующие разной физической активности:
  • В разное временя суток и места проведения, малышей нагружают физической упражнениями разной интенсивности: от лёгкой до средней или активной.
  • Различающиеся по целенаправленности дви­жений:

В зависимости от занятий и физических возможностей ребят, забавы подбираются для оттачивания определённого навыка. К ним относятся: метание мяча, бег и прыжки через препятствия, лазанье по канату и другие.

Классификация игр по степени подвижности

Цель подвижной игры для детей подготовительной группы — создать условия для развития силы, скорости, умения выдерживать нагрузки, ловкости, пластичности, координации движений и способности ориентироваться в пространстве.

Игровая деятельность по степени интенсивности физической нагрузки делится на три группы:

С небольшой динамикой. Движения плавные, не интенсивные и не резкие, с небольшими наклонами и поворотами. Такие игры предназначены для снятия напряжения после продолжительного сидения в одной позе, а также помогают расслабиться.

Обратите внимание. Подходят для проведения зимой.

Подходящие забавы:

  • Создание фигур. Ведущий озвучивает нужный образ, а участники пробуют его изобразить.
  • Замри-отомри. Дети свободно ходят и по команде ведущего замирают.

Со средней динамичностью. Ребята совершают во время игры активные движения. Они ходят бодрым шагом, приседают, прыгают и делают упражнения с инвентарём. Игры помогают укрепить физическую форму и развить координацию движений.

Забавы со средней динамикой

Подходящие забавы:

  • С мячом. Задача попасть в цель. Это может быть кегля или другой ориентир.
  • Передача предметов. Участники преодолевают несложное препятствие в виде узкой полосы или обогнуть столб, чтобы передать предмет следующему члену команды.

С повышенной динамичностью. Занятия состоят из упражнений, которые быстро сменяют друг друга. Ребёнок бегает, активно прыгает и приседает. Часто используется инвентарь.

Подходящие забавы:

  • С мячом. Дети перекидывают мяч друг другу или участвуют в другие спортивные игры.
  • С воспитателем. Педагог предстаёт в образе персонажа, который ловит детей.
  • Соревнование. Делятся на команды и выполняют ряд действий, направленных на общекомандный результат в виде победы.

Картотека подвижных игр с целями по ФГОС

Воспитатель выбирает игру из программы, предложенной и разработанной ведущими педагогами. Игры, предложенные в ней, ориентированы на всестороннее развитие ребёнка в физическом, эмоциональном и умственном плане.

Для проведения на улице

Проведение занятий на свежем воздухе

В хорошую погоду, а также весной и осенью на свежем воздухе воспитатель может занять детей следующими играми:

  • Весёлые ребята. Дети становятся в круг и берутся за руки. Педагог находится в середине и даёт команду к движению. Дети начинают двигаться по кругу и петь: Мы весёлые ребята, любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать! Раз, два, три — лови! Дети разбегаются, педагог их ловит. Пойманные ребята отходят в сторонку. Оставшиеся смыкают круг и снова поют, ведя хоровод.Роль ловца может быть предложена любому из детей.
  • Иголочка. Дети берутся за руки и выстраиваются в ряд. Направляющий начинает движение проходя между детьми и окружающими предметами. Не расцепляя рук, малыши должны следовать друг за другом.
  • Мышеловка. Ребята делятся на две неравные группы. Маленькая группа представляет собой мышеловку, остальные дети мышей. Дети из группы мышеловки сцепляют руки и становятся в круг. Начинают хороводное движение. Остальные бегают вокруг круга и забегают в него. По команде дети-мышеловки присаживаются на корточки. Те дети-мышки, кто остался в круге, считаются пойманными.
  • ПДД. Дети знакомятся с правилами дорожного движения и учатся переходить дорогу на зеленый свет.

Для игр в помещении детского сада

Для проведения забав внутри помещения в зимнее время и в плохую погоду стоит выбирать менее интенсивные по действиям.

К ним относятся:

  • Пять шагов. Участвуют одновременно несколько детей. Они становятся в ряд, а затем быстро делают шаги по прямой. На каждом шаге приостанавливаются и произносят слово. Слова выбираются из одной категории: имена, фрукты, названия животных.
  • Неправильное движение. Дети становятся в круг, а педагог в центре. Он делает 5-6 несложных движений, одно из которых неправильное и его нельзя повторять. Далее, дети пытаются воспроизвести все движения и пропустить неправильное.
  • Повтор. Педагог располагает детей напротив себя и предлагает изобразить какое-то животное или предмет.

Коллективные упражнения в помещении

Внимание! Больше игр можно найти в специализированной литературе.

При проведении подвижной игры в подготовительной группе, педагог должен ориентироваться на приготовленный заранее конспект, в котором прописан план подвижных игр.

Читайте также:  Конспект интегрированного и комплексного занятия в старшей группе детского сада по фгос: развитие речи, математика и прочее

При его составлении стоит ориентироваться на следующие рекомендации:

  • Мероприятие не должно длиться более получаса.
  • Перед началом игры воспитатель должен заинтересовать детей. Рассказать о предстоящем веселье. По времени это не должно занять более нескольких минут.
  • Объяснить правила. Проконтролировать, чтобы все дети поняли. Для этого ребята должны сами проговорить основные правила. Стоит отвести на это 2-4 минуты.
  • Сама игра длится 15-20 минут. Воспитатель контролирует процесс и старается вовлечь в неё всех детей. Все возникающие конфликты и обиды старается устранить.

Обратите внимание. В конце воспитатель подводит итоги и спрашивает мнение ребят. Важно узнать, понравилось ли занятие, были ли сложности или, наоборот. Стоит уложиться в несколько минут.

Методы анализа проведения подвижных игры

Чтобы всесторонне развить ребёнка и скорректировать его поведение, нужно проводить ежедневный анализ по нескольким характеристикам и заносить в специальные карточки.

Педагогу стоит обращать внимание на следующее:

  • Игра должна соответствовать времени её проведения.
  • В процессе стоит выявлять лидеров и стеснительных детей. Предлагать им другие роли для полноценного развития личности и воспитания волевых качеств.
  • Следить за поведением детей во время игры. Воспитывать в них уважительное отношение к членам коллектива.
  • Обращать внимание на физическое состояние ребёнка и подбирать некоторым детям особые игры для развития навыков, которые недостаточно у них развиты.
  • Мотивировать детей на повторение некоторых действий для развития дисциплины и силы воли.

Обратите внимание. Своевременное внесение корректировок в план будущих игр позволяет вовлечь всех детей в игру и сделать её не только полезной, но и весёлой.

При правильном подборе и организации подвижных игр происходит всестороннее развитие детей. Пробуждается интерес к новому и стремление к победе. Нервная система не перенапрягается и в большинстве случаев снимается избыточное напряжение. Дети всесторонне развиваются и учатся взаимодействовать с коллективом.

Источник: https://vospitanie.guru/fizicheskoe/podvizhnye-igry-dlya-podgotovitelnyh-grupp-detskogo-sada

Игровая деятельность в подготовительной группе детского сада

Перспективное планирование игровой деятельности

в подготовительной группе

Месяц

  • Сюжетно-ролевые игры
  • Дидактические игры
  • Театрализованные игры, игры драматизации
  • Развивающие игры
  • Сентябрь
  • Название: «Семья»
  • Цель: развивать умение у детей согласовывать тему игры;
  • Название: «Супермаркет»
  • Цель: формировать умение у детей использовать предметы-заместители;
  • Название: «Природа и человек»
  • Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа;
  • Название: «Наоборот»
  • Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления;
  • Название: «Загадки без слов»
  • Цель: развивать выразительность мимики и жестов;
  • Название: «Зеркало»
  • Цель: развивать монологическую речь;
  • Название: «Волшебные кляксы»
  • Цель: развитие фантазии, речи;
  • Название: «Погремушки»
  • Цель: развитие внимания;
  • Октябрь
  • Название: «Детский сад»
  • Цель: формировать умение у детей творчески развивать сюжет игры;
  • Название: «Автобус»
  • Цель: развивать у детей область самостоятельных решений при выборе роли и использование атрибутов;
  • Название: «Назови растение с нужным звуком».
  • Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления;
  • Название: «Назови три предмета»
  • Цель: упражнять детей в классификации предметов;
  • Название: «Веселый Старичок-Лесовичок»
  • Цель: учить пользоваться разными интонациями;
  • Название: «Поиграем — угадаем»
  • Цель: развивать пантомимические навыки;
  • Название: «Волшебная палитра»
  • Цель: внимание, воображения;
  • Название: «Бусы»
  • Цель: развитие памяти;
  • Ноябрь
  • Название: «Поликлиника»
  • Цель: учит детей самостоятельно распределять роли, пользоваться атрибутами, воспитывать дружеские взаимоотношения;
  • Название: «Строители»
  • Цель: учить детей сочетать сюжетно-ролевую игру с конструированием, передавать в игре действия представителей различных строительных профессий;
  • Название: «Добавь слог»
  • Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления;
  • Название: «Скажи по-другому»
  • Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению;
  • Название: «Телефон»
  • Цель: развивать фантазию, диалогическую речь;
  • Название: Умеем хозяйничать»
  • Цель: Учить детей инсценировать знакомый художественный материал; побуждать к собственной интерпретации роли;
  • Название: «Разноцветные цепочки»
  • Цель: развитие мышления, внимания;
  • Название: «Тень»
  • Цель: развитие фантазии, воображения;
  • Декабрь
  • Название: «Библиотека»
  • Цель: формировать у детей социокультурные компетенции : владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей , умение действовать в соответствии с принятой ролью;
  • Название: «Зоопарк»
  • Цель: учить детей соблюдать в игре ролевые взаимодействия, согласовывать свои действия с действиями партнеров;
  • Название: «Мое облако»
  • Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы (игра также выполняет роль релаксационной паузы);
  • Название: «Найди листок, как на дереве»
  • Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку;
  • Название: игра — пантомима «Медвежата»
  • Цель: развивать выразительность мимики и жестов;
  • Название: «Подбери рифму»
  • Цель: развивать чувство рифмы;
  • Название: «Пляшущие человечки»
  • Цель: развитие внимания, памяти;
  • Название: «Сложи узор»
  • Цель: развитие воображения;
  • Январь
  • Название: «Водители»
  • Цель: побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, учить организовывать игру, выбирать место, объединяться в подгруппы в соответствии с игровым сюжетом;

Название: «Строители». Сюжет. «Новый дом»

  1. Цель: формировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных знаний и умений, передавать в игре трудовые действия строителей, использовать деревянный конструктор;
  2. Название: «Закончи предложение»
  3. Цель: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов;
  4. Название: «Не ошибись»
  5. Цель: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток;
  6. Название: инсценировка сказки «Двенадцать месяцев» (кукольный театр)
  7. Цель: умение изменять тембр и силу голоса, действовать в соответствие с текстом;
  8. Название: «Запрещенные движения»
  9. Цель: формировать собранность внимания;
  10. Название: «Прямой и обратный счет»
  11. Цель: развивать способность к распределению внимания;
  12. Февраль
  13. Название: «Кафе»
  14. Цель: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры;
  15. Название: «Семья»
  16. Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи;
  17. Название: «Летает – не летает»
  18. Цель: развивать слуховое внимание;
  19. Название: «Кто больше знает?»;
  20. Цель: развивать память, находчивость, сообразительность;

Название: игра на пальцах (Л.П.Савина) «Братцы»

  • Цель: развивать мелкую моторику пальцев;
  • Название: «Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!»
  • Цель: учить интонационно выразительно проговаривать фразы;
  • Название: «Нарисуй»
  • Цель: развивать произвольное внимание;
  • Название: «Наблюдательность»
  • Цель: развивать активное внимание, связь внимания и зрительной памяти;
  • Март
  • Название: «Школа»
  • Цель: Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты);
  • Название: «Поликлиника»
  • Цель: Обогатить, расширить и систематизировать знания детей о профессии врача, о работе поликлиники;
  • Название: «Найди предмет той же формы»
  • Цель: уточнить представление о форме предметов;
  • Название: «Отгадайте, что за растение»
  • Цель: описать предмет и узнать его по описанию;
  • Название: разыгрывание сказки «Хвостатый хвастунишка»
  • Цель: совершенствовать умения детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности;
  • Название: «Сосчитай глазами»
  • Цель: формировать активное внимание, реакцию сосредоточения;
  • Название: «Запрещенная цифра»
  • Цель: развитие внимательности, умения слушать;
  • Апрель
  • Название: «Столовая»

Цель: Знакомить детей с профессиями повара, кулинара, официанта. Знакомить с правилами правильного питания. Дать информацию о вредной и здоровой пище;

  1. Название: «Больница»
  2. Цель: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры;
  3. Название: «Похож – не похож»
  4. Цель: учить сравнивать предметы; находить в них признаки различия; сходства, узнавать предметы по описанию;
  5. Название: «Что это за птица?»
  6. Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их;
  7. Название: «Подбери рифму»
  8. Цель: развивать чувство рифмы;
  9. Название: разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик» А.Апухтина
  10. Цель: побуждать к активному участию в инсценировке;
  11. Название: «Запретные движения»
  12. Цель: развитие скорости реакции и произвольного внимания;
  13. Название: «Едем на пароходе»
  14. Цель: развитие внимания, воображения, слухоречевой памяти, навыков социальной адаптации;
  15. Май
  16. Название: «Дочки-матери»
  17. Цель: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры;
  18. Название: «Скорая помощь»

Цель: Воспитывать уважение и благодарность к труду врача, медсестры. Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения;

  • Название: «Угадай, что в мешочке?»
  • Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь;
  • Название: «Придумай сам»
  • Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов;
  • Название: «Как варили суп»
  • Цель: развивать воображение и пантомимические навыки;
  • Название: игра-пантомима «Нос, умойся»
  • Цель: развивать инициативность пантомимические навыки;
  • Название: «Не пропусти профессию»
  • Цель: развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора;
  • Название: «Зеваки»
  • Цель: развитие произвольного внимания;
  • Июнь
  • Название: «Парикмахерская»
  • Цель: Расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера в «Салоне красоты»;
  • Название: «Железная дорога»
  • Цель: Углубить, расширить и конкретизировать знания детей о труде работников железнодорожного транспорта, о железной дороге.
  • Дать детям сведения о других городах нашей страны;
  • Название: «Отгадай-ка!»
  • Цель: развивать умение описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет;
  • Название: «Вершки и корешки»
  • Цель: упражнять в классификации овощей (что в них съедобно – корень или плоды на стебле);
  • Название: драматизация сказки «Айболит и воробей»
  • Цель: совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передовая образы героев. Развивать социальные навыки общения;
  • Название: «Назови соседей» (вариант с числами)
  • Цель: развитие внимания, памяти, скорости, мыслительных процессов;
  • Название: «Быстрее нарисуй»
  • Цель: развитие умения переключать внимание;
  • Июль
  • Название: «Салон красоты»
  • Цель: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры;
  • Название: «Космос»
  • Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о работе космонавтов, о полетах в космос;
  • Название: «Лесник»
  • Цель: напомнить и закрепить представление о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, о составных частях (ствол, листья, плоды и семена);
  • Название: «Что это такое?»
  • Цель: развивать логическое мышление, память, смекалку;
  • Название: разыгрывание стихотворение Б.Заходера: «Плачет киска…»
  • Цель: развивать пантомимические способности, любовь к животным;
  • Название: «Построй дорожку»
  • Цель: развитие устойчивости внимания;
  • Название: «Найди предмет»
  • Цель: развитие само регуляции и умение концентрировать внимание;
  • Август
  • Название: «Пароход»
  • Цель: Расширить и углубить знания детей о работниках водного транспорта. Дать детям сведения о том, какие бывают пароходы, куда они плывут, что перевозят;
  • Название: «Зоопарк»
  • Цель: Расширять знания детей о диких животных: Обогатить и конкретизировать знания и представления детей о диких зверях и их повадках и условиях содержания в неволе.
  • Название: «Узнай, чей лист»
  • Цель: учить узнавать растения по листу;
  • Название: «Расскажи без слов»
  • Цель: закреплять представления детей об сезонных изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.
  • Название: пантомима «Утренний туалет»
  • Цель: развивать воображение, выразительность жестов;
  • Название: расскажи стихи руками
  • Цель: побуждать детей к импровизации.
  • Название: «Найди тень»
  • Цель: развитие концентрации внимания;
  • Название: «Строители»
  • Цель: развитие концентрации и распре деления внимания.

Источник: https://docbaza.ru/naurok/doshkolniki/text-49440314.html

Ссылка на основную публикацию