Программа монтессори в детском саду — особенности организации доу на её основе

Программа Монтессори в детском саду - особенности организации ДОУ на её основе

Программа Монтессори в детском саду - особенности организации ДОУ на её основеМетодика Монтессори содержит характеристику образа человека, который формируется в процессе воспитания.

Благодаря этой методике воспитатели и родители имеют возможность видеть логику развития детей.

Методика Монтессори помогает определить содержание воспитания детей разных возрастов, способствует пониманию последовательности и постепенности их развития.

Особенности программ для детских садов

Наличие альтернативных программ в детском саду помогает в создании соответствующей развивающей среды, планировании педагогического процесса, правильном выборе форм работы с детьми, определении методов и приемов руководства деятельностью детей.

Программа Монтессори в детском саду - особенности организации ДОУ на её основе
Программы разрабатываются с учетом сенситивных периодов, в которых развитие личности происходит наиболее успешно. Это обеспечивает эффективность и результативность работы педагога.

Программы направляют педагога на обогащение и расширение собственного опыта детей путем организации наблюдений и экспериментирования, раскрывают пути реализации личностно-ориентированного отношения к детям, предполагающего уважения к ребенку, создание атмосферы взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом, ориентацию на общечеловеческие и национальные ценности.

Роль воспитателя

  • Основной документ воспитателя детского сада дает возможность педагогам разрабатывать свои проекты развивающих занятий, осуществлять индивидуальный подход в воспитании и обучении, а также правильно и качественно подготовить детей к обучению в школе.
  • Выполняя цели и задачи программ, важно приобщить детей к общечеловеческим ценностям, воспитать главные чувства — любовь к ближнему, уважение к родителям, стремление к знаниям, трудолюбие, взаимоуважение к сверстникам и взрослым, ответственность, дисциплинированность.
  • Программы вооружают педагогов знаниями об особенностях организации жизни и деятельности детей, помогают прогнозировать, проектировать и осуществлять оптимальное развитие детей.

Программа Монтессори в детском саду - особенности организации ДОУ на её основе

Развивающие игры для детей разных возрастов стимулируют развитие мышления, логики, коммуникативных способностей.

Принципы воспитания в дошкольном учреждении

Успех в выполнении программ по методике раннего развития Монтессори во многом зависит от нескольких факторов, в первую очередь, от реализации основных принципов воспитания. Это:

  • приоритет общечеловеческих ценностей;
  • национально-культурная основа;
  • гуманистический характер;
  • экологическая направленность;
  • научность;
  • ориентация на всемирный уровень образования;
  • связь с жизнью;
  • преемственность и беспрерывность воспитательно-образовательной работы;
  • демократизм;
  • светский характер;
  • взаимодействие семейного общественного воспитания.

Закономерности формирования личности ребенка

Немаловажную роль в выполнении программы играет знание педагогом важнейших закономерностей формирования личности ребенка. Одна из них заключается в том, что изменения в организме человека происходят всю жизнь. Развитие не сводится лишь к количественному изменению.

Программа Монтессори в детском саду - особенности организации ДОУ на её основе

В каждом возрастном периоде происходят преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Известно, что развитие личности определяется воздействием трех факторов — наследственности,воспитания и среды. Влияние наследственности и среды может значительно корректироваться воспитанием и обучением.

  1. Воспитание личности происходит в основном в процессе включения ее в разнообразную деятельность: предметную, двигательную, игровую, конструктивную, бытовую, трудовую, художественную, познавательнопрактическую.
  2. Психологическими стимулами активной деятельности человека являются потребности, мотивы, интересы, установки.
  3. Выполнение программы невозможно без знаний возрастных особенностей развития дошкольников.

Особенности развития детей разных возрастов

У каждого возраста есть свои возможности и особенности развития. Так, в раннем возрасте имеется особый интерес к окружающему. Предметная деятельность в этом возрасте является главной. Она стимулирует интерес ребенка к окружающему миру.

В процессе взаимоотношений со взрослыми формируется как понимание речи, так и активная речь. В возрасте 3 — 4 лет появляется новая ситуация, связанная с тем, что меняется отношение взрослого к ребенку, который замечает и оценивает его деятельность.

Для ребенка этого возраста, более значимым, чем для ребенка раннего возраста, является «детское общество», которое привлекает совместной игрой, замыслами, забавами.

Программа Монтессори в детском саду - особенности организации ДОУ на её основе

В возрасте от 3 до 5 лет особенно активно развивается познавательно-практическая деятельность, ребенок занимается исследованиями, экспериментированием с новыми объектами. В этот период очень активно развиваются также сенсорика ребенка, грамматический и фонетический строй речи.

Активно развиваются самосознание ребенка, его самооценка, отношение к своему «Я» — физическому, эмоциональному и социальному. Формируется представление о половых различиях людей.

Программы воспитания и обучения в детском саду Монтессори призваны помочь педагогам в оптимальном развитии личности дошкольника, в организации его содержательной жизни и деятельности.

Источник: https://umnyash.com/razvitiye/pedagogicheskiye-metodiki/montessori-v-detskom-sadu.html

Детские сады Монтессори: что и как

Начните с умения подходить к другим детям и завязывать разговор. Покажите ребенку, как это делается. Выберите самого общительного и дружелюбного ребенка в детсадовской группе или во дворе. Подойдите с улыбкой и скажите: «Привет, меня зовут Петя. Можно поиграть с тобой?»

Программа Монтессори в детском саду - особенности организации ДОУ на её основе Мария Монтессори – итальянский педагог, чей метод обучения уже почти век известен во всем мире. Детские сады и школы Монтессори есть в любой точке земного шара, в том числе и в городах нашей страны. Тем не менее, Монтессори-метод в России по-прежнему считается чем-то новым и не совсем понятным для родителей. Поэтому вопрос о сути системы и организации детских садов сегодня очень актуален. Есть множество ложных стереотипов о детских садах Монтессори. Некоторые родители считают, что все внимание в них уделяется развитию мелкой моторики или что дети только рисуют и лепят. На самом деле, в подобных группах масса занятий. Но их принципиальное отличие от обычных детских садов — разный возраст маленьких учеников. Занятия рассчитаны на детей от 2 до 7 лет, и весь день малыши проводят вместе. Самым оптимальным количеством детей в группе считается 15-20 человек. 

Все воспитанники работают со специальными материалами и пособиями, разработанными непосредственно Марией Монтессори. Они направлены на развитие мелкой моторики, координации движений, знакомство с основами счета, родной речи и окружающего мира — то есть всего, что необходимо для качественной подготовки к школе.

Важный момент, который не подходит многим родителям: детсадовские группы Монтессори чаще всего работают лишь полдня. У малышей есть возможность оставаться в послеобеденное время для посещения дополнительных занятий, но это должно оплачиваться сверху. 

Программа Монтессори в детском саду - особенности организации ДОУ на её основеВ Монтессори-группах занимаются дети от 2 до 7 лет.

Основные принципы системы

В основе метода Монтессори лежит отсутствие принуждения ребенка к занятиям. А во главу угла ставится детская индивидуальность. Педагогика Монтессори не ставит задачи ускорить темп развития своих учеников и сделать их более эрудированными по сравнению с другими сверстниками. Истинная цель — развить в ребенке самостоятельность, уверенность в себе и интерес к познанию.

 

Каждый день в саду Монтессори малыши свободны в выборе занятий для себя. Это гарантирует тот факт, что ребенку нравится его деятельность. Педагоги на таких «уроках» пристально наблюдают за детьми и помогают при необходимости, но не пытаются влиять на выполнение задачи.

К тому же, пособия и материалы Монтессори разработаны с учетом того, чтобы ребенок мог использовать их самостоятельно, без инструкций от взрослых.

Отметим, что специалисты выделяют один существенный недостаток этого подхода: после посещения детсада Монтессори ребенку бывает трудно приспособиться к обычной школе, где образовательная система построена на следовании учебному плану и подчинению учителю. 

Программа Монтессори в детском саду - особенности организации ДОУ на её основеЗанятия в Монтессори-классе проходят со специальными материалами и пособиями.

Организация пространства

Отдельно стоит рассказать о помещениях, в которых занимаются дети. Система Монтессори предполагает деление пространства на пять уголков: 

  • Зона практической жизни, где малыши приобретают навыки, необходимые в быту (застегивание пуговиц, сворачивание одежды, мытье посуды и т.д.).
  • Зона сенсорного развития, где ребенок углубляет свое восприятие цвета, размера, веса, шума и запахов. 
  • Зона математики, где дети оперируют не столько цифрами, сколько абстрактными математическими понятиями.
  • Языковая зона, где дети учат как буквы алфавита, так и звуки.
  • Космическая зона с глобусами, картами, флагами, образцами насекомых, макетами географических ландшафтов и многим другим для изучения окружающего мира.

Разумеется, для каждой зоне предусмотрены свои Монтессори-материалы. А ребенок сам решает, в какой части помещения и чем именно он будет заниматься. Пространство в Монтессори-классе разделено на 5 познавательных зон. Каждый день в Монтессори-группе начинается с «круга». Это особая форма общения между всеми детьми и педагогами. Тема свободная — она может основываться на новой игре, интересной новости от воспитателя или на том, что хотели обсудить сами ребята. Беседа занимает 15-20 минут, после чего малыши приступают к занятиям в Монтессори-классе.

Занятия длятся уже 2-2,5 часа. Так как детям не нужно помнить о «дедлайне», это время проходит для них достаточно быстро. Часто педагоги просят работать в команде, чтобы каждый ребенок нашел себе пару или мини-группу. Это необходимо для того, чтобы малыш не был оторванным от коллектива и постоянно находился в процессе общения со сверстниками. 

После занятий дети выходят на прогулку, а потом отправляются на «тихий час». В системе Монтессори и здесь предусмотрена особенность, согласно которой ребенок при желании может не спать — ему разрешается тихонько играть в группе под присмотром воспитателя.

Если в группу включено послеобеденное пребывание, обычно оно посвящается творческим мастерским. Занятия в них точно так же построены на принципе индивидуальной работы в группе по собственному предпочтению и темпу. Только теперь воспитанники делают выбор среди зон лепки, рисования, оригами и ручного труда. 

Последователи педагогики Монтессори верят в то, что она обеспечивает максимальную подготовку ребенка к самостоятельной взрослой жизни, в которой он сможет проявить себя как цельная и успешная личность.

Источник: https://schoolofcare.ru/articles/detskie-sadi-montessori-chto-i-kak/

☘️ Методика монтессори детям ❗️, развивающие игры, книги, наборы, игрушки ☀ и частные детские сады по методу Монтессори ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Программа Монтессори в детском саду - особенности организации ДОУ на её основе

Всем знакома методика Монтессори созданная и предложенная итальянским врачом, а позднее философом Марией Монтессори, жившей в первой половине ушедшего века. Поначалу она была применима для раннего и быстрого развития детей. Со временем метод Монтессори перешёл в педагогическую систему, основанный на идеях свободного воспитания. Важное место в этом процессе уделено развитию органов чувств, при помощи дидактических занятий.

Данный метод оказался очень эффективным.

Доказано это было во время проверки знаний, которая показала, что дети, занимающиеся по индивидуальному методу Монтессори, превосходят своих ровесников по навыкам письма, счёта и чтения.

Читайте также:  Чтение художественной литературы в средней группе детского сада: картотека с целями, пример конспекта занятия и прочее

Результатом проверки стала постановка вопроса о неэффективности традиционного метода обучения здоровых детей.

  Позднее к этому методу были приобщены дети с особенностями развития, называемые сейчас инвалидами или детьми с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).

В чём состоит методика монтессори

Суть методики Монтессори состоит в раскрытии её основного постулата, который гласит «Помоги мне это сделать самому». Исходя из этого можно сформулировать главный постулат методики Монтессори в следующем виде: «выполнение действия ребенка при минимальной помощи взрослого» иными словами развитие самостоятельности.

Метод Монтессори признан альтернативой традиционной педагогики. Он применяется в работе с детьми от 3-х до 6-ти лет при посещении ими занятий самостоятельно, то есть родители на них не присутствуют.

От 8-ми месяцев до полутора — двух лет дети приходят на занятие вместе с родителями. Может показаться, что методика Монтессори, это полностью неорганизованная система. Но это только на первый взгляд.

Главная мысль методики Монтессори – замечательный пример из практической педагогики в реализации идей в свободном воспитании детей с самого раннего возраста, способствующего самостоятельному их развитию.

Пять принципов работы с материалами, предложенных Марией Монтессори

  • Основные материалы необходимые для организации обучения гениального педагога находятся в окружающей нас среде.
  • Программа Монтессори в детском саду - особенности организации ДОУ на её основе
  • Например, М. Монтессори рекомендовала использовать естественные повседневные предметы, такие как:
  • фрукты для счёта,
  • глину, солёное тесто и пластилин для лепки.

Отличительной чертой детей, воспитывающихся по системе Монтессори, являются:

  • любознательность,
  • стремление познавать окружающий мир.
  • свободомыслие,
  • независимость.

Именно эти качества позволяют им найти своё место в социуме, оставаясь индивидуальными.

Каждый малыш учится общаться через естественное стремление, свойственное всем детям все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Следуя мнению столпов отечественной психологии «…путь к интеллекту ребёнка ведет не через абстракцию, а через органы чувств».

Пять принципов, предложенных М. Монтессори

  1. Ребенок активный. Взрослый выступает в роли помощника, его роль вторична. Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам. Занятия проходят в специально подготовленной среде.
  2. Ребенок — сам себе учитель. Он имеет полноценную свободу действий и выбора.

    Дети учат друг друга по принципу от старших к младшим, что позволяет учиться заботиться о других;

  3. Самостоятельность принятия решений ребёнком;
  4. Полноценное саморазвитие — это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.

    Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.

  5. Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний. Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Для того чтобы понять, что такое методика Монтессори, достаточно, следуя её теории, согласившись с убеждением, что любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности

Организация детских садов по программе Марии Монтессори

В отличие от детских садов, работающих по традиционным методикам, относящимся к детям, как к неразумным существам, ещё совсем не способным на самостоятельные действия, — специалисты детских учреждений, работающие по методу Монтессори относятся к любому ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, собственными способами и сроками освоения окружающего мира. Это потому, что основной идеей, которую «несёт» метод Монтессори является стимулирование ребенка к саморазвитию. Поместив ребёнка в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую конкретным психологическим его потребностям, специалист всячески подталкивает его к принятию собственных решений для реализации всех тех желаний, которые у него есть согласно возраста.

Другими словами – задача воспитателя, или наставника, как его называют в системе Монтессори — помощь любому ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал.

Необходимо отметить, что принципы системы Монтессори сейчас согласуются с положениями Федерального государственного образовательного стандарта:

  1. Личностно-ориентированная модель образования подразумевает, что Монтессори-педагог контролирует и корректирует психическое, физическое и психологическое развитие каждого воспитанника в индивидуальном порядке. При необходимости корректируя;
  2. Воспитание всесторонне развитой личности: в Монтессори-садике ребёнок познаёт мир во всём его многообразии;
  3. Следование целевым ориентирам: развитие инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности, развитие воображения;
  4. Организация развивающей предметно-пространственной среды: каждой содержательной области образования подбираются соответствующие Монтессори-материалы.

Организация пространства в садах Монтессори  (система зонирования)

Программа Монтессори в детском саду - особенности организации ДОУ на её основе

Общее пространство делят на 6 зон:

  1. Зона повседневной жизни – ребёнок, находясь в ней приобретает жизненно важные социально-бытовые навыки. Игрушки Монтессори в этом случае не бутафория, а реальные предметы быта.

Совет родителям: следуя методике Монтессори рекомендуется приобщать ребёнка, в игровой форме к бытовым делам: уходу за собой, забота о животных и растениях, приобретение одного из важнейших элементов социальных навыков – блока навыков общения;

  1. Сенсорика/развитие мелкой моторики – основными материалами выступают игры Монтессори, такие как пирамида «Розовая башня», красные штанги, цветовая лестница и таблички (на определение цвета и размера), блоки цилиндров. Для развития тактильного восприятия используются материалы повседневной жизни, такие как шершавые ткани, природные ресурсы: глина, песок, земля и пищевые крупы, а также солёное тесто, термомозаика. Для развития слуха (шумовые цилиндры, звоночки). В этой зоне расположены предметы для развития обоняния и вкуса. Цель работы в этой зоне развитие органов чувств: осязания, обоняния, обучение первичным навыкам, саморегуляции эмоционального состояния релаксации, а также подготовке школьному обучению.
  2. Математическая зона должна быть выстроена с учётом сенсомоторных потребностей ребёнка, что показывает тесную связь с сенсорной зоной. Простроение системы изучения математики по Монтессори предполагает естественность.

Инструментами выступают:

  • для счёта в пределах 10 (штанги, веретена, чипсы);
  • для знакомства с десятичной системой («золотой» материал);
  • для счёта до 100 (бусины, доски Сагана, цветные цепочки);
  • для знакомства с арифметическими действиями (марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления);
  • для знакомства с дробями;
  • для знакомства с основами геометрии (геометрический комод, конструктивные треугольники).
  1. Языковое развитие – строится на принципе тактильности. Целями работы в этой зоне является расширение словарного запаса, обучение письму и чтению.

Совет родителям. В первом случае используются карточки изображающие предметы.
Во втором — подвижный алфавит, шероховатые буквы, рамки для штриховки, коробочки с фигурками для первого интуитивного чтения, подписи к предметам окружающей среды, простые книжки;

  1. Естественно-научное/космическое развитие. Работы в этой зоне направлена на подготовку к изучению таких школьных предметов, как биология, история, география, физика и химия;
  2. Зона для игр — спортзал. Развитие крупной моторики (двигательное развитие).

Совет родителям: материал, предлагаемый к изучению ребёнку, рекомендуется располагать не выше одного метра от пола. По мнению психологов именно такое расстояние оптимально для того, чтобы ребёнок воспринял, как призыв к действию и стал изучать самостоятельно.

Плюсы и минусы

При всей эффективности и положительности рассматриваемые методики невозможно обойти вниманием её отрицательные моменты.

  1. Практически не уделяется внимание развитию творческих способностей, то есть творческому креативному мышлению;
  2. Не учитывает сюжетно-ролевые игры, способствующие освоению детьми социальных ролей. По этой причине могут возникать сложности в межличностных и семейных отношениях, поскольку не всех обучают по методике Монтессори.
  3. Система Марии Монтессори подходит только умеренно спокойным детям. Если ребёнок гиперактивен или склонен к аутизму, а также имеет чётко выраженные творческие способности наклонности., то применение системы Монтессори может нанести психологическую травму или стать основой психического отклонения.

К плюсам этой системы можно отнести:

  1. Её можно преподавать в разных культурах, по скольку её основная опора – базовые потребности любого ребёнка.
  2. Дети, прошедшие обучение, хотя бы по одной ступени Монтессори, становятся студентами и учениками самых престижных учебных заведений.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/montessori-doma-v-sadu.html

Детский сад по системе монтессори

Детские сады Монтессори — что это такое?

Детский сад по системе монтессори программа. Для ребенка в 2 года детский сад – идеальное место, где он может стать самостоятельным, общительным и любознательным в столь небольшом возрасте. Поэтому важно определиться, в какой садик и группу определить его.

Программа Монтессори в детском саду - особенности организации ДОУ на её основеРебенок в 2 года. Детский сад Монтессори — лучшее решение для современных родителей

Почему бы не обратить внимание на детский сад Монтессори, где каждая группа создается с учетом склонностей малышей, а не их возраста.

Пособия и материалы, по которым будут заниматься последователи принципа развития ребенка 1-3 лет, разработанного Марией Монтессори, направлены на развитие моторики и координации движений. Спустя некоторое время вы заметите, насколько ваш ребенок стал самостоятельным.

Начиная с 2-летнего возраста, малыш будет знаком с правилами счета и основами русской речи. Воспитатели будут помогать ему познавать окружающий мир, при этом не станут применять физическую силу, если он будет себя плохо вести.

Самое интересное, что они не принуждают ребенка к занятиям, позволяя ему свободно развиваться так, как он хочет.

Вы, как заботливый родитель, должны знать, что в Монтессори-группе находится от 15 до 20 деток. В каждой группе есть, как малыши, так и дошколята. Правило, которого здесь придерживаются: в группу должны быть набраны дети всех возрастов.

Программа Монтессори в детском саду - особенности организации ДОУ на её основе

Чем отличается такой детский сад от обычных садиков?

Ребенок в 2 года детский сад просто ненавидит, так как ему не нравится, что его принуждают учиться и постоянно что-то делать.

Сад Монтессори не пытается искусственно ускорить темп его развития, а значит, он намного быстрее определиться в отличие от сверстников, которые по большей части сидят дома или посещают традиционный детский сад, в том, что ему интересно, а к чему «не лежит душа». Вы увидите, что он становится самостоятельным.

Конечно, следует учитывать, что после такого права свободного выбора, вседозволенности, малышу будет сложно первое время адаптироваться к системе обучения в обычной школе. Все-таки там он будет вынужден подчиняться воле учителей и строгой школьной программе.

Программа Монтессори в детском саду - особенности организации ДОУ на её основе

Программа Монтессори в детском саду, особенности

Развитие ребенка 1-3 лет будет всесторонним, так как в каждой группе есть большое количество уникальных развивающих игр и соответственно пособий. Таким образом, малыш будет тренировать мелкую моторику и овладевать жизненно необходимыми навыками шнуровать обувь, застегивать без помощи взрослых одежду и т.д.

На координацию движений ему предложат выполнять простые упражнения из системы Монтессори: «Розовая башня», «Лестница», «Блоки цилиндров» и прочие. Весь инвентарь для игр изготовлен из натурального дерева, что не вызывает у детей аллергических реакций.

Детские сады по системе Монтессори для развития ребенка

Ребенок в 2 года полюбит детский сад по методике Монтессори, и в этом можете не сомневаться. Ведь помещение, в котором занимаются детки, разделено на уголок жизненной практики, развития 6-ти чувств, а также есть еще такие три уголка, как математический, космический и языковой. Заинтересованы?

(3

Источник: http://infonyanya.ru/rebenok-ot-goda-do-trekh-let/rebenok-v-2-goda-detskij-sad-montessori-luchshee-reshenie-dlya-sovremennykh-roditelej.html

Особенности монтессори детского сада

Во всем свободном демократическом мире педагогический метод Монтессори уже давно заслужил признание, а сама Мария Монтессори, выдающийся итальянский ученый, врач-антрополог, философ, психиатр и психолог, педагог-гуманист снискала восхищение и благодарную память коллег и родителей.

Она во многом опередила свое время, утверждая, что все живое на Земле рождается с определенной программой: из семени подсолнуха может вырасти толькоподсолнух, маленький желудь несет в себе информацию, которая позволит появиться могучему дубу, а в программе человека заложены его особенности, наклонности и таланты, которые определяют его уникальность. Мария Монтессори считала, что космическая миссия человека заключается в том, чтобы раскрыть свою программу, высвободить потенциал, развить таланты, данные Богом, Космосом, Природой (кому как угодно) и с благодарностью использовать эти дары для полной, счастливой самореализации и служения миру.

Программа Монтессори в детском саду - особенности организации ДОУ на её основе Монтессори-педагогика никогда не приживалась в государствах с диктаторским режимом, потому что диктаторам во все времена мешали самодостаточные, активные, и уверенные в себе граждане, каковыми являются воспитанники Монтессори садов и школ. Как только Россия встала на демократический путь с1992 года развивающие центры и сады Монтессори появились и в нашей стране.

Но широкому кругу родителей до сих пор немного известно об особенностях подхода, кроме того, что дети на занятиях в Монтессори среде обладают большей свободой, самостоятельностью, к ним относятся с уважением и не сравнивают друг с другом.

Для многих людей выражения: свобода выбора, безусловное принятие ребенка, уважение личности, развитие самостоятельности, и т.д. — являются очередными педагогическими лозунгами, за которыми, как правило, ничего не стоит.

Только специалисты и увлеченные родители понимают, какое огромное значение для формирования личности имеет наличие или отсутствие подобного отношения к детям, сколько труда необходимо приложить, чтобы достичь желанного результата: помочь ребенку в полной мере раскрыть свой Божественный дар, вырасти свободным, успешным, сильным и психоло-гически здоровым человеком, тем самым давая ему шанс на СЧАСТЬЕ!

Так почему же в Монтессори педагогике придается столь большое значение воспитательной, образовательной, психологической среде, в которой проходят первые годы жизни малыша? Дело в том, что в дошкольном возрасте формируется основа личности человека: определяется отношение к себе, к другим людям, к миру в целом, развиваются и закрепляются модели взаимодействия с окружающими, появляется первоначальная система ценностей.

Отношение к себе

Представления ребенка о самом себе или Я-концепция складывается постепенно в процессе общения, развлечений, занятий и может быть положительной и отрицательной. В первом случае среда, в которой растет ребенок, помогает ему сформировать позитивное самовосприятие, и малыш постепенно приходит к выводу, что он самостоятельный, успешный, умный, умелый, любимый, достойный уважения и признания человек. Такая самооценка позволяет ему уверенно идти по жизни, активно претворять свои мечты в реальность, быть устойчивым к стрессу и психологически здоровым.

Но, к сожалению, ошибки взрослых при взаимодействии с ребенком зачастую приводят к обратному результату, и малыш делает неверный вывод: я — недостаточно хорош, чтобы меня любили, уважали, ценили, признавали мои достоинства и таланты. У неуверенных в себе, нежизнеспособных, агрессивных, пассивных и несчастливых людей в детстве было мало возможностей испытать радость успеха, оценить себя по достоинству, полюбить и принять.

  • Отношение к другим

В эти же годы у детей формируется отношение к другим людям.

Если мудрые взрослые дают детям здоровые модели взаимодействия с окружающими и сами являются примером, то малыши вскоре успешно преодолевают свойственный возрасту эгоцентризм и делают открытие: другие люди так же важны, как и я.

При такой ценностной установке дети с легкостью приобретают необходимые навыки сотрудничества, которые помогут им в будущем выстраивать здоровые и гармоничные отношения с родными, друзьями, коллегами и т.д.   

В том случае, если взрослые грубо вмешиваются в процесс социализации: при ссоре детей выступают судьями, находят правых и виноватых, наказывают за ошибки общения, критикуют и осуждают – дети не научатся самостоятельно разбираться в ситуации, принимать верное решение и выстраивать партнерские отношения со сверстниками конструктивно и самостоятельно. Кроме того, сами педагоги и родители своими порой неосознанными действиями (сами того не желая) могут демонстрировать неконструктивные модели разрешения конфликтов: «если тебе что-то не нравится, нужно оскорбить, осудить, наказать и т.д.».  

Именно поэтому в нашем Центре проводится огромная психологическая работа с педагогами Центра по личностному росту, а для родителей организована Родительская школа.

Контакт с собой

Программа Монтессори в детском саду - особенности организации ДОУ на её основеДля того чтобы в полной мере раскрыть свою индивидуальную уникальную программу и добиться высокого качества жизни, человеку необходимо быть в контакте со своим внутренним «Я». «Какой Я? Чем отличаюсь от других? Что меня радует и огорчает? Чем я люблю заниматься? Что у меня получается лучше всего? Какие люди мне нравятся, а от каких я предпочту держаться подальше?» — эти и еще тысячи ответов на вопрос «Кто я?» необходимо получить ребенку на протяжении детства. Есть простая истина: мы настолько счастливы, насколько умеем слушать себя, слышать свои потребности, а также проявлять активность для их удовлетворения. Малыши с рождения чувствительны к своим потребностям, но в результате ошибок воспитания, они постепенно отдаляются от своей истинной сущности и чаще ориентируются на желания взрослых. Так происходит, если среда, в которой растет и развивается ребенок, ориентирует его на послушание и оценку взрослых. Чем более послушен ребенок, тем сильнее он восприимчив к желаниям и требованиям окружающих и невосприимчив к зову своей души и, к сожалению, тем меньше его шанс стать в будущем счастливым и успешным.

Система Монтессори даёт в руки Взрослых целую систему воспитания и обучения, которая позволяет ребёнку постоянно оставаться в контакте собой, сохранять свою уникальность и неповторимость, следуя индивидуальному пути развития!

Желание учиться

У детей этого возраста огромный интерес к миру, который их окружает. Естественная радость от учения позволяет им легко и быстро впитывать необходимую информацию. Вообще радость учиться – одна из главных особенностей подрастающего человека. Задача взрослых — поддерживать это чувство и управлять им в духе уважения, поскольку дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, приобретают уверенность в себе и усваивают изученное наиболее эффективным образом.

К сожалению, родители, озабоченные необходимостью раннего развития ребенка, экспериментируют с различными педагогическими методиками: и детей чуть ли ни с пеленок учат читать, считать и т.д.

Поскольку задачи развития возраста и возможности малыша могут сильно не соответствовать задачам этих методик, то ребенок вначале теряет интерес к занятиям, а затем начинает тяготиться ими и избегать.

Таким образом, взрослые из благих побуждений буквально на корню убивают радость познания и интерес ребенка. 

Роль воспитателя

Монтессори отмечала, что ребенок стремится к свободе и независимости от взрослого с момента своего рождения. Она описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни: подобно тому, как тело ребенка развивает свои способности и дает ему свободу движений, так же и дух ребенка исполнен голодом к учению и к духовной автономии.

В Монтессори-садах взрослый является союзником ребенка в этом процессе и создает для него окружение, которое соответствует его потребностям и стремлению к познанию.

Вообще в педагогике Монтессори взрослый позиционируется как помощник, сглаживающий для ребенка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому».

Для Монтессори педагогов является неоспоримой истиной тот факт, что процесс обучения и познания происходит в ребенке, ребенок – сам свой учитель. Поэтому взрослый при таком подходе ведет ребенка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.

 Только при подобном отношении взрослых у ребенка появляется возможность полностью раскрыть СВОЮ истинную программу, высвободить потенциал, явить себе и миру собственную уникальность. В противном случае в ситуации плотного и обильного руководства взрослых детьми велик шанс «программирования» чуждыми ребёнку установками, которые могут навсегда заблокировать доступ к истинному «Я».

Источник: http://montessorivlad.ru/shkola/detsad/osobennosti-montessori-detskogo-sada/

Обучение детей методике Монтессори в ДОУ

Программа Монтессори в детском саду - особенности организации ДОУ на её основеОбучение детей методике Монтессори в ДОУ

Мария Монтессори-педагог, психолог, физик. Ее методика обучения детей широко применяется уже много десятков лет в Америке и Западной Европе.

Когда как в восточной Европе около семидесяти лет мало кто слышал о ней.

И вот снова об этой методике образования говорят, на ее основе открываются школы и детские сады, родители интересуются занятиями по Монтессори и живо обсуждают уже испробованные из них.

Принципы обучения Монтессори

Мария Монтессори преподавала в Римском университете, она, была первой женщиной-врачом в Италии. В своей знаменитой книге «Дети — другие» Монтессори открыла всем.

Новое видение ребенка, который переживает все как взрослый человек, поэтому и обучать его необходимо соответственно.

Позже свою методику обучения, Монтессори назвала «системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде».

В детском саду по Монтессори начинаются занятия с того, что воспитатель здоровается с каждым малышом за руку и дети выбирают сами себе занятие.

Существуют три главных принципа, на которых основывается данное обучение:

  • Интерес
  • Индивидуальный подход
  • Свобода выбора

Комнату в данном садике делят на несколько зон.

Первая зона считается практической

Комнату в данном садике делят на несколько зон.

Первая зона считается практической (зона реальной жизни), где малыша учат обычным повседневным вещам: как правильно застегивать пуговицы, зашнуровывать ботиночки, умываться, или даже месить тесто и т.д.

Дети при этом помогают друг другу. Вторая зона называется зоной сенсорного развития, в ней ребенка знакомят со свойствами предметов, их цветом, формой, размером, различными материалами и т.д.

Остальными зонами чаще всего являются зоны: математическая, географическая, языковая, зона спортивная, где дети выполняют различные физические упражнения.

В школах дополнительно к этим добавляют зоны музыки, танцев, пения, искусства. Обычно через несколько часов занятий, как в школе, так и в саду дети собираются в круг и рассказывают друг другу о том, чем они занимались, что новое узнали за это время. Педагог или преподаватель при этом стоит в стороне и не вмешивается в разговор детей. То общение является свободным выбором каждого ребенка.

Конечно, со стороны сначала кажется, что роль педагога в этой методике обучения небольшая и не значимая. Ведь он не читает, не заставляет заниматься, не проверяет домашнюю работу у детей.

Но педагог в учебном учреждении по Монтессори все же имеет свои конкретные задачи:

  • Готовит помещение для занятий
  • Показывает детям, как быстро выполнять задания и правильно работать с материалом
  • Устраняет факторы, которые мешают ребенку заниматься
  • Наблюдает за успехами каждого ребенка индивидуально, предлагает для него более сложные задания, если ребенок желает их выполнять
  • Проводит так же работу с родителями, объяснят им, как заниматься с ребенком дома, как правильно его хвалить, или поучать
  • как правильно его хвалить, или поучать

Система обучения по Монтессори имеет свои исключения. Например, нельзя быстро реагировать на просьбы ребенка помочь ему, нельзя плохо отзываться о ребенке, не стоит трогать ребенка пока он сам об этом не попросит. Существуют и плюсы, и минусы данной методики обучения. Давайте рассмотрим их ниже.

Плюсы и минусы методики Монтессори

Обучение детей по методике Монтессори помогает детям становиться самостоятельными, не бояться трудностей, с которыми они столкнется в жизни. Так же данная педагогика учит детей познавать себя и окружающий мир, уважать людей, любить природу, животных.

Для проведения занятий по данной методике не нужно никакого современного и дорогого оборудования или конкретных игр. Ребенок сам вправе выбирать себе занятие, сам принимает решения по поводу своего будущего, в плане того, что ему интересно, а не родителям или педагогам.

Но стоит заметить, что сегодня методика Монтессори в первоначальном виде почти не используется. Сейчас лучшие педагоги и психологи разрабатывают новые зоны для игр и практической работы. Они постоянно ищут разные подходы к детям, соответственно индивидуальности каждого ребенка.

Все силы современной педагогики сейчас направлены на улучшение данной методики с целью вырастить детей полноценными и успешными личностями.

Что дает Монтессори-педагогика детям?

Работая по программам Монтессори-методики, дети приобретают важные и нужные навыки, они учатся:

  • работать индивидуально и в группе;
  • быть собой, не заставляя себя быть «совершенством»;
  • обладать чувством собственного достоинства;
  • самостоятельно двигаться к цели, принимать решения, организовывать свое время, делать выбор и отвечать за результат;
  • встречать и принимать неудачи, извлекая из них уроки;
  • прощать и принимать прощение;
  • радоваться жизни;
  • любить реальных, далёких от совершенства людей;
  • стремиться к обучению и познанию.

Современные исследования подтверждают важность одного из наблюдений Марии Монтессори, которому она дала название «сенситивные периоды». Сенситивные периоды — это периоды особой восприимчивости ребенка к различным видам деятельности и поведения в целом.

Каждый из этих периодов представляет собой наиболее благоприятное время для развития того или иного чувства, навыка, умения, для овладения каким-либо конкретным видом знаний.

Если дети вынуждены что-либо осваивать вне благоприятного сенситивного периода, это дается им тяжелее или же результат не достигается совсем.

Примером здесь могут служить дети из двуязычных семей. С самого рождения ребенок находится в двуязычной языковой среде, он с первых дней буквально, как губка, впитывает информацию из окружающего мира.

Ребенок осваивает оба языка своих родителей без формального обучения и утомительных сознательных усилий, которые требуются взрослому при изучении иностранного языка. Монтессори считала, что первые три года жизни являются важнейшими для формирования творческой сути человека.

В течение последующих трёх лет в детском саду первоначально приобретённое расширяется и закрепляется.

В методике Монтессори ребенку представляется свободный выбор своей деятельности, что, в свою очередь, позволяет каждому ребенку развиваться в своем темпе. Поэтому в группе могут одновременно обучаться дети с разными способностями.

Медлительный ребенок может много времени — не один день — заниматься одним и тем же материалом, не тормозя при этом продвижение остальных детей. Более способный ребенок гораздо быстрее переходит от одной учебной задачи к следующей. При этом он избавлен от необходимости скучать, дожидаясь, пока все остальные разберутся в этом материале.

Ребенок с высокими способностями имеет возможность двигаться дальше, так как перед ним большой выбор разнообразного материала и возможных видов работы с ними. Хорошо известно, что дети развиваются в разном темпе и их готовность к обучению каким-либо предметам значительно отличается даже в одном и том же возрасте.

Интерес к занятиям и доступность материала позволяет многим детям в Монтессори-группе начинать читать и считать необычно рано.

В каком возрасте надо начинать заниматься по методике Марии Монтессори?

Возраст детей, поступающих в Монтессори-группы в разных школах, центрах, детских садах, отличается, но всегда и везде наполнение группы строится с учетом возрастных периодов развития ребенка выделенных Марией Монтессори:

  • от 0 до 3 лет,
  • от 3 до 6 лет,
  • от 6 до 9 лет,
  • от 9 до 12 лет,
  • от 12 до 15 лет,
  • от 15 до 18 лет.

Этот самостоятельный, уникальный образовательный процесс протекает с максимальным использованием возможностей сенситивных периодов в специально подготовленной среде. Для полноценного развития ребенка необходима такая среда, которая позволит в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворит потребности ребенка в деятельности, даст пищу разуму.

Каким образом организована Монтессори-среда?

  • Помещение оборудовано с учетом детских потребностей, культурных традиций, эстетических требований, сенситивных периодов развития.
  • Среда наполнена уникальным Монтессори-материалом.
  • Каждый материал представлен в единственном числе, автодидактичен (т. е. обладает возможностью для самопроверки ребенком правильности своих действий и служит способом самообучения), имеет точный алгоритм действия, отвечает эстетическим и экологическим требованиям.
  • Работа с материалом индивидуальна, и чем младше ребенок, тем более это важно. Иначе нет сосредоточенности, концентрации внимания, погружения в работу.
  • Среда не статична, а изменчива в зависимости от потребностей детей. В Монтессори-педагогике не экспериментируют с детьми — меняют среду, тем самым дают возможность ребенку двигаться дальше в своем развитии с учетом его индивидуального выбора, темпа развития, потребностей.

Источник: http://doshkolnik.ru/pedagogika/2000.html

Ссылка на основную публикацию