Строительные игры в детском саду для 1 или 2 младшей, средней, старшей, подготовительной группы, картотека тем, пример конспекта и прочее

Конструктивно-строительные занятия направлены на формирование пространственного мышления, которое способствует более результативному умственному, сенсорному, нравственному, трудовому, творческому и эстетическому развитию детей.

Малышей знакомят с размером и формой кубиков и кирпичиков, учат ставить их в ряд или друг на друга. Показывают, как надо собирать и разбирать пирамидку.

В старшем возрасте обучают навыкам сравнивания различных форм, величин, цвета деталей, умению их подбирать в соответствии с задуманным действием.

Конструктивные строительные игры в детском саду признаны творческими и рассматриваются как разновидность сюжетно-ролевых игр. Здесь не обходится без мотива, игрового замысла, роли, правил, игровых действий, результата.

Педагогу на заметку: купить инвентарь для строительных игр в детском саду можно в специализированном магазине для детских садов —  detsad-shop.ru

Строительные игры в детском саду для 1 или 2 младшей, средней, старшей, подготовительной группы, картотека тем, пример конспекта и прочееСтроительные игры в детском саду для 1 или 2 младшей, средней, старшей, подготовительной группы, картотека тем, пример конспекта и прочее Строительные игры в детском саду для 1 или 2 младшей, средней, старшей, подготовительной группы, картотека тем, пример конспекта и прочее

Место и материал для строительных игр

  • На участке и в группе выделяется специальный уголок со всем необходимым для занятий материалом.
  • Игровой «стройматериал» должен быть безопасным, соответствовать задачам конструктивного развития для конкретной возрастной группы детей.
  • Используется:
  • Природный материал — песок, камни, снег, глина, вода.
  • Подсобный материал — коробки, доски, ящики.
  • Специально созданный материал в виде настольного и напольного строительного набора. Например: «Старинный замок», «Юный архитектор», «Лего» и другие.

Примеры строительных игр для детсада

С большим удовольствием дети играют с сюжетными конструкторами. Такие наборы позволяют осуществлять постройки определенного характера в виде фермы, дворца, египетской пирамиды.

В старших и подготовительных группах игры усложняются за счет использования строительных материалов с различными способами крепления. Освоив напольный конструктор, старшие дети с интересом используют строительный материал с более сложным способом крепления. Они без труда справляются с керамическими и металлическими конструкторами.

Используется и новая методика — конструирование с помощью плоских геометрических фигур, в том числе и из бумаги. Малыши 4-7 лет учатся с помощью символических средств создавать художественные образы из своего окружения и передавать эмоциональное отношение к ним.

Образовательная детская строительная игра для детей от 3 лет

  1. Напольный строительный конструктор, например, конструктор СООО ПП «Полесье».
  2. Младшая группа
  3. Цель игры:
  • Научить сравнивать, наблюдать, различать, запоминать цвет и форму.
  • Воспитатель знакомит малышей с названием деталей конструктора: куб, кирпич, пластина, цилиндр, призма.
  • Обращает внимание на цвет, какие детали красивые – красные, желтые, синие, зеленые.
  • Игра:

1. Воспитатель показывает поочередно детали — дети дружно их называют. 2.

По просьбе воспитателя дети находят детали одной формы (например, цилиндр) или одного цвета (красного или синего)

3. «Обезьянка». Дети повторяют за воспитателем. Он взял две детали, дети берут такие же. Воспитатель строит башенку, или дом — малыши повторяют.

  1. Постепенно постройки усложняют.
  2. Средняя группа
  3. Цель игры:
  • Развить творческое воображение, эстетическое восприятие, художественный вкус.
  • Научить соблюдать последовательность действий.
  • Расширить словарь: названия геометрических форм, пространственных отношений. (Выше — ниже, длиннее — короче, направо — налево).

Воспитатель рассказывает о благородном труде строителей, какие красивые сооружения они строят. Дети знакомятся с иллюстрациями архитектурных сооружений.

Игра. Группа превращается в строительное бюро, которому выданы задания по строительству: высокого дома, с двумя квартирами, длинной к нему дорожкой; гаража с низким заборчиком и так далее.

Старшая и подготовительная группы

Цель игры:

  • Формирование самостоятельности, активности мышления, развитие работоспособности, конструктивно-творческих способностей, правильных отношений в дружном коллективе.
  • Развитие координации движений и глазомера.
  • Конструирование простейших построек по рисункам нарисованным взрослым, либо по вариантам раздела «Конструирование» дошкольной общеобразовательной программы.

Игра. Дети учатся выполнять работу по плану. Воспитатель чертит план — например, комнаты, двора или дома. Знакомит с планом детей и убирает его. Задача — по памяти создать из деталей строительного набора задумку воспитателя.

Игра строительная «Домик мой из кирпичей»

  • Азы строительства домиков из строительных наборов.
  • Для детей младшего возраста
  • Цель игры.
  • Закрепить понятия: большой — маленький, низкий — высокий.
  • Научить приемам построения домиков для любимых сказочных персонажей.

Материал:

  • Кирпичи,
  • кубики,
  • трехгранные призмы.
  1. Воспитатель с помощью считалочки делит детей на две команды: строителей домов и его жильцов (кошку, мышку, собачку).
  2. Игра.
  3. 1. Воспитатель показывает «строителям», как правильно строятся домики для их маленьких друзей и приговаривает:
  4. — Я возьму два кубика Поставлю их близко. Крышу на них положу —
  5. Будет домик киске.

Ставит два кубика рядом и сверху крышу – трехгранную призму и зовет на новоселье киску. Тут все дружно замечают, что домик совсем маленький и в нем поместится только мышка. Мышку поздравляют с новосельем.

2. Как построить домик котику побольше? Воспитатель ставит кирпичики на ребро параллельно друг другу, сверху две параллельные призмы.

Приговаривает:

— Два кирпичика возьмем И поставим их ребром. Приставим гранями две призмы — Будет крыша выше. Будь же котик молодцом —

Быстро прыгай в новый дом!

1. Воспитатель предлагает построить домик для жеребенка.

— Домик этот очень прост — Кирпичики поставим в рост. Накроем все крышей –

Вот и домик вышел!

2. Воспитатель показывает, как можно построить дом для собачки.

Не хочет быть песик бездомным, Построим ему мы домик удобный!

Вертикально вплотную ставятся два кирпичика. Параллельно на расстоянии еще точно также два кирпича. Две параллельные призмы укладываются в виде крыши. Показывают, как можно сделать окошко: кирпичик ставится на узкую грань и приставляется широкой стороной к домику.

Металлический конструктор

  • Металлический конструктор — игра повышенной сложности, требует определенного умения детей.
  • Рекомендуется для подготовительной группы.
  • Цель игры:
  • Научить детей работать со схемой: различать на рисунке части конструкции; находить необходимые к ним детали; соответственно их раскладывать.

Игра.

1. Дети знакомятся со своеобразным способом соединения деталей с помощью гаек и мелких стержней с нарезками. 2. Используя мелкую мускулатуру рук, учатся завинчивать пальчиками гайки. Затем — затягивать их с помощью маленького гаечного ключа.

3. Самостоятельно собирают конструкции согласно выбранным схемам.

Особенностью занятий с металлическим конструктором является постепенность освоения материала. Полученное умение собирать модель по рисунку, получает дальнейшее развитие. Собранные модели зачастую используются как дополнение к другим сюжетным играм.

Автор — Лидия Завада. 

Источник: http://deti-club.ru/stroitelnye-igry-v-detskom-sadu

Картотека для детского сада

«Как создать картотеку игр».

Подготовила        воспитатель МБДОУ ДС № 37                 Олейник Наталья Васильевна

           Работа воспитателя  и младшего воспитателя детского сада сложна и многогранна. И от того насколько качественно эта работа будет выполнена зависит дальнейшая судьба не одного человека. Наверное, самое сложное в работе педагога – это грамотная организация всех процессов.

  Организовать рабочий процесс в детском саду достаточно трудно, так как от воспитателя  и младшего воспитателя требуется особый подход к каждому ребенку и достаточное количество творческих идей, которые помогут детям развиваться интересно и насыщено.

И поскольку воспитание детей требует работы с достаточно обширной областью знаний, педагог должен уметь организовать не только детей, а и свое рабочее пространство. Все необходимые материалы всегда должны быть под рукой, разложены в удобном порядке.

Оформление группы и приемной в детском саду своими руками

Достигнуть такого уровня организации работы можно используя специальные картотеки, которые предназначены для детского сада.  Картотека позволяет максимально удобно упорядочить все рабочие материалы.

Картотеки для детского сада

       Картотеки для детского сада бывают совершенно разнообразными. То как может выглядеть картотека, и какой набор информации она в себе несет, будет зависеть от области, в которой она применяется.

Так, например, если нужна картотека для физкультминуток в детском саду, то карточках будет вся необходимая для качественно проведения занятия информация. Там могут быть расписаны варианты активных игр и упражнений. Вне зависимости от тематики, которой посвящены картотеки, все они выполнены с творческим подходом.

Каждая картотека выполнена ярко и красочно, а информация, поданная в ней, идеально подходит для преподавания детям дошкольного возраста.

     Карточки для детских садов – это отличная возможность немного разгрузить воспитателей и младших воспитателей. Так как дети не терпят однообразия, педагогам постоянно приходится находить неординарные, творческие решения для преподавания того или иного материала.

И поскольку творчество – это процесс длительный и сложный, то появляется необходимость его немного упростить. Сделать это можно как раз таки с помощью картотек для детского сада.

Читайте также:  Игры-забавы в первой и второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада, картотека с примерами тем и целями

Теперь воспитателям не придётся часами искать новые идеи для более интересного развития детей, ведь для этого существуют специальные картотеки.

Картотека должна соответствовать программе, по которой работает детский сад и возрасту детей данной группы.

Как сделать детские карточки более долговечными 

1) Распечатай карточки, наклейте их на плотный картон (или ламинированную потолочную плитку). 2) Заламинируйте их скотчем с двух сторон (купите самый широкий скотч). 

3) Вырежьте каждую карточку (если клеили на потолочную плитку, то удобно использовать для вырезания канцелярский нож и линейку).

Картотека прогулок для средней группы детского сада

Строительные игры в детском саду для 1 или 2 младшей, средней, старшей, подготовительной группы, картотека тем, пример конспекта и прочее

Картотека в ДОУ

В., , Долговой Т. Л. «Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группа. » Оформлено в виде карточек с сентября по май. Расписаны ход исследования, его цели, трудовая деятельность детей, виды подвижных игр. 22.10.2010 в 08:13597 КБdoc2849 раз

Источник: https://triumph-strategy.ru/kartoteka-dlja-detskogo-sada/

Картотека игр по конструированию для старшего дошкольного возраста

Картотека игр по конструированию для старшего дошкольного возраста

Строительные игры в детском саду для 1 или 2 младшей, средней, старшей, подготовительной группы, картотека тем, пример конспекта и прочее

Лего-конструирование в детском саду

В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься по карточкам.

  • «Чья команда быстрее построит?»
  • Цели:
  • · учить строить в команде, помогать друг другу;
  • · развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук;
  • Оборудование: набор лего-конструктора «Дупло», образец.

Ход: дети разбиваются на две команды. Каждой команде дается образец постройки, например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию.

  1. «Таинственный мешочек»
  2. Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь.
  3. Оборудование: наборы деталей конструктора, мешочек.

Ход: педагог держит мешочек с деталями лего-конструктора. Дети по очереди берут из него одну деталь, отгадывают и всем показывают.

  • «Разложи детали по местам»
  • Цель: закреплять названия деталей лего-конструктора.
  • Оборудование: коробочки, детали лего-конструктора (клювик, лапка, овал, полукруг).

Ход: детям даются коробочки и конструктор. На каждого ребенка распределяются детали по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор. Кто соберет без ошибок, тот и выиграл.

  1. «Светофор»
  2. Цель:
  3. · закреплять значения сигналов светофора;
  4. · развивать внимание, память;
  5. Оборудование: кирпичики лего красного, зеленого, желтого цвета.
  6. 1-й вариант:

Педагог-«светофор», остальные дети-«автомобили». Педагог показывает красный свет, «автомобили» останавливаются, желтый-приготавливаются, зеленый-едут.

  • 2-й вариант:
  • Светофор и пешеходы переходят дорогу на зеленый свет.
  • 3-й вариант:
  • На красный свет дети приседают, на желтый-поднимают руки вверх, на зеленый-прыгают на месте.
  • «Найди такую же деталь, как на карточке»
  • Цель: закреплять названия деталей лего-конструктора «Дупло».
  • Оборудование: карточки, детали лего-конструктора «Дупло», плата.

Ход: дети по очереди берут карточку с чертежом детали лего-конструктора «Дупло», находят такую же и прикрепляют ее на плату. В конце игры дети придумывают название постройки.

В подготовительной к школе группе дети уже занимаются по карточкам, строят более сложные постройки. Цель игр-развивать речь, уметь работать в коллективе, помогать товарищу, развивать мышление и память.

  1. «Назови и построй»
  2. Цели:
  3. · закреплять названия деталей лего-конструктора «Дакта»;
  4. · учить работать в коллективе;
  5. Оборудование: набор лего-конструктора «Дакта».

Ход: педагог дает каждому ребенку по очереди деталь конструктора. Ребенок называет ее и оставляет у себя. Когда каждый ребенок соберет по две детали, педагог дает задание построить из всех деталей одну постройку, придумать ей название и рассказать о ней.

  • «Лего-подарки»
  • Цель: развивать интерес к игре и внимание.
  • Оборудование: игровое поле, человечки по количеству игроков, игральный кубик (одна сторона с цифрой 1, вторая с цифрой 2, третья с цифрой 3, четвертая-крестик (пропускаем ход)), лего-подарки.

Ход: дети распределяют человечков между собой. Ставят их на игровое поле, кидают по очереди кубик и двигают человечков по часовой стрелке. Первый человечек, прошедший весь круг, выигрывает, и ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается, пока все подарки не разберут.

  1. «Не бери последний кубик»
  2. Цель: развивать внимание, мышление.
  3. Оборудование: плата с башней.

Ход: играют два ребенка, которые по очереди снимают один или два кирпичика с башни. Кто снимет последний, тот проиграл.

  • «Запомни расположение»
  • Цель: развивать внимание, память.
  • Оборудование: набор лего-конструктора «Дакта», платы у всех игроков.

Ход: педагог строит какую-нибудь постройку из восьми (не более) деталей. В течение короткого времени дети запоминают конструкцию, потом педагог ее убирает, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.

  1. «Построй, не открывая глаз»
  2. Цели:
  3. · учить строить с закрытыми глазами;
  4. · развивать мелкую моторику рук, выдержку;
  5. Оборудование: плата, наборы конструктора.

Ход: перед детьми лежат плата и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интересней получится постройка, того поощряют.

  • «Рыба, зверь, птица»
  • Цель: развивать память, внимание.
  • Оборудование: кирпичик лего.

Ход: педагог держит в руках кирпичик лего. Дети стоят в кругу. Педагог ходит по кругу, дает по очереди всем детям кирпичик и говорит: «рыба». Ребенок должен сказать название любой рыбы, затем дает другому и говорит: «птица» или «зверь». Кто ошибается или повторяет, выбывает из игры.

Задание «Что изменилось?»

Перед ребенком расставляют строительные детали. Просят запомнить, сколько их и как они стоят. Затем предлагают отвернуться и убирают какую-либо деталь (устанавливают детали в ином положении на плоскости стола, меняют их местами, добавляют новые). Затем дошкольник отмечает, что изменилось.

Задание «Меняясь местами»

Играют двое детей.

Ребят сажают спиной друг к другу и предлагают разместить на листе бумаги мелкие строительные детали, поставленные плотно друг к другу так, чтобы каждая деталь соприкасалась с поверхностью листа одной из граней, и обвести получившуюся фигуру фломастером. Затем снять с листа детали, поменяться местами и вновь установить их на листе бумаги точно внутри контура. Задание тем сложнее, чем больше деталей предлагается.

  1. Задание «Роботы»
  2. На карте нарисованы роботы, собранные из строительных деталей. Детям предлагают ответить на вопросы:
  3. · Сколько роботов изображено?
  4. · Найди двух роботов, собранных из одинаковых по форме деталей.
  5. · Покажи, у какого робота есть деталь, которой нет у других.
  6. · Каких роботов можно построить из строительных деталей, а каких нельзя?
  7. Задание «Схема по постройке товарища»
  8. Дети придумывают и строят сооружения из строительного материала, а затем создают схемы по постройкам друг друга, изображая вид спереди, выкладывая фигурами и обводя фломастерами.
  9. Задание «Схема по условию»

Предлагать детям создавать схемы по условиям, используя способ, указанный в предыдущем задании («Нарисуй схему сельского домика , двухэтажного, с плоской крышей и с крылечком, находящимся справа» и т.п.). Побуждайте детей самостоятельно придумывать и рисовать схемы построек.

Задание «Построй и создай схему»

Предложить детям сделать элементарные постройки из трех, четырех деталей, а затем создать их чертежи, изображая конструкции в трех проекциях (спереди, сбоку и сверху). Способы построения те же: выкладывание фигурами и обведение, либо рисование на листочках в клетку.

Задание «Сделай план и построй»

Дети рисуют планы будущих построек (вид сверху внутренних сооружений): «Универсам», «Кафе», «Детский сад», «Парк». Затем используют их при планировании последующей конструкторской деятельности.

  • Игра «Строительные детали»
  • Воспитатель разыгрывает с детьми сценку: раздает детям строительные детали и предлагает действовать с ними по ходу стихотворения:
  • Как-то Кубик в лес пошел,
  • Там Кирпичика нашел.
  • Взялись за руки детали,
  • По тропинке побежали,
  • А навстречу – скок-поскок —
  • Подбежал к друзьям Брусок.
  • И спросил Брусок детали:
Читайте также:  Народные игры для детей (в том числе возраста 5-6 лет) в детском саду, картотека тем, планирование, методика, организация и прочее

«Вы Цилиндра не видали?».

  1. Повернулся Куб бочком:
  2. «Я с Цилиндром не знаком»,
  3. А Кирпичик удивился:
  4. «Нам навстречу он катился?
  5. Ну, теперь пора идти,
  6. Надо Призму нам найти.
  7. Видел я ее – без дела
  8. Она с Конусом сидела
  9. У друзей пластин в гостях
  10. С фотографией в руках».
  11. Игра «Дострой конструкцию»

Ребенок начинает собирать модель из строительного материала, затем «передает» ее другому ребенку; тот продолжает сборку и «передает» модель следующему ребенку и т.д. Затем дети все вместе обсуждают, что у них получилось.

Игра «Построй здание»

Предложить детям придумать и нарисовать на листах бумаги в клетку любое здание, например, для планеты Марс, которое можно построить из строительного материала.

Например, здание, стоящее на горах (над водой, на песке, под песком, на глубине; подводный дом; здание, часть которого находится под водой, а часть на воде; парящее в воздухе здание и др.). Проанализировать с детьми готовые схемы и предложить сконструировать по ним постройки.

По окончании строительства проанализировать постройки с точки зрения схожести с изображениями; прочности, удобства использования; необычности, оригинальности конструктивных решений, гармоничности.

Игра «Что получилось?»

Каждый ребенок сооружает любую модель из строительного материала. Затем дети угадывают, у кого что получилось.

Игра «Закончи конструкцию»

Предложить детям разбиться на пары. Каждый ребенок собирает из строительного материала какую-либо заготовку, затем меняется ею с напарником и заканчивает его конструкцию.

Картотека игр по конструированию для старшего дошкольного возраста

Источник: https://cyberpedia.su/16xa72e.html

Конспект НОД в подготовительной группе по конструированию из мелкого строительного материала

Тема: «Мост через реку для пешеходов»

Программное содержание: Учить детей строить мост, учитывая заданные условия. Научить новому приему строительного конструирования: строить перекрытия на высоких устоях. Продолжать учить соблюдать симметрию при оформлении построек. Развивать творческие способности детей. Продолжать развивать связную речь детей в рассказах о последовательности постройки.

Воспитывать интерес к занятиям со строительным материалом.

Оборудование: набор мелкого строительного материала на каждого ребенка, фотографии и картинки с изображением различного вида мостов, схемы, чертежи, модель последовательности постройки, игрушки для обыгрывания.

Ход занятия I. Дети сидят полукругом на стульях. Перед ними стенд. На стенде фотографии иллюстрации с изображением различного вида мостов. — Скажите, ребята, в честь какой реки был назван наш город Северодвинск? (Северная Двина).

— Правильно. Наш город и многие другие города и села Архангельской области располагаются вдоль реки Северной Двины. Северная Двина широкая и красивая река. По ней ходят теплоходы, баржи и другие речные суда.

Бывает так, что две деревни находятся на разных берегах реки друг против друга. Как же помочь людям встретиться и пообщаться? (нужно построить мост) — Да! Обязательно высокий мост, чтобы под ним могли проходить речные суда.

— А кто будет ходить по мосту? Ездить? (пешеходы, автомобили).

Также интересное занятие по конструированию: Конспект занятия в подготовительной группе по конструированию в ДОУ. Легоконструирование.

-Значит мост должен быть узкий или широкий? (широкий), — А сколько дорог будет на мосту? (три). Одна – пешеходная, две – проезжие части. — Зачем две проезжие части? (чтобы машины не сталкивались, когда едут в разные стороны).

— Чтобы спускаться пешеходам с моста, что нужно построить? (лестницы)

— Где? (справа и слева от перекрытий) — А чтобы спускались машины, что построим? (спуск) — А чтобы машины заезжали на мост? (въезд)

— А для безопасности? (перила)

— Сейчас я покажу вам, как построить самую сложную часть моста: площадку на высоких устоях (показ схем и чертежей, объяснения). Устои можно выполнить из любых высоких деталей. – Предлагайте из каких? (бруски, цилиндры). Если площадку нужно поднять еще выше, то под цилиндры или бруски можно подставить кубы.

Чтобы устои были прочными, можно прижать их призмами. Устои нужно соединить тремя длинными пластинками – это и будет площадка моста. Как строить спуски, лестницы и въезды вы уже знаете. А перила можно будет построить из любых деталей.

Главное, чтобы они были одинаковыми с правой и левой стороны моста и украшали ваш мост.

— Расскажи, Саша, с чего ты начнешь свою постройку, чем продолжишь и чем закончишь? (на основе модели о последовательности стройки рассказывают три- четыре ребенка).

II. Физкультминутка Мы строители-силачи / сгибание и разгибание рук в локтях, к плечам. Поднимаем кирпичи / руки вверх, к плечам Ставим призмы на кубы / сесть, встать – наклон вперед А цилиндры на бруски Строим, строим новый мост / стучать кулачком об кулачок

Труд строителей непрост. / Покачать головой в стороны

Дети садятся за столы и начинают строить. По ходу стройки воспитатель дает советы, оказывает помощь, подсказывает, задает наводящие вопросы, уточняет.

— Возьми, Алеша теплоход и ты сможешь определить высоту устоев. — Ира, из каких деталей ты хочешь построить лестницу? А спуск и въезд?

— Посмотри, Максим, одинаковые ли перила получились у тебя с левой и правой стороны моста? Какие детали лучше заменить?

Дети встают вокруг столов и обходят все постройки.

Посмотрите, дети, какие замечательные мосты у нас получились. Теперь жители двух деревень на левом и правом берегу Северной Двины обязательно встретятся.

Скажи, Влад, какой мост тебе понравился больше всего? Почему? А тебе, Артем? Почему? А Кате?

А вот по этому мосту смогут проезжать даже тяжелые грузовые машины, потому что он очень прочный. На этом мосту можно стоять и любоваться рекой. Здесь такие изящные перила. По этому мосту пешеходам будет ходить безопасно, т.к. перила прочные.

На этот мост сможет подняться даже пожилой человек, такие здесь удобные ступеньки.

Молодцы, ребята! Хорошо потрудились, а теперь дружно поиграйте со своими постройками.

Название: Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по конструированию из мелкого строительного материала Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , конструирование и ручной труд, в подготовительной группе Конаш Наталья Владимировна Должность: воспитатель высшей квалификационной категории Место работы: МАДОУ Детский сад №77 «Зоренька»

Месторасположение: город Северодвинск, Архангельская область

Основные разделы:

Источник: https://portal2011.com/konspekt-nod-v-podgotovitelnoj-gruppe/

Строительные игры в детском саду

                Консультация учителя – дефектолога  для воспитателей

                          «Строительные игры в детском саду»

        Детские виды деятельности – игра, рисование и конструирование – имеют моделирующую природу: в ходе игры моделируются отношения людей, в рисовании – образы предметов. Моделирование проявляется в конструктивной деятельности при создании конструкций, являющихся моделями реальных предметов.

Строительные игры в детском саду – это один из видов продуктивной деятельности и основа воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте. Конструктивная деятельность, с одной стороны служит отправной точкой для формирования познавательной деятельности, а с другой – значима для воспитания личностных качеств ребёнка и его поведения.

Становление конструктивной деятельности начинается с воспитания интереса, заинтересованности в процессе и результате. На начальных этапах обучения занятия направлены на формирование предпосылок, а именно развитие интереса к конструктивному виду деятельности, формирование способов обследования предметов, развитие зрительно – двигательной координации, совершенствование ручной моторики.

Дальнейшее развитие конструктивного вида деятельности направлено на формирование у детей умения анализировать предметы, их свойства и качества, передавать особенности предметов и явлений окружающего мира посредством конструкций.

Конструирование в специальном дошкольном образовательном учреждении тесно связано с содержанием других разделов программы: занятиями по сенсорному восприятию, ознакомлению с окружающим, обучению игре, изобразительной деятельностью, ручным трудом, развитием речи, социальным развитием, ознакомлением с художественной литературой.

      Во время проведения занятий проводится специальная работа по речевому развитию детей, что в свою очередь способствует развитию представлений и наглядных форм мышления.

      В возрасте 4 – 5 лет, когда нормально развивающиеся дети с большим удовольствием играют со строительным материалом, создают постройки в ходе сюжетно – ролевых игр, малыши с общей интеллектуальной недостаточностью  только начинают знакомиться с предметными действиями.

Со строительными деталями они часто ещё не знакомы, не понимают их значения, не умеют создавать узнаваемые конструкции предметов. Они перекладывают элементы строительных наборов, нагромождают их, нередко облизывают, пробуют «на зуб» и т.д.

Конструктивные материалы привлекают их внимание на чрезвычайно короткое время: завладев ими, ребенок быстро теряет к ним интерес, поскольку не умеет правильно их использовать.

Читайте также:  Что такое считалка, как правильно её читать: определение, виды и примеры считалочек для детей

      Важной задачей обучения является умственное воспитание детей.

Известно, что наиболее эффективно мышление развивается только в тех случаях, когда обучение направлено как на приобретение новых знаний и умений, так и на развитие способности использовать их в изменившихся условиях.

Поэтому в ходе конструирования дети выполняют, знакомые задания с новыми видами конструктивных материалов, а также создают различные конструкции объектов, имеющих одно функциональное назначение (например, зданий).

      На начальных этапах обучения очень важно пробудить у детей интерес к конструированию и желание самим создавать постройки для дальнейшей игры.

С этой целью педагог на глазах у детей строит различные предметы, которые тут же включаются в совместную игру (машины, здания, мосты, улицы), при этом он действует эмоционально, вызывая у детей ответный отклик.

Процесс конструирования сопровождается объяснениями, комментариями, насыщен игровыми моментами. Речевое сопровождение включает все виды коммуникативных высказываний: вопросы, побуждения, сообщения.

Наблюдая за деятельностью взрослого, дети знакомятся с предметной и функциональной сторонами конструкций. Они начинают понимать, что конструкция является особым заместителем предмета, обладающим всеми присущими ему функциональными свойствами. 

      Особое внимание необходимо  уделять формированию у детей представления о связи предмета со всеми видами изображений, когда ребёнок не только строит, но тут же сразу зарисовывает, наклеивает на бумагу, показывая тем самым, что каждый объект может быть изображён в графической, аппликативной, конструктивной формах. Это помогает ребёнку понять единство предмета и всех его изображений, познакомиться с различными видами моделирования образа предмета.

      Конструирование оказывается эффективным не только в самом начале обучения, но и в старших группах, особенно при знакомстве с восприятием – воспроизведением обобщённых моделей.

Дети могут при этом видеть общие конструктивные, опорные особенности целой группы объектов, замечать различия, выделять индивидуальные черты каждой постройки.

Именно то, что дети с общей интеллектуальной недостаточностью не замечают общих структурных компонентов класса предметов, приводит к однообразию создаваемых ими конструкций, к умению видоизменять их в связи с потребностями и содержанием игр.

      В связи с этим особенно важно педагогам проводить коррекционную работу, уделяя большое внимание выбору тематики конструирования.

Все объекты, подлежащие дальнейшему конструированию, должны быть хорошо знакомы детям, иметь ярко выраженную игровую направленность и практическую необходимость (кукольная мебель, дома, улицы, дорога, туннель).

Наблюдение за конструированием этих предметов, как и дальнейшее овладение, умением строить самим, помогает ребёнку с общей интеллектуальной недостаточностью  постигать функциональную сторону окружающего, что очень важно с коррекционной точки зрения.  В занятия по конструированию необходимо включать:

    -Игры на ознакомление с формой, так как форма является одним из важнейших пространственных свойств, определяющих индивидуальный облик конкретного предмета. На 1 этапе происходит практическое ознакомление с формой (Д/и «катится – не катится»), на 2 этапе детей нужно учить таким действиям восприятия. Как соотнесение форм и выбор по образцу, соотнесение объёмных и плоскостных фигур.

    -Игры и упражнения на соотнесение реальных предметов с формами-эталонами. Важно сначала в качестве эталонов использовать объёмные фигуры, затем плоские (контурные).

Для того чтобы дети запомнили названия фигур, указанных в программе, необходимо предусмотреть также игры на называние фигур.

В ходе этих игр дети показывают их по названию, учатся диалогу, обращаясь с просьбой дать  определённую фигуру, опознают фигуры на ощупь, называя их.

 — Игры на ознакомление с отношениями по величине. Чтобы привлечь внимание ребёнка к величине предмета, сразу необходимо ввести сравнение по этому признаку.      Сначала выбор проводится на специально подобранных одинаковых предметах, например на матрёшках, шарах одного цвета, машинах, куклах.

Главное условие выбора – наличие предметов, в которых величина является единственным различительным признаком. Затем используем элементы строительных наборов. В ходе ознакомительных игр внимание детей привлекается не только к длине, но и к объёму, толщине, высоте. Во всех случаях обязательно использовать практическую проверку правильности выбора.

Рекомендуется в коррекционной работе проводить

игры на выбор по образцу, а также простейшие группировки. Сравнивая предметы, параллельно идёт работа по развитию и обогащению словарного запаса, возможность усвоения необходимых слов, отражающих отношения по величине: длиннее-короче; выше-ниже; больше-меньше.

  •    -Игры на ознакомление с пространственными отношениями. Игры такие можно разделить на 4 вида:
  • а) восприятие объемных образцов и воспроизведение на объемном материале.
  • б) восприятие объемных образцов и воспроизведение на плоскостном материале.
  • в) восприятие плоскостных образцов и воспроизведение на плоскостном материале.
  • г) восприятие плоскостных образцов и воспроизведение на объемном материале.
  •     На одном занятии можно сочетать различные виды восприятия – воспроизведения.

    Учитывая индивидуальные возможности и особенности детей опыт работы, показывает: что дети с общей интеллектуальной недостаточностью  способны при  особой организации  коррекционно – педагогического  воздействия и использовании специальных приёмов и методов  овладеть навыками конструктивной деятельности  в рамках программы (Екжанова Е.А.; Стребелева Е.А. «Коррекционно развивающее обучение и  воспитание») и добиться положительных результатов и позитивной динамики развития.

Учитель-дефектолог: Румянцева О.Н.

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/konsultatsii/stroitelnye-igry-v-detskom-sadu.html

Картотека игр по конструированию

  • Картотека игр по конструированию
  • (младшая группа)
  • 1«Постройка домика для кошки, собачки и козлика»

Цель: Развивать умение детей, строить домик. Учить выполнять постройку в нужной последовательности. Способствовать формированию совместной игры

Материал: кубики и кирпичики, пластины.

Ход игры. — Посмотрите, идет дождь, и наш щенок Бимка промок, он сидит под деревом и дрожит. Ему нужно построить теплый домик – будку. Воспитатель предлагает построить домик для собачки. Дети сами подбирают материал, сами придумывают дом.

2«Загончик для животных»

Цель: Учить строить из вертикально поставленных кирпичиков. Воспитывать бережное обращение к постройке. Активизировать словарь: кирпичик, загончик

Материал: кирпичики.

Ход игры. Воспитатель приносит набор пластмассовых домашних животных и предлагает построить для них загон, чтобы они не разбежались, чтобы их не съели волки. Строить надо из кирпичиков, поставленных вертикально.

3«Постройка грузовика, дороги»

Цель: Закрепить умение плотно прикладывать кирпичики плашмя друг к другу узкой короткой стороной (дорога). Устойчиво и ровно ставить кубик на второй кирпичик (машина).

Материал: кубики и кирпичики.

Ход игры. Воспитатель вносит в группу светофор, дети вспоминают, что они знают о светофоре. Давайте с вами построим дорогу и машину, показывает, как необходимо строить, обыгрывает постройки.

4«Ворота для машины Айболита»

Цель: Учить строить ворота из двух вертикально стоящих кирпичиков, на которые кладется еще один кирпичик.. Материал: кирпичики

Ход игры. Внимание в зоопарке заболел тигр. Добрый доктор Айболит едет на машине, чтобы вылечить больного Машина въезжает в парк, деревья мешают проехать дальше., нам с вами необходимо срочно построить ворота для машины. Дети предлагают свои постройки.

5«У куклы новоселье»

Цель: Закрепить навыки и умения работы со строительным материалом, учить играть с постройками, обогащать опыт детей. Постройка мебели, комнаты различными способами.

Материал: кубики и кирпичики. призмы, пластины. цилиндры.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям стать строителями и построить для кукол целые комнаты с мебелью. Подобрать самим строительный материал. Друзей для работы, и поселить кукол в новый дом.

6«Городок для кукол»

Цель: Продолжать создавать постройки по общему сюжету. Формировать умение конструировать по желанию, воспитывать желание и умение строить спокойно вместе

Материал: кубики и кирпичики призмы, пластины. цилиндры.

Ход игры. — Посмотрите, наши куклы очень расстроились, у них случился пожар, сгорели все дома в городе. Поэтому им необходимо помочь, построить новые дома. Давайте мы поможем нашим игрушкам., создадим свои дома., придумаем свои постройки.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/inoe/246259-kartoteka-igr-po-konstruirovaniju.html

Ссылка на основную публикацию