Программа «детство» по фгос в детском саду, планирование, вариант для средней, первой и второй младшей, старшей и подготовительной группы

Хотя ситуацию в системе образования нельзя назвать революционной, тем не менее она не может работать по-старому, а педагоги не хотят пользоваться устоявшимися схемами обучения. Запросы современного общества меняются, что требует внесения изменений в процесс подготовки молодого поколения.

Несмотря на важность накопленного опыта по организации воспитательного процесса в учреждениях образования, есть приёмы, от которых требуется отказаться: преобладание методов послушания в воспитании. Все современные программы обучения построены на принципах взаимоуважения педагога и воспитанников.

К таким разработкам относится и программа «Детство», предлагающая систему целостного развития дошкольников, опирающуюся на принцип гармоничного образования.

Значение занятий по программе «Детство» в детском саду

Образовательная программа «Детство» разработана коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ имени А. И. Герцена. Идея создания такой программы принадлежит В. И.

Логиновой, а окончательная разработка была осуществлена под руководством Т. И. Бабаевой. С 1997 года программа рекомендована для ДОУ РФ.

В 2014 году программа была переработана согласно требованиям новых государственных стандартов и на сегодняшний день является одной из основных программ, с которыми работают дошкольные учреждения.

Демократизация общества требует новых подходов в воспитании личности. Программа «Детство» направлена на сотрудничество взрослых и детей, что соответствует современным общественным тенденциям.

Программа «Детство» по ФГОС в детском саду, планирование, вариант для средней, первой и второй младшей, старшей и подготовительной группы

В основе программы «Детство» лежит принцип гармоничного развития личности дошкольников

Цели программы

Программа «Детство» ориентирована на развитие способностей ребёнка, основываясь на формировании его самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социализации в современном мире. Авторы программы не ставят целью ускорить развитие ребёнка и быстрее подготовить его к школьной жизни.

Главная задача программы — гармоничное формирование разносторонней личности, имеющей хорошее физическое и психическое развитие. Большое внимание уделяется воспитанию коммуникативности и ознакомлению с культурным наследием, учитывая этнические особенности места проживания.

Согласно требованиям программы, организация образовательной деятельности имеет следующие направления:

  • социально-коммуникативное,
  • познавательное,
  • речевое,
  • художественно-эстетическое,
  • физическое.

Цель программы — создать каждому ребёнку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.

Программа «Детство»

Развитие ребёнка на весь период дошкольной жизни строится на выполнении триединой задачи: «Чувствовать — Познавать — Творить».

Формирование умения чувствовать красоту, сопереживать окружающим основывается на воспитании в детях любви к природе как взаимосвязанной системе, на схожести переживаемых эмоций любого человека. Воспитывается не только гуманное отношение к людям, но и к природе вообще.

Приобщение к окружающему миру, к изучению человека опирается на формирование знаний о современной культуре и искусстве. Детей знакомят с литературными и музыкальными произведениями, живописью и другими видами творчества.

Формирование познавательных способностей воспитанников в программе «Детство» большей частью опирается на развитие наглядно-образного мышления и творческого воображения, когда перед детьми ставятся познавательные задачи разного вида сложности.

При организации обучения программой рекомендуется больше использовать ситуативные моменты, сопровождающие выполнение режима дня, чтобы закрепление знаний проходило в более естественной форме, отличной от проведения обычного занятия. Изучение нового и более сложного материала организуется в рамках НОД.

Такой подход к обучению не является жёстким требованием программы, так как в ней предусматривается большая самостоятельность педагогов в планировании работы с детьми.

Программа «Детство» по ФГОС в детском саду, планирование, вариант для средней, первой и второй младшей, старшей и подготовительной группы

Закрепление знаний дошкольников по программе проходит в свободной и естественной форме

По замыслу авторов, ребёнок, прошедший дошкольное обучение по программе «Детство», имеет физическое развитие, соответствующее его возрасту, его психический и интеллектуальный уровень будет достаточен для успешного обучения в школе.

Он может ориентироваться в современном мире, умеет общаться со сверстниками, знает основы культуры и искусства.

В нравственном развитии такого дошкольника преобладают гуманные черты характера: доброта, отзывчивость, умение сопереживать окружающим.

Достоинства и недостатки программы

Программа «Детство» — одна из новых комплексных программ, предложенных министерством образования для работы в детских учреждениях образования.

По сведениям Института стратегических исследований в образовании РАО (2008 год), данная программа занимает второе место в нашей стране по популярности. Программа учитывает многолетний опыт работы педагогов советского периода и в то же время согласуется с требованиями современности.

Одна из главных задач разработки — приобщение ребёнка к культуре своей страны.

Работа по этой программе предусматривает насыщенную деятельность детей в дошкольный период, благодаря чему воспитанники развиваются интеллектуально и физически, имеют представления о жизни в обществе, получают базовый уровень образования, необходимый для дальнейшего обучения. Программа основана на принципах гуманистического воспитания и индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Программа «Детство» по ФГОС в детском саду, планирование, вариант для средней, первой и второй младшей, старшей и подготовительной группы

Педагог должен учитывать индивидуальные особенности и интересы воспитанников

программы с подробно расписанными задачами представлено в следующих возрастных группах:

  • вторая младшая,
  • средняя,
  • старшая,
  • подготовительная к школе.

В программе «Детство» содержание работы в первой и второй младшей группах объединяется под названием младший дошкольный возраст.

Педагоги, работающие по этой программе, не называют выявленных недостатков. Как результат, отмечается повышение положительного отношения родителей к дошкольному образованию (мнение воспитателя Идрисовой Л. Т., работающей по программе «Детство»).

Педагог дошкольного образования Туранова Т. С. в своей статье указывает, что программа обеспечивает возможность одновременного развития разных сторон личности ребёнка, и делится собственными наработками по проведению занятий в подготовительной группе.

Эти высказывания говорят о достоинствах программы.

Проблемы могут возникнуть при реализации программы. Дошкольное учреждение, решившее перейти на данную программу, должно провести большую работу:

  • подготовить педагогический коллектив к работе по новой программе, изучить её особенности и требования,
  • согласовать с родителями воспитанников изменение образовательной программы ДОУ,
  • разработать собственную программу ДОУ, основываясь на программе «Детство» и учитывая особенности своего образовательного учреждения,
  • подготовить соответствующую материально-техническую базу.

Программа «Детство» имеет подробные рекомендации по планированию и организации воспитательного процесса, какие методы следует применять, прописаны пути достижения результатов.

Педагог, обладающий опытом работы с детьми и квалификационной категорией, сможет переработать программу для своей деятельности. В помощь ему имеется большое количество методической литературы и разнообразной информации в сети .

Кроме этого, в настоящее время каждый воспитатель может пройти курсы повышения квалификации на тему «Планирование деятельности воспитателя по программе дошкольного образования «Детство». Все эти информационные ресурсы обеспечивают методическую поддержку перехода на новую программу.

От руководства дошкольного учреждения и его педагогического коллектива зависит, смогут ли они перейти на новый уровень работы или предпочтут организацию деятельности по-старому.

Организация и проведение занятия по программе «Детство» в ДОУ

Детство — это летний ветер.Парус неба и хрустальный звон зимы.Детство — это значит дети!Дети — это значит мы!

Р. Рождественский

Темы занятий

Работа по программе может планироваться отдельными темами для каждой недели, соответствующими основному событию конкретного периода. Названия темы педагог подбирает сам. В таком планировании можно использовать следующие примеры:

  • «Здравствуй, осень золотистая!». Тема предполагает не только рассмотреть особенности поры года, но и поговорить о начале нового учебного года в детском саду. Поэтому может включать в себя как беседы о проведённом лете с родителями, так и повторение правил поведения в ДОУ.
  • «Моя семья. Мой дом. Моя страна». Тема патриотического воспитания детей, пробуждения в их душах любви к родному дому, окружающей природе, народным истокам является составляющей воспитательного процесса в учреждениях образования. Программа «Детство» придаёт этому направлению ещё большее значение.
  • «Неделя безопасности». Изучение правил безопасного поведения — одна из важнейших задач ДОУ. Работа с детьми в этом направлении проводится постоянно, но тематическая неделя ещё раз покажет важность знаний ОБЖ детям и их родителям. Такую неделю можно посвятить, например, Дню пожарного (30 апреля).
  • «Рассказы и сказки К. Д. Ушинского для детей». Вся деятельность известного педагога и писателя проникнута любовью к детям, к родной природе и полностью соответствует гуманистической направленности программы «Детство». На неделе с такой тематикой воспитатели читают детям произведения Константина Дмитриевича, проводят беседы, занятия по его рассказам.

Программа «Детство» по ФГОС в детском саду, планирование, вариант для средней, первой и второй младшей, старшей и подготовительной группы

На занятиях по программе часто интегрируется содержание разных образовательных областей вокруг общей темы

Таблица: картотека тем в средней группе (фрагмент)

Примеры конспектов занятий

Программа «Детство» делает упор на:

  • развитии познавательной активности детей,
  • гуманистическом воспитании, основывающемся на любви к природе и всему живому,
  • изучении основ социализации и коммуникации,
  • формировании культуры речи.

Программа «Детство» по ФГОС в детском саду, планирование, вариант для средней, первой и второй младшей, старшей и подготовительной группы

Занятия по программе «Детство» посвящены гармоничному развитию дошкольников и воспитанию чувства прекрасного

Организованные занятия часто содержат комплексные задачи, соответствующие нескольким направлениям работы. Примеры конспектов занятий педагогов, работающих по программе «Детство»:

  • Занятие по математике «Овладение действиями трансформации» (Ходеева С.) построено на развитии пространственного воображения детей. Целями его являются закрепление знаний по математике, развитие логического мышления, комбинаторики. Расширяется область познавательного интереса: даются сведения по астрономии.
  • Комбинированное занятие во второй младшей группе «Весенние деньки» (Хвальчик И. В.) одновременно решает несколько задач: знакомит малышей с признаками весны в природе, воспитывает звуковую культуру речи и развивает воображение, закрепляет знания об основных цветах и геометрической фигуре «круг», развивает мелкую моторику рук.
  • Конспект НОД «Непослушные зайки» (Такшина С. В.). Цели занятия: формировать представления о диких животных и местах их обитания, обучать навыкам связной речи с использованием мнемотаблиц, воспитывать коммуникативность, навыки сотрудничества, желание прийти на помощь.
  • Занятие по разделу «Социальный мир» для детей среднего возраста «Мы такие разные» направлено на развитие наблюдательности, слухового внимания, умения доказывать свою точку зрения в диалоге, воспитание внимательного отношения к окружающим.
  • Конспект занятия по экспериментированию в средней группе по теме «Лёд» (Федорахина Г.). Цели: знакомство детей с признаками и свойствами льда, приметами весны, увеличение словарного запаса и улучшение культуры речи, формирование навыков безопасного поведения на льду.

Видео: занятие по программе «Детство» в старшей группе

Видео: занятие «В поисках новогодних кристаллов» по программе «Детство» в подготовительной группе

Диагностика результатов работы по программе «Детство»

Согласно требованиям программы, 2 раза в год (в начале и конце) проводится диагностика достижений детей по разным направлениям развития. Для проведения мониторинга за основу рекомендуется взять работы педагога-психолога Н. В.

Читайте также:  Работа психолога в детском саду, с чего начать, диагностика детей (в том числе в возрасте 5-6 лет) по фгос, конспекты занятий

Верещагиной, посвящённые диагностике педагогического процесса. Автор предлагает методы организации мониторинга для всех возрастных групп детского сада по всем направлениям работы.

Пример организации исследования во второй младшей группе ДОУ можно посмотреть здесь.

Программа «Детство» по ФГОС в детском саду, планирование, вариант для средней, первой и второй младшей, старшей и подготовительной группы

Проводя диагностику, воспитатель наблюдает за действиями каждого ребёнка и фиксирует их в специальной карте

Результаты освоения программы «Детство» представлены достижениями и неудачами каждого воспитанника.

После проведения диагностического обследования воспитатель составляет аналитическую справку, в которой отражаются изменения в развитии группы в целом.

Проведённые исследования также иллюстрируют индивидуальные особенности каждого ребёнка, показывают сильные и слабые стороны в его развитии, умения, требующие индивидуального подхода или доработки.

Используя этот материал, воспитатель планирует дальнейшую работу с детьми, опираясь на фронтальные, групповые или индивидуальные методы.

Примеры аналитических справок по освоению программы «Детство» в дошкольных учреждениях:

  • Аналитическая справка по результатам усвоения воспитанниками второй младшей группы материала по программе (Левина Н. А).
  • Аналитическая справка по результатам итогового мониторинга в средней группе (Иванова О. С.).
  • Аналитическая справка по результатам мониторинга освоения образовательных областей программы воспитанниками подготовительной группы (Морозова И. А.).

Программа «Детство» по ФГОС в детском саду, планирование, вариант для средней, первой и второй младшей, старшей и подготовительной группы

Для удобства и наглядности результаты проведённой диагностики оформляются в таблицы, диаграммы

Перспективное планирование по программе «Детство» в ДОУ

Перспективный план работы группы разрабатывается педагогом, на основе принятой образовательной программы ДОУ, имеющейся материально-технической базы и собственного опыта. Прекрасный пример перспективного планирования по программе «Детство» представлен в статье педагога из Санкт-Петербурга Марины Птицыной.

Как можно выполнить ежедневное планирование по программе «Детство» для подготовительной группы, показано на сайте «Инфоурок». Основная цель занятий: выработать эмоционально положительное отношение к обучению в школе, пробудить интерес к школьной жизни и желание занять активную позицию в школьной социальной среде.

Перспективный план удобно оформлять в виде таблицы с указанием недели, месяца, темы, календарного срока.

Работу учреждений образования родители часто оценивают по отзывам знакомых о коллективе работников (какой имеют опыт работы, как относятся к детям), а также по наличию материально-технической базы. На программу обучения мало кто из родителей обращает внимание.

Ведь любая программа выполняет требования ФГОС по подготовке дошкольников к дальнейшему обучению и любой детский сад нацелен на выполнение этой задачи. Преимущество программы «Детство» в её ориентации на эмоциональное развитие детей, на формирование умения понимать и сопереживать окружающим, в первую очередь близким людям.

Современное общество отличается отчуждённостью, некоторой отдалённостью людей друг от друга. Возможно, обучение дошкольников по программе «Детство» — первый шаг на пути решения этой проблемы.

Загрузка…

Источник: https://rucheyok.ru/vidyi-deyatelnosti-v-dou/metodicheskie-razrabotki/programma-detstvo-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii

Мадоу №12 "солнышко" — рабочие программы

Рабочие программы педагогов ДОУ – это нормативный документ, структурная и функциональная единица воспитательно-образовательного пространства, характеризующая систему организации образовательной деятельности педагога.

Рабочие программы учитывают образовательные потребности, возможности и особенности развития воспитанников, систему отношений субъектов педагогического процесса и условия деятельности.

Приложением к рабочим программам педагогов является учебно-тематическое планирование работы по образовательным областям.

  • РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ДЛЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ (2-3 ГОДА)  ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
  • смотреть ПРОГРАММУ
  • Рабочая программа по развитию детей первой младшей группы №2 разработана в соответствии с основной образовательной программой детского сада и определяет содержание и организацию образовательного процесса в группе.
  • Цель программы — введение детей в мир общечеловеческой культуры через фундаментальные проблемы, которые ребенок самостоятельно «открывает» на основе мышления и творческого воображения в разных видах активной деятельности, расширяя жизненный опыт.

образовательного процесса в младшей группе выстроено с учётом Примерной образовательной программы ДО «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.

В группах раннего возраста максимально учитываются сензитивные периоды в развитии малышей, воспитательно-образовательный процесс ориентирован на развитие стойкой мотивации к различным видам детской деятельности, создаются условия для социального развития, адекватного данному возрастному этапу.

  1. Решение программных образовательных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образовании.
  2. РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ДЛЯ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ (3-4 ГОДА)  ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
  3. СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ

Основной целью рабочей программы во второй младшей группе является введение детей в мир общечеловеческой культуры через фундаментальные проблемы, которые ребенок самостоятельно «открывает» на основе мышления и творческого воображения в разных видах активной деятельности, расширяя жизненный опыт. Поставленная цель соответствует цели  основной образовательной программы ДОУ и Примерной образовательной программы ДО «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцвой.

Рабочая программа построена на принципах развивающего обучения, единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей-дошкольников; интеграции образовательных областей; дифференцированного обучения; комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

В программе отражено развитие дошкольников по основным направлениям:
физическому,
социально-коммуникативному,
познавательному,
речевому,

художественно-эстетическому.

  • В рабочей программе представлена модель дня младшего дошкольника, рассчитан объем образовательной нагрузки в неделю, в год.
  • программы направлено на решение задач создания условий для укрепления физического и психического здоровья детей, развитие двигательных навыков, развития речи, интеллектуальных способностей, творческой деятельности, развитие внимания, творческого воображения, знакомство с окружающим миром, явлениями природы; воспитание любознательности, дружелюбия, социальной активности.
  • РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ (4-5 ЛЕТ)  ТРЕТИЙ ГОД ГОД ОБУЧЕНИЯ
  • смотреть ПРОГРАММУ   

В основу рабочей программы заложены цели и задачи, соответствующие основной образовательной программы ДОУ и Примерной образовательной программы ДО «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.

Цель программы – введение детей в мир общечеловеческой культуры через фундаментальные проблемы, которые ребенок самостоятельно «открывает» на основе мышления и творческого воображения в разных видах активной деятельности, расширяя жизненный опыт.

Программа направлена на развитие дошкольника по всем пяти направлениям, отраженным в федеральном государственном образовательном стандарте:
физическое развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
социально-коммуникативное развитие;

художественно-эстетическое развитие.

Многообразие методов и приемов, используемых в воспитательно-образовательном процессе в средней группе позволяют решить основные задачи, связанные с созданием условий по укреплению физического и психического здоровья детей, развитием индивидуальности, коммуникативной культуры и социальной активности ребенка в коллективной творческой деятельности, интеллектуальных способностей, воспитанием любви к природе, воспитанием основ безопасности жизнедеятельности. Единство воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста, позволяют достигнуть поставленной цели.

  1. В рабочую программу включено учебно-тематическое планирование образовательной работы с детьми на учебный год по основным направлениям развития ребенка, примерный план взаимодействия педагогов с родителями.
  2.  Рабочая программа старшей группы  общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет (4-й год обучения)
  3. смотреть ПРОГРАММУ

Рабочая программа старшей  группы соответствует основной образовательной программе ДОУ и учитывает рекомендации Примерной образовательной программы ДО «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.

программы представлено в виде раскрытия целей и задач воспитания и обучения, направлений педагогической деятельности, учебно-тематического планирования  по разделам.

Организация воспитательно-образовательной работы предполагает воспитание и обучение в процессе непосредственно-образовательной деятельности, в режимные моменты, в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня, а также направлена на поддержку детской индивидуальности. Методы и приемы работы с детьми обеспечивают динамичность процесса обучения и удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельной деятельности. Формы работы соответствуют возрастным особенностям развития детей 5-6 лет.

  • Рабочая программа направлена на развитие дошкольников по основным направлениям и решает задачи охраны здоровья, создания условий для развития двигательных навыков, развития речи, внимания, воображения, мышления, творческих способностей дошкольников, развитие индивидуальности каждого ребенка и уважение к детской личности.
  • программы позволяет достигнуть главной цели, отраженной в основной образовательной программе ДОУ, — введение детей в мир общечеловеческой культуры через фундаментальные проблемы, которые ребенок самостоятельно «открывает» на основе мышления и творческого воображения в разных видах активной деятельности, расширяя жизненный опыт.
  •  Рабочая программа старшей группы  общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет (5-й год обучения)
  • смотреть ПРОГРАММУ   
     

В основе рабочей программы по воспитанию, обучению и развитию детей старшего дошкольного возраста заложены цели и задачи развивающего обучения, соответствующие основной образовательной программе ДОУ и учитывает рекомендации Примерной образовательной программы ДО «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.

Одной из основных задач в подготовительной группе является создание условий для формирования психологической готовности старшего дошкольника к последующему успешному обучению в школе.

рабочей программы направлено на решение данной задачи, а также на развитие детей по основным направлениям: познавательному, речевому, физическому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, формированию основ экологической культуры, безопасного поведения в природе, быту, на улице и в транспорте.

  1. Развитие любознательности, познавательной активности, дружелюбия, коммуникативности, интеллектуальных и творческих способностей, умения работать индивидуально и в подгруппе реализуются через различные формы работы, соответствующие возрастным особенностям детей 6-7 лет.
  2. рабочей программы представлено учебно—тематическим планированием по основным направлениям развития дошкольников, зафиксированных в ФГОС ДО, примерным планом взаимодействия педагогов с родительской общественностью на текущий учебный год.
  3. Рабочая программа (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» для детей 3-7 лет, раздел «Музыка»)
  4. смотреть программу
  5. Рабочая программа описывает курс подготовки по музыкальному развитию детей дошкольного возраста от 2 до 8 лет в соответствии с возрастными, индивидуальными и психическими особенностями, на основе обязательного минимума содержания в разделе «Музыка» для ДОУ, с обновлением содержания по основной образовательной программе ДОУ  с направлениями работы дошкольного образовательного учреждения.

В программе представлено перспективное планирование для каждой возрастной группы по месяцам, объем образовательной нагрузки по возрастам в соответствии с требованиями СанПиН — 2.4.1.3049-13.

К программе прилагается план-график проведения праздничных мероприятий в ДОУ, примерные консультации для родителей и педагогов.

Читайте также:  Сенсорное развитие детей раннего и старшего дошкольного возраста (в том числе через игровую деятельность), пример конспекта занятия

Рабочая программа (образовательная область «Физическое  развитие » для детей 2-7 лет, раздел «Физическое развитие»)

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей физического и индивидуального развития детей дошкольного возраста педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с нормативными документами.

В данной рабочей программе представлена непосредственно-образовательная деятельность инструктора по физической культуре с детьми, разработанная на основе возрастных,индивидуальных и психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста.

НОД построена по общепринятой структуре и включает обучение основным видам движений,комплексы общеразвивающих упражнений с различными предметами и подвижные игры.

Источник: http://sad12sov39.ucoz.ru/index/obshheobrazovatelnaja_programma_madou/0-56

Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе

 В пособии предлагается ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы, составленное по Примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др.

(СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс») для подготовительной группы, разработанное на основе практического опыта по реализации ФГОС ДО к содержанию психолого-педагогической работы с детьми и организации образовательной деятельности ДОО.

 Применение развернутой табличной формы планирования, максимальное использование разнообразных видов детской деятельности и содержания разных образовательных областей в реализации единой, общей темы позволят педагогам последовательно и гармонично осуществлять воспитательно-образовательный процесс с учетом ФГОС дошкольного образования.

 Предназначено воспитателям, старшим воспитателям; полезно специалистам дошкольной педагогики, студентам педагогических учебных заведений.

 Введение

 В пособии представлено ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе, отражающее основное содержание программы «Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др. (СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014) и предполагающее реализацию основных положений ФГОС ДО.

 Программа «Детство» обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей.

 Три взаимосвязанные линии развития ребенка – линия чувств, линия познания, линия творчества – пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.

Девиз программы «Детство» – «Чувствовать – Познавать – Творить» – отражается в содержании каждого дня пребывания ребенка в детском саду, открывая ему радость общения, познания, роста собственных возможностей и самостоятельности.

 Планирование основывается на следующих положениях и принципах программы «Детство»:

  •  забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  •  создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  •  максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  •  творческая организация  процесса воспитания и обучения;
  •  вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  •  единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

 В соответствии с ФГОС ДО планирование построено на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной из которых и ведущим видом деятельности для них является игра, поэтому освоение содержания всех образовательных областей предусмотрено в игровой деятельности, а также в коммуникативной, двигательной, музыкальной, трудовой, изобразительной, познавательно-исследовательской деятельности. Предусмотрена такая организация воспитательно-образовательный процесса, чтобы каждый ребенок мог проявить свои качества, способности, предпочтения и получить удовольствие от совместной познавательной, творческой, игровой деятельности с детьми и педагогами.

 Модель развернутой табличной формы планирования  включает в себя содержание образования, развития и воспитания, осуществляемое в течение дня (организация утреннего приема, питания и сна, прогулки, деятельность детей во 2-й половине дня).

 В планировании выделена графа, демонстрирующая возможные «точки» интеграции, что позволит соотнести цели и содержание разных областей («Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие») избежать дублирования информации, построить интересные формы работы с детьми.

 По своему усмотрению педагог может вносить коррективы (дополнения, изменения), заполнив пустые колонки и строки в различных частях планирования, исходя из своего опыта, творческого подхода, индивидуальных особенностей детей, оснащенности дошкольной организации, национально-культурных, демографических, климатических особенностей, специфики дошкольной организации, приоритетного направления деятельности ДОО.

 В таблицах намеренно не определены дни недели, так как календарный месяц может начинаться не только с понедельника, а например, со среды или пятницы. Поэтому воспитатель самостоятельно вписывает день недели и календарную дату в предусмотренные в таблицах пустые графы.

 Пример заполнения:

1-й день, вторник, 1-е октября, 2013 г.

 Программа «Детство» предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка.

 Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в виде образовательных развивающих ситуаций, которые предполагают познавательное общение, совместную деятельность с воспитателем и активную самостоятельность детей, личностно ориентированный подход педагога.

В образовательных ситуациях предполагается творческая импровизация педагога, позволяющая превратить ситуацию в занимательную развивающую игру.

 В предлагаемом планировании определены темы организованной образовательной деятельности, а выбор форм ее реализации (занятие; игровая, практическая, проблемная, театрализованная развивающая образовательная ситуация, ситуация-инсценировка, ситуация-импровизация) остается за педагогом.

 Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе может проводиться как в первой, так и во второй половине дня.

В данной рабочей программе не предусмотрена сетка организованной образовательной деятельности, так как авторы пособия считают, что ее разработка должна осуществляться каждым ДОО самостоятельно с учетом специфики, приоритетного направления в деятельности дошкольной организации и иных условий функционирования ДОО.

 В пособии предлагается примерное планирование организованной образовательной деятельности (ООД) по освоению образовательных областей, определены темы, цели и литературные источники для освоения содержания каждой образовательной области.

Воспитатель, в соответствии с сеткой ООД, разработанной в ДОО, определяет даты проведения ООД и вносит их в соответствующие пустые графы таблиц из раздела «Планирование организованной образовательной (ООД) деятельности по освоению образовательных областей» данного пособия.

  •  В таблицах раздела «Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми» предусмотрены пустые строки в первой и второй половине дня для организованной образовательной деятельности.
  • Пример:
  • ОО ___________, тема ОС _________________, источник, автор _______________, с. ____

 Воспитатель определяет время проведения ООД (первая или вторая половина дня) и вписывает в пустые графы название образовательной области, осваиваемой в данный день недели (в соответствии с сеткой ООД, разработанной в ДОО), тему занятия (образовательной ситуации), название, фамилию автора, номер страницы используемого литературного источника. Педагог может использовать те образовательные ситуации, которые определены в разделе «Планирование организованной образовательной деятельности (ООД) по освоению образовательных областей» данного пособия, либо использовать иные образовательные ситуации, разработанные самостоятельно или подобранные в других источниках.

 Пример заполнения № 1:

 ОО «Физическое развитие», тема ОС «Мой друг – волан», источник, автор Физическое развитие детей 2–7 лет: сюжетно-ролевые занятия / авт.-сост. Е. И. Подольская. Волгоград: Учитель, 2012. С. 212.

 Пример заполнения № 2:

 ОО «Социально-коммуникативное развитие», тема ОС «День дружбы», источник, автор интернет-ресурс………, Иванова Л. И. С.      –        .

 Пример заполнения № 3:

 ОО «Социально-коммуникативное развитие», тема ОС «Мы вместе», источник, автор авторский конспект воспитателя Петровой З. В. С.       –        .

 Представленное планирование основано на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, в основу которого положена идея максимального использования разнообразных видов детской деятельности в реализации единой, общей темы, что соответствует принципу развивающего образования. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

 Авторы-составители пособия выражают благодарность авторскому коллективу кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена, создавшему обновленный вариант программы «Детство» (СПб.

: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014), являющейся инновационным общеобразовательным программным документом, и будут признательны авторам программы и коллегам-практикам за отзывы, замечания и рекомендации к предлагаемым материалам.

 

  1. Введение — 3
  2. Паспорт группы — 7
  3. Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми — 11
  4. Сентябрь — 11
  5. Октябрь — 57
  6. Ноябрь — 94
  7. Декабрь — 133
  8. Январь — 158
  9. Февраль — 185
  10. Март — 227
  11. Апрель — 262
  12. Май — 301
  13. Литература, рекомендуемая для планирования воспитательно-образовательной работы с детьми — 338
  14. Примерное планирование организованной образовательной деятельности (ООД) по освоению образовательных областей — 341
  15. План взаимодействия с семьями воспитанников — 412
  16. Комплексы упражнений утренней гимнастики — 419

Источник: http://razum.myinsales.ru/collection/posobiya-s-uchetom-fgos/product/rabochaya-programma-vospitatelya-ezhednevnoe-planirovanie-po-programme-detstvo-podgotovitelnaya-gupp

Рабочие программы педагогов

Рабочие программы педагогов

В МБДОУ «Детский сад № 12 «Журавлик» реализуются рабочие программы, разработанные педагогами детского сада в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Образовательной программой МБДОУ, учебным планом и годовым календарным учебным графиком.

Рабочие программы – это нормативный документ, структурная и функциональная единица воспитательно-образовательного пространства, характеризующая систему организации образовательной деятельности педагога.

Рабочие программы учитывают образовательные потребности, возможности и особенности развития воспитанников, систему отношений субъектов педагогического процесса и условия деятельности.

Разделы рабочих программ выстроены в соответствии с требованиями ФГОС ДО (Целевой раздел, Содержательный раздел, Организационный раздел).

Рабочие программы педагогов представлены в виде приложений к ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 12 «Журавлик»:

  • Приложение 1.1. Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 2-3 лет (1я младшая группа);
  • Приложение 1.2. Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет (2я младшая группа);
  • Приложение 1.3. Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет (средняя группа);
  • Приложение 1.4. Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет (старшая группа);
  • Приложение 1.5. Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет (подготовительная группа);
  • Приложение 1.6. Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыка»;
  • Приложение 1.7. Рабочая программа по образовательной области «Физическое развитие»;
  • Приложение 1.8. Рабочая программа педагога-психолога.
Группы/
возраст
Направленность/ срок реализации Аннотация
1я младшая группа
 (2-3 года)
Общеразвивающая
Срок реализации — 1 год
Рабочая  программа  1ой младшей группы для детей 3 -го года жизни.
Авторы: воспитатели Богданова А.Н., Воропаева М.А.
Рабочая программа построена на основе примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство», в соответствии с ФГОС ДОУ, ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 12 «Журавлик».
В раннем возрасте сохраняется прямая зависимость речевого развития от двигательного и познавательно-сенсорного. Именно поэтому речевое развитие детей осуществляется в единстве с познавательным.
В рабочую программу включено перспективно-тематическое планирование образовательной работы с детьми на учебный год по основным направлениям развития ребенка, примерный план взаимодействия педагогов с родителями.
2я младшая группа
(3 -4 года)
Общеразвивающая
Срок реализации — 1 год
Рабочая  программа 2ой младшей группы для детей 4  -го года жизни.
Авторы: воспитатели Зеленина Т.В., Косолапова Е.В.

  • Рабочая программа построена на основе примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство», в соответствии с ФГОС ДОУ, ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 12 «Журавлик».
  • Целью рабочей программы является: введение детей в мир общечеловеческой культуры через фундаментальные проблемы, которые ребенок самостоятельно «открывает» на основе мышления и творческого воображения в разных видах активной деятельности, расширяя жизненный опыт.
  • Данная цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, экспериментальной, художественной, конструктивной, двигательной, трудовой.
  • Программа решает следующие задачи:
  • забота о физическом здоровье, эмоциональном благополучии;
  • своевременное всестороннее развитие каждого ребенка;
  • создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • применение творческого подхода к процессу воспитания и обучения;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющей развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • обеспечение интеллектуального и творческого развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
  • развитие самостоятельности, инициативности.

программы представлено в виде перспективно-тематического планирования образовательной работы с детьми (на учебный год) по основным направлениям развития ребенка: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.

Средняя группа
(4 -5 лет)
Общеразвивающая
Срок реализации — 1 год
Рабочая  программа средней группы для детей 5 -го года жизни.
Авторы: воспитатели Лопатина О.В., Бердина Л.М.

  1. Рабочая программа построена на основе примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство», в соответствии с ФГОС ДОУ, ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 12 «Журавлик».
  2. Цель программы – введение детей в мир общечеловеческой культуры через фундаментальные проблемы, которые ребенок самостоятельно «открывает» на основе мышления и творческого воображения в разных видах активной деятельности, расширяя жизненный опыт.
  3. Программа направлена на развитие дошкольника по всем пяти направлениям, отраженным в Федеральном государственном образовательном стандарте:
  • физическое развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • художественно-эстетическое развитие.

Многообразие методов и приемов, используемых в воспитательно-образовательном процессе в средней группе позволяют решить основные задачи, связанные с созданием условий по укреплению физического и психического здоровья детей, развитием индивидуальности, коммуникативной культуры и социальной активности ребенка в коллективной творческой деятельности, интеллектуальных способностей, воспитанием любви к природе, воспитанием основ безопасности жизнедеятельности. Единство воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста, позволяют достигнуть поставленной цели.
В рабочую программу включено перспективно-тематическое планирование образовательной работы с детьми на учебный год по основным направлениям развития ребенка, примерный план взаимодействия педагогов с родителями.

Старшая группа № 3 и № 6
(5 -6 лет)
Общеразвивающая
срок реализации — 1 год
Рабочая  программа  старшей группы для детей 6 -го года жизни.
Авторы: воспитатели Хвостикова В.П., Бузенко М.В., Гребенец Г.П., Юдина Н.А.
Рабочая программа построена на основе примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство», в соответствии с ФГОС ДОУ, ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 12 «Журавлик».
Программа предлагает насыщенное образовательное содержание в соответствии с познавательными запросами современного ребенка. Ее реализация достигается путем приобщения ребенка к изобразительному искусству, музыке, детской литературе и родному языку, экологии, математике, игре.
программы направлено на решение основных задач:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • воспитание с учетом возрастных категорий детей, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • создание условий для осуществления квалифицированной коррекции недостатков речевого и психического развития детей;
  • развитие индивидуальности, коммуникативной культуры и социальной активности ребенка в коллективной творческой деятельности;
  • взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Решение данных задач способствует достижению цели — введение детей в мир общечеловеческой культуры через фундаментальные проблемы, которые ребенок самостоятельно «открывает» на основе мышления и творческого воображения в разных видах активной деятельности, расширяя жизненный опыт.
Воспитательно-образовательный процесс реализуется в различных видах деятельности: игровой, двигательной, экспериментальной, продуктивной, что четко отражено в модели дня старшего дошкольника. Учебная нагрузка соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13. Рабочая программа содержит перспективно-тематическое планирование по вариативной и инвариантной части в соответствии с основной образовательной программой ДОУ.

Подготовительная группа
(6-7 лет)
Общеразвивающая
срок реализации — 1 год
Рабочая  программа  подготовительной группы для детей 7 — го года жизни.
Авторы: воспитатели Тищенко Н.А., Иванова Э.В.
Рабочая программа построена на основе примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство», в соответствии с ФГОС ДОУ, ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 12 «Журавлик».
Одной из основных задач в подготовительной группе является создание условий для формирования психологической готовности старшего дошкольника к последующему успешному обучению в школе. рабочей программы направлено на решение данной задачи, а также на развитие детей по основным направлениям: познавательному, речевому, физическому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, формированию основ экологической культуры, безопасного поведения в природе, быту, на улице и в транспорте.
Развитие любознательности, познавательной активности, дружелюбия, коммуникативности, интеллектуальных и творческих способностей, умения работать индивидуально и в подгруппе реализуются через различные формы работы, соответствующие возрастным особенностям детей 6-7 лет.
рабочей программы представлено перспективно-тематическим планированием по основным направлениям развития дошкольников, зафиксированных в ФГОС ДО, примерным планом взаимодействия педагогов с родительской общественностью на текущий учебный год.
Возраст от 3 до 7 лет Физическое   развитие
срок реализации  — 1 год
Рабочая программа по образовательной области   «Физическое развитие»
Гринько О.В., инструктор по физической культуре
Программа по физической культуре обеспечивает решение задач, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей. Программа предполагает ежедневное проведение непосредственно  двигательной  деятельности  в первую и вторую половину дня. Объем программного материала непосредственно  двигательной  деятельности  учитывает основные физиологические особенности детей дошкольного возраста.
Возраст от 2 до 7 лет Музыкальное развитие
срок реализации — 1 лет
Рабочая программа по образовательной области Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыка»
Авторы: Шутько А.И., Занина Е.А., музыкальные руководители
Рабочая программа построена на основе примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство», в соответствии с ФГОС ДОУ, ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 12 «Журавлик».
Музыкальное воспитание в современной дошкольной педагогике по образовательной области «Музыка» рассматривается как средство развития у детей эмоциональной отзывчивости, процесс активизации музыкально-эстетического воспитания и развитие их творческих способностей. Осваивая эту область знаний, дети приобщаются к музыкальному искусству, к восприятию прекрасного, вызывая желание вслушиваться в настроение, интонацию музыки и характерные особенности музыкального образа.
Особенностью данного курса является активизация репродуктивного компонента музыкального мышления через творчество. Рабочая программа составлена с учетом интеграции образовательных областей.
раздела «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей 2-7 лет, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

  • Развитие музыкально–художественной деятельности: всестороннее развитие личностно-творческого потенциала ребенка, формирование его эстетической культуры. Выявление художественно-творческих устремлений на основе проблемных, поисковых методов обучения: беседы, игровой импровизации, наблюдения;
  • Приобщение к музыкальному искусству: раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутреннюю сферу человека, развитие музыкально-творческих способностей, развитие творческой активности через театральную деятельность;
  • Обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей;
  • Основное назначение рабочей программы:
  • Предоставить детям систему увлекательных занятий, позволяющих усвоить программу по разделу «Музыка».
  • Способствовать формированию музыкальных знаний, умений, навыков; накоплению впечатлений; спонтанному выражению творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях; импровизации; формированию умения понять образовательную задачу.
Возраст от 3 до 7 лет Психолого     -педагогическая Рабочая программа по психолого –педагогическому сопровождению детей в образовательном процессе педагога –психолога.
Лобанова А.Н., педагог –психолог 

  • Рабочая программа построена на основе примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство», в соответствии с ФГОС ДОУ, ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 12 «Журавлик».
  • Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.
  • Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по  основным  направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса  образования.
  • Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.   
  •   рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.
  • Цель программы определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением познавательно-речевого развития; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.
  • Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
  • предупреждать возникновение проблем развития ребенка;
  • оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития.
  • повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;
  • обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.

Таким образом, решение программных задач осуществляется  в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Источник: http://ds12.educrub.ru/?q=node/388

Ссылка на основную публикацию