Развитие внимания у дошкольников: игры, упражнения, диагностика и прочее

Развитие внимания у дошкольников: игры, упражнения, диагностика и прочее

В период с 3 до 6 лет дети переживают повышенный всплеск активности, когда быстрыми темпами начинают развиваться речь и мышление, упрочняются логические связи, мозг начинает быстрее анализировать информацию. Этот период называют дошкольным возрастом, и его характерными особенностями являются жажда знаний и стремление ребенка обучаться всему новому. От родителей потребуется приложить максимум усилий, чтобы сполна удовлетворить детское любопытство и развить такие природные качества, как внимательность, умение акцентировать его на мелочах и подмечать детали.

Характерные особенности развития внимания у детей в дошкольном возрасте

Развитие внимания у дошкольников: игры, упражнения, диагностика и прочее

Развитие детей дошкольного возраста переживает изменения практически во всех сферах жизни. Для внимания в этот период характерны следующие особенности:

  • Спектр предметов, с которыми может одновременно взаимодействовать ребенок, становится более обширным. Обычно в игре задействуют сразу 2-3 предмета одновременно.
  • Усиливается концентрация внимания на словах взрослых людей, появляется повышенный интерес к литературным произведениям.
  • Закладываются основы для формирования произвольного внимания.
  • Формируется устойчивое внимание, появляется способность сосредотачивать его на конкретных вещах и предметах.

У детей со слабой концентрацией внимания могут наблюдаться проблемы с переключением от одного объекта к другому, а также с распределением его объема между разными задачами. Развитие внимания связывают со сменой организации жизни ребенка. Дошкольный возраст — это период, в который он узнает новые формы занятий, и способен управлять своим вниманием под направлением взрослого.

Первоначально произвольное внимание формируется на основе внешних побуждений: слов взрослого человека, указательного жеста. Постепенно управление вниманием переходит к самому ребенку, и начинает сопровождаться речью.

Идя на прогулку в парк, ребенок может наметить свои действия: «Сначала я посмотрю на лошадку, затем пойдем к качелям», и последовательно выполнить их, внимательно изучая интересующие его объекты.

Произвольное внимание предполагает не только речевое сопровождение, но и осознание предстоящего действия и его важности перед другими вещами. Это связано с началом освоения правил поведения и существующих обязанностей детьми: процесс помощи родителям или воспитателям начинает приносить удовольствие, и необходимость постоянного контроля и концентрации на выполняемом деле пропадает.

Развитие внимания у детей дошкольного возраста предполагает работу в следующих направлениях:

  • тренировка объема и распределения внимания;
  • умение концентрироваться на поставленной задаче;
  • закрепление внимательности как один из основных навыков личности.

Дошкольное развитие ребенка предполагает обучение в игровой форме: не следует заставлять малыша заниматься, если он не расположен к совместным занятиям.

Средства дошкольного развития ребенка, направленные на умение переключать внимание

Развитие внимания у дошкольников: игры, упражнения, диагностика и прочее

Представленные упражнения стимулируют развитие детей дошкольного возраста, обучая их концентрировать и останавливать внимание на поставленной задаче, а также правильно распределять его в процессе выполнения действий.

  • «Ищем букву». Для занятия необходимо набрать на листе бумаги текст крупным шрифтом и дать ребенку карандаш или ручку. Лист с текстом предлагают малышу: показывают определенную букву и просят подчеркнуть ее в тексте. Занятие подходит даже тем малышам, которые не умеют читать: достаточно нарисовать нужную букву отдельно на бумаге, и положить ее перед ним. Необходимо также объяснить, что просматривать следует все строчки, пытаясь найти в них заданную букву. Задание можно усложнить: например, подчеркнуть букву «А», обвести в кружок букву «В». В возрасте 3-х лет будет достаточно текста из 3 предложений; для пятилетних детей подойдет текст в 2-3 абзаца.
  • «Лабиринт». Можно воспользоваться готовыми картинками, либо изобразить переплетение линий самостоятельно. В качестве вступления можно рассказать небольшую сказку, а затем попросить ребенка помочь персонажу добраться из одной части лабиринта в другую, отслеживая путь по линии. В качестве облегчения задания ребенок может использовать указку.
  • «Перебираем крупу». Для занятий следует взять несколько видов продуктов: горох, фасоль, чечевица, либо кофе в зернах. Перемешивают их по несколько штук в небольшой миске, затем предлагают ребенку разобрать их по разным баночкам. Количество крупы подбирают в зависимости от возраста ребенка: в 3 года достаточно взять 3 вида по 5-6 горошин. Более старшим детям в смесь можно добавить рис или зерна перловки.
  • «Ищем пару». Важное упражнение для дошкольного развития ребенка: оно не только тренирует внимание, но и учит определять признаки предметов и находить среди них общие. Для игры берут парные полоски бумаги разной длины либо пары пуговиц. Перемешивают и предлагают ребенку разобрать их по парам.

Количество предметов для занятий необходимо подбирать исходя из общего развития: если малыш пока не справляется с большим количеством предметов, то начинать необходимо с 3-4 штук или пар.

Упражнения для развития активного внимания детей дошкольного возраста

Развитие внимания у дошкольников: игры, упражнения, диагностика и прочее

Дети должны развивать внимание не только в сидячих спокойных занятиях, но и в период активных действий, поэтому в программу необходимо включать упражнения в движении.

  1. Подражание. Дети в спокойном темпе шагают по кругу. Ведущий произносит слова, а дети должны выполнить движение, связанное с ними. Например, «птичка» — машут руками; «зайчик» — прыгают.
  2. «Ухо-нос». Взрослый вразнобой произносит команды: «Ухо», «Нос», а дети должны схватиться за названную часть тела. Ведущий выполняет движения с ними, иногда нарочно выполняя команды неверно.
  3. «Зеваки». Дети перемещаются по кругу, держась за руки. По хлопку разворачиваются и идут в другую сторону. Зазевавшийся выбывает из игры, которая продолжается до последнего человека.

При выполнении активных упражнений необходимо пристально следить за детьми, и не допускать быстрых передвижений, чтобы избежать ушибов.

Развитие внимания у дошкольников: игры, упражнения, диагностика и прочее

Дошкольное развитие ребенка, направленное на улучшение внимания, можно проводить по следующим схемам:

  • «Что исчезло?». Ставят перед малышом несколько игрушек, дают время изучить их. Затем просят отвернуться, убирают одну игрушку: малыш должен определить, что исчезло.
  • «Ищем игрушку». Прячут игрушку небольших размеров, затем при помощи подсказок объясняют ребенку место, где она спрятана. Например, игрушка лежит под красным, квадратным предметом на прямоугольной поверхности (под подушкой на кровати).
  • «Ищем отличия». Дают две схожие картинки, ребенку необходимо найти различия в них.
  • Дни недели. Взрослый в быстром темпе называет дни: на буднях дети хлопают в ладоши, в выходные — действий нет.
  • «Обводим картинку». Из точек составляют рисунок, и предлагают ребенку соединить их линией.

Дошкольный возраст ребенка — период, когда знания усваиваются проще всего. Но не следует перегружать малыша занятиями, и превращать увлекательные игры в скучные обязательные тренировки.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/uprazhneniya_na_razvitie_vnimaniya_u_doshkolnikov/

Игры для дошкольников на развитие внимания

28.01.2019

Игровые формы являются универсальным средством развития детей дошкольного возраста. Они содействуют формированию познавательных процессов, становлению личности ребенка.

В данной статье приведены дидактические упражнения и игры на развитие внимания у дошкольников.

От того, как мы развиваем внимание ребенка в дошкольном возрасте, зависит его подготовленность к обучению в школе. 

Игры для младших дошкольников на развитие внимания

Малышам от 3-х до 4-х лет все еще трудно сосредоточить внимание на речи и словесных упражнениях.
Развитие внимания у дошкольников: игры, упражнения, диагностика и прочееПоэтому в развитии внимания нужно задействовать зрительное восприятие. Следует также учитывать, что способом познания у младших дошкольников выступает наглядно-действенное мышление. Дети в этом возрасте могут разглядывать картинки, повторять действия, сравнивать предметы. Именно такие игры подойдут им для тренировки внимания.

  1. Строй, как я! Возьмите два набора кубиков разного цвета (не более 5-ти). Сядьте рядом с малышом, взяв один набор себе, а второй разложив перед ребенком. Постройте простенькую конструкцию из своих трех-четырех кубиков. Предложите малышу построить так же. Если дошкольник справился, но без учета цвета, обратите его внимание на этот факт. Похвалив малыша, побудите его выполнить еще раз. По мере того, как ребенок справляется, усложняйте конструкции и добавляйте новые геометрические формы (конус, цилиндр…)
  2. Чего не хватает куклам. Посадите три куклы в ряд. Скажите, что они собираются кушать. Поставьте перед двумя куклами по тарелке, еще двум положите по ложке, и также поставьте две чашки. Все расположите так, чтобы для каждой куклы было выделено два предмета. В сторонке должны стоять предметы посуды, как нужные, так и лишние. Спросите ребенка, чего не хватает первой кукле, второй… Пусть ребенок дополнит «сервировку».
  3. Что потеряли? Нарисуйте простенькую сюжетную картинку: дом, дерево, солнышко, облако и пр. На отдельном листе примерно повторите основу рисунка из трех основных элементов. Далее спрашивайте у малыша, что еще нужно добавить, сравнивая оба рисунка.

Игры на внимание для детей среднего дошкольного возраста

Пятилетний ребенок знает и умеет гораздо больше младшего дошкольника. Он имеет словарный запас от 2 тыс. слов, понимает количественные и качественные соотношения (больше – меньше, сильнее – слабее), воспринимает словесные инструкции. Соответственно, расширяется диапазон игр и упражнений на внимание для дошкольников.

Упражнения с опорой на зрительные сигналы

  1. Обед для Матрешек. Подготовьте набор колечек от пирамидки и набор разных по размеру палочек. Они будут выполнять роль столовых приборов для матрешек. Поставьте перед ребенком задачу подобрать каждой матрешке «тарелку» и «ложку» в соответствии с ее ростом.

  2. Каждому предмету свое место. Разложите в два ряда 6 или 8 мелких предметов. Пусть дошкольник внимательно посмотрит, какие предметы и где они находятся. Ребенок отворачивается и считает до трех. За это время взрослый меняет местами 2-4 предмета. Ребенку предстоит вновь вернуть все на свои места.

  3. Хозяюшка. Смешайте в одной мисочке фасоль, горох и гречневую крупу (по ложке каждого составляющего). Ребенку предстоит рассортировать содержимое. Точно также можно смешать пуговицы круглой, квадратной и треугольной формы, чтобы потом дошкольник разложил их на три кучки.

    Кроме развития внимания, такое упражнение способствует тренировке мелкой моторики.

  4. Внимательный покупатель. Подготовьте несколько рисунков, состоящих из одних линий. Но линии не хаотичны. Они являются контурами изображений овощей и фруктов.

    Заинтригуйте дошкольника тем, что он пришел в овощной магазин, в котором нет витрин. Продавец продаст только те фрукты и овощи, которые ребенок найдет на рисунке. Пример рисунка:  Развитие внимания у дошкольников: игры, упражнения, диагностика и прочее

Игры на слуховое внимание для дошкольников

  1. Именины. Сообщите ребенку, что у куклы день рождения, и скоро придут гости поздравить именинницу. Выбираете 5-6 игрушек (это и есть гости), придумывая каждому имя. Ребенок рассаживает гостей вокруг импровизированного стола и угощает всех чаем, обращаясь к каждому по имени.

  2. Слушай хлопки! Договоритесь с детками, что они примут определенную позу, услышав хлопки. 1 хлопок – превращение в лягушку, присев на корточки и прикоснувшись руками к полу; 2 хлопка – превращение в аиста, стоящего на одной ноге; 3 хлопка – произвольная ходьба.

    Дети свободно двигаются по комнате и выполняют команды, прислушиваясь к хлопкам.

Упражнения на развитие внимания у старших дошкольников

Игры для старших дошкольников на развитие внимания более сложны. Он требуют сосредоточения и концентрации внимания. К тому же они часто содержат соревновательное условие, в соответствии с которым самые невнимательные выбывают из игры. Старших детей подобные упражнения подзадоривают, и они с интересом потом выполняют их без участия взрослого.

  1. Оглянись вокруг. В эту игру можно играть, где угодно. Достаточно определиться с тем, что нужно увидеть в непосредственном окружении. Например, по дороге в детский сад или в магазин называть все, что имеет круглую форму. Или же сосредоточиться на восприятии цвета и называть желтые, зеленые объекты.
  2. Запомни картинки. Используются заранее подготовленные карточки с изображением одного предмета. Картинки 10-12 штук раскладываются в ряд, и дошкольник смотрит на них 1-2 минуты. Затем карточки убираются, а ребенок перечисляет все изображения, которые запомнил. Упражнение также развивает оперативную зрительную память.
  3. Рыба-птица-зверь. Групповая игра, в которой один человек является ведущим. Ведущий в форме считалки указывает на каждого участника и произносит: «рыба-птица-зверь-рыба…». Эта цепочка повторяется столько, сколько считает нужным ведущий. Он может остановиться на любом из этих слов, и, указывая на участника, замолчать. Это значит, что участник должен назвать конкретный вид рыбы, птицы или зверя (в зависимости от крайнего слова). Названия нельзя использовать повторно. Если ответ верный, игра продолжается в том же составе. Если игрок дал неверный ответ, он выбывает из игры. Ожидание ответа ограничивается счетом раз-два-три.
  4. Повтори и дополни. Лучше, чтобы в игре принимали участие 4-7 человек. Первый участник называет слово, второй повторяет услышанное слово и добавляет свое. Третий – повторяет те слова, которые прозвучали, и дополняет цепочку своим словом. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
  5. Слушай – исполняй. Упражнение способствует развитию внимания и памяти. Взрослый называет цепочку действий, не демонстрируя их. Проговаривает первый раз медленно, и повторяет второй раз в обычном темпе. После этого дети воспроизводят движения в той же очередности, как перечислил ведущий. Несколько примеров действий:
  • Поднять правую руку перед собой, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.
  • Повернуть голову направо, поднять левую руку в сторону, повернуть голову прямо, поднять правую руку в сторону, опустить руки.
  • Поднять левую ногу, хлопнуть в ладоши, опустить ногу, подпрыгнуть.

Эта игра особенно интересна детям, если принимает участие несколько человек. Даже самые рассеянные дети стараются прислушаться и выполнить все действия.

Игры, представленные в данной статье, можно применять для занятий как с одним ребенком, так и с группой детей. Отлично, если взрослый выступит не только в роли организатора, но и в качестве партнера. Тем более что для многих упражнений не нужны специальные условия. С ребенком можно поиграть с пользой для его внимания во время самой обычной прогулки в парк.

При подборе упражнений для дошкольников на развитие внимания придерживайтесь принципов усложнения от простого к сложному и привлекательности заданий. Также учитывайте особенности темперамента ребенка, влияющие на скорость переключения внимания.

Игры для дошкольников на развитие внимания Ссылка на основную публикацию Развитие внимания у дошкольников: игры, упражнения, диагностика и прочее Развитие внимания у дошкольников: игры, упражнения, диагностика и прочее

Источник: https://alldoshkol.ru/process/igry-dlya-doshkolnikov-na-razvitie-vnimaniya

Как развить внимательность у ребёнка

Развитие внимания у дошкольников является основополагающим моментом в детской психологии. Именно умению концентрироваться мы учим своих малышей с самого раннего детства. Внимательным детям будет легче осваивать школьную программу, а в будущем, умение концентрироваться на главном, поможет стать успешным человеком.

Многие мамы жалуются на то, что их дети не могут долго заниматься одним делом, часто отвлекаются и быстро переключаются на другую деятельность. В дальнейшем, при выполнении заданий в детском саду или в школе, они будут испытывать трудности, так как не смогут основательно сосредоточиться.

Когда нужно начинать развивать внимание у детей

Как правило, развивать у ребёнка внимательность можно с самого рождения. Для начала необходимо определить причину, по которой кроха такой рассеянный. Это может происходить из-за наличия в окружении ярких и привлекательных предметов, или ребёнок просто не понял сути задания, а, может, вы поставили перед ним слишком сложную задачу.

Начните с наблюдения, после чего вы сможете подобрать самые эффективные упражнения и методы улучшения концентрации внимания.

Как организовать эффективное занятие

Чтобы развитие внимания у детей было как можно эффективнее необходимо придерживаться следующих организаций, предложенными опытными специалистами.

  1. Во время занятия каким-либо совместным с ребёнком делом, взрослые сами не должны отвлекаться. Лучше выключить источники раздражения – телефон, телевизор и другие, которые могут отвлечь вас во время занятия.
  2. Развитие внимания у дошкольников: игры, упражнения, диагностика и прочееНачав одну деятельность, доведите её до конца, а потом приступайте к следующей.
  3. Проанализируйте биоритм ребёнка. Занятие лучше планировать в то время, когда он наиболее активен, а не тогда, когда он устал от игр и веселья. Обычно это первая половина дня, после завтрака.
  4. Проверьте состояние рабочего места, чтобы оно было комфортным, удобным и хорошо освещённым. На столе должны находиться только те предметы, которые необходимы для урока, остальные лучше убрать, чтобы они не отвлекали кроху.
  5. Обращайте внимание на состояние ребёнка и его настроение, не стоит заставлять малыша заниматься, если он чем-то обеспокоен или увлечён другим делом.
  6. Соблюдайте режим дня, чтобы чередовать умственные и физические нагрузки и не забывайте про дневной отдых.
  7. Во время занятия не забывайте о перерывах, пальчиковых гимнастиках и прочих упражнениях.
  8. Упражнения подбирайте в соответствии с возможностями своего ребёнка, учитывайте его сильные и слабые стороны. Если у крохи что-то не получается, не упорствуйте, отложите это задание и возьмите что-нибудь полёгче. Позже к нему можно вернуться и доделать. Не стоит выбирать и сильно лёгкие задания, иначе ребёнку быстро наскучит учебный процесс.
  9. После правильного выполнения задания, поощрите малыша, угостив чем-нибудь вкусненьким, или придумайте другую приятную мотивацию.

Развитие внимание у младших школьников и дошкольников происходит не только в процессе занятий, но и в весёлых и забавных играх и элементарных упражнениях.

Можно начинать учить малыша концентрировать внимание с самого рождения, для этого периодически показывайте ему чёрно-белые картинки. Это может быть изображения животных или просто орнаменты, такие как круги, клетки и так далее. Картинки должны висеть на расстоянии не ближе чем 40 см до уровня глаз. Их можно прикрепить к кроватке, стенке в комнате или в ванной.

Всем известно, что новорождённый не может различать цвета. Только спустя какое-то время дети начинают видеть жёлтые, красные и оранжевые оттенки.

Когда малыш подрастёт, можно заменить чёрно-белые картинки цветными. Чем старше ребёнок, тем разнообразнее становятся упражнения и интереснее игры.

Вот примерные упражнения, которые способствуют улучшению концентрации внимания детей.

«Графические диктанты». Данные упражнения подходят для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Они требуют максимальной сосредоточенности и усидчивости.

«Запомни и назови». Покажите ребёнку картинку, на которой изображены несколько предметов или животных, после чего, спрячьте картинку и попросите малыша назвать все, что он запомнил.

«Заколдованная буква». Это упражнение для тех детей, которые уже знают буквы алфавита. Хотя, его можно использовать и при разучивании конкретной буквы.

Дайте ребёнку небольшой фрагмент печатного текста и карандаш. Пусть он представит, что это волшебная палочка, а он волшебник. Попросите его «заколдовать» — зачеркнуть в тексте, например, все буквы «А». Потом проверьте, не пропустил ли он ненароком.

Игры на развитие внимания

Развитие внимания у дошкольников: игры, упражнения, диагностика и прочее

«Пуговица». Игра способна развить не только детское внимание, но и память. Она подходит как для дошкольников, так и для школьников.

Для игры вам понадобятся два одинаковых набора цветных пуговиц. Важно, чтобы пуговицы в каждом наборе были разными. Нарисуйте на двух листах бумаги игровые поля и разделите их на клетки.

Цель игры: один игрок на своём поле выкладывает рисунок из своих пуговиц, после чего, поле закрывается. Задача второго игрока – расположить свои пуговицы в такой же рисунок.

Начинать нужно с нескольких пуговиц, постепенно увеличивать их количество и усложнять рисунок.

«Найди отличия». Перед ребёнком выкладываются две одинаковые картинки, но одна несколько отличается от другой. Эти отличия и должен найти малыш. Такие задания позволяют не только развивать внимание, но и обучают выделять признаки предметов и их детали, а также позволяют расширять кругозор. Можно сравнивать не только картинки, но и предметы.

«Где, чей домик». Очень интересная игра, которая обязательно понравится вашему малышу. Предложите ребёнку рисунок, на котором изображены животные и их домики. Они связаны между собой запутанными линиями. Задача малыша провести взглядом по линии от животного до его домика.

Можно для начала попробовать провести пальчиком или карандашом, а когда у ребёнка начнёт получаться, можно попробовать сделать это только при помощи глаз.

Если вы будете уделять время развитию внимания ребёнка с дошкольного и в школьном возрасте, то в будущем у вашего ребёнка не возникнет проблем с уроками. Он будет внимательно слушать на уроке все, что говорит учитель. А ребёнок, который хорошо учится в школе, обязательно вырастет всесторонне развитой личностью.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

5 простых игр в которые можно играть с ребёнком ежедневно чтобы развить его внимание, рассказывает эксперт по развитию и обучению детей младшего школьного возраста:

Источник: http://MaryPop.ru/doshkolnik/razvivayushhie-zanyatiya/razvit-u-rebjonka-vnimatelnost.html

Картотека игр и упражнений на развитие внимания

  • Ребриной А В
  • Тренинг «Знакомство» 2
  • Цель: создание климата психологической безопасности в группе; формирование первого впечатления друг о друге, знакомство.
  • Приветствие.

— Поднимите руки те, кто, выходя из дома, посмотрел на себя в зеркало. А теперь те, кто еще и улыбнулся.

Восполним то, что не было сделано утром: повернулись друг к другу, улыбнулись и поздоровались

  1. (Подчеркнуть, что обмен приветствиями – это обмен человеческим теплом. Мы рады существованию другого человека, рады, что он среди нас)
  2. — Диагностика настроения ребят «Цвет настроения» (по карточкам Люшера)
  3. — Поздороваться друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах:
  4. — объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);
  5. — легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
  6. — рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);
  7. — легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
  8. — легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
  9. — поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);
  10. — простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
  11. — мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
  12. — потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).
  13. — Поздоровайся локтями (игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками)

Встать в круг, рассчитаться на «один-четыре» и сделать следующее: «№1» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны; «№2» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; «№3» кладет левую руку на левое бедро, правую руку — на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны; «№4» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны). Задание: познакомиться с как можно большим числом членов группы, назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Через несколько минут участники собираются в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались все 1-ые, 2-е, 3-и и 4-ые номера, чтобы поприветствовать друг друга внутри своей подгруппы.

Разминка. «Австралийский дождь»

Инструкция. По кругу цепочкой вы должны передать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

  • В Австралии поднялся ветер (ведущий трет ладони)
  • Начинает капать дождь (клацанье пальцами)
  • Дождь усиливается (поочередные хлопки ладонями по груди)
  • Начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам)
  • А вот и град – настоящая беда (топот ногами)
  • Но что это? Буря стихает (хлопки по бедрам)
  • Дождь утихает (поочередные хлопки ладонями по груди)
  • Редкие капли капают на землю (клацанье пальцами)
  • Тихий шелест ветра (потирание ладоней)
  • Солнце! (руки вверх)
  • Основная часть.
  • Процедура 1. «Твое имя» (в круге)

1 вариант. Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки. Пусть один назовет свое имя и сделает особенное движение. Затем все сделают шаг в круг, скажут хором имя игрока и повторят это движение – и так по кругу.

2 вариант. Сейчас каждый, назовет свое имя, а наша задача — назвать, как можно больше вариантов этого имени (например, Лариса – Лора, Ларочка, Ларисочка, Лорка). Можно придумать и ассоциации, связанные с этим именем (растение, цвет, предмет, слова песни, сравнение). Искренно, доброжелательно!

Обсуждение: Какое имя больше тебе по душе и ты хотел бы, чтобы так к тебе обращались окружающие?

Наше имя звучит как самая лучшая в мире музыка. Обращаясь друг к другу, каждый раз называйте человека по имени и помните правило: «Самый главный человек на свете – тот, кто перед тобой».

  1. Процедура 2. «Я интересен тем, что…»
  2. Упражнение начинается со считалки:
  3. Инте-инте-инте-рес
  4. У меня к кому-то есть.
  5. От того, что круг наш тесен,
  6. Расскажи, чем интересен (тот, на ком остановится считалка, должен закончить предложение «Я интересен тем, что…»).
  7. Процедура 3. «Таинственный незнакомец» (развивает наблюдательность и внимание друг к другу, а также чувство собственного достоинства)

Один загадывает из числа присутствующих Таинственного незнакомца. Другие, используя подсказки, должны угадать, кто скрывается под именем Таинственного незнакомца. Например, участник, загадав кого-то, дает первую подсказку: «У него серые глаза».

Кто догадался — просто улыбается. Между тем, дается все больше и больше подсказок о загадочном Незнакомца (имеет ли он домашних животных, о семье, черты характера и т.д.) и так до тех пор, пока не появятся улыбки на лицах всех других участников.

Обсуждение: После которой подсказки вы догадались, кто был Таинственным незнакомцем? Трудно ли было долго держать свой ответ в тайне? Хотите побыть в роли Таинственного незнакомца?

Процедура 4. «Ниточка и иголочка» (формирование сплоченности группы, умения согласовывать свои действия с действиями других, достигать группового успеха за счет слаженных индивидуальных усилий; развитие контактности, организованности и собранность, логики и сообразительности, быстроты реакции)

Продолжительность игры — до 15 минут.

Вначале по команде выбираются иголочки, желательно, чтобы это были менее активные дети. Тогда им удастся побыть в роли ведущего, лидера и понять, хотя бы в игре, что от них что-то да зависит. Затем к иголочкам прикрепляются ниточки. Желательно, чтобы количество детей в ниточке у каждой иголочки было одинаково, хотя может быть любое.

Детям предлагается по команде ведущего начинать движение. Задача участников не отцепиться друг от друга, иначе ниточка порвется. Задача иголочки не пересекаться с другими иголочками, так как можно уколоть друг друга. Движения ведущих произвольны.

Иголочки двигаются не просто, а преодолевают различные препятствия: собирают грибы в лукошко, обходят большую гору, закрывают уши от самолета, гудящего в небе, и смотрят на него, переплывают реку, нечаянно наступили на ежика, присели на пенек и т.д.

По окончании игры дети сами проводят анализ, выделяя наиболее крепкую ниточку, наиболее размышляющую иголочку.

Процедура 5. Диагностика настроения в конце занятия «Цвет настроения» (по карточкам Люшера)»

Рефлексия. Закройте глаза. Представьте, что занятие закончено, вы идете домой и рассказываете маме о нашей встрече. Что вы расскажите? Что понравилось, а что не очень? Что хотели бы сказать?

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/kartotieka-ighr-i-uprazhnienii-na-razvitiie-vnimaniia.html

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания дошкольников

Дошкольный
возрастной период характеризуется бурным развитием речи, способностью  к замещению, к символическим действиям и
использованию знаков при общении, наглядно-действенным и наглядно­-образным
мышлением, повышенным вниманием к окружающему, воображению, хорошей памятью.

Возникающее неудержимое, естественное для этого возрастного периода стремление к
овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия
с другими людьми приносит ребенку чувство переполненности и
радости жизни.

В то же время ребенок испытывает потребность к удержанию
освоенных действий через их неустанное воспроизведение. В возрасте с трех до
семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что можно говорить о детской
личности.

  • Развитие внимания  в данный период имеет ряд особенностей:
  • —       расширяется круг предметов, их признаков, а
    также действий с ними (ребенок может взаимодействовать с 2-3 предметами);
  • —        сосредоточение
    на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных
    произведений, повышенное внимание к слову, речи;
  • —        формирование
    предпосылок для развития произвольного внимания;

—       внимание становится более устойчивым. Поддержание
устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием
любознательности, познавательных процессов.

—       у слабо концентрированных детей   наблюдаются трудности переключения и
распределения.

Развитие
внимания дошкольника связано с изменением организации его жизни, В этот период
ребенок осваивает новые виды деятельности -игровую, трудовую, продуктивную. В
4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого.

Воспитатель
все чаще говорит дошкольнику:  «Будь
внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования
взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного
внимания связано с усвоением средств управления им.

Первоначально — это внешние
средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте
таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую
функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», —
говорит малыш по дороге в зоопарк.

Он намечает цель «посмотреть», а затем
внимательно рассматривает интересующие его объекты.

Таким
образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием
речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели.
Развитие произвольного внимания также связано с освоением норм и правил
поведения, становлением волевого действия.

Например, малышу хочется
присоединиться к игре других детей, но нельзя, потому что  он сегодня дежурит по столовой, ему необходимо
сначала помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на
выполнении этой работы.

Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему
нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания
внимания уже не требуется.

Работа по
развитию переключения и устойчивости внимания должна осуществляться в следующих
направлениях: использование специальных упражнений на тренировку объема,
распределения и концентрации внимания; выполнение упражнений, являющихся
основой формирования внимательности как свойства личности. Ниже приведены
несколько несложных игр на развитие внимания у дошкольников младшего и старшего
возраста.

Игры и упражнения, направленные на развитие
устойчивости и концентрации внимания, тренировку умения произвольно
распределять и переключать внимание

Игра «Найди
букву»

Для игры
понадобится небольшой текст, напечатанный крупными буквами и ручка. Дайте
ребёнку текст (даже если малыш ещё не умеет читать) и покажите, какую букву
надо подчеркнуть.

Если у ребёнка внимание ещё плохо развито, то нарисуйте
букву, которую ему надо подчеркивать на отдельном листе, и положите листок с
буквой перед ребёнком. Объясните, что просмотреть надо каждую строчку.

Затем
измените и усложните задание. Например: «Зачеркни букву Б, и подчеркни букву
С».

Для детей
3-ъх летнего возраста подойдут 2 — 3 предложения крупным шрифтом. Чем лучше
справляется малыш, тем больше слов добавляется в текст. Пятилетнему ребёнку
можно давать тексты из 2 — 3 абзацев.

Примечание:
игры этой серии развивают
устойчивость и концентрацию внимания, тренируют умение произвольно распределять
и переключать внимание

Упражнение
«Лабиринты»

Ребенку
показывают картинку, спрашивают: “Кто нарисован? Что она (они) делают?”
Объясняют, что такое лабиринт. Читают стихотворение или рассказывают
какую-нибудь историю или сказку, а потом просят, например, помочь девочке найти
домик, в котором живёт её бабушка.

Сначала
предлагают ребенку проследить линию глазами, если он не справляется с заданием,
ему предлагается проследить линию с помощью указки. Далее от простого варианта
переходят к более сложному.

Игра «Золушка»

Для игры
понадобятся горсточки трёх разных круп: фасоли, гороха и чечевицы.

Смешайте по
несколько горошин каждой крупы в небольшой мисочке и предложите ребенку
разобрать смесь из круп. Ребёнку надо будет выбрать из мисочки каждую крупу в
отдельные тарелочки или просто кучки.

Чем старше
ребёнок, тем больше по количеству и меньше по размеру крупы можно использовать.
Для трёхлетнего малыша достаточно будет по 5-7 горошин фасоли и гороха.
Пятилетнему ребёнку можно давать разбирать смешанные рис, гречу и чечевицу.

Игра «Найди
пару»

Для игры
понадобятся несколько одинаковых пар разных предметов. Можно вырезать из бумаги
пары полосок разной длины, можно подобрать пары разных пуговиц. Выложите перед
ребёнком смешанные в одну кучу выбранные пары предметов и дайте ему задание
подобрать пары.

Если это полоски, значит, ему необходимо подобрать пары полосок
одинаковой длины. Если это пуговицы, ребёнок подбирает пары одинаковых пуговиц.
Для трёхлетних детей будет достаточно 3 — 5 пар разных предметов.

Чем старше и
опытнее в игре становится ребёнок, тем большее количество пар разных предметов
можно ему давать.

Игры и упражнения,  направленные на развитие активного внимания

Упражнение «Будь
внимателен!»

Дети шагают
по кругу. Затем ведущий произносит какое-нибудь слово, и дети должны начать
выполнять определенное действие: на слове «зайчики» — прыгать, на слове
«лошадки» — ударять «копытом» об пол, «раки» — пятиться, «птицы» — бегать,
раскинув руки в стороны, «аист» — стоять на одной ноге.

Игра «Ухо-нос»

По команде
«Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете
вместе с ними эти действия по команде, но через некоторое время начинаете
делать ошибки.

Упражнение
«Зеваки»

Дети идут по
кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего (“Стоп!”)
останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и
начинают движение в другую сторону.

Направление меняется после каждого сигнала.
Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в
комнате. Игра заканчивается, когда в ней остаются 2-3 ребенка.

Они объявляются
победителями и им все хлопают

Игры, направленные на развитие объема внимания

Игра «Что
пропало?»

Покажите
малышу 3-7 игрушек, затем спрячьте одну из них. Количество игрушек должно
соответствовать возрасту ребенка, для самых маленьких достаточно 3-х игрушек,
для детей 3-4 лет их может быть до 7. После чего спросите ребенка, чего не
хватает.

Игра «Что
изменилось?»

Поставьте
перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время
уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка
спрятана.

Игра «Найди
игрушку»

Выберите
любую не очень большую игрушку и спрячьте её. Затем расскажите ребёнку, что вы
спрятали и предложите найти игрушку по подсказкам.

Примеры подсказок, по
которым можно искать игрушку: за синим, за жёлтым, под квадратным, под круглым,
на деревянном. Когда ребёнок нашёл игрушку, он становится ведущим и прячет
игрушку, а Вы ищете её по подсказкам ребёнка.

Если в игре участвует несколько
детей, то роль ведущего переходит по очереди каждому ребёнку.

  1. Упражнения, направленные на развитие
  2. наблюдательности,
    концентрации и устойчивости внимания
    .
  3. Упражнение «Найди отличия»

Покажите ребенку
два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от
другого. Если он затрудняется в определении, то предлагают получше рассмотреть
картинки, а также помогают ребенку принять решение  наводящими вопросами.

Упражнение «Дни недели»

Суть
игры очень проста. Когда ведущий называет будний день, ребята хлопают в ладоши,
а когда выходной,- никаких движений быть не должно. Ведущий в очень быстром
темпе называет дни недели и следит за самыми внимательными.

Упражнение «Обведи картинку»

 Картинку,
состоящую из точек нужно нарисовать, соединяя линией точки, каждая из которых
имеет порядковый номер. Т.е. двигаться нужно от точки под номером 1 к
следующим. В итоге должно получиться изображение, например, кораблика.

 Материал подготовлен Анастасией Алексиной, практическим психологом ДШИ №6

Источник: http://dshi6.kharkov.ua/page/igry-i-uprazhnenija-sposobstvujushhie-razvitiju-vnimanija-doshkolnikov

Игры на развитие внимание у дошкольников

Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной.

На протяжении дошкольного возраста внимание развивается от непроизвольного, то есть возникающего само собой под влиянием внешних впечатлений, до произвольного, управляемого сознательным усилием воли.

Неорганизованность поведения детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость, как правило, являются следствием неумения управлять своим поведением и вниманием. Сам ребенок не может преодолеть эти недостатки.

Произвольное внимание развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребёнку помощь.

Внимания требует любая игра, однако обычно этот аспект выступает как вспомогательный, сопутствующий решению других задач. Для того чтобы развить у малыша целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и взрослого.

Упражнения и игры для тренировки внимания, многие из которых не требуют специальной подготовки и которые могут проводиться, где угодно, широко известны: выкладывание по образцу, картинки «Найди отличия», «Найди два одинаковых», «Вычеркни букву», «Что перепутал художник? » и др. Главное, систематичность, разнообразие и увлечённость взрослых и детей.

  • С подгруппой детей можно поиграть в следующие игры.
  • Раз, два, три — говори!
  • Задача игры:

Научить детей выделять несколько разных условий решения задачи и учитывать их при выполнении игровых действий. Одни из этих условий требуют познавательной активности, а другие – волевых усилий.

Описание игры:

В качестве игрового материала используются картинки, отражающие предметное окружение ребенка (вещи, животные, одежда, деревья и т. п.) .

Взрослый предлагает детям поиграть с картинками: «Я буду показывать их по одной, а вы называть. Только называть нужно после моего сигнала. Сначала внимательно посмотрите, что нарисовано, и вспомните, как это называется.

Но ничего не говорите, пока я не скажу: «Раз, два, три — говори! » Кто первый назовет картинку после моего сигнала, тот ее и получит. Давайте попробуем». Перед последним словом (говори) выдерживается небольшая пауза. Тот, кто первый называет картинку, получает ее.

Необходимо иметь дубликаты картинок на тот случай, если сразу несколько детей дадут правильный ответ.

Затем игра меняется. Отгадывать предлагается не всем детям одновременно, а двум-трем. Группы формируются в порядке очередности.

Правила игры:

1. Прежде чем дать ответ, нужно внимательно посмотреть на картинку и вспомнить, как называется изображенный предмет.

2. Называть предмет можно только после слов: «Раз, два, три — говори! »

  1. Поставь пальчик
  2. Задача игры:
  3. Развитие целенаправленного внимания.
  4. Описание игры:

Ребенок должен выбрать из большого количества знакомых ему предметов, изображённых на картинках, тот, который назвал взрослый, и быстро указать на него пальцем.

Трудность состоит в том, что ребенок должен преодолеть внешнюю привлекательность других картинок и сосредоточить внимание только на той, которую назовет воспитатель. Найденную картинку ребенок получает в качестве приза.

Основное требование игры – искать картинку глазами, а не руками, и лишь в последний момент поставить на нее пальчик. Можно помочь ребенку сдержать себя, предложив ему держать палец у края стола, пока не будет названа картинка.

В начале игры детям предлагается посмотреть все картинки, назвать изображённые на них предметы. После этого приглашается пара детей, перед которыми раскладываются все картинки. Объясняют правила игры.

Затем произносят слова: «Кто из вас раньше найдёт и укажет пальчиком, где находится яблоко? » Дети показывают картинку, а воспитатель обращается к остальным: Кто раньше поставил свой пальчик на яблоко? Дети отвечают, и победитель получает картинку.

Второму ребенку дается возможность «отыграться», но если он и на этот раз не найдёт картинку, вызывается следующая пара детей. Отданные детям картинки заменяются новыми.

Правила игры:

1. Держать палец правой руки у края стола, пока взрослый не назовёт предмет. Запрещается снимать палец со стола раньше времени.

2. Картинку получает тот, кто раньше поставит на нее свой палец.

3. Победителя называют все участники игры.

  • Прятки с игрушками
  • Задача игры:
  • Развитие у детей устойчивости внимания.
  • Описание игры:

Взрослый ставит на стол несколько новых игрушек, подзывает к себе троих детей и предлагает им по очереди выбрать игрушку, которая больше всего нравится. Дети должны внимательно рассмотреть свои игрушки. Затем дети встают лицом к стене и закрывают глаза.

Пока дети стоят с закрытыми глазами, взрослый прячет каждую из игрушек в какое-нибудь заметное место. Игрушка должна находиться среди других знакомых детям предметов (кукла среди кукол, машина среди машинок). Остальным детям сообщается, что они не должны раскрывать секрета, где прячутся игрушки.

Каждый водящий должен сам найти свою игрушку. «Пора», — говорят хором взрослый и дети, и водящие начинают искать. Когда они возвратятся с игрушками, взрослый спрашивает остальных детей: «Кто первый нашел игрушку? Он свою игрушку нашел? ». Победителю даётся какой-нибудь приз.

Игра повторяется сначала, причем теперь игрушки прячут сами дети.

Правила игры:

1. Искать только ту игрушку, которую выбрал, не отвлекаясь на другие.

2. Не подсказывать водящим. Нарушителя не выберут искать игрушки.

3. Когда прячут игрушки, нельзя открывать глаза.

  1. Отзовись, не зевай!
  2. Задача игры:
  3. Развитие у детей устойчивого сосредоточенного внимания.
  4. Описание игры:

Дети садятся в два ряда друг напротив друга. Взрослый раздаёт детям картинки с изображением животных, детей, птиц, причём у детей из одного ряда должны быть те же самые картинки, что и у детей из второго ряда, т. е. каждая картинка должна иметь пару. Взрослый объясняет детям, что у каждого зверя, птицы или человечка на картинке есть дружок, т. е. точно такая же картинка.

Каждый персонаж должен позвать своего друга соответствующим голосом (если на картинке корова, то помычать, если собачка, то полаять, если мальчик или девочка – позвать по имени). Вся инструкция наглядно поясняется. Каждый, кого позвали, должен быстро отозваться. Друзья должны подойти к взрослому, показать друг другу свои картинки и убедиться в том, что они одинаковые.

Затем игру продолжают другие дети.

Правила игры:

1. Подает голос и вызывает свою пару только тот, кого назвал взрослый.

2. Нужно быть внимательным и вовремя откликнуться на зов своей пары.

3. Запрещается показывать раньше времени полученную картинку. До поры-до времени – это секрет каждого ребенка.

  • Найди ошибку
  • Задача игры:
  • Развитие слухового внимания и памяти.
  • Описание игры:

1 вариант. Взрослый просит слушать внимательно и медленно читает стихотворение, потом предлагает детям сказать, что повар положил и куда.

  1. Повар готовил обед,
  2. А тут отключили свет.
  3. Повар леща берёт
  4. И опускает в компот.
  5. Бросает в котёл поленья,
  6. В печку кладёт варенье,
  7. Мешает суп кочерёжкой,
  8. Угли бьет поварёшкой,
  9. Сахар сыплет в бульон,
  10. И очень доволен он.
  11. То-то был винегрет,
  12. Когда починили свет (О. Григорьев)

2 вариант. Прослушать стихотворение-путаницу и сказать, что в нем неправильно.

  • Тёплая весна сейчас –
  • Виноград созрел у нас.
  • Конь рогатый на лугу
  • Летом прыгает в снегу.
  • Поздней осенью медведь
  • Любит в речке посидеть.
  • А зимой среди ветвей
  • «Га-га-га» — пел соловей.
  • Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет? (Л. Станичев)

Правила игры:

1. Не выкрикивать ответ, пока стихотворение не будет прочитано до конца.

  1. Зачеркни кружок с точкой
  2. Задача игры: Развитие распределения внимания.
  3. Описание игры:

На листе бумаги нарисовать 25 кругов диаметром с пятирублёвую монету. Внутри некоторых поставить точку. Пока пересыпается песок в песочных часах, зачеркнуть точку внутри кругов.

  • Слушаем и хлопаем
  • Задача игры: развитие избирательности внимания, мышления.
  • Описание игры:
  • Детям предлагается слушать внимательно и хлопнуть в ладоши, когда услышат среди называемых слов название животного. Набор слов может быть таким:
  • Ёлка, ландыш, слон, ромашка.
  • Кукла, заяц, гриб, машина.
  • Виноград, река, лес, белка.
  • Лыжи, жираф, самолет, ваза.

По аналогии можно использовать названия растений, игрушек и т. д.

Еще несколько игр на развитие внимания и памяти.

Что появилось?

Взрослый ставит на стол несколько предметов: кубик, маленькую игрушку, чашку, свечку, песочные часы и др. Дети смотрят на предметы в течение 1-2 мин. Затем просит детей отвернуться и добавляет к ряду предметов ещё несколько. Просит повернуться одного из детей и назвать, что появилось. Потом этот ребенок снова отворачивается. Для каждого из детей – разные дополнительные предметы.

По порядку

Взрослый раскладывает перед ребенком в ряд 6-8 карточек с разными изображениями. Ребенок смотрит на карточки в течение 2 мин, после чего карточки перемешивают и просят ребенка разложить их в том же порядке.

Белое-чёрное

Положить 10 полосок (длина 10 см, чередуя: две белые, две чёрные, одна белая, три чёрные, две белые. Дети смотрят на полоски в течение 1 мин.

Взрослый просит детей отвернуться и раскладывает чёрные полоски к чёрным, белые к белым. Затем просит детей повернуться и разложить полоски так, как они лежали. У каждого ребенка свой набор полосок.

У взрослого на карточке имеется образец для проверки.

Вспомни и нарисуй

На листе бумаги нарисовать восемь кругов разного диаметра и цвета. Дети смотрят на картинку в течение 1 мин. Потом взрослый собирает листы с нарисованными кругами и даёт детям чистые листы. Дети должны вспомнить, нарисовать и раскрасить круги.

Вещи вокруг нас

Взрослый предлагает детям внимательно осмотреть кабинет в течение 3 мин. Потом дети закрывают глаза и отвечают на вопросы: «Что лежит на столе? Что стоит в шкафу? Что висит на стене? » и т. д. Предметы следует периодически менять местами, убирать и добавлять новые.

Источник: http://57chita.detkin-club.ru/exercises/92062

Ссылка на основную публикацию