Сенсорное развитие детей раннего и старшего дошкольного возраста (в том числе через игровую деятельность), пример конспекта занятия

Сегодня сенсорное воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных этапов подготовки к школе. Под этим понятием подразумевается овладение детьми знаниями об окружающем мире с помощью органов чувств. Оно включает развитие зрительного восприятия, слухового и вкусового, а также обоняния и осязания.

Что такое сенсорика?

Этот термин переводится как «ощущение» и обозначает наше восприятие мира. Понятие подразумевает представление о свойствах предметов и уровень познания действительности. В науке выделяют следующие группы восприятия, входящие в понятие сенсорика:

  1. Зрительное — это восприятие формы, цвета, объема, размера.
  2. Слуховое — восприятие громкости, тембра, ритма. Оказывает важнейшее влияние на формирование речи.
  3. Тактильное включает те ощущения, которые мы чувствуем кожей (температурные, осязательные).
  4. Проприоцептивное — управление движением тела.
  5. Вестибулярное — восприятие пространства, контроль движений.
  6. Обонятельное — восприятие ароматов.
  7. Вкусовое — восприятие свойств пищи (соленое, сладкое, горькое, кислое и пр.)

Сенсорное развитие детей раннего и старшего дошкольного возраста (в том числе через игровую деятельность), пример конспекта занятия

В чем заключается сенсорное развитие?

Дети с первых лет жизни активно изучают мир. Сначала осматривают, потом трогают предметы, пробуют их на вкус, нюхают. Пытаются потрясти игрушку в руке, чтобы услышать звук.

Нужно ли специально заниматься с ребенком развивающей деятельностью для формирования представлений об окружающих предметах? Современные исследования показывают, что детский мозг чрезвычайно восприимчив к любой новой информации. Период от рождения и до 10 лет ученые называют «большим взрывом» в мозге.

В это время он развивается так быстро, как не будет уже никогда. Поэтому сенсорное развитие дошкольника важно для его последующих успехов. Оно упорядочивает предыдущие знания, развивает внимание, воображение, наблюдательность, память.

Основное понятие в сенсорном развитии детей раннего и дошкольного возраста — это «сенсорные эталоны». Они включают такие категории как величина, цвет, длина, направление, геометрические фигуры, запах, звук, фактура. Сенсорное воспитание дошкольников включает обучение навыкам анализа, сравнения, обобщения путем изучения вышеперечисленных свойств предметов.

Обычно возраст дошкольников делят на такие периоды: младший (от 3 до 4 лет), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет). Иногда первые два объединяют. Как утверждают психологи, в этот период не может быть учебы, подготовки к школе. Ребенок просто не воспримет информацию, поданную в такой форме. Основная деятельность на этих этапах — игра.

Именно через игру происходит сенсорное воспитание дошкольников.

Игры для младших дошкольников

Характеристика этого периода следующая: дети активно хотят воспринимать новую информацию. Они все пробуют, изучают, задают множество вопросов. Методы сенсорного воспитания дошкольников в основном представлены многообразными развивающими играми. Малыши изучают мир уже не только с помощью зрения.

Они используют все чувства: осязание, обоняние, задействуют тактильные ощущения. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста заключаются в следующем принципе: важно не только то, во что играть, но и как. Вот основные правила. Игра непременно должна быть интересной. Отложите или замените ее, если малыш не хочет в нее играть.

По этой же причине игры обязательно нужно разнообразить. Чтобы процесс стал по-настоящему увлекательным, развивайтесь вместе с ребенком. Вам тоже должно быть интересно. Игры должны соответствовать возрасту и постепенно усложняться. Приведем игры на развитие восприятия у дошкольников в возрасте до 5 лет.

Любая мама на их основе может придумать много других вариаций развивающей деятельности.

Сенсорное развитие детей раннего и старшего дошкольного возраста (в том числе через игровую деятельность), пример конспекта занятия

Похожие картинки

Название этой игры говорит само за себя. Ребенку предлагается находить пару каждому предмету, лежащему перед ним в соответствии с определенным критерием: цвет, форма, величина. Начинать можно с геометрических фигур, которые легко вырезать самим из цветного картона. Предложите малышу найти пару треугольнику, кругу, квадрату.

Потом отсортируйте фигуры по цвету: синие, красные, желтые, зеленые. Для деток постарше нужно подготовить картинки. Скачайте их из интернета и распечатайте на цветном принтере. Там должны быть изображены предметы и явления, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Например машина, мяч, собака и пр.

Подобные игры помогают развивать цветовосприятие у детей дошкольного возраста, а также логическое мышление.

Найди предмет

Карточки из предыдущей игры можно использовать для заданий «Угадай предмет». Родители берут карточку с изображением, не показывая малышу, и описывают предмет или явление. Попросите ребенка угадать, что изображено на картинке.

Если не удается, подумайте: может быть вы объясняете слишком сложно? Подключите мимику, движения, попробуйте показать предмет. Это отличная идея для семейного отдыха вечером.

Игра обеспечивает когнитивное развитие дошкольника, заставляет работать воображение.

Другой вариант этой игры называется «Что пропало». Это простая и полезная игра, которая формирует восприятие у детей дошкольного возраста. Разложите на столе карточки или фигуры, рассмотрите вместе, назовите их.

Затем предложите ребенку ненадолго закрыть глаза, и в это время уберите один из предметов. Пусть малыш отгадывает, что исчезло со стола.

Игра отлично формирует зрительное восприятие у дошкольников, помогает улучшать внимательность и память.

Еще одна разновидность называется «Угадываем по тени». Для этой игры нужно распечатать силуэты, например животных. Сначала рассматривайте картинки вместе с ребенком, угадывайте, кто на них изображен.

Затем предлагайте ребенку самому выбрать карточку и рассказать об этом животном: где он обитает, чем питается и пр. Хорошо, если дома вы обсудите те явления, которые видели во время прогулки. Например, на улице вы кормили голубей.

Пусть ваши сын или дочь найдут силуэт птиц на картинках и расскажут все, что знают о них.

Сенсорное развитие детей раннего и старшего дошкольного возраста (в том числе через игровую деятельность), пример конспекта занятия Носорог
Сенсорное развитие детей раннего и старшего дошкольного возраста (в том числе через игровую деятельность), пример конспекта занятия Черепаха
Сенсорное развитие детей раннего и старшего дошкольного возраста (в том числе через игровую деятельность), пример конспекта занятия Собака
Сенсорное развитие детей раннего и старшего дошкольного возраста (в том числе через игровую деятельность), пример конспекта занятия Краб
Сенсорное развитие детей раннего и старшего дошкольного возраста (в том числе через игровую деятельность), пример конспекта занятия Бабочка
Сенсорное развитие детей раннего и старшего дошкольного возраста (в том числе через игровую деятельность), пример конспекта занятия Слон
Сенсорное развитие детей раннего и старшего дошкольного возраста (в том числе через игровую деятельность), пример конспекта занятия Белка
Сенсорное развитие детей раннего и старшего дошкольного возраста (в том числе через игровую деятельность), пример конспекта занятия Птица
Лошадь
Жираф

Паровозик

Вырежьте из цветной бумаги геометрические фигуры. Если ребенок уже умеет пользоваться ножницами, пусть сделает это сам. Сделайте аппликацию: вагончики на белой бумаге.

Игра предоставляет большие возможности для развития процессов когнитивной сферы: логическое мышление, память, внимательность. Посчитайте вагончики, познакомьтесь с понятиями много и мало. Наклейте на них окошки.

Расположите вагончики в определенной последовательности, и пусть ребенок повторит ее.

Игры для старших дошкольников

В возрасте 5-7 лет в жизни дошкольника должна появиться так называемая продуктивная деятельность. Это лепка, рисование, конструирование. На этом этапе ребенку важно не только воспринимать, но и воспроизводить. На первый план выходит действие. В речи ребенок использует много прилагательных.

Он не только знает о свойствах предметов, но и называет их, различает, находит. Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста, по-прежнему, происходит через игру. сенсорного воспитания на этом этапе включает развивающие игры, физические нагрузки.

Особенности развития детей 5-7 лет состоят в том, что их действия становятся более осознанными и целенаправленными. Возникает тесная связь между речью, мышлением, действием.

Предлагайте детям игры на развитие смекалки. Их можно разделить на три типа: составить фигуры из палочек, изменить фигуры из палочек, составить фигуры из элементов. Они отлично тренируют смекалку, развивают мышление и воображение. Такие игры бывают различных уровней сложности. Много вариантов можно найти в детских магазинах.

Развиваем речь

Правильная речь, богатый словарный запас — залог того, что у вашего ребенка будет развита вся когнитивная сфера. Вот несколько примеров игр на речевое сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

  1. Предложите подобрать к слову противоположное. Например, вы говорите «большой», ребенок отвечает «маленький» и т.д.
  2. Загадывайте загадки, например такую: пусть он слишком длинноух, но зато и слух за двух. Правильный ответ: заяц. Спросите: какого цвета заяц, где он обитает, что он ест? Побуждайте называть прилагательные: серый, трусливый, ловкий, быстрый и т.д.
  3. Покажите предмет (например, игрушку) и попросите рассказать, какой он? Например, стул — деревянный, маленький, белый. Особенно эффективно такое занятие тогда, когда играют несколько детей. В этом случае возникает соревновательный момент: выигрывает тот, кто назовет больше признаков.

Понимание времени

Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста состоят в том, что оно понимается через определенные повторяющиеся действия. Например, смена времен года, смена дня и ночи, режим дня. Выделяют 4 этапа формирования понятия о времени у ребенка.

Примерно до 2 лет ребенок воспринимает время с помощью режима своего дня: кормление, игра, сон. Период от 2 до 4 лет иногда называют периодом «опредмечивания» времени. Дети воспринимают время через яркие запоминающиеся события. Пока они еще могут путать определения слов — сначала, потом, завтра, вчера.

К 6 годам дошкольник хорошо владеет временными категориями. В возрасте 7 лет дети начинают ориентироваться по часам.

Для того чтобы сформировать сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в контексте владения временными категориями, можно выполнять следующие упражнения.

  1. В первую очередь активно используйте временные категории в повседневной жизни. Это способствует активному усвоению таких понятий, как тогда, сейчас, раньше, давно и пр.
  2. Подготовьте карточки с элементами режима дня: утренний душ, гимнастика, прогулка, обед, дневной сон. Покажите две карточки и спросите: что длится дольше? Затем выберите другие и задайте вопрос: что происходит раньше?
  3. Наблюдайте на улице за животными и спрашивайте: кто движется быстро, а кто — медленно?

Диагностика восприятия

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста важно не только в контексте развития умственных качеств. Перед поступлением в школу всегда проводится диагностика уровня развития сенсорики.

Это те же средства и приемы, которые используются при развитии в дошкольном возрасте: игры, загадки, упражнения. Но они имеют свою специфику: тесты проводятся на время, непривычная для ребенка обстановка может повлиять на результат.

Обследование включает все сферы когнитивного развития: логическое и образное мышление, внимание, речевой уровень, способность к математике и пр. Вот основные методы диагностики восприятия.

  1. Задание на проверку уровня развития моторики рук, в котором предлагается дорисовать хвостики мышкам или ниточки шарикам.
  2. Объяснить, что означает пословица. Это способы проверки развития мышления и речи.
  3. Тесты на внимательность, в которых предлагают найти и вычеркнуть какой-либо предмет. Есть несколько вариантов таких заданий, все они выполняются на время. Нужно вычеркивать один тип фигуры из множества нарисованных на листе. Или зачеркивать несколько указанных букв в каждой строчке. Еще один вариант — рисовать необходимую фигуру на каждой строчке.
  4. Самое популярное упражнение — собирать фигуру из мелких составляющих. Его разновидности: собирать бусы или найти такой же предмет. Все эти задания проверяют математические способности.
  5. Также детям могут предложить слепить любую фигуру из пластилина. Ребенок должен сам решить, что это будет. Высший балл ставится тем, кто детально проработал свою скульптуру.

Это не полный перечень методов и приемов, используемых при поступлении. Разные школы дополняют тестирование другими заданиями.

В чем заключается сенсорное воспитание детей дошкольного возраста Ссылка на основную публикацию

Источник: https://doshkolnik.net/stati/sensornoe-vospitanie-doshkolnikov.html

Сенсорное развитие детей раннего возраста, Раннее развитие детей

В первые годы жизни ребенка родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств.

Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее.

Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка, о котором мы сегодня и поговорим.

Сенсорное развитие детей раннего и старшего дошкольного возраста (в том числе через игровую деятельность), пример конспекта занятия

Специалисты утверждают, что ребенок появляется на свет с природными способностями познавать мир через восприятие предметов и явлений.

Однако для полноценного развития природных способностей подрастающему малышу уже не хватает.

Поэтому в первые годы жизни ребенка родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем.

Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее. Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка, о котором мы сегодня и поговорим.

Что такое сенсорное развитие и воспитание?

Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д.

Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни), важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию.

Именно эти цели являются основополагающими в сенсорном воспитании ребенка – планомерном, последовательном ознакомлении его с так называемой сенсорной культурой. Конечно же, даже без помощи родителей ребенок, так или иначе, познает мир таким, каким он есть, но эти познания, без правильного сенсорного развития, могут оказаться ложными или неполными.

Читайте также:  Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет в детском саду, картотека игр во второй младшей группе

Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка.

Виды сенсорных ощущений

Сенсорное развитие детей раннего и старшего дошкольного возраста (в том числе через игровую деятельность), пример конспекта занятия

Сенсорные ощущения классифицируются на:

  • визуальные (зрительные);
  • осязательные;
  • обонятельные;
  • слуховые;
  • вкусовые.

Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о:

  • размере;
  • форме;
  • цвете;
  • звуках;
  • вкусе;
  • запахе.

Основные задачи сенсорики

Основными задачами сенсорного развития детей являются:

  • формирование правильных сенсорных эталонов;
  • формирование правильных перцептивных реакций (чувственных восприятий);
  • приобретение навыков самостоятельно применения системы эталонов и верного реагирования на перцептивные процессы.

Важно понимать, что сенсорное воспитание ребенка должно учитывать его возрастные особенности. При нормальном развитии дети до шести месяцев, как правило, наблюдают за перемещением предметов, совершают хватательные движения, проявляют интерес к ярким игрушкам и громким звукам. Со временем малыш начинает интересоваться запахами и вкусами.

От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются понятия о формах, цвете, размерах, вкусах и запахах.

На четвертом году жизни происходит усвоение главных представлений о признаках предметов, а также закрепление сенсорных эталонов.

Это начало аналитического восприятия предметов и событий, окружающих ребенка.

Эталонная система для детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей раннего и старшего дошкольного возраста (в том числе через игровую деятельность), пример конспекта занятия

Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать:

  • девять основных цветов спектра;
  • пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);
  • три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;
  • музыкальные ноты, звуки родного языка;
  • четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);
  • два температурных определения (тепло, холодно);
  • пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).

В зависимости от возраста малыша, требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения.

Для возраста 1,5-2 года:

  • понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;
  • умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;
  • способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;
  • иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять, что он нарисовал).

Для возраста 2-4 года:

  • понимание и способность назвать 6 цветов, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в 3-5 контрастных величинах (размерах);
  • умение собирать цветную пирамидку из 6-8 колец разного размера;
  • способность правильно сформировать целый объект из 4-х частей (разрезанный рисунок, складные кубики);
  • умение четко различать объемные предметы по форме (куб, шар, пирамида и т.д.), и плоские по очертанию (квадрат, треугольник, ромб, круг);
  • умение рисовать в рамках листа короткие и длинные линии разного расположения.

Когда и в какой форме необходимо приучать малыша к сенсорной культуре

Научно доказано, что раннее сенсорное воспитание положительно влияет на уровень интеллекта и качество умственного развития ребенка в целом. Поэтому приучать малыша к сенсорной культуре нужно начинать как можно раньше (идеальный вариант с годовалого возраста, когда малыш наиболее любознателен, и пытается все рассмотреть, потрогать, попробовать на ощупь).

Но насильно заставлять ребенка развиваться и самосовершенствоваться в таком возрасте, естественно, нельзя. Все занятия необходимо проводить в единственно доступной для его понимания форме – форме игры.

Однако и игра не должна утомлять малыша, иначе он быстро утратит к ней интерес. Достаточно 10-15, а в некоторых случаях и 5-7 минут для того, чтобы ребенок вынес из занятия что-то полезное для себя.

Примеры простейших игровых упражнений для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей раннего и старшего дошкольного возраста (в том числе через игровую деятельность), пример конспекта занятия

Для детей от 1 до 2 лет:

  • разложив перед малышом разноцветные кубики, шары и элементы пирамидки, просим его выбрать и отсортировать предметы по цвету или форме;
  • разобрав пирамидку, и показав, как она собирается, просим кроху повторить ваши действия;
  • прикасайтесь к руке ребенка предметами с разной текстурой (варежка, перышко, мочалка, игрушка и т.д.), описывая свойства предмета и ощущения от его прикосновения. Затем попросите ребенка закрыть глаза, повторите прикосновения, и предложите малышу угадать предмет, опираясь на ощущения от его прикосновения;
  • продемонстрируйте ребенку свою улыбку, прокомментировав ее словом «добрый». Сделайте гримасу злого человека, назвав ее «злой». Попросите малыша повторить вашу мимику;
  • если ребенок знает, как выглядят овощи и фрукты, соберите набор из них и положите в непрозрачный пакет. Дайте его малышу, пусть он попробует, не глядя и не доставая, на ощупь определить и назвать осязаемый им овощ или фрукт, а также описать его форму, цвет и вкус. То же можно проделать с другими знакомыми малышу предметами.

Для детей от 2 до 4 лет:

  • начните учить с ребенком буквы алфавита. Прописывая или показывая ему литеры, попросите называть их. В такую же игру можно играть и с цифрами;
  • насыпьте попарно в непрозрачные пакеты, мешочки или воздушные шарики различные наполнители (гречку, горох, фасоль, сахар), и попросите малыша на ощупь рассортировать предметы, найдя каждому мешочку соответствующую пару с одинаковым содержанием;
  • расскажите и покажите ребенку, как собираются пазлы. Попросите его самостоятельно собрать несложную картинку;
  • заинтересуйте кроху ассоциациями. Попросите его назвать несколько слов, ассоциативно привязанных к названному вами слову. Например: зима (холодно, снег, мороз), ночь (сон, темно, поздно), лимон (желтый, кислый, овальный и др.).

Сенсорное развитие ребенка при правильном подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий.

Занимаясь с малышом и приобщая его к сенсорной культуре вы открываете перед ним неограниченные возможности для проявления потенциальных талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни.

Кроме этого, ранняя сенсорика является основой для закрепления у малыша навыков поведения в обществе, корни которых находятся в общении с родителями.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1065_sensornoe-razvitie-detey-rannego-vozrasta.html

«Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольников» Гузь Галина Васильевна, воспитатель МАДОУ Каскаринского детского сада «Золотой петушок» — презентация

  • 1 «Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольников» Гузь Галина Васильевна, воспитатель МАДОУ Каскаринского детского сада «Золотой петушок»
  • 2 Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.
  • 3 Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: — является основой для интеллектуального развития; -упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; — развивает наблюдательность; — готовит к реальной жизни; — позитивно влияет на эстетическое чувство; — является основой для развития воображения; — развивает внимание; -дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной ддеятельности; — обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; — обеспечивает освоение навыков учебной ддеятельности; — влияет на расширение словарного запаса ребенка; — влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти

4 Цель: формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в пространстве, запахе, вкусе, звуках и т. д.).

5 Цель реализуется через следующие задачи: — изучить и проанализировать проблему сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста; — изучение динамики уровня сенсорного развития детей ; — подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей посредством дидактических игр; — развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление); — формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина); — учить способам обследования предметов; — познакомить детей с дидактическими играми; — развивать аналитическое восприятие (умение разбираться в сочетании цветов, различать форму предметов, выделять отдельные измерения величины); -взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей

6 Для реализации поставленных задач мною было изучено огромное количество литературы, методических пособий и современных публикаций в которых огромное значение отводилось именно развитию сенсорики у детей дошкольного возраста. И для того чтобы на начальном этапе исследования выявить уровень осведомленности дошкольников о цвете, форме и величине предметов необходимо было провести диагностическое исследование.

7 Для этого мною были отобраны дидактические игры, способствующие выяснено уровня сенсорного видения ребенка. Результаты исследования показали, что у детей младшего возраста слабо развиты сенсорные представления о форме предметов, не все дети знают и умеют различать основные цвета, не умеют различать предметы по свойствам и принадлежностям.

8 Методы и приёмы. игровые. практические. экспериментирование. моделирование

9 Принципы обучения и воспитания.

Принцип систематичности и последовательности; Принцип деятельного подхода; Принцип активности; Принцип логического мышления; Принцип наглядности; Принцип психологического комфорта ребёнка.

Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы : непосредственно образовательную деятельность; игры –экспериментирования; проектную деятельность; художественное творчество; наблюдение; дидактические игры.

  1. 10 В своей работе использую игры с прищепками, с пирамидками « Собери пирамидку», с кубиками « Построй такую же башенку», « Ёлочки, грибочки», игры с мозаикой « Собери цветок», игры на фланелеграфе, « Спрячь картинку», игры на классификацию геометрических фигур ( форма, цвет, размер), « Что лишнее», игры шнуровки, застёгивание пуговиц, молний, липучек.
  2. 11
  3. 12
  4. 13 Мною было изготовлено дидактическое пособие «Сенсорный куб» Цель: развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание,воображение, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности; воспитывать малышей играть вместе, взаимодействовать в коллективе.
  5. 14 Мною были изготовлены и другие дидактические игры.
  6. 15 Для успешной организации сенсорного развития детей в группе создана предметно — развивающая среда
  7. 16

17 Моя работа по сенсорному воспитанию не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Так как родители являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Между мной и родителями сложились, партнерские отношения.

Родители являются активными участниками образовательного процесса: проводили игры, совместные прогулки, экскурсии, участвовали в развлечениях, праздниках.

Я провела для родителей целенаправленную работу по сенсорному воспитанию: родительские собрания «Сенсорное воспитание: средства, формы, методы»; «Развитие сенсорных способностей детей посредством движений и речи»; конкурс «Рисуем вместе с мамами и папами»; выставку литературы, игр, пособий по познавательно-практической деятельности; практические рекомендации «Игры с песком», «Игровые комплексы для детей», «Пальчиковые игры», «Формирование зрительно-двигательной координации», «Развитие творчества ребенка»; консультации «Роль театрально-игровой ддеятельности в развитии восприятия детей младшего дошкольного возраста», «Влияние движений, речи на развитие сенсорного восприятия малышей»; анкетирование на выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников.

18

19

20 Результативность опыта Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов.

На основе использования игр по сенсо-моторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой ддеятельности. Итоги диагностики были представлены следующими результатами:

21 Вывод Дидактическая игра является эффективным средством развития сенсорных представлений у детей дошкольного возраста. Но только в том случае, если использовать её в занимательной, увлекательной форме.

Ведь играя, ребенок испытывает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Играя, ребенок приобретает новые знания, навыки, умения и развивает творческие способности.

22 Адресность опыта Полученные результаты будут иметь практическую ценность: – для педагогов дошкольных образовательных учреждений – для родителей в плане организации совместной ддеятельности с ребенком в домашних условиях; Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю: – содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения игр, организованных форм образовательной ддеятельности, совместной ддеятельности педагога с детьми, родителей с детьми; – мастер-классы, мероприятия и РМО для педагогов района – консультации; – дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений; – сайт ДОУ

Читайте также:  Наблюдения в старшей группе: картотека с целями, пример конспекта и прочее

23 Участвую в районном методическом объединении, провожу мастер – классы. А также свой опыт распространяю на сайтах: мама.ру Дошколоное воспитание rassudariki.ru sozvezdital.ru rassudariki.ru sozvezdital.ru

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1311430/

Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности

  • Перелетова Ирина Владимировна, воспитатель

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. Она оказывает особое воздействие на его познавательное развитие.

Исследования детской психологии показали, что ключом к развитию познавательных способностей ребенка является его личный опыт в первые три года жизни – все зависит от стимуляции в решающие годы жизни.

Главное – расширить для ребенка мир познания, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития последующих.

С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

  • Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  • Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, количестве).
  • Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)

Направления моей работы:

  • Формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
  • Обучение способам обследования предметов
  • Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина)

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки.

Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Так, как в основе сенсорного развития лежит восприятие, то я определила содержание развития восприятия у детей раннего возраста, которые определяются характером воспринимаемых свойств, предметов и явлений действительности.

Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт.

Виды восприятия и новообразования в возрасте от 1-го до 3-х лет:

  • восприятие формы – первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом возрасте до 1 года, он учится различать предметы прежде всего по форме;
  • восприятие цвета,
  • восприятие величины – наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каждый раз эталоном является другой предмет;
  • восприятие пространства – формируется на основе опыта через движение, по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия);
  • восприятие времени – формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания происходящих жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов; восприятие движений – складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ;
  • восприятие особых свойств предметов и явлений – объединение ощущений от разных органов чувств:зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении;
  • восприятие целостных предметов – главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия;
  • восприятие сложных явлений действительности – осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения.

Начинается в раннем возрасте вместе с развитием речи: взрослые обучают ребенка восприятию изображений предметов на рисунках, затем восприятию иллюстраций, восприятию действий и музыки.

(По материалам статьи Т.В. Башаевой «Как ребенок воспринимает окружающее»)

Принципы организации работы:

  1. Посильность требований

  2. Постепенность усложнений

  3. Последовательность

Методы и приемы:

Наглядный Сравнения
Практический Сопоставления
Словесный Приложения
Эмоц. установка взрослого Наложения
Привлечение вниманияНаблюдение за действиями взрослого и сверстников
Показ и объяснение 

Словесная инструкция

Еще работая в группе раннего возраста, я уделяла большое внимание обогащению и накоплению сенсорного опыта детей через игры с дидактическим материалом.

После отбора необходимого содержания из дошкольных методик, мною был составлен примерный перспективный план игр-занятий с дидактическим материалом, который охватывает все программные требования по сенсорному развитию детей по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.

Работая в первой младшей группе, я составила примерный перспективный план по предметно-игровой деятельности, куда входят игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

Данная работа проводится по подгруппам 1 раз в неделю, по 10-15 минут. Само слово «игра» используется условно как характеристика времени, отведенного на специальную работу с детьми. За время такой игры часто происходит смена форм и видов деятельности, которые связаны сюжетной линией или действующим персонажем, что позволяет удерживать внимание детей. В игру входит 2-3 игровых упражнения.

В своей работе с детьми придерживаюсь следующих принципов:

Принцип дифференцированного подхода

Я помню о том, что ребенок – уникальная личность. Стараюсь ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать. 
После диагностирования знаний, умений и навыков вновь прибывшего ребенка, подбираю задания в соответствии с его умениями и навыками. Так, Слава, пришел к нам в начале ноября (2,4 г.

), диагностическое исследование показало, что ребенок не знает и не называет цвета. Для него я подбираю задания более легкие, чем те которые я даю детям, посещающим детский сад с сентября. Если детям я даю задание на соотношение цветов, например, «Подбери пару для варежки», то Славе даю задание на их различение: «Найди такую же, как у меня».

И прошу обозначить результат словами «такая», «не такая». Это касается и других свойств предметов – формы, размера.

Принцип сотрудничества

Даю понять ребенку, что я всегда готова оказать ему личную поддержку и прийти на помощь. 
Если ребенок не справляется с каким либо заданием, я предлагаю: «Давай, я тебе помогу», «Давай попробуем вместе», «У нас с тобой все получится», «Ты конечно, же справишься».

Владик, сам по себе очень робкий и застенчивый мальчик и неуверенно выполняет задания, которые я предлагаю. Например, собрать пирамидку по принципу уменьшения колец, тогда я предлагаю: «Давай вместе со мной соберем пирамидку.

Сначала я выберу самое большое кольцо из всех и одену его на стержень, теперь ты, посмотри и выбери самое большое кольцо из всех оставшихся….» и ребенок с удовольствием выбирал кольца и выполнил задание.

Принцип психологического комфорта каждого ребенка

Проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях. 
В этом возрасте очень важно создать ситуацию успеха, главное чтобы предлагаемое задание было выполнено всеми детьми, независимо от того, делал ли он самостоятельно или с моей помощью. Важно поддержать не только действием, но и словами: «Какой ты молодец!», «Здорово у тебя получилось!», «Замечательно!», «Я очень горжусь 

тобой!», «Великолепно!», «Я знаю, ты сможешь!», «Большое тебе спасибо!» и др.

Принцип вариативности

Работу вне «занятий» или необходимой индивидуальной работы или в самостоятельной деятельности детей, а также для поддержания интереса, стараюсь использовать варианты заданий близким по целям, но предполагающих действия с разными предметами.

Например: по ознакомлению с цветом — «Постройка башни из кубиков», «Разложи в коробочки», «Подбери попугаю колечки», «Собери цветок», «Грибочки по местам», «Спрячь мышку», «Найди пару» и др.

В повседневной жизни я обращаю внимание на цвет одежды, цвет, размер, форму и количество предметов в групповой комнате, на прогулке.

Мною подготовлены консультации для родителей «Как ребенок познает мир», «Малыш и его игрушки», «12 игр на цвет», которые оформлены в виде папок и предоставлены для изучения родителям.

Проведено родительское собрание на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста», организовала выставку дидактических игр и пособий по предметно — игровой деятельности, которые можно не только приобрести в магазине, но и сделать своими руками .

Например: «Разложи по цвету», «Посади бабочку на цветок», «Подбери пару», «Собери бусы», «Большие и маленькие», «Прищепки» и др.

, также были продемонстрированы видеозаписи занятий «К нам приехал паровозик» (по предметно-игровой деятельности), «Степашка в гостях у детей» (игра-занятие с дид. материалом), «Играем с машиной и мишкой» (по развитию сенсорных способностей).

Расскажу о динамике диагностических данных по разделу: «Сенсорное воспитание». После адаптации, в ноябре 2006 г. была проведена диагностика, которая показала, что группа «наблюдение» составила 85%, а группа «норма» – 15%.

Работа во 2 группе раннего возраста позволила улучшить показатели и в начале следующего учебного года группа «наблюдение» уменьшилась до 60%, а группа «норма» увеличилась до 40%.

В конце учебного года мы пришли к таким результатам «высокий уровень» составил 20%, группа «норма» увеличилась до 50%, группа «наблюдение» уменьшилась до 35%. Эти показатели касаются тех детей, которые ходят в нашу группу второй учебный год.

  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3

Источник: http://sensint.ru/articles/sensornoe-razvitie-detey-rannego-vozrasta-v-processe-predmetno-igrovoy-deyatelnosti

Конспект занятия по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста «Смотрит солнышко в окошко»

Программное содержание:

Создавать эмоциональное настроение, активизировать речевое развитие ребенка и словарный запас;
Формировать представление о форме, величине и цвете;
Вызывать и поддерживать чувство открытия: (чешуйки от лука можно использовать в качестве «одежды»);
Развивать познавательный интерес, закрепить сенсорные эталоны;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

  • Лук, чешуйки, лучики.
  • Игрушка мишка, корзина с луком, контур изображения лука, бутылки с манной крупой, луковая шелуха, картонные солнышки, которые подвешены наверху, шнурки, мыльные пузыри.
  • Занятие по сенсорике, фото
  • Воспитатель:

Детки, рада вас всех видеть, поздоровайтесь друг с другом, обнимите своих друзей. Скажите своим глазкам:
«Доброе утро, глазки»!

Доброе утр, глазки, вы проснулись?
(Дети поглаживают веки).

Доброе утро, ушки, вы проснулись?
(Дети поглаживают ушки).

Доброе утро, щечки, вы проснулись?
(Дети поглаживают щечки).

Доброе утро, ручки, вы проснулись?
(Дети поглаживают ручки).

Доброе утро, ножки, вы проснулись?
(Дети поглаживают ножки).

Доброе утро, солнышко! Мы проснулись и улыбнулись!
(Протягивают руки вверх и широко улыбаются).

Воспитатель:

Детки, посмотрите сколько у нас в группе солнышек. («Солнышки» подвешены в верху под потолком). Мы сейчас нашим солнышкам стишок расскажем и поздороваемся с ними.

Смотрит солнышко в окошко.
Греет нашу комнату
Мы захлопали в ладошки
Очень рады солнышку.

(Дети хлопают в ладошки).

Воспитатель:

Протяните свои ручки вверх, давайте еще раз поздороваемся с солнышком. Ой, какие вы молодцы! Нам стало тепло, радостно и уютно.

Воспитатель:

Детки, я вижу что вы дружные между собой и любите друг друга, так давайте мы с вами друг другу сделаем подарок. (Воспитатель на темный пол высыпает из бутылок манную крупу и предлагает детям пальчиком нарисовать солнышко с лучиками).

Дети выполняют задание. В ходе занятия воспитатель детям задает вопросы:
На какую геометрическую фигуру похожее солнышко? (Ответы детей. Круг). Что еще есть у солнышка? (Лучики). Какие лучики у солнышка? (Длинные, короткие).

Воспитатель:

Молодцы! Вот, какие хорошие подарки вы сделали друг другу.

Воспитатель:

Ой, ребята, слышите, кто-то плачет. Это плачет солнышко. Ему грустно без своих лучиков. Давайте ему поможем.

(Дети садятся на коврике около солнышка, каждый из детей берет лучик и пристегивает пуговицами к солнышку, потом пристегивают глазки, носик, ротик и украшают лучики разноцветными шнурками).

Молодцы! Теперь солнышко радостное, веселое и улыбается нам с вами. А какого же цвета наше солнышко? (Ответы детей).

Воспитатель:

Детки пока мы с вами солнышко радовали, к нам в гости пожаловал мишка. А он что-то нам принес. (Воспитатель берет у мишки корзину с луком). Давайте посмотрим, что же принес нам мишка. Ой, и это же лучок! Подойдите все ко мне, я вам дам лучок в руки. (Воспитатель раздает детям по маленькой луковице).

Читайте также:  Пальчиковая гимнастика в младшей группе, картотека игр для детей 2-3 лет, комплекс упражнений

Воспитатель:

И у меня есть луковка. Сколько у меня луковок? (Ответ детей. Одна). А теперь вы все протяните руки из луком. Сколько луковок у вас? (Ответы детей. Много).

Воспитатель:

Теперь сравним лучок по величине. У меня, какая луковка? (Ответы детей. Большая). А у вас во всех, какая луковка? (Ответы детей. Маленькая). Какого цвета лучок? (Ответы детей).

Воспитатель:

Детки, посмотрите сколько у моей луковки чешуек «одёжек». Я сейчас ее раздену и пошуршу ими, вот так. (Воспитатель измельчает чешуйки луковки и шуршит ими). А теперь мы с вами пошуршим как чешуйки луковки.
Имитация шуршащих чешуек. (Дети трут ладошку о ладошку и говорят «шур, шур, шур»).

Воспитатель:

Детки, пока мы с вами шуршали, наш мишка опечалился. Он хочет, чтобы мы ему тоже подарили большую луковку. Вот, посмотрите у нас с вами есть большая луковка, но эту луковку надо «одеть».

Я сейчас намажу клеем луковку, а вы ее оденете. (Воспитатель предлагает детям измельчить чешуйки, и посыпать ими покрытый клеем силуэт луковицы нарисован на ватмане.

Дети вместе с воспитателем выполняют работу).

Воспитатель:

Посмотрите, дети, какую чудесную большую луковку мы сделали. Это для тебя, мишка, мы так старались.

Воспитатель:

Мишке так понравился подарок и он предлагает с ним поиграться.

Звучит веселая музыка. Проводится игра «Мыльные пузыри».

Источник: http://xn—-7sbb3aaldicno5bm3eh.xn--p1ai/publ/sensornoe_razvitie_rebenka/konspekt_zanjatija_po_sensornomu_vospitaniju_dlja_detej_rannego_vozrasta_smotrit_solnyshko_v_okoshko/39-1-0-2544

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 1,5 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. А. П. Усова верно указывала, что 9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Профессор Н..М..Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития.

Именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание отечественные и зарубежные ученые, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития.

Из своего опыта работы я убедилась в том, что значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О.

Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Работая над данной темой, я смогла убедиться в том, что сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие.

Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до лет трёх лет является предметная игра. С детьми раннего возраста провожу игры — занятия, в которых подача какого — либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.

  • Поэтому в своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:
  • —          создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  • —          формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

—          воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

  1. Направления моей работы:
  2. —          формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов);
  3. —          обучение способам обследования предметов;
  4. —          развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).

Сенсорное воспитание осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, где, по мнению Н. Н.

 Поддъякова, происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира, где некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем.

Практика работы показала, что сенсорный процесс лишь постепенно становится восприятием, а не является им изначально. На это указывали многие педагоги и психологи, такие как А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер. И эти особенности восприятия детьми окружающего мира находят свое отражение в действительности.

На протяжении нескольких лет работы с детьми раннего возраста я вела наблюдения и пришла к выводу, что дети обычно испытывают некоторые затруднения при освоении сенсорных эталонов, но основная группа детей справляется с задачами хорошо.

И только единицы нуждаются в дополнительных занятиях. В этом году не справились только 3 ребёнка. Один, по субъективным причинам не посещавший детский сад длительное время, двое детей, не входящие в данную возрастную группу.

С этими детьми был разработан план индивидуальной работы.

Работу построила с учётом интересов детей. Потому что, когда ребёнку интересно, обучение проходит более успешно и результативно.

В своей работе я использовала следующие виды дидактических игр:

1.      Игры для сенсорного развития:

—          Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше≤», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

—          Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

—          Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

2.                  Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п.

Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача.

Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.

Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.

В своей работе использовала следующие технологии: информационно коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые, личностно — ориентированные, исследовательские.

Дидактический материал подбирала с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности.

Особый акцент я делаю на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщаю к миру вещей. Обучаю новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму.

С родителями воспитанников были проведены консультации, беседы, родительское собрание «Что такое сенсорное развитие≤», анкетирование по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании, практикум по созданию игр по сенсорному развитию из бросового материала.

В результате, дети научились играть в дидактические игры, различают предметы по признакам: цвет, форма, запах.

У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии своих детей.

Это проявляется в выполнении моих рекомендаций и советов. Они чаще стали задавать вопросы, систематически присутствуют на консультациях и беседах, с большим желанием откликаются на мои просьбы.

Основные термины (генерируются автоматически): сенсорное развитие, игра, ребенок, окружающий мир, сенсорное воспитание, ранний возраст, величина, предмет, цвет, дидактический материал.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4278/

Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста «Мишка в детском саду»

  • Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста «Мишка в детском саду».
  • Образовательные технологии: познание, коммуникация, социализация.
  • Виды детской деятельности: речевая, игровая, двигательная.
  • Цель : Формирование сенсорных способностей у детей 2-3 лет в процессе разнообразных видов деятельности.
  • Задачи:
  • — Продолжать учить детей логическому мышлению, используя метод сириации (правильная сборка пирамидки);
  • — Находить пару по двум признакам (большая – маленькая и цвет);
  • -Закрепить знания цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный);
  • — Закрепить знания детей о диких животных (медведь);
  • -Воспитывать доброжелательное отношение между сверстниками, желание помогать друг другу;
  • -Закреплять знания детей о частях своего тела.
  • Оборудование: плюшевый медведь, пирамидка, мяч, корзина с грибами, разрезные картинки, посуда.
  • Участники: дети 1 младшей группы, воспитатель.
  • Ход занятия:
  • (Дети заходят в группу, видят, на полу разбросаны колечки от пирамидки.)
  • Воспитатель: Ай – ай – ай, это кто же разбросал игрушки?
  • (На стульчике сидит плюшевый медведь.)
  • Воспитатель: Мишка, это ты раскидал игрушки по группе?
  • Мишка: Да, я пришёл к вам в гости и немного поиграл.

Воспитатель: Ребята, разве можно так вести себя в гостях? (Ответы детей).

Мишка: простите меня, я больше так делать не буду.

Воспитатель: Мишка, раз ты понял, что это плохо, то собери пирамидку, а ребята тебе помогут, только собирать нужно правильно, сначала большие колечки, потом поменьше.

(Дети собирают колечки по всей группе. Воспитатель держит стержень, на который нанизываются колечки. По ходу сбора пирамидки воспитатель уточняет цвет, размер и форму колечка. Когда пирамидка собрана, воспитатель хвалит детей. Мишка благодарит детей за помощь и предлагает поиграть в игру «Давайте познакомимся». Дети встают в круг, Мишка по очереди бросает им мяч, дети называют своё имя).

Мишка: Я всю зиму проспал в своей берлоге, а пришла весна, я проснулся и решил прийти к вам в гости – поиграть. А вы знаете, где я живу?

Дети: В лесу!

Мишка: Правильно, а вы знаете, кто ещё живёт в лесу? (Ответы детей). Моя подружка Белочка передала вам подарочки из своих запасов, смотрите, что это? (Показывает детям корзинку с грибами. Мишка, как бы случайно рассыпает грибочки на пол.)

Мишка: Ой, ребята, вы мне поможете собрать грибочки?

Дети: Да! (Дети собирают грибы, воспитатель уточняет, какие они (какого цвета, размера, твёрдые или мягкие).)

Воспитатель: Ребята, давайте тоже сделаем Мишке подарок, мы угостим его вкусными и сладкими ягодами. (Проводится дидактическая игра «Разрезные картинки»).

Мишка: Спасибо вам, ребята, вы такие хорошие!

(Воспитатель предлагает детям рассказать стихотворение А. Барто «Мишка».)

Мишка: Ой, ребята, покажите, где у меня лапа? Глазки? Ушки? Носик?

Воспитатель: Мишка, ты что, совсем не знаешь части своего тела? Мы с ребятами тебе поможем!(Проводится физ.минутка «Изучаем наше тело»)

  1. Один, два, три, четыре, пять – будем тело изучать!
  2. Вот – спина, а вот – животик, ручки, ножки,
  3. Глазки, носик, ротик, ушки, голова –
  4. Покачать успел едва.
  5. Шея – крутит головой,
  6. Ох, устала ой – ой – ой!
  7. Лоб и брови, вот реснички – запорхали, словно птички.
  8. Розовые щёчки, подбородок кочкой.
  9. Волосы густые, как травы луговые.
  10. Плечи, локти и колени.
  11. У меня, Серёжи, Лены!
  12. Мишка: Спасибо вам, ребята, вы сегодня многому меня научили.
  13. (Воспитатель предлагает детям угостить Мишку чаем, но чашки на столе перепутались.)
  14. Воспитатель: Я дам вам блюдца, а вы подберите к ним чашки такого же цвета и размера.
  15. (Проводится дидактическая игра «Найди пару».)

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/konspekt-zanyatiya-po-sensornomu-razvitiyu-detej-rannego-vozrasta-mishka-v-detskom-sadu.html

Ссылка на основную публикацию