Дидактические игры по пдд в первой и во второй младшей группе детского сада, картотека, проведение занятия и прочее

  • Картотека дидактических игр по ПДД
  • Дидактические игры по ПДД в первой и во второй младшей группе детского сада, картотека, проведение занятия и прочее
  • Старший дошкольный возраст
  • «Угадай, какой знак?»
  • Цели: Учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материал: Кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными и знаками сервиса. Ход игры: 1-й вариант. Ведущий приглашает по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к детям, у которых уже есть знаки этой группы.

2-й вариант. Ведущий показывает знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он обозначает.

3-й вариант. Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их. Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а остальные отгадывают этот знак по описанию.

  1. «Светофор»
  2. Цель: Ознакомить детей с правилами перехода (переезда) перекрестка, регулируемого светофором.
  3. Материал: Красные, желтые, и зеленые круги, машины, фигурки детей.
  4. Ход игры:

Один из играющих устанавливает определенные цвета светофора (наложением красных, желтых или зеленых кругов), машин и фигурки детей, идущих в разных направлениях.

Второй проводит через перекресток машины ( по проезжей части) или фигурки детей ( по пешеходным дорожкам) в соответствии с правилами дорожного движения. Затем игроки меняются ролями. Рассматриваются различные ситуации, определяемые цветами светофора и положением машин и пешеходов.

Тот из игроков, который безошибочно решает все возникшие в процессе игры задачи или допускает меньше ошибок (набирает меньшее число штрафных очков),считается победителем.

  • «Водители»
  • Цели: Учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление и пространственную ориентацию.
  • Материал: Несколько игровых полей, машина, игрушки.
  • Ход игры:

Заранее готовится несколько вариантов несложных игровых полей. Каждое поле – это рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Это даст возможность менять дорожную ситуацию.

Например: «Ты шофер автомобиля, тебе нужно отвезти зайчика в больницу, набрать бензина и починить машину. Рисунок машины обозначает гараж, откуда ты выехал и куда должен вернуться.

Подумай и скажи, в каком порядке нужно посетить все эти пункты, чтобы не нарушить правила дорожного движения. А потом мы вдвоем посмотрим, правильно ли ты выбрал путь».

«Кто отличник-пешеход?»

Цели: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения (сигналы светофора, пешеходный переход); воспитывать усидчивость, внимание.

Источник: https://sad-leskovka.schools.by/pages/kartoteka-didakticheskih-igr-po-pdd

Занятия по ПДД во 2-х младших группах детских садов

Дети дошкольного возраста являются отдельной категорией участников дорожного движения. Они должны знать правила, так же, как и взрослые. Но рассказывать о них надо на понятном и доступном языке.

Какие ПДД должны запомнить младшие дошкольники

Часто дети, к сожалению, становятся виновниками ДТП. Игры вблизи дорог, переход улицы в неположенном месте, езда на велосипеде через проезжую часть — типичные детские нарушения.

Несоблюдение элементарных правил приводит к печальным последствиям. Но не только нарушение правил этому виной.

Наивность, неумение правильно оценить расстояние до движущегося транспортного средства, неверное представление о своих возможностях — вот основные проблемы.

Безопасность дорожного движения для детей

Важная информация! Избежать непоправимых последствий можно только одним способом — регулярно обучать нормам поведения на дороге и в транспорте с самого раннего возраста. Участниками этого процесса должны быть и родители, и ДОУ, а в дальнейшем и школа.

Во второй младшей группе дети должны изучать следующие вопросы, касающиеся правил дорожного движения:

  • Различать транспортные средства и иметь представление об их назначении.
  • Знать составные элементы дороги: проезжая часть, перекресток, тротуар, обочина.
  • Знать значение сигналов светофора.
  • Понимать, где находится правая сторона, левая, где верх, низ.
  • Запомнить и отработать правила для улицы — играть, кататься на роликах и велосипеде можно только на специальных площадках под присмотром взрослого, переходить дорогу только со взрослым.
  • Правила поведения в наземном и подземном транспорте — не стоять ногами на сиденье, не бегать в транспорте, держаться за поручень.
  • Выучить наизусть свое имя и фамилию, знать, как зовут родителей и помнить домашний адрес. В случае, если потерялся на улице, эту информацию сообщить полицейскому.

ПДД для младших дошкольников

Содержание беседы с детьми 2 младшей группы

Учитывая младший возраст детей, занятия на тему ПДД в младшей группе необходимо проводить, руководствуясь следующими принципами:

  • доступность — необходимо учитывать возможности и возрастные особенности детей;
  • повторяемость — многократное повторение правил в различных вариантах поможет лучше усвоить и запомнить его;
  • наглядность — плакаты, тематические картинки, опыты, разыгрываемые сценки, экскурсии, загадки помогают лучше запомнить правила;
  • преемственность — лучшим наглядным пособием будет личный пример родителей.

Беседа должна строиться по следующему примерному сценарию и содержать разделы:

  1. Тема: правила поведения в общественном транспорте.
  2. Цель: познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте (автобус, троллейбус, метро).
  3. Задачи: закрепить в памяти детей понятия «пешеход», «пассажир», «водитель»; развивать кругозор, память, речь, логическое мышление; формировать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих.
  4. Методическое сопровождение: наглядные картинки с различными ситуациями согласно теме беседы.

Примерный конспект ведения беседы с детьми

Воспитатель зачитывает стих Ю. Яковлева, приведенный ниже.

  • Делали ребятам предостережение:
  • «Выучите Правила Движения!
  • Чтоб не волновались
  • Каждый день родители,
  • Чтоб спокойно мчались
  • Улицей водители».
  • — Воспитатель задает вопрос детям: «что означает слово «правила», как его можно объяснить?»
  • — Ответы детей.

— Воспитатель: «Есть правила поведения в семье, есть правила поведения в театре и на концерте, а есть правила, которые помогают сохранить жизнь себе и окружающим людям. Какие такие правила вы знаете? Для кого эти правила: для пешеходов или водителей?» (Выслушать ответы детей).

  1. Если водитель и пешеходы строго соблюдают все эти правила, то аварии не случится, и все благополучно доберутся до дома.
  2. Загадка:
  3. Дом по улице идёт,
  4. На работу всех везёт.
  5. Не на курьих тонких ножках,
  6. А в резиновых сапожках. (Автобус)

— Воспитатель: «Сегодня изучаем правила поведения в общественном транспорте. Люди, которые в нем едут, называются «пассажиры». А правила, которые должны они соблюдать, называются правилами для пассажиров. Кто скажет, как правильно вести себя в автобусе?» (Выслушать ответы детей).

  Книга Метлиной для занятий математикой в детском саду

Воспитатель обобщает все ответы и, опираясь на картинки с похожими ситуациями, подводит итоги:

  • ждать транспорт и садиться в него нужно только на специальной остановке;
  • входить в транспорт нужно в заднюю дверь, выходить в переднюю;
  • вести себя спокойно, не кричать и разговаривать спокойным голосом;
  • уступать место старшим;
  • держаться за поручень или спинку кресла;
  • не отвлекать водителя разговорами;
  • не открывать самостоятельно двери;
  • выходить осторожно, не толкать других, смотреть себе под ноги;
  • обходить автобус сзади, а трамвай спереди.

— Воспитатель: «Правила повторили, теперь можете отправляться в путешествие, но только со взрослым. А когда сами станете взрослыми, выучите правила для водителей и сможете водить свою машину или работать водителем».

Открытые уроки по ПДД

Отличным способом запомнить полученные знания является проведение открытого урока на изученную ранее тему.

Обратите внимание! Наглядность и доступное пояснение на конкретных примерах позволят закрепить пройденный материал.

Конспект открытого урока на тему: «Незнайка и светофор».

Цели и задачи

Научить детей узнавать светофор, находить его на улице, знать и различать его сигналы, двигаться по разрешающим сигналам; развить внимание и логику; закрепить употребление правильных определений «пешеходный переход», «проезжая часть», «тротуар».

Материалы и оборудование:

  • телевизор с разъемом для флеш-карты;
  • изображения дорожных знаков;
  • игрушечные машинки;
  • игрушка Незнайка;
  • макет светофора;
  • кружки из цветного картона – зеленого, красного и желтого цвета;
  • магнитная доска.

Ход занятия

Занятие состоит нескольких этапов.

Появление Незнайки

  • Воспитатель объявляет, что сегодня в гостях будет необычный гость, загадывает загадку.
  • В городке цветочном этом
  • целый год сияет лето.
  • И народ весёлый тут —
  • Коротышками зовут.
  • Среди них Пилюлькин есть,
  • Лютик — всех не перечесть.
  • Самый главный, угадай-ка.
  • Ну конечно же… (Ответы детей).

Воспитатель рассказывает, что встретила Незнайку по дороге на работу. Он шел прямо по проезжей части и ему громко сигналили машины.

Незнайка сильно напугался, и воспитатель предложила ему зайти в детский сад, чтобы дети рассказали ему, как правильно вести себя на дороге и как безопасно перейти улицу.

  1. Воспитатель задает вопросы:
  2. «Как называется место, где ходят пешеходы?
  3. Как называется место, где едут машины?
  4. Как называется знак (показывает знак пешеходного перехода)?
  5. Где разрешено переходить дорогу?»
  6. Дети отвечают хором или отдельно.

Игра «Угадай знак»

На магнитной доске воспитатель развешивает знаки: «остановка автобуса», «осторожно, дети», «пункт первой медицинской помощи», «движение пешеходов запрещено». Спрашивает у детей, что означают эти знаки, выслушивает ответы. Незнайка тоже участвует в разговоре и говорит свои версии.

Физкультминутка «Светофор»

— Воспитатель: «В светофор мы поиграем, (Дети хлопают в ладоши).

Раз, два, три, четыре, пять.

Предлагаю всем вам встать. (Дети встают, ходьба на месте).

Красный свет нам «Стой!» кричит, (Дети стоят на месте).

  • Ждать зеленого велит.
  • Вот и желтый загорелся, (Рывки руками под грудью).
  • Приготовиться пора,
  • Руки, ноги разогреем

Начинаем, детвора!!! (Приседания).

  1. Вот зеленый загорелся, (Руки поднять вверх).
  2. Можно нам идти вперед, (Ходьба на месте, маршируя).
  3. Будь смелее, пешеход».

Изучение транспорта

Воспитатель спрашивает, каким одним словом можно назвать все машины. Выслушивает ответы детей. Объясняет, что это слово «транспорт». Рассказывает, для чего предназначены легковые и грузовые машины. Легковые служат для перевозки пассажиров, грузовые — для грузов.

Легковые и грузовые машины

Игра «Найди правильный гараж»

Два стола называются гаражами для машин. Один предназначен для легковых автомобилей, второй для грузовых. Дети вместе с Незнайкой должны расставить все имеющиеся у них машины в правильные гаражи.

Загадка про светофор

— Воспитатель читает загадку:

«Красным глазом засияет –

Читайте также:  Игры воскобовича для дошкольников — суть развивающей методики, как сделать пособия своими руками

  Математические занятия во вторых младших группах ДОУ

Нам идти не разрешает.

А зелёный глаз зажжёт –

Иди смело, пешеход!».

Выслушивает ответы детей и Незнайки, задает ряд вопросов:

  • какие цвета есть у светофора;
  • на какой можно переходить дорогу;
  • что делать, если загорелся красный.

Все это происходит совместно с показом макета светофора.

Игра на закрепление знаний сигналов светофора

Воспитатель держит в руках кружки красного, желтого и зеленого цвета. Машины из гаражей (из прошлой игры) отправляются в путь. Дети должны двигать машину только по разрешающему сигналу (зеленому), на остальные сигналы стоять. Незнайка пытается проехать на желтый, но дети его поправляют.

Итоги открытого урока

  • Воспитатель спрашивает у детей:
  • «С какими знаками они познакомились?
  • Каким словом можно назвать все машины?
  • Какие бывают машины?

Что нужно делать, если на светофоре загорелся желтый свет (зеленый, красный)?».

Закрепление и творческое задание

Чтобы дети лучше запомнили знаки, воспитатель предлагает им совместно с Незнайкой раскрасить заранее приготовленные шаблоны круглой, треугольной и прямоугольной формы цветными карандашами.

Раскрашенные детьми дорожные знаки

Незнайка говорит детям спасибо и прощается с ребятами.

Игры и задания на закрепление ПДД

ФГОС требует от педагога творческого подхода в решении поставленных задач. Занятие по ПДД во 2 младшей группе можно провести в формате тематической недели «Три цвета: красный, желтый, зеленый» (на основе НОД «Светофор»), в рамках которой организовать уроки в различных формах:

  • прогулки к проезжей части и пешеходному переходу — наглядное изучение правил пешеходного перехода;
  • творческие занятия — проект «светофор» в форме аппликации из цветной бумаги, лепка из пластилина «автомобиля»;
  • сюжетно-ролевая игра «Сигналы светофора»: понадобятся мешок с мячиками красного, желтого и зеленого цвета, стойки или кегли. Группа делится на две команды. Дети встают друг за другом, руки кладут на плечи впередистоящего. Выбирается ведущий. Он держит мешок с мячиками, капитаны команд должны вытаскивать по очереди мячики и двигаться согласно сигналам: красный и желтый — стоять, зеленый — можно идти. Побеждает та команда, которая первая доберется от старта до финиша, обозначенных стойками или кеглями;
  • досуг и развлечение — сделать из картона макет детского сада и двора вокруг него, нанести пешеходные дорожки и проезжую часть. В игровой форме изучать безопасную дорогу от дома до сада;
  • дидактическая игра «Четвертый лишний»: назвать лишний «глаз» светофора (красный, синий, зеленый, желтый); назвать лишнее транспортное средство: автобус, трамвай, камаз, троллейбус или легковая машина, грузовая машина, самокат, автобус.
  • домашнее задание — совместно с родителями сделать из подручных материалов знак дорожного движения, светофор, машинку или общественный транспорт; в дальнейшем оформить этими материалами уголок ПДД, организованный в саду.

Важная информация! Еще один вариант домашнего задания на выходные. На прогулке внимательно смотреть на дорожные знаки, что встречаются по пути. Спросить их значение у родителей (если ребенок сам не знает), нарисовать на листе бумаги, раскрасить и с помощью взрослых подписать их значение.

Картотека целей по ПДД

Занятия должны быть направлены на достижение конкретных целей и отработку определенных навыков:

  • изучение правил поведения в общественном транспорте;
  • формирование представления дошкольников о безопасности дорожного движения, изучение понятий: проезжая часть, обочина, тротуар;
  • расширение знаний детей о правилах поведения пешеходов во время движения по дороге (проезжей части) и переходе;
  • закрепление знаний детей о светофоре и его сигналах;
  • знакомство с различными видами транспорта и его назначении.

Для реализации поставленных целей стоит создать краткосрочные проекты, рассчитанные на месяц, или выполнить перспективное планирование на весь учебный год.

С раннего возраста необходимо прививать правильные модели поведения на улице. Самый действенный метод научить чему-то дошкольника — через игру. А для закрепления правил безопасного движения полезно будет провести консультацию с родителями, на которой рассказать о необходимости неукоснительно соблюдать ПДД при совместных прогулках и поездках с детьми.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/zanyatiya-po-pdd-vo-2-h-mladshih-gruppah-detskih-sadov

Подвижные дидактические игры по правилам дорожного движения (пдд)

Автомобильное движение на улицах городов становится все интенсивнее, что ставит под угрозу жизни детей.

Чтобы они оставались живыми и здоровыми, они должны с раннего детства представлять себе основные правила дорожного движения.

Для этого с дошкольного возраста в детских садиках организуются игры на тему ПДД, ведь игра – лучший способ познания мира для ребенка, и правилам поведения на улице тоже лучше всего учиться в игровой форме.

Дидактические игры по пдд.

Почему ПДД необходимо учить с детского сада

Известна печальная статистика, что во многих несчастных случаях на дороге виноваты сами дети. Сами они еще не умеют вести себя на оживленной улице и даже рядом с проезжей частью, а взрослые не обращают внимания на то, как их дети ведут себя, сплошь и рядом сами нарушают правила, ведя детей за собой.

Ребенок может быть уверен, что успеет перебежать дорогу, ведь оценить скорость машины ему не под силу. Да он может и не видеть самой машины, стремясь кого-то догнать или поймать убежавший мячик. Ребенку все равно, где играть – тротуар это или проезжая часть. Все это вполне естественно для ребенка, и необходимо формировать у него основные нормы поведения на дорогах:

  • Ребенок должен разобраться, что такое дорога, тротуар и проезжая часть, перекресток и пешеходный переход.
  • Знать, какие бывают транспортные средства.
  • Запомнить, что светофор – важный предмет на дороге, и на красный свет идти нельзя, даже если машин близко нет, а зеленый свет разрешает движение.
  • На проезжей части дороги категорически нельзя играть, и даже если туда укатился мячик, необходимо остановиться и подождать помощи взрослых.
  • Нельзя переходить дорогу там, где не положено, и даже стоять рядом с проезжей частью.
  • Выходя из общественного транспорта, необходимо осмотреться, а обходить транспорт согласно правилам.
  • Необходимо переходя дорогу, смотреть сначала влево, потом вправо.
  • Запомнить главное правило – не выходить на дорогу без сопровождения взрослых.

Почему это особенно важно для детей? Дело в физиологии ребенка, которая существенно отличается от физиологии взрослого человека:

  • До восьми лет ребенок с трудом ориентируется в источниках различного звучания, воспринимая лишь те из звуков, которые ему интересны. Сигнал автомобиля ему не интересен, и он просто может оставить его за пределами своего внимания.
  • Ребенок медленнее реагирует на ситуацию вокруг него. Если взрослый может меньше, чем за секунду, понять, что происходит, и принять решение, то ребенку на это потребуется не менее четырех секунд. Понять, стоит машина или движется, ребенок тоже сможет не быстрее, чем за 4 секунды.
  • Поле зрения человека зависит от возраста. Ребенок видит только то, что находится в центре его внимания, с возрастом возможность обзора расширяется.
  • Даже отличить левое направление от правого ребенок учится только к 7 годам.

Подвижные игры по пдд.

Поскольку ребенок самой своей возрастной физиологией может представлять собой опасность в дорожном движении, необходимо специальным обучением компенсировать это, организуя игры по ПДД в ДОУ и в домашних условиях. Обучению этому уделяется особое внимание, которое направлено не только на самих детей:

  • Проводится регулярная работа с педагогами детсада, касающаяся методики проведения занятий и контроля их эффективности. Цель этой работы – повышение квалификации педагогов в обучающей деятельности по ПДД.
  • Разнообразная работа с детьми – дидактические игры по ПДД, прогулки, экскурсии, тренинги, беседы.
  • Работа с родителями, их просвещение в части ПДД, организация совместных мероприятий с детьми и родителями.
  • Работа с госучреждениями в направлении совместной образовательной работы.

Игры по ПДД для дошкольников разного возраста

Игры по пдд для дошкольников.

Игры по ПДД для дошкольников начинаются еще на уровне ясельной группы, с трехлетнего возраста и продолжаются все время нахождения ребенка в садике:

  1. В ясельной группе детей начинают приучать к восприятию сигналов светофора: воспитатель показывает им цветные кружки, имитирующие сигнал светофора, и приучает их к тому, что при виде красного кружка необходимо остановиться, а если дети видят кружок зеленого цвета, они должны повернуть голову вначале налево, затем направо, после чего могут идти вперед. Детей также знакомят с автомобилями – грузовыми и легковыми. Ясельная группа должна иметь игровые автомобили, такие игровые элементы, как рули, нагрудные игровые знаки. Проводятся первые дидактические игры – «Светофор», «Поставь в гараж машину» и т.п.
  2. Дети второй младшей группы знакомятся с разновидностями транспорта, в том числе, общественного, привыкают в тому, что транспортные средства могут обладать разными габаритами. Детей приучают, выходя из-за предмета, не позволяющего видеть, что происходит за ним, предварительно осматриваться по сторонам. На прогулках внимание детей обращается на различные виды транспорта, воспитатели рассказывают, как правильно вести себя в общественном транспорте. Продолжаются занятия с сигналами светофора, причем добавляется желтый кружок, и изучаются действия по его команде. Игры дополняются пособиями «На чем пассажиры едут» и другими, занятия проводятся на простейшем макете дороги с тротуаром и выделенной проезжей частью.
  3. Средняя группа садика знакомится с пешеходной и проезжей частью, детей учат ходить только по тротуару, причем по его правой стороне. Ребятам рассказывают, что такое пешеходный переход типа «зебра», учат, как на нем необходимо себя вести. Игры по ПДД в средней группе преимущественно ролевые, при которых дети играют в пешеходов и водителей. Желательно, чтобы в группе был светофор, на котором переключаются сигналы. Картотека игр по ПДД в средней группе включает соответствующие дидактические игры – «Найди свой цвет» или «Собери светофор».
  4. Дети старшей группы закрепляют усвоенные правила дорожного движения, осваивают, что такие перекресток, и то, что регулировать движение может не только светофор, но и регулировщик, знакомятся со знаками, которые он подает. Игры по ПДД в старшей группе становятся более разнообразными, дети обучаются правилам поведения в роли пассажиров, при выходе из транспорта на «островок безопасности». Детей знакомят с основными дорожными знаками. Дидактические игры также становятся более разнообразными: «Угадай знак», «Что говорит жезл», «Перекресток», «Где спрятался знак». Становится более разнообразной и атрибутика ролевых игр – в группе должен быть костюм регулировщика и его жезл, набор основных дорожных знаков.
  5. В подготовительной группе проводятся более систематизированные занятия по теме поведения на дороге. Игры по ПДД в подготовительной группе становятся комплексными, охватывающими разные аспекты дорожного движения. Детей надо предупредить, какие неприятные и опасные ситуации могут возникнуть на дороге при несоблюдении правил.
Читайте также:  Конспект занятия по математике в подготовительной группе детского сада по фгос, фэмп для дошкольников 6-7 лет

Таким образом, знакомство с правилами дорожного движения должно быть последовательным, соответствовать возрасту ребенка и возможностям его восприятия. Необходимо подавать изучаемый материал доступно, переходя от простого к сложному.

Формы обучения дошкольников ПДД

Игры по пдд в доу.

Если подойти к обучению детей ПДД методологически, можно выделить следующие основные приемы:

  • Интерактивные занятия.
  • Создание моделей ситуаций, возникающих на дороге.
  • Обучение в игровой форме.
  • Наблюдение за ситуациями реального дорожного движения.
  • Проведение с детьми бесед по теме поведения на дороге.

Игровое обучение наиболее интересно для детей и позволяет достигать наилучших результатов. Игры могут быть самыми разными:

  • Настольными.
  • Подвижными.
  • Театрализованными.
  • Ролевыми.
  • Развивающими.
  • Обучающими.

Особое внимание уделяется компьютерным играм, которыми дети занимаются с большим интересом.

Дидактические настольные игры великолепны для первого знакомства с изучаемым материалом, они с интересом воспринимаются детьми, но требуют от них определенной усидчивости. В такие игры можно играть не только в садике, но и дома, тем более, что дидактический материал почти для любой игры по ПДД своими руками могут изготовить сами родители.

Подвижные игры по ПДД гораздо интереснее для малышей, особенно, если они проводятся в виде театрализованного представления. Малыши с удовольствием изображают водителей, бегают с рулями в руках, привыкая обращать внимание на сигналы светофора. Команды светофора дублируются легко запоминающимися стишками.

Занятия по ПДД могут принимать разные формы:

  • Различные викторины.
  • Веселые эстафеты.
  • Театрализованные праздники.
  • Ролевые игры, в том числе, совместно с родителями и многое другое.

Все эти веселые и интересные развлечения несут в себе важнейший смысл: дети в их ходе обучаются основам правил дорожного движения, запоминают их на глубоком уровне и впоследствии автоматически применяют на практике. В том периоде жизни, когда ребенок еще не может полноценно ориентироваться на дороге, эти навыки позволяют избежать опасных ситуацией и являются неизменной заботой о жизни и здоровье малышей.

Более подробно ознакомиться с ассортиментом вы можете в каталоге нашего интернет-магазина

Источник: https://www.mstrana.ru/stati/pro-igry-i-igrushki/podvizhnye-didakticheskie-igry-po-pravilam

Проект по изучения правил дорожного движения во 2-ой младшей группе "Улица полна неожиданностей"

  • Вид проекта:   познавательно — игровой
  • Участники проекта:  Дети, родители и воспитатели второй младшей группы №2.
  • Продолжительность:  краткосрочный (с 17   по 21 ноября 2014г.)

Актуальность: Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей младшего дошкольного возраста правилам дорожного движения. Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. Детей привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт.

Однако наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирования правильных представлений о правилах дорожного движения. Детям трудно самостоятельно познать правила дорожного движения, разобраться в смене сигналов светофора, понять их смысл.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге, на улице и в транспорте.

Задачи:

  1. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с правилами безопасности на дороге, со светофором, его назначением. Учить понимать значение световых сигналов светофора.
  2. Формировать начальные навыки безопасного поведения на дороге.
  3. Научить ребёнка грамотно использовать полученные знания.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Заключительный
  1. Постановка цели и задач.
  2. Доведение до детей и их родителей важности проблемы.
  3. Составление календарно – тематического плана НОД по ПДД.
  4. Подбор наглядно-иллюстративного материала.
  5. Подбор художественной литературы по теме.
  6. Подбор материала для игровой деятельности.

Предметно-развивающая среда по обучению детей ПДД:

  • Игрушки и игровое оборудование: автобус, машины легковые и грузовые, куклы, коляски, конструктор. Светофор.
  • Наглядно-дидактические пособия: картинки с изображением различных видов транспорта; картинки с изображением общественного транспорта: автобус, поезд, такси, легковые и грузовые автомобили; картинки с изображением транспорта специального назначения. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар. Картинки с изображением различных ситуаций: катание на велосипеде, на санках, игра детей в мяч на дороге. Иллюстрации с изображение светофора, со знаком «Пешеходный переход». Картинки с изображением всех частей машин (грузовых и легковых).
  • Сюжетно-ролевая игра: «Водители и пешеходы».
  • Дидактические игры: «Дорожное знаки», лото «Транспорт», «Собери машину по частям», «Угадай какой транспорт».
  • Подвижные игры: «Нарисуем дорогу», «Поезд», «Мяч в корзину», «Птички и автомобиль», «Поставь машину в гараж», «Цветные автомобили», «Бегущий светофор»

2 этап — Основной:

Работа с детьми:

  • непосредственно-образовательная деятельность;
  • совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;
  • самостоятельная деятельность детей.

Работа с родителями:

  • Проведение консультаций
  • Оформление уголка по ПДД
  • Оформление папок-передвижек
  • Памятки
  • Оформление фотоколлажа.

Планирование учебно-воспитательной деятельности согласно проекту «Улица полна неожиданностей»

День недели, число Педагог-дети Задачи Самостоятельная деятельность Задачи Работа с родителями
17.11.2014
Понедельник
Утренняя беседа по теме: « Виды транспорта» активизировать словарь «пешеход», «водитель», «пассажир»; закрепить виды транспорта (легковой, грузовой), воспитание безопасного поведения на дороге. Рассматривание иллюстраций «Виды транспорта», «Специальный транспорт» Вызвать познавательный интерес  у детей по данной теме. Развивать у детей способность определять вид транспорта и описывать его назначение.
  1. 1.Проведение консультаций
  2. 2. Оформление уголка по ПДД
  3. 3.Оформление папок-передвижек
  4. 4. Памятки
  5. Оформление фотоколлажа
НОД
 Познавательное развитие. «Транспорт специального назначения»
познакомить детей со специализированным транспортом (пожарная, скорая, полиция и т. д); формировать у детей представление о том, как машины помогают людям
  • Прогулка.
  • 1. Наблюдение за транспортом
  • 2. Подвижная игра «Цветные автомобили»,
Обратить внимание на виды транспорта, отметить его значение. Обратить внимание на разнообразие колёс у разного вида транспорта. Учить быстро двигаться , не наталкиваясь друг на друга и останавливаться по сигналу. Закреплять знания о светофоре. Игры с выносным материалом (машинками) Развивать самостоятельность в играх, умение вести диалог со сверстниками.
Чтение художественной литературы.
Рассказ «Доверчивый еж»
Знакомить детей с правилами пожарной безопасности. Воспитывать чувство взаимопомощи при возникновении опасных ситуаций. Игры с машинками, пазлами, лото по теме дня.
Прогулка. Игры с выносным материалом (машинками).
Подвижные игры по выбору детей.
Развивать самостоятельность в играх, умение вести диалог со сверстниками
18.11.2014
Вторник
Утренняя беседа по теме: «Как правильно переходить дорогу».  Познакомить детей с правилами перехода улицы. дать представление о пешеходном переходе, соответствующем знаке, светофоре, развивать речь, интерес к ПДД; воспитывать внимание и культуру поведения детей на дорогах. Рассматривание иллюстраций с изображением городских улиц. Вызвать познавательный интерес  у детей по данной теме.
НОД
 Лепка «Разноцветные колеса»
  1. Воспитывать желание лепить, интерес к предметам ближайшего окружения.
  2.     Продолжать знакомить с материалом, учить свертывать палочку в кольцо (соединять концы плотно прижимая, их друг к другу).
  3.   Развивать умение раскатывать пластилин прямыми движениями, пользоваться материалом аккуратно.
  • 1. Прогулка «Дисциплинированных пешеходов»
  • 2. Подвижная игры «Мяч в корзину»,
  • «Поезд»
  1. знакомство с разнообразием улиц и дорог в ближайшем окружении,  какие дорожные знаки и  разметка встречается на дорогах.
  2. — закрепить метание мяча двумя руками снизу; закрепить сигналы светофора; воспитывать коллективный дух;
  3. — учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.
Игры с выносным материалом (машинками, мячами) Развивать самостоятельность в играх, умение вести диалог со сверстниками.
Сюжетно-ролевая игра
 «Водители и пешеходы».
  • Формировать у детей потребность соблюдать правила дорожного движения.
  •  • Учить детей до начала игры согласовывать темы, подготавливать необходимые условия, распределять роли.
  •  • Развивать ролевые диалоги и игровые действия в соответствии с взятой на себя ролью.
  •  • Развивать желание отражать полученные знания в самостоятельной игре.
  •  • Воспитывать такие нравственные качества, как честность, справедливость, умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.
  1. Дидактическая игра
  2. «Геометрическое лото- транспорт»
  3. Игры с машинками, пазлами, лото по теме дня.

Прогулка. Игры с выносным материалом (машинками).
Подвижные игры по выбору детей.

закрепление знаний детей о геометрических фигурах, о различных видах транспорта. Развивать самостоятельность в играх, умение вести диалог со сверстниками
19.11.2014
Среда
Утренняя беседа по теме: « Знаки дорожного движения» Познакомить детей с  различными дорожными знаками; развивать зрительную память, внимание;  формировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Малоподвижная игра «Поставь машину в гараж». Продолжить формировать представление детей о различных видах транспорта. Развивать умение ходить в кругу и вовремя реагировать на сигнал.
НОД
 Познавательное развитие. ФЭМП. (Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по ФЭМП во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. М.: Мозаика – Синтез, 2006; ноябрь, занятие №3)
Закрепление понятий «один», «много», «круг». Введение понятия «квадрат» (на примере машин и их частей)
Прогулка.
1. Наблюдение за водителями. 2. Подвижная игра «Птички и автомобиль»
Дать детям представления о профессии водителя развивать внимание; закреплять умение выполнять команды по звуковому сигналу; закрепить знание сигналов светофора; воспитывать интерес к занятиям физкультуры. Игры с выносным материалом (машинками, мячами) Развивать самостоятельность в играх, умение вести диалог со сверстниками
Конструктивно-модельная деятельность. «Гараж для машины пожарной охраны» Закрепить знания детей о назначении машины пожарной охраны. Совершенствовать навыки укладывания кирпичиков. Закрепить названия цветов. Игры с машинками, пазлами, лото по теме дня.
Прогулка. Игры с выносным материалом (машинками).
Подвижные игры по выбору детей.
Развивать самостоятельность в играх, умение вести диалог со сверстниками
20.11.2014
Четверг
Утренняя беседа по теме: « Три сигнала светофора» дать представление о светофоре, учить понимать значение красного, желтого, зеленого сигналов светофора;
развивать речь.
Рассматривание иллюстраций «Дорожные ситуации» учить детей составлять небольшие рассказы о дорожных ситуациях по содержанию сюжетных картинок
НОД
Развитие речи. «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!»
Продолжить формировать представление о работе светофора ; формировать знания правил перехода улицы по светофору.
Прогулка.
1. Наблюдение за грузовым транспортом. 2. Подвижная игра «Бегущий светофор»
Развитие представлений о грузовом транспорте, умение анализировать предмет. закрепить умение детей реагировать по сигналу; развивать внимание, быстроту реакции; закрепить знание детьми сигналов светофора; воспитывать умение играть в коллективе. Игры с выносным материалом (машинками, мячами) Развивать самостоятельность в играх, умение вести диалог со сверстниками
Дидактические игры.
«Дорожное знаки», лото «Транспорт», «Собери машину по частям», «Угадай какой транспорт».
Закреплять знания о транспорте, частях машин, дорожных знаках. Игры с машинками, пазлами, лото по теме дня.
Прогулка. Игры с выносным материалом (машинками).
Подвижные игры по выбору детей.
Развивать самостоятельность в играх, умение вести диалог со сверстниками
21.11.2014
Пятница
Утренняя беседа по теме: « Чем отличается тротуар от проезжей части» знакомить с понятиями «дорога», »улица»; уточнить знания о том, где едут машины, а где ходят люди. Подвижные игры по выбору детей. Развивать самостоятельность, активность, внимательность.
НОД
 Рисование. «Узкая и широкая дороги»
закрепить умения детей проводить широкие и узкие линии
Прогулка.
1. Наблюдение. «Наша улица» 2. Подвижная игра «Нарисуем дорогу»
уточнить представления о тротуаре,  улице, дороге,  легковом, грузовом, пассажирском транспорте.  Развивать у детей внимание, мышление, речь.  закрепить умение прыгать в длину с места; закрепить знания о различных видах дорог; воспитывать коллективный дух. Игры с выносным материалом (машинками, мячами) Развивать самостоятельность в играх, умение вести диалог со сверстниками
Развлечение.
Игровая программа по изучению ПДД .
закреплять знания детей о работе светофора, знания правил пешехода улицы; развивать ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу; развивать у детей разговорную речь; стимулировать детей к передаче в  своих работах знаний , полученных на улице и при беседе Прогулка. Игры с выносным материалом (машинками).
Подвижные игры по выбору детей.
Развивать самостоятельность в играх,  ловкость, внимательность, умение вести диалог со сверстниками

3 этап — Заключительный (обобщающий):

  1. Обобщение результатов работы в форме фотоколлажа;
  2. Презентация опыта работы на педагогическом совете, посвященном неделе «Правила дорожного движения в МДОУ».
  • Ожидаемые результаты:  сформировать у детей начальные  знания правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге.
  • Дети должны знать:
  •  — Виды транспорта.
  •  — Чем отличается тротуар от проезжей части дороги?
  •  — Три сигнала светофора.
  •  — Как транспорт людям помогает?
  •  — Основные части транспорта.
  • Вывод : От того насколько ребенок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь.

 Жизнь детей, их здоровье, забота о них – это самый важный для нас вопрос. Вырастим  их дисциплинированными пешеходами, убережем их от аварий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Т. И. Данилова «Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД».
  2. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры.
  3. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста Творческий центр –СФЕРА- Москва , 2005
  4. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. Учебное пособие. Авторы – составители: РШ Ахмадиева, РН Миниханова, ЕЕ Воронина, ДМ Мустафина. Казань ГУ – 2008
  5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
  6. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова.; Под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Интернет – ресурсы:

Источник: https://a-s-chernomorchenko.edumsko.ru/articles/post/216171

Дидактические игры

Цель игры: 1. Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. 2. Закрепить представление детей о светофоре.3. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запре­щающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначен­ные для водителей и пешеходов.

 Материал: макет улицы с домами, перекрестками, автомобили (игруш­ки), куклы-пешеходы, куклы-водители, Светофор (игрушка), дорожные зна­ки, деревья (макеты).Игра проводится на макете. Ход игрыПервый вариант (для пешеходов). С помощью кукол дети разыгрывают различные дорожные ситуации.

Так, на управляемом перекрестке на зеленый сигнал светофора куклы пере­ходят улицу, на желтый останавливаются, ждут, на красный продолжают стоять. Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного пере­хода, обозначенного информационно-указательным знаком «Пешеходный переход», и там переходят проезжую часть. Второй вариант (для водителей).

Ведущий показывает дорожные знаки: «Светофорное регулирование», «Дети», «Пешеходный переход» (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена» (запрещающие); «Движение прямо», «Движение направо» (предписывающие); «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный переход» (информационно-указа­тельные).

Дети объясняют, что обозначает каждый сигнал, разыгрывают до­рожные ситуации. За правильный ответ ребенок получает значок. По количеству значков за­считываются набранные очки. Победителей награждают призами.

Цель игры: 1. Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигна­лах.2. Закрепить представление детей о свете. 

Материал:

цветные картонные кружки (желтые, зеленые, красные), ма­кет светофора. 

Ход

игры Ведущий раздает детям кружки желтого, зеленого, красного цвета. По­следовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал.

Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назна­чении цветов.

  •  УГАДАЙ, КАКОЙ ЗНАК

Цель игры: 1. Учить детей различать дорожные знаки. 2. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. 3. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными зна­ниями в повседневной жизни.

Материал:

кубики с наклеенными на них дорожными знаками: преду­преждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса. 

Ход

вариант Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребе­нок берет кубик, называет знак и подходит к тем детям, у которых есть знак этой группы.

Второй

вариант Ведущий называет знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, пока­зывают его и рассказывают, что он означает.

Третий

вариант

Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их, затем каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгады­вают знак по описанию.

  1. УЛИЦА ГОРОДА
  2. Цель

игры: Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта. 

Материал:

макет улицы, деревья, автомобили, куклы-пешеходы, свето­форы, дорожные знаки. 

Ход

игры Ведущий рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои вопросы и ответы дети сопровождают показом на макете. Вопросы к детям: Какие дома на нашей улице? Какое движение на нашей улице — одностороннее или двухстороннее? Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить машины? Что такое перекресток? Где и как нужно его переходить? Что обозначает пешеходный переход? Как регулируется движение на улице? Какие сигналы светофора вы знаете? Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназна­чены? Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают? Как надо вести себя в автобусе? Можно ли играть на улице? Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая пра­вила дорожного движения. Затем кто-то из детей выполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто справился с ролью водителя и пешехода.

Поставь дорожный знак

Цель

игры: 1. Учить детей различать следующие дорожные знаки: «Железнодорож­ный переезд», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные» (преду­преждающие); «Въезд запрещен», «Проход закрыт», «Движение на велоси­педах запрещено» (запрещающие); «Прямо», «Направо», «Налево», «Круго­вое движение», «Пешеходная дорожка (предписывающие); «Место стоян­ки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслу­живания автомобилей» (информационно-указательные); «Пункт первой ме­дицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт пита­ния», «Место отдыха», «Пост ГИБДД» (знаки сервиса). 2. Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

Материал:

дорожные знаки, игровое поле с изображением дорог, пеше­ходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых домов, автостоянки, перекрестки.

Ход

игры Детям предлагается: 1. Рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено. 2. Расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы — знак «Де­ти», у кафе — «Пункт питания», на перекрестке — «Пешеходный переход».

Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро.

Цель игры: 1. Учить детей различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов и водителей). 2. Закрепить знания детей о предупреждающих знаках: «Железнодорож­ный переезд», «Дети», «Опасный поворот»; запрещающих знаках: «Въезд запрещен» (велосипедисту, водителю), «Движение на велосипедах запрещено», «Проход закрыт»; предписывающих знаках: «Обязательное направле­ние движения», «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Ве­лосипедная дорожка»; информационно-указательных знаках: «Место стоян­ки», «Пешеходный переход»; знаках сервиса: «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Тех­ническое обслуживание автомобилей». 3. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания правил дорожного движения в повседневной жизни.

Материал

: картонные круги с изображением дорожных знаков, бумаж­ный конверт с вырезанным в нем окошком, палочка.

Ход

игры. Ведущий вставляет в конверт круг, на котором нарисовано несколько знаков и закрепляет его с помощью палочки. Затем он продвигает круг так, чтобы в окошке появились разные знаки. Дети называют знаки и объясняют их значение.

Источник: http://mdou153.ucoz.ru/publ/didakticheskie_igry/1-1-0-5

Ссылка на основную публикацию