Гимнастика пробуждения после сна в первой младшей группе детского сада, картотека побудок

Пользу сна для физиологического и психологического здоровья ребёнка переоценить сложно. А послеобеденный отдых имеет огромное значение для создания во второй половине дня хорошего настроения у детей.

Важно и то, как происходит переход от сна к бодрствованию, ведь малыши от 1,5 до 3 лет ещё совсем маленькие, им трудно быстро переключаться.

Для облегчения этого процесса разработана гимнастика пробуждения, она же бодрящая гимнастика.

Что такое гимнастика после дневного сна

Гимнастика после дневного сна — несколько упражнений для физической нагрузки, с помощью которых под стихотворения и спокойную музыку организуется переход от дневного сна к активности. Для малышей первой младшей группы комплекс имеет общий сюжет, в котором часто действует один герой для подражания. Для детей 1,5 — 3 лет нагрузка распределяется между следующими видами упражнений:

  • для выполнения в кроватках (потягушки, махи ручками-ножками);
  • для выполнения возле кроваток как части заданий активного этапа (бег на месте, медленные приседания, элементы дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики, ходьба по массажным коврикам);
  • для создания игровой ситуации (подвижные забавы).

На выполнение гимнастики пробуждения уходит максимум 5–7 минут.

Гимнастика пробуждения после сна в первой младшей группе детского сада, картотека побудок

На проведение бодрящей гимнастики после тихого часа в среднем уходит около 6 минут

В процессе разработки комплекса (подбора и продумывания упражнений) учитывается также общая специфика педагогического процесса данного детского сада.

Другими словами, если, например, в дошкольном детском учреждении есть группы, практикующие процедуры закаливания, то и упражнения обязательно включают обливания или умывания холодной водой.

Кроме того, в таких группах гимнастика пробуждения часто проводится на улице вне зависимости от времени года.

Цели гимнастики после сна

Гимнастика пробуждения имеет следующие цели:

  • поднятие мышечного тонуса;
  • улучшение эмоционального состояния;
  • предотвращение нарушений осанки и развития плоскостопия;
  • воспитание у деток привычки делать разминку после пробуждения.

При выполнении гимнастики детям необходимо воздерживаться от резких движений во избежание растяжений и возможного головокружения.

Для первой младшей группы упор делается на ходьбу на носочках, а также приподнимание туловища.

Задачи гимнастики после сна

В качестве задач выполнения бодрящих комплексов выделяют следующие:

  • профилактика тревожности, раздражительности и формирование позитивного эмоционального фона в группе;
  • оздоровление опорно-двигательного аппарата;
  • развитие координации;
  • совершенствование мелкой и крупной моторики;
  • воспитание привычки правильного пробуждения.

Приёмы для проведения гимнастики пробуждения

Чтобы методически грамотно решить поставленные задания, педагог может использовать комбинацию приёмов:

  1. Музыкальность — упражнения рекомендуется выполнять под негромкие звуки природы или тихую музыку.
  2. Сюжет — все задания, которые входят в комплекс, связаны единой фабулой.
  3. Наглядность — картинки, развешанные в спальне, куклы, которые «приходят» будить ребят — приёмы, вовлекающие малышей в работу.
  4. «Ленивая» гимнастика, то есть упражнения, которые выполняются в кроватках.Гимнастика пробуждения после сна в первой младшей группе детского сада, картотека побудок

    Упражнения ленивой гимнастики выполняются в начале комплекса

  5. Блок активных физических нагрузок — он предполагает интенсивную разработку мышц после пробуждения. Завершается ходьбой по массажным коврикам.
  6. Элементы пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастики для стимуляции речевого аппарата, развития и тренировки органов дыхания.
  7. Игра.

Как правило, педагог старается сделать комплекс, который включал бы в себя все вышеназванные компоненты.

Однако из-за того, что на гимнастику выделяется довольно мало времени, а также требований образовательных стандартов, в календарно-тематические планы заносятся отдельные виды гимнастики с чередованием каждые 2–4 недели.

Так, в сентябре дети делают разминку в постели, в октябре — самомассаж, но при этом потягушки они неизменно выполняют в течение всего года. Другими словами, в первой младшей группе с установленной периодичностью проводятся разные виды гимнастических приёмов:

  • упражнения для выполнения в постели — «ленивая гимнастика»;
  • подвижные игры;
  • пробежки по массажным коврикам;
  • лечебно-восстановительные процедуры или коррегирующие упражнения для предотвращения сколиоза, плоскостопия, для закаливания;Гимнастика пробуждения после сна в первой младшей группе детского сада, картотека побудокУпражнения возле кроваток направлены на оздоровление опорно-двигательного аппарата
  • музыкальные занятия с элементами хореографии;
  • элементы артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики.

Массажные коврики можно купить в готовом виде, а можно сделать своими руками — например, нашив на плотную ткань пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, фломастеры или насыпав на клеевую основу крупу, горох.

Правила бодрящей гимнастики

  1. Подбирая комплекс заданий, необходимо учитывать те занятия, которые проводились до сна. Если перед обедом у малышей была физкультура, то в побудку не стоит включать упражнения, требующие интенсивных нагрузок на организм.

  2. Для создания оптимальных условий выполнения упражнений температура в комнате не должна быть ниже 16–18 градусов.
  3. Поскольку все детки просыпаются в разное время, есть смысл подготовить пару упражнений на самомассаж, например, с массажными мячиками.

    Но, учитывая возраст подопечных, педагоги должны направлять и корректировать действия малышей.

  4. Формой одежды для выполнения гимнастики в помещении являются трусики и маечка. Упражнения выполняются босиком. Чешки или носки требуются лишь в том случае, если в комплекс входят танцевальные элементы.

    Гимнастика пробуждения после сна в первой младшей группе детского сада, картотека побудок

    В холодное время года дети надевают пижамы

  5. Заставлять детей делать гимнастику нельзя. Если малыш не хочет выполнять задания, то педагог должен выяснить причины отказа, но не принуждать, ведь дети не похожи друг на друга, а значит, и особенности пробуждения у них тоже неодинаковые.
  6. Если группа закрыта на карантин, то физические нагрузки согласовываются с врачом. Обычно при высоких показателях заболеваемости простудой отменяется ходьба босиком по массажным коврикам.
  7. Блок активных упражнений в летний период обычно проводится на улице.

Чтобы достичь поставленных целей проведения бодрящей гимнастики, необходимо, как уже говорилось, чередовать комбинации упражнений из наборов для каждого вида.

При этом не стоит включать в один комплекс более 2–3 видов упражнений, так как в этом случае будет сложно подобрать общий сюжет для выполнения заданий, что является требованием к проведению работы по оздоровлению: физические нагрузки представляются в игровой форме.

Гимнастика пробуждения после сна в первой младшей группе детского сада, картотека побудок

В игре в процессе гимнастики пробуждения воспитатель является ведущим

Картотека упражнений для бодрящей гимнастики

Подборка заданий осуществляется с учётом плана работы группы.

Таблица: тематические комплексы бодрящей гимнастики для первой младшей группы (фрагмент), автор Елена Анатольевна Просекина

Временной план

Для сохранения положительного настроя бодрящая гимнастика должна вписываться в рамки определённого хронометража. Для деток 1,5–3 лет распределение времени на каждый этап работы будет таким:

  • упражнения в кроватках — 2–3 минуты;
  • упражнения возле кроваток (в том числе ходьба по массажным коврикам) – 1–2 минуты;
  • подвижная игра — 2 минуты.

Маленькие дети трудно пробуждаются, поэтому на упражнения в кроватках отводится больше времени. При этом увеличение количества минут происходит за счёт замедления темпа выполнения заданий, а не повышения количества нагрузок.

Пример: конспект бодрящей гимнастики в первой младшей группе (фрагмент), автор Ольга Буракова, воспитатель ДОУ «Кантемировский детский сад №1»

Видео: комплекс упражнений гимнастики пробуждения «Котёнок» в первой младшей группе

Как анализировать такую гимнастику

Как любой другой структурный элемент учебно-воспитательного процесса, бодрящая гимнастика требует тщательного анализа.

Цель такого мониторинга заключается в составлении общей картины эффективности мер, направленных на укрепление здоровья и общее развитие малышей; анализ позволяет понять, нужны ли дополнительные корректировки в подходе воспитателя к данному вопросу. Анализ проводится один раз в 2–4 недели по мере введения новых комплексов. В начале указываются общие данные:

  • название дошкольного учреждения и группы;
  • имя педагога;
  • дата проведения гимнастики;
  • возраст детишек;
  • количество малышей в группе.

Гимнастика пробуждения после сна в первой младшей группе детского сада, картотека побудок

Гимнастика пробуждения является частью работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья малышей

Таблица: образец схемы анализа бодрящей гимнастики

Дневной сон помогает малышам 1,5 – 3 лет восстановить силы после разных видов активности, а также позволяет привыкнуть к новой для них жизни в детском саду. Методически грамотно построенная бодрящая гимнастика позволяет аккуратно встроить его в общий распорядок дня, что необходимо для гармоничной организации педагогического процесса.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/gimnastika-probuzhdeniya-v-1-mladshey-gruppe.html

Гимнастика пробуждения после дневного сна для младшей ясельной группы

Послеобеденный дневной сон — важная составляющая для развития и отдыха ребенка. Гимнастика после сна в младшей группе нужна для того, чтобы быстро и легко проснуться, быть бодрым и активным, особенно в ясельный период жизни ребенка. Для этого есть специальные техники и упражнения. Большинство упражнений направлены на повышение общего мышечного тонуса ребенка.

Цель гимнастики после сна в 1 младшей группе детского сада

Цель гимнастики заключается в том, чтобы бодрить детей.

Дети просыпаются в детском саду

Для этого используется комплекс из тихой медленной музыки, стихотворных строк и движений. Методики включают в себя:

  • потягивание;
  • чередование медленных взмахов руками и ногами;
  • разминка пальцев рук;
  • упражнение дыхательных органов.

Это все направленно на то, чтобы взбодрить тело после сна. Медленные движения в такой зарядке исключают растяжение мышц, гиперактивность и возможную головную боль.

Обратите внимание! В эту программу по ФГОСу входят все необходимые физические нагрузки, закаливание и водные процедуры.

Данные упражнения направлены на укрепление иммунитета, здоровья, повышение тонуса мышц. Веселые методики помогают сохранять малышам позитивный эмоциональный настрой на протяжении всего дня. Зарядка выступает профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата. Программа нацелена на выработку у детей полезной привычки делать разминку после сна.

Важно! Длительность разминки в среднем составляет 10-15 минут. Упражнения после обеденного сна учитывают характер занятий до засыпания детей. Они менее интенсивны, чем утренние занятия. Чтобы заинтересовать детей, выполнение данной программы необходимо проводить в игровой форме.

Летнее время особо любимо детьми, поэтому игры и зарядку рекомендуется проводить на свежем воздухе во дворе детского сада. После бурных игр утром летом детям быстро хочется спать. В это время воспитателям необходимо пристальней следить за своими подопечными.

Физические упражнения после пробуждения делятся на четыре этапа:

  1. Упражнения делаются в кровати. Дети потягиваются, разминают руки и ноги. Гимнастика выполняется неспешно в течение 3-4 минут.
  2. Второй этап занимает от 5 до 8 минут — разминочная ходьба и игра с использованием различного спортивного инвентаря. В этом этапе присутствуют индивидуальные занятия для коррегирования нарушений опорно-двигательной системы.
  3. Третий этап включает в себя выполнение дыхательных упражнений. Время на проведение увеличивается до 5 минут, если дети уже выполняют данное упражнение не первый месяц.
  4. Индивидуальные занятия по закаливанию детей.

Картотека гимнастики в 1 младшей группе

Картотека просыпательной гимнастики различается по месяцам и проводится круглый год. Расписание ориентировано на разнообразные упражнения в зависимости от месяца года.

Обратите внимание! Ребенок впервые попадает в большое окружение других детей. Это значит, что неминуемы различные заболевания. Степень нагрузки и сложности заданий обсуждается вместе с врачом. Для детей с отклонениями и патологическими нарушениями назначается индивидуальная программа.

Сентябрь

Проводится два вида занятий. «Мы проснулись» включает в себя потягивания, хлопанье ладошками и кручением велосипеда. «Колобок» — разминка в постели с применением самомассажа и ходьбы на месте. «В гостях у солнышка» направлена на снятие эмоционального напряжения и установление позитивного настроя.

Октябрь

В это время актуальна методика «Просыпающиеся котята» под звуки колыбельной песни «Серенькая кошечка». Дети выполняют движения по тексту песенки. Прослушивая музыку, они имитируют кошачьи движения: моют лапки, встряхивают руками, умываются и гладят себя по животу.

Ноябрь

Упражнение «Веселый зоопарк» направлена на корригирующую и дыхательную гимнастику.Представляет собой имитацию детьми разных животных. Во время «Пряток» малыши делают дыхательные упражнения, одновременно имитируя животных по тексту песни. После окончания музыки дети встают и идут выполнять закаливающие процедуры.

Декабрь

Упражнение «Лисичка» с элементами дыхательных упражнений. Гимнастика «Часики» подразумевает скрещивание и опускание в разные стороны рук и ног. Во время медленного бега дети размахивают в разные стороны руками, периодически переходя на медленный шаг. При каждом маленьком шаге хлопают себя руками по бокам.

Январь

В этом месяце проводится методика «Любимые игрушки», которая делится на пять маленьких упражнений. «Кукла» — лежа на спине под такт музыки нужно поворачивать головой и руками, показывая остальным детям свою игрушку.

Обратите внимание! «Заводная машина» — дети поочередно вращают руками и ногами, темп постепенно ускоряется, а потом замедляется.

Когда доходит до игры в «колобок», дети садятся и прижимают ноги к груди. Руки находятся сзади и упираются на кровать, вторым движением они обнимают свои ноги.

Упражнение делается медленно и повторяется 5-6 раз. Во время «Забавной обезьянки» малыши переворачиваются с живота на спину и обратно.

«Надуем воздушный шарик» — воспитанники набирают носом с шумом воздух и через пару секунд выдыхают ртом.

Есть и другой вид просыпательной гимнастики — «Жучки-паучки». Во время проведения зарядки воспитатель говорит подопечным, какая часть тела проснулась, и они должны показать: потереть глаза, потрясти руками и т. д.

Февраль

Разминка «Мишка» начинается в постели с поворотов головы, сгибания и разгибания рук, легкого поглаживания своего тела. После дети встают, приседают и прыгают. Во время упражнения «Насос» происходит сгибание и разгибание рук в локтях, ноги сгибаются к груди.

Март

«Петушок» — это дыхательное упражнение, в котором надо повторять слова и делать зарядку по тексту. Во время разминки «Потягивание» руки вытягиваются и хлопают. После вытягиваются ноги. На протяжении 15 секунд проводится гимнастика «велосипед».

Выполнение дыхательной гимнастики с игрушками

Апрель

В этом месяце актуальна разминка «Колобок». Лежа на спине, дети поворачивают туловище влево-вправо, после чего поочередно поднимают ноги вверх. Когда эта разминка заканчивается, малыши тянутся туловищем вверх, как кошки.

Другое упражнение называется «Мотаем нитки» — воспитанники делают круговые движения руками, как бы наматывая нитки. После они наклоняются вниз и хлопают по коленям руками.

Через 5-7 повторов дети ложатся на спину и делают «велосипед».

Май

Гимнастика «Яблоко» проводят после начальной разминки. Дети повторяют движения по тексту песни. И последнее занятия в мае — «Бегемотики». Во время этого упражнения дети, лежа на кровати, поочередно выпрямляют руки, переворачиваются со спины на живот и обратно. После, лежа на спине, активно двигают руками и ногами, затем встают и повторяют разминку стоя.

Правила проведения гимнастики

Важно! Детей нельзя заставлять что-либо делать. Главный фактор — добровольное выполнение указаний воспитателя. Если ребенок отказывается делать тот или иной вид игровой разминки, необходимо мягко узнать причину его действий. Принуждение к игровым упражнениям негативно скажется на воспитании и выработке привычки заниматься физическими упражнениями.

Ходьба по массажной дорожке

Как при провидении любого занятия, воспитанникам нельзя давать сильную нагрузку. Любые движения должны быть плавными и аккуратными. Важно избегать любых резких движений. В комплекс занятий добавляют упражнения для предотвращения плоскостопия, ходьбу по массажным коврам. Во время занятий детсадовцы одеты в трусики и майки. Лишняя одежда будет сковывать движения.

Обратите внимание! Для упражнений, связанных с бегом и танцами, надеваются носки.

Исходя из вышесказанного, можно увидеть, что утренняя гимнастика не только помогает легко проснуться ребенку и быть активным весь день, но и укрепляет здоровье и иммунитет, вырабатывает хорошую привычку заниматься физической культурой. А самое главное — она помогает с раннего возраста детям быть сплоченными и относится к труду с позитивом.

Источник: https://vospitanie.guru/fizicheskoe/gimnastika-probuzhdeniya-posle-dnevnogo-sna-dlya-mladshej-yaselnoj-gruppy

Планирование гимнастики после дневного сна "Гимнастика пробуждения в 1 младшей группе"

  • Картотека гимнастики пробуждения
  • Карточка № 1……………………….………2
  • Карточка № 2……………………………….3

Карточка № 3……………………………….4 Карточка № 4………………………………..5

Карточка № 5……………………………….6

Карточка № 6………………………………..7

Карточка № 7……………………………….8

Карточка № 8……………………………….9

Карточка № 9………………………………10

Карточка № 10…………………………….11

Карточка № 11……………………………….12

Карточка № 12…………………………….14

Карточка № 13…………………………….15

Карточка № 14……………………………..16 Карточка № 15…………………………….17

  1. Карточка № 16………………….…………18
  2. Карточка № 17…………………………….19

Карточка № 18……………………………..20

  • Карточка № 1
  • «Мы проснулись»
  • С 1 по 15 сентября

1. «Веселые ручки» — и. п.: лежа на спине. Поднимать руки в стороны и опускать вниз (4 раза)

2. «Резвые ножки» — и. п.: то же. Поочередно поднимать то одну, то другую ногу (4 раза).

3. «Жучки» — и. п.: то же. Перекаты на правый, затем на левый бок (4-6 раз).

4. «Кошечки» — и. п.: стоя на средних четвереньках. Двигаться вперед-назад, наклоняться вниз, сгибая локти, возвращаясь в и.п (4 раза).

  1. Ходьба на месте обычная, выходят из спальни на носочках.
  2. 2
  3. Карточка № 2
  4. «Бабочка»
  5. С 15 по 30 сентября

Спал цветок И.п.: сидя на корточках,

вместе под щекой, глаза

закрыты, голова наклонена.

И вдруг проснулся И. п.: то же. Медленно открыть

глаза, опустить руки через

стороны, встать.

Больше спать И. п.: стоя. Повороты головы

  • не захотел вправо-влево, показать
  • пальчиком «не захотел».
  • Потянулся, улыбнулся, Дети выполняют
  • Взвился вверх и полетел движения по тексту.
  • (2-3 раза)
  • 3
  • Карточка № 3
  • «Солнышко»
  • С 1 по 15 октября

1. «Солнышко просыпается» — И. п.: лежа на спине. Поднять голову, повороты головы влево-вправо (4 раза).

2. «Солнышко купается» — и. п.: то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок (4 раза).

3. «Солнечная зарядка» — и. п.: то же, руки вытянуты назад. Поднимать одновременно руки и ноги вверх-вперед (4 раза).

4. «Солнышко поднимается» — и. п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях. Приподниматься на прямые руки, не отрывая ног от кровати (4-5 раз).

5. «Солнышко высоко» — и. п.: сидя на коленях, упор руками спереди. Приподняться на руки и прямые ноги.(4 раза)

6. «Я – большое солнышко» — и. п.: стоя на ногах возле кроватки. Поднять руки вверх через стороны, потянуться, встать на носки (4 раза).

  1. Обычная ходьба босиком.
  2. 4
  3. Карточка № 4
  4. «Пробуждение солнышка»
  5. С 15 по 31 октября

1. «Вот как солнышко встает» — и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Медленно вставать, руки вперед-вверх на каждое слово.

2. «Выше, выше, выше» — и. п.: стоя в вверху разведены в стороны. Наклоны туловища вниз, руки на колени, вернуться в и.п.

3. «К ночи солнышко зайдет» — и. п.: то же. Присесть на корточки, руки опустить.

4. «Ниже, ниже, ниже» — и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Наклоны головы вниз- вверх-вниз.

5. «Хорошо, хорошо» — и. п.: стоя. Хлопки в ладоши.

6. «Солнышко смеется» — и.п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево.

7. «А под солнышком таким веселей живется» — и. п.: то же. Кружение на месте в одну, а затем в другую сторону.

  • (Повторить 2 раза)
  • 5
  • Карточка № 5
  • «Заинька – зайчишка»
  • С 1 по 15 ноября

1. «Заинька, подбодрись, И. п.: стоя, руки вдоль

серенький, потянись» туловища. Приподняться

на носки, руки через стороны вверх.

2. «Заинька, повернись, И. п.: стоя, руки на поясе.

серенький, повернись» Повороты туловища

вправо-влево, затем в и. п.

3. «Заинька, попляши, И. п.: то же. Мягкая

серенький, попляши» пружинка.

4. «Заинька, поклонись, И. п.: то же. Наклоны

серенький, поклонись» туловища вперед.

5. «Заинька, походи, И. п.: то же. Ходьба на

  1. серенький, походи» месте.
  2. 6. «Пошел зайка Ходьба по ребристой
  3. по мосточку» доске.
  4. 7. «Да по кочкам, Ходьба по резиновым

да по кочкам» коврикам. 3 притопа.

  • 6
  • Карточка № 6
  • «Ветерок»
  • С 15 по 30 ноября

1. «Ветерок» — и. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо, опустить правую щеку на подушку, затем тоже влево. Звукоподражание «фу-у-у».

2. «Полет ветерка» — и. п.: то же. Развести руки в стороны.

3. «Ветерок играет» — и. п.: то же, упор руками на локти.

4. «Ветерок гонит тучи» — и. п.: стоя на средних четвереньках. Движения туловища вперед-назад, не отрывая ног и рук от кроватки.

5. «Большие серые тучи» — и. п.: то же. Подняться на высокие четвереньки.

6. «Ветер дует на полями, над лесами и садами» — обычная ходьба переходящая в легкий бег.

  1. 7
  2. Карточка № 7
  3. «Лесные приключения» часть первая
  4. С 1 по 15 декабря

1. «Медведь в берлоге» — и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.

2. «Зайчики – побегайчики» — и. п.: то же. Поочередное поднимание ног в быстром темпе.

3. «Зайчишки – трусишки» — и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались»; вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».

4. «Любопытные вороны» — и. п.: сидя на коленях. Встать на колени, руки развести в стороны и делать взмахи, сказать «кар-р».

5. «Белочки на веточках» — и. п.: стоя возле кровати, руки на поясе. Повороты с пружинкой.

6. «Благородные олени» — и. п.: то же. Ходьба на месте высоко поднимая колени.

  • 8
  • Карточка № 8
  • «Лесные приключения» часть вторая
  • С 15 по 31 декабря

1. «Медведь в берлоге» — и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.

2. «Зайчишки-трусишки» — и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались», вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».

3. «Волчок-серый бочок» — и. п.: стоя на средних четвереньках. Поочередное вытягивание ног вверх.

4. «Лисички-сестрички» — и. п.: стоя возле кровати. Имитация движений лисички на месте.

5. «Елочки большие и маленькие» — и. п.: то же, руки на поясе. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову; затем выпрямиться, встать на носки, потянуться, руки вверх.

  1. 9
  2. Карточка № 9
  3. «Путешествие снежинки» часть первая
  4. С 1 по 15 января

1. «Снежинки просыпаются» — и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево-вправо.

2. «Снежинки-пушинки» — и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и.п.

3. «Снежинки-балеринки» — и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Повороты туловища с вращением кистей.

4. «Снегопад» — и. п.: то же. Медленные приседания с опусканием рук вниз.

5. «Танец снежинок» — и. п. то же. Кружение на месте на носках.

  • 10
  • Карточка № 10
  • «Путешествие снежинки» часть вторая
  • С 15 по 31 января

1. «Снежинки просыпаются» — и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево вправо.

2. «Снежинки-пушинки» — и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и. п.

3. «Клубок снежинок» — и. п.: сидя на кроватке. Колени согнуть и обхватить руками, голову опустить; затем выпрямиться, руки назад, ноги вытянуть, голову вверх.

4. «Снежинки-самолетики» — и. п.: сидя на коленях, руки опущены. Приподняться на коленях, руки в стороны.

5. «Метель заметает снежинки» — и. п.: стоя возле кровати. Наклоны туловища вперед, взмахи руками – «метель».

6. «Снегопад» — и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Мелкие приседания с опусканием рук вниз.

  1. Ходьба по ворсистому коврику с притопом и поглаживанием ступни о коврик.
  2. 11
  3. Карточка № 11
  4. «В гостях у солнышка»
  5. С 1 по 15 февраля
  6. (Дети встают на коврик рядом с кроваткой)

1. «Улыбнись солнышку». И. п. — стоя, ноги слегка расставив, руки на плечах. Правую ногу и правую руку вперед, ладошка вверх, улыбнуться. Вернуться в и. п. То же самое выполнить другой рукой и ногой. Вернуться в и. п. Повторить три раза; темп умеренный. Указание: быть внимательным, четко выполнять задание: одновременно действовать правой рукой и правой ногой.

2.«Играем с солнышком». И. п. — сидя, ноги согнуты в коленях, колени обхвачены руками. Поворот на ягодицах, переступая ногами, на 360°. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный. Указание: при повороте руками не помогать.

12

3.«Играем с солнечными лучами». И. п. — сидя, ноги вместе, и опущены. Ноги развести в стороны, ладошками хлопнуть по коленям. Вернуться в и. п. Повторить шесть раз;темп быстрый. Указание: ноги в коленях не сгибать.

4. «Отдыхаем на солнышке». И. п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться на правый бок. Вернуться в и. п. Перекатиться на левый бок. Вернуться в и. п. Выполнить по три раза в каждую сторону, темп умеренный.

  • 13
  • Карточка № 12
  • «Просыпающиеся котята»
  • С 15 по 28 февраля
  • Кот решил котят учить,
  • Как же нужно лапки мыть,
  • Мы недалеко сидели,
  • Все движенья подглядели. Выполняют движения по тексту
  • Лапку правую потрем,
  • А потом ее встряхнем.
  • Вот и левой лапке тоже
  • Правой лапкой мы поможем.
  • Ушко левое свое
  • Левой лапкой достаем,
  • Правое не забываем,
  • Лапкой правой умываем.
  • Проведем по шерстке лапкой,
  • Будет лобик чистый, гладкий.
  • Дальше глазки закрываем,
  • Каждый гладим, умываем.
  • Чистим носик осторожно.
  • Грудку нам разгладить можно.
  • Вот и чистые котята,
  • Вот и выспались ребята!
  • 14
  • Карточка № 13
  • «Веселый зоопарк»
  • С 1 по 15 марта

1.«Звери проснулись». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Зевнуть и хорошо потянуться. Повторить несколько раз; темп медленный.

2.«Приветствие волчат». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Руки поднести к груди, затем вытянуть вперед. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.

3.«Филин». И. п. — лежа на спине, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф». Повторить четыре раза; темп медленный.

4.«Ловкие обезьянки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. По команде воспитателя «Животик» повернуть-ся на живот. По команде «Спинка» повернуться на спину. Повторить пять раз; сначала умеренно, затем быстро.

  1. 15
  2. Карточка № 14
  3. «Забавные котята»
  4. С 15 по 31 марта

1) «Котята просыпаются». И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: поднимают правую руку, затем левую, потягиваются, в и. п. (потянули передние лапки).

2) «Потянули задние лапки». И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: приподнять и потянуть правую ногу, затем левую, плавно попеременно опустить.

3) «Ищут маму-кошку». И. п.: лежа на животе. В.: приподнять голову, поворот головой влево-вправо, в и. п.

4) «Котенок сердитый». И. п.: стоя на четвереньках. В.: приподняться, выгнуть спину “дугой”, голову вниз “фыр-фыр”. «Котенок ласковый». И. п.: стоя на четвереньках. В.: голову вверх, спину прогнуть, повилять хвостом.

5) «Котята моют лапки» И.п.: сидя трут ладони друг о друга, пока они не стали тёплыми. «Котята умываются» И.п.: то же. В.: мягкими движениями поглаживать шею от шейных позвонков к гортани. Растирание: дети начинают с шеи, затем руки и ноги, голени, бедра.

  • 16
  • Карточка № 15
  • «Мишки»
  • С 1 по 15 апреля
  • I. В кроватках «Потягивание»
  • Потягушки, потянулись! (Поднимание рук вверх в
  • положении лёжа)
  • Поскорей, скорей проснулись! (Поднимание ноги вверх в
  • положении лёжа)
  • День настал давным-давно,
  • Он стучит в твоё окно
  • II. Возле кроваток
  • Мишка рассердился и ногою топ… (Прыжки на двух ногах)
  • Мишка косолапый по лесу идёт…(Ходьба и бег под музыку)
  • III. Ходьба по дорожке «Здоровья» (коврик с пуговицами, массажные коврики, ребристая доска, дорожка со следами с крупой)
  • 17
  • Карточка № 16
  • «Мишка»
  • С 15 по 30 апреля
  • Медвежата просыпаются
  • Медвежата, вы проснитесь –
  • На постели потянитесь
  • Тяни лапку, не ленись-
  • Лапку вверх и лапку вниз.
  • Медвежата повернулись на живот, и смотрят, кто проснулся ещё
  • На живот ты повернись-
  • Слева, справа осмотрись
  • Твои лапки отдыхают
  • И друг с другом поиграют

«Отдыхаем».. И.п. — лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Повторить 3-4 раза.

  1. 18
  2. Карточка № 17
  3. «Птички машут крыльями»
  4. С 1 по 15 мая

«Птички машут крыльями». Стоя возле коечек. И. п.:  ноги слегка, руки внизу. Поднять руки в стороны, ими помахать, опустить вниз ( 4 раза).

«Птички пьют воду» — И. п.: то же. Наклоны вперёд, руки отвести назад, выпрямиться (4 раза).

«Птички клюют зёрнышки» — И.П.: то же. Присесть, постучать пальцами по коленям, встать (5 раз).

  • 19
  • Карточка № 18
  • «Пузырь»
  • С 16 по 31 мая.

«Надуваем пузырь». Стоя возле коечек. И. п.: ноги слегка расставлены, руки опущены вниз. Поднести руки ко рту, сказать «ф-ф-ф», опустить их, спрятать назад (4 раза).

«Проверить пузырь» — И. п.: то же. Наклониться вперёд, постучать по коленям, сказать «тук-тук», выпрямиться (4 раза).

«Пузырь лопнул». И. п.: то же. Присесть, руки положить на колени, сказать «хлоп», встать(4 раза).

Ходьба на носочках до стульчиков.

20

Источник: https://infourok.ru/planirovanie-gimnastiki-posle-dnevnogo-sna-gimnastika-probuzhdeniya-v-mladshey-gruppe-3579539.html

Гимнастика пробуждения для первой младшей группы

Комплекс № 1

«Мы
проснулись»

 1. «Ручки просыпаются» —  И. п.: лежа на спине.
Поднимать руки в стороны и опускать вниз.

2.
«Ножки просыпаются»
— И. п.: то же. Поочередно поднимать то одну, то другую
ногу.

3. «Колобок»
— И. п.: то же. Перекаты на правый, затем на левый бок. 

4. «Кошечки»
— И. п.: стоя на четвереньках. Двигаться вперед-назад, наклоняться
вниз, сгибая локти, возвращаясь в и.п.                                                 

  • Ходьба на месте обычная, выходят из спальни
    на носках.
  • Комплекс № 2
  • «Бабочка»
  •  Спал
    цветок
    (Дети сидят на
    корточках, голова наклонена, ладони  под щекой, глаза закрыты.)
  • И
    вдруг проснулся
    (Медленно открытьглаза,
    опустить руки через стороны, встать.)
  • Больше
    спать не захотел
    (Дети, стоя выполняют повороты
    головы вправо-влево,
    показываю пальчиком «не захотел».)
  • Потянулся,
    улыбнулся,
    (Дети потягиваются, улыбаются,)

 Взвился
вверх и полетел.
 (машут руками, разбегаются.)

Комплекс № 3

«Солнышко»

1. «Солнышко
просыпается»
— И. п.: лежа на спине. Приподняться на локтях, повернуть голову влево-вправо. 

2. «Солнышко
радуется»
— И. п.: то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на
бок.

3. «Солнечная
зарядка»
— И. п.: то же. Поднимать сначала  руки, затем ноги вверх-вперед. 

4. «Солнышко
поднимается»
— И. п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях. Приподниматься
на прямые руки, не отрывая ног от кровати.                                                

5. «Солнышко
высоко»
— И. п.: сидя на коленях, упор руками спереди. Приподняться на руки
и прямые ноги.                                                       

6. «Я
– большое солнышко»
— И. п.: стоя на ногах возле кроватки. Поднять руки
вверх через стороны, потянуться, встать на носки.                                                              

  1. Комплекс № 4
  2. «Пробуждение
    солнышка»  
  3. Вот
    как солнышко встает- 
    (Дети сидят на корточках, руки опущены, Медленно встают.)
  4. Выше,
     выше,  выше
    (Дети стоят, руки поднимают вверх.)
  5. К
    ночи солнышко зайдет-
     (Дети присаживаются на корточки.)

Ниже,
ниже, ниже.  
(Дети сидят на корточках, наклоняют голову вниз-вверх-вниз.)

  • Хорошо,
    хорошо
      (Дети встают, хлопают в ладоши.)
  • Солнышко
    смеется 
    (Руки на пояс, повороты вправо-влево.
  • А
    под солнышком таким 

Веселей живётся. (Кружение на месте в
одну, а затем в другую сторону.)

«Заинька»

 Заинька,
подбодрись,            

Серенький, потянись. (Дети стоят, руки вдоль туловища, приподнимаются на носки, руки через стороны поднимают вверх.)       

Заинька,
повернись,
              

Серенький, повернись. (Дети стоят, руки на поясе, выполняют повороты туловища вправо-влево.)

 Заинька,
попляши,                

 Серенький, попляши.  (Дети выполняют пружинку.)

 Заинька,
поклонись,           

 Серенький, поклонись.  (Наклоны туловища вперёд.)

 Заинька,
походи,                  

 Серенький, походи.  (Ходьба на месте.)

 Пошел
зайка                           

 По мосточку.  (Ходьба по  ребристой дорожке.)

 Да
по кочкам,                        

 Да по кочкам. (Прыжки по резиновым коврикам.)

Комплекс № 6

«Ветерок»

1. «Ветерок»
— И. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Приподнять голову, изобразить, как дует ветер: «Ф-ф-ф».

2. «Полет
ветерка»
— И. п.: то же. Развести руки в стороны.

3. «Ветерок
гонит тучи»
— И. п.: стоя на четвереньках. Движения туловища
вперед-назад, не отрывая ног и рук от кровати.

4. «Ветер
дует над полями, над лесами и садами»
— Обычная ходьба переходящая в легкий
бег.

Комплекс № 7

«Лесные
приключения»

1. «Медведь
в берлоге»
— И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на
бок.

 2. «Зайчики
– побегайчики»
— И. п.: то же. Поочередное поднимание ног в быстром темпе.

 3. «Зайчишки
– трусишки»
— И. п.: тсидя, ноги вытянуты, руки опущены вниз. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками –
«спрятались»; вернуться в и. п.

 4. «Любопытные
вороны»
— И. п.: сидя на коленях. Встать на колени, руки развести в стороны
и делать взмахи, сказать «кар-р».

 5. «Белочки
на веточках»
— И. п.: стоя возле кровати, руки на поясе. Повороты с пружинкой.

 6. «Благородные
олени»
— И. п.: то же. Ходьба на месте высоко поднимая колени.

Комплекс № 8

«Ежата»

1. «Ежата просыпаются» — И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх над головой, потянуться. Вернуться в и.п. 

2. «Ежата выполняют зарядку» — И.п.: то же. Поднять согнутые в коленях ноги, обхватить колени руками. Вернуться в и.п.

3. «Ёжики отдыхают» — И.п.: то же. Повороты на левый-правый бок. Вернуться в и.п.

4. «Ёжики резвятся» — И.п.: то же. Поднять руки и ноги, потрясти ими. Вернуться в и.п.

5. Дыхательное упражнение «Дуем на лапки».

Комплекс № 9

«Снежинка» 

  1. «Снежинки
просыпаются»
— И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы
влево-вправо.

 2. «Снежинки-пушинки»
— И. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и.п.

 3. «Снежинки-балеринки»
— И. п.: стоя возле кровати, руки в стороны. Наклоны туловища с вращением
кистей.

 4. «Снегопад»
— И. п.: то же. Медленные приседания с опусканием рук вниз.

 5. «Танец
снежинок»
— И. п. то же. Кружение на месте на носках.

Комплекс № 10

«Птички»

1. «Птички проснулись» — И.п.: стоя, ноги слегка расставлены. Руки в стороны, помахать руками-«птички машут крыльями».

2. Птички зовут друзей» — И.п.: стоя, руки на поясе, ноги слегка расставлены. Поворот вправо, произнести: «Чик-чирик», поворот влево, произнести то же.

3. Птички клюют зёрнышки» — И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть, постучать пальчиками по полу, произнести: «Клю-клю». Вернуться в и.п.

4. «Птички веселятся» — И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Прыжки на месте в чередовании с ходьбой.

Комплекс №11

«Петушок»

1. «Петушок просыпается» — И.п.: лёжа на спине, руки вытянуты за головой. Поднять прямые ноги и руки вверх, руки вверх, вернуться в и.п.

2. «Петушок ищет зёрнышки» — И.п.: сидя, скрестив ноги, руки на поясе. Наклоны головы вправо-влево.

3. «Петушок пьёт водичку» — И.п.: сидя на пятках, руки опущены. Встать на колени, руки вверх, наклониться вперёд.

4. «Петушок прыгает» — Прыжки на двух ногах.

Комплекс №12

«Котёнок»

1. «Котёнок просыпается» — И.п.- лежа на
спине, руки  вдоль туловища. Согнуть
колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п.

2. «Котёнок сердится» — И.п.- сидя, ноги вытянуты, руки в упоре сзади. Согнуть
ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф».

3. «Котёнок отдыхает» — И.п.- то же, одна рука на животе, другая на груди.
Вдох через нос, выдох через рот.

4. «Котёнок разыгрался» — И.п.- стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши
— выдох, развести ладони в стороны- выдох.

5. «Котёнок резвится» — Поскоки на месте.

Комплекс
№13

«Лесная прогулка»

1. «Потягушки» — И.п.- лежа на
спине, руки вдоль туловища, потягивание.

2. «Встаём» — И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища, сесть
с прямыми ногами, руки к носкам.

3. «Вот нагнулась ёлочка, зеленые иголочки» — И.п.- стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, наклон туловища вперед.

4.«Собираем ягоды» — И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть на корточки, «взять ягоду».

5. «Береза» И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.

  1. Подняться на носки, руки поднять через стороны вверх. 
  2. Комплекс
    №14
  3. «Весёлая зарядка»

1. «Потянулись» -И. п.: лежа на спине. Руки вверх, потянуться, произнести: «Ух!»

2. «Паучок» — И.п.: лежа на спине, руки
и ноги разведены в стороны. Поочерёдно сгибать руки и ноги.

3. «Колобок» И.п.: лежа на спине, руки
развести в стороны. Подтянуть колени к груди, обхватить их руками, вернуться в и.п.

4. «Рыбка» И.п.: лежа на животе руки
под подбородком. Приподнять
голову, подвигать руками и ногами.

Комплекс №15

“Забавные котята”

1. «Котята
просыпаются”
— И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять правую руку, затем левую, потянуться,  вернуться в и. п. 

2. «Потянули задние
лапки”
 — И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Приподнять и
потянуть правую ногу, затем левую, плавно попеременно опустить.

3. «Ищем друга” — И. п.: лежа на животе. Приподнять голову, поворот
головой влево-вправо, вернуться в и. п.

4.  «Котенок сердитый» — И. п.: стоя на четвереньках. Приподняться, выгнуть
спину “дугой”, голову вниз “фыр-фыр”.

5. «Котенок ласковый» — И. п.: стоя на четвереньках. Голову вверх, спину
прогнуть, повилять хвостом.

Комплекс №16

 «В гостях у солнышка»

1. «Улыбаемся солнышку» — И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх, помахать ими, улыбнуться.

2. «Прячемся от солнышка» -И.п.: сидя, ноги согнуты в коленях, руками обхватить колени. Повернуться вокруг своей оси, переступая ногами по кругу.

3. «Загорают ножки» — И.п.   сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Сгибать и разгибать ноги. 

4. «Радуемся солнышку» — И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Подпрыгивания на месте.

Комплекс №17

«Весёлые жуки»

1. «Жуки потянулись» — И.п.: стоя, ноги слегка расставлены. Потянуться, руки через стороны вверх.

2. «Проснулись глазки» — И.п.: то же. Погладить закрытые глазки от переносицы к внешнему краю глаз и обратно.

3. «Проснулись ушки» — И.п.: то же. Растирать уши снизу вверх в течение 20 секунд.

4. «Проснулись лапки» — И.п.: то же. Поднять перед собой вытянутые вперёд и потрясти ими.

5. «Жуки греются на солнышке» — И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поворот на живот, вернуться в и.п.

6. «Весёлые жуки» — И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Хлопки руками перед собой.

Комплекс №18

«Ладошки»

1. «Покажи ладошки» — И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Руки вытянуть ладошками вперёд, сказать: «Вот!» Вернуться в и.п.

2. «Хлопни по ладошке» — И.п.: то же. Присесть, хлопнуть в ладошки, встать.

3. «Поиграем пальчиками» — И.п.: сидя, ноги врозь, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. Сжимать и разжимать кулачки в течение 20 секунд.

4. «Достань ладошками до колен» — И.п.: сидя, ноги вместе, руки опущены.  Наклониться вперёд и хлопнуть ладошками по коленкам. Вернуться в и.п.

5. «Дружные ладошки» — Дети находят себе пару, выходят из спальни, держась за руки.

Источник: http://prodetskiysad.blogspot.com/2013/02/blog-post_9.html

Ссылка на основную публикацию